Государственная
власть — это способ руководства
(управления) обществом для которого
характерна опора на специальный аппарат
принуждения (авторитет силы):
—
Является властью публичной (официально
управляет делами всего общества в целом)
и политической, т.е. она регулирует
отношения между большими и малыми
социальными группами и, будучи относительно
обособлена от общества (социально
неоднородного в лице классов, этносов,
наций, национальных меньшинств и т.п.),
руководит им в интересах той его части,
большей или меньшей, которая овладела
этой властью (служит инструментом
реализации воли политических сил,
стоящих у власти);
—
Является суверенной властью, т.е. в сфере
государственных дел обладает верховенством,
самостоятельностью и независимостью
по отношению к какой-либо иной власти
как внутри государства, так и за его
пределами;
—
Осуществляется на постоянной основе
специальным аппаратом власти
(государственным аппаратом);
—
Обладает монопольным правом применять
принуждение на территории своего
действия (территории государства);
—
Обладает монопольным правом налогообложения
определенных лиц, находящихся на
территории государства (для формирования
бюджета — казны государства);
—
Распространяется на всех лиц (физических,
юридических), находящихся на территории
государства (исключение: например,
иностранные дипломаты);
—
Издает нормативно-правовые акты.
Государственную
власть и государство нельзя отождествлять,
это не одно и то же (в литературе термин
«публичная власть» иногда используется
как синоним «государства»). Государственная
власть — это способ руководства
(управления) обществом, а государство
— способ (форма) организации общества.
Государственная власть -это атрибутивный
признак государства, его необходимый
элемент как системного образования,
поскольку фундаментальные признаки
государственно организованного общества
(государства): государственная власть
(управленческая основа
государства),государственный народ
(социальная основа государства),государственная
территория (материальная основа
государства).Государство — это организация
общества как единого целого, управляемого
специальным аппаратом власти,
распространяющейся на все население
страны и ее территорию.
В
государственной власти имеются свои
отличительные черты- признаки. Во-первых,
государственная власть, как и любая
власть, — это способность или возможность
при помощи каких-либо средств воздействовать
на чье-то поведение, распоряжаться или
управлять кем-то, подчинять своей воле
других. Именно так или почти так чаще
всего определяется власть. И хотя ее
иногда отождествляют с государственной
властью, рассматривая в качестве либо
политического господства, либо системы
государственных органов, либо облеченных
властными полномочиями государственных
служащих, власть, тем не менее, понятие
достаточно широкое, поскольку этим
понятием охватываются самые разные
виды власти, включая и государственную.
Во-вторых,
государственная власть является
разновидностью социальной власти, т.е.
власти общественной, власти, которая
возникает и проявляется в отношениях
между людьми. Как разновидность социальной
власти государственная власть — это
способность или возможность воздействовать
не вообще на чье-то поведение, а на
поведение людей, распоряжаться или
управлять не вообще кем-то, а людьми и
их объединениями, подчинять своей воле
не вообще кого-то, а опять же людей.
В-третьих,
государственная власть — это публичная
власть, т.е. власть, которая носит
нечастный, а всеобщий, всенародный
характер. Она распространяется на
общество в целом, на всех его членов и
все их объединения.
Нередко
государственную и публичную власть
отождествляют, полагая, что публичная
власть — это и есть власть государственная.
Между тем государственная власть — не
единственная разновидность публичной
власти. К последней следует отнести,
например, власть первобытного общества,
которая тоже носила всеобщий, всенародный
характер, являлась властью всего общества
и распространялась на всех его членов.
Поэтому не случайно отдельные государство
веды предпочитают называть государственную
власть особой публичной властью или
публичной властью особого рода. Но так
или иначе государственная власть — это
власть публичная, в связи, с чем ее нужно
рассматривать как способность или
возможность осуществлять управление,
руководство обществом.
В-четвертых,
государственная власть — это власть
политическая. Ее политический характер
выражается в том, что она является
властью государства, организации
политической, и функционирует в социально
неоднородном обществе, обществе,
разделенном на различные социальные
группы: классы, сословия, страты и т.д.
В
научной и учебной литературе государственную
и политическую власть часто отождествляют,
подчеркивая, что политическая власть
— это и есть власть государственная.
Определенные основания для такого
отождествления существуют, поскольку
политическая власть первоначально
возникает как власть государственная,
и долгое время пребывает только в этом
качестве. Связано это с тем, что государство
явилось исторически первой политической
организацией, просуществовавшей в
единственном числе достаточно длительное
время. Однако постепенно в обществе
сформировались и другие политические
организации (например, политические
партии), власть которых тоже приобрела
политический характер. Поэтому
государственная и политическая власть
— это, как представляется, не совсем одно
и то же, поскольку кроме государственной
существуют и могут существовать другие
формы политической власти. Однако вне
зависимости от того, как решается вопрос
о соотношении государственной и
политической власти, государственная
власть всегда была и остается властью
политической, исходя из чего, ее следует
рассматривать как способность или
возможность осуществлять политическое
руководство обществом.
В-пятых,
государственная власть — это легитимная
власть. Легитимность государственной
власти, как принято считать, выражается,
прежде всего, в признании этой власти
населением страны в качестве публичной.
Поскольку государственная власть
является властью общества, общество,
население страны должно признавать эту
власть в качестве таковой, считать ее
своей властью и подчиняться ей. В случае,
если общество не признает существующую
государственную власть, отвергает ее,
эта власть не имеет права на дальнейшее
существование и должна быть заменена
другой государственной властью. Поэтому
государственная власть должна иметь
кредит доверия у населения.
В-шестых,
государственная власть — это власть
территориальная. Как и государство, она
действует только в пределах территории
страны. При этом центральная власть
действует в пределах всей территории
страны, региональная — в пределах
территории соответствующего региона
(например, в пределах территории субъекта
федерации), местная — в пределах территории
соответствующих административно-территориальных
образований (города, района, села и
т.д.).
В-седьмых,
государственная власть — это суверенная
власть, власть, обладающая суверенитетом.
Суверенитет государственной власти
выражается в ее верховенстве внутри
страны и независимости на международной
арене. Верховенство проявляется в том,
что государственная власть как бы
возвышается над любой другой социальной
властью в стране и при определенных
обстоятельствах (например, в случае
нарушения действующего законодательства)
может эту власть запретить. Кроме того,
верховенство государственной власти
проявляется и в том, что только она может
распространять свое действие на всю
территорию страны и всех, кто на этой
территории проживает или находится.
Независимость же государственной власти
состоит в ее праве самостоятельно решать
все вопросы международного характера.
В-восьмых,
государственная власть — это власть,
которая осуществляется при помощи
различных, в том числе и специальных,
средств и методов. Государственная
власть, как и любая власть, может
осуществляться, используя самые различные
средства и методы. Это могут быть сила
авторитета, традиции, идеология, религия,
пропаганда, поощрительные меры и т.д.
Вместе с тем государственная власть
располагает и своими, специальными
средствами и методами, которых нет ни
у одной другой социальной власти. К
специальным средствам осуществления
государственной власти относятся органы
государства, в своем единстве образующие
государственный аппарат, и нормы
позитивного права, т.е. правила поведения,
установленные или санкционированные
государством. К специальным методам
осуществления государственной власти
относятся разнообразные методы
государственного принуждения, вплоть
до применения физического насилия и
подавления.
Вы отправили работу на проверку эксперту. Укажите номер телефона на него придет СМС
Отправить
Незнайка → → Вариант 1 → Задание 15
Задание № 3543
Верны ли следующие суждения о государственной власти?
А. Государственная власть — это способ руководства обществом, для которого характерна опора на специальный аппарат принуждения (авторитет силы).
Б. Государственная власть всегда публична.
1. верно только А
2. верно только Б
3. верны оба суждения
4. оба суждения неверны
Решать другие задания по теме: Политика
Показать ответ
Комментарий:
Ответ: 3
Нашли ошибку в задании? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
2 280 935
Уже готовятся к ЕГЭ, ОГЭ и ВПР.
Присоединяйся!
Мы ничего не публикуем от вашего имени
Содержание
- Государственная власть в системе властных институтов общества.
- Государственная (политическая) власть
- Вопрос 1. Государственная власть как особая разновидность социальной власти
Государственная власть в системе властных институтов общества.
Государственная власть — это способ руководства (управления) обществом для которого характерна опора на специальный аппарат принуждения (авторитет силы).
-является властью публичной ( официально управляет делами всего общества в целом) и политической, т.е. она регулирует отношения между большими и малыми социальными группами и, будучи относительно обособлена от общества (социально неоднородного в лице классов, этносов, наций, национальных меньшинств и т.п.), руководит им в интересах той его части, большей или меньшей, которая овладела этой властью (служит инструментом реализации воли политических сил, стоящих у власти);
-является суверенной властью, т.е. в сфере государственных дел обладает верховенством, самостоятельностью и независимостью по отношению к какой-либо иной власти как внутри государства ,так и за его пределами;
-осуществляется на постоянной основе специальным аппаратом власти (государственным аппаратом);
-обладает монопольным правом применять принуждение на территории своего действия (территории государства);
-обладает монопольным правом налогообложения определенных лиц, находящихся на территории государства ( для формирования бюджета — казны государства );
-распространяется на всех лиц (физических, юридических),находящихся на территории государства (исключение: например, иностранные дипломаты);
-издает нормативно-правовые акты.
Государственную власть и государство нельзя отождествлять, это не одно и то же ( в литературе термин «публичная власть» иногда используется как синоним «государства»).Государственная власть — это способ руководства (управления) обществом, а государство — способ (форма) организации общества. Государственная власть -это атрибутивный признак государства, его необходимый элемент как системного образования, поскольку фундаментальные признаки государственно организованного общества (государства) : государственная власть (управленческая основа государства),государственный народ (социальная основа государства),государственная территория (материальная основа государства).Государство — это организация общества как единого целого, управляемого специальным аппаратом власти, распространяющейся на все население страны и ее территорию.
26. Легализация и легитимация государственной власти.
Легализация государственной власти — это юридическое провозглашение и закрепление правомерности ее возникновения (установления), организации и деятельности. Вопервых, законным должно быть ее происхождение. Узурпация, захват государственной власти, ее присвоение незаконны. Вовторых, законной должна быть организация власти. В современном государстве она устанавливается конституцией, другими законами и не может осуществляться без непосредственного участия народа (выборов, референдума и др.), без представительных органов, парламентов и т.д. Втретьих, законной должна бытьсфера полномочий государственной власти, круг отношений, который государственная власть вправе и может регулировать. Ее вмешательство, как говорилось, не безгранично, она не вправе ограничивать частную жизнь граждан. Наконец, законными должны бытьформы и методы осуществления власти, деятельности государственной власти. Они должны основываться на применении норм права с учетом общечеловеческих ценностей. Массовый террор, преследование инакомыслящих и т.д. лишают государственную власть подлинной легальности.
В обычных условиях легализация государственной власти осуществляется прежде всегоконституциями, принятыми демократическим путем (на референдуме, учредительным (конституционным) собранием и др.).
Легализация органов государственной власти, порядка их создания, деятельности осуществляется также иными правовыми актами: законами (например, законы о выборах Государственной Думы и Президента РФ), указами президента (например, указами Президента РФ утверждены положения о Министерстве внутренних дел РФ, Министерстве юстиции РФ и т.д.), постановлениями правительства, постановлениями органов конституционного контроля.
Легализация государственной власти, обоснование властных полномочий, права управлять государством коренится в юридических актах и может, следовательно, при определенных условиях являться только внешней легализацией, юридически закрепляющей антинародную, антидемократическую, даже террористическую государственную власть. Таковы были правовые акты гитлеровской Германии, провозглашавшие безраздельную власть фюрера, законы ЮАР, установившие в 30х начале 90х годов прошлого века режим апартеида и лишавшие 5/6 населения страны гражданских прав. Поэтому, определяя легальность или нелегальность государственной власти, необходимо учитывать не только внешние признаки (например, принятие конституции референдумом), но и то, насколько правовые акты, легализующие государственную власть, ее органы, соответствуют общечеловеческим ценностям и принципам права, в том числе международного. Ведь путем референдума в обстановке насилия и угроз, обмана избирателей принимались и реакционные конституции (например, в Греции в 60х годах XX в. при режиме «черных полковников»; Гитлер в фашистской Германии тоже использовал референдум).
Нарушение принципа легальности (правовых норм) предполагает юридическую ответственность государственных органов и должностных лиц — политическую (отставка правительства, импичмент президенту), уголовную (предание суду за незаконное использование государственной власти при исполнении служебных обязанностей), гражданскую (возмещение ущерба, причиненного государству, юридическим и физическим лицам при незаконном использовании государственной власти).
В основе термина «легитимация» лежит корень того же латинского слова, что и термина «легализация», но первому из них придается иное истолкование. Это тоже узаконение, но не только правовое, нередко не имеющее отношения к праву, наконец, иногда противоречащее правовым нормам. Легитимность — это состояние не юридическое, афактическое, не обязательно формальное, а чаще — неформальное. Легитимациягосударственной власти — это процессы и явления, посредством которых она приобретает свойство легитимности, выражающие правильность, оправданность, справедливость, моральную «законность», соответствие ее общечеловеческим ценностям, соответствие й власти, ее деятельности определенным психическим установкам, киданиям общества, людей. Легитимная государственная власть — ) власть, соответствующая представлениям народа данной страны о ясной государственной власти. Такие представления связаны прежнего не с юридическими нормами, а с материальными, политически, духовными условиями общественной жизни, с личными запросами каждого человека. В основе легитимации лежит вера, людей в то, блага (материальные и духовные) зависят от сохранения и поддержания такого порядка в обществе, который они считают справедливым их убеждение в том, что такой порядок выражает ихинтересы. Следствием легитимности является авторитет государственной у населения, признание права управлять и согласие подчиняться. Легитимность повышаетэффективность государственной власти.
Легитимация государственной власти находит свое выражение в поддержке этой власти населением, о чем могут свидетельствовать результаты голосования на выборах президента, парламента, итоги референдума, массовые демонстрации в поддержку правительства, которому, например, угрожают силы реакции, одобрение проектов решений, предлагаемых органами государственной власти на общегосударственных или местных обсуждениях.
Существует несколько форм легитимации государственной власти. Принято различать основные из них — традиционную, харизматическую и рациональную легитимацию.
Традиционная легитимация связана с обычаями, иногда с особой ролью религии, с личной, племенной, сословной зависимостью. Наиболее ярким современным свидетельством этого является легитимация полуфеодальнотеократической государственной власти в некоторых мусульманских странах Востока.
Харизматическая легитимация (харизма — от греч. charisma — божественный дар, божественная милость) обусловлена особыми качествами выдающихся личностей. К числу таких качеств могут относиться природные способности, пророческий дар, сила духа и слова. Этому способствует также создаваемый культ личности вокруг «вождя». Харизмой обладали Чингисхан, Наполеон, Гитлер, И.В. Сталин, Мао Цзэдун и др.
Рациональная легитимация основана на разуме: население поддерживает или отвергает государственную власть, руководствуясь собственной оценкой этой власти. Основой рациональной легитимации являются не популистские лозунги и обещания (хотя и они могут дать кратковременный эффект), а практическая деятельность государственной (и иной) власти, работа органов государства на благо населения, открытый и честный диалог власти с населением, умение признать свои ошибки, изменить, хотя бы частично, свою деятельность под влиянием доводов своих оппонентов.
Иногда называют другие формы легитимации, в частности, ксеническую (навязывание населению определенных образов, в том числе власти, правительства, руководителя путем постоянного повторения какихлибо постулатов без их обоснования и возможности сомнений), стереотипическую (опора на чувства, коренящиеся в подсознании родство; страх и т.д.) и др.
Источник
Государственная (политическая) власть
Государственная власть — это способ руководства (управления) обществом с опорой на специальный аппарат принуждения; это реальная способность и возможность индивида, группы, социального слоя проводить свою волю в политике и правовых нормах, распространяя ее на все население, а также принуждать к её исполнению.
Государственная власть с точки зрения генетической обусловленности первична по отношению к государству. Именно потребность общества (на определенном этапе его развития) во власти с такими свойствами, которые присущи государственной власти, и обусловили появление государства. Государство выступает как носитель государственной власти, как та сила, на которую эта власть опирается, поэтому оно должно быть построено таким образом, чтобы иметь возможность продуцировать власть с особыми свойствами (признаками), то есть ту власть, которую и принято именовать государственной.
Характерные черты государственной власти (по Матузову, Малько):
- распространяется на все общество (это единственная власть, которая имеет отношение ко всем лицам, проживающим в данной стране, является общеобязательной);
- носит публично-политический характер (призвана выполнять общественные функции, решать общие дела, упорядочивать процесс удовлетворения различного рода интересов);
- опирается на государственное принуждение (имеет право применять силу, когда это необходимо для достижения законных и справедливых целей);
- осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.);
- устанавливает систему налогов;
- организует население по территориальному признаку;
- характеризуется легитимностью и легальностью.
Политическая власть как одно из важнейших проявлений власти характеризуется реальной способностью класса (группы, индивида) проводить свою волю, выраженную в политике. Понятие «политическая власть» шире понятия «государственная власть». Политическая деятельность осуществляется не только в рамках государства, но и в рамках партий, профсоюзов, международных организаций. Политическая власть добивается осуществления намеченных целей методом принуждения.
Основные свойства государственной власти:
- верховенство;
- единство;
- всеобщность и универсальность;
- принудительность и общеобязательность.
Верховенство государственной власти означает официальное расположение ее на высшей ступени иерархии управляющих в данном государстве подсистем, ее независимость от других субъектов властеотношений, деятельности по социальному управлению, невозможность существования другой такой власти. В нем преломляется государственный суверенитет, по крайней мере постольку, поскольку то или иное государство реально им обладает.
Единство государственной власти коренится в единстве ее природы и выражается в ее неделимости ни между классами, слоями общества, ни между ее ветвями, поскольку все три ветви власти образуют в совокупности единство государственной власти, обязаны действовать в общих интересах большинства народа. Так, государственная власть при наличии трех ее ветвей действует комплексно, в ней участвуют все органы государства.
Всеобщность и универсальность государственной власти — взаимопереплетающиеся ее свойства, означающие, что на территории данного государства эта власть действует повсеместно, распространяется на всех находящихся там лиц, носит всеобъемлющий характер как по объекту, так и способам воздействия. Не существует и форм, способов и методов воздействия, в отношении которых априори, вне зависимости от конкретной исторической ситуации можно было бы сказать, что они не могут применяться этой властью.
Государственная власть как официальный представитель общества охватывает и распространяется на все слои, группы населения и на каждого отдельного человека, пользуется любыми соответствующими ее сущности и назначению способами воздействия, представляет страну как во внутренних, так и во внешних отношениях.
Принудительность и общеобязательность государственной власти заключается в том, что ее акты императивны, обеспечены мощью государственного механизма и обязательны для всех тех, кому они адресованы. Не допускается уклонение от исполнения принятых государственной властью решений даже при несогласии с ними. Если оно все же имеет место, то к виновному применяются меры принуждения.
Указанные свойства государственной власти на практике тесно взаимосвязаны и взаимодополняемы, отрывать их друг от друга или абсолютизировать одно за счет другого было бы неверно. В своем единстве они раскрывают сущность, специфику государственной власти.
Источник
Вопрос 1. Государственная власть как особая разновидность социальной власти
Государственная власть — это способ управления обществом, для которого характерна опора на специальный аппарат принуждения (авторитет силы).
Власть свойственна любой более или менее устойчивой и организованной человеческой общности. Социальная власть возникла вместе с человеческим обществом, существовала как власть племени, фратрии, рода и осуществлялась советами старейшин родов и племен, народными собраниями. Такая власть не отделялась от своего источника и носителя, выражала общие потребности и интересы, имела общественный характер, применялась для решения общих задач.
С появлением государства власть отчуждается от общества и преобразуется в политическую власть. Политическая власть, воплощаясь в государственно-правовые институты, становится государственной властью.
Государственная власть – это руководство обществом с помощью государственного аппарата, опирающегося на легализованное принуждение, осуществляемое с целью реализации воли доминирующих социальных сил.
Государственная власть – это особая разновидность социальной и политической власти.
В структуре государственной власти выделяют следующие элементы:Субъект власти – это непосредственный ее носитель, который предписывает те или иные варианты действий, поведения, подчиняя своей власти объект; Объект власти – выступают индивиды, их объединения, социальные слои, классы, общности, общество в целом; Содержание властной деятельности – в рамках властеотношений субъект навязывает свою волю объекту; Средства, приемы и способы осуществления государственной власти – зависят от интересов и волевой позиции сторон; Ресурсы власти – совокупность условий и факторов, обеспечивающих реализацию государственной власти; Власть может иметь различные мотивы — это страх, привычка к повиновению, убежденность в повиновении, авторитет, доверие, право, воля.
Источники власти – сила, богатство, положение в обществе, наличие знаний.Признаки (свойства) государственной власти: Публичность – распространение на все население государства и осуществление специально созданным аппаратом управления; Универсальность – распространение на все сферы общественной жизни; Верховенство – подчинение других видов социальной власти, кроме власти своего народа; Легитимность – соответствие ожиданиям народа, населяющего государство, интересам большинства; Законодательная прерогатива – наличие монопольного права на создание юридических норм; Легальность – соответствие основного закона государства и действующего законодательства; Легальное применение силы – воздействие власти через специально созданный правоохранительный (карательный) аппарат (армию, суд, полицию); Опора на государственное принуждение; Использование системы налогов; Деление населения по территориальному признаку;
Таким образом, говоря о власти, как социальном явлении, следует отметить, что любое человеческое общество на различных этапах его развития всегда предполагает властное руководство им, так как оно является главным условием функционирования, социальной системы, а также регулятором общественных отношений, возникающих в любом организованном обществе.
Государственная власть есть концентрированное выражение воли и силы, мощи государства, воплощенное в государственных органах и учреждениях, образующих механизм (аппарат) этой власти. Государственная властьобеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внутренних и внешних посягательств путем использования различных методов, в том числе государственного принуждения и военной силы.
Вопрос 2. Функции государства: понятие, основные признаки, классификация.
Под функциями государства принято понимать основные направления его деятельности, которые вытекают из его социальной природы и связаны с решением задач, стоящих перед обществом на том или ином этапе его развития. Функции государства следует отличать от функции органов государства. Функции органов государства определяются самим государством и закрепляются специальным актом о правовом статусе данного органа. А функции государства определяются не волей законодателя, а его природой, обусловлены самой жизнью общества. Функции государства по-разному классифицируются в юридической науке. Самым распространенным является деление функций на внутренние и внешние. Внутренние функции характеризуют деятельность государства внутри данной страны. Внешние функции направлены на решение задач государства вовне — на международной арене. Внутренние и внешние функции тесно связаны между собой, дополняют друг друга. Различают также постоянные и временные функции: постоянные, это те, которые осуществляются на всех этапах развития общества и государства, а временные функции связаны с решением задач, которые обусловлены временным стечением обстоятельств (борьба со стихийными бедствиями, эпидемиями и т.д.).
Внутренние функции государства:Правовая функция — обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина. Политическая функция — обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества. Организаторская функция — упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы. Экономическая функция — организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций. Социальная функция — обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта. Экологическая функция — гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования. Культурная функция — создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства, формирование государственной культурной политики. Образовательная функция — деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.
Внешние функции государства:Внешнеполитическая функция — развитие дипломатических отношений между государствами, заключение международных договоров, участие в международных организациях.
Функция обеспечения национальной безопасности — поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета и безопасности государства.Функция поддержания мирового порядка — участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества. Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.
Источник
Политическая власть как одно из важнейших проявлений власти характеризуется реальной способностью класса (группы, индивида) проводить свою волю, выраженную в политике. Понятие «политическая власть» шире понятия «государственная власть». Политическая деятельность осуществляется не только в рамках государства, но и в рамках партий, профсоюзов, международных организаций. Политическая власть добивается осуществления намеченных целей методом принуждения.
- верховенство;
- единство;
- всеобщность и универсальность;
- принудительность и общеобязательность.
Верховенство государственной власти означает официальное расположение ее на высшей ступени иерархии управляющих в данном государстве подсистем, ее независимость от других субъектов властеотношений, деятельности по социальному управлению, невозможность существования другой такой власти. В нем преломляется государственный суверенитет, по крайней мере постольку, поскольку то или иное государство реально им обладает.
Единство государственной власти коренится в единстве ее природы и выражается в ее неделимости ни между классами, слоями общества, ни между ее ветвями, поскольку все три ветви власти образуют в совокупности единство государственной власти, обязаны действовать в общих интересах большинства народа. Так, государственная власть при наличии трех ее ветвей действует комплексно, в ней участвуют все органы государства.
Всеобщность и универсальность государственной власти — взаимопереплетающиеся ее свойства, означающие, что на территории данного государства эта власть действует повсеместно, распространяется на всех находящихся там лиц, носит всеобъемлющий характер как по объекту, так и способам воздействия. Не существует и форм, способов и методов воздействия, в отношении которых априори, вне зависимости от конкретной исторической ситуации можно было бы сказать, что они не могут применяться этой властью.
Государственная власть как официальный представитель общества охватывает и распространяется на все слои, группы населения и на каждого отдельного человека, пользуется любыми соответствующими ее сущности и назначению способами воздействия, представляет страну как во внутренних, так и во внешних отношениях.
Принудительность и общеобязательность государственной власти заключается в том, что ее акты императивны, обеспечены мощью государственного механизма и обязательны для всех тех, кому они адресованы. Не допускается уклонение от исполнения принятых государственной властью решений даже при несогласии с ними. Если оно все же имеет место, то к виновному применяются меры принуждения.
Указанные свойства государственной власти на практике тесно взаимосвязаны и взаимодополняемы, отрывать их друг от друга или абсолютизировать одно за счет другого было бы неверно. В своем единстве они раскрывают сущность, специфику государственной власти.
Государственная власть — это способ руководства (управления) обществом с опорой на специальный аппарат принуждения; это реальная способность и возможность индивида, группы, социального слоя проводить свою волю в политике и правовых нормах, распространяя ее на все население, а также принуждать к её исполнению.
Государственная власть с точки зрения генетической обусловленности первична по отношению к государству. Именно потребность общества (на определенном этапе его развития) во власти с такими свойствами, которые присущи государственной власти, и обусловили появление государства. Государство выступает как носитель государственной власти, как та сила, на которую эта власть опирается, поэтому оно должно быть построено таким образом, чтобы иметь возможность продуцировать власть с особыми свойствами (признаками), то есть ту власть, которую и принято именовать государственной.
Характерные черты государственной власти (по Матузову, Малько):
- распространяется на все общество (это единственная власть, которая имеет отношение ко всем лицам, проживающим в данной стране, является общеобязательной);
- носит публично-политический характер (призвана выполнять общественные функции, решать общие дела, упорядочивать процесс удовлетворения различного рода интересов);
- опирается на государственное принуждение (имеет право применять силу, когда это необходимо для достижения законных и справедливых целей);
- осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.);
- устанавливает систему налогов;
- организует население по территориальному признаку;
- характеризуется легитимностью и легальностью.
- верховенство;
- единство;
- всеобщность и универсальность;
- принудительность и общеобязательность.
- руководство;
- управление;
- господство;
- координация;
- организация;
- контроль.
- волю;
- убеждение;
- манипуляцию;
- авторитет;
- насилие;
- право;
- поощрение;
- принуждение.
- политика;
- экономика;
- религия;
- культура.
- государство;
- партия;
- церковь;
- семья.
- законодательная;
- исполнительная;
- судебная.
- верховенство;
- публичность и безличность (все действия совершает от имени общества);
- моноцентричность (единый общегосударственный центр);
- легальность в использовании силы (в рамках закона возможно принуждение жителей страны к определённым действиям);
- многообразие ресурсов (экономические, информационные, принудительные).
- общественная (касается всего общества);
- местная (касается органов местного самоуправления, которые в РФ действуют совместно с государственной властью, но имеют собственные отличия).
- партии;
- профсоюзы;
- международные организации.
- законодательная (парламент, Федеральное собрание РФ);
- исполнительная (Правительство РФ, министерства РФ, федеральные службы);
- судебная (суд).
- Акционерное общество это кратко в истории
- Горький детство история цыганка кратко
- Пушкин в таганроге кратко
- Значение мыла для человека кратко
- Подготовка собак по общему курсу дрессировки кратко
Политическая власть как одно из важнейших проявлений власти характеризуется реальной способностью класса (группы, индивида) проводить свою волю, выраженную в политике. Понятие «политическая власть» шире понятия «государственная власть». Политическая деятельность осуществляется не только в рамках государства, но и в рамках партий, профсоюзов, международных организаций. Политическая власть добивается осуществления намеченных целей методом принуждения.
Основные свойства государственной власти:
Верховенство государственной власти означает официальное расположение ее на высшей ступени иерархии управляющих в данном государстве подсистем, ее независимость от других субъектов властеотношений, деятельности по социальному управлению, невозможность существования другой такой власти. В нем преломляется государственный суверенитет, по крайней мере постольку, поскольку то или иное государство реально им обладает.
Единство государственной власти коренится в единстве ее природы и выражается в ее неделимости ни между классами, слоями общества, ни между ее ветвями, поскольку все три ветви власти образуют в совокупности единство государственной власти, обязаны действовать в общих интересах большинства народа. Так, государственная власть при наличии трех ее ветвей действует комплексно, в ней участвуют все органы государства.
Всеобщность и универсальность государственной власти — взаимопереплетающиеся ее свойства, означающие, что на территории данного государства эта власть действует повсеместно, распространяется на всех находящихся там лиц, носит всеобъемлющий характер как по объекту, так и способам воздействия. Не существует и форм, способов и методов воздействия, в отношении которых априори, вне зависимости от конкретной исторической ситуации можно было бы сказать, что они не могут применяться этой властью.
Государственная власть как официальный представитель общества охватывает и распространяется на все слои, группы населения и на каждого отдельного человека, пользуется любыми соответствующими ее сущности и назначению способами воздействия, представляет страну как во внутренних, так и во внешних отношениях.
Принудительность и общеобязательность государственной власти заключается в том, что ее акты императивны, обеспечены мощью государственного механизма и обязательны для всех тех, кому они адресованы. Не допускается уклонение от исполнения принятых государственной властью решений даже при несогласии с ними. Если оно все же имеет место, то к виновному применяются меры принуждения.
Указанные свойства государственной власти на практике тесно взаимосвязаны и взаимодополняемы, отрывать их друг от друга или абсолютизировать одно за счет другого было бы неверно. В своем единстве они раскрывают сущность, специфику государственной власти.
Раздел ЕГЭ: 4.1. Понятие власти
Поскольку основной целью политической деятельности является достижение определённых интересов, а именно поддержание или изменение существующего общественного порядка, она невозможна без применения власти.
Власть — система взаимоотношений между людьми, в которой обязательными элементами выступают господство одних сил с подчинением и принуждением других.
ИСТОЧНИКИ И СТРУКТУРА ВЛАСТИ
Добиться власти значительно помогают следующие источники.
Право отдавать приказы устанавливается общественными нормами, как и обязанность подчиняться этим приказам.
Власть — абстрактное понятие, но её прямыми носителями становятся определённые политические структуры, которые принимают следующие формы:
Для того чтобы добиться своих целей, власть может использовать следующие ресурсы:
ВИДЫ ВЛАСТИ
Применение власти характерно для всех сфер жизни человека и общества. В соответствии с этим виды власти делятся внутри себя по некоторым характерным чертам.
⊕ По источнику власти:
⊕ По участникам власти:
⊕ По функциям органов власти:
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ
Наибольшее значение для общества играет политическая власть, поскольку она диктует волю большому количеству людей и влияет на мир в целом.
Политическая власть — публичная система взаимоотношений между людьми и политическими институтами, которая распространяется на всё общество.
⊕ Помимо основных признаков власти, политическая власть включает следующие дополнения:
⊕ По степени территориального охвата различают два вида политической власти:
⊕ Формы политической власти:
ЛЕГИТИМНОСТЬ
Легитимность — добровольное признание людьми основных ценностей действующей власти. Только в случае поддержки значительной части населения власть в глазах людей считается правомерной и справедливой.
В начале XX в. учёным Максом Вебером была выдвинута теория, в которой он объяснил пути, откуда берёт своё начало политическая власть. Согласно этой теории сегодня выделяют три вида легитимной власти.
Основа власти: Обычаи, вера, традиции. Отличительные черты: Крепкая власть, поскольку основана на привычке повиновения власти. Пример: Абсолютная монархия, отношения дворян и крестьян.
Основа власти: Закон. Отличительные черты: Подчинение установленным правилам, несмотря на возможный внутренний протест. Пример: Подчинение директору вне зависимости от его личных и профессиональных качеств.
Смесь всех видов власти
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ
Государственная власть — составляющая часть политической власти, которая действует на территории отдельно взятого государства. Её задача: постановка и решение государственных целей, а также руководство делами общества государственными органами путём принятия обязательных к исполнению актов. Государственную власть может осуществить сам народ (референдум, выборы), однако чаще это делают соответствующие органы.
Существуют три ветви государственной власти:
Все три ветви государственной власти ограничивают друг друга и не могут существовать раздельно.
Читайте также:
Верны ли следующие суждения о государственной власти?
А. Государственная власть — это способ руководства обществом, для которого характерна опора на специальный аппарат принуждения (авторитет силы).
Б. Государственная власть всегда публична.
1. верно только А
2. верно только Б
3. верны оба суждения
4. оба суждения неверны
Елизавета
21 января, 2022
Обществознание
Из четырёх предложенных вариантов ответа правильным является 3).
Верны оба суждения о государственной власти. Она публичная и опирается на аппарат принуждения. Для управления обществом на разных его уровнях существуют органы публичной власти, например, государственные и местного самоуправления. В России, например, существует федеральный закон об организации публичной власти в субъектах.
Опубликовано 21 января, 2022