Общие требования к бюджетной отчетности
Основным документом, содержащим требования к заполнению форм бухгалтерской отчетности и их представлению в контролирующие органы бюджетными и автономными учреждениями, является соответствующая инструкция, утвержденная приказом Минфина от 25.03.2011 № 33н (актуальная редакция — от 01.12.2022).
О ведении бухучета в бюджетных организациях читайте здесь.
Отчетным годом для бюджетников является календарный год: с 1 января по 31 декабря. Годовая отчетность формируется на 1 января года, следующего за отчетным. Также они составляют промежуточную отчетность (пп. 2 и 3 Инструкции № 33н по бюджетному учету):
- месячную — на первое число месяца, следующего за отчетным;
- квартальную — по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года.
Сдается отчетность в вышестоящий государственный орган — учредитель в установленную им дату (эта дата зависит от отчетного срока, который установлен для самого учредителя). В общем случае отчетность формируется в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. При отсутствии возможности составления электронной отчетности или если этого требует закон, оформляется бумажный вариант. Днем представления отчетности считается дата ее отправки по ТКС либо дата фактической передачи по назначению на бумажном носителе.
Перечень форм бюджетной отчетности приведен в приложениях к Инструкции № 33н. В их числе присутствует и форма 723 (или 0503723), о которой мы поговорим далее.
Информацию о том, как бюджетники должны отчитываться в налоговую службу, вы найдете в этой статье.
Отражение движения денежных средств на счетах учета
Форма 0503723, представляющая собой отчет о движении денежных средств (ОДДС), предоставляет пользователю информацию о том, как учреждение осуществляет управление денежными потоками. Из него можно увидеть основные статьи притока и оттока ДС учреждения, что дает основания для корректировки методов управления денежными потоками. Для бюджетников не всегда актуально сравнение прибыли и наличия денег, однако проверяющие органы и другие пользователи отчетности могут сравнить траты денег похожих учреждений и выявить, есть ли среди них необоснованные (нецелевое использование), или найти пути экономии и перенаправления потоков для других целей.
Для того чтобы корректно заполнить ОДДС, необходима полная аналитическая информация. Для этого используются забалансовые счета 17 «Поступления ДС на счета учреждения», 18 «Выбытия ДС со счетов учреждения». Они являются дополнительными к балансовым счетам 020100000 «ДС учреждения» и 021003000 «Расчеты с финансовым органом по наличным ДС». На них отражаются транзакции по всем счетам учреждения — банковским и лицевым, которые открыты финансовым органом, движение наличных денег, а также денег, выданных из бюджета. Аналитика проводится по кодам КОСГУ.
В 2022 году (то есть с отчетности за 2021 год) обновили формы бюджетной отчетности, скорректировали порядок их заполнения. В основном новшества связаны с изменениями в правилах учета нематериальных активов и матзапасов, порядке применения КОСГУ. Подробнее о нововведениях узнайте в Обзоре от экспертов КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к правовой системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Записи на забалансовых счетах делаются по простой схеме — только по дебету или только по кредиту. На счете 17 фиксируется приход ДС или возврат этих поступлений. Поступления записываются по дебету счета, возврат — также по дебету, но со знаком «минус». Выбытие показывается по кредиту счета 18, а восстановление ДС — по кредиту со знаком «минус».
О правилах, на которых базируется бухучет в бюджетных учреждениях, читайте в материале «Правила ведения бухучета в бюджетных организациях».
Пример
За проведение образовательного семинара узкой направленности на счет бюджетного учреждения поступили ДС от заказчика в сумме 150 000 руб. Для проведения семинара были заказаны буклеты с информацией по теме, которые стоили 10 000 руб. Учреждение оплатило их после получения.
Описание |
Дт |
Кт |
Сумма, руб. |
Поступили ДС от проведения семинара |
020121510 «Поступления ДС учреждения на счета в кредитной организации» |
020531660 «Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг» |
150 000 |
17 «Поступления ДС на счета учреждения» |
150 000 |
||
Оплачены буклеты поставщику |
030226730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам» |
020121610 «Выбытия ДС учреждения со счетов в кредитной организации» |
10 000 |
18 «Выбытия ДС со счетов учреждения» |
10 000 |
Особенности заполнения формы 0503723
Форму 0503723 бюджетники сдают дважды в год: за полугодие (на 1 июля) и за год в следующие сроки:
- полугодовую — не позднее, чем за 5 рабочих дней до даты представления аналогичного отчета, установленной учредителю;
- годовую — не позднее, чем за 10 рабочих дней до даты представления учредителем годовой отчетности.
С отчетности за 2021 год она составляется на новом бланке — в редакции приказа Минфина от 11.06.2021 № 81н, скачать который можно бесплатно, кликнув по картинке ниже:
Форма бюджетной отчетности 0503723 (ОДДС)
Скачать
Образец заполнения с комментариями вы можете скачать в КонсультантПлюс, получив бесплатный пробный доступ к системе:
Отчет по форме 0503723 состоит из 4 разделов:
- поступления;
- выбытия;
- изменение остатков средств;
- аналитическая информация по выбытиям.
ОДДС для бюджетных и автономных организаций похож на ОДДС для негосударственных организаций тем, что потоки ДС рассматриваются по видам деятельности: текущая, инвестиционная, финансовая. Также приход и расход должны быть показаны за минусом возвратов.
Первые два раздела показывают положительные (поступления) и отрицательные (выбытия) денежные потоки субъекта. Заполняются они на основании аналитики по забалансовым счетам 17 и 18 в разрезе кодов КОСГУ. Здесь отражаются все движения по счетам учета денежных средств в кассе, на лицевых счетах в казначействе или на расчетных в банках, в пути (201.11, 201.21, 201.26, 201.27, 201.34, 210.03). Для удобства заполнения формы 723 учреждение может вести дополнительную аналитику на счетах 17, 18, поскольку в отчете должна раскрываться более детальная информация, чем по кодам КОСГУ.
В 3-м разделе показывается, как изменились (выросли или уменьшились) остатки ДС без их движения, а также влияние пересчета ДС в валюте на их величину (курсовая разница).
4-й раздел предназначен для детальной расшифровки выбытий по текущей и инвестиционной деятельности по кодам бюджетной классификации. Например, если учреждение добровольно уплачивает санкции по 44-ФЗ, используется 853 КВР расшифровка «Уплата иных платежей».
Как отразить уплату неустойки, предъявленной учреждению в случае неисполнения обязательств по закону 44-ФЗ, детально разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры.
О том, что составляет основу учетной политики бюджетного учреждения, читайте в статье «Пример учетной политики в бюджетном учреждении (нюансы)».
См. также: «Рабочий план счетов бюджетного учета на 2023 год».
Итоги
Форма 0503723 бюджетной отчетности отражает движение денежных средств бюджетников. Сдается она дважды: за полугодие и за год. Для ее заполнения бухгалтер должен вести детальную аналитику по забалансовым счетам 17 и 18, открытым в дополнение к счетам учета ДС.
02.07.2020
Отчет о движении денежных средств (ф. 0503723) составляется и представляется бюджетными и автономными учреждениями в составе отчетности на 1 июля и 1 января. При заполнении данной формы необходимо руководствоваться Инструкцией № 33н и СГС «Отчет о движении денежных средств». В консультации напомним основные правила ее составления с учетом методических рекомендаций по применению указанного стандарта, доведенных в Письме Минфина РФ от 31.08.2018 № 02-06-07/62483.
В отчете (ф. 0503723) отражается информация о поступлении и выбытии денежных средств в рублях и иностранной валюте, эквивалентов денежных средств, а также об изменении остатков денежных средств по всем видам деятельности.
Для справки: под эквивалентами денежных средств понимаются вложения в высоколиквидные финансовые инструменты со сроком погашения не более трех месяцев, легко обратимые в заранее известные суммы денежных средств и подверженные незначительному риску изменения стоимости. В частности, к ним относятся денежные средства, размещенные на депозитных счетах по договору банковского вклада на условиях возврата вклада по истечении определенного договором срока на период, не превышающий трех месяцев.
К поступлениям и выбытиям денежных средств и их эквивалентов не относятся:
– операции по управлению остатками денежных средств, включая платежи и поступления денежных средств, связанные с вложением их в эквиваленты денежных средств, погашением эквивалентов денежных средств и обменом одних эквивалентов денежных средств на другие эквиваленты денежных средств (за исключением доходов или расходов, возникших от таких операций);
– валютно-обменные операции (за исключением доходов или расходов, возникших от таких операций);
– операции по возврату дебиторской задолженности прошлых лет;
– операции с денежными обеспечениями;
– операции со средствами во временном распоряжении;
– операции по расчетам с филиалами и обособленными структурными подразделениями или между обособленными подразделениями одного субъекта отчетности;
– иные аналогичные платежи и поступления, изменяющие состав денежных средств или эквивалентов денежных средств, но не изменяющие их общую сумму, в том числе получение наличных со счета в банке, перечисление денежных средств с одного счета на другой счет того же субъекта отчетности.
Данные операции в отчете (ф. 0503723) обособляются от денежных потоков по поступлениям и выплатам и отражаются в разд. 3 «Изменение остатков средств».
Общие требования к составлению отчета
Отчет (ф. 0503723) содержит следующие разделы:
– 1 «Поступления»;
– 2 «Выбытия»;
– 3 «Изменение остатков средств»;
– 4 «Аналитическая информация по выбытиям».
Показатели отчета заполняются в разрезе кодов КОСГУ на основании данных из бухгалтерского учета по видам поступлений и выбытий, отраженных на забалансовых счетах 17 «Поступления денежных средств», 18 «Выбытия денежных средств», открытых к счетам:
– 0 201 11 000 «Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе Казначейства»;
– 0201 21 000 «Денежные средства учреждения на счетах в кредитной организации»;
– 0 201 22 000 «Денежные средства учреждения, размещенные на депозиты в кредитной организации» (операции по данному счету могут быть только у автономных учреждений);
– 0 201 23 000 «Денежные средства учреждения в кредитной организации в пути»;
– 0 201 26 000 «Денежные средства учреждения на специальных счетах в кредитной организации»;
– 0 201 27 000 «Денежные средства учреждения в иностранной валюте на счетах в кредитной организации»;
– 0 201 34 000 «Касса»;
– 0 210 03 000 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам».
В отчете (ф. 0503723) подлежат отражению чистые поступления или выбытия денежных средств, то есть с учетом возвратов, произведенных в отчетном периоде.
Пример 1.
Бюджетное учреждение спорта в текущем году заключило договоры с физическими лицами на посещение тренажерного зала и бассейна (годовые абонементы) на сумму 1 200 000 руб. Договорами предусмотрены следующие условия:
– предоплата 100%;
– возможность расторжения договора по заявлению потребителя услуг;
– возврат денежных средств при досрочном расторжении договора в размере доли, приходящейся на неистекший срок действия договора.
В период пандемии некоторые договоры по заявлению потребителей были расторгнуты, часть авансовых платежей в сумме неоказанных услуг (350 000 руб.) была возвращена в текущем финансовом году учреждением физическим лицам.
В разделе 1 «Поступления» отчета (ф. 0503723) по подстатье 131 КОСГУ будет отражена сумма 850 000 руб. (1 200 000 – 350 000).
Особенности заполнения разделов 1 и 2
Согласно СГС «Отчет о движении денежных средств» денежные потоки в разд. 1, 2 отчета (ф. 0503723) детализируются исходя из их экономической сущности следующим образом:
– поступления (выбытия) по текущим операциям – к ним относятся операции, которые связаны с реализацией учреждением возложенных на него полномочий или функций и которые не классифицируются как инвестиционные или финансовые (группировочные коды 100, 200 КОСГУ);
– поступления (выбытия) по инвестиционным операциям – приобретение (создание) и реализация основных средств и нематериальных активов, приобретение и реализация непроизведенных активов, финансовых инструментов, не относящихся к эквивалентам денежных средств, предоставление заимствований и их погашение (группировочные коды 400, 600, 300, 500 КОСГУ, а также расходы по подстатье 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений» КОСГУ, увеличивающие стоимость объектов основных средств);
– поступления (выбытия) от финансовых операций – операции, которые приводят к изменениям в размере и составе заемных средств субъекта отчетности (группировочные коды 700, 800 КОСГУ).
При классификации денежных потоков следует учитывать профессиональное суждение исходя из экономического содержания операций, вызывающих денежные потоки.
Если одна и та же хозяйственная операция включает в себя денежные потоки, которые относятся к разным видам потоков, то в отчете (ф. 0503723) такие потоки показываются раздельно. Например, уплата единого платежа по договору займа включает:
– уплату процентов – эту сумму следует отражать в составе текущих операций (подстатья 231 или 232 КОСГУ);
– уплату основного долга – в составе финансовых операций (подстатья 810 или 820 КОСГУ).
Если денежные потоки исходя из экономического содержания не могут быть однозначно классифицированы в соответствии с требованиями СГС «Отчет о движении денежных средств», они классифицируются как денежные потоки от текущих операций.
От денежных потоков по текущим, инвестиционным и финансовым операциям обособляются операции по управлению остатками денежных средств, к которым относятся операции по привлечению и возврату денежных средств, находящихся на лицевом счете и в кассе субъекта отчетности, осуществляемые в рамках управления ликвидностью денежных средств, включая операции по вложению денежных средств в эквиваленты денежных средств и погашению эквивалентов денежных средств.
Пример 2.
Учреждение спорта в рамках субсидии на осуществление капитальных вложений производит расходы по договору на разработку проектно-сметной документации для проведения реконструкции спортивного сооружения по подстатье 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений» КОСГУ в сумме 500 000 руб. Договор заключен с коммерческой организацией.
Расходы на разработку проектно-сметной документации для проведения реконструкции спортивного учреждения относятся на увеличение стоимости данного объекта.
В бухгалтерском учете сформированы следующие записи:
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Отражены капитальные вложения в объект основных средств (спортивное сооружение) |
6 106 21 310 |
6 302 28 734 |
500 000 |
Отражена оплата по договору на разработку проектно-сметной документации для проведения реконструкции спортивного сооружения |
6 302 28 834 |
6 201 11 610 |
500 000 |
Поскольку расходы по договору (по подстатье 228 КОСГУ) относятся на увеличение стоимости спортивного сооружения, они будут отражены в отчете (ф. 0503723) в разд. 2 «Выбытия» в подразделе «Инвестиционные операции», а не в подразделе «Текущие операции».
Пример 3.
Автономное учреждение спорта заключило договор банковского вклада на условиях выдачи вклада по первому требованию и открыло депозитный счет в банке на сумму 600 000 руб. Условиями договора предусмотрено ежемесячное начисление процентов на сумму вклада в размере 3,6% годовых.
Средства, размещенные на депозитном счете с условием выдачи вклада по первому требованию, признаются эквивалентами денежных средств и учитываются на счете 2 201 22 000.
В бухгалтерском учете отражены следующие операции:
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Перечислены денежные средства с лицевого счета на депозитный счет (на основании договора банковского вклада) |
2 201 22 510 |
2 201 11 610 |
600 000 |
Начислены проценты по вкладу (ежемесячно на основании договора банковского вклада) 600 000 руб. х (3,6% / 12 мес.) |
2 201 22 510 |
2 401 10 124 |
1 800 |
В отчете (ф. 0503723) необходимо отделять денежные потоки, генерирующие поступления и выбытия денежных средств и их эквивалентов, от иных денежных потоков.
Так, заключение договора банковского вклада на условиях выдачи вклада по первому требованию и перечисление денежных средств с лицевого счета, открытого в территориальном органе Федерального казначейства, на депозитный счет в коммерческом банке не приводят к поступлению или выбытию денежных средств и отражаются в разделе 3 «Изменение остатков средств». При этом начисленные проценты по вкладу генерируют денежные потоки по поступлению средств, они отражаются в составе текущих операций в разделе 1 «Поступления».
Порядок заполнения разделов 3 и 4
В разделе 3 отчета (ф. 0503723) отражаются увеличение и уменьшение остатков денежных средств по текущим, инвестиционным, финансовым операциям с учетом возвратов, а также операции, не относящиеся к поступлениям и выбытиям денежных средств и их эквивалентов (приведены выше), в следующем порядке:
Графы 4, 5 разд. 3 |
Показатели изменений остатков средств |
Порядок заполнения |
4000 |
Показатель изменения остатков без учета операций, не относящихся к поступлениям и выплатам, а также движения денежных средств при управлении остатками |
Разность показателя строки 5000 и суммы строк 4100, 4600 |
По операциям с денежными средствами, не относящимся к поступлениям и выбытиям |
||
4100 |
Итоговый показатель операций с денежными средствами, не относящихся к поступлениям и выбытиям |
Сумма строк 4200, 4300, 4400, 4500 |
4200 |
Итоговый показатель изменений остатков, связанных с возвратом дебиторской задолженности прошлых лет |
Сумма строк 4210, 4220 |
4210 |
Сумма поступлений от возврата дебиторской задолженности прошлых лет (восстановления кассовых расходов прошлых лет) |
Данные по статье 510 КОСГУ в части указанных поступлений. |
4220 |
Сумма возвратов (выбытий от возвратов) остатков субсидий прошлых лет |
Данные по статье 610 КОСГУ в части указанных выбытий. |
4300 |
Итоговый показатель изменений по операциям с денежным обеспечением |
Сумма строк 4310, 4320 |
4310 |
Сумма поступлений от возврата денежных обеспечений, ранее перечисленных в соответствии с действующим законодательством |
Данные по статье 510 КОСГУ в части указанных поступлений. |
4320 |
Сумма перечисленных денежных обеспечений |
Данные по статье 610 КОСГУ в части указанных перечислений. |
4400 |
Итоговый показатель операций со средствами во временном распоряжении |
Сумма строк 4410, 4420 |
4410 |
Сумма денежных средств, поступивших во временное распоряжение |
Данные по статье 510 КОСГУ в части указанных поступлений. |
4420 |
Сумма денежных средств во временном распоряжении, возвращенных владельцу или перечисленных по назначению |
Данные по статье 610 КОСГУ в части указанных перечислений. |
4450 |
Итоговый показатель по расчетам с филиалами и обособленными подразделениями |
Сумма строк 4510, 4520 |
4510 |
Поступление денежных средств от обособленных структурных подразделений |
Данные по статье 510 КОСГУ в части указанных поступлений. |
4520 |
Перечисление денежных средств в обособленные структурные подразделения |
Данные по статье 610 КОСГУ в части указанных перечислений. |
Изменение остатков при управлении остатками |
||
4600 |
Итоговый показатель изменения остатков при управлении остатками |
Сумма строк 4610 – 4640 |
4610 |
Поступление денежных средств на депозитные счета |
Данные по статье 510 КОСГУ в части указанных поступлений. |
4620 |
Выбытие денежных средств с депозитных счетов |
Данные по подстатье 610 КОСГУ в части указанных выбытий. |
4630 |
Поступление денежных средств при управлении остатками |
Показатель отражается с учетом показателей по поступлениям денежных средств, отраженных на забалансовом счете 17, открытом к счету 0 304 06 000, в части операций по привлечению денежных средств в рамках покрытия кассового разрыва при исполнении обязательства в пределах остатка денежных средств на лицевом счете учреждения (заимствование средств между видами деятельности) (по статье 510 КОСГУ). |
4640 |
Выбытие денежных средств при управлении остатками |
Данный показатель формируется с учетом показателей по выбытиям денежных средств, отраженным на забалансовом счете 18, открытом к счету 0 304 06 000, в части операций по привлечению денежных средств в рамках покрытия кассового разрыва при исполнении обязательства в пределах остатка денежных средств на лицевом счете учреждения (заимствование средств между видами деятельности) (по статье 610 КОСГУ). |
Изменение остатков средств, всего |
||
5000 |
Итоговый показатель изменений остатков средств |
Сумма строк 5010, 5020, 5030 |
5010 |
Показатель изменений за счет увеличения денежных средств |
Сумма показателей, отраженных по строке 710 графы 9 отчета (ф. 0503737), представленного на отчетную дату, и поступления денежных средств во временное распоряжение, без учета некассовых операций (статья 510 КОСГУ). |
5020 |
Показатель изменений за счет уменьшения денежных средств |
Сумма показателей по строкам 720 графы 9 отчета (ф. 0503737), представленного на отчетную дату, и показателя выбытия денежных средств во временном распоряжении, без учета некассовых операций (статья 610 КОСГУ). |
5030 |
Результат пересчета денежных средств в иностранной валюте в валюту РФ, производимого для целей бухгалтерского учета (курсовая разница) |
Данные по подстатье 171 КОСГУ. Положительная курсовая разница отражается со знаком плюс, отрицательная курсовая разница – со знаком минус |
Пример 4.
Автономное учреждение спорта в прошлом году заключило контракт на поставку спортивного оборудования. С лицевого счета, открытого в ОФК, был перечислен аванс в размере 30% на счет поставщика в сумме 300 000 руб. Поставщик не выполнил условия контракта и в текущем году возвратил ранее полученный аванс в полном объеме.
В отчете (ф. 0503723) за прошлый год оплата аванса отражена в разд. 2 «Выбытия» (по статье 310 КОСГУ) как денежные потоки по выбытию в рамках инвестиционных операций.
В отчете (ф. 0503723) за текущий год возврат аванса следует отразить в разд. 3 «Изменение остатков средств» как возврат дебиторской задолженности прошлых лет.
В разделе 4 отчета (ф. 0503723) отражается информация в части выбытий по текущим операциям и инвестиционным операциям, детализированная по аналитическим кодам бюджетной классификации (по строкам 2200, 3200 разд. 2).
Раскрытие информации в пояснениях к бухгалтерской отчетности
В пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности в отношении показателей отчета (ф. 0503723) раскрытию подлежит следующая информация (п. 19 СГС «Отчет о движении денежных средств»):
1) в составе информации об учетной политике – используемые подходы для определения структуры денежных средств и эквивалентов денежных средств, для классификации денежных потоков, не указанные в СГС «Отчет о движении денежных средств», для осуществления пересчета в рубли величины денежных потоков в иностранной валюте и другие пояснения, необходимые для понимания информации, представленной в отчете;
2) состав денежных средств и их эквивалентов;
3) обоснование выявленных отклонений:
– при сверке сумм денежных средств и эквивалентов денежных средств, отраженных в отчете (ф. 0503723), со статьей «Денежные средства и эквиваленты денежных средств» бухгалтерского баланса и иных отчетов, содержащих информацию об остатках и изменениях денежных средств и эквивалентов денежных средств;
– при сверке суммы денежных потоков от текущих операций, представленной в отчете (ф. 0503723), и чистого операционного результата, отраженного в отчете о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121), – по решению органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, и (или) финансового органа.
Гришакова О.,
эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Сроки представления отдельными лицами консолидированной бюджетной отчетности в 2023 году установлены Приказом Казначейства России от 22.08.2022 N 24н. Также см. дополнительные критерии по раскрытию информации при составлении и представлении в 2023 году бюджетной отчетности, консолидированной бюджетной отчетности и консолидированной бухгалтерской отчетности.
Применяется — с отчетности 2022 года
Утверждена — Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 N 33н
Скачать форму отчета о движении денежных средств учреждения:
— в MS-Excel
Образец заполнения отчета о движении денежных средств учреждения >>>
Материалы по заполнению отчета о движении денежных средств учреждения:
— Приказ Минфина РФ от 25.03.2011 N 33н
— «Годовой отчет для бюджетных учреждений — 2022» (под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева) («БиТуБи», 2022)
— «Годовой отчет для автономных учреждений — 2022» (под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева) («БиТуБи», 2022)
— «Годовой отчет для учреждений образования — 2022» (под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева) («БиТуБи», 2022)
— «Годовой отчет для учреждений здравоохранения — 2022» (под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева) («БиТуБи», 2022)
— Статья: Особенности формирования бухгалтерской отчетности АУ за I полугодие 2022 года (Петрова Е.) («Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение», 2022, N 7)
Архивные формы отчета о движении денежных средств учреждения:
— отчет о движении денежных средств учреждения с отчетности на 1 октября 2021 года до отчетности 2022 года
— отчет о движении денежных средств учреждения с отчетности за полугодие 2019 года до отчетности на 1 октября 2021 года
— отчет о движении денежных средств учреждения с отчетности за 2018 год до отчетности за полугодие 2019 года
— отчет о движении денежных средств учреждения с отчетности за I квартал 2016 год до отчетности за 2018 год
—————————————-
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Форма 0503723 инструкция по заполнению в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с пунктом 8 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством РФ средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования) в порядке, установленном законодательством РФ (за исключением случаев, установленных данным Законом).
О правилах, на которых базируется бухучет в бюджетных учреждениях, читайте в материале «Правила ведения бухучета в бюджетных организациях».
В Постановлении 1352 разъясняется, необходимо ли заказчику по 223-ФЗ отчитываться по результатам закупок у субъектов МСП, — да, с 01.01.2022 все заказчики, которые работают по закону о закупках отдельными видами юрлиц (за исключением заказчиков — МСП), учитывают особенности по Постановлению № 1352. А отчитываются о таких обязанностях организации в срок до 01.02.2023.
Подробный обзор проектов приказов поможет разобраться с грядущими изменениями в учете и отчетности, а также сроками их применения.
Анонсы 30 ноября 2022 Тема: «Особенности договоров о передаче недвижимости». Лекторы: В.В. Витрянский, Е.А.
Согласно пункту 21 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета (утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н), для отражения органами Федерального казначейства, финансовыми органами субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) операций, осуществляемых в рамках кассового обслуживания бюджетных учреждений, автономных учреждений, иных некоммерческих организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса, в части операций с собственными средствами учреждения (организации) (КФО 2), средствами во временном распоряжении (КФО 3) и субсидией на выполнение государственного (муниципального) задания (КФО 4), учитываемых на лицевом счете учреждения (организации), применяется единый КФО — 8 (средства некоммерческих организаций на лицевых счетах).
Для учета операций, осуществляемых с данными средствами, в органах Федерального казначейства открываются и ведутся следующие виды лицевых счетов:
Проведение кассовых операций за счет средств бюджетных и автономных учреждений осуществляется органами Федерального казначейства, финансовыми органами от имени и по поручению учреждений в пределах остатка средств, поступивших учреждениям. Именно для большего маневра в использовании средства из разных источников учитываются на одном лицевом счете.
В соответствии с Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета (утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н) в бухгалтерском учете операции по временному заимствованию средств из одного источника для проведения кассовых операций другого источника отражаются в корреспонденции со счетом 304 06 «Расчеты с прочими кредиторами» (см. письмо Минфина России от 01.07.2015 № 02-07-07/38257 (Пример 4), письмо Минфина России № 02-02-04/67438, Казначейства России № 42-7.4-05/5.1-805 от 25.12.2014 (с изменениями от 03.02.2015)).
Для автономных учреждений Федеральным законом от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» даже предусмотрено временное заимствование с отдельных счетов автономного учреждения (открываются для расходов по средствам целевых субсидий (КФО 5) и субсидий на капитальные вложения (КФО 6)): средства, учтенные на отдельных лицевых счетах автономных учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований, могут быть направлены на возмещение кассовых расходов, произведенных учреждениями со счетов, открытых им в кредитных организациях, или с лицевых счетов автономных учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований для учета операций со средствами, получаемыми автономными учреждениями от приносящей доход деятельности, и со средствами, поступающими автономным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ (п. 3.7 ст. 2 Закона № 174-ФЗ).
Бухгалтерские записи по отражению временного заимствования средств из иного источника приведены в Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н:
Выдержка из документа
«привлечение (восстановление) за счет поступлений текущего финансового года средств, полученных бюджетным учреждением по соответствующему виду финансового обеспечения (деятельности) (далее — источник финансового обеспечения), направленных в пределах остатка средств на лицевом счете бюджетного учреждения на исполнение обязательства, принятого бюджетным учреждением в рамках иного вида финансового обеспечения (деятельности) (далее — иной источник финансового обеспечения, привлеченный на исполнение обязательства), отражаются на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833) по дебету счета 0 201 11 510 „Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства» и кредиту счета 0 304 06 730 „Увеличение расчетов с прочими кредиторами»»
п. 72 Инструкции № 174н
«уменьшение остатка средств по соответствующему виду финансового обеспечения при привлечении (восстановлении) учреждением средств в пределах остатка на его лицевом счете отражается по кредиту счета 0 201 11 610 „Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства» и дебету счета 0 304 06 830 „Уменьшение расчетов с прочими кредиторами». Указанные записи отражаются одновременно с корреспонденциями, предусмотренными абзацем семнадцатым пункта 72 настоящей Инструкции»
п. 73 Инструкции № 174н
Отчет об обязательствах учреждения (ф. 0503738)
Данная форма отчета, как и порядок ее заполнения, не претерпели изменений. Новым является внесение в п. 48 Инструкции N 33н следующего уточнения: при формировании разд. «Обязательства текущего (отчетного) финансового года по расходам» и «Обязательства текущего (отчетного) финансового года по выплатам источников финансирования дефицита учреждения» учреждения отражают показатели в графе 5 «Принимаемые обязательства» на основании данных по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 502 17 000, включая обязательства, принимаемые на основании извещений об осуществлении закупок (приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя)) при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и отражаемые на счете 0 502 17 000 в сумме кредитовых остатков по счету.
Операции по инкассации денежных средств при отзыве лицензии у банка
В случае отзыва ЦБ РФ у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций инкассированные денежные средства, по которым отсутствует выписка банка о зачислении на банковский счет, отражаются в отчете (ф. 0503737) следующим образом (п. 2.2 Письма № 07-04-05/02-308):
Номер строки, графы |
Информация, отражаемая по строке, графе |
Операции выбытия денежных средств из кассы учреждения при инкассации отражаются в разделе 3 «Источники финансирования дефицита средств учреждения» |
|
Графа 6 строки 731 |
Показатель отражается со знаком плюс (в шаблоне формы, приведенной к письму, отмечено, что данный показатель указывается со знаком минус) |
Графа 6 строки 710 |
Показатель отражается со знаком минус |
Графа 7 строки 732 |
Показатель приводится со знаком минус (в шаблоне формы к письму указано, что данный показатель отражается со знаком плюс) |
Графа 7 строки 720 |
Показатель отражается со знаком плюс |
Операции списания инкассированных денежных средств, по которым отсутствует выписка банка о зачислении на банковский счет, при отзыве ЦБ РФ у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций |
|
Раздел 2 «Расходы учреждения» графы 6 |
Показатель отражается по коду аналитики 853 «Уплата иных платежей» |
Раздел 3 «Источники финансирования дефицита средств учреждения» графы 6 строки 720 |
Показатель приводится со знаком плюс |
Графа 9 строки 730 |
Показатель равен нулю |
Письмо Минфина России, Федерального казначейства от 23 марта 2021 г. N 02-06-07/21091/07-04-05/02-6050 “О дополнительных критериях по раскрытию информации при составлении и представлении в 2021 году месячной и квартальной бюджетной отчетности, консолидированной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений главными администраторами средств федерального бюджета и сроках представления такой отчетности”
Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 N 191н;
Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.03.2011 N 33н;
Инструкции о порядке составления и представления дополнительных форм годовой и квартальной бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета, утвержденной приказом Минфина России от 01.03.2016 N 15н,
а также с учетом критериев раскрытия информации в бюджетной (бухгалтерской) отчетности согласно приложению к настоящему письму.
Представление консолидированной бюджетной (бухгалтерской) отчетности главными администраторами средств федерального бюджета осуществляется не позднее сроков, установленных приказом Федерального казначейства от 30.11.2020 N 36н «О сроках представления главными распорядителями средств федерального бюджета, главными администраторами доходов федерального бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета консолидированной месячной, квартальной и годовой бюджетной отчетности, консолидированной квартальной и годовой бухгалтерской отчетности федеральных бюджетных и автономных учреждений в 2021 году».
Главными администраторами средств федерального бюджета, которым в 2021 году выделялись средства из резервного фонда Правительства Российской Федерации (или осуществлялось использование средств фонда, выделенных в предыдущие периоды) представляется информация об использовании средств резервного фонда Правительства Российской Федерации в соответствии с приказом Минфина России от 04.02.2021 N 12н года по состоянию на 01.04.2021, 01.07.2021, 01.10.2021 в период с 20 по 26 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Обращаем внимание, что в части сведений, не составляющих государственную тайну, Федеральным казначейством в ПУИО ГИИС «Электронный бюджет» осуществляется предварительное заполнение отдельных показателей указанных отчетов.
В целях обеспечения достоверности бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета о ходе исполнения бюджета, в том числе о принимаемых обязательствах, а также об объемах дебиторской и кредиторской задолженности, при установлении сроков предоставления отчетности подведомственными получателями бюджетных средств, бюджетными и автономными учреждениями, главным администраторам средств бюджета следует учитывать сроки предоставления контрагентами первичных учетных документов, являющихся основанием для отражения в учете операций по принятым денежным обязательствам и кредиторской задолженности, сложившиеся в рамках обычаев делового оборота.
Обращаем внимание, что раскрытие данных в бюджетной (бухгалтерской) отчетности осуществляется по действующей бюджетной классификации с учетом порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципов назначения, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.06.2019 N 85н, кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2021 год (на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов), утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 08.06.2020 N 99н, а также правил применения кодов классификации операций сектора государственного управления, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.11.2017 N 209н.
Главные администраторы средств федерального бюджета, представляющие отдельные формы сводной отчетности по сведениям, содержащим государственную тайну, представляют отдельную Пояснительную записку (ф. 0503160), Пояснительную записку к балансу учреждения (ф. 0503760), в которой указывают только ту информацию, которая непосредственно касается сведений, содержащих государственную тайну.
Заместитель Министра финансов Российской Федерации | И.А. Окладникова |
Инструкция: заполняем форму 11 об основных фондах в Росстат
55.1. Отчет о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723) (далее — Отчет (ф. 0503723) составляется и представляется по состоянию на 1 июля, 1 января года, следующего за отчетным, и содержит данные о движении денежных средств на счетах учреждений в рублях и иностранной валюте, открытых в подразделениях Банка России, в кредитных организациях, органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджета, а также в кассе учреждения, в том числе средств во временном распоряжении.
Отчет (ф. 0503723) составляется в разрезе кодов КОСГУ, на основании аналитических данных по видам поступлений и выбытий, отраженным на забалансовых счетах 17 «Поступления денежных средств», 18 «Выбытия денежных средств», открытых к счетам 020111000 «Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства», 020121000 «Денежные средства учреждения на счетах в кредитной организации» (для автономных учреждений), 020123000 «Денежные средства учреждения в кредитной организации в пути», 020126000 «Денежные средства учреждения на специальных счетах в кредитной организации» и 020127000 «Денежные средства учреждения в иностранной валюте на счетах в кредитной организации», 020134000 «Касса», 021003000 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам».
В разделах Отчета (ф. 0503723) на отчетную дату отражаются:
в разделе 1 «Поступления» — поступления денежных средств по текущим, инвестиционным, финансовым операциям с учетом возвратов;
в разделе 2 «Выбытия» — выбытия денежных средств по текущим, инвестиционным, финансовым операциям с учетом возвратов;
в разделе 3 «Изменение остатков средств» — увеличение и уменьшение остатков денежных средств по текущим, инвестиционным, финансовым операциям с учетом возвратов, а также результат пересчета денежных средств в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации, производимого для целей бухгалтерского учета (курсовая разница);
в разделе 4 «Аналитическая информация по выбытиям» — информация в части выбытий по текущим операциям и инвестиционным операциям, детализированная по аналитическим кодам бюджетной классификации.
В графах Отчета (ф. 0503723) указываются:
в графе 1 — наименование показателя поступлений и выбытий;
в графе 2 — коды строк отчета;
в графе 3 — коды КОСГУ соответственно по разделам отчета;
в графе 4 — соответственно по разделам отчета — суммы поступлений денежных средств, выбытий денежных средств и изменения остатков денежных средств на отчетную дату.
Форма 0503723, представляющая собой отчет о движении денежных средств (ОДДС), позволяет пользователю информацию о том, как учреждение управляет своими финансами. Из него можно увидеть основные статьи притока и оттока ДС учреждения, что дает основания для корректировки методов управления денежными потоками. Для бюджетников не всегда актуально сравнение прибыли и наличия денег, однако проверяющие органы и другие пользователи отчетности могут сравнить траты денег похожих учреждений и выявить, есть ли среди них необоснованные, или найти пути экономии и перенаправления потоков для других целей.
Для того чтобы корректно заполнить ОДДС, необходима полная аналитическая информация. Для этого используются забалансовые счета 17 «Поступления ДС на счета учреждения», 18 «Выбытия ДС со счетов учреждения». Они являются дополнительными к балансовым счетам 020100000 «ДС учреждения» и 021003000 «Расчеты с финансовым органом по наличным ДС». На них отражаются транзакции по всем счетам учреждения — банковским и лицевым, которые открыты финансовым органом, движение наличных денег, а также денег, выданных из бюджета. Аналитика проводится по кодам КОСГУ. Перечень этих кодов можно найти в приложении 4 Указаний о порядке применения бюджетной классификации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н.
Записи на забалансовых счетах делаются по простой схеме — только по дебету или только по кредиту. На счете 17 фиксируется приход ДС или возврат этих поступлений. Поступления записываются по дебету счета, возврат — также по дебету, но со знаком «минус». Выбытие показывается по кредиту счета 18, а восстановление ДС — по кредиту со знаком «минус».
О правилах, на которых базируется бухучет в бюджетных учреждениях, читайте в материале «Правила ведения бухучета в бюджетных организациях».
Пример
За проведение образовательного семинара узкой направленности на счет бюджетного учреждения поступили ДС от заказчика в сумме 150 000 руб. Для проведения семинара были заказаны буклеты с информацией по теме, которые стоили 10 000 руб. Учреждение оплатило их после получения.
Описание |
Дт |
Кт |
Сумма, руб. |
Поступили ДС от проведения семинара |
020121510 «Поступления ДС учреждения на счета в кредитной организации» |
020531660 «Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг» |
150 000 |
17 «Поступления ДС на счета учреждения» |
150 000 |
||
Оплачены буклеты поставщику |
030226730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам» |
020121610 «Выбытия ДС учреждения со счетов в кредитной организации» |
10 000 |
18 «Выбытия ДС со счетов учреждения» |
10 000 |
Изменения-2019: Инструкция по бухотчетности № 33н
Эта таблица содержит обобщенные за отчетный период данные об изменении показателей на начало отчетного периода вступительного баланса учреждения.
Порядок формирования таблицы установлен п.
72 Инструкции № 33н.Приказом Минфина РФ № 243н в этот пункт внесены следующие изменения. Во-первых, по новым правилам сведения (ф. 0503773) не только формируются по деятельности с целевыми средствами, деятельности по государственному заданию, приносящей доход деятельности, но и могут формироваться раздельно по видам финансового обеспечения деятельности учреждения.
Во-вторых, изменена периодичность составления и представления этой отчетной формы.
- уменьшение суммы задолженности, в т.ч. неденежные расчеты. сумма просроченной задолженности на начало года, конец отчетного периода текущего года и аналогичного прошлого; общая сумма задолженности на начало года, конец отчетного периода текущего года и аналогичного прошлого;
Консультации по ведению бухучета в 1С:БГУ Оперативно и профессионально от экспертов Компании Звоните Важно!
Если «Поступления»: деньги по текущим, инвестиционным и финансовым операциям с учетом возвратов.
В показатели строки 052 разд.
По строкам 234, 247, 253, 263, 302, 303, 304, 345, 352, 361, 362, 363 показатели не приводятся. 3. «Изменение остатков средств»: увеличение и уменьшение остатков средств на счетах учреждения и в кассе с учетом возвратов, а также курсовая разница. Особенности по строкам: в 422 отражаются, в том числе, данные о перечислениях возвратов остатков субсидий прошлых лет на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, образовавшихся в связи с недостижением показателей его объема;
Для того чтобы корректно заполнить ОДДС, необходима полная аналитическая информация.
Для этого используются забалансовые счета 17 «Поступления ДС на счета учреждения», 18 «Выбытия ДС со счетов учреждения». Они являются дополнительными к балансовым счетам 020100000 «ДС учреждения» и 021003000 «Расчеты с финансовым органом по наличным ДС». На них отражаются транзакции по всем счетам учреждения — банковским и лицевым, которые открыты финансовым органом, движение наличных денег, а также денег, выданных из бюджета.
Аналитика проводится по кодам КОСГУ. Перечень этих кодов можно найти в приложении 4 Указаний о порядке применения бюджетной классификации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н.
Записи на забалансовых счетах делаются по простой схеме — только по дебету или только по кредиту. На счете 17 фиксируется приход ДС или возврат этих поступлений. Поступления записываются по дебету счета, возврат — также по дебету, но со знаком «минус».
Выбытие показывается по кредиту счета 18, а восстановление ДС — по кредиту со знаком «минус». О правилах, на которых базируется бухучет в бюджетных учреждениях, читайте в материале .
Пример За проведение образовательного семинара узкой направленности на счет бюджетного учреждения поступили ДС от заказчика в сумме 150 000 руб. Для проведения семинара были заказаны буклеты с информацией по теме, которые стоили 10 000 руб.
Учреждение оплатило их после получения. Описание Дт Кт Сумма, руб. Поступили ДС от проведения
; • Баланс по поступлениям и выбытиям средств бюджета (ф. 0503140); • Баланс по операциям кассового обслуживания бюджета (ф.
0503150); • Баланс исполнения бюджета (ф. 0503120); • Пояснительная записка (ф. 0503160); • Отчет о финансовых результатах деятельности (ф.
0503121); • Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503127); • Отчет об исполнении бюджета (ф.
0503122); • Справка об остатках денежных средств на банковских счетах получателя средств бюджета (ф. 0503126). Показатель строки 730 по графе 9 будет равен нулю. По строкам 731, 732 отражаются сумма оборотов денежных средств между счетами учреждения (обособленного подразделения), счетами и кассой учреждения (обособленного подразделения), за исключением оборотов, отраженных в корреспонденции со счетом 030406000 «Расчеты с прочими кредиторами».
По указанным строкам в графе 6 отражаются обороты денежных средств по обеспечению учреждения наличными денежными средствами.
Пример 3. На 01.01.2018 у бюджетного учреждения имеется остаток средств от приносящей доход деятельности на лицевом счете в сумме 1 600 руб. В сентябре текущего года контрагент вернул учреждению остаток дебиторской задолженности прошлого года в сумме 242 руб.
Названная отчетная форма включена в состав пояснительной записки (ф.
0503760). Положениями п. 69 Инструкции № 33н установлено, что эта таблица содержит обобщенные за отчетный период данные о состоянии расчетов по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения в разрезе видов расчетов.
- получатель бюджетных средств;
- администратор доходов бюджета;
- администратор источников финансирования дефицита бюджета.
Отчет составляется ежеквартально нарастающим итогом с начала года по состоянию на 1 число месяца, следующего за истекшим кварталом.
Отчет содержит данные о движении денежных средств на счетах в рублях и иностранной валюте, открытых в подразделениях Банка России, в кредитных организациях, органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджета, а также в кассе учреждения, в том числе средства во временном распоряжении.
Отчет составляется в рублях с точностью до второго десятичного знака после запятой (п. 9 Инструкции, утв. Приказом Минфина от 28.12.2010 № 191н).
Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности
В части №3 фиксируются эти сведения:
- Поступления и выбытия источников восполнения дефицита.
- НО, касающиеся финансирования дефицита.
- Заключительная сумма выполненных плановых положений.
При заполнении этой части используются аналитические сведения по выплатам, зафиксированным на забалансовых счетах 17 и 18.
ВАЖНО! Значение в строке 500 должно соответствовать значению из раздела №2 строке 450 с обратным знаком. Если эта рекомендация будет нарушена, появится внутренняя ошибка.
В части №4 учитываются эти значения:
- Выбытие возврата остатков субсидий предыдущих лет.
- Поступление денег в счет погашения дебиторского долга предыдущих лет.
К СВЕДЕНИЮ! В рассматриваемой форме отчета нужно зафиксировать, что субъект выполнил План хозяйственной деятельности. Эта форма не используется для фиксации завершающих операций по закрытию счетов, проведенных 31 декабря.
С 1 октября — обновленная форма отчета (ф. 0503723)
В части заполнения таких сведений в п. 2.6 Письма приведены следующие особенности:
- показатель по счету 0 210 03 000 отражается в разд. 1. При этом в графе 1 указывается значение «00000000000000000000»;
- по счетам, отражаемым в разд. 2 «Счета в финансовом органе», графа 1 заполняется в структуре «xxxxxxxxxx000000000».
Письмом доведены очередные разъяснения Минфина о составлении месячной и квартальной бюджетной отчетности, квартальной сводной бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений главными администраторами средств федерального бюджета в 2017 году. Такие особенности следует учитывать, в том числе и при составлении бухгалтерской отчетности за полугодие 2017 года.
В частности, в указанном письме приводятся особенности отражения:
- в отчете (ф. 0503723) операций по привлечению денежных средств в рамках покрытия кассового разрыва при исполнении обязательства в пределах остатка денежных средств на лицевом счете учреждения (заимствование средств между видами деятельности) и по возвратам остатков субсидий;
- в отчете (ф. 0503737) операций в случаях выявления недостачи денежных средств в кассе учреждения и отзыва Центробанком у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций;
- в отчете (ф. 0503738) отложенных обязательств.
В части заполнения сведений (ф. 0503769) Минфин дает подробные рекомендации по формированию первых 17 знаков номеров бухгалтерских счетов, включаемых в форму.
В части заполнения сведений (ф. 0503779) в письме приведены отдельные разъяснения по отражению номеров банковских (лицевых) счетов в разд. 1 данной формы.
Особенности бюджетной (бухгалтерской) отчетности за 9 месяцев 2021 года
Учреждения здравоохранения из бюджетов бюджетной системы РФ получают:
-
субсидии на выполнение задания учредителя;
-
целевые субсидии.
Возврату в доход бюджета подлежат остатки сумм субсидий, выделенных на выполнение задания учредителя, в случае:
а) невыполнения учреждением показателей государственного (муниципального) задания учредителя;
б) наличия неизрасходованного остатка при выявлении в ходе проверки нарушения в части расходования средств субсидии.
В свою очередь, возврат остатка целевой субсидии производится в случае:
-
наличия неизрасходованного остатка субсидии;
-
выявления в ходе проверки нарушений в части расходования средств субсидии (нецелевое расходование).
Возврат в бюджет остатков сумм субсидий может осуществляться как за счет остатков сумм субсидий, образовавшихся у учреждения, так и за счет других, не запрещенных законом поступлений, за исключением средств, предоставленных федеральным бюджетным и автономным учреждениям в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 и ст. 78.2 БК РФ и на иные цели (Письмо Минфина РФ от 12.04.2016 № 02-01-09/20629).
В Письме № 07-04-05/02-308 содержатся разъяснения по отражению данных операций в отчетах (ф. 05034723, 0503737).
Рассмотрим такую ситуацию.
Пример 1.
Медицинскому бюджетному учреждению в 2016 году была выделена целевая субсидия, не полностью израсходованная учреждением. По состоянию на 1 января 2017 года у учреждения сформировался остаток субсидии в размере 25 000 руб., перечисленный в доход бюджета в марте 2017 года.
В бухгалтерском учете операции по перечислению в доход бюджета остатка целевой субсидии отражаются так:
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
|
Начислена задолженность учреждения по перечислению в доход бюджета остатка целевой субсидии |
5 205 81 560 |
5 303 05 730 |
25 000 |
Перечислен в доход бюджета остаток целевой субсидии |
5 303 05 830 |
5 201 11 610 |
25 000 |
Для справки: допускается отражение операций по перечислению (выплате) сумм возврата излишне полученных доходов (доходов от авансов) текущего финансового года, в том числе полученных учреждением субсидий (грантов) текущего года, а также при перечислении (выплате) сумм возврата излишне полученных доходов (доходов от авансов) прошлых лет, за исключением возврата остатков субсидий (грантов) прошлых лет, полученных учреждением, по забалансовому счету 17 со знаком минус (п. 2.3 Письма № 07-04-05/02-308). По забалансовому счету 18 со знаком минус допустимо отражение возвратов расходов текущего года.
Из разъяснений, приведенных в п. 2.1 и 2.2 Письма № 07-04-05/02-308, следует, что операции по возврату сумм субсидии отражаются в отчете (ф. 0503723) по строкам 421, 422 разд. 3 «Изменение остатков средств», а в отчете (ф. 0503737) – по строкам 910 и 951 разд. 4 «Сведения о возвратах остатков субсидий и расходов прошлых лет» с учетом таких особенностей.
Отражение движения денежных средств на счетах учета
Форма 0503723, представляющая собой отчет о движении денежных средств (ОДДС), предоставляет пользователю информацию о том, как учреждение осуществляет управление денежными потоками. Из него можно увидеть основные статьи притока и оттока ДС учреждения, что дает основания для корректировки методов управления денежными потоками. Для бюджетников не всегда актуально сравнение прибыли и наличия денег, однако проверяющие органы и другие пользователи отчетности могут сравнить траты денег похожих учреждений и выявить, есть ли среди них необоснованные, или найти пути экономии и перенаправления потоков для других целей.
Для того чтобы корректно заполнить ОДДС, необходима полная аналитическая информация. Для этого используются забалансовые счета 17 «Поступления ДС на счета учреждения», 18 «Выбытия ДС со счетов учреждения». Они являются дополнительными к балансовым счетам 020100000 «ДС учреждения» и 021003000 «Расчеты с финансовым органом по наличным ДС». На них отражаются транзакции по всем счетам учреждения — банковским и лицевым, которые открыты финансовым органом, движение наличных денег, а также денег, выданных из бюджета. Аналитика проводится по кодам КОСГУ.
С 21.11.2020 действует обновленный порядок применения КОСГУ. Некоторые новшества вводятся с 01.01.2021. Подробнее о нововведениях узнайте в Обзоре от экспертов КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к правовой системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Записи на забалансовых счетах делаются по простой схеме — только по дебету или только по кредиту. На счете 17 фиксируется приход ДС или возврат этих поступлений. Поступления записываются по дебету счета, возврат — также по дебету, но со знаком «минус». Выбытие показывается по кредиту счета 18, а восстановление ДС — по кредиту со знаком «минус».
О правилах, на которых базируется бухучет в бюджетных учреждениях, читайте в материале «Правила ведения бухучета в бюджетных организациях».
За проведение образовательного семинара узкой направленности на счет бюджетного учреждения поступили ДС от заказчика в сумме 150 000 руб. Для проведения семинара были заказаны буклеты с информацией по теме, которые стоили 10 000 руб. Учреждение оплатило их после получения.
Поступили ДС от проведения семинара
020121510 «Поступления ДС учреждения на счета в кредитной организации»
020531660 «Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»
17 «Поступления ДС на счета учреждения»
Оплачены буклеты поставщику
030226730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
020121610 «Выбытия ДС учреждения со счетов в кредитной организации»
18 «Выбытия ДС со счетов учреждения»
Отчет о финансовых результатах (ф. 0503721)
Отчет о финансовых результатах (ф. 0503721) следует сдавать по состоянию на 1 января года, следующего за текущим. Данный отчет формируется без учета заключительных операций по закрытию финансового года. Отчет включает в себя показатели фактических расходов и доходов учреждения, а также формирует обороты по изменению активов учреждения, т.е. имущества и денежных средств, а также обороты по изменению обязательств в течение отчетного периода. При сдаче отчета за 2018 г. не включаются операции по исправлению ошибок прошлых лет.
Отчет формируется в разрезе кодов КОСГУ, с группировкой по всем видам деятельности учреждения: целевые средства учреждения (КФО 5), субсидии на капитальные вложения (КФО 6), средства на выполнение государственного задания (КФО 4), средства от приносящей доход деятельности (КФО 2), средства ОМС (КФО 7). В случае, если показатель отчета рассчитан в отрицательном значении, следует его представить со знаком «минус».
Форма отчета включает в себя следующие разделы:
- доходы – отображаются в строках 010 – 104;
- расходы – отображаются в строках 150 – 269;
- чистый операционный результат – отображается в строках 300 – 302;
- операции с нефинансовыми активами – отображаются в строках 310 – 390;
- операции с финансовыми активами и обязательствами – отображаются в строках 400 – 560.
Рассмотрим основные изменения, касающиеся каждого из разделов. Предварительно следует отметить, что на момент сдачи отчетности за 2018 г. действовали Указания № 65н в редакции Приказа Минфина РФ № 255н. С 1 января 2019 г. Указания № 65н утратили свою силу, и на данный момент бюджетные учреждения должны использовать приказы Минфина РФ от 08.06.2018 № 132н, от 29.11.2017 № 209н. Изменение бюджетной классификации привело к изменению плана счетов, используемого учреждениями государственного сектора. Как следствие, к моменту сдачи отчетности за I квартал, Минфин возможно внесет изменения в Инструкцию 33н. Пока от Минфина никаких разъяснений по сдаче отчетности за I квартал 2019 г. не поступало.
В разделе «Доходы» показатель, отражающий полученные учреждением доходы будущих периодов (ранее строка 110 устаревшей ф. 0503721) исключен из раздела. В обновленной форме разница между дебетовым и кредитовым оборотом по счету 0 401 50 000 «Доходы будущих периодов» отражается по строке 390 – данная строка относится к разделу «Операции с нефинансовыми активами».
По разделу «Расходы» кардинальных изменений не произошло. Заполнение строк 101-104 было регламентировано в соответствие с требованиями Указаний № 65н в редакции Приказа Минфина РФ от 27.12.2017 № 255н.
Последние изменения в форме и порядке заполнения формы 0503723
В редакции от 24.06.2019 года утвержден новый бланк отчета о движении денежных средств. В нем введена четырехзначная нумерация строк вместо трехзначной. Основные изменения связаны со следующими нововведениями в приказе Минфина 209н и последних редакциях инструкций 174н и 183н:
- Новый подход к разграничениям отдельных операций по поступлениям и выплатам в зависимости от их капитального либо текущего характера. В форме 0503723 за 1 полугодие 2019 года нужно будет разделить безвозмездные поступления от контрагентов, безвозмездные перечисления организациям и выбытия за счет иных выплат на две категории: текущего или капитального характера.
- Разграничение выплат персоналу и населению по форме, в которой они производятся: натуральной или денежной. В отчете 0503723 выделены отдельные строки для выбытий за счет прочих выплат персоналу, а также за счет пособий населению, персоналу и бывшим работникам в денежной и в натуральной форме.
- Детализация КОСГУ. Безвозмездные денежные поступления и безвозмездные перечисления организациям в отчете за 6 месяцев 2019 года нужно будет расшифровать по категориям контрагентов (бюджеты бюджетной системы РФ, организации госсектора, физлица и пр.). Выручка от реализации материальных запасов и выбытия на приобретение МЗ детализируются по видам запасов (лекарственные препараты, продукты питания, ГСМ, стройматериалы и прочее).
Поступления от возвратов предоставленных заимствований и от реализации финансовых активов, а также выбытия на выдачу заимствований и расходы на приобретение финансовых активов в новой редакции отчета о движении денежных средств отнесены к инвестиционным операциям. В старой версии они квалифицировались, как финансовые.
Как заполнить отчет (ф. 0503723) впервые по стандарту: образец с подсказкамиПо итогам первого полугодия 2019 года вам придется сдавать отчет о движении денежных средств (ф. 0503723) в новом виде. Причиной изменения формы стал новый федеральный стандарт «Отчет о движении денежных средств» и новый Порядок применения КОСГУ.
Заполняем отчет (ф. 0503723) с учетом рекомендаций Минфина
4 февраля 2021 года в Минюсте России зарегистрирован приказ Минфина России от 30.11.2020 № 292н о внесении изменений в инструкцию о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений.
Большая часть изменений должна была применяться уже при составлении отчетности за 2020 год несмотря на то, что на момент сдачи отчетности приказ еще не вступил в законную силу (письмо Минфина России № 02-04-04/110850, Казначейства России № 07-04-05/02-26291 от 17.12.2020).
Часть изменений вступает в силу с отчетности 2021 года. С отчетности на 1 июля 2021 г. меняется порядок отражения номера счета в графе 1 раздела 1 сведений по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769).
Изменения в отчетности за 2020 год
В балансе государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) уточнен порядок заполнения кода ОКВЭД. В кодовой зоне заголовочной части баланса (ф. 0503730) указывается код ОКВЭД по основному виду деятельности, который осуществляется учреждением на отчетную дату и на который приходится наибольший объем расходов по оплате труда, начислениям на выплаты по оплате труда в общем объеме фактических расходов за отчетный год.
Справка о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах (ф. 0503730) дополнена новыми строками для отражения показателей по забалансовым счетам:
- 38 «Сметная стоимость создания (реконструкции) объекта концессии»;
- 39 «Доходы от инвестиций на создание и (или) реконструкцию объекта концессии»;
- 45 «Доходы и расходы по долгосрочным договорам строительного подряда».
Аналогичными строками дополнена и справка к разделительному (ликвидационному) балансу (ф. 0503830).
В отчете о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721) теперь не нужно детализировать итоговые показатели статей 340 и 440 КОСГУ по всем подстатьям. В строках 361 и 362 отчета (ф. 0503721), как и прежде, отражаются общие суммы поступления/выбытия материальных запасов. Из общей суммы показателей в составе строк «из них» указываются лишь показатели увеличения/уменьшения стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений по подстатьям 347 и 447 КОСГУ.
Определен порядок консолидации показателей при формировании сводного (консолидированного) отчета (ф. 0503723) головным учреждением. Консолидированный отчет (ф. 0503723) составляется на основании отчетов головного учреждения и обособленных подразделений. Суммируются одноименные показатели по строкам 4510, 4520, 5010, 5020 и графам соответствующих разделов отчета и исключаются взаимосвязанные показатели на основании данных строки «денежные расчеты» сводной справки (ф. 0503725 по коду счета 0 304 04 000) в части перечисления (поступления) денежных средств по расчетам между головным учреждением и обособленным подразделением. Показатели строк 4500, 4510, 4520 граф 4, 5 консолидированного отчета (ф. 0503723) должны быть равны нулю.
Строки 710 и 720 в графе 8 «Исполнено плановых назначений некассовыми операциями» отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) отчета (ф. 0503737) не заполняются. Графа 9 «Итого» по строкам 710 и 720 теперь формируется как сумма показателей по соответствующей строке граф 5, 6, 7.
Изменилось наименование таблицы 1 (ф. 0503760). Теперь она называется «Сведения о направлениях деятельности». Ранее в названии уточнялось, что это основные направления деятельности.
Теперь в таблицу 1 нужно вносить сведения только о тех направлениях деятельности учреждения, которые были прекращены в отчетном году или которые впервые были осуществлены в отчетном году по разделам:
- Относительно года, предшествующего отчетному (ОКВЭД по новым видам деятельности, которые не осуществлялись учреждением);
- Относительно очередного года, следующего за отчетным (ОКВЭД по видам деятельности, прекращенным в отчетном году).
Порядок заполнения граф таблицы 1:
Номер графы |
Что указывается? 29 марта 2021 Составление и представление главными администраторами (распорядителями, получателями) средств федерального бюджета, федеральными государственными бюджетными, автономными учреждениями (далее — учреждения) месячной и квартальной бюджетной отчетности и бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений осуществляется в соответствии с требованиями: Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 N 191н; Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.03.2011 N 33н; Инструкции о порядке составления и представления дополнительных форм годовой и квартальной бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета, утвержденной приказом Минфина России от 01.03.2016 N 15н, а также с учетом критериев раскрытия информации в бюджетной (бухгалтерской) отчетности согласно приложению к настоящему письму. Представление консолидированной бюджетной (бухгалтерской) отчетности главными администраторами средств федерального бюджета осуществляется не позднее сроков, установленных приказом Федерального казначейства от 30.11.2020 N 36н «О сроках представления главными распорядителями средств федерального бюджета, главными администраторами доходов федерального бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета консолидированной месячной, квартальной и годовой бюджетной отчетности, консолидированной квартальной и годовой бухгалтерской отчетности федеральных бюджетных и автономных учреждений в 2021 году». Главными администраторами средств федерального бюджета, которым в 2021 году выделялись средства из резервного фонда Правительства Российской Федерации (или осуществлялось использование средств фонда, выделенных в предыдущие периоды) представляется информация об использовании средств резервного фонда Правительства Российской Федерации в соответствии с приказом Минфина России от 04.02.2021 N 12н года по состоянию на 01.04.2021, 01.07.2021, 01.10.2021 в период с 20 по 26 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Обращаем внимание, что в части сведений, не составляющих государственную тайну, Федеральным казначейством в ПУИО ГИИС «Электронный бюджет» осуществляется предварительное заполнение отдельных показателей указанных отчетов. В целях обеспечения достоверности бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета о ходе исполнения бюджета, в том числе о принимаемых обязательствах, а также об объемах дебиторской и кредиторской задолженности, при установлении сроков предоставления отчетности подведомственными получателями бюджетных средств, бюджетными и автономными учреждениями, главным администраторам средств бюджета следует учитывать сроки предоставления контрагентами первичных учетных документов, являющихся основанием для отражения в учете операций по принятым денежным обязательствам и кредиторской задолженности, сложившиеся в рамках обычаев делового оборота. Обращаем внимание, что раскрытие данных в бюджетной (бухгалтерской) отчетности осуществляется по действующей бюджетной классификации с учетом порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципов назначения, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.06.2019 N 85н, кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2021 год (на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов), утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 08.06.2020 N 99н, а также правил применения кодов классификации операций сектора государственного управления, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.11.2017 N 209н. Главные администраторы средств федерального бюджета, представляющие отдельные формы сводной отчетности по сведениям, содержащим государственную тайну, представляют отдельную Пояснительную записку (ф. 0503160), Пояснительную записку к балансу учреждения (ф. 0503760), в которой указывают только ту информацию, которая непосредственно касается сведений, содержащих государственную тайну.
Изменения и состав отчетности за полугодие 2021 года
|
Описание |
Сумма, руб. |
|||||||||||||||||
Поступили ДС от проведения семинара |
020121510 «Поступления ДС учреждения на счета в кредитной организации» |
020531660 «Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг» |
||||||||||||||||
17 «Поступления ДС на счета учреждения» |
||||||||||||||||||
Оплачены буклеты поставщику Форма 0503723, представляющая собой отчет о движении денежных средств (ОДДС), позволяет пользователю ин��ормацию о том, как учреждение управляет своими финансами. Из него можно увидеть основные статьи притока и оттока ДС учреждения, что дает основания для корректировки методов управления денежными потоками. Для бюджетников не всегда актуально сравнение прибыли и наличия денег, однако проверяющие органы и другие пользователи отчетности могут сравнить траты денег похожих учреждений и выявить, есть ли среди них необоснованные, или найти пути экономии и перенаправления потоков для других целей. Для того чтобы корректно заполнить ОДДС, необходима полная аналитическая информация. Для этого используются забалансовые счета 17 «Поступления ДС на счета учреждения», 18 «Выбытия ДС со счетов учреждения». Они являются дополнительными к балансовым счетам 020100000 «ДС учреждения» и 021003000 «Расчеты с финансовым органом по наличным ДС». На них отражаются транзакции по всем счетам учреждения — банковским и лицевым, которые открыты финансовым органом, движение наличных денег, а также денег, выданных из бюджета. Аналитика проводится по кодам КОСГУ. Перечень этих кодов можно найти в приложении 4 Указаний о порядке применения бюджетной классификации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н. Записи на забалансовых счетах делаются по простой схеме — только по дебету или только по кредиту. На счете 17 фиксируется приход ДС или возврат этих поступлений. Поступления записываются по дебету счета, возврат — также по дебету, но со знаком «минус». Выбытие показывается по кредиту счета 18, а восстановление ДС — по кредиту со знаком «минус». О правилах, на которых базируется бухучет в бюджетных учреждениях, читайте в материале «Правила ведения бухучета в бюджетных организациях». Пример За проведение образовательного семинара узкой направленности на счет бюджетного учреждения поступили ДС от заказчика в сумме 150 000 руб. Для проведения семинара были заказаны буклеты с информацией по теме, которые стоили 10 000 руб. Учреждение оплатило их после получения.
Похожие записи: |