Контакты
396350 Воронежская область, Каширский район , село Каширское , улица Братская , дом 1а
8(47342)4-10-57
kdmou1@mail.ru
На сайте обнаружена ошибка
Текст с ошибкой
Нашли ошибку? Сообщите нам!
Выделите и нажмите Ctr+Enter
Инструкция
по организации антитеррористической защищенности ГАУСО «КЦСОН «Гармония» МТЗ и СЗ РТ в Буинском муниципальном районе»
- Введение
Целью Инструкции является упорядочение деятельности по обеспечению антитеррористической безопасности подведомственных Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан учреждений (далее – учреждения).
Инструкция предназначена для использования руководителями учреждений в организации защиты объектов.
Инструкция устанавливает общие подходы к обеспечению защиты учреждений, в т.ч. их инженерно-технической укрепленности, порядку организации охраны, осуществления пропускного и внутриобъектового режимов, а также ведению соответствующей документации.
Система и порядок (способы) охраны объектов регулируются постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015г. №272, федеральными законами от 21.07.1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», от 14.04.1999г. №77-ФЗ «О ведомственной охране», от 11 марта 1992г. №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», постановлениями Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 г. № 587 «Вопросы частной детективной и охранной деятельности», руководящим документом МВД РФ РД 78.36.003-2002 «Инженерно-техническая укрепленность. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств», ведомственными нормативными актами, условиями договора на охрану объекта, а также настоящей Инструкцией.
2. Обеспечение охраны учреждения
2.1. Общие положения
2.1.1. Ответственность за обеспечение антитеррористической защиты учреждения несет его руководитель.
2.1.2. Подразделения охраны несут ответственность согласно договору на охрану учреждения.
2.1.3. Под охраной учреждения подразумевается комплекс мер, направленных на своевременное выявление угроз и предотвращение нападения на охраняемые объекты, совершения террористического акта, других противоправных посягательств в т.ч. экстремистского характера, а также возникновения чрезвычайных ситуаций.
2.1.4. Охрана учреждений может осуществляться полицейскими, военизированными (ВОХР) и сторожевыми подразделениями вневедомственной или ведомственной охраны, частными охранными предприятия (ЧОП) (далее – наряд охраны), с помощью технических средств посредством вывода сигналов тревоги на местные (автономные) пульты охраны с обязательной подачей экстренного сигнала тревоги в дежурную часть отдела внутренних дел (ДЧ ОВД) или на пункты централизованной охраны (ПЦО) территориальных отделов вневедомственной или ведомственной охраны (ОВО), либо сочетанием этих видов охраны.
2.1.5. В учреждениях, в соответствии с законодательством Российской Федерации, может функционировать внутриобъектовая (собственная) служба безопасности, которая координирует свою деятельность с деятельностью подразделений охраны либо выполняет их функции.
В учреждениях, в которых не предусмотрен пропускной режим, необходимо:
— прописать порядок организации визуального наблюдения работников учреждения за посетителями;
— из числа сотрудников учреждения назначить ответственного за поддержание внутреннего распорядка в учреждении и организовать проведение еженедельных инструктажей сотрудников об антитеррористической безопасности;
— разработать инструкцию по осмотру помещений учреждения в конце рабочего дня и сдачу учреждения под охрану (сторожу или вневедомственной охране).
2.1.6. Для несения службы по охране учреждений подбираются сотрудники (работники) ВОХР, сторожевой охраны, ЧОПов, имеющие соответствующую подготовку, годные по состоянию здоровья, своим моральным и деловым качествам к этой работе.
2.1.7. Лица, имеющие непосредственный доступ к организации системы охраны, предупреждаются администрацией учреждения о недопустимости разглашения сведений о режиме охраны объекта и правилах пользования техническими средствами охраны (ТСО).
2.1.8. Руководитель учреждения обязан:
— организовать охрану учреждения и проводить регулярные, а также внеплановые проверки организации его охраны, технической укрепленности, оснащенности средствами охранно-пожарной сигнализации (ОПС) и выполнение сторонами обязанностей по договору;
— проводить совместно с руководителем службы безопасности (охраны) (или лицом, назначенным приказом по учреждению ответственным за безопасность) детальный анализ особенностей охраны учреждения с определением уязвимых мест, разрабатывать исходные требования на оборудование объекта ТСО;
— обеспечивать контроль за неразглашением особенностей функционирования аппаратуры сигнализации и связи, разъяснять персоналу учреждения необходимость соблюдения этого требования;
— обеспечивать своевременный капитальный ремонт инженерных коммуникаций, кабельных линий, ограждения учреждения, модернизацию ТСО;
2.1.9. Обязанности сотрудника охраны учреждения определяются должностной инструкцией, инструкцией по пропускному и внутриобъектовому режиму, планом охраны объекта, паспортом антитеррористической безопасности, разрабатываемых администрацией учреждения с учетом данной Инструкции.
В должностных обязанностях сотруднику охраны определяются:
— порядок подчиненности;
— место несения службы;
— задачи по несению службы и ответственность за их невыполнение;
— порядок приема и сдачи поста, его особенности;
— список ответственных лиц учреждения, имеющих право вскрытия помещений и доступа на объект в любое время суток, а также порядок связи с этими работниками;
— порядок допуска в охраняемые помещения в нерабочее время лиц из числа персонала учреждения;
— порядок взаимодействия с персоналом службы безопасности и другими работниками учреждения;
— порядок приема под охрану и снятия с охраны помещений учреждения, выведенных на пульт;
— порядок проверки исправности ТСО и связи;
— порядок действий при возникновении чрезвычайных ситуаций, при нарушении посетителями правил посещения учреждения;
— порядок действий при получении сигнала «тревога», а также при проведении учебных тренировок персонала учреждения;
— порядок действий при проведении в учреждениях массовых мероприятий;
— порядок действий и использования спецтехники для выявления мест возможного сокрытия средств террора в автомобильном транспорте и ручной клади при осуществлении пропускного режима;
— время и место приема пищи.
2.2. Организация службы по охране учреждений
2.2.1. Подразделения охраны в соответствии с условиями договора обеспечивают:
— охрану учреждения или отдельных его помещений, материальных ценностей, выставление постов и маршрутов патрулирования согласно дислокации, контроль за действиями персонала, посетителей, охрану общественного порядка и пресечение правонарушений в зоне постов и маршрутов патрулирования в рамках своей компетенции;
— реагирование на сигналы срабатывания средств ОПС и тревожной сигнализации;
— пресечение несанкционированных проникновений на охраняемый объект;
— участие в локализации и ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций, в том числе вследствие диверсионно-террористических акций.
2.2.2. Сотрудники охраны выполняют служебные обязанности в составе наряда охраны в форменной одежде, экипированные средствами индивидуальной защиты и вооруженные в соответствии с нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность службы, осуществляющей охрану учреждения.
Применение оружия осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
2.2.3. Контроль за несением нарядом службы по охране учреждения осуществляется должностными лицами подразделения охраны и органов внутренних дел, руководителями (представители руководителей) учреждений в соответствии с требованиями руководящих и иных регламентирующих документов.
2.2.4. Должностные лица, уполномоченные на проверку, имеют право:
— знакомиться с документами делопроизводства по вопросам режима и организации охраны;
— проверять организацию службы охраны учреждения и исправность ТСО;
— получать от должностных лиц подразделения охраны информацию о чрезвычайных происшествиях, связанных с охраной учреждения;
— давать письменные предложения о временном усилении охраны учреждения или его отдельных помещений (подразделений) в пределах установленной штатной численности личного состава.
Результаты проверки организации охраны учреждения, предложения по устранению выявленных недостатков оформляются актом.
2.2.5. Советом безопасности Республики Татарстан, Оперативным штабом национальной антитеррористической комиссией по Республики Татарстан, в соответствии с планами-заданиями, периодически проводится изучение состояния защищенности учреждений с целью выявления проблемных вопросов и принятия мер к их разрешению.
2.3. Обязанности сотрудника охраны учреждения
2.3.1. В компетенцию сотрудника охраны входит:
— контроль за работой приборов охранной, охранно-пожарной и тревожной сигнализации, установленных на контрольно-пропускном пункте (КПП);
— сообщение о срабатывании сигнализации непосредственному начальнику, а при необходимости в подразделение охраны, орган внутренних дел, пожарную охрану;
— принятие мер к задержанию (в рамках установленных полномочий) правонарушителей;
— участие в ликвидации пожара, предупреждении угрозы взрыва;
— прием под охрану от материально ответственных лиц помещений для хранения материальных ценностей, включенных в зону охраны поста.
2.3.2. Сотрудник охраны должен знать:
— руководящие документы, определяющие организацию пропускного режима на охраняемом объекте;
— правила внутриобъектового режима;
— порядок задержания правонарушителей и оформления на них материалов задержания (в рамках установленной компетенции);
— требования охраны труда и производственной санитарии;
— расположение первичных средств пожаротушения и связи, порядок пользования ими.
2.3.3. Сотруднику охраны запрещается:
— самостоятельно сдавать под охрану и снимать из-под охраны помещения учреждения;
— сообщать посторонним лицам какие-либо сведения об обстановке в учреждении, пароль, а также присвоенные пультовые номера;
— разглашать сведения об особенностях учреждения, порядке хранения ценностей (наркотических веществ) и организации охраны.
- ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ УКРЕПЛЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
Инженерно-техническое укрепление учреждения — это совокупность мероприятий, направленных на усиление конструктивных элементов зданий, помещений и охраняемых территорий, обеспечивающих необходимое противодействие несанкционированному проникновению (случайному проходу) в охраняемую зону, взлому и другим преступным посягательствам.
Основой обеспечения надежной защиты учреждения от угроз террористического характера и иных посягательств экстремистского характера является их надлежащая инженерно-техническая укрепленность в сочетании с оборудованием данного объекта системами охранной и тревожной сигнализации.
В целесообразных случаях для усиления защиты учреждения и оперативного реагирования применяются системы контроля и управления доступом, охранного телевидения и оповещения.
В обоснованных случаях, по согласованию с территориальным подразделением вневедомственной охраны, допускается для защиты отдельных конструктивных элементов учреждения и уязвимых мест использовать только системы контроля и управления доступом или охранного телевидения, при наличии в них устройств, выполняющих аналогичные функции систем охранной и тревожной сигнализации.
Организация и проведение противопожарных мероприятий, включая оснащение учреждения системой пожарной сигнализации, осуществляется в соответствии с действующими нормативными документами Государственной противопожарной службы МЧС России.
Пожарная сигнализация при наличии технической возможности подключается на отдельные номера пультов централизованного наблюдения.
- Ограждения периметра, отдельных участков территории
учреждения
4.1.1. Ограждение должно исключать случайный проход людей (животных), въезд транспорта или затруднять проникновение нарушителей на охраняемую территорию учреждения, минуя главный вход (контрольно-пропускной пункт, калитки, ворота и другие официальные проходы).
4.1.2. В учреждениях, к которым предъявляются требования о запрете несанкционированного проникновения, должно устанавливаться дополнительное ограждение для усиления основного ограждения территории учреждения.
4.1.3. Ограждение, как правило, должно выполняться в виде прямолинейных участков, с минимальным количеством изгибов и поворотов, ограничивающих наблюдение и затрудняющих применение технических средств охраны.
К ограждению не должны примыкать какие-либо пристройки, кроме зданий, являющихся продолжением периметра. Если такие здания одноэтажные, на них следует устанавливать дополнительное ограждение.
Ограждение не должно иметь лазов, проломов и других повреждений, а также не запираемых дверей, ворот и калиток.
4.1.4. Выбор конструкций и материалов основного ограждения учреждения, обеспечивающих требуемую надежность защиты учреждения, производится в соответствии с категорией объекта (техническим паспортом объекта, другими руководящими и нормативными документами).
4.2. Ворота, калитки
4.2.1. Ворота устанавливаются на автомобильных въездах на территорию учреждения. По периметру территории учреждения могут устанавливаться как основные, так и запасные или аварийные ворота.
На отдельных участках периметра учреждения и с внешней стороны ворот на объектах следует устанавливать специальные устройства для ограничения скорости движения автотранспорта, а в категорированных учреждениях — противотаранные устройства или использовать шлюзовую систему ворот.
4.2.2. Конструкция ворот должна обеспечивать их жесткую фиксацию в закрытом положении.
Ворота следует оборудовать ограничителями или стопорами для предотвращения произвольного открывания (движения).
4.2.3. При использовании замков в качестве запирающих устройств основных ворот, следует устанавливать замки гаражного типа или навесные. Запасные или аварийные ворота со стороны охраняемой территории должны запираться на засовы и навесные замки.
Калитка запирается на врезной, накладной замок или на засов с навесным замком.
4.4. дверные конструкции
4.4.1. Входные двери в учреждение должны быть исправными, хорошо подогнанными под дверную коробку и обеспечивать надежную защиту помещений учреждения.
Входные наружные двери, по возможности, должны открываться наружу.
Двухстворчатые двери должны оборудоваться двумя стопорными задвижками (шпингалетами), устанавливаемыми в верхней и нижней части одного дверного полотна.
4.4.2. Дверные проемы (тамбуры) центрального и запасных входов в учреждение, при отсутствии около них постов охраны, следует оборудовать дополнительной запирающейся дверью.
При невозможности установки дополнительных дверей необходимо входные двери блокировать техническими средствами охраны раннего обнаружения, подающими тревожное извещение при попытке подбора ключей или взлома двери.
4.5. Оконные конструкции
4.5.1. Оконные конструкции (окна, форточки, фрамуги) во всех помещениях учреждения должны быть остеклены, иметь надежные и исправные запирающие устройства, в целесообразных случаях оборудованы ТСО.
4.5.2. При оборудовании оконных конструкций металлическими решетками их следует устанавливать с внутренней стороны помещения или между рамами, которые должны иметь открывающуюся конструкцию.
Решетки должны обеспечивать как надежную защиту оконного проема, так и быструю эвакуацию людей из помещения.
При установке защитного остекления (решетки, ставни, жалюзи и др.) силовые элементы на окна могут не устанавливаться.
4.6. Другие технологические каналы
Двери и коробки чердачных и подвальных дверей (погрузо-разгрузочных люков) по конструкции и прочности должны быть аналогичными входным наружным дверям, закрываться на замки и опечатываться должностными лицами, определенными администрацией учреждения здравоохранения.
5. ОБОРУДОВАНИЕ ОБЪЕКТА ТЕХНИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ ОХРАННОЙ И ТРЕВОЖНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ
5.2. Защита здания, помещений
5.2.1. Техническими средствами охранной сигнализации рекомендуется оборудовать все уязвимые места здания (окна, двери, люки, вентиляционные шахты, короба и т. и.), через которые возможно несанкционированное проникновение в помещения учреждения.
5.2.2. Устанавливаемые в зданиях технические средства охраны должны вписываться в интерьер помещения и по возможности устанавливаться скрыто или маскироваться.
6. ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМ ОХРАННОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ
6.1. Системы охранного телевидения (СОТ) должны обеспечивать передачу визуальной информации о состоянии охраняемых зон, помещений, периметра и территории учреждения в помещение охраны. Применение охранного телевидения позволяет в случае получения извещения о тревоге определить характер нарушения, место нарушения, направление движения нарушителя, определить оптимальные меры противодействия и своевременно подать сигнал тревоги в органы внутренних дел.
6.2. В учреждениях телевизионными камерами (ТК) следует оборудовать:
— периметр территории;
— КПП;
— главный и служебные входы;
— другие помещения по усмотрению руководства учреждения или по рекомендации подразделения охраны.
6.3. В темное время суток, если освещенность охраняемой зоны ниже чувствительности ТК, объект (зона объекта) должен оборудоваться охранным освещением видимого или инфракрасного диапазона. Зоны охранного освещения должны совпадать с зоной обзора ТК. При использовании СОТ цветного изображения применение инфракрасного освещения недопустимо. Кроме того, СОТ цветного изображения не рекомендуется применять на периметре территории.
Для записи телевизионных изображений могут применяться видеонакопители.
7. СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ОПОВЕЩЕНИЯ
7.1. Система оповещения в учреждении и на его территории создается для оперативного информирования людей о возникшей или приближающейся внештатной ситуации (аварии, пожаре, стихийном бедствии, нападении, террористическом акте) и координации их действий. Порядок оповещения определяется руководителем учреждения.
7.2. Оповещение людей, находящихся в учреждении, должно осуществляться с помощью технических средств, которые должны обеспечивать:
— подачу звуковых и/или световых сигналов в здания и помещения, на участки территории учреждения с постоянным или временным пребыванием людей;
— трансляцию речевой информации о характере опасности, необходимости и путях эвакуации, других действиях, направленных на обеспечение безопасности.
7.3. Эвакуация людей по сигналам оповещения должна сопровождаться:
— включением аварийного освещения;
— передачей специально разработанных текстов, направленных на предотвращение паники и других явлений, усложняющих процесс эвакуации (скопление людей в проходах, тамбурах, на лестничных клетках и другие местах);
— включением световых указателей направления и путей эвакуации;
— дистанционным открыванием дверей дополнительных эвакуационных выходов (например, оборудованных электромагнитными замками).
7.4. Сигналы оповещения должны отличаться от сигналов другого назначения. Количество оповещателей, их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость во всех местах постоянного или временного пребывания людей.
7.5. На охраняемой территории следует применять рупорные громкоговорители. Они могут устанавливаться на опорах освещения, стенах зданий и других конструкциях.
7.6. Оповещатели не должны иметь регуляторов громкости и разъемных соединений.
7.7. Коммуникации систем оповещения в отдельных случаях допускается проектировать совмещенными с радиотрансляционной сетью учреждения.
7.8. Управление системой оповещения должно осуществляться из помещения охраны, диспетчерской или другого специального помещения.
8. ОБОРУДОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ СИСТЕМОЙ
ОХРАННОГО ОСВЕЩЕНИЯ
8.1. Периметр территории, здания учреждения должны быть оборудован системой охранного освещения согласно ГОСТ 12.1. 046-85.
8.2. Охранное освещение должно обеспечивать необходимые условия видимости ограждения территории, периметра здания, тропы наряда (путей обхода).
8.3. В состав охранного освещения должны входить:
— осветительные приборы;
— кабельные и проводные сети;
— аппаратура управления.
8.4. В ночное время охранное освещение должно постоянно работать. Дополнительное охранное освещение должно включаться только при нарушении охраняемых участков в ночное время, а при плохой видимости и в дневное.
8.5. Сеть охранного освещения по периметру учреждения и на территории должна выполняться отдельно от сети наружного освещения и разделяться на самостоятельные участки.
Работник, уполномоченный на решение
задач в области гражданской обороны и
ответственный по пожарной безопасности КЦСОН Д.К.Ибрагимова
Последнее обновление: 16 февраля 2021 г., 08:37
Рассказываем, каковы обязанности руководителя организации в части защиты объектов от террористического акта, как обеспечить безопасность работников и посетителей, избежать административного или уголовного наказания
Основные понятия и нормативно-правовое регулирование
Что такое антитеррористическая защищенность объекта
Противодействовать терроризму обязаны не только органы государственной и муниципальной власти. Обычные граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица должны организовать работу по предупреждению терроризма. Для этого необходимо обеспечить безопасность собственных или арендуемых зданий и сооружений.
Каждый объект должен быть максимально защищен от угрозы извне. Если это школа, директор принимает меры, чтобы террористы не проникли на территорию, а если такое произошло, чтобы помощь была вызвана мгновенно. Персонал должен знать свои действия на случай террористической угрозы, уметь оказать первую помощь пострадавшим.
Антитеррористическая защищенность объекта (далее — АТЗ) — состояние здания или территории, которое не позволит совершить террористический акт. Цель АТЗ — сберечь жизнь и здоровье людей, сохранность имущества, окружающей среды, флоры и фауны.
Чтобы обеспечить АТЗ, организация должна:
- провести оценку уязвимости,
- составить акт обследования;
- категорировать объект защиты;
- составить, согласовать паспорт безопасности и актуализировать его по мере необходимости;
- отслеживать, как выполняется план по повышению защищенности, проводить ежегодные проверки.
Какие объекты подлежат антитеррористической защите
Марина Шобохонова, специалист по техносферной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификации в области охраны труда:
Согласно ч. 6 ст. 3 Закона «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-ФЗа антитеррористической защищенности подлежат места массового пребывания, к которым относятся:
- территории общего пользования поселения, муниципального округа или городского округа,
- специально отведенные территории за их пределами,
- места общего пользования в здании, строении, сооружении или ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более 50 человек.
В одной организации может быть несколько объектов защиты, если в каждом из зданий или строений находится одновременно больше 50 человек.
Какие нормативные акты регулируют эту сферу
Требования к антитеррористической защищенности объектов и территорий, их категории и формы паспортов безопасности утверждает Правительство РФ (п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ). Для разных сфер деятельности разработаны отдельные документы. Они содержат правила категорирования, формы паспортов безопасности и пр.
Перечень действующих нормативных правовых актов вы найдете в нашей шпаргалке.
В конце статьи есть шпаргалка
Категорирование объекта
Каковы критерии оценки риска
Категорию зданию или территории устанавливают, опираясь на сведения о совершенных или предотвращенных террористических актах не только на самом объекте, но и в районе его расположения. Эта информация есть в сводках федеральной службы безопасности, национальной гвардии, других статистических материалах.
Также для категоризации объектов защиты специалисты применяют математико-статистические методы расчета ущерба, которые могут оценить возможные потери населения и материального оснащения в случае террористического акта.
Чем выше категория риска, тем больше мероприятий предстоит выполнить руководству организации, чтобы обеспечить защиту.
Как организовать категорирование объекта
Критерии по категорированию перечислены в постановлениях Правительства РФ. Единого набора не существует, к разным объектам применяются разные критерии, их выбор зависит от официальной статистики по предотвращенным терактам, прогнозных показателей по количеству пострадавших и материальному ущербу.
Приказ об обследовании и категорировании объекта вы найдете в нашей шпаргалке.
В конце статьи есть шпаргалка
Чтобы правильно присвоить категорию, нужны статистические данные по совершенным или предотвращенным терактам — их необходимо получить в территориальном органе безопасности района расположения организации.
Прогнозный показатель количества пострадавших принимается равным максимальному количеству единовременно пребывающих людей на объекте или территории в рабочие дни. Прогнозный показатель материального ущерба — равным балансовой стоимости объекта или территории.
Пример. Расчет категории для детских учреждений стационарного типа
Критерии | I категория | II категория | III категория | IV категория | ||
---|---|---|---|---|---|---|
Учреждение для отдыха и оздоровления детей (Постановление Правительства РФ от 14.05.2021 № 732) |
||||||
Количество попыток или совершенных терактов за последние 12 месяцев | Пять и более | От 3 до 4 | До 2 | Не зафиксировано терактов и попыток их совершения | ||
Прогнозируемое количество пострадавших | Более 800 человек | От 300 до 800 человек | От 100 до 300 человек | Менее 100 человек | ||
Прогнозируемый размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде | Более 300 млн руб. | От 300 до 150 млн руб. | От 75 до 150 млн руб. | Менее 75 млн руб. | ||
Объекты Минпросвещения (Постановление Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006) | ||||||
Количество попыток или совершенных терактов за последние | Показатели те же | |||||
Прогнозируемое количество пострадавших | Более 1100 человек | От 800 до 1100 человек | От 100 до 800 человек | Менее 100 человек | ||
Прогнозируемый размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде | Показатели те же | Менее 15 млн руб. |
Антитеррористическая защищенность объектов
Какие документы надо оформить
Марина Шобохонова, специалист по техносферной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификации в области охраны труда:
Для того чтобы работа по АТЗ была систематизированной, руководитель предприятия должен разработать несколько документов. Первый — это план организационных и технических мероприятий по защищенности вверенных ему объектов с массовым пребыванием людей.
Организационные мероприятия | Технические мероприятия |
---|---|
Назначение ответственных за АТЗ | Установка систем контроля доступа на территорию, в здания и помещения |
Обучение и инструктажи по АТЗ, тренировки, обучение оказанию первой помощи пострадавшим при теракте; повышение квалификации для ответственных лиц и руководителя организации | Установка системы оповещения на случай террористического акта |
Заключение договоров с охранными предприятиями | Оснащение объекта и территории инженерно-техническими средствами и системами охраны |
Категорирование мест массового пребывания людей, с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения на них террористического акта и его возможных последствий | |
Разработка, утверждение, актуализация паспорта безопасности |
Приказ о создании комиссии, которая реализует этот план, обследует и присвоит объекту категорию риска, станет следующим документом. В комиссию кроме руководителя организации должны войти представители территориальных органов безопасности, МВД, Росгвардии.
В организации также должны быть:
- Паспорт безопасности объекта или территории с перечнем мероприятий по обеспечению АТЗ. Это основной документ, подлежащий проверке. Его составляют с учетом присвоенной категории риска, сроков реализации мероприятий, объема планируемых работ и выделенных средств на два финансовых года, следующих за текущим.
- Приказ о мерах по защите информации при разработке и хранении паспорта безопасности.
- План взаимодействия с территориальными органами безопасности, МВД РФ, Росгвардии. Нужен, потому что система антитеррористической защиты не может существовать обособленно. Она должна соответствовать характеру деятельности, быть интегрированной в систему управления предприятием.
- Положение (инструкция) об организации пропускного и внутриобъектового режимов и план действий при установлении уровней террористической опасности.
Какие мероприятия провести
Как обезопасить свой объект
Курс по антитеррористической защищенности для специалистов по охране труда
Пройти обучение
Нужна обучающая работа с персоналом организации и посетителями. Если речь идет о школе, то каждый ученик должен знать план эвакуации в случае сигнала угрозы теракта.
Проводите плановые учения и тренировки по отработке правильных действий. Всех работников и посетителей известите о правилах эвакуации, применении средств индивидуальной и коллективной защиты, месте сбора при эвакуации. Для этой цели нужно проводить инструктажи по АТЗ. Уделите внимание отработке действий при условном совершении террористического акта. Проводите устные опросы, записи о них вносите в журналы проведения инструктажа и практических занятий.
Кого назначить ответственным за АТЗ
Для реализации всех планов, включая тренировки, оснащение СКУД, взаимодействие с ведомствами и пр., необходимо назначить ответственных. Они вместе с руководителем организации должны пройти повышение квалификации по АТЗ.
Нельзя назначать ответственными тех, кто не обладает административно-управленческим ресурсом. Полномочия зафиксируйте в должностных инструкциях сотрудников, формулировки вы найдете в отраслевых постановлениях Правительства РФ.
Примеры должностных обязанностей:
Должность | Обязанности |
---|---|
Руководитель организации |
|
Заместитель руководителя организации |
|
Ответственный за обеспечение АТЗ объектов |
|
Руководитель структурного подразделения | руководить мероприятиями по АТЗ объектов и территорий в соответствии с требованиями и организационно-распорядительными документами предприятия |
Как обучить оказанию первой помощи пострадавшим
Сергей Мещерин, к.м.н., врач-хирург, организатор здравоохранения:
Обучение работников и посетителей объекта, например учеников школы или пациентов больницы, проводится по программам, которые не отличаются от программ обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве. Составляются они на основе Приказа Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 № 477н. Обучение можно провести внутри самой организации или направить сотрудников в учебный центр.
Первая помощь при терактах нужна в следующих ситуациях:
- отсутствие сознания,
- остановка дыхания и кровообращения,
- наружные кровотечения,
- инородные тела в верхних дыхательных путях,
- травмы различных областей тела,
- ожоги, эффекты воздействия высоких температур, теплового излучения,
- отморожение и другие эффекты воздействия низких температур,
- отравления.
Чтобы обучить работников и посетителей, организация должна приобрести и подготовить технические средства: тренажеры, учебные пособия, плакаты, стенды, памятки.
Обратите внимание: работник, который будет проводить обучение оказанию первой помощи при терактах, обязан пройти повышение квалификации в учебном центре по курсу «Подготовка преподавателей, обучающих приемам оказания первой помощи», 16 ак. часов (п. 35 Постановления Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464).
Паспорт безопасности объекта и другие документы
Как заполнить паспорт
В постановлениях Правительства РФ, регулирующих эту сферу, фигурирует понятие «паспорт безопасности». Поэтому юридически правильным будет использовать именно этот термин, а не «паспорт антитеррористической защищенности», который также встречается в различных нормативных правовых актах.
Паспорт безопасности состоит из обязательных разделов:
- Общие сведения об объекте (территории). Это сведения из устава организации, ЕГРЮЛ/ЕГРИП, из кадастрового паспорта.
- Сведения о работниках, обучающихся и иных лицах, находящихся на объекте (территории). Укажите среднее количество сотрудников и посетителей, сведения о площади объекта и режиме работы организации, например, количество смен.
- Сведения о критических элементах объекта (территории). Это важная информация, которая опирается на вероятностные методы. Критические элементы — это потенциально опасные элементы объекта, незаконное вмешательство в которые приведет к нарушению функционирования объекта.
- Прогноз последствий в результате совершения на объекте (территории) террористического акта.
- Оценка социально-экономических последствий совершения террористического акта. Этот раздел заполняется на основе бухгалтерских данных с учетом стоимости активов.
- Силы и средства, привлекаемые для обеспечения антитеррористической защищенности объекта (территории). Укажите, кто охраняет объект: частное охранное предприятие или войска Росгвардии.
- Меры по инженерно-технической, физической защите и пожарной безопасности объекта. Перечислите, какие автоматические системы оповещения и связи, средства пожаротушения применяются на объекте.
- Выводы и рекомендации.
- Дополнительные сведения с учетом особенностей объекта (территории).
Подробный алгоритм и образец заполнения паспорта безопасности вы получите на курсе повышения квалификации «Антитеррористическая защищенность»
Как оформить акт обследования и категорирования объекта
Акт обследования и категорирования объекта защиты — это первый этап создания паспорта безопасности. Акт составляют в двух экземплярах. Как и паспорту безопасности, ему присваивают гриф «ДСП» (для служебного пользования) или гриф секретности. Выбор зависит от категории объекта (ст. 8 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1).
Категорирование проводят в момент ввода объекта в эксплуатацию и в случае значимых изменений его характеристик, например, при монтаже новой автоматической системы пожаротушения.
Каждый федеральный орган исполнительной власти (министерство, ведомство), в ведении которого находятся организации, разрабатывает методический материал, который помогает составлять акт обследования и категорировать объекты защиты.
Пример. Для вузов применяется Письмо Минобрнауки России от 22.02.2018 № ТС-543/12. Для школ и детских садов — Письмо Минпросвещения России от 28.01.2020 № ВБ-85/12.
Акт обследования и категорирования объекта защиты составляет комиссия, назначенная приказом руководителя организации. Требования к созданию комиссии в органах исполнительной власти различны. Во всех случаях можно привлекать сотрудников органов безопасности и МВД России.
В некоторых ведомствах допустимо привлекать:
- сотрудников специализированных организаций;
- экспертов специализированных организаций, у которых есть право проводить экспертизу безопасности объектов (территорий);
- работников организаций, специализирующихся в области инженерно-технического оборудования объектов, проектирования и монтажа технических средств охраны;
- экспертов в области проектирования и эксплуатации технологических систем.
Каких-либо нормативно закрепленных прямых ограничений или запретов, кроме конфиденциальности информации, по составу комиссии нет. Собственник должен в первую очередь защищать информацию, представляющую интерес для террористов.
Ответственность за неисполнение законодательных требований
Наталья Герасименко, юрист, к.ю.н., эксперт по охране и экономике труда, руководитель направления «Охрана труда» в Контур.Школе:
Многие работодатели, к сожалению, халатно относятся к обеспечению АТЗ, притом что ужесточены меры ответственности за неисполнение законодательных требований — вплоть до уголовной ответственности.
В конце 2019 года в КоАП РФ появилась ст. 20.35, которая предусматривает ответственность за нарушения антитеррористического законодательства для объектов и территорий.
За нарушения организациям грозит штраф от 100 000 до 500 000 руб., должностным лицам — дисквалификация от полугода до трех лет или штраф от 30 000 до 50 000 руб.
Если действия виновных будут содержать признаки уголовного преступления, наступят основания для уголовного преследования конкретного человека — руководителя организации или сотрудника, который по должности занимался обеспечением безопасности и антитеррористической защищенности.
Пример. Школа не организовала режим антитеррористической защищенности, и в результате нападения погибли ученики и учителя. При этом согласно федеральному закону «Об образовании в РФ» (ч. 6-7 ст. 28 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ) школа обязана создавать безопасные условия для учащихся и педагогов и отвечает за неисполнение этой функции. Кроме того, в отношении педагогов действует ст. 212 ТК РФ, где сказано, что работодатель обязан обеспечить безопасность своих сотрудников во время выполнения трудовых обязанностей.
В этой ситуации директор школы и его заместитель по безопасности могут быть привлечены к уголовной ответственности по ч. 3 ст. 293 УК РФ за халатность, которая привела к гибели людей. А это принудительные работы на срок до пяти лет, а также в некоторых случаях лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Второй вариант — лишение свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
-
Образец приказа
656.9 КБ -
Перечень нормативных актов по антитеррористической защищенности
687.2 КБ
Скачать