Функции социального управления руководство

Социальное
управление как регулирование процессов
развития систем, образующих социальную
сферу общественной жизни людей,
складывается из своих, присущих данной
деятельности функций. Все процессы
социальной сферы независимо от того
идет ли речь об обществе в целом или
образующих его структурах можно свести
в следующие три группы, которым
соответствуют и три группы конкретных
функций социального управления.

Конкретные
социальные функции управления:

1. Изменения в
условиях жизни людей, создание
благоприятных условий жизни людей и
последовательное улучшение,
совершенствование этих условий.
О
необходимости о себе самом заботиться
и о необходимости смягчать неравенство
для социально незащищенных людей. Группа
функций включает в себя изменения во
внешних условиях жизнедеятельности
людей:

— обеспечение
условий безопасности граждан;

— создание и
упрочение условий, гарантирующих права
и свободы граждан;

— помощь людям в
обеспечении источниками средств к
существованию и создании благоприятных
возможностей для повышения их доходов;

— охрана труда и
его облегчение и улучшение его условий;

— обеспечение
охраны здоровья граждан;

— обеспечение
оптимальной адаптации людей к меняющейся
социальной обстановке;

— улучшение
материально-бытовых условий жизни
членов общества, развитие социально-бытовой
инфраструктуры;

— создание и
совершенствование условий участия
граждан в управлении делами общества,
государства, производства.

2. Формирование
и развитие социальных качеств людей и
обусловленные этим изменения в их образе
жизни.
Группа
функций охватывает процессы изменений
в самом содержании этой жизнедеятельности,
в образе жизни людей, в их социальных
качествах:

— обеспечение роста
образовательного и культурного уровня
людей;

— организация
институциональной деятельности,
формирующей общественные нравы;

— обеспечение
дисциплины и правопорядка;

— развитие трудовой,
социально-политической,
производственно-творческой и других
видов общественной активности;

— формирование у
людей восприимчивости к инновациям,
развитие их инновационной готовности,
инновационных ориентации.

3. Формирование,
функционирование и развитие социальных
систем как целостных образований
(социальных общностей, организаций).

— формирование и
пополнение кадрового состава, подбор
и расстановка кадров;

— развитие социальной
структуры коллектива, т.е. совершенствование
социального облика входящих в него
групп и взаимоотношений между ними;

— создание, развитие
и изменения в содержании деятельности
социальных институтов, необходимых для
функционирования коллектива: администрации,
профсоюзной организации совета
предприятия или совета акционеров для
эффективности социального управления.

Социальные функции
осуществляются местным самоуправлением
при решении следующих вопросов, отнесенных
к ведению муниципальных образований:

  1. комплексное
    социально-экономическое развитие
    муниципального образования;

  2. содержание и
    использование муниципального жилищного
    фонда;

  3. организация,
    содержание и развитие муниципальных
    учреждений дошкольного, основного
    общего и профессионального образования;

  4. организация,
    содержание и развитие муниципальных
    учреждений здравоохранения, обеспечение
    санитарного благополучия населения;

  5. создание условий
    для жилищного и социально-культурного
    строительства;

  6. организация
    ритуальных услуг, а также содержание
    мест захоронения;

  7. обеспечение
    социальной поддержки и содействие
    занятости населения.

  8. создание условий
    для деятельности учреждений культуры
    в муниципальном образовании;

  9. сохранение
    памятников истории и культуры, находящихся
    в муниципальной собственности;

  10. создание условий
    для развития физической культуры и
    спорта в муниципальном образовании.

К социальной сфере
необходимо отнести и следующие, на
первый взгляд, технические и хозяйственные
вопросы, входящие в компетенцию местного
самоуправления:

  1. организация,
    содержание и развитие муниципальных
    энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения
    и канализации;

  2. организация
    снабжения населения и муниципальных
    учреждений топливом;

  3. организация
    транспортного обслуживания населения
    и муниципальных учреждений, а также
    обеспечения населения услугами связи;

  4. создание условий
    для охвата населения услугами торговли,
    общественного питания, бытового
    обслуживания.

Все перечисленные
вопросы без всяких отговорок становятся
социальными, когда речь идет об
установлении отдельным категориям
граждан льгот по оплате услуг,
предоставляемых муниципальными
предприятиями и учреждениями. В итоге
оказывается, что из 30 вопросов, отнесенных
к ведению муниципальных образований,
только незначительная часть не имеет
прямого отношения к социальной сфере.

Для социального
обустройства территорий, повышения
качества жизни населения необходимы
значительные средства. Во многих
муниципальных образованиях нет для
этого достаточных материальных
(природных) и финансовых ресурсов.
Социальные
ресурсы — это продукт совместной
деятельности населения, показатель
социального интеллекта.

Чем выше социальный интеллект местного
сообщества, тем большими социальными
возможностями располагает население
для решения своих насущных местных
проблем.

Социальные
ресурсы:

мотивационный, интеллектуальный,
информационный, коммуникативный,
состязательный, социально-психологический,
демографический, социально-экологический,
деятельностный, инновационный, кадровый,
технологический, организационный,
духовно-нравственный, правовой.

Социальные ресурсы
имеют ряд особенностей, принципиально
отличающих их от природных ресурсов.
Во-первых, природные ресурсы исчерпаемы
как, например, месторождения полезных
ископаемых, тогда как социальные ресурсы
в известном смысле неисчерпаемы. Их
использование не означает их исчерпания,
а напротив, способствует прогрессирующему
изменению, переходу общества на новый,
более высокий уровень его развития.

Во-вторых, социальные
ресурсы — это не только частично, но и
целиком возобновляемые ресурсы.
Используя, к примеру, состязательный
ресурс, мы отнюдь не уменьшаем и не
уничтожаем его, а, напротив, оставляем
в целости и сохранности и даже наращиваем.
Чем активнее используем соревновательный
ресурс, тем в большей мере способствуем
его развитию.

В-третьих, природные
ресурсы можно держать в запасе и от
этого они не увеличиваются и не
уменьшаются. Иное дело — социальные
ресурсы. Их нельзя держать про запас,
ибо они начинают быстро обесцениваться
и деградировать.

В-четвертых,
природные ресурсы поддаются количественному
измерению и оценке. Можно подсчитать
величину энергетических ресурсов и
наметить пути их рационального
использования. Точно так же можно
определить и оценить земельные, водные,
лесные и другие ресурсы. Но труднее это
сделать применительно к социальному
интеллекту. Как измерить этот ресурс и
определить его достаточность или
недостаточность? На этот вопрос ответа
пока нет.

Вопросы для
самопроверки:

1. В чем заключается
двойственный характер муниципального
управления как особого вида социального
управления?

2. Какие ценности
и социальные нормы в обществе способствуют
эффективному функционированию местного
самоуправления?

3. В чем состоит
муниципальный интерес?

4. Перечислите
конкретные социальные функции управления?

5. Что такое
социальные ресурсы?

СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
В УПРАВЛЕНИИ

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Чтобы понять феномен социального управления, мы разберем, в частности, его понятие, то, какими общими чертами оно обладает, на какие виды подразделяют социальное управление, и какие элементы в него включены. Также мы расскажем о существующих механизмах социального управления и категориях объектов управления.

Понятие

Социальное управление – разновидность управления, или, иными словами, процесс воздействия на общество целиком. Данное воздействие включает в себя и воздействие на социальные группы, и влияние на отдельных индивидов, деятельность которых нужно упорядочить. Также социальное управление отвечает и за повышение уровня организации социальной системы.

Социальное управление от любого другого можно отличить по следующим признакам:

  1. Оно характерно для всех систем, у которых есть собственная сформированная организация поведения.
  2. Социальное управление выступает в интересах только тех сторон организованной системы, которые взаимодействуют друг с другом напрямую.
  3. Оно всегда имеет цель и ориентир на ее достижение, дополнением к этому – решение практических задач.
  4. Социальное управление предполагает, что объект управления будет подчиняться субъекту. При этом не важно, в какой форме подчинения, оно просто должно быть.
  5. Социальное управление непрерывно держит связь со всей информацией, которую можно получить посредством управленческих команд.

Общие черты социального управления

Выделяют всего семь общих черт социального управления:

  1. Первая черта возникает там, где присутствует совместная деятельность людей и их общностей. 
  2. Вторая черта обеспечивает одинаковое и постепенное воздействие на всех участников совместной деятельности.
  3. Третья направлена на то, чтобы достигать конкретной поставленной управленческой цели.
  4. Четвертая характеризуется тем, что в социальном управлении присутствует субъект и объект управления.
  5. Пятая черта подразумевает то, что субъект управления имеет ресурс власти.
  6. Шестая черта говорит о том, что объект управления находится под властью, что означает его полное подчинение и повиновение указаниям субъекта.
  7. Седьмая черта появляется, потому что социальное управление реализуется всегда в рамках определенного механизма.

Виды и особенности социального управления 

Их можно разделить на три категории:

  • государственное управление,
  • муниципальное
  • и общественное самоуправление.

А вот особенности заключаются в осуществлении управления только на тех территориях, где действуют системы. Также особенность состоит и в совместной деятельности, которую предполагает управление, чтобы достигать общие цели. Еще одна особенность – упорядочивающее воздействие на участников совместных действий. Кроме того, социальное управление носит волевой и властный характер, при этом сознательный. Социальное управление может осуществляться исключительно в рамках управленческих решений. Последняя особенность связана с тем, что субъект управления связан с формами, методами и средствами воздействия на объект.

Элементы социального управления

Элементов социального управления не много – к ним относят только то, что участвует в процессе управления на всех этапах. Элементами социального управления выступают: 

  1. Субъект управления (то есть тот, кто осуществляет воздействие).
  2. Объект управления (тот, на кого оказывают воздействие).
  3. Управленческие связи – прямые (целенаправленно организующие объект) и обратные (информационный канал, по которому передаются результаты воздействия).

Если говорить об управленческих связях, в данном случае есть место и управленческому циклу – совокупности управленческих стадий, которые характеризуются поставленными задачами и составом сотрудников, которые эти задачи выполняют.

Управленческие связи не только выполняют определённую цель и являются передатчиками информации, но и возникают на каждой из стадий процесса управления. Всего этих стадий пять: 

  1. Анализ управленческой ситуации.
  2. Разработка и принятие решения.
  3. Организация и реализация решения.
  4. Контроль.
  5. Анализ итогов – корректировка дальнейшего плана.

Обратите внимание! Субъектом управления может выступать как индивидуальное лицо, так и коллектив.

А к объектам управления можно отнести каждого отдельно взятого человека (индивида), коллектив или государство – все общество целиком, которое подвергается подчинению со стороны субъекта.

Объекты социального управления по-разному относятся к своему подчинению. В зависимости от индивидуальных особенностей, каждый человек чувствует себя отлично от другого. Такие отличия в поведении, отношении и принятии своей позиции разделили на категории подчинения, у каждой из которых есть собственная характеристика поведения:

  1. Первая категория – строптивое подчинение. Оно означает, что человек (индивид) принимает свою позицию подчиненного, он считает его вынужденным внешне навязанным отношением. Однако, в таком случае сотрудник не сильно понимает, почему он должен подчиняться, не видит мотива и причину долга.
  2. Вторая категория – равнодушное подчинение. При такой категории подчинения  сотрудника минимально устраивает его позиция, он удовлетворен своим положением. В такую категорию сотрудники попадают, потому что боятся брать ответственность за себя и свою жизнь – им проще быть под подчинением. Такой сотрудник живет по принципу: «Что мне сказали, то я и сделал». 
  3. Третья категория – инициативное подчинение. Такое подчинение означает необходимость сотрудника находиться в подчинении. В таком случае чувство долга каждого конкретно взятого индивида становится привычкой (состоянием по жизни), однако, инициативу не заглушает. В основе этой категории подчинения находится критическая оценка руководителя и признание его авторитетом среди сотрудников.

Функции социального управления

Функции социально управления представляют собой управленческие воздействия и влияния, которые обусловлены социальным назначением и стабильностью. Они отвечают за целевое исполнение задач управления. 

Как отличить функции социального управления от любых других функций? 

Функции социального управления имеют ряд признаков:

  • Они ориентированы на социальное назначение управления.
  • Их можно охарактеризовать как направленные и стабильные функции.
  • Также социальные функции являются внешним проявлением свойств системы управления.
  • Функции показывают направление, в котором социальное управление совершает активные действия. 
  • Еще одно отличие функций социального управления заключается в том, что они определяются в соответствии с целями и задачами, которые нужно выполнить.

Кроме того, они имеют разное «направление» в соответствии с задачами и областью применения, ниже мы расскажем о каждой разновидности функции. Исходя, из содержания и характера воздействия, можно функции социального управления разделить еще на несколько категорий: 

  1. Общие.
  2. Специальные.
  3. Обеспечивающие.

А вот по направлению воздействия можно отличить внутренние и внешние функции. 

В зависимости от времени действия, функции различают временные и постоянные.

Если же рассматривать общие функции управления, к ним относятся функции: 

  • прогноза,
  • моделирования,
  • информирования и планирования,
  • организации и  координации,
  • распоряжений,
  • регулирования,
  • контроля и учета.

Прогноз выступает как работа с перспективами развития. Моделирование представляет собой разработку определенной конструкции управленческих отношений. Информирование – это вся работа с информационными данными от получения до передачи. Планирование задает темпы развития и решения управленческих обстоятельств. Организация и координация отвечают за формирование и согласование системы управления.

Распорядительство подразумевает регулирование отношений, которые возникли в результате управленческих действий. Регулирование отвечает за установление всевозможных норм и требований для каждого отдельного объекта управления. Контроль одобряет или отклоняет последствия принятых управленческих решений в действиях при социальном управлении. Учет позволяет держать картину целого, а конкретно, картину состояния при социальном управлении.

Механизмы управления социальными системами

Мы рассмотрим несколько механизмов, которые применяют для управления социальными системами в зависимости от различных обстоятельств и сложившихся условий. 

Механизм сознательного управления

По-другому его называют механизмом целеустремленного управления. Связано это с тем, что в таком случае управление осуществляют люди, которые наделены волей и сознанием, чтобы достичь поставленные цели.

Механизм стихийного регулирования 

Это тот самый механизм, который действует на результат – упорядоченность масс актов.

В общем и целом, к управлению социальными системами нужно подходить комплексно с оглядкой на условия современного производства. Только в таком случае управление будет предполагать интеграцию функций управления трудом и кадрами, развитием социальных отношений и каждого индивида в отдельности – на едином уровне организации. Такой уровень закладывает специализированная управленческая служба.  

Можно прийти к выводу о том, что система управления социальными системами – это целевой комплекс по выполнению задач в основных направлениях деятельности. Кроме этого, комплекс и все относящиеся к нему механизмы и методы управления направлены исключительно на то, чтобы повысить производительность труда и качество работы.

Функции социального управления

Функции социального управления — это особые виды деятельности, выражающие направления или стадии осуществления целенаправленного воздействия на связи и отношения людей в процессе жизнедеятельности общества и управления им. Состав функций социального управления должен обеспечивать эффективную реакцию управляющей системы на любое изменение ее состояния. Функции управления необходимо рассматривать с учетом следующих классификационных признаков:

  • особенностей процесса управления, т. е. выделения в нем признаков, присущих менеджменту как социальному явлению и раскрывающих законы и закономерности его формирования;
  • процесса социального развития, направленности управления на конкретные элементы этого процесса или сферы, объекты жизнедеятельности общества.

В силу этого процесса мы можем выделить основные и конкретные функции социального управления.

К основным функциям социального управления относятся такие формы проявления целенаправленного воздействия на коллективы людей:

  • планирование (прогнозирование) — выработка и постановка целей и задач в сфере социального управления, а также определение путей и средств реализации планов для достижения поставленных целей;
  • организация — создание новых и упорядочение функционирующих организационных структур менеджмента как элементов процесса реализации планов и целей социального управления;
  • координация (регулирование) — обеспечение необходимой согласованности действий коллективов людей как элемент процесса реализации намеченных целей;
  • стимулирование (активизация) и обучение (инструктаж) — побуждение и подготовка людей к действию путем обеспечения повышения эффективности системы менеджмента как элемента процесса реализации целей управления;
  • контроль (анализ и учет) — систематическое наблюдение за деятельностью людей с целью выявления отклонений от установленных норм, правил и требований в процессе реализации намеченных целей.

Перечисленные основные функции социального управления  действуют в единстве и взаимосвязи, однако переход от одной ступени (уровня) социального управления к другой сопровождается изменением соотношения их содержания и роли (например, ведущая для министерского уровня функция прогнозирования сменяется на цеховом уровне функцией организации и т. д.).

Если основные функции являются общими для любых процессов социального управления, в каких бы системах управления обществом они не осуществлялись, то конкретные функции присущи тем или иным конкретным элементам социальной системы, отражая их специфику. Например, производственно-хозяйственная деятельность предприятия может подразделяться на три стадии: подготовительную, производственную и заключительную, каждая из которых, обособляясь, представляет собой объект управления. Установление количественного состава объектов управления служит основанием для определения конкретных функций менеджмента, соответствующих каждому выделенному объекту социального управления. По содержанию каждая конкретная функция управления является, в свою очередь, комплексной и охватывает планирование, организацию, координацию, стимулирование, обучение и контроль организационно обособленных объектов воздействия.

Анализ управленческих функций. Важным условием совершенствования системы управления является анализ ее функций. Основные требования, предъявляемые к такому анализу, таковы:

  • четкое определение и структурное обособление объектов управления на основе разработанных критериев;
  • выделение конкретных функций управления, видов работ и операций;
  • четкое разделение труда между функциональными и линейными звеньями управляющей системы;
  • наличие положений о структурных звеньях и должностных инструкций;
  • разработка модели процесса управления на основе реализации и учета всех основных функций менеджмента;
  • обоснование путем сравнения модели процесса управления с фактически осуществляемой управленческой деятельностью основных направлений совершенствования системы управления.

Анализ функций социального управления предусматривает четыре основных этапа:

  • выделение объектов и конкретных функций управления;
  • построение модели процесса управления;
  • выявление фактически выполняемого состава работ и операций по реализации функций менеджмента;
  • сопоставление фактического состава управленческих работ с объективно необходимыми и выявление расхождений с построенной моделью.

Ключевые слова: Управление

Источник: Щекин Г.В., Социальная теория и кадровая политика

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Софрадекс капли ушные цена инструкция по применению детям при отите
  • Бад сонные инструкция по применению таблетки
  • Lego mindstorms education ev3 руководство
  • Посудомоечная машина maunfeld mlp 06s инструкция
  • Е849эл руководство по эксплуатации