Государственная власть это способ руководства

Государственная
власть — это способ руководства
(управления) обществом для которого
характерна опора на специальный аппарат
принуждения (авторитет силы):


Является властью публичной (официально
управляет делами всего общества в целом)
и политической, т.е. она регулирует
отношения между большими и малыми
социальными группами и, будучи относительно
обособлена от общества (социально
неоднородного в лице классов, этносов,
наций, национальных меньшинств и т.п.),
руководит им в интересах той его части,
большей или меньшей, которая овладела
этой властью (служит инструментом
реализации воли политических сил,
стоящих у власти);


Является суверенной властью, т.е. в сфере
государственных дел обладает верховенством,
самостоятельностью и независимостью
по отношению к какой-либо иной власти
как внутри государства, так и за его
пределами;


Осуществляется на постоянной основе
специальным аппаратом власти
(государственным аппаратом);


Обладает монопольным правом применять
принуждение на территории своего
действия (территории государства);


Обладает монопольным правом налогообложения
определенных лиц, находящихся на
территории государства (для формирования
бюджета — казны государства);


Распространяется на всех лиц (физических,
юридических), находящихся на территории
государства (исключение: например,
иностранные дипломаты);


Издает нормативно-правовые акты.

Государственную
власть и государство нельзя отождествлять,
это не одно и то же (в литературе термин
«публичная власть» иногда используется
как синоним «государства»). Государственная
власть — это способ руководства
(управления) обществом, а государство
— способ (форма) организации общества.
Государственная власть -это атрибутивный
признак государства, его необходимый
элемент как системного образования,
поскольку фундаментальные признаки
государственно организованного общества
(государства): государственная власть
(управленческая основа
государства),государственный народ
(социальная основа государства),государственная
территория (материальная основа
государства).Государство — это организация
общества как единого целого, управляемого
специальным аппаратом власти,
распространяющейся на все население
страны и ее территорию.

В
государственной власти имеются свои
отличительные черты- признаки. Во-первых,
государственная власть, как и любая
власть, — это способность или возможность
при помощи каких-либо средств воздействовать
на чье-то поведение, распоряжаться или
управлять кем-то, подчинять своей воле
других. Именно так или почти так чаще
всего определяется власть. И хотя ее
иногда отождествляют с государственной
властью, рассматривая в качестве либо
политического господства, либо системы
государственных органов, либо облеченных
властными полномочиями государственных
служащих, власть, тем не менее, понятие
достаточно широкое, поскольку этим
понятием охватываются самые разные
виды власти, включая и государственную.

Во-вторых,
государственная власть является
разновидностью социальной власти, т.е.
власти общественной, власти, которая
возникает и проявляется в отношениях
между людьми. Как разновидность социальной
власти государственная власть — это
способность или возможность воздействовать
не вообще на чье-то поведение, а на
поведение людей, распоряжаться или
управлять не вообще кем-то, а людьми и
их объединениями, подчинять своей воле
не вообще кого-то, а опять же людей.

В-третьих,
государственная власть — это публичная
власть, т.е. власть, которая носит
нечастный, а всеобщий, всенародный
характер. Она распространяется на
общество в целом, на всех его членов и
все их объединения.

Нередко
государственную и публичную власть
отождествляют, полагая, что публичная
власть — это и есть власть государственная.
Между тем государственная власть — не
единственная разновидность публичной
власти. К последней следует отнести,
например, власть первобытного общества,
которая тоже носила всеобщий, всенародный
характер, являлась властью всего общества
и распространялась на всех его членов.
Поэтому не случайно отдельные государство
веды предпочитают называть государственную
власть особой публичной властью или
публичной властью особого рода. Но так
или иначе государственная власть — это
власть публичная, в связи, с чем ее нужно
рассматривать как способность или
возможность осуществлять управление,
руководство обществом.

В-четвертых,
государственная власть — это власть
политическая. Ее политический характер
выражается в том, что она является
властью государства, организации
политической, и функционирует в социально
неоднородном обществе, обществе,
разделенном на различные социальные
группы: классы, сословия, страты и т.д.

В
научной и учебной литературе государственную
и политическую власть часто отождествляют,
подчеркивая, что политическая власть
— это и есть власть государственная.
Определенные основания для такого
отождествления существуют, поскольку
политическая власть первоначально
возникает как власть государственная,
и долгое время пребывает только в этом
качестве. Связано это с тем, что государство
явилось исторически первой политической
организацией, просуществовавшей в
единственном числе достаточно длительное
время. Однако постепенно в обществе
сформировались и другие политические
организации (например, политические
партии), власть которых тоже приобрела
политический характер. Поэтому
государственная и политическая власть
— это, как представляется, не совсем одно
и то же, поскольку кроме государственной
существуют и могут существовать другие
формы политической власти. Однако вне
зависимости от того, как решается вопрос
о соотношении государственной и
политической власти, государственная
власть всегда была и остается властью
политической, исходя из чего, ее следует
рассматривать как способность или
возможность осуществлять политическое
руководство обществом.

В-пятых,
государственная власть — это легитимная
власть. Легитимность государственной
власти, как принято считать, выражается,
прежде всего, в признании этой власти
населением страны в качестве публичной.
Поскольку государственная власть
является властью общества, общество,
население страны должно признавать эту
власть в качестве таковой, считать ее
своей властью и подчиняться ей. В случае,
если общество не признает существующую
государственную власть, отвергает ее,
эта власть не имеет права на дальнейшее
существование и должна быть заменена
другой государственной властью. Поэтому
государственная власть должна иметь
кредит доверия у населения.

В-шестых,
государственная власть — это власть
территориальная. Как и государство, она
действует только в пределах территории
страны. При этом центральная власть
действует в пределах всей территории
страны, региональная — в пределах
территории соответствующего региона
(например, в пределах территории субъекта
федерации), местная — в пределах территории
соответствующих административно-территориальных
образований (города, района, села и
т.д.).

В-седьмых,
государственная власть — это суверенная
власть, власть, обладающая суверенитетом.
Суверенитет государственной власти
выражается в ее верховенстве внутри
страны и независимости на международной
арене. Верховенство проявляется в том,
что государственная власть как бы
возвышается над любой другой социальной
властью в стране и при определенных
обстоятельствах (например, в случае
нарушения действующего законодательства)
может эту власть запретить. Кроме того,
верховенство государственной власти
проявляется и в том, что только она может
распространять свое действие на всю
территорию страны и всех, кто на этой
территории проживает или находится.
Независимость же государственной власти
состоит в ее праве самостоятельно решать
все вопросы международного характера.

В-восьмых,
государственная власть — это власть,
которая осуществляется при помощи
различных, в том числе и специальных,
средств и методов. Государственная
власть, как и любая власть, может
осуществляться, используя самые различные
средства и методы. Это могут быть сила
авторитета, традиции, идеология, религия,
пропаганда, поощрительные меры и т.д.
Вместе с тем государственная власть
располагает и своими, специальными
средствами и методами, которых нет ни
у одной другой социальной власти. К
специальным средствам осуществления
государственной власти относятся органы
государства, в своем единстве образующие
государственный аппарат, и нормы
позитивного права, т.е. правила поведения,
установленные или санкционированные
государством. К специальным методам
осуществления государственной власти
относятся разнообразные методы
государственного принуждения, вплоть
до применения физического насилия и
подавления.

Вы отправили работу на проверку эксперту. Укажите номер телефона на него придет СМС

Отправить

Незнайка → Вариант 1 → Задание 15

Задание № 3543

Верны ли следующие суждения о государственной власти?

А. Государственная власть — это способ руководства обществом, для которого характерна опора на специальный аппарат принуждения (авторитет силы).

Б. Государственная власть всегда публична.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

Решать другие задания по теме: Политика

Показать ответ

Комментарий:

Ответ: 3

Нашли ошибку в задании? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.

2 280 935

Уже готовятся к ЕГЭ, ОГЭ и ВПР.
Присоединяйся!

Мы ничего не публикуем от вашего имени

Содержание

  1. Государственная власть в системе властных институтов общества.
  2. Государственная (политическая) власть
  3. Вопрос 1. Государственная власть как особая разновидность социальной власти

Государственная власть в системе властных институтов общества.

Государственная власть — это способ руководства (управления) обществом для которого характерна опора на специальный аппарат принуждения (авторитет силы).

-является властью публичной ( официально управляет делами всего общества в целом) и политической, т.е. она регулирует отношения между большими и малыми социальными группами и, будучи относительно обособлена от общества (социально неоднородного в лице классов, этносов, наций, национальных меньшинств и т.п.), руководит им в интересах той его части, большей или меньшей, которая овладела этой властью (служит инструментом реализации воли политических сил, стоящих у власти);

-является суверенной властью, т.е. в сфере государственных дел обладает верховенством, самостоятельностью и независимостью по отношению к какой-либо иной власти как внутри государства ,так и за его пределами;

-осуществляется на постоянной основе специальным аппаратом власти (государственным аппаратом);

-обладает монопольным правом применять принуждение на территории своего действия (территории государства);

-обладает монопольным правом налогообложения определенных лиц, находящихся на территории государства ( для формирования бюджета — казны государства );

-распространяется на всех лиц (физических, юридических),находящихся на территории государства (исключение: например, иностранные дипломаты);

-издает нормативно-правовые акты.

Государственную власть и государство нельзя отождествлять, это не одно и то же ( в литературе термин «публичная власть» иногда используется как синоним «государства»).Государственная власть — это способ руководства (управления) обществом, а государство — способ (форма) организации общества. Государственная власть -это атрибутивный признак государства, его необходимый элемент как системного образования, поскольку фундаментальные признаки государственно организованного общества (государства) : государственная власть (управленческая основа государства),государственный народ (социальная основа государства),государственная территория (материальная основа государства).Государство — это организация общества как единого целого, управляемого специальным аппаратом власти, распространяющейся на все население страны и ее территорию.

26. Легализация и легитимация государственной власти.

Легализация государственной власти — это юридическое провозглашение и закрепление правомерности ее возникновения (установления), организации и деятельности. Вопервых, законным должно быть ее происхождение. Узурпация, захват государственной власти, ее присвоение незаконны. Вовторых, законной должна быть организация власти. В современном государстве она устанавливается конституцией, другими законами и не может осуществляться без непосредственного участия народа (выборов, референдума и др.), без представительных органов, парламентов и т.д. Втретьих, законной должна бытьсфера полномочий государственной власти, круг отношений, который государственная власть вправе и может регулировать. Ее вмешательство, как говорилось, не безгранично, она не вправе ограничивать частную жизнь граждан. Наконец, законными должны бытьформы и методы осуществления власти, деятельности государственной власти. Они должны основываться на применении норм права с учетом общечеловеческих ценностей. Массовый террор, преследование инакомыслящих и т.д. лишают государственную власть подлинной легальности.

В обычных условиях легализация государственной власти осуществляется прежде всегоконституциями, принятыми демократическим путем (на референдуме, учредительным (конституционным) собранием и др.).

Легализация органов государственной власти, порядка их создания, деятельности осуществляется также иными правовыми актами: законами (например, законы о выборах Государственной Думы и Президента РФ), указами президента (например, указами Президента РФ утверждены положения о Министерстве внутренних дел РФ, Министерстве юстиции РФ и т.д.), постановлениями правительства, постановлениями органов конституционного контроля.

Легализация государственной власти, обоснование властных полномочий, права управлять государством коренится в юридических актах и может, следовательно, при определенных условиях являться только внешней легализацией, юридически закрепляющей антинародную, антидемократическую, даже террористическую государственную власть. Таковы были правовые акты гитлеровской Германии, провозглашавшие безраздельную власть фюрера, законы ЮАР, установившие в 30х начале 90х годов прошлого века режим апартеида и лишавшие 5/6 населения страны гражданских прав. Поэтому, определяя легальность или нелегальность государственной власти, необходимо учитывать не только внешние признаки (например, принятие конституции референдумом), но и то, насколько правовые акты, легализующие государственную власть, ее органы, соответствуют общечеловеческим ценностям и принципам права, в том числе международного. Ведь путем референдума в обстановке насилия и угроз, обмана избирателей принимались и реакционные конституции (например, в Греции в 60х годах XX в. при режиме «черных полковников»; Гитлер в фашистской Германии тоже использовал референдум).

Нарушение принципа легальности (правовых норм) предполагает юридическую ответственность государственных органов и должностных лиц — политическую (отставка правительства, импичмент президенту), уголовную (предание суду за незаконное использование государственной власти при исполнении служебных обязанностей), гражданскую (возмещение ущерба, причиненного государству, юридическим и физическим лицам при незаконном использовании государственной власти).

В основе термина «легитимация» лежит корень того же латинского слова, что и термина «легализация», но первому из них придается иное истолкование. Это тоже узаконение, но не только правовое, нередко не имеющее отношения к праву, наконец, иногда противоречащее правовым нормам. Легитимность — это состояние не юридическое, афактическое, не обязательно формальное, а чаще — неформальное. Легитимациягосударственной власти — это процессы и явления, посредством которых она приобретает свойство легитимности, выражающие правильность, оправданность, справедливость, моральную «законность», соответствие ее общечеловеческим ценностям, соответствие й власти, ее деятельности определенным психическим установкам, киданиям общества, людей. Легитимная государственная власть — ) власть, соответствующая представлениям народа данной страны о ясной государственной власти. Такие представления связаны прежнего не с юридическими нормами, а с материальными, политически, духовными условиями общественной жизни, с личными запросами каждого человека. В основе легитимации лежит вера, людей в то, блага (материальные и духовные) зависят от сохранения и поддержания такого порядка в обществе, который они считают справедливым их убеждение в том, что такой порядок выражает ихинтересы. Следствием легитимности является авторитет государственной у населения, признание права управлять и согласие подчиняться. Легитимность повышаетэффективность государственной власти.

Легитимация государственной власти находит свое выражение в поддержке этой власти населением, о чем могут свидетельствовать результаты голосования на выборах президента, парламента, итоги референдума, массовые демонстрации в поддержку правительства, которому, например, угрожают силы реакции, одобрение проектов решений, предлагаемых органами государственной власти на общегосударственных или местных обсуждениях.

Существует несколько форм легитимации государственной власти. Принято различать основные из них — традиционную, харизматическую и рациональную легитимацию.

Традиционная легитимация связана с обычаями, иногда с особой ролью религии, с личной, племенной, сословной зависимостью. Наиболее ярким современным свидетельством этого является легитимация полуфеодальнотеократической государственной власти в некоторых мусульманских странах Востока.

Харизматическая легитимация (харизма — от греч. charisma — божественный дар, божественная милость) обусловлена особыми качествами выдающихся личностей. К числу таких качеств могут относиться природные способности, пророческий дар, сила духа и слова. Этому способствует также создаваемый культ личности вокруг «вождя». Харизмой обладали Чингисхан, Наполеон, Гитлер, И.В. Сталин, Мао Цзэдун и др.

Рациональная легитимация основана на разуме: население поддерживает или отвергает государственную власть, руководствуясь собственной оценкой этой власти. Основой рациональной легитимации являются не популистские лозунги и обещания (хотя и они могут дать кратковременный эффект), а практическая деятельность государственной (и иной) власти, работа органов государства на благо населения, открытый и честный диалог власти с населением, умение признать свои ошибки, изменить, хотя бы частично, свою деятельность под влиянием доводов своих оппонентов.

Иногда называют другие формы легитимации, в частности, ксеническую (навязывание населению определенных образов, в том числе власти, правительства, руководителя путем постоянного повторения какихлибо постулатов без их обоснования и возможности сомнений), стереотипическую (опора на чувства, коренящиеся в подсознании родство; страх и т.д.) и др.

Источник

Государственная (политическая) власть

Государственная власть — это способ руководства (управления) обществом с опорой на специальный аппарат принуждения; это реальная способность и возможность индивида, группы, социального слоя прово­дить свою волю в политике и правовых нормах, распро­страняя ее на все население, а также принуждать к её исполнению.

Государственная власть с точки зрения генетической обусловленности первична по отношению к государству. Именно потребность общества (на определенном этапе его развития) во вла­сти с такими свойствами, которые присущи государственной власти, и обус­ловили появление государства. Государство выступает как носитель государ­ственной власти, как та сила, на которую эта власть опирается, поэтому оно должно быть построено таким образом, чтобы иметь возможность продуци­ровать власть с особыми свойствами (признаками), то есть ту власть, которую и принято именовать государственной.

Характерные черты государственной власти (по Матузову, Малько):

    1. распространяется на все общество (это единственная власть, которая имеет отношение ко всем лицам, проживающим в данной стране, является общеобязательной);
    2. носит публично-политический характер (призвана выполнять общественные функции, решать общие дела, упорядочивать процесс удовлетворения различного рода интересов);
    3. опирается на государственное принуждение (имеет право применять силу, когда это необходимо для достижения законных и справедливых целей);
    4. осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.);
    5. устанавливает систему налогов;
    6. организует население по территориальному признаку;
    7. характеризуется легитимностью и легальностью.

Политическая власть как одно из важнейших прояв­лений власти характеризуется реальной способностью класса (группы, индивида) проводить свою волю, выраженную в политике. Понятие «политическая власть» шире понятия «государственная власть». Политическая деятельность осу­ществляется не только в рамках государства, но и в рамках партий, профсоюзов, международных организаций. Полити­ческая власть добивается осуществления намеченных целей методом принуждения.

Основные свойства государственной власти:

    1. верховенство;
    2. единство;
    3. всеобщность и универсальность;
    4. принудительность и общеобязательность.

Верховенство государственной власти означает официальное расположение ее на высшей ступени иерархии управляющих в данном государстве подсистем, ее независимость от других субъектов властеотношений, деятельности по социальному управлению, невозможность существования другой такой власти. В нем преломляется государственный суверенитет, по крайней мере постольку, поскольку то или иное государство реально им обладает.

Единство государственной власти коренится в единстве ее природы и выражается в ее неделимости ни между классами, слоями общества, ни между ее ветвями, поскольку все три ветви власти образуют в совокупности единство государственной власти, обязаны действовать в общих интересах большинства народа. Так, государственная власть при наличии трех ее ветвей действует комплексно, в ней участвуют все органы государства.

Всеобщность и универсальность государственной власти — взаимопереплетающиеся ее свойства, означающие, что на территории данного государства эта власть действует повсеместно, распространяется на всех находящихся там лиц, носит всеобъемлющий характер как по объекту, так и способам воздействия. Не существует и форм, способов и методов воздействия, в отношении которых априори, вне зависимости от конкретной исторической ситуации можно было бы сказать, что они не могут применяться этой властью.

Государственная власть как официальный представитель общества охватывает и распространяется на все слои, группы населения и на каждого отдельного человека, пользуется любыми соответствующими ее сущности и назначению способами воздействия, представляет страну как во внутренних, так и во внешних отношениях.

Принудительность и общеобязательность государственной власти заключается в том, что ее акты императивны, обеспечены мощью государственного механизма и обязательны для всех тех, кому они адресованы. Не допускается уклонение от исполнения принятых государственной властью решений даже при несогласии с ними. Если оно все же имеет место, то к виновному применяются меры принуждения.

Указанные свойства государственной власти на практике тесно взаимосвязаны и взаимодополняемы, отрывать их друг от друга или абсолютизировать одно за счет другого было бы неверно. В своем единстве они раскрывают сущность, специфику государственной власти.

Источник

Вопрос 1. Государственная власть как особая разновидность социальной власти

Государственная властьэто способ управления обществом, для которого характерна опора на специальный аппарат принуждения (авторитет силы).

Власть свойственна любой более или менее устойчивой и организованной человеческой общности. Социальная власть возникла вместе с человеческим обществом, существовала как власть племени, фратрии, рода и осуществлялась советами старейшин родов и племен, народными собраниями. Такая власть не отделялась от своего источника и носителя, выражала общие потребности и интересы, имела общественный характер, применялась для решения общих задач.

С появлением государства власть отчуждается от общества и преобразуется в политическую власть. Политическая власть, воплощаясь в государственно-правовые институты, становится государственной властью.

Государственная власть – это руководство обществом с помощью государственного аппарата, опирающегося на легализованное принуждение, осуществляемое с целью реализации воли доминирующих социальных сил.

Государственная власть – это особая разновидность социальной и политической власти.

В структуре государственной власти выделяют следующие элементы:Субъект власти – это непосредственный ее носитель, который предписывает те или иные варианты действий, поведения, подчиняя своей власти объект; Объект власти – выступают индивиды, их объединения, социальные слои, классы, общности, общество в целом; Содержание властной деятельности – в рамках властеотношений субъект навязывает свою волю объекту; Средства, приемы и способы осуществления государственной власти – зависят от интересов и волевой позиции сторон; Ресурсы власти – совокупность условий и факторов, обеспечивающих реализацию государственной власти; Власть может иметь различные мотивы — это страх, привычка к повиновению, убежденность в повиновении, авторитет, доверие, право, воля.

Источники власти – сила, богатство, положение в обществе, наличие знаний.Признаки (свойства) государственной власти: Публичность – распространение на все население государства и осуществление специально созданным аппаратом управления; Универсальность – распространение на все сферы общественной жизни; Верховенство – подчинение других видов социальной власти, кроме власти своего народа; Легитимность – соответствие ожиданиям народа, населяющего государство, интересам большинства; Законодательная прерогатива – наличие монопольного права на создание юридических норм; Легальность – соответствие основного закона государства и действующего законодательства; Легальное применение силы – воздействие власти через специально созданный правоохранительный (карательный) аппарат (армию, суд, полицию); Опора на государственное принуждение; Использование системы налогов; Деление населения по территориальному признаку;

Таким образом, говоря о власти, как социальном явлении, следует отметить, что любое человеческое общество на различных этапах его развития всегда предполагает властное руководство им, так как оно является главным условием функционирования, социальной системы, а также регулятором общественных отношений, возникающих в любом организованном обществе.

Государственная власть есть концентрированное выражение воли и силы, мощи государства, воплощенное в государственных органах и учреждениях, образующих механизм (аппарат) этой власти. Государственная властьобеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внутренних и внешних посягательств путем использования различных методов, в том числе государственного принуждения и военной силы.

Вопрос 2. Функции государства: понятие, основные признаки, классификация.

Под функциями государства принято понимать основные направления его деятельности, которые вытекают из его социальной природы и связаны с решением задач, стоящих перед обществом на том или ином этапе его развития. Функции государства следует отличать от функции органов государства. Функции органов государства определяются самим государством и закрепляются специальным актом о правовом статусе данного органа. А функции государства определяются не волей законодателя, а его природой, обусловлены самой жизнью общества. Функции государства по-разному классифицируются в юридической науке. Самым распространенным является деление функций на внутренние и внешние. Внутренние функции характеризуют деятельность государства внутри данной страны. Внешние функции направлены на решение задач государства вовне — на международной арене. Внутренние и внешние функции тесно связаны между собой, дополняют друг друга. Различают также постоянные и временные функции: постоянные, это те, которые осуществляются на всех этапах развития общества и государства, а временные функции связаны с решением задач, которые обусловлены временным стечением обстоятельств (борьба со стихийными бедствиями, эпидемиями и т.д.).

Внутренние функции государства:Правовая функция — обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина. Политическая функция — обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества. Организаторская функция — упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы. Экономическая функция — организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций. Социальная функция — обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта. Экологическая функция — гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования. Культурная функция — создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства, формирование государственной культурной политики. Образовательная функция — деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.

Внешние функции государства:Внешнеполитическая функция — развитие дипломатических отношений между государствами, заключение международных договоров, участие в международных организациях.

Функция обеспечения национальной безопасности — поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета и безопасности государства.Функция поддержания мирового порядка — участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества. Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.

Источник

Политическая власть как одно из важнейших прояв­лений власти характеризуется реальной способностью класса (группы, индивида) проводить свою волю, выраженную в политике. Понятие «политическая власть» шире понятия «государственная власть». Политическая деятельность осу­ществляется не только в рамках государства, но и в рамках партий, профсоюзов, международных организаций. Полити­ческая власть добивается осуществления намеченных целей методом принуждения.

  1. верховенство;
  2. единство;
  3. всеобщность и универсальность;
  4. принудительность и общеобязательность.

Верховенство государственной власти означает официальное расположение ее на высшей ступени иерархии управляющих в данном государстве подсистем, ее независимость от других субъектов властеотношений, деятельности по социальному управлению, невозможность существования другой такой власти. В нем преломляется государственный суверенитет, по крайней мере постольку, поскольку то или иное государство реально им обладает.

Единство государственной власти коренится в единстве ее природы и выражается в ее неделимости ни между классами, слоями общества, ни между ее ветвями, поскольку все три ветви власти образуют в совокупности единство государственной власти, обязаны действовать в общих интересах большинства народа. Так, государственная власть при наличии трех ее ветвей действует комплексно, в ней участвуют все органы государства.

Всеобщность и универсальность государственной власти — взаимопереплетающиеся ее свойства, означающие, что на территории данного государства эта власть действует повсеместно, распространяется на всех находящихся там лиц, носит всеобъемлющий характер как по объекту, так и способам воздействия. Не существует и форм, способов и методов воздействия, в отношении которых априори, вне зависимости от конкретной исторической ситуации можно было бы сказать, что они не могут применяться этой властью.

Государственная власть как официальный представитель общества охватывает и распространяется на все слои, группы населения и на каждого отдельного человека, пользуется любыми соответствующими ее сущности и назначению способами воздействия, представляет страну как во внутренних, так и во внешних отношениях.

Принудительность и общеобязательность государственной власти заключается в том, что ее акты императивны, обеспечены мощью государственного механизма и обязательны для всех тех, кому они адресованы. Не допускается уклонение от исполнения принятых государственной властью решений даже при несогласии с ними. Если оно все же имеет место, то к виновному применяются меры принуждения.

Указанные свойства государственной власти на практике тесно взаимосвязаны и взаимодополняемы, отрывать их друг от друга или абсолютизировать одно за счет другого было бы неверно. В своем единстве они раскрывают сущность, специфику государственной власти.

Государственная власть — это способ руководства (управления) обществом с опорой на специальный аппарат принуждения; это реальная способность и возможность индивида, группы, социального слоя прово­дить свою волю в политике и правовых нормах, распро­страняя ее на все население, а также принуждать к её исполнению.

Государственная власть с точки зрения генетической обусловленности первична по отношению к государству. Именно потребность общества (на определенном этапе его развития) во вла­сти с такими свойствами, которые присущи государственной власти, и обус­ловили появление государства. Государство выступает как носитель государ­ственной власти, как та сила, на которую эта власть опирается, поэтому оно должно быть построено таким образом, чтобы иметь возможность продуци­ровать власть с особыми свойствами (признаками), то есть ту власть, которую и принято именовать государственной.

Характерные черты государственной власти (по Матузову, Малько):

    1. распространяется на все общество (это единственная власть, которая имеет отношение ко всем лицам, проживающим в данной стране, является общеобязательной);
    2. носит публично-политический характер (призвана выполнять общественные функции, решать общие дела, упорядочивать процесс удовлетворения различного рода интересов);
    3. опирается на государственное принуждение (имеет право применять силу, когда это необходимо для достижения законных и справедливых целей);
    4. осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.);
    5. устанавливает систему налогов;
    6. организует население по территориальному признаку;
    7. характеризуется легитимностью и легальностью.

    Политическая власть как одно из важнейших прояв­лений власти характеризуется реальной способностью класса (группы, индивида) проводить свою волю, выраженную в политике. Понятие «политическая власть» шире понятия «государственная власть». Политическая деятельность осу­ществляется не только в рамках государства, но и в рамках партий, профсоюзов, международных организаций. Полити­ческая власть добивается осуществления намеченных целей методом принуждения.

    Основные свойства государственной власти:

      1. верховенство;
      2. единство;
      3. всеобщность и универсальность;
      4. принудительность и общеобязательность.

      Верховенство государственной власти означает официальное расположение ее на высшей ступени иерархии управляющих в данном государстве подсистем, ее независимость от других субъектов властеотношений, деятельности по социальному управлению, невозможность существования другой такой власти. В нем преломляется государственный суверенитет, по крайней мере постольку, поскольку то или иное государство реально им обладает.

      Единство государственной власти коренится в единстве ее природы и выражается в ее неделимости ни между классами, слоями общества, ни между ее ветвями, поскольку все три ветви власти образуют в совокупности единство государственной власти, обязаны действовать в общих интересах большинства народа. Так, государственная власть при наличии трех ее ветвей действует комплексно, в ней участвуют все органы государства.

      Всеобщность и универсальность государственной власти — взаимопереплетающиеся ее свойства, означающие, что на территории данного государства эта власть действует повсеместно, распространяется на всех находящихся там лиц, носит всеобъемлющий характер как по объекту, так и способам воздействия. Не существует и форм, способов и методов воздействия, в отношении которых априори, вне зависимости от конкретной исторической ситуации можно было бы сказать, что они не могут применяться этой властью.

      Государственная власть как официальный представитель общества охватывает и распространяется на все слои, группы населения и на каждого отдельного человека, пользуется любыми соответствующими ее сущности и назначению способами воздействия, представляет страну как во внутренних, так и во внешних отношениях.

      Принудительность и общеобязательность государственной власти заключается в том, что ее акты императивны, обеспечены мощью государственного механизма и обязательны для всех тех, кому они адресованы. Не допускается уклонение от исполнения принятых государственной властью решений даже при несогласии с ними. Если оно все же имеет место, то к виновному применяются меры принуждения.

      Указанные свойства государственной власти на практике тесно взаимосвязаны и взаимодополняемы, отрывать их друг от друга или абсолютизировать одно за счет другого было бы неверно. В своем единстве они раскрывают сущность, специфику государственной власти.

      Раздел ЕГЭ: 4.1. Понятие власти

      Поскольку основной целью политической деятельности является достижение определённых интересов, а именно поддержание или изменение существующего общественного порядка, она невозможна без применения власти.

      Власть — система взаимоотношений между людьми, в которой обязательными элементами выступают господство одних сил с подчинением и принуждением других.

      ИСТОЧНИКИ И СТРУКТУРА ВЛАСТИ

      Добиться власти значительно помогают следующие источники.

      власть

      Право отдавать приказы устанавливается общественными нормами, как и обязанность подчиняться этим приказам.

      Власть — абстрактное понятие, но её прямыми носителями становятся определённые политические структуры, которые принимают следующие формы:

      • руководство;
      • управление;
      • господство;
      • координация;
      • организация;
      • контроль.

      Для того чтобы добиться своих целей, власть может использовать следующие ресурсы:

      • волю;
      • убеждение;
      • манипуляцию;
      • авторитет;
      • насилие;
      • право;
      • поощрение;
      • принуждение.

      ВИДЫ ВЛАСТИ

      Применение власти характерно для всех сфер жизни человека и общества. В соответствии с этим виды власти делятся внутри себя по некоторым характерным чертам.

      ⊕ По источнику власти:

      • политика;
      • экономика;
      • религия;
      • культура.

      ⊕ По участникам власти:

      • государство;
      • партия;
      • церковь;
      • семья.

      ⊕ По функциям органов власти:

      • законодательная;
      • исполнительная;
      • судебная.

      ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ

      Наибольшее значение для общества играет политическая власть, поскольку она диктует волю большому количеству людей и влияет на мир в целом.

      Политическая власть — публичная система взаимоотношений между людьми и политическими институтами, которая распространяется на всё общество.

      ⊕ Помимо основных признаков власти, политическая власть включает следующие дополнения:

      • верховенство;
      • публичность и безличность (все действия совершает от имени общества);
      • моноцентричность (единый общегосударственный центр);
      • легальность в использовании силы (в рамках закона возможно принуждение жителей страны к определённым действиям);
      • многообразие ресурсов (экономические, информационные, принудительные).

      ⊕ По степени территориального охвата различают два вида политической власти:

      • общественная (касается всего общества);
      • местная (касается органов местного самоуправления, которые в РФ действуют совместно с государственной властью, но имеют собственные отличия).

      Формы политической власти:

      • партии;
      • профсоюзы;
      • международные организации.

      ЛЕГИТИМНОСТЬ

      Легитимность — добровольное признание людьми основных ценностей действующей власти. Только в случае поддержки значительной части населения власть в глазах людей считается правомерной и справедливой.

      В начале XX в. учёным Максом Вебером была выдвинута теория, в которой он объяснил пути, откуда берёт своё начало политическая власть. Согласно этой теории сегодня выделяют три вида легитимной власти.

      Основа власти: Обычаи, вера, традиции. Отличительные черты: Крепкая власть, поскольку основана на привычке повиновения власти. Пример: Абсолютная монархия, отношения дворян и крестьян.

      Основа власти: Закон. Отличительные черты: Подчинение установленным правилам, несмотря на возможный внутренний протест. Пример: Подчинение директору вне зависимости от его личных и профессиональных качеств.

      Смесь всех видов власти

      ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ

      Государственная власть — составляющая часть политической власти, которая действует на территории отдельно взятого государства. Её задача: постановка и решение государственных целей, а также руководство делами общества государственными органами путём принятия обязательных к исполнению актов. Государственную власть может осуществить сам народ (референдум, выборы), однако чаще это делают соответствующие органы.

      Существуют три ветви государственной власти:

      • законодательная (парламент, Федеральное собрание РФ);
      • исполнительная (Правительство РФ, министерства РФ, федеральные службы);
      • судебная (суд).

      Все три ветви государственной власти ограничивают друг друга и не могут существовать раздельно.

      Читайте также:

          

      • Акционерное общество это кратко в истории
      •   

      • Горький детство история цыганка кратко
      •   

      • Пушкин в таганроге кратко
      •   

      • Значение мыла для человека кратко
      •   

      • Подготовка собак по общему курсу дрессировки кратко

Верны ли следующие суждения о государственной власти?

А. Государственная власть — это способ руководства обществом, для которого характерна опора на специальный аппарат принуждения (авторитет силы).

Б. Государственная власть всегда публична.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

Елизавета

21 января, 2022

Обществознание

Из четырёх предложенных вариантов ответа правильным является 3).

Верны оба суждения о государственной власти. Она публичная и опирается на аппарат принуждения. Для управления обществом на разных его уровнях существуют органы публичной власти, например, государственные и местного самоуправления. В России, например, существует федеральный закон об организации публичной власти в субъектах.

Опубликовано 21 января, 2022

Последние вопросы

Образовака

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Panasonic advanced its инструкция kx ts2361ruw
  • Руководство по часам casio edifice
  • Руководство партизанского рувд минска
  • Охта групп руководство
  • Скачать руководство для рено меган