Функции власти интересы право руководство контроль авторитет господство

Есть четкое различие между обыденной и научной трактовкой термина «власть». Это связано не только с многозначностью самого слова «власть», но и с разными способами употребления.

Трактовки понятия «власть»

  • Влияние, оказываемое на других людей;
  • достижение определенных целей;
  • возможности использования определенных средств;
  • особый тип действий, основанный на возможности изменять поведение других людей;
  • особый вид отношений между управляющим и управляемым;
  • возможности принятия решений, регулирующих распределение благ в конфликтных ситуациях

Различные трактовки понятия «власть» тем не менее указывают, что власть – это основной и необходимый элемент жизнедеятельности любой социальной системы, это специфическое отношение по крайне мере между двумя субъектами (отдельными людьми, социальными группами, политическими институтами). Нет отношений – нет власти. Власть – это социальный феномен. Но его социальное содержание неоднозначно, так как властное начало может:

  • быть конструктивным и созидающим, т.е. быть реализовано путем гармонизации интересов и потребностей большинства населения;
  • иметь разрушительные последствия, так как может осуществляться вопреки интересам индивида и общества в целом и поддерживать целостность общества посредством прямого подавления интересов одной группы (управляемых) другой группой (управляющих).

Так, одним из признаков политической системы советского типа после Октября 1917 г. было преобладание методов революционного насилия в осуществлении властных функций. Это было обусловлено неблагоприятными внешними и внутренними условиями ее формирования (Интервенция, Гражданская война, низкий уровень общей и политической культуры трудящихся и др.). В результате была создана разветвленная сеть карательных
органов.

Необходимо также учитывать социальную сущность власти, которая определяется тем, что она:

1) возникает в обществе, поскольку без власти наступает хаос, саморазрушение социальных связей;

2) обеспечивает целостность и упорядочение разнообразных интересов и отношений между людьми, создавая общие для всех правила поведения;

3) выступает в качестве универсального механизма интеграции с помощью различных средств, в том числе и принуждения (дело в том, что люди занимают в обществе неодинаковое социальное положение, имеют различный уровень жизни, материального богатства, образования, заняты разными видами тру-
да и т.д.).

Представление об основных компонентах власти можно получить из приведенной ниже схемы.

Структура власти

  • Источники власти: авторитет, сила, престиж, закон, богатство, харизма, тайна, интерес и др.;
  • основания власти: экономические, социальные, юридические, административно-силовые, культурно-информационные;
  • субъекты власти: государство и его институты, политические элиты и лидеры, политические партии;
  • объекты власти: индивид, социальная группа, класс и т.д.;
  • функции власти: господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация;
  • ресурсы власти: принуждение, насилие, убеждение, поощрение, право, традиции, страх, мифы и т.д.

Власть функционирует на общественном, публичном и личном уровнях социальной структуры общества, поэтому существуют различные виды власти: экономическая, семейная, партийная, судебная, законодательная и т.д.

Наиболее важным видом власти является политическая власть. Политическая власть – это способность и возможность группы, индивида, класса проводить свою волю в политике и правовых нормах.

Политика – причина и средство власти; власть – причина, условие и средство политики.

Основные черты политической власти

  • Верховенство и обязательность ее решений для всякой иной власти; обращение ко всем гражданам;
  • моноцентричность (наличие единого центра принятия решений);
  • наличие особого аппарата управления и принуждения;
  • использование легальной силы, опора на традиции и чувства;
  • публичность, т.е. всеобщность и безличность (обращается ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права)

Итак, специфика политической власти в том, что она всегда носит общественный характер и затрагивает интересы больших групп людей.

Для осуществления политической власти необходимо:

  • доминирование властной воли;
  • наличие особого аппарата управления;
  • монополия на регламентацию жизни общества;
  • право на принуждение в отношении общества и личности;
  • легитимность;
  • суверенитет.

Обратите внимание на принципы суверенитета и легитимности. Функционирование политической власти осуществляется на базе именно этих общепризнанных принципов. Они характеризуют политическую власть с разных сторон: 1) с точки зрения выделения внутри нее главного звена – государства (государство является центральным институтом политической власти и имеет право и обязанность говорить от имени народа и всего организуемого им сообщества); 2) с точки зрения определения правомерности использования тех или иных средств, включая принуждение, при достижении политических целей.

Принципы суверенитета

Принципы легитимности

  • Верховенство государственной власти – право государства устанавливать в обществе единый правопорядок и его верховенство над другими политическими институтами, политическими партиями, учреждениями и т.д.
  • Независимость государственной власти – самостоятельность и равноправие в отношениях с другими государствами
  • Способность власти созда-вать у населения веру в то, что существующие политические ин-ституты являются наилучшими из возможных.
  • Формирование убеждения в правомерности власти принимать решения, которые граждане должны выполнять, через соответствие этих решений ценностям, разделяемым большинством членов общества

Сегодня популярной является модель политической власти как формы обмена и конкуренции с позиции «теории сетей». Если объединить существующие направления в рамках обозначенной теории, то можно определить сеть как относительно устойчивый и упорядоченный механизм взаимодействия между институтами власти и их социальным окружением и выделить пять типов политических сетей: политические сообщества, профессиональные сети, межуправленческие сети, сети производителей, проблемные сети. Такой подход позволяет создать систематизированную картину политической власти.

Исследователи подразделяют политическую власть на государственную и корпоративную. Государственная власть обеспечивается соответствующими политическими институтами (парламентом, правительством, судебными органами и т.д.). Государство осуществляет публичную политическую власть. Корпоративная власть осуществляется общественными или партийными структурами либо независимыми средствами массовой инфор-мации.

Одним из проявлений политической власти является теневая власть, которая отличается отсутствием публичного характера действий субъекта власти по формированию и осуществлению его воли. Открытость власти приобретает сегодня большое значение. Одним из критериев открытости и «прозрачности» власти и ее решений является легитимность.

Следует обратить внимание на то, что термин «легитимность» был введен в научный обиход М. Вебером. Он выделил три основных типа легитимного господства.

Типы легитимного господства по М. Веберу

Признак

Легальное

господство

Традиционное господство

Харизматическое

господство

Правила (нормы), положенные
в основу
Рационально разработанные правила Патриархальные или сословные нормы Обаяние,
привлекательность
Глава системы (тип «господина») Избранное должностное лицо или коллегиальный орган Монарх
или религиозный советник
Пророк,

военачальник, демагог,

лидер

Источник
авторитета главы системы
Делегирование на основе принципа большинства Традиция

или передача

по наследству

Эмоциональное доверие «свиты» к харизматическому лидеру
Форма
легитимности системы
Целерациональная вера в корректность предписанной системы норм Вера в установленный порядок вещей Аффективная (эмоциональная) вера в особые качества харизмати­ческого лидера и в выдвигаемые им ценности
Доминирующий тип социально-го поведения Инструментальное или це-лерациональное социальное поведение Традиционное социальное поведение Эмоциональное социальное поведение

М. Вебер имел в виду не юридические, а социологические (поведенческие) характеристики власти. Это своеобразный символ веры, представление, которое присутствует в сознании граждан и означает убежденность людей в том, что власть имеет право принимать решения, обязательные для выполнения.

Легальное господство. Легальное (рационально-бюрокра-ти­ческое) господство основывается на признании добровольно уста­новленных юридических норм, направленных на регулирование от­ношений управления и подчинения. При такой власти подчиняются не личности, а установленным законам, причем им подчиняются не только управляемые, но и управляющие.

Легальное господство возникает в условиях формирования ры­ночной экономики и воплощается в правовом государстве. Основ­ными чертами этого типа господства являются: установление норм права и подчинение им каждого человека; применение норм права в управлении; господство в обществе права, а не чиновников. Во­площать право в жизнь должны специально обученные, компетент­ные чиновники – бюрократия. Бюрократия, по Веберу, техни­чески является самым чистым типом легального господства. Имен­но Вебер сформулировал основные требования к чиновникам, ак­туальные и по сей день: 1) лично свободны и подчиняются только деловому служебному долгу; 2) имеют устойчивую служебную ие­рархию; 3) имеют твердо определенную компетенцию; 4) работают в силу контракта (на основе свободного выбора); 5) работают в со­ответствии со специальной квалификацией; 6) вознаграждаются постоянными денежными окладами;
7) рассматривают свою службу как единственную или главную профессию; 8) предвидят свою ка­рьеру; 9) работают в полном «отрыве» от средств управления и без присвоения служебных мест; 10) подчиняются строгой, единой слу­жебной дисциплине и контролю.

В условиях легального господства всегда существует опасность превращения бюрократии из служанки общества в замкнутую касту, стоящую над ним. Способы ограничения бюрократии: регу­лярная ротация (пропорциональная замена через определенный срок) квалифицированных кадров управленческого аппарата и кон­троль за ними со стороны политических институтов.

Традиционное господство. Этот тип господства обусловлен традициями, нравами, привычкой к определенному поведению и ос­нован на вере не только в законность, но даже в священность из­древле существующих порядков и властей. Освященные обычаем нормы (авторитет «вечно вчерашнего») выступают как основа от­ношений господства и подчинения. Традиционные нормы рассмат­риваются как нерушимые, и неподчинение им ведет к применению установленных обществом санкций. В традиционном обществе М. Вебер выделял различные виды: геронтократическое (власть старейшин), патриархальное (власть вождя племени), патримони­альное (власть монарха) и султанизм как разновидность последнего.

Харизматическое господство. Харизма (греч. charisma – бо-жественный дар) – экстраординарная способность, свойство, ка-чество индивида, выделяющее его среди остальных, и что самое главное, не столько приобретенное им, сколько дарованное ему природой, Богом, судьбой. Харизматический авторитет не связан нормами или правилами. Это объясняется особым характером веры в качества харизматической власти. Решающее значение для возникновения харизматического отношения имеет даже не обладание харизмой, а признание ее со стороны последова­телей. Условный характер харизматических отношений, как прави­ло, не осознается их участниками: лидер верит в свое призвание, а последователи верят в лидера.

Харизматическое господство возникает главным образом в условиях социально-политического кризиса. Он способствует появле­нию вождей, идущих навстречу духовным потребностям масс, кото­рые приписывают вождям необыкновенные свойства. Вождь-харизматик всегда стремится подорвать основы существующего соци­ального порядка и отличается политическим радикализмом. Вебер рассматривал харизму как «великую революционную силу», суще­ствовавшую в традиционном типе обществ и способную внести изменения в их лишенную динамизма структуру. Лидер должен постоянно заботиться о сохранении своей харизмы и доказывать ее присутствие. Для поддержания харизмы необходимы регулярные «великие» деяния вождя, приносящие крупный успех, победу и т.д. Как только они иссякают, так сразу же исчезает вера в его необыкно­венные качества, а следовательно, разрушается и основа харизма­тического господства. Со стабилизацией социальной системы оно трансформируется в традиционное или легальное господство, происходит «рутинизация харизмы».

Описанные типы легитимности в реальной политической прак­тике переплетаются и взаимно дополняют, усиливают друг друга.

Эти идеальные типы легитимности М. Вебер классифицировал с точки зрения мотива подчинения. На практике в чистом виде вышеперечисленные типы не существуют. Они перемешаны, взаимно дополняют друг друга, поэтому правомернее говорить о смешанном типе легитимности. Так, в Великобритании доминирует рационально-легальная легитим­ность, поскольку власть формируется на выборах, а мотивом подчине­ния власти выступают интерес и вера в справедливость демократичес­ких процедур, норм, законов. Но рационально-легальная легитимность в этой стране дополняется элементами традиционного господства (со­хранение института монархии).

Существуют и другие типы легитимности, например, идеологическая легитимность. Ее значение заметно возросло в связи с активным вклю­чением в политику широких слоев общества вследствие расширения их избирательных прав, образования партий, а также с развитием средств массовой коммуникации (телевидения, радио, газет, журналов и т.д.). Идеологическая легитимность состоит в обосновании соответствия вла­сти идеалам, представлениям, ценностям, менталитету народа.

В дореволюционной России легитимность власти была традиционной:

  • власть монарха опиралась на Божественное право и священность прин­ципа престолонаследия;
  • источником власти служила привычка населения повиноваться власти и издревле существующим порядкам;
  • абсолютизм в России опирался не только на традицию, но и на идеоло­гию, т.е. традиционная легитимность власти у нас непременно до­полнялась идеологической;
  • власть, государство в российской культуре, в сознании граждан всегда отождествлялись с явлениями духовного порядка и олицетворяли идею общего блага, смыслообразующего начала. Идея, провозглашенная мо­нархом, способствовала объединению вокруг ее носителя всего населе­ния страны.

После Октябрьской революции (1917) была предпринята попытка со­здать новый, советский, тип легитимности, отличный от традицион­ного и рационально-легального и сочетающий идеологическую легитим­ность с харизматической:

  • идеология марксизма-ленинизма обосновывала соответствие советской власти чаяниям и интересам пролетариата, а затем и всего народа, ее право на господство;
  • фактически этот тип легитимности сравнительно быстро исчерпал себя, поскольку со временем интересы и потребности населения все меньше интересовали власть, и ее легитимность постепенно переходила на уро­вень интересов правящей партийной элиты. В результате образовался разрыв между властью и обществом, который в течение длительного периода компенсировался чисто политическими и идеологическими средствами;
  • лидер коммунистической партии (вождь) первоначально представлял собой харизматический тип личности. Его авторитет основывался на силе дара, который признавался почти божественным. Вождь олицетворял народ, поэтому критика его решений и действий исключалась;
  • по мере отдаления партийно-государственных лидеров от народа их хариз­ма угасала, лишая легитимности и власть, которую они осуществляли.

В 90-е годы XX в. на месте советского типа легитимности довольно быстро возникла очень своеобразная система властвования, легитим­ность которой вобрала в себя элементы:

  • традиционной легитимности (в сознании многих людей президент отож­дествляется с монархом);
  • харизматической (многие современные лидеры – это быв-шие коммуни­сты-вожди, сохранившие стиль политической деятельности);
  • рационально-легальной (власть формируется на свободных выборах).

Таким образом, в стране сформировалась смешанная, многоэлементная легитимность, которая одновременно опирается на традиции, верова­ния, чувства, рациональность и т.д.

Ситуация экономической и социальной нестабильности сни-жает воз­можности власти, поскольку ее собственная социальная база еще неве­лика и ей постоянно приходится согласовывать очень разные, а подчас диаметрально противоположные интересы. По этим причинам много­элементная легитимность отражает несовпадение легальности (конституционности) и легитимности власти (поддержки большинством насе­ления), порождает противоречивое отношение к ее решениям.

Гарантией для проведения в жизнь компетентных решений и качества власти являются следующие условия:

1) достаточность оснований власти и эффективное использование ее ресурсов; способность мобилизации всех средств;

2) рациональность «вертикальной» и «горизонтальной» структуры власти;

3) последовательность политического разговора, которая выражается в том, что от принятого решения не отступают до тех пор, пока не реализованы цели, которым должна служить власть;

4) организационно-техническое и кадровое обеспечение учета и анализа властных распоряжений;

5) умение обеспечить поддержку групп общества, позиции и действия которых играют в реализации решения большую роль.

Важнейшим структурным элементом политической власти являются ее основания и ресурсы.

Основания – это источники, на которые опирается властная воля субъекта.

Ресурсы – это потенциал власти и совокупность средств и методов, применение которых обеспечивает субъекту власти возможность осуществлять влияние на объект и достигать поставленных целей. Ресурсы власти, являясь производными от ее оснований, в то же время относительно самостоятельны. Они распределены неравномерно, что приводит к постоянной борьбе индивидов и групп за их перераспределение, и могут как укрепить, так и разрушить власть.

Существуют различные классификации оснований и ресурсов, в частности по сферам жизнедеятельности.

Классификация оснований и ресурсов власти по сферам жизнедеятельности

Сфера

жизнедеятельности

Основания

Ресурсы

Экономическая Господствующая форма собственности, объем валового национального продукта и т.д. Материальные ценности, деньги, плодородные земли, полезные ископаемые
Социальная Социальные группы и слои, на которые опирается власть Различные привилегии, которыми пользуется власть; кад­ровая политика
Силовая Совокупность властных учреждений Оружие, аппарат физического принуждения
Юридическая Совокупность законов, на которые опирается власть в практической деятельности Конституция, законы, программные документы политических партий
Культурно-информационная Система организаций Средства массовой информации, знание и информа­ция, распространя-мые через учебные учре-ждения

В последнее время в различных странах сформи­ровались новые тенденции в развитии политической власти.

Новые тенденции в развитии политической власти

  • Демократизация власти, или отказ от авторитар­ных и тоталитарных форм в пользу демократических. Усиление демок­ратических тенденций проявляется в повышении воздействия на власт­ные отношения со стороны общественных движений и неполитических объединений, становление и развитие в посттоталитарных странах граж­данского общества;
  • интернационализация власти, рост воздействия международных проблем (экологических, сырьевых, энергетических, информацион-ных) на конкретную политическую власть, законодатель­ство отдельных стран;
  • разукрупнение политической власти. Становление системы разделения властей является одним из ключевых моментов в функционировании политической власти;
  • негативный процесс нарастания конфликтности между различными ветвями власти. Она отрицательно воздействует на экономическую и политическую стабильность;
  • высокие темпы бюрократизации аппа­рата властных структур. Осуществляя конкретные управленческие функ­ции, бюрократия вместе с тем подвергается воздействию различных заинтересованных групп и отдельных лиц

В современных условиях актуальным становится вопрос о взаимодействии политической и экономической власти. Экономическая власть – это власть богатства, капитала, способность представителей экономической элиты влиять на принимаемые решения, на государственную политику в целом. В целях наиболее прибыльного использования капитала политическая власть разными способами (от создания групп давления в парламентах до избрания на высокие политические посты) воздействует на правительство, добивается льгот, режима наибольшего благоприятствования. Так происходит превращение экономической власти в политическую.

Властьэто

  • волевое воздействие на поведение людей со стороны субъекта власти;
  • способность одной стороны (индивида или группы) влиять на поведение другой стороны вне зависимости от того, готова ли эта последняя сторона к сотрудничеству или нет;
  • механизм организации и регулирования совместной деятельности людей.

В современной теории политологии существуют следующие подходы к решению вопроса о природе власти:

Классовая концепция

Элитарная концепция

Структурно-организационная концепция

Марксизм, от имени ее создателя Карла Маркса). Все общество во все века состоит из двух классов: господа и подчиненные. Из этого неравенства возникает власть. Преодолеть такой расклад возможно только лишь при социализме, то есть таком политическом строе, где все люди равны.

Власть принадлежит элите, то есть группе самых достойных людей, способных управлять другими не для собственной выгоды, но для блага всего общества. Это маленькая группа людей, активное меньшинство, которое является организатором любого государства.

Власть придумали для того, чтобы было проще организовать огромную массу людей, упорядочить их жизнь.

Одни созданы чтобы подчинять, а другие ― подчиняться. Власть возникла на основе биологической природы человека.

Можно выделить следующие компоненты власти:

Субъекты власти— тот, ктоуправляет, властвует (человек, общность людей, организация, народ и др.);

Объекты власти— те, над кемосуществляется власть, те, кто подчиняются(индивид, социальная группа, класс и т.п);

Источники власти— то, благодаря чему мы захватываемвласть(авторитет, сила, престиж, закон, богатство, харизма, тайна, интерес и др.);

Функции власти— то, для чегоона существует(господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация);

Основания власти— то, на что опираетсявласть(база, источники, на которые опирается власть: экономические, социальные, юридические, административно-силовые, культурно-информационные основания);

Ресурсы власти— то, благодаря чему осуществляетсявласть(все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других: принуждение, насилие, убеждение, пообщрение, право, страх, традиции, мифы и т.д.)

Существует множество классификаций (типологий) власти:

Основа классификации

Виды власти

Степень институциализации

Правительственная, городская, школьная и др.

Субъект власти

Классовая, партийная, народная, президентская, парламентская

Режим правления

Демократическая, авторитарная, деспотическая и др.

Правовой признак

Легальная – нелегальная

Количество индивидов, принимающих ключевые решения

Коллективная (общественная, классовая, групповая) и личная (единоличная)

Сферы воздействия

Экономическая, политическая, информационная, идеологическая, духовная и др.

Поли тическая/Государственная власть (характерные черты, соотношение)

Политическая власть — это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определенные политические взгляды, установки и цели.

Политическая власть имеет ряд характерных ей признаков:

  • только ей принадлежит право использовать силу в пределах страны;
  • характерно существование единого общегосударственного центра принятия политических решений;
  • имеет возможность использовать самые разнообразные средства (принудительные, экономические, социальные, культурно-информационные)
  • действует на основе права от имени всего общества

Политическая власть также имеет множество разновидностей. Традиционно выделяют следующие типы политической власти:

Основа классификации

Разновидности политической власти

С точки зрения своего предназначения

Законодательная, исполнительная, судебная

По месту в структуре власти

Центральная, региональная, местная

По основному субъекту

Монархическая, республиканская

Функции политической власти:

  • формирование и организация политической жизни общества;
  • управление делами общества и государства на разных уровнях, руководство органами власти и политическими и неполитическими процессами, контроль политических и иных отношений;
  • создание определенного, характерного для того или иного общества типа правления, политической системы, соответствующих ей политических отношений и других политических характеристик общества и другое.

Типы политической власти (господства):

  • традиционный— опирается на традиции, ритуалы; это власть обыденности, привычности и неизменности;
  • легальный— основывается на правовых нормах и рациональных понятиях;
  • харизматический— опирается на особую притягательную силу лидера.

Государственная власть— один из видов власти в обществе, где в качестве субъекта власти выступает государство в лице своих органов, учреждений и должностных лиц, а в качестве объекта власти — население страны: граждане (в республиках), подданные (в монархиях).

Отличительные признаки государственной власти:

  • публичный характер, т.е. выступает от имени общества;

  • суверенный характер, т.е. верховенство по отношению ко всем другим субъектам политических отношений;

  • ограниченность территорией, это базовое условие существования государства.

Полятие политическая власть шире понятия государственная власть. Политическая власть осуществляется не только в рамках государства, но и в рамках партий, профсоюзов, международных организаций. Однако государственная власть является стержнем политической власти.

Важно запомнить! Две различных характеристики власти: легальная и легитимная.

Легальная власть — значит разрешена законом, подтверждена законом, регламентирована в государственных документах.

Легитимная власть — значит власть поддерживает народ, разделяет ее идеи.

Теория разделения властей

Одной из самых распространенных классификаций государственной власти является ее деление на законодательную, исполнительную и судебную. Эта типология основывается на теории разделения властей (Дж. Локка и Ш. Монтескье).

  • законодательная власть (Федеральное собрание РФ: Государственная Дума и Совет Федерации) — представляет интересы граждан, издает законы;
  • испонительная власть (Правительство РФ) — управляет государственными делами;
  • судебная власть (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ) — следит за соблюдением законов органами власти.

Цель разделения властей:Предотвратить возвышение одной из властей над другими, утверждение авторитаризма и диктаторского режима в обществе; предусмотреть систему «сдержек и противовесов», направленную на то, чтобы свести к минимуму возможные ошибки в управлении.

Таким образом, разделение властей предоставляет определенные гарантии от произвола, беззакония, авторитаризма.

Однако этот принцип нельзя абсолютизировать: для нормального функционирования государства необходимо взаимодействие всех ветвей единой государственной власти.

Структура власти включает следующие компоненты:

1) Источник власти (то, что дает возможность властвовать: авторитет, сила, престиж, закон, богатство, харизма, тайна, интерес и т.д.)
2) Субъект власти (руководители: человек, общность людей, организация, народ, мировое сообщество, объединенное в ООН)
3) Объект власти (подчиненные: индивид, социальная группа, класс и т.п.)
4) Функции власти (господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация)
5) Ресурсы власти (экономические, социальные, культурно-информационные и т.д.)

Субъекты политической власти: отдельный индивид, правящая олигархия, политическая партия, нация и т.д.

Отличительные особенности субъекта политической власти — его стремление к власти как к самоцели или средству достижения таких жизненных благ, как богатство, престиж, связи и т.д. Субъект власти также характеризуется способностью своевременно принимать правильные политические решения и доводить их до конца, чувством ответственности за последствия проводимой им политики и, самое главное, политической мудростью.

Субъектов политики можно определенным образом классифи­цировать. Обычно их подразделяют на 

  • (1) первичные — индивид, класс, нация, большие и малые социальные группы; 
  • (2) вторичные — общественно-политические организации и движения, партии, поли­тические элиты и другие участники политической жизни. 

Первич­ные субъекты непосредственно генерируют политические интересы, а вторичные — проводят их в жизнь.
Согласно другому делению, субъекты политики могут быть 

  • коллективными — политические партии, депутатские группы и дру­гие объединения, 
  • индивидуальными — политические элиты и их лидеры, обладающие властью и играющие в политике опреде­ленную роль.

Субъект определяет содержание властного отношения через:

1) приказ (распоряжение) как властное повеление подчиниться воле субъекта власти;
2) подчинение частной воли всеобщей воле власти;
3) наказание (санкции) в случае отказа подчиниться господствующей воле;
4) регламентацию поведения в соответствии со всеобщим интересом.

Объектом политической власти являются те личности и соци­альные группы, на которые распространяется эта власть, застав­ляющая их предпринимать те или иные действия.

При этом различие между субъектом и объектом политики весьма относительно и зависит от конкретной политической ситуа­ции. Каждый человек или социальная группа могут выступать объ­ектами политической деятельности, если она направляется не ими, а другими субъектами, которые сознательно реализуют в ней свои интересы, используют при этом политическую власть.

Наиболее полно сущность политической власти проявляется в ее функциях, среди которых основными являются:

  • выработка стратегии управления обществом;
  • разработка и принятие решений по основным направлениям развития общества;
  • оперативное управление и регулирование общественных процессов;
  • контроль важнейших параметров стабильности общественно- политической системы и направленности развития общества;
  • установление и поддержание отношений с государствами и народами других стран.

Выполнение этих функций является возможным благодаря определенной организации властных отношений. Форма включения людей и организаций во властные отношения зависит от их социального и политического статусов. Поэтому властные отношения всегда построены вертикально, так как именно сверху вниз осуществляется прохождение команд, руководящих распоряжений, стратегических политических установок и решений. Они фиксируют господствующее положение одних и подчиненное других, то есть отношения субъекта и объекта властвования.

Источниками власти могут выступать могут выступать 

  • авторитет, 
  • сила, 
  • закон, 
  • богатство, 
  • знание, 
  • престиж, 
  • социальный и политический статус, 
  • тайна, 
  • интерес и т.д.

Ресурсы власти — это реальные и потенциальные средства, которые используются (или могут быть использованы) для укрепления самой власти и ее оснований.

Ресурсы власти

  • экономические

В качестве экономических ресурсов выступают деньги или иные средства обмена — недвижимость, природные ресурсы, золотой запас.

  • социальные

Социальные ресурсы — это поддержка власти со стороны значимых социальных групп; социальный статус и возможность его повышения или понижения субъектом власти. Власть, стремящаяся расширить свою социальную базу, должна обеспечивать общенациональные интересы, привлекать на свою сторону колеблющихся, стремиться к социальному партнерству с «управляемыми» слоями и группами.
Социальные ресурсы частично совпадают с экономическими ресурсами. Так, например, доход и богатство, являясь экономическим ресурсом, вместе с тем характеризуют и социальный статус. Однако социальные ресурсы включают и такие характеристики, как должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и т.п.

  • культурно-информационные, духовно-идеологические

Культурно-информационные ресурсы включают множество средств воздействия на аудиторию субъекта культурно-информационной власти (духовные ценности, знания и информация, средства художественного воздействия — театр, музыка, кинематограф и т.п.). К культурно-информационным ресурсам можно отнести: системы хранения и учета национального культурного достояния, методики сбора, обработки и стыковки различных видов стратегической информации, принципы и методы работы средств массовой информации, гарантирующих обществу информационно-культурный плюрализм. Сюда же включается система гарантий, препятствующих доступу к печати, радио и телевидению всякого рода экстремистским элементам.

  • силовые — оружие и аппарат физического принуждения, специально подготовленные для этого люди;

Силовые ресурсы — это средства насилия и принуждения, репрессивный аппарат, который может быть использован для достижения целей субъекта власти.

  • организационные — наличие организации, заинтересованной и способной добиваться достижения поставленных целей.
  • правовые

Правовые ресурсы включают законы и иные нормативные акты, регулирующие отношения в обществе, и их использование для реализации целей субъектов власти.

Разумеется, ресурсы власти являются обоюдоострым инструментом: при научно обоснованном, профессиональном использовании они укрепляют как саму власть, так и ее основания. При некомпетентном подходе они подтачивают, разрушают власть, способствуя возникновению кризисов и революций.

Структура власти включает в себя:

· Источники
власти: Авторитет, сила, престиж, закон
богатство, знание, харизма, тайна,
интерес.

· Субъекты
власти: государство и его институты,
политические элиты и лидеры, политические
партии.

· Объекты
власти: индивид, социальная группа,
класс, общество.

· Функции
власти: господство, руководство,
регуляция, контроль, управление,
координация, организация, мобилизация.

· Ресурсы
власти: принуждение, насилие, убеждение,
поощрение, право, традиции, страх, мифы,
материальные ценности, информации.

Источники власти

М.
Вебер

источниками власти считал:

· Насилие
(физическая сила, оружие, организованная
группа, личностные характеристики,
угроза применения силы)

· Авторитет
(семейные и социальные связи, харизма,
экспертные (специальные) знания,
вера)

· Право
(положение и полномочия, контроль над
ресурсами, обычай
и традиция)

Виды власти.

· Верховная
власть
(высшая
власть
в государстве,
являющаяся источником полномочий всех
его органов.)

· Законодательная
власть

власть в области законодательства.
В государствах,
где имеет место разделение
властей
,
законодательная власть принадлежит
отдельному государственному
органу
,
занимающемуся разработкой законодательства.

· Исполнительная
власть
(один
из видов самостоятельной и независимой[1]
публичной власти в государстве,
представляющий собой совокупность
полномочий по управлению государственными
делами)

· Судебная
власть

· Политическая
власть
(способность
одного человека или группы лиц
контролировать поведение
граждан
и общества,
исходя из общенациональных
или общегосударственных
задач.)

· Управленческая
власть

· Публичная
власть
(власть,
выделенная из общества
и не совпадающая с населением
страны,
являющаяся одним из признаков, отличающих
государство
от общественного
строя
.
Обычно противопоставляется общественной
власти
.)

·
Символическая
власть
(термин,
введенный Пьером
Бурдье

для описания специфического типа власти
в социум)

Ресурсы политической власти

   
Ресурсы
власти

— это совокупность средств, использование
которых обеспечивает влияние на объект
власти в соответствии с целями субъекта
власти

   
Типы
ресурсов власти
:

·
экономические ресурсы: материальные
ценности, деньги, плодородные земли,
полезные ископаемые;

· силовые:
оружие, аппарат физического принуждения;

· социальные:
различные привилегии, которыми пользуется
власть; кадровая политика;

· информационные:
средства массовой информации, знание
и информация, распространяемые через
учебные учреждения;

· политико-правовые:
конституция, законы, программные
документы политических партий;

· демографические:
человек как универсальный ресурс,
создающий другие ресурсы.

5. Теория и практика разделения властей, легитимность власти Основное содержание принципа разделения властей.

«Законодательная
власть обладает верховенством
,
поскольку она устанавливает правовые
начала государственной и общественной
жизни, основные направления внутренней
и внешней политики страны, а следовательно,
определяет в конечном счёте правовую
организацию и формы деятельности
исполнительной и судебной властей.

Исполнительная
власть
в
лице своих органов занимается
непосредственной реализацией правовых
норм, принятых законодателем. Её
деятельность должна быть основана на
законе, осуществляться в рамках закона.
Исполнительные органы и государственные
должностные лица не имеют права издавать
общеобязательные акты, устанавливающие
новые, не предусмотренные законом права
или обязанности граждан и организаций.
Исполнительная власть носит правовой
характер лишь в том случае, если она
является подзаконной властью, действует
на началах законности.

Судебная
власть

призвана охранять право, правовые устои
государственной и общественной жизни
от любых нарушений, кто бы их не совершал.
Правосудие в правовом государстве
осуществляется только судебными
органами. Никто не может присвоить себе
функции суда. В своей правоохранительной
деятельности суд руководствуется только
законом, правом и не зависит от субъективных
влияний законодательной или исполнительной
власти.

Таким
образом, разграничение единой
государственной власти на три относительно
самостоятельные и независимые отрасли
предотвращает возможные злоупотребления
властью и возникновение тоталитарного
управления государством, не связанного
правом. Каждая из этих властей занимает
своё место в общей системе государственной
власти и выполняет свойственные только
ей задачи и функции

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #

    24.02.2016230.91 Кб153ОМ.doc

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понятие власти

I Власть

Понятие власти можно рассматривать в узком и широком смыслах:

Власть (в широком смысле) — способность и возможность достигать определенных целей, реализуя свою волю через воздействие на других лиц, с помощью различных инструментов (авторитета, насилия, права и др.)

Власть (в узком смысле) — механизм организации совместной деятельности людей, базирующийся на целесообразном разделении управления и подчинения, что обеспечивает.

Компоненты власти

Ресурсы власти — то, благодаря чему осуществляется власть

(все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других: принуждение, насилие, убеждение, поощрение, право, страх, традиции, мифы и т.д.)

Субъекты власти — те, кто управляет, властвует

(человек, общность людей, организация, народ и др.);

Функции власти — то, для чего она существует

(господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация);

Объекты власти — те, над кем осуществляется власть, те, кто подчиняются

(индивид, социальная группа, класс и т.п);

Источники власти — то, благодаря чему мы захватываем власть

(авторитет, сила, престиж, закон, богатство, харизма, тайна, интерес и др.);

Основания власти — то, на что опирается власть

(база, источники, на которые опирается власть: экономические, социальные, юридические, административно-силовые, культурно-информационные основания).

Классификации (типологий) власти

  • По степени институционализации: правительственная, городская, школьная и др.

  • По субъекту власти: классовая, партийная, народная, президентская, парламентская

  • По режиму правления: демократическая, авторитарная, деспотическая и др.

  • По правовому признаку: легальная, нелегальная

  • По количеству индивидов, принимающих ключевые решения: коллективная (общественная, классовая, групповая) и личная (единоличная).

  • По сфере воздействия: экономическая, политическая, информационная, идеологическая, духовная и др.

II. Политическая Государственная власть (характерные черты, соотношение)

Политическая власть — это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определенные политические взгляды, установки и цели.

Признаки политической власти

  • Только ей принадлежит право использовать силу в пределах страны.

  • Характерно существование единого общегосударственного центра принятия политических решений.

  • Имеет возможность использовать самые разнообразные средства (принудительные, экономические, социальные, культурно-информационные).

  • Действует на основе права от имени всего общества.

Политическая власть также имеет множество разновидностей.

Типы политической власти

  • С точки зрения своего предназначения: законодательная, исполнительная, судебная.

  • По месту в структуре власти: центральная, региональная, местная.

  • По основному субъекту: монархическая, республиканская.

Функции политической власти

  • Формирование и организация политической жизни общества.

  • Управление делами общества и государства на разных уровнях, руководство органами власти и политическими и неполитическими процессами, контроль политических и иных отношений.

Создание определенного, характерного для того или иного общества типа правления, политической системы, соответствующих ей политических отношений и других политических характеристик общества и другое.

Типы политической власти (господства)

Традиционный — опирается на традиции, ритуалы; это власть обыденности, привычности и неизменности.

Легальный — основывается на правовых нормах и рациональных понятиях.

Харизматический — опирается на особую притягательную силу лидера.

Государственная власть — один из видов власти в обществе, где в качестве субъекта власти выступает государство в лице своих органов, учреждений и должностных лиц, а в качестве объекта власти — население страны: граждане (в республиках), подданные (в монархиях).

Отличительные признаки государственной власти

  • Ограниченность территорией — это базовое условие существования государства.

  • Публичный характер — т.е. выступает от имени общества.

  • Суверенный характер — т.е. верховенство по отношению ко всем другим субъектам политических отношений.

! Понятие политическая власть шире понятия государственная власть. Политическая власть осуществляется не только в рамках государства, но и в рамках партий, профсоюзов, международных организаций. Однако государственная власть является стержнем политической власти.

Важно запомнить! Две различных характеристики власти: легальная и легитимная.

Легальная власть — значит разрешена законом, подтверждена законом, регламентирована в государственных документах.

Легитимная власть — значит власть поддерживает народ, разделяет ее идеи.

III Теория разделения властей

Одной из самых распространенных классификаций государственной власти является ее деление на законодательную, исполнительную и судебную. Эта типология основывается на теории разделения властей (Дж. Локка и Ш. Монтескье).

Законодательная власть — представляет интересы граждан, издает законы.

Федеральное собрание РФ: Государственная Дума и Совет Федерации.

Исполнительная — управляет государственными делами.

Правительство РФ.

Судебная — следит за соблюдением законов органами власти.

Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ.

Цель разделения властей состоит в том, чтобы не допустить злоупотребление властью одной из ветвей, обеспечить качественное управление государством, а также предотвратить возможность диктатуры и авторитаризма.

Предотвратить возвышение одной из властей над другими, утверждение авторитаризма и диктаторского режима в обществе; предусмотреть систему «сдержек и противовесов», направленную на то, чтобы свести к минимуму возможные ошибки в управлении.

Таким образом, разделение властей предоставляет определенные гарантии от произвола, беззакония, авторитаризма.

Однако этот принцип нельзя абсолютизировать: для нормального функционирования государства необходимо взаимодействие всех ветвей единой государственной власти.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство магнитолы на bmw
  • Hitachi l100 руководство по эксплуатации
  • Ринорус капли инструкция по применению взрослым для чего назначают
  • Эпримек для коз инструкция по применению цена
  • Реорганизация в форме разделения пошаговая инструкция 2021