1. Семью создает отношение:
а) родители-дети +
б) сын-дочь
в) муж-жена
2. Стиль воспитания, когда ребенок является объектом воспитания с целью подготовки его к самостоятельной взрослой жизни путем тренировки, учения:
а) бросающий
б) социализирующий +
в) помогающий
3. Инфертильность — одна из характеристик:
а) социальной основы репродуктивного поведения
б) нравственных основ брачного поведения
в) физиологических основ репродуктивного поведения +
4. Автоматическое распределение психологической нагрузки, выработка оптимальных способов общения, понимание спонтанных проявлений партнера и адекватное реагирование на них называется личностной:
а) совместимостью +
б) конфликтностью
в) согласованностью
5. К социологическим факторам брачного выбора относятся:
а) комплиментарность, близость
б) пол, гомогамия
в) гомогамия, близость +
6. Представителями(лем) структурной модели психологического консультирования семьи являются(ется):
а) Боуэн, Д Ульрих
б) Минухин +
в) Кэмплер
7. Стиль воспитания детей, при котором в семье не принимается совместных решений, ребенок изолируется и не собирается делиться своими впечатлениями и переживаниями с родителями, называется:
а) соперничеством
б) сотрудничеством
в) изоляцией +
8. Ригидные семейные системы, которые пытаются сохранить привычные стереотипы взаимодействия между элементами своих подсистем и другими системами вне зависимости от внешних условий, называются … семьями:
а) дисфункциональными +
б) функциональными
в) гармоничными
9. Стадия прародительства в семейном цикле — период:
а) между рождением первого и последнего ребенка
б) от заключения брака до рождения первенца
в) от рождения первого внука до смерти одного из прародителей +
10. Гибкий тип семейной системы характеризуется … стилем руководств:
а) авторитарным
б) демократическим +
в) манипулятивным
11. Удовлетворение членами семьи потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке и психологической защите, — есть … семьи:
а) функция +
б) роль
в) социальное значение
12. Согласно периодизации жизненного цикла семьи Э. К. Васильевой, рождение и воспитание детей – это … стадия развития семьи:
а) первая
б) вторая +
в) третья
13. Семьи послеразводные, с одним родителем и детьми называются:
а) неполными +
б) смешанными
в) родительскими
14. Область психологии, занимающаяся изучением закономерностей развития и функционирования психики в контексте обусловленности ее формирования культурными и экологическими факторами, называется … исследованиями:
а) психофизиологическими
б) социально-психологическими
в) кросс-культурными +
15. Устойчивый образец поведения, одобряемый в семейной группе и ожидаемый от других членов, от личности в соответствии с занимаемой ею позицией в семье, называется:
а) семейной ролью +
б) эталоном
в) жизненным циклом семьи
16. Этическая система, исходящая из того, что единственным основанием сексуальных отношений являются не моральные нормы и не ситуационный контекст, а исключительно наслаждение, удовольствие:
а) аскетизм
б) гедонизм +
в) легализм
17. Детерминированные общественным бытием принципы и образцы подобающего поведения, относящегося к рождению определенного числа детей, принятые в тех социальных группах, к которым принадлежит или хотел бы принадлежать индивид, называются:
а) репродуктивным циклом
б) репродуктивным процессом
в) репродуктивными нормами +
18. Малая социальная группа, основанная на супружеском союзе и родственных связях отношениях — супружества, родительства, родства людей, живущих вместе и ведущих общее хозяйство:
а) община
б) семья +
в) род
19. Родственно-родительские роли — роли:
а) отца, матери
б) мужа, жены
в) сына, дочери +
20. Матриархальная семья — это семья, в которой стратегическим и деловым лидером является:
а) ребенок
б) жена +
в) муж
21. Отражение системы взаимодействия личности и семьи, семьи и общества, сферы жизнедеятельности, которые связаны с удовлетворением потребностей ее членов, называется … семьи:
а) функцией +
б) структурой
в) статусом
22. Социальная власть, в основе которой лежит жестокий контроль над поведением ребенка со стороны взрослых в семье, когда каждый незначительный проступок подлежит наказанию (словесному или физическому), — это власть:
а) авторитета
б) принуждения +
в) вознаграждения
23. Жизненный цикл семьи — совокупность устойчивых процессов (фаз) семейной жизни, отражающих изменение статуса членов семьи и степень решения социально значимых задач, так ли это:
а) нет
б) отчасти
в) да +
24. Брак одного мужчины с одной женщиной:
а) полигамия
б) моногамия +
в) полигиния
25. Дуально-родовой брак — брак между членами одного рода, так ли это:
а) нет
б) отчасти
в) да +
26. Повторяющаяся последовательность основных репродуктивных событий (coitus — зачатие — роды) называется:
а) репродуктивным процессом
б) репродуктивным циклом +
в) социальными нормами
27. Совокупность знаний, верований, социальных норм и ценностей, запретов и предписаний, имеющих отношение к различию между полами и их взаимоотношениям:
а) половая культура +
б) сексуальные отношения
в) половая роль
28. Социальная власть, характеризующая отношения между ребенком и взрослым в семье, в основе которой лежит уважение перед человеком, который является образцом — носителем социально-одобряемого поведения, — это власть:
а) принуждения
б) эксперта
в) авторитета +
29. Идея о том, что люди стремятся выбрать себе в качестве брачного партнера тех, чье поведение и другие характеристики обеспечивают максимум удовлетворения и минимум затрат для их потребности, принадлежит теории:
а) инструментальной +
б) близости
в) комплиментарных потребностей
30. Воспитание подрастающего поколения, дальнейшее развитие всех членов семьи, по мнению американского семейного психолога В. Сатира, относится к:
а) семейным ролям
б) общим целям семьи +
в) основным элементам семьи
Семейные модели обычно используются для установления связи между теорией, эмпирическими исследованиями и клинической практикой. Такие модели обычно включают сплоченность, иерархию и гибкость, то есть способность семейной системы адаптироваться к изменениям ситуации и стрессам, как ключевые параметры в описании структуры семейных взаимоотношений [Рагsons & Ва1еs, 1955; Kantor & Lehr, 1975; Lewis et al, 1976; Ерstein, Вishop & Levin, 1978; О1sоn, 1986; Kinston, Loader & Miller, 1987, К1оg, Vertommen & Vanereycken, 1987; Gehring, 1993].
Одной из наиболее известных и широко применяемых структурных моделей является циркулярная модель Олсона [Olson, 1986; 1993].
Эта модель включает в себя 2 основные оси (сплоченность и гибкость), которые задают тип семейной структуры и один дополнительный параметр — коммуникацию, графически не включенную в модель (см. рис. 2 1.1).
Выделяется 4 уровня сплоченности: низкий — разобщенный (disengaged) тип семьи; разделенный (separated) — низкий к умеренному; объединенный (connected) — умеренный к высокому и запутанный (enmeshed) — чрезмерно высокий уровень.
Семейная гибкость (flexibiliny) определяется Олсоном как количество изменений в семейном руководстве, семейных ролях и правилах, регулирующих взаимоотношения. На этой шкале Олсон также выделяет 4 уровня; от ригидного (rigid) — очень низкий, структурированного (structured) — низкий к умеренному; гибкого (flexible) — умеренный; к очень высокому — хаотичному (chaotic) типу семейной системы.
Постулируется, что центральные уровни сплоченности (разделенный, объединенный) и гибкости (структурированный, гибкий) являются сбалансированными и обеспечивают оптимальное семейное функционирование, в то время как крайние значения по этим шкалам (разобщенный, запутанный, ригидный и хаотичный типы) являются проблемными.
Коротко опишем каждое из выделенных значений по этим шкалам. Семьи, приходящие на терапию, часто «проваливаются» в один из крайних типов. Если уровень сплоченности слишком высок (запутанная система), то существует слишком много центростремительных сил в семье, крайности в требовании эмоциональной близости и лояльности, отдельные члены семьи не могут действовать независимо друг от друга. В семье слишком много согласия, различия в точках зрения активно не поощряются. Существует даже страх различий как опасности для существования такой семьи. (Если мы такие разные то, что мы делаем вместе?) Члены семьи имеют мало личного пространства и невысокую степень дифференцированности по отношению друг к другу. Семья как система имеет жесткие внешние границы с окружением и слабые внутренние границы между подсистемами и индивидуальностями. Энергия людей сфокусирована в основном внутри семьи или отдельной ее подсистемы, и у каждого ее члена существует мало неразделенных с другими друзей и интересов.
В другой крайности — разобщенной системе с низким уровнем сплоченности существует чрезмерно много центробежных сил. Члены семьи крайне эмоционально разделены, имеют мало привязанности друг к другу, демонстрируют несогласованное поведение. Они часто проводят свое время раздельно, имеют несвязанные друг с другом интересы и раздельных друзей. Им трудно оказать поддержку друг другу и совместно решать жизненные проблемы
Однако, нельзя сказать, что члены такой семьи являются хорошо дифференцированными личностями в понимании Муррея Боуэна, так как посредством изолированности от других, подчеркнутой независимости, они часто скрывают свою неспособность устанавливать близкие взаимоотношения, возрастание тревоги при сближении с другими людьми. На наш взгляд, полюса данной шкалы (близость — раздельность) отражают два фундаментальных человеческих страха — страха одиночества и страха быть поглощенным другими.
Члены семей сбалансированных типов способны сочетать собственную независимость с тесными связями со своими семьями.
Семьи с разделенным типом взаимоотношений имеют некоторую эмоциональную разделенность, но она не является такой крайней, как в разобщенной системе. Несмотря на то, что время, проводимое отдельно, для членов семьи более важно, семья способна собираться вместе, обсуждать проблемы, оказывать поддержку друг другу и принимать совместные решения. Интересы и друзья являются обычно разными, но некоторые разделяются с другими членами семьи.
Объединенный тип семьи характеризуется эмоциональной близостью, лояльностью во взаимоотношениях Члены семьи часто проводят время вместе. Это время для членов семьи более важно, чем время, посвященное индивидуальным друзьям и интересам. Однако сплоченность в таких семьях не достигает степени запутанности, когда пресекаются всякие различия.
Семьи нуждаются не только в балансе близости — раздельности, но также в оптимальном сочетании изменений внутри семьи со способностью сохранять свои характеристики стабильными. Несбалансированные по шкале гибкости системы склонны быть или ригидными или хаотичными.
Система становится ригидной, когда она перестает отвечать на жизненные задачи, возникающие перед семьей в ее продвижении по стадиям жизненного цикла. Семья отказывается меняться и приспосабливаться к изменившейся ситуации (рождение, смерть членов семьи, взросление детей и отделение их от семьи, изменения в карьере, месте жительства и т.д.). По Олсону, система часто становится ригидной, когда она чрезмерно иерархизирована. Существует член семьи, который всем заведует и является высоко контролирующим. Имеется тенденция к ограничению переговоров, и навязыванию лидером большинства решений. В ригидной системе роли, как правило, строго распределены и правила взаимодействия остаются неизменными. Слишком малое количество изменений в системе ведет к высокой предсказуемости и ригидности поведения ее членов.
Хаотическое состояние система часто приобретает в момент кризиса, например, при рождении ребенка, разводе, потере источников дохода и т.д. Такое состояние семья может приобрести в тот или иной период времени. Проблемным оно становится, если система застревает в нем надолго. Такой тип системы имеет неустойчивое или ограниченное руководство. Решения являются импульсивными и непродуманными. Роли неясны и часто смещаются от одного члена семьи к другому. Большое количество изменений приводит к непредсказуемости того, что происходит в системе.
Структурированный тип системы склонен иметь некоторую степень демократичности руководства, предполагающую переговоры по проблемам между членами семьи, включая мнение детей. Роли и внутрисемейные правила стабильны, с некоторой возможностью их обсуждения.
Гибкий тип семейной системы характеризуется демократическим стилем руководства. Переговоры ведутся открыто, и активно включают детей. Роли разделяются с другими членами семьи и меняются, когда это необходимо. Правила могут быть изменены и соотнесены с возрастом членов семьи. Иногда, правда, семье может не хватать лидерства, и члены семьи завязают в спорах друг с другом.
Циркулярная модель Олсона графически изображена на рис. 2.1.1. Из рисунка видно, что всего имеется 16 типов супружеских или семейных систем. Из них 4 являются сбалансированными типами структур, 8 средне сбалансированными (сбалансированными по одной шкале и находящиеся на краю по другой) и 4 крайних типа, несбалансированных по обоим параметрам.
Основываясь на циркулярной модели, Олсон выдвигает 3 гипотезы:
1. Супруги и семьи сбалансированных типов, проходя через стадии жизненного цикла, будут в целом функционировать более адекватно, чем несбалансированные типы.
2. Имея дело с ситуационным стрессом или изменениями задач жизненного цикла, семьи будут модифицировать близость и адаптивность, приспосабливаясь к обстоятельствам. Сбалансированность семей не означает, что они всегда будут функционировать в умеренном диапазоне. Семьи могут приближаться к краям измерений, когда это необходимо, но застревание там надолго ведет к возникновению психологической проблематики у ее членов.
3. Позитивные коммуникативные навыки (эмпатия, умение слушать, навыки самораскрытия, ведения переговоров и т.д.) помогают поддерживать равновесие по выделенным двум измерениям, дают возможность сбалансированным типам семей изменять их уровни близости и гибкости более легко, чем несбалансированным типам. Напротив, крайние типы систем имеют бедную коммуникацию, что препятствует движению к сбалансированным типам и увеличивает вероятность их застревания в крайних позициях.
Оценивая семьи по этой модели, следует также учитывать, что нормы близости и гибкости семейных систем могут отличаться у разных этнических групп [Olson, 1993].
Модель Олсона нашла хорошее подтверждение в клинических исследованиях. Так, можно сослаться, например, на две работы [С1агkе, 1984; Сагnes,, 1989], использовавшие опросники, основанные на этой модели. С1агkе сравнивал три группы семей: с больным невротиком, шизофреником и неклинические семьи. Сагnes исследовал семьи с сексуальным насилием. Результаты этих исследований показаны в таблицах 2.1.1 А и Б.
Таблица 2.1.1. Проблемные семьи и циркулярная модель Олсона
А) Исследование [Clarke, 1984]
Типы семей, в % |
С невротиком |
С шизофреником |
Не-клинические |
Несбалансированные |
64 |
56 |
7 |
Средне-сбалансированные |
28 |
32 |
45 |
Сбалансированные |
8 |
12 |
48 |
Б) Исследование семей с сексуальным насилием [Сагnes, 1989]
Ядерная семья |
Родительская |
Другие, |
|
Типы семей, в % |
семья |
неклинические |
|
семьи |
|||
Несбалансированные |
66 |
49 |
19 |
Средне-сбалансированные |
15 |
40 |
34 |
Сбалансированные |
9 |
1! |
47 |
Олсон считает, что, вступая в брак, супруги часто воспроизводят структурный тип семейной системы, который у них был в родительских семьях, или иногда пытаются создать противоположный. Если супруги происходят из двух совершенно различных семейных систем или предпочитают разные типы семейных динамик, для них будет труднее создать совместный стиль взаимоотношений.
Исследование R (1986) подтверждает гипотезу, что сбалансированные семьи имеют больше позитивных коммуникативных навыков.
Результаты исследований изменений сплоченности и гибкости неклинических семей [О1son, 1989] представлены на рис. 2.1.2.
Как видно из графика, сплоченность семейной системы наиболее велика у молодых пар, достигает своего минимума в семьях с подростками и начинает снова возрастать в стадии, когда супруги остались одни, после отделения детей (стадия «пустого гнезда»). График также показывает, что обычно семья становится наиболее ригидной на стадии «экспансии» (рождения детей и уход за ними), после чего гибкость семейной системы снова возрастает.
Рис. 2.1.2. Неклинические семьи и жизненный цикл.
Циркулярная модель позволяет хорошо интегрировать системную теорию с пониманием процесса развития и прохождения семьи по стадиям жизненного цикла. На рис. 2 1.3 представлено изменение параметров в целом сбалансированной супружеской системы на ранних стадиях брака.
Как видно из рисунка, в течение периода ухаживания (I) пара показывает гибкую объединенность во взаимоотношениях, чувство близости и гибкий стиль в лидерстве и принятии решений. После брака ситуацию новобрачных можно описать как структурированную запутанность (2). Они структурированы, так как по сравнению с периодом ухаживания приобрели большую определенность в ролях и руководстве. В то же время начало совместной жизни любящей пары характеризуется высокой степенью поглощенности партнеров друг другом и эмоциональной запутанностью. После первого года брака (3) волнение от взаимоотношений с партнером становится не таким сильным и пара становится более сбалансированной, переходит в структурно-объединенный тип. В течение второго года женщина часто беременеет (4), и отношения супругов приобретают характер гибкой разделенности. Их роли становятся несколько более гибкими, в тоже время женщина фокусируется на опыте беременности, а муж больше сил вкладывает в работу. Рождение ребенка переводит супругов в состояние хаотичной объединенности (5), являясь важным моментом во взаимоотношениях любой пары. В семье происходит много изменений, и пара пытается адаптироваться к появлению нового члена семьи. Супруги чувствуют большую близость друг к другу. Их жизнь проходит в относительной суматохе, они не спят ночами, кормя ребенка Женщина обычно бывает вынуждена оставить работу. Супруги редко выходят в гости к друзьям, так как у них нет на это времени. Проходит еще год (6), и жизнь семьи стабилизируется. Семья теперь функционируют как ригидно-разделенная и испытывает очень мало изменений. Жена находится дома и наслаждается младенцем. Жена больше вовлечена в заботу о ребенке, чем о муже, а он много сил уделяет работе. Сплоченность супругов драматически понизилась. Они мало времени вкладывают в отношения друг с другом и их близость в упадке.
Рис.2 1.3. Изменения супружеской системы в первые годы брака.
Приведенная динамика отношений показывает, что изменения в структуре семьи могут накапливаться постепенно, но могут происходить и скачкообразно, например, под влиянием кризиса рождения. Эти изменения могут случаться спонтанно, но могут быть также и запланированы посредством переговоров членов семьи друг с другом.
Источник: http://Черников А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики . —— Изд. 3-е, испр. и доп. М.: Независимая ф
ЦИРКУЛЯРНАЯ
МОДЕЛЬ ОЛСОНА
Семейные
модели обычно используются для
установления связи между теорией,
эмпирическими исследованиями и
клинической практикой. Такие модели
обычно включают сплоченность, иерархию
и гибкость, то есть способность семейной
системы адаптироваться к изменениям
ситуации и стрессам, как ключевые
параметры в описании структуры семейных
взаимоотношений [Рагsons
& Ва1еs, 1955; Kantor
& Lehr,
1975; Lewis
et al,
1976; Ерstein,
Вishop
& Levin,
1978;
О1sоn, 1986; Kinston,
Loader
& Miller,
1987, К1оg,
Vertommen
& Vanereycken,
1987; Gehring,
1993].
Одной
из наиболее известных и широко применяемых
структурных моделей является
циркулярная модель Олсона [Olson,
1986; 1993].
Эта
модель включает в себя 2 основные оси
(сплоченность и гибкость), которые
задают тип семейной структуры и один
дополнительный параметр — коммуникацию,
графически не включенную в модель (см.
рис. 2 1.1).
Выделяется
4 уровня сплоченности:
низкий — разобщенный (disengaged)
тип семьи; разделенный (separated)
— низкий к умеренному; объединенный
(connected)
— умеренный к высокому и запутанный
(enmeshed)
— чрезмерно высокий уровень.
Семейная
гибкость
(flexibiliny)
определяется Олсоном как количество
изменений в семейном руководстве,
семейных ролях и правилах, регулирующих
взаимоотношения. На этой шкале Олсон
также выделяет 4 уровня; от ригидного
(rigid)
— очень низкий, структурированного
(structured)
— низкий к умеренному; гибкого
(flexible)
— умеренный; к очень высокому — хаотичному
(chaotic)
типу семейной системы.
Постулируется,
что центральные уровни сплоченности
(разделенный, объединенный) и гибкости
(структурированный, гибкий) являются
сбалансированными и обеспечивают
оптимальное семейное функционирование,
в то время как крайние значения по этим
шкалам (разобщенный, запутанный, ригидный
и хаотичный типы) являются проблемными.
Коротко
опишем каждое из выделенных значений
по этим шкалам. Семьи, приходящие на
терапию, часто «проваливаются» в один
из крайних типов. Если уровень
сплоченности слишком высок (запутанная
система), то
существует слишком много центростремительных
сил в семье, крайности в требовании
эмоциональной близости и лояльности,
отдельные члены семьи не могут действовать
независимо друг от друга. В семье слишком
много согласия, различия в точках зрения
активно не поощряются. Существует даже
страх различий как
опасности
для существования такой семьи. (Если мы
такие разные то, что мы делаем вместе?)
Члены семьи имеют мало личного пространства
и невысокую степень дифференцированности
по отношению друг к другу. Семья как
система имеет жесткие внешние границы
с окружением и слабые внутренние границы
между подсистемами и индивидуальностями.
Энергия людей сфокусирована в основном
внутри семьи или отдельной ее подсистемы,
и у каждого ее члена существует мало
неразделенных с другими друзей и
интересов.
В
другой крайности — разобщенной
системе с низким
уровнем сплоченности существует
чрезмерно много центробежных сил. Члены
семьи крайне эмоционально разделены,
имеют мало привязанности друг к другу,
демонстрируют несогласованное поведение.
Они часто проводят свое время раздельно,
имеют несвязанные друг с другом интересы
и раздельных друзей. Им трудно оказать
поддержку друг другу и совместно решать
жизненные проблемы
Однако,
нельзя сказать, что члены такой семьи
являются хорошо дифференцированными
личностями в понимании Муррея Боуэна,
так как посредством изолированности
от других, подчеркнутой независимости,
они часто скрывают свою неспособность
устанавливать близкие взаимоотношения,
возрастание тревоги при сближении
с другими людьми. На наш взгляд, полюса
данной шкалы (близость — раздельность)
отражают два фундаментальных человеческих
страха — страха одиночества и страха
быть поглощенным другими.
Члены
семей сбалансированных типов способны
сочетать собственную независимость
с тесными связями со своими семьями.
Семьи
с разделенным
типом взаимоотношений
имеют некоторую эмоциональную
разделенность, но она не является такой
крайней, как в разобщенной системе.
Несмотря на то, что время, проводимое
отдельно, для членов семьи более важно,
семья способна собираться вместе,
обсуждать проблемы, оказывать
поддержку друг другу и принимать
совместные решения. Интересы и друзья
являются обычно разными, но некоторые
разделяются с другими членами семьи.
Объединенный
тип семьи
характеризуется эмоциональной близостью,
лояльностью во взаимоотношениях
Члены семьи часто проводят время вместе.
Это время для членов семьи более важно,
чем время, посвященное индивидуальным
друзьям и интересам. Однако сплоченность
в таких семьях не достигает степени
запутанности, когда пресекаются всякие
различия.
Семьи
нуждаются не только в балансе близости
— раздельности, но также в оптимальном
сочетании изменений внутри семьи со
способностью сохранять свои характеристики
стабильными. Несбалансированные по
шкале гибкости системы склонны быть
или ригидными или хаотичными.
Система
становится ригидной,
когда
она перестает отвечать на жизненные
задачи, возникающие перед семьей в ее
продвижении по стадиям жизненного
цикла. Семья отказывается меняться и
приспосабливаться к изменившейся
ситуации (рождение, смерть членов
семьи, взросление детей и отделение их
от семьи, изменения в карьере, месте
жительства и т.д.). По Олсону, система
часто становится ригидной, когда она
чрезмерно иерархизирована. Существует
член семьи, который всем заведует и
является высоко контролирующим. Имеется
тенденция к ограничению переговоров,
и навязыванию лидером большинства
решений. В ригидной системе роли, как
правило, строго распределены и правила
взаимодействия остаются неизменными.
Слишком малое количество изменений
в системе ведет к высокой предсказуемости
и ригидности поведения ее членов.
Хаотическое
состояние
система часто приобретает в момент
кризиса, например, при рождении
ребенка, разводе, потере источников
дохода и т.д. Такое состояние семья может
приобрести в тот или иной период времени.
Проблемным оно становится, если
система застревает в нем надолго. Такой
тип системы имеет неустойчивое или
ограниченное руководство. Решения
являются импульсивными и непродуманными.
Роли неясны и часто смещаются от одного
члена семьи к другому. Большое количество
изменений приводит к непредсказуемости
того, что происходит в системе.
Структурированный
тип
системы склонен иметь некоторую степень
демократичности руководства,
предполагающую переговоры по проблемам
между членами семьи, включая мнение
детей. Роли и внутрисемейные правила
стабильны, с некоторой возможностью
их обсуждения.
Гибкий
тип семейной
системы характеризуется демократическим
стилем руководства. Переговоры ведутся
открыто, и активно включают детей. Роли
разделяются с другими членами семьи и
меняются, когда это необходимо. Правила
могут быть изменены и соотнесены с
возрастом членов семьи. Иногда, правда,
семье может не хватать лидерства, и
члены семьи завязают в спорах друг с
другом.
Циркулярная
модель Олсона графически изображена
на рис. 2.1.1. Из рисунка видно, что всего
имеется 16 типов супружеских или семейных
систем. Из них 4 являются сбалансированными
типами структур, 8 средне сбалансированными
(сбалансированными по одной шкале и
находящиеся на краю по другой) и 4 крайних
типа, несбалансированных по обоим
параметрам.
Основываясь
на циркулярной модели, Олсон выдвигает
3 гипотезы:
1.
Супруги и семьи сбалансированных типов,
проходя через стадии жизненного
цикла, будут в целом функционировать
более адекватно, чем несбалансированные
типы.
2.
Имея дело с ситуационным стрессом или
изменениями задач жизненного цикла,
семьи будут модифицировать близость и
адаптивность, приспосабливаясь к
обстоятельствам. Сбалансированность
семей не означает, что они всегда будут
функционировать в умеренном диапазоне.
Семьи могут приближаться к краям
измерений, когда это необходимо, но
застревание там надолго ведет к
возникновению психологической
проблематики у ее членов.
3.
Позитивные коммуникативные навыки
(эмпатия, умение слушать, навыки
самораскрытия, ведения переговоров и
т.д.) помогают поддерживать равновесие
по выделенным двум измерениям, дают
возможность сбалансированным типам
семей изменять их уровни близости и
гибкости более легко, чем несбалансированным
типам. Напротив, крайние типы систем
имеют бедную коммуникацию, что
препятствует движению к сбалансированным
типам и увеличивает вероятность их
застревания в крайних позициях.
Оценивая
семьи по этой модели, следует также
учитывать, что нормы близости и
гибкости семейных систем могут отличаться
у разных этнических групп [Olson,
1993].
Модель
Олсона нашла хорошее подтверждение в
клинических исследованиях. Так, можно
сослаться, например, на две работы
[С1агkе, 1984; Сагnes,,
1989], использовавшие опросники, основанные
на этой модели. С1агkе сравнивал три
группы семей: с больным невротиком,
шизофреником и неклинические семьи.
Сагnes исследовал семьи с сексуальным
насилием. Результаты этих исследований
показаны в таблицах 2.1.1 А и Б.
Таблица
2.1.1. Проблемные семьи и циркулярная
модель Олсона
А)
Исследование [Clarke,
1984]
Типы |
С невротиком |
С |
Не-клинические |
Несбалансированные |
64 |
56 |
7 |
Средне-сбалансированные |
28 |
32 |
45 |
Сбалансированные |
8 |
12 |
48 |
Б)
Исследование семей с сексуальным
насилием [Сагnes,
1989]
Ядерная |
Родительская |
Другие, |
|
Типы |
семья |
неклинические |
|
семьи |
|||
Несбалансированные |
66 |
49 |
19 |
Средне-сбалансированные |
15 |
40 |
34 |
Сбалансированные |
9 |
1! |
47 |
Олсон
считает, что, вступая в брак, супруги
часто воспроизводят структурный тип
семейной системы, который у них был в
родительских семьях, или иногда
пытаются создать противоположный. Если
супруги происходят из двух совершенно
различных семейных систем или предпочитают
разные типы семейных динамик, для
них будет труднее создать совместный
стиль взаимоотношений.
Исследование
R
(1986) подтверждает гипотезу, что
сбалансированные семьи имеют больше
позитивных коммуникативных навыков.
Результаты
исследований изменений сплоченности
и гибкости неклинических семей
[О1son,
1989] представлены на рис. 2.1.2.
Как
видно из графика, сплоченность семейной
системы наиболее велика у молодых пар,
достигает своего минимума в семьях с
подростками и начинает снова возрастать
в стадии, когда супруги остались одни,
после отделения детей (стадия «пустого
гнезда»). График также показывает, что
обычно семья становится наиболее
ригидной на стадии «экспансии» (рождения
детей и уход за ними), после чего
гибкость семейной системы снова
возрастает.
3
Рис.
2.1.2. Неклинические семьи и жизненный
цикл.
Циркулярная
модель позволяет хорошо интегрировать
системную теорию с пониманием процесса
развития и прохождения семьи по стадиям
жизненного цикла. На рис. 2 1.3 представлено
изменение параметров в целом
сбалансированной супружеской системы
на ранних стадиях брака.
Как
видно из рисунка, в течение периода
ухаживания (I)
пара показывает гибкую
объединенность во
взаимоотношениях, чувство близости и
гибкий стиль в лидерстве и принятии
решений. После брака ситуацию новобрачных
можно описать как структурированную
запутанность (2).
Они структурированы, так как по сравнению
с периодом ухаживания приобрели большую
определенность
в ролях и руководстве. В то же время
начало совместной жизни любящей пары
характеризуется высокой степенью
поглощенности партнеров друг другом и
эмоциональной запутанностью. После
первого года брака (3) волнение от
взаимоотношений с партнером становится
не таким сильным и пара становится
более сбалансированной, переходит
в структурно-объединенный
тип.
В течение
второго
года женщина часто беременеет (4), и
отношения супругов приобретают
характер гибкой
разделенности. Их
роли становятся несколько более гибкими,
в тоже время женщина фокусируется на
опыте беременности, а муж больше сил
вкладывает в работу. Рождение ребенка
переводит супругов в состояние хаотичной
объединенности (5),
являясь важным моментом во взаимоотношениях
любой пары. В семье происходит много
изменений, и пара пытается адаптироваться
к появлению нового члена семьи. Супруги
чувствуют большую близость друг к
другу. Их жизнь проходит в относительной
суматохе, они не спят ночами, кормя
ребенка Женщина обычно бывает вынуждена
оставить работу. Супруги редко выходят
в гости к друзьям, так как у них нет на
это времени. Проходит еще год (6), и жизнь
семьи стабилизируется. Семья теперь
функционируют как
ригидно-разделенная и
испытывает очень мало изменений. Жена
находится дома и наслаждается
младенцем. Жена больше вовлечена в
заботу о ребенке, чем о муже, а он много
сил уделяет работе. Сплоченность супругов
драматически понизилась. Они мало
времени вкладывают в отношения друг с
другом и их близость в упадке.
Рис. 2 1.3. Изменения
супружеской системы в первые годы брака.
Приведенная
динамика отношений показывает, что
изменения в структуре семьи могут
накапливаться постепенно, но могут
происходить и скачкообразно, например,
под влиянием кризиса рождения. Эти
изменения могут случаться спонтанно,
но могут быть также и запланированы
посредством переговоров членов семьи
друг с другом.
Американский социолог, профессор университета Миннесоты, специалист по проблемам семьи Д. Олсон разработал «круговую модель» (circumplexmodel) функционирования семьи, которая включает в себя два критерия – сплоченность и гибкость. На основе выраженности критериев можно выделить 16 типов семейных систем. Из них 4 являются сбалансированными или функциональными, 8 – среднесбалансированными или полуфункциональными и 4 крайних типа – несбалансированными или дисфункциональными.
Функциональные семьи
- Раздельная и структурированная
- Раздельная и гибкая
- Объединенная и структурированная
- Объединенная и гибкая
Полуфункциональные семьи:
- Разобщенная и структурированная
- Разобщенная и гибкая
- Запутанная и структурированная
- Запутанная и гибкая
- Ригидная и раздельная
- Ригидная и объединенная
- Хаотичная и раздельная
- Хаотичная и объединенная
Дисфункциональные семьи
- Разобщенная и ригидная
- Разобщенная и хаотичная
- Запутанная и ригидная
- Запутанная и хаотичная
Сплоченность семьи
Степень эмоциональной близости, наличие или отсутствие душевных, теплых эмоциональных отношений.
Разобщенная семья – члены семьи крайне эмоционально разделены, мало привязаны друг к другу и ведут себя несогласованно, неспособны оказывать поддержку друг другу и совместно решать жизненные проблемы. Изолируясь друг от друга, подчеркивая свою независимость, они скрывают свою неспособность устанавливать близкие взаимоотношения. При сближении с другими у них возрастает чувство тревоги.
Раздельная семья – характеризуется умеренной сплоченностью. В эмоциональных отношениях в семье присутствует некоторая раздельность, однако она не является такой крайней, как в разобщенной семье. Несмотря на то, что время, проводимое отдельно, для членов семьи более важно, семья способна собираться вместе, обсуждать проблемы, оказывать поддержку друг другу и принимать совместные решения. Интересы и друзья являются обычно разными, но существует и область, разделяемая с другими членами семьи.
Объединенная семья характеризуется высокой степенью эмоциональной близости, лояльностью во взаимоотношениях и определенной зависимостью членов семьи друг от друга. Члены семьи часто проводят время вместе, Это время для них важнее, чем время. Посвященное индивидуальным друзьям и интересам.Однако сплоченность в таких семьях не достигает степени запутанности, когда пресекаются всякие различия.
Запутанная семья для которой характерна чрезмерная эмоциональная близость (слияние) и лояльность, отсутствие личного пространства, независимости у членов семьи. Такие семьи и их члены являются слабодифференцированными.
Семейная гибкость
Возможности семейной системы к гибкому приспособлению, изменению при воздействии стрессоров, способность к решению жизненных задач, возникающих перед ней при движении по стадиям жизненного цикла.
Ригидная семья обладает низкой гибкостью и адаптивностью. Такая система не способна решать жизненные задачи, возникающие перед семьей при ее продвижении по стадиям жизненного цикла. Семья отказывается меняться и приспосабливаться к изменившейся ситуации (рождение, смерть членов семьи, взросление детей и отделение их от семьи, изменения в карьере, месте жительства и т.д.). Система часто становится ригидной, когда она чрезмерно иерархиизирована. То есть существует член семьи, который всем заведует и все контролирует. Переговоры по важным вопросам в такой семье ограничены, а большинство решений принимается лидером. В ригидной системе роли, как правило, строго распределены и правила взаимодействия остаются неизменными. Незначительность изменений в системе ведет к высокой предсказуемости и ригидности поведения ее членов.
Структурированная семья характеризуется умеренной гибкостью. Здесь присутствует некоторая степень демократического руководства, предполагающая переговоры по проблемам между членами семьи, включая мнение детей. Роли и внутрисемейные правила стабильны, имеется возможность их обсуждения. Существуют определенные дисциплинарные правила.
Гибкая семья характеризуется умеренной гибкостью, демократическим стилем руководства. Переговоры ведутся открыто и активно, включая детей. Роли разделяются с другими членами семьи и меняются, когда это необходимо. Правила могут быть изменены и соотнесены с возрастом членов семьи. Иногда, правда, семье может не хватать лидерства, и члены семьи завязают в спорах друг с другом.
Хаотичная семья характеризуется высокой степенью непредсказуемости. Такое состояние система часто приобретает в момент кризиса, например, при рождении ребенка, разводе, потере источников дохода и т.д. Проблемным оно становится, если система застревает в нем надолго. Такой тип системы имеет неустойчивое и ограниченное руководство и испытывает недостаток лидерства. Решения являются импульсивными и непродуманными. Роли неясны и часто смещаются от одного члена к другому.
Источник: Бебчук М.А., Рихмайер Е.А., Практическая психодиагностика семьи. Москва, 2012.
Семьи нуждаются не только в балансе близости – отдаленности, но также в оптимальном сочетании изменений и стабильности. Несбалансированные по шкале гибкости системы склонны быть или ригидными, или хаотичными.
Система становится ригидной, когда она перестает решать задачи, встающие перед семьей в ее продвижении по стадиям жизненного цикла. Семья отказывается меняться и приспосабливаться к изменившейся ситуации (рождение или смерть членов семьи, взросление и отделение детей, изменения в карьере, месте жительства и т. д.). По мнению Олсона, система часто становится ригидной, когда она чрезмерно иерархизирована. Существует член семьи, который всем заведует и в значительной мере все контролирует. Есть тенденция к ограничению дискуссий, лидер навязывает большинство решений. В ригидной системе роли, как правило, строго распределены и правила взаимодействия остаются неизменными. Слишком малая гибкость в системе делает поведение ее членов ригидным и в значительной степени предсказуемым.
Хаотическое состояние система часто приобретает в момент кризиса, например при рождении ребенка, разводе, потере источников дохода и т. д. Такое состояние может носить временный характер. Проблемным оно становится, если система застревает в нем надолго. Такой тип системы имеет неустойчивое или ограниченное руководство. Решения тут импульсивны и непродуманны. Роли неясны и часто переходят от одного члена семьи к другому. Большое количество изменений приводит к непредсказуемости поведения членов системы.
Структурированный тип системы в некоторой степени имеет демократическое руководство, предполагающее обсуждение проблем между членами семьи, включая детей. Роли и внутрисемейные правила стабильны и в какой-то степени доступны для обсуждения.
Гибкий тип семейной системы характеризуется демократическим стилем руководства. Переговоры ведутся открыто, с активным участием детей. Роли не жестко закреплены за членами семьи, при необходимости их можно менять. Правила могут модифицироваться, они соотносятся с возрастом членов семьи. Иногда, правда, семье может не хватать лидерства, и члены семьи завязают в спорах друг с другом.
Основываясь на циркулярной модели, Олсон выдвигает три гипотезы:
1. Семьи сбалансированных типов, проходя через стадии жизненного цикла, будут в целом функционировать более адекватно, чем несбалансированные типы.
2. Имея дело с ситуационным стрессом или изменениями задач жизненного цикла, семьи будут модифицировать близость и адаптивность, приспосабливаясь к обстоятельствам. Сбалансированность семей не означает, что они всегда будут функционировать в среднем диапазоне. Семья может приближаться к крайним показателям, когда это необходимо, но при фиксации в таком положении у ее членов возникают психологические проблемы.
3. Коммуникативные навыки (эмпатия, умение слушать, навыки самораскрытия, ведения переговоров и т. д.) помогают поддерживать равновесие по выделенным двум измерениям, дают возможность сбалансированным типам семей изменять уровни близости и гибкости легче, чем несбалансированным типам. Напротив, крайние типы систем страдают от несовершенства коммуникации, что препятствует движению к сбалансированным типам и увеличивает вероятность фиксации в крайних позициях.
Оценивая семьи по этой модели, следует также учитывать, что нормы близости и гибкости семейных систем у разных этнических групп могут отличаться (Olson, 1993).
Олсон считает, что, вступая в брак, супруги часто воспроизводят структурный тип родительской семейной системы или иногда пытаются создать тип противоположный. Если супруги происходят из двух совершенно различных семейных систем или предпочитают разные типы семейных динамик, им будет труднее выработать общий стиль взаимоотношений.
Циркулярная модель позволяет соединить системную теорию с концепцией развития семьи и процессом жизненного цикла. В течение периода ухаживания пара демонстрирует гибкую объединенность во взаимоотношениях, чувство близости и гибкий стиль в лидерстве и принятии решений. После брака ситуацию можно описать как структурированную запутанность. Они структурированы, так как по сравнению с периодом ухаживания роли и руководство стали более четкими. В то же время начало совместной жизни любящей пары характеризуется высокой степенью поглощенности партнеров друг другом и эмоциональной запутанностью. После первого года брака эмоциональный накал взаимоотношений с партнером снижается и пара становится более сбалансированной, обретая черты структурно-объединенного типа. В течение второго года женщина часто беременеет, и отношения супругов приобретают характер гибкой разделенности. Их роли становятся несколько более гибкими, в то же время женщина фокусируется на опыте беременности, а муж больше сил вкладывает в работу. Рождение ребенка переводит супругов в состояние хаотичной объединенности, что является важным моментом во взаимоотношениях любой пары. В семье происходит много изменений, и пара пытается адаптироваться к появлению нового члена семьи. Супруги чувствуют большую близость друг к другу. Их жизнь проходит в относительной суматохе, они не спят ночами, опекая ребенка. Женщина обычно вынуждена оставить работу. Супруги редко ходят в гости к друзьям, так как у них нет на это времени. Проходит еще год, и жизнь семьи стабилизируется. Семья теперь функционирует как ригидно-разделенная и переживает очень мало изменений. Жена находится дома и наслаждается младенцем. Жена больше вовлечена в заботу о ребенке, чем о муже, а он много сил уделяет работе. Сплоченность супругов драматически снижается. Они мало времени вкладывают в отношения друг с другом, и их близость невелика.
Диагностическим инструментом, дополняющим модель Олсона, является FAST (системный семейный тест Геринга) (Gehring, 1993).
Для понимания процессов в системе также очень важной является идея осцилляции. В интегративной модели семейной терапии предлагается использовать понятие маневрирующей системы – эта концепция развивает структурную теорию. Маневрирующая система семьи переходит из одного состояния в другое и обратно. В результате система колеблется между разными, зачастую противоположными состояниями (мир и война в семье; обострение симптомов у ребенка и период затишья; запой и период трезвости мужа и т. п.). Очевидно, что параметры иерархии и сплоченности (близости) могут меняться от состояния к состоянию, оставаясь в целом неизменными за период времени, сравнимый со стадией жизненного цикла.
Метод семейных расстановок Б. Хеллингера не представляет собой отдельную самостоятельную школу семейной терапии, но это эффективный метод психотерапии для разрешения проблем, который можно отнести к одному из направлений системной психотерапии (Эйдемиллер и др., 2003).
По мнению Б. Хеллингера, более 50 % тех проблем, с которыми люди приходят на психотерапию, представляют не их собственные проблемы (не восходят к их индивидуальным переживаниям), а повторение чужой судьбы. Для объяснения механизмов идентификации с фигурами прошлого Хеллингер разработал собственную систему представлений об отношениях в семье: между супругами, между родителями и детьми, между семьей и ее родными. По его мнению, для поддержания хороших отношений в семье необходимы следующие условия: привязанность, сбалансированность понятий «давать» и «брать» и определенный порядок в отношениях (Хеллингер, 2001; Вебер, 2001).
Привязанность – это сильная и устойчивая преданность семейной группе, ради которой член семьи в определенных случаях готов пожертвовать своим счастьем и даже жизнью. Ребенок знает, что именно здесь, в семейной системе, его место. Это знание есть его привязанность и любовь. Таким образом, привязанность – первое базовое условие формирования отношений.
Однако любые отношения между людьми возможны только в том случае, когда они друг другу что-либо «дают» и друг от друга что-либо «берут». Постоянный взаимообмен, который удовлетворяет потребность в справедливости и счастье, зависит от оборота «давать» и «брать».
Третьим условием для того, чтобы отношения в семье сложились, является порядок – те правила, которые направляют совместную жизнь группы (семьи) по определенному руслу. В любых длительных отношениях функционируют общие нормы, ритуалы, убеждения и запреты, которые обязательны для всех. Так, из отношений вырастает система со своими порядком и структурой.
Как считает Хеллингер, на страже условий, необходимых для хороших отношений, стоит личная совесть человека. Совесть – это некий балансирующий орган, внутренняя инстанция, которая пробуждает чувство вины и тем самым заставляет предпринимать усилия для исправления или поддержания соответствующих отношений.
На свет человек появляется в небольшой группе – в своей семье. Отношения в семье необходимы для выживания. Они дают ребенку возможность раскрыться, способствуют его личностному росту, но в то же время вынуждают следовать правилам, которые не всегда совпадают с его стремлениями и желаниями. Поэтому в отношениях действуют силы, которые одновременно поддерживают и требуют, подгоняют и направляют, дают счастье и ограничивают.
В своих работах Б. Хеллингер подробно описывает дисфункциональные отношения между членами семьи и анализирует их причины. Однако не меньшее значение он уделяет системным конфликтам, поскольку каждая семья принадлежит к роду, в котором оба родительских клана соединяются в большую систему людей (члены конкретной семьи могут не знать их всех, тем не менее родственники часто остаются значимыми фигурами). Если для удачного сохранения личных отношений необходимы три условия, описанные выше (привязанность, баланс «давать» и «брать» и порядок), то на уровне рода действуют уже другие законы: право на принадлежность, законы целого числа, приоритета раннего и признания того, что ничто не вечно.
Из права на принадлежность проистекает следующий закон целого числа: каждый отдельно взятый член системы чувствует себя комфортно только в том случае, если для всех, кто относится к его системе, найдется место в его душе и сердце, если в его представлениях все члены семьи сохраняют свое достоинство.
Закон приоритета раннего проявляется следующим образом: тот, кто появился в системе раньше, имеет преимущество перед тем, кто приходит позже. Если «поздний» вмешивается в сферу «раннего», то есть считает для себя возможным делать то, на что реального права не имеет, то за подобную самонадеянность человек нередко расплачивается проблемами и трудностями.
По мнению Б. Хеллингера, на службе у рода стоит родовая совесть. Именно она следит за тем, чтобы в семейной системе соблюдался порядок. Однако, в отличие от персональной, родовую совесть человек не чувствует. Ее действие обнаруживается по тем страданиям, которые навлекает на индивида и членов его семьи, прежде всего детей, несоблюдение правил и норм. Чаще всего это проявляется в том, что старшие члены семьи перекладывают негативное на младших, а те неосознанно берут его на себя. Дети несут груз чужой вины, чужих мыслей и забот, чужих целей. Только в том случае, если рожденный позже копирует судьбу «раннего» члена семьи и вдруг осознает, почему он это делал, он может отказаться от такой идентификации.
Хеллингер исходит из положения, что многие люди, как здоровые, так и больные, всю жизнь живут в соответствии с каким-либо внутренним образом, который представляет собой определенную историю (тему) – некий ход жизненных событий. Образы имеют разное происхождение. В одном случае в их основе лежит собственный детский психотравмирующий опыт, аналог которого человек неосознанно может найти в сюжете какой-либо сказки. Во втором случае человек находится под влиянием истории, никак не связанной с его детским опытом. Как правило, это член семьи, у которого была тяжелая судьба, по каким-то причинам его исключили из семейной системы или он освободил свое место внутри нее для кого-то другого. Семейная история, основанная на травматических событиях и переживаниях, произошедших в другом месте и в другое время, нередко становится сценарием, который реально воплощается в жизни.
Для решения конфликтов, которые охватывают несколько поколений семьи, Б. Хеллингер предложил метод семейной расстановки, который позволяет выявить внутренние образы, ограничивающие возможности человека.
Семейная расстановка – групповой метод, но он не предназначен для работы со всеми членами семьи. Хеллингер проводит терапию только со взрослыми, считая, что, если на прием придет вся семья, дети могут потерять уважение к родителям, а это слишком большая цена. Терапевт работает с одним взрослым или с супружеской парой, корректируя их взаимодействие с детьми. По мнению Хеллингера, о разговорах родителей с терапевтом детям знать вообще не обязательно.
До начала работы психотерапевт выясняет, кто принадлежит к семейной системе, и расспрашивает о решающих событиях из жизни семьи, таких как смерть, самоубийство, расставание, развод, несчастные случаи и пр. При этом рекомендуется не давать никаких характеристик персонажей и обращать внимание только на самые необходимые сведения. Уже во время процедуры расстановки выявляются люди, освободившие место в системе или исключенные из нее (в результате аборта, отказа от внебрачного ребенка, развода, самоубийства и пр.).
Расстановка проводится следующим образом. Протагонист, в соответствии с заявленной проблемой, создает внутренний образ своей нынешней семьи. На роли членов семьи (в том числе и себя самого) он выбирает исполнителей из участников психотерапевтической группы и помещает их на то или иное место в соответствии со своим внутренним образом. Протагонист получает следующую инструкцию: «Ты расставляешь свою систему, полностью ориентируясь на свои ощущения, так, как ты, согласно своему внутреннему образу, видишь отдельных людей по отношению друг к другу. Внутренний образ проявляется только во время расстановки. Так что забудь все, что наметил себе заранее. Ты только указываешь место, но не указываешь на их жесты или направление взгляда». После того как участники расставлены, следует еще раз повторить, кто кого должен изображать.
Обычно протагонист берет каждого из участников за руку или дотрагивается до него. Потом ведет его на определенное место. Он постоянно взвешивает: это сейчас верно или нет? Для проверки соответствия расстановки внутреннему образу можно обойти вокруг расставленной группы.
Во время самой процедуры расстановки никто не должен ничего говорить – ни протагонист, ни остальные участники. Когда дается слишком много информации, это отвлекает. Хеллингер просит участников сосредоточиться на их внутренних ощущениях, забыть собственные цели и намерения и регистрировать те чувства, которые приходят при перемещении или когда в системе появляются новые люди.
Затем по просьбе психотерапевта все участники по очереди сообщают, что они переживают, занимая соответствующие места в выстроенной протагонистом семейной системе.
Инструкция терапевта такова: «Предоставьте себя происходящему и почувствуйте, как реагирует ваше тело, даже если ощущения ваши совсем не те, что ожидались. И просто, без критики, расскажите о том, каково вам на этом месте и что у вас на душе. Нередко человек испытывает пугающие или запретные чувства. К примеру – облегчение, когда другой уходит или умирает, или тягу к запретным отношениям. Если об этом не рассказать, можно упустить что-то важное. Поэтому здесь нужно отказаться от какой-либо цензуры и быть откровенным».
В случае, если терапевт не уверен, что кто-то описывает реальные чувства, он может попросить другого члена группы занять его место и рассказать о том, каково ему здесь. В подавляющем большинстве случаев чувство первого подтверждается, а вместе с этим подтверждается и гипотеза о том, что чувства определяются местом в выстроенной системе. Наблюдая за расстановкой со стороны, невозможно предсказать, какими будут ощущения каждого человека. Небольшие позиционные перемещения могут привести к их удивительным трансформациям.
При использовании метода расстановки в центре внимания психотерапевтической группы одновременно находятся два сконцентрированных пространственно-временных образа. Первый из них – это образ семейного прошлого протагониста вплоть до момента проведения расстановки, то есть то внутреннее представление, которое сковывает его личность. Второй образ является образом-решением, способствующим освобождению личности протагониста (Вебер, 2001).
В заключение расстановки терапевт, учитывая обратную связь исполнителей, вносит ряд изменений в семейную систему (которые часто представляют собой важные, с терапевтической точки зрения, промежуточные шаги). В результате формируется образ-решение, в котором у всех членов семьи, включая тех, кто был в свое время исключен из системы, появляется так называемое «хорошее место».
При расстановке образа-решения терапевт опирается на представления об определенной иерархии. Хеллингер считает, что система приходит в порядок только при правильной иерархической структуре. Кто имеет приоритет в семейной системе, тот стоит на первом месте. Обычно это член семьи, который отвечает за ее безопасность и тем самым создает пространство, в котором семья может развиваться. Поэтому сначала идет муж, затем, слева от него, жена, хотя в действительности они могут быть равноправными.
Хеллингер отмечает, что если женщина в обычных условиях стоит на первом месте справа от мужа, то часто чувствует себя покинутой и не имеющей поддержки. А если мужчина находится слева от женщины, значит, он берет на себя мало ответственности или у него иллюзия свободы. Как только он занимает место справа, то начинает чувствовать себя в ответе за семью. Таково влияние позиций.
Слева от родителей по часовой стрелке в порядке старшинства следуют дети. При хорошем построении дети стоят напротив родителей. Мертворожденные помещаются возле братьев и сестер, а детей, не рожденных вследствие аборта (если работа с ними уместна), в расстановках-решениях лучше поместить между родителями.
Образ-решение возникает в результате взаимодействия всех участников расстановки. Это взаимодействие включает множество пробных и промежуточных перемещений, которые осуществляются под руководством психотерапевта, и фиксацию соответствующих изменений самочувствия исполнителей (Вебер, 2001).
Важные моменты при семейных расстановках:
На что обращает внимание протагонист:
• совершать расстановку надо только в том случае, если есть адекватный повод и если он относится к этому серьезно (никакого любопытства!);
• после того как выбраны участники расстановки, надо сказать, кто кого должен изображать;
• не давать никаких характеристик персонажей, давать только необходимые сведения;
• сосредоточиться на запечатленном в душе образе системы (этот образ обнаруживается только в процессе расстановки. Вопросы типа «Какой период жизни должен отображать образ?» затемняют внутренний образ);
• брать и ставить на место каждого участника по отдельности;
• только расставлять, а не делать скульптуру;
• после того как все расставлены, еще раз сказать, кто из участников кого представляет.
На что обращают внимание участники расстановки:
• сосредоточиться на непосредственном внутреннем чувстве, выразить его словами;
• освободиться от цензуры чувств;
• не преследовать никаких других целей, кроме той, чтобы чувствовать свой внутренний процесс и рассказать о нем.
На что обращает внимание руководитель группы:
• ищет решение;
• обращает внимание на то, был ли кто-нибудь, принадлежащий системе, исключен из нее, и привлекает его к участию;
• встает на сторону исключенного;
• избегает опрометчивых решений;
• больше полагается на собственное восприятие, чем на сообщения участников;
• прерывает процедуру:
– если протагонист не относится к этому серьезно;
– если протагонист не дотрагивается до каждого и не ставит каждого по отдельности;
– если отсутствуют важные данные;
– если он не видит решения;
• не дает включать в расстановку больше персонажей, чем это необходимо (лучше позже привлечь недостающих, чем начинать с теми, кто для решения не нужен);
• следит за тем, чтобы группа оставалась серьезной и сосредоточенной.
Принципы расстановки
– Тот, кто появился раньше, обладает приоритетом перед тем, кто приходит позже. При расстановке следует обращать внимание на иерархический порядок: по часовой стрелке. Второй стоит слева от первого и т. д. Родители по иерархии равны. Чтобы узнать, кто на самом деле идет первым, нужно попробовать разные позиции. Как правило, первым идет муж.
– Что касается систем, то более поздняя система имеет преимущество перед более ранней. Поэтому нынешняя семья обладает приоритетом перед семьей родителей, а второй брак – перед первым. Если у одного из родителей, в то время как они состоят в браке, рождается ребенок от другого человека, то отношения с этим лицом имеют приоритет перед предыдущими.
– Если мужчина и женщина стоят друг против друга, это часто означает, что между ними нет больше интимных отношений.
– Если женщина выбирает на роль сына женщину, это значит, что сын – гомосексуалист или рискует стать гомосексуалистом.
– Если один из участников хочет выйти за дверь или выходит за дверь, это значит, что для него существует опасность самоубийства.
– Если дети стоят между родителями, это означает, что брак распался (часто это бывает расстановкой-решением).
– Если был прежний возлюбленный, то в расстановке-решении муж должен стоять между ним и женой (то же самое касается и жены в отношении прежней возлюбленной мужа).
– Если в расстановке все участники смотрят в одном направлении, это значит, что перед ними стоит кто-то забытый или исключенный из системы.
Когда в работе психотерапевтической группы принимает участие супружеская пара и они хотят сделать расстановку своей системы, в этом случае Б. Хеллингер предлагает одному партнеру сделать расстановку актуального состояния системы и сразу вслед за этим велит другому выполнить то же самое с теми же людьми, передвинув их по-другому.
С системной точки зрения процедура объясняется следующим образом. Когда женщина выходит замуж, муж воспринимает ее вместе с ее семейной системой, причем именно с тем образом системы, который она запечатлела в своей душе. Если запечатлен хаотичный образ родительской семьи, то и жену муж воспринимает как хаотичную. Когда оба партнера выполняют расстановку своих систем, то смогут увидеть, где они по-разному воспринимают друг друга, и у них появляется возможность выстроить более адекватный образ партнера. Подобная коррекция оказывает позитивное и освобождающее воздействие на отношения.
Терапевтический эффект расстановки семьи обусловлен тем, что тут используется невербальный символический язык, а старая и новая ориентация семьи в нем соединена в одном временном промежутке. В отличие от метода семейной скульптуры при расстановке участникам не задаются направления взглядов, определенные позы и жесты. Хеллингер считает, что построение скульптуры «связывает» и не оставляет места субъективным чувствам исполнителей. Если человека просто куда-то помещают и он стоит на своем месте, он тем не менее может сам повернуть голову, куда захочет, исходя из своей внутренней потребности. Если же заранее определить, на кого он должен смотреть, то опираться на свои переживания ему попросту ни к чему. Заданные жесты и позы только отвлекают. Когда человеку никаких других указаний, кроме где встать, не дают, он может ощущать даже внезапно появившиеся симптомы (например, что вдруг подгибаются ноги, появляется сильное беспокойство).
Б. Хеллингер рассматривает свой психотерапевтический подход как феноменологический, основанный на созерцании и интуиции, привязанных к контексту жизни человека или события (Вебер, 2001).
Существуют также направления семейной психотерапии в рамках определенных психотерапевтических школ, таких как когнитивно-поведенческой, гештальттерапии и некоторых других, рассмотреть которые не позволяет объем настоящего справочника. С данными направлениями можно познакомиться в следующих источниках: Зинкер Д. В поисках хорошей формы. Гештальттерапия с супружескими парами и семьями. М.: Класс, 2000; Маданес К. Стратегическая семейная терапия. М.: Класс, 1999; Николс М., Шварц Р. Семейная терапия. Концепции и методы. М.: Эксмо, 2004; Пэпп П. Семейная терапия и ее парадоксы. М.: Класс, 1998. Методы терапии, фокусированной на решении (краткосрочной позитивной терапии) и транзактного анализа будут рассмотрены в главе 6 настоящего справочника.