Институт классного руководства сложился в

История развития классного
руководства

Институт
классного руководства в России сложился более трех столетий назад, который
можно соотнести с периодами: досоветский, советский и постсоветский. Каждый
период характеризуется определенными тенденциями, взлетами и падениями.
Рассматривая досоветский период, следует заметить, что до 1804 года воспитанием
детей занимались гувернеры, гувернантки, бонны, няньки, дядьки и только с 1804
года в Уставах лицеев и гимназий России, говорится, что воспитание возлагается
на учителей, которые обязаны приучать детей «учтивости, правдивости и чести».

С
1871 года официально утвержден институт наставничества в
учебных заведениях России. Наставникам вменялись следующие функции: поддержание
порядка в учебном заведении; контролировать посещаемость учащихся; вести
школьную документацию; изучать и наблюдать за учащимися; воспитывать чувство
уважения к Закону и Отечеству; развивать религиозные чувства. Эти функции
сохранились вплоть до 1917 года.

Характеризуя
советский период с 1917 года нужно отметить, что в 20-е годы с созданием
Программы Единой Трудовой школы, институт наставничества был ликвидирован и
сделана попытка передать функции воспитания «ученическому самоуправлению», но
ожидаемые результаты были получены неутешительные и с 1927 года ответственность
за воспитание учащихся возлагалась на групповода.Значительный взлет
в развитии института классных руководителей был в 1934 году, где в Уставе школы
впервые появляется должностное лицо классный руководитель и
определены его функции. Положение о классном руководителе действовало на
протяжении тринадцати лет, вплоть до 1947 года, когда было введено новое
«Положение о классном руководителе» в котором были определены такие функции в
деятельности классного руководителя, как право проводить собрание учителей
предметников работающих в классе; введены такие формы отчетности классного
руководителя, как характеристики на каждого учащегося и весь класс в конце
года, анализ проведенных мероприятий, что породило эпоху бумаготворчества.

Следующее
«Положение о классном руководителе» было утверждено вновь через тринадцать лет
в 1960 году, в котором была отменена мелочная опека со стороны администрации, и
воспитание в школе стало носить «мероприятийный характер», считалось, чем
больше мероприятий проводит классный руководитель с учащимися, тем лучше.

В
1970 году с переходом школы ко всеобщему среднему образованию в школах возник
дефицит в классных руководителях, так как классными руководителями назначали
учителей «лучших из лучших». Если пятидесятые годы ознаменовались личностным
подходом в воспитании учащихся, то в семидесятых годах прошлого столетия
главной задачей было всестороннее воспитание и развитие личности, воспитание
самостоятельности у старшеклассников. Наряду с такими положительными
направлениями в работе классного руководителя отмечалась большая перегрузка в
их деятельности: отвлечение их на неквалифицированные виды труда (агитация
населения на выборы, выезды с учащимися на сельскохозяйственные работы и др.).

В
конце восьмидесятых годов, когда произошел социально-экономический спад в
государстве, неразбериха в разных его системах, к упадку пришла и система
образования. Снизился не только уровень воспитания, но и обучения. Функция
воспитания была переложена на семью, где снизился уровень материального
благосостояния, закрылись предприятия, сократились производства, многие
родители лишились работы. В начале девяностых годов О.С.Газман и Е.В.
Бондаревская провели исследования среди школьников, результаты которого показали,
что 25 % школьников отрицательно относятся к деятельности классного
руководителя в школе и такая ситуация сохранялась вплоть до 2000 года. В начале
третьего тысячелетия проведено анкетирование учащихся Л.И. Маленковой, в
которых задано было всего два вопроса: нужен ли вам классный руководитель и
каким он должен быть? Результаты анкет показали, что почти 100% детей отметили
«нужен» и назвали качества личности, которые должны быть у классного
руководителя: доброта, забота, честность, культура, умение поддержать и защитить
и др. Классный руководитель — это не должность, а как отмечают сами педагоги,
это бесконечное творчество.

Классному
руководителю XXI века предъявляются совершенно новые требования, которые
необходимо учитывать при подготовке будущих педагогов в условиях
педагогического колледжа или вуза, это владение информационно-коммуникативными
средствами (ИКТ), как в учебной, так и воспитательной работе. ИКТ в работе
классного руководителя необходимо, так как способствует развитию
познавательного интереса обучающихся, позволяют идти в ногу со временем.
Внеклассные мероприятия с использованием компьютера проходят намного
интереснее, когда дети создают свои презентации, видеоролики о жизни класса,
проведенных экскурсиях и др. Проведение психологического тестирования в режиме
Онлайн вообще идут на «ура», сайты классов, где общаются дети,
педагоги, родители. В глазах учеников авторитет и компетентность учителя,
владеющего компьютером, только повышается.

11.1. Классный руководитель в воспитательной системе школы

Классный
руководитель

– это непосредственный и основной
организатор учебно-воспитательной
работы в школе, официальное лицо,
назначаемое ее директором для осуществления
воспитательной работы в классе.

Институт
классного руководства сложился очень
давно, практически вместе с возникновением
учебных заведений. В России до 1917 г.
эти педагоги назывались классными
наставниками и классными дамами. Они
были обязаны вникать во все жизненные
события вверенных им ученических
коллективов, следить за взаимоотношениями
в них, формировать доброжелательные
отношения между детьми. Педагогу
надлежало служить примером во всем,
даже его внешний вид был образцом для
подражания.

В
советской школе должность классного
руководителя была введена в 1934 г.
Классным руководителем назначался один
из учителей, на которого возлагалась
особая ответственность за воспитательную
работу в данном классе. Обязанности
классного руководителя рассматривались
как дополнительные к основной
преподавательской работе.

В
настоящее время институт классного
руководства существенно изменился,
поскольку имеется несколько типов
классного руководства: а) учитель-предметник,
одновременно выполняющий функции
классного руководителя; б) освобожденный
классный руководитель, выполняющий
только воспитательные функции; в)
классный куратор (попечитель), которому
поручено наблюдение за какой-либо
работой; г) тьютор (защитник, покровитель,
опекун), осуществляющий контроль в
условиях, когда учащиеся берут на себя
ряд организаторских функций педагога.

Основными
функциями
классного
руководителя являются:

• воспитательная
(социальная защита ребенка);

• организаторская
(работа по всем педагогическим аспектам
жизнедеятельности класса и школы,
формирование личности и коллектива,
изучение учащихся);

• координирующая
(установление позитивного взаимодействия
между всеми участниками воспитательного
процесса – педагогами, учащимися,
родителями, общественностью);

• управленческая
(контроль за динамикой развития личности
и коллектива на основе ведения личных
дел учащихся и других видов документации).

Приоритетной
среди них является функция социальной
защиты
ребенка,
под которой понимается целенаправленная,
сознательно регулируемая система
практических социальных, политических,
правовых, психолого-педагогических,
экономических и медико-экологических
мер, обеспечивающих нормальные условия
и ресурсы для физического, умственного
и духовно-нравственного развития детей,
предотвращения ущемления их прав и
человеческого достоинства. Реализация
этой функции предполагает обеспечение
условий для адекватного развития
ребенка. Работа классного руководителя
в данном направлении – это деятельность
не только непосредственного исполнителя,
но и координатора, помогающего получить
детям и их родителям социальную поддержку
и социальные услуги. Выполняя эту
функцию, он должен, решая острые
сиюминутные проблемы, быть готовым к
опережению событий и, опираясь на точный
прогноз, ограждать ребенка от возможных
проблем и трудностей.

Объектом
социальной защиты и социальных гарантий
являются все дети независимо от их
происхождения, благополучия родителей
и условий жизнедеятельности. Однако
особенно важно выполнение данной функции
по отношению к детям, оказавшимся в
особо трудном положении: детям из
многодетных семей, детям-инвалидам,
сиротам, беженцам и т. п., которые
больше других нуждаются в экстренной
социальной защите.

Главное
назначение организаторской
функции
– поддержка положительной детской
инициативы, связанной с совершенствованием
жизни региона, микросреды, школы и самих
школьников. Другими словами, классный
руководитель не столько организует
учащихся, сколько оказывает им помощь
в самоорганизации разнообразной
деятельности: познавательной, трудовой,
эстетической, а также свободного общения,
являющегося частью досуга. Важна на
этом уровне функция сплочения коллектива,
выступающая не как самоцель, а как способ
достижения поставленных перед классом
целей. Одной из задач классного
руководителя при этом является развитие
ученического самоуправления.

Успех
воспитательной деятельности классного
руководителя во многом зависит от
глубокого проникновения во внутренний
мир детей, понимания их переживаний и
мотивов поведения. В этих целях он
изучает школьников не только на уроке,
но и во внеурочное время, при посещении
семей учеников, во время экскурсий и
походов.

Координирующая
функция
классного руководителя проявляется
прежде всего в том, что он осуществляет
воспитательную деятельность в тесном
сотрудничестве с другими членами
педагогического коллектива и в первую
очередь с теми педагогами, которые
работают с учениками данного класса
(микропедколлективом класса). С одной
стороны, он использует информацию,
которую получает о детях от учителей,
а с другой – обогащает представления
педагогов о ребенке, предлагая им свою
информацию, которая поможет отрегулировать
действия педагога, его методы работы с
учеником.

Классный
руководитель является связующим звеном
между учителями и родителями ребенка.
Он информирует педагогов о состоянии
воспитанника, особенностях родителей,
организует их встречи с учителями-предметниками.
Особое внимание классный руководитель
должен уделить новым педагогам, которых
важно познакомить с особенностями
классного коллектива и отдельных
учеников, а также с требованиями,
предъявляемыми предыдущим учителем и
педагогами класса.

Одной
из форм взаимодействия классного
руководителя и учителей-предметников,
обеспечивающей единство действий и
способствующей выработке единых подходов
к воспитанию, является педагогический
консилиум, на котором формируется
всесторонний взгляд на ребенка.

В
рамках управленческой
функции
классный руководитель осуществляет
диагностику, целеполагание, планирование,
контроль и коррекцию воспитательной
деятельности. Реализация диагностической
функции предполагает выявление исходного
уровня воспитанности учащихся и
постоянное отслеживание изменений. Она
направлена на исследование и анализ
индивидуальности ребенка, поиск причин
неэффективности результатов и
характеристику целостного педагогического
процесса.

Функцию
целеполагания можно рассматривать как
совместную с учащимися выработку целей
воспитательной деятельности. Доля
участия классного руководителя в этом
процессе зависит от возраста школьников
и уровня сформированности классного
коллектива. Логика целеполагания
отражается в процессе планирования
деятельности классного руководителя.

Основная
цель функции контроля
и коррекции

– обеспечение постоянного развития
воспитательной системы класса. Реализация
функции контроля предполагает выявление
как положительных результатов, так и
причин недостатков и возникающих в
процессе воспитания проблем. На основе
анализа результатов контроля проводится
коррекция работы классного руководителя
либо с классом в целом, либо с конкретной
группой учащихся или отдельным учеником.
Контроль работы классного руководителя
– это не столько контроль со стороны
администрации школы, сколько самоконтроль
с целью коррекции. Коррекция – это
всегда совместная деятельность классного
руководителя и коллектива класса в
целом, группы или отдельных учеников.

Рассмотренные
уровни функций определяют содержание
деятельности классного руководителя.
В воспитательной системе школы классный
руководитель выступает как административное
лицо, наделенное соответствующими
правами
и обязанностями,
а
именно:

– получать
информацию о психическом и физическом
здоровье каждого ребенка;

– контролировать
успеваемость каждого ученика;

– контролировать
посещаемость детьми учебных занятий;

– координировать
и направлять в единое русло работу
учителей данного класса (а также
психолога, социального педагога);

– организовывать
воспитательную работу с учащимися
класса: проводить «малые педсоветы»,
педагогические консилиумы, тематические
мероприятия и т. п.;

– выносить
на рассмотрение администрации, совета
школы предложения, согласованные с
коллективом класса;

– приглашать
в школу родителей (или лиц, их заменяющих),
для решения вопросов, связанных с
воспитанием и обучением учащихся, по
согласованию с администрацией обращаться
в комиссию по делам несовершеннолетних,
психолого-медико-педагогическую
комиссию, в комиссию и советы содействия
семье и школе на предприятиях;

– получать
помощь от педагогического коллектива
школы;

– определять
индивидуальный режим работы с детьми
исходя из конкретной ситуации;

– отказываться
от поручений, лежащих за границами
содержания его работы;

– вести
опытно-экспериментальную работу по
проблемам дидактической и воспитательной
деятельности;

– организовывать
учебно-воспитательный процесс, оптимальный
для развития положительного потенциала
личности учащихся в рамках деятельности
общешкольного коллектива;

– оказывать
помощь ученику в решении острых проблем
(предпочтительно лично, можно привлечь
психолога);

– устанавливать
контакт с родителями и оказывать им
помощь в воспитании детей (лично, через
психолога, социального педагога).

Для
педагогически грамотного, успешного и
эффективного выполнения своих обязанностей
классному руководителю необходимо
хорошо знать психолого-педагогические
основы работы с детьми, быть информированным
о новейших тенденциях, способах и формах
воспитательной деятельности, владеть
современными технологиями воспитания.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Нажмите, чтобы узнать подробности

200 лет назад началось становление института классного наставничества, заменившего гувернеров, дядек, нянек. Согласно Уставу учебных заведений 1804 г. учителя помимо обучения должны были заниматься и воспитанием учащихся – на основе изучения свойств и нравов детей, гуманистического подхода. В 1871 году в России был введен институт классных наставников, которых назначали по одному на класс с обязательной учебной нагрузкой в своем классе (18 часов в неделю). Этим актом был сделан шаг к сближению обучения и воспитания. Классные наставники, неформально относившиеся к своему делу, пользовались уважением. В женских гимназиях классными наставниками были «классные дамы».

После 1917 года начинается строительство новой советской школы. Ее доминирующие задачей стало политическое воспитание учащихся на основе коммунистической идеологии. Однако далеко не все учителя желали и умели воспитывать детей в духе требований новой власти. В первичных коллективах воспитательной работе внимания почти не уделялось. Приоритетным было создание и развитие общешкольного ученического коллектива. Функции учителей, прикрепленных к классам (группам) для организации воспитательной работы, определялись конкретными нуждами школы и носили преимущественно технический характер (сбор сведений об учащихся, родителях, посещаемости и так далее). По сути, классный наставник воспитательной работой не занимался.

После революции 1917 года должности наставников и классных дам были упразднены и в обязанности каждого учителя входило выполнение функций обучения и воспитания. Эти сложные обязанности были под силу лишь творческим учителям, которых было немного. В большинстве образовательных учреждений приоритет отдавался обучению, а воспитание осуществлялось по остаточному принципу.

В 1923 г. классное наставничества было официально ликвидировано и сделано ставка на ученическое самоуправление. Однако желаемые результаты не были достигнуты, более того ученические организации в середине 20- х гг. находились в состоянии кризиса. Причинами его стали недостаток опыта организаторской деятельности детей, переоценка их возможностей и недооценка роли учителя в становлении самоуправления. Выходом из сложившейся ситуации явилось прикрепление учителей к группам учащихся – первичным школьным коллективам. В круг обязанностей групповодов входили организация самоуправления детского коллектива (главная функция), организация учебно- воспитательного процесса, изучение учащихся, условий их жизни работа, с родителями В 1931 году была введена должность групповода, а с 1934 года – классного руководителя. Обязанности классного руководителя рассматривались как дополнительные к основной преподавательской работе.

В отечественной в школе происходят кардинальные изменения: восстанавливается классно- урочная система, индивидуальный систематический учет знаний, разрабатываются стабильные программы и учебники и так далее. В связи с этим изменяется и положение групповодов. Особое внимание в этот период уделялось проблемам, связанным с восстановлением школьной сети и учебного процесса. Воспитательная работа как бы отошла на второй план. Однако в конце 40-начале 50-х гг внеучебная деятельность несколько оживилась, хотя результаты были далеко не лучшими.

В военный период, роль классного руководителя как воспитателя боеспособного поколения возрастает, что проявляется в усилении военной подготовки и патриотического воспитания учащихся. К основным формам работы классных руководителей относятся: организа-ция помощи фронту (работа в госпиталях, помощь в сельскохозяйственных работах,сбор металлолома, стеклянной посуды и т.д.), проведение политинформаций и агитаций. В приказе Наркомпроса «Об укреплении дисциплины в школе» отмечается необходимость «систематической воспитательной ра-боты», актуальность патриотического воспитания, военной подготовки, общественно-полезного труда, высокой успеваемости и дисциплин. Деятельность классных руководителей определялась положением школы в годы войны. В прифронтовых школах под руководством классных руково-дителей, пионервожатых, комсомольских организаций, учителей активно велась оборонная работа. Школьники проверяли светомаскировку, порядок в бомбоубежищах, большое количество учащихся и учителей работало на подступах к городам по созданию оборонительных сооружение. Школа, ее педагогический коллектив спасали ребят, кормили, одевали.

По- другому развивалась ситуация в школах в тылу: реализовывалась воспитательная задача боеспособности молодого поколения, а также задача высокой успеваемости и дисциплины. Классный руководитель был организатором обществнно-полезной деятельности учащихся по сбору металлолома, бутылок, шефской работы в госпиталях, тимуровского движения, тесно взаимодействовал с пионерской и комсомольской организациями. Одним из главных методов в работе классного руководителя являлась организация социалистического соревнования. Таким образом, содержание деятельности классного руководителя в этот пе-риод обусловлено задачами военного времени, появляются дополнительные функции связанные с родительской поддержки и защитой учащихся. В настоящее время в школах институт классных руководителей подвергается реформированию и развивается на вариативной основе. Наиболее известны следующие:

· освобожденный вариант. Воспитатель не ведет уроков, а только организует воспитательную работу с учащимися одного класса, сотрудничает с учителями, работающими в данном классе и с родителями школьников;

· организатор параллели классов. Он не является учителем-предметником, а занимается только воспитательной работой в нескольких классах одной параллели или старших классах;

· руководитель разновозрастного детского коллектива. Данный вариант организации воспитания целесообразен, например, в сельских малокомплектных школах;

· традиционный вариант классного руководства, который используется чаще всего практике образовательных учреждений, когда педагог имеет полную учебную нагрузку плюс классное руководство в одном классе. В обязанности классного руководителя входит изучение учащихся, руководство ученическим коллективом, взаимодействие с учителями предметниками, работающими в данном классе, а также с родителями учащихся, с детскими юношескими организациями и объединениями.

Таким образом, классный руководитель является координатором деятельности трех коллективов: детского ученического, педагогического (включающего учителей, работающих с данным классом, и администрацию школы) и родителей учащихся и других членов их семей. Классный руководитель – формальный и фактический лидер группы, организатор, вдохновитель, помощник, опекун, затейник, распорядитель, координатор, информатор, сотрудник, создающий условия для самореализации каждого из своих воспитанников.

Классный руководитель остается главным организатором воспитатель-ной деятельности в классе, обеспечивающим развитие и воспитание личности каждого ребенка. Таким образом, проведенное нами исследование позволяет утверждать: генезис института классного руководства представляет собой этапы становления и развития, обращение к которым позволяет увидеть совершенствование содержания, форм и технологии деятельности классного руководителя. Целью образование, как подсказывает само слово, должно быть созидание, формирование ОБРАЗА человека сознательного, человека совершенного характера. Эта цель достижима при участии настоящих учителей и воспитателей, классных руководителей.

Только любящий своих детей, и преданный своему делу учитель ( в широком понимание этого слово) способен оказать неоценимую помощь в гармоничном становлении Человека.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Linear actuator 24v инструкция на русском
  • Инструкция к телевизору goldstar 23 system
  • Зероват стиралка на 6 кг инструкция стирки время
  • Белизна гель инструкция по применению для дезинфекции
  • Фитоп инструкция по применению для растений