Характеристика класса классное руководство по

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Кошки

муниципального района Кошкинский Самарской области

Характеристика

классного коллектива

Классный руководитель: Е.А. Александренко

2016 год

Характеристика классного коллектива

Общие сведения о классном коллективе

В 4Г классе 16 человек: 8 мальчиков и 8 девочек. Класс был сформирован в 2012-13 учебном году из коррекционной группы детского сада комбинированного вида «Теремок» и учащихся с периферии (10 человек (62%) детей проживают в других населённых пунктах).

Учатся вместе четвёртый год. Смены классного руководителя не было. В классе обучаются дети из неполных семей (9человек), из многодетных (6 человек), 2 ребёнка находятся под опекой приёмной мамы.

Дети воспитываются в семьях, где не все родители уделяют должное внимание своим детям. В то же время есть дети (2 человека), склонные к некоторым нарушениям дисциплины (дерутся, обзываются).

Немаловажную роль играет переход к частичному самоконтролю, а в некоторых семьях, в связи с занятостью родителей, и к полному контролю учащихся при выполнении домашних заданий. (4 человека).

Анализ динамики социальной ситуации развития учащихся

Особенности социальной ситуации развития учащихся, её изменения.

Число учащихся

Учебный год

2012-2013

2013-2014

2014-2015

2015-2016

Всего учащихся

19

19

18

16

Полные семьи

12

12

11

7

Неполные семьи

7

7

7

9

Дети из многодетных семей

7

7

6

6

Дети под опекой

2

2

2

2

Приёмные семьи

1

1

1

1

Дети -инвалиды

0

0

0

0

Дети — сироты

2

2

2

2

Родители — инвалиды

2

2

2

2

Родители — пенсионеры

0

0

0

0

На учёте в школе

0

0

2

1

На учёте в ОДН

0

0

0

0

Асоциальные семьи

0

0

0

0

Дети на индивидуальном обучении

0

1

1

1

Дети с особыми образовательными способностями

1

1

1

1

Дети, проживающие в интернате

0

0

0

0

Дети, ежедневно прибывающие на школьных автобусах

7

7

8

10

Изменения в составе класса.

Количество детей уменьшалось в классе в связи с переездом родителей (1 человек) и воссоединением семей (3 человека) (дети раньше жили и воспитывались у бабушек), переход в другую школу (1 человек), 1 ребёнок перевёлся в класс из школы г.Самары.

Образование и профессиональная деятельность родителей учащихся

2012-2013

2013-2014

2014-2015

2015-2016

Категории

число

%

число

%

число

%

число

%

1

Всего родителей

36

31

25

22

2

высшее

2

5,4

2

6,4

1

4

1

4,5

3

Неоконч. высшее

1

2,7

1

3,2

1

4

0

4

Средне-

Специал.

20

55,5

20

64

20

80

18

81

5

среднее

2

5,4

2

6,4

2

8

2

9

6

Неоконч. среднее

11

30,5

6

19,2

1

4

1

4,5

7

рабочие

15

41,6

11

35,5

11

44

10

45

8

служащие

9

24,3

9

28,8

9

36

8

36

9

предприниматели

10

Не работают

12

32,4

11

35,5

5

20

4

18

Содержание и характер учебной деятельности

Контроль над успеваемостью в классе ведется постоянно, оценки выставляются в электронный журнал, осуществляется взаимоконтроль по проверке домашнего задания, своевременно проверяются дневники.

Пропуски уроков, конечно, присутствуют, но они по уважительной причине.

Успеваемость в классе: 100%.

Отличники: 2 человека.

Хорошисты: 5 человек.

Троечники: 9 человек.

Имеют высокий уровень мотивации к учебе: 3 человека, средний – 11 человек, низкий – 2 человека. («Методика диагностики направленности учебной мотивации». Дубовицкая Г.Д.).

Большинство учащихся добросовестно выполняет домашние задания, творческие проекты, часто выбирая для этого форму совместной работы. Но есть учащихся, которые нуждаются в системном контроле родителей, т.к. забывают дома школьные принадлежности, не регулярно выполняют домашние задания. С родителями этих детей ведётся работа. Из учебных предметов классу нравятся окружающий мир, литературное чтение, ИЗО, физическая культура, информатика, технология (по результатам методики «Ранжирование»).

Динамика уровня внутренней мотивации учащихся начальной школы

Учебный год

Обследуемый класс

Всего учащихся протестировано

Уровни внутренней мотивации учащихся

Низкий

средний

высокий

2012 — 2013

19

9

10

0

2013 — 2014

19

5

12

2

2014 — 2015

18

3

13

2

2015 — 2016

16

2

11

3

Анализ развития учащихся класса

По данным анкетирования уровня воспитанности мы видим следующие результаты:

Анализ уровня воспитанности (по методике Н.П.Капустиной)

Класс

Уровень воспитанности

Высокий

Хороший

Средний

Низкий

1 класс 2012-2013 уч. год

2

9

5

3

2 класс 2013-2014 уч. год.

4

9

4

2

3 класс 2014-2015 уч. год

6

7

5

0

4 класс 2015-2016 уч. год

6

8

2

0

Работа с одарёнными детьми.

4 человека: Ксения Е., Иман Б., Степан У., Вячеслав Т.

Большая работа проводилась на развитие творческих способностей, самостоятельности, самореализации детей. Итогами этой работы стало участие во всероссийских, международных, окружных, районных и школьных конкурсах.

Результаты участия обучающихся в конкурсах, конференциях,

предметных олимпиадах, соревнованиях.

В прошлом году наш класс занял 2 место в номинации «Класс года», 1 место в номинации «Ученица года». Учащиеся класса всегда с большим желанием участвуют во многих мероприятиях, наблюдается активность и заинтересованность детей. Они с большим удовольствием принимают участие в самых разнообразных конкурсах, викторинах, акциях не только школьного и районного уровня, но также областного и международного. Это подтверждается различными грамотами и сертификатами. (Приложение 1).

Ведётся работа с детьми с ОВЗ. Девочка из класса, которая находится на индивидуальном обучении, активно включена в жизнь класса и школы во внеурочное время: она посещает различные праздники и мероприятия класса, участвует в мероприятиях различного уровня. В 2013-2014 уч.году в областном конкурсе «Мой дом – Россия» она заняла 1 место в номинации «Календарь традиций и обычаев народов России», в районной научно-практической конференции в 2014-2015 уч. году – 3 место за работу «Откуда взялись мячи» о мячах из монастыря г.Хотьково, в НФ ДЕОЦ заняла 3 место в номинации «Декоративно-прикладное искусство». В 2015-2016 уч. году – 3 место в окружном конкурсе «Юный исследователь» за работу «Как выращивать семена», сертификат участника дистанционной викторины «Знатоки родного края».

Участие класса в социально-значимых проектах, трудовых акциях, спортивной жизни школы (за прошлый год)

Участие класса в социально-значимых проектах и т.д.

Название мероприятия

  1. День толерантности «Мы разные, мы равные», посвящённый Международному дню инвалидов (Кошкинская районная библиотека)

  2. Подготовка и проведения мероприятия для учащихся начальной школы «Матрёшкины посиделки», посвящённого Дню матери и Году Культуры.

  3. Подготовка и проведения мероприятия для учащихся начальной школы «Рождественские гулянья», посвящённого Году литературы.

  4. Акция «От семьи к семье»

  5. Акция Георгиевская ленточка

  6. Акция «От всей души» — изготовление открыток для ветеранов.

  7. Акция «15 дней до Великой Победы» Выпуск газет в классе «Детство и война», «Города герои»

  8. Презентация проектов «Моя семья в годы ВОВ».

  9. Акция милосердия «От меня к тебе» по сбору вещей, игрушек, книг, канцтоваров и т.д.

  10. Письмо ветерану (Почта России)

число участников

8 человек

17 человек

17 человек

18 человек

18 человек

18 человек

17 человек

4 человека

18 человек

10 человек

Участие класса в трудовых акциях

Название акции

число участников

  1. Экологическая акция «Чистый парк-добрый парк» (Посадка деревьев, благоустройство парков)

  2. Субботник

8

17

Посещаемость кружков, секций

Секции и кружки посещать могли не все дети, т.к. 10 человек (62%) детей проживают в других населённых пунктах и их подвоз осуществляется на автобусах сразу после уроков. Учитывая это обстоятельство, в прошлом году приглашала в класс педагога дополнительного образования, в этом году сама веду занятия от Дома Детского Творчества (ДДТ) и некоммерческого фонда Детского епархиального образовательного центра (НФ ДЕОЦ). В результате охват детей дополнительными занятиями – 100%.

ДШИ

ДЮСШ

ДДТ

НФ ДЕОЦ

1 чел. — 6%

3 чел. — 18%

16 чел. — 100%

16 чел. — 100%

Ребята положительно относятся к общественно – полезному труду, дежурству в классе, столовой, уборке класса. Они активно участвуют в общешкольных мероприятиях под руководством педагога.

В совместных делах уже проявляется самостоятельная организованность.

Дети положительно относятся к проведению совместного досуга, охотно принимают участие в организации и проведении различных мероприятий.

Руководство классным коллективом и его организация

На классном часе было решено весь класс назвать командой «Юнга», а чтобы работа была дружной, а дети более активными — команду поделили на экипажи. В каждом экипаже есть свой капитан, который вместе с командой распределяет обязанности и следит за их выполнением, делая пометки в бортовом журнале. В конце месяца подводятся итоги по определённым видам деятельности и по выполнению своих поручений. Лучший экипаж награждается благодарственными письмами, грамотами, призами от родителей. Соревновательная атмосфера не вызывает в детях агрессии, напротив, они стали более внимательно относиться к своим поручениям и общественным делам. Часто экипажам приходится объединяться для внеклассных или общешкольных мероприятий.

Взаимоотношения внутри коллектива

По результатам опроса родителей, самих детей класс имеет средний уровень развития культурных навыков воспитанности. Определенные результаты достигнуты в сплочении коллектива. По мнению учащихся в классе хороший микроклимат (методика «Наши отношения») Ребята доброжелательны, активны, самостоятельны. Школьники переживают удачи и неудачи своего класса, болеют за свой коллектив. При проведении общественных мероприятий стараются держаться вместе. Класс по количественному составу небольшой и ярко выраженного лидера нет, хотя большим авторитетом пользуются ученики, успешные в учёбе.

В классе формируются обычаи и традиции, которые скрепляют класс, развивают положительные качества всего коллектива и отдельного ребёнка в нём: «День именинника», «Рождественские гулянья», «Богатырские забавы» и др. Большой вклад в сплочение коллектива вносят и родители, которые помогают своим активным участием и организацией мероприятий. Совместно с родителями дети ведут карточку юного читателя в рамках проекта «Папа, мама, я – читающая семья». Дети любят все вместе участвовать в соревнованиях, днях здоровья, проводимых как в классе, так и в школе. Каждый из ребят, в содружестве с родителями, творчески подходит к изготовлению поделок из природного материала, новогодних игрушек, информационных листов.

Активных участников – 13 человек, пассивных – 3 .

Результаты позволяют говорить о динамике сплоченности коллектива, о системе работы классного руководителя по достижению поставленной цели.

Уровень удовлетворённости учащихся школьной жизнью

(методика «Анкетирование»)

Высокий уровень

12 чел.

Средний уровень

4 чел.

Низкий уровень

По результатам можно увидеть, что детям нравится в школе, и они с удовольствием приходят сюда.

Анализ педагогического взаимодействия с семьёй

Работа с родителями проводится с целью формирования активной педагогической позицию родителей, приобщение их к педагогическим знаниям и навыкам.

Постоянно ведётся работа по укреплению связи с родителями обучающихся на основе дифференцированного подхода к семье. В основу работы были положены принципы:

-п. сотрудничества родителей и классного руководителя;

-п. ответственности родителей и классного руководителя за резуль­таты воспитания детей;

— п. взаимного доверия.

Индивидуальные беседы с родителями, анкетирование на родительских собраниях показали, что в основном все дети имеют хорошие отношения с родителями. В некоторых семьях есть место излишней строгости и завышенных требований к ребенку. В некоторых наоборот не хватает контроля со стороны родителей. На решение этих проблем было обращено внимание.

Имеют место и совместные дела родителей и детей, их наименования отражены в таблице.

Наименование дел

Помощь учащимся в проектных работах, использование ресурсов Интернет, оформление портфолио.

Подготовка к классным часам, праздникам.

Подбор литературы.

Уборка кабинета.

Материальная помощь в организации чаепитий, и других праздников.

Изготовление объемных новогодних игрушек.

Вовлечение пап в оборудование и ремонт кабинета, раздевалки класса.

Акция «Милосердие», «100 Друзей», участие во Всероссийской акции «Весенняя неделя добра», сбор игрушек, игр для лагеря и т.д.

Дети рады и очень довольны, что родители принимают активное участие и проявляют интерес к жизни и делам в классе.

В течение года было проведено четыре родительских собрания (протоколы).

На них мы говорили о воспитании культуры поведения у младших школьников, о родительской любви и её роли в воспитании, о развитии творческих способностей в семье, решали текущие вопросы и т.д.

В течение учебного года семьи учащихся посещались 12 раз (больше не было необходимости).

В течение учебного года проводились индивидуальные беседы и групповые встречи, консультации по проблемам поведения и учёбы, четыре заседания родительского комитета.

Участие членов родительского комитета в общешкольных собраниях родительского комитета постоянно.

Результаты диагностики удовлетворённость родителей (методика Е.Н. Степанова) Максимальный балл – 4.

Необходимо отметить следующие показатели мониторинга:

Выражение для оценивания

1 класс

2 класс

3 класс

1

Коллектив, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным.

3,4

3,6

3,7

5

В группе, где учится наш ребенок, хороший классный руководитель.

3,7

3,8

3,9

8

Учитель учитывает индивидуальные особенности нашего ребенка.

3,6

3,6

3,8

Удовлетворенность большей части родителей и учащихся жизнью в классе показывает правильность выбранных ориентиров в воспитательной работе.

Общие выводы

Общий интеллектуальный уровень (умственный, духовный) учащихся средний.

Общий уровень знаний удовлетворительный.

Кроме учебных занятий ребята участвуют в предметных олимпиадах, конкурсах, занимают призовые места. Умеют радоваться успехам друг друга.

По итогам 2013 – 2014 и 2014-2015 учебных годов учениц Ксения Е. стала победительницей конкурса «Лучшая ученица года в начальном звене».

Эмоциональный климат в классе положительный.

Ученики открыты, активны, включаются в предложенную работу.

Необходимо продолжить формирование сознательной дисциплины и ответственного отношения к труду, повышать уровень воспитанности через нравственные беседы и вовлечение в общешкольные и совместные классные дела.

В основу воспитательной системы на новый учебный год поставлена следующая цель: создание воспитательно — образовательной среды, способствующей формированию у школьников гражданской ответственности, духовности, культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

1. Создание условий для успеха и интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности младшего школьника.

2. Создание игрового пространства, обеспечивающее формирование у младших школьников эмоционального опыта взаимодействия с людьми, позитивного опыта ролевого взаимодействия с объектами социоприродной среды.

3. Формирование дружного детского коллектива и развитие личности в нем; воспитание личной ответственности за порученное дело.

4. Развитие фантазии, раскрытие индивидуальных творческих способностей и познавательных интересов каждого ребенка, выявление новых инициатив, идей в урочной и внеурочной деятельности.

5. Гармонизировать отношения в коллективе; вырабатывать навыки толерантного отношения друг к другу и к старшим.

6. Развивать у школьников потребность в здоровом образе жизни.

7. Продолжить работу над формированием культуры бережного отношения к природе Родины.

8. Дальнейшее привлечение родителей в воспитательный процесс.

 Приложение 1.

Учебный год

Название мероприятия с указанием статуса

Количество учащихся, принявших участие

Результат участия

Международный уровень

2013/2014

Третий Международный Педагогический Форум «Эволюция теории и практики современного образования: реалии и перспективы»

1 человек

Диплом участника

Выходные

данные и

объем в

печатных листах

Эволюция теории и практики современного образования: Материаля Третьего Международного Педагогического Форума/Самара:ПГСГА, 2014.-584с.

4 листа

2013/2014

Конкурс «Русский медвежонок — языкознание для всех»

3 человека

1. Сертификат за участие

2. Сертификат за участие

3. Сертификат за участие

2013/2014

Международный день чтения

Учащиеся 2Г класса (20 человек)

Диплом за участие

2013/2014

Международный дистанционный конкурс по математике.

2 человека

Диплом за

1 место

Диплом за

1 место

2013/2014

Международный дистанционный конкурс по русскому языку.

1 человек

Диплом за

1 место

2014-2015

Международный конкурс «Русский медвежонок»

3 человека

2 место

3 место

5 место

2014-2015

Международный математический конкурс «Кенгуру»

4 человека

Сертификаты за участие

2014-2015

Международная дистанционная олимпиада по предмету «Окружающий мир»

2 человека

1 место

1 место

2014-2015

Международная дистанционная олимпиада по предмету «Литературное чтение»

5 человек

1 место

1 место

1 место

1 место

1 место

2014-2015

Международная дистанционная олимпиада по предмету «Русский язык»

5 человек

1 место

1 место

1 место

1 место

1 место

2014-2015

Международная дистанционная олимпиада по предмету «Математика»

2 человека

2 место

2 место

2014-2015

МетаШкола. Информационные технологии.

1 человек

сертификат участника

2014-2015

«IV Международный педагогический форум. «Эволюция теории и практики современного образования: реалии и перспективы»».

1 человек

сертификат участника

2015-2016

Международный математический конкурс «Ребус»

11 человек

Диплом 1 степени

Диплом 1 степени

Диплом 2 степени

Диплом 2 степени

Диплом 2 степени

Диплом 2 степени

Диплом 3 степени

Диплом 3 степени

Диплом 3 степени

Диплом 3 степени

Сертификат участника

2015-2016

Международный предметный конкурс «Я — энциклопедиЯ»

6 человек

Диплом 1 степени

Диплом 1 степени

Диплом 2 степени

Диплом 2 степени

Диплом 3 степени

Диплом 3 степени

Всероссийский уровень

2013/2014

Всероссийская акция «Мама, я тебя люблю»,

Учащиеся 2Г класса (19 чел.)

участие

2013/2014

Всероссийский конкурс «Детские исследовательские работы и проекты»

2 человека

Сертификат за участие

Сертификат за участие

2013/2014

Всероссийская дистанционная олимпиада по русскому языку проекта «Инфоурок»

5 человек

Диплом за 2 место

Диплом за 2 место

Диплом за 2 место

Диплом за 2 место

Диплом за 2 место

2013/2014

Всероссийская дистанционная олимпиада по математике проекта «Инфоурок»

5 человек

Диплом за 1 место

Диплом за 1 место

Диплом за 1 место

Диплом за 1 место

Диплом за 1 место

2013/2014

Грамота за активное участие во Всероссийской акции «Благодарность земляков», приуроченной к празднику «День Победы».

Учащиеся 2Г класса (20 человек)

Грамота за участие

2015-2016

Конкурс «Русский медвежонок»

2 человека

Сертификаты участников

2015-2016

Конкурс «Кенгуру»

4 человека

Сертификаты участников

2015-2016

Открытая интернет-олимпиада по английскому языку

1 человек

Сертификат участника

2015-2016

Открытая интернет-олимпиада по английскому языку

1 человек

Сертификат участника

2015-2016

Всероссийский конкурс «Лучики солнца»

2 человека

Почётная грамота за 2 место

Почётная грамота за 3 место

Окружной уровень

2014-2015

Окружной конкурс рисунков и компьютерной графики «Спасибо Вам, учителя, за Ваши добрые дела»

1 человек

Сертификат участника

2015-2016

Научно-практическая конференция младших школьников «Юный исследователь»

2 человека

Грамота за 3 место

Сертификат участника

Областной уровень

2013/2014

Дистанционный сетевой конкурс «Мой дом – Россия»

1 человек

Диплом за 1 место

2015-2016

Областной турнир по футболу среди дворовых команд

1 человек

Сертификат участника

2015-2016

НФ ДЕОЦ VIII Межрегиональный открытый фотоконкурс «Всякое дыхание хвалит Господа», посвящённый памяти Вадима Лукиенко

1 человек

Сертификат участника

2015-2016

Дистанционная викторина «Знатоки родного края»

1 человек

Сертификат участника

Районный уровень

2013/2014

Конкурс детского творчества «Пасхальный сувенир»

5 человек

Грамота за участие

Грамота за участие

Грамота за участие

Грамота за участие

Грамота за участие

2013/2014

Научно-практическая конференция младших школьников «Первоцвет»

3 человека

Грамота за

1 место

Грамота за участие Грамота за участие

2013/2014

Конкурс поэзии, посвященный

80-летию

И. Ф. Акулиничеву

1 человек

участие

2013/2014

Конкурс рисунков, посвященный

80-летию

И. Ф. Акулиничеву

1 человек

участие

2013/2014

Выставка детского творчества «Ах ты, зимушка-зима»

2 человека

участие

участие

2013/2014

Фотовыставка «Я в костюме сказочного героя»

1 человек

участие

2013/2014

Районный конкурс «Скворечник – 2014» в рамках Всероссийской добровольческой акции «Весенняя неделя добра»

4 человека

Сертификат участника

Сертификат участника

Сертификат участника

Сертификат участника

2013/2014

Районная выставка детского декоративно-прикладного творчества «Золотые ручки», посвящённой 69-летию Великой Победы

1 человек

Грамота за участие

2014-2015

Районная научно-практическая конференция «Первоцвет»

4 человека

1 место

3 место Сертификат участника (2 чел.)

2014-2015

Районные юношеские чтения по краеведению

3 человека

2 место

Грамота за участие

Грамота за участие

2014-2015

Районный конкурс «Безопасный труд в моём представлении»

1 человек

3 место

2014-2015

Районный конкурс чтецов им.В.Гальченко

1 человек

Сертификат участника

2014-2015

Фестиваль-конкурс «Рождественская улыбка»

8 человек

1 место

1 место

Сертификаты участников

2014-2015

Творческий конкурс «Пасхальный дар 2015»

17 человек

1 место

2 место

3 место

Сертификаты участников

2014-2015

Районная выставка детского творчества «Всё лучшее для мамы»

5 человек

3 место

Сертификаты участников

2014-2015

Районная выставка детского творчества «Моя мама лучше всех»

4 человека

3 место

Сертификаты участников

2014-2015

Районная выставка детского творчества «Наша армия сильна и непобедима»

6 человек

Сертификаты участников

2015-2016

Районный фотоконкурс «Осенний калейдоскоп»

5 человек

Сертификаты участников

2015-2016

III Межрегиональная акция «День лермонтовской поэзии в библиотеке»

Обучающиеся 4Г класса

Диплом участников 4Г классу

2015-2016

НФ ДЕОЦ Районный конкурс поделок на Покров Пресвятой Богородицы

3 человека

1 место

2015-2016

НФ ДЕОЦ Районный конкурс творческих работ, посвящённых Дню матери

4 человека

1 место

1 место

2 место

3 место

2015-2016

НБУ «Центр Семья» Районный конкурс творческих работ, посвящённых Дню матери

2 человека

Грамоты за активное участие

2015-2016

«Рождественская улыбка». Выставка поделок.

10 человек

Грамоты за участие

2015-2016

Конкурс плакатов «Нет – пагубным привычкам»

5 человек

Грамота за 3 место

Школьный уровень

2012/2013

Конкурс «Осенний букет»

4 человека

Грамота за 1 место

Грамота за 1 место

Грамота за 1 место

Грамота за 1 место

2012/2013

Конкурс по знанию правил дорожного движения

3 человека

Грамота за 1 место

Грамота за 1 место

Грамота за 1 место

2012/2013

Конкурс творческих работ «Наши братья меньшие»

4 человека

Грамота за участие

Грамота за участие

Грамота за участие

Грамота за участие

2012/2013

Конкурс стихов об осенней природе

2 человека

Грамота за 1 место

Грамота за 2 место

2012/2013

Конкурс стихов о зимней природе

2 человека

Грамота за 1 место

Грамота за 3 место

2013/2014

Конкурс стихов об осенней природе «Золотая осень»

3 человека

Грамота за 1 место

Грамота за 2 место

Грамота за 3 место

2013/2014

Конкурс поделок «Дары природы»

6 человек

Грамота за 1 место

Грамота за 1 место

Грамота за 2 место

Грамота за 2 место

Грамота за 3 место

Грамота за 3 место

2013/2014

Школьная олимпиада по русскому языку

2 человека

Грамота за 2 место

Грамота за 3 место

2013/2014

Школьная олимпиада по математике

2 человека

Грамота за 2 место

Грамота за 3 место

2014-2015

Школьный конкурс «Ученик года»

1 человек

1 место

2014-2015

Школьная олимпиада по русскому языку

1 человек

1 место

2014-2015

Школьная олимпиада по математике

1 человек

3 место

2014-2015

Конкурс творческих работ «Мы за безопасность на дорогах»

Грамота за 1 место

Грамота за 2 место

Грамота за 3 место

2014-2015

Конкурс «Дары природы»

14 человек

Грамота за 1 место

Грамота за 1 место

Грамота за 1 место

Грамота за 2 место

Грамота за 2 место

Грамота за 2 место

Грамота за 3 место Грамота за 3 место Грамота за 3 место

Грамоты за участие

2014-2015

Конкурс стихов об осенней природе.

Грамота за 1 место

Грамота за 2 место

Грамота за 3 место

2015-2016

Осенний турслёт, посвящённый 135-летию Кошкинской средней школы.

Обучающиеся 4Г (команда «Юнга» (14 человек))

3 место

2015-2016

Школьные соревнования по осеннему легкоатлетическому кроссу

15 человек

2 место

Участие

2015-2016

Конкурс осенних поделок «Дары осени»

5 человек

1 место

2 место

2 место

3 место

3 место

2015-2016

Конкурс стихов, посвящённых 135-летию Кошкинской школы

1 человек

2 место

2015-2016

Конкурс «Пиши красиво»

3 человека

Участие

2015-2016

Школьный конкурс «Литературная шкатулка»

16 человек

Грамота за 1 место

Психолого-педагогическая
характеристика класса

В 7Б классе 24 человека. Из них- 15 девочек и 9 мальчиков. В
классе обучаются дети 2003-2004 года рождения, один ученик – Айвазов Рустам –
2000 года рождения. Многие обучающиеся воспитываются в многодетных семьях (16
из 24).  Один ребенок растет в неполной семье ( Швецов Василий).

Как таковые, группы выражены слабо. Большинство
учащихся объединены по своим группкам, в основном по интересам и по месту
жительства, насчитывающим 2-3 человека. В классе преобладает спокойный,
деловой, доброжелательный настрой. Все дети в дружеских отношениях друг с
другом. Мальчики и девочки дружат между собой. На уроках дети активны, хорошо
воспринимают материал, но часто отвлекаются на посторонние темы, на переменах
подвижны. Класс в целом дружный, с хорошим потенциалом. Учащиеся умеют работать
совместно. Класс проявляет высокую заинтересованность в успехе, стойко
преодолевает трудности,  ученики дорожат честью класса. При решении
коллективных задач быстро ориентируются, находят общий язык. В целом учащиеся
хорошо знают друг друга, отношения между ними доброжелательные. Однако,
учащиеся не всегда умеют терпеливо и внимательно выслушать друг друга на
классных собраниях, на перемене, при выполнении различных дел. Критическое
отношение к своим недостаткам проявляется далеко не всегда, но большинство
может оценить свою работу. Дети умеют оценивать и деятельность своих товарищей.
Школьники переживают удачи и неудачи своего класса, болеют за свой коллектив.
При проведении общественных мероприятий стараются держаться вместе. Учащиеся занимаются
в различных кружках, Увлекаются футболом, шахматами, игровыми видами спорта.

В классе имеется лидер, к мнению которого прислушиваются ребята
(Аладдинов Фахраддин) он в свою очередь и является старостой класса. С этой ролью с справляется хорошо. Старается
поддерживать дисциплину в классе, ведет контроль над посещаемостью и
успеваемостью, помогает классному руководителю в организации дежурства в
классном кабинете.
В классе есть учащиеся, которые претендуют на
лидерство, хотя по своей сути таковыми не являются. К таким вполне можно
отнести Расулова Умара и Гришанову
Джамилю. 

Отвергаемых и изолированных учащихся нет. Возможно Мовчан Антонина, Абелян
Валерия и Устаева Раяна иногда остаются непонятыми своими одноклассниками, но
это не носит характера «опасной ситуации»

Отношения между членами коллектива устанавливаются при непосредственном
контакте, взаимодействии, общении и не зависят от ценностей групповой
деятельности. Имеют место быть проявления взаимовыручки и взаимопомощи между
учащимися.
У учащихся таких как: Аладдинов Фахраддин, Шабанова Луиза, Хуцаева Тоита,
Байрацкая Марина наблюдается большой познавательный потенциал и высокий уровень
самообразовательной активности. На уроках проявляют интерес к учебной
деятельности, практически всегда подготовлены, могут высказывать собственное
мнение на поставленные вопросы, при подготовке домашних заданий используют
дополнительную литературу. Обладают способностью анализировать, обобщать,
делать самостоятельные выводы. Сообразительны, могут проявлять творчество в
умственной деятельности. Владеют навыками самостоятельного труда.
Учащимся  таким как: Умаров Мурад, Расулов Умар, Абидова Гульнара, Швецов
Василий, Устаева Раяна свойственен замедленный темп деятельности. Не всегда
успевают за темпом класса. Не показывают осознанности и систематичности знаний.
Не всегда могут сделать самостоятельных выводов, не проявляют широты и гибкости
мышления. Не сформированы навыки самостоятельного труда. Требуется
дополнительное стимулирование и постоянный контроль со стороны взрослых, в
результате чего могут достигать необходимых результатов.

В целом творческий потенциал и активность учащихся класса
находится на хорошем уровне.

Характеристика класса

Состав класса:

Данный классный коллектив начал формироваться в 2010 году. В классе 10 учеников, двое из которых обучаются индивидуально (………………..). Количественный состав обучающихся в классе:  4 девочки и 6 мальчиков. Физическое и психическое развитие учащихся соответствует норме, отклонений не наблюдается. Два ученика класса являются инвалидами по состоянию здоровья (……………..)

Учащиеся класса являются довольно работоспособны. Класс имеет активную группу (……………………………) Учащиеся проявляют большой интерес к общественным делам, выполняет общественные поручения, сознательно относится к урочной и внеурочной деятельности.
Сплоченность класса:

Класс по количественному составу является небольшим, потому в нём отсутствуют группировки по деловым интересам и группировки отрицательного характера, учащиеся относятся друг к другу положительно, готовы прийти на выручку. Дети проживают в разных населенных пунктах, поэтому затрудняется их общение после школьных занятий. Однако, дети, живущие в одном районе проводят время и после школы.

Мальчики и девочки дружат между собой, исключение составляет ………………………., которые иногда становятся объектом неприязни некоторых учеников. 
Школьники переживают удачи и неудачи своего класса, болеют за свой коллектив. При проведении общественных мероприятий стараются держаться вместе. 
Организованность класса:
Ученики  еще не владеют навыками выполнения коллективных дел, распределения между собой работы и наиболее рационального ее выполнения.

Учащиеся ещё не умеют терпеливо и внимательно выслушивать друг друга на классных собраниях, на перемене, при выполнении различных дел. Однако распоряжениям уполномоченных лиц подчиняются.
Связь классного коллектива с общешкольным.

Учащиеся класса всегда информированы о том, что происходит в школе в целом и в других классах. Общешкольные поручения (постоянные и эпизодические) всегда выполняются  классом. Класс в общешкольных мероприятиях всегда активно участвует. Все дети класса вовлечены во внеурочную и внеклассную деятельность, принимают участие в школьных мероприятиях, а т.ж. посещают кружки, секции, клубы, факультативы с учётом своих интересов.

У учащихся наблюдается достаточный уровень сформированности познавательной активности и учебной мотивации. Школьники относятся к учёбе положительно, осознавая важность учёбы в дальнейшей жизни. Уровень работоспособности, активности, самостоятельности учащихся в учебной и внеурочной деятельности соответствует норме. Большинство учащихся добросовестно выполняет домашние задания, творческие проекты, часто выбирая для этого форму совместной работы.

В классе отсутствует ярко выраженный лидер. Любой из учеников в определённой ситуации может им стать и повести за собой остальных. Большинство учеников класса открыты и легки в общении, но есть закрытые, тревожные и недоверчивые дети. За небольшим исключением класс неконфликтен, дети легко идут на контакт с педагогами и одноклассниками, вовлекаются в различные виды деятельности.

Отрицательным качеством для большинства детей является неусидчивость, которая мешает учебной работе. В классе формируются обычаи и традиции, которые скрепляют классный коллектив, развивают положительные качества всего коллектива и отдельного ребёнка в нём.

ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА.

 2004-2005 учебный год.

1. Общие сведения о классном коллективе. История его
формирования
.

1.1. количество учащихся: 30

1.2. из них мальчиков: 21

1.3. из них девочек: 9

1.4. возрастной состав: 1993
г.р. – 22 чел., 1994 г. Р. – 5чел., 1992
г.р. – 2чел., 1995 г.р. – 1чел.

1.5. второгодников: нет.

1.6. слияния с другими классами: не было.

1.7. смена классного руководителя: да, в связи с
переходом из начальной школы в основную ступень образования.

2. Содержание и характер учебной деятельности.

2.1. общая характеристика успеваемости, дисциплины:
Средний уровень обученности за 4 класс – 4,6 балла, за 1 четверть 5 кл. – 4, 3
балла. В период адаптации ухудшили успеваемость 25 чел., не стало отличников
(было 4). С одной «3» — 5чел. Главные причины: невыполнение домашних заданий,
несоблюдение единых требований, неумение сосредоточиться на уроках, требование
персонального подхода, что невозможно в условиях массовой школы и в рамках
урока, недисциплинированность некоторых учащихся. Адаптация проходит успешно,
по результатам 2 четверти уровень обученности-4.4 балла, 3 отличника,
11хорошистов, 2человека – с одной «3».

2.2. наличие контроля за оценками отдельных учащихся:
Схема — еженедельное выставление оценок в дневники, подведение итогов
соревнования (где оценки учитываются), записи в дневник для родителей,
приглашение для беседы родителей «тревожных» уч-ся, запись в Трудовую книжку в
«Плохие поступки».

2.3. требования к ним классного руководителя, класса:
Класс поделен на группы, между которыми идет соревнование, а неуспеваемость и
недисциплинированность ухудшает положение группы, поэтому группа контролирует
своих членов. Орган самоуправления также «работает» на улучшение ситуации.

2.4. взаимопомощь: Хорошо успевающие ученики прикреплены
к «слабым», в рамках самоуправления организована «продленка», поощряются не
только «наставники», но и желающие «исправиться», тем самым улучшают положение
группы в соревновании.

2.5. дисциплина на уроках. Кто нарушает?: В целом на
уроках дисциплина нормальная, правда после перемены трудно организовать начало
урока. Нарушители:

2.6. отрицательные моменты в учебной работе: трудно
«доходит» до большинства ребят объяснения учителей «для всех», после чего
многие просят объяснить им персонально.

2.7. пропуски уроков: без уважительной причины нет.

3. Жизнь класса вне учебных занятий.

3.1. интерес к кружкам, экскурсиям,
коллекционированию: Все уч-ся посещают какие-либо дополнительные занятия.

3.2. участие класса в общешкольной жизни.
Общественно-полезный труд: Охотно принимают участие во всех делах класса и
школы, в том числе и трудовых, что стимулируется таким критерием соревнования,
как «Активность», «Хорошие поступки», «Личные достижения».

3.3. проявление сознательной дисциплины: В классе есть
ученики, у которых уже сформирована сознательная дисциплина, прочная мотивация
учебной деятельности – это

3.4. влияние на класс родительской общественности:
Родители – активные участники УВП в классе, помощники  классного руководителя.
Почти все приняли участие в делах класса в течение полугодия, на родительских
собраниях явка – 95-97 %. Участие родителей в УВП фиксируется в Трудовых
книжках уч-ся и влияет на соревнование по группам.

4.Руководство классным коллективом и его организации.

1.1.        
актив класса, его работа: Актив
класса формировался в течение сентября месяца , частично выборами, частично
назначением. Выработана структура самоуправления: президнт (ФИ), вице –
призедент (ФИ), пресс – секретарь (ФИ), министры: ФИ…, у министров есть помощники.
Кроме этого, в актив входят и групорги. Таким образом, почти каждый в классе
может себя почувствовать в роли и руководителя и подчиненного. Среди активистов
выделяются явные лидеры: ФИ.., но и есть такие, которым актив «дает
испытательный срок», но «не принимает отставку».

1.2.        
наличие неформальных лидеров,
причина их влияния на класс: Неформальными лидерами являются: ФИ…(они также
формальные лидеры). Влияние лидеров на ребят в основном положительное, кроме
ФИ. Под его влиянием резко ухудшил успеваемость ФИ. Под покровительство ФИ
«тянутся» ФИ…. Причины их влияния на класс как положительного, так и
отрицательного: независимость, уверенность, «стержень», физическая сила.

1.3.   
наличие отверженных и возможные
пути изменения отношения к ним сверстников
: Отверженных в классе нет.

2.               
Взаимоотношения внутри
коллектива.

2.1.        
Степень сплоченности: В целом
класс осознает себя частью «мы», большую роль в сплочении коллектива играет
осознание каждым себя частью группы, ответственным за результат соревнования
между группами. Модуль «Мы соревнуемся» является системообразующим фактором
комплексной программы воспитания, направленной в том числе и на
ценностно-ориентированное единство класса, на проявление взаимной
требовательности, чуткости, взаимопомощи, на отсутствие в будущем группировок,
на нормальные взаимоотношения между мальчиками и девочками.

2.2.        
Эмоциональное неблагополучие
отдельных учащихся: Претензия на лидерство ФИ в сочетании с его хорошими
физическими данными приводит иногда к агрессивным выпадам с его стороны,
причем, даже в отношении девочек. Проблема решается в основном через актив
класса, через беседу с родителями. ФИ бывает эмоционально неуравновешен, но
быстро отходчив. Его неуравновешенность быстро прощается и забывается в силу
незлобливости, хорошего домашнего воспитания, эрудиции, понимания ребятами его
неординарности.

2.3.        
Социально-неблагополучные семьи:
Семья ФИ. многодетная, не культивируются знания родителями, собрания ими не
посещаются, способности у мальчика средние, негативный пример –два старших
брата с полным отсутствием мотивации к учебе, с недисциплинированностью.

3.               
Общие выводы.

3.1.        
Уровень развития коллектива:
Коллектив находится в стадии формирования.

3.2.        
Характер общего эмоционального
климата в коллективе: Нормальный.

3.3.        
Дисциплинированность: С учетом
возрастных особенностей – удовлетворительная.

3.4.        
Определение основных недостатков в
организации жизни коллектива и конфликтов среди его членов, пути их решения:
При работе с классом следует больше уделять внимания воспитанию коллективизма,
приглушая проявления эгоизма, вместе с тем воспитание должно быть
персонифицированным, личностным. Решение этой задачи возможно только при
системном подходе к воспитанию. «Воспитание эффективно, если оно системно».

Психолого-педагогическая характеристика класса

I. Общие сведения о классе и истории его формирования

В 11 «Б» классе 21 обучающийся, из них 11 мальчиков и 10 девочек. Анализируя журнал и план воспитательной работы, было выявлено, что годы рождения обучающихся находятся в диапазоне с 1995 по 1997, т.е. им 16 — 18 лет. Из беседы с классным руководителем я узнала, что второгодников в данном классе нет, было слияние с параллельными классами при расформировании по профилям в 10 классе. Ольга Ивановна курирует большинство ребят с 8 класса, позже к ним перевели еще учеников. На вопрос: «Есть ли дети, требующие особого внимания?» классный руководитель ответил, что проблемных детей нет, но каждый требует особого внимания, что вполне естественно. У многих ребят вторая группа здоровья, первая есть только у Дианы, Вадима и Регины, которые активно занимаются спортом. В классе есть неполные семьи и опекаемые дети. У Андрея и Вадима родители в разводе, Настя — опекаемый ребенок.

Методы: знакомство с классом, беседа с классным руководителем, знакомство с документацией.

II. Организация класса, руководство им

1. При изучении классного уголка, плана воспитательной работы, было выявлено, что организующего звена в 11 б классе нет, это же было подтверждено классным руководителем, который добавил, что он был создан в 10 классе по инициативе ребят, но не функционировал. Поэтому в этом году решили просто высказывать сразу все возникающие идеи на классных часах или же на переменах. Ольга Ивановна всегда готова поддержать любые идеи и помочь в организационных вопросах.

Наблюдая за классом на уроках, я узнала, что за чистоту у них почти всегда отвечает Руслан, иногда ему помогает Ринат.

При подготовке к мероприятиям, мне всегда помогали девочки, они очень инициативны, ответственны, активны, да и вообще все ребята творчески подходят ко всем возникающим вопросам.

Все поручения классного руководителя и обязанности ученики выполняют добросовестно. В классе часто проводятся различные мероприятия, экскурсии, они очень любят ходить в театры.

2. По мнению классного руководителя, лидерами являются: Руслан, Дилара и Амина. Из личных наблюдений, я сделала такой же вывод, только Амина, по моему мнению, не является лидером. Она часто пропускала уроки во второй четверти, может быть, из-за этого ее влияние на класс было не таким заметным. Девочки часто прислушиваются к ней, а мальчикам же легче попросить помощи у Дилары, которую часто можно видеть в кругу одноклассников. Руслан и Дилара проявляют свою инициативу всегда и во всем, не пропускают не одно мероприятие или прогулки с классом. Именно они являются связующим звеном между классным руководителем и одноклассниками.

К аутсайдерам относятся, по мнению Ольги Ивановны: Андрей, Вадим, Олег и Айдар.

Результаты социометрии показали, что официальным лидером является Ильдар, неофициальными: Ольга, Олег и Динар. Отверженный — Андрей.

Причиной того, что Андрей относится к группе отверженных, является, по моему мнению, еще не полная адаптация к классу и школе. До 10 класса он учился в другой школе, скорей всего он еще не приспособился и пока не смог найти друзей. Проблем с общением у него нет, на переменах он не сидит один отдельно от других, общается, пусть и не всегда успешно.

Чтобы помочь ему наладить контакт с одноклассниками, нужно вовлекать его во всевозможные мероприятия. Он много времени уделяет подготовке к ЕГЭ, и может помогать некоторым при возникновении вопросов. Нужно показать его способности на уроке, а именно вызывать к доске, хвалить, чтобы он чувствовал то, что у него многое получается, когда он прикладывает к этому усилия. Классный руководитель старается привлекать его к такой работе, где участвовали бы многие из его одноклассников, аргументируя это тем, что труд объединяет. Мне кажется, это может ему помочь.

В учебной сфере, «звездой» является Анастасия. Предпочитаемых — нет. Принятыми являются: Аделина, Руслан и Ринат. Большинство обучающихся принадлежит группе изолированных. Есть и отверженные — это Альберт, Катя и Вадим. Катя опаздывает каждый день, не старается, но в тоже время не отказывается решать у доски. Я старалась часто ее вызывать, так как, по моему мнению, это один из способов помочь ей разобраться в пройденных темах. Вадим много ленится, не старается думать сам, находит множество способов списать, обижается, если его попытки списывания пресекаются. Альберт старается, постоянно спрашивает, просит помощи, но это только в классе, дома же он не до конца выполняет домашнее задание, мало готовится к ЕГЭ, поэтому уровень усвоения не достаточен и все приходится повторять по нескольку раз.

3. Проведя социометрию, я выяснила, что уровень групповой сплоченности в 11 б классе чуть выше нормы (0,71429). Группировки чаще появляются спонтанно, основываясь на интересах и ситуации. Явных групп нет, все обучающиеся данного класса общаются между собой вполне хорошо, не задирают друг друга и не оскорбляют. Ольга Ивановна подтвердила, что группировки появляются, но не враждуют между собой. Так же она сказала, что это вполне нормальный процесс, так и должно быть. Отношения между мальчиками и девочками дружеские. К сожалению, точно установить кто с кем дружит мне не удалось, так как наблюдая за ними на переменах, да и на уроках, заметила, что они постоянно меняют партнера по общению. На одном уроке они сидят с одним, на другом — с другим. Девочки садятся как с девочками, так и с мальчиками, при этом никаких насмешек не слышно, это нормальное явление для них.

Результаты социометрии говорят о том, что уровень благополучия — низкий, так как «звезд» и «предпочитаемых» меньше, чем «принятых», «изолированных» и «отверженных». Но, в классе большинство учащихся удовлетворены своим положением (коэф.удовл. = 1), только Альберт вынужден общаться не с тем, с кем хочет (коэф.удовл. = 0). По началу, мне казалось, что он очень умный, по этому он постоянно что-то спрашивает или же сидит решает как на переменах, так и на уроке. Но уже на второй неделе я заметила и поняла, что ошибалась. Спрашивает он из-за того, что не может многое понять. Оценки у него плохие. Он много читает и знает, но исключительно о своих интересах, которые почти всегда не совпадают с интересами его одноклассников. Из-за того, что он сам не понимает многие темы, которые проходят в школе, его никто не просит помочь, объяснить. По этому ему сложно найти человека, с которым можно поговорить на интересующие его темы, в следствии чего, он общается не с теми, с кем хочет.

4. Групповое сознание и моральные нормы у них на высоком уровне. Классный руководитель часто говорит о том, что они очень гуманные, добрые, ответственные, дисциплинированные. Как она сама говорит, она их очень любит, переживает за них, помогает в сложных ситуациях. Дети относятся к ней с должным уважением, не боятся подходить, спрашивать, интересоваться чем-то, предлагать свои идеи, это является не маловажным в работе учителя, ведь это означает, что она смогла найти с ним общий контакт. К другим учителям ребята тоже относятся хорошо, если и возникают конфликты, то очень редко и они быстро улаживаются.

В классе есть хорошая традиция — посещение театров. Они каждую четверть иногда и по нескольку раз ходят в театры. Так же они посещают музеи и выставки. Мероприятия в последнее время не проводятся, так как главная их задача на этот год — это подготовка к ЕГЭ, от этого зависит их будущее. Чтобы помочь некоторым определиться с выбором профессии, Ольга Ивановна ходит с ними на дни открытых дверей в различные ВУЗы.

Эмоциональный фон в классе положительный. В учебной деятельности активно себя проявляют, стараются отвечать на каждом уроке. Настроение в труде оптимистичное. Выходят на субботники, с любовью очищают территорию школы, помогают друг другу во время уборки. Нет таких, которые попытались бы не придти на такие мероприятия.

В классе все переживают друг за друга. Поддерживают и помогают во всех неудачах. Поздравляют и радуются победе одноклассников в олимпиадах или на соревнованиях. Интересуются событиями своей страны и за рубежом.

6. Федорова Ольга Ивановна — учитель биологии, в МБОУ СОШ № 45 работает с 1984 года. Большую часть класса вела в 8 классе, в 9ом только курировала. Эти годы были для нее, как она говорит, архитяжелыми в эмоциональном отношении. Нынешний коллектив ведет с 10 класса. Из беседы с классным руководителем стало ясно, что она их любит, видит их недостатки, проблемы и старается помочь им. Ольга Ивановна считает, что «класс — часть отражения классного руководителя, с его плюсами и минусами». Из — за того, что большую часть времени она проводит в школе, работа стала для нее единственным увлечением. Театры, музеи, выставки посещает вместе с классом. Из положительных качеств: доброжелательность, неравнодушие, честность, ответственность. Из отрицательных: эмоциональный перевес над логикой, хаотичность в мыслях и чувствах, часть дел, идей и планов не доводится до конца.

Ребята прислушиваются к Ольге Ивановне, подходят со своими проблемами, предлагают ей свои идеи, потому что знают, что им обязательно помогут и прислушаются. Их часто можно видеть у нее в лаборатории, иногда они приходят попить туда чай. Атмосфера очень доброжелательная, душевная.

Не смотря на то, что фактическими знаниями психологии учащихся она не обладает, это абсолютно не мешает помогать, находить контакт с детьми. Классный руководитель знает о интересах своего класса и каждого его учащегося в отдельности и старается каким — либо образом помочь их развитию.

Каждый год готовит призеров и победителей олимпиад по биологии. Присутствуя на некоторых ее уроках, я заметила необыную методику преподавания. Если ребенок не понимает какое-либо определение или процесс, она может объяснить это, связав с его интересами, на доступном ему языке. Обороты, которые при этом применяются, бывают на столько интересными, понятными, запоминающимися, что последующего объяснения не требуется.

Методы: социометрия, беседа, наблюдение, тесты, анализ документации.

III. Содержание и характер совместной деятельности

Успеваемость в классе ниже средней (средний балл = 3,809), 2 отличника, 13 хорошистов и 6 неуспевающих. Анализируя экспресс — методику по изучению социально — психологического климата в коллективе, а именно когнитивный компонент, были получены следующие сведения: 11 положительных ответов, 8 неопределенных и 1 отрицательный. То есть, большинство учащихся знают кто может им помочь, к кому надо обратиться, стараются иногда сами разобраться в своих вопросах. Так же почти половина не знает, кто может помочь им справиться с возникающими трудностями в учебе, так как не уверены в том, что остальные хорошо все поняли. Единственный отрицательный ответ по когнитивному компоненту у Михалёвой А. Скорее всего, это связано с тем, что она является участницей, призёром многих олимпиад, у нее отличные оценки, по сравнению с ее одноклассниками. А класс, со слов учителя математики Дилары Маратовны, в целом слабый, поэтому ей и сложно еще к кому — либо обратиться за помощью в подготовке к учебе, она и сама может все сделать.

Классный руководитель следит за успеваемостью своего класса, каждую неделю она заполняет электронный дневник, где выставляет текущие оценки, так же не забывает про дневники обучающихся. На родительских собраниях говорит замечания, которые делают учителя. Следит за тем, чтобы все замечания были исправлены в срок.

В 11 б классе не принято оставаться после уроков или объяснять на переменах однокласснику темы, которые он не понял. Вместо этого те, кто действительно хочет разобраться в своих вопросах, подходят сразу к учителям и спрашивают их до тех пор, пока все не поймут.

Культура поведения в классе хорошая, на уроках ведут себя тихо, спокойно, активно спрашивают и отвечают. Никто не мешает учебному процессу. Опаздывают редко, за исключением Ереминой Екатерины, которая почти каждый день поздно приходит. В школе принято не впускать на урок тех, кто опаздывает, мне кажется, это может помочь дисциплинировать некоторых учащихся.

Ученики не обижают и не обзывают друг друга, с уважением относятся к одноклассникам и другим учителям. В основном придерживаются активной учебной позиции. Факультативов в классе нет, но учителя по математике и русскому языку иногда назначают дополнительные занятия для желающих, с целью подготовки их к ЕГЭ. Это хорошее подспорье для тех, кто не может оплачивать репетиторов.

2.Жизнь класса вне уроков (неформальные потребности и интересы, формы проявления интересов, участие классного руководителя в общественной жизни).

У учащихся разнообразные интересы и увлечения. Многие занимаются спортом. В данный момент многие увлечения ушли на второй план, так как впереди важный этап их жизни — поступление в ВУЗ, для которого нужно успешно сдать ЕГЭ. Поэтому после уроков, ритмики и дополнительных занятий они ходят к репетиторам, некоторые занимаются только дома. Ребята часто собираются вместе и посещают Русский драматический театр, Театр оперы и балета, Национальный молодежный театр РБ имени Мустая Карима, различные выставки и музеи. Чаще они ходят по группах, сначала одни, потом другие. Группы формируются в зависимости от того, во сколько им нужно на репетиторство и во сколько начинается мероприятие. Классный руководитель присутствует на всех мероприятиях. узнает для них где и что сейчас показывают. Учащиеся так же иногда высказывают идеи.

3.Общественно — полезный труд (Трудовые навыки и умения. Отношения к труду. Индивидуальные осо­бенности отношения к труду. Участие класса в различных видах обществен­но-полезного труда. Энтузиазм и пассивность. Результаты. Виды обществен­но-полезного труда, в которых участвовали учащиеся. Оценка результатов).

Трудовые навыки и умения у класса развиты нормально. Как часто и бывает, есть и те, кто хорошо трудятся, и те, кто ленится и пытается ускользнуть, не сделать, не доделать свою работу. Результат общественно — полезного труда — положительный: почистили свою территорию. Труд идет на пользу ученикам. Как говорит классный руководитель, «труд — это еще один повод для общения». Виды общественно-полезного труда, в которых участвовали учащиеся: летняя трудовая практика, субботник, генеральная уборка, сбор макулатуры, дежурство по школе. 11 б класс каждую среду дежурит в гардеробе, каждый четверг — на первом этаже, а в субботу — на втором этаже.

Методы: наблюдение, беседа с классным руководителем, анализ личных дел учеников.

IV. Общие выводы и предложения.

1.Возрастные и психологические особенности класса.

Учащиеся 11 б класса находятся в стадии развития называемой ранней юностью. Им от 16 до 18 лет. Многие юноши уже получают водительские права, девушки тоже начинают ходить на подготовительные курсы. Перед каждым стоит проблема выбора, пока они не могут определиться, кем же они хотят стать, куда пойти учиться, что им делать дальше.

2.Структура группы. Социометрические особенности. Анализ групповой динамики.

В классе нет устойчивых микрогрупп, они появляются спонтанно и не надолго. Конфликты почти не возникают, ребята очень позитивны и доброжелательны. Кратковременные объединения происходят из — за совпадения интересов на данном этапе. Между мальчиками и девочками дружеские отношения, нет насмешек и издевательств, все на ровне. Каждый хотя бы раз входил в ту или иную микрогруппу.

3.Психолого — педагогические рекомендации по развитию ученического коллектива.

Чтобы им помочь с определением будущей профессии, нужно посещать различные ВУЗы, проводить экскурс профессий, различные тесты, такие как: дифференциально — диагностический опросник, опросник профессиональной готовности, опросник профессиональной направленности Д. Голанда. Ранняя юность — решающий возраст формирования мировоззрения. Общие мировоззренческие поиски заземляются и конкретизируются в жизненных планах. Однако, юность нуждается и всегда будет нуждаться в помощи и руководстве старших, передающих ей накопленные знания и опыт. И воспитание станет тем эффективней, чем полнее оно будет учитывать особенности юности и опираться на ее стремление к активности.

Для развития и поддержания дружеского отношения в классе нужно продолжать создавать ситуации, где будут задействованы как можно больше ребят.

4.Краткое содержание работы, проведенной студентом, рефлексия.

За время практики я изучила класс и составила его психолого — педагогическую характеристику. Провела четыре мероприятия с целью улучшения эмоционального фона и повышения культурного, нравственного и патриотического воспитания. Участвовала в родительских собраниях, проводила индивидуальные беседы с учащимися.

В прошлом году возникали трудности при составлении план — конспектов мероприятий, так как не были достаточно учтены возрастные особенности обучающихся. В этом году, по моему, я смогла справиться с этой проблемой.

Методы: обобщение, рефлексия.

Характеристика 3 «Г» класса

МБОУ «ЗООШ№3»

В 3 «Г» классе на 2015-2016 учебный год обучается 25 детей. Из них количество мальчиков составляет 10, а девочек-15. Большинство учащихся проживают на близлежащих улицах города.

Классный руководитель: Сергеева Мария Ивановна

Учащихся 2005-ого года рождения: двое. Остальные учащиеся 2006-ого года рождения, 23 ученика.

В полных семьях проживают: 18 человек. Условия воспитания в этих семьях удовлетворительные. Дети живут в хороших семейных условиях, где им оказаны должные: доброта и внимание. В неполных семьях: 7 детей. Но эти дети не обделены вниманием со стороны родителей.

По состоянию физического развития принадлежат к основной группе из занятий физической культуры.

Дети очень любят принимать участие в различных акциях, внеклассных мероприятиях, праздниках. В апреле приняли участие в конкурсе рисунков «Мой родной край» и получили сертификаты об участии.

Между учениками существует еще не полностью сформированные признаки взаимопомощи, сплоченности; ученики имеют разные ценностно-ориентационные вкусы. Но дети общаются с одноклассниками не только в школе, но и за её пределами.

Учащиеся класса очень подвижные, иногда нарушают нормы поведения.

В основном, в классе обучаются воспитанные, культурные дети. Они отзывчивые, чуткие, умеют спокойно найти конструктивный выход из сложной ситуации, соблюдать порядок в общении со сверстниками и взрослыми.

При этом нужно отметить высокий уровень интеллектуального развития детей, внимания, памяти, речи, положительный характер учебной мотивации. Многие дети имеют ярко выраженную индивидуальность, ясное яркое мышление: Петров Е., Рамазанова А, Биканова А, Серова А. Они не только хорошо учатся, отличаются повышенной активностью, но ещё и очень любознательны, обладают широким кругом знаний, развитой речью.

Нужно отметить успешное обучение Павловой Р. И Акатьевой А. Девочки не очень активны в силу их характеров, но очень усердны и прилежны.

Как такового актива класса еще не имеется, но имеются дети, за которыми закрепились некоторые обязанности. Так, Вафина Л. отвечает за посещаемость класса, сообщает в столовую о количестве питающихся, а также на вахту о количестве пришедших.

Ребята работают над умением взаимодействовать друг с другом, работать сообща. Учащиеся класса доброжелательны, приветливы, открыты и позитивны.

У большинства детей отмечается стремление участвовать как в командных, так и в индивидуальных соревнованиях. Причём дети очень эмоционально переживают как успех, так и неудачу. В основном дети легко и радостно идут на контакт. Большинство любит общаться и стремятся к общению. 

В целом, ученики вместе с родителями относятся к учебе ответственно, развитое чувство долга (к дежурству, помощь людям преклонных лет, общественно – полезному труду). Ученики имеют понимание к учителям.

Степень  вовлеченности  учащихся  класса  во  внешкольную деятельность — высокая. Ребята всем классом посещают кружок ритмики на базе школы. Часть — во внеурочное время посещает кружки, секции и школу дополнительного образования.  

Мальчики, в основном, увлекаются разными видами борьбы, футболом, компьютерными играми и хоккеем. Девочкам интересно рисование, игра на музыкальных инструментах и хореография.

Среди учащихся наблюдаются застенчивые дети, такие как Гараев Р., Камалова А., Денисов В., Акатьева А., Рамазанова А., Биканова А.

Группу  продленного  дня  посещают 24 человека.

По наблюдению за учащимися можно констатировать, что изолированных детей в классе нет.

В основном, ребята чувствуют себя в школе среди детей комфортно, нашли себе друзей, стремятся помочь другим;  есть и такие  ребята, которые стараются стать лидерами, первыми. Идет нормальный   процесс  формирования и развития коллектив.

Исходя из всего сказанного, перед классным руководителем и классным коллективом поставлены следующие задачи:

  1. Продолжить работу по созданию сплочённого коллектива.

  2. Вести нравственное воспитание, создать возможности для накопления опыта нравственных взаимоотношений.

  3. Укреплять здоровье учащихся, воспитывать бережное отношение учеников к своему здоровью.

  4. Воспитывать общечеловеческие качества. Способствовать развитию познавательных интересов, развитие любознательности, творческой самостоятельности.  Развивать эстетический вкус.

  5. Проводить работу по формированию положительной мотивации к учению.

Общие сведения о классе.
В классе учатся 27 человек, из них 19 мальчиков и 8 девочек. Большинство детей 2002-2003 года рождения. Учатся вместе с 1-го класса за исключением небольших изменений. За лето никто не выбыл, и прибыл в 3-ю четверть 1 новый ученик: Глеб. Смена классного руководителя за 4 года не производилась. Взаимоотношения с классным руководителем строятся на взаимном доверии и уважении. Все учащиеся живут в полных семьях. Из беседы с классным руководителем стало известно, что в целом большинство учащихся воспитываются в хороших семьях, где родители уделяют должное внимание своим детям. Из всего классного коллектива нет учащихся склонных к правонарушениям. В целом у класса успеваемость выше среднего.

Взаимодействие класса со школой на высоком уровне, поручения отданные директором учащиеся выполняю с удовольствием. Из беседы с учителями-предметниками можно сделать вывод о том, что почти все учащиеся находятся в хороших отношениях с учителями, активно работают на уроках. С параллельным классом учащиеся находятся в нейтральном отношении. Но из наблюдения мною за взаимодействием этих двух классов, могу сказать, что данное отношение связано с негативным воздействием параллельного класса.
Структура класса.
Старостой класса является Илья. Мальчик с ролью старосты справляется хорошо. Старается поддерживать дисциплину в классе, ведет контроль над посещаемостью и успеваемостью, помогает классному руководителю в организации дежурства в классном кабинете. Учебный сектор класса помогает старосте в контроле над успеваемостью и своевременном исправлении неудовлетворительных отметок одноклассников. Неформальным лидером класса является Антон. Очень энергичный, активный и доброжелательный мальчик. Принимает активное участие в организации и проведение различных мероприятий, как классных, так и общешкольных. Любит находиться в центре внимания, как одноклассников, так и учителей. В классе преобладает спокойный, деловой, доброжелательный настрой. Все учащиеся в дружеских отношениях друг с другом. Мальчики и девочки дружат между собой, исключение составляет Кристина, которая сама по себе является «тихоней» и ей не всегда интересно попусту беседовать с одноклассниками. К «звездам» класса можно отнести Павла, Владислава, потому что они являются весельчаками класса, но дисциплину на уроке они нарушают редко. В классе к ним относятся хорошо, но никакого плохого влияния они не оказывают. К «звездам» можно отнести еще Егора он присоединяется к категории весельчаков, но ввиду плохой успеваемости он нередко срывает дисциплину на уроке. Часто вызывает некую агрессию со стороны учащихся, так как он мешает слушать учителя на уроке. К «аутсайдерам» можно отнести Даниила, Максима. Их часто подтрунивают и они относятся к этой группе по причине того, что реагируют на шутки в их сторону агрессивно, что вызывает смех у других учащихся. Решение данной проблемы можно провести путем беседы с учащимися над их реакцией и попытаться научить их абстрагироваться от шуток в их сторону. К этой же группе можно отнести и Глеба. Причиной является то, что он новенький в данном классе и не успел влиться в коллектив. Решение данной проблемы пройдет со временем. В целом учащийся неконфликтный, поэтому никаких проблем с вливанием произойти не должно. Как таковые, группы выражены слабо. Большинство учащихся объединены по своим группкам, в основном это сосед по парте. За пределами урока группы не прослеживаются, все учащиеся контактируют друг с другом. Отношения между членами коллектива устанавливаются при непосредственном контакте, взаимодействии, общении и не зависят от ценностей групповой деятельности. Имеют место взаимовыручка и взаимопомощь между учащимися. Они понимают и принимают статус «ученика» и «учителя». Взаимоотношения с учителями-предметниками – доброжелательно-деловые. Отношения между полами имеют ситуативный характер, так как коллектив в основном «мальчишеский». Мальчики в основном взаимодействуют между собой, но встречаются случаи, когда мальчики тесно взаимодействуют и с девочками.
Руководство и лидерство.
В классе есть несколько учащихся, претендующих на роль лидера. К ним можно отнести действующего лидера, старосту класса, Илью и неофициального лидера Антона. Влияние на класс у них принципиально разное. Если Илью выбрали на должность старосты за ответственность, добросовестное отношение к учебе и умение помогать с успеваемостью, то Антон является лидером по причине своей активной жизненной позиции. Он активно занимается спортом, легко находит общий язык, как со сверстниками, так и с учителями, не конфликтный и задорный. Он «батарейка» класса. Классный руководитель спокойная, доброжелательная женщина, преподает у них английский язык. О. И. старается поддерживать в классе дружественную атмосферу, организует в классе различные мероприятия, ведет контроль посещаемости и активно сотрудничает с родителями учащихся. При организации мероприятий обращает внимание на интересы каждого учащегося в отдельности и в соответствии с ними распределяет роли. Учащиеся в свою очередь любят классного руководителя, стараются ее не огорчать, что видно и в тесте 3. По пункту «В нашем классе хороший классный руководитель» имеется наивысший показатель удовлетворенности. Стиль руководства, О. И., выбрала демократичный, так как он ориентирована на развитие активности учащихся, привлечение каждого к решению задач, поставленных перед всем классом. Основу управления в данном случае составляет опора на коллектив класса. И класс ее, как видно было из наблюдений, не подводит. Учащиеся, за исключением пары мальчиков, «понимают с полуслова» классного руководителя, они достаточно дисциплинированны и не конфликтуют с учителем.
Особенности развития класса как группы.
Из наблюдения за учащимися могу сделать следующие выводы. Группа в целом не выделяется особой активностью. Есть учащиеся, которые полны энергии, есть и пассивные ребята, но большинство обладает средним уровнем активности. К сожалению, но этот класс не выделяется особой духовностью, выше всего ставятся примитивные материальные блага, развлечения, хотя в наше время это норма. В группе более всего уважают коллективистов, делающих все ради других. Как отмечалось выше, учащиеся тесно взаимодействуют, как друг с другом, так и с учителями-предметниками. В силу своего возраста, у ребят отмечается быстрая смена интересов. Мною было отмечено, что существует немного не справедливое отношение к некоторым членам группы. Четко прослеживается подтрунивание слабых учащихся, особенно на переменках. Хотя на уроке эти учащиеся активно сотрудничают с другими. Также хочется отметить, что группа доброжелательно относится к новым членам, старается помочь освоиться и «прижиться» в коллектив. Уровень сплоченности коллектива я проверила с помощью методика «Что важнее» и вывила, что класс промежуточный по уровню ценностно-ориентационного единства. Наиболее ценные качества в группе это дисциплинированность, трудолюбие, умение отстаивать свою точку зрения, моральная воспитанность. Следовательно, учащиеся связывают успех своей совместной деятельности, прежде всего с положительным отношением к учебе и с собственным стилем поведения и деятельности и в меньшей мере – с учебно-организационными умениями класса. К традициям класса можно отнести поздравление каждого учащегося с днем рождения, поздравление мальчиков и девочек с тематическими праздниками, а также поздравление учителей мелкими, но приятными подарками. Критическое отношение к своим недостаткам проявляется далеко не всегда, но большинство может оценить свою работу. Дети умеют оценивать и деятельность своих товарищей. Учащиеся переживают удачи и неудачи своего класса, болеют за свой коллектив. При проведении общественных мероприятий стараются держаться вместе. Большинство учащихся занимаются в различных кружках, как в школе, так и за ее пределами. Используют полученные знания, умения и навыки на уроках, в разнообразных конкурсах и соревнованиях проводимых в школе. Класс активный, ребята принимают активное участие во всех школьных мероприятиях. В классном коллективе 8 «А» класса принято принимать решения группой. Иногда это решение находят быстро, но бывают случаи проявления дискуссии, хотя компромисс все же находится. Эмоциональный климат в группе достаточно позитивный. Учащимся комфортно в классе. Об этом свидетельствует тест 3. Пункт «В школе у меня обычно хорошее настроение» отличается высоким показателем удовлетворенности. Конфликты в этом классе явление достаточно редкое, за все время наблюдения за учащимися серьезных конфликтов не происходило, все учащиеся относятся друг к другу с уважением и не принижают достоинства своих сверстников.

Содержание и характер учебной и внеучебной деятельности класса.
Учебная деятельность. В классе в целом успеваемость выше средней. 7 человек обладают высокой успеваемостью, 3 – ниже средней. Среди любимых предметов ученики (по результатам коротких бесед на переменах) отмечают следующие: математика, физика, английский язык, информатика. К учителям относятся уважительно, но не всегда. Не на всех уроках соблюдают дисциплину, выполняют требования, однако активны, внимательны, умеют рассуждать, логически мыслить. Основные мотивы учебной деятельности (из коротких бесед):
— учеба необходима для будущей профессии;
— в современном мире полезно быть образованным;
— для того, чтобы развиваться, опираясь на полученные знания;
— учеба позволяет смотреть на мир более широко;
— применять своих знания на практике: чем больше знаний, тем проще решать некоторые вопросы. Многие занимаются на факультативах по математике, физике, английскому языку, посещают дополнительные занятия по информатике.
Общественная деятельность.
В классе несколько человек занимаются спортом, участвуют в спортивно-массовых мероприятиях. Класс участвует в культурно-массовых мероприятиях. Во время участия во внутришкольных мероприятиях учащиеся стремятся к победе, стремятся отстоять честь класса. В ходе беседы учащиеся рассказывали, что свободное время любят проводить в кругу друзей (в том числе и школьных), много времени уделяют компьютерным играм.
Воспитательный потенциал класса как группы. Воспитательный потенциал класса как группы проявляется во взаимопомощи, взаимовыручке, которую члены группы оказывают друг другу в чрезвычайной ситуации, порой даже в ущерб себе. Тут важно выделить, что учитываются социальные потребности других, т.е. необходимость поделиться своими знаниями, необходимость передать свой опыт другому человеку. В процессе наблюдения выявила, что происходит влияние на отдельных индивидов группы всем классом, за счет чего меняется поведение этого учащегося. В классе присутствуют групповые цели, групповые нормы, которые не нарушает никто. В целом характер влияния коллектива на личность положительный.
Психолого-педагогические выводы.
На основании методик исследования, наблюдения и бесед с классом и учителями-предметниками, а также с классным руководителем могу сделать следующий вывод. Класс является достаточно способным, сплоченным коллективом, подготовленным к учебе и готовым к преодолению трудностей различного характера. На уроках учащиеся, как правило, активны, почти всегда дисциплинированны, внимательны, всегда относятся к учителям с уважением. Класс достаточно дружный, активный, открытых конфликтов, как правило, не наблюдается. Учащиеся всегда готовы прийти на помощь своим товарищам. Отличительные черты учеников класса: общительность, умение легко сходиться с новыми людьми, дружелюбие. Учащиеся имеют свою точку зрения и не стесняются высказать, доказать её. Ученики участвуют в учебном процессе и внеклассных мероприятиях с удовольствием. Классный руководитель внимательно следит за процессом обучения своего класса, за внешкольной жизнью своих учеников, находиться в постоянном контакте с родителями.
В перспективе необходимо проведение мероприятий по духовно-нравственному воспитанию учащихся с целью формирования у них системы ценностей, с позиции которых они будут оценивать свои действия и поступки. В целом все необходимое для класса классным руководителем уже предусмотрено.
Отчет по практике 5 курс физико-математический факультет БГПУ им. М.Танка, 2016 г

Характеристика 2-А класса

Во 2  классе обучается 25 учеников. Из них 15 девочек и 10 мальчиков.

    В классе обучаются учащиеся из следующих по составу семей:

  полные семьи – 14;

  неполные семьи (одна мать) — 11.

Все учащиеся класса участвуют в учебной деятельности, у большинства сформирована учебная мотивация, выраженная активность на уроках, стремление получить хорошую оценку от учителей в устной и письменной работе,  похвалу от родителей.

   Трудности в учении испытывают: Николаева Алина, Николаева Кристина, Мурысева Дарья. Эти трудности связаны с низким уровнем самостоятельности данных учащихся, отсутствием умения работать самостоятельно дома.

    Все учащиеся хотят иметь высокие учебные результаты, но не у всех получается, т.к. у многих не сформированы такие качества, как усидчивость, внимательность, любознательность.

         Во внеурочное время большинство учащиеся посещают кружки.

Стойкую привычку читать имеет более половины учеников, все учащихся записаны в школьную библиотеку, читают дома под наблюдением родителей.

         Класс достаточно работоспособный. Но Николаева Алина, Николаева Кристина, Мурысева Дарья, Сухомесов Никита, Трасковский Алексей медленно включаются в работу. В результате выполняют задания небрежно, испытывают трудности в самостоятельной работе.

     Наблюдается контроль со стороны родителей за результатами учебной деятельности детей, подготовки их к следующему учебному дню.

    Своими высокими интеллектуальными способностями выделяются: Кошевая Эмилия, Сорокин Илья, Точилина Дарья, Сомик Ростислав, Терлецкая-Корнейчук Николь..

Учащиеся второго класса стараются как можно чаще принимать участие в школьных и городских конкурах.

         За прошедший год начал формироваться коллектив. Дети подружились между собой. Сложились добрые дружеские отношения между девочками и мальчиками. Часто ученики переживают за неудачи своих друзей, подбадривают их, радуются их успехам. Ребята прислушиваются к мнению своих одноклассников. Доброжелательно относятся к учителям. Конфликты еще в классе возникают, но стараемся быстро их разрешать. Дети пытаются организовать свою деятельность. Пока это у них получается только под руководством учителя. Во многих делах дети проявляют недостаточную активность, организованность. Над этим предстоит работать во 2 классе.

         В целом уровень воспитанности и сплочённости моего классного коллектива имеет положительную динамику.  Общий вывод делается на основе сопоставления всех полученных данных, характеризующих проделанную работу.

        Коллектив учащихся доброжелательный. Большинство учеников добросовестно выполняют поручения, с удовольствием принимают участие в делах класса.

Ребята проявляли свое творчество при подготовке и проведении классных мероприятий, создании проектов по предметам, изготовлении поделок на выставки, участие в выставке рисунков. Большую помощь в этом оказывают родители.

Они являются активными участниками образовательного процесса, всегда находятся рядом и бывают в курсе всех событий лицейской жизни своего ребенка. Совместные праздники, поездки, экскурсии, встречи с интересными людьми —  это только лишь часть совместных дел, когда и дети, и взрослые — имеют прекрасную возможность проявить свои творческие способности, личностные качества, узнать что-то новое, пообщаться. Чем больше времени дети проводят с родителями, тем больше они понимают и ценят друг друга, тем сплоченнее становится классный коллектив. Такая работа дает свои положительные результаты: многие в классе начинают дружить семьями, на дни рождения детей приглашают в свой дом одноклассников. Наши дети усваивают уроки жизни не через книги и назидания, а непосредственно через личный опыт общения с взрослыми и сверстниками.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Проноран инструкция по применению цена отзывы аналоги кому прописывают таблетки
  • Каптоприл инструкция 25мг как принимать взрослым
  • Должностная инструкция специалист по охране окружающей среды
  • Ваниш кристальная белизна жидкий инструкция по применению
  • Дриптан для детей инструкция по применению цена отзывы