Институт политического руководства

image description

disserCat — электронная библиотека диссертаций работаем для вас с 2009 года

  • Корзина пуста

Вход
|
Регистрация

Вы робот?

Мы заметили, что с вашего адреса поступает очень много запросов.

Подтвердите, что вы не робот

Автор статьи

Эксперт по предмету «Политология»

Задать вопрос автору статьи

Сущность политических институтов

Определение 1

Политические институты представляют собой систему учреждений, которые организовывают и обслуживают процесс осуществления политической власти. Политические институты обеспечивают установление политической власти, ее поддержание, обмен деятельностью между властью и различными другими сферами политической жизни, передачу политической информации обществу и другие важные для общества функции.

Традиционно, основными политическими институтами являются государство, общественные организации (движения), а также политические партии.

Наиболее общие функции основных политических институтов

К ним относятся:

  • консолидация социальных групп и общества в целом для реализации их интересов
  • выработка политических программ, которые выражают устремления социальных групп, а также организация их осуществления
  • регулирование и упорядочение действий общностей в соответствии с принятыми политическими программами
  • интеграция различных социальных групп
  • развитие и защита системы общественных ценностей и отношений, которые соответствуют интересам общества
  • обеспечение оптимальной направленности и динамичного развития политического процесса на реализацию преимуществ и приоритетов соответствующих общественных сил.

Основные особенности политических институтов

Формируются политические институты в основном на основе тех или иных неинституционализированных групп или общностей. Существенным отличием формальных политических институтов от предшествующих организаций можно назвать наличие оплачиваемого аппарата управления, действующего на постоянной основе. Как субъект политики, каждый политический институт реализует свою активность через деятельность руководителей различных уровней, лидеров, рядовых членов и т. д. Политические институты взаимодействуют с социальной средой с целью удовлетворения конкретных и, в то же время, непрерывно меняющихся групповых и индивидуальных социально-политических интересов.

«Политические институты» 👇

Безусловно, в своей совокупности политические институты играют наиболее весомую роль в политическом процессе, однако, первичным политическим субъектом всегда является личность, отдельно взятый индивид. Стоит отметить, что в отечественной практике независимая личность далеко не всегда признавалась свободным и самостоятельным субъектом политики. Очень долгое время роль субъектов политических действий отводилась народным массам, политическим объединениям и общностям. Каждая отдельно взятая личность могла принимать участие в политической жизни в основном в качестве члена официальных структур со строгой регламентацией политических функций.

На самом же деле, потребности каждого человека, его цели и ценностные ориентации являются «мерой политики», а также движущим началом социально-политической активности различных социальных групп, а также институтов и организаций, которые выражают их интересы.

Статус субъекта политики не может существовать, как изначально имманентный тому или иному индивиду или же социальной группе. Другими словами, политические качества врожденными не бывают. Каждый индивид – потенциальный субъект политики, однако, далеко не каждый таковым становится реально. Для того, чтобы произошло становление индивида как политического субъекта, ему следует обрести в свое существование и сущность в политике. Другими словами, человеку необходимо освоить свой политический опыт практически (осознав самого себя в роли субъекта политики), выработать собственную позицию в политическом процессе, а также сознательно определить свое отношение к миру политики и степень своего участия в ней.

Реализация индивидом своей политической сущности очень тесно взаимосвязана с его индивидуальными особенностями. Она преломляется через структуру его личности, в которой основными компонентами можно выделить психологическую, социальную, духовную и биологическую подструктуры.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Институты политической системы

Содержание:

  • Политический институт — определение
  • Атрибуты институтов

    • Поддержание связи субъектов с проблемами, интересами
    • Политические отношения возникают через действия и процессы в обществе
    • Влияние на внешние и внутренние параметры существования людей
  • Признаки
  • Функции
  • Разновидности

    • Институт парламентаризма
    • Институт государственной службы
    • Институт главы государства
    • Институты судопроизводства
  • Структура

Политический институт — определение

Политические институты – это система учреждений, целями которой являются организация и обслуживание процесса осуществления политической власти.

Традиционно к числу основных понятий институтов причисляют государство, организации и движения, сформированные обществом, и партии. Главные назначения институтов:

  • формирование политической власти;
  • поддержание структуры управления;
  • передача политической информации общественности и другие функции.

Те или иные неинституционализированные группы и общности создают политические институты. Системы отличаются от предшествующих структур оплачиваемым аппаратом управления, который функционирует на постоянной основе. Руководители разных уровней, лидеры, рядовые члены и другие участники обеспечивают активность субъекта политики. Взаимодействие политических институтов с социумом направлено на удовлетворение интересов конкретного, непрерывно меняющегося группового и индивидуального социально-политического характера.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Отечественная практика демонстрирует редкое признание независимой личности, как свободного и самостоятельного субъекта политики. Длительное время в истории роль субъектов политических процессов исполняли народные массы, объединения и общности. Участвовать в политике могла отдельно взятая личность в рамках официальных структур, функции которых были строго регламентированы.

Классификация политических институтов:

  1. Собственно-политические системы, представляющие собой организации, которые осуществляют власть или прямо воздействуют на нее. К ним относятся государство, партии, общественно-политические движения.
  2. Несобственно-политические институты, которые функционируют в неполитических сферах деятельности, такие, как профсоюзы, религиозные, кооперативные, корпоративные структуры. Цели данных механизмов не могут быть достигнуты вне политической системы, хотя не связаны с борьбой за власть и решением политических задач.
  3. Организации с незначительным политическим аспектом в деятельности, включая клубы по интересам, спортивные общества, самодеятельные коллективы. Цель таких структур — достижение личных интересов и потребностей определенных слоев общества. Так как на эти объекты воздействуют государство, партии или движения, они приобретают политическую характеристику.

«Мера политики» — это потребности, цели и ценностные ориентации каждого гражданина, которые приводят в действие и способствуют социально-политической активности социальных групп, институтов и организаций, выражающих интересы каждого человека. Для того чтобы индивид, являясь потенциальным субъектом политики, стал таковым в действительности, от него требуется освоение собственного опыта на практике, определение собственной позиции в процессе, сознательное определение отношения к политическому миру и степени своего участия в нем.

Атрибуты институтов

Свойства политических институтов обеспечивают воспроизводство устойчивых политических отношений.

  1. Нормы, регулирующие принцип взаимного действия.
  2. Санкции, направленные на формирование нормальных моделей поведения.
  3. Институциональный порядок.

С помощью атрибутов институты приобретают объективность, способность к самовоспроизведению в формате образований социума, независимость от желаний и воли конкретных индивидов. Эти свойства побуждают членов общества ориентироваться в собственном поведении на регламентированные модели, предписанные правила и нормы.

Поддержание связи субъектов с проблемами, интересами

Устойчивость отношений в политической сфере обеспечивается с помощью формирования четких норм и правил, которые регулируют типы поведения граждан в процессе их взаимодействия. Например, для института парламентаризма характерно регулирование поведение депутатов. Последние обязаны вести законотворческую деятельность, общаться с избирателями, отстаивать публично собственную позицию и выполнять другие функции, предписанные регламентом. Если в процессе выборов персональный состав парламента меняется, то базовые нормы остаются неизменными.

Политические отношения возникают через действия и процессы в обществе

Представители общества регулярно контактируют друг с другом. Действия и процессы формируют политические отношения. Институциональное взаимное действие приобретает устойчивость с помощью постоянной поддержки санкциями, которые призваны предотвращать нарушения принятых норм и правил. Они применяются в виде общественных замечаний, порицаний, принимают форму принуждения по отношению к нарушителю.

Влияние на внешние и внутренние параметры существования людей

Институционный порядок формирует параметры жизни людей. Взаимодействуя, граждане рассматривают регламентированные правила, как необходимые, значимые и естественные. Нормы институтов усваиваются во время обучения и общения. Стремление формировать поведение таким образом, чтобы избежать столкновения с санкциями, является проявлением воздействия системы на общество. Принятые нормы становятся неотъемлемым атрибутом существования людей.

Признаки

Дифференциация власти и усложняющиеся политические отношения приводят к возникновению политических институтов. Они различаются на институты, которые относятся к комплексам нормативных ограничений, и организации, которые представляют собой группы людей с определенными целями и принимающими решения, разрабатывающими правила для их оптимизации. Основные признаки политических институтов:

  • члены-участники системы;
  • наличие полномочий;
  • для реализации миссий используются имеющиеся ресурсы;
  • распределение ролей;
  • формирование норм и правил.

Как и организации, институты характеризуются структурированными отношениями людей, построенными с помощью введения норм. Институты представляют собой определенные правила, на которых основаны политические процессы, а организации являются объединениями индивидов, чьи действия ограничены этими правилами.

Функции

Конкретные институты и нормы образуют систему. Формат структуры определяется деятельностью государства, формами правления, государственным устройством и политическим режимом. На функционирование институтов может оказывать влияние экономический строй общества, политическая воля правящих слоев и групп, политическая культура людей, исторические традиции государственного строительства. Эволюция политических институтов происходит за счет глубинных процессов развития общества, происходящих внутри системы или за ее пределами. Вместе с тем институты значительно влияют на жизнь общества.

Общие функции институтов:

  • объединение общества и социальных групп для реализации их коренных интересов;
  • разработка программы по формулировке и реализации запросов социальных общностей;
  • упорядочение и контроль процессов в обществе;
  • создание пространства общественных отношений, в которое интегрируются другие социальные слои и группы;
  • защита и развитие системы общественных отношений, ценностей, которые отражают интересы представляемых общностей;
  • реализация приоритетов и преимуществ соответствующих социальных сил.

Разновидности

В современном мире существуют разные политические институты. Каждый вид обладает рядом особенностей:

  • институт исполнительной власти представляет собой сложную систему, которая формируется между государственными органами и должностными лицами в процессе текущего управления общественными делами и действиями населения;
  • институты судебной власти представляют собой систему конституционного, административного, гражданского, уголовного судопроизводства, а также судов общей юрисдикции;
  • институт гражданства формирует систему взаимных обязательств между государством и гражданином;
  • институт избирательного права необходим для установления порядка выборов представителей граждан, которые занимают должности в органах власти разнообразных уровней, включая президентский пост.

Институт парламентаризма

Институт парламентаризма формирует и контролирует отношения, которые возникают в современном обществе в процессе создания представительного органа государственной власти, выполнения им законотворческой функции. Система парламента состоит из устойчивых отношений, возникающих между людьми, которые обрели определенный статус. Функции института парламентаризма:

  • разработка обязательных для исполнения норм правовой системы;
  • отстаивание интересов каждой из социальных групп населения страны.

Нормативный контроль затрагивает вопросы компетенции парламента, порядок, согласно которому он формируется. Система определяет полномочия депутатов, характер их взаимодействия с конкретными избирателями и гражданским обществом страны в целом.

Институт государственной службы

Институт государственной службы создан для регулирования профессиональной деятельности людей, которые принадлежат к особой статусной группе. На примере России данный контроль осуществляется, согласно закону «Об основах государственной службы Российской Федерации». Регламент позволяет определить признаки правого статуса государственных служащих, упорядочить этапы прохождения госслужбы, определить систему поощрений и ответственности исполнителей, основания для прекращения их деятельности.

Институт главы государства

Институт президентства, или главы государства, необходим для обеспечения устойчивости при воспроизводстве общественных отношений. Лидер государства выступает от имени народа, формирующего гражданское общество. Глава системы управления играет роль высшего арбитра в спорных ситуациях, гарантирует целостность государства, незыблемость соблюдения прав граждан, дарованных им Конституцией.

Институты судопроизводства

Институты судопроизводства регламентируют отношения, которые складываются по причине необходимости урегулирования разных споров в обществе. Суд не предназначен для создания нормативных актов, распоряжений и управления в отличие от других институтов. Принять судебное решение возможно в условиях власти, которая обеспечивает обязательное подчинение конкретных граждан принятому решению.

Структура

Политические институты представлены многофункциональной структурой, которая состоит из следующих компонентов:

  1. Институциональный включает различные социально-политические институты и учреждения.
  2. Функциональный представляет собой совокупность ролей и функций, осуществляющихся отдельными социально-политическими институтами или их комплексами.
  3. Регулятивный в виде совокупности политико-правовых норм и других инструментов для контроля взаимодействия субъектов системы.
  4. Коммуникативный является комплексом различных отношений, которые возникают в процессе взаимодействия субъектов системы, относительно вопросов власти, выработки и осуществления политики.
  5. Идеологический состоит из идей, теорий концепций, включая разные формы политического сознания, политической и правовой культуры, политической социализации.

Каждый компонент системы обладает собственной индивидуальной структурой, формами внутренней и внешней организации, способами выражения. К основным подсистемам относятся:

  1. Государство, политические организации, учреждения и объединения.
  2. Политические отношения.
  3. Политические и правовые нормы и принципы.
  4. Политическое сознание и культура.

Каждый компонент структуры обладает рядом особенностей. Составляющие политического института характеризуются определенной целью и ролью. Им отведено конкретное место в рамках единой политической системы.

Политические институты определяют, как некую систему учреждений, которая организовывает и способствует благосостоянию процесса политической власти.

Роль политических институтов заключается в том, чтобы обеспечить установление власти, поддерживать ее жизнедеятельность, совершать обмен деятельностью между властью и иными политическими сферами, а также осуществлять передачу необходимой политической информации для социума.

Традиционно, самыми основополагающими политическими институтами является непосредственно само государство, различные общественные формирования (движения) и политические партии.

Функции политических институтов

Самые основные функции политических институтов, к которым относятся следующие:

  • Консолидация социальных организаций и общества, чтобы содействовать в воплощении их интересов.
  • Ряд действий направленных на создание политических программ, которые окажут стремление общественных организаций, а также предоставить помощь в их организации и осуществлении.
  • Стабилизация и регулирование общественных действий посредством ранее установленных политических программ.
  • Интеграция (объединение) разных социальных групп.
  • Продвижение, а также оказание защиты общепринятых отношений и ценностей общества.
  • Предоставить приемлемую нравственность и обеспечить подвижное развитие политического процесса на осуществление преимуществ и приоритетов соответствующих общественных сил.

Нет времени решать самому?

Наши эксперты помогут!

Главные отличительные признаки политических институтов

Любые типы политических институтов построены на фундаменте тех или иных не институционализированных групп или общностей. Действительно, главной особенностью формальных политических институтов, которая отличает политические институты от других организаций — это присутствие оплачиваемого инструмента управления, который действует регулярно и непрерывно, на постоянной основе. Как субъективное устройство политические институты осуществляет свою деятельность через активность руководства различного слоя, лидеров или рядовых членов государства и т.д.

Развитие политического института напрямую зависит от социальной среды, суть политического института этом случае — это взаимодействие с обществом, удовлетворение его конкретных запросов и в тоже время постоянно сменяющихся как групповых, так индивидуальных социально-политических интересов.

Несомненно, что в совокупности политические институты оказывают наибольшее влияние на политический процесс, но несмотря на это, первичным политическим субъектом всегда был и будет оставаться личность (отдельно взятый конкретный индивид). К сожалению, нашей отечественной истории индивид отнюдь не всегда представлялся как абсолютно свободным и самостоятельным субъектом в области политики. На протяжении многих лет роль субъектов в политической деятельности была в руках народных масс, политическим сообществам и общностям.

Любая из выбранных личностей может принимать участие в политической жизни при этом выступая в качестве лица представляющего официальные структуры с четко прописаны регламентом политических функций. В настоящее время, нужды, цели и ценностные ориентации любого человека в Российской Федерации являются мерой, которая используется политиками. Также это является движущим началом, которая отвечает за социально-политическую активность всевозможных социальных групп, организаций, политических институтов общества, которые будут отвечать за выражение их интересов. Положение политического субъекта не может существовать, как в самом начале свойственны одной или другой личности, или социальной группе. Если выразиться иначе, политические качества просто не могут быть врожденными.

Каждая личность — это потенциальный политический субъект, но при этом ни каждый из них становится таким на самом деле в реальности. Для того, чтобы индивид стал политическим субъектом, ему нужно будет в свое существование ввести всю сущность политики.

Если говорить иными словами, каждый человек, в своем политическом становлении, должен освоить политику практически и осознать себя в роли политического субъекта, а также выработать личную политическую позицию о всем этом процессе и осознанно понять, как вы относитесь к политическому миру и как влияете на него.

Воплощение индивидом своей политической сущности напрямую связана с его индивидуальностью. Она проходит через его устройство личности, в которой основополагающими элементами следует выделить духовную, социальную, психологическую и биологическую.

Значение политических институтов в обществе

    Человек в большей или меньшей степени зависит от государства, призванного защищать его права и безопасность, но взамен требующего от него соблюдения многочисленных, подчас весьма обременительных норм и правил.

    Аристотель полагал, что первоначально люди объединяются в семьи, затем несколько семей образуют селение и на завершающей стадии этого процесса создается государство как форма общежития граждан, пользующихся известным политическим устройством и подчиняющихся власти законов.

    Воззрения античных философов отражали реальность политической жизни государств—полисов. В средние века в Европе получила распространение теория государства—вотчины: государственная власть выводилась из права собственности на землю, что соответствовало политико-правовой практике феодального общества.

    В соответствии с этой теорией государство возникло в результате сознательного и добровольного соглашения людей, которые прежде пребывали в естественном, предгосударственном состоянии, но потом для того, чтобы надежно обеспечить свои основные права и свободы, решили создать государственные институты.

    Государство в его современных формах сложилось в ходе длительного исторического развития. Возникло государство не сразу: постепенно от общества обособились институты политического руководства, которым шаг за шагом передавались функции, прежде осуществлявшиеся всем племенем или родом. Поначалу незначительное, но с течением времени все более явное имущественное расслоение привело к необходимости создания специфических норм, правил и структур, регулировавших имущественные отношения. Учащавшиеся столкновения между численно возросшими племенами из-за плодородных земель, охотничьих территорий и т.д. вызывали необходимость сохранять достояние племени и увеличивать его за счет других с помощью специально для этого созданное вооруженной силы.

    Кроме общих причин возникновения государства, можно выделить пять факторов, также ускорявших появление государственных структур и придававших им определенную специфику. К ним относятся завоевания (скажем, одного племени другим) и необходимость создания механизма власти для сохранения покорности порабощенных; наличие внешней угрозы, требовавшей создания вооруженных формирований и регулярного сбора средств на их содержание; необходимость проведения крупных хозяйственных работ, немыслимых без мобилизации значительных материальных и человеческих ресурсов и создания аппарата для их рационального распределения и использования.

Сущность государства

    В настоящее время термин «государство» в зависимости от контекста может иметь различный смысл.

    Во-первых, в узком смысле слова государство идентифицируется с представительными и исполнительно-распорядительными органами политической власти, а также с системой правовых норм, определяющих их функционирование.

    Во-вторых, этот термин употребляется для обозначения отношений политической власти, т.е. отношений господства и подчинения между различными группами граждан, между органами власти (например, парламентом и правительством), а также между органами власти и общественными организациями.

    В-третьих, в обыденной речи термин «государство» зачастую употребляется как синоним понятий «страна», «отчизна», «общество».

    Такая многозначность термина «государство» не случайна. Она вытекает из сущности государства не только как классовой, но и как универсальной организации, призванной обеспечивать целостность общества. Эта многозначность обусловлена и самой организацией государства, в структуру которого органически вплетены основные компоненты общества.

    Как универсальную форму организации общества государство составляют следующие элементы: территория, население, власть.

    Территория — это физическая, материальная основа государства. Территорию государства составляет та часть мирового пространства, на которой в полной мере действует власть данной правящей политической группы. Причем эта территория не сводится только к так называемой твердой земле. В нее входят недра, воздушное пространство, территориальные воды. Во всех перечисленных средах государство осуществляет свою суверенную власть и имеет право защищать их от внешнего вторжения со стороны других государств и частных лиц.

    С территорией прежде всего связан вопрос возникновения и исчезновения государств. В конечном счёте без территории государств не бывает. С утратой территории (например, в результате войны) государство прекращает существование. Именно этим объясняется тот факт, что с вопроса о контроле над той или иной частью пространства начинают развиваться многие внутренние и внешние политические конфликты. И именно поэтому одной из главных целей правящих политических групп, не состоящих на службе иностранных держав, является гарантирование территориальной целостности государства, для чего используются различные средства — от дипломатических до военных.

    Население — как составляющий элемент государства есть человеческое сообщество, проживающее на территории данного государства и подчиняющееся его власти. Проживающее на территории государства все население составляет сообщество людей, единый народ, нацию. В большинстве западных государств, особенно в англоязычных странах, понятия «народ» и «нация» употребляются как тождественные. Понятие «нация» (от лат. «natio» — племя, народ) связывается с государством, и под таковой понимается все сообщество людей, народонаселение занимаемой государством территории независимо от этнической принадлежности, объединенное одним правлением. Разумеется, в действительности в рамках народа как всего населения данного государства нередко сосуществуют различные этнические группы (народности), которые также иногда называют себя нациями.

    Власть является определяющим элементом (признаком) государства. Государство придает своим властным велениям обязательную силу для всего населения. Эти веления выражаются в виде юридических норм (законов), принимаемых уполномоченными на то государственными органами. Именно через законодательные органы государства правящая политическая группа доводит свою волю до подвластных. Обязательность же соблюдения населением юридических норм обеспечивается деятельностью исполнительно-распорядительных государственных органов, судов, других юридических учреждений, а также специального аппарата принуждения. Последний состоит из отрядов людей, намеренно для этой цели организованных и имеющих соответствующие материальные средства. Власть правящей политической группы осуществляется посредством комплекса специальных институтов. Систему таких институтов в политической и правовой науке принято называть органами государственной власти и управления. Основными элементами этой структуры являются институты законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, имеющие в различных странах разное оформление и название. Важное место в структуре исполнительной власти занимают органы охраны общественного порядка и государственной безопасности, а также вооруженные силы. Посредством этих органов обеспечивается монопольное право государства на применение мер принуждения. Иногда в качестве органов власти называются средства массовой информации — государственные печатные органы, радио и телевидение. Однако последние не располагают какими-либо властными полномочиями и, следовательно, не могут быть отнесены к институтам власти.

    Функции отражают главные направления деятельности государства по выполнению им своего предназначения. В функциях государства и проявляется его сущность. В самом общем виде государство выполняет две основные функции: посредническую и функцию управления.

    Посредническая функция прямо связана с природой государства как орудия регулирования противоречий и конфликтов, которые возникают в обществе, разделенном на социальные группы. Социальные конфликты могут быть урегулированы лишь с помощью общественной силы, возвышающейся над частными интересами различных социальных групп. В качестве таковой и выступает государство.

    Наряду с посредническими функциями в отношениях между господствующими и подчиненными социальными группами, властвующая группа вынуждена также выступать в качестве арбитра и в конфликтах между различными своими частями.

    Посредническая функция государства не ограничивается урегулированием внутренних социальных конфликтов. На государственную власть возложена обязанность разрешать внешние конфликты, обеспечивать развитие отношений с зарубежными странами. Умение правящей политической группы обеспечивать укрепление обороны страны, повышение ее безопасности, развитие международных отношений является столь важным, что она может усилить или потерять свою власть в зависимости от успеха или неуспеха в этом деле. Еще более важное значение посредническая функция имеет для обеспечения внешних условий жизнедеятельности страны, поддержания и укрепления целостности общества, ибо внешние конфликты чреваты не только ослаблением государства, но и прекращением его физического существования.

    Функция управления состоит в регулировании хода дел в стране в целом, в более или менее эффективном контроле за выполнением определенных видов деятельности, необходимых для сохранения и развития общества как целого. В любом обществе имеются проблемы, связанные с обороной, экономикой, использованием природных ресурсов, производством продуктов питания, развитием здравоохранения, образования, социального обеспечения, судопроизводства и т.д. Задачей государства является воздействие на общественную систему в целом и отдельные её элементы с целью разрешения этих проблем или смягчения их остроты. Функция управления не менее важна для нормального развития общества, чем регулирование социально-классовых отношений. От того, с какой эффективностью она выполняется, зависят общественная стабильность и престиж правящих политических групп.

    Итак, государство как основной институт политической системы выполняет две главные функции — посредническую и функцию управления. Обе они находят свое выражение в деятельности по регулированию государства как своих внутренних, так и внешних проблем. Анализ содержания этих двух функций показал, что их можно расчленить на ряд более узких по своему характеру и содержанию. В отечественной политологической и правоведческой литературе все они, как правило, подразделяются на внутренние и внешние функции государства. К внутренним относятся: защита существующего способа производства, регулирование социальных отношений, хозяйственной деятельности, охрана общественного порядка и другие. Внешние функции составляют: обеспечение целостности, безопасности и суверенитета страны, защита интересов государства на международной арене, развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими странами, участие в решении глобальных проблем человечества и другие.

    Территория, население, власть, функции — всё это содержательные характеристики государства, которые отражают то общее, что присуще всем государствам.

    Государства весьма существенно отличаются друг от друга по особенностям своей внутренней организации, что обнаруживается и в своеобразии их внешнего облика. Это относится к различным составным элементам и сторонам деятельности государства: организации власти, территориальному устройству, методам осуществления властных велений, совокупности выполняемых функций и т.д. Особенности устройства и функционирования государства и составляют его форму. Форма государства состоит из трех элементов: формы правления, формы государственного устройства и формы политического режима.

    На основании вышеуказанных признаков можно дать определение государства.

    Государство — это организация суверенной политической власти, действующая в отношении всего населения на закреплённой за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения.

    Итак, государство — это сложное социальное явление, отличительной чертой которого является принудительная регуляция поведения людей посредством нормативных норм.

    Государство — это политическая общность, составляющими элементами которой являются территория, население и власть.

Формы правления

    Форма правления есть организация верховной государственной власти, которая предопределяет структуру высших государственных органов, порядок их образования взаимодействия между собой и населением. Известны две формы правления: монархия и республика.

    Монархия явилась первой исторической формой правления. Она характеризуется тем, что верховная власть в стране осуществляется одним лицом. Глава государства — монарх — занимает свой пост, как правило, по наследству, и его власть считается непроизводной от какой-либо другой власти, ее органа или избирателей.

    Существуют две разновидности монархии: абсолютная и конституционная. Первая характеризуется всевластием главы государства при второй власть монарха фактически не распространяется на сферу законодательства и значительно ограничена в области управления. Функции монарха в таком случае носят преимущественно представительский характер.

    Республика как форма правления, хотя и возникла позже монархии, тоже известна уже в древности. Она отличается от монархии тем, что глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от представительного органа или избирателей. Имеются три основные разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная, или полупрезидентская.

    В парламентской республике правительство формируется законодательным органом и формально ответственно перед ним. В любой момент парламент может путем голосования выразить свое одобрение или неодобрение деятельности того или иного министра, главы правительства или правительства в целом. Руководитель правительства — председатель совета министров, премьер-министр, канцлер — официально не является главой государства, но реально он — первое лицо в политической иерархии парламентской республики. Глава государства — президент здесь избирается либо парламентом, либо прямым голосованием народа. Однако в системе органов власти он занимает скромное место. Его обязанности обычно ограничиваются представительскими функциями, которые мало чем отличаются от функций главы государства в конституционных монархиях.

    Президентская республика характеризуется жестким разделением властей, при котором органы государственной власти обладают значительной самостоятельностью по отношению друг к другу. Президент здесь одновременно является главой государства и правительства, он избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом. Он сам назначает правительство и руководит его деятельностью. В президентской республике парламент не может вынести вотум недоверия правительству, а президент — распустить парламент. Однако парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и через утверждение бюджета. Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательного вето на решения законодательного органа. В президентской республике правительство отличается стабильностью, а сам президент может быть отстранен от власти лишь в случае нарушения им конституции либо совершения преступления.

    Полупрезидентская, или смешанная, республика не имеет типичных черт первых двух разновидностей рассматриваемой формы правления, но тяготеет к одной из них. Ее характерной чертой является двойная ответственность правительства — и перед президентом, и перед парламентом. В полупрезидентской республике президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства является президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент также имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.

Форма государственного устройства

    Под формой государственного устройства принято понимать территориально-организационную структуру государства. С помощью этого понятия государственное устройство характеризуется с точки зрения распределения власти в центре и на местах. По этому признаку различают унитарные (простые, национальные), федеративные (союзные, многонациональные) и конфедеративные государства, а также имперские образования.

    Унитарными являются государства, для которых характерна высокая степень централизации политической власти. Административно-территориальные единицы таких государств не обладают признаками государственности, суверенитета.

    К федеративным относят государства, территориальные части которых в той или иной мере обладают суверенитетом, имеют признаки государственности. Каждый субъект федерации имеет свою конституцию, а также органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Полномочия же между федерацией и входящими в нее государственными образованиями определяются единой конституцией.

    Конфедеративные государства — это союзы суверенных государств, образуемые для совместного решения определенных задач экономического, военного, социального и иного характера. В таких союзах отсутствуют единые органы государственной власти и управления, а создаются специальные учреждения только для координации действий участников союза по реализации намеченных задач.

    Империи — это государственные образования, характерными особенностями которых являются обширная территориальная основа, сильно централизованная власть, ассиметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией, а также разнородный этнический и культурный состав населения. Империи возникают за счет территориальной экспансии из первоначального ядра, которым мог быть город или национальное государство.

Политический режим

    Каждое государство имеет свой политический режим. Политический режим означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране.

    Режим — управление, совокупность средств и методов осуществления экономической и политической власти господствующего класса.

    В современном мире можно говорить о 140-160 режимах, которые незначительно отличаются друг от друга.

    Античный философ Аристотель дает два критерия, по которым можно провести классификацию:

по тому, в чьих руках власть;

по тому, как эта власть используется.

    Одна из достаточно простых, широко распространенных, классификаций политических режимов — деление их на тоталитарные, авторитарные и демократические. Типология политических режимов:

а) демократический политический режим;

б) либеральный политический режим;

в) авторитарный политический режим;

г) тоталитарный политический режим.

Государство и гражданское общество

    Понятие «гражданское общество» очень древнее. В трудах Аристотеля, Макиавелли, Локка, Гоббса, Монтескье, Руссо, Канта, Гегеля, Маркса, Бакунина и других гражданское общество анализируется и описывается достаточно всесторонне, конкретно и достоверно.

    В различных источниках понятие «гражданское общество» представлено по-разному.

Гражданское общество — это:

1. наличие собственности в распоряжении людей (индивидуальное или коллективное владение);

2. наличие развитой многообразной структуры, отражающей многообразие интересов различных групп и слоев, развитой и разветвленной демократии;

3. высокий уровень интеллектуального, психологического развития членов общества, их способности к самодеятельности при включенности в тот или иной институт гражданского общества;

4. законообеспеченность населения, то есть функционирование правового государства.

    Гражданское общество — это такое общество, в котором различные по своей природе объединения граждан (партии, союзы, профсоюзы, кооперативы, группы) осуществляют связь между человеком и государством и не позволяют последнему узурпировать личность. То есть при наличии гражданского общества, правительство — это лишь один элемент, сосуществующий с различными институтами, партиями, ассоциациями и пр.

    Всё это разнообразие носит название плюрализма и предполагает, что многие организации и институты демократического общества не зависят от правительства для своего существования, законности и авторитета. При существовании гражданского общества государство выступает выразителем компромисса различных сил в обществе. Экономической основой гражданского общества является право на частную собственность. В противном случае создаётся ситуация, когда каждый гражданин вынужден служить государству на тех условиях, которые ему диктует государственная власть.

    По сути дела, интересы меньшинств в гражданском обществе выражают различные социальные, политические, культурные и прочие союзы, группы, блоки, партии. Они могут быть как государственными, так и независимыми. Это позволяет отдельным людям осуществлять свои права и обязанности граждан демократического общества. Посредством участия в этих организациях разнообразными способами можно оказывать влияние на принятие политических решений.

    Гражданское общество существует и функционирует в противоречивом единстве с государством. При демократическом режиме оно взаимодействует с государством, при тоталитарном — стоит в пассивной или активной оппозиции к государству.

    Признаками высокоразвитого гражданского общества являются:

Наличие собственности в распоряжении людей (индивидуальное или коллективное владение).

Наличие развитой многообразной структуры, отражающей многообразие интересов различных групп и слоев, развитой и разветвленной демократии.

Высокий уровень интеллектуального, психологического развития членов общества, их способность к самодеятельности при включенности в тот или иной институт гражданского общества.

Законообеспеченность населения, т.е. функционирование правового государства.

    Также основными признаками гражданского общества являются:

— наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

— самоуправляемость;

— конкуренция образующих его структур и различных групп людей;

— свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;

— всеобщая информированность и прежде всего реальное осуществление права человека на информацию;

— жизнедеятельность в гражданском обществе базируется на принципе координации. В отличие от государственного аппарата, который построен на основе принципа субординации, т.е. система строгого подчинения «младших старшим».

    В свою очередь, гражданское общество стремится к тому, чтобы каждый самостоятельно определился в выборе жизненных целей и ценностей. Но в то же время, добиваясь этой цели, в гражданском обществе не всегда удается достигнуть согласия между собой, избежать конфликтов, т.к. большинство из нас хотят в основном одного и того же, «но для себя и добиваются желаемого по-своему». Однако гражданское общество стремится оберегать людей от всякого рода столкновений, тем самым избегая различных конфликтов. Всё это постепенно приводит к выделению, в качестве самостоятельной ценности в обществе, гражданских прав и свобод каждого индивида, в частности речь идет о таких правах как право на жизнь, на личную неприкосновенность, на свободное выражение своих мыслей, на частную собственность, право на свободное объединение в союзы, партии.

    Некоторые институты гражданского общества создаются в интересах самого общества в целом, общественной для общественной пользы и выгоды, для государственной целесообразности.

    Исходя из сказанного, можно дополнить к вышеуказанным признакам гражданского общества следующее:

— возникновение гражданского общества на определенных основаниях, не исключая и того момента, что некоторые институты гражданского общества создаются в интересах самого общества в целом и государственной рационализации;

— недопустимость гражданским обществом конфликтов между самими членами общества.

    Гражданское сообщество включает всю совокупность межличностных отношений, которые развиваются вне рамок и без вмешательства государств, а также разветвленную систему независимых от государства общественных институтов, реализующих повседневные индивидуальные и коллективные потребности. Поскольку повседневные интересы граждан неравнозначны, постольку и сферы гражданского общества имеют определенную соподчиненность, которую можно выразить следующим образом.

    Базовые человеческие потребности в пище, одежде, жилье и т.д., обеспечивающие жизнедеятельность индивидов, удовлетворяют производственные отношения, составляющие первый уровень межличностных взаимосвязей. Эти потребности реализуются через такие общественные институты, как профессиональные, потребительские и иные объединения и ассоциации.

    Потребности в продолжении рода, здоровье, воспитании детей, духовном совершенствовании и вере, информации, общении, сексе и т.д. реализует комплекс социокультурных отношений, включающий семейно-брачные, религиозные, этнические и иные взаимодействия. Они образуют второй уровень межличностных взаимосвязей. Потребности данного уровня удовлетворяются в рамках таких институтов, как семья, церковь, образовательные и научные учреждения, творческие союзы, спортивные общества и т.д.

    Наконец, третий, высший уровень межличностных отношений составляют политико-культурные отношения, которые способствуют реализации потребности в политическом участии, связанных индивидуальным выбором на основе политических предпочтений и ценностных ориентаций. Этот уровень предполагает сформированность у индивида конкретных политических позиций. Политические предпочтения индивидов и групп реализуются с помощью групп интересов, политических партий, движений и т.д.

    В гражданском обществе разрабатывается единый комплекс основополагающих, осевых принципов, ценностей, ориентаций, которыми руководствуются в своей жизни все члены общества, какое бы место в общественной пирамиде они не занимали. Этот комплекс, постоянно совершенствуясь, обновляясь, скрепляет воедино общество и определяет основные характеристики как экономической, так и политической его подсистемы. Экономика и политика составляют функции гражданского общества. Экономическая и политическая свободы — формы проявления более фундаментальной свободы человека как члена общества, как самоценной личности.

    Гражданское общество можно представить, как своего рода социальное пространство, в котором люди взаимодействуют в качестве независимых друг от друга и от государства индивидов. Основа гражданского общества — цивилизованный, самодеятельный, полноправный индивид, поэтому, естественно, что сущность и качество общества зависит от качества составляющих его личностей. Формирование гражданского общества неразрывно связано с формированием идеи индивидуальной свободы, самоценности каждой личности.

    Возникновение гражданского общества обусловило разграничение прав человека и прав гражданина. Права человека обеспечиваются гражданским обществом, а права гражданина — государством. В обоих случаях речь идет о правах личности, но если в первом случае имеют в виду ее права как отдельного человеческого существования на жизнь, свободу, стремление к счастью и т.д., то во втором случае — ее политические права. Очевидно, что в качестве важнейшего условия существования как гражданского общества, так и прав государства выступает личность, обладающая правом на самореализацию. Оно утверждается благодаря признанию права индивидуальной, личной свободы каждого человека.

    Таким образом, детально рассмотрев функции, формы правления, типы государств можно сделать вывод: государство выступает в качестве основного средства осуществления политической власти. Это обстоятельство придает ему статус основного института политической системы. В качестве такового государство само обладает сложной структурой, выполняет специфические функции, характеризуется определенными формами устройства. От степени развитости государства, условий, форм, методов его функционирования в решающей мере зависит качество политической жизни, уровень демократизма общества. Наибольшее развитие демократические формы политической жизни получают в правовом государстве и гражданском обществе.

Список литературы

  1. Крапивенский С.Э. Социальная философия. М., 1995.
  2. Очерки социальной философии: Учебное пособие для вузов. М. 1994
  3. Социальная философия / под ред. Лавриненко В.Н. М., 1995.
  4. Спиркин А.Г. Основы философии: Учебное пособие. М., 1988.
  5. Философия: Основные идеи и принципы. М., 1985.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как собрать меха из лего инструкция
  • Глюкометр акку чек актив инструкция по применению ошибки
  • Как подать заявление в трудовую инспекцию через госуслуги пошаговая инструкция
  • Полиоксидоний инструкция по применению взрослым для лечения онкологии
  • Загранпаспорт нового образца через мфц пошаговая инструкция