Государственный театр эстрадных миниатюр под руководством аркадия райкина

1939

22 ноября

Ленинградский театр эстрады и миниатюр открывает свой первый сезон

Ленинградский театр эстрады и миниатюр открывает свой первый сезон

Одним из его организаторов был Аркадий Райкин.

1943

Аркадий Райкин принимает руководство Ленинградским театром миниатюр

Аркадий Райкин принимает руководство Ленинградским театром миниатюр

1941-1945

Участие в концертах по обслуживанию фронта

Участие в концертах по обслуживанию фронта

Театр проехал тысячи километров от Балтики до Кушки, от Новороссийска до Тихого океана. Артисты выступали на полевых аэродромах, артиллерийских позициях, на палубах боевых кораблей. На вопрос журналиста армейской газеты «Каковы ваши творческие планы?» Аркадий Райкин отвечает: «Бить фашистов до полной победы. Только своим оружием, оружием сатирического слова».

День Победы театр встретил на гастролях в Риге.

Был такой странный период нашего пребывания на фронте, когда мы все время опаздывали к своей смерти. Нас всегда очень ждали в частях армии и флота. Было составлено четкое расписание наших переездов и спектаклей. Однажды нас в пути задержала пурга, а дом, приготовленный нам для ночлега, начисто снесло вражеской бомбой, в другой раз мы опоздали к выступлению на передовой, где днем снаряд попал в эстраду, где в это время мы должны были играть спектакль.

Аркадий Райкин

Воспоминания

1948

1 февраля

Ленинградский театр миниатюр под руководством А.И.Райкина официально выделился из Ленинградского Государственного театра эстрады и миниатюр

Ленинградский театр миниатюр под руководством А.И.Райкина официально выделился из Ленинградского Государственного театра эстрады и миниатюр

Театр был в постоянных разъездах… Примерно на два месяца ежегодно приезжали в Москву, несколько дольше работали в Ленинграде, по месяцу гастролировали в разных городах…

Аркадий Райкин

Воспоминания.

1957-1958

Начало регулярных зарубежных гастролей Аркадия Райкина

Начало регулярных зарубежных гастролей Аркадия Райкина

Польша, Болгария и Чехословакия, затем Венгрия, ГДР, Румыния, Югославия.

В наших зарубежных поездках мы всегда стремились играть на языке той страны, где проходили гастроли… Перевод текста мы заказывали иностранцам, для которых этот язык был родным. Наши переводчики должны были понимать юмор, уметь передать остроумный текст. С нами занимались преподаватели, в совершенстве владеющие этим языком… Чтобы подготовиться к такому выступлению, нужно время – полгода, год. Трудно, но надо.

Аркадий Райкин

Воспоминания

Однажды мне пришлось слышать, как Аркадий Райкин читал один и тот же монолог на русском, чешском, сербском, румынском, словацком, венгерском, немецком и английском языках, читал так легко и увлеченно, словно знал все эти языки с детства…

Татьяна Тэсс

1964

Поездка Аркадия Райкина в Англию и выступление на английском телевидении

Поездка Аркадия Райкина в Англию и выступление на английском телевидении

…на днях на наших телевизионных экранах засверкало изображение комического гения. Би-Би-Си впервые показало нам прославленного русского комика Аркадия Райкина. Это было настоящее зрелище, подлинное открытие, такое выступление, которого мы не видели давно…

У Райкина есть что-то от Чарли Чаплина: удивительная способность живо и наглядно выражать эмоции, способность создавать образы, которые не нуждаются в пояснении. Он обладает даром проникать в самую глубь человеческих чувств…

Лондонская газета «Таймс»

1963

1981

Переезд театра в Москву

В театр приходит Константин Райкин с группой молодежи. Он уговаривает Аркадия Райкина переехать в Москву.

Из воспоминаний Константина Райкина:
«Папа сказал Брежневу, что хочет переехать с театром в Москву, и за пятнадцать минут этот вопрос был решен. Беспрецедентный случай.

Было так:
Райкин: Леонид Ильич, прежде нужно договориться с несколькими людьми…
Брежнев: Пожалуйста, давай я прямо сейчас им и позвоню.
И первым позвонил Демичеву, тот был министром культуры:
— Слушай, тут у меня Райкин, он хочет в Москву переезжать. Я – за. Как ты? Тогда я так и пишу: Демичев – за.

Райкин: Надо, наверное, и Гришина предупредить, раз мы переезжаем в Москву.
Брежнев звонит Гришину и произносит буквально то же:
— Вот у меня сейчас Райкин, он хочет в Москву переезжать. Я Демичеву звонил, мы, я и Демичев – за. Ты как? Понял. Я пишу: Гришин – за. Все в порядке!

Райкин: Леонид Ильич, есть же еще один человек – Романов
Брежнев тут же звонит по вертушке в Ленинград:
— Это Брежнев говорит. У меня тут Райкин, он в Москву с театром хочет переезжать. Я – «за», Гришин с Демичевым – за. Как ты? Понял. Я так и пишу: Романов – за».

1982

Театр переезжает в Москву и становится Государственным театром миниатюр под руководством Аркадия Райкина

Театр переезжает в Москву и становится Государственным театром миниатюр под руководством Аркадия Райкина

1983

Принято постановление о передаче здания кинотеатра «Таджикистан» театру Райкина

Принято постановление о передаче здания кинотеатра «Таджикистан» театру Райкина

Началась реконструкция, переоборудование здания под театр. Как анекдот можно вспомнить, что по требованию населения района уже в 1984 году началось строительство кинотеатра «Гавана». Его возведение было закончено в 1986 году – раньше, чем открылся театр Райкина, реконструкция которого растянулась на целых четыре года.

1984

В театре появляется спектакль «Мир дому твоему»

В театре появляется спектакль «Мир дому твоему»

В афише значатся имена двух режиссеров: А. Райкин, К. Райкин.

Быть зрителем в своем родном театре куда труднее, чем выступать со сцены. Я волнуюсь вдвойне: и как руководитель театра, и как отец. Рад, что мой сын, принимая трудное фамильное наследство, идет своим непроторенным путем. Он ищет новую тропу, а это всегда интересно.

Аркадий Райкин

У нас один театр – театр сатиры. И задача тоже одна – разобраться в зле сегодняшнего дня, уничтожить его смехом. Только отец со своими актерами делает это в плане социально-экономическом, а я с моими товарищами – в плане человеческих отношений.

Константин Райкин

Нам нужно менять весь свой репертуар: до недавней поры актуальный, он теперь стал, так сказать, вчерашним днем…

Аркадий Райкин

Актеры Райкина каждодневно доказывают, что театр даже не с вешалки начинается. Ибо ни вешалки, ни кола, ни двора своего у них сейчас нет, а театр всё-таки есть.

Валерий Кичин

1987

4 июня

Театр получает новое название «Сатирикон»

Театр получает новое название «Сатирикон»

Впервые в этот день в реконструированном здании играется спектакль «Мир дому твоему».

Аркадий Исаакович мог перевоплотиться в кого угодно. Это была магия…
Он обличал недостатки и искренне верил, что он скажет, укажет, где что не так — и все будет иначе. Это была его гражданская позиция. Он был гражданином! У него звенел голос, он вытягивался как тенор! И в зале было ощущение: теперь мы знаем все, что у нас не так, и завтра будет иначе…

Семён Альтов

Почему «Сатирикон»? Это связано с историей театра Аркадия Райкина. Мир сатиры и юмора. Кроме того, был такой журнал в начале прошлого века, где печатались русские писатели Зощенко, Теффи и другие. «Сатирикон» был у Петрония, где рассказывалось в комическом и сатирическом ключе о жизни римского общества. Был «Сатирикон» у Феллини. Нас привлекла туманность этого названия. Никто толком не знает, что это такое, но у меня есть ощущение этого слова. Корень ясен – сатира, но необязательно его придерживаться.

Константин Райкин

17 декабря

Ушел из жизни Аркадий Райкин

Ушел из жизни Аркадий Райкин

Закончилась целая глава не только в истории его театра, но и в истории всего сценического искусства.

1988

Константин Райкин приказом Министерства культуры СССР назначен Художественным руководителем театра «Сатирикон»

Константин Райкин приказом Министерства культуры СССР назначен Художественным руководителем театра «Сатирикон»

На сцене театра появляются «Служанки» Жана Жене в постановке Романа Виктюка. Успех был ошеломляющим. Резко изменив привычный курс театра, Константин Райкин одержал громкую победу.

Служанки» — это был первый спектакль «Сатирикона» после смерти Аркадия Райкина, и это было невероятно смелое предложение Романа Виктюка. Он принес пьесу, он ее нам прочел, никто из нас, четырех будущих участников ее не понял, особенно применительно к нашему театру. Но он стал говорить, и говорил он так увлекательно, что это нам стало как-то «видеться», и я, новоиспеченный тогда худрук, решил на это пойти. «Служанки» стали бомбой в прекрасном смысле слова. Мы провезли спектакль по всему миру. «Русские идут!» — и наши портреты в гриме на первых страницах газет и в Европе, и в Южной Америке. Это был не просто огромный – невероятный успех! Это вообще был какой-то шок у всех любителей театра. Это был знак нового времени – так экстравагантно, пикантно, при этом в рамках, соблюдающих меру и высочайшую художественность…

Константин Райкин

1990–1992

ЭТО ВРЕМЯ МОЖНО НАЗВАТЬ ПЕРЕХОДНЫМ ПЕРИОДОМ ОТ МИНИАТЮРЫ К ДРАМАТУРГИЧЕСКОМУ РЕПЕРТУАРУ

ЭТО ВРЕМЯ МОЖНО НАЗВАТЬ ПЕРЕХОДНЫМ ПЕРИОДОМ ОТ МИНИАТЮРЫ К ДРАМАТУРГИЧЕСКОМУ РЕПЕРТУАРУ

Период «коротких штанишек» театра. Драматургия бралась уже первоклассная, а спектакли представляли собой по жанру драматическое шоу. Публика приучалась к новому театру. В этом процессе свою роль сыграли постановки режиссера Александра Горбаня: «Голый король» Шварца, «Мнимый больной» Мольера, «Хозяйка гостиницы» Гольдони.

1991

Государственному театру «Сатирикон» присваивается имя Аркадия Райкина

Государственному театру «Сатирикон» присваивается имя Аркадия Райкина

1992

Еще одно изменение в названии

Еще одно изменение в названии

Теперь это Российский государственный театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина.

1994

Премьера спектакля Петра Фоменко «Великолепный рогоносец» по пьесе Фернана Кроммелинка

Премьера спектакля Петра Фоменко «Великолепный рогоносец» по пьесе Фернана Кроммелинка

Постановка собрала целую россыпь наград:

— Государственная премия России – Константину Райкину.
— Премия «Золотая маска» СТД РФ – Петру Фоменко.
— Призы «Хрустальная Турандот» – Наталии Вдовиной и Константину Райкину.

1995

Валерий Фокин ставит «Превращение» по Францу Кафке

Валерий Фокин ставит «Превращение» по Францу Кафке

Спектакль – участник многих Международных театральных фестивалей. Он получает премию «Хрустальная Турандот» в номинации «Лучший спектакль сезона» и приносит Константину Райкину первую «Золотую маску».

1996

ГРОМКИЙ ПРОЕКТ ПОСТАНОВКИ «ТРЕХГРОШОВОЙ ОПЕРЫ»

ГРОМКИЙ ПРОЕКТ ПОСТАНОВКИ «ТРЕХГРОШОВОЙ ОПЕРЫ»

Театр осуществляет очень дорогостоящую постановку спектакля «Трехгрошовая опера» Бертольта Брехта в режиссуре Владимира Машкова, посвятив его 85-летию со дня рождения Аркадия Райкина.

1998

Выдающийся грузинский режиссер Роберт Стуруа ставит в театре шекспировского «Гамлета» с Константином Райкиным в заглавной роли

Выдающийся грузинский режиссер Роберт Стуруа ставит в театре шекспировского «Гамлета» с Константином Райкиным в заглавной роли

1999

«Сатирикону» исполняется 60 лет

«Сатирикону» исполняется 60 лет

Константин Райкин выпускает спектакль «Квартет» по комедиям Мольера. Четыре актера играют более двадцати ролей с моментальными трансформациями из образа в образ.

Я ставил своего любимого автора – Мольера. Ему ведомо о театре всё: как сделать так, чтобы здесь публика затихла, а тут обманулась; как сломать ритм сцены, как придумать, чтобы вдруг стало страшно, а потом очень смешно…

Константин Райкин

2000

КОНСТАНТИНУ РАЙКИНУ – 50

КОНСТАНТИНУ РАЙКИНУ – 50

Он играет премьеру спектакля «Контрабас» по пьесе Патрика Зюскинда (режиссёр Елена
Невежина). Эта актерская работа приносит Константину Райкину вторую «Золотую
маску».

2001

НА СЦЕНЕ ТЕАТРА ПОЯВЛЯЕТСЯ ДРАМАТИЧЕСКОЕ ШОУ «ШАНТЕКЛЕР»

НА СЦЕНЕ ТЕАТРА ПОЯВЛЯЕТСЯ ДРАМАТИЧЕСКОЕ ШОУ «ШАНТЕКЛЕР»

Спектакль по пьесе Эдмона Ростана в режиссуре Константина Райкина.

2002

Новая встреча театра с Робертом Стуруа

Новая встреча театра с Робертом Стуруа

Он ставит малоизвестную пьесу Карло Гольдони «Синьор Тодеро брюзга», переименованную театром в «Синьор Тодеро хозяин». В заглавной роли – Константин Райкин.
За этот спектакль и спектакль «Контрабас» Константин Райкин награждён Государственной премией России.

В этом же году театр приглашает питерского режиссера Юрия Бутусова, который ставит «Макбетта» Эжена Ионеско.

2003

Театр впервые обращается к русской классике

Театр впервые обращается к русской классике

Константин Райкин ставит пьесу Александра Николаевича Островского «Доходное место».

С точки зрения стиля это мой самый любимый спектакль. Он черно-белый… Я всегда ставлю то, что волнует, что нравится. А Островский мне нравится больше, чем все современные авторы вместе взятые. Островский – это очень хороший вкус. Очень мускулистая, событийная, наглядная, сочная драматургия.

Константин Райкин

2004

Спектакль «Страна любви» по пьесе Александра Николаевича Островского «Снегурочка»

Спектакль «Страна любви» по пьесе Александра Николаевича Островского «Снегурочка»

Спектакль в постановке Константина Райкина становится визитной карточкой нового поколения артистов театра, принятых в труппу «Сатирикона» всем курсом после окончания Школы-студии МХАТ (мастерская Константина Райкина).

февраль

Премьера спектакля «Ричард III» Уильяма Шекспира в постановке Юрия Бутусова

Премьера спектакля «Ричард III» Уильяма Шекспира в постановке Юрия Бутусова

За исполнение заглавной роли в этом спектакле Константин Райкин получает третью «Золотую маску».

2005

Театр выпускает спектакль по пьесе Амели Нотомб «Косметика врага»

Театр выпускает спектакль по пьесе Амели Нотомб «Косметика врага»

Режиссер Роман Козак. В спектакле играют два художественных руководителя двух театров: Константин Райкин и Роман Козак.

2006

Октябрь

Юрий Бутусов выпускает спектакль «Король Лир» по пьесе Уильяма Шекспира

Юрий Бутусов выпускает спектакль «Король Лир» по пьесе Уильяма Шекспира

Заглавная роль в этой постановке приносит Константину Райкину четвертую «Золотую маску».

В это же время Константин Райкин выпускает спектакль «Азбука артиста» . По жанру это класс-концерт, в котором вместе с молодыми артистами театра участвует сам постановщик.

…Я бы назвал это действо модным ныне словом «перформанс». Это некий концерт из выступлений моих бывших студентов, которые будут вспоминать свой первый курс. Я на сцене комментирую происходящее, заодно вспоминая свои творческие взаимоотношения с папой…

Константин Райкин

2007

В театре сразу две премьеры по произведениям Мартина Макдонаха

Это спектакли «Королева красоты» и «Сиротливый Запад» в постановке
Константина Райкина, который называет М. Макдонаха одним из самых
талантливых драматургов современности.

2008

На сцене театра рождается праздничная сказка для взрослых – спектакль «Синее чудовище»

На сцене театра рождается праздничная сказка для взрослых – спектакль «Синее чудовище»

Эту историю по пьесе итальянского драматурга Карло Гоцци режиссёр Константин Райкин представил в жанре «цирк». Спектакль имел огромный зрительский успех.

Я придумала такое определение этому спектаклю – «десант телевизионных фантомов в древнюю Венецию». Райкин сказал, что ему нужно противопоставление: с одной стороны – прекрасного искусства в его истоках: красивого, романтичного, подлинного и погибающего, не подлежащего восстановлению, а с другой – секундной гиперпопулярности, которой как раз и обладает телевидение.

Алла Коженкова

Художник спектакля

2009

Новый сезон открывается спектаклем по пьесе французского драматурга Жеральда Сиблейраса «Тополя и ветер»

Новый сезон открывается спектаклем по пьесе французского драматурга Жеральда Сиблейраса «Тополя и ветер»

Примечательно, что в этой постановке режиссер Константин Райкин отдает роли стариков – ветеранов Первой мировой войны молодым артистам театра.

2011

Юрий Бутусов выпускает в «Сатириконе» спектакль по комедии Антона Павловича Чехова «Чайка»

Юрий Бутусов выпускает в «Сатириконе» спектакль по комедии Антона Павловича Чехова «Чайка»

Грандиозное четырехчасовое действо приносит Юрию Бутусову «Золотую маску» за лучшую режиссуру.

2012

В афише театра появляется моноспектакль Константина Райкина «Своим голосом»

В афише театра появляется моноспектакль Константина Райкина «Своим голосом»

В этом спектакле артист вспоминает детство и своё творческое становление, а также читает стихи любимых поэтов.

2013

Премьера «Лондон Шоу»

Премьера «Лондон Шоу»

Такое название получает сценическая комедия Константина Райкина по пьесе Бернарда Шоу «Пигмалион».

Самым лучшим драматургом считается Шекспир, а второй в Англии по уровню, думаю, Бернард Шоу. «Пигмалион» – одна из самых лучших пьес с великими ролями. Через эту пьесу должен пройти каждый театр в период своего взросления, она обязательно должна появиться в репертуаре взрослого театра. Вот мы и выросли…

Константин Райкин

2014

«Сатирикон» отмечает 75-летие со дня основания

«Сатирикон» отмечает 75-летие со дня основания

Рождаются две новые режиссерские работы Константина Райкина, обе связаны с современной драматургией:

— «Кухня» по Арнольду Уэскеру – один из самых «густонаселенных» спектаклей «Сатирикона», в постановке занята почти вся труппа театра.
— «Однорукий из Спокана» – Райкин снова обращается к драматургу Мартину Макдонаху.

2015

31 июля

В ЭТОТ ДЕНЬ СОСТОЯЛСЯ ПОСЛЕДНИЙ СПЕКТАКЛЬ НА СТАРОЙ СЦЕНЕ

В ЭТОТ ДЕНЬ СОСТОЯЛСЯ ПОСЛЕДНИЙ СПЕКТАКЛЬ НА СТАРОЙ СЦЕНЕ

«Кухня» А. Уэскера в постановке Константина Райкина стала последним спектаклем, сыгранным в старом здании «Сатирикона». Театр закрылся на масштабную реконструкцию.

21 октября

НОВЫЙ СЕЗОН ОТКРЫТ НА СЦЕНЕ «ПЛАНЕТЫ КВН»

НОВЫЙ СЕЗОН ОТКРЫТ НА СЦЕНЕ «ПЛАНЕТЫ КВН»

Новая временная площадка находится неподалёку от родного реконструируемого здания театра. Премьера – спектакль Егора Перегудова по повести Ивана Шмелёва «Человек из ресторана».

2016

В РЕПЕРТУАРЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ СТРЕМИТЕЛЬНАЯ ГРОТЕСКОВАЯ КОМЕДИЯ МОЛЬЕРА «ЛЕКАРЬ ПОНЕВОЛЕ

В РЕПЕРТУАРЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ СТРЕМИТЕЛЬНАЯ ГРОТЕСКОВАЯ КОМЕДИЯ МОЛЬЕРА «ЛЕКАРЬ ПОНЕВОЛЕ

Спектакль поставлен Константином Райкиным как реверанс Театру масок Аркадия Райкина. Все роли играли семеро студентов-выпускников первой Мастерской Райкина в Высшей школе сценических искусств. Большая часть их курса пополнила труппу «Сатирикона».
     Касаткина DSC00001.jpg

2019

НА МАЛОЙ СЦЕНЕ «САТИРИКОНА» СОСТОЯЛАСЬ ПРЕМЬЕРА СПЕКТАКЛЯ НАДИ КУБАЙЛАТ «МОЙ ПАПА – ПИТЕР ПЭН»

НА МАЛОЙ СЦЕНЕ «САТИРИКОНА» СОСТОЯЛАСЬ ПРЕМЬЕРА СПЕКТАКЛЯ НАДИ КУБАЙЛАТ «МОЙ ПАПА – ПИТЕР ПЭН»

Театр начинает плотно работать с молодыми режиссёрами и новой драмой. Спектакль «Мой папа – Питер Пэн» отмечен на фестивале «Арлекин» дипломами «За лучшую женскую роль» актрисе Алине Доценко и «Лучшему драматургу» Керен Климовски.

В то же время на Большой сцене состоялся первый опыт сотрудничества с режиссёром Евгением Марчелли – спектакль «Шутники» по А. Н. Островскому становится самой гастролирующей постановкой «Сатирикона» времен «бездомья».

2020

27 марта

Первая онлайн-премьера театра

Первая онлайн-премьера театра

Впервые в истории театр сыграл премьеру без зрителей, притом получив 12-тысячную онлайн-аудиторию. Из-за пандемии коронавируса встречи с живым залом спектаклю Владимира Жукова «Дорогая Елена Сергеевна» пришлось ждать ещё 7 месяцев.

530cb903da2f3fe6909d8e67daa06270.jpg

СПЕКТАКЛЬ «ПЛУТНИ СКАПЕНА» ПРИНОСИТ КОНСТАНТИНУ РАЙКИНУ ЕГО ПЕРВУЮ РЕЖИССЁРСКУЮ НАГРАДУ

СПЕКТАКЛЬ «ПЛУТНИ СКАПЕНА» ПРИНОСИТ КОНСТАНТИНУ РАЙКИНУ ЕГО ПЕРВУЮ РЕЖИССЁРСКУЮ НАГРАДУ

Спектакль «Плутни Скапена» по комедии Мольера приносит Константину Райкину премию зрительских симпатий «Звезда Театрала» в номинации «Лучший режиссёр». Этот спектакль – 40-я режиссёрская работа Константина Аркадьевича.

СПЕКТАКЛЬ «ПЛУТНИ СКАПЕНА» ПРИНОСИТ КОНСТАНТИНУ РАЙКИНУ ЕГО ПЕРВУЮ РЕЖИССЁРСКУЮ НАГРАДУ

2021 -2022

83 сезон

В этом сезоне «Сатирикон» выпускает самое большое количество премьер со времен выезда из своего здания – пять спектаклей:

В этом сезоне «Сатирикон» выпускает самое большое количество премьер со времен выезда из своего здания – пять спектаклей:

  • «Р» Юрия Бутусова
  • «Елизавета Бам» Гоши Мнацаканова по Д. Хармсу
  • «Гроза» Константина Райкина по А. Островскому
  • «Это всё она» Елены Бутенко-Райкиной по А. Иванову
  • «Дама с собачкой» А. Локтионова по А. Чехову

Стройка театра продолжается.

d3ed50a8903fd197df44574e935d8eb5.jpg

О площадке

Ленинградский театр эстрады и миниатюр открылся в 1939 году на месте некогда роскошного ресторана «Медведь». Жанр предполагал наличие конферансье на сцене, постоянным ведущим стал лауреат всесоюзного конкурса артистов эстрады, выпускник ГИСИ Аркадий Райкин. Через 63 года его имя украсило вывеску театра на Большой Конюшенной. Райкин привёл в Театр эстрады известных артистов — Эдуарда Хиля, Леонида Утёсова, Клавдию Шульженко. В 1980 году театр переехал в столицу, его прямым наследником стал «Сатирикон». Сейчас на Конюшенной работает своя труппа, в 2008 году пришёл яркий художественный руководитель театра — артист Юрий Гальцев, в 2011 зрительный зал реставрировали и оснастили современным оборудованием. В репертуаре театра произведения классических авторов — Чехова, Уайльда и даже Горина — сочетаются с семейными мюзиклами, концертами самого Гальцева и спектаклями гастролирующих театров.

Читать полностью

Российский государственный театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина — московский театр под руководством актёра Константина Райкина, сына Аркадия Исааковича. «Сатирикон» ведёт свою историю с основания Ленинградского театра эстрады и миниатюр в 1939 году. В 1982-м театр переехал в Москву, а c 1987-го носит название «Сатирикон». Имеет большую и малую сцены. В 2013 году рядом с театром открылся Центр культуры, искусства и досуга имени Аркадия Райкина, состоящий из торгово-развлекательного комплекса «Райкин Плаза» и Высшей школы сценических искусств. С августа 2015-го здание театра закрыто на масштабную реконструкцию. Спектакли большой сцены идут в «Планете КВН» (Шереметьевская, дом 2), а спектакли малой сцены — в Учебном театре Высшей школы сценических искусств (в доме 6, корпус 2, по той же Шереметьевской улице). Объект планируется сдать в эксплуатацию в 2019 году.

История
Ленинградский период
Будущий театр «Сатирикон» открылся в 1939 году в Ленинграде под названием Театр эстрады и миниатюр. В его организации принимали участие актёры Надежда Копелянская (1902—1973), 3инаида Рикоми и Роман Рубинштейн, художник Пётр Снопков, режиссёры Нестор Сурин и Александр Шубин, которые и составили впоследствии основную труппу. Возглавил молодой театр продюсер Исаак Гершман. Именно при Гершмане Аркадий Райкин стал работать в театре в качестве конферансье. Концертная программа театра в то время состояла из номеров различных жанров, объединенных конферансом, интермедиями и элементами театрализации.

Осенью 1940 года художественным руководителем был назначен музыковед и театральный критик Моисей Янковский. В то время Аркадий Райкин уже занимал значительное положение во многих программах театра. С ним вместе в спектаклях принимали участие эстрадные и цирковые артисты. В разное время с Аркадием Райкиным работали жонглёр Фёдор Савченко, акробаты Тамара Птицына и Леонид Маслюков, а также артисты Эсфирь Пургалина, Рина Зелёная, Зинаида Рикоми (Берман), Рудольф Славский и многие другие. Уже тогда основной идеей Райкина как ведущего актёра было объединить эстрадный и цирковой жанры со спектаклем.

В последний предвоенный сезон состав труппы Ленинградского театра эстрады и миниатюр изменился и пополнился, но Райкин продолжал играть ведущую роль во многих постановках. Театровед Адольф Бейлин, автор книги об Аркадии Райкине, писал в рецензии на один из спектаклей того времени: «Хотелось бы, чтобы зрители шли в театр, а не на Райкина». Однако для зрителя знаменитый актёр и конферансье оставался «лицом» театра.

В апреле 1941 года театр выступал с последней довоенной программой «Не проходите мимо», лучшим номером которой был монолог «Невский проспект». В мае 1941 года труппа должна была отправиться на гастроли в Мурманск, затем — в Днепропетровск, где открытие концертной деятельности было назначено на 22 июня. Выступление театра так и не состоялось: в этот день актёров срочно вызвали в Ленинград, где уже формировались фронтовые театрально-концертные бригады.

Вскоре после начала войны театр был направлен в Ташкент, а оттуда — на Дальний Восток. В своих воспоминаниях Аркадий Райкин писал:

«Среди 3800 театрально-концертных бригад, обслуживавших части Советской армии на фронтах Великой Отечественной войны, была и наша. В годы войны мы выступали в республиках Средней Азии и в Сибири – перед тружениками тыла; на Дальнем Востоке – перед моряками Тихоокеанской и Дальневосточной флотилий; на Балтике и на Каспии, на Белом море, а также на Центральном, Северокавказском фронтах. Главным образом мы обслуживали флот. Да, мы не ходили в атаку и в разведку, не стреляли из винтовок и орудий, не пускали под откос поезда, не ремонтировали танки в студёных цехах. И тем не менее работа, которую мы делали, была важна. Мы проехали десятки тысяч километров, выступали на кораблях и батареях, на заводах и полевых станах, в землянках и госпиталях».

Директор Ленинградского театра эстрады и миниатюры не смог поехать в эвакуацию вместе с театром, поэтому обязанности руководителя с 1942 года были возложены на Аркадия Райкина. В 1944 году труппа вернулась обратно в Ленинград, а уже весной 1945-го была отправлена выступать в Ригу — родной город Райкина. Там актёры получили весть о победе.

В 1944 году театр утратил слово «эстрада» в названии. Тем не менее в репертуаре 1940-х ещё были эстрадные номера, например работы акробатического дуэта Тамары Птицыной и Леонида Маслюкова, представления жонглёра Фёдор Савченко и другие. Как отмечают многие авторы, в послевоенное время у театра сформировался «оригинальный, остросовременный репертуар» и постоянный состав актёров.

6 сентября 1939 года — В Ленинграде открылся Государственный театр эстрадных миниатюр под руководством Аркадия Райкина
Аркадий Райкин

Искусствоведы того времени стали называть «театром Райкина» не только спектакли Ленинградского театра миниатюр, но также жанровые особенности его представлений. Благодаря актуальности и злободневности, а также харизме и актёрскому таланту Аркадия Райкина, Театр миниатюр занял уникальное место в советской театральной культуре.

«Театр Райкина, как определенный жанр эстрадного искусства, — это прежде всего, что бы там ни говорили, театр одного центрального актёра.
— Советский писатель Лев Кассиль».

С 1946 по 1957 год театр много гастролировал по СССР, а с конца 1950-х годов начались регулярные выезды труппы за границу. В 1957 году театр Райкина посетил Польшу, в 1958 — Болгарию и Чехословакию, затем Венгрию, ГДР, Румынию, Югославию. Труппа выезжала также за пределы стран социалистического лагеря. В 1964 году состоялась поездка в Англию, постановки транслировали по английскому телевидению.

В 1960-е годы театр стал задействовать оркестры и фонограммы в своих выступлениях. В разное время над музыкой для спектаклей работали Никита Богословский, Александр Колкер, Матвей Блантер, Георгий Портнов, Игорь Цветков. Среди постоянных авторов текстов был писатель Владимир Поляков, Михаил Зощенко, Евгений Шварц, Иосиф Прут, Абрам Раскин, Владимир Лифшиц, Семён Альтов и многие другие. В 1964 году Театр миниатюр заключил контракт с Михаилом Жванецким. Как пояснял Райкин, театр имел особый подход к отбору материалов для своих спектаклей:

«Материал должен быть актуальным, смешным, лаконичным, образным и в то же время облагораживать душу и сознание зрителя. Как мы представляли себе сумму этих качеств в те или иные годы – величина переменная… У нас каждая постановка единственна в своём роде, не может повториться ни на какой другой сцене».

Труппа театра составляла около 25 человек, половина из которых — актёры. Сначала постоянным партнёром Райкина на сцене был Григорий Карповский, позже его сменил актёр Герман Новиков. В 1940—1950 годах в миниатюрах с Райкиным играл Вадим Деранков. На протяжении долгого времени в театре работали комедийный актёр Владимир Ляховицкий, брат Райкина Максим Максимов и Иосиф Минкович. В 1960-е годы в театр пришло молодое поколение актёров. После этого с Райкиным стали играть Александр Карпов и Владимир Михайловский. В театре также работала жена Аркадия Райкина, актриса Руфь Иоффе.

Московский период
В источниках отмечается, что в 1970-е годы партийное руководство Ленинграда не поощряло деятельность Театра миниатюр из-за злободневности выступлений. Аркадий Райкин оказался среди артистов, негласно не допущенных до телевидения. В 1981 году с ещё одним поколением молодых актёров в Ленинградский театр миниатюры пришёл сын Аркадия Константин, до этого работавший в театре «Современник». Константин уговорил отца переехать в Москву, и Райкину-старшему удалось договориться с высокопоставленным руководством о переезде.

В 1983 году труппа получила здание бывшего кинотеатра «Таджикистан» на улице Шереметьевская, и там началась реконструкция и переоборудование помещений под нужды театра. В течение четырёх лет реконструкции спектакли театра Райкина шли в концертных залах, в том числе ГЦКЗ «Россия».

4 июня 1987 года в обновлённом здании прошла премьера спектакля «Мир дому твоему» по сценарию Семёна Альтова. В том же году Государственный театр миниатюр был переименован в Государственный театр «Сатирикон».

«Почему «Сатирикон»? Это связано с историей театра Аркадия Райкина. Мир сатиры и юмора. Кроме того, был такой журнал в начале прошлого века, где печатались русские писатели Зощенко, Теффи и другие. «Сатирикон» был у Петрония, где рассказывалось в комическом и сатирическом ключе о жизни римского общества. Был «Сатирикон» у Феллини. Нас привлекла туманность этого названия. Никто толком не знает, что это такое, но у меня есть ощущение этого слова. Корень ясен — сатира, но необязательно его придерживаться.
— Константин Райкин».

17 декабря 1987 года ушёл из жизни Аркадий Райкин. Театроведы отмечают, что вместе с этим закончилась целая эпоха советского сценического искусства. После смерти отца руководство театром принял Константин Райкин, и его целью стало формирование нового драматического репертуара. В 1992 году «Сатирикон» был переименован в Российский государственный театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина.

Источник >>>

6 сентября 1939 года — В Ленинграде открылся Государственный театр эстрадных миниатюр под руководством Аркадия Райкина

6 сентября 1939 года — В Ленинграде открылся Государственный театр эстрадных миниатюр под руководством Аркадия Райкина

6 сентября 1939 года — В Ленинграде открылся Государственный театр эстрадных миниатюр под руководством Аркадия Райкина

В 2019 году Театру эстрады им. А. Райкина исполняется 80 лет. Он по праву считается одним из символов Петербурга.

«Человек с тысячей лиц»

Ленинградский театр эстрады и миниатюр обосновался в этом здании осенью 1939 г. Его зал всегда был полон. Зрители приходили сюда, чтобы забыть о житейских проблемах, увидеть любимых актеров и от души посмеяться. Такой популярностью он во многом обязан своему руководителю Аркадию Райкину, которого за многогранность таланта называли русским Чарли Чаплиным, «человеком с тысячей лиц». Райкин пришел в театр тоже в 1939-м, а еще через три года стал его художественным руководителем. Аркадий Исаакович возглавлял Ленинградский театр эстрады и миниатюр почти сорок лет.

Аркадий Райкин жил сценой.

В Великую Отечественную коллектив выступал на полевых аэродромах, артиллерийских позициях, палубах боевых кораблей. Не раз артисты оказывались на волосок от гибели. Однажды не успели доехать до места привала, а ночью сарай, где им предстояло переночевать, разбомбили. Словом, театр прошел по-настоящему боевой путь, а его руководитель в победном 1945-м был награжден орденом Отечественной войны 2-й степени.

В мирное время Райкин сделал свой театр в Ленинграде одним из самых любимых горожанами. В разное время на его сцену выходили звезды советской эстрады — Леонид Утесов и Клавдия Шульженко, Александр Вертинский и Лидия Русланова. Здесь оттачивали мастерство Мария Миронова и Александр Менакер, Эдуард Хиль и Мария Пахоменко.

Во время гастролей в Одессе именно Райкин заметил талантливых актеров местного «Парнаса-2» Михаила Жванецкого, Романа Карцева и Виктора Ильченко. В 1962-м он пригласил молодых авторов в Ленинград, что стало началом их стремительной карьеры. Ну а самым долгожданным на сцене всегда был сам Аркадий Исаакович. Каждое его выступление становилось маленьким шедевром. Исполнитель монологов, фельетонов, он сочетал в себе интеллигентность, скромность и редкий дар — умение рассмешить людей.

«Бум меняться?»

За многогранность таланта Райкина называли «человеком с тысячей лиц».

Выступления Райкина всегда собирали огромную аудиторию, а многие фразы со сцены перекочевали на киноэкраны и в народ. Так, одним из самых запоминающихся стал монолог «Жизненная лестница», в котором он высмеивает зазнавшихся чиновников и всех, кого изменила высокая должность. Особенно на ура зрители приветствовали номера с быстрым перевоплощением. В новелле «Показ мод», например, комик исполнил сразу несколько ролей: художника Репкина, директора пуговичной фабрики Кругозорова, директора швейной фабрики Слоновникова, пожарного Набатова. Причем каждый новый персонаж смешнее другого.

Настоящим хитом тех лет стала и миниатюра «Волшебная сила искусства». Знаменитый артист сыграл в ней ученика, который помогает своей скромной пожилой учительнице приструнить хамов-соседей по коммуналке. А его фразочка «Бум меняться?» надолго стала нарицательной. В разгар застоя в 1974 году на советских экранах появилась 4-серийная комедия «Люди и манекены». Фильм построен как рассказ о рабочем дне таксиста, на протяжении которого зрители знакомятся с персонажами из народа. И хотя его пассажиры «люди маленькие», Райкин своим мастерством поднял их проблемы на чеховскую глубину.

«Меня часто спрашивают, почему я согласился возглавить Театр эстрады, — говорит художественный руководитель театра, заслуженный артист РФ Юрий Гальцев. — Ответ такой: ради памяти человека, имя которого этот театр носит. Представляете, во время спектакля стою за кулисами — наблюдаю за своими учениками, а за спиной у меня… гримерная Аркадия Исааковича Райкина. Какое же невероятное счастье — понимать, что театр, хранящий память о великих артистах советской эстрады, жив. Он наполнен энергией молодых талантливых актеров. Он имеет свой особый и неповторимый стиль, свой дух».

Гальцев и «гальчата»

Сам Гальцев видел выступления Райкина «вживую», еще когда учился на втором курсе Ленинградского театрального института. Тогда он и мечтать не мог, что когда-нибудь возглавит Театр эстрады. Это произошло в 2008-м. А еще через несколько лет Гальцев рискнул вывести на сцену выпускников почти всего своего курса Петербургской академии театрального искусства, где преподавал. Сегодня это костяк коллектива, а зрители с нежностью называют молодых актеров «гальчатами».

«Обожаю молодых! Считается, что без мэтров, заслуженных и народных, в театре успеха не будет. Рад, что опроверг это мнение. У нас немало спектаклей, где занята только молодежь, — и билетов нет, — говорит Гальцев. — Нравятся мне и наши неформальные отношения. Я их учу, они — меня, говорю без всякой иронии. Мне хочется, чтобы они не распылялись, раскрылись, достигли настоящего, а не сиюминутного успеха. Чтобы знали: острое слово, сатира — страшное оружие, с которым нужно бережно обращаться, иначе можно больно ранить».

Сегодня театр все так же любим публикой. В его репертуаре постановки, которые под маской доброго юмора поднимают серьезные жизненные вопросы. Так что зрительный зал как всегда полон».

Из истории: «В демутовых номерах»

Славная история этого театра началась в Петербурге еще со времен Петра I. В 1723 году император издал указ, по которому повелевалось «сделать комедиантский дом из досок на адмиралтейском острову».

Это было первое общественное зрелищное сооружение города. Построили его на берегу Мойки у Невского проспекта, примерно там, где сегодня и находится Театр эстрады.

Театр, являясь частью учебного комплекса, будет репертуарным. С настоящими, «по-взрослому» поставленными спектаклями.

В 70-х годах XVIII века на этом месте возвели уже каменное здание. Долгое время в нем располагалась знаменитая петербургская гостиница «Демутов трактир». В ней часто останавливался Пушкин, а в 1828 году, всего за три недели, «в демутовых номерах» он написал поэму «Полтава». В этой гостинице он «поселил» и одного из своих ярких персонажей — гусара Минского из повести «Станционный смотритель». Неоднократно останавливался в популярной гостинице и другой Александр Сергеевич — Грибоедов. Ее постояльцами также были Пестель и Чаадаев, Батюшков и Тургенев. В начале XX века в этом здании размещался популярный ресторан «Медведь», куда часто приходили Федор Шаляпин и Вера Комиссаржевская.

Смотрите также:

  • Знаменитый «невозвращенец». Удивительная судьба танцора Михаила Барышникова →
  • Русский Чарли Чаплин. Как Аркадий Райкин стал величайшим юмористом эпохи →
  • Первая Чебурашка страны →

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Рос 301 инструкция по эксплуатации варианты подключений
  • Лекарство сенна инструкция по применению взрослым
  • Инструкция к хлебопечке redmond rbm 1908
  • Флебодиа 600 цена в гомеле инструкция по применению
  • Руководство по магии для начинающих