Инструкции по определению ущерба причиняемого лесными пожарами



В статье рассматривается проблема расчета вреда, причинённого лесным насаждениям вследствие лесного пожара.

Ключевые слова: ущерб, лесной пожар, потери древесины, лесничество, стоимость древесины.

Лесные пожары в Амурской области за 2018 год причинили ущерб в размере 152,2 млн. руб., данная сумма складывается не только из стоимости потерянных лесных ресурсов, но и включает еще множество показателей.

В настоящее время расчет ущерба, причиненного лесным пожаром, является весьма затруднительным занятием. Данный факт объясняется тем, что отсутствует единая. общепризнанная методика расчета ущерба причиненного лесным пожаром.

С моей точки зрения, следует детально рассмотреть, какими нормативно — правовыми актами следует руководствоваться при расчете ущерба от лесного пожара. Следует начать с главных и перейти к вторичным.

Приказ Минприроды России от 08.07.2014 № 313 «Об утверждении Правил тушения лесных пожаров», а именно пункт 70 звучит следующим образом: «в течение пяти дней после ликвидации лесного пожара руководителем лесничества или лесопарка составляется акт о лесном пожаре. Данные о ходе тушения лесного пожара предоставляются специализированной лесопожарной организацией». На территории Амурской области данными организациями являются ГАУ Амурской области «Лесхозы» (далее — Лесхоз), при которых созданы пожарно- химические станции III типа [1].

Приказ Рослесхоза № 63 от 03.04.1998 утверждает «Инструкцию по определению ущерба, причиняемого лесными пожарами», однако необходимо отметить, данный приказ является действующим, однако необходимо отметить факт отсутствия регистрации документа в юстиции, что не позволяет его применять на практике [2].

С целью решения проблемы расчета ущерба Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз), направляет в органы исполнительной власти субъектов РФ уполномоченных в области лесных отношений письма, в которых разъясняется методика расчета ущерба от лесных пожаров.

На основании вышесказанного и с учетом переданных Амурской области полномочий в области лесных отношений вытекает следующее.

После того как пожар ликвидирован, Лесхозом передаются материалы о ходе тушения лесного пожара, на основании которых руководителем ГКУ Амурской области «Лесничество» (далее — Лесничество) составляется акт о лесном пожаре.

Детально рассматривать все пункты акта мы не будем, нас интересует пункт «Потери в результате пожара» в который входят подпункты, такие как: лесопродукции; стоимость леса на корню; зданий сооружений, оборудования, машин и иного имущества; стоимость работ по уборке территории; затраты на лесовосстановительные работы; ущерб причиненный животному миру; ущерб от загрязнения продуктами горения; стоимость работ по тушению пожара; общая сумма ущерба [3].

В данной статье рассмотрим пример определения стоимости древесины на корню потери, которой вследствие лесного пожара являются частью общего ущерба, причиненного лесному фонду.

В «Инструкции по определению ущерба, причиняемого лесными пожарами» сказано: «Потери древесины возникают вследствие сгорания и отмирания после пожара части деревьев в насаждениях, поврежденных огнем. Потери древесины в процентах от общего корневого запаса древесины определяются с учетом вида пожара, его интенсивности, преобладающей породы в насаждении и ее среднего диаметра» [2].

Таблица 1

Потери древесины на корню при пожарах [6]

N строки

Вид пожара и его интенсивность

Средний диаметр, см

Процент (от общего запаса) отмершей древесины иожидаемого последующего отпада по породам

лиственница

сосна

кедр

ель

пихта

береза

осина

твердолиственные породы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Низовой беглый

1

слабая

12–16

5

10

15

20

25

17

7

2

17–24

5

10

15

20

12

3

25–32

5

10

15

7

4

33 и более

5

10

5

5

средняя

12–16

10

15

20

30

35

25

12

5

6

17–24

5

10

15

20

30

20

7

7

25–32

5

10

20

25

15

8

33 и более

5

15

20

10

9

сильная

12–16

15

20

30

50

55

40

18

10

10

17–24

10

15

25

35

40

30

12

5

11

25–32

5

10

20

30

35

25

7

12

33 и более

15

25

30

20

Низовой устойчивый

13

слабая

12–16

20

30

50

80

85

55

25

15

14

17–24

25

25

40

70

75

45

20

10

15

25–32

10

20

30

50

60

35

15

5

16

33 и более

5

15

25

35

50

30

5

17

средняя

12–16

30

40

60

90

95

65

35

20

18

17–24

25

35

50

60

85

55

30

15

19

25–32

20

30

40

70

75

45

25

10

20

33 и более

10

20

35

60

70

40

15

5

21

сильная

12–16

55

65

85

100

100

90

60

40

22

17–24

40

50

70

95

100

80

45

35

23

25–32

30

40

60

80

85

70

35

25

24

33 и более

20

25

50

75

80

60

20

15

Верховой:

25

слабая

12–16

15

85

60

90

95

55

25

15

26

17–24

10

70

40

85

90

45

20

10

27

25–32

60

20

80

85

35

15

5

28

33 и более

50

10

75

80

30

5

29

средняя

12–16

40

95

80

100

100

65

35

20

30

17–24

15

90

75

95

95

55

30

15

31

25–32

5

85

60

85

90

45

25

10

32

33 и более

75

20

80

85

40

15

5

В таблице, взятой из «Инструкции о порядке привлечения к ответственности за нарушение Лесного законодательства», видно, что в зависимости от вида, интенсивности пожара, среднего диаметра и породного состава насаждений, пройденных пожаром, процент потерь древесины будет разниться.

Так для лиственницы (столбец 3) с диаметром 12–16 см даже слабый низовой беглый пожар (строка 1) приводит к отпаду 5 % запаса, а при среднем диаметре 17–24 см такой же пожар не приведет к потерям древесины.

На мой взгляд таблицы «Потери древесины на корню» (рис. 1) представленные в Приказе Рослесхоза № 63 от 03.04.1998, целесообразно применять в настоящее время. В целом приказ № 63 на сегодняшний день морально устарел, т. к. принятый в 2006 году Лесной кодекс РФ (ЛК РФ) значительно изменил лесную терминологию и законодательство.

Рассмотрим ситуацию, при которой низовым беглым пожаром сильной интенсивности пройдены спелые насаждения в двух таксационных выделах с корневым запасом древесины, равным 1200 м3 на первом выделе и 840 м3 на втором. На первом выделе преобладающей породой является сосна при среднем диаметре на высоте груди, равном 24 см, а на втором выделе — ель с диаметром, равным 22 см. Разряд такс — третий (расстояние вывозки составляет от 25,1 до 40 км).

Процент потерь древесины (рис. 1) составляет: для сосны — 15 % (строка 10, графа 4), для ели — 35 % (строка 10, графа 6).

Потери древесины в кубометрах составят:

– по первому выделу (сосна) — 1200 м³ × 15 / 100 = 180 м³;

– по второму выделу (ель) — 840 м³ × 35 / 100 = 294 м³.

При расчете ущерба применяются ставки платы для древесины средней категории крупности по второму разряду такс [4].

Стоимость древесины одного кубометра составляет 75,42 руб./м³ для сосны и 95,04 руб./м³ для ели [5].

Необходимо помнить о коэффициенте индексации ставок платы за единицу от объема лесных ресурсов и за единицу от площади лесного участка. На 2019 год утвержден коэффициент в размере 2,38.

С учетом коэффициента, ставки платы за кубометр составят:

– для сосны 75,42×2,38 = 179,50 руб.;

– для ели 95,04×2,38 = 226,2 руб.

Расчет ущерба за уничтожение древесины сосны.

Стоимость древесины одного кубометра сосны, средней категории крупности по второму разряду такс составляет 179,5 руб. за один метр кубический, с учетом коэффициента на 2019 год = 2,38 [6].

Поправочный коэффициент равняется 50-кратной стоимости древесины [4].

Ущерб за уничтожение одного кубометра древесины сосны составляет 179,5×50 = 8975 руб.

Ущерб за уничтожение 180 м3 сосны составляет 180×8975=1615500 руб. (1 млн. 615 тыс. 500 руб.).

Расчет ущерба за уничтожение древесины ели.

Стоимость древесины одного кубометра ели, средней категории крупности по второму разряду такс составляет 226,2 руб. за один метр кубический, с учетом коэффициента на 2019 год = 2,38;

Ущерб за уничтожение одного кубометра древесины сосны составляет 226,2×50 = 11310 руб.

Общий ущерб составляет 294 ×11310 = 3325140 руб. (3 млн. 325 тыс. 140 руб.).

Всего ущерб, причиненный при уничтожении древесины вследствие пожара, составил 1615500+3325140 = 4940640 руб. (4 млн. 940 тыс. 640 руб.)

Представленный пример расчета ущерба за потерю древесины на корню вследствие лесного пожара, наглядно демонстрирует методику расчета ущерба. Данный порядок может применяться должностными лицами Лесхозов и Лесничеств, только в случае утверждения таблиц потерь древесины (рис. 1) официальным документом Рослесхоза.

Таким образом, методика расчета вреда, причиненного лесным насаждениям вследствие пожара, подкреплена нормативными документами не в полном объеме.

Литература:

  1. Приказ Минприроды России от 08.07.2014 № 313 «Об утверждении Правил тушения лесных пожаров»
  2. Приказ Рослесхоза от 03.04.1998 № 53 «Об утверждении Инструкции по определению ущерба, причиняемого лесными пожарами».
  3. Постановление Правительства РФ от 29.12.2018 N 1730 ««Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства».
  4. Постановление Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 (ред. от 15.12.2018) «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности».
  5. Постановление Правительства РФ от 11.11.2017 N 1363 «О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности».
  6. Постановление Гослесхоза СССР от 22.04.86 N 1 «Об утверждении Инструкции о порядке привлечения к ответственности за нарушение Лесного законодательства».

Основные термины (генерируются автоматически): лесной пожар, потеря древесины, расчет ущерба, стоимость древесины, Амурская область, пожар, разряд такс, категория крупности, учет коэффициента, ущерб.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Республики Саха (Якутия)

Прокурор разъясняет

Наше северное лето в самом разгаре и очень радует нас. Но высокие температуры не снимают с повестки вопрос лесных пожаров. Однако помимо сухих гроз причиной пожаров нередко становятся граждане.

Какие меры принимаются по профилактике лесных пожаров и защите населенных пунктов от пожаров органами прокуратуры? Какую ответственность несут виновники пожаров? Кто возмещает ущерб, причиненный лесному фонду, и затраты государства на тушение пожара? В каком порядке они взыскивается? И есть ли такая практика в республике?

Об этом интервью с прокурором отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры республики младшим советником юстиции Колесовой Майей Владимировной.

Какие меры принимаются органами прокуратуры в целях недопущения ущерба лесному фонду от пожаров?

Ежегодно органами прокуратуры до начала пожароопасного периода принимаются меры реагирования, направленные на сохранение лесов и населенных пунктов от возгораний, как от естественных причин, таких как сухие грозы, так и от небрежного поведения людей, являющихся причиной пожаров.

В 2022 году в целях защиты лесов принято 590 актов прокурорского реагирования, в 120 случаях прокуроры обратились за устранением выявленных нарушений в суд.

Указанными мерами в населенных пунктах приведены в соответствие с требованиями закона минерализованные полосы, противопожарные разрывы, обеспечена работоспособность систем оповещения о чрезвычайных ситуациях, установлены дополнительные источники наружного водоснабжения.

По настоянию прокуроров на местах лесничими проведены дополнительные осмотры лесных участков, где ранее гражданами осуществлялась заготовка древесины, устранены порубочные остатки, провоцирующие увеличение площади возгораний.

Можно ли привести пример?

К примеру, прокурором Верхневилюйского района вскрыты факты непринятия мер по обустройству противопожарных минерализованных полос на территории населенных пунктов, отнесенных к подверженным угрозе перехода лесных пожаров.

В этой связи прокурор обратился в суд с требованиями о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления 10 муниципальных образований и возложении обязанности безотлагательно устранить выявленные нарушения. На основании принятых по искам прокурора судебных решений обеспечено противопожарное обустройство населенных пунктов.

Прокурором Чурапчинского района 10.03.2022 в судебном порядке возложена обязанность на 11 муниципальных образований обустроить источники наружного противопожарного водоснабжения, а также обеспечить условия для забора в любое время года воды из них, обустроить противопожарные разрывы до 01.05.2022. Судебные решения исполнены до начала пожароопасного сезона.

По мерам прокурора Хангаласского района внесены изменения в договоры купли-продажи лесных насаждений. Проверкой договоров установлено, что те не соответствует требованиям Лесного кодекса РФ, а именно предусмотрен огневой способ очистки лесосеки от порубочных остатков.

Нарушения в деятельности лесничества также выявлены прокурором Усть-Майского района.

Установлено, что территориальным лесничеством не проведены осмотры лесосек по 10 договорам купли-продажи лесных насаждений, сбор и сжигание лесопользователями порубочных остатков не контролируется.

В этой связи прокуратура района 20.04.2022 обратилась в суд с 2 исковыми заявлениями о возложении обязанности провести осмотры 2 лесосек, на которых закончены рубки лесных насаждений. Нарушения устранены.

Какие виды ответственности имеются за допущение пожара в лесу?

За нарушение правил пожарной безопасности в лесу органы надзорной деятельности МЧС привлекают граждан, должностных лиц, организации и учреждения к административной ответственности. Отдельная административная ответственность предусмотрена для руководителей комиссий по чрезвычайным ситуациям и руководителей тушения лесных пожаров. В случае если по вине человека произошел пожар с крупным ущербом за это предусмотрена уголовная ответственность.

Так, если нарушение правил пожарной безопасности в лесах, расположенных вне лесопарковых зеленых поясов, не повлекло возникновения лесного пожара, уничтожения или повреждения лесных и иных насаждений, а также не было совершено в условиях особого противопожарного режима, такое действие (бездействие) может повлечь административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 8.32 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов с нарушением требований правил пожарной безопасности на расположенных вне лесопарковых зеленых поясов земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра, не повлекшее уничтожение или повреждение лесных насаждений, подлежит квалификации по части 2 статьи 8.32 КоАП РФ.

Если нарушение правил пожарной безопасности в лесах повлекло возникновение лесного пожара, но при этом последствия в виде уничтожения или повреждения лесных и иных насаждений не наступили, за содеянное предусмотрена административная ответственность по части 4 статьи 8.32 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Статья 8.32 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – «Нарушение правил пожарной безопасности в лесах» предусматривает в качестве наказания штраф до 2 млн. руб.

В каком случае наступает уголовная ответственность?

Если в результате неосторожного обращения с огнем был причинен значительный ущерб лесному фонду, то за такое предусмотрена уголовная ответственность по статье 261 Уголовного кодекса Российской Федерации, которая предусматривает до 10 лет лишения свободы.

Административная ответственность также предусмотрена для должностных лиц, руководителей комиссий по чрезвычайным ситуаций, которыми, как правило, выступают руководители администраций муниципальных образований.

Есть ли примеры привлечения к ответственности?

К примеру, прокурором Намского района 05.03.2022 возбуждены дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ (Невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций), в отношении 7 глав муниципальных образований.

Проверкой выявлены нарушения законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в частности, план основных мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности не согласован с ГУ МЧС России по Республике Саха (Якутия), отсутствует план размещения эвакуируемого населения на 2022 год. Постановлениями мирового суда должностным лицам назначены штрафы в размере 10 тыс. руб.

А кто возмещает ущерб, причиненный лесному фонду и затраты государства на тушение пожара?

В соответствии со ст. 100 ЛК РФ ущерб лесному фонду и затраты государства на тушение лесного пожара возмещают виновные лица. Максимальным размером взыскание не ограничено.

По окончании работ по тушению пожаров и установлении виновников в допущении лесных пожаров органами прокуратуры в городах и районах незамедлительно принимаются меры ко взысканию произведенных затрат.

В каком порядке это происходит?

Прежде всего рассматривается вопрос о добровольном возмещении, но если таковое невозможно по каким-либо причинам, то в рамках уголовного дела прокурором подается исковое заявление в интересах Российской Федерации о взыскании причиненного ущерба. Данный иск рассматривается вместе с уголовным делом и если вина гражданина является доказанной, на него одновременно возлагается обязанность по уплате денежных средств в счет казны Российской Федерации согласно официальному расчету, произведенному органами лесного надзора.

Законом не запрещено предъявление такого иска и после вынесения обвинительного судебного решения по уголовному делу.

Также органами прокуратуры контролируется возмещение затрат на тушение лесных пожаров, как известно, ликвидация возгораний требует большой объем сил и средств, в том числе за счет использования противопожарной техники, иных специальных средств, доставки в отдаленные места, содержание трудившихся на пожаре и др.

Такие расходы также взыскиваются органами прокуратуры с лиц, по чьей преступной небрежности произошел пожар. При этом, преступной небрежностью может стать костер, сельхозпал, непотушенная сигарета.

Удается ли взыскивать такой ущерб и в каких суммах он исчисляется на практике?

Так, за 2020 год органами прокуратуры взыскан ущерб лесному фонду с 11 виновных лиц общей суммой 6451 тыс. руб.

В 2021 году сумма возмещения ущерба лесному фонду по инициативе прокуроров составила 1250 тыс. руб. с 4 виновных лиц.

В 2021 году помимо взыскания прямого ущерба, причиненного пожарами, органами прокуратуры направлено 8 исковых заявлений на сумму 27 946 тыс.руб., которые удовлетворены.

К примеру, с участием прокурора Верхневилюйского района в августе 2021 года вынесен приговор в отношении Ш. по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 261 Уголовного кодекса РФ. По результатам расследования уголовного дела установлено, что в июне 2021 года Ш. , находясь в лесу, без предварительного оборудования безопасной площадки для розжига костра, собрал в кучу сухой хворост и березовую бересту, и с помощью открытого огня разжег ими костер в непосредственной близости от лесного массива. В результате действий Ш. произошел пожар, которым лесному фонду причинен ущерб на сумму 1 000 тыс.руб.

При рассмотрении уголовного дела прокурором предъявлен гражданский иск, сумма ущерба взыскана с Ш. одновременно с вынесением приговора.

Также прокурором в последующем подано исковое заявление о взыскании расходов, понесенных на тушение пожаров в размере 6 069 тыс.руб. Для наглядности, такие расходы возникают из оплаты труда постоянных и сезонных работников, задействованных на пожарах, их питания, используемых горюче-смазочных материалов. Решением Верхневилюйского районного суда от 24.12.2021 исковое заявление удовлетворено в полном объеме.

В другом случае, в Сунтарском районе причиной пожара стала неосторожность при использовании бензопилы в сенокосном угодье. Установлено, что в марте 2021 года П. на сенокосном угодье проводил работу по распиливанию кочек, в результате неосторожного обращения из-за вылетавших искр от бензопилы загорелась сухая трава, которая перекинулась на рядом находящиеся лесные насаждения. Ущерб в результате 2 лесных пожаров по вине П. составил 223 905 тыс.руб. Причиненный ущерб по иску прокурора взыскан при рассмотрении уголовного дела по обвинению П. в совершении преступления, предусмотренного ст. 261 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Также прокуратурой установлено, что по вышеуказанным лесным пожарам размер затрат на тушение лесных пожаров составил 9 271 тыс. руб.

В этой связи прокуратурой района в Сунтарский районный суд РС(Я) в порядке ст. 45 ГПК РФ предъявлено исковое заявление о взыскании с П. денежных средств, затраченных на тушение лесных пожаров. Иск прокурора удовлетворен, судебными приставами осуществляется взыскание долга.

В 2022 году прокурорами предъявлено 15 заявлений указанной категории на сумму 9940 тыс. руб., в том числе 10 гражданских исков в порядке ст.44 УПК РФ на сумму 4963 тыс. руб., а также 5 заявлений в порядке ст.45 ГПК РФ на сумму 4977 тыс. руб.

К примеру, в истекшем полугодии 2022 года рассмотрен и удовлетворен в рамках производства по уголовному делу гражданский иск прокурора Нюрбинского района.

Так, органами предварительного следствия при расследовании уголовного дела по факту обнаружения лесного пожара на территории муниципального образования «Октябрьский наслег» Нюрбинского района установлено, что пожар произошел в результате в результате неосторожного обращения с огнем при разведении костра гр. Н.

Приговором Нюрбинского районного суда Н. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 261 УК РФ, и ему назначено наказание в виде обязательных работ на срок 200 часов. На основании гражданского иска прокурора с Н. взыскано 100 тыс. руб. на возмещение причиненного ущерба.

Иски о возмещении ущерба, причиненного в связи с причинением ущерба, связанного с неосторожным обращением с огнем, в 2022 году также предъявлены прокурорами Амгинского, Вилюйского, Мегино-Кангаласского, Намского, Сунтарского, Усть-Алданского районов.

На сегодняшний день по указанным искам в пользу государства взыскан ущерб на сумму 3399 тыс. руб., также 5 исковых заявлений находятся на стадии рассмотрения.

Чтобы вы пожелали телезрителям?

Не использовать огнь, находясь вблизи лесов. Необходимо быть особо внимательным, поскольку одна неосторожность может повлечь лесной пожар с крупным ущербом, что в свою очередь, порождает уголовную и материальную ответственность. Следует соблюдать правила пожарной безопасности в лесах. С ними можно легко ознакомиться в интернете, как с текстом нормативного акта, так и в виде информационно-разъяснительных материалов. Соответствующая информация также размещена на портале прокуратуры республики в разделе «Правовое просвещение».

Возмещение ущерба и вреда, причиненного лесными пожарами

Наше северное лето в самом разгаре и очень радует нас. Но высокие температуры не снимают с повестки вопрос лесных пожаров. Однако помимо сухих гроз причиной пожаров нередко становятся граждане.

Какие меры принимаются по профилактике лесных пожаров и защите населенных пунктов от пожаров органами прокуратуры? Какую ответственность несут виновники пожаров? Кто возмещает ущерб, причиненный лесному фонду, и затраты государства на тушение пожара? В каком порядке они взыскивается? И есть ли такая практика в республике?

Об этом интервью с прокурором отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры республики младшим советником юстиции Колесовой Майей Владимировной.

Какие меры принимаются органами прокуратуры в целях недопущения ущерба лесному фонду от пожаров?

Ежегодно органами прокуратуры до начала пожароопасного периода принимаются меры реагирования, направленные на сохранение лесов и населенных пунктов от возгораний, как от естественных причин, таких как сухие грозы, так и от небрежного поведения людей, являющихся причиной пожаров.

В 2022 году в целях защиты лесов принято 590 актов прокурорского реагирования, в 120 случаях прокуроры обратились за устранением выявленных нарушений в суд.

Указанными мерами в населенных пунктах приведены в соответствие с требованиями закона минерализованные полосы, противопожарные разрывы, обеспечена работоспособность систем оповещения о чрезвычайных ситуациях, установлены дополнительные источники наружного водоснабжения.

По настоянию прокуроров на местах лесничими проведены дополнительные осмотры лесных участков, где ранее гражданами осуществлялась заготовка древесины, устранены порубочные остатки, провоцирующие увеличение площади возгораний.

Можно ли привести пример?

К примеру, прокурором Верхневилюйского района вскрыты факты непринятия мер по обустройству противопожарных минерализованных полос на территории населенных пунктов, отнесенных к подверженным угрозе перехода лесных пожаров.

В этой связи прокурор обратился в суд с требованиями о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления 10 муниципальных образований и возложении обязанности безотлагательно устранить выявленные нарушения. На основании принятых по искам прокурора судебных решений обеспечено противопожарное обустройство населенных пунктов.

Прокурором Чурапчинского района 10.03.2022 в судебном порядке возложена обязанность на 11 муниципальных образований обустроить источники наружного противопожарного водоснабжения, а также обеспечить условия для забора в любое время года воды из них, обустроить противопожарные разрывы до 01.05.2022. Судебные решения исполнены до начала пожароопасного сезона.

По мерам прокурора Хангаласского района внесены изменения в договоры купли-продажи лесных насаждений. Проверкой договоров установлено, что те не соответствует требованиям Лесного кодекса РФ, а именно предусмотрен огневой способ очистки лесосеки от порубочных остатков.

Нарушения в деятельности лесничества также выявлены прокурором Усть-Майского района.

Установлено, что территориальным лесничеством не проведены осмотры лесосек по 10 договорам купли-продажи лесных насаждений, сбор и сжигание лесопользователями порубочных остатков не контролируется.

В этой связи прокуратура района 20.04.2022 обратилась в суд с 2 исковыми заявлениями о возложении обязанности провести осмотры 2 лесосек, на которых закончены рубки лесных насаждений. Нарушения устранены.

Какие виды ответственности имеются за допущение пожара в лесу?

За нарушение правил пожарной безопасности в лесу органы надзорной деятельности МЧС привлекают граждан, должностных лиц, организации и учреждения к административной ответственности. Отдельная административная ответственность предусмотрена для руководителей комиссий по чрезвычайным ситуациям и руководителей тушения лесных пожаров. В случае если по вине человека произошел пожар с крупным ущербом за это предусмотрена уголовная ответственность.

Так, если нарушение правил пожарной безопасности в лесах, расположенных вне лесопарковых зеленых поясов, не повлекло возникновения лесного пожара, уничтожения или повреждения лесных и иных насаждений, а также не было совершено в условиях особого противопожарного режима, такое действие (бездействие) может повлечь административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 8.32 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов с нарушением требований правил пожарной безопасности на расположенных вне лесопарковых зеленых поясов земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра, не повлекшее уничтожение или повреждение лесных насаждений, подлежит квалификации по части 2 статьи 8.32 КоАП РФ.

Если нарушение правил пожарной безопасности в лесах повлекло возникновение лесного пожара, но при этом последствия в виде уничтожения или повреждения лесных и иных насаждений не наступили, за содеянное предусмотрена административная ответственность по части 4 статьи 8.32 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Статья 8.32 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – «Нарушение правил пожарной безопасности в лесах» предусматривает в качестве наказания штраф до 2 млн. руб.

В каком случае наступает уголовная ответственность?

Если в результате неосторожного обращения с огнем был причинен значительный ущерб лесному фонду, то за такое предусмотрена уголовная ответственность по статье 261 Уголовного кодекса Российской Федерации, которая предусматривает до 10 лет лишения свободы.

Административная ответственность также предусмотрена для должностных лиц, руководителей комиссий по чрезвычайным ситуаций, которыми, как правило, выступают руководители администраций муниципальных образований.

Есть ли примеры привлечения к ответственности?

К примеру, прокурором Намского района 05.03.2022 возбуждены дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ (Невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций), в отношении 7 глав муниципальных образований.

Проверкой выявлены нарушения законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в частности, план основных мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности не согласован с ГУ МЧС России по Республике Саха (Якутия), отсутствует план размещения эвакуируемого населения на 2022 год. Постановлениями мирового суда должностным лицам назначены штрафы в размере 10 тыс. руб.

А кто возмещает ущерб, причиненный лесному фонду и затраты государства на тушение пожара?

В соответствии со ст. 100 ЛК РФ ущерб лесному фонду и затраты государства на тушение лесного пожара возмещают виновные лица. Максимальным размером взыскание не ограничено.

По окончании работ по тушению пожаров и установлении виновников в допущении лесных пожаров органами прокуратуры в городах и районах незамедлительно принимаются меры ко взысканию произведенных затрат.

В каком порядке это происходит?

Прежде всего рассматривается вопрос о добровольном возмещении, но если таковое невозможно по каким-либо причинам, то в рамках уголовного дела прокурором подается исковое заявление в интересах Российской Федерации о взыскании причиненного ущерба. Данный иск рассматривается вместе с уголовным делом и если вина гражданина является доказанной, на него одновременно возлагается обязанность по уплате денежных средств в счет казны Российской Федерации согласно официальному расчету, произведенному органами лесного надзора.

Законом не запрещено предъявление такого иска и после вынесения обвинительного судебного решения по уголовному делу.

Также органами прокуратуры контролируется возмещение затрат на тушение лесных пожаров, как известно, ликвидация возгораний требует большой объем сил и средств, в том числе за счет использования противопожарной техники, иных специальных средств, доставки в отдаленные места, содержание трудившихся на пожаре и др.

Такие расходы также взыскиваются органами прокуратуры с лиц, по чьей преступной небрежности произошел пожар. При этом, преступной небрежностью может стать костер, сельхозпал, непотушенная сигарета.

Удается ли взыскивать такой ущерб и в каких суммах он исчисляется на практике?

Так, за 2020 год органами прокуратуры взыскан ущерб лесному фонду с 11 виновных лиц общей суммой 6451 тыс. руб.

В 2021 году сумма возмещения ущерба лесному фонду по инициативе прокуроров составила 1250 тыс. руб. с 4 виновных лиц.

В 2021 году помимо взыскания прямого ущерба, причиненного пожарами, органами прокуратуры направлено 8 исковых заявлений на сумму 27 946 тыс.руб., которые удовлетворены.

К примеру, с участием прокурора Верхневилюйского района в августе 2021 года вынесен приговор в отношении Ш. по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 261 Уголовного кодекса РФ. По результатам расследования уголовного дела установлено, что в июне 2021 года Ш. , находясь в лесу, без предварительного оборудования безопасной площадки для розжига костра, собрал в кучу сухой хворост и березовую бересту, и с помощью открытого огня разжег ими костер в непосредственной близости от лесного массива. В результате действий Ш. произошел пожар, которым лесному фонду причинен ущерб на сумму 1 000 тыс.руб.

При рассмотрении уголовного дела прокурором предъявлен гражданский иск, сумма ущерба взыскана с Ш. одновременно с вынесением приговора.

Также прокурором в последующем подано исковое заявление о взыскании расходов, понесенных на тушение пожаров в размере 6 069 тыс.руб. Для наглядности, такие расходы возникают из оплаты труда постоянных и сезонных работников, задействованных на пожарах, их питания, используемых горюче-смазочных материалов. Решением Верхневилюйского районного суда от 24.12.2021 исковое заявление удовлетворено в полном объеме.

В другом случае, в Сунтарском районе причиной пожара стала неосторожность при использовании бензопилы в сенокосном угодье. Установлено, что в марте 2021 года П. на сенокосном угодье проводил работу по распиливанию кочек, в результате неосторожного обращения из-за вылетавших искр от бензопилы загорелась сухая трава, которая перекинулась на рядом находящиеся лесные насаждения. Ущерб в результате 2 лесных пожаров по вине П. составил 223 905 тыс.руб. Причиненный ущерб по иску прокурора взыскан при рассмотрении уголовного дела по обвинению П. в совершении преступления, предусмотренного ст. 261 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Также прокуратурой установлено, что по вышеуказанным лесным пожарам размер затрат на тушение лесных пожаров составил 9 271 тыс. руб.

В этой связи прокуратурой района в Сунтарский районный суд РС(Я) в порядке ст. 45 ГПК РФ предъявлено исковое заявление о взыскании с П. денежных средств, затраченных на тушение лесных пожаров. Иск прокурора удовлетворен, судебными приставами осуществляется взыскание долга.

В 2022 году прокурорами предъявлено 15 заявлений указанной категории на сумму 9940 тыс. руб., в том числе 10 гражданских исков в порядке ст.44 УПК РФ на сумму 4963 тыс. руб., а также 5 заявлений в порядке ст.45 ГПК РФ на сумму 4977 тыс. руб.

К примеру, в истекшем полугодии 2022 года рассмотрен и удовлетворен в рамках производства по уголовному делу гражданский иск прокурора Нюрбинского района.

Так, органами предварительного следствия при расследовании уголовного дела по факту обнаружения лесного пожара на территории муниципального образования «Октябрьский наслег» Нюрбинского района установлено, что пожар произошел в результате в результате неосторожного обращения с огнем при разведении костра гр. Н.

Приговором Нюрбинского районного суда Н. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 261 УК РФ, и ему назначено наказание в виде обязательных работ на срок 200 часов. На основании гражданского иска прокурора с Н. взыскано 100 тыс. руб. на возмещение причиненного ущерба.

Иски о возмещении ущерба, причиненного в связи с причинением ущерба, связанного с неосторожным обращением с огнем, в 2022 году также предъявлены прокурорами Амгинского, Вилюйского, Мегино-Кангаласского, Намского, Сунтарского, Усть-Алданского районов.

На сегодняшний день по указанным искам в пользу государства взыскан ущерб на сумму 3399 тыс. руб., также 5 исковых заявлений находятся на стадии рассмотрения.

Чтобы вы пожелали телезрителям?

Не использовать огнь, находясь вблизи лесов. Необходимо быть особо внимательным, поскольку одна неосторожность может повлечь лесной пожар с крупным ущербом, что в свою очередь, порождает уголовную и материальную ответственность. Следует соблюдать правила пожарной безопасности в лесах. С ними можно легко ознакомиться в интернете, как с текстом нормативного акта, так и в виде информационно-разъяснительных материалов. Соответствующая информация также размещена на портале прокуратуры республики в разделе «Правовое просвещение».

Выбор темы

Обычная версия

Черно-белая версия

Бело-черная версия

Зелено-коричневая версия

Синяя версия

Отключение картинок

Отключить картинки

Размер шрифта

Обычный шрифт

Увеличенный шрифт 1.5

Увеличенный шрифт 2

Интервал между буквами (кернинг):

Обычный

Большой

Очень большой

Михаил Крейндлин

Один из лучших в стране специалистов-практиков в природоохранном и смежном законодательстве. С 1986 по 1998 год активно работал в Дружине Охраны Природы. В 1991–2002 годах был ведущим специалистом в Управлении заповедного дела Минприроды России (Госкомэкология России). С 2000 года активно участвует в тушении природных пожаров, проводит обучающие семинары для инспекторов особо охраняемых природных территорий.

Эксперт по особо охраняемым природным территориям, работает в Greenpeace с 2001 года.


Мнение эксперта


3 минуты


02/08/2019



читать и обсуждать наши новости в телеграме



читайте наши новости в телеграме

На 30 июля 2019 по данным ИСДМ-Рослехоз (Форма 4-ИСДМ) в Красноярском крае пройдено пожаром  1 904 081 га леса. По экспертным оценкам примерно четверть из них занимают верховые пожары (476 020 га).

Пожары горят в Богучанском, Эвенкийском, Енисейском, Кежемском, Абанском районах края.

На основании данных, приведённых в указе губернатора Красноярского края  от 31.07.2018 № 197-уг, можно заключить, что в среднем численность соболя в указанных районах равна 3,36 на 1000 га.

Таким образом, примерная численность соболя на площади действующих пожаров – 6398 особей.

Согласно Методике исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утвержденной приказом Минприроды России от 08.12.2011 N 948 (ред. от 22.07.2013) (Зарегистрировано в Минюсте России 26.01.2012 N 23030) , при расчёте размера вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов учитываются следующие параметры:

а) территория, в границах которой нанесён вред охотничьим ресурсам вследствие нарушения или уничтожения среды их обитания (далее – территория воздействия). Территория воздействия подразделяется на: территорию необратимой трансформации, территорию сильного воздействия, территорию среднего воздействия, территорию слабого воздействия.

Территория необратимой трансформации характеризуется снижением численности и годовой продуктивности охотничьих ресурсов от 75 до 100%; территория сильного воздействия – снижением численности и годовой продуктивности охотничьих ресурсов от 50 до 74,9%; территория среднего воздействия – снижением численности и годовой продуктивности охотничьих ресурсов от 25 до 49,9%; территория слабого воздействия – снижением численности и годовой продуктивности охотничьих ресурсов от 0 до 24,9%.

0,75 – пересчётный коэффициент для территории сильного воздействия;

0,5 – пересчётный коэффициент для территории среднего воздействия;

0,25 – пересчётный коэффициент для территории слабого воздействия.

При верховом пожаре среда обитания уничтожается полностью (территория сильного воздействия) такая зона равна 476 020  га. На этой  территории может обитать 1599 соболей. Территорию, пройденную низовым пожаром, можно охарактеризовать как территорию среднего воздействия, которая равна 738 156 га. На ней может обитать 4799 соболей.

Для корректного расчёта количества животных на этой территории нужны учётные данные, но в их отсутствие приблизительно можно воспользоваться приведёнными выше данными по плотности.

Норматив допустимого изъятия вида на данной территории согласно приведённому указу губернатора в текущем году составил 30,98%. Размер таксы для исчисления размера вреда для данного вида согласно Методике составляет 15 000 руб.

6. Размер вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов в отношении одного вида охотничьих ресурсов на территории воздействия (суммарный вред, причиненный одному виду охотничьих ресурсов от хозяйственной и иной деятельности на территории воздействия) исчисляется как сумма вреда одному виду охотничьих ресурсов по каждой территории воздействия (территория необратимой трансформации, территория сильного воздействия, территория среднего воздействия и территория слабого воздействия) по формуле N 2:

где:
Nфакт  – фактическая численность охотничьих ресурсов данного вида, обитающих (обитавших, в случаях когда не проводился расчет вреда от намечаемой хозяйственной и иной деятельности, представляющей экологическую опасность) на соответствующей территории воздействия, особей;

Ндоп  – норматив допустимого изъятия охотничьих ресурсов, в процентах;

Т – такса для исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, руб.;

t – период воздействия, лет <*>;

<*> При бессрочном периоде воздействия применяется период воздействия продолжительностью 30 лет.

Поскольку при верховых пожарах лес  погибает, период воздействия принимается как при бессрочном воздействии равном 30 лет.

При низовом пожаре полностью выгорает подстилка, травяной покров. Он может восстановиться за 5 лет, поэтому, период воздействия принимается за 5 лет.

Таким образом, ущерб от разрушения среды обитания соболей в результате верхового пожара на площади сильного воздействия (476020 га) будет составлять

(1599+(1599*30,98*30))*15000*0,75=16736733000 рублей.

Ущерб от разрушения среды обитания в результате низового пожара (территория среднего воздействия) будет составлять

(4799+(4799*30,98*5))*15000*0,5=5611230750 рублей.

Общий ущерб среде обитания соболей от пожаров в Красноярском крае  22 347 963 750 рублей.

лес

пожары

«Мы тушим, не жжём!»

— Когда вы это поле жечь будете? — спрашивают из проезжающего мимо автомобиля. Он остановился…

Национальный парк «Угра»

Национальный парк «Угра» узкой полосой пересекает всю Калужскую область. Эти выдающиеся и в историческом, и…

В Правилах тушения лесных пожаров есть норма, предписывающая при оформлении Акта о лесном пожаре указывать предварительную оценку потерь в результате лесного пожара в естественных и стоимостных характеристиках.

К сожалению, даже специалисты лесной сферы не всегда могут разобраться в тонкостях правового регулирования. В связи с поступающими вопросами решили подготовить небольшой комментарий.

Для начала небольшое отступление. Соотношение понятий «ущерб», «вред», «убытки» в гражданском праве является дискуссионным, поскольку их четкое законодательное разделение отсутствует. По смыслу ст. 1064 ГК РФ вред рассматривается, как всякое умаление охраняемого законом материального или нематериального блага, любое неблагоприятное изменение в охраняемом законом благе, которое может быть имущественным или неимущественным (нематериальным) (Определение Верховного Суда РФ от 27.01.2015 N 81-КГ14-19).

Наиболее часто формой выражения материального (имущественного) вреда в гражданских правоотношениях являются убытки, под которыми понимается реальный ущерб и упущенная выгода (в силу ст. 15 ГК РФ, п. п. 13 — 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Таким образом, ущерб – это составная часть вреда, предполагающая некие имущественные потери. В контексте лесных пожаров можно трактовать, что вред от пожара (в отличие от ущерба) включает в себя в том числе экологическую, социальную и другие нематериальные составляющие.

В Лесном кодексе Российской Федерации предусмотрена разработка методики определения размера возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства. Такая методика утверждена постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 № 1730 «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства».

Если лесной пожар возник вследствие нарушения лесного законодательства, то расчёт вреда должен осуществляться исходя из указанной методики.
Несмотря на то, что формально эта методика не распространяется на пожары, возникшие в результате гроз, использование её и для указанных пожаров формально не запрещено (так как этот вопрос пока никак не регулируется).

К самой методике у некоторых лесопользователей возникает ряд вопросов, среди которых ключевым является то, что для ряда случаев применяются ряд увеличивающих коэффициентов (в 3, в 5 раз, а в некоторых случаях 50 раз). Противники подобных норм заявляют, что подобное увеличение является элементом наказания (штрафа), но почему-то возмещение такого «многократно увеличенного» (по их мнению) вреда не освобождает от обычных штрафов, а за одно нарушение не может быть несколько наказаний. На самом деле никаких путаниц и нарушений Конституции нет. Существует ряд компонентов вреда (в частности, экологическая составляющая, потеря социальной функции лесов и т.д.), которую невозможно рассчитать напрямую. Именно для частичной компенсации такого вреда и введены необходимые компоненты.

Часто возникают вопросы, а можно ли в ущерб от лесного пожара (если, к примеру, пойман виновник) включать, например, стоимость затрат на тушение. На самом деле, конечно, можно и даже нужно. Кроме лесного законодательства существует ещё и Гражданский кодекс и много соответствующих подзаконных актов. Указанная выше методика, утверждённая постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 № 1730, определяет только ту часть вреда от лесного пожара, которая причинена непосредственно лесу (природным объектам). Даже если речь идёт о уже о заготовленной древесине (например штабеля необработанных брёвен), то тут уже применяется подход, как к обычному имуществу (в рамках Гражданского кодекса).

Правилами тушения лесных пожаров предусмотрено, что при оценке потерь в результате лесного пожара кроме леса (древесины на корню) в расчёт включается заготовленная лесопродукция, оценка повреждения зданий, сооружений, машин, оборудования и другого имущества, а также стоимость работ по очистке территории, стоимость лесовосстановительных работ, и естественно стоимость работ по тушению лесного пожара.

Указанная в Правилах тушения формулировка «предварительная оценка потерь в результате лесного пожара» не требует наличие какой-то особой «методики предварительной оценки…». Этот термин относится только к исходным данным. Т.е. часть информации необходимой для расчёта в установленный нормативным актом срок (пять дней после ликвидации лесного пожара) может не быть. Поэтому в оценке используются те данные, которые есть. Если же речь идёт о судебных решениях о наказании виновных, то к моменту судебного заседания могут быть подготовлены и дополнительно представлены суду более точные расчёты.

Но информация о вреде, причинённом вследствие лесного пожара, нужно не только для суда. Сведения нужны для общего анализа ситуации и принятия управленческих решений в области охраны лесов от лесных пожаров. Речь может идти о перераспределении ресурсов, а также об обосновании возможного увеличения финансирования.

К сожалению, на практике вопросу учёта вреда уделяется мало внимания, и сведения, по экспертной оценке, существенно занижены.

Последнее время со стороны общественников и природоохранных организаций имеется много претензий к существующей методике вреда лесам, в первую очередь в части экологического и социального вреда. Центром лесной пирологии по заданию Минприроды России были разработаны Методические указания по расчёту вреда лесам от лесных пожаров, которые решают ряд методических проблем и упростят работу специалистов лесного хозяйства. Сейчас проект проходит согласительные процедуры, после которых он будет опубликован на сайте https://regulation.gov.ru/

Директор филиала ФБУ ВНИИЛМ
«Центр лесной пирологии» (г. Красноярск)
Р.В. Котельников

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Педиатрия под руководством баранова
  • Амиодарон кордарон инструкция по применению цена
  • От чего таблетки метоклопрамид 10мг инструкция по применению взрослым
  • Silent dual 100 инструкция по установке
  • Мо мвд россии оричевский руководство