Институт классного
руководства имеет свою историю: от
классного наставника и классных дам в
дореволюционных учебных заведениях до
введения в 1934 г. должности классного
руководителя и возможности введения
должности тьютора на современном этапе
развития воспитательной системы школы
в качестве помощника классного
руководителя, который будет работать
как с отдельными группами детей, так и
индивидуально, оказывая необходимую
помощь, социальную защиту и поддержку
наиболее нуждающимся.
В общеобразовательной
школе Российской Федерации классным
руководителем является педагог,
занимающийся организацией, координацией
и проведением внеурочной воспитательной
работы (Российская педагогическая
энциклопедия). Деятельность и содержание
работы классного руководителя определяются
законом «Об образовании» Российской
Федерации, Уставом средней общеобразовательной
школы, Приказом № 21 Министерства
образования Российской Федерации «Об
утверждении методических рекомендаций
на осуществление функций классного
руководителя» (2006 г.) и др. С 1989 г. в ряде
областей РФ проводился эксперимент по
программе «Освобожденный классный
руководитель (воспитатель)».
В основу программ
положены принципы государственной
политики Российской Федерации в сфере
образования, направленные на обоснование
содержания и структуры воспитания на
основе современных достижений науки и
уже сложившихся отечественных традиций.
Основные государственные документы
устанавливают принцип гуманистического
сотрудничества и открытости школы,
повышают, прежде всего, ответственность
родителей и учителей за воспитание
детей и юношества и повышают социальный
статус воспитания в системе образования
российского общества в целом.
«Национальная
образовательная инициатива «Наша новая
школа» (2010) определяет более высокие
требования к подготовке и роли учителя
нового поколения, умеющего грамотно и
профессионально действовать в иной
школьной инфраструктуре с учетом тех
изменений, которые происходят в
современном мире и российском обществе.
Центральное место в квалификационных
требованиях отводится педагогическим
компетенциям, основанным на современных
инновационных технологиях, новой модели
аттестации педагогических и руководящих
работников.
Школа должна
усилить свой воспитательный потенциал
как центры досуга, которые будут открыты
и в выходные дни. В рамках национальной
инициативы современная школа должны
быть более тесно связана с семьей,
создавая условия для дополнительного
образования, спорта и творческого
развития детей и взрослых, привлекая к
действительному управлению воспитательной
системой родителей. Особая роль в такой
работе отводится классному руководителю.
В эпоху быстрой
смены технологий речь идет о формировании
новой системы непрерывного образования,
что требует формирования у учащихся
творческих компетенций и готовности к
переобучению, изучению тех способов и
технологий, которые пригодятся им в
будущем; способности к профессиональной
готовности, выбора профиля обучения,
возможности обновлять свой профессиональный
путь в будущем.
Классный руководитель
в своей деятельности должен полагаться
на реализацию следующих принципов:
гуманистической направленности, принцип
природосообразности, культуросообразности,
эффективности социального взаимодействия,
ориентации воспитания на развитие
социальной и культурной компетенции,
педагогической поддержки. Особую роль
играет классный руководитель в обеспечении
индивидуализированного
психолого-педагогического сопровождения
каждого обучающегося, профилактике
различных асоциальных явлений, создании
условий для полноценного включения
каждой личности в образовательное
пространство, успешной социализации
и реабилитации детей, находящихся в
особо сложных условиях.
Основными
профессиональными функциями классного
руководителя
как воспитателя класса в общей
воспитательной системе школы являются
следующие:
1) диагностическая,
которая предполагает систематическое
изучение и анализ индивидуальных
особенностей детей и условий их семейного
воспитания, мониторинг эффективности
педагогического процесса в классе;
2) воспитательная,
включающая всю многообразную работу,
направленную на воспитание гуманистических
отношений в классе, развитие каждого
ребенка и класса в целом как воспитательного
коллектива;
3) координирующая
– важнейшая специфическая функция
классного руководителя, заключающаяся
в координации всех воспитательных
воздействий социума, в установлении
единства педагогического влияния школы
как воспитательной системы, семьи,
общественности в воспитании детей;
4) коммуникативная,
заключающаяся в целенаправленном
формировании позитивных отношений
между субъектами воспитательного
процесса;
5) функция
социальной защиты ребенка, которая
стала особенно актуальной в условиях
современного социально-экономического
кризиса, кризиса института семьи.
В.А. Сластенин и
др. в соответствии с концепцией управления,
разработанной Р.Х. Шакуровым, выделяют
три уровня функций. Первый уровень –
педагогические и социально-гуманитарные
функции – направлены на создание условий
социального развития учащихся, помощь
ребенку в решении его личностных проблем
и подготовке к самостоятельной жизни.
Второй уровень функций –
социально-психологический – прежде
всего, организаторская функция: поддержка
положительной детской инициативы,
помощь в самоорганизации разнообразной
деятельности детей; функция сплочения
коллектива, выступающая как способ
достижения поставленных перед классом
целей. Третий уровень – управленческие
функции: диагностическая, целеполагания,
планирования, контроля и коррекции.
В соответствии с
этими функциями определим следующие
основные
направления деятельности классного
руководителя:
– организация
учебной и внеурочной работы детей
(организация жизнедеятельности классного
коллектива, планирование и осуществление
воспитательного процесса, работа с
активом класса);
– изучение каждой
личности и классного коллектива в целом,
коррекция воспитательного процесса
(классный руководитель диагностирует
способности, интересы и потребности
воспитанников);
– развитие детского
самоуправления и сплочение детского
коллектива;
– мониторинг
и обобщение воспитательных результатов
своей деятельности;
– обеспечение
социальной защиты детей (классный
руководитель координирует деятельность
по оказанию психологической и социальной
помощи детям и родителям, обращается к
юристам, социальным и медицинским
работникам, реабилитологам и т.д.);
– организация
комплексной и систематической работы
с родителями;
– осуществление
сотрудничества с учреждениями и
организациями, способными помочь в
решении воспитательных задач (классный
руководитель контролирует занятость
воспитанников в свободное время,
направляет ребенка в различные центры
и объединения, исходя из его интересов);
– реализация своих
функциий в тесном сотрудничестве с
другими членами педагогического
коллектива, особенно с теми, которые
работают с учениками данного класса;
– оформление
установленной документации по классу.
Задачи и содержание
деятельности классного руководителя.
От классного
руководителя во многом зависит помощь
ребенку в его мировоззренческом,
нравственном, гражданском самоопределении;
воспитании у ребенка толерантности,
культуры мира и терпимости, мобильности.
Особую актуальность в современных
условиях приобретает воспитание
гражданственности, патриотизма,
веротерпимости и толерантности.
Классный руководитель
должен вооружить подрастающего человека
средствами самореализации: предоставить
право школьнику на самоутверждение
своей личности, на признание и уважение
своего человеческого достоинства,
научить действовать с соблюдением
нравственных законов общества. От
классного руководителя зависит
формирование способностей к самоорганизации
личности и самореабилитации. Главной
сферой самореализации школьников
является развитие творческих компетенций,
профессиональное самоопределение,
поэтому задача классного руководителя
– предоставить ребенку возможность
попробовать свои силы в различных
областях творческой деятельности.
Задачи процессуального
характера предполагают умение планировать,
контролировать и корректировать
воспитательную деятельность педагога,
педагогическую рефлексию.
Содержание
деятельности классного руководителя
и его задачи конкретизируется в его
плане воспитательной работы с классом.
Там они, как правило, определяются в
виде нескольких направлений, или
программ, воспитательной работы. О.С.
Газман и И.В. Иванов выделяют, например,
такие направления, как «Здоровье»,
«Учение», «Общение», «Досуг». Возможны
и другие варианты.
Деятельность
классного руководителя сельской школы
имеет свои специфические особенности,
связанные с создание разновозрастных
объединений из-за малой комплектации
учащихся в классах, дефицитом общения
сельских школьников, повышением их
культурного уровня и воспитанием
хозяйственной позиции.
В соответствии со
своими функциями и задачами классный
руководитель осуществляет отбор форм
работы с учащимися: по видам деятельности,
по субъекту организации, по времени
проведения, по числу участников
(коллективные, групповые, индивидуальные),
по результату и т.д.
Эффективность
деятельности классного руководителя
определяется по двум группам показателей
– результативные критерии, отражающие
уровень достижений воспитанников в
своем социальном развитии, и процессуальные
критерии, позволяющие оценить
управленческие функции классного
руководителя. Если эти показатели
(результативные и процессуальные)
высоки, то можно говорить об эффективности
труда классного руководителя. При этом
учитываются позитивные изменения в
уровне воспитанности учащихся и их
взаимоотношениях, зависящие от стиля
руководства классом и стиля общения
воспитателя с детьми. (В.А. Сластенин,
И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов).
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
«Педагогический работник, осуществляющий классное руководство в общеобразовательной организации» — такой формулировкой награждается в документах человек, которого дети называют просто: «Наша классная!». Разберемся, зачем нужен такой учитель, какие у него права и обязанности, за что он несет ответственность
Классный руководитель — кто он и зачем нужен
Заполнять журнал? Он же может быть электронным. Информировать родителей? Рассылку может делать администрация школы. Разбирать внутренние конфликты в классе? Возложим на школьного психолога и педсовет. Организовывать поход или поздравление именинников? Пусть поработает родительский комитет. Но не все так просто…
У классного руководителя есть миссия. Он отвечает сразу за несколько важных моментов:
- за атмосферу и условия, в которых ребенок сможет развиваться и полюбит учиться;
- за создание из разношерстной группы детей уникального микросоциума — дружного класса;
- за налаженную и продуктивную коммуникацию ученика, родителя и педагогического коллектива во имя общей цели — воспитания здорового образованного человека с активной жизненной и социальной позицией и высоким уровнем духовно-нравственного развития.
В младших классах эту работу поручают ведущему учителю. В средних и старших —учебно-воспитательный процесс организует один из преподавателей-предметников этого класса. Существует практика и освобожденных от преподавания классных руководителей — воспитателей. Такой вариант применяется, когда класс или школа имеют специальное направление, к примеру коррекционное.
Руководство детским коллективом педагог добровольно берет на себя на условиях дополнительной оплаты и корректного юридического оформления: нужно составить письменное согласие работника и дополнительное соглашение к трудовому договору. Классное руководство можно взять не более чем над двумя классами.
В помощь будут устав образовательного учреждения, коллективный договор и положение о классном руководстве, существующие в учебном учреждении на правах локальных нормативных актов.
- Должностная инструкция должна быть составлена конкретно под классное руководство, потому что это полноценный вид педагогической деятельности — объемная работа, требующая от педагога максимальной включенности, временных затрат и душевных сил.
Цели, задачи и функции классного руководителя
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ и Федеральный государственный образовательный стандарт 2021 года (ФГОС 2021) определяют цели и задачи классного руководителя как развитие, воспитание, социализацию личности обучающихся.
Мы собрали нормативную базу, которая регулирует работу классных руководителей. Вы найдете ее в конце статьи.
В конце статьи есть шпаргалка
На педагога возложено несколько групп функций:
- педагогические — воспитание, помощь в саморазвитии и пр.;
- социально-гуманитарные — социальная защита ребенка, его социализация в коллективе и пр.
Функциональная особенность этого педагога в том, что цели и задачи воспитательного характера он решает в отношении не только отдельного ученика, но и всего класса как единого коллектива.
Среди приоритетных задач первая и актуальная — создать комфортную, дружескую атмосферу среди детей. Чтобы достичь этого, учитель гуманизирует межличностные отношения в коллективе, помогает формировать навыки общения с ровесниками и взрослыми с опорой на принципы взаимного уважения, не допускает любые виды и формы проявления жестокости и травли.
Обязанности классного руководителя
Обязанности, которые должен выполнять каждый педагог, перечислены в ст. 48 Закона № 273-ФЗ. А в методических рекомендациях из Письма Министерства просвещения РФ № ВБ-1011/08 от 12.05.2020 описаны инвариантная (обязательная) и вариативная части деятельности.
Неизменная часть содержит шесть блоков:
- Обязанности по отношению к обучающемуся — это помощь в учебе, адаптация в коллективе, организация таких видов деятельности, в которых ребенок сможет проявить себя: волонтерство, творческие, научные коллективы. Классный руководитель может помочь ученику с мотивацией к учебе и саморазвитию и просто обязан поддержать ребенка, если его семья оказалась в трудной жизненной ситуации.
- В классном коллективе учитель формирует благоприятную психологическую атмосферу, прививает детям навыки общения в полиэтнической и поликультурной среде, а также ценность достижений в учебной, творческой, спортивной коллективной деятельности. Педагог по мере возможностей должен корректировать деструктивные отношения в детском коллективе.
- Работая с родителями или законными представителями ученика, педагог привлекает их к сотрудничеству в воспитании, повышает их педагогические компетенции, помогает выстраивать коммуникации с другими учителями-предметниками.
- В педагогическом коллективе классный руководитель участвует в разработке единых педагогических требований и подходов к обучению и воспитанию, взаимодействует с администрацией и другими учителями, отстаивая интересы ребенка, чтобы повысить его результативность и результативность класса в целом.
- Совместно с социальными партнерами образовательного учреждения классный руководитель организует мероприятия, которые помогут профессиональному самоопределению ребенка, сплотят класс в дружный коллектив, а в случае необходимости обеспечивает поддержку и помощь детям из группы риска, попавшим в сложные жизненные обстоятельства.
- В обязательную часть входит и оформление документов. Классному руководителю надо составлять план работы по требованиям локальных нормативных актов и вести классный журнал в бумажной или электронной форме.
Полный перечень обязанностей из инвариантной части вы найдете в шпаргалке.
В конце статьи есть шпаргалка
На вариативную часть деятельности классного руководителя влияют особые характеристики школы: специализация, расположение в регионе, где требуется поддержка родного языка, работа образовательного учреждения в сложном социальном контексте с устойчиво низкими результатами обучения, вынужденное комплектование разновозрастных классов и пр.
Права классного руководителя
Права, социальные гарантии и меры социальной поддержки классным руководителям предоставляются в соответствии с Законом № 273-ФЗ и Трудовым кодексом РФ.
Кроме этих документов, академические свободы и права педагогических работников обеспечивают локальные нормативные акты общеобразовательной организации, в которых должны быть учтены значимые моменты их деятельности. Например: право посещать уроки и занятия других преподавателей, чтобы корректировать их взаимодействие с учениками или со всем классом, право приглашать на встречу родителей детей по вопросам обучения и воспитания их ребенка и пр.
Оплата за классное руководство ведется из двух источников (данные на 2022 год):
- федеральное ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство в размере 5 000 руб.;
- выплата (доплата) за классное руководство из бюджета субъекта РФ, установленная по состоянию на 31 августа 2020 года.
Ответственность классного руководителя за детей
Классное руководство в условиях реализации ФГОС 2021
Повышение квалификации для педагогов. Онлайн-тест. Удостоверение
Посмотреть программу
Он несет ответственность в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации за административные и уголовные правонарушения в ходе образовательной и воспитательной деятельности.
Все педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей, указанных в ч. 1 ст. 48 Закона № 273-ФЗ, в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами.
Кроме того, педагог может нести ответственность в пределах, определенных трудовым законодательством РФ, за нарушения локальных нормативных актов: уставных документов образовательного учреждения, правил внутреннего трудового распорядка, должностной инструкции, распоряжений директора.
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
-
Инвариантные обязанности классного руководителя
642.5 КБ -
Нормативно‑правовая база для классного руководителям
634.1 КБ
Скачать
Тема: Классный руководитель в воспитательной системе школы. Обязанности классного руководителя.
План:
-
Задачи классного руководителя.
-
Функции классного руководителя.
-
Обязанности классного руководителя.
-
Формы работы классного руководителя.
-
Работа классного руководителя по изучению учащихся.
-
Работа классного руководителя с учителями- предметниками.
-
Работа классного руководителя с родителями учащихся.
1.Задачи классного руководителя.
Классный руководитель – это основной и непосредственный организатор учебно-воспитательной работы в школе, официальное лицо, назначаемое директором для осуществления воспитательной работы в классе.
Институт классного руководителя сложился очень давно, практически вместе с возникновением учебных заведений. В России до 1917г. эти педагоги назывались классными наставниками и классными дамами. В советской школе должность классного руководителя была введена в 1934г.
Цель деятельности классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Задачи деятельности классного руководителя:
-
Формирование и развитие коллектива класса.
-
Создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранение неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей.
-
Защита прав и интересов обучающихся.
-
Организация системной работы с обучающимися в классе.
-
Организация системы отношений через разнообразные формы деятельности коллектива класса.
-
Организация социально-значимой деятельности обучающихся.
-
Формирование здорового образа жизни.
-
Формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров.
2.Функции классного руководителя:
1. Организационно-координирующая предполагает:
-
Установление контактов с родителями ученика, оказание им помощи в воспитании (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования).
-
Проведение консультаций, бесед с родителями.
-
Организация внеурочной деятельности детей (проведение различных мероприятий).
-
Работа с учителями данного класса, психологом, социальным педагогом, руководителями кружков, спортивных секций, с воспитателем ГПД.
-
Ведение документации (классный журнал, личные дела учащихся, план работы классного руководителя).
-
Организация воспитательной работы с обучающимися через проведение малых педсоветов, тематических и других мероприятий.
-
Индивидуально-педагогическую работу с каждым учащимся и коллективом в целом с учетом данных психолога, социального работника и личных наблюдений.
2. Коммуникативная функция заключается:
-
В формировании позитивных взаимоотношений между детьми, в управлении взаимоотношениями в классе.
-
В обучении школьников установлению положительных взаимоотношений с людьми.
-
В содействии общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса.
-
В оказании помощи ученикам в формировании коммуникативных качеств.
3. Контрольная функция заключается:
-
Контроль за успеваемостью и посещаемостью учебных занятий обучающимися.
4. Аналитико-прогностическая функция:
-
Изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития.
-
Определение состояния и перспектив развития коллектива класса.
3. Обязанности классного руководителя:
Круг функциональных обязанностей классного руководителя в начальной школе можно условно разделить на 5 групп:
-
организация деятельности классного коллектива;
-
организация учебной деятельности всего класса и отдельных учащихся;
-
организация жизни класса во внеурочное время;
-
изучение личности и коррекция воспитания;
-
работа с родителями;
В первую группу «Организация деятельности классного коллектива» входят следующие обязанности:
1. изучение дел учащихся и ведение классного журнала;
-
организация деятельности класса: распределение поручений в классе, работа с активом класса, делегирование учащихся во внутришкольные объединения, организация внеклассных мероприятий;
-
организация дежурства по школе и столовой;
-
соблюдение санитарных норм прикреплённого класса;
-
забота о внешнем виде учащихся;Ш-126
-
организация питания учащихся;
-
организация деятельности родительского комитета по созданию финансового фонда класса.
Во вторую группу «Организация учебной деятельности всего класса и отдельных учащихся» включены следующие его обязанности:
1. систематический контроль за посещаемостью учащихся, анализ причин пропусков учащимися уроков;
-
организация помощи в учёбе часто болеющим учащимся, организация посещения учащихся на дому, сообщение больным учащимся домашнего задания;
-
воспитание в учащихся класса чувства заботы о больных одноклассниках;ш-23
-
создание обстановки, способствующей благоприятному усвоению учащимися учебных материалов;
-
координация сотрудничества педагогов, работающих в классе;
-
работа с дневниками учащихся: проверка дневников, выписывание отметок учащихся в дневник, анализ дневниковых записей и контакт с родителями по поводу учебных результатов за неделю;
-
создание условий для интеллектуального развития учащихся, их способностей и достижений, познавательных интересов и кругозора (кружки, факультативы, экскурсии, выставки);
-
развитие индивидуальных качеств личности учащихся с помощью школьного психолога и социального педагога, библиотекаря;
Третья группа «Организация жизни класса во внеурочное время» включает в себя следующие обязанности:
1.создание здорового микроклимата в детском коллективе, формирование положительных межличностных отношений, их регулирование и коррекция;
-
развитие у учащихся навыков общения, умения отвечать перед коллективом за порученное дело, помогать в выполнении дела, контроль за его исполнением;
-
организация и проведение в соответствии с планом воспитательной работы творческих дел, классных часов, с привлечением всего класса или отдельных учащихся;
-
вовлечение учащихся в созидательную деятельность, воспитание доброты и милосердия;
-
организация просвещения учащихся по преодолению вредных привычек;
-
охрана здоровья учащихся класса с учётом отклонений от норм здоровья каждого ученика, укрепление здоровья каждого ученика на основе вовлечения учащихся в физкультурно-оздоровительную деятельность. Организация походов, секций внутри школы и вне её;
-
помощь в деятельности учащихся класса в различных детских общественных организациях;
-
организация и проведение часов общения, тематических классных часов.
Четвёртая группа «Изучение личности и коррекция воспитания» включает в себя следующие обязанности:
1. привитие санитарно-гигиенических навыков и навыков бережного отношения к своему здоровью;
-
привитие навыков работоспособности и воспитания ответственного отношения к трудовой деятельности;
-
воспитание эстетической, нравственной культуры учащихся;
-
воспитание гражданственности.
-
работа с характеристикой класса и отдельных учащихся
Пятая группа «Работа с родителями» выглядит так:
-
изучение семейной ситуации и условий воспитания ребёнка в семье;
-
индивидуальная и групповая работа с родителями, тематическое консультирование;
-
проведение тематических родительских собраний (1 раз в четверть);
-
привлечение родителей класса к ремонту школьных помещений и к организации интересной, насыщенной внеучебной деятельности;
5.проведение совместных тренингов родительского взаимодействия в системе ученик-родитель;
6. влияние на общение родителей с детьми;
7.защита интересов и прав ребёнка в общественных организациях и государственных судебных органах.
4.Формы работы классного руководителя:
В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися:
-
индивидуальные (беседы, консультации, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
-
групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);
-
коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).
При выборе форм работы с обучающимися целесообразно руководствоваться следующим:
-
определять содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед общеобразовательным учреждением;
-
учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия;
-
обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально значимой, творческой деятельности обучающихся класса.
5. Работа классного руководителя по изучению учащихся:
Проведение воспитательной работы немыслимо без знания возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Незнание этих особенностей зачастую служит причиной серьёзных просчётов и педагогических ошибок.
Изучение школьников классными руководителями проводится с помощью различных методов. Важнейшими их них являются: повседневное наблюдение за деятельностью и поведением учащихся в процессе учебных занятий и внеурочной работы, индивидуальные и групповые диагностические беседы, изучение результатов деятельности учащихся, посещение их на дому, естественный эксперимент.
Как же использовать их в процессе воспитания школьников?
Повседневное наблюдение за деятельностью и поведением учащихся. Сущность этого метода заключается в том, чтобы, наблюдая за учащимися в различных условиях учебной и внеклассной работы, выявлять особенности их отношения к выполнению школьных обязанностей, черты характера, культуру поведения. Чтобы делать по этим вопросам обобщающие выводы, нужно владеть фактами и примерами, которые характеризуют устойчивые, а не случайные проявления. Например, когда, наблюдая за тем или иным из учащихся, классный руководитель замечает, что он на уроках не может сдерживать себя и ведёт себя не спокойно, на переменах с криком бегает по коридору, логично сделать вывод о недостаточной его дисциплинированности. Если на какого-нибудь ученика учителя жалуются, что он списывает домашние задания или совсем не выполняет их, можно предполагать, что он требует постоянного внимания и помощи в улучшении домашней работы.
Индивидуальные и групповые диагностические беседы с учащимися, учителями и родителями. С их помощью классный руководитель имеет возможность узнать, как относится той или иной школьник к учебным занятиям, чем интересуется и занят во внеурочное время, какие трудности испытывает в овладении знаниями. В задушевных индивидуальных беседах учащиеся рассказывают о своих успехах и неудачах в учёбе, характере отношений с одноклассниками.
Изучение результатов деятельности учащихся. В школе проводятся различные конкурсы, выставки, даются домашние задания. Сами школьники проявляют творческие способности и мастерят различные поделки. Некоторые из них любят рисовать, другие занимаются коллекционированием и т.д. По результатам этой разнообразной деятельности классный руководитель может судить не только об увлечениях, но и о склонностях и способностях учащихся, делать прогнозы их развития.
Посещение учащихся на дому позволяет накапливать представления о том, как живёт и работает тот или иной ученик в домашних условиях, как соблюдается режим, какая атмосфера в семье, чем заполняет он свободное время. Очень важное значение имеют здесь контакты с родителями, их мнения, просьбы, жалобы. Всё это даёт материал для дальнейшего улучшения внеклассной работы.
Естественный эксперимент. Сущность его состоит в том, что дети включаются в какую-нибудь деятельность, и педагог наблюдает за их поведением не в искусственно созданных ситуациях, а в процессе обычной работы и таким образом изучает их особенности. Например, классу поручается закончить начатую раньше уборку участка школьного двора. Но поскольку работы там немного, то классный руководитель предлагает принять в ней участие тем, кто пожелает сам. И вдруг оказывается, что те, кого часто хвалят за успеваемость и общественную активность, не изъявляют желание принять участие в труде. Замечая это, классный руководитель делает вывод, что нужно с этими учащимися усилить работу по воспитанию у них трудолюбия.
Изучение школьников — процесс непрерывный. Классный руководитель обращает внимание не только на особенности поведения, характера и разнообразной деятельности своих воспитанников, но и на те изменения, которые происходят в их развитии. Всё это требует, чтобы он постоянно фиксировал и накапливал данные о результатах изучения учащихся и глубоко анализировал их. А.С.Макаренко считал необходимым, чтобы педагог вёл дневник изучения учащихся, регулярно записывал важнейшие факты их поведения, видел тенденции их развития и на этой основе прогнозировал и проектировал воспитательную работу.
6. Работа классного руководителя с учителями-предметниками.
Проводя воспитательную работу с учащимися, классному руководителю следует поддерживать тесные контакты с учителями с целью установления единых требований к учащимся и повышение качества учебно-воспитательного процесса. В каких же формах осуществляется эта работа?
Одной из таких форм является посещение классным руководителем уроков, проводимых учителями в его классе. В процессе посещения занятий он наблюдает за работой учащихся, их дисциплиной, анализирует качество их знаний и познавательную активность. Одновременно с этим классный руководитель изучает вопрос о накоплении оценок и использовании их стимулирующей роли в учении, о дозировке объема домашних заданий и т.д.
Важной проблемой в работе классного руководителя с учителями является организация помощи слабоуспевающим школьникам. Конечно, эту работу должен вести каждый учитель. Но классный руководитель, находясь в постоянных контактах с учащимися, иногда может подсказать причины снижения качества знаний того или иного ученика и попросить учителя учесть их в своей работе.
Таким образом, тесное взаимодействие классного руководителя с учителями помогает ему повышать содержательность и действенность внеклассной воспитательной работы.
7.Работа классного руководителя с родителями учащихся.
Главное в работе классного руководителя с родителями состоит в том, чтобы обеспечить единство требований к воспитанию учащихся со стороны семьи и школы, создать нормальные условия для их домашнего учения и направлять воспитательную деятельность семьи.
Большое место в работе классного руководителя с семьёй занимает систематическое информирование родителей об успеваемости, поведении и общественно полезном труде учащихся. С этой целью один раз в учебную четверть проводится родительское собрание, на которых детально анализируется состояние успеваемости и дисциплины школьников и намечаются мероприятия по улучшению работы семьи в этом направлении. В необходимых случаях, когда срочно требуется вмешательство семьи в решении той или иной воспитательной задачи, классный руководитель посещает их на дому или приглашает в школу, и они совместно договариваются о том, какие меры нужно предпринимать для улучшения учёбы или поведения учащихся.
Например, ученик перестал дома готовить уроки, вошёл в контакт с нездоровой компанией. В этом случае классный руководитель советует родителям усилить контроль за его домашней работой, а так же за поведением вне школы.
Обязанность классных руководителей — осуществлять педагогическое просвещение родителей, в особенности с учётом специфического подхода к учащимся различных возрастных групп. Так, необходимо ознакомить родителей с возрастными особенностями воспитания и развития тех учащихся, с которыми работает классный руководитель, и дать практические советы о том, какое отражение должны находить эти особенности в процессе семейного воспитания. Беседы, лекции и доклады для родителей обычно охватывают такие вопросы: особенности семейного воспитания младших школьников (подростков или старших школьников); взаимоотношения родителей и детей и их влияние на семейное воспитание; как помогать детям учиться и д.р.
Оказывая влияние на воспитательную деятельность семьи, классный руководитель в тоже время опирается на родителей при проведении воспитательной работы с учащимися. Родители — специалисты в различных областях знаний и профессий могут проводить с учащимися беседы на медицинские, патриотические и производственные темы, принимать участие в организации экскурсий.
10