Fpln ru карта план полета инструкции пользования

Уважаемые пилоты!
Общеизвестно, что полеты вне трасс являются наиболее часто применяемым типом полетов для авиации общего назначения (АОН), а также государственной авиации (ВВС, МЧС и т.д.). Однако, технические и организационные препятствия не позволяют организовать полноценное диспетчерское обслуживание внетрассовых полетов в сети ВАТСИМ стандартными средствами. Диспетчерское ПО позволяет отображать географические точки с координатами, выраженными только в целых градусах, без минут и секунд, вследствие чего не достигается необходимая точность отображения; нет секторов с точками МВЛ, характерными ориентирами и населенными пунктами, которые используются при внетрассовых полетах. В качестве одного из вариантов решения данной проблемы предлагается использование сайта www.fpln.ru.
Рассматриваемый сайт создан и поддерживается энтузиастами из сообщества АОН. В его возможности входит планирование и навигационный расчет маршрута, отображение трасс и элементов воздушного пространства. После прохождения регистрации на сайте доступно сохранение и опубликование проложенного маршрута в виде ссылки. Включение ссылки на опубликованный план в секцию ремарок плана полета позволяет диспетчеру просмотреть план в наглядном виде так, как он был создан пилотом и обеспечить полноценное обслуживание полета.
Полная инструкция по функциям и использованию сайта: http://fpln.ru/Help/help.htm
Пример опубликованного маршрута: http://fpln.ru/keyplan-19023

Буду рад ответить на вопросы в пределах своей компетенции.

От винта! Готовимся правильно к запуску беспилотника — от постановки на учет до разрешения на полеты

Время на прочтение
13 мин

Количество просмотров 16K

Не так давно правовое регулирование использования беспилотных летательных аппаратов (БЛА) гражданского назначения отсутствовало вовсе — как в России, так и в мире. Но быстрые темпы развития беспилотной авиации заставили законотворцев задуматься о государственном контроле в этой отрасли. 

Сегодня в России существуют законодательно закрепленные процедуры регистрации и учета гражданских беспилотников, а также правила полетов. В этой статье попробуем разобраться, как легально поднять ваш беспилотник в воздух и немного поговорим о том, какие изменения нас могут ожидать в этой области в скором времени. 

В массовом сознании при произношении слов «дрон», «БПЛА» и так далее в большинстве случаев в голове разворачивается устойчивый ассоциативный ряд из картинок различных квадро-гекса-окто и прочих коптеров, то есть систем мультироторного типа (где много винтов). 

Однако беспилотники — летательные аппараты без экипажа на борту — бывают не только мультироторные, как например, модели Mavic и Mini от компании DJI. Но еще и самолетного, вертолетного типов, а также конвертопланы.

Сейчас в России нет разделения правил для беспилотников по типу их компоновки или силовых установок, вместо этого существуют различия процедур регистрации в зависимости от масса машины. В данной статье мы будем говорить об учете и полетах БПЛА самого популярного класса в России — от 0.15 до 30 килограмм.

Квадрокоптер DJI Mavic, wikipedia.org

Квадрокоптер DJI Mavic, wikipedia.org

Для начала определимся с тем, что все-таки понимать под беспилотником. В Воздушном кодексе РФ прописано такое определение:

«Беспилотное воздушное судно (БВС) — воздушное судно, управляемое, контролируемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешний пилот)» (ВК РФ ст.32 п.5)

Так официально обозначаются беспилотники в государственных документах. Далее по тексту этот термин или его аббревиатура БВС будет фигурировать часто.

Сразу следует отметить, что любителей нелегальных полетов на дронах могут ждать разнообразные взыскания, начиная от сравнительно безобидной ст. 11.4 КоАП (Нарушение правил использования воздушного пространства, до 50 тысяч рублей для физлиц) до ответственности по статьям УК 276 (При несанкционированных полетах над секретными объектами) и 263 (Например, при несанкционированных полетах в диспетчерских зонах аэропортов).

Чтобы избежать всех этих неприятностей, пилот дрона должен последовательно пройти несколько шагов.

Шаг 1. Регистрация в Росавиации

В настоящее время предусмотрена единая процедура регистрации и постановки на учет для всех беспилотных аппаратов с максимальной взлетной массой (то есть с учетом всех агрегатов, аккумуляторов, максимальным запасом топлива и так далее) от 150 грамм до 30 килограмм

До марта 2022-го года нижний предел начинался с 250 грамм, и под правила не подпадало множество весьма любопытных моделей, например, DJI Mini с весом 249 грамм, но, увы, – лавочку прикрыли.

Процедура регистрации одна на всех — в независимости от компоновки БВС, типа силовой установки на борту, максимального времени полета и производителя. Последнее означает, что на учет без проблем можно поставить даже собственноручно собранный беспилотник (см. Правила учета беспилотных гражданских воздушных судов. Пункт 8, подпункт б.):

Правила не делают скидок для так называемых радиоуправляемых моделей самолетов и вертолетов. Если аппарат поднимается в воздух, управляется человеком дистанционно и весит от 0,15 до 30 килограмм, то на него распространяются все положения «Правил учета». БВС нужно регистрировать, и неважно, продали вам его как «беспилотник» или как «радиоуправляемую модель», есть ли там камера и с какими целями аппарат поднимается в воздух. В этом смысле перед законом едины и «летающее крыло» для FPV (first-person-view) полетов, и прекрасный (и весьма дорогостоящий) М5 AGRO от компании Альбатрос.

Как поставить на учет БВС

Чтобы поставить БВС на учет, нужно зарегистрироваться на Госуслугах или Портале учёта БВС. В статье мы рассмотрим первый вариант.

Далее выбираете услугу «Учёт беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлётной массой от 0,15 до 30 кг».

Вносите данные. В рамках нашего тестового заявления будем считать, что беспилотник – передовая экспериментальная модель собственного производства. Поэтому наименование присвоим произвольное, а поле «серийный номер» оставим пустым. Для модели, купленной в магазине, нужно вписать название, отпечатанное у вас на коробке, например, DJI Mini 3, и указать SN производителя.

Далее указываем силовую установку. 

Госуслуги в выпадающем списке предлагают нам следующие варианты двигателей :

  • Без двигателя (планер)

  • Внутреннего сгорания (ДВС)

  • Газотурбинный

  • Гибридная силовая установка

  • Ракетный

  • Турбореактивный

  • Электродвигатель

  • Иной

Для обычного коптера наподобие DJI Mavic следует выбрать «электродвигатель», количество «4» и внести максимальную взлетную массу, напечатанную в паспорте. Для БВС, собранного самостоятельно, следует указать расчетную максимальную массу с учетом полного запаса топлива, всех аккумуляторов и остальных агрегатов. Масса указывается в килограммах, то есть, к примеру, для БПЛА меньше килограмма значение массы записывается как «0,ххх».

Мы же пока выбираем вариант «турбореактивный» количеством две штуки и максимальной взлетной массой 25 кг.

В пункте «Информация об изготовителе» я ставлю галочку «собственное производство». Если дрон куплен, то вписываем сюда название бренда.

В пункте 5 заявления необходимо приложить четкую фотографию БВС, а лучше несколько.

Отправляем заявление и ждем положительного ответа. Положительного, потому что на данный момент мне неизвестны случаи отказа в регистрации судна. 

Через 10 рабочих дней вам пришлют уведомление. В нем будет указан учётный номер, присвоенный вашему БВС.

Пример уведомления. Источник: rchobby.pro

Пример уведомления. Источник: rchobby.pro

Номер необходимо нанести на корпус беспилотника — любым способом, обеспечивающим его читабельность и сохраняемость: фломастер, наклейка или краска. Высота шрифта — не менее 5 мм, без курсива и засечек. 

Также номер БВС должен быть продублирован на отделяемых элементах конструкции не менее трёх раз для БВС максимальной взлетной массой до 1,5 кг и пяти раз для БВС максимальной взлетной массой более 1,5 кг. Сделано это, надо думать, для удобства идентификации в случае внезапного и резкого контакта поверхности и дрона с полным или частичным разрушением оного.

Отмечу, что процедуру постановки дрона на учет требуется провести в течение 10 дней с момента покупки, но никакой ответственности за превышение сроков здесь не установлено. В случае самостоятельной сборки регистрацию дрона надо провести до первого полета.

Шаг 2. Разрешение на полет — требуется или нет

После регистрации беспилотника в Росавиации вы можете приступить к полетам. В некоторых случаях вам потребуется разрешение на полёт.

Чек-лист, когда разрешение не требуется

Чек-лист, когда разрешение не требуется

Если планируемый полет соответствует всем приведенным выше требованиям, то разрешение на полет не требуется. Подача плана полета также не требуется. 

Если хотя бы один параметр не соответствует требованиям – разрешение получить придется.

Воздушное пространство G-класса

Если с большинством пунктов более-менее понятно, то по пункту — воздушное пространства G-класса возникает вопрос, что это такое и как его определить.

* Воздушное пространство класса G – так называемое неконтролируемое воздушное пространство, где не требуется двусторонняя связь с диспетчером и разрешение на полет.

Для определения класса воздушного пространства, а также границ областей, закрытых для полетов, можно использовать сайт fpln.ru. Сайт не относится к какому-либо ведомству и поставляет информацию «как есть», о чем и предупредит вас перед началом работы. Но ему доверяют все операторы дронов, которых я знаю. 

Перейдем на сайт. Слева вверху на панели под надписью «воздушное пространство» включите отображение зон и районов, зон ограничения полетов, опасных и запретных зон, а также границ местных диспетчерских пунктов (МДП) и районов полетной информации (РПИ).

 Схема воздушного пространства над Москвой

Схема воздушного пространства над Москвой

Красным обозначаются запретные зоны и зоны ограничения полетов. Зеленым и синим — контролируемое воздушное пространство класса C. Серым отмечаются границы воздушного пространства с классом G. Изучая карту в области полета, необходимо также обращать внимание на высоту, потому что воздушное пространство зависит также от эшелона (высоты). Представление об этом можно получить из картинки ниже:

Источник: russiandrone.ru

Источник: russiandrone.ru

Также будет нелишним включить отображение аэродромов и вертодромов — к ним нельзя приближаться менее чем на 5 км без разрешения диспетчерских служб. Для этого кликните на иконку с самолетом:

Определить условия полета в месте вашего предполагаемого маршрута легко: наведите курсор на интересующую вас точку (или постройте линию маршрута) и кликните левой кнопкой мыши. Вы увидите окошко информации:

Точка в д. Нестерово, Тверская область

Точка в д. Нестерово, Тверская область

По информации на картинке выше, воздушное пространство в искомой точке является пространством класса G (обозначается серым цветом) и располагается на высоте от 0 до 5577 футов (примерно 1.69 км).Как я уже писал, воздушное пространство подразделяется на классы и по площади, и по высоте (см. схему воздушного пространства выше). Надо также заметить, что высота указана для формата AMSL – Above Mean Sea Level – высота над уровнем моря.

Класс G – то, что нам нужно для полета без разрешения. Вспоминаем остальные пункты чек-листа:

Допустим, что в данной ситуации мы будем поднимать дрон не выше 150 метров от земной поверхности, в зоне прямой видимости, публичные мероприятия не проводятся, класс воздушного пространства – G, летаем в светлое время суток, никаких охраняемых мест и мероприятий поблизости нет. Что же касается аэродромов, то вблизи места полетов есть несколько посадочных площадок, но расстояние до них больше 5 километров. 

Вывод – можем летать без разрешений, но лишь в том случае, если полет планируется не над деревней непосредственно. Если маршрут дрона пролегает над населенным пунктом, то необходимо получить разрешение от органа местного самоуправления. В нашем случае это разрешение от администрации Верхневолжского сельского поселения.

Как получить разрешение на полет (общий план действий)

Что делать в случае, если план вашего полета подразумевает «выход» из-под требований (одного или нескольких) из чек-листа выше и, соответственно, требует разрешения на полет?

Общий план выглядит непросто. Рассмотрим его подробнее. Итак, что вам обязательно нужно сделать, чтобы ваш дрон мог беспрепятственно взлететь:

  1. получить все сопутствующие разрешения;

  2. составить заявку (представление) на установление режима;

  3. составить план полета.

Пункт 1. Получить все сопутствующие разрешения:

В зависимости от места полета, вам может понадобится согласовать свой полет с одной или несколькими администрациями (населенных пунктов, запретных зон и т.д.). Далее о том, в каких случаях и какие разрешения вам могут понадобиться.

  • Разрешения от органов местного самоуправления

    Требуется в случае полета дрона непосредственно над населенным пунктом. Чтобы получить разрешение, нужно направить в администрацию письменное заявление. Единой формы у заявления нет, так что пишем в произвольной форме.

Hidden text

Пункты, которые обязательно нужно указать:

  • На чье имя пишете (начальнику администрации, главе муниципального образования…)

  • От кого (ФИО, контактные данные)

  • Магическая ссылка на пункт 49 Постановления Правительства РФ от 11.03.2010 N 138 „Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации“ (в администрации очень вряд ли в курсе, что вообще имеют право разрешать такие вещи. Ссылаясь на этот документ, вы резко повышаете вероятность положительного ответа)

  • Время и дата полета

  • Точное место полета. Лучше указать и координаты, и конкретные географические объекты (улицы, площадь)

  • Высота

  • Модель дрона, серийный номер, взлетная масса, учетный номер

  • Цель полета (учебно-тренировочный, художественная съемка)

  • Приложение: ваш паспорт и уведомление о постановке на учет из Росавиации

В некоторых городах, в первую очередь федерального значения, предусмотрены свои формы для получений разрешения. Обычно их можно найти на официальных сайтах мэрии.

  • Разрешение от организации для полетов в запретной зоне

    Фактически главный камень преткновения. Если объект представляет собой военный аэродром или воинскую часть, закрытый полигон или НИИ, то вам могут даже не ответить, а если ответить, то отказом. Имейте это в виду, и вообще лучше избегайте полетов в таких зонах. Если решите попытаться, то в заявлении на разрешение указывайте те же данные, что и на разрешение от органов местного самоуправления.

  • Разрешения для местных аэродромов/вертодромов

    Заявление следует подать в адрес каждой такой площадки, находящейся ближе 5 километров от вашего маршрута. Шансы на успех сильно разнятся – от близкого к стопроцентному для частного аэродрома принадлежащему какому-нибудь охотхозяйству в «нулевой» сезон до минимального, если площадка ведомственная.

Пункт 2. Составить представления на установление режима

Документ, который отправляется на адрес зонального центра. Все контакты можно найти здесь. Представление должно содержать:

  • Какой режим устанавливается: местный или временный.

  • Наименование и серийный номер БЛА.

  • Дата полетов: основные и резервные дни.

  • Район полетов: обычно указывают крайние точки или радиус и координаты центра. Московский ЗЦ принимает координаты в формате N0XX°YY′ZZ″ E0XX°YY′ZZ″, но возможны варианты от центра к центру.

  • Диапазон высот, минимальная и максимальная, в двух форматах: AMSL и от земли.

  • Время начала и окончания полета в формате UTC (то есть -3 часа от московского времени).

  • ФИО оператора БЛА и его «живой» номер телефона, чтобы всегда можно было созвониться.

Выбор местного или временного режима зависит от того, будет ли проходит маршрут полета в диспетчерских зонах международных аэропортах. Если нет, то в предоставлении указываете местный режим. Если да — то временный. Местные режимы устанавливают зональные центры, а вот согласовать временный режим может только главный центр, не зональный.

В любом случае, первым делом вы будете связываться именно с вашим зональным центром. Отправляйте на почту ЗЦ представление и все сопутствующие разрешения (если планируете запускать БПЛА над населенными пунктами, запретными зонами и т.д.). Если установить требуется временный режим, то в ответ вам отправят письмо (или перезвонят), в котором будет указан email главного центра, и попросят продублировать ваше письмо туда. В некоторых случаях сотрудники ЗЦ сами пересылают ваше письмо в ГЦ, и тогда с вашей стороны действий не требуется.

Кстати, не стесняйтесь задавать сотрудникам вопросы, персонал вполне отзывчив и прояснит ситуацию при возникновении затруднений в оформлении документов.

Ниже пара образцов представлений для наглядности:

Источник: dronestroy.ru

Источник: dronestroy.ru
Источник: dronestroy.ru
Источник: dronestroy.ru

Также на сайте uavdoc.ru можно сформировать представление, заполнив простую форму, а результат получить на свою почту через минуту.

В случае положительного решения вам придет письмо от зонального центра. В письме будет указан номер режима использования воздушного пространства (ИВП). Его надо не потерять.

Пункт 3. Составить план полета

После получения режима ИВП вам необходимо направить в ЗЦ план полета. Добрые люди с того же uavdoc.ru сделали сервис, формирующий план полета за вас.

Выглядит он так:

Дальше остается только получить подтверждения от зонального центра и дождаться даты старта.

Шаг 3. Перед стартом

Перед стартом звоним в свой зональный центр, называем себя и номер режима ИВП, говорим, что собираемся взлетать. В процессе полета держим телефон включенным, чтобы всегда быть доступным для уведомлений от диспетчера. В некоторых случаях, таких как полеты в зоне аэропортов и других зон, требующих дополнительных разрешений, надо будет сделать звонки еще и туда, как до, так и после полета.

Полеты над Москвой

Рассмотрим один случай.

Допустим, мы собираемся запускать БВС около Москвы, с юго-западной стороны, в районе Коммунарки. Старт запланирован в Бутовском лесопарке на горе Высокая (N55°34′10″ E37°31′52″). Нам надо понять, можем ли мы выбрать это место в качестве старта (то есть легально ли там в принципе взлететь) и если да, то на каких условиях будет разрешено провести полет. Открываем сайт

Сразу надо сказать, что полеты над Москвой и около нее сопряжены с кучей проблем. Связано это с несколькими пунктами. Во-первых, полеты непосредственно над Москвой в пределах МКАД запрещены приказом Минтранса № 254 от 24 июля 2020 года. Несанкционированный полет может закончится для физического лица штрафом до 50 тысяч рублей. Выдачу разрешений осуществляет Департамент региональной безопасности и противодействия коррупции Москвы, но мне доподлинно известен лишь один случай, когда физлицо добилось возможности полетать в городе, и это разрешение было выдано по суперуважительной причине, а именно для проведения поисково-спасательных работ.

Во-вторых, окрестности Москвы изобилуют различными запретными для полетов зонами. Например, в непосредственной близости от места нашего теоретического запуска расположена штаб-квартира Службы внешней разведки, а над ней летать нельзя.

Дотошный читатель заметит, что в запретную зону залетать совершенно необязательно, и в таком случае получать разрешение не нужно. Формально – да. Но на практике в подобных местах получить кучу проблем вплоть до принудительной посадки дрона можно, не залетая в зону, а рядом с ней. Рискованно.

В-третьих, место старта находится на расстоянии менее 5 километров сразу от нескольких посадочных площадок. Чтобы взлететь, нам потребуются разрешения от оператора каждой из них.

Расстояние до ближайшей посадочной площадки — 3 км

Расстояние до ближайшей посадочной площадки — 3 км

В-четвертых, на высоте 1500 футов AMSL и выше проходит схема захода на международный аэропорт Внуково, а само место находится в радиусе диспетчерской зоны аэропорта. Если мы хотим летать здесь, это потребует установления временного режима ИВП и, скорее всего, дополнительных согласований с диспетчерами аэропорта.

Короче говоря, крайне неудачное место для полета. Именно так мне ответил оператор московского ЗЦ, когда я позвонил на горячую линию и спросил, что они думают о моем намерении летать в этой зоне :)

Резюмируя все вышесказанное – друзья, для развлекательных полетов Москва и ближнее Подмосковье нельзя назвать хорошим выбором. Гораздо приятнее прыгнуть в электричку и уехать подальше от многочисленных запретных зон и заодно бюрократической волокиты.

Случай из жизни

Кстати о бюрократической волоките. Нередко обилие бумажных препонов создает забавные казусы. В далеком 2004 году состоялось два пуска «неболета» — самодельного сверхлегкого воздушного судна. Специально для статьи я взял комментарий у пилота и создателя «неболета» Виталия Куликова о его диалоге с Росавиацией при подготовке первого полёта.

Виталий Куликов: «Когда я позвонил в Росавиацию и рассказал, что собираюсь подняться в воздух на связке воздушных шаров, мне сказали примерно следующее: Товарищ, мы тебя не знаем, ты нам не звонил.»

Из личного архива Виталия

Из личного архива Виталия

Так что в случае беспилотного дрона в 2022 году ситуация просто отличная – законодательная база существует, и ясно, что делать можно, а что нельзя.

Подробнее о полете Виталия можно прочитать по ссылкам:

Популярная механика

Комсомольская правда

Нужна ли страховка на дрон?

Поскольку любой любой дрон является воздушным судном, то, согласно ст. 131 Воздушного кодекса, подлежит обязательному страхованию ответственности. Некоторые страховые компании уже предоставляют специализированную услугу по страхованию владельцев дронов. Однако на сегодняшний день, насколько мне известно, за отсутствие страховки на дрон какого-либо взыскания не предусмотрено. Для получения разрешения на полет от органов местного самоуправления страховка тоже требуется далеко не всегда.

О самодельных БВС и перспективах в законодательстве

Выше я писал о том, что БПЛА бывают разных типов, о том, что процедура постановки на учет и получения разрешений на ИВП одна на все дроны от 0.15 до 30 килограмм, о том, что допускается собирать БПЛА самому…

Все это в сумме дает один небезынтересный эффект – можно абсолютно легально поднять в воздух высокоскоростной летательный аппарат, собранный в гараже.

Высокая скорость будет обеспечиваться ракетным или турбореактивным двигателем, например, таким — турбореактивным JetCat P 200-RX с тягой 20 килограмм-сил.

Турбореактивный двигатель JetCat P 200-RX

Турбореактивный двигатель JetCat P 200-RX

Не буду вдаваться в детали, скажу лишь, что максимальная скорость с точки зрения законодательства будет регламентирована 450 км/ч, согласно пункту в) Постановления Правительства РФ от 11.03.2010 N 138.

В итоге в воздух поднимается самодельный беспилотный аппарат, с огромной скоростью полета, существенную долю взлетной массы (которая, напомню, до 30 кг) составляет керосин/пропан/другое горючее. Страховка, по факту, не обязательна.

Такое положение дел, с одной стороны, радует. Мне, как студенту МАИ, отрадно видеть столь широкий простор для проектирования и экспериментальных полетов. С другой стороны… Все это звучит не очень безопасно, не правда ли?

Надо понимать, что реактивные модели, фактически, высшая лига среди всех остальных БЛА. Такие двигатели очень дороги, а высокие скорости полета предъявляют особые требования к точности и качеству сборки и проектирования, даже при использовании готовых кит-наборов. Все это означает высокий порог вхождения для желающих. Несмотря на это, рано или поздно законодательство даст «наш ответ Чемберлену» стремительно развивающейся отрасли БПЛА.

Каких изменений стоит ожидать?

  • Обязательная сертификация самодельных БВС.

  • Обязательное страхование гражданской ответственности для пилотов БВС.

  • Законодательное ограничение скорости БВС.

Самые логичные решения, по моему мнению. Первым решением имеет смысл ожидать обязательную сертификацию, по аналогии с уже существующими в России правилами регистрации самодельных транспортных средств и Положением о порядке допуска к эксплуатации единичных экземпляров воздушных судов. Вопрос к нововведениям один – не приведет ли принятие подобных процедур к невозможности поставить на учет «самосбор» на практике?

Всё это, конечно же, предположения. Будем с большим интересом следить за событиями в мире БПЛА дальше. Спасибо, что дочитали статью до конца, ваши замечания с удовольствием прочитаю в комментариях.

Кто то из пилотов писал мне в личку и задал 4 вопроса, а я похоже удалил случайно это сообщение. Потому отвечаю на вопросы для всех.

1. Посылать план надо только в соответствующий зональный центр. Адреса их здесь. https://atcm.ivprf.ru/. Лично вам все правильно в Московский ЗЦ.

2. Насчет звонка в ЗЦ узнать прошел ли план или нет, звонить не обязательно. Я несколько раз звонил в ЗЦ, когда менялись некоторые детали в плане. Т.е. посылал план, а потом примерно через полчаса звонил и спрашивал. Пожалуйста, посмотрите мой план, все ли я правильно написал. Это я делал для того, чтобы не остаться без плана, когда уже приехал на поле. Обычно у нас в Питере бывают случаи, когда звонишь в МДП, тебе отвечают, что план не могут найти, звоните в ЗЦ. Звонишь туда, они говорят, что все передали. Звоню опять в МДП, говорю, что план повезли на ишаке, скоро будет. Но это прикол. Поэтому, когда мне говорят в МДП, что план не могут найти, я им отвечаю вежливо. Господа, я вас уведомил, план передал — ищите. Я начинаю летать.

3. ULAC это наши ВС по классификации ИКАО (по латыни-это сокращение ультра легкий самолет т.е. все ВС, вес которых менее 454 кг) т.е. параплан, трайк, воздушный шар и т.д. (смотрите скан из документа ИКАО 8643). В плане после RMK можно написать конкретно что за ВС будут летать (например 5 ULAC в примечании написать 3 трайка и 2 парамотора). А вот четвертый вопрос забыл.

Кроме того всем кто начинает подавать план впервые по электронке в таком виде как я писал, рекомендую после того как вы передали свой план, не поленитесь позвонить в ЗЦ и спросить. Правильно ли вы написали план. Если что-то не так они вам надеюсь, скажут и поправят. Дело в том, что страна у нас одна, а ЗЦ-разные и в каждом по-своему понимают, как правильно писать и подавать план. Кроме того в разных ЗЦ разные системы приема и обработки планов. У меня опыт общения только с ЗЦ Питера. У нас в таком виде все проходит со 2 марта 2017г., и никаких замечаний нет. Обычно, если ошибка, то тут же отвечают по электронке. Так вчера поспешил и передал план с датой на 10.05. Через 10 минут получил письмо от ЗЦ «уточните дату полетов». Тут же исправил и передал новый исправленный план. Если есть еще вопросы, задавайте. Разберемся. Может, кто поделится опытом, как происходит подача плана в других ЗЦ.

Редактировалось: evropilot2013 (02 Июн 2018), всего редактировалось 1 раз(а)

  • #1

После перехода сайта FPLN.RU на платную основу, многие мои друзья встали перед выбором: как составить и формализовать план полёта без этого сервиса?

Вариантов много! Это и использование бумажных карт, линейки и калькулятора, и с помощью обычного прибора GPS, и с бесплатным функционалом fpln, но самая быстрая и удобная замена — это стандартный сервис сайта IVPRF.RU.

Хорошо работает из под Internet Explorer.
Я записал небольшое видео, которое надеюсь многим облегчит жизнь.

[media]https://youtu.be/hI_6kbUAeW0[/media]

Алексей SPB

Алексей SPB

Хочешь сделать хорошо — сделай это сам! (c)

  • #2

Посмотрел с большим интересом!
Огромное спасибо!
Почему раньше никто не сделал такой ролик?
Вроде ничего сложного.
Думаю если немножко потренироваться, то …

Вопросы:
1) А для чего тогда нужен сервис fpln?

2) Насколько точно надо соблюсти график перехода из зоны в зону?

3) Андрей, я правильно понял, что полёт будет проходить на высоте 300м, над лесами и болотами вдали от цивилизации?
Не страшно?

4) Подав этот план полёта, можно на этом сайте увидеть чей то чужой план полёта в том же месте в тоже время?

Просьба:
А можно сделать такой же ролик для полёта не по маршруту, а с целью просто побродить по окрестностям песочницы в радиусе 50км.

ucs

Я люблю этот Форум!

  • #3

Да, очень познавательно и полезно.
Присоединяюсь к  Алексей SPB с его вопросами.

ucs

Я люблю этот Форум!

  • #4

Думаю если немножко потренироваться, то

без регистрации(пилотского) — никак

  • #5

Иногда  пользуюсь  этим  прекрасным  девайсом.  Спасибо  за  широкое освещение  Andrey Ivanov. ;)

Алексей SPB

Алексей SPB

Хочешь сделать хорошо — сделай это сам! (c)

  • #6

без регистрации(пилотского) — никак

Если мне склероз не изменяет — тут где-то была ветка на которой Лодочник рассказал как он умудрился подать план полёта на параплан.
А ведь у парапланеристов тоже нет пилотского…

ucs

Я люблю этот Форум!

  • #7

Да, подал, от своего имени.

ucs

Я люблю этот Форум!

  • #8

Да, подал, от своего имени.

Со своим логином и паролем.

aes

Старейший участник

  • #9

Единственное что бы я добавил — как пользоваться шаблонами. Оказывается не все их используют. Между тем все планы полезно сохранить в виде шаблонов в месте, где есть быстрый интернет. А потом по мере надобности использовать меняя только время вылета.

aes

Старейший участник

  • #10

Да, ещё с МВЛ  ivprf странно работает. Нельзя указать просто точки входа и выхода с МВЛ. ivprf рисует маршрутную часть при этом весьма странно.
Так что лучше руками используя с их карты названия МВЛ.

Например вместо маршрутной части «ДЦТ ТОРСИ КЛ52 ТИАРА КЛ50 БП КЛ53 МАЛАН ДЦТ»

ivprf генерит: «ТОРСИ ДЦТ ТИАРА ДЦТ НИКУН ДЦТ РУБЛЕ ДЦТ СТРОГ ДЦТ НОТУН ДЦТ СИМНИ ДЦТ ЛИАНО ДЦТ БП»
Да ещё и ругается на пересечение запретки над Москвой (поскольку сама это ДЦТ и подставляет :) ).

Ещё на карте ivprf направление движения по МВЛ не указано и неясно где однонаправленная МВЛ, а где можно в 2-х направлениях.

Так что где нужно по МВЛ, там лучше на мой взгляд всё же  Google Earth + ИВП РФ от АОПА использовать. Ну или информации с бесплатной части fpln.ru хватает.

  • #11

Вопросы:
1) А для чего тогда нужен сервис fpln?

2) Насколько точно надо соблюсти график перехода из зоны в зону?

3) Андрей, я правильно понял, что полёт будет проходить на высоте 300м, над лесами и болотами вдали от цивилизации?
Не страшно?

4) Подав этот план полёта, можно на этом сайте увидеть чей то чужой план полёта в том же месте в тоже время?

Просьба:
А можно сделать такой же ролик для полёта не по маршруту, а с целью просто побродить по окрестностям песочницы в радиусе 50км.

1. Сервис fpln сделан частным лицом Черемхиным Александром из Нижнего Новгорода.  Он более нагляден и в чём-то более удобен, позволяет сохранять маршрут для загрузки в GPS. Данные по аэродромам и структуру ВП этот сервис берёт у АОПА-Россия.  Но после того, как Черемхин сделал его платным — лично мне этот сервис перестал быть интересным.

2. +-  я бы сказал, что не особо точно.

3. 300м для диспетчера, никто же не мешает запросить 800-900м?  Или подать план на 800м.  Или лететь на 1200м, сообщая диспетчеру, что идёшь на 300.  В общем вариантов масса. По поводу страха — там столько мест, над которыми имея даже 2000м в случае отказа двигателя всё равно окажешься в лесу или болоте.

4. Нет,  чужие планы там не увидеть.

5. Можно подать небольшой кольцевой маршрут — для полёта вокруг песочницы, время поставить например 4 часа.  Из диспетчерской зоны вылетать всё равно не планируется, поэтому в поле ЕЕТ будет только УЛЛЛ0001

DasTPID

Я летаю на дельтаплане и параплане

  • #12

Данные по аэродромам и структуру ВП этот сервис берёт у АОПА-Россия.

А скажите пожалуйста, на ivprf.ru ведь точно так же как и на fpln.ru можно посмотреть запретные/опасные зоны или там только диспетчерские районы видны? Если запретки и нотамы видны — то совпадают ли эти данные с данными fpln.ru? Спасибо.

  • #13

Да, на IVPRF также Вы можете включить и посмотреть запретные зоны и зоны ограничений.
По идее совпадать с fpln информация должна.  Только ivprf — это, по идее, официальный источник информации.

Алексей SPB

Алексей SPB

Хочешь сделать хорошо — сделай это сам! (c)

  • #14

а у FPLN этих странностей нет?

Алексей SPB

Алексей SPB

Хочешь сделать хорошо — сделай это сам! (c)

  • #15

Нет,  чужие планы там не увидеть.

:-?

То есть если проложить маршрут в G
(а в G диспетчер бортами не руководит)
то можно ожидать сюрприз на маршруте?

Алексей SPB

Алексей SPB

Хочешь сделать хорошо — сделай это сам! (c)

  • #16

Но после того, как Черемхин сделал его платным — лично мне этот сервис перестал быть интересным.

100 баксов в год как бы не дорого
человек трудился, имеет право получить оплату

DasTPID

Я летаю на дельтаплане и параплане

  • #17

Громадное спасибо автору видео! Ещё пару раз подобное снять — и можно будет разбираться в этом вопросе не хуже самолётчиков!

Если можно  — ещё пару вопросов:
1) Аэродром вылета — Шевлино — если верить fpln.ru находится в «узловой диспетчерский район москва», но он начинает действовать только с 450 метров MSL. То же самое и с первой поворотной точкой Конаково, только там высота ещё больше — FL40. А снизу получается воздушное пространство класса G. Правильно ли я понимаю, что если облететь диспетческую зону (GND-FL70) Клин, то до Конаково вообще можно лететь без диспетчера, радиосвязи и пр.?

2) После Конаково и выхода из московской зоны зачем устанавливать связь с Тверью, если ниже FL40 там класс G?

3) Почти сразу после входа в тверскую зону вы пролетаете через зону ограничения полётов UUR249, которая однако начинается от 400 MSL и до FL140, а у вас высота 300 MSL. Отклонили бы ваш план полёта или нет, если бы вы его подали на 500 MSL, с залезанием в UUR249? Имеет ли право диспетчер дать вам эту высоту, если план полёта был подан на 300, а в полёте вы запросили 500?

4) В районе Клина высота рельефа по маршруту вашего полёта достигает иногда 240 MSL, по-моему вполне очевидно что вы не будете лететь на 60м истинной высоты, а будете лететь выше. Зачем тогда подавать план на 300м? Возможно ли в одном плане указывать несколько высот, например до первой поворотной точки одна высота, а после другая?

5) Когда вы вылетели из московской зоны и попали в тверскую, то fpln пишет так: ТВЕРЬ МДП, класс ВП: G GND-FL40. Какой класс воздушного пространства в этом месте выше FL40, на fpln он не указан.

Спасибо!

  • #18

Нет,  чужие планы там не увидеть.

:-?

То есть если проложить маршрут в G
(а в G диспетчер бортами не руководит)
то можно ожидать сюрприз на маршруте?

Скорее «сюрприз» можно ожидать, при руководстве диспетчером.  А так, да — крути головой и слушай эфир.  Но при нашей мизерной интенсивности полётов, встретить другой борт на маршруте это большая редкость. ;-)

  • #19

Но после того, как Черемхин сделал его платным — лично мне этот сервис перестал быть интересным.

100 баксов в год как бы не дорого
человек трудился, имеет право получить оплату

ну тут вопрос скорее филосовский…  примерно так же как и брать или не брать денег за прилёт на аэродром  ;-)  

aes

Старейший участник

  • #20

а у FPLN этих странностей нет?

Там своих странностей хватает с лихвой. Почитай ветку. Может доделает, но пока сыро.

Вообще  лучше всего просто взять и спокойно изучить Табель Сообщений.
Тогда спокойно берёшь и с одноразовым паролем по телефону ФПЛ надиктовываешь в отсутствии какого-либо тырнета :)
Да и сможешь в заявке прописать то, что граф. инструменты обычно не формализуют. Например задать изменение профиля полёта.

А если у Зонального возникнут вопросы — всегда сможешь  аргументированно ответить.

Те, кто так или иначе связан с полетами, будь то любительские полеты на дроне или спортивных авиамоделях, дельтапланах или даже на легкомоторных самолетах, задаются вопросом о получении разрешений на использование воздушного пространства. У людей существует предубеждение, что согласовать полеты с диспетчерами трудно, долго и невозможно. В этой статье мы хотим развеять все эти мифы и показать, что летать законно вполне реально и просто.

Дополнено:

Постановлением правительства РФ от 3 февраля 2020 года порядок использования воздушного пространства авиамоделистами сильно упростился!

Подробности в нашей статье: «НЕБО ОТКРЫТО ДЛЯ АВИАМОДЕЛИСТОВ»

Дополнено:

Подать представление на установление местных/временных режимов, планы полетов (SHR) сейчас возможно с помощью

Системы представления планов полетов по сети Интернет и телефонной сети (СППИ) (интернет-ресурс: https://sppi.ivprf.ru

Но для понимания алгоритмов получения разрешения на ИВП, рекомендуем изучить информацию ниже:

Итак, для начала давайте определим алгоритм наших действий, выглядит он таким образом:

 

Теперь нам необходимо получить сведения о воздушном пространстве (зоны ограничений полетов, запретные зоны, открытые зоны и т.д.) для этого существую два сервиса:

  1. https://fpln.ru/
  2. Google Планета Земля – необходимо установить программу и скачать для нее файл «ВП РФ»

Информация на ресурсах идентичная, поэтому без разницы каким ресурсам вы будете пользоваться, а мы продолжим наш разговор на примере FPLN.ru

Воздушное пространство нашей страны разделено на 7 зональных центов, Вам необходимо определить принадлежность Вашей зоны проведения полетов к вашему зональному центру.

Следующим шагом необходимо определить попадает ли предполагаемая зона выполнения полетов в зоны ограничения воздушного пространства

Затем необходимо подать запрос на ИВП в администрацию муниципального образования. В городе Екатеринбург запрос на разрешение использования воздушного пространства подается в соответствии Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на использование воздушного пространства над территорией муниципального образования «город Екатеринбург»

https://екатеринбург.рф/официально/документы/постановления/п_2018/23423

И дождаться ответ

Получив ответ от администрации можно подавать представление на установление режима. Если полет не попадает в зоны ограничения воздушного пространства – подаем представление на установление Местного Режима (за 3 дня) по эл. почте zc@ur.gkovd.ru

Если же полет попадает в какую-либо зону ограничения воздушного пространства, сначала нам необходимо получить согласование от пользователя ВП, наложившего ограничения. 

Временный режим устанавливается если наша зона полетов попадает в зону ограничения международного аэропорта. 

Во всех остальных случаях устанавливается местный режим. Даже если попадаем в зону ограничения полетов атомной электростанции или военного аэродрома — все равно местный. Просто предварительно согласовываем полеты с той организацией, которая установила ограничения и в представлении на местный режим указываем «…полеты согласованы с штурманом в/ч 11112222 майором Сидоровым. аэродром Травяны…».

Например, если полигон для выполнения тренировочных полетов авиамоделей Федерации Авиамоделизма в микрорайоне Академический (г. Екатеринбург) попадает в зону ограничения международного аэропорта «Кольцово», то сначала мы отправляем проект представления на согласование в Кольцово по эл. почте zc@ur.gkovd.ru

Получив от них ответ в устной форме (в разных аэропортах и РегЦ может быть разная «сложившаяся практика». где то достаточно голосом, где то требуют письменного согласования)  фиксируем фамилию сотрудника Екатеринбургского РГЦ ЕС ОрВД , согласовавшего представление, и вносим её в представление на установление режима и подаем представление за 5 дней в Главный Центр ЕС ОрВД по эл.почте regimivp@matfmc.ru после отправки надо позвонить (495) 601-06-64 убедиться что эл.письмо получено. 

На следующий день после подачи заявки звоним диспетчеру по телефону (343) 205-80-67 (Екатеринбургский РГЦ ЕС ОрВД ) или  (495) 601-06-64 (ГЦ ЕС ОрВД (Москвичи в ГЦ ЕС ОрВД нервно реагируют на лишние звонки, поэтому узнавать номер временного режима лучше после 17 МСК за 4 дня до даты. Если режим на 25е, то звонить лучше 21го в 17.15 по Москве) ) и спрашиваем номер установленного режима. Например:

  1. МР6644, где, МР – Местный Режим, 6644 – присвоенный порядковый номер
  2. ВР1187, где, ВР — Временный Режим, 1187 – присвоенный порядковый номер

Завершающим шагом в получении разрешения на ИВП является составление плана полета. План полета/флайт план/СХР подается за сутки до выполнения полетов. Выглядит следующим образом — для большинства Зональных Центров так:

В Екатеринбургском РГЦ ЕС ОрВД  форма СХР следующая:

(SHR-ZZZZ

-ZZZZ0500

-M0000/M0040 /ZONA R0,5 5646N06030E /

-ZZZZ0800

-DOF/190119 DEP/5646N06030E DEST/5646N06030E EET/USSS0001 TYP/BLA

OPR/ROOSOFA RMK/ ВР100 ПОЛЕТЫ РАДИУОПРАВЛЯЕМОЙ АВИАМОДЕЛИ В РАЙОНЕ

МКР АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВЫСОТА ПОЛЕТА ИСТИННАЯ 150М АБСОЛЮТНАЯ ВЫСОТА 400М

ОПЕРАТОР Пермяков Павел Юрьевич тел. 8 922 ХХХ ХХХ РАЗРЕШЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ

Г.ЕКАТЕРИНБУРГА N273-05/003/193 от 23.10.2018г.)

Предлагаем подробно разобрать каждую графу плана полета, после чего у вас должны отпасть все вопросы касающиеся получения разрешений на полеты. Начнем по порядку:

 

1. Отправитель

2. Опознавательный индекс воздушного судна — указываем ZZZZ

3. Аэродром и дата вылета — указываем ZZZZ – это означает, что мы летаем не на специализированном аэродроме, далее без пробела указываем время начала работы

4. Маршрут
M0000/M045 – высота от 0 до 450 истинная
Пробел
ЗОНА
Пробел
5650С6030В – координаты точки
Пробел
Р300М – радиус зоны работы 300 м

5. Аэродром и дата вылета
(Указываем ZZZZ – это означает, что мы летаем не на специализированном аэродроме)

6. Прочая информация
ДОФ/160214 – дата вылета воздушного судна
(YYMMDD – YY-год MM-месяц DD-день)
Пробел
ДЕП/5650C6030С – название аэродрома вылета
Пробел
ДЕСТ/5650C6030С – название аэродрома назначения
Пробел
ТЫП/БЛА(БВС)
Пробел
ОПР/РООСОФА – индекс эксплуатанта
Пробел
РМК/МР222 – местный/временный режим ИВП

Через пару часов после подачи плана полета необходимо позвонить диспетчеру и уточнить получил ли он план на завтра и включили ли они его в предварительный график.

 Готово!

В день полета необходимо трижды позвонить в диспетчерскую службу по тел. (343) 264-42-20:

  1. Контрольный звонок – за 2 часа до вылета/начала работы
  2. Доклад о начале работы – за 5 минут до взлета
  3. Доклад о завершении работы – через 5 минут после приземления

Форма доклада диспетчеру, следующая:

«Здравствуйте!
Беспилотник в районе Академического (называете свой район/место/любой ориентир) по местному режиму 6688 планирую начать работу в 7:00 единого (начал работу/ закончил работу).
Моя фамилия Петров (называете свою фамилию), подскажите Вашу (обязательно фиксируйте фамилию диспетчера, с которым разговаривали)»

Точно также подается представление на установление местного и временного режимов от физического лица. Достаточно указать свои паспортные данные, вместо реквизитов организации. 

План полёта БВС и представление на установление временного и местного режимов пользователи воздушного пространства могут подать на нижеуказанные номера телефонов и адреса электронной почты оперативных органов ЕС ОрВД: 

Контактные данные
Региональных центров ЕС ОрВД
для оперативной передачи планов полетов

№ п/п

Наименование
Регионального центра ЕС ОрВД

Контактные данные

  1.  

Калининградский РЦ ЕС ОрВД

Телефоны:

8(4012)57-99-38

8(4012)57-99-39

E-mail: ivp@kld.sz.gkovd.ru

  1.  

Симферопольский РегЦ ЕС ОрВД

Телефоны:

+7 (3652) 605 210

+7 (3652) 605 035

Тел/факс:

+7 (3652) 605 267

+7 (3652) 605 227

E-mail: cpksmf@crimeaovd.ru

  1.  

Санкт-Петербургский РегЦ ЕС ОрВД

Телефон: 8(812) 305-17-78

Сотовый: +7(921) 323-41-36

E-mail: spbzc@sz.gkovd.ru

  1.  

Ростовский РегЦ ЕС ОрВД

Телефоны:

Ограничения (ВР, МР…): 8(863) 272-32-94

Плановая информация:

8(863) 272-36-64, ст. оператор

8(863) 272-31-68, ст. диспетчер

Факс: 8(863) 272-38-08

E-mail: dcpk@yug.gkovd.ru

  1.  

Московский РегЦ ЕС ОрВД

Телефоны:

8(495) 662-80-55

8(495) 436-75-57

  1.  

Самарский РегЦ ЕС ОрВД

Телефоны:

8(846) 278-47-81

8(846) 279-18-40

  1.  

Екатеринбургский РегЦ ЕС ОрВД

Диспетчер ПИВП/зам. Начальника смены ЦП ИВП:

8(343) 205-80-70

Факс: 8(343) 205-80-68

E-mail: zc@ur.gkovd.ru

Уточнение поступления почты: 8(343) 205-80-71

  1.  

Тюменский РегЦ ЕС ОрВД

Старший диспетчер ПИВП: 8(3452) 293-844

Факс: 8(3452) 799-059

  1.  

Новосибирский РегЦ ЕС ОрВД

Телефон:

8(383) 319-00-09
E-mail: NZC@ZSA.RU

  1.  

Красноярский РегЦ ЕС ОрВД

Телефон для приема FPL: 8(391) 252-62-45

Факс: 8(391) 252-60-40

  1.  

Иркутский РегЦ ЕС ОрВД

Телефоны:

8(3952)-522913

8(3952)-522914

8(3952)-522918

  1.  

Якутский РегЦ ЕС ОрВД

Диспетчер СППИ: 8(4112) 49-64-64, тел./факс

Резерв: 8(4112) 44-30-29

  1.  

Магаданский РегЦ ЕС ОрВД

АФТН: УХММЗДЗЬ (UHMMZDZX)

Диспетчер ПИВП (Планирование ИВП вне маршрутов ОВД, ниже нижнего эшелона): 8(4132) 606-830

Диспетчер ПИВП (Планирование ИВП по маршрутам ОВД, организации потоков воздушного движения): 8(4132) 603-077

Диспетчер ПИВП (Ведение АСД, НОТАМ, установление запретов и ограничений, СППИ): 8(4132) 605-603

СППИ факс: 8(4132) 605-603

E-mail: pivp@sv.gkovd.ru,  sppi@sv.gkovd.ru

  1.  

Хабаровский РегЦ ЕС ОрВД

АФТН: УХХХЗДЗЬ

Телефоны:

8(4212) 41-86-18

8(4212) 41-86-17

8(4212) 41-86-16

8(4212) 41-86-15

Факс: 8(4212) 70-94-61

Надеемся, что данная статья помогла Вам разобраться с получением разрешения на использование воздушного пространства в России.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Платье из денег своими руками пошаговая инструкция
  • Алмагель а при боли в желудке инструкция
  • Терафлекс плюс инструкция по применению капсулы взрослым от чего помогает
  • Синий кот от кашля для детей инструкция по применению
  • Письмо для руководство