Формой налогового контроля не требующей специального решения руководства налогового органа является

Налоговый контроль — комплекс мер по проверке исполнения норм налогового права. Целью этой процедуры является выявление нарушений законодательства. При этом налоговые органы используют различные формы налогового контроля и методы.

Формы и методы налогового контроля

Учет налогоплательщиков, контроль за правильностью исчисления налогов и сборов — основные функции ФНС, которые позволяют своевременно и в полной мере пополнять бюджет страны или отдельного муниципалитета. 

Налоговые проверки — основная и наиболее эффективная форма налогового контроля. Они подразделяются на камеральные и выездные. Камеральные проверки проходят в налоговой инспекции, а выездные — у налогоплательщика. При камеральной проверке в рамках налогового контроля проверяется только тот налог, по которому подана декларация. Камеральная проверка не может быть назначена по истечении 3 месяцев со дня сдачи декларации. В рамках камеральной проверки мероприятия налогового контроля проверяющие используют не так широко, как при выездной.При выездной проверке налоговым контролем могут охватываться все налоги за проверяемый период, которые налогоплательщик обязан уплачивать в зависимости от выбранной формы налогообложения.

Вторая форма налогового контроля — это получение объяснений. Налоговые органы вправе вызвать налогоплательщиков для дачи пояснений по любому вопросу в рамках исполнения законодательства. Пояснения предоставляются в устной или письменной форме и в ходе проведения налогового контроля протоколируются.

О подаче пояснений читайте в этой статье.

Третья форма налогового контроля — проверка данных учета и отчетности. В требовании налоговой инспекции, направленном налогоплательщику, перечисляются необходимые для налогового контроля документы, которые должны быть представлены налоговикам в течение 10 дней. В ходе выездной проверки в рамках налогового контроля может быть назначена инвентаризация.

Осмотр помещений и территорий — еще одна форма налогового контроля. Налоговый инспектор вправе проводить его согласно ст. 92 НК РФ в рамках проводимой проверки. Осмотр происходит в присутствии понятых, при необходимости при этом мероприятии налогового контроля производится фото- и видеосъемка.

Налоговый мониторингеще одна форма налогового контроля, введенная с 01.01.2015.

Подробнее о налоговом мониторинге узнайте в Готовом решении от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Период, проверяемый в ходе данного вида налогового контроля, проверяющие не вправе включать в план проверок (п. 1.1 ст. 88, п. 5.1 ст. 89 НК РФ). Деятельность организации при проведении налогового контроля в форме мониторинга становится прозрачной, но любые бухгалтерские и юридические документы инспекция вправе затребовать.

Налоговый контроль при мониторинге базируется на утвержденном регламенте, по которому инспекция может в течение года проверять хозяйственные операции, а организация сможет обезопасить себя от возможных ошибок при начислении налогов, ведь налоговая служба еще до момента сдачи деклараций даст разъяснения по интересующим вопросам.

В налоговом контроле используются следующие методы:

Методы налогового контроля

Документальный налоговый контроль

Фактический налоговый контроль

включает следующие приемы:

  • формальную и арифметическую проверку;
  • юридическую оценку;
  • экономический анализ

включает следующие приемы:

  • учет налогоплательщиков;
  • показания свидетелей;
  • проведение инвентаризации;
  • привлечение экспертов

Виды налогового контроля

НК РФ не дает точного толкования видов налогового контроля, поэтому классификация их разнообразна. Например, она может быть такой:

Виды налогового контроля

Налоговый контроль по времени проведения

Налоговый контроль по способу проверки

Налоговый контроль по месту проведения

Налоговый контроль по периодичности

  • текущий;
  • предварительный;
  • последующий
  • сплошной;
  • выборочный
  • выездной;
  • камеральный
  • первичный;
  • повторный

Минфин планирует ввести оперативный контроль за правильностью фиксации расчетов, включая полноту учета выручки. Ожидается, что закон «О ККМ» №54-ФЗ будет отменен, а нормы административного наказания из КоАП «переедут» в НК РФ. Подробнее о планируемых нововведениях читайте в Обзоре от КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к справочно-правовой системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Подробнее о процедуре проверок читайте в материалах:

  • «Порядок проведения выездной налоговой проверки (нюансы)»;
  • «Особенности проведения встречной налоговой проверки».

Формы и методы налогового контроля в РФ

В целях расширения и усиления налогового контроля предусмотрено, что:

1. Плательщики, которые сдают отчетность в электронном виде, должны так же электронно уведомлять инспекцию о поступлении от нее требований, высылая квитанцию о получении. Иначе налоговая инспекция может заблокировать расчетный счет организации (подп. 1.1 п. 3 ст. 76 НК РФ, письмо ФНС России от 17.02.2014 № ЕД-4-2/2553).

2. В течение 3 лет инспекция может приостановить операции по счетам в банках, если организацией или ИП не будет предоставлена налоговая отчетность (подп. 1 п. 3 ст. 76 НК).

3. Налоговый контроль затрагивает и декларацию по НДС. При установленных несоответствиях проверяющие в рамках налогового контроля вправе потребовать любые документы по операциям, отраженным в декларации, а также проводить осмотр территории и помещений организации.

4. Если гражданин, имея в собственности различные объекты имущества, не получает извещения об уплате налогов, он должен сам сообщить об этом в инспекцию для целей налогового контроля (п. 2.1 ст. 23 НК РФ).

ВАЖНО! Юридические и физические лица могут теперь видеть свою «налоговую историю» на сайте ФНС РФ, в сервисе «Личный кабинет налогоплательщика». Здесь есть вся информация об объектах налогообложения, суммах налогов, о наличии переплаты или недоимки.

5. Налоговый контроль теперь охватит и сбор такой информации, как факты заключения и расторжения браков, а также случаи установления и прекращения опеки (абз. 1 п. 3 ст. 85 НК РФ).

О нюансах налоговой проверки по НДС читайте в статье «Камеральная налоговая проверка по НДС: сроки и изменения».

Итоги

Налоговый контроль направлен на решение главной задачи государства — пополнение бюджета любого уровня своевременно и в полном объеме. Проверки являются самой эффективной формой налогового контроля, дисциплинирующей налогоплательщиков. 

Налоговая проверка — это форма налогового контроля по соблюдению законодательства о налогах и сборах налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами. В Налоговом кодексе названы две формы таких проверок: камеральные и выездные.

Налогоплательщикам известна еще одна форма налоговой проверки – встречная. Такого понятия в НК РФ сейчас нет, но есть обязанность представлять по запросу налоговой инспекции документы, связанные с деятельностью определенного контрагента. Естественно, что эти документы дадут представление и о том налогоплательщике, который их представил, а значит, они тоже несут риск налоговых санкций.

Чтобы налоговые проверки не преподнесли вам неприятных сюрпризов, рекомендуем время от времени устраивать тотальные внутренние проверки, призванные выявить потенциальные налоговые риски и оценить полноту и своевременность сдачи всех отчётностей. Для наших пользователей такая услуга доступна бесплатно.

Камеральную налоговую проверку неоднократно проходят все налогоплательщики – после сдачи каждой декларации, расчета или других документов о налоговых обязательствах. Выездные налоговые проверки проводятся в отношении не всех налогоплательщиков, а выборочно, по одному или нескольким налогам и они могут затрагивать период до трех лет, предшествующих году проверки. Основные отличия этих двух видов налоговых проверок мы привели в таблице.

Камеральная налоговая проверка Выездная налоговая проверка (ст. 89 НК РФ)

Проводится по каждой сданной декларации, расчету или другому документу, представленному в налоговую инспекцию

Проводится по налогоплательщикам выборочно, за разный период и по разным налогам

Проводится в налоговой инспекции на основании налоговых деклараций и других сданных документов

Проводится на территории налогоплательщика, если же он не может предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, то в налоговой инспекции

Для начала камеральной налоговой проверки не требуется специального решения руководителя налоговой инспекции, о начале проверки налогоплательщику не сообщается

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (или его заместителя) налогового органа, решение доводится до сведения налогоплательщика

Проводится в течение трех месяцев со дня представления налоговой декларации, расчета или документа

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев, с правом продления до четырех, а в исключительных случаях – до шести месяцев.

Не допускается проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением оговоренных законом случаев

Если в ходе камеральной налоговой проверки будут обнаружены ошибки, противоречия, расхождения или несоответствие сведений, то налоговый орган направляет налогоплательщику требование представить в пятидневный срок пояснения или внести изменения в налоговую декларацию

В последний день выездной налоговой проверки проверяющие должны вручить налогоплательщику справку о проведенной проверке с указанием ее предмета и сроков проведения

Если пояснения налогоплательщиков не удовлетворяют требованиям налоговых органов, то может быть составлен акт и решение о результатах проведенной камеральной проверки

Акт о проведении выездной налоговой проверке и решение по нему выносится в обязательном порядке, даже если никаких нарушений не выявлено

Сколько «стоит» налоговая проверка?

Любая налоговая проверка — это испытание для налогоплательщика, которое часто оборачивается взысканием значительных сумм недоимки по налогу, начислением пени, а в некоторых случаях и штрафами. Получить представление об этих суммах можно из официальных данных ФНС.

Каждый год Федеральная налоговая служба готовит доклад о результатах проведения контроля за бизнесом. В 2016 году эффективность одной выездной налоговой проверки выросла, по сравнению с прошлым годом, на 54% и составила 13,7 млн рублей. Для сравнения, в 2013 году сумма была почти в 2 раза меньше — 7,1 млн рублей. Налоговые органы считают, что риск-ориентированный подход к проведению проверок сказывается положительно, ведь количество выездных проверок снижается, а их результативность растет. 

Выездные налоговые проверки стали более избирательными, но при этом почти стопроцентно результативными. Иными словами, если уж налоговая инспекция решила провести у вас выездную налоговую проверку, то без доначислений не обойтись. Средняя сумма дополнительных взысканий в 13,7 млн. рублей, так же, как и средняя температура по больнице, конечно, не дает представления о том, какими финансовыми санкциями обернется выездная налоговая проверка для конкретного налогоплательщика. Тем не менее, предположить ее последствия для своего бизнеса можно, и они весьма серьезны.

Выездную налоговую проверку проще предупредить, чем справляться потом с ее последствиями. При этом риски ее проведения тайной не являются, более того, налоговые органы настоятельно рекомендуют налогоплательщикам проводить такую самодиагностику. Далее мы подробно рассмотрим критерии риска выездной налоговой проверки.

Согласно докладу ФНС на 2014-2017 годы запланировано:

  • повысить эффективность работы по противодействию применения схем уклонения от налогообложения, в том числе с использованием офшорных компаний и фирм-однодневок;
  • повысить качество контрольных мероприятий, основанных на проведении аналитически проработанных точечных проверок в высокорискованных сферах деятельности;
  • создать систему контроля за применением контрольно-кассовой техники и полнотой учета выручки, основанной на передаче данных в адрес налоговых органов в электронном виде (об этом уже начатом эксперименте мы писали в статье про кассовый аппарат);
  • повысить эффективность взыскания сумм, доначисленных по результатам налоговых проверок, с принятием всего комплекса мер, включая привлечение к субсидиарной ответственности руководителей (учредителей) организаций, уклоняющихся от уплаты налогов (то есть, об ограниченной ответственности участников ООО по обязательствам юридического лица, в частности, по налоговым, скоро можно будет забыть);
  • повысить качество и результативность проведения камеральных проверок и др.

Как-то не очень убедительно выглядит на фоне такой эффективности работы (имеющейся и планируемой) налоговых органов презумпция добросовестности налогоплательщика, выраженная в статье 3(7) НК РФ: «Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика». Создается впечатление, что как для врачей нет здоровых людей, а есть не дообследованные, так и для налоговых органов нет добросовестных налогоплательщиков, а есть пока еще не проверенные.

Конечно, не все налогоплательщики представляют для налоговой инспекции одинаковый интерес. Все-таки, административный ресурс ФНС ограничен, и в первую очередь, заниматься они будут крупными предприятиями или уж очень явными нарушителями налогового законодательства. Можно прекрасно проработать многие годы без особых проблем с фискалами, для чего надо тщательно соблюдать правила ведения налогового учета (плюс бухгалтерского — для организаций), оформления документооборота, своевременно перечислять платежи и налоги, соблюдать трудовое законодательство.

Как проводится камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка проводится по тому периоду и по тому налогу, который указан в сданной декларации. Налоговая инспекция не может выносить решение о доначислении налога, начислении пеней или наложения штрафа в отношении налога или периода, которые не отражены в проверяемой декларации.

Данные из полученной декларации вносятся в автоматизированную информационную систему налоговых органов (АИС Налог), после чего проводится сверка контрольных показателей. Проверяется также, не нарушен ли срок сдачи декларации, нет ли противоречий, ошибок или несоответствий данных или оснований для истребования подтверждающих документов. Если все в порядке, то камеральная налоговая проверка на этом и заканчивается.

Если же вопросы у налоговых органов к вам возникнут, то они должны письменно потребовать представить необходимые пояснения или внести исправления в декларацию. Дать ответ на требование надо в течение пяти рабочих дней. Таким ответом может быть подача уточненной налоговой декларации (если вы согласны с замечаниями налоговиков) или аргументированное письменное пояснение своей позиции.

Здесь надо учесть, что если проверяющие не согласятся с вашими доводами, то может быть составлен акт камеральной налоговой проверки о взыскании недоимки, начислении пени и привлечении к ответственности в виде штрафа. В течение одного месяца со дня получения акта налогоплательщик может подать возражения на нее, которое должно быть рассмотрено в течение 10 рабочих дней.

По результатам рассмотрения данных проверки и возражения на акт руководитель налоговой инспекции должен вынести решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности. О времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки налоговики обязаны сообщить налогоплательщику для возможности участвовать в процессе лично или через своего представителя.

Не устраивающее вас решение по результатам камералки может быть обжаловано и дальше – в вышестоящий налоговый орган и в суд.

Как проводится выездная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка – это гораздо более сложное, длительное и негативное по своим последствиям для налогоплательщика мероприятие, чем камеральная проверка. Начинается выездная проверка со дня вынесения решения о ее проведении, которое проверяющие должны предъявить вам вместе со своими служебными удостоверениями.

Для проведения проверки вы должны предоставить контролерам помещение на своей территории. Если это невозможно, например, по причине того, что ООО зарегистрировано на домашний адрес или проверяют индивидуального предпринимателя, не имеющего офиса, то выездная налоговая проверка будет проводиться на территории налогового органа. В этом случае возникает проблема передачи в налоговую инспекцию множества ваших документов, поэтому иногда проверяющие соглашаются на то, чтобы проводить проверку во временно арендованном соседнем офисе.

В ходе выездной налоговой проверки налоговики не только изучают документы, но и опрашивают налогоплательщика и его работников. Инспекторы должны получить доступ ко всем документам, связанным с расчетом и уплатой налогов, в том числе и к их подлинникам. Возможно проведение и других мероприятий налогового контроля, таких как:

  • выемка документов и предметов;
  • допрос свидетелей;
  • назначение экспертизы;
  • осмотр;
  • инвентаризация имущества;
  • привлечение специалиста, переводчика.

Срок проведения выездной налоговой проверки не должен превышать двух месяцев, а филиала или представительства — одного месяца. Двухмесячный срок может быть продлен до четырех и даже до шести месяцев. Кроме того, проверка может быть приостановлена по причинам, указанным в п. 9 статьи 89 НК РФ на срок до шести месяцев. На период приостановления выездной проверки деятельность контролеров прекращается, а подлинники документов возвращаются налогоплательщику (если только они не были получены в результате выемки).

Заканчивается выездная налоговая проверка составлением справки, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Справка только фиксирует срок окончания выездной налоговой проверки, а результаты ее отражаются в акте.

В отличие от камеральной проверки, при выездной акт должен быть составлен обязательно, даже если никаких нарушений выявлено не было. Составляется акт выездной налоговой проверки  в течение двух месяцев после справки о ее окончании. Акт должен быть вручен налогоплательщику лично (или его представителю), а в случае, если он уклоняется от его получения, то акт направляется по почте, и считается врученным на шестой день с даты отправки заказного письма. Порядок подачи возражений по акту выездной проверки, вынесения решения и обжалования такой же, как и по камеральной проверке.

Если вы хотите подробно разобраться в том, как проходит выездная налоговая проверка с точки зрения выполнения налоговиками своих должностных обязанностей, то рекомендуем ознакомиться с письмом ФНС от 25 июля 2013 г. N АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок».

Критерии риска проведения выездной налоговой проверки

Выездные налоговые проверки проводятся по плану, который является внутренним документом ФНС. В отличие от плана неналоговых проверок, который публикуется на сайте Генпрокуратуры, найти такую информацию в свободном доступе невозможно. Для отбора налогоплательщиков, включаемых в план выездных налоговых проверок, была создана специальная Концепция, утвержденная Приказом ФНС № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007 года.

Каждый налогоплательщик должен понимать, что от прозрачности его деятельности, полноты исчисления и уплаты налогов в бюджет зависит возможность не включения в план выездных налоговых проверок». (Из Концепции системы планирования выездных налоговых проверок)

В приложении к этому документу приводится 12 основных критериев, рекомендуемых налогоплательщикам для самостоятельной оценки рисков проведения выездных налоговых проверок:

  1. Налоговая нагрузка налогоплательщика ниже ее среднего уровня по виду экономической деятельности или в конкретной отрасли. Рассчитывается налоговая нагрузка как соотношение суммы уплаченных налогов и оборота (выручки) налогоплательщика.
  2. В налоговой или бухгалтерской отчетности отражаются убытки на протяжении двух и более лет.
  3. Среднемесячная зарплата работников ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации. Такие официальные данные можно найти на сайте Росстата.
  4. Неоднократное приближение к предельному значению величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы. Имеются в виду такие показатели как: приближение к максимальному уровню доходов на УСН (в 2023 году – 251,4  млн. рублей); количество работников на спецрежиме (130 человек для УСН или 15 человек для ПСН) и др.
  5. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год. Этот критерий риска относится к ИП на общей системе налогообложения. Рисковым считается значение совершенных расходов в 83% и более от доходов.
  6. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг) – для организаций на ОСНО.
  7. Доля вычетов по НДС от суммы начисленного налога превышает 89% за период 12 месяцев.
  8. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности. Как видите, рискованно не отвечать на запросы налоговой инспекции по результатам камеральной проверки деклараций.
  9. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели). Под деловой целью подразумевается, что любая деятельность налогоплательщика должна быть направлена на получение прибыли.
  10. Неоднократное, более двух раз, снятие и постановка на учет в налоговых органах организации в связи с изменением юридического адреса (так называемая миграция между налоговыми инспекциями).
  11. Значительное (на 10% и более) отклонение уровня рентабельности по данным бухучета от среднего уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.
  12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском. Подозрительным, с точки зрения налоговых органов, являются отношения с партнерами – недобросовестными контрагентами. Критерием риска, в том числе, является отсутствие: личных контактов руководства или уполномоченных должностных лиц при обсуждении условий поставок и подписании договоров; информации о фактическом местонахождении контрагента и его площадей; документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента или его представителя; информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ и др.

Резюме по налоговым проверкам

Налоговые проверки – неотъемлемая часть ведения предпринимательской деятельности, и как налогоплательщик, вы всегда будете находиться под контролем налоговых органов. Несмотря на то, что проверки, особенно выездные, могут иметь серьезные неблагоприятные последствия для вас, существует возможность значительно снизить их риск:

  • Своевременно и, по возможности, без ошибок сдавайте налоговую и бухгалтерскую (для организаций) отчетность.
  • В полном объеме и в нужные сроки выплачивайте налоги и авансовые платежи.
  • Не избегайте общения с налоговыми органами, если уж у них появились к вам претензии, надо в максимально быстрый срок дать свои объяснения. Неконструктивным поведением будет игнорирование исходящей от ФНС корреспонденции, попытки уклониться от вручения актов или решений. Письма от ФНС считаются врученными на шестой день после их отправления, поэтому ваши доводы о том, что вы не получали корреспонденцию, вряд ли будут приняты.
  • Ведите и храните все документы, относящиеся к предпринимательской деятельности, особенно те, которые подтверждают расходы.
  • Если вы не являетесь специалистом в области учета, то позаботьтесь о получении качественных бухгалтерских услуг.
  • Оцените свою деятельность с точки зрения критериев риска, указанных в Концепции.
  • Соблюдайте осмотрительность при выборе контрагентов.
  • В случае рисков серьезных сумм доначислений при проведении налоговых проверок рекомендуем обращаться к узким специалистам – налоговым юристам и консультантам, аутсорсерам качественных бухгалтерских услуг. 

1. Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

Особенности осуществления налогового контроля при выполнении соглашений о разделе продукции определяются главой 26.4 настоящего Кодекса.

Особенности осуществления налогового контроля в форме налогового мониторинга устанавливаются разделом V.2 настоящего Кодекса.

2. Утратил силу. — Федеральный закон от 29.06.2004 N 58-ФЗ.

3. Налоговые органы, таможенные органы, органы внутренних дел, следственные органы и органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.

4. При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, плательщике страховых взносов, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, настоящего Кодекса, федеральных законов, а также в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.

В целях налогового контроля допускаются сбор, хранение и использование полученных от аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) документов (информации) в случаях, предусмотренных статьей 93.2 настоящего Кодекса.

5. Доказывание обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 статьи 54.1 настоящего Кодекса, и (или) факта несоблюдения условий, предусмотренных пунктом 2 статьи 54.1 настоящего Кодекса, производится налоговым органом при проведении мероприятий налогового контроля в соответствии с разделами V, V.1, V.2 настоящего Кодекса.

6. В случае, если международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения предусмотрена возможность участия компетентного органа иностранного государства (территории) в осуществлении в соответствующей части налогового контроля в Российской Федерации, налоговая проверка, налоговый мониторинг могут проводиться с участием такого компетентного органа по его запросу в соответствии с международными договорами Российской Федерации и настоящим Кодексом.

В случае принятия налоговым органом решения о проведении налоговой проверки, налогового мониторинга с участием компетентного органа иностранного государства (территории) такому компетентному органу федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, сообщает в порядке, им определяемом, информацию о проведении налоговой проверки, налогового мониторинга, включая информацию о налоговом органе, которым принято решение о проведении налоговой проверки, налогового мониторинга, времени и месте проведения налоговой проверки, налогового мониторинга, а также об установленных настоящим Кодексом порядке и условиях проведения налоговой проверки, налогового мониторинга.

Порядок организации работы по обеспечению участия и условия участия компетентного органа иностранного государства (территории) в налоговой проверке, налоговом мониторинге утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Понятие и виды налоговых проверок

Содержание статьи

  • Определение
  • Кто проводит проверку?
  • Основные виды налоговых проверок
    • Сравнительная классификация налоговых проверок (выездных и камеральных)
  • Камеральные проверки
  • Выездные налоговые проверки
  • Встречные налоговые проверки
  • Распространенные нарушения при проведении налоговых проверок
  • Краткий перечень нарушений, который поможет оперативно сориентироваться и оспорить решение налоговых проверок

Определение

Налоговая проверка — это деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом. Как указано в “Концепции планирования выездных налоговых проверок”, утвержденной Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@, налоговые проверки должны отвечать требованиям безусловного обеспечения законных интересов государства и прав налогоплательщиков, повышения их защищенности от неправомерных требований налоговых органов и создания для налогоплательщика максимально комфортных условий для исчисления и уплаты налогов. Порядок проведения налогового контроля в виде налоговых проверок, сроки и периодичность их проведения регулируются главой 14 Налогового кодекса.

Кто проводит проверку?

Налоговый контроль проводят должностные лица налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

Основные виды налоговых проверок

Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов:

  • камеральные (документальные) налоговые проверки;
  • выездные налоговые проверки.

Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Сравнительная классификация налоговых проверок (выездных и камеральных)

  Камеральная проверка Выездная проверка
Кто проверяет Сотрудники местных фискальных органов Сотрудники фискальных органов любого уровня
Что проверяется Документация только за отчетный период Документация за период до 3 лет
Причина проверки Не требуется Не требуется
Регулярность Каждый период, по мере предоставления деклараций Выборочно
Где проверяется По месту расположения надзорной службы По месту расположения проверяемой организации
Кого проверяют Всех налогоплательщиков (и физических лиц, и юридических лиц) Только юридических лиц
Что делается Анализ предоставленной документации Все действия, разрешенные НК РФ

Камеральные проверки

Камеральную (документальную) налоговую проверку практически постоянно проводят уполномоченные должностные лица налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа. 

Проверка проходит в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (ст. 88 Налогового кодекса РФ). При подаче уточненной налоговой декларации в порядке, предусмотренном ст. 81 НК РФ, камеральная проверка ранее поданной декларации прекращается и начинается новая камеральная проверка на основе уточненной декларации. Дата представления уточненной декларации является началом срока, отведенного для проведения камеральной проверки. 

В настоящее время проведение камеральных налоговых проверок является основной приоритетной формой налогового контроля налоговых органов. Это направлено на значительное сокращение трудовых и материальных затрат на проведение выездных налоговых проверок. На основании камеральных проверок, налоговые органы, руководствуясь определенными критериями, отбирают налогоплательщиков для проведения выездной налоговой проверки.

Консультация юриста в Москве

Юридическое сопровождение налоговых проверок

Воспользуйтесь бесплатной помощью опытного юриста по ссылке ниже. Консультация возможна онлайн или в нашем московском офисе.

Выездные налоговые проверки

Согласно 89 НК РФ налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем ФНС России о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

Концепция системы планирования выездных налоговых проверок определяет критерии налоговых рисков, по которым в результате аналитической работы налоговыми органами проводится отбор налогоплательщиков для включения их в план выездных налоговых проверок. Критерии рисков общедоступны, размещены на интернет-сайте ФНС России и регулярно обновляются.

Вот эти критерии на сегодняшний день:

1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли;

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов;

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период;

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг);

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации;

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы;

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год;

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели);

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п;

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).

Таким образом, система планирования выездных налоговых проверок, которая доступна каждому налогоплательщику, позволяет налогоплательщику самостоятельно оценить свои налоговые риски и уточнить налоговые обязательства, не дожидаясь проведения выездной налоговой проверки.

Необходимо иметь в виду, что налоговые органы, в соответствии со статьей 31 Налогового кодекса РФ, наделены широким полномочиями требовать документы осматривать помещения, проводить выемки документов, проводить допросы свидетелей. Весь этот арсенал прав налоговики используют без стеснения, если дело доходит до выездной проверки. 

Более того, поскольку выездной проверке предшествует камеральная, налоговые органы точно знают куда смотреть и о чем спрашивать. Это нужно иметь ввиду для того, чтобы объективно оценивать риски проверки и начисления дополнительных налогов и штрафов.

Встречные налоговые проверки

Любая налоговая проверка может обернуться встречной проверкой. Встречная проверка проводится для подтверждения реальности хозяйственных операций. Например, камеральной проверкой установлены затраты на покупку молока у фирмы, основной вид деятельности которой переработка металлолома. Обнаружив такую странную операцию, налоговики попросят металлоломщиков показать свой экземпляр счета-фактуры и проверят его отражение в соответствующей декларации. Это и будет встречная проверка.

Авторский подкаст «Следователь Позвонит»

Проект наших партнеров Андрея Шевченко и Михаила Кучин, где они разбирают самые резонансные события в стране и их последствия для всех нас.

Все о новых законах и громких делах в России и в мире максимально доступно и без занудства.

Распространенные нарушения при проведении налоговых проверок

Нарушения, которые допускают налоговики при проверках, условно можно поделить на две группы:

  1. те, что влекут безусловную отмену результатов проверки;
  2. и нарушения, которые помогают отменить результаты проверки вместе с другим факторами.

Безусловных нарушений два:

  1. Неуведомление или неправильное уведомление налогоплательщика о рассмотрении материалов проверки. Наиболее распространенная ошибка проверяющих — это отсутствие доказательства вручения уведомления;
  2. Непредоставление возможности налогоплательщику давать объяснения при рассмотрении материалов налоговой  проверки. 

Нарушений проверочных процедур, позволяющих оспорить решение налогового органа с вероятностью отмены, немного больше.

  1. Незаконные доказательства, использованные налоговым органом: допрос без предупреждения о ст. 51 Конституции РФ, осмотр помещений без понятых, получение документов неофициальным путем и тому подобное.
  2. Необоснованные обвинения: когда претензии указаны в решении, а обоснования нет, отсутствуют ссылки на конкретные доказательства, документы и нормы закона.
  3. Использование налоговыми органами для обоснования своих претензий документов, не предусмотренных законом. Например, личные заметки, какие-то записи в тетрадях и т.п.
  4. Нарушение сроков проведения проверки. Очень полезная причина, которая определяется как дискриминационная по отношению к проверяемому налогоплательщику. 

Обязательно необходимо понимать, что решение по дополнительным основаниям не отменят, если нарушения установлены и подтверждены законными доказательствами. Для недопущения нарушений налоговых органов обращайтесь за квалифицированной помощью адвоката по налоговым преступлениям.

Краткий перечень нарушений, который поможет оперативно сориентироваться и оспорить решение налоговых проверок

Решение можно оспорить если: 

  • Вы не получали извещения о дате, месте и времени рассмотрения материалов дела;
  • Вы получили такое извещение уже после даты, указанной в нем;
  • В акте не указаны факты и доказательства, на основании которых вам вменяются штрафы, пени, недоимка;
  • Решение в части привлечения к ответственности не содержит конкретных ссылок на пункты и подпункты статей НК РФ;
  • Доказательства получены инспекцией с нарушением НК РФ;
  • Инспекция нарушила сроки, установленные НК РФ.

Обращайтесь за юридическим сопровождением налоговых проверок только к опытным специалистам!


Рекомендуем к прочтению:

Содержание страницы

  • Что такое мероприятия налогового контроля
  • Когда проводятся мероприятия налогового контроля
  • Дополнительные мероприятия налогового контроля
  • Цель проведения мероприятий налогового контроля
  • Мероприятия налогового контроля

Что такое мероприятия налогового контроля

^К началу страницы

Мероприятиями налогового контроля являются предусмотренные Кодексом формы деятельности налоговых органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 82 НК РФ). Мероприятиями налогового контроля также являются формы деятельности налоговых органов, предусмотренные международными договорами Российской Федерации, содержащими положения, касающиеся налогообложения и сборов (ст. 7 НК РФ).

Когда проводятся мероприятия налогового контроля

^К началу страницы

Мероприятия налогового контроля проводятся в ходе проведения налоговых проверок и при рассмотрении материалов налоговых проверок
в качестве дополнительных мероприятий налогового контроля (мероприятия налогового контроля, связанные с налоговыми проверками).
Отдельные мероприятия налогового контроля в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, могут проводиться вне рамок налоговых проверок.

Дополнительные мероприятия налогового контроля

^К началу страницы

В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля может проводиться истребование документов в соответствии
со ст. 93 и 93.1 НК РФ,
допрос свидетеля, проведение экспертизы.

Дополнительные мероприятия налогового контроля проводятся в соответствии с п. 6 ст. 101 НК РФ.

В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля может проводиться истребование документов в соответствии со ст. 93 и 93.1 НК РФ, допрос свидетеля, проведение экспертизы.

Вышеуказанный перечень мероприятий является закрытым.

По результатам дополнительных мероприятий налогового контроля составляется дополнение к акту налоговой проверки, которое вместе с материалами, полученными в результате проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, в течение пяти дней с даты этого дополнения должно быть вручено лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителю), под расписку или передано иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).

Если налоговая проверка проведена в отношении консолидированной группы налогоплательщиков дополнение к акту проверки должно быть вручено ответственному участнику этой группы в течение десяти рабочих дней с даты этого дополнения к акту.

Если же дополнительные мероприятия проводились в отношении иностранной организации, не ведущей деятельность на территории РФ через обособленное подразделение (за исключением международной организации, дипломатического представительства, иностранной организации, подлежащей постановке на учет в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ), то дополнения к акту налоговой проверки направляются по почте заказным письмом по адресу, содержащемуся в ЕГРН. Датой вручения этого дополнения считается двадцатый рабочий день, считая с даты отправки заказного письма.

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в течение пятнадцати дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки вправе представить в налоговый орган письменные возражения по такому дополнению к акту налоговой проверки, а также документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений.

При этом лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля до рассмотрения материалов этой проверки. Налоговый орган обязан обеспечить лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителю), возможность ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля на территории налогового органа не позднее двух дней со дня подачи таким лицом соответствующего заявления. Ознакомление с такими материалами осуществляется путем их визуального осмотра, изготовления выписок, снятия копий. По окончании ознакомления составляется протокол в соответствии со ст. 99 НК РФ.

Порядок оформления результатов проведения дополнительных мероприятий налогового контроля  установлен в п. 6.1 ст. 101 НК РФ.

Указанный порядок рассмотрения и оформления результатов дополнительных мероприятий налогового контроля  применяется при вынесении решений по результатам налоговых проверок, завершенных после 3 сентября 2018 года.

Цель проведения мероприятий налогового контроля

^К началу страницы

Цель проведения мероприятий налогового контроля соответствует цели проведения налогового контроля (целью проведения налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах).

При производстве действий по осуществлению налогового контроля налоговые органы вправе применить технические средства
для производства фото- и киносъемки, видеозаписи хода проведения мероприятий налогового контроля, копировально-множительную технику,
иные технические средства. Факты применения технических средств отражаются в соответствующих протоколах, составленных при производстве
действий по осуществлению налогового контроля, к ним приобщаются материалы, полученные в результате применения технических средств
(фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы).

Мероприятия налогового контроля

^К началу страницы

Инвентаризация (п. 13 ст. 89 НК РФ)

Инвентаризация проводится с целью проверки достоверности данных, содержащихся в документах налогоплательщика, а также для выяснения иных обстоятельств, имеющих значение для выполнения задач налоговой проверки.

Осмотр (ст. 91, 92 НК РФ)

Налоговые органы вправе осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории.

Выемка (ст. 94 НК РФ)

Выемка документов и предметов производится для того, чтобы выявить и подтвердить достаточными доказательствами нарушения налогового законодательства.

Экспертиза (ст. 95 НК РФ)

В необходимых случаях при проведении выездных налоговых проверок, на договорной основе может быть привлечен эксперт.

Допрос (ст. 90 НК РФ)

В необходимых случаях при проведении выездных налоговых проверок проводится допрос свидетеля, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.

Вызов в качестве свидетеля (ст. 90 НК РФ)

Налоговые органы вправе вызывать для дачи показаний любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.

Получение экспертного заключения (ст. 95 НК РФ)

Если эксперт при производстве экспертизы установит имеющие значение для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение.

Привлечение переводчика
(ст. 97 НК РФ)

В необходимых случаях для участия в действиях по осуществлению налогового контроля на договорной основе может быть привлечен переводчик.


Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как сделать полок в бане своими руками пошаговое руководство угловой
  • Мануалы на русском бмв
  • Сера кормовая для птицы инструкция по применению
  • Чай для печени эвалар био инструкция
  • Кодификация права под руководством сперанского