Характер педагогического руководства при подготовке мероприятия

Алгоритм подготовки и планирования воспитательного мероприятия

В алгоритм подготовки
и планирования воспитательного
мероприятия входят следующие его
связующие:

  • Изучение
    интересов и увлечений учеников и уровня
    развития классного коллектива;

  • анализ
    воспитанности — воспитуемости учащихся
    классного коллектива;

  • определение
    темы, целей и задач воспитательного
    мероприятия;

  • актуальность,
    соответствие возрастным особенностям,
    запросам, интересам
    учащихся. При этом имеются в виду цели
    и задачи, как предметные (для
    воспитанников), так и воспитательные
    (для воспитателя);

  • определение
    меры участия учащихся в воспитательном
    мероприятии;

  • составление
    программы дела в соответствии с
    методическими требованиями;

  • выбор
    и качество оформления: содержательность,
    эмоциональность, необходимость
    использования ТСО и их наличие и
    готовность;

  • подбор
    материала содержания мероприятия по
    следующим принципам: нравственная
    направленность, педагогическая
    целесообразность, воспитывающий
    и развивающий характер, соответствие
    возрастным особенностям
    и интересам учащихся, связь с жизнью
    класса и школы;

  • выбор
    формы воспитательного мероприятия,
    определение его жанра и названия;

  • планирование
    воспитательного мероприятия: составление
    плана проведения
    воспитательного мероприятия; выбор
    актива учащихся, ответственных
    за подготовку и проведение мероприятия;
    распределение поручений среди
    учащихся классного коллектива,
    ответственных за различные направления
    в подготовке и проведении мероприятия
    (подбор содержательного
    материала, приглашение гостей и
    участников извне, определение места,
    отбор средств, изготовление костюмов,
    атрибутики, оформления и т. д.);

  • определение
    сроков проведения мероприятия и контроль
    на отдельных этапах его подготовки;

  • моделирование
    проведения воспитательного мероприятия
    в группе студентов-практикантов;

  • педагогический
    анализ в группе студентов данного
    воспитательного мероприятия, совершаемый
    на двух уровнях:

а) обсуждение
успешности (неуспешности) предметного
результата вместе с учащимися (студентами,
которые были в роли учащихся), проектирование
более продуктивной деятельности в
будущем;

б) собственно
педагогический анализ, осуществляемый
взрослыми участниками,
который включает следующие элементы:
меры достижения цели и
решение стратегических и тактических
задач; характеристика эффективности
избранных средств, методов и приемов;
степень активности участников и их
удовлетворенность от участия в деле,
особенности индивидуальных проявлений
(исполнение своей роли, вопросы,
эмоциональное состояние и т. д.); логика
и структура воспитательного мероприятия,
их эффективность;

  • характер
    педагогического мастерства воспитателя,
    проявление его жизненной и педагогической
    позиции; манера поведения, характер
    отношении с учащимися и т. д.; место
    проведенного мероприятия в системе
    воспитательной работы с классом, в
    общешкольной
    системе воспитания;

  • корректировка
    и уточнение программы, планирование
    воспитательного мероприятия с внесенными
    коррективами;

  • оформление
    плана проведения воспитательного
    мероприятия.

Приложение № 7

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Киселёвский горный техникум»

(ГПОУ КГТ)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ

ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

C:UsersПреподавательDesktop3.jpg

Киселёвск, 2016

Структура, формы и содержание воспитательного мероприятия как условие эффективности воспитания совместной деятельности педагогов и обучающихся


Воспитательное мероприятие — это одна из организационных форм, широко используемых в воспитательной работе учреждения.

Воспитательная деятельность позволяет выработать у обучающихся:

  • определенную систему отношений к окружающей действительности;
  • формирует образ самого себя, ценные мотивы, духовные потребности, ответственность за поступки;
  • влияет на общественное мнение;
  • приобщает к жизни коллектива и формирует его традиции.

Формулировка и развитие новых подходов к процессам организации и проведения воспитательного мероприятия должно обеспечить, качественный рывок в повышении эффективности и дальнейшей его эволюции.

Каждое новое воспитательное мероприятие представляет собой элемент нового витка развития воспитательной работы и её постоянной модернизации.

Мероприятия – это события, занятия, ситуация в коллективе, организуемые педагогами для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.

Воспитательное мероприятие является процессом, предполагающим в своем развитии несколько взаимодействующих между собой стадий:

  • Определение актуальности темы мероприятия, понимание педагогической цели
  • Организация подготовки непосредственного воспитательного воздействия на обучающихся
  • Определение концепции включая цель, задачи
  • Планирование этапов мероприятия
  • Результативность – анализ состоятельности данного мероприятия

Такая логическая цепочка постоянна для любого мероприятия, меняется лишь содержание, усиливается значение того или иного этапа в зависимости от цели проводимого мероприятия.

В процессе организации и проведения любого воспитательного мероприятия его организаторам приходиться решать определенные вопросы:

  • Как же подготовить мероприятие?
  • С чего начать?
  • Что следует учитывать при подготовке и проведении мероприятия?

Постараемся ответить на вопросы организаторов.

Подготовительная часть

  • Определить цели и задачи мероприятия
  • Выбрать формы, методы и приемы с учетом возрастных особенностей воспитанников
  • Продумать об оптимальной занятости воспитанников в подготовке и проведении мероприятия
  • Предусмотреть все необходимое для успешного его проведения
  • Правильно распределить силы и время на подготовку, добиться четкости и слаженности в действиях всех участников
  • Определить возможность участия родителей, других педагогов и специалистов

Организационная часть

  • Подбор тематического материала – по содержательности и актуальности
  • Использование простых и сложных средств
  • Построение логической последовательности хода и логической завершенности в соответствии с поставленной целью мероприятия
  • Выравнивание и просчет по продолжительности мероприятия в соответствии с возрастом воспитанников, местом проведения

Основная часть

  • В ней должны отражаться современные воспитательные технологии
  • Формироваться на современном этапе принципы воспитания (индивидуальности, доступности, результативности)
  • Использоваться дифференцированные и интегрированные воспитательные подходы
  • Выделяться элементы неожиданности, «изюминки» мероприятия
  • Применяться разнообразие и творческий характер мероприятия
  • Учитываться как переизбыток, так и недостаток информации для восприятия обучающимися содержания мероприятия, которое должно быть доступно для детей в соответствии с их возрастом

Заключительная часть

  • Имеет важное организационно-педагогическое значение
  • Позволяет подвести итог не только данного мероприятия, но и определенного этапа работы с детьми
  • Завершающий этап мероприятия очень важен для дальнейшей работы с детьми, так как он включает подведение общих итогов и определение перспектив на будущее
  • На этом этапе мероприятия важно создать ситуацию успеха для каждого ребенка и психологического климата в детском объединении.

Организуя с детьми любую форму проведения мероприятий, важно не повторяться, уходить от шаблонов, никого не копировать, искать свой ключ т.е. «изюминку» мероприятия.

Подробное планирование (структура мероприятия)

Название мероприятия

Отражается тема мероприятия, которая должна быть лаконичная, привлекательная и точно отражать содержание

  • «Вальс цветов»
  • «Эрудит»
  • «Джунгли зовут»
  • «Меткий стрелок»

Цель

Формулируется как общее направление мероприятия, это идеальный конечный результат. Должна быть сформулирована так, чтобы можно было проверить степень достижения и содержать триединую цель в развитии, обучении, воспитании в виде одного предложения

  • Сохранение и укрепление здоровья детей через…
  • Оказание психологической помощи обучающимся
  • Выявление одаренных, талантливых детей, их интеллектуальное развитие
  • Углубление знаний, умений воспитанников в области экологии, через конкурсно-игровую программу

Задачи

В них должны быть различимы пути достижения заявленного результата.Должны быть четкими, направленными на развитие конкретных качеств воспитанников, отражать содержание мероприятия

  • Расширять и закреплять знания детей о правовой системе Российского государства
  • Воспитывать чувство патриотизма, гражданской ответственности
  • Развивать умение наблюдать за объектами живой природы, выделять характерные особенности

Формы, методы и приемы

Должны подбираться в соответствии с темой, с учетом возраста воспитанников

  • Формы (развлекательная программа, КВН, тематический вечер, дискотека, викторина, вечера, экскурсии, игровые программы, диспуты, музыкальные гостиные и др.)
  • Методы и приемы (беседа, отгадывание загадок, мини-викторина, элементы театрализации, моделирование, наблюдения, столкновения взглядов и позиций, проектный, поисковый и др.)

Материал и оборудование

Должны подбираться в соответствии с темой, с учетом возраста воспитанников

  • карточки с заданиями, загадками; живые объекты, маршрутные карты, специальный наглядный и дидактический материал, аудио и видеоаппаратура, фотоаппарат, плакат-кроссворд, обручи, плотный картон, линейка, ножницы и др.

Оформление зала

Оформляется в соответствии со спецификой воспитательного мероприятия

Приведем пример разработки мероприятия «Щедрый хозяин Кузбасс».

Цель – расширение, закрепление и углубление знаний о Родном крае, экологии. 

Задачи:

  • Формировать ценностные отношения к природным дарам Кузбасса
  • Развивать познавательную активность детей
  • Воспитывать патриотические чувства к северному краю, уважение к культуре и традициям народов Кемеровской области
  • Развивать, внимание, память, мышление, создавать ситуацию успеха

Форма – игра-акция

Методические приемы – беседа, рассматривание иллюстраций, зарисовки, отгадывание загадок, демонстрация фотоматериалов растений и животных Кемеровской оласти, создание проекта «Прикоснись к природе сердцем»

Материалы и оборудования – схемы-рисунки, схемы-плакаты, иллюстрации, стихи и загадки о северном крае, аудиозапись «звуки природы», клей, ножницы, трафареты животных, растений, материалы неживой природы, цветные и простые карандаши, ластик, макет лесотундры, фотоаппарат, мультимедиа, компьютерная презентация.

Оформление зала

Зал оформлен рисунками, стулья расположены полукругом. Большая часть зала отведена для проведения игр.

Ход мероприятия

  • Организационный момент
  • Основная часть
  • Заключительная часть

Испытывая потребность в организации и проведении воспитательного мероприятия педагог нередко не может решать оперативно конкретные вопросы.

Например

  • Планируя воспитательную работу не все педагоги предвидят её результаты,
  • Нередко формально ставят задачи воспитания,
  • Не используют знания сильных и слабых сторон обучающихся,
  • Не учитывают уровни самостоятельности воспитанников и всего коллектива

Психолого-педагогическое сопровождение воспитательных мероприятий занимает немаловажную роль при проведении современных мероприятий.

Музыкальное оформление воспитательного мероприятия является важным показателем его качественности, оно должно соответствовать его целям и содержанию. Музыка является наиболее действенным средством, обращенным к душе человека.

Художественное оформление зала играет важную роль в подготовке и проведении воспитательного мероприятия.

Фотосъемка и видеосъемка в ходе воспитательного мероприятия позволяет создавать необходимый материал для наглядного анализа выполненной работы, а также для её рекламы (выполнение презентации мероприятия, видео- и фото альбомов, оформление выставок и т. д.).

Выяснение мнения аудитории, выявление причин его изменений или отрицательного эффекта воспитательного мероприятия, возможно путем обратной связи.

С позиций модернизации, воспитательные мероприятия будущего должны все в большей степени опираться на достижения науки и техники, в целях нахождения в наибольшей степени эффективных средств достижения намеченных в мероприятии результатов.

Таким образом, воспитательные мероприятия чаще всего являются открытыми или показательными и представляют собой этапы большой работы, проводимой педагогами, а иногда и воспитанниками учреждения.

Поэтому ответственность, лежащая на организаторах мероприятия очень велика, ведь от того, как проходят мероприятия чаще всего судят об эффективности воспитательной работы в учреждении.

Основные действия педагога при организации
воспитательного процесса

Важнейшими составляющими организации
педагогического процесса являются:

1) анализ
ситуации и определение целей и задач;
 

2)планирования воспитательного мероприятия (дела); 

3) организация
воспитательного мероприятия (дела);
 

4) осуществления
воспитательного мероприятия (дела);
 

5)подведение итогов, анализ достигнутых результатов

Одним из важнейших источников определения цели и проектирования
воспитательной дела
 является
социальная ситуация того периода, когда осуществляются воспитательные дела Эта
ситуация обусловлена событиями в государстве и мире, государственными и
народными праздниками, юбилейными датами, общественно значимыми идеями а также
событиями местного значения. Вторым важным источником является педагогический
диагноз сформированности необходимых качеств и черт проектируемого типа
личности. И еще один источник — общее направление робот и
учебно-воспитательного заведения на определенный период. Вместе эти источники
наполняют воспитательные дела жизненной силой, безошибочно определяют их
актуальность и направленность.

Доминирующая воспитательная цель (как
правило, это цель нравственно-эстетического воспитания) определяет задачи конкретных
дел. В каждом деле выделяют основную идею, которая совпадает с одним из общих
направлений в воспитания (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и т.
д.).

Задача педагога на этапе определения цели
— учесть социальную ситуацию, подчинить свою воспитательную деятельность
доминирующей целью, установить диагноз уровня воспитанности коллектива и
отдельных его членов ей, а потом уже осуществить детальный анализ уровня
подготовки воспитанников к восприятию той системы воздействия, предполагается в
будущем воспитательном мероприятии.

Должны быть получены четкие ответы на
вопросы:

а) какой коллектив, на который направлена воспитательное
воздействие?

б) уровень его развития в данном направлении?

в) чего необходимо достичь в результате осуществления данного
воспитательного дела?

г) какой системе воспитательных средств можно достичь
запланированных результатов?

Внимание обращается также на анализ
недостатков, выявленных практикой воспитательной работы в прошлом. После этого
формируется цель воспитательного мероприятия по алгоритму: состояние коллектива
и отдельных личностей — возможности педагога-организатора — определение цели и
конкретных задач.

Обобщение опыта работы лучших воспитателей
позволяет сформулировать ряд методических рекомендаций (правил), соблюдение
которых облегчит путь к получению высоких результатов

1.Глубокий осмысления конкретных задач
воспитательной дела — необходимое условие ее эффективности Эти задачи должны
быть умело сформулированы и доведении до сознания кадет. Не стоит навязывать свою
точку  зрения; сумейте организовать кадет так, чтобы принятые решения
воспринимались ими как их собственные.

2. Любое  воспитательное мероприятие
(воспитательная справа) проектируется на основе деятельностного и комплексного
подходов.

3. В любом деле необходимо выделить
ведущее звено, с помощью которой решаются другие задачи.

4. Необходимо выделить содержание
воспитательного дела в связи с его задачами и условиями реализации.

5. Для каждого этапа воспитательного
мероприятия должны быть подобраны рациональные методы, приемы и средства
реализации.

6. При подготовке воспитательного
мероприятия необходимо добиваться максимальной организационной четкости.

7. Воспитательное дело не терпит шаблона,
трафаретности, формализма, ее важнейшие черты — гибкость, широта маневрирования
Воспитательные дела должны быть разнообразными.

8. Воспитательные дела должны иметь в себе
высокую эмоциональную напряженность.

На этапе планирования перед педагогом стоит важная задача —
вместе с воспитанниками детально определить направления деятельности,
распределить обязанности между участниками, определив не только то, что должно
быть сделано, но и как это должно быть сделано Известно: самому что-то сделать
легче и быстрее, чем научить этому других . Но функция педагога в том и
состоит, чтобы организовать работу воспитанников. Поэтому воспитательные дела
планируются, совместно с кадетами и проводятся самими детьми под руководством
классного руководителя, воспитателя.

От качества планирования и организации
зависит выполнение воспитательного дела, поэтому педагогу, чтобы не сойти с определенного
курса в достижении цели, необходимо научиться отличать главное от
второстепенного, чтобы детали и мелочи не отобрали основные силы и время.

Планирование будет успешным, если классный
руководитель будет придерживаться следующих рекомендаций:

1. Необходимо учитывать возрастные и
индивидуальные особенности воспитанников, уровень подготовки. Чрезвычайная
сложность воспитательных дел превращает их в формальные, скучные мероприятия.

2. Воспитательные мероприятия — занятие
коллективное Планирование должно иметь коллективный характер.

3. Познакомьтесь с методами сетевого
планирования.

Общая теория организации производственной деятельности
предусматривает такой инструментарий, на который опирается технология и который
необходимо учитывать педагогам при организации воспитательных дел

1. Четкое определение цели воспитательной
работы, обзор всего мероприятия в целом от начала до конца (что планируется
достичь?)

2. Точное определение задач для каждого
участника мероприятия (с помощью каких операций можно достичь?)

3. Подготовка всего необходимого для
будущей работы (с помощью чего можно достичь?)

4. Установка норм выполнения для измерения
результата (размеры достигнутого?)

5. Распределение ответственности,
адресности и времени отчетности (чем стимулировать достижение цели?)

6. Инструктаж исполнителей как средство
обеспечения организационной системы (как достичь?)

Участие в организации воспитательного
мероприятия способствует воспитанию важных качеств личности:
целеустремленность, ответственность, умение доводить начатое дело до конца,
дисциплинированность Для многих  это проверка своих качеств, связанных с
выбором профессии, а также возможность развить организаторские способности,
умения и навыки.

На этом этапе можно дать следующие
рекомендации:

1. Четко определить права и обязанности
каждого, кто участвует в организации воспитательных дел.  Власть должна быть
сосредоточена в руках одного руководителя

2. Каждому участнику дела отведите одну
функцию, которая наиболее соответствует его возможностям и желаниям. Не
навязывайте поручений  участие в деле добровольное.

3. Учитывают тот факт, что кадеты не имеют
навыков  организации то, что для педагога понятно и легко, для воспитанника
совсем не просто Поддерживайте уверенность воспитанников в успехе, вселяет
надежду на положительный результат.

Воспитатель не должен выпускать из своих
рук управление воспитательным делом до полного завершения. На этапе осуществления
воспитательного мероприятия у педагога немало ответственных моментов.
Во-первых, он следит за осуществлением определенной программы воспитательного
дела, внося необходимые коррективы, выполняя диспетчерские функции Во-вторых,
педагог ведет наблюдение за коллективом и отдельными его членами, помня, что в
воспитательное дело развивает у воспитанников определенные качества, позволяет
установить уровень сформированности этих качеств и наметить стратегию
дальнейшей работы. В-третьих, педагог следит за четким решением организационных
вопросов.

При проведении воспитательных мероприятий педагог должен занимать правильную
позицию: не сковывать детей своим присутствием, не мешать им свободно выражать
свои мысли и чувства. Но, вместе с тем, внимательно следить за развитием
событий, предотвращать нежелательные направления развития событий.

Достаточно щепетильный вопрос — когда и
как корректировать неправильные ДЕЙСТВИЯ, перенести рассмотрение на более
поздний или делать замечания немедленно? Ошибка должна быть исправлена
немедленно, чтобы не допускать ее закрепления. Анализ допущенных ошибок
необходимо осуществлять сразу после окончания воспитательного мероприятия, пока
свежи в памяти недавние действия, но в некоторых случаях его следует перенести
на более позднее время.

Незаметно для кадет фиксируйте все, что
происходит на случайные отклонения, задержки реагируйте спокойно, сдержанно.
Помните, что реальную жизнь нельзя вложить в планы, нужно быть постоянно
готовым к неожиданностям.

На завершающем
этапе
 воспитательного дела
подводят итоги. Это может быть коллективное обсуждение или индивидуальный
педагогический анализ. Цель — раскрыть причины успехов и неудач.

Стоит соблюдать апробированной схемы
анализа воспитательного дела, последовательно отвечая на вопрос:

1) Все позиции подготовки и проведения
воспитательного мероприятия нашли отражение в плане;

2) Соответствовало ли содержание программы
поставленной цели;

3) Соответствовали ли цели, задачам и
требованиям уровню организации;

4) Все запланированные мероприятия (моменты)
в достаточной мере были обеспечены соответствующими ресурсами;

5) Какие фрагменты, части воспитательного
мероприятия были более эффективны;

6) Выдержано ли воспитательное мероприятие
во времени;

7) Кто и почему нарушал сроки;

8) Воспитательное мероприятие представлял
собой определенную систему, или это был набор мало связанных между собой
фрагментов и частей;

9) Был эффект новизны;

10) Соответствовала ли эмоциональная
окраска воспитательного мероприятия его замыслу;

11) Удовлетворяло ли кадет качество
воспитательного дела, их отношение к нему, над какими вопросами заставило
задуматься;

12) Какой оценки заслуживает каждый
участник воспитательного мероприятия;

13) Как вели себя кадеты;

14) Почему возникли случаи отрицательной
реакции части кадет на те или иные педагогические действия;

15) От чего необходимо отказаться при
подготовке следующего воспитательного мероприятия.

Анализируя, необходимо устанавливать связи
между явлениями, искать зависимости, эффективные формы взаимодействия, находить
причины и последствия.

Выбор форм воспитания

Выбор форм воспитательной работы
определяется на основе научных принципов воспитания. Для каждого детского
коллектива необходимо выбирать формы, которые наиболее подходят. Основой этого
выбора должна быть педагогическая целесообразность.

Выбор форм организации воспитательной
деятельности зависит от многих компонентов: содержания и направленности
воспитательных задач, возраста кадет, уровня их воспитанности и личного
общественного опыта, особенностей детского коллектива и его традиций,
особенностей и традиций региона, технических и материальных возможностей
училища, уровня профессионализма классного руководителя и воспитателя.

Определение целесообразной формы
организации воспитательной деятельности — это только первый шаг педагога к
достижению воспитательного задачи. Эффективность использования той или иной
формы во многом зависит от научно обоснованной реализации этих задач. К ним
можно отнести: максимальное привлечение большого количества кадет к подготовке и
проведению мероприятия, сочетание эмоциональных и рациональных факторов,
способствующих самостоятельной, активной деятельности в подготовке и проведении
мероприятия формирование у кадет значимых мотивов деятельности.

В процессе осуществления любой формы воспитания
под руководством педагога (непосредственно или по его замыслу) осуществляют
определенные действия (операции), которые являются важными факторами
формирования личности подростка.

По своей сути все эти этапы подготовки и
проведения воспитательного мероприятия имеют важное воспитательное значение.
Например, планирование и осмысление позволяет стимулировать творческие поиски,
соединить познавательную и          практическую деятельность.

Эффективность воспитательной работы в
значительной степени зависит от целенаправленного сочетания массовых, групповых
и индивидуальных форм воспитания.

Практика показывает, что часто
повторяющиеся формы организации воспитательной деятельности, как правило,
теряют свою новизну, становятся трафаретными и поэтому не дают ожидаемой
эффективности. Опытные педагоги стараются использовать разнообразие форм
воспитания. Поэтому важно, чтобы они знали все разнообразие форм воспитания и
осознали все особенности технологии воспитательного процесса.

Технология подготовки и проведения


ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

Внеклассные мероприятия — это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые преподавателями или кем-нибудь другим для учащихся (воспитанников) с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.

Подготовка и проведение воспитательного мероприятия начинается с всестороннего анализа и подготовки плана работы. Умение анализировать, изучать итоги своей деятельности, прогнозировать ее будущие результаты, планировать конкретные шаги для их достижения – показатели высокого профессионализма педагога. Грамотно выполненные анализ и план подготовки позволяют увидеть связь между воспитательной работой педагога и уровнем воспитанности обучающихся, с которыми эта работа проводилась.

Подготовка воспитательного мероприятия

  1. Каждое воспитательное мероприятие является одним из звеньев в общей цепи дел классного коллектива учащихся направленных на достижение общей цели воспитания и развития личности.

2. Воспитательное мероприятие имеет свою цель, достижение которой призвано способствовать решению конкретных задач по формированию личности учащегося и осуществлению комплексного подхода к воспитанию – учить, воспитывать, формировать, развивать.

3. Воспитательное мероприятие представляет собой сложную систему и состоит из ряда взаимосвязанных этапов:

I — этап анализа предшествующей педагогической ситуации и формулировки цели;
II — этап планирования;
III – этап организации;
IV – этап проведения мероприятия;
V — этап подведения итогов (анализ).

4. Наряду с задачами воспитательного мероприятия, вытекающими из его главной цели, каждый из перечисленных этапов, имея определенную специфику, решает свои задачи по формированию у учащихся различных черт и качеств: аналитических, организаторских, коммуникативных, конструктивных и т.д.

5. На каждом этапе мероприятия используются различные методы и приемы педагогического воздействия и взаимодействия с учащимися, воспитанниками, родителями, направленные на достижение общей цели и задач мероприятия, а также на решение задач конкретного этапа.

I. Этап анализа предшествующей педагогической ситуации и формулировки цели

Предшествующая педагогическая ситуация или обстановка складывается из определенных периодов жизни коллектива, проводимых ранее мероприятий с их воспитательным влиянием на учащихся. Данный этап направлен на изучение особенностей каждого учащегося и коллектива класса в целом и определение наиболее актуальных задач для осуществления эффективного воспитательного воздействия. Цель этапа — объективная оценка педагогической реальности, заключающаяся в определении ее положительных аспектов (лучшее в ребенке, коллективе), и того, что нуждается в корректировке, формировании и выборе наиболее важных задач.

Алгоритм анализа

1.Определить ожидаемые результаты воспитательного мероприятия: социальная и педагогическая значимость цели, ее конкретность и четкость; реальность и достижимость в данных условиях, за конкретный отрезок времени; степень эмоционального и воспитательного воздействия; степень обучающего значения данного мероприятия.

2.Определить, на какой основе сформулированы цель и задачи воспитательного мероприятия в соответствии с критериями эффективности: критический, допустимый и оптимальный (таблица 1).

Таблица 1

Критерии эффективности планирования воспитательных мероприятий

Уровни эффективности

Характеристика

1.Критический

Мероприятие проводится в связи с датой красного календаря, по указанию “сверху” и без анализа ситуации

2.Допустимый

Мероприятие проводится в соответствии с планом работы коллектива. Но анализ предшествующей педагогической ситуации носит при этом поверхностный характер

3.Оптимальный

В основе формулировки цели – анализ состояния коллектива, интересов и потребностей учащихся (воспитанников). Проведены наблюдения, анкетирование, беседы, сочинения, на основании которых сделаны выводы о необходимости данного мероприятия

3.Определить, какие задачи ставит педагог при осуществлении первого этапа воспитательного мероприятия, и каким образом решает их.

4.Установить, соответствует ли данное мероприятие возрастным особенностям учащихся; уровню развития ученического коллектива, с которым оно проводится; насколько реально решение поставленных задач в данном коллективе; подготовлены ли учащиеся к восприятию воспитательных воздействий, предусматриваемых мероприятием, знают ли они о его цели, заинтересованы ли в его проведении.

5.Использовать для анализа первого этапа наблюдение, анкетирование, беседы.

Анкета
для изучения интересов и мнений учащихся

  1. С какой целью в коллективе проводится данное мероприятие?

  2. По чьей инициативе проводится мероприятие?

  3. Что интересного и полезного будет получено от этого мероприятия?

  4. Какое твое участие в подготовке и проведении данного мероприятия?

  5. Твои ожидания (будет ли интересно) и пожелания?

  6. Назови недостатки ранее проводимого мероприятия.

Делаем ВЫВОДЫ из АНАЛИЗА и следуем далее.

II Этап планирования (моделирования) воспитательного мероприятия

Подготовка и моделирование предстоящей внеклассной воспитательной работы заключается в построении педагогом модели определенной формы деятельности.

От планирования воспитательного мероприятия в значительной степени зависит его качество и эффективность работы в целом. Вместе с тем при коллективном подходе к осуществлению планирования, его правильной организации у школьников развивается чувство коллективизма и ответственность за порученное дело.

План составляется педагогом с привлечением обучающихся и воспитанников. В старших классах эту работу они могут делать и сами под руководством классного руководителя (основы самоуправления).

Учащиеся учатся правильно распределять свое время, силы, средства, выделять главное, развивают логику мышления.

Алгоритм планирования

1.Выяснить, какие задачи по воспитанию, обучению и развитию поставлены на данном этапе.

2.Наметить план подготовки и проведения мероприятия. Определить, способна ли реализация имеющегося плана решить поставленные педагогом задачи. Проанализировать, какие методы воспитания и приемы педагогического воздействия предусмотрены для решения задач этапа. Насколько целесообразен выбор методов и приемов воспитательного мероприятия. Соответствует ли он особенностям данного коллектива, отдельных учащихся, реализации комплексного подхода к воспитанию.

3.Выяснить путем бесед с коллективом какое участие примут в планировании учащиеся (другие члены сообщества), чему они при этом научатся? Важно учесть способствует ли планирование мероприятия проявлению активности учащихся, их самостоятельности и самодеятельности? Содействует ли процесс планирования развитию коллективистских отношений в классе (школе)? Способствует ли избранная форма планирования подготовки и проведения предстоящего коллективного творческого дела укреплению содружества между педагогом и учащимися?

4.Установить при планировании связь предстоящего мероприятия с предыдущим и последующими делами коллектива.

5.Выяснить, существует ли связь между анализом предыдущего мероприятия и планируемого.

6.Проанализировать, способствует ли планирование подготовительного этапа воспитательного мероприятия решению его общей цели?

7. Структура плана подготовки внеклассного воспитательного мероприятия:

  • Название творческого дела (должно точно отражать содержание, быть лаконичным, привлекательным по форме).

  • Цель, задачи (цель одна, задач не более пяти)

  • Форма проведения (как)

  • Место и время проведения (где, когда)

  • Материалы и оборудование (что подготовить)

  • План подготовки (с распределением обязанностей и функций)

  • Наши помощники (кто помогает, куда обратиться с вопросами)

III. Этап организации мероприятия

Этап организации мероприятия является самым важным для учащихся в плане формирования таких качеств, как ответственность за порученное дело, умение довести начатое до конца, умение организовать учащихся на выполнение того или иного задания и поручения, проконтролировать и проанализировать их действия. Правильная постановка организации любого дела призвана способствовать развитию детского творчества, инициативы, самодеятельности, самоуправления в ученическом коллективе.

Алгоритм организации мероприятия

1.Выяснить какие задачи по воспитанию, обучению и развитию поставлены на данном этапе.

2. Определить основные требования к организационной деятельности (распределить роли и место в организации мероприятия, отведенные педагогу, учащимся, другим участникам процесса; продумать насколько это оправдано и обосновано).

3. Установить степень и значимость участия в организации мероприятия учащихся для их активизации, проявления инициативы и творчества (подбор организаторов и исполнителей)

4. Организовать вводный инструктаж, определяющий уровень разделения труда между организаторами мероприятия.

5. Организовать текущий инструктаж с организаторами и исполнителями и выяснить процесс подготовки и организации, оказать помощь в решении проблем.

6. Установить, степень реализации плана подготовки мероприятия.

7.Проанализировать качество осуществления данного этапа и определить, как это может повлиять в дальнейшем на ход мероприятия.

8. Внести поправки в ход мероприятия в связи со степенью подготовки.

IV. Этап проведения мероприятия

Данный этап является центральным и призван способствовать реализации главной цели мероприятия и его задач. Этот этап характеризуется тем, что при проведении мероприятия, ярко видны все достоинства и недостатки, связанные с его подготовкой и организацией.

Алгоритм проведения мероприятия

1. Важно помнить, что любое мероприятие имеет:

— организационную часть;

— основную часть;

— заключительную часть.

2. Обратить внимание на следующие моменты:

а) подготовка помещения, оборудования и оформления к проведению мероприятия;

б) эмоциональный настрой всех участников мероприятия;

в) убедительность, четкость, естественность выполнения учащимися заданий и упражнений для достижения цели проводимого мероприятия;

г) осознанность цели учащимися;

д) содействие (участие) в достижении цели мероприятия всех участников процесса.

V. Этап подведения итогов

1. Подведение итогов предполагает оценку мероприятия учащимися на основе его анализа. Этот анализ проводится организаторами мероприятия под руководством педагога. Он направлен на закрепление положительного опыта, выявление причин недостатков и призван воспитывать такие черты личности, как критичность и самокритичность, чувство ответственности за порученное дело, чувство долга перед коллективом, чувство гражданственности. Обучающий момент этого этапа состоит в формировании у учащихся умения правильно оценивать свою работу, подводить ее итоги, намечать перспективы своей деятельности, то есть решать управленческие задачи. Развивать аналитическое мышление учащихся: умение выделять составные части мероприятия, анализировать каждую из них, синтезировать эти части в единое целое – осуществление развивающих задач.

2. Причины недостатков (достоинств) мероприятия могут заключаться в таких моментах, как:

  • соответствие формы проведения воспитательного мероприятия его цели и содержанию;

  • соответствие методов, приемов и средств воспитания поставленной цели, их действенность, направленность на развитие личности;

  • организационная четкость осуществления мероприятия, связь с предыдущими этапами;

  • педагогическое мастерство педагога: аналитическая подготовленность, наличие организаторских навыков, эрудиция, умение ориентироваться в сложных педагогических ситуациях, гибко использовать весь арсенал методов воспитания, умение сочетать применение системы воспитательных воздействий на коллектив и одновременно на отдельную личность.

3.Сделать вывод и заключение на основе анкетирования (опроса) о положительных и отрицательных сторонах проведения мероприятия, его недостатках и их предполагаемых причинах, продумать предложения о возможных путях преодоления недостатков и развития положительного опыта.

В своей работе с учащимися 2 класса я поставила цель — сформировать дружный коллектив учащихся.

Передо мной встали задачи:

1. обсудить с учащимися понятие «дружба»;

2. воспитывать доброжелательность, уважение к другим людям;

3.формировать умение взаимодействовать в коллективе;

4.формировать нравственные качества(умение выслушивать и принимать позицию другого человека, умение сочетать собственные интересы с интересами других и др.)

Основой работы стала работа на уроках по развитию речи, где красной строкой в каждом занятии проходит тема дружбы, и организация внеклассных мероприятий.

Первым этапом работы стало обсуждение с детьми значения понятия «дружба» и беседы по темам «С кем можно дружить?», «С кем дружите Вы, ребята?». После этих бесед ребята заполнили анкеты « Я и мои друзья».

Вторым этапом стало обсуждение по темам «Что мешает дружбе?» и «Что помогает дружить?». Вместе с детьми были выделены опорные слова. Итогом этой работы стало выполнение задания «Волшебный сундучок».

Третий этап- игра « Умные договариваются, а глупые ссорятся». Дети были разделены на несколько групп, каждая из которых разыграла предложенную конфликтную жизненную ситуацию и предложила пути выхода из нее. Далее происходило обсуждение всеми ребятами. В конце игры ребята создали плакат « Солнышко дружбы».

В рамках недели внеклассного чтения с учащимися были проведены встречи «Книги о дружбе», «Пословицы о дружбе». Ребята продолжали пословицы по их началу, рисовали иллюстрации к книгам и пословицам.

В ходе этой работы учащиеся смогли сделать вывод « Кто такой настоящий друг?» и выработали для своих классов законы настоящей дружбы, которых решили придерживаться. Выучили песню М.Пляцковского «Настоящий друг», которая стала гимном дружбы для нашего класса.

Эти мероприятия, проведение традиционных классных праздников, активное включение во внеклассную жизнь школы помогает ребятам осознать собственную значимость, реализовать свои способности, правильно строить взаимоотношения с другими людьми на принципах взаимного уважения и доброжелательности.

Требования к технологии
подготовки и проведения воспитательного мероприятия

Важную роль в учебно-воспитательном процессе играет воспитательное
мероприятие, которое направлено на гармоничное развитие личности.

Воспитательное мероприятие должно быть построено таким образом,
чтобы оно позволяло решать многочисленные задачи (образовательные,
воспитательные, развивающие и др.).

Воспитательное мероприятие – это комплексное педагогическое средство и оно служит интеграции
различных видов деятельности. Подбирая приёмы, методы и средства в ходе
организации воспитательного мероприятия, необходимо обратить внимание на то,
чтобы они обеспечили максимальную активность, самостоятельность и
инициативность самих учеников.

При организации воспитательного мероприятия необходимо учитывать
следующие требования:

− социальная направленность мероприятия должна
способствовать развитию личности, обеспечить успешное усвоение социального
опыта и ценностей общества;

−  учёт действительных возрастных и личностных возможностей
школьников (если мероприятия будут для детей чрезвычайно сложные, непонятен
будет замысел, идеи педагога, ученики могут потерять интерес к мероприятию и
очень сложно будет их активизировать в дальнейшем);

−  практичность – необходимо определить материальные средства,
временные и пространственные условия: не нужно проводить затратные
воспитательные мероприятия, поэтому при минимальных материальных и временных
затратах воспитательное мероприятие должно быть эффективным;

−  постановка ученика в позицию активного субъекта познания,
общения, труда, развития способности ученика к самоуправлению (самоорганизации,
самоконтролю собственной деятельности). Педагог при этом строит предметное
содержание деятельности детей и организует их совместную коллективную
деятельность.

Подготовка и проведение воспитательного
мероприятия начинается с всестороннего анализа и подготовки плана работы.
Умение анализировать, изучать итоги своей деятельности, прогнозировать ее
будущие результаты, планировать конкретные шаги для их достижения – показатели
высокого профессионализма педагога. Грамотно выполненные анализ и план
подготовки позволяют увидеть связь между воспитательной работой педагога и
уровнем воспитанности обучающихся, с которыми эта работа проводилась.

Подготовка
воспитательного мероприятия

1.    
Каждое воспитательное мероприятие является одним из звеньев в
общей цепи дел классного коллектива учащихся направленных на достижение общей
цели воспитания и развития личности.

2.    
Воспитательное мероприятие имеет свою цель, достижение которой призвано
способствовать решению конкретных задач по формированию
личности учащегося и осуществлению комплексного подхода к воспитанию – учить,
воспитывать, формировать, развивать.

3.    
Воспитательное мероприятие представляет собой сложную систему и
состоит из ряда взаимосвязанных этапов:

I —
этап анализа предшествующей педагогической ситуации и формулировки цели;
II — этап планирования;
III – этап организации;
IV – этап проведения мероприятия; 
V — этап подведения итогов (анализ).

4.    
Наряду с задачами воспитательного мероприятия, вытекающими из его
главной цели, каждый из перечисленных этапов, имея определенную специфику,
решает свои задачи по формированию у учащихся различных черт и
качеств:
 аналитических, организаторских, коммуникативных,
конструктивных и т.д.

5.    
На каждом этапе мероприятия используются различные
методы и приемы
 педагогического воздействия и взаимодействия с
учащимися, воспитанниками, родителями, направленные на достижение общей цели и
задач мероприятия, а также на решение задач конкретного этапа.

Этапы воспитательного мероприятия

     
I.           
Этап анализа предшествующей
педагогической ситуации и формулировки цели
 

Предшествующая педагогическая ситуация или обстановка
складывается из определенных периодов жизни коллектива, проводимых ранее мероприятий
с их воспитательным влиянием на учащихся. Данный этап направлен на изучение
особенностей каждого учащегося и коллектива класса в целом и определение
наиболее актуальных задач для осуществления эффективного воспитательного
воздействия. Цель этапа — объективная оценка педагогической реальности,
заключающаяся в определении ее положительных аспектов (лучшее в ребенке,
коллективе), и того, что нуждается в корректировке, формировании и выборе
наиболее важных задач.

Алгоритм анализа

1)               
Определить ожидаемые результаты воспитательного мероприятия:
социальная и педагогическая значимость цели, ее конкретность и четкость;
реальность и достижимость в данных условиях, за конкретный отрезок времени;
степень эмоционального и воспитательного воздействия; степень обучающего
значения данного мероприятия.

2)               
Определить, на какой основе сформулированы цель и задачи
воспитательного мероприятия в соответствии с критериями 
эффективности:      −  критический (мероприятие
проводится в связи с датой красного календаря, по указанию “сверху” и без
анализа ситуации), 

− 
допустимый 
(мероприятие проводится в соответствии с планом работы
коллектива. Но анализ предшествующей педагогической ситуации носит при этом
поверхностный характер)  

оптимальный (в
основе формулировки цели – анализ состояния коллектива, интересов и
потребностей учащихся (воспитанников). Проведены наблюдения, анкетирование,
беседы, сочинения, на основании которых сделаны выводы о необходимости данного
мероприятия).

3)               
Определить, какие задачи ставит педагог при осуществлении
первого этапа воспитательного мероприятия, и каким образом решает их.

4)               
Установить, соответствует ли данное мероприятие возрастным
особенностям учащихся; уровню развития ученического коллектива, с которым оно
проводится; насколько реально решение поставленных задач в данном коллективе;
подготовлены ли учащиеся к восприятию воспитательных воздействий,
предусматриваемых мероприятием, знают ли они о его цели, заинтересованы ли в
его проведении.

5)               
Использовать для анализа первого этапа наблюдение, анкетирование,
беседы.

Анкета
для изучения интересов и мнений учащихся

1.    
С какой целью в коллективе  проводится данное мероприятие?

2.    
По чьей инициативе проводится мероприятие?

3.    
Что интересного и полезного  будет получено от этого
мероприятия?

4.    
Какое твое участие в подготовке и проведении данного
мероприятия?

5.    
Твои ожидания (будет ли интересно) и пожелания?

6.    
Назови недостатки  ранее проводимого мероприятия.

Делаем
ВЫВОДЫ из АНАЛИЗА и следуем далее.

   II.           
Этап  планирования (моделирования) воспитательного
мероприятия

Подготовка и моделирование предстоящей внеклассной
воспитательной работы заключается в построении педагогом модели определенной
формы деятельности.

От планирования воспитательного мероприятия в значительной
степени зависит его качество и эффективность работы в целом. Вместе с тем при
коллективном подходе к осуществлению планирования, его правильной организации у
школьников развивается чувство коллективизма и ответственность за порученное
дело.

План составляется педагогом с привлечением обучающихся и воспитанников.
В старших классах эту работу они могут делать и сами под руководством классного
руководителя (основы  самоуправления).

Учащиеся учатся правильно распределять свое время, силы,
средства, выделять главное, развивают логику мышления.

Алгоритм планирования

1)               
Выяснить, какие задачи по воспитанию, обучению и развитию
поставлены на данном этапе.

2)               
Наметить  план подготовки и проведения мероприятия.
Определить, способна ли реализация имеющегося плана решить поставленные
педагогом задачи. Проанализировать, какие методы воспитания и приемы
педагогического воздействия предусмотрены для решения задач этапа. Насколько целесообразен
выбор методов и приемов воспитательного мероприятия. Соответствует ли он
особенностям данного коллектива, отдельных учащихся, реализации комплексного
подхода к воспитанию.

3)               
Выяснить путем бесед с коллективом какое участие примут  в
планировании учащиеся (другие члены сообщества), чему они при этом
научатся?  Важно учесть способствует ли  планирование мероприятия
проявлению активности учащихся, их самостоятельности и самодеятельности?
Содействует  ли процесс планирования развитию коллективистских отношений в
классе (школе)? Способствует  ли избранная форма планирования подготовки и
проведения предстоящего коллективного творческого дела укреплению содружества
между педагогом и учащимися?

4)               
Установить при планировании связь предстоящего мероприятия с
предыдущим и последующими делами коллектива.

5)               
Выяснить, существует ли связь между  анализом предыдущего
мероприятия и планируемого.

6)               
Проанализировать, способствует ли планирование
подготовительного  этапа  воспитательного мероприятия решению его
общей цели?

7)               
Структура  плана  подготовки внеклассного
воспитательного  мероприятия:

·        
Название творческого дела (должно точно отражать содержание,
быть лаконичным, привлекательным по форме).

·        
Цель, задачи (цель одна, задач не более пяти)

·        
Форма проведения (как)

·        
Место и время  проведения (где, когда)

·        
Материалы и оборудование (что подготовить)

·        
План подготовки (с распределением обязанностей и функций)

·        
Наши помощники (кто помогает, куда обратиться с вопросами)

III.           
Этап  организации мероприятия

Этап организации мероприятия является самым важным для учащихся
в плане формирования таких качеств, как ответственность за порученное дело,
умение довести начатое до конца, умение организовать учащихся на выполнение
того или иного задания и поручения, проконтролировать и проанализировать их
действия. Правильная постановка организации любого дела призвана способствовать
развитию детского творчества, инициативы, самодеятельности, самоуправления в
ученическом коллективе.

Алгоритм организации мероприятия

1)               
Выяснить какие задачи по воспитанию, обучению и развитию
поставлены на данном этапе.

2)               
Определить  основные требования к организационной
деятельности (распределить  роли и место в организации мероприятия,
отведенные  педагогу, учащимся, другим участникам процесса; продумать
насколько это оправдано и обосновано).

3)               
Установить степень и значимость   участия в
организации мероприятия учащихся для их активизации, проявления инициативы и
творчества (подбор  организаторов и исполнителей)

4)               
Организовать вводный  инструктаж, определяющий 
уровень разделения труда между организаторами мероприятия.

5)               
Организовать  текущий инструктаж с организаторами и
исполнителями и выяснить  процесс подготовки  и организации, 
оказать помощь в  решении проблем.

6)               
Установить,  степень реализации плана подготовки
мероприятия.

7)               
Проанализировать качество осуществления данного этапа и
определить, как это  может повлиять  в дальнейшем на ход мероприятия.

8)                
Внести поправки в ход мероприятия  в связи со степенью
подготовки.

IV.           
Этап проведения мероприятия

Данный этап является центральным и призван способствовать
реализации главной цели мероприятия и его задач. Этот этап характеризуется тем,
что при проведении мероприятия, ярко видны все достоинства и недостатки,
связанные с его подготовкой и организацией.

Алгоритм  проведения  мероприятия

1)               
Важно помнить, что любое мероприятие  имеет:

 —
организационную  часть;

— 
основную часть;

— 
заключительную часть.

2)               
Обратить  внимание на следующие моменты:

а)
подготовка помещения, оборудования и оформления  к проведению мероприятия;

б)
эмоциональный настрой всех участников мероприятия;

в)
убедительность, четкость, естественность выполнения учащимися заданий и
упражнений для достижения  цели проводимого мероприятия;

г)
осознанность цели учащимися;

д)
содействие (участие) в достижении цели  мероприятия всех участников
процесса.

   
V.           
Этап подведения итогов

1.                
Подведение итогов предполагает оценку мероприятия учащимися на
основе его анализа. Этот анализ проводится организаторами мероприятия под
руководством педагога. Он направлен на закрепление положительного опыта, выявление
причин недостатков и призван воспитывать такие черты личности, как критичность
и самокритичность, чувство ответственности за порученное дело, чувство долга
перед коллективом, чувство гражданственности. Обучающий момент этого этапа
состоит в формировании  у учащихся умения правильно оценивать свою работу,
подводить ее итоги, намечать перспективы своей деятельности, то есть решать
управленческие задачи. Развивать аналитическое мышление учащихся: умение
выделять составные части мероприятия, анализировать каждую из них,
синтезировать эти части в единое целое – осуществление развивающих задач.

2.                
Причины недостатков (достоинств) мероприятия могут заключаться в
таких моментах, как:

·        
соответствие формы проведения воспитательного мероприятия его
цели и содержанию;

·        
соответствие методов, приемов и средств воспитания поставленной
цели, их действенность, направленность на развитие личности;

·        
организационная четкость осуществления мероприятия, связь с
предыдущими этапами;

·        
педагогическое мастерство педагога: аналитическая
подготовленность, наличие организаторских навыков, эрудиция, умение
ориентироваться в сложных педагогических ситуациях, гибко использовать весь
арсенал методов воспитания, умение сочетать применение системы воспитательных
воздействий на коллектив и одновременно на отдельную личность.

3.                
Сделать вывод и заключение на основе анкетирования (опроса) о
положительных и отрицательных сторонах проведения мероприятия, его недостатках
и их предполагаемых причинах, продумать предложения о возможных путях преодоления
недостатков и развития положительного опыта.

Таким образом, воспитательные мероприятия
чаще всего являются открытыми или показательными и представляют собой этапы
большой работы, проводимой педагогами, а иногда и воспитанниками учреждения.
Поэтому ответственность, лежащая на организаторах мероприятия очень велика,
ведь от того, как проходят мероприятия чаще всего судят об эффективности
воспитательной работы в учреждении.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как стать партнером на озон пошаговая инструкция
  • Допель герц омега 3 актив инструкция по применению
  • Вкм 2020 руководство по эксплуатации
  • Th16 sonoff инструкция на русском языке
  • Тойота рактис мануал скачать