Государственное руководство спортом в

Автор статьи

Инна Смирнова

Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»

преподавательский стаж — 15 лет

Задать вопрос автору статьи

Основы государственного управления физической культурой и спортом

Одним из приоритетных направлений государственной политики России на современном этапе является развитие физической культуры и спорта. Основная задача государства в этом направлении состоит в формировании благоприятных условий, обеспечивающих привлечение молодежи, детей и подростков к здоровому образу жизни, оздоровлению, профилактике заболеваний и правонарушений, повышению физической готовности населения.

Замечание 1

Государственное управление физической культурой и спортом ориентировано на формирование отраслевой модели оптимального характера, в рамках которой существует четкое распределение и согласованность компетенции и полномочий, функций и ответственности всех субъектов, занятых в сфере физической культуры и спорта на всех уровнях государственного и муниципального управления.

Логотип iqutor

Сделаем домашку
с вашим ребенком за 380 ₽

Уделите время себе, а мы сделаем всю домашку с вашим ребенком в режиме online

Бесплатное пробное занятие

*количество мест ограничено

Государственная политика в сфере физической культуры и спорта направлена на формирование условий, которые обеспечивают возможности населения страны вести здоровый образ жизни, регулярно заниматься спортом и физической культурой, иметь доступ к объектам спортивной инфраструктуры, повышать конкурентоспособность национального спорта.

Задачи государственного управления физической культурой и спортом

Основными задачами государственного управления в сфере физкультуры и спорта являются:

  1. формирование нового подхода к организации национальной системы воспитания граждан с точки зрения физкультурного и спортивного подхода;
  2. обеспечение разработки и реализации мероприятий, направленных на пропаганду физкультуры и спорта как необходимого элемента здорового образа жизни;
  3. осуществление модернизации системы физического воспитания групп населения различного возраста;
  4. совершенствование системы подготовки профессиональных спортсменов, обеспечивающих конкурентоспособность национального спорта на международной арене;
  5. обеспечение усиления социальной защиты представителей профессионального спорта;
  6. развитие обеспечения физкультурно-спортивной деятельности в рамках таких направлений как организационно-управленческое, кадровое, научно-методическое, методико-биологическое, антидопинговое;
  7. формирование и развитие инфраструктуры спорта и физической культуры;
  8. принятие мер по совершенствованию финансирования физкультурно-спортивной деятельности;
  9. формирование системы, обеспечивающей общественную безопасности объектов спорта;
  10. обеспечение организации работы с болельщиками и объединениями болельщиков.

«Государственное управление физической культурой и спортом» 👇

Формирование национальной системы спортивного и физкультурного воспитания граждан страны является важнейшим направлением стратегии развития российского спорта и физкультуры.

В качестве основных направлений формирование системы спортивно-физкультурного воспитания граждан страны можно назвать следующие:

  • во-первых, осуществление разработки и формирования организационных основ управления развитием спорта и физической культуры;
  • во-вторых, осуществление совершенствования системы физкультурных и спортивных мероприятий;
  • в-третьих, осуществление совершенствования порядка взаимодействия субъектов спорта и физической культуры;
  • в-четвертых, осуществление разработки параметров двигательной активности граждан различных социальных и возрастных групп;
  • в-пятых, осуществление разработки системы воспитания с физической точки зрения гражданина на разных этапах его жизнедеятельности.

Основной закон страны – Конституция России – относит вопросы физкультуры и спорта к совместному ведению федерации и регионов. На муниципальном уровне управление физкультурой и спортом подразумевает организацию мероприятий массового спорта и физической культуры на территории муниципального образования, а также проведение спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий официального характера, организация и осуществление мероприятий в части работы с молодежью и подрастающим поколением.

Роль министерства спорта в государственном управлении физкультурой и спортом

Замечание 2

Основным органом исполнительной власти, на который возлагаются задачи реализации политики государства в сфере физической культуры и спорта является Министерство спорта России.

Министерство спорта России призвано осуществлять следующие функции в сфере государственного управления физической культурой и спортом:

  • во-первых, вырабатывать и реализовать государственную политику в сфере физической культуры и спорта;
  • во-вторых, осуществлять нормативно-правовое регулирование в сфере спорта и физической культуры;
  • в-третьих, оказывать государственные услуги и управлять государственным имуществом в сфере спорта и физической культуры.

Правовые основы функционирования Министерства спорта России составляет Конституция России, федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты Президента и Правительства России, международные договоры.

Осуществление деятельности Министерства спорта России реализуется либо непосредственно, либо через систему подведомственных организаций, взаимодействующих с иными органами исполнительной власти федерального и регионального уровня, органами муниципального управления, объединениями общественного характера и иными организациями.

Министерство спорта России реализует следующие полномочия:

  • внесение в Правительство России проектов нормативных документов по вопросам физической культуры и спорта;
  • самостоятельное принятие нормативных актов в пределах своей компетенции;
  • согласование решений относительно проведения на территории страны международных спортивных мероприятий;
  • определение основных направлений пропаганды спорта, ЗОЖ, массовой физической культуры,
  • осуществление системы государственных закупок для целей спорта и физической культуры;
  • организация семинаров, конференций, конгрессов и иных мероприятий в пределах своей компетенции;
  • управление государственным имуществом в целях развития спорта и физической культуры;
  • обобщение практики применения законодательства и проведение анализа эффективность реализации государственной политики сфере спорта и физической культуры и так далее.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Историческая эволюция  управления ФКиС в России

Историческая эволюция управления ФКиС в России

Возникновение и становление управленческих отношений в сфере физической культуры и спорта в дореволюционной России Управление физическим воспитанием и спортом стала формироваться в России в рамках военного ведомства. Это обстоятельство объясняется тем фактом, что именно армией физическая культура и спорт были востребованы в наибольшей степени. И это вполне объяснимо, так как от того, насколько солдаты и офицеры были подготовлены физически, зачастую зависели их жизнь и здоровье, определялась победа или поражение в бою. В первой половине 19 века физическая культура и спорт стали распространяться в широких общественных кругах и образовательных учреждениях, впервые в нашей стране формируются спортивные школы, общества и клубы. В Петербурге, Москве и Киеве появляются яхт-клубы, общества гребного спорта, плавания и атлетической гимнастики. Тогда же начинают проводиться первые спортивные соревнования.

Возникновение и становление управленческих отношений в сфере физической культуры и спорта в дореволюционной России

Управление физическим воспитанием и спортом стала формироваться в России в рамках военного ведомства. Это обстоятельство объясняется тем фактом, что именно армией физическая культура и спорт были востребованы в наибольшей степени. И это вполне объяснимо, так как от того, насколько солдаты и офицеры были подготовлены физически, зачастую зависели их жизнь и здоровье, определялась победа или поражение в бою.

В первой половине 19 века физическая культура и спорт стали распространяться в широких общественных кругах и образовательных учреждениях, впервые в нашей стране формируются спортивные школы, общества и клубы. В Петербурге, Москве и Киеве появляются яхт-клубы, общества гребного спорта, плавания и атлетической гимнастики. Тогда же начинают проводиться первые спортивные соревнования.

К началу первой мировой войны в России было создано и действовало около 1200 физкультурно-спортивных объединений, насчитывавших 45 тыс. членов в 332 городах и поселках. Все образованные неправительственные спортивные организации действовали как самоуправляемые структуры в рамках общегражданского законодательства

Государственное управление физическим воспитанием и спортом в начале 20 века находилось в ведении двух ведомств — военного министерства и министерства просвещения. Однако набиравшее силу общественное физкультурно-спортивное движение не было охвачено единой системой управления и контроля со стороны правительства. Это обстоятельство беспокоило государство, так как под эгидой спортивных школ и клубов могли вести политическую и пропагандистскую деятельность различные партии и группировки, которые подрывали основы государственного строя.

Начало первой мировой войны (Россия вступила в войну в августе 1914 г.), а затем и бурные революционные события 1917 г. прервали эволюционное развитие российских управленческих структур в сфере физического воспитания и спорта.

Управление физической культурой и спортом в советский период

После революции 1917 г. вся сформированная ранее система управления физической активностью и спортом в России была упразднена и некоторое время не функционировала вовсе. 

В апреле 1918 г. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет издает декрет «Об обязательном обучении военному искусству», согласно которому в обязательном порядке все мужчины в возрасте от 16 до 40 лет привлекались к изучению военного дела и прохождению физической подготовки.

Уже в 1918 г. начали функционировать первые ячейки и кружки Всевобуча, комсомольские спортивные общества «Муравей» (Москва), «Спартак» (Петроград), «Красный молодняк» (Минск) и некоторые другие. 

В первые годы советской власти вовлечение в физкультурно-спортивное движение происходило как на добровольной основе, так и за счет принуждения. И такая политика стала приносить свои плоды — все большее количество людей почувствовало вкус к физкультуре и спорту, стали развиваться спортивные школы и общества, дала первые ростки спортивная наука

В 1922 г. закончилась гражданская война и Всевобуч был расформирован. На повестку дня вновь встал вопрос о системе управления отраслью физической культуры и спорта в стране, о ее задачах и функциях.

Культурные проблемы. Не следует забывать о том, что отрасль физической культуры и спорта в те годы делала только первые шаги в массы. Соответственно, в этом направлении нужно было разрешить ряд серьезных проблем — значительный уровень пьянства, предрассудки и предубеждения (особенно по поводу женского спорта), неграмотность, сословные и религиозные стереотипы. Помимо перечисленных, сложной проблемой оставался вопрос построения новой пролетарской культуры, которая должна была в корне отличаться от буржуазной. И здесь наблюдалась довольно значительная дифференциация идей и мнений, — присутствовало так называемое «рекордсменское» направление, культурно-массовый гигантизм, «изоляционизм» в международном сотрудничестве с буржуазными спортивными организациями и проч.

Экономические проблемы. В условиях послевоенной разрухи люди нуждались в самом необходимом — в пище, в одежде, жилье. Конечно, финансовых средств катастрофически не хватало ни на спортинвентарь, ни на спортсооружения. Естественно, что в такой ситуации успешно руководить физкультурно-спортивной отраслью было чрезвычайно сложно. 

Послевоенный период

успехи советского спорта приобретают важный идеологический и политический оттенок, так как свидетельствовали о преимуществах социалистической системы. И, конечно, руководство СССР хорошо понимало, что следует активно развивать это направление. Однако этому препятствовала существующая управленческая структура. К тому же внутренняя борьба, развернувшаяся при смене власти, завершилась, а опасность путча миновала. Теперь уже ничто не препятствовало возрождению самостоятельного физкультурно-спортивного ведомства, которое было восстановлено в феврале 1954 г. Вместе со вновь образованным Комитетом по физической культуре и спорту восстанавливались его территориальные структуры в регионах.

В январе 1955 г. правительство утвердило правовой документ, на основании которого строилась вся деятельность физкультурно-спортивного ведомства — Положение о Комитете по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР. Согласно этому Положению на Комитет возлагалось государственное руководство массовым спортом в стране и повышением мастерства советских спортсменов; рассмотрение основных вопросов развития физкультуры и спорта, вопросов управления организациями, учреждениями и учебными заведениями, подведомственными Комитету. 

Жестко выстроенная управленческая вертикаль военного типа, которая существовала в советской физкультурно-спортивной отрасли, несла в себе все пороки, свойственные государствленным системам. Ее недостатки выражались, в первую очередь, в том, что в управляющем звене не всегда оказывались лучшие специалисты, выдвинутые коллегами, а зачастую карьеристы и просто «свои люди», подобранные по принципу личной преданности, а не компетентности. В итоге в физкультурно-спортивной отрасли допускались грубые управленческие ошибки, принимались необоснованные и субъективные решения, осуществлялась неправильная кадровая политика.

Жестко выстроенная управленческая вертикаль военного типа, которая существовала в советской физкультурно-спортивной отрасли, несла в себе все пороки, свойственные государствленным системам. Ее недостатки выражались, в первую очередь, в том, что в управляющем звене не всегда оказывались лучшие специалисты, выдвинутые коллегами, а зачастую карьеристы и просто «свои люди», подобранные по принципу личной преданности, а не компетентности. В итоге в физкультурно-спортивной отрасли допускались грубые управленческие ошибки, принимались необоснованные и субъективные решения, осуществлялась неправильная кадровая политика.

Современный период С распадом СССР и появлением на его месте целого ряда независимых государств в становлении отечественной физической культуры и спорта наступил новый период. Ушли в прошлое выступления единой сборной командой, распалась единая система управления физкультурой и спортом в стране, возник целый комплекс финансовых и организационных проблем международного и внутреннего характера.

Современный период

С распадом СССР и появлением на его месте целого ряда независимых государств в становлении отечественной физической культуры и спорта наступил новый период. Ушли в прошлое выступления единой сборной командой, распалась единая система управления физкультурой и спортом в стране, возник целый комплекс финансовых и организационных проблем международного и внутреннего характера.

Следует отметить, что десятилетие 1992-2002 гг. было для управления физкультурно-спортивной отраслью делом чрезвычайно сложным и неблагодарным. Постоянное недофинансирование, реорганизации и чехарда кадров (в этот период ведомство реформировалось еще восемь раз), региональный сепаратизм и радикальные перемены в социально-экономической жизни общества - все это многократно затрудняло процесс управления физическим воспитанием и спортом в стране. снижение управляемости в отрасли имело как объективные, так и субъективные предпосылки, которые, часто накладываясь друг на друга, усугубляли остроту проблем. Назовем наиболее острые и глубокие коллизии. Управленческая проблема. В последние 10-12 лет существенные изменения претерпели управленческие отношения в сфере физической культуры и спорта, иной стала социальная и управленческая среда. Если во времена СССР управленческая вертикаль выстраивалась по жесткому иерархическому принципу, основанному на единоначалии и партийной дисциплине, то позже ситуация переменилась.

Следует отметить, что десятилетие 1992-2002 гг. было для управления физкультурно-спортивной отраслью делом чрезвычайно сложным и неблагодарным. Постоянное недофинансирование, реорганизации и чехарда кадров (в этот период ведомство реформировалось еще восемь раз), региональный сепаратизм и радикальные перемены в социально-экономической жизни общества — все это многократно затрудняло процесс управления физическим воспитанием и спортом в стране.

снижение управляемости в отрасли имело как объективные, так и субъективные предпосылки, которые, часто накладываясь друг на друга, усугубляли остроту проблем. Назовем наиболее острые и глубокие коллизии.

Управленческая проблема. В последние 10-12 лет существенные изменения претерпели управленческие отношения в сфере физической культуры и спорта, иной стала социальная и управленческая среда. Если во времена СССР управленческая вертикаль выстраивалась по жесткому иерархическому принципу, основанному на единоначалии и партийной дисциплине, то позже ситуация переменилась.

Внезапные кадровые перестановки и организационные эксперименты были приостановлены в 2002 г., после того, как пост главы Госкомспорта занял В.А.Фетисов, имевший многолетний опыт профессионального спортсмена и спортивного менеджера. В течение последующих лет В.Фетисову удалось стабилизировать положение в физкультурно-спортивной отрасли, улучшить ее финансирование и укрепить кадровый состав.

Внезапные кадровые перестановки и организационные эксперименты были приостановлены в 2002 г., после того, как пост главы Госкомспорта занял В.А.Фетисов, имевший многолетний опыт профессионального спортсмена и спортивного менеджера. В течение последующих лет В.Фетисову удалось стабилизировать положение в физкультурно-спортивной отрасли, улучшить ее финансирование и укрепить кадровый состав.

Заключение

Исторические факты свидетельствуют, что в досоциалистический период были заложены организационные основы управления физической культурой и спортом. Организационная структура управления физической культурой и спортом в досоциалистической России имела мозаичный характер и включала в себя общегосударственный орган управления, Российский олимпийский комитет и около 1000 спортивно-гимнастических обществ, спортивных клубов, школ и т.п., каждое из которых организовывало занятия одним или несколькими видами спорта.

В советский период были сформированы научные основы управления физической культурой и спортом, закрепленные в соответствующем учебном курсе, включенном в учебные планы физкультурных вузов и техникумов в качестве обязательного предмета; систематически издавались учебные пособия и учебники. Первым изданием в России в рассматриваемой области науки было учебное пособие доцента А.А. Афанасьева «Организация физической культуры в СССР» (1952 г.), предназначенное для физкультурных вузов. В этот период сформировалось три центра НИР по проблемам управления — во ВНИИФК, в ГЦОЛИФКе и ГДОИФКе им. П.Ф. Лесгафта. физический культура спорт менеджмент

Современный период, характеризующийся ослаблением государственной формы централизованного управления физической культурой и спортом. Его основные черты: интенсивное развитие спортивного предпринимательства, коммерческих спортивно-оздоровительных организаций; саморазрушение первичного организационного звена физической культуры и спорта и автаркия ДФСО; самоликвидация производственной физической культуры; снижение статуса и сокращение компетенции государственных органов управления и особенно Государственного комитета РФ по физической культуре и спорту; существенное повышение статуса Олимпийского комитета России, которому передано право регулирования деятельности федераций по видам спорта, а также других общественных организаций.

image description

disserCat — электронная библиотека диссертаций работаем для вас с 2009 года

  • Корзина пуста

Вход
|
Регистрация

Вы робот?

Мы заметили, что с вашего адреса поступает очень много запросов.

Подтвердите, что вы не робот

История российского спортивного министерства

История российского спортивного министерства

Создание системы руководства спортом в стране началось с образования Комитета содействия олимпийскому движению при Правительстве Российской Федерации. Комитет был образован указом Президента России Бориса Ельцина 28 ноября 1991 года. Его основной задачей была организация подготовки российских спортсменов к зимней и летней Олимпиадам 1992 года.

В конце 1992 года, после того как Комитет содействия олимпийскому движению выполнил свои организационные функции по подготовке спортсменов к Играм в Альбервиле и Барселоне, он был преобразован в Комитет Российской Федерации по физической культуре. Поменялось не только название организации — расширился круг ее задач. Теперь комитету вменялось в обязанность решение проблем, связанных с разработкой и внедрением государственных программ физического воспитания населения, подготовкой и повышением квалификации специалистов, осуществление организационных, научно-информационных, методических и пропагандистских мероприятий, связанных с развитием массовой физической культуры, руководство развитием науки и внедрением научных исследований в физкультурно-спортивную практику. Возглавил комитет известный спортивный чиновник Валерий Сысоев, который имел большой опыт работы в Национальном олимпийском комитете СССР, был председателем Федерации велосипедного спорта Советского Союза и более десяти лет занимал пост президента Международной федерации велоспорта.

Комитет принимал непосредственное участие в разработке принятых в марте 1993 года Основ законодательства РФ «О физической культуре и спорте». Они установили основные принципы правового регулирования отношений в области физической культуры и спорта. 1 июня 1994 года был подписан указ Президента РФ о создании Государственного комитета по физической культуре и туризму.

Его председателем был назначен знаменитый тренер по теннису Шамиль Тарпищев, который совмещал эту должность с должностью председателя Координационного комитета по физической культуре и спорту при Президенте России. Совместно с Олимпийским комитетом России Госкомитет должен был участвовать в подготовке спортивного резерва в системе ДЮСШ, СДЮСШОР, ШВСМ, училищах олимпийского резерва, развивать туризм, руководить подготовкой и использованием физкультурных кадров, поддерживать и контролировать подведомственные научноисследовательские институты федерального значения.

В 1996 году Шамиля Тарпищева на посту председателя комитета сменил Леонид Тягачев, возглавлявший до этого Федерацию горнолыжного спорта России. Этот пост он занимал до 1999 года, после чего был избран первым вице-президентом Олимпийского комитета России.

В 1999 году закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» был принят Государственной Думой, одобрен Советом Федерации и 29 апреля подписан президентом РФ.

В 1999 году структура руководства спорта в стране была в очередной раз преобразована. Причем сначала вышел указ президента о создании вместо Государственного комитета агентства, а потом появился другой указ — о создании уже Министерства РФ по физической культуре, спорту и туризму.

Указом Бориса Ельцина 24 июня 1999 года первым министром РФ по физической культуре, спорту и туризму был назначен Борис Иванюженков.

После отставки правительства Сергея Степашина в августе 1999 года Борис Иванюженков стал исполняющим обязанности министра РФ по физкультуре, спорту и туризму. Но уже через несколько дней указом президента снова превратился в полноценного главу министерства. 17 мая 2000 года, менее чем через полгода после избрания Владимира Путина на пост президента РФ, министерство по физической культуре и спорту было преобразовано в Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму. Это было связано с формированием нового правительства и изменениями в структуре федеральных органов исполнительной власти. В июне 2000 года председателем комитета был назначен Павел Рожков, который до этого был заместителем первого министра спорта Бориса Иванюженкова по финансовым вопросам.

В апреле 2002 года Владимир Путин предложил возглавить Госкомспорт главному тренеру сборной России по хоккею на Олимпиаде в Солт-ЛейкСити Вячеславу Фетисову, который не имел никакого управленческого опыта и перед возвращением на родину больше десяти лет жил в СЩА, где сначала играл в клубах НХЛ, а затем работал в тренерском штабе команды «Нью-Джерси Девилс». В 2004 году Госкомспорт РФ был преобразован в Федеральное агентство по физической культуре и спорту (Росспорт). До его упразднения в 2008 году главой ведомства являлся Вячеслав Фетисов.

12 мая 2008 года в России было образовано новое министерство — спорта, туризма и молодежной политики, которое возглавил Виталий Мутко, на тот момент глава Российского футбольного союза. Спорт и туризм снова объединили.

После революции
1917 г. вся сформированная ранее система
управления физической активностью и
спортом в России была упразднена и
некоторое время не функционировала
вовсе. Казалось, что раздираемому
политическими потрясениями и вооруженным
противостоянием обществу не до физкультуры
и спорта.

Однако очень скоро
выяснилось, что это не так. Новому
советскому государству требовалась
хорошо обученная и боеспособная армия,
создать которую без соответствующей
системы
физической подготовки не удавалось
никому. И уже в апреле 1918
г. Всероссийский Центральный Исполнительный
Комитет издает
декрет «Об обязательном обучении
военному искусству», согласно
которому в обязательном порядке все
мужчины в возрасте от 16 до 40 лет
привлекались к изучению военного дела
и прохождению физической подготовки.

В
целях практической реализации декрета
7 мая 1918 г. был образован
специальный орган для осуществления
руководства военной подготовкой
трудящихся — Центральный отдел всеоб­щего
военного обучения (Всевобуч), который
стал первой советской
управленческой структурой, взявшей на
себя руководство физкультурно-спортивной
отраслью.

Для проведения
физической подготовки в регионах страны
в
составе местных военных комиссариатов
создавались соответствующие
отделы, которые и проводили спортивную
работу. Уже в
1918 г. начали функционировать первые
ячейки и кружки Всевобуча, комсомольские
спортивные общества «Муравей» (Москва),
«Спартак» (Петроград), «Красный молодняк»
(Минск) и некоторые другие.

Постепенно
физкультурно-спортивное движение
набирало силу, в него вовлекались все
новые люди и организации. Залогом
массовости стало то обстоятельство,
что для подавляющего большинства
рабочих и крестьян занятия спортом в
дореволюционное
время фактически были недоступны;
физической культурой
и соревновательной деятельностью
занимались в основном состоятельные
слои общества, располагавшие деньгами
и досугом.

В первые годы
советской власти вовлечение в
физкультурно-спортивное движение
происходило как на добровольной основе,
так и за счет принуждения. И такая
политика стала приносить
свои плоды — все большее количество
людей почувствовало вкус к физкультуре
и спорту, стали развиваться спортивные
школы и
общества, дала первые ростки спортивная
наука. Интерес населения к физическому
воспитанию и спорту всячески поощрялся
партийными, комсомольскими и профсоюзными
организациями. При их активном участии
в 1920-е гг. повсеместно проводились
легкоатлетические и велосипедные
соревнования,
кроссы, лыжные гонки. В мае 1920 г. Всевобуч
провел по многих
городах День спорта.

Р
асширявшемуся
физкультурно-спортивному движению со
временем
становилось тесно в рамках военного
обучения. Быстро менявшаяся ситуация
настоятельно требовала реорганизации
управленческих структур, корректировки
организационно методической
деятельности. В том же 1920 г. при Всевобуче
был создан
Высший совет физической культуры,
который взял на себя
управленческую и координационную работу
по взаимодействию
государственных и общественных спортивных
организаций, составлению планов
физкультурно-спортивной подготовки и
соревновательной деятельности. Возглавил
Высший совет физической культуры
известный партийный и военный деятель
Н.И. Подвойский.

Николай Ильич
Подвойский (1880-
1948)
— начальник Всевобуча и частей особого
назначения; председатель Высшего совета
физической культуры в 1920-1923 гг.

В
1922 г. закончилась гражданская война
и Всевобуч был расформирован. На повестку
дня вновь встал вопрос о системе
управления
отраслью физической культуры и
спорта в стране, о ее задачах и функциях.
По этому
поводу было много дискуссий, споров и
предложений как методологического, так
и организационного характера.

В части методологических
платформ предлагалось несколько
управленческих и программно-целевых
подходов, которые заключались в следующем.

Представители
медицинского
направления
делали
акцент в физической культуре на
гимнастике. Они считали, что профилактическая
лечебная гимнастика, став всеобщей в
практике школ
и спортивных кружков, может не только
устранить возможность
производственных заболеваний, но и
создать связи между процессом работы
и физическим воспитанием.

Специфической
разновидностью этого направления
явилась концепция гигиенистов,
которые
исходили из того, что эксплуатация и
нездоровый образ жизни прошлого поколения
закономерно ослабили организм рабочих
и их детей. Для них работа означала лишь
ощутимую усталость, вследствие чего
большинство видов спорта, требовавших
значительных нагрузок, нежелательны
и даже вредны для организма. Подобная
система взглядов
предполагала такие цели управления
физкультурой и спортом, как содействие
гимнастике в школе, семье и на производстве
и сокращение поддержки спорту высших
достижений.

Иную
точку зрения высказывали сторонники
художественного
физического воспитания.
Пролетарская
физическая культура
совершенно особая, утверждали они, и
радикальным образом отличается от
буржуазной системы гимнастики и
тренировки. Новые подходы заключались
в том, что основными инструментами
физического воспитания становились
стилизованные формы рабочих движений
(загребание угля, пиление, строгание).
Значительная роль отводилась также
зрелищным демонстрациям, где упражнения
следовало выполнять с выразительной
силой наподобие балета. Это направление
не выступало против спортивной
деятельности, но отрицало право на
существование личных соревнований.

Были также и другие
концепции, которые по-разному рассматривали
развитие физического воспитания и
спорта в стране, предлагали различные
(подчас взаимоисключающие) цели и задачи
физкультурно-спортивной отрасли, формы
и способы уп­равления
ею.

Не менее бурными
были дискуссии по организационным
вопросам. Например, руководящие работники
Всевобуча предложили образовать
российский союз красных организаций
физической
культуры как единую в стране общественную
структуру,
членами которой могли бы стать все
спортивные клубы и общества.

Центральный
Комитет комсомола выступил с критикой
подобного
предложения, полагая, что создание
такого союза создаст нездоровую
конкуренцию между комсомолом и вновь
со­зданной организацией.

Правительство
прислушалось к мнению руководителей
комсомола
и 27 июня 1923 г. приняло решение о создании
Высшего совета
физической культуры (ВСФК) при ВЦИК
РСФСР и упразднении саморегулирующихся
спортивных организаций.

Специальным
законодательным актом «О высших и
местных
советах физической культуры трудящихся
РСФСР» устанавливалось,
что ВСФК учрежден при правительстве на
правах постоянной комиссии для
оптимального управления и координации
организаторской, научной и учебной
работы в физкультурно-спортивной сфере
различных министерств и ведомств. В
соответствии с поставленной целью
формировался состав ВСФК, в который
вводились представители наркоматов
(министерств)
обороны, труда, просвещения, здравоохранения
и внутренних дел. Помимо этого в состав
совета вошли представители Коммунистической
партии (отдел агитации и женотдел),
профсоюзной и комсомольской организаций
(рис. 2).

П
омимо
создания ВСФК как центрального органа
управления физкультурно-спортивной
отраслью РСФСР в губерниях и
крупных уездах создавались местные
советы физической куль­туры.
В их функции входили управление
физкультурно-спортивным
движением, развитие сети спортсооружений,
пропаганд идей здорового образа жизни,
расширение численности спортсменов и
физкультурников, осуществление учета
и контроля за выполнением решений
вышестоящих органов.

Рис.
2.
Состав
Высшего совета физической культуры
и
спорта РСФСР (1920-1923)

Управленческая и
организационная работа российского
ВСФК послужила примером для других
союзных республик. Аналогичные советы
были созданы при ЦИК Украины, Белоруссии,
Закавказской Федерации, Узбекистана и
Туркмении.

Следует отметить,
что ВСФК России и других республик
осуществляли управление физкультурно-спортивной
отраслью на подведомственных им
территориях не напрямую, а опосредованно,
вырабатывая управленческие решения
для соответствующих правительств (ЦИК),
имеющих необходимые полномочия. Это в
известной мере тормозило эффективную
работу ВСФК, так как отчасти утрачивалась
оперативность в принятии управленческих
решений, не все члены правительства
были компетентны в вопросах физического
воспитания и спорта, что порождало
разнобой и субъективизм при реализации
многих предложений.

Помимо управленческой
весьма острыми были и проблемы иного
характера. Основные из них:

Социальные
проблемы. В
период
с 1921 по 1930 г. в стране проводилась политика
нэпа и общество было разделено на
отдельные классы и социальные группы
— кулаков, нэпманов, рабочих, крестьян-бедняков
и середняков. Наиболее просвещенная и
состоятельная часть населения создавала
свои спортивные клубы и общества,
осуществляла самоуправление ими и не
хотела подчиняться распоряжениям
государственных органов, так как была
финансово и организационно независимой.
Подобная политика «неприсоединения»
никоим образом не устраивала
правительственные органы,
которые справедливо полагали, что это
— основа будущей оппозиции.

  • Культурные
    проблемы.
    Не
    следует забывать о том, что отрасль
    физической культуры и спорта в те годы
    делала только
    первые шаги в массы. Следовательно, в
    этом направлении нужно было разрешить
    ряд серьезных проблем — значительный
    уровень пьянства, предрассудки и
    предубеждения
    (особенно по поводу женского спорта),
    неграмотность, сословные и религиозные
    стереотипы. Помимо перечисленных
    сложным оставался вопрос построения
    новой пролетарской культуры, которая
    должна была в корне отличаться от
    буржуазной. И здесь наблюдалась довольно
    значительная дифференциация идей и
    мнений — присутствовали так называемое
    рекордсменское направление,
    культурно-массовый гигантизм,
    «изоляционизм» в международном
    сотрудничестве с буржуазными спортивными
    организациями и пр.

  • Экономические
    проблемы.
    В
    условиях послевоенной разрухи
    люди нуждались в самом необходимом — в
    пище, одежде,
    жилье. Конечно, финансовых средств
    катастрофически не хватало ни на
    спортинвентарь, ни на спортсооружения.
    Естественно, что в такой ситуации
    успешно руководить физкультурно-спортивной
    отраслью было чрезвычайно сложно.

  • Национальные
    проблемы. В
    состав
    нового Советского государства
    вошли многие нации и народности со
    своими этническими предпочтениями,
    религиозными верованиями, обычаями и
    традициями. Поэтому далеко не все
    предложения и мероприятия по развитию
    физической культуры и спорта в Центральной
    России были пригодны для республик
    Закавказья и Средней Азии. Вовлечение
    этих народов в физкультурно-спортивное
    движение требовало особых под­ходов
    и методов.

Однако, несмотря
на массу имевшихся трудностей и проблем,
массовый спорт в 20-е гг. прошлого века
интенсивно развивался.
Всего же численность физкультурников
за период с 1923 по
1928 г. возросла в 6 раз.

Окрепшее
физкультурно-спортивное движение
партийное руководство страны в середине
1920-х гг. решило использовать также в
идеологических и воспитательных целях.
В решениях Коммунистической партии и
правительства говорилось: «Социалистическую
систему физического воспитания нужно
рассматривать
как неразрывную часть общего политического
и культурного
воспитания, а также защиты здоровья
масс. Другими словами, советское
физическое воспитание следует считать
неразрывной частью коммунистического
воспитания». Было также определено
место физкультурного и спортивного
движения:

• в социалистическом
преобразовании страны;

• в осуществлении
культурной революции;

• в защите здоровья
трудящихся;

• в борьбе за
укрепление обороноспособности СССР.

Вслед за укрупнением
спектра задач, отводимых физкультуре
и спорту, был расширен круг компетенции
ВСФК. Руководителям общественных
организаций предписывалось активное
участие в физическом воспитании масс,
а профсоюзным и комсомольским организациям
— осуществлять шефство над заводским и
молодежным спортом.

После нескольких
лет параллельной работы комсомол и
профсоюзы стали полемизировать друг с
другом из-за разных точек зрения на
развитие физической культуры и спорта
в стране. Руководство комсомола выдвинуло
идею о переводе всех спортивных клубов
и кружков под эгиду единого всесоюзного
спортивного общества по примеру
Осоавиахима. Профсоюзы были противниками
этого предложения и выступали за
сохранение физкультурно-спортивных
организаций в рамках производственных
предприятий. Оживленная полемика по
этой проблеме велась с конца 1928 по
сентябрь 1929 г.

Конец дебатам
положило решение ЦК ВКП(б), согласно
которому при ЦИК СССР был образован
Всесоюзный совет физической
культуры как единый государственный
центральный орган
управления и контроля за всей работой
в сфере физкультуры и спорта как по
линии государственных, так и общественных
организаций. Республиканские, краевые,
областные и районные советы физической
культуры в связи с реорганизацией
вливались
в единую управленческую структуру и
занимали в ней соподчиненное
положение.

В
новь
созданная управленческая структура
(рис. 3) стала более централизованной,
дисциплинарно более жесткой. В то же
время демократические начала местных
физкультурно-спортивных организаций
в значительной мере урезались, а
самоуправление ограничивалось.

Рис.
3.
Структура
и состав Всесоюзного совета физической
культуры
при ЦИК СССР (1930-1936)

Подобное усиление
административных принципов в
физкультурно-спортивной отрасли было
вызвано двумя основными причинами:

• во-первых, общей
политической и макроэкономической
ситуацией в стране, когда повсеместно
происходил отход от нэпа и усиливались
тенденции централизации власти;

• во-вторых,
физкультурно-спортивная отрасль быстро
расширялась и усложнялась; ее роль с
каждым годом становилась все более
весомой.

Совершенствования
управления и организации отрасли
требовало развитие физического воспитания
в учебных заведениях и на производстве,
ускорение роста спортивной науки и
оздо­ровительных методик, налаживание
связей с международными рабочими
спортивными организациями, расширение
сети спортивных сооружений. Помимо
этого присутствовала и идеологическая
составляющая — всему миру следовало
показать преимущества
нового социалистического строя,
продемонстрировать его превосходство
над капиталистической системой.

А

повод для гордости за работу системы
физкультурного и спортивного воспитания
действительно имелся. Так, десятилетие
активного развития физкультуры и спорта
оказало существенное влияние на
увеличение продолжительности жизни в
стране, которая возросла на 30 % (рис. 4).

Рис.
4.
Динамика
возрастания продолжительности жизни
населения
50 российских губерний в период с 1896 по
1927 г

Благодаря активной
пропаганде здорового образа жизни и
идей спортивного совершенствования в
СССР ежегодно увеличивалось число
физкультурников, получил развитие спорт
высоких достижений, регулярно проводились
физкультурные парады и праздники. С
целью вовлечения широких масс трудящихся
в физическую культуру и спорт были
разработаны нормативы
«Готов к труду и обороне», которые
различные возрастные
группы населения стали выполнять с 1931
г.

Всесоюзный совет
физической культуры просуществовал в
первоначально созданном виде 6 лет и в
1936 г. подвергся очередной реорганизации.
Формальным поводом для этого послужило
принятие в этом году Конституции СССР,
под цели и задачи которой выстраивалась
новая структура правительства. Вновь
созданный управленческий орган получил
название Всесоюзного комитета по делам
физической культуры и спорта при СНК
СССР. Соответственно все республиканские,
краевые и местные советы физической
культуры и спорта переименовывались в
комитеты по делам физкультуры и спорта.

Казалось бы, зачем
упразднять эффективно действующую
управленческую
структуру и на ее месте создавать другую,
с аналогичными
целями и функциями? С точки зрения
развития фи­зической культуры и спорта
в стране, это нецелесообразно и нелепо.
Однако если рассмотреть ситуацию сквозь
призму грядущих событий — кадровой
перетряски, устранения неугодных,
репрессий и установления авторитарной
власти в стране, — весь комплекс проводимых
мероприятий выглядел логичным и
целенаправленным.

После
репрессий и кадровых чисток, когда из
управленческих
органов устранялись люди инициативные
и самостоятельно мыслящие,
ВКФКС был полностью подготовлен под
авторитарное
управление и выполнение любых распоряжений
вождя. Оставалось лишь передать ВКФКС
всю полноту власти над физкультурно-спортивной
отраслью в стране. Что и было сделано в
марте 1940 г., когда правительством было
утверждено Положение о ВКФКС. В положении
указывалось, что на Всесоюзный комитет,
как высший в стране орган государственного
руководства и контроля за работой по
физической культуре и спорту, возлагалось
управление
деятельностью всех физкультурных
организаций
и
всей
работой по спорту в СССР; контроль за
выполнением
всеми государственными и общественными
организациями СССР,
ведущими
физкультурную и спортивную работу,
решений правительства и приказов
Всесоюзного комитета по вопросам
физической культуры и спорта.

П
од
вновь выстроенную управленческую
вертикаль в сфере физкультуры и спорта
формировался и состав ВКФКС — теперь
его
возглавляли председатель и его
заместители, у которых имелся
соответствующий организационно-управленческий
аппарат. Совет
из представителей государственных и
общественных организаций
превращался в декоративный орган с
совещательными функциями. К тому же его
состав утверждался правительством и
был ему полностью подотчетен. Таким
образом,
демократические начала и плюрализм
мнений практически полностью
ликвидировались, за личную инициативу
или особое мнение можно было поплатиться
не только должностью, но и жизнью. В этом
смысле весьма показательно, что ВКФКС
в тот период возглавляли профессиональные
чекисты. Так, например, в 1948-1951 гг. ВКФКС
возглавлял Аркадий
Николаевич
Аполлонов
(1907—1978),
генерал-полковник НКВД, который с 1951 по
1953 г. был заместителем министра
государственной
безопасности.

Такое положение
в ВСФКС сохранялось вплоть до смерти
Сталина
в 1953 г., после которой началась модернизация
и реорганизация
управленческих структур.

В результате
последовавшей реорганизации ВКФКС был
упразднен, а его функции были переданы
Министерству здравоохранения
СССР. Теперь физкультурно-спортивное
ведомство действовало
в рамках этого министерства под названием
Главного управления по физической
культуре и спорту. Перевод
всей физкультурно-спортивной
деятельности под эгиду мини­стерства
здравоохранения имело в своей подоплеке
две причины:

  • во-первых,
    ВКФКС долгое время курировался
    чекистами и там было велико влияние
    Л.П. Берии (что было весьма нежелательно
    для новой правящей элиты);

  • во-вторых,
    министерство здравоохранения — наиболее
    близкая по задачам
    к ВКФКС управленческая структура,
    функции и задачи которых по многим
    позициям
    совпадают. Недаром в свое время
    председателем Высшего
    совета физической культуры был нарком
    здравоохранения Н.А. Семашко (1874-1949).

Таким
образом, наиболее оптимальным вариантом
решения задачи
по снижению влияния скрытых сотрудников
сталинско-бериевского
периода в составе физкультурно-спортивного
ведомства
был перевод его под управление министерства
здравоохранения.

Проводимые
управленческие перестановки затронули
и периферийные
органы. В республиканских, краевых,
областных и городских органах
здравоохранения были образованы
физкультурно-спортивные управления
или секторы физического воспитания и
спорта. Однако вскоре выяснилось, что
вновь созданная управленческая структура
имеет внутренние противоречия и содержит
конфликт интересов. Дело в том, что
задачи Минздрава во многом совпадают
с задачами оздоровительного и массового
спорта, но плохо вяжутся с интересами
спорта высоких достижений. А именно
большой спорт получил ускоренное
развитие
в послевоенный период — СССР стал
участвовать в Олимпийских
играх, а многие советские спортивные
организации стали
членами международных спортивных
федераций. Успехи советских
спортсменов на крупнейших международных
спортивных соревнованиях заставили
мировую общественность говорить об
СССР как о ведущей спортивной державе;
авторитет советского спорта на
международной арене необычайно возрос.

В
этих условиях успехи советского спорта
свидетельствовали
о преимуществах социалистической
системы. И, конечно, руководство СССР
хорошо понимало, что следует активно
развивать это направление. Ничто не
препятствовало возрождению самостоятельного
физкультурно-спортивного ведомства,
которое было
восстановлено в феврале 1954 г. Вместе со
вновь образованным
Комитетом по физической культуре и
спорту восстанавливались
его территориальные структуры в регионах.

В
январе 1955 г. правительство утвердило
правовой документ, на
основании которого строилась вся
деятельность физкультурно-спортивного
ведомства — Положение о Комитете по
физической
культуре и спорту при Совете Министров
СССР. Согласно
этому Положению на комитет возлагалось
государственное руководство массовым
спортом в стране и повышением мастерства
советских спортсменов; рассмотрение
основных вопросов развития физкультуры
и спорта, управления организациями,
учреждениями и учебными заведениями,
подведомственными комитету. Помимо
этого на Комитет по физической культуре
и спорту возлагались задачи по подготовке,
переподготовке и распределению кадров
физкультурно-спортивного профиля,
пропаганде здорового образа жизни,
курирование специализированных изданий
и другие функции.

В компетенцию
Комитета по физической культуре и спорту
входили руководство и координация
деятельностью профсоюзных,
комсомольских и общественных
физкультурно-спортивных организаций,
контроль их работы и выполнения ими
предписаний и распоряжений правительства
в сфере физкультуры и спорта.

К концу 1950-х гг.
государственными комитетами по физической
культуре и спорту всех уровней был
накоплен огромный опыт по руководству
спортивной отраслью и организациями
физкультурно-оздоровительной
направленности. За двадцатилетие
(1940-1960) основные показатели удалось
улучшить в несколько раз (табл. 1).

Показатели

1940

1960

Число
коллективов физической культуры

62 346

185 646

Численность
физкультурников, тыс. чел.

5 332

28 722

Число спортивных
залов

1 161

14 809

Число стадионов

378

1981

Таблица
1
Основные
показатели развития физической культуры
и спорта в СССР в период 1920-1940 гг.

Наряду со штатными
работниками физкультурно-спортивной
отрасли (численность которых к тому
времени составила 112 тыс.
чел.) успешно действовали и добровольные
спортивные общества, общественные
спортивные инструкторы и активисты,
судейские коллегии и объединения.

Однако за
впечатляющими количественными
показателями скрывались серьезные
проблемы советской физической культуры
и спорта, которые в послевоенный период
постепенно нарастали и углублялись.
Назовем основные из них:

1. Изначально
советский спорт стал развиваться как
чисто любительский, т.е. спортсмены
тренировались в свободное от основной
работы время. Однако любители не могли
показывать таких же высоких результатов,
как и профессиональные спортсмены. В
то же время стране требовались рекорды
и громкие победы на международном
уровне, чтобы показать всему миру
преимущества советского строя. Возникла
коллизия — как обеспечить высокие
результаты при официально запрещенном
профессиональном спорте? Данную проблему
спорткомитеты должны были решать
нелегитимными способами, косвенно
финансируя профессиональный спорт.

  1. В
    восстановительный послевоенный период
    весьма чувствительными
    были экономические проблемы — не хватало
    продуктов
    питания, спортинвентаря, спортивной
    одежды и обуви,
    материальных ресурсов. Чтобы обеспечить
    массовость физкультурно-спортивным
    мероприятиям, спорткомитеты были
    вынуждены задействовать административные
    рычаги. Однако
    принуждение со временем порождало
    формализм, в результате чего эффективность
    системы физического воспитания
    мало-помалу снижалась.

  2. Жестко выстроенная
    управленческая вертикаль военного
    типа, которая существовала в советской
    физкультурно-спортивной
    отрасли, несла в себе все пороки,
    свойственные огосударствленным
    системам. Ее недостатки выражались в
    первую очередь в том, что в управляющем
    звене не всегда оказывались лучшие
    специалисты, выдвинутые коллегами, а
    зачастую карьеристы и просто «свои
    люди», подобранные по
    принципу личной преданности, а не
    компетентности. В итоге
    в физкультурно-спортивной отрасли
    допускались грубые
    управленческие ошибки, принимались
    необоснованные и
    субъективные решения, осуществлялась
    неправильная кадровая политика.

4. В послевоенные
годы все более остро стала проявляться
проблема адекватного стимулирования
спортсменов и тренеров. Побывавшие за
рубежом советские спортивные делегации
с удивлением узнавали о суммах
вознаграждений спортсменов и спортивных
специалистов. В условиях, когда
отечественные спортсмены могли в
одночасье лишиться всех регалий и
доходов, мысль о повышении собственного
благосостояния постепенно проникала
в сознание советской спортивной
общественности.

Наряду с материальным
не было в достаточной степени задействовано
и моральное стимулирование спортсменов
и тренеров. Так, в отличие от других
стран, в СССР не было принято ставить
выдающимся спортсменам памятники и
бюсты, называть
их именами проспекты, улицы, физкультурные
учебные заведения.
Спортивные успехи редко были поводом
для награждения орденами и медалями.

Эти
и ряд других проблем во все большей
степени тормозили
развитие физкультуры и спорта в стране.
Для качественного улучшения положения
требовалась коренная модернизация
управляющей структуры и методов
руководства физкультурно-спортивной
отраслью.

Такая модернизация
стала проводиться в начале 1959 г., с
выходом
в свет специального постановления
партии и правительства
«О руководстве физической культурой и
спортом в стране». В
нем, в частности, указывалось: «На
современном этапе коммунистического
строительства, когда все большее значение
приобретает
роль массовых организаций трудящихся,
особенно профсоюзов
и комсомола, в решении государственных
вопросов, отпадает
необходимость сосредоточивать руководство
физической культурой и спортом в руках
государственных органов и имеются все
возможности для того, чтобы физкультурное
движение в нашей стране было полностью
основано на широких демократических
началах и руководство им осуществлялось
выборной
общественной организацией».

Инициатором
управленческих перемен стал глава
государства Н.С. Хрущев, который пытался
реорганизовать государственный аппарат
в центре и на местах для повышения его
эф­фективности. Хрущев хотел преодолеть
бюрократизм, волокиту


и безответственность
в государственных органах управления,
разбудить творческую инициативу и
энтузиазм работников.

В области физической
культуры и спорта упор был сделан на
общественные организации, действовавшие
на принципах самоуправления
и демократии. В материалах XXI
съезда КПСС отмечалось, что главным
направлением в развитии социалистической
государственности является всемерное
развитие демократии, привлечение всех
граждан к участию в руководстве
хозяйственным и культурным строительством.
При этом «многие функции, выполняемые
теперь государственными органами,
постепенно должны переходить в ведение
общественных организаций. Вопросы
культурного обслуживания населения,
здравоохранения,
культуры и спорта должны решаться при
активном и
широком участии общественных организаций».

В

соответствии с декларируемыми принципами
Комитет по физической культуре и спорту
упразднялся, а его место в структуре
управления занял Союз спортивных обществ
и организаций СССР
(ССОО). Управленческая структура ССОО
отчасти походила
на модель управления акционерным
обществом (рис. 5).

Рис.
5.
Структура
Союза спортивных обществ
и
организаций СССР

Высшим органом
управления являлся съезд ССОО, который
собирался не реже одного
раза в четыре года; съезд избирал
Центральный совет (с
президиумом и бюро), а также центральную
ревизионную комиссию.

Фактическое
руководство физкультурно-спортивной
отраслью
осуществляла небольшая группа
освобожденных топ-менеджеров,
входящих в состав бюро ССОО. Формально
кадровый состав ССОО должен был
обновляться каждые четыре года не менее
чем наполовину, причем руководящие
работники не должны были находиться на
своих должностях более двух сроков
подряд. Однако это правило не
распространялось на те кандидатуры,
которые при последующих голосованиях
набирали свыше 75 %
голосов.

В виде ССОО
физкультурно-спортивное ведомство СССР
просуществовало вплоть до 1968 г. В этом
году произошла очередная управленческая
реорганизация, и новая структура получила
уже использовавшееся ранее название —
Комитет по физической
культуре и спорту при Совете Министров
СССР. Руководством страны были учтены
допущенные ошибки, громоздкость и малая
эффективность Союза спортивных обществ
и
организаций. Частая сменяемость
менеджеров высшего и среднего
звена не создавала атмосферы стабильности
и не стимулировала на повседневное
повышение квалификации. Кроме того,
работников, занявших свои должности в
результате выборов, невозможно было
уволить — даже в случае очевидной
некомпетентности. И хотя ССОО привнес
в деятельность физкультурно-спортивной
отрасли много полезных и нужных идей,
много сделал
для развития «большого» и массового
спорта, правительство решило
вернуться к старой, отработанной системе
управления. Во времена горбачевской
«перестройки» деятельность Комитета
по физической культуре и спорту была в
очередной раз скорректирована. В апреле
1986 г. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР
спортивное ведомство реформировалось
в соответствии с провозглашенными
принципами антиалкогольной кампании,
проводимой политики «хозрасчета» и
«ускорения». Новая управленческая
структура получила наименование
Государственного комитета СССР по
физической культуре и спорту (Госкомспорт
СССР). В первоначально созданном виде
Госком-спорт
СССР просуществовал до момента распада
СССР в 1991 г.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция по технике безопасности лифтера по обслуживанию лифтов
  • Руководство по эксплуатации камаз 5350 скачать бесплатно
  • Кто утверждает должностные инструкции в снт
  • Диссольвер руководство по эксплуатации
  • Тримедат инструкция по применению цена в самаре