Господство руководство управление координация контроль это

Структура власти включает следующие компоненты:

1) Источник власти (то, что дает возможность властвовать: авторитет, сила, престиж, закон, богатство, харизма, тайна, интерес и т.д.)
2) Субъект власти (руководители: человек, общность людей, организация, народ, мировое сообщество, объединенное в ООН)
3) Объект власти (подчиненные: индивид, социальная группа, класс и т.п.)
4) Функции власти (господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация)
5) Ресурсы власти (экономические, социальные, культурно-информационные и т.д.)

Субъекты политической власти: отдельный индивид, правящая олигархия, политическая партия, нация и т.д.

Отличительные особенности субъекта политической власти — его стремление к власти как к самоцели или средству достижения таких жизненных благ, как богатство, престиж, связи и т.д. Субъект власти также характеризуется способностью своевременно принимать правильные политические решения и доводить их до конца, чувством ответственности за последствия проводимой им политики и, самое главное, политической мудростью.

Субъектов политики можно определенным образом классифи­цировать. Обычно их подразделяют на 

  • (1) первичные — индивид, класс, нация, большие и малые социальные группы; 
  • (2) вторичные — общественно-политические организации и движения, партии, поли­тические элиты и другие участники политической жизни. 

Первич­ные субъекты непосредственно генерируют политические интересы, а вторичные — проводят их в жизнь.
Согласно другому делению, субъекты политики могут быть 

  • коллективными — политические партии, депутатские группы и дру­гие объединения, 
  • индивидуальными — политические элиты и их лидеры, обладающие властью и играющие в политике опреде­ленную роль.

Субъект определяет содержание властного отношения через:

1) приказ (распоряжение) как властное повеление подчиниться воле субъекта власти;
2) подчинение частной воли всеобщей воле власти;
3) наказание (санкции) в случае отказа подчиниться господствующей воле;
4) регламентацию поведения в соответствии со всеобщим интересом.

Объектом политической власти являются те личности и соци­альные группы, на которые распространяется эта власть, застав­ляющая их предпринимать те или иные действия.

При этом различие между субъектом и объектом политики весьма относительно и зависит от конкретной политической ситуа­ции. Каждый человек или социальная группа могут выступать объ­ектами политической деятельности, если она направляется не ими, а другими субъектами, которые сознательно реализуют в ней свои интересы, используют при этом политическую власть.

Наиболее полно сущность политической власти проявляется в ее функциях, среди которых основными являются:

  • выработка стратегии управления обществом;
  • разработка и принятие решений по основным направлениям развития общества;
  • оперативное управление и регулирование общественных процессов;
  • контроль важнейших параметров стабильности общественно- политической системы и направленности развития общества;
  • установление и поддержание отношений с государствами и народами других стран.

Выполнение этих функций является возможным благодаря определенной организации властных отношений. Форма включения людей и организаций во властные отношения зависит от их социального и политического статусов. Поэтому властные отношения всегда построены вертикально, так как именно сверху вниз осуществляется прохождение команд, руководящих распоряжений, стратегических политических установок и решений. Они фиксируют господствующее положение одних и подчиненное других, то есть отношения субъекта и объекта властвования.

Источниками власти могут выступать могут выступать 

  • авторитет, 
  • сила, 
  • закон, 
  • богатство, 
  • знание, 
  • престиж, 
  • социальный и политический статус, 
  • тайна, 
  • интерес и т.д.

Ресурсы власти — это реальные и потенциальные средства, которые используются (или могут быть использованы) для укрепления самой власти и ее оснований.

Ресурсы власти

  • экономические

В качестве экономических ресурсов выступают деньги или иные средства обмена — недвижимость, природные ресурсы, золотой запас.

  • социальные

Социальные ресурсы — это поддержка власти со стороны значимых социальных групп; социальный статус и возможность его повышения или понижения субъектом власти. Власть, стремящаяся расширить свою социальную базу, должна обеспечивать общенациональные интересы, привлекать на свою сторону колеблющихся, стремиться к социальному партнерству с «управляемыми» слоями и группами.
Социальные ресурсы частично совпадают с экономическими ресурсами. Так, например, доход и богатство, являясь экономическим ресурсом, вместе с тем характеризуют и социальный статус. Однако социальные ресурсы включают и такие характеристики, как должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и т.п.

  • культурно-информационные, духовно-идеологические

Культурно-информационные ресурсы включают множество средств воздействия на аудиторию субъекта культурно-информационной власти (духовные ценности, знания и информация, средства художественного воздействия — театр, музыка, кинематограф и т.п.). К культурно-информационным ресурсам можно отнести: системы хранения и учета национального культурного достояния, методики сбора, обработки и стыковки различных видов стратегической информации, принципы и методы работы средств массовой информации, гарантирующих обществу информационно-культурный плюрализм. Сюда же включается система гарантий, препятствующих доступу к печати, радио и телевидению всякого рода экстремистским элементам.

  • силовые — оружие и аппарат физического принуждения, специально подготовленные для этого люди;

Силовые ресурсы — это средства насилия и принуждения, репрессивный аппарат, который может быть использован для достижения целей субъекта власти.

  • организационные — наличие организации, заинтересованной и способной добиваться достижения поставленных целей.
  • правовые

Правовые ресурсы включают законы и иные нормативные акты, регулирующие отношения в обществе, и их использование для реализации целей субъектов власти.

Разумеется, ресурсы власти являются обоюдоострым инструментом: при научно обоснованном, профессиональном использовании они укрепляют как саму власть, так и ее основания. При некомпетентном подходе они подтачивают, разрушают власть, способствуя возникновению кризисов и революций.

Ниже приведен перечень терминов.

Все они, за исключением одного, связаны с понятием «функции власти».

Организация ; престиж ; руководство ; господство ; координация Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «функции власти».

Вы открыли страницу вопроса Ниже приведен перечень терминов?. Он относится к категории
Обществознание. Уровень сложности вопроса – для учащихся 10 — 11 классов.
Удобный и простой интерфейс сайта поможет найти максимально исчерпывающие
ответы по интересующей теме. Чтобы получить наиболее развернутый ответ,
можно просмотреть другие, похожие вопросы в категории Обществознание,
воспользовавшись поисковой системой, или ознакомиться с ответами других
пользователей. Для расширения границ поиска создайте новый вопрос, используя
ключевые слова. Введите его в строку, нажав кнопку вверху.


9

Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «функции власти». Организация; престиж; руко

Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «функции власти».
Организация; престиж; руководство; господство; координация

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «функции власти».

1 ответ:



0



0

Термин — престиж, не связан с этим понятием.

Читайте также

Увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте;нарастающая информация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:эффективное информационное взаимодействие людей;их доступ к мировым информационным ресурсам;удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей.

Народные,государственные и мн другие

Памятник Минину и Пожарскому

Если кратко, то нужно в начале думать, а потом делать. Особенно в масштабах страны.

Возможно Гайдар и его команда реализовывать западный план по развалу Советского Союза.

Как сейчас понятно, нужно было проводить поэтапную приватизацию (вначале мелкие, потом легкую промышленность, и наконец тяжелую) и стараться запретить передаче государственной собственности в иностранные фирмы.

Такие дела, смотри на Китай!

Я расскажу про народные промыслы в Татарстане.

<span>·        
</span>Художественное ткачество

<span>·        
</span>Изготовление кукол

<span>·        
</span>Художественная керамика

<span>·        
</span>Художественный металл

<span>·        
</span>Художественная обработка кожи

<span>·        
</span>Ювелирное искусство

<span>·        
</span>Резьба и роспись по дереву

<span>·        
</span>Резьба по кости

<span>·        
</span>Национальный костюм

<span>·        
</span>Вышивка и кружево

<span>·        
</span>Лоскутная мозаика

<span>·        
</span>Роспись и аппликация по ткани

<span>·        
</span><span>Ковроделие</span>

Структура власти включает в себя:

· Источники
власти: Авторитет, сила, престиж, закон
богатство, знание, харизма, тайна,
интерес.

· Субъекты
власти: государство и его институты,
политические элиты и лидеры, политические
партии.

· Объекты
власти: индивид, социальная группа,
класс, общество.

· Функции
власти: господство, руководство,
регуляция, контроль, управление,
координация, организация, мобилизация.

· Ресурсы
власти: принуждение, насилие, убеждение,
поощрение, право, традиции, страх, мифы,
материальные ценности, информации.

Источники власти

М.
Вебер

источниками власти считал:

· Насилие
(физическая сила, оружие, организованная
группа, личностные характеристики,
угроза применения силы)

· Авторитет
(семейные и социальные связи, харизма,
экспертные (специальные) знания,
вера)

· Право
(положение и полномочия, контроль над
ресурсами, обычай
и традиция)

Виды власти.

· Верховная
власть
(высшая
власть
в государстве,
являющаяся источником полномочий всех
его органов.)

· Законодательная
власть

власть в области законодательства.
В государствах,
где имеет место разделение
властей
,
законодательная власть принадлежит
отдельному государственному
органу
,
занимающемуся разработкой законодательства.

· Исполнительная
власть
(один
из видов самостоятельной и независимой[1]
публичной власти в государстве,
представляющий собой совокупность
полномочий по управлению государственными
делами)

· Судебная
власть

· Политическая
власть
(способность
одного человека или группы лиц
контролировать поведение
граждан
и общества,
исходя из общенациональных
или общегосударственных
задач.)

· Управленческая
власть

· Публичная
власть
(власть,
выделенная из общества
и не совпадающая с населением
страны,
являющаяся одним из признаков, отличающих
государство
от общественного
строя
.
Обычно противопоставляется общественной
власти
.)

·
Символическая
власть
(термин,
введенный Пьером
Бурдье

для описания специфического типа власти
в социум)

Ресурсы политической власти

   
Ресурсы
власти

— это совокупность средств, использование
которых обеспечивает влияние на объект
власти в соответствии с целями субъекта
власти

   
Типы
ресурсов власти
:

·
экономические ресурсы: материальные
ценности, деньги, плодородные земли,
полезные ископаемые;

· силовые:
оружие, аппарат физического принуждения;

· социальные:
различные привилегии, которыми пользуется
власть; кадровая политика;

· информационные:
средства массовой информации, знание
и информация, распространяемые через
учебные учреждения;

· политико-правовые:
конституция, законы, программные
документы политических партий;

· демографические:
человек как универсальный ресурс,
создающий другие ресурсы.

5. Теория и практика разделения властей, легитимность власти Основное содержание принципа разделения властей.

«Законодательная
власть обладает верховенством
,
поскольку она устанавливает правовые
начала государственной и общественной
жизни, основные направления внутренней
и внешней политики страны, а следовательно,
определяет в конечном счёте правовую
организацию и формы деятельности
исполнительной и судебной властей.

Исполнительная
власть
в
лице своих органов занимается
непосредственной реализацией правовых
норм, принятых законодателем. Её
деятельность должна быть основана на
законе, осуществляться в рамках закона.
Исполнительные органы и государственные
должностные лица не имеют права издавать
общеобязательные акты, устанавливающие
новые, не предусмотренные законом права
или обязанности граждан и организаций.
Исполнительная власть носит правовой
характер лишь в том случае, если она
является подзаконной властью, действует
на началах законности.

Судебная
власть

призвана охранять право, правовые устои
государственной и общественной жизни
от любых нарушений, кто бы их не совершал.
Правосудие в правовом государстве
осуществляется только судебными
органами. Никто не может присвоить себе
функции суда. В своей правоохранительной
деятельности суд руководствуется только
законом, правом и не зависит от субъективных
влияний законодательной или исполнительной
власти.

Таким
образом, разграничение единой
государственной власти на три относительно
самостоятельные и независимые отрасли
предотвращает возможные злоупотребления
властью и возникновение тоталитарного
управления государством, не связанного
правом. Каждая из этих властей занимает
своё место в общей системе государственной
власти и выполняет свойственные только
ей задачи и функции

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #

    24.02.2016230.91 Кб153ОМ.doc

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Властьэто

  • волевое воздействие на поведение людей со стороны субъекта власти;
  • способность одной стороны (индивида или группы) влиять на поведение другой стороны вне зависимости от того, готова ли эта последняя сторона к сотрудничеству или нет;
  • механизм организации и регулирования совместной деятельности людей.

В современной теории политологии существуют следующие подходы к решению вопроса о природе власти:

Классовая концепция

Элитарная концепция

Структурно-организационная концепция

Марксизм, от имени ее создателя Карла Маркса). Все общество во все века состоит из двух классов: господа и подчиненные. Из этого неравенства возникает власть. Преодолеть такой расклад возможно только лишь при социализме, то есть таком политическом строе, где все люди равны.

Власть принадлежит элите, то есть группе самых достойных людей, способных управлять другими не для собственной выгоды, но для блага всего общества. Это маленькая группа людей, активное меньшинство, которое является организатором любого государства.

Власть придумали для того, чтобы было проще организовать огромную массу людей, упорядочить их жизнь.

Одни созданы чтобы подчинять, а другие ― подчиняться. Власть возникла на основе биологической природы человека.

Можно выделить следующие компоненты власти:

Субъекты власти— тот, ктоуправляет, властвует (человек, общность людей, организация, народ и др.);

Объекты власти— те, над кемосуществляется власть, те, кто подчиняются(индивид, социальная группа, класс и т.п);

Источники власти— то, благодаря чему мы захватываемвласть(авторитет, сила, престиж, закон, богатство, харизма, тайна, интерес и др.);

Функции власти— то, для чегоона существует(господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация);

Основания власти— то, на что опираетсявласть(база, источники, на которые опирается власть: экономические, социальные, юридические, административно-силовые, культурно-информационные основания);

Ресурсы власти— то, благодаря чему осуществляетсявласть(все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других: принуждение, насилие, убеждение, пообщрение, право, страх, традиции, мифы и т.д.)

Существует множество классификаций (типологий) власти:

Основа классификации

Виды власти

Степень институциализации

Правительственная, городская, школьная и др.

Субъект власти

Классовая, партийная, народная, президентская, парламентская

Режим правления

Демократическая, авторитарная, деспотическая и др.

Правовой признак

Легальная – нелегальная

Количество индивидов, принимающих ключевые решения

Коллективная (общественная, классовая, групповая) и личная (единоличная)

Сферы воздействия

Экономическая, политическая, информационная, идеологическая, духовная и др.

Поли тическая/Государственная власть (характерные черты, соотношение)

Политическая власть — это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определенные политические взгляды, установки и цели.

Политическая власть имеет ряд характерных ей признаков:

  • только ей принадлежит право использовать силу в пределах страны;
  • характерно существование единого общегосударственного центра принятия политических решений;
  • имеет возможность использовать самые разнообразные средства (принудительные, экономические, социальные, культурно-информационные)
  • действует на основе права от имени всего общества

Политическая власть также имеет множество разновидностей. Традиционно выделяют следующие типы политической власти:

Основа классификации

Разновидности политической власти

С точки зрения своего предназначения

Законодательная, исполнительная, судебная

По месту в структуре власти

Центральная, региональная, местная

По основному субъекту

Монархическая, республиканская

Функции политической власти:

  • формирование и организация политической жизни общества;
  • управление делами общества и государства на разных уровнях, руководство органами власти и политическими и неполитическими процессами, контроль политических и иных отношений;
  • создание определенного, характерного для того или иного общества типа правления, политической системы, соответствующих ей политических отношений и других политических характеристик общества и другое.

Типы политической власти (господства):

  • традиционный— опирается на традиции, ритуалы; это власть обыденности, привычности и неизменности;
  • легальный— основывается на правовых нормах и рациональных понятиях;
  • харизматический— опирается на особую притягательную силу лидера.

Государственная власть— один из видов власти в обществе, где в качестве субъекта власти выступает государство в лице своих органов, учреждений и должностных лиц, а в качестве объекта власти — население страны: граждане (в республиках), подданные (в монархиях).

Отличительные признаки государственной власти:

  • публичный характер, т.е. выступает от имени общества;

  • суверенный характер, т.е. верховенство по отношению ко всем другим субъектам политических отношений;

  • ограниченность территорией, это базовое условие существования государства.

Полятие политическая власть шире понятия государственная власть. Политическая власть осуществляется не только в рамках государства, но и в рамках партий, профсоюзов, международных организаций. Однако государственная власть является стержнем политической власти.

Важно запомнить! Две различных характеристики власти: легальная и легитимная.

Легальная власть — значит разрешена законом, подтверждена законом, регламентирована в государственных документах.

Легитимная власть — значит власть поддерживает народ, разделяет ее идеи.

Теория разделения властей

Одной из самых распространенных классификаций государственной власти является ее деление на законодательную, исполнительную и судебную. Эта типология основывается на теории разделения властей (Дж. Локка и Ш. Монтескье).

  • законодательная власть (Федеральное собрание РФ: Государственная Дума и Совет Федерации) — представляет интересы граждан, издает законы;
  • испонительная власть (Правительство РФ) — управляет государственными делами;
  • судебная власть (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ) — следит за соблюдением законов органами власти.

Цель разделения властей:Предотвратить возвышение одной из властей над другими, утверждение авторитаризма и диктаторского режима в обществе; предусмотреть систему «сдержек и противовесов», направленную на то, чтобы свести к минимуму возможные ошибки в управлении.

Таким образом, разделение властей предоставляет определенные гарантии от произвола, беззакония, авторитаризма.

Однако этот принцип нельзя абсолютизировать: для нормального функционирования государства необходимо взаимодействие всех ветвей единой государственной власти.

Понятие власти

I Власть

Понятие власти можно рассматривать в узком и широком смыслах:

Власть (в широком смысле) — способность и возможность достигать определенных целей, реализуя свою волю через воздействие на других лиц, с помощью различных инструментов (авторитета, насилия, права и др.)

Власть (в узком смысле) — механизм организации совместной деятельности людей, базирующийся на целесообразном разделении управления и подчинения, что обеспечивает.

Компоненты власти

Ресурсы власти — то, благодаря чему осуществляется власть

(все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других: принуждение, насилие, убеждение, поощрение, право, страх, традиции, мифы и т.д.)

Субъекты власти — те, кто управляет, властвует

(человек, общность людей, организация, народ и др.);

Функции власти — то, для чего она существует

(господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация);

Объекты власти — те, над кем осуществляется власть, те, кто подчиняются

(индивид, социальная группа, класс и т.п);

Источники власти — то, благодаря чему мы захватываем власть

(авторитет, сила, престиж, закон, богатство, харизма, тайна, интерес и др.);

Основания власти — то, на что опирается власть

(база, источники, на которые опирается власть: экономические, социальные, юридические, административно-силовые, культурно-информационные основания).

Классификации (типологий) власти

  • По степени институционализации: правительственная, городская, школьная и др.

  • По субъекту власти: классовая, партийная, народная, президентская, парламентская

  • По режиму правления: демократическая, авторитарная, деспотическая и др.

  • По правовому признаку: легальная, нелегальная

  • По количеству индивидов, принимающих ключевые решения: коллективная (общественная, классовая, групповая) и личная (единоличная).

  • По сфере воздействия: экономическая, политическая, информационная, идеологическая, духовная и др.

II. Политическая Государственная власть (характерные черты, соотношение)

Политическая власть — это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определенные политические взгляды, установки и цели.

Признаки политической власти

  • Только ей принадлежит право использовать силу в пределах страны.

  • Характерно существование единого общегосударственного центра принятия политических решений.

  • Имеет возможность использовать самые разнообразные средства (принудительные, экономические, социальные, культурно-информационные).

  • Действует на основе права от имени всего общества.

Политическая власть также имеет множество разновидностей.

Типы политической власти

  • С точки зрения своего предназначения: законодательная, исполнительная, судебная.

  • По месту в структуре власти: центральная, региональная, местная.

  • По основному субъекту: монархическая, республиканская.

Функции политической власти

  • Формирование и организация политической жизни общества.

  • Управление делами общества и государства на разных уровнях, руководство органами власти и политическими и неполитическими процессами, контроль политических и иных отношений.

Создание определенного, характерного для того или иного общества типа правления, политической системы, соответствующих ей политических отношений и других политических характеристик общества и другое.

Типы политической власти (господства)

Традиционный — опирается на традиции, ритуалы; это власть обыденности, привычности и неизменности.

Легальный — основывается на правовых нормах и рациональных понятиях.

Харизматический — опирается на особую притягательную силу лидера.

Государственная власть — один из видов власти в обществе, где в качестве субъекта власти выступает государство в лице своих органов, учреждений и должностных лиц, а в качестве объекта власти — население страны: граждане (в республиках), подданные (в монархиях).

Отличительные признаки государственной власти

  • Ограниченность территорией — это базовое условие существования государства.

  • Публичный характер — т.е. выступает от имени общества.

  • Суверенный характер — т.е. верховенство по отношению ко всем другим субъектам политических отношений.

! Понятие политическая власть шире понятия государственная власть. Политическая власть осуществляется не только в рамках государства, но и в рамках партий, профсоюзов, международных организаций. Однако государственная власть является стержнем политической власти.

Важно запомнить! Две различных характеристики власти: легальная и легитимная.

Легальная власть — значит разрешена законом, подтверждена законом, регламентирована в государственных документах.

Легитимная власть — значит власть поддерживает народ, разделяет ее идеи.

III Теория разделения властей

Одной из самых распространенных классификаций государственной власти является ее деление на законодательную, исполнительную и судебную. Эта типология основывается на теории разделения властей (Дж. Локка и Ш. Монтескье).

Законодательная власть — представляет интересы граждан, издает законы.

Федеральное собрание РФ: Государственная Дума и Совет Федерации.

Исполнительная — управляет государственными делами.

Правительство РФ.

Судебная — следит за соблюдением законов органами власти.

Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ.

Цель разделения властей состоит в том, чтобы не допустить злоупотребление властью одной из ветвей, обеспечить качественное управление государством, а также предотвратить возможность диктатуры и авторитаризма.

Предотвратить возвышение одной из властей над другими, утверждение авторитаризма и диктаторского режима в обществе; предусмотреть систему «сдержек и противовесов», направленную на то, чтобы свести к минимуму возможные ошибки в управлении.

Таким образом, разделение властей предоставляет определенные гарантии от произвола, беззакония, авторитаризма.

Однако этот принцип нельзя абсолютизировать: для нормального функционирования государства необходимо взаимодействие всех ветвей единой государственной власти.

Властьэто

  • волевое воздействие на поведение людей со стороны субъекта власти;
  • способность одной стороны (индивида или группы) влиять на поведение другой стороны вне зависимости от того, готова ли эта последняя сторона к сотрудничеству или нет;
  • механизм организации и регулирования совместной деятельности людей.

В современной теории политологии существуют следующие подходы к решению вопроса о природе власти:

Классовая концепция

Элитарная концепция

Структурно-организационная концепция

Марксизм, от имени ее создателя Карла Маркса). Все общество во все века состоит из двух классов: господа и подчиненные. Из этого неравенства возникает власть. Преодолеть такой расклад возможно только лишь при социализме, то есть таком политическом строе, где все люди равны.

Власть принадлежит элите, то есть группе самых достойных людей, способных управлять другими не для собственной выгоды, но для блага всего общества. Это маленькая группа людей, активное меньшинство, которое является организатором любого государства.

Власть придумали для того, чтобы было проще организовать огромную массу людей, упорядочить их жизнь.

Одни созданы чтобы подчинять, а другие ― подчиняться. Власть возникла на основе биологической природы человека.

Можно выделить следующие компоненты власти:

Субъекты власти— тот, ктоуправляет, властвует (человек, общность людей, организация, народ и др.);

Объекты власти— те, над кемосуществляется власть, те, кто подчиняются(индивид, социальная группа, класс и т.п);

Источники власти— то, благодаря чему мы захватываемвласть(авторитет, сила, престиж, закон, богатство, харизма, тайна, интерес и др.);

Функции власти— то, для чегоона существует(господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация);

Основания власти— то, на что опираетсявласть(база, источники, на которые опирается власть: экономические, социальные, юридические, административно-силовые, культурно-информационные основания);

Ресурсы власти— то, благодаря чему осуществляетсявласть(все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других: принуждение, насилие, убеждение, пообщрение, право, страх, традиции, мифы и т.д.)

Существует множество классификаций (типологий) власти:

Основа классификации

Виды власти

Степень институциализации

Правительственная, городская, школьная и др.

Субъект власти

Классовая, партийная, народная, президентская, парламентская

Режим правления

Демократическая, авторитарная, деспотическая и др.

Правовой признак

Легальная – нелегальная

Количество индивидов, принимающих ключевые решения

Коллективная (общественная, классовая, групповая) и личная (единоличная)

Сферы воздействия

Экономическая, политическая, информационная, идеологическая, духовная и др.

Поли тическая/Государственная власть (характерные черты, соотношение)

Политическая власть — это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определенные политические взгляды, установки и цели.

Политическая власть имеет ряд характерных ей признаков:

  • только ей принадлежит право использовать силу в пределах страны;
  • характерно существование единого общегосударственного центра принятия политических решений;
  • имеет возможность использовать самые разнообразные средства (принудительные, экономические, социальные, культурно-информационные)
  • действует на основе права от имени всего общества

Политическая власть также имеет множество разновидностей. Традиционно выделяют следующие типы политической власти:

Основа классификации

Разновидности политической власти

С точки зрения своего предназначения

Законодательная, исполнительная, судебная

По месту в структуре власти

Центральная, региональная, местная

По основному субъекту

Монархическая, республиканская

Функции политической власти:

  • формирование и организация политической жизни общества;
  • управление делами общества и государства на разных уровнях, руководство органами власти и политическими и неполитическими процессами, контроль политических и иных отношений;
  • создание определенного, характерного для того или иного общества типа правления, политической системы, соответствующих ей политических отношений и других политических характеристик общества и другое.

Типы политической власти (господства):

  • традиционный— опирается на традиции, ритуалы; это власть обыденности, привычности и неизменности;
  • легальный— основывается на правовых нормах и рациональных понятиях;
  • харизматический— опирается на особую притягательную силу лидера.

Государственная власть— один из видов власти в обществе, где в качестве субъекта власти выступает государство в лице своих органов, учреждений и должностных лиц, а в качестве объекта власти — население страны: граждане (в республиках), подданные (в монархиях).

Отличительные признаки государственной власти:

  • публичный характер, т.е. выступает от имени общества;

  • суверенный характер, т.е. верховенство по отношению ко всем другим субъектам политических отношений;

  • ограниченность территорией, это базовое условие существования государства.

Полятие политическая власть шире понятия государственная власть. Политическая власть осуществляется не только в рамках государства, но и в рамках партий, профсоюзов, международных организаций. Однако государственная власть является стержнем политической власти.

Важно запомнить! Две различных характеристики власти: легальная и легитимная.

Легальная власть — значит разрешена законом, подтверждена законом, регламентирована в государственных документах.

Легитимная власть — значит власть поддерживает народ, разделяет ее идеи.

Теория разделения властей

Одной из самых распространенных классификаций государственной власти является ее деление на законодательную, исполнительную и судебную. Эта типология основывается на теории разделения властей (Дж. Локка и Ш. Монтескье).

  • законодательная власть (Федеральное собрание РФ: Государственная Дума и Совет Федерации) — представляет интересы граждан, издает законы;
  • испонительная власть (Правительство РФ) — управляет государственными делами;
  • судебная власть (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ) — следит за соблюдением законов органами власти.

Цель разделения властей:Предотвратить возвышение одной из властей над другими, утверждение авторитаризма и диктаторского режима в обществе; предусмотреть систему «сдержек и противовесов», направленную на то, чтобы свести к минимуму возможные ошибки в управлении.

Таким образом, разделение властей предоставляет определенные гарантии от произвола, беззакония, авторитаризма.

Однако этот принцип нельзя абсолютизировать: для нормального функционирования государства необходимо взаимодействие всех ветвей единой государственной власти.

Слайд 1ВЛАСТЬ.
РОЛЬ ПОЛИТИКИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
СФЕРА ПОЛИТИКИ

И СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

ВЛАСТЬ.
  РОЛЬ ПОЛИТИКИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА СФЕРА ПОЛИТИКИ И СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ


Слайд 2ПЛАН
1. ПОНЯТИЕ ВЛАСТИ. КОМПОНЕНТЫ ВЛАСТИ:
А) СУБЪЕКТ И

ОБЪЕКТ ВЛАСТИ
Б) ИСТОЧНИКИ И РЕСУРСЫ ВЛАСТИ;
В) ФУНКЦИИ

ВЛАСТИ (ГОСПОДСТВО, РУКОВОДСТВО, УПРАВЛЕНИЕ, КООРДИНАЦИЯ, ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬ)
2. ВИДЫ ВЛАСТИ:
А) ПО СТЕПЕНИ ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИИ: ПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ, ГОРОДСКАЯ;
Б) ПО СУБЪЕКТУ ВЛАСТИ: КЛАССОВАЯ, ПАРТИЙНАЯ, ПРЕЗИДЕНТСКАЯ, ПАРЛАМЕНТСКАЯ;
В) ПО РЕЖИМУ ПРАВЛЕНИЯ: ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ, ТОТАЛИТАРНАЯ, АВТОРИТАРНАЯ;
Г) ПО ПРАВОВОМУ ПРИЗНАКУ: ЗАКОННАЯ –НЕЗАКОННАЯ;ЛЕГАЛЬНАЯ-НЕЛЕГАЛЬНАЯ;
Д) КОЛ-ВО ИНДИВИДОВ, ПРИНИМАЮЩИХ КЛЮЧЕВЫЕ РЕШЕНИЯ: КОЛЛЕКТИВНАЯ, ГРУППОВАЯ, ЛИЧНАЯ
Е) ПО СФЕРАМ ВОЗДЕЙСТВИЯ: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ, ДУХОВНАЯ И Д.Р.
3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ
А)ВИДЫ:
С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ: ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ, ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ, СУДЕБНАЯ;
ПО МЕСТУ В СТРУКТУРЕ ВЛАСТИ: ЦЕНТРАЛЬНАЯ, РЕГИОНАЛЬНАЯ, МЕСТНАЯ;
ПО ОСНОВНОМУ СУБЪЕКТУ: МОНАРХИЧЕСКАЯ , РЕСПУБЛИКАНСКАЯ.
Б)ТИПЫ:
ТРАДИЦИОННАЯ;
ХАРИЗМАТИЧЕСКАЯ;
ЛЕГАЛЬНАЯ.
4. ТЕОРИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ:
А) ЦЕЛЬ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ;
Б) ПРЕДСТАВИТЕЛИ;
В) РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ И ИХ ФУНКЦИИ: ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ, ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ, СУДЕБНАЯ
Г) ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ

ПЛАН 1. ПОНЯТИЕ ВЛАСТИ. КОМПОНЕНТЫ ВЛАСТИ: А) СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ВЛАСТИ Б)


Слайд 3ПОНЯТИЕ «ВЛАСТЬ». КОМПОНЕНТЫ ВЛАСТИ
ВЛАСТЬ –СПОСОБНОСТЬ, ПРАВО

И ВОЗМОЖНОСТЬ ОДНИХ ЛЮДЕЙ ОКАЗЫВАТЬ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА

ПОВЕДЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДРУГИХ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ: ПРАВА, АВТОРИТЕТА, ВОЛИ, ПРИНУЖДЕНИЯ

ИСТОЧНИКИ ВЛАСТИ:
АВТОРИТЕТ
СИЛА,
БОГАТСТВО
ЗНАНИЕ
ХАРИЗМА

РЕСУРСЫ
ВЛАСТИ:
ПРИНУЖДЕНИЕ
НАСИЛИЕ
ПООЩРЕНИЕ
ПРАВО
ТРАДИЦИИ

СУБЪЕКТ ВЛАСТИ:
ГОСУДАРСТВО
ПАРЛАМЕНТ
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ

ОБЪЕКТ ВЛАСТИ:
ЧЕЛОВЕК
СОЦИАЛЬНЫЕ СЛОИ И ГРУППЫ

ФУНКЦИИ
ВЛАСТИ:
ГОСПОДСТВО
РУКОВОДСТВО
УПРАВЛЕНИЕ
КООРДИНАЦИЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ
КОНТРОЛЬ

ПОНЯТИЕ «ВЛАСТЬ». КОМПОНЕНТЫ ВЛАСТИ  ВЛАСТЬ –СПОСОБНОСТЬ, ПРАВО И ВОЗМОЖНОСТЬ ОДНИХ ЛЮДЕЙ


Слайд 4ВИДЫ ВЛАСТИ
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ (КАК) –СПОСОБНОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТЬ

ОТСТАИВАТЬ И ПРЕТВОРЯТЬ В ЖИЗНЬ ОПРЕДЕЛЁННЫЕ ВЗГЛЯДЫ,

УСТАНОВКИ, ЦЕЛИ

ПРИЗНАКИ
ПРАВО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИЛЫ
СУЩЕСТВОВАНИЕ ЕДИНОГО ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННОГО ЦЕНТРА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ СРЕДСТВ
ДЕЙСТВУЕТ НА ОСНОВЕ ПРАВА ОТ ИМЕНИ ВСЕГО ОБЩЕСТВА

ПРИЗНАКИ
ПУБЛИЧНЫЙ ХАРАКТЕР
СУВЕРЕННЫЙ ХАРАКТЕР (ВНУТРЕННИЙ И ВНЕШНИЙ)
ОГРАНИЧЕННОСТЬ ТЕРРИТОРИЕЙ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ (КТО) –ВИД ВЛАСТИ,
СУБЪЕКТ –ГОСУДАРСТВО И УЧРЕЖДЕНИЯ, ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ, ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА,
ОБЪЕКТ –НАСЕЛЕНИЕ СТРАНЫ

ВИДЫ ВЛАСТИ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ (КАК) –СПОСОБНОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТЬ ОТСТАИВАТЬ И ПРЕТВОРЯТЬ В


Слайд 5ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ- РФ –ФЕДЕРАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО С

РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ФОРМОЙ ПРАВЛЕНИЯ

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ- РФ –ФЕДЕРАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО С РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ФОРМОЙ ПРАВЛЕНИЯ


Слайд 6ВИДЫ ВЛАСТИ
ОСНОВА КЛАССИФИКАЦИИ
СТЕПЕНЬ ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИИ
ПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ, ГОРОДСКАЯ И Т.Д.
СУБЪЕКТ

ВЛАСТИ
КЛАССОВАЯ,
ПАРТИЙНАЯ, ПРЕЗИДЕНТСКАЯ, ПАРЛАМЕНТСКАЯ
РЕЖИМ ПРАВЛЕНИЯ
ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ, ТОТАЛИТАРНАЯ, АВТОРИТАРНАЯ
ПРАВОВОЙ

ПРИЗНАК

ЗАКОННАЯ –НЕЗАКОННАЯ;
ЛЕГАЛЬНАЯ-НЕЛЕГАЛЬНАЯ

КОЛ-ВО ИНДИВИДОВ, ПРИНИМАЮЩИХ КЛЮЧЕВЫЕ РЕШЕНИЯ

КОЛЛЕКТИВНАЯ, ГРУППОВАЯ,
ЛИЧНАЯ

СФЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ,
ДУХОВНАЯ И Д.Р.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ
ВЛАСТЬ

С ТОЧКИ
ЗРЕНИЯ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ, ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ, СУДЕБНАЯ

ПО МЕСТУ В СТРУКТУРЕ ВЛАСТИ

ЦЕНТРАЛЬНАЯ
РЕГИОНАЛЬНАЯ
МЕСТНАЯ

ПО ОСНОВНОМУ СУБЪЕКТУ

МОНАРХИЧЕСКАЯ
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ

Государственная
власть

ВИДЫ ВЛАСТИ ОСНОВА КЛАССИФИКАЦИИ СТЕПЕНЬ ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ, ГОРОДСКАЯ И Т.Д. СУБЪЕКТ ВЛАСТИ


Слайд 7ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ
ВЛАСТИ
ТРАДИЦИОННЫЙ
(МОНАРХИЯ)
ЛЕГАЛЬНЫЙ (ВЫБОРЫ)
ХАРИЗМАТИЧЕСКИЙ
(ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИДЕР)

ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ  ВЛАСТИ ТРАДИЦИОННЫЙ (МОНАРХИЯ) ЛЕГАЛЬНЫЙ (ВЫБОРЫ) ХАРИЗМАТИЧЕСКИЙ (ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИДЕР)


Слайд 8ТЕОРИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
«СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ»

ЦЕЛЬ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
ПРЕДОТВРАТИТЬ ВОЗВЫШЕНИЕ ОДНОЙ ИЗ

ВЛАСТЕЙ НАД ДРУГИМИ, УТВЕРЖДЕНИЕ АВТОРИТАРИЗМА И ДИКТАТОРСКОГО РЕЖИМА В ОБЩЕСТВЕ

ПРЕДСТАВИТЕЛИ

РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ И ИХ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ

ДЖОН ЛОКК
(1632-1704)
АНГЛ. ПЕДАГОГ,
ФИЛОСОФ

ШАРЛЬ ЛУИ МОНТЕСКЬЕ
(1689-1755)
ФР. ПРАВОВЕД, ПИСАТЕЛЬ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ

СУДЕБНАЯ

ПРЕДСТАВЛЯЕТ ИНТЕРЕСЫ ГРАЖДАН ИЗДАЁТ ЗАКОНЫ

УПРАВЛЯЕТ ГОС. ДЕЛАМИ

СЛЕДИТ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ ВЛАСТИ

ТЕОРИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ  «СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ»  ЦЕЛЬ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ


Слайд 9ТЕОРИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
«СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ»

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ ЗАКРЕПЛЯЕТСЯ КОНСТИТУЦИЕЙ;

СОГЛАСНО КОНСТИТУЦИИ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ, ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ И СУДЕБНАЯ ВЛАСТИ ПРЕДОСТАВЛЯЮТСЯ РАЗЛИЧНЫМ ЛЮДЯМ И ОРГАНАМ;

ВСЕ ВЛАСТИ РАВНЫ И АВТОНОМНЫ, НИ ОДНА ИЗ НИХ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ УСТРАНЕНА ЛЮБОЙ ДРУГОЙ;

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ ДЕЙСТВУЕТ НЕЗАВИСИМО ОТ ПОЛИТИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ, СУДЬИ ПОЛЬЗУЮТСЯ ПРАВОМ ДЛИТЕЛЬНОГО ПРЕБЫВАНИЯ В ДОЛЖНОСТИ. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ МОЖЕТ ОБЪЯВИТЬ ЗАКОН НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ, ЕСЛИ ОН ПРОТИВОРЕЧИТ КОНСТИТУЦИИ

НИКАКАЯ ВЛАСТЬ НЕ МОЖЕТ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПРАВАМИ, ПРЕДОСТАВЛЕННЫМИ КОНСТИТУЦИЕЙ ДРУГОЙ ВЛАСТИ;

РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ В РФ

ТЕОРИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ  «СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ»  ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Понятие власти

I Власть

Понятие власти можно рассматривать в узком и широком смыслах:

Власть (в широком смысле) — способность и возможность достигать определенных целей, реализуя свою волю через воздействие на других лиц, с помощью различных инструментов (авторитета, насилия, права и др.)

Власть (в узком смысле) — механизм организации совместной деятельности людей, базирующийся на целесообразном разделении управления и подчинения, что обеспечивает.

Компоненты власти

Ресурсы власти — то, благодаря чему осуществляется власть

(все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других: принуждение, насилие, убеждение, поощрение, право, страх, традиции, мифы и т.д.)

Субъекты власти — те, кто управляет, властвует

(человек, общность людей, организация, народ и др.);

Функции власти — то, для чего она существует

(господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация);

Объекты власти — те, над кем осуществляется власть, те, кто подчиняются

(индивид, социальная группа, класс и т.п);

Источники власти — то, благодаря чему мы захватываем власть

(авторитет, сила, престиж, закон, богатство, харизма, тайна, интерес и др.);

Основания власти — то, на что опирается власть

(база, источники, на которые опирается власть: экономические, социальные, юридические, административно-силовые, культурно-информационные основания).

Классификации (типологий) власти

  • По степени институционализации: правительственная, городская, школьная и др.

  • По субъекту власти: классовая, партийная, народная, президентская, парламентская

  • По режиму правления: демократическая, авторитарная, деспотическая и др.

  • По правовому признаку: легальная, нелегальная

  • По количеству индивидов, принимающих ключевые решения: коллективная (общественная, классовая, групповая) и личная (единоличная).

  • По сфере воздействия: экономическая, политическая, информационная, идеологическая, духовная и др.

II. Политическая Государственная власть (характерные черты, соотношение)

Политическая власть — это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определенные политические взгляды, установки и цели.

Признаки политической власти

  • Только ей принадлежит право использовать силу в пределах страны.

  • Характерно существование единого общегосударственного центра принятия политических решений.

  • Имеет возможность использовать самые разнообразные средства (принудительные, экономические, социальные, культурно-информационные).

  • Действует на основе права от имени всего общества.

Политическая власть также имеет множество разновидностей.

Типы политической власти

  • С точки зрения своего предназначения: законодательная, исполнительная, судебная.

  • По месту в структуре власти: центральная, региональная, местная.

  • По основному субъекту: монархическая, республиканская.

Функции политической власти

  • Формирование и организация политической жизни общества.

  • Управление делами общества и государства на разных уровнях, руководство органами власти и политическими и неполитическими процессами, контроль политических и иных отношений.

Создание определенного, характерного для того или иного общества типа правления, политической системы, соответствующих ей политических отношений и других политических характеристик общества и другое.

Типы политической власти (господства)

Традиционный — опирается на традиции, ритуалы; это власть обыденности, привычности и неизменности.

Легальный — основывается на правовых нормах и рациональных понятиях.

Харизматический — опирается на особую притягательную силу лидера.

Государственная власть — один из видов власти в обществе, где в качестве субъекта власти выступает государство в лице своих органов, учреждений и должностных лиц, а в качестве объекта власти — население страны: граждане (в республиках), подданные (в монархиях).

Отличительные признаки государственной власти

  • Ограниченность территорией — это базовое условие существования государства.

  • Публичный характер — т.е. выступает от имени общества.

  • Суверенный характер — т.е. верховенство по отношению ко всем другим субъектам политических отношений.

! Понятие политическая власть шире понятия государственная власть. Политическая власть осуществляется не только в рамках государства, но и в рамках партий, профсоюзов, международных организаций. Однако государственная власть является стержнем политической власти.

Важно запомнить! Две различных характеристики власти: легальная и легитимная.

Легальная власть — значит разрешена законом, подтверждена законом, регламентирована в государственных документах.

Легитимная власть — значит власть поддерживает народ, разделяет ее идеи.

III Теория разделения властей

Одной из самых распространенных классификаций государственной власти является ее деление на законодательную, исполнительную и судебную. Эта типология основывается на теории разделения властей (Дж. Локка и Ш. Монтескье).

Законодательная власть — представляет интересы граждан, издает законы.

Федеральное собрание РФ: Государственная Дума и Совет Федерации.

Исполнительная — управляет государственными делами.

Правительство РФ.

Судебная — следит за соблюдением законов органами власти.

Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ.

Цель разделения властей состоит в том, чтобы не допустить злоупотребление властью одной из ветвей, обеспечить качественное управление государством, а также предотвратить возможность диктатуры и авторитаризма.

Предотвратить возвышение одной из властей над другими, утверждение авторитаризма и диктаторского режима в обществе; предусмотреть систему «сдержек и противовесов», направленную на то, чтобы свести к минимуму возможные ошибки в управлении.

Таким образом, разделение властей предоставляет определенные гарантии от произвола, беззакония, авторитаризма.

Однако этот принцип нельзя абсолютизировать: для нормального функционирования государства необходимо взаимодействие всех ветвей единой государственной власти.

Властьэто

  • волевое воздействие на поведение людей со стороны субъекта власти;
  • способность одной стороны (индивида или группы) влиять на поведение другой стороны вне зависимости от того, готова ли эта последняя сторона к сотрудничеству или нет;
  • механизм организации и регулирования совместной деятельности людей.

В современной теории политологии существуют следующие подходы к решению вопроса о природе власти:

Классовая концепция

Элитарная концепция

Структурно-организационная концепция

Марксизм, от имени ее создателя Карла Маркса). Все общество во все века состоит из двух классов: господа и подчиненные. Из этого неравенства возникает власть. Преодолеть такой расклад возможно только лишь при социализме, то есть таком политическом строе, где все люди равны.

Власть принадлежит элите, то есть группе самых достойных людей, способных управлять другими не для собственной выгоды, но для блага всего общества. Это маленькая группа людей, активное меньшинство, которое является организатором любого государства.

Власть придумали для того, чтобы было проще организовать огромную массу людей, упорядочить их жизнь.

Одни созданы чтобы подчинять, а другие ― подчиняться. Власть возникла на основе биологической природы человека.

Можно выделить следующие компоненты власти:

Субъекты власти— тот, ктоуправляет, властвует (человек, общность людей, организация, народ и др.);

Объекты власти— те, над кемосуществляется власть, те, кто подчиняются(индивид, социальная группа, класс и т.п);

Источники власти— то, благодаря чему мы захватываемвласть(авторитет, сила, престиж, закон, богатство, харизма, тайна, интерес и др.);

Функции власти— то, для чегоона существует(господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация);

Основания власти— то, на что опираетсявласть(база, источники, на которые опирается власть: экономические, социальные, юридические, административно-силовые, культурно-информационные основания);

Ресурсы власти— то, благодаря чему осуществляетсявласть(все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других: принуждение, насилие, убеждение, пообщрение, право, страх, традиции, мифы и т.д.)

Существует множество классификаций (типологий) власти:

Основа классификации

Виды власти

Степень институциализации

Правительственная, городская, школьная и др.

Субъект власти

Классовая, партийная, народная, президентская, парламентская

Режим правления

Демократическая, авторитарная, деспотическая и др.

Правовой признак

Легальная – нелегальная

Количество индивидов, принимающих ключевые решения

Коллективная (общественная, классовая, групповая) и личная (единоличная)

Сферы воздействия

Экономическая, политическая, информационная, идеологическая, духовная и др.

Поли тическая/Государственная власть (характерные черты, соотношение)

Политическая власть — это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определенные политические взгляды, установки и цели.

Политическая власть имеет ряд характерных ей признаков:

  • только ей принадлежит право использовать силу в пределах страны;
  • характерно существование единого общегосударственного центра принятия политических решений;
  • имеет возможность использовать самые разнообразные средства (принудительные, экономические, социальные, культурно-информационные)
  • действует на основе права от имени всего общества

Политическая власть также имеет множество разновидностей. Традиционно выделяют следующие типы политической власти:

Основа классификации

Разновидности политической власти

С точки зрения своего предназначения

Законодательная, исполнительная, судебная

По месту в структуре власти

Центральная, региональная, местная

По основному субъекту

Монархическая, республиканская

Функции политической власти:

  • формирование и организация политической жизни общества;
  • управление делами общества и государства на разных уровнях, руководство органами власти и политическими и неполитическими процессами, контроль политических и иных отношений;
  • создание определенного, характерного для того или иного общества типа правления, политической системы, соответствующих ей политических отношений и других политических характеристик общества и другое.

Типы политической власти (господства):

  • традиционный— опирается на традиции, ритуалы; это власть обыденности, привычности и неизменности;
  • легальный— основывается на правовых нормах и рациональных понятиях;
  • харизматический— опирается на особую притягательную силу лидера.

Государственная власть— один из видов власти в обществе, где в качестве субъекта власти выступает государство в лице своих органов, учреждений и должностных лиц, а в качестве объекта власти — население страны: граждане (в республиках), подданные (в монархиях).

Отличительные признаки государственной власти:

  • публичный характер, т.е. выступает от имени общества;

  • суверенный характер, т.е. верховенство по отношению ко всем другим субъектам политических отношений;

  • ограниченность территорией, это базовое условие существования государства.

Полятие политическая власть шире понятия государственная власть. Политическая власть осуществляется не только в рамках государства, но и в рамках партий, профсоюзов, международных организаций. Однако государственная власть является стержнем политической власти.

Важно запомнить! Две различных характеристики власти: легальная и легитимная.

Легальная власть — значит разрешена законом, подтверждена законом, регламентирована в государственных документах.

Легитимная власть — значит власть поддерживает народ, разделяет ее идеи.

Теория разделения властей

Одной из самых распространенных классификаций государственной власти является ее деление на законодательную, исполнительную и судебную. Эта типология основывается на теории разделения властей (Дж. Локка и Ш. Монтескье).

  • законодательная власть (Федеральное собрание РФ: Государственная Дума и Совет Федерации) — представляет интересы граждан, издает законы;
  • испонительная власть (Правительство РФ) — управляет государственными делами;
  • судебная власть (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ) — следит за соблюдением законов органами власти.

Цель разделения властей:Предотвратить возвышение одной из властей над другими, утверждение авторитаризма и диктаторского режима в обществе; предусмотреть систему «сдержек и противовесов», направленную на то, чтобы свести к минимуму возможные ошибки в управлении.

Таким образом, разделение властей предоставляет определенные гарантии от произвола, беззакония, авторитаризма.

Однако этот принцип нельзя абсолютизировать: для нормального функционирования государства необходимо взаимодействие всех ветвей единой государственной власти.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Аквамарис саше для промывания носа инструкция по применению
  • Фундизол от грибка ногтей отзывы цена инструкция по применению аналоги
  • Дез ринит спрей инструкция по применению
  • Сигнализация старлайн 92а инструкция по эксплуатации
  • Какие цели стоят перед диспетчерским руководством работой автомобильного транспорта