Индивидуальный план развития под руководством наставника ученик ученика

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ НАСТАВЛЯЕМЫХ ПОД РУКОВОДСТВОМ НАСТАВНИКА В РАЗРЕЗЕ ФОРМ НАСТАВНИЧЕСТВА

Форма наставничества: «ученик — ученик»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ПОД РУКОВОДСТВОМ НАСТАВНИКА

Форма наставничества: «ученик- ученик». Ролевая модель: «успевающий- неуспевающий».

Ф.И.О., класс/группа наставляемого: Иванов Сергей Андреевич, ученик 7В класса

Ф.И.О. и должность наставника: Горкова Лиана Олеговна, ученица 9А класса

Срок осуществления плана: с 01.12.2020 г. по 28.05.2021 г.

Проект, задание

Срок

Планируемый  результат

Фактический результат

Оценка

наставника

Раздел 1. Анализ трудностей и способы их преодоления

1.1

Провести самодиагностику на предмет определения приоритетных направлений развития.

1.12.2020-29.12.2020

Проведение консультаций по улучшению качества обучаемости ученика по предмету английский язык.

Анкетирование с целью выявления проблем неуспеваемости.

1.2

Провести диагностическую/развивающую беседу с наставником, для уточнения зон развития.

1.12.2020-29.12.2020

1.3

Разработать меры по преодолению трудностей (в учебе, развитии личностных компетенция, достижении спортивных результатов, подготовки и реализации проекта и др.) с учетом тем мероприятий раздела 2.

В течение учебного года

Разработаны меры преодоления трудностей и ожидаемые результаты по итогам его реализации.

Раздел 2. Направления развития ученика

2.1

Познакомиться с основной и дополнительной литературой, тематическими интернет-ресурсами по направлению, которое вызывает затруднения.

1.12.2020-29.12.2020

Определен перечень литературы, интернет-сайтов для изучения, изучены учебник английского языка Rainbow English, 7 класс (Афанасьева О.В., Михеева И.В.), рабочая тетрадь Rainbow English, 7 класс (Афанасьева О.В., Михеева И.В.), англо- русский словарь, сайт Якласс.ру

2.2

Перенять успешный опыт наставника по подготовке домашнего задания (выполнения упражнений, заучивания стихотворений), подготовки к контрольным и самостоятельным работам.

В течение учебного года

Сформировано понимание на основе изучения опыта наставника, как успешно подготовить домашнее задание, выполнить упражнение лексического и грамматического материала.

2.3

Сформировать правила поведения на уроке (как запоминать информацию) для повышения результативности.

В течение учебного года

Сформировано понимание, как повысить результативность (успеваемость) на уроке.

2.4

Освоить эффективные подходы к планированию учебной деятельности.

В течение учебного года

Освоены навыки планирования учебной деятельности, определены приоритеты.

2.5

Познакомиться с успешным опытом учебной деятельности, подготовки и проведения публичных выступлений.

В течение учебного года

Изучен успешный опыт по выбранному направлению развития, определено, что из изученного опыта можно применить на практике для повышения результативности учебной деятельности.

2.6

Выступить с докладом на тему «Роль английского языка в современном мире».

Февраль,

2021

Доклад представлен на классном часе.

2.7

Сформировать понимание эффективного поведения при возникновении конфликтных ситуаций в МБОУ СОШ №2, познакомиться со способами их профилактики и урегулирования.

В течение учебного года

Определены действенные методы поведения и профилактики в конфликтных ситуациях в классе.

Подпись наставника___________________________

                                           «____» _________ 20__г.

                        Подпись наставляемого _______________________

«____» _________ 20__ г.

В программе используются следующие понятия
и термины.

Наставничество — универсальная технология
передачи опыта, знании, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и
ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и
паптнеостве.

Форма наставничества — способ реализации
целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы,
участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации,
определяемой основной деятельностью и позицией участников.

Программа наставничества — комплекс
мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию
взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения
ожидаемых результатов.

Наставляемый — участник программы
наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и
поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи,
приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных
формах наставляем » может быть определен термином «обучающийся». Наставник
— участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении
жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный
поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов
самореализации и самосовершенствования наставляемого.

2. Цель и задачи программы наставничества.

Целью наставничества является максимально
полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной
личной и профессиональной самореализации в современных условиях
неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы
поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся.

1. Помощь учащимся в раскрытии и оценке
своего личного потенциала.

 2.Повышение мотивации к учебе и
саморазвитию, к саморегуляции, формирования ценностных и жизненных ориентиров.

3.Развитие лидерских, организационных,
коммуникативных навыков и метакомпетенций.

4.Помощь в построении образовательной
траектории и будущей профессиональной реализации.

 4. Реализация программы наставничества.

 Этапы комплекса мероприятий по реализации
взаимодействия наставник — наставляемый.              

   • Проведение первой, организационной,
встречи наставника и наставляемого.

• Проведение второй, пробной рабочей,
встречи наставника и наставляемого. Проведение встречи-планирования рабочего
процесса в рамках программы наставничества с наставником и наставляемым.

• Регулярные встречи наставника и
наставляемого.

• Проведение заключительной встречи
наставника и наставляемого. Количество встреч наставник и наставляемый
определяют самостоятельно при приведении встречи — планировании.

 5.
Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества.

 •оценка мотивационно-личностного,
компетентностного, профессионально о роста участников, динамика образовательных
результатов.

 Форма наставничества: «учитель-ученик».

Ф.И. и класс наставляемого: Кучерявых
Андрей, 8 класс

Ф.И.О. и должность наставника: Рындина
Т.В., учитель английского языка.

Срок осуществления плана: с «01» октября
2020 г. по «28» мая 2021 г.

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

Раздел 1.
Ознакомление с деятельностью наставника несовершеннолетнего,
 его регламентом работы, задачами, обязанностями

1.1

Подробное ознакомление и
изучение личного дела наставляемого: ознакомление с биографией, историей возникшей 
проблемы

1.2

Изучение плана работы
наставника на соответствующий год (основных функций и задач)

1.3

Составление первоначальной
характеристики на наставника

1.4

Планирование знакомства
с семьёй наставника, местом проживания, бытовыми условиями
и проблемами (первичными необходимыми действиями наставника),
порядком решения возникших проблем

1.5

Определение
первоначального плана действий

Раздел 2.
Организация и реализация первичных видов деятельности наставника,
регулирующих вопросы взаимодействия с семьёй

2.1

Знакомство и составление
социального  портрета семьи наставляемого, выявление трудностей в
общении  с  родителями, членами  семьи, обучении и их
причины

2.2

Выявление особенностей
развития и поведения несовершеннолетнего наставляемого, роли и места в
семье

2.3

Организация диалога
«Наставник–родитель»

2.4

Первичные беседы с родителями
на темы:

— «Социальная адаптация наставляемого «;
— «Причины трудновоспитуемости наставляемого подростка».
— «Как организовать досуговую деятельность наставляемого»

2.5

Консультация у школьного
психолога о психических особенностях развития наставляемого

2.6

Консультация медицинских
работников о физическом состоянии организма наставляемого

2.7

Беседы с родителями по
вопросам адаптации (по необходимости)

2.8

Мониторинг успеваемости, посещаемости,
соблюдения дисциплины в социально-значимых местах

2.9

Взаимодействие классного
руководителя с родителями

2.10

Своевременное оповещение
родителей о затруднениях ребенка

2.11

Контроль за выполнением
дом. заданий, соблюдением внутреннего распорядка школы, контроль за
соблюдением режима дня

2.12

Привлечение родителей к
посещению родительских собраний

2.16

Привлечение родителей к
участию в социально-значимой жизнедеятельности наставляемого

2.17

Утверждение
индивидуального плана работы с несовершеннолетним наставником, находящимся
в  социально-опасном  положении

II. ОСНОВНОЙ ПЕРИОД

Раздел 1.
Исследование, наблюдение и меры по развитию и социальной адаптации
 личности наставляемого несовершеннолетнего

1

Социально-педагогическое
и медико-психологическое сопровождение

1.1

Изучение уровня адаптации наставляемого,
в предложенных  наставником, новых социальных условиях.
Дальнейшее исследование личности наставляемого: интересов и способностей

1.2

Консультирование с
медицинскими работниками о состоянии здоровья, получение результатов медицинского
осмотра

1.3

Поддерживать тесную связь
с психологом школы, с социальным педагогом, организатором по внеклассной
работе, руководителями кружков

1.4

Контроль за выполнением
санитарно-гигиенических норм и правил наставляемого в семье и в
быту

1.5

Способствование развитию
самооценки и самоконтроля

1.6

Проводить воспитательную
работу через членов семьи, выражая доверие наставляемому

2

Правовое воспитание

2.1

Знакомство наставляемого с
«Правами и обязанностями юного гражданина» нашей страны

2.2

Контроль за наставляемым: посещаемостью
в школе, успеваемостью, занятостью в свободное время

2.3

Проведение индивидуальной
работы, фиксация в дневниках индивидуального сопровождения

3

Организация досуга

3.1

Ежедневное проведение
бесед на тему «Как прошел день?»

Вовлечение и участие
несовершеннолетнего в культурно-досуговых, спортивно-оздоровительных
мероприятиях микрорайона, города (участие в организации и проведении
мероприятий)

Помощь в выборе
и вовлечение наставляемого в творческую деятельность детских
объединений по интересам в  УДО

3.3

Помощь в выборе
художественной литературы, прививать любовь к чтению в свободное время, в
часы самостоятельной работы с книгой

3.4

Поощрение желания
заниматься в свободное время развивающими видами деятельности: вышивание
крестом, ремонт мебели, работы в саду и огороде и т.д.

3.5

Воспитание чувство дружбы,
товарищества, доброжелательного отношения с друзьями.

3.6

Рекомендации для чтения художественной
литературы:
Твен М. «Принц и нищий»
Беляев А.Р. «Человек-амфибия»
Юксерн В. «Атаманыч»
Фадеев А. «Молодая гвардия» (отрывки)
(по усмотрению  наставника)

4.

Проведение
индивидуальных бесед

4.1

Личностное
развитие:

  • «Поможет ли нам обман»
  • «Как воспитать в себе сдержанность»
  • «Учись ценить каждый час»
  • «Я и мои соседи»
  • «Что такое самовоспитание?»

4.2

Основы социализации
 и общения:

  • «Правила культуры поведения в общественных
    мессах, в транспорте»
  • «Стыд и совесть»
  • «Моя любимая профессия»
  • «Что такое счастье?»
  • «Хорошие манеры»
  • «Красота человека в его поступках» (решение
    ситуационных задач)
  • «Мои проблемы. Что меня волнует?»  (блиц-опрос)
  • «Лестница успеха» (органайзер)
  • «Чем я полезен другим?» (органайзер)
  • «Зачем человеку свободное время?» (беседа)
  • «Мои «хочу» и мои «надо» (практикум)
  • «Умей давать и сдерживать свои обещания»
  • «Моя будущая профессия»
  • «Что мне поможет?» (органайзер)
  • Правила безопасности в каникулярное время (инструктажи
    по ТБ)

Выявление проблем и
оказание помощи в процессе адаптации в социуме: в учебное и
внеурочное время, в детско-взрослом коллективе, в преодолении трудностей
личностного характера

Промежуточный анализ
уровня воспитанности, отмечая положительные качества наставляемого

Раздел 2. Изучение
жизнедеятельности семьи наставляемого, выполнение родителями (законных
представителей) наставляемых своих обязанностей

2.1

Изучение микроклимата,
материально-бытовых условий проживания семьи

2.2

Поддержка связи с
родственниками через Коммуникации: телефон, социальные сети, лично при
встречах

2.3

Оказание индивидуальной
помощи родителям:

  • установление и налаживание отношений с
    преподавателями;
  • совместный анализ поступков, ситуации, итогов
    дня;
  • нахождение способа выхода из конкретной
    ситуации

Индивидуальная беседа о
строгом контроле за посещаемостью учебных занятий

Беседы с родителями на
темы:

  • «Наиболее эффективные методы воспитания
    ребенка«;
  • «Нравственная грамматика«;
  • «Роль семьи и школы в воспитании
    нравственных качеств учащихся».
  • «Роль семьи в развитии способностей
    ребенка»; «Психологическая помощь и реабилитация»;
  • «Проблемы агрессивных детей. Профилактика
    драк, нарушения дисциплины, выражения нецензурной бранью».
  • «Взаимодействие семьи и школы»;
  • «Асоциальное и аморальное поведение
    родителей пагубно влияет на развитие и поведение ребенка»;
  • «Профилактика курения, пьянства,
    употребления токсических веществ у подростков».
  • «Возможности дополнительного образования
    вашего ребенка»;
  • «Вовлечение несовершеннолетних в
    деструктивные секты»;
  • «Задачи семьи в формировании нравственных
    качеств личности ребенка» .
    «Проблемы общения детей. Выражение нецензурной бранью. Влияние
    алкоголя на общение в семье»;
  • «Пожары. Поджоги. Мера
    ответственности»;
  • «Роль семьи в развитии моральных качеств
    подростка».
  • «Выбор будущей профессии»;
  • «Влияние алкоголя и никотина на
    интеллектуальное и физическое развитие подростков»;
  • «Роль общественных и государственных
    организаций в воспитании подростков»
  • «Выбор будущей профессии»;
  • «Влияние алкоголя и никотина на
    интеллектуальное и физическое развитие подростков»;
  • «Организация летнего отдыха и оздоровления
    ребенка»;
  • «Трудоустройство»;
  • «Как организовать досуговую деятельность
    детей»

Раздел 3.
Выполнение прав и обязанностей поручений, индивидуальных заданий
наставляемого как: члена семьи, детско-взрослого коллектива

3.1

Совместная постановка
жизненно-важных и необходимых, личностно-профессиональных целей и задач

3.2

Самостоятельное выполнение
обязанностей: члена семьи, учащегося школы, гражданина своей страны

3.3

Выполнение практико-ориентированных
заданий под руководством наставника

III. ИТОГОВЫЙ ПЕРИОД

Раздел 3. Контрольные мероприятия
по проверке готовности  наставляемого
 к
самостоятельной успешной жизнедеятельности (успешной социализации) выполнению
обязанностей гражданина

3.1

Оценка
психолого-педагогических изменений (тестирование / собеседование)

3.2

Анализ трудностей
личностного и общественного характера, с которыми столкнулся
наставляемый в процессе взаимодействия с наставником

3.3

Итоговый анализ уровня
воспитанности, отмечая положительные качества наставляемого

3.4

Итоговая  беседа:
«Вот и стали мы на год взрослее. Как ты оцениваешь свои поступки?»

3.5

Подготовка отчета об
итогах наставничества

автор: Половникова Наталья Михайловна

учитель начальных классов СОШ №4 г.Белоярский

Программа наставничества “Ученик-ученик”

                ПРОГРАММА  НАСТАВНИЧЕСТВА 

               «УЧЕНИК – УЧЕНИК»

             2020-2024 год

Оглавление

Пояснительная записка……………………………………………………………….3

Цели и задачи …………………………………………………………………………5

Планируемые результаты…………………………………………………………….5

Показатели эффективности…………………………………………………………..5

Сроки и этапы реализации Программы ………..……………………………………6

Участники Программы……………………………………………………………….8

Механизм управления Программой…………………………………………………9

Мониторинг Программы…………………………………………………………….10

План работы………..…………………………………………………………………10

Использованные источники…………………………………………………………12

  • Пояснительная записка

“Никакие знания не передаются иначе как от человека к человеку, за каждым успешным человеком в любой сфере всегда стоит наставник. Люди, которые через наставничество передают другим свои знания и навыки в рабочих профессиях, в науке, в управлении вызывают уважение. Наставничество не решается административным путем, наставничество – это когда человек вкладывает душу, делится секретами профессии, которые позволили ему самому быть лучшим”.

Сергей Кириенко

Наставничество – это длительный, трудоемкий и психологически сложный учебно-воспитательный процесс, способствующий успешной адаптации учащихся, качественному освоению учебной программы, профессиональному самоопределению, формированию личности будущего специалиста, профессионала, человека, и требующий огромной выдержки, опыта и, главное, желания заниматься данным видом учебно-воспитательной деятельности.

Так кто такой наставник? Сама тема наставничества не нова. Старшее поколение без особых проблем вспомнит взаимоотношение между старшими и младшими школьниками-пионерами, профессиональную подготовку молодежи на предприятиях. Наставник в представлениях прошлого — это воспитатель, специалист, учитель.  

Наставник — это не учитель, не родитель, не психолог, не коуч, это любой значимый человек, на опыт которого ребенок может и хочет опираться. Различные методы работы наставника имеют широкое распространение как в зарубежной практике, так и в Российской Федерации и считаются эффективной кадровой технологией, позволяющей в кратчайшие сроки обеспечить передачу знаний и навыков от опытного сотрудника к менее опытному, в нашем случае – к школьникам, т.е. наставниками и наставляемыми являются сами учащиеся.

Программа «ученик – ученик» определяет цели, задачи, порядок внедрения методологии для таких форм воздействия, как: «Успевающий – неуспевающий», «Лидер – пассивный», «Равный – равному», «Адаптированный – неадаптированный».

Основные термины и понятия, применяемые в Программе:

Целевая модель наставничества система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации системы наставничества в образовательной организации.

Наставничество универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимополезное общение, основанное на доверии и партнерстве.

Форма наставничества способ реализации системы наставничества через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной ролевой ситуации, определяемой потребностями наставляемых, конкретными целями и задачами наставнической пары или группы. 

Наставляемый участник наставнической пары или группы, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. Наставляемым может стать любой обучающийся по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам, а также молодой специалист и любой педагог, изъявивший желание.

Наставник участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении личностного и профессионального результата, обладающий опытом и навыками, необходимыми для повышения уровня компетенций и самореализации наставляемого. Наставниками могут быть обучающиеся образовательной организации, выпускники, представители родительского сообщества, педагоги и специалисты образовательной организации или иных предприятий и организаций любых форм собственности, изъявивших готовность принять участие в реализации Целевой модели наставничества в части профессионального самоопределения обучающихся.

Куратор –учитель СОШ №4 г. Белоярский, который осуществляет организационное, аналитическое, информационное сопровождение реализации системы наставничества.

Метакомпетенции – “гибкие” навыки, позволяющие формировать новые знания и компетенции. Например, способность к самообразованию и саморазвитию, коммуникативные навыки, эмоциональный интеллект, критическое мышление и др.

Дорожная карта универсальный наглядный пошаговый инструмент планирования по развитию проекта/организации/стратегии и т.д. с обозначением основных этапов, сроков, мероприятий по достижению ключевых показателей в краткосрочной или долгосрочной перспективе.

Медиаплан инструмент для организации системного и последовательного информационного сопровождения события через размещение контента на определенных информационных ресурсах. Контент – информационное наполнение медиаресурса. Формы контента: пресс-релиз (за 3-5 дней до события), пост-релиз (в течение 1 дня после организации события), дайджест, альбом фотографий, плейлист (тематическая музыкальная подборка), образовательные лонгриды (посты/статьи более 2000 знаков) и др.

  1. Цель и задачи Программы «Ученик – ученик»

Цель: разносторонняя поддержка  обучающихся, достигших 8 летнего возраста, включая обучающихся с ОВЗ/инвалидов,   либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения.

Задачи:

  1. Оказать помощь в реализации лидерского потенциала;
  2. Способствовать улучшению образовательных, творческих или спортивных результатов;
  3. Развивать гибкие навыки и метакомпетенции;
  4. Оказать помощь в адаптации к новым условиям среды.
  5. Планируемые результаты:
  6. Высокий уровень включения наставляемых в социальные, культурные и

образовательные процессы;

  1. Повышение успеваемости в школе;
  2. Улучшение психоэмоционального фона внутри группы, класса, школы в целом;
  3. Количественный и качественный рост успешно реализованных творческих и

образовательных проектов;

  1. Снижение числа обучающихся,  состоящих на различных видах учета;
  2. Реализация лидерского потенциала;
  3. Эффективная поддержка по самоопределению и профессиональной ориентации наставляемых;
  4. Подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире. 
  5. Показатели эффективности реализации Программы

В части оценки наставнической Программы в образовательной организации подобными критериями могут быть: 

  •  Соответствие условий организации наставнической деятельности требованиям модели и программ, по которым она осуществляется;
  •  Оценка соответствия организации наставнической деятельности принципам, заложенным в модели и программах; 
  •  Соответствие наставнической деятельности современным подходам и технологиям; 
  •  Наличие соответствующего психологического климата в образовательной организации, на базе которой организован процесс наставнической деятельности; 
  •  Логичность деятельности наставника, понимание им ситуации наставляемого и правильность выбора основного направления взаимодействия; 
  •  Положительная динамика в поступлении запросов участников на продолжение работы. 

В части определения эффективности всех участников наставнической                 деятельности в образовательной организации: 

  •  Степень удовлетворенности всех участников наставнической деятельности; 
  •  Уровень удовлетворенности партнеров от взаимодействия в наставнической              деятельности; 

Относительно изменений в личности наставляемого-участника программы наставничества в образовательной организации критериями динамики развития наставляемых могут выступать: 

  •  Улучшение и позитивная динамика образовательных результатов, изменение ценностных ориентаций участников в сторону социально-значимых; 
  •  Нормализация уровня тревожности;
  •  Оптимизация процессов общения, снижение уровня агрессивности; 
  •  Повышение уровня самооценки наставляемого; 
  •  Активность и заинтересованность наставляемых в участии в мероприятиях, связанных с наставнической деятельностью; 
  •  Степень применения наставляемыми полученных от наставника знаний, умений и опыта в профессиональной деятельности.
  1. Сроки и  этапы  реализация Программы

5.1. I этап: запуск программы, сентябрь  2020 года; 

        II этап: практическая реализация программы – октябрь 2020 года – август 2023 года;

        III этап: завершение программы – август 2023 года.

5.2. Реализуется  Программа «Ученик – ученик» через организацию работы в наставнических парах или группах по форме:  “ученик  – ученик”.  Организация работы по данной форме в каждой наставнической паре или группе  предполагает решение индивидуальных,  конкретных задач и потребностей наставляемого, исходя из ресурсов наставника, определенных в ходе предварительного анализа. А также, исходя из запросов наставляемых.

Этапы Мероприятия Результат
Подготовка

условий

для

запуска

программы

наставничества

Создание  благоприятных

условий для  запуска  Программы;

Сбор предварительных запросов от потенциальных наставляемых;

Работа по формированию базы наставников;

Информирование и  определение  форм  наставничества.

Дорожная карта

Реализации ЦМН

Пакет документов

Формирование

базы наставников

Данная работа   включает  в себя действия  по формированию базы наставников из числа:

 обучающихся, мотивированных помочь  сверстникам в образовательных, спортивных, творческих и адаптационных вопросах;

желающих реализовать свои способности и приобрести новые навыки;

активных участников детского и волонтерского движения в школе. 

Формирование базы наставников, которые

потенциально могут  участвовать  как  в текущей Программе наставничества,  так  и  в будущем.

Формирование базы наставляемых Выявление конкретных   проблем обучающихся школы, которые можно решить с помощью Программы аставничества;

Сбор и систематизация запросов от потенциальных наставляемых. 

Сформированная база

наставляемых с картой запросов.

Отбор и обучение   

Наставников

Выявление от потенциальных наставников для конкретной программы;

Обучение наставников для работы с наставляемыми;

Заполнение анкет потенциальными наставниками;

Собеседование с наставниками.

Программа обучения
Формирование

наставнических

пар/групп

Провести общую встречу наставников и наставляемых в любом формате;

Зафиксировать сложившиеся пары/группы  в базе куратора программы

Оформление Согласий и Соглашений;

Составление индивидуального плана работы наставнических пар/групп

Сформированные наставнические пары/группы

Оформлена соответствующая документация

Организация

хода

наставнической

программы

Закрепление гармоничных и продуктивных отношений в наставнической паре/группе так, чтобы они были максимально

комфортными, стабильными

и результативными для обеих сторон;

Работа в каждой паре/группе включает:

    • встречу-знакомство,
    • пробную рабочую встречу,
    • встречу-планирование,
    • комплекс последовательных встреч,
  • итоговую встречу.
Мониторинг:

Сбор обратной связи от

наставляемых – для мониторинга динамики влияния программы на наставляемых;

Сбор обратной связи от наставников, наставляемых и

кураторов  –  для мониторинга эффективности реализации программы.

Завершение

программы

наставничества

Подведение итогов  работы  каждой пары/группы; 

Подведение итогов программы школы;

Публичное  подведение  итогов  и популяризация практик.

Собраны  лучшие

наставнические практики.

Поощрение наставников.

  1. Участники Программы

6.1. Наставник:  

  • активный ученик, член детского школьного объединения, волонтерского отряда, обладающий лидерскими и организаторскими качествами, нетривиальностью мышления;
  • ученик, демонстрирующий высокие образовательные результаты;
  • победитель школьных и региональных олимпиад и соревнований;
  • лидер класса или параллели, принимающий активное участие в жизни школы.
  • возможный участник всероссийских детско – юношеских организаций и объединений.

6.2. Наставляемый: 

Пассивный: 

  • социально или ценностно-дезориентированный обучающийся более низкой по отношению к наставнику ступени;
  •  демонстрирующий неудовлетворительные образовательные результаты или проблемы с поведением;
  •  учащийся, не принимающий участие в жизни школы, отстраненный от коллектива.

 Активный: обучающийся с особыми образовательными потребностями,  нуждающийся    в профессиональной поддержке или ресурсах для обмена мнениями и реализации собственных проектов.

 Права и обязанности наставника

 Наставник обязан:

  • разрабатывать индивидуальный план– комплекс мероприятий в рамках организации работы наставнической пары/группы;
  • участвовать в реализации Дорожной карты в рамках компетенции;
  • регулярно посещать образовательные события, организованные в рамках обучения наставников;
  • оказывать всестороннюю помощь и поддержку наставляемому;
  • предоставлять результаты наставнической работы по запросу куратора;
  • способствовать развитию информационного освещения реализации системы наставничества в образовательной организации;
  • внимательно и уважительно относиться к наставляемому.

Наставник имеет право:

  • способствовать своевременному и качественному выполнению поставленных задач наставляемым;
  • совместно с куратором определять формы работы с наставляемым;
  • принимать участие в обсуждениях и мероприятиях, направленных на развитие системы наставничества в образовательной организации;
  • вносить предложения куратору и руководителю образовательной организации по внесению изменений в Дорожную карту;
  • привлекать других специалистов для расширения компетенций наставляемого.

Права и обязанности наставляемого

Наставляемый обязан:

  • регулярно посещать встречи, образовательные события в соответствии с индивидуальным планом;
  • выполнять своевременно и качественно задачи, поставленные наставником;
  • внимательно и уважительно относиться к наставнику и другим участникам наставнической группы.

Наставляемый имеет право:

  • вносить предложения в индивидуальный план обучения в рамках организации работы наставнической пары/группы;
  • принимать участие в обсуждениях и мероприятиях, направленных на развитие системы наставничества в образовательной организации;
  • в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по волнующим вопросам;
  • при невозможности установления личного контакта с наставником выходить с ходатайством к руководителю образовательной организации о замене наставника.
  • Механизм управления Программой «Ученик – ученик»

Реализация программы проводится последовательно, для максимальной эффективности – по двум контурам, обеспечивающим внешнюю и внутреннюю поддержку всех процессов. 

Работа с внешней средой – это деятельность, направленная на обеспечение поддержки программы: 

– информационное освещение (начальный этап – привлечение участников программы, промежуточные опорные точки – информирование партнеров о ходе программы, финальный этап – отчет о результатах и тиражирование успехов); 

– взаимодействие с потенциальными наставниками и наставляемыми; 

– проведение отбора и обучения наставников, оценки результатов наставничества. 

Работа с внутренней средой – вся деятельность, направленная на поддержание программы внутри организации:

– формирование пар/групп, пополнения базы наставников и наставляемых, сбора данных о наставляемых и обратной связи о ходе программы, взаимодействие с педагогами;

– взаимодействие со всеми участниками и организаторами программы для частичной оценки ее результатов и их представления на итоговом мероприятии.

  • Мониторинг Программы

Мониторинг процесса реализации Программы  понимается как система сбора, обработки, хранения и использования информации. Организация систематического мониторинга Программы дает возможность четко представлять, как происходит процесс реализации Программы, какие происходят изменения во взаимодействиях наставника с наставляемым (группой наставляемых), а также какова динамика развития наставляемых и удовлетворенности наставника своей деятельностью.

Для мониторинга используются  Материалы для проведения мониторинга и оценки эффективности программы наставничества. 

  • План работы (корректируется  ежегодно)
Наименование мероприятий  Сроки Ответственные
Анализ потребностей в развитии наставников (разработка анкеты, анкетирование, обработка результатов/ устный опрос и др.) До октября 2020 Куратор
Организация и проведение вводного совещания с наставниками  По мере необходимости Куратор
Встречи с наставниками, обучение По мере набора

наставников

Куратор
Формирование наставнических пар/групп По мере поступления запросов Куратор
Анкетирование, анализ полученных анкет В течение реализации Программы Куратор
Организация и проведение встреч:

– встреча-знакомство;

– пробная встреча;

– встреча планирование;

– совместная работа наставника и наставляемого в соответствии с разработанным индивидуальным

планом;

– итоговая встреча

В процессе реализации Программы Куратор 
Привлечение наставников и наставляемых к участию во всероссийском проекте «Дай пять» Сентябрь

Декабрь

Куратор, наставники
Реализация индивидуальных планов наставников и наставляемых В течение года Наставники
Подготовка наставляемых к мероприятиям, конкурсам, олимпиадам   В течение года Наставники
Встречи  по интересам с лидером-наставником В течение года Куратор, 

наставники

Образовательные практики “Дети-детям” В течение года  Наставники
Кейс-турниры Ноябрь

Март

Куратор
Привлечение наставляемых к участию в реализации проекта 25 Добрых дел Ноябрь

Декабрь

Наставники 
Привлечение наставляемых к волонтерской и  социально значимой деятельности  В течение года Наставники
Привлечение наставников и наставляемых к участию в Районном конкурсе видеороликов “#нам_не_все_равно”  Ноябрь

Декабрь

Куратор
Привлечение наставников и наставляемых к участию в благотворительной  акции для нуждающихся семей  «Чудеса на Рождество» Январь Куратор, 

наставники

Интерактивная игра «Умей сказать – НЕТ!»  Январь 

Февраль 

Наставники
Классные часы: «День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады Ленинграда», « День единых  действий День космонавтики» Январь Куратор, наставники
Проведение мероприятий, направленных на профессиональное самоопределение В течение года Наставники
Участие в школьных, районных, областных конкурсах, акциях. В течение года Наставники
Помощь в обучении, социализации, адаптации В течение года Наставники
Участие в социально-значимых проектах В течение года Куратор, наставники
Освещение проводимых мероприятий на сайте школы, в средствах массовой информации, ВК группа  школы В течение года Ответственный за организацию  информационной работы через разработку медиаплана 
Подведение итога работы пар/групп за учебный год Май Куратор, наставники
  • Использованные источники
  1. Методология (целевая модель) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися. ГБУДО «Центр эстетического воспитания детей Нижегородской области» 2020 г;
  1. Национальный ресурсный центр «Ментори», [электронный ресурс] https://www.mentori.ru/new;
  2. Методические рекомендации по внедрению целевой модели наставничества в Нижегородской области, в части информирования педагогического и родительского сообщества. Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области 2020 г.
  3. https://infourok.ru/statya-na-temu-nastavnichestvo-put-k-uspehu-4262837.html

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Хондрозамин инструкция по применению цена отзывы цена аналоги
  • Домперидон таблетки инструкция по применению взрослым от чего назначают
  • Мануал для nissan dayz
  • Нарине закваска инструкция по применению порошок
  • Тактика врача гастроэнтеролога практическое руководство