Глухая инструкция в нейропсихологии что такое

Глава 1

Нейропсихологическая диагностика: определение, цели, принципы, этапы

Мы начнем нашу беседу с обсуждения целей, принципов, этапов и методов нейропсихологической диагностики. Эти знания необходимы как студентам, так и начинающим специалистам. Кроме того, в настоящее время некоторые нейропсихологические методики успешно применяются в контексте патопсихологических и психосоматических исследований, а потому такого рода знания полезны не только нейропсихологам. Надеемся, что наша беседа углубит и расширит представления о мозговой организации психических функций и их нарушениях при различной мозговой патологии, почерпнутые из курса нейропсихологии.

Что такое нейропсихологическая диагностика? Каковы ее цели?

Нейропсихологическая диагностика — это исследование психических процессов с помощью набора специальных проб с целью квалификации и количественной характеристики нарушений (состояния) высших психических функций (ВПФ) и установления связи выявленных дефектов/особенностей с патологией или функциональным состоянием определенных отделов мозга либо с индивидуальными особенностями морфо-функционального состояния мозга в целом.

С помощью нейропсихологической диагностики можно определить:

— целостный синдром нарушений ВПФ, обусловленный поломкой (или особым состоянием) одного или нескольких мозговых факторов;

— особенности энергетических, операциональных и регуляторных составляющих психических процессов, а также различных уровней их реализации;

— преимущественную латерализацию патологического процесса;

— поврежденные и сохранные звенья психических функций;

— различные нарушения одной и той же психической функции при поражении разных участков мозга.

Что необходимо знать клиническому психологу, если он хочет заниматься нейропсихологической диагностикой?

Прежде всего перед изучением собственно методик, необходимо ознакомиться с анатомией нервной системы и с основами нейропсихологии. Затем нужно понять теоретико-методологические основы нейропсихологической диагностики; представить себе общую картину, обследования; принципы построения нейропсихологических диагностических методик. В дальнейшем необходимо овладеть конкретными знаниями и навыками применения нейропсихологических методик исследования различных высших психических функций, а также методов исследования межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия. Наконец, нелишними будут представления о современных направлениях нейропсихологической диагностики в России и за рубежом.

Когда и кем создавались методы нейропсихологической диагностики?

Основной блок нейропсихологических диагностических методик, без сомнения, создан в 1940—1960-е гг. А. Р. Лурией (Лурия, 1962). Однако следует иметь в виду, что ряд методик был им заимствован у других авторов. Например, проба на реципрокную координацию принадлежит известному советскому психиатру Н. И. Озерецкому (Гуревич, Озерецкий, 1930). Пробы на пространственный праксис созданы Г. Хэдом. Кроме того, нейропсихология всегда являлась динамично развивающейся отраслью знания, поэтому в ней постоянно разрабатывались новые методические приемы, и в этой разработке принимали активное участие ближайшие ученики А. Р. Лурии — Л. С. Цветкова, Н. К. Корсакова (Киященко), Э. Г. Симерницкая и др. (Цветкова, 1985; Киященко, 1973; Симерницкая, 1978). В качестве примера можно привести методики, направленные на исследование нарушений речи, памяти. В связи с возникновением новых направлений нейропсихологических исследований арсенал нейропсихологов постоянно пополнялся оригинальными методиками, разработанными зарубежными учеными. Для исследования зрительно-конструктивной деятельности стали часто применяться комплексные (сложные) фигуры Рея и Остеррайха (Rey, 1941; Osterrieth, 1944), для исследования межполушарного взаимодействия — методика дихотического прослушивания Д. Кимура (Kimura, 1961; 1973). В настоящее время в России и за рубежом применяются модификации классического нейропсихологического обследования, осуществленные Л. С. Цветковой, Е. Д. Хомской, А. В. Семенович и др. (Цветкова, 1998; Нейропсихологическая диагностика, 1994; Нейропсихология детского возраста, 1998; Цветкова, Ахутина, 1981; Пуанте, 1998; Golden, 1981).

Какие психологические теории являются методологической основой нейропсихологической диагностики?

Прежде всего это теория системной динамической локализации ВПФ А. Р. Лурия и метод синдромного анализа их нарушений (Лурия, 1962, 1973). Нейропсихологическая диагностика также базируется на современных представлениях о психологическом строении и мозговой организации психических функций. Важную роль в понимании генезиса и строения ВПФ играют культурно-историческая теория развития психики Л. С. Выготского, теория деятельности А. Н. Леонтьева, теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина, идеология системного подхода к изучению психических явлений. Наконец, нейропсихологическая диагностика разрабатывалась и применялась с учетом фундаментальных представлений о нейрофизиологических и биохимических закономерностях интегративной деятельности мозга (И. П. Павлов, П. К. Анохин и др.)

Каковы основные принципы построения нейропсихологических диагностических методик?

Основные принципы таковы:

— Принцип преимущественной направленности конкретной методики на исследование определенного психического процесса или определенного звена этого психического процесса («функциональная проба»).

— Принцип нацеленности нейропсихологических методик в первую очередь на выявление нарушенных звеньев психических функций («провокация»).

— Принцип исследования любой психической функции (фактора) с помощью набора методик, результаты которых дополняют и уточняют друг друга («перекрестный контроль»).

— Принцип обязательного анализа не только конечного результата деятельности, но и процесса выполнения задания в его различных составляющих (нейродинамических, мотивационных, регуляторных, операциональных).

— Принцип сочетания качественного анализа выявленных нарушений с количественной оценкой степени выраженности симптомов.

— Принцип обучения — в ходе выполнения конкретной методики нейропсихолог при необходимости фиксирует возможность усвоения испытуемым способа действия и его применения в аналогичных заданиях.

— Принцип сопоставления данных, полученных при нейропсихологическом обследовании, с данными анамнеза, объективных клинических и параклинических исследований.

— Принцип учета возрастных и преморбидных особенностей испытуемого.

Заметим, что большинство перечисленных выше принципов важны не только для нейропсихологической диагностики, но и для решения диагностических задач в других областях клинической психологии, например, в патопсихологии (Зейгарник, 1986; Практикум по патопсихологии, 1987).

А существует ли единая стандартная процедура нейропсихологического обследования?

На этот вопрос трудно дать однозначный ответ. С одной стороны, существуют общие правила построения и проведения нейропсихологического обследования в целом и отдельных методик в частности. Обследование должно проводиться индивидуально, занимать определенное время, включать задания разного уровня сложности, направленные на исследование основных психических функций. Есть достаточно жесткие правила предъявления инструкций и стимульного материала к нейропсихологическим методикам. С другой стороны, каждое нейропсихологическое обследование уникально: применяемый набор методик, последовательность и темп их предъявления, даже характер инструкций могут варьироваться в зависимости от целей обследования, его гипотезы, особенностей состояния больного. Заметим, что любой нейропсихолог должен уметь быстро и грамотно принять решение о выборе тактических нюансов обследования.

Какова рекомендуемая продолжительность нейропсихологического обследования?

На этот вопрос тоже трудно ответить однозначно. Не вызывает сомнения, что обследование должно быть достаточно компактным и занимать не более полутора часов. Его продолжительность, как правило, зависит от состояния и возраста испытуемого. Например, нейропсихологическое обследование детей младшего школьного возраста не должно превышать 30–40 минут. Если испытуемый жалуется на утомление, и качество его деятельности вследствие этого заметно ухудшается, нейропсихолог должен прервать проведение обследования и закончить его в другое время.

А есть ли временные рамки проведения отдельных нейропсихологических методик?

Почти все нейропсихологические методики очень компактны, и психически здоровые взрослые испытуемые могут затратить на их выполнение от нескольких секунд до нескольких минут. Однако когда мы обследуем больных с поражениями мозга, выполнение некоторых (или большинства) методик занимает более длительное время. В целом можно сказать, что выполнение методики должно продолжаться до тех пор, пока не завершена ее процедура и/или нейропсихолог не решил для себя, каковы качественные особенности нарушений и степень их выраженности.

Ранее вы говорили об основных целях нейропсихологической диагностики. А можно ли сформулировать конкретные цели применения отдельных методик?

Методики могут быть направлены на исследование определенного фактора (принципа работы какого-либо участка мозга), механизма возникновения нарушений или на выявление феноменов, наблюдающихся при поражении тех или иных зон мозга. Механизмы возникновения некоторых феноменов пока недостаточно изучены. Например, ряд двигательных, речевых, тактильных проб направлен на исследование кинестетического фактора. Наряду с этим существуют пробы для выявления лицевой или цветовой агнозии при поражениях задних отделов правого полушария, о факторной нейропсихологической обусловленности которых пока строятся лишь предположения.

Существуют ли какие-нибудь особые правила проведения нейропсихологического обследования?

Да, несколько таких правил существует. Нейропсихологическое обследование проводится индивидуально. Любая психическая функция (или ее компоненты) не просто исследуются с помощью набора методик, но оцениваются на разных уровнях сложности, произвольности и с разным составом афферентных звеньев (например, только с опорой на ведущую афферентацию). Существуют особые приемы усложнения (сенсибилизации) нейропсихологических методик: ускорение темпа выполнения, исключение зрительного контроля, увеличение объема деятельности, усложнение характеристик стимульного материала, минимизация речевого опосредствования и др.

Есть ли особые требования к инструкциям при проведении нейропсихологического обследования?

Инструкции должны быть по возможности краткими и понятными конкретному испытуемому. Нейропсихолог должен убедиться, что испытуемый понял и запомнил инструкцию. При необходимости инструкцию можно повторить и в процессе выполнения задания. В некоторых заданиях используются так называемые «глухие» инструкции, в которых специально не разъясняются определенные параметры выполнения. Например, при предъявлении таблиц, с помощью которых исследуется зрительный предметный гнозис, испытуемому можно не указывать, с какого края листа он должен начинать называть предметы. Или при запоминании ряда слов не обязательно предупреждать испытуемого о том, сколько слов ему будет предъявлено. Такие «глухие» инструкции позволяют нейропсихологу получить важную информацию о ряде аспектов состояния ВПФ.

Каковы этапы процесса нейропсихологического обследования?

Выделяют следующие этапы:

— выдвижение гипотезы с опорой на данные истории болезни и клинической беседы;

— определение стратегии и тактики обследования;

— проверка и уточнение исходной гипотезы в ходе выполнения конкретных заданий;

— выделение синдромообразующего фактора (или группы факторов);

— обобщение полученных результатов в форме нейропсихологического заключения.

Можно ли варьировать последовательность этих этапов?

Иногда да. Например, клиническую беседу можно не проводить целиком в начале обследования, а разбивать на несколько частей и чередовать их с выполнением диагностических методик (такой прием позволяет избежать утомления). Детальное ознакомление с историей болезни может иногда происходить после проведения нейропсихологического обследования. Более того, когда проводится диагностика нормы, этот этап может вообще отсутствовать.

А есть ли какие-либо рекомендации, касающиеся последовательности предъявления конкретных диагностических методик?

Нет, жесткие алгоритмы отсутствуют. Подбор и последовательность предъявления конкретных методик прежде всего зависит от гипотезы, проверяемой в процессе обследования, от его целей и задач. Однако следует иметь в виду, что в большинстве случаев нецелесообразно предлагать испытуемому для выполнения сразу все методики, направленные на исследование определенной психической функции (например, 5–6 методик для исследования памяти подряд). Лучше чередовать методики, направленные на диагностику разных психических процессов. Пусть испытуемый после выполнения одной из методик, направленных на исследование слухоречевой памяти, выполнит некоторые пробы акустического неречевого гнозиса, потом — пробы пространственного праксиса. После этого опять можно предложить задание, связанное с исследованием памяти. Кроме того, иногда целесообразно предъявлять методики, уровень сложности которых постепенно увеличивается.

Рекомендуемая литература

Гуревич М. О., Озерецкий Н. И. Психомоторика: в 2 ч. — М.; Л.: Медгиз, 1930.

Зейгарник Б. В. Патопсихология. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.

Киященко Н. К. Нарушения памяти при локальных поражениях мозга. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973.

Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1962. С. 254–395.

Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973. Нейропсихологическая диагностика: в 2 ч. / Под ред. Е. Д. Хомской. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994.

Нейропсихология детского возраста (альбом) / Под ред. А. В. Семенович. — М.: МПГУ, 1998.

Практикум по патопсихологии / Под ред. Б. В. Зейгарник, В. В. Николаевой, В. В. Лебединского. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.

Пуанте А. Применение Луриевского подхода в США / Первая Международная конференция памяти А. Р. Лурия. Сб. докл. / Под ред. Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной. — М.: Изд-во Моск. ун-та; РПО, 1998. С. 73–75.

Симерницкая Э. Г. Доминантность полушарий. — М.: Изд-во Моск. унта, 1978.

Цветкова Л. С. Нейропсихологическая реабилитация больных (речь и интеллектуальная деятельность). — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.

Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей. — М.: РПА, 1998.

Цветкова Л. С., Ахутина Т. В. О попытке стандартизации тестов А. Р. Лурия в США // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1981. № 12. С. 1877–1879.

Golden C. J. Manual for the Luria-Nebraska Neuropsychological Battery. — Los Angeles (CA): 1981.

Kimura D. Some effects of temporal lobe damage on auditory perception // Canada. J. Psychol. 1961. Vol. 15. P. 156–165.

Kimura D. The asymmetry of the human brain // Scientif. Amer. 1973. Vol. 228. P. 70–78.

Rey A. L’examen psychologique dans les cas d’encephalopathie traumatique // Archives de psychologie. 1941. Vol. 28. P. 286–340.

Osterrieth P. A. Le test de copie d’une figure complexe // Archives de psychologie. 1944. Vol. 30. P. 206–356.

Глава 2

Клиническая беседа

Клиническая беседа — это широко применяемый в психологии метод исследования различных аспектов поведения и психологических особенностей человека в процессе вербальной коммуникации. Клиническая беседа является важным этапом диагностического обследования не только в нейропсихологии, но и в других областях клинической психологии (Зейгарник, 1986; Практикум по патопсихологии, 1987; Карсон, Батчер, Минека, 2004).

Каковы цели клинической беседы в нейропсихологическом обследовании?

К основным целям клинической беседы можно отнести:

1. Установление контакта с больным (в том числе на эмоциональном уровне).

2. Информирование больного (естественно, в краткой форме и на доступном ему уровне) о характере обследования и его целях.

3. Выяснение жалоб больного, степени его ориентировки в собственном состоянии и критичности к имеющимся проявлениям заболевания.

4. Выяснение качества ориентировки в месте и времени.

5. Выявление мануальных предпочтений испытуемого.

6. Уже в клинической беседе можно заметить наличие нарушений понимания обращенной речи, речевой моторики, памяти, мимики и др. (Лурия, 1962).

Все это поможет формулировке первоначальной гипотезы, которая будет проверяться в ходе объективного исследования состояния ВПФ. Мы отмечали в главе 1, что клиническая беседа не обязательно должна предшествовать объективному исследованию. Она может разворачиваться параллельно ему и завершать его.

На какие особенности ориентировки больного в собственном состоянии следует обратить особое внимание?

Прежде всего нужно обратить внимание на то, высказывает ли больной самостоятельно какие-либо жалобы. Если не высказывает и при расспросах отрицает наличие трудностей или дефектов, это может свидетельствовать о присутствии симптомов анозогнозии (отсутствии критичности, адекватной оценки своего дефекта) или о попытке сокрытия (диссимуляции) имеющихся расстройств. В нейропсихологическом контексте особое внимание следует уделить проверке анозогнозии, поскольку ее проявления могут свидетельствовать об определенной латерализации и топике мозгового поражения. Это повлияет на определение первоначальной гипотезы исследования. Представим другую ситуацию — больной не высказывает жалобы самостоятельно, но отвечает на вопросы психолога. В этом случае следует думать о возможной инактивности больного в речевой сфере. Что касается фактического содержания жалоб, то нейропсихологу следует обратить особое внимание на жалобы по поводу сильных головных болей, головокружений, двоения в глазах, повышенной утомляемости, резкого ухудшения слуха или зрения, снижения памяти, моторной неловкости, тремора и др. Все эти жалобы с достаточно высокой степенью вероятности могут указывать на негативные отклонения в работе нервной системы. Еще один момент, который важно учитывать, — это критичность больного к собственному состоянию и к высказываемым жалобам, а также адекватная эмоциональная реакция на изменения психики и поведения, возникшие в связи с развитием болезни.

Какие вопросы следует задавать, чтобы оценить ориентировку во времени?

Можно попросить пациента назвать сегодняшний день недели, число, месяц, год. Следует подчеркнуть, что такие вопросы желательно впрямую задавать тем больным, у которых (по данным истории болезни) можно предполагать наличие выраженной дезориентировки во времени. Если мы предполагаем, что ориентировка во времени у больного сохранна или нарушена незначительно, то подобные прямые вопросы следует задавать осторожно или несколько переформулировать, поскольку вероятно, что они вызовут раздражение, обиду пациента. При этом следует помнить, что даже здоровые испытуемые могут в названии текущего числа допускать небольшую погрешность (+1–2 дня). Еще для исследования ориентировки во времени можно спросить больного, когда он поступил в клинику и сколько дней он в ней находится. Как правило, также задаются вопросы относительно некоторых значимых для пациента дат личной биографии. Об объективных способах оценки восприятия времени будет рассказано ниже в соответствующем разделе учебного пособия.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текущая страница: 2 (всего у книги 15 страниц) [доступный отрывок для чтения: 3 страниц]

Часть I
Общая характеристика нейропсихологической диагностики

Глава 1
Нейропсихологическая диагностика: определение, цели, принципы, этапы

Мы начнем нашу беседу с обсуждения целей, принципов, этапов и методов нейропсихологической диагностики. Эти знания необходимы как студентам, так и начинающим специалистам. Кроме того, в настоящее время некоторые нейропсихологические методики успешно применяются в контексте патопсихологических и психосоматических исследований, а потому такого рода знания полезны не только нейропсихологам. Надеемся, что наша беседа углубит и расширит представления о мозговой организации психических функций и их нарушениях при различной мозговой патологии, почерпнутые из курса нейропсихологии.

Что такое нейропсихологическая диагностика? Каковы ее цели?

Нейропсихологическая диагностика – это исследование психических процессов с помощью набора специальных проб с целью квалификации и количественной характеристики нарушений (состояния) высших психических функций (ВПФ) и установления связи выявленных дефектов/особенностей с патологией или функциональным состоянием определенных отделов мозга либо с индивидуальными особенностями морфо-функционального состояния мозга в целом.

С помощью нейропсихологической диагностики можно определить:

– целостный синдром нарушений ВПФ, обусловленный поломкой (или особым состоянием) одного или нескольких мозговых факторов;

– особенности энергетических, операциональных и регуляторных составляющих психических процессов, а также различных уровней их реализации;

– преимущественную латерализацию патологического процесса;

– поврежденные и сохранные звенья психических функций;

– различные нарушения одной и той же психической функции при поражении разных участков мозга.

Что необходимо знать клиническому психологу, если он хочет заниматься нейропсихологической диагностикой?

Прежде всего перед изучением собственно методик, необходимо ознакомиться с анатомией нервной системы и с основами нейропсихологии. Затем нужно понять теоретико-методологические основы нейропсихологической диагностики; представить себе общую картину, обследования; принципы построения нейропсихологических диагностических методик. В дальнейшем необходимо овладеть конкретными знаниями и навыками применения нейропсихологических методик исследования различных высших психических функций, а также методов исследования межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия. Наконец, нелишними будут представления о современных направлениях нейропсихологической диагностики в России и за рубежом.

Когда и кем создавались методы нейропсихологической диагностики?

Основной блок нейропсихологических диагностических методик, без сомнения, создан в 1940—1960-е гг. А. Р. Лурией (Лурия, 1962). Однако следует иметь в виду, что ряд методик был им заимствован у других авторов. Например, проба на реципрокную координацию принадлежит известному советскому психиатру Н. И. Озерецкому (Гуревич, Озерецкий, 1930). Пробы на пространственный праксис созданы Г. Хэдом. Кроме того, нейропсихология всегда являлась динамично развивающейся отраслью знания, поэтому в ней постоянно разрабатывались новые методические приемы, и в этой разработке принимали активное участие ближайшие ученики А. Р. Лурии – Л. С. Цветкова, Н. К. Корсакова (Киященко), Э. Г. Симерницкая и др. (Цветкова, 1985; Киященко, 1973; Симерницкая, 1978). В качестве примера можно привести методики, направленные на исследование нарушений речи, памяти. В связи с возникновением новых направлений нейропсихологических исследований арсенал нейропсихологов постоянно пополнялся оригинальными методиками, разработанными зарубежными учеными. Для исследования зрительно-конструктивной деятельности стали часто применяться комплексные (сложные) фигуры Рея и Остеррайха (Rey, 1941; Osterrieth, 1944), для исследования межполушарного взаимодействия – методика дихотического прослушивания Д. Кимура (Kimura, 1961; 1973). В настоящее время в России и за рубежом применяются модификации классического нейропсихологического обследования, осуществленные Л. С. Цветковой, Е. Д. Хомской, А. В. Семенович и др. (Цветкова, 1998; Нейропсихологическая диагностика, 1994; Нейропсихология детского возраста, 1998; Цветкова, Ахутина, 1981; Пуанте, 1998; Golden, 1981).

Какие психологические теории являются методологической основой нейропсихологической диагностики?

Прежде всего это теория системной динамической локализации ВПФ А. Р. Лурия и метод синдромного анализа их нарушений (Лурия, 1962, 1973). Нейропсихологическая диагностика также базируется на современных представлениях о психологическом строении и мозговой организации психических функций. Важную роль в понимании генезиса и строения ВПФ играют культурно-историческая теория развития психики Л. С. Выготского, теория деятельности А. Н. Леонтьева, теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина, идеология системного подхода к изучению психических явлений. Наконец, нейропсихологическая диагностика разрабатывалась и применялась с учетом фундаментальных представлений о нейрофизиологических и биохимических закономерностях интегративной деятельности мозга (И. П. Павлов, П. К. Анохин и др.)

Каковы основные принципы построения нейропсихологических диагностических методик?

Основные принципы таковы:

– Принцип преимущественной направленности конкретной методики на исследование определенного психического процесса или определенного звена этого психического процесса («функциональная проба»).

– Принцип нацеленности нейропсихологических методик в первую очередь на выявление нарушенных звеньев психических функций («провокация»).

– Принцип исследования любой психической функции (фактора) с помощью набора методик, результаты которых дополняют и уточняют друг друга («перекрестный контроль»).

– Принцип обязательного анализа не только конечного результата деятельности, но и процесса выполнения задания в его различных составляющих (нейродинамических, мотивационных, регуляторных, операциональных).

– Принцип сочетания качественного анализа выявленных нарушений с количественной оценкой степени выраженности симптомов.

– Принцип обучения – в ходе выполнения конкретной методики нейропсихолог при необходимости фиксирует возможность усвоения испытуемым способа действия и его применения в аналогичных заданиях.

– Принцип сопоставления данных, полученных при нейропсихологическом обследовании, с данными анамнеза, объективных клинических и параклинических исследований.

– Принцип учета возрастных и преморбидных особенностей испытуемого.

Заметим, что большинство перечисленных выше принципов важны не только для нейропсихологической диагностики, но и для решения диагностических задач в других областях клинической психологии, например, в патопсихологии (Зейгарник, 1986; Практикум по патопсихологии, 1987).

А существует ли единая стандартная процедура нейропсихологического обследования?

На этот вопрос трудно дать однозначный ответ. С одной стороны, существуют общие правила построения и проведения нейропсихологического обследования в целом и отдельных методик в частности. Обследование должно проводиться индивидуально, занимать определенное время, включать задания разного уровня сложности, направленные на исследование основных психических функций. Есть достаточно жесткие правила предъявления инструкций и стимульного материала к нейропсихологическим методикам. С другой стороны, каждое нейропсихологическое обследование уникально: применяемый набор методик, последовательность и темп их предъявления, даже характер инструкций могут варьироваться в зависимости от целей обследования, его гипотезы, особенностей состояния больного. Заметим, что любой нейропсихолог должен уметь быстро и грамотно принять решение о выборе тактических нюансов обследования.

Какова рекомендуемая продолжительность нейропсихологического обследования?

На этот вопрос тоже трудно ответить однозначно. Не вызывает сомнения, что обследование должно быть достаточно компактным и занимать не более полутора часов. Его продолжительность, как правило, зависит от состояния и возраста испытуемого. Например, нейропсихологическое обследование детей младшего школьного возраста не должно превышать 30–40 минут. Если испытуемый жалуется на утомление, и качество его деятельности вследствие этого заметно ухудшается, нейропсихолог должен прервать проведение обследования и закончить его в другое время.

А есть ли временные рамки проведения отдельных нейропсихологических методик?

Почти все нейропсихологические методики очень компактны, и психически здоровые взрослые испытуемые могут затратить на их выполнение от нескольких секунд до нескольких минут. Однако когда мы обследуем больных с поражениями мозга, выполнение некоторых (или большинства) методик занимает более длительное время. В целом можно сказать, что выполнение методики должно продолжаться до тех пор, пока не завершена ее процедура и/или нейропсихолог не решил для себя, каковы качественные особенности нарушений и степень их выраженности.

Ранее вы говорили об основных целях нейропсихологической диагностики. А можно ли сформулировать конкретные цели применения отдельных методик?

Методики могут быть направлены на исследование определенного фактора (принципа работы какого-либо участка мозга), механизма возникновения нарушений или на выявление феноменов, наблюдающихся при поражении тех или иных зон мозга. Механизмы возникновения некоторых феноменов пока недостаточно изучены. Например, ряд двигательных, речевых, тактильных проб направлен на исследование кинестетического фактора. Наряду с этим существуют пробы для выявления лицевой или цветовой агнозии при поражениях задних отделов правого полушария, о факторной нейропсихологической обусловленности которых пока строятся лишь предположения.

Существуют ли какие-нибудь особые правила проведения нейропсихологического обследования?

Да, несколько таких правил существует. Нейропсихологическое обследование проводится индивидуально. Любая психическая функция (или ее компоненты) не просто исследуются с помощью набора методик, но оцениваются на разных уровнях сложности, произвольности и с разным составом афферентных звеньев (например, только с опорой на ведущую афферентацию). Существуют особые приемы усложнения (сенсибилизации) нейропсихологических методик: ускорение темпа выполнения, исключение зрительного контроля, увеличение объема деятельности, усложнение характеристик стимульного материала, минимизация речевого опосредствования и др.

Есть ли особые требования к инструкциям при проведении нейропсихологического обследования?

Инструкции должны быть по возможности краткими и понятными конкретному испытуемому. Нейропсихолог должен убедиться, что испытуемый понял и запомнил инструкцию. При необходимости инструкцию можно повторить и в процессе выполнения задания. В некоторых заданиях используются так называемые «глухие» инструкции, в которых специально не разъясняются определенные параметры выполнения. Например, при предъявлении таблиц, с помощью которых исследуется зрительный предметный гнозис, испытуемому можно не указывать, с какого края листа он должен начинать называть предметы. Или при запоминании ряда слов не обязательно предупреждать испытуемого о том, сколько слов ему будет предъявлено. Такие «глухие» инструкции позволяют нейропсихологу получить важную информацию о ряде аспектов состояния ВПФ.

Каковы этапы процесса нейропсихологического обследования?

Выделяют следующие этапы:

– выдвижение гипотезы с опорой на данные истории болезни и клинической беседы;

– определение стратегии и тактики обследования;

– проверка и уточнение исходной гипотезы в ходе выполнения конкретных заданий;

– выделение синдромообразующего фактора (или группы факторов);

– обобщение полученных результатов в форме нейропсихологического заключения.

Можно ли варьировать последовательность этих этапов?

Иногда да. Например, клиническую беседу можно не проводить целиком в начале обследования, а разбивать на несколько частей и чередовать их с выполнением диагностических методик (такой прием позволяет избежать утомления). Детальное ознакомление с историей болезни может иногда происходить после проведения нейропсихологического обследования. Более того, когда проводится диагностика нормы, этот этап может вообще отсутствовать.

А есть ли какие-либо рекомендации, касающиеся последовательности предъявления конкретных диагностических методик?

Нет, жесткие алгоритмы отсутствуют. Подбор и последовательность предъявления конкретных методик прежде всего зависит от гипотезы, проверяемой в процессе обследования, от его целей и задач. Однако следует иметь в виду, что в большинстве случаев нецелесообразно предлагать испытуемому для выполнения сразу все методики, направленные на исследование определенной психической функции (например, 5–6 методик для исследования памяти подряд). Лучше чередовать методики, направленные на диагностику разных психических процессов. Пусть испытуемый после выполнения одной из методик, направленных на исследование слухоречевой памяти, выполнит некоторые пробы акустического неречевого гнозиса, потом – пробы пространственного праксиса. После этого опять можно предложить задание, связанное с исследованием памяти. Кроме того, иногда целесообразно предъявлять методики, уровень сложности которых постепенно увеличивается.

Рекомендуемая литература

Гуревич М. О., Озерецкий Н. И. Психомоторика: в 2 ч. – М.; Л.: Медгиз, 1930.

Зейгарник Б. В. Патопсихология. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.

Киященко Н. К. Нарушения памяти при локальных поражениях мозга. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973.

Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1962. С. 254–395.

Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973. Нейропсихологическая диагностика: в 2 ч. / Под ред. Е. Д. Хомской. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994.

Нейропсихология детского возраста (альбом) / Под ред. А. В. Семенович. – М.: МПГУ, 1998.

Практикум по патопсихологии / Под ред. Б. В. Зейгарник, В. В. Николаевой, В. В. Лебединского. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.

Пуанте А. Применение Луриевского подхода в США / Первая Международная конференция памяти А. Р. Лурия. Сб. докл. / Под ред. Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной. – М.: Изд-во Моск. ун-та; РПО, 1998. С. 73–75.

Симерницкая Э. Г. Доминантность полушарий. – М.: Изд-во Моск. унта, 1978.

Цветкова Л. С. Нейропсихологическая реабилитация больных (речь и интеллектуальная деятельность). – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.

Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей. – М.: РПА, 1998.

Цветкова Л. С., Ахутина Т. В. О попытке стандартизации тестов А. Р. Лурия в США // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1981. № 12. С. 1877–1879.

Golden C. J. Manual for the Luria-Nebraska Neuropsychological Battery. – Los Angeles (CA): 1981.

Kimura D. Some effects of temporal lobe damage on auditory perception // Canada. J. Psychol. 1961. Vol. 15. P. 156–165.

Kimura D. The asymmetry of the human brain // Scientif. Amer. 1973. Vol. 228. P. 70–78.

Rey A. L’examen psychologique dans les cas d’encephalopathie traumatique // Archives de psychologie. 1941. Vol. 28. P. 286–340.

Osterrieth P. A. Le test de copie d’une figure complexe // Archives de psychologie. 1944. Vol. 30. P. 206–356.

Глава 2
Клиническая беседа

Клиническая беседа – это широко применяемый в психологии метод исследования различных аспектов поведения и психологических особенностей человека в процессе вербальной коммуникации. Клиническая беседа является важным этапом диагностического обследования не только в нейропсихологии, но и в других областях клинической психологии (Зейгарник, 1986; Практикум по патопсихологии, 1987; Карсон, Батчер, Минека, 2004).

Каковы цели клинической беседы в нейропсихологическом обследовании?

К основным целям клинической беседы можно отнести:

1. Установление контакта с больным (в том числе на эмоциональном уровне).

2. Информирование больного (естественно, в краткой форме и на доступном ему уровне) о характере обследования и его целях.

3. Выяснение жалоб больного, степени его ориентировки в собственном состоянии и критичности к имеющимся проявлениям заболевания.

4. Выяснение качества ориентировки в месте и времени.

5. Выявление мануальных предпочтений испытуемого.

6. Уже в клинической беседе можно заметить наличие нарушений понимания обращенной речи, речевой моторики, памяти, мимики и др. (Лурия, 1962).

Все это поможет формулировке первоначальной гипотезы, которая будет проверяться в ходе объективного исследования состояния ВПФ. Мы отмечали в главе 1, что клиническая беседа не обязательно должна предшествовать объективному исследованию. Она может разворачиваться параллельно ему и завершать его.

На какие особенности ориентировки больного в собственном состоянии следует обратить особое внимание?

Прежде всего нужно обратить внимание на то, высказывает ли больной самостоятельно какие-либо жалобы. Если не высказывает и при расспросах отрицает наличие трудностей или дефектов, это может свидетельствовать о присутствии симптомов анозогнозии (отсутствии критичности, адекватной оценки своего дефекта) или о попытке сокрытия (диссимуляции) имеющихся расстройств. В нейропсихологическом контексте особое внимание следует уделить проверке анозогнозии, поскольку ее проявления могут свидетельствовать об определенной латерализации и топике мозгового поражения. Это повлияет на определение первоначальной гипотезы исследования. Представим другую ситуацию – больной не высказывает жалобы самостоятельно, но отвечает на вопросы психолога. В этом случае следует думать о возможной инактивности больного в речевой сфере. Что касается фактического содержания жалоб, то нейропсихологу следует обратить особое внимание на жалобы по поводу сильных головных болей, головокружений, двоения в глазах, повышенной утомляемости, резкого ухудшения слуха или зрения, снижения памяти, моторной неловкости, тремора и др. Все эти жалобы с достаточно высокой степенью вероятности могут указывать на негативные отклонения в работе нервной системы. Еще один момент, который важно учитывать, – это критичность больного к собственному состоянию и к высказываемым жалобам, а также адекватная эмоциональная реакция на изменения психики и поведения, возникшие в связи с развитием болезни.

Какие вопросы следует задавать, чтобы оценить ориентировку во времени?

Можно попросить пациента назвать сегодняшний день недели, число, месяц, год. Следует подчеркнуть, что такие вопросы желательно впрямую задавать тем больным, у которых (по данным истории болезни) можно предполагать наличие выраженной дезориентировки во времени. Если мы предполагаем, что ориентировка во времени у больного сохранна или нарушена незначительно, то подобные прямые вопросы следует задавать осторожно или несколько переформулировать, поскольку вероятно, что они вызовут раздражение, обиду пациента. При этом следует помнить, что даже здоровые испытуемые могут в названии текущего числа допускать небольшую погрешность (+1–2 дня). Еще для исследования ориентировки во времени можно спросить больного, когда он поступил в клинику и сколько дней он в ней находится. Как правило, также задаются вопросы относительно некоторых значимых для пациента дат личной биографии. Об объективных способах оценки восприятия времени будет рассказано ниже в соответствующем разделе учебного пособия.

Как выяснять, сохранна ли ориентировка в пространстве?

Обычно больного спрашивают о его местонахождении в данный момент (в каком городе он находится, в каком лечебном учреждении). Иногда задаются вопросы, на каком этаже расположен кабинет, где происходит беседа, каков номер палаты больного. Заметим, что два последних вопроса представляют даже для сохранных больных известную сложность. Во-первых, больного почти всегда сопровождает персонал, и он может не обращать внимания на маршрут, на расположение кабинета психолога. Во-вторых, если больной только что поступил в клинику, он может еще не запомнить номер своей палаты. Наконец, если в жалобах больного присутствуют указания на транзиторные или постоянные нарушения ориентировки в знакомых местах, следует детальнее расспросить его об особенностях этих затруднений.

Зачем задаются вопросы о мануальных предпочтениях? Что это за вопросы?

Вопросы о мануальных предпочтениях задаются с целью предварительного установления наличия признаков леворукости. Обычно пациента спрашивают, правша он или левша, какой рукой он пишет, есть ли левши среди близких кровных родственников. Если ответы на такие вопросы указывают на наличие признаков леворукости, то в объективное исследование состояния ВПФ следует обязательно включить специальные пробы, направленные на определение основных моторных и сенсорных асимметрий. Эти данные помогут уточнить характер латеральной организации мозга и адекватно интерпретировать наблюдаемые симптомы нарушений ВПФ.

Каковы цели и особенности клинической беседы, разворачивающейся параллельно объективному исследованию состояния ВПФ?

На протяжении обследования нейропсихолог не остается нейтральным наблюдателем, он поддерживает постоянный диалог с больным. Без этого диалога было бы невозможно установление и сохранение «рабочего альянса», формирование эмоционального (психотерапевтичного по своей природе) контакта. Такой диалог необходим не только для поддержания оптимального эмоционального фона общения, но и для стимуляции больного к выполнению заданий (особенно при затруднениях), для выявления реакции больного на замечания, для определения того, как больной оценивает свои действия и результаты, в какой мере он принимает помощь психолога.

А каково содержание клинической беседы, завершающей процедуру нейропсихологического обследования?

В процессе этого этапа клинической беседы может выясняться общая самооценка больного. Например, уместно спросить его о том, какие задания показались особенно сложными, какие – простыми, заинтересовала ли его процедура обследования в целом, какую оценку он может поставить себе за работу. Наконец, на данном этапе клинической беседы важно еще раз прочувствовать эмоциональное состояние пациента. В случае наличия симптомов повышенной тревожности, разочарованности, негативных переживаний нужно попытаться обратить внимание больного на имевшиеся при выполнении определенных заданий успехи, показать, что ему в ряде случаев доступна самостоятельная или осуществляемая с помощью психолога компенсация затруднений, настроить больного на продолжение лечения. Если у больного в ходе нейропсихологического обследования возникли какие-нибудь вопросы, необходимо постараться корректно и на доступном пациенту уровне на них ответить.

Рекомендуемая литература

Зейгарник Б. В. Патопсихология. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. С. 41–47.

Карсон Р., Батчер Дж., Минека С. Анормальная психология. – СПб.: Питер, 2004. С. 961–963.

Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1962. С. 262–275.

Практикум по патопсихологии / Под ред. Б. В. Зейгарник, В. В. Николаевой, В. В. Лебединского. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. С. 29–36.

Детская нейропсихология – одна из ветвей классической психологии. Нейропсихология детей исследует, как формируются, развиваются психические функции ребятни. Изучение развития психики малышей происходит при сопоставлении патологии и нормального развития.

Родители, педагоги, специалисты по детской психологии бьют тревогу! Увеличивается число малышей, у которых возникают большие проблемы не только с обучением, но и с социализацией в обществе. Согласно статистическим данным, уже не один год наблюдается неуклонный численный рост детишек с проблемами развития. Максимальная часть этих проблем своим появлением обязана нарушению нормального функционирования центральной нервной системы.

Немалая часть проблем из-за этих нарушений берет свое начало в перинатальный период, при самих родах. Сбой в работе центральной нервной системы возможен также в результате появления патологии развития грудничка в первые три месяца его жизни.

Ранняя диагностика нарушений нейропсихологического развития крохи способствует более значимой по своему воздействию коррекции проблемы.

Что такое детская нейропсихология

Сама нейропсихология как наука создана сравнительно недавно. Особенность этой науки – исследование совокупности психических процессов с точки зрения их мозговой организации. Нейропсихология детского возраста своей целью ставит изучение созревания, становления мозговой организации ребенка в течение его личного индивидуального развития.

Понимание и знание того, как и какие зоны головного мозга функционируют – при решении малышом математических задач или когда ребенок пишет сочинение, запоминает полученную информацию – все это относится к подходу нейропсихологии по исследованию, изучению психического состояния детей. Нередко поведение ребенка, например, его гиперактивность или агрессивность, может свидетельствовать о проблеме в деятельности конкретного блока головного мозга. Именно эти проблемы пытается изучать нейропсихология.

Любое повреждение нервной системы крохи может вызвать проблемы в его мозговой деятельности, затормозить рост ребенка. Непоседа просто не успевает за своими возрастными требованиями: очень поздно начинает ползать, ходить, испытывает трудности с освоением речи. Не может освоить простейшие правила поведения, не умеет общаться, находить контакт с другими детьми и взрослыми.

Функциональность головного мозга

Детский мозг отличается от взрослого пластичностью нервной системы, умением приспосабливаться. Мозговые связи детского мозга также более пластичны. Мозг ребенка подвержен внешнему влиянию, нередко вредному воздействию внешних факторов окружающей среды.

Нейропсихология детского возраста разработала совокупность мер и средств, позволяющих на ранней стадии развития ребенка определять аномальность развития, его причины. Специалисты предлагают способы, направленные на своевременную профилактику психологической коррекции детских проблем.

Детская нейропсихология занимается психическими патологическими нарушениями внимания, поведения, мышления, а также речи. Нередко подобные нарушения приводят к расстройству психики малыша. Неусидчивость крохи, асоциальное поведение, трудности с усвоением учебного материала приводят к серьезным психологическим комплексам. Ребенок, наслушавшись замечаний от родителей, педагогов, буквально «ставит на себе крест».

Направления нейропсихологии

Патологии, изучаемые нейропсихологией

Огромное воздействие на формирование личности в психоэмоциональном и интеллектуальном плане оказывают подкорковые структуры головного мозга, что доказано современными исследованиями нейропсихологии. Подкорковые образования – это первый функциональный блок головного мозга, обеспечивающего энергетику психической активности. Именно в двигательной сфере, а также в сенсорной, особенно заметны нарушения и патологии психических процессов.

Если у малыша есть функциональная недостаточность подкорковых образований, то такой ребенок будет очень быстро уставать от любого вида деятельности. Малыш почти ничего не запоминает, быстро забывает, не может надолго сосредоточиться на каком-либо предмете или действии. У крохи наблюдается и нарушение мышечного тонуса.

Детская нейропсихология исследует и корректирует следующие нарушения:

  • Проблемы поведения ребенка. Трудности с усвоением учебного материала свидетельствуют о возрастном отставании малыша от сверстников.
  • Тревожность, страхи.
  • Заикание, тики.
  • Эмоциональная неустойчивость поведения.
  • Органический аутизм.
  • Гиперактивность.

Обычно родители с такими проблемами сначала обращаются к педиатрам, которые и направляют малышей на консультации к психоневрологам. Только специалист в нейропсихологии способен точно поставить диагноз, разработать и осуществить коррекционные методы нейропсихологии.

Родителям стоит обратить внимание на тревожащие их явления в развитии подрастающего поколения, немедленно обратиться за помощью к специалисту, если у вашего чада существуют:

Задачи нейропсихологии

  • Моторная неловкость – кроха плохо координирует свои движения, постоянно падает, спотыкается.
  • Недоразвитие моторики. Тонус мышц может быть повышенным или пониженным.
  • Ребенок испытывает трудности в изучении счета, письме, навыки чтения даются с большим трудом.
  • Гиперактивность или вялость в поведении малыша.

Первым делом необходимо провести правильную психодиагностику малыша, имеющего проблемы психического развития. Именно на основании диагностики специалист примет решение о том, какие мероприятия по коррекции патологии психического развития необходимо применять.

Обследование детей у нейропсихологов, как правило, проводится с 5 летнего возраста. До 5 лет психологи проводят наблюдение по соответствию возрастных особенностей детей. Но недостаток специализированных знаний нейропсихологии не позволяет психологам и педиатрам правильно диагностировать причины нарушения психического развития у малышей.

Методы нейропсихологии

Так, при плохой успеваемости в школе, психолог может поставить диагноз «недостаток внимательности». Однако подобное нарушение развития может иметь разные причины, соответственно, будет нуждаться в разных методах психологической коррекции. Причиной невнимательности может быть высокая истощаемость организма или внимание бывает неподвластно крохе.

Если в первом случае налицо недостаток энергетической подпитки, за которую отвечают глубинные структуры мозга, то в случаях, когда ребенок не может контролировать свое внимание, возможно, имеют место нарушения в лобной структуре мозга. Лечение и коррекция во внешне одинаковой ситуации после обследования будут отличаться.

Нейропсихологические синдромы

Знание о том, какие симптомы соответствуют нейропсихологическим синдромам, поможет родителям вовремя обратиться за помощью к специалистам.

Дисгенетический синдром рассматривает дисфункции подкорковых, а также стволовых образований. Обычно делят детишек по типам нарушения на стволовых и подкорковых детей.

Стволовых детей, у которых были затронуты не только подкорка, но и ствол, характеризует сбой в работе эндокринной системы организма. У этих малышей диагностируется диатез, понижен иммунитет. Очень часто наблюдаются проблемы со сном. У малышей нередко диагностируются энурез, а также энкопрез.

Развитие такого ребенка с самого рождения проходит дисгармонично. Наблюдается нарушение мелкой, крупной моторики. Ребятня испытывает трудности, обучаясь разговаривать. Обучение происходит в коррекционных школах и воспитательных классах. Психология изучает данный клинический случай, к сожалению, он практически не поддается никакой форме коррекции

Подкорковые малыши не так пострадали в интеллектуальном плане. Подкорка достаточно быстро реагирует на нарушения нервной системы, создает новые связи, которые компенсируют указанные нарушения. Подкорковые дети говорят очень много и чисто, у них нет трудностей при произношении сложных слов.

Ребенок собирает пирамидку

У подкорковых малышей сбой корректируются за счет создания лобных долей. Маленький человечек подключает лобный контроль, что позволяет ему компенсировать недостатки психического развития. У них часто бывают головные боли, характерна быстрая утомляемость.

Нарушена крупная моторика, что характеризуется неуклюжестью в движениях, у крохи слабый вестибулярный аппарат. Низкая работоспособность, неумение сосредотачиваться на одном предмете или действии. Очень плохая память. Внимание постоянно рассеяно. Характерен неразборчивый почерк. Коррекционная деятельность дает  хорошие результаты.

Синдром нарушения функциональности височных отделов

При данном синдроме повреждена слухоречевая память. Нарушается порядок слов, слова заменяются. У крохи путаются близкие по звучанию звуки. Маленький человечек может путать гласные при письме.

Недостаточность затылочных отделов. В этом случае ярко проявляется зеркальность, кроха не различает пространственные факторы. Нарушена функция ориентирования в пространстве. Путает понятия лево — право. При написании слов не выдерживает строчку письма.

Недостаточность лобных отделов – упрощаются все программы. Школьник не дописывает слова, предлоги. Не может запомнить простейшие правила. Очень скудный словарный запас, речь бедна, маловыразительна. Построение фраз примитивно: «я поел», «я играю». Ребенок выражает свои мысли односложными предложениями.

Применение нейропсихологической коррекции

Коррекция патологий психического развития подразделяется на два вида:

  • Сенсомоторная коррекция.

Значение нейропсихологии

Сенсорика, восприятие, моторика, а также возможность сознательно управлять этими функциями являются базовыми в развитии ребенка. Нарушение любой из этих функций приводит к плохой координации, недоразвитости моторики, кроха не может правильно освоить речь. Данный вид коррекции осуществляется через игры, двигательные упражнения.

  • «Обкалывание» малыша.

При данном виде коррекции в отделы спинного или головного мозга адресно вводятся лекарственные препараты, необходимые для исправления нарушений психической системы. Все препараты вводятся только микроскопическими дозами, чтобы не повредить малышу. Коррекция может производиться и с помощью специализированного фармакологического массажа.

При сенсомоторной коррекции ребенок в процессе игры возвращается в раннее детство, когда и формируются основные функции развития крохи. Через игры воссоздается система движения, присущая с раннего возраста, различные виды восприятия, компенсируя нарушения развития. Через движения происходит воздействие на мозг, а тот, в свою очередь, начинает оказывать влияние на движения ребенка.

Хмурый ребенок

Основная цель коррекции – восстановление баланса двух основных функций развития – двигательной и сенсорной, а также дальнейшее гармоничное развитие этих функциональных сфер. Эти базовые функции при их восстановлении и корректировке станут основой для дальнейшего развития ребенка.

Все методы нейропсихологии направлены на стимуляцию развития разнообразных структур мозга, воссоздание скоординированной деятельности всех функций. Для коррекции патологий, таких как аутизм, гиперактивность и других нарушений развития, разработано много методик, использующих разнообразные игры, а также двигательные упражнения.

У детей воссоздается пространственное, зрительное, слуховое восприятие окружающей действительности. Восстанавливается контроль над психической деятельностью. Занятия с нейропсихологом или выполнение рекомендуемых им упражнений дома, помогают возобновлению функционирования нарушенных психических функций.

При диагностируемых патологиях развития ребенка огромное значение имеет квалификация специалиста, его личность. При работе важно установить контакт с ребенком, добиться его доверия. Тогда методы коррекции будут осуществлять свое воздействие самым оптимальным способом.

Мозг

Родители должны заниматься с чадом в соответствии с рекомендациями нейропсихолога, чтобы оптимально помочь крохе компенсировать диагностируемые нарушения психического состояния. Совместные занятия с малышом восстанавливают его доверие к родителям, маленький человечек более открыт к воздействию нейропсихолога.

Принципы коррекции

Прежде чем приступить к коррекционной программе, специалисты проводят исследование развития малыша, определяют, какой раздел мозга получил повреждения, как развивается психический процесс. Нейрохирурги при обследовании детей используют следующие методы:

  • Обстоятельная беседа с родителями. Когда были замечены странности поведения чада, как они проявлялись? Выясняется мнение родных людей о том, что могло быть причиной нарушения. Этот разговор помогает установить, какие взаимоотношения в семье, желание родителей помочь своему ребенку.
  • Сбор всех доступных данных о малыше. Сюда входят медицинские обследования у педиатров, мнения воспитателей, педагогов. Их характеристика ребенка, его успеваемость в школе. Для получения более полной информации используются специальные вопросники.
  • Тестирование ребенка. Специалист наблюдает за поведением маленького человечка в естественных условиях, например, дома, а также проводит специальные тесты, позволяющие оценить уровень проблем малыша.

Мама с ребенком на приеме у психолога

Для восстановления нарушенных функций, организация коррекционной работы придерживается следующих принципов:

  • Неоднократная повторяемость различных действий по закреплению двигательной, сенсорной функции, а также предлагаемой психологом программы действий.
  • Программированность обучения. Вместе с взрослым малыш заново учится переходить к самостоятельным действиям. Упражнения изучаются по принципу от более простых к более сложным заданиям.
  • Коррекция опирается на сохраненные формы деятельности.
  • Предметная деятельность является одним из опорных принципов коррекции.

Заключение

Чтобы дети с нарушениями психологического развития могла вести нормальный образ жизни, необходимо много и тщательно работать не только специалистам, но и родителям.

Полученные при рождении травмы, перенесенные в раннем детстве заболевания, должны вызывать больше внимания к малышу. Необходимо поддерживать чадо, заниматься с ним, прививать ему уверенность в своих силах.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Практическая нейропсихология

  • История развития нейропсихологии

  • Предмет, цели, задачи нейропсихологии

  • Методы нейропсихологии

  • Детская и возрастная практическая нейропсихология

  • Что почитать по нейропсихологии?

  • Как стать нейропсихологом?

Нейропсихология как научное направление возникла на стыке нескольких наук – психологии и физиологии. Область нейропсихологии – это изучение процессов в головном мозге, которые отвечают за когнитивные функции (внимание, мышление, память и др.). 

Представьте себе, что эти высшие психические функции, как дом, состоят из множества кирпичиков (более простых физических или психических процессов). Если какого-то «кирпичика» не хватает или он с дефектом, наш «дом» может пострадать. Нейропсихологи занимаются диагностикой этих «кирпичиков», и если где-то порядок нарушен, могут предложить коррекцию для того, чтобы укрепить слабое место.

История развития нейропсихологии

Практическая нейропсихология

Фундамент для развития нейропсихологии в России был заложен учеными Л. С. Выготским и А. Р. Лурия. Именно Лурия занимался разработкой теории о системной динамической локализации психических функций. 

По его теории, за обеспечение процессов психической деятельности отвечают три блока мозга. Стволовые отделы – это энергия и обеспечение бодрствования, височная, теменная и затылочная области – прием, переработка, хранение и воспроизведение зрительной, тактильной и слуховой информации, лобные отделы – программирование и контроль над деятельностью. Была разработана программа нейропсихологического синдромного анализа, который позволял обнаруживать очаговые выявления мозга и нарушения когнитивных функций. 

В послевоенные годы в Москве А. Р. Лурия организует лабораторию, где занимается изучением проблем мозга и психики с помощью различных методов (в работе также участвовали Е. Д. Хомская и Л. С. Цветкова). Данные исследований указывали на то, что нарушенные психические функции человека можно восстановить путем перестройки функциональной системы. 

 В 1966 году в Московском университете появилась первая кафедра нейро- и патопсихологии, сформировалось три основных направления отечественной нейропсихологии – клиническая, экспериментальная и реабилитационная. Конечно, в наше время к ним уже добавились и другие направления – когнитивная, детская, возрастная и др.

Предмет, цели, задачи нейропсихологии

Практическая нейропсихология

Предметом нейропсихологии можно считать изучение функционирования отдельных зон головного мозга, их роль в психических процессах. 

Целью этой науки является понимание, как связаны между собой структуры головного мозга, их функционирование, психические процессы живых существ и их поведение. 

В задачи нейропсихологии входит следующее: 

  • определить закономерности функционирования головного мозга при взаимодействии с внешними и внутренними факторами; 

  • проведение нейропсихологического анализа для определения очаговых поражений мозга; 

  • оценить состояние мозга (его функциональность).

Все эти задачи могут решаться с помощью различных методов.

Методы нейропсихологии

Практическая нейропсихология

Условно методы в нейропсихологии можно разделить на две группы. Первая – это методы, которые используются для теоретических исследований, вторая – методы, которые используются в практической работе нейропсихолога. Рассмотрим более подробно обе группы методов. 

Первая группа – сравнительно-анатомический метод, метод разрушения, метод раздражения. 

  • Сравнительно-анатомический метод – выясняет зависимость поведения от строения головного мозга. С помощью этого метода были изучены принципы работы и строение коры головного мозга. 

  • Метод разрушения – заключается в разрушении определенного участка мозга и последующем наблюдении за поведением. Нарушения могут быть как необратимыми (ранение в мозг, нейрохирургические операции), так и обратимыми: когда разрушенный участок «выключается» тем или иным способом (охлаждение, стимуляция, медицинские препараты), а затем снова «включается» в работу. 

  • Метод раздражения – на определенные участки мозга оказывается прямое или непрямое воздействие, что позволяет проводить анализ высших психических функций. Прямое воздействие на мозг человека имеет этические ограничения, поэтому чаще всего в исследованиях используется непрямое воздействие. 

Вторую группу методов использует практическая нейропсихология. Основным в этой группе является метод синдромного анализа, который разработал А. Р. Лурия. Это ряд тестов, которые позволяют достаточно точно оценить состояние высших психических функций, определить зону поражения и характер нарушения работы головного мозга. 

В работе практического нейропсихолога используются современные научные и технические разработки – магнитно-резонансная томография, компьютерная томография, электроэнцефалография и др.

Детская и возрастная практическая нейропсихология

Практическая нейропсихология

Это направление нейропсихологии изучает работу детского мозга, его влияние на поведение и психику ребенка. Детский нейропсихолог занимается исследованиями нарушений детской психики, корректирует психические процессы, особенности поведения, занимается развитием или восстановлением высших психических функций (память, внимание, речь и др.). Работа с детьми ведется при помощи специальных упражнений, игр, коррекционных методик. 

Показания для обращения к детскому нейропсихологу: 

  • детский церебральный паралич; 

  • травмы головы; 

  • трудности с самоконтролем и поведением (например, гиперактивность или синдром дефицита внимания);

  • сложности с усвоением школьной программы;

  • слабо развитая моторика; 

  • речевые расстройства; 

  • задержка развития;

  • трудности в общении; 

  • заболевания аутистического спектра;

  • врожденные нарушения развития и др. 

Детский нейропсихолог может найти причину проблем и трудностей в обучении и развитии, выявить нарушения в функционировании отделов головного мозга и провести коррекционно-развивающую работу. 

Возрастная практическая нейропсихология занимается вопросами психического развития человека в различные периоды жизни, оказывает помощь при нарушениях высших психических функций из-за болезней, травм или возрастных изменений.

Что почитать по нейропсихологии?

Практическая нейропсихология

Книги, которые мы можем вам рекомендовать, написаны достаточно простым и увлекательным (насколько это возможно для научного стиля) языком. 

  • А. Р. Лурия, «Основы нейропсихологии»;

  • О. Сакс, «Человек, который принял жену за шляпу»;

  • В. С. Рамачандран, «Мозг рассказывает. Что делает нас людьми»;

  • Э. Бэнкс, Л. Хиршман, «На одной волне. Нейробиология гармоничных отношений»;

  • Р. Хансон, Р. Мендиус, «Мозг и счастье. Загадки современной нейропсихологии». 

Книги понравятся не только тем, кто интересуется нейропсихологией, но и тем, кто любит научно-популярную литературу об устройстве и работе человеческого мозга.

Как стать нейропсихологом?

Практическая нейропсихология

Нейропсихологи востребованы на медицинском рынке труда в наше время и будут оставаться востребованы еще очень долгое время. По статистике, количество детей, у которых есть нарушения в развитии (при которых необходима помощь нейропсихолога) только растет. 

Специалисты склоняются к тому, что это связано с улучшением диагностики ранних нарушений развития. И чем раньше оказана помощь в коррекции таких нарушений, тем лучше – больше шансов на полное восстановление ребенка и его активное включение в социальную жизнь. 

Да и взрослым людям помощь нейропсихолога бывает крайне необходима. Помощь после травм, инсультов, болезней, восстановление и реабилитация – кто же откажется от возвращения к нормальной жизни?

Как правило, практическим нейропсихологом можно стать, имея за плечами образование психолога или клинического психолога, а затем можно окончить специализированные курсы. 

Например, наша академия предлагает курс профессиональной переподготовки – «Практическая нейропсихология». На курсе вы изучите все необходимые предметы: психология, клиническая психология, детская психология и нейропсихология, психофизиология и многое другое. Изучите методы нейропсихологической диагностики, способы нейропсихологической реабилитации, пройдете практикумы и т. д.

Вы сможете применить полученные знания, работая в детских реабилитационных центрах, частных или государственных медицинских учреждениях, специализированных детских садах, школах или работать на себя, оказывая услуги, как частный специалист.

Проверяю словарные диктанты у своих второклашек. И вижу в одной тетради: «здравздвуй», «наотюмрот», «Московск Кремль». Что касается орфографии – не придерешься: и непроизносимый согласный, и заглавные буквы, и мягкий знак в наличии имеются. А графический образ слов искажен со страшной силой. Один «натюрморт» – «наотюмрот» чего стоит!

А все потому, что ученик сей (точнее, ученица) страдает ФФНР – фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Говорит чисто, правильно, а слух фонематический страдает. Из-за этого с русским письменным у нее пока туго. 

Вопрос: что с этим делать?

Немного теории

Фонематический слух – это способность человека к анализу и синтезу звуков речи. Обычно к пятилетнему возрасту он уже развит достаточно. Но если были проблемы со здоровьем во время внутриутробного развития и в младенчестве, формирование фонематического слуха задерживается. 

При этом физиологический слух может быть прекрасно развит. Речь (звукопроизношение) может быть правильной.

В этом случае родители не замечают проблемы, пока ребенок не идет в школу и не начинает неправильно писать. Когда учитель рекомендует обратиться к логопеду, многие родители недоумевают. Зачем, если ребенок чисто говорит?
Но часто нарушение (недоразвитие) фонематического слуха сопровождается нарушением звукопроизношения. В речи ребенка происходит звукозамена: «шапка» – «хапка», «чашка» – «тяска», «птица» – «пцица» и т. п.

Что происходит в мозге ребенка? Звуковой сигнал подается в первичную, затем вторичную зону (центр Вернике) слуховой коры, распознается, преобразуется в нейронный код. Далее сигнал проходит в речедвигательный центр коры (зону Брока), где подается на артикуляционный аппарат.

Если в начале пути звуковой сигнал воспринят с нарушением, нарушение передается дальше: человек неправильно произносит слово или неправильно его пишет под диктовку.

Отсюда на письме появляются вот такие вещи:

  1. замены букв, соответствующих фонетически близким звукам (парным согласным, например): «верплюд»;
  2. пропуски букв и слогов (часто ударных гласных, как ни странно): «собка» вместо «собака»;
  3. перестановка букв и слогов: «Моксва» вместо «Москва»;
  4. недописывание слов: «живе» вместо «живет», «красны» вместо «красный».

Очень часто в тетрадях наблюдаю недописывание буквы «й». Недаром ее называют «и краткое» (раньше называли «полугласный»). Плохо слышен детям бывает этот звук [й’] – [j].

Все эти случаи говорят о нарушении звукового анализа и синтеза, устранить которое можно только с помощью специалистов: логопедов-дефектологов и нейропсихологов. Школьный учитель здесь, увы, вряд ли сильно поможет.
А при регулярных занятиях с логопедом 2–3 раза в неделю это самое ФФНР прекрасно устраняется за 3–12 месяцев. Понятно, что срок зависит от степени тяжести нарушения и дисциплинированности ребенка и родителей.

Вы можете спросить, а при чем же здесь нейропсихолог?

А при том, что этот специалист очень хорошо знает, что происходит в мозге ребенка во время письма. Анализ характера ошибок в детских работах показывает состояние высших психических функций конкретного ребенка.
Многие коррекционные упражнения нейропсихологами либо придуманы, либо систематизированы на научной основе.

Основоположник отечественной нейропсихологии А. Р. Лурия писал, что в акте письма «принимает участие целая система взаимосвязанных, но высокодифференцированных зон коры головного мозга» (1).

А. Р. Лурия выделил три функциональных блока мозга:

  1. блок регуляции тонуса и бодрствования;
  2. блок приема, переработки и хранения информации;
  3. блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности (2).

За фонематический слух отвечает второй блок – приема, переработки и хранения информации. В него входят несколько областей (зон). Височная зона связана с работой слухового анализатора. Здесь происходит восприятие, анализ и синтез звуков речи. Здесь же заложены механизмы памяти. Затылочная зона связана со зрительным анализатором. Теменная зона отвечает за артикуляцию, пространственную ориентацию, тонкие предметные движения. Все эти функции мозга используются человеком при письме.

Поэтому «недостаточная сформированность второго блока приводит к проблемам с памятью и трудностям пространственной ориентировки. Это проявляется в зеркальном написании букв, путанице, например, букв «б» и «д», неправильном расположении записи в тетради, в ошибках на применение правил грамматики. Также второй блок мозга обеспечивает фонематический слух и зрительное восприятие, необходимое для правильного различения букв» (3).

Понятно, что с работой второго блока связана не только речевая сфера ребенка и его письменная деятельность. Именно здесь в процессе обучения, повторения, практики происходит автоматизация жизненных навыков (например, ходьбы, одевания, письма, различных видов физической деятельности). Нарушение фонематического слуха может сопровождаться и другими проблемами развития. Поэтому и нужна коррекционная работа с логопедом-дефектологом и нейропсихологом.

А если нет доступа к этим специалистам? Как хотя бы скорректировать нарушение фонематического слуха и помочь ребенку с учебой? Вот несколько советов от нейропсихологов А. Е. Соболевой и Е. Н. Емельяновой (3).

Какие упражнения можно выполнять с детьми?

При смешении оппозиционных (парных) согласных делаем нижеследующие упражнения (строго в режиме «услышали – произнесли – отличили – записали»).
Включаем как можно больше жестов, движений и телесных ощущений.
«Почувствуй разницу». Здесь нужно добиться понимания, что звонкие звуки произносятся с голосом, глухие – без голоса. Можно класть ладошку на гортань и чувствовать вибрацию голосовых связок при произнесении звонких звуков и отсутствие вибрации – при произнесении глухих. Например, [р-р-р-р] – дрожит под ладошкой, [ш-ш-ш-ш] – не дрожит; [з-з-з-з] – дрожит, [с-с-с-с] – не дрожит и т. д.

«Плюс и минус». На одной карточке рисуем знак «+» (звонкий звук – плюс голос), на другой карточке – знак «–» (глухой звук – минус голос). Произносим слова, которые начинаются на звонкие и глухие согласные. Ребенок повторяет слово и поднимает соответствующую карточку.

«Узнай наощупь». На плотный лист картона наклейте кусочки разных по текстуре материалов. В их названиях должны присутствовать парные согласные. Например: б – бархат, п – пенопласт, пластилин; в – вата, вельвет, ф – фланель; г – гофрированная (глянцевая) бумага, к – картон; д – дерево, дерматин, т – тесьма; ж – железо, наЖдак, ш – шелк; з – зеркальце, реЗина, с – ситец. Ребенок называет материалы и одновременно ощупывает их. Позже это упражнение выполняется с закрытыми глазами.

При пропусках букв и слогов основное упражнение – звуковой разбор с фишками. Именно с него начинается обучение грамоте. Учителя начальной школы это хорошо знают. Здесь важно не опираться на буквенную запись слова. Ребенок должен слышать и произносить слово. Звуки выкладываются цветными фишками (кружками, квадратиками): гласный – красный, мягкий согласный – зеленый, твердый согласный – синий. Можно добавить ударный гласный – красную фишку большего размера. Желтая фишка «колокольчик» – для выделения звонкого звука.

Обычно такой разбор с фишками заканчивается в первом классе. Дальше идет запись звуков транскрипцией. Считаю, что рановато. Во втором классе и даже частично в третьем лучше почаще использовать фишки. Это подмога детям с ФФНР.

«Бухгалтер». Упражнение помогает удержать в памяти звуковую и буквенную структуру слова, концентрировать внимание, мысленно прописывать слова.
Учитель называет слова с одинаковым количеством букв. Ребенок должен мысленно представить эти слова записанными в столбик. Удерживая картинку в голове, ребенок называет определенную по счету букву в каждом слове. Например, при инструкции «стол, шарф, 4-я буква» нужно ответить «л, ф».
Количество слов варьируется от 2 до 4, количество букв – от 3 до 7.
При перестановке букв и недописывании слов полезно упражнение «Арабское письмо». Детям оно очень нравится.

Под диктовку нужно записать слова задом наперед и с правой стороны строчки. «Мед» – «дем», «юбка» – «акбю» и т. п. Начинаем с коротких слов, заканчиваем предложениями. «Я люблю сок» – «кос юлбюл Я».

На самом деле подобные упражнения есть в арсенале учителей начальной школы. В первом классе они используются часто, потом на них не хватает времени из-за объема программного материала. А детям с нарушением фонематического слуха их нужно много. 

Поэтому необходима целенаправленная индивидуальная работа, которую учитель обеспечить физически не может. На помощь ребенку должны прийти специалисты и, конечно, родители. В домашних условиях тоже можно и нужно заниматься коррекцией нарушений (по рекомендациям и заданиям логопедов и нейропсихологов).

При создании статьи я опиралась на работы А. Р. Лурии «Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга» (1) и «Основы нейропсихологии» (2); А. Е. Соболевой, Е. Н. Емельяновой «Русский язык. Пишем грамотно» (3).

P.S. Пока сочиняла статью, мама моей ученицы с «наотюмротом» попросила меня позаниматься с девочкой дополнительно. Вот и попробую применить сама все, что вам насоветовала.

Источник: https://activityedu.ru/Blogs/m…

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Kicad обучающее руководство
  • Добрая столовая руководство
  • Силд эйр каустик руководство
  • Гамма краска для волос инструкция по применению
  • Руководство по эксплуатации опель вектра 2001 год