Хорошее руководство по фото

Много лет я пыталась подступиться к фотографии, и у меня ничего не получалось: я не могла нащупать систему, которой стоит следовать, если хочешь научиться фотографировать.

Если вы когда-то пытались научиться фотографии, вероятно, вы понимаете, о чем я говорю. На фотофорумах люди на птичьем языке обсуждают технические детали снимков, а в инструкции к фотоаппарату описывается, где какие кнопки, но не объясняется, зачем они нужны. Книжек по фотографии тоже великое множество, и непонятно, с какой лучше всего начать.

В прошлом году я исполнила давнюю мечту и сходила на десятинедельный курс по фотографии в колледже Сент-Мартинс. Этот курс перевернул мое сознание и открыл мне портал в совершенно новый мир.

Теперь я знаю, с чего стоит начинать и что нужно держать в голове людям, которые берут в руки фотоаппарат первый раз в жизни. Этот текст — выжимка того, что я узнала на курсе по фотографии, и инструкция, которой мне самой не хватало много лет.

Дисклеймер. Я начала снимать меньше года назад и, разумеется, отношусь к начинающим. Инстаграм с моими скромными фотографическими потугами — тут.

Пара слов о технике

1. Совершенно неважно, на что снимать. Ваш первый фотоаппарат может быть любым. Это может быть даже камера на телефоне.

2. То, на что сделан кадр, не влияет ни на ценность снимка, ни на суть высказывания. Вы можете снимать на телефон, на пленочный фотоаппарат, на «зеркалку» и «беззеркалку». Хорошие у вас фотографии или плохие — зависит не от этого.

3. Вместе с тем техника сильно влияет на эстетику кадра. У пленочной фотографии есть свой язык — точно так же, как у мобильной или цифровой фотографии есть свой. Свой язык и своя эстетика есть даже у видео с камер наблюдения и у сторис, но об этом как-нибудь в другой раз.

Работы Ричарда Аведона, снятые на пленку

4. Фотография одного и того же объекта, снятая на телефон с плохой передачей цвета и на крутую беззеркальную камеру, — это просто две разных фотографии. Первая, безусловно, будет уступать второй с технической точки зрения. Но может быть и так, что объекту, запечатленному на фото, гораздо больше соответствует язык и эстетика мобильной фотографии — в этом случае технически «плохой» снимок может оказаться сильнее технически безупречного кадра.

Легендарное фото высадки в Нормандии, снятое Робертом Капой. Согласно официальной версии, большая часть кадров из той съемки была утеряна из-за перегрева пленки в лаборатории. Один из уцелевших кадров вошел в историю фотографии даже несмотря на то, что а) он нерезкий; б) непонятно, что на нем происходит

5. Именно поэтому гонка за правильной экспозицией, идеальным фокусом, балансом белого и ровным горизонтом по большому счету не имеет смысла. Технические характеристики — это средство, а не цель. Нужно знать возможности и особенности своей камеры и использовать их.

6. Еще немного о камерах. Допустим, вы хотите купить фотоаппарат, чтобы попробовать себя в фотографии, и не знаете, с чего начать. Начните со знакомых: может, кто-то из ваших друзей уже наигрался с цифровой камерой и теперь хочет ее продать.

7. Неважно, что это за камера, она вам подходит.

Первая камера может быть вообще любой: неважно, какая у нее матрица и сменные ли объективы. Главное — прочитайте к ней инструкцию.

8. Я, кстати, не шучу сейчас. «Прочитайте инструкцию к своей камере» — это было первое задание на курсе по фотографии. Оказалось, что никто в классе инструкций к своим камерам не читал.

9. Кстати, пожалуйста, не удаляйте фотографии, которые кажутся вам неудачными. Визуальный вкус со временем меняется. Возможно, через полгода-год «неудачные» кадры покажутся вам интересными и более интересными, чем «удачные» из той же съемки.

Многие такой кадр удалили бы, ну и зря

10. После того как вы попользуетесь своей первой камерой несколько недель, вы поймете, какие объекты снимаете чаще всего и каких возможностей камеры вам не хватает. Следовательно, вы поймете, нужны ли вам сменные объективы и какие и хватит ли вам «обрезанной» матрицы.

11. В этом месте у новичков обычно случается ступор. Давайте коротко: матрица — это самая важная часть фотоаппарата. Она распознает свет и преобразует изображение в цифровые данные. Чем больше матрица, тем больше разрешение фотографии и тем шире диапазон оттенков, которые камера может распознать.

12. Если вы снимаете на фотоаппарат, а фотографии выкладываете в инстаграм и фейсбук, скорее всего, вам хватит и «обрезанной» матрицы. Вы же не собираетесь печатать рекламные билборды?

13. Вообще, если немного упрощать, общее правило такое.

Навороченная техника, ультрадорогие объективы — это устройства, предназначенные для съемки материала, который потом пойдет в журналы и на рекламные билборды. Если вы не имеете амбиции печатать из своих работ фотообои, вы можете сильно сэкономить.

14. Слышу вопрос из зала: «Мне просто нравится дорогая техника, фотки я не печатаю, но буду постить в инстаграм. Подписчики заметят разницу?» Не заметят. Реальность такова, что все фотографии в ленте инстаграма получаются размером со спичечный коробок — в такой ситуации бессмысленно говорить о внимании к деталям и упарываться по безупречному качеству снимка.

На среднеформатную камеру можно снять впечатляющие фотообои, но подписчики в инстаграме, скорее всего, разницы не заметят. Фотограф: Никлас Седерлунд

Выдержка, диафрагма, ISO. Зачем это всё?!

15. Окей, у вас в руках камера, и вы чувствуете себя несколько озадаченным. Столько кнопок и настроек, что хочется немедленно перевести камеру в автоматический режим и пойти фоткать шмелей и лодочки на закате. Что ж, это ваше право, но мы здесь собрались, чтобы поговорить о расширении фотографических возможностей. Так что как только наиграетесь с автоматикой — переводите камеру в ручной режим.

16. У камеры есть три основные настройки: выдержка, диафрагма и ISO. Все три, по сути, регулируют количество света, поступающего на матрицу фотоаппарата. От этих настроек зависит экспозиция кадра — то, достаточно ли в нем света, или слишком много («пересвет»), или слишком мало («недосвет», «темный кадр»).

17. Кстати, пока мы не ударились в детали.

Фотографию всегда лучше чуть-чуть недосветить, чем пересветить. В случае недосвета вы сможете вернуть фотографию к нормальной экспозиции в фотошопе почти без потери качества. При пересвете сделать этого не получится, потому что из белых участков вытянуть данные и утраченные детали не выйдет.

18. Чтобы понять, как работает камера, лучше действовать поступательно и не пытаться осмыслить выдержку, диафрагму и ISO одновременно. Проще всего начинать с освоения выдержки.

Итак, выдержка

19. Выдержка — это количество времени, в течение которого свет попадает на матрицу камеры.

20. Длинная выдержка —> Много времени —> много света —> светлый кадр.

21. Короткая выдержка —> Мало времени —> мало света —> темный кадр.

22. Казалось бы, всё просто, но некоторая путаница возникает из-за того, что показатель выдержки рассчитывается как часть от секунды. 1/2 — это половина секунды, 1/60 — одна шестидесятая часть секунды, 1/125 — одна сто двадцать пятая часть секунды. Чем больше число в знаменателе дроби — тем меньше времени экспонируется кадр, тем он темнее.

Когда креативно поработал с выдержкой. Фотограф Эрнст Хаас нередко использовал длинную выдержку как креативный прием

23. Чтобы не путаться, надо практиковаться. Можно попробовать снять кадр с правильной экспозицией (то есть с достаточным количеством света), регулируя только выдержку. Выберите самое маленькое число на диафрагме (допустим, 1.8) и ISO 400 — и попробуйте снять кадр с правильной экспозицией, то есть с достаточным количеством света, регулируя только выдержку.

24. Результат того, что у вас получится в ходе этого эксперимента, сильно зависит от того, в каких условиях и с каким светом вы фотографируете. Возможно, «правильная» экспозиция будет у вас при 1/250, а возможно, что при 1/30.

Дайте себе время и несколько дней снимайте, регулируя только выдержку.

25. После серии экспериментов вы заметите тенденцию: в кадр можно добавить света, увеличив время экспозиции — правда, иногда от этого кадр получается смазанным.

26. Смазанным изображение получается из-за того, что вы снимаете движущиеся объекты. Кроме того, когда вы нажимаете на кнопку спуска, слегка дергается и сама камера.

27. Поэтому запомните число 1/60. 1/60 — это такая палочка-выручалочка в мире выдержки. На выдержке 1/60 камера прекращает фиксировать колебания от нажатия на кнопку спуска (я специально повторяю это число несколько раз, чтобы его невозможно было пропустить).

28. Другая причина, по которой изображение могло оказаться смазанным, — вы снимали движущийся объект на большой выдержке.

Если этот объект — человек, идущий по улице, запомните число 1/125. Такой выдержки достаточно, чтобы шагающий по улице человек обрел у вас в кадре четкие очертания.

29. Что еще следует знать? Можно запомнить число 1/1000. Пригодится, если вы захотите нормально сфотографировать снег или небо.

30. Ну и вообще. Всё, что между 1/1000 и 1/4000, достаточно для того, чтобы остановить в кадре любое движение.

31. Всё остальное — это бесконечное поле для фотографических экспериментов.

Фотограф: Филипп Халсман
Фотограф: Эрнст Хаас
В качестве примера возможностей, которые дает выдержка, покажу два черно-белых кадра на родственные темы. Филипп Халсман «останавливает» танцора в прыжке (короткая выдержка), а Эрнст Хаас запечатлевает движение балерин (длинная выдержка).

32. Минутка анализа расхожих фотографических штампов. Река, вода в которой превратилась в бесконечный белый молочный поток, — это фотография, снятая на длинной выдержке. Захотите повторить такое — без проблем, только захватите с собой штатив.

33. Капли воды в кране, навсегда зависшие в воздухе, — это продукт короткой выдержки (что-то вроде 1/4000 — одной четырехтысячной части секунды, просто попытайтесь представить, сколько это). Кстати, «остановить» воду в кране можно еще и с помощью вспышки.

34. Тут мы и подошли к важному идеологическому моменту, который стоит осмыслить.

Одна из важнейших ценностей языка фотографии — это способность останавливать время и быть вне времени. Фотография — это больше, чем красивая открытка и отретушированная картинка в инстаграме лайфстайл-блогера. Фотография — это больше, чем «контент». Фотография — это слепок пережитого момента.

35. Смазанная фотография может быть хорошей, если в ней сохранена правда пережитого опыта. Четкая и технически безупречная фотография всё равно может быть фальшивой, искусственной… и плохой.

Эрнст Хаас много снимал Нью-Йорк. Новички такой кадр могли бы и удалить.

Диафрагма, она же «дырка»

36. Когда поймете, что наигрались с выдержкой, переходите к освоению диафрагмы.

37. Диафрагма также известна как апертура, но простые люди иногда зовут ее «дыркой». Потому что диафрагма — это дырка и есть.

38. Как вы, наверное, уже догадались, с помощью дырки тоже можно регулировать количество света, поступающего на матрицу камеры.

39. Большая дырка — много света. Маленькая дырочка — мало света.

40. Некоторая путаница, как и в случае с выдержкой, возникает из-за того, что показателем размера дырки тоже является дробное число. Поэтому самая большая дырка приходится на самое маленькое число в знаменателе (f/1.2, f/1.4, f/1.8, и др. — зависит от линзы), а самая маленькая дырка — на самое большое число (f/22, f/64, и т. д.)

41. Помимо определения количества света, попадающего на матрицу, у диафрагмы есть еще одна «суперспособность» — называется глубиной резкости.

42. Если по-простому, глубина резкости — это то, сколько метров будет в фокусе.

Хотите, чтобы в фокусе был только человек на первом плане, а фон был размытым? Открывайте дырку.

Портрет молодого Леонардо Ди Каприо, снятый Энни Лейбовиц с достаточно большой диафрагмой (о чем свидетельствует размытость за спиной Ди Каприо)

43. Чем больше открыта дырка, тем больше света попадает в кадр, тем меньше глубина резкости и тем размытее получается кадр.

44. Красивая размытость называется боке, если что.

45. Иногда глубина резкости бывает настолько небольшой, что сложно найти удачный фокус. Например, с такой проблемой можно столкнуться, если попытаться снять портрет на линзу с диафрагмой f/1.2. Неловкое движение — и фокус окажется на носу, а на глазах уже будет размытость.

46. Я говорю «проблема», но, вообще-то, это не проблема, а выразительное средство фотографии.

Погуглите японку Ринко Каваучи (Rinko Kawauchi) — с помощью небольшой глубины резкости ей удается передать в своих фотографиях ощущение хрупкости, невинности и уязвимости. Она создает чистый космос.

47. Другая крайность — фотографы, объединившиеся в группу «f/64». Как можно догадаться из названия, эти товарищи любят «чтобы всё было четенько». Ну то есть если снимать ландшафт, то только так, чтоб каждая травинка была в фокусе аж до самого горизонта. Хотите так же? Закрывайте дырку.

48. Разумеется, закрытая дырка — это не только пейзажи. Погуглите фотографа Криса Киллипа (Chris Killip), большого любителя диафрагмы в духе f/16—f/22. На этих значениях он снимает невыносимую в своей резкости мрачную английскую хтонь.

Еще один замечательный пример того, как с помощью маленькой диафрагмы можно создать на отдельно взятом пляже ощущение хаоса и взрыва на фабрике лего. Фотограф: Мартин Парр

49. Кстати, лайфхак.

Допустим, вы снимаете людей на улице, и у вас нет времени наводить фокус на каждого интересного персонажа. Просто закрывайте дырку — в фокусе будет вся улица.

Примеры фотографий Карла де Кейзера — большого любителя резких фотографий

50. Рандомный факт. Любимая диафрагма великого Анри Картье-Брессона — f/8. f/8 — это когда в фокусе оказывается всё, что было на расстоянии примерно в три метра от объектива.

51. Напоследок пара слов о глубине резкости и объективах.

Линзы бывают зумные (умеют приближать и удалять объекты) и праймовые (не умеют).

52. Из-за конструктивных особенностей зумные линзы с большой диафрагмой — это редкость; как правило, они будут больше, тяжелее и дороже праймовых линз с большой диафрагмой. Праймовые линзы умеют создавать красивую размытость, не весить тонну и не стоить как чугунный мост. Но они не умеют приближать. Выбирайте, что вам важнее.

ISO

53. Вообще-то, ISO расшифровывается как International Organisation for Standardization (Международная организация стандартизации). Но это совершенно бессмысленное знание.

54. Полезное знание: ISO — это параметр светочувствительности пленки или камеры. С помощью ISO тоже можно определять количество света в кадре.

55. Как у диафрагмы и у выдержки, у ISO тоже есть «суперспособность» — давать «зерно» на больших значениях.

56. Некоторые называют зерно шумом, как будто это что-то плохое. Но зерно — это просто еще одно свойство фотографии. Иногда это брак, иногда — выразительное средство.

Зерно на фотографии Эрнста Хааса сложно назвать браком

57. Чтобы не было зерна, на цифровых камерах ISO лучше по умолчанию держать на минимальных значениях.

58. На цифровой камере значение ISO будет зависеть от выдержки и диафрагмы. Хотите снять пейзаж до горизонта, да так, чтобы все летящие птички в небе были резкими? Закрывайте дырку, снижайте выдержку и поднимайте ISO.

Хотите поэтичненько снять улицу, чтобы все движущиеся объекты смазались, а машины оставляли свет от фар, как в клипе Мадонны «Ray of light»? Закрывайте дырку, поднимайте выдержку и снижайте ISO.

59. С пленкой еще проще. ISO — это число на катушке пленки. Выставили один раз — и забыли. Кстати, поэтому совсем новичкам проще начинать снимать именно на пленку: поскольку ISO всегда остается на одном значении, думать остается только о выдержке и диафрагме.

60. Кстати, значения ISO в цифровых фотоаппаратах традиционно повторяют пленочные показатели светочувствительности.

61. Как понять, какое вам нужно ISO? Для начала и для ориентира достаточно запомнить только ISO 400.

62. ISO 400 — это светочувствительность, которая нужна для правильного экспонирования картинки в пасмурный день. Если день у вас солнечный, вам нужно ISO с меньшим значением (100, 125). Если хотите снимать в темноте — ISO нужно поднимать. Со временем вы просто выучите цифры, актуальные для вашей камеры и вашего объектива.

63. Всего вышеперечисленного уже должно хватить для нехитрых фотографических экспериментов. Но хочется сказать еще несколько слов о композиции и о том, что это такое.

Композиция

64. В хорошем кадре сразу понятно, куда надо смотреть.

65. В отличном кадре точек, на которые можно смотреть, может быть несколько, причем между ними, скорее всего, будет установлена иерархия (то есть движение глаз от одного объекта к другому для всех зрителей будет одинаковым).

66. В великом кадре будет работать каждая деталь.

Пример великого кадра, снятого Анри Картье-Брессоном. Новички, скорее всего, не удержались бы от искушения отрезать полбашни слева и кусок ветки справа. Но без этих элементов композиция кадра была бы гораздо слабее

67. Как сделать так, чтобы было понятно, куда на фотографии смотреть? С помощью композиции.

68. Для начала научитесь избавлять кадр от визуального мусора: проводов в небе, грязных носков на фоне и всего того, что не относится к объекту съемки. Чем меньше лишнего в кадре — тем понятнее, куда, собственно, надо смотреть. Ну и вообще — без мусора кадр выходит аккуратнее и гармоничнее.

69. После того как вы научитесь избавлять кадр от визуального мусора, научитесь управлять взглядом зрителя.

70. Для начала основное про портретный и пейзажный формат фотографии: портретный — это вертикальный кадр, пейзажный — горизонтальный.

71. Полезно знать, что глаз человека имеет естественную тенденцию скользить из стороны в стороны при взгляде на горизонтальный кадр. При взгляде на вертикальный кадр глаз будет двигаться вверх-вниз.

72. Выбирайте формат кадра так, чтобы он соответствовал объекту съемки и естественным линиям внутри кадра. То есть вовсе необязательно использовать пейзажный формат для пейзажей, а портретный — для портретов.

Портрет Говарда Стерна, снятый Платоном в горизонтальном формате
Портрет королевы Елизаветы II, снятый Энни Лейбовиц

73. Слышали о золотом сечении и числах Фибоначчи? Ради всего святого, не забивайте себе этим голову. Даже не вздумайте пытаться накладывать золотое сечение на свои фотографии — вы заморочитесь, запутаетесь, а творческий процесс всё равно не сдвинется с мертвой точки.

74. Начинающим сильно помогает правило третей.

Смысл в том, что любой кадр любого формата можно разделить на горизонтальные и вертикальные трети. Композиция с большой долей вероятности будет гармоничной, если вы поместите объект на одно из пересечений третей в кадре.

75. Кстати, чем уже кадр, тем сложнее в нем выстроить гармоничную композицию. Любопытно задуматься, что чем уже кадр, тем дальше от центра «уезжают» пересечения третей. Think about it.

76. Размещать объекты в других точках кадра тоже можно! Но лучше, чтобы на то были какие-то композиционные причины.

77. Если ноги в кадр влезли не целиком, но голова человека все-таки попала на пересечение третей — это всё еще может быть хороший кадр. Короче говоря, нет такого правила, что «если ноги обрезало, то фотография идет в мусорку».

78. То же самое касается правила «никогда не обрезать человеку подбородок и лоб». Нет такого правила.

79. Совсем крамольная вещь: человека можно фотографировать даже так, что на фотографии у него не будет головы.

Ой, голова Фарелла Уильяма не целиком влезла. Ну ничего. И так годится! Фотограф: Терри Ричардсон

80. Кроме того, не существует правил «горизонт не заваливать», «кадр не пересвечивать» и прочей чепухи, которую в интернете очень любят писать фотографические хейтеры.

Здесь Терри Ричардсон заваливает горизонт

81. Еще объекты на фотографиях можно помещать по центру — но это вы, скорее всего, и так практикуете.

82. Людям вообще нравится симметрия и объекты, размещенные по центру. Так что снять что-нибудь симметричное — самый простой способ создать эстетически сбалансированный кадр.

83. Как следствие, снимать объекты, расположенные параллельно друг к другу, тоже довольно безопасно. Но в этом и проблема — нужно очень изловчиться, чтобы такой кадр был не только эстетически сбалансированным, но и визуально интересным.

84. Гораздо занимательнее может получиться, если сыграть на противопоставлении объектов в кадре.

Играть на противопоставлениях, например, любил Анри Картье-Брессон

85. Управлять глазами зрителя можно с помощью «ведущих линий». Параллельные рельсы, которые устремляются в горизонт, — это один из самых простых примеров ведущих линий: взгляд человека цепляется за объект на первом плане фотографии и скользит по линиям этого объекта до точки на горизонте.

86. Ведущие линии могут быть невидимыми! Например, невидимые линии, стремящиеся к центру кадра, образуются при съемке на объективы с широким углом (всё, что меньше фокусного расстояния в 50 mm: эффект начинает ощущаться уже на 35 mm, а к 28 mm становится весьма выраженным).

Фотография Юргена Теллера, сделанная на «широкий угол». Вообще широкий угол любят в мире фешн-фотографии — не в последнюю очередь потому, что широкий угол делает длинные ноги еще длиннее

87. Еще можно снять кадр, в котором будет как бы несколько слоев изображения: нечто на переднем плане дополняет по смыслу нечто на среднем плане.

Анри Картье-Брессон очень любил наслоение смыслов и образов в своих фотографиях

88. Еще один способ заставить зрителя смотреть куда надо — фрейминг, или создание кадра в кадре. Для фрейминга можно использовать что угодно: окна, двери, ветки, руки.

Иногда в качестве рамки для фрейминга используется картинная рама. Прямолинейно, но находчиво! Фотограф: Энни Лейбовиц

89. Вообще, конечно, самый простой способ заставить зрителя смотреть куда надо — сделать крупный план интересующего объекта. А может, даже сверхкрупный план. Только имейте в виду, что портреты, снятые на сверхкрупных планах, могут ощущаться зрителями как некомфортные и клаустрофобные. Ну и еще никто не может похвастаться идеальной кожей — а на сверхкрупных планах будут заметны даже самые мелкие неровности и шероховатости. Впрочем, если показать все поры на лице человека — это ваша цель, то кто вас остановит?

90. Раз уж мы заговорили о крупностях. Планов существует великое множество: общий, крупный, средний, поясной и, например, «пасхальный» (это от макушки до, сами понимаете, каких пор).

91. Чередовать разные планы полезно для визуального сторителлинга — например, если вы снимаете фотоисторию или видео.

92. Еще полезно знать, что настроение и наполнение кадра зависит не только от крупности, но и от угла съемки. То есть от выбранного вами ракурса. Нейтральное положение — на уровне снимаемого объекта (если снимаете ребенка, лучше присесть, чтобы камера была на уровне его глаз).

93. Снимать с других точек тоже можно! Просто имейте в виду, что то, что снято сверху вниз, может ощущаться зрителем как доминирование фотографа над объектом. А то, что снято снизу вверх, напротив, будет придавать объекту съемки ощущение власти и силы.

Муаммар Каддафи, фотограф: Платон
Барак Обама, фотограф: Платон Пример намеренного использования съемки «снизу-вверх» — фотографии политиков, сделанные легендарным фотографом Платоном

94. Советы бывалых: с нечетным количеством объектов в кадре проще составить удачную композицию. Так что для натюрморта лучше взять три яблока вместо двух.

95. Динамику в кадре можно создать с помощью диагоналей и треугольников (здесь могут опять пригодиться три яблока). Дополнительные диагонали в кадре можно создать с помощью смены ракурса.

96. Имеет смысл с большим пиететом относиться к негативному пространству в кадре — оно создает воздух в кадре и дает глазам передышку (а это +100 к эстетике кадра).

97. Есть еще примерно миллион совершенно прикладных советов по тому, как создать классную композицию в кадре. Например, можно играть с масштабом объектов, искать паттерны и последовательности, а также рассматривать детали объектов.

98. Но вместо кучи прикладных мелочей, хочется сказать главное: цвет и свет — это тоже про композицию.

99. Чтобы научиться чувствовать композицию, поначалу бывает полезно поснимать на черно-белую пленку (или в черно-белом режиме, если у вас цифровая камера).

Ч/б учит абстрагироваться от объекта съемки и различать в кадре светлые и темные участки — и уравновешивать их.

100. Парадоксально, но факт: работа с черно-белыми фотографиями, помимо всего прочего, учит работе с цветом. Потому что научившись снимать в черно-белом режиме, приходишь к пониманию, что цвет — это еще одно измерение композиции, и с ним надо обращаться очень бережно.

101. Наконец, ч/б учит главному в фотографии — умению распознавать качество света и теней. Это самый легкий способ понять на практике, почему избыток солнца и прямые солнечные лучи могут быть «сложным светом», а слабые первые лучи солнца на рассвете — идеальным и мягким рассеянным светом.

Вместо послесловия, или Небольшое вдохновляющее воззвание

102. Вау, вы дочитали до этого места! Вы молодец. Это значит, что с мотивацией у вас всё порядке и дело за малым — осталось взяться за камеру (ну, или за смартфон).

103. Отнеситесь к фотографии как к процессу, а не к результату. Такое отношение поможет снизить уровень тревоги, оставаться терпеливым и сохранять открытое сознание. Вы просто исследуете возможности языка фотографии, that’s it.

104. Развивайте визуальный вкус: фолловьте в инстаграме любимых фотографов (как минимум можете зафолловить мастеров, перечисленных в этом тексте), ходите в галереи, смотрите красивые фильмы, сохраняйте любимые работы себе в телефон и пересматривайте их, когда скучно.

Ничего не бойтесь, никого не слушайте и пробуйте снимать разное.

105. Радуйтесь удачным кадрам, не корите себя за неудачные и никогда их не удаляйте.

Композиция – одна из фундаментальных идей, лежащих в основе любого искусства. Будь то фотография, живопись или графический дизайн.

Этим словом можно описать, как все в вашем произведении сочетается друг с другом. Но композиция фотографии часто игнорируется и отвергается.

Читайте здесь наше полное руководство обо всем, что касается фотографической композиции.

Серый снимок людей, поднимающихся по каменной лестнице

Что такое композиция в фотографии?

Фотографы всех уровней обычно в первую очередь беспокоятся о своем оборудовании. Камеры, объективы, освещение, позирование моделей. Все, кроме композиции.

И все же это то, что объединяет их образ.

Фотографическая композиция – это то, что отличает хорошо сделанное изображение от простого снимка. Существуют определенные правила композиции, которые необходимо выучить и учитывать при съемке изображения или сцены.

Эти правила станут второй натурой. Вы даже не будете думать о композиции. Вы будете только снимать.

Но пока что прочитайте наше руководство, сделайте заметки, а затем выходите и применяйте эти правила композиции.

Минимальная композиция птиц, летящих над деревьями

Efdal Yildiz на Pexels

5 самых злоупотребляемых правил композиции в фотографии

Существует множество различных типов композиции. Бывает трудно понять, когда использовать каждый из них, чтобы повысить уровень интереса к изображению.

Иногда фотографы чрезмерно используют одно конкретное композиционное правило, потому что у них ограниченные знания о возможностях.

Другими правилами композиции злоупотребляют, поскольку фотографы не знают, как их использовать.

Одним из этих чрезмерно используемых и злоупотребляемых правил композиции является правило третей.

Это акт размещения интереса к углам изображения, а не к центру.

При использовании этого правила необходимо подумать о своем стиле и содержании.

Он должен помогать повторять и изображать вашу концепцию или сообщение. Если это не так, то это работает против образа.

Подробнее об этих нарушенных правилах композиции фотографии здесь

Композиционная сетка правила третей наложена на фотографию морского пейзажа
Джош Данлоп

Основные правила композиции

Как использовать линии глаз для влияния на зрителей

На любых фотографиях людей или с людьми на них будут линии глаз. Если вы не любите композицию “Гильотина” (без головы), у вас будут линии глаз.

Это то, куда смотрит объект съемки. Это может быть взгляд в сторону камеры и зрителя.

Это также может быть обращение к другому человеку или объекту в кадре. Некоторые выводят вас из кадра.

Глаза на изображении – это то, с чего мы начинаем. Затем мы прослеживаем линию их глаз до того, на чем они сосредоточены.

Фотография молодой женщины в поле желтых цветов, смотрящей в камеру

Как выбрать расположение горизонта в композиции фотографии

Горизонт очень важен. На уровне моря до горизонта 5 километров.

Это место, где небо и земля всегда встречаются, и оно вокруг вас.

Так где же поместить эту доминирующую линию в кадр? Многие люди делают снимок 50/50, размещая линию в центре кадра.

Это не придает значения ни одной из половин.

Это может быть симметрично. Но это не дает вам ничего другого, кроме ощущения, что два изображения слиплись вместе.

Важный вопрос – что интереснее: небо или земля?

Расположение горизонта может оказать мощное воздействие.

Штормовое небо над городом

Что такое правило третей? (И как его использовать в фотографии!)

Правило третей – одно из самых важных правил композиции в фотографии. Когда вы начинаете фотографировать, вы очень быстро знакомитесь с этим правилом.

Правило третей делит кадр двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями. Эти четыре линии пересекаются в четырех точках. Чтобы создать визуально привлекательную фотографию, следует расположить точки интереса вокруг этих точек.

Изображение красивой тропической прибрежной сцены с наложенной композиционной сеткой по правилу третей

Использование линий, форм и очертаний

Сделав множество фотографий, вы обнаружите, что на каждом снимке есть линии, формы и очертания. На некоторых снимках их будет больше, чем на других.

Как фотографы, жаждущие композиции, мы можем использовать их в своих интересах.

Линии – это края предмета или объекта, которые показывают границы между двумя или более различными предметами.

Они также служат для того, чтобы направлять взгляд зрителя. Форма – это то, что придает объекту характер.

Она может быть двухмерной. Однако форма – это то, что заставляет его выглядеть трехмерным благодаря использованию теней или перспективы.

Greyscale photo of the fallen tree
Хилари Григонис

Как использовать треугольники в композиции фотографии

Треугольники – очень важные фигуры. Посмотрите на пирамиды – их сила и мощь. Вы также найдете их во всем, что вы видите и стремитесь сфотографировать.

Они мощны, поскольку сочетают в себе приемы линий и контуров. Они создают у зрителя впечатление стабильности. Или даже нестабильности.

Эти треугольники могут охватывать правило ведущих линий. Они указывают на часть изображения, вызывающую интерес.

Самыми распространенными являются подразумеваемые треугольники. Линии образуют подразумеваемую форму, а не точный треугольник.

Читайте нашу статью здесь о том, как превратить их в мощный инструмент композиции.

Абстрактная фотография интерьера здания

Использование визуального веса в ваших фотографиях

Визуальный вес изображения – это больше, чем сумма его частей. Каждый субъект или объект имеет свой вес, видимый на их фотографиях.

Понимая вес объектов, вы можете управлять ими. Глаза обеспечивают очень сильные визуальные веса в изображениях.

Они являются местом, где мы уделяем наибольшее количество нашего внимания.

Уменьшение глаз на изображении – это уменьшение внимания и сосредоточенности, которые зрители будут уделять сцене.

Candid photo of people playing giant jenga outdoors

Баланс в композиции фотографии

Уравновешенность изображения – отличное начало удачной композиции. Симметрия может быть эффективным способом показать сбалансированную сцену.

Справа налево, как в архитектурной сцене, или сверху вниз, как в отражении. Они оба сильны, чтобы привлечь ваше внимание к изображению.

Размещение, размер и визуальный вес объектов в сцене важны для создания баланса. Противоположное тоже может сработать.

Намеренное нарушение равновесия в сцене может вызвать напряжение. Это заставит зрителя искать в изображении понимание или смысл.

Фейерверк взрывается над открытой сценой

Важная единственная точка в композиции

Отличное начало в композиции – сосредоточиться на захвате одного объекта.

Это поможет вам сосредоточиться на одной теме или предмете. Забудьте о любых отвлекающих или сложных композициях.

Одна-единственная точка разобьет простую сцену, добавив интереса к области, которой не хватает.

Что вы хотите получить от наличия единой точки, зависит от вашего собственного видения и того, что вам доступно.

Съемка портрета – яркий пример такой одноточечной композиции.

Это может даже работать наряду с правилом третей, размещая лицо по углам изображения. Читайте больше об использовании единой точки в композиции для фотографии.

Концерт при слабом освещении

Как использовать фокальные точки в композиции

Выбор правильной точки фокусировки имеет решающее значение для композиции в фотографии. Правильная точка фокусировки помогает передать то послание, которое вы хотите донести до зрителя с помощью фотографии. И помогает зрителю понять его.

Перед тем как экспериментировать с точками фокусировки для улучшения композиции фотографии, необходимо разобраться в технической части.

Вам необходимо научиться выбирать точку фокусировки с помощью фотоаппарата. А также решить, хотите ли вы снимать в ручном режиме или в одном из режимов автофокуса.

Чтобы узнать, как использовать точки фокусировки в композиции фотографии, прочитайте эту подробную статью

Close up of a plant in a purple pot with a row of blurry plant pots in the background

Композиция для наземной фотографии

Фигура к земле – это форма композиции. Мы можем использовать его для различения двух противоположных цветов или контрастов.

Это отличный прием для отделения объекта съемки от фона.

Фотография должна хорошо читаться. Мы часто видим, что самые простые изображения работают лучше всего.

Это форма композиции – съемка объекта таким образом, чтобы привлечь к нему наибольшее внимание.

Если бы вы сфотографировали белую собаку на снегу, зрителю было бы трудно сфокусироваться на животном.

Это происходит потому, что передний и задний планы белые. Как же нам обойти это?

Прочитайте нашу статью, чтобы узнать все советы, которые вам понадобятся для этой композиции.

Теневая фотография женщины, переходящей улицу

Использование золотого сечения для запуска ваших фотографий

Золотое сечение – это руководство по композиции. Иногда его называют спиралью Фибоначчи, золотой спиралью, сеткой Фи или золотой серединой.

Это помогает провести взгляд зрителя через всю фотографию, что приводит к созданию более захватывающих изображений.

Это основано на спиралях, наблюдаемых в природе – от ДНК до волн. Соотношение составляет 1,618 к 1.

Если из двух предметов сделать один в 1,618 раза больше другого, то их пара будет радовать глаз.

Золотая спираль предполагает размещение объекта на самой маленькой ячейке этой спирали.

Поместите другие заметные участки изображения на оставшуюся кривую, где это возможно. Это проведет взгляд зрителя по изображению.

Читайте здесь о том, как создавать изображения, соответствующие этому интересному композиционному правилу.

Фотография винтовой желтой лестницы, сделанная снизу
Петрас Гагилас

Как использовать золотой треугольник в композиции фотографии

Есть еще одно золотое правило, когда речь идет о композиции в фотографии: золотой треугольник. Это вариант правила третей.

Вместо вертикальных и горизонтальных линий вы будете использовать диагонали для разделения кадра. Таким образом, вы сможете придать своей фотографии более динамичный вид.

Как следует из названия, вы используете треугольники вместо прямоугольных рамок. Золотой треугольник – отличное правило композиции, которое можно использовать для портретов, а также для фотографий дорог или гор.

Изображение здания с солнцем, просвечивающим сквозь арку и наложение композиции

Креативные советы по использованию повторов и узоров в фотографии

Как только вы начнете искать закономерности, повторения и ритмы, вы начнете видеть их повсюду. У всего есть закономерность, если вы находитесь достаточно близко или достаточно далеко, чтобы увидеть ее.

Лучшие лучшие уличные фотографы умеют распознавать (и часто нарушать) закономерности. Они могут быть как рукотворными, так и естественными.

Архитектурная фотография – отличный жанр для поиска геометрически совершенных узоров. Найти узоры и показать их – это само по себе вызов.

Прочитайте нашу статью здесь о том, как найти и запечатлеть эти определяющие дизайны.

Фотография лестницы в сером масштабе на внешней стороне здания
Хилари Григонис

Природные рамки для лучшей композиции фотографии

Естественное кадрирование – ценный композиционный инструмент в арсенале любого фотографа.

Он быстро и эффективно направляет взгляд зрителя в центр интереса на фотографии.

Они также придают изображению повествовательность и глубину, дольше удерживая внимание зрителя.

Кадры есть везде, куда бы мы ни посмотрели, и фотографирование с помощью камеры – это уже использование кадра.

Эта композиция акцентирует ваше внимание на внутреннем пространстве. Именно здесь находятся самые интересные объекты.

Все советы по естественному кадрированию читайте в нашей статье здесь.

Толпа, идущая к Тадж-Махалу в обрамлении арки
Меган Кеннеди

Как заполнить кадр для лучшей композиции фотографии

В фотографии кадр – это прямоугольная сцена, которую снимает ваша камера. Заполнение кадра означает, что вы заставляете объект съемки занимать большую часть фотографии.

Начинающие фотографы часто оставляют слишком много пространства вокруг объектов съемки. Это может быть связано с тем, что они стесняются подойти ближе к объекту съемки. Но это необходимо сделать, если вы хотите заполнить кадр.

Крупный план лица человека, покрытого цветным порошком Холи

Как использовать симметрию в композиции фотографии

Симметрия привлекательна для человеческого глаза. Мы тянемся к этим визуальным несовершенствам, как муравей к сахару.

В этих изображениях чувствуется уют. Они создают мирное и успокаивающее настроение. Для портретов это может показаться странным, но для пейзажей они отлично подходят.

Birds eye view of a airplane flying over a glass roofed building

21 Важное правило композиции в фотографии

Выше мы уже обсудили несколько правил композиции. Но есть и другие, которые помогут вам улучшить ваши конечные изображения.

Например, можно использовать правило вероятности. По какой-то причине нечетное количество предметов кажется людям более привлекательным, чем четное. Три – магическое число, но пять и семь также хорошо работают.

Или вы можете поэкспериментировать с негативным пространством. Это пространство между предметами или вокруг них. Негативное пространство может подчеркнуть масштаб или выразить эмоции. Поэтому заполнение кадра – не единственный вариант при создании фотографий.

Читайте другие 19 важных правил композиции здесь, и обязательно попробуйте их в следующий раз, когда будете фотографировать.

Четыре лебедя в озере

Линии

Как использовать ведущие линии

Ведущие линии как инструмент компоновки являются одним из наиболее используемых фотографами. Они очень важны для композиции фотографии.

Вы найдете их везде, так как их очень трудно не заметить.

Эти линии привлекают внимание к предмету или сцене. Ведущая линия может быть тропинкой или дорогой, уводящей нас вдаль.

Но куда эти линии ведут зрителя? Они должны привести вас к самой интересной части изображения. К предметам, сценариям или чему-то конкретному.

Читайте о них здесь, в нашей обширной статье.

Черно-белое изображение людей в лифте станции метро

Пересекающиеся линии

В предыдущих статьях мы уже рассматривали линии. Те, которые ведут глаза к интересной области изображения или к краям объектов в кадре.

Эти сходящиеся линии смотрят на полосы, идущие вдоль изображения. Они заканчиваются точкой, уходящей далеко вдаль.

На уличных изображениях они идут вместе с изображением по горизонтали. В архитектуре они располагаются вертикально.

Отличный способ показать глубину в ваших двухмерных изображениях – использовать эти сходящиеся линии.

Еще лучше, если вам удастся захватить много линий, указывающих на один и тот же объект.

Наша обширная статья здесь поможет вам понять и использовать эти линии. Все ради укрепления ваших образов.

Поезд на вокзале

Как использование горизонтальных линий усилит вашу композицию

Горизонтальные линии встречаются повсюду. Они лежат в основе многих композиционных правил. Это отличный способ сгруппировать вместе многие другие предметы.

Они помогают придать сцене местоположение или направление. Они также создают впечатление стабильности изображения, так как проходят параллельно земле, на которой мы стоим.

Горизонтальная линия может быть скучной сама по себе, особенно когда она не прерывается. Горизонт – прекрасный пример.

Но когда мы разбиваем и пересекаем его с передним планом, это может добавить интереса.

Внешний вид множества различных зданий в тропической стране

Как вертикальные линии могут улучшить нашу композицию

Вертикальные линии не так важны, как горизонтальные. Но они все равно являются хорошими композиционными инструментами.

Наши глаза больше привыкли к горизонтальным линиям, движущимся слева направо. Это хорошо видно по тому, как мы читаем и смотрим на представленные нам сцены.

Вертикальные линии отлично дополняют горизонтальные. Они добавляют контраст в сцену.

Наш совет заключается в том, что если вы фокусируетесь на вертикальных линиях, фотографируйте в вертикальной ориентации.

Это поможет вам передать эти линии и важность объекта.

Фотография городской улицы с пальмами слева и небоскребами справа, демонстрирующая использование вертикальных линий в композиции фотографии

Исправление ошибок композиции

4 распространенные проблемы композиции

Существует множество различных форм композиции фотографии. Трудно сделать правильный выбор. Каждая сцена требует чего-то особенного.

Некоторые правила подходят для одних областей, но не подходят для других. Одна из самых больших проблем, с которой сталкиваются люди, связана с взвешенными изображениями.

Новичкам свойственно пытаться взвесить обе стороны. Вы обнаружите, что такой стиль композиции не дает преимущества ни одной из сторон. Таким образом, он вычитает из изображения.

Вы должны иметь вес одной стороны тяжелее, чем другой. Чтобы узнать больше о распространенных проблемах композиции, посмотрите эту статью

Low angle composition of the woman in front of trees

Композиция в фотографии еды

10 основных композиционных приемов фуд-фотографии

Фотография еды – это просто. Вы берете фотоаппарат или iPhone и щелкаете им, когда едите. Это правда, и в социальных сетях уже есть миллионы таких снимков.

Чтобы создать фотографический шедевр, необходимо знать о линиях, текстурах и цветах. Эти три инструмента являются частью более широкой системы композиции фотографии.

Учитывая угол и ориентацию того, как вы снимаете еду, вы можете включить линии в свою фотографию.

Линия – это основной элемент композиции, к тому же мощный. Они способны привести ваш взгляд к важным областям фотографии.

Они могут быть естественными, например, следуя за тарелкой, или созданными на снимке с помощью реквизита.

Читайте здесь всю необходимую информацию. Здесь также описаны приемы использования спирали Фибоначчи в вашей фуд-фотографии.

Overhead shot of two bowls of food with golden spiral composition grid overlayed

Архитектура Фотография Композиция

10 советов по композиции для лучшей архитектурной фотографии

Съемка архитектурных изображений требует различных навыков композиции фотографии. Здания бывают самых разных форм и размеров. Композиция здесь играет ключевую роль.

Некоторые здания представляют собой ведущие линии, если снимать снизу вверх. Сходящиеся линии исчезают в небе, направляя ваш взгляд на умное использование негативного пространства.

Один из самых важных советов о том, на что нужно обращать внимание, – это фиксировать детали. Смотрите на здание пристальнее и так, как большинство людей этого не сделают.

А лестница, снятая сверху и смотрящая вниз, создает отличную композицию. Читайте здесь другие советы по композиции в архитектурной фотографии.

Вид сверху на винтовую лестницу в многоэтажном здании

Уличная фотография

10 советов по композиции для уличной фотографии

Уличная фотография ничем не отличается от других, когда речь заходит о том, что делает фотографию удачной.

Неважно, люди это или здания, композиция фотографии является основой отличного снимка.

Один из советов, который мы можем вам предложить, – использовать шаблоны. Как люди, мы выявляем закономерности.

Наши глаза притягиваются к ним. Это уже половина выигранной битвы.

Прекрасно то, что узоры встречаются повсюду и бывают самых разных размеров и форм.

Их повторяющаяся природа создает интересное дополнение к вашей уличной фотографии.

Остальные девять советов читайте в нашей обширной статье здесь.

Узоры с фасада каменного здания
Меган Кеннеди

Как использовать негативное пространство в фотографии для более мощных изображений

Негативное пространство относится к области, которая окружает объект (объекты) на вашем изображении. Техника использования негативного пространства заключается в создании правильного баланса.

Здесь вы концентрируетесь на отношениях между объектом (объектами) и фоном. Вы можете сделать так, чтобы фон как бы отступал в сторону.

Позитивное пространство относится к основным объектам фотографии. Позитивное и негативное пространство могут танцевать вместе.

Вершина колеса обозрения на фоне голубого неба

Путевая фотография

8 техник фотокомпозиции для улучшения ваших фотографий из путешествий

Путевая или приключенческая фотография – это смесь документальной, уличной и пейзажной фотографии. Среди них вы также найдете портреты и архитектуру.

Существуют композиционные приемы, которые подходят для всех этих элементов. Один из лучших способов – изменить перспективу.

Поднимитесь высоко и посмотрите вниз, или начните низко и посмотрите вверх. Возможно, это будут лучшие кадры вашего путешествия. Больше идей читайте на здесь

Силуэт голубя в окне каменного здания
Наталия Роберт

Композиция в пейзажной фотографии

13 советов, которые необходимо знать для лучшей композиции ландшафта

Вы находите потрясающий пейзаж, совершаете многочасовой поход, делаете снимок. А он выглядит не так впечатляюще, как в реальности.

Это распространенная проблема, и ее можно быстро решить. Сначала подумайте о композиции, все остальные настройки – потом.

Изменение композиции может помочь превратить эту сцену в нечто прекрасное.

Читайте все советы, которые вам понадобятся для пейзажной фотографии.

Потрясающая пейзажная фотокомпозиция гор над маленьким домиком, пирсом и озером

Композиция в модной фотографии

10 советов по композиции для лучшей модной фотографии

Все жанры и области фотографии выигрывают от правильной композиции. Фокус в том, чтобы экспериментировать и находить подходящие для конкретной сцены.

Это справедливо и для модной фотографии. Все зависит от настроения и концепции снимка.

Вы можете следовать или нарушать любые композиционные правила. Если объект съемки интересен, вы можете поместить его в самый центр сцены.

Читайте здесь советы по композиции для улучшения ваших модных фотографий.

Мужчина сидит в оконной раме и читает

Композиция для семейной фотографии

12 советов по композиции для семейных портретов

Вы хотите, чтобы ваши семейные портреты были самыми лучшими. Они будут предназначены для вас, членов семьи или для клиента.

Композиционные правила помогут вам добиться потрясающих снимков, которыми будут довольны все. И вы, как фотограф.

Существуют советы по композиции, которые могут вас удивить. Например, не все должно быть в кадре. Вы можете запечатлеть ребенка, бегущего вокруг ног родителей.

Читайте здесь 12 самых важных советов по композиции для семейных портретов.

Мать держит маленького мальчика на улице

Композиция в астрофотографии

6 советов по составлению композиции для астрофотографии

Вы можете подумать, что астрофотография не нуждается в композиции. Съемка неба над головой достаточно интересна.

Как разместить в композиции кучу маленьких огоньков в море тьмы? Мы здесь, чтобы рассказать вам, как.

На небе можно найти не только несколько искр. Вы найдете млечный путь, скопления огней и даже планеты.

Крупный план поверхности Луны

Композиция в фотографии натюрморта

Советы по составлению натюрморта для фотографов

Следование правилу третей или золотому сечению может творить чудеса с пейзажами. Но как насчет фотографии натюрмортов?

Существуют различные подходы в этой области. Вы, конечно, можете использовать другие. Но попробуйте и те, что представлены в нашем списке.

Например, использование перекрывающихся материалов создает глубину сцены. Это придает изображениям трехмерное и реалистичное качество.

Натюрморт с разбитым стаканом воды в окружении предметов морской тематики

Мастера композиции фотографии

Альфред Айзенштадт

Альфред Айзенштедт был фотографом во время Второй мировой войны. Он работал в ранней версии Associated Press, а затем перешел на работу в журнал Time.

Его работы критиковали за все композиции, которые он использовал. Он использовал захватывающие композиционные приемы, которые заставляли его изображения притягивать взгляд зрителя так, как этого хотел Айзенштадт.

Мы нашли здесь отличную статью о разложении работ Альфреда.

Альфред Айзенштадт photo of ballerinas with photography composition grid overladed

Анри Картье-Брессон

Анри-Картье Брессон был французским фотографом. Он стал пионером жанра уличной фотографии. Его взглядом на фотографию было запечатление решающего момента.

Отличный совет, который мы можем взять у Брессона, – попытаться найти сходство в вашем изображении.

Попробуйте запечатлеть композицию, которая повторяет саму себя. Или когда передний план копирует задний.

Диагонали в приведенном здесь примере идут слева направо. Точно так же наши (западные) глаза перемещаются по изображению или тексту.

Он следует за естественным движением наших глаз, направляя нас. Подробнее о мастере композиционных приемов здесь

Диптих уличной сцены фото, указывающий на технику композиции фотографии Анри Картье Брессона

Нарушение формы

Как нарушить правила композиции фотографии для достижения творческих результатов

Они могут звучать как правила, и, черт возьми, мы даже называем их правилами. Но эти композиции больше похожи на рекомендации.

Некоторые из этих идей и концепций существуют уже 2000 лет. Средство живописи помогло создать и вылепить другие формы композиции.

Другие – более современные, новый взгляд на старую, поддающуюся описанию идеологию.

Конечно, у вас не будет проблем, если вы фотографируете через наклоненную камеру.

Мы используем их, чтобы помочь нам создать лучшую фотографию из возможных. Выходите на улицу. Снимайте, проверяйте и снова снимайте.

Нажмите здесь, чтобы узнать, как нарушить правила композиции фотографии. Потому что правила созданы для того, чтобы их нарушать.

фото с видом на золотую ступу и зонтик в буддийском храме в Чиангмае, Таиланд, на фоне глубокого синего неба

Как использовать центральную композицию

Центральная композиция может работать хорошо. Она помогает изолировать объект, используя негативное пространство вокруг него.

Все глаза идут от краев к объекту в центре.

Это также отвлекает внимание от фона. Это делает объект в центре более мощным.

Вы также показываете субъект или объект симметрично, что достаточно мощно.

Крупный план портрета улыбающейся молодой тайской девушки

12 необычных и интересных идей для сочинений

Самое важное – это использовать свой творческий потенциал. Именно так можно расширить границы фотографического поля.

Это также то, что доносит ваше сообщение. Есть только один вы, и нет никого, похожего на вас. Вы – это сумма всех ваших впечатлений.

Творчество гораздо важнее композиции, так что сосредоточьтесь больше на нем. Композиция в фотографии придет позже.

Посмотрите эти необычные идеи композиций, чтобы найти вдохновение и свой собственный стиль.

черно-белая фотография велосипедного колеса и его тени

Заключение

Композиция необходима для того, чтобы стать успешным фотографом. Каждый может освоить техническую часть и нажать на кнопку спуска затвора. Но чтобы превратить ваши фотографии в искусство, нужна отличная композиция.

  • Фотография
  • 15 мин на чтение
  • 25305

Фотография как профессия, так и хобби — невероятно широкая тема, охватывающая удивительно широкий круг предметов из науки и искусства. Независимо от того, где вы располагаетесь на спектре профессий, всегда есть чему поучиться. Мы провели бесчисленное количество часов, просматривая интернет, чтобы найти и поделиться с вами лучшим контентом, и сегодня мы поможем вам расширить свои знания с помощью 100 уроков по фотографии!

Кстати, подписывайтесь на наш Телеграм-канал ФотоПрофи, чтобы первым узнавать все новости о фотографии: уроки, пресеты, разборы, идеи для фото и много чего еще!

Основная теория и техническая информация

Топ 10 правил композиции фотографии

greatPhotoTuts-7

«Существует множество руководств по составлению композиции, которые можно применить практически в любой ситуации, чтобы усилить воздействие сцены. Ниже приведены десять самых популярных и широко используемых правил композиции».


RAW против JPEG — реальная история

greatPhotoTuts-8

«Графические иллюстрации [и пояснения] о различии между RAW и JPEG (также называемые JPG). Понимание этого поможет узнать, почему так важна правильная экспозиция и баланс белого в камере».


Понимание баланса белого

greatPhotoTuts-31

Основное обсуждение баланса белого и как реагировать на различные ситуации освещения.


Баланс белого

greatPhotoTuts-43

«Используйте простое устройство, чтобы получить идеальный цвет на всех ваших снимках».


4 факты о высоком ISO

greatPhotoTuts-46

«Что нужно знать, чтобы получить больше от сегодняшней удивительной высокой настройки ISO»


Факты о фокусном расстоянии

greatPhotoTuts-47

«Руководство для начинающих о фокусных расстояниях и как они влияют на снимки»


Свадебная фотография; Два «лагеря» — стиль и виденье

greatPhotoTuts-54

«Сегодня, описывая свой стиль фотографии, свадебные фотографы обычно именуют себя фотожурналистами или традиционалистами. »


Плёнка против Цифры

greatPhotoTuts-57

«Взгляд на некоторые из различий между съемкой в эпоху Ansel Adams по сравнению с сегодняшним днём»


Пропавшие страницы: Диафрагма и приоритет выдержки

greatPhotoTuts-87

«Приоритет выдержки это автоматическая система в которой камера получает правильную выдержку за счёт установки диафрагмы после того, как пользователь выбрал скорость затвора».


Основы фотографии

greatPhotoTuts-88

«Вы никогда не задумывались, о том, что на самом деле заставляет камеру работать? Этот урок расскажет о том, как работает камера внутри и составит представление об основах фотографии и экспансивном мире создания лучшей фотографии.»

Освещение

7 советов для великолепных фотографий в темноте

greatPhotoTuts-1

«Используйте эти семь полезных советов, чтобы улучшить ваши фотографии снятые ночью».


Как создать эффект Рассвета в студии с искусственным освещением

greatPhotoTuts-6

«В этом видео уроке мы дадим вам советы о том, как обмануть матушку природу и покажем вам, как создать своё собственное солнце в студии. »


Профессиональное освещение в съёмке модели

greatPhotoTuts-22

«Этот пример показывает, как изменить освещение, чтобы создать идеальную среду для фотосессии модели».


Портативное освещение для студии и на месте

greatPhotoTuts-23

«В этом уроке, мы решили сделать всё просто и показали несколько примеров использования одной передвижной установки для освещения с креплением, XS OctoDome nxt Basic Kit with Grids, для съемки портретов внутри и снаружи помещения.»


Урок по освещению в фотографии

greatPhotoTuts-24

Краткое обсуждение понимание качества и направления света, и как он относится к фотографии.


Урок по освещению: Как легко сделать модельное освещение

greatPhotoTuts-25

Установка модельного освещения с диаграммами и примерами.


Урок по фотографии: Как выбрать правильный свет

greatPhotoTuts-26

«При съемке портретов, хорошее освещение имеет огромное значение. Чтобы убедиться, что оно у вас есть, вы можете купить дорогостоящие осветительные установки и несколько вспышек. Или вы можете потратить несколько долларов и использовать только правильное сочетание солнечного света и облаков в вашем наборе.»


10 DIY хаков по освещению для цифровых фотографов

greatPhotoTuts-28

«Большинство из нас не может позволить себе полноценную осветительную установку – однако, что если есть способ поэкспериментировать с типом освещения, который используют профессиональные фотографы не тратя слишком много денег? Что делать, если вы могли бы сделать это самостоятельно?»


Учебник по освещению в низком ключе для портретной съёмке

greatPhotoTuts-30

«Вы прекрасно оборудованы чтобы сделать красивую, классическую осветительную установку в низком ключе. Съёмная вспышка вашей камеры настроена для достижения этого результата.»


Учебник по освещению портретной съёмки: изучение характера

greatPhotoTuts-32

«Каждый человек — уникальная личность и история его самого. Портрет должен уважать человека и жизнь, которая сделала его таким, какой он есть.»


Делайте снимки в приглушённом свете как профессионал

greatPhotoTuts-33

«Фотография в приглушённом свете может быть очень интересной. И вам не нужно продавать душу за дорогую камеру чтобы сделать это. Вам нужна любая камера в который есть возможность ручной настройки некоторых параметров. Я сосредоточился на цифровых камерах, но я думаю, что большинство того, о чём я буду говорить можно применить и к плёночным камерам тоже.»


Гистограммы цифровых камер: Цвет и контраст

greatPhotoTuts-34

«Понимание гистограммы изображения, вероятно, самое важное понятие для изучения при работе с фотографиями сделанными цифровой камерой. Гистограмма может рассказать вам было ли ваше изображение правильно выдержано, было ли освещение жёстким или мягким, и какие изменения сработают наилучшим образом. Это не только улучшит ваши навыки на компьютере, но и как фотографа.»


Урок по высокому ключу и низкому ключу освещения

greatPhotoTuts-35

«Высокое и низкое освещение — Карл Тейлор возвращается и объясняет, что такое высокий ключ и низкий ключ в освещении.»


Как я снимаю: низкий ключ в портретной съёмке

greatPhotoTuts-36

Большой углубленный урок с большим количеством объяснений и специальным видео в конце.


Гистограммы

greatPhotoTuts-37

«Вы уже знаете всё о гистограммах, если это не так, лучше обратите на них ваш взгляд, потому что, они очень крутые. К сожалению, о них часто забывают, пропускают или не понимают, но они очень полезны, особенно, когда речь заходит о стробизме в фотографии».


Урок — Фотографирование маленьких детей в освещении низкий ключ

greatPhotoTuts-38

«Нет сомнений в том, что фотографирование маленьких детей может быть сложной задачей, этого больше не будет когда вы используете настройки освещения низкого ключа. Так зачем беспокоиться? Потому что есть две стороны медали для этого типа освещения, и волноваться стоит, потому что это неожиданно для полной энергии детской фотографии.»

Урок по Макро

Полное руководство по фотографии живых насекомых дома

greatPhotoTuts-39

«Для начинающих, я проведу вас через процесс фотографии и дам несколько основных советов по технике, затем я поделюсь с вами некоторыми соображениями по работе с насекомыми и, самое главное, «сдерживанию» во время съемки».


Как снимать макро фотографии

greatPhotoTuts-51

«Макро фотографии могут стать чрезвычайно сложной, однако очень благодарной задачей. Коммерческие возможности для продукта высокого качества продукта большие и спрос растёт, как для печати, так и онлайн.»


Макро фотография

greatPhotoTuts-62

«Как сделать приближенные фотографии маленьких предметов.»


Фотографии насекомых (Макро съёмка насекомых)

greatPhotoTuts-63

«Статья об используемых методах».


Подводная макро съёмка — делайте великолепные фотографии

greatPhotoTuts-66

«Вы должны уметь оценивать потенциал объектов съёмки. Некоторые вещи, которые вы захотите передать, потому что не будет возможности выбрать подходящий момент или получить презентацию. Это то, что приходит с опытом.


Введение в макро фотографию — Часть 1

greatPhotoTuts-67

«Съёмка во всех стилях фотографии это удовольствие для меня, но похоже, что в макро-фотографии это удовольствие больше. В этом уроке состоящим из 3-х частей я надеюсь пройтись не только по моим техническим знаниям, но и затронуть мою страсть к макро фотографии».

DIY советы и хитрости

DIY — высокоскоростная фотографии на дому

greatPhotoTuts-3

«Вы можете использовать эту технику для того, чтобы снять фотографию взрыва, например помидора, шара с водой, арбуза или даже фотоаппарата Canon, когда вы разобъёте его о стенку не сумея разобраться в его меню.»


Реверсивный объектив для макросъемки

greatPhotoTuts-9

«Если у вас есть телеобъектив и старый 50 мм, где нибудь рядом с вами, вы сможете сделать снимок. Это не слишком сложная процедура и, вероятно, чтение,потраченное на статью, не займет более двух минут. Все, что вам понадобится, — это обратное кольцо (переходник), ступенчатое кольцо и маленький кусок картона или сложенной бумага ».


DIY cветоотражатель

greatPhotoTuts-41

«Вам не нужно много денег, для приобретения эффективных инструментов освещения — часто вы можете сделать их сами».


Студия в небольшом пространстве; Эффект большой студии без затрат

greatPhotoTuts-74

«Некоторые фотографы предпочитают иметь полный контроль над освещением. Вместо того, чтобы платить за аренду студии, почему бы не создать ее в комнате, которая у вас уже есть? Настоящая тайна, если таковая существует, заключается в том, чтобы делать портреты в ограниченных помещениях, имея подходящее оборудование и механизмы, которое не должно быть дорогостоящим ».


Совет: DIY макро фотостудия за $10 

greatPhotoTuts-76

Использование картонной коробки и плаката, которые помогут создать импровизированную студию.


DIY Как сделать недорогую палатку для освещения

greatPhotoTuts-77

«Если вы похожи на меня, вы не хотите тратить деньги и можете сделать всё самостоятельно и принесет одинаковые результаты. Однажды я оказался в моем местном магазине фотографии и увидел одну из этих «всплывающих» легких палаток. Он состоял из складной коробки с белой тканью с отверстием спереди и трех лампочек — для съемки небольших предметов в фото студиях».


DIY Флэш-диффузор для фотографии

greatPhotoTuts-78

«Диффузор предназначен для смягчения эффектов вспышки, распространяя и уменьшая количество испускаемого света, уменьшая образование темных теней, позволяя тем самым правильно освещать объект.


Световой короб для производства фотографии в домашних условиях

greatPhotoTuts-79

«Следующая статья описывает процесс создания собственного лайтбокса для мелкой объектной фотографии. От начала и до конца этот проект должен длиться не более 30 минут ».


Как самостоятельно сделать штатив из лески

greatPhotoTuts-80

«Дрожание камеры — это одна из проблем фотографов, но многие считают, что традиционный штатив слишком громоздкий для повседневного использования. Используйте штатив, легкий в применении, легкий в использовании маленький knickknack, который может просто решить ваши проблемы дрожания камеры «.


Создайте свой собственный эффект размытия боке для создания прекрасной фотографии.

greatPhotoTuts-82

«Вы спрашиваете, что такое боке? Это именно тот эффект, который придает замечательное размытие на фоне фотографий с неглубокой глубиной резкости, а также сопутствующими звездными бликами. Вы можете создать свои собственные эффекты боке, применив небольшую хитрость».


Создайте свой собственный световой рефлектор за 5$

greatPhotoTuts-83

«Если вы один из тех людей, которые хотят получить набор отражателей, но не хотят тратить деньги, вы должны знать несколько вариантов, как сделать их самим».


Урок: Как самостоятельно сделать > 10$ «блюдо красоты»

greatPhotoTuts-85

«Я хочу рассказать вам об супер дешевом способе сделать приличное, дешевое и очень эффективное «блюдо красоты» для создания света. Весь проект должен занять, около 20-30 минут и не должен стоить более 10 долларов».


Урок по использованию светового короба K’nex

greatPhotoTuts-86

«После нескольких месяцев работы в качестве фотографа с неопределенными результатами, я решил, что пришло время инвестировать в лайтбокс. И какой же наилучший способ сделать это, конечно, создать самим. В поисках подходящего оборудования я наткнулся на подвал моих родителей и нашел свою любимую игрушку детства: коробку с Кнексом!


Постобработка облегчает нагрузку

greatPhotoTuts-91

«Преобразования Raw как инструмент A Studio»

Полезные методы

Как создать эффект туманной воды на фотографии

greatPhotoTuts-2

«Вы увидели изображение фотографа, который специализируется на фотосъемке пейзажей и задались вопросом, как он сделал воду в водопаде такой туманной?» Или как у них получилось сделать океан на фото таким гладким и ровным?»


Фото сложной архитектуры

greatPhotoTuts-89

«Фотограф Филипп Клингер дает совет по захвату сложных структур.


Урок по tilt-Shift фотографии в Photoshop

greatPhotoTuts-4

Эта фотография показывает вам, как придать городу эффект небольшой миниатюризации.


5 советов по черно-белой фотографии

greatPhotoTuts-5

«Продолжая тему черно-белой фотографии, которую мы недавно обсудили в последнем задании на форуме (где были выложены фотографии, представленные в этом сообщении), я думал, что поделюсь пятью довольно случайно попавшими на глаза черно-белыми фотографиями».


Исправления и предотвращения хроматических аберрации

greatPhotoTuts-21

«При подробном рассмотрении фотографии, почти каждый фотограф встречает ситуацию, в которой цветной ореол (обычно, фиолетовый, зеленый или красный) располагается вокруг определенных элементов сцены. Этот вид оптической аномалии, более известный как цветная окантовка, или хроматическая аберрация. В этой статье мы разберёмся в причинах возникновения и изучим способы как избежать этого, как во время съемки, так и в процессе пост-обработки.»


Интуитивные B&W преобразования

greatPhotoTuts-42

«Попробуйте эти простые пошаговые инструкции для создания красивых монохромных изображений.»


Как фотографировать движущиеся транспортные средства

greatPhotoTuts-71

«Пошаговое руководство для создания того самого совершенного снимка в движении».


Десять советов для фотографирования детей

greatPhotoTuts-72

«Лето – прекрасная возможность фотографировать детей во время игры»


Сдвиг во времени в фотографии

greatPhotoTuts-73

«Изменение времени суток и даты фотографии»


Масштабирование «на коленках»

greatPhotoTuts-75

«Основные механизмы фотографии, рецепты для начинающих и профи»

Видео уроки

Урок по освещению в фотографии — полосы освещения от Light Tec

greatPhotoTuts-10

«Как использовать полосы освещения в студии, размещённой Light Tec в Далласе, штат Техас. Light Tec предлагает осветительное оборудование и обучение для фотографии».


Урок по освещению в фотографии со стробистом Adam Bonilla

greatPhotoTuts-11

«Профессиональный взгляд на снимки фотографа Adam Bonilla из Денвера»


Урок по макро фотографии

greatPhotoTuts-13

«В этом видео показано как с помощью простых шагов сделать крупный план, используя Micro-Nikkor и макро объективы сторонних производителей, а также как сделать масштаб 1:1. Помните, что этот урок для определённой ситуаций (это означает, что мы не объясним вам, как снимать насекомых, портреты или домашних животных при увеличении 1:1). Наслаждайтесь!»


Фотография с дымом

greatPhotoTuts-14

«Terry Watson показывает свою технику задымления фотографии»


Урок по фотографии ProPhotoInsights — Учебник по цифровой фотографии, — смешение цветов

greatPhotoTuts-15

«В этом уроке по цифровой фотографии мы рассмотрим быстрый & простой и очень гибкий способ манипуляцией цвета в изображении. Шаг вперёд к профессиональным
снимкам при помощи наших уникальных уроков по цифровой фотографии.»


Урок по применению макрофотографии

greatPhotoTuts-16

Подробное введение в макро фотографию.


Урок по фотографии — как сфотографировать автомобиль в движении

greatPhotoTuts-17

«Урок по фотографии — это изображение было снято для Pentax advert в UKs DSLR User Magazine. Мы также использовали его в нашем курсе Выдержка в цифровой фотографии.»


Урок по фотографии — длинные экспозиции (лёгкие трассы)

greatPhotoTuts-18

«Это урок о том, как снимать ночью с помощью лампы. В этом видео я расскажу, как я снимаю звездные пути, как настраивать камеру и осветить объекты на вашей фотографии.»


Урок фотографии 5 (качество освещения)

greatPhotoTuts-19

«Этот урок месяца объяснит разницу между жестким и мягким освещением. Освещение, это основной ингредиент любой фотографии, а видео поможет вам лучше понять это. Наслаждайтесь»


Урок по освещению в портретной студийной фотографии

greatPhotoTuts-20

«Используя smick.co.uk 120см восьмиугольный софтбокс Gavin Hoey показывает, как с помощью только одного софтбокса и 400Ws студийной вспышки установленной для освещения студии снять качественные портреты. На реальном примере рассказывается как Gavin использует несколько различных осветительных установок и показано, как получить качественные результаты простым для понимания способом.»


Стробист: Освещение 101

greatPhotoTuts-27

Видео объясняет основные механизмы и методы которые необходимы для знакомства с профессиональным освещением.


Урок по освещению в фотографии

greatPhotoTuts-29

«Освещением в фотографии может быть естественный, рассеянный или студийный свет, который включает в себя основное, заполняющее и фоновое освещение. Создавайте тонкие тени и совершенное освещение с полезными советами от фотографа фрилансера в бесплатном видео посвященном цифровой фотографии».


Засвечивание в фотографии

greatPhotoTuts-61

«Тенденция, которая становится все более и более популярной в фотографии, это винтажный/плёночный/ретро стиль. Вы можете увидеть примеры на Urban Outfitters, Nylon Mag, Anthropologie и т.д. Один из главных элементов в этом стиле, это засвечивание».


Как самостоятельно сделать студийное освещение — Урок по фотографии

greatPhotoTuts-84

«Создание более крупной, более сложной студийной осветительной установки, но по-прежнему с использованием простых материалов».

Источник: envatotuts+

  • 0

У вас есть хорошая камера, но не хватает теоретических знаний для создания гениальных снимков? Есть набор книг, которые должен прочитать каждый уважающий себя фотограф. Они проверены временем и тысячами опытных фотографов. Сервис Kabanchik.ua создал подборку специальной литературы, которая позволит вам разобраться в настройках камеры, узнать особенности жанровой фотосъемки, правильно выстраивать композицию и значительно улучшить свой уровень.

1. Фотомастер

Автор: Светлана Пожарская

photo1

Самая подробная книга (по крайней мере, в русскоязычном варианте), повествующая об истории фотографии. В издании большое количество иллюстраций – в том числе отреставрированных изображений, полученных первыми прототипами фотокамер. История очень важна для любого фотографа, ведь, несмотря на меняющиеся технологии, основы создания снимка остаются едиными.

2. Основы композиции и художественной фотосъемки

Автор: Марк Гейлер

photo2

В книге освещены почти все аспекты фотоискусства: от художественной ценности образов до обработки готовых снимков. Главное преимущество издания – большое количество упражнений для фотографов после каждого раздела. Выполняя их, можно увеличивать профессионализм по мере чтения книги и довести многие навыки до автоматизма.

3. Дао цифровой фотографии: искусство создавать удачные снимки

Автор: Майкл Фриман

photo3

Несмотря на достаточно неудачный перевод названия, книга получилась замечательной – материал в ней изложен доступным языком, с большим количеством авторских примеров. Это буквально азбука современного фотографа, с которой стоит начать вникать в искусство. Она учить быть не просто техничным, но и развивает взгляд художника, делать фото со смыслом и эмоциями.

4. Новая история фотографии

Под редакцией Мишеля Фризо, том I

photo4

Еще одна чудесная книга об истории, охватывающая время от зарождения автоматических рисунков до пиктореализма. Книга создана с привлечением усилий лучших историков и научных исследований. В работе переосмыслены многие шаблонные подходы к искусству.

5. Фотография как…

Автор: Александр Лапин

photo5

Одна из лучших книг для фотографов. Она учит не бездумно «щелкать», а планировать, чувствовать, наполнять каждый снимок смыслом. Автор книги уверен: фотография – тяжелый труд, целая философия, которую нужно освоить для удачной работы. Наряду с освоением техники нужно прочитать и этот учебник.

6. Взгляд фотографа

Автор: Майкл Фриман

photo6

В книге рассмотрено массу вопросов: как и почему фото признают произведениями искусства, как правильно оценивать стоимость снимков, как разбираться в стилях и направлениях современного фотоискусства. Подробное внимание уделено жанрам, творческим средствам и приемам, секретам фотографов. В качестве примеров приведено 200 общепризнанных фотошедевров.

7. Эмоциональная фотография

Автор: Трейси Кларк

photo7

В книге приведено больше 230 фото с подробно проанализированными техническими и композиционными приемами. Дан обзор способов и инструментов, которыми пользуются лучшие мировые фотографы. Читатель сможет научиться видеть интересные объекты для съемки, выстраивать убедительную композицию, великолепно снимать даже на «мыльницу», качественно редактировать фото.

8. Живая цифра

Автор: Павел Косенко

photo8

Книга посвящена цвету в цифровой фотографии. Ее автор – фотограф-колорист, который в своей работе пользуется знаниями о цвете и возможностями современных компьютерных средств. Рассмотрены все аспекты работы с цветом: особенности восприятия глазом человека, связь композиции и цвета, правильная техническая цветокоррекция. Книга понравится не только фотографам, но и дизайнерам.

9. Дневник горячего башмака

Автор: Джо Макнелли

photo9

Автор книги – всемирно известный фотограф из США. Его основной талант – умение работать со светом. Он знает, как описать его, какую форму придать ему, как контролировать освещение. Мастер может создать оптимальные световые условия, даже используя стандартную фотовспышку типа «Горячий башмак». В книге – много личных рассуждений и примеров, которые будут полезны всем фотографам.

10. Свадебная фотография

Автор: Мишель Тернер

photo10

В книге раскрыты секреты создания великолепных свадебных снимков. Приведены примеры 350 фотографий с подробным техническим и композиционным разбором. Раскрыто много секретов и профессиональных «фишек».

11. Ретушь портретов с помощью Photoshop для фотографов

Автор: Скотт Келби

photo11

Самый популярный современный автор пособий для фотографов в очередной книге раскрывает несколько техник работы с программой для обработки снимков. В частности, читатели научатся работать с портретами: разглаживать кожу, создавать роскошные губы, улучшать глаза, ресницы и брови, устранять дефекты кожи, ретушировать фото с сохранением естественности.

12. Модель. Проблемы позирования

Автор: Уильям Мортенсен

photo12

Автор не ограничивает своих учеников и не набивает их головы запретами и догмами. Он лишь указывает на самые частые ошибки и учит смотреть на мир по-новому. Если фотограф откроет этот талант в себе – он сам избежит многих ошибок при работе с моделью и сможет работать в любом стиле.

13. Искусство цифровой пейзажной фотографии

Автор: Майкл Фрай

photo13

С помощью этой книги можно научиться создавать пейзажные снимки, от которых захватывает дух. Автор учит работать с композицией, освещением, цветом, подробно описывает все современные методы пейзажной фотосъемки и приводит больше 300 примеров фото с подробным анализом. Бонус – самая полная коллекция профессиональных секретов от современных фотографов.

14. 101 секрет цифровой фотографии

Автор: Майкл Фриман

photo14

Эта книга – находка для начинающего фотографа. В ней доступным языком предоставлены советы по экспозиции и композиции, даны определения основных терминов, рассказано, как правильно обращаться с техникой.

Автор: Скотт Келби

photo15

Идеальная книга для тех, кто не любит длинные пространственные рассуждения. Автор дает конкретные и простые советы: какой объектив использовать, какое значение диафрагмы выбирать, как фокусировать изображение для каждого конкретного случая. Все это – без сложных терминов и свойственного многим авторам самолюбования. Прочитав такую книгу, вы сделаете очень большой шаг к профессионализму.

Превью: Depositphotos

Читайте также:

15 практичных советов фотографам от профессионалов

Фотография: как правильно выбрать выдержку

Как сделать качественные фотографии во время путешествия

Бесплатные уроки фотографии для начинающих

В этом разделе публикуются статьи и уроки для изучения основ фотосъемки (основные понятия и терминология, оборудование, используемое для съемки, его свойства и характеристики). А также интервью с авторами сайта и ответы на ваши вопросы.

Полезные уроки фотографии для начинающих помогут Вам быстро выйти на новый профессиональный уровень. Все материалы представлены в максимально простой и доступной форме и будут понятны не только опытным фотографам, но и новичкам.

4 шага к пониманию ISO

ISO является одним из трех факторов, которые определяют экспозицию, вместе с диафрагмой и выдержкой. Для того, чтобы получить максимальное качество ваших фотографий, вы…

Читать дальше

10/11/2011.
Основы — Все основы.
Перевод: Евгений Карташов

398 667

24

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Делагил мазь инструкция по применению цена
  • Увд по городу самаре руководство по
  • Кофеин бензоат натрия таблетки инструкция по применению при пониженном давлении
  • Костюм буратино взрослый своими руками пошаговая инструкция
  • Положения инструкции методические рекомендации деятельности социальных служб