В программе используются следующие понятия
и термины.
Наставничество — универсальная технология
передачи опыта, знании, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и
ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и
паптнеостве.
Форма наставничества — способ реализации
целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы,
участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации,
определяемой основной деятельностью и позицией участников.
Программа наставничества — комплекс
мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию
взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения
ожидаемых результатов.
Наставляемый — участник программы
наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и
поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи,
приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных
формах наставляем » может быть определен термином «обучающийся». Наставник
— участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении
жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный
поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов
самореализации и самосовершенствования наставляемого.
2. Цель и задачи программы наставничества.
Целью наставничества является максимально
полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной
личной и профессиональной самореализации в современных условиях
неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы
поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся.
1. Помощь учащимся в раскрытии и оценке
своего личного потенциала.
2.Повышение мотивации к учебе и
саморазвитию, к саморегуляции, формирования ценностных и жизненных ориентиров.
3.Развитие лидерских, организационных,
коммуникативных навыков и метакомпетенций.
4.Помощь в построении образовательной
траектории и будущей профессиональной реализации.
4. Реализация программы наставничества.
Этапы комплекса мероприятий по реализации
взаимодействия наставник — наставляемый.
• Проведение первой, организационной,
встречи наставника и наставляемого.
• Проведение второй, пробной рабочей,
встречи наставника и наставляемого. Проведение встречи-планирования рабочего
процесса в рамках программы наставничества с наставником и наставляемым.
• Регулярные встречи наставника и
наставляемого.
• Проведение заключительной встречи
наставника и наставляемого. Количество встреч наставник и наставляемый
определяют самостоятельно при приведении встречи — планировании.
5.
Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества.
•оценка мотивационно-личностного,
компетентностного, профессионально о роста участников, динамика образовательных
результатов.
Форма наставничества: «учитель-ученик».
Ф.И. и класс наставляемого: Кучерявых
Андрей, 8 класс
Ф.И.О. и должность наставника: Рындина
Т.В., учитель английского языка.
Срок осуществления плана: с «01» октября
2020 г. по «28» мая 2021 г.
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЕРИОД |
||||
Раздел 1. |
||||
1.1 |
Подробное ознакомление и |
|||
1.2 |
Изучение плана работы |
|||
1.3 |
Составление первоначальной |
|||
1.4 |
Планирование знакомства |
|||
1.5 |
Определение |
|||
… |
||||
Раздел 2. |
||||
2.1 |
Знакомство и составление |
|||
2.2 |
Выявление особенностей |
|||
2.3 |
Организация диалога |
|||
2.4 |
Первичные беседы с родителями |
|||
2.5 |
Консультация у школьного |
|||
2.6 |
Консультация медицинских |
|||
2.7 |
Беседы с родителями по |
|||
2.8 |
Мониторинг успеваемости, посещаемости, |
|||
2.9 |
Взаимодействие классного |
|||
2.10 |
Своевременное оповещение |
|||
2.11 |
Контроль за выполнением |
|||
2.12 |
Привлечение родителей к |
|||
2.16 |
Привлечение родителей к |
|||
2.17 |
Утверждение |
|||
… |
||||
II. ОСНОВНОЙ ПЕРИОД |
||||
Раздел 1. |
||||
1 |
Социально-педагогическое |
|||
1.1 |
Изучение уровня адаптации наставляемого, |
|||
1.2 |
Консультирование с |
|||
1.3 |
Поддерживать тесную связь |
|||
1.4 |
Контроль за выполнением |
|||
1.5 |
Способствование развитию |
|||
1.6 |
Проводить воспитательную |
|||
2 |
Правовое воспитание |
|||
2.1 |
Знакомство наставляемого с |
|||
2.2 |
Контроль за наставляемым: посещаемостью |
|||
2.3 |
Проведение индивидуальной |
|||
3 |
Организация досуга |
|||
3.1 |
Ежедневное проведение |
|||
Вовлечение и участие |
||||
Помощь в выборе |
||||
3.3 |
Помощь в выборе |
|||
3.4 |
Поощрение желания |
|||
3.5 |
Воспитание чувство дружбы, |
|||
3.6 |
Рекомендации для чтения художественной |
|||
4. |
Проведение |
|||
4.1 |
Личностное
|
|||
4.2 |
Основы социализации
|
|||
Выявление проблем и |
||||
Промежуточный анализ |
||||
Раздел 2. Изучение |
||||
2.1 |
Изучение микроклимата, |
|||
2.2 |
Поддержка связи с |
|||
2.3 |
Оказание индивидуальной
|
|||
Индивидуальная беседа о |
||||
Беседы с родителями на
|
||||
… |
||||
Раздел 3. |
||||
3.1 |
Совместная постановка |
|||
3.2 |
Самостоятельное выполнение |
|||
3.3 |
Выполнение практико-ориентированных |
|||
… |
||||
III. ИТОГОВЫЙ ПЕРИОД |
||||
Раздел 3. Контрольные мероприятия |
||||
3.1 |
Оценка |
|||
3.2 |
Анализ трудностей |
|||
3.3 |
Итоговый анализ уровня |
|||
3.4 |
Итоговая беседа: |
|||
3.5 |
Подготовка отчета об |
|||
… |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа ___
Утверждаю:
Директор МБОУ СОШ № __
____________ ____________
пр. № 142-од от 02.09.2021г.
ПРОГРАММА
НАСТАВНИЧЕСТВА
«УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК»
по социально-гуманитарному направлению
сроки реализации 2021-2022 учебный год
Автор программы:
________________ учитель физики,
педагог дополнительного образования
_________________ 2021г.
Пояснительная записка
«Детская художественная одарённость – не прерогатива редких гениев,
а весьма распространённое явление, практически всегда возникающее
в благоприятной среде обучения и воспитания».
Мелик – Пашаев А,
Нолявская З.Н.
Особое значение для современного образования приобретают вопросы обучения, развития и воспитания одаренных детей. Сегодня проблема обучения таких детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области деятельности. Создание условий, обеспечивающих выявление, развитие и поддержку одарённых детей является одной из приоритетных задач современного образования.
В соответствии с «Целевой моделью наставничества» в МБОУ СОШ № _ разработана Программа наставничества «УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК», осуществляющая образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам. Программа разработана в целях достижения результатов федеральных и региональных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
Актуальность программы заключается в том, что в связи с ускоряющимся технологическим и социально-экономическим развитием возникла необходимость не просто передавать знания обучающемуся, но формировать у него способность использовать их и действовать в мире, определяющими чертами которого стали нестабильность, неопределенность, сложность, неоднозначность ситуаций и изменчивость. Именно способность человека реализовать свой потенциал в таких условиях и внести вклад в экономическое, социальное, культурное развитие региона и страны определяет в конечном итоге эффективность системы образования. Для этого системе образования нужны технологии, которые позволят раскрывать потенциал каждого, быстро и эффективно обмениваться опытом. В том числе опытом жизненных ситуаций, который крайне сложно воссоздать в образовательной организации по объективным причинам (разнообразный профессиональный опыт, опыт совершения жизненного выбора, опыт социализации ребенка с особенностями развития и т.д.).
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения целостное восприятие мира, людей и самого себя, развить интеллектуальные и творческие способности в оптимальном возрасте. Программа ориентирована на свободный выбор творчества.
Внедрение Программы наставничества в МБОУ СОШ № — обеспечит системность и преемственность наставнических отношений.
Форма наставничества «учитель – ученик»
Предполагает взаимодействие педагогов (учитель) и обучающихся (ученик) МБОУ СОШ № —
Цель:
– создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их
самореализации в соответствии со способностями;
— совершенствование художественных навыков и умений, заложенных в ребёнке.
Задачи:
— Научить детей видеть красоту окружающего мира.
— Научить детей выражать свои чувства через творчество.
— Формирование элементов самостоятельной деятельности
— Развивать способности ребенка в области художественного творчества.
— Совместно с родителями создать условия для поддержания интереса к художественному творчеству.
— Воспитывать эстетические чувства, чувство «прекрасного».
Нормативные основы модели наставничества
Нормативные правовые акты международного уровня.
- Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., ратифицированной Постановлением ВС СССР от 13 июня 1990 г. N 1559- 1.
- Всеобщая Декларация добровольчества, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий (IAVE, Амстердам, январь, 2001 год).
- Резолюция Европейского парламента 2011/2088(INI) от 1 декабря 2011 г. «О предотвращении преждевременного оставления школы».
Нормативные правовые акты Российской Федерации.
- Конституция Российской Федерации.
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Стратегия развития волонтерского движения в России, утвержденная на заседании Комитета Государственной Думы Российской Федерации по делам молодежи (протокол N 45 от 14 мая 2010 г.).
- Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. N 2403-р.
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года (утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р).
- Гражданский кодекс Российской Федерации.
- Трудовой кодекс Российской Федерации.
- Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» .
- Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях»
- Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7 -ФЗ «О некоммерческих организациях».
- Распоряжение министерства образования Российской Федерации № Р-145 от 25 декабря 2019 г. «Об утверждении методологии (целевой) модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися».
Нормативные правовые акты МБОУ СОШ № 11
- Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № -».
- Программа развития МБОУ СОШ № -.
- Отчет о результатах само обследования деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №-»
- Положение о педагогическом совете
- Положение о методическом совете
Принципы наставничества
•добровольность;
•гуманность;
•соблюдение прав наставляемого;
•соблюдение прав наставника;
•конфиденциальность;
•ответственность;
•искреннее желание помочь в преодолении трудностей;
•взаимопонимание;
•способность видеть личность.
Формы организации наставничества:
- Групповые практические занятия;
- Групповые и индивидуальные теоретические занятия;
- Индивидуальные занятия с отдельными наставляемыми;
- Самостоятельные тренировки по заданию педагога;
- Просмотр учебных кинофильмов и соревнований;
- Участие в спортивных соревнованиях.
Основные формы проведения занятий
— участие в тематических мероприятиях;
— участие в конкурсах различного уровня.
— творческие мастерские;
— кружки по интересам;
— конкурсы;
— работа по индивидуальным планам.
Ожидаемые результаты внедрения модели наставничества
1.Создание образов, используя различные изобразительные материалы и техники.
2.Сформированность изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.
3.Проявление творческой активности и развитие уверенности в себе.
Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы МБОУ СОШ № -, что окажет несомненное положительное влияние на эмоциональный фон в коллективе, общий статус школы, лояльность учеников и будущих выпускников к школе. Обучающиеся – наставляемые подросткового возраста получат необходимый стимул к образовательному, культурному, интеллектуальному, физическому совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций.
Среди оцениваемых результатов:
● повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри класса и школы; укрепление здоровья;
● рост интереса к занятиям спортом, осознание его практической значимости, связи с реальной жизнью, что влечет за собой снижение уровня стресса или апатии;
● количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных, спортивных и творческих проектов;
● численный рост посещаемости спортивных секций;
● рост вовлеченности обучающихся в жизнь школы;
● рост подготовленности обучающихся к жизни, которая ждет их после окончания обучения;
● снижение числа обучающихся, состоящих на различных видах учета;
● обучающиеся преодолеют вынужденную замкнутость образовательного процесса и получат представление о реальном мире, своих перспективах и способах действия;
Термины и определения
Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Форма наставничества — способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
Программа наставничества — комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов
Наставник – участник Программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Программа наставничества является универсальной моделью построения отношений внутри МБОУ СОШ № — как технология интенсивного развития личности, передачи опыта и знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей. Особая роль наставника в процессе формирования личности состоит в том, что в основе Программы наставничества лежат принципы доверия, диалога и конструктивного партнерства и взаимообогащения, а также непосредственная передача личностного и практического опыта от человека к человеку. Взаимодействие осуществляется через неформальное общение и эмоциональную связь участников. Все эти факторы способствуют ускорению процесса передачи социального опыта, быстрому развитию новых компетенций, органичному становлению полноценной личности.
Наставляемый – участник Программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином «обучающийся».
Программа наставничества позволяет получать опыт, знания, формировать навыки, компетенции и ценности быстрее, чем другие способы передачи (учебные пособия, урочная система, самостоятельная и проектная работа, формализованное общение), что очень важно в современном мире. Высокая скорость обусловлена тремя факторами:
1) непосредственная передача живого опыта от человека к человеку;
2) доверительные отношения;
3)взаимообогащающие отношения, выгодные всем участникам наставничества.
Портрет участников
Наставник.
Опытный педагог, мастер своего дела, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самосовершенствования и самореализации наставляемого. Обладает лидерскими, организационными и коммуникативными навыками, создает комфортные условия для решения конкретных психолого-педагогических и коммуникативных проблем. Наставник способен стать для наставляемого человеком, который окажет комплексную поддержку на пути социализации, взросления, поиска индивидуальных жизненных целей и способов их достижения, в раскрытии потенциала и возможностей саморазвития и профориентации. Наставник может привлекать консультантов из числа педагогов для успешного выполнения своей программы наставничества.
Наставляемый:
Одаренный ученик. Обучающийся, демонстрирующий высокие образовательные результаты, победитель школьных и региональных олимпиад и соревнований, обладающий лидерскими и организаторскими качествами, нетривиальностью мышления, лидер класса, принимающий активное участие в жизни МБОУ СОШ № — (конкурсы, театральные постановки, общественная деятельность, внеурочная деятельность), которому сложно раскрыть свой потенциал в рамках стандартной образовательной программы либо испытывающему трудности коммуникации.
Обучающийся с особыми образовательными потребностями, имеющий низкую информированность о перспективах самостоятельного выбора векторов творческого развития, карьерных и иных возможностей.
Реализация программы наставничества
Этапы комплекса мероприятий по реализации взаимодействия наставник — наставляемый.
•Проведение первой, организационной, встречи наставника и наставляемого.
•Проведение второй, пробной рабочей, встречи наставника и наставляемого.
• Проведение встречи-планирования рабочего процесса в рамках программы наставничества с наставником и наставляемым.
•Регулярные встречи наставника и наставляемого.
•Проведение заключительной встречи наставника и наставляемого.
•Реализация программы наставничества осуществляется в течение календарного года.
•Количество встреч наставник и наставляемый определяют самостоятельно при приведении встречи — планировании.
Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества.
Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:
- оценка качества процесса реализации программы наставничества;
- оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста участников, динамика образовательных результатов.
Сравнение изучаемых личностных характеристик участников программы наставничества проходит на «входе» и «выходе» реализуемой программы.
Мониторинг проводится куратором и наставниками два раза за период наставничества: промежуточный и итоговый.
В ходе проведения мониторинга не выставляются отметки.
Обязанности наставника:
- Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, Устава МБОУ СОШ № -, определяющих права и обязанности.
- Разработать совместно с наставляемым план наставничества.
- Помогать наставляемому осознать свои сильные и слабые стороны и определить векторы развития.
- Формировать наставнические отношения в условиях доверия, взаимообогащения и открытого диалога.
- Ориентироваться на близкие, достижимые для наставляемого цели, но обсуждает с ним долгосрочную перспективу и будущее.
- Предлагать свою помощь в достижении целей и желаний наставляемого, и указывает на риски и противоречия.
- Не навязывать наставляемому собственное мнение и позицию, но стимулирует развитие у наставляемого своего индивидуального видения.
- Оказывать наставляемому личностную и психологическую поддержку, мотивирует, подталкивает и ободряет его.
- Личным примером развивать положительные качества наставляемого, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора
- Подводить итоги наставнической программы, с формированием отчета о проделанной работе с предложениями и выводами.
Права наставника:
- Вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством.
- Защищать профессиональную честь и достоинство.
- Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.
- Проходить обучение с использованием федеральных программы, программ Школы наставничества.
- Получать психологическое сопровождение.
- Участвовать в школьных, региональных конкурсах наставничества.
Обязанности наставляемого:
- Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, Устава МБОУ СОШ № -, определяющих права и обязанности.
- Разработать совместно с наставляемым план наставничества.
- Выполнять этапы реализации программы наставничества.
Права наставляемого:
- Вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством.
- Выбирать самому наставника из предложенных кандидатур.
- Рассчитывать на оказание психологического сопровождения.
- Участвовать в школьных, региональных и всероссийских конкурсах наставничества.
- Защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя.
Форма наставничества: «Учитель — ученик»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ПОД РУКОВОДСТВОМ НАСТАВНИКА
Форма наставничества: « Учитель – ученик».
Ф.И.О. , должность наставника – ————————————
Ф.И.О. наставляемых учеников:- ——————— ученик 6 класса
Срок осуществления плана: с « 01 » сентября 2021 г. по « 31 » мая 2022 г.
№ |
Проект, задание |
Срок |
Планируемый результат |
Фактический результат |
Оценка наставника |
Раздел 1. Раздел 1. Анализ профессиональных трудностей и способы их преодоления |
|||||
1.1. |
Проведение педагогической диагностики, использование метода наблюдения с целью выявления ярко выраженных художественных способностей. |
сентябрь |
Художественные способности выявлены |
||
1.2. |
Разработка индивидуального плана по работе с одарённым ребёнком. Дифференцированный подход при усвоении учебной программы. |
октябрь |
Индивидуальный план разработан |
||
1.3. |
Мотивация на самореализацию через творческую учебную и практическую деятельность, удовлетворение собственных познавательных интересов |
В теч. года |
сформированность эстетического восприятия окружающей действительности |
||
Раздел 2. Направления общеобразовательного развития ученика |
|||||
2.1. |
Участие в тематических классных часах, внеклассных мероприятиях, «Конкурсах творчества», «Конкурс рисунков», выпуск стенгазет и т.п.) |
Периодически по индивидуальному плану. |
Участие в районном конкурсе экологического рисунка «Сохраним природу малой Родины» Участник конкурса |
||
2.2. |
Привлечение к работе кружков. |
В теч. года |
Участник конкурса «Дорожный знак на школьной остановке» (кружок «Школьный калейдоскоп») |
||
2.3 |
Публикации творческих и проектных работ обучающихся в сети Интернет |
В теч. года |
|||
2.4. |
Самообразование. Пополнение фонда теоретических и практических материалов и рекомендаций для организации работы с одаренными детьми. |
В теч. года |
|||
2.5. |
Мониторинг достижений |
В теч. года |
2.6. |
Подготовка к участию в художественных представлениях, выставках, конкурсах. |
В теч. года |
|||
2.7. |
Создание условия для поддержания интереса к художественному творчеству со стороны родителей. |
В теч. года |
Активное участие родителей в образовательном процессе |
||
2.8. |
Знакомство с художниками и техникой исполнения (Морозова Анастасия) |
В теч. года |
Передача опыта |
||
2.9. |
Создание «Портфолио достижений». |
Апрель-май |
Подпись наставника___________________________ «____» _________ 20__г. |
Подпись наставляемого обучающегося_______________________ «____» _________ 20__ г. |
Программа наставничества филиала МБОУ «Цнинская СОШ №2» в д. Красненькая на 2021-2022 год наставничества «учитель — ученик» отражает комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Цели и задачи
Целью такой формы наставничества является раскрытие потенциала каждого наставляемого, формирование жизненных ориентиров у обучающихся, адаптация в новом учебном коллективе, повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов, создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, формирование ценностей и активной гражданской позиции наставляемого; развитие гибких навыков, лидерских качеств, метакомпетенций; создание условий для осознанного выбора профессии и формирование потенциала для построения успешной карьеры; разносторонняя поддержка обучающегося с особыми образовательными или социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения. Среди основных задач взаимодействий.
Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым: помощь в реализации потенциала, улучшении образовательных, творческих или спортивных результатов, развитие гибких навыков и метакомпетенций, оказание помощи в адаптации к новым условиям среды, создание комфортных условий и коммуникаций внутри школы, формирование устойчивого сообщества обучающихся. Ожидаемые результаты Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы филиал МБОУ Цнинской СОШ № 2 в д. Красненькая, что окажет несомненное положительное влияние на эмоциональный фон в коллективе, общий статус школы, лояльность учеников и будущих выпускников к школе. Обучающиеся – наставляемые подросткового возраста получат необходимый стимул к образовательному, культурному, интеллектуальному, физическому совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций.
Среди оцениваемых результатов:
● повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри класса и школы;
● рост интереса к обучению, осознание его практической значимости, связи с реальной жизнью, что влечет за собой снижение уровня стресса или апатии;
● количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных и творческих проектов;
● численный рост посещаемости творческих кружков, объединений, спортивных секций;
● рост вовлеченности обучающихся в жизнь школы;
● рост подготовленности обучающихся к жизни, которая ждет их после окончания обучения;
● снижение числа обучающихся, состоящих на учете в полиции;
● обучающиеся преодолеют вынужденную замкнутость образовательного процесса и получат представление о реальном мире, своих перспективах и способах действия;
● снижение числа жалоб от родителей и педагогов, связанных с социальной незащищенностью и конфликтами внутри коллектива обучающихся.
Принципы наставничества
- добровольность;
- гуманность;
- соблюдение прав молодого специалиста;
- соблюдение прав наставника;
- конфиденциальность;
- ответственность;
- искреннее желание помочь в преодолении трудностей;
- взаимопонимание;
- способность видеть личность.
Нормативные основы реализации программы
· Устав школы.
· Программа развития школы.
· Положение о педагогическом совете.
· Положение о методическом совете.
· Издание приказов на уровне школы — о назначении куратора по внедрению целевой модели наставничества; — об утверждении Положения о наставничестве, дорожной карты внедрения системы наставничества; — об утверждении программы наставничества.
Термины и определения
Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Форма наставничества — способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
Программа наставничества — комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов
Наставник – участник Программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Программа наставничества является универсальной моделью построения отношений внутри школы «Классическая» как технология интенсивного развития личности, передачи опыта и знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей. Особая роль наставника в процессе формирования личности состоит в том, что в основе Программы наставничества лежат принципы доверия, диалога и конструктивного партнерства, и взаимообогащения, а также непосредственная передача личностного и практического опыта от человека к человеку. Взаимодействие осуществляется через неформальное общение и эмоциональную связь участников. Все эти факторы способствуют ускорению процесса передачи социального опыта, быстрому развитию новых компетенций, органичному становлению полноценной личности.
Наставляемый – участник Программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином «обучающийся».
Программа наставничества позволяет получать опыт, знания, формировать навыки, компетенции и ценности быстрее, чем другие способы передачи (учебные пособия, урочная система, самостоятельная и проектная работа, формализованное общение), что очень важно в современном мире. Высокая скорость обусловлена тремя факторами:
1) непосредственная передача живого опыта от человека к человеку;
2) доверительные отношения;
3)взаимообогащающие отношения, выгодные всем участникам наставничества.
Наставляемый:
Вариант 1. Неуспевающий ученик. Демонстрирует низкую мотивацию к учебе и саморазвитию, неудовлетворительную успеваемость, имеет проблемы с поведением, испытывает трудности с адаптацией в школьном коллективе.
Вариант 2. Пассивный ученик. Социально или ценностно дезориентированный обучающийся, демонстрирующий отсутствие осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной траектории и будущей профессиональной реализации, не принимающий участия в жизни школы, отстраненный от коллектива, не имеющий активной гражданской позиции, испытывающий кризис самоидентификации, разрушение или низкий уровень сформированности ценностных и жизненных позиций и ориентиров. Ученик, имеющий проблемы при адаптации в новом учебном коллективе: психологические, организационные и социальные.
Вариант 3. Одаренный ученик. Обучающийся, демонстрирующий высокие образовательные результаты, победитель школьных и региональных олимпиад и соревнований, обладающий лидерскими и организаторскими качествами, нетривиальностью мышления, лидер класса, принимающий активное участие в жизни школы (конкурсы, театральные постановки, общественная деятельность, внеурочная деятельность), которому сложно раскрыть свой потенциал в рамках стандартной образовательной программы либо испытывающему трудности коммуникации. Обучающийся с особыми образовательными потребностями, имеющий низкую информированность о перспективах самостоятельного выбора векторов творческого развития, карьерных и иных возможностей.
Вариант 4. Ребенок с ОВЗ или ребенок-инвалид. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, которому приходится преодолевать психологические барьеры, он демонстрирует неудовлетворительные образовательные результаты, испытывает трудности с обучением и адаптацией в школьном коллективе.
Возможные варианты программы Вариации ролевых моделей внутри формы «учитель – ученик» могут различаться в зависимости от потребностей наставляемого и ресурсов наставника:
● взаимодействие «учитель – неуспевающий ученик», классический вариант педагогической и психологической поддержки обучающегося для достижения лучших образовательных результатов, раскрытие его потенциала, создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, преодоление дезориентации обучающегося в образовательном процессе, адаптации его в школьном коллективе. В качестве наставника выступает классный руководитель, который работает в тесном контакте с учителями-предметниками, психологом, социальным педагогом;
● взаимодействие «учитель – пассивный ученик», психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или развитием коммуникационных, творческих навыков, формирование жизненных ориентиров у обучающегося, формирование ценностей и активной гражданской позиции. В качестве наставника выступает классный руководитель.
● взаимодействие «учитель – одаренный ученик», в процессе которого происходит психологическая поддержка, раскрытие и развитие творческого потенциала наставляемого, совместная работа над проектом и т.д. В качестве наставника может выступать классный руководитель или учительпредметник, в общении с которым наставляемый хотел бы повысить свой творческий потенциал;
● взаимодействие «учитель – ребенок с ОВЗ/ребенок-инвалид», в процессе которого происходит педагогическая и психологическая поддержка такого ученика, создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов обучающегося, развитие его творческих и коммуникативных навыков, адаптация в школьном коллективе. В качестве наставника выступает классный руководитель, который работает в тесном контакте с учителями-предметниками, психологом, социальным педагогом, методистом. Область применения в рамках образовательной программы Взаимодействие наставника и наставляемого ведется в режиме внеурочной деятельности: консультации по предметам, отработка умений и навыков, устранение пробелов в знаниях обучающегося, беседы, знакомство с дополнительной литературой, с ресурсами Интернета по определенным темам, подготовка к конкурсам и олимпиадам, участие в конкурсах и олимпиадах, проектная деятельность, классные часы, внеурочная работа, подготовка к мероприятиям школьного сообщества, совместные походы на спортивные и культурные мероприятия, способствующие развитию чувства сопричастности, интеграции в сообщество (особенно важно для задач адаптации) и т.д.
Характеристика участников формы наставничества «Учитель — ученик»
Наставник | Наставляемый | |
Активный | Пассивный | |
Неравнодушный профессионал с большим (от 5 лет) опытом работы с высокой квалификацией. • Активная жизненная позиция. • Обладает развитыми коммуникативными навыками, гибкостью в общении, умением отнестись к ученику как к равному в диалоге и потенциально будущему коллеге. • Возможно, выпускник того же образовательного учреждения, член сообщества благодарных выпускников. • Возможно, родитель образовательного учреждения. | Социально активный школьник с особыми образовательными потребностями, мотивированный к расширению круга общения, самосовершенствованию, получению новых навыков | Плохо мотивированный, дезориентированный школьник, не имеющий желания самостоятельно выбирать образовательную траекторию, мало информированный о карьерных и образовательных перспективах, равнодушный к процессам внутри школы и ее сообщества. |
Схема реализации формы наставничества «Учитель — ученик»
Формы взаимодействия | Цель |
Представление программ наставничества в форме «Учитель — ученик». | Ученическая конференция |
Проводится отбор наставников из числа активных и опытных учителей, | Анкетирование. Использование базы наставников. |
Обучение наставников | |
Проводится отбор учащихся, имеющих проблемы с учебой, не мотивированных, не умеющих строить свою образовательную траекторию. Либо — учащиеся, с особыми образовательными потребности, не имеющими возможности реализовать себя в рамках школьной программы. | Анкетирование. Листы опроса. Использование базы наставляемых. |
Формирование пар, групп. | Личные встречи или групповая работа в формате «быстрых встреч». |
Повышение образовательных результатов у наставляемых. Мотивированны, интегрированы в сообщество. Осознано подходят к выбору профессий. | Защита проекта. Анализ успеваемости. Определение образовательной траектории. |
Рефлексия реализации формы наставничества. | Анализ эффективности реализации программы. |
Наставник получает уважаемый и заслуженный статус. | Поощрение наставляемого на ученической конференции. Благодарственное письмо на предприятие или организацию наставника. |
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ПОД РУКОВОДСТВОМ НАСТАВНИКА
Ф.И.О., класс/группа наставляемого ____________________________________________________________________________________
Ф.И.О. и должность наставника _______________________________________________________________________________________
Срок осуществления плана: с «___» _______20__ г. по «____» ___________20__ г.
№ | Проект, задание | Срок | Планируемый результат | Фактический результат | Оценка наставника |
Раздел 1. Анализ профессиональных трудностей и способы их преодоления | |||||
1.1. | Провести самодиагностику на предмет определения приоритетных направлений профессионального развития | Определен перечень дефицитных компетен-ций, требующих развития; сформулирован перечень тем консультаций с наставником | |||
1.2. | Провести диагностическую/развивающую беседу с наставником для уточнения зон развития | ||||
1.3. | Разработать меры по преодолению трудностей с учетом тем мероприятий раздела 2. | Разработаны меры преодоления трудностей | |||
Раздел 2. Направления профессионального развития ученика | |||||
2.1. | Изучить методы оценки своего личностного и профессионального потенциала, оценить его | На основе метода … осуществлена оценка личностного и профессионального потенциала | |||
2.2. | Освоить эффективные подходы к планированию своей деятельности | Освоены такие эффективные подходы к планированию деятельности, как SMART-целепостановка, … | |||
2.3 | Разработать ученический проект предпринимательства в области… | Разработан проект предпринимательства «…», который можно внедрить в деятельность (название предприятия-партнера) | |||
2.4. | Развить/сформировать коммуникативные компетенции | Сформированы способности публичной презен-тации разработки на примере проекта в области предпринимательства | |||
2.5. | Повысить успеваемость по дисциплинам «…», «…» | Получены четвертные и годовая оценки не ниже «4» |
2.6. | Пройти профориентационную программу по… | Пройдены профориентационные тесты, профессиональные пробы по … | |||
2.7. | Посещать кружок…/секцию по… | Изготовлена опытная модель… для проекта предпринимательства/ получен первый юношеский разряд по … | |||
2.8. | Изучить производственные и управленческие процессы (название предприятия-партнера) | Изучена специфика производственной и управленческой деятельности (название предприятия-партнера) в рамках экскурсий, проведенных наставником/ в рамках практики-стажировки | |||
2.9. | Войти в резерв на замещение вакантной должности «…»на (название предприятия-партнера) | Включен (на) в резерв на замещение вакантной должности «…» | |||
2.10. | Организовать и провести совместно с наставником (наименование мероприятия на базе предприятия-партнера) | ||||
2.11 | … |
Подпись наставника___________________________ «____» _________ 20__г. | Подпись наставляемого обучающегося_______________________ «____» _________ 20__ г. |
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ШКОЛЫ НАСТАВНИКА[1]
Мероприятие | Сроки | Ответственный |
Анализ потребностей в развитии наставников (разработка анкеты, анкетирование, обработка результатов/ устный опрос и др.) | Куратор | |
Организация и проведение вводного совещания с наставниками | Куратор | |
Определение способов развития наставников (повышение квалификации, внутреннее обуче-ние в ОО, стажировка и др.), согласование способов с наставниками | Директор ОО | |
Организация профразвития наставников, проведение обучения: — по программе повышения квалификации «…» на базе …; — в рамках стажировки на базе «…» | Куратор Организация, проводящая обучение Принимающая организация | |
Организация и проведение совещания с наставниками по итогам обучения | Куратор | |
Оценка уровня удовлетворенности наставников работой Школы наставника | Куратор | |
Анализ деятельности Школы наставника за год, внесение по итогам анализа предложений по коррективам Программу наставничества ОО на следующий год | Куратор |
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ПОД РУКОВОДСТВОМ НАСТАВНИКА
Форма наставничества: « Учитель – ученик».
№ | Проект, задание | Срок | Планируемый результат | Фактический результат | Оценка наставника |
Раздел 1. Анализ профессиональных трудностей и способы их преодоления | |||||
1.1. | Определение фактического уровня знаний | октябрь | выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации | ||
1.2. | Установление причин неуспеваемости учащихся через встречи с родителями, беседы со школьными специалистами: классным руководителем, психологом и обязательно с самим ребенком. | октябрь | |||
1.3. | Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика | октябрь | Выделение индивидуальных проблем обучающегося | ||
Раздел 2. Направления образовательного развития ученика | |||||
2.1. | Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке. Включение посильных индивидуальных заданий. | В течение года | Рост динамике от занятия к занятию | ||
2.2. | Контроль за выполнением домашнего задания | Повышение самостоятельности и качества выполнения домашнего задания | |||
2.3 | Организация индивидуальной работы | Повышение уровня самостоятельности при выполнении заданий | |||
2.4 | Ликвидация пробелов в знаниях, выявленных при выполнении самостоятельных и контрольных работ, повторный контроль | Контроль знаний и умений | |||
2.5 | Карточки-подсказки, тренажеры | Использование карточек-подсказок, тренажеров |
Приложение
Рекомендации при работе со слабоуспевающими учащимися
1. При опросе «слабоуспевающим» ученикам необходимо давать алгоритм ответа; разрешать пользоваться планом, составленным при подготовке домашнего задания; давать больше времени готовиться к ответу у доски; разрешать делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями.
2. По возможности задавать ученикам наводящие вопросы, которые помогут им последовательно изложить материал.
3. Систематически проверять усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
4. В ходе опроса и при анализе его результатов создать атмосферу доброжелательности.
5. В процессе изучения нового материала внимание «низко мотивированных» учеников обращается на наиболее сложные разделы изучаемой темы. Необходимо чаще обращаться к ним с вопросами, выясняющими понимание учебного материала, стимулировать вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
6. В ходе самостоятельной работы на уроке «слабоуспевающим» ученикам рекомендуется давать упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при устных ответах или в письменных работах.
7. Необходимо отмечать положительные моменты в их работе, затруднения и указывать способы их устранения, оказывать помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.
АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Определение доминирующих мотивов учения
Дорогой ученик! Для работы по преодолению неуспешности в обучении учителю необходимо знать наиболее и наименее осознаваемые мотивы твоего обучения.
Поставь, пожалуйста, напротив наименования мотива указанный балл.
- Понимаю, что ученик должен учиться хорошо.
- Хочу закончить школу и учиться дальше.
- Понимаю, что знания мне нужны для будущего.
- Хочу быть культурным и развитым человеком
- Хочу получать хорошие отметки
- Хочу получать одобрение родителей
- Хочу, чтобы класс был хорошего мнения обо мне
- Хочу быть лучшим учеником в классе
- Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех
- Хочу занять достойное место среди лучших в классе
- Мне нравится учиться
- Люблю узнавать новое
- Нравятся необычные и нестандартные уроки учителей
- Мне нравится преодолевать трудности в учебной деятельности
- Люблю уроки, на которых можно рассуждать
- Люблю, когда учитель оценивает справедливо мои учебные успехи
Мотивы обучения:
- мотив долга и ответственности – № 1;
- мотивы самоопределения и самосовершенствования – № 2–4;
- мотивы собственного благополучия – № 5–7;
- мотивы престижности – № 8–10;
- мотивы содержания учебной деятельности – № 11–13;
- мотивы отношения к процессу учения – № 14–16.
Памятка
«Психотерапия неуспеваемости»
1. «Не бить лежачего».
Оценку своих знаний учащийся уже получил и ждет спокойной помощи, а не новых упреков.
2. Не более одного недостатка в минуту
Избавляя человека от недостатков, знайте меру. Иначе человек станет нечувствительным к вашим оценкам. По возможности выберите из множества недостатков тот, который особенно непереносим, который хотите ликвидировать в первую очередь, и помогайте бороться с ним.
3. «За двумя зайцами погонишься…»
Начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые в первую очередь значимы для самого учащегося.
4. Хвалить исполнителя, критиковать исполнение
Оценка должна иметь точный адрес. Критика должна быть как можно более безличной.
5. Сравнивайте сегодняшние успехи учащегося с его собственными вчерашними неудачами.
Даже самый малый успех – это победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.
6. Не скупитесь на похвалу.
Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение.
7. Техника оценочной безопасности
Оценивать деятельность дробно, дифференцированно. Возникает деловая мотивация учения: «Еще не знаю, но могу и хочу знать».
8. Ставьте перед учащимися предельно конкретные и реальные цели.
Не искушайте его невыполнимыми целями.
9. Учащийся не объект, а соучастник оценки
Умение оценивать себя самостоятельно – главное средство преодоления учебных трудностей. Приучение к самооценке начните с ее дифференциации. Отдельной отметки заслуживают красота, скорость выполнения работ, ошибки за невнимание и ошибки «на правила», своевременное выполнение задания.
10. Сравнивайте достижения
Оценка должна выражаться в каких-либо зримых знаках: графиках, таблицах, которые помогут сравнить вчерашние и сегодняшние достижения учащегося.
Профилактика неуспеваемости
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке
Этапы урока | Акценты в обучении |
В процессе контроля за подготовленностью учащихся | Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие затруднения. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. По окончании усвоения темы или раздела, обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявлять причины отставания. |
При изложении нового материала | Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал. |
В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке | Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль. |
При организации самостоятельной работы вне класса | Обеспечить в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими школьниками. Согласовать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников. |