Инструкция для обучающихся действия при чс в школе

I. Алгоритм действий учителя при возникновении (угрозе возникновения)

чрезвычайной ситуации в здании школы

1. Немедленно сообщить о возникновении (угрозе возникновения) чрезвычайной ситуации администрации школы.

2. Организовать экстренную эвакуацию учащихся из здания школы, согласно схемы эвакуации. Учитель, во время всей эвакуации, находится с учащимися.

3. При завершении эвакуации проверить наличие учащихся. О результатах проверки доложить администрации школы.

4. Обеспечить порядок на месте расположения учащихся и их безопасность.

5. Действовать согласно распоряжений администрации школы.

6. При получении сообщения об угрозе теракта по телефону, ни в коем случае не класть телефонную трубку на аппарат. Сообщить о звонке по телефонам 101, 102.

II. Общие требования и правила поведения учителя и учащихся при угрозе ЧС

Общие правила поведения учителя:

1. действия учителя при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях должны основываться на инструкциях памятках, разработанных службами ГО и ЧС в соответствии с местными условиями;

2. в каждом классе, кабинете, учебной мастерской на видном месте должен находиться план эвакуации из конкретного помещения. Если по плану эвакуации предусмотрено использование запасного выхода, то он должен быть свободен, не загроможден разными предметами. Если дверь запасного выхода по условиям охраны здания запирается на замок, то в плане эвакуации необходимо указать, где находится ключ от запасного выхода;

3. в каждом кабинете, классе, учебной мастерской должны обязательно находиться средства пожаротушения в виде универсального или порошкового огнетушителя;

4. во всех помещениях образовательного учреждения обязательно должны иметься медицинские аптечки с набором основных средств первой медицинской помощи: йода, бинтов, перевязочных резиновых жгутов, водного раствора аммиака;

5. во всех общеобразовательных учреждениях должна иметься местная или собственная радиоточка, радиосеть, по которой в случае чрезвычайных ситуаций будут передаваться сообщения, оповещения, предупреждения или указания учителям о необходимых действиях;

6. учителю ни в коем случае нельзя терять самообладания, паниковать самому и не допускать паники среди учащихся. Покидать помещение при возникшей чрезвычайной ситуации можно только в организованном порядке. Учителю нужно помнить, что паника обычно создает толчею, давку, причем эвакуация значительно затрудняется, увеличивается угроза жизни учащихся;

7. чтобы облегчить учителю его действия во время чрезвычайной ситуации, необходимо периодически проводить учения определенной направленности с эвакуацией из здания;

8. чтобы аварии не были неожиданностью, учителю необходимо знать, какие предприятия находятся вблизи образовательного учреждения и каковы могут быть аварии (взрывы, выбросы ядовитых газов, пожары с выделением токсических веществ и т.д.). Нужно всегда помнить о том, что многие предприятия находятся в настоящее время в предаварийном состоянии из за сильной изношенности основного оборудования и очистных систем. В связи с этим могут быть залповые выбросы в атмосферу или в систему стоков вредных и опасных для жизни веществ;

9. учителю необходимо также знать его дальнейшие действия после эвакуации из здания и местонахождение безопасных укрытий. Обычно при крупномасштабных ЧС местные службы ГО и ЧС оповещают население и сообщают, какие действия необходимо предпринимать. На эти оповещения и сообщения учителю необходимо ориентироваться.

Учителю надо помнить о том, что эвакуация в безопасное место образовательных учреждений, их учащихся и персонала производится в первую очередь.

В настоящее время в образовательных учреждениях участились случаи пожаров с трагическими последствиями, поэтому нужно быть предельно внимательным и осторожным в обращении с электроприборами, не перегружать электросеть включением нескольких электроприборов большой мощности.

В обязательном порядке периодически необходимо приглашать в образовательные учреждения специалистов ГО и ЧС для ознакомления учителей и персонала со складывающейся обстановкой в районе нахождения этого учреждения.

III. Действия персонала и администрации при попытке незаконного

проникновения на объект; при пожаре, стихийном бедствии; при попытке

совершения (совершении) террористического акта

При возникновении нештатной (аварийной) ситуации.

1. Установить максимально точно характер нештатной (аварийной) ситуации, возможные ее последствия.

2. Немедленно поставить в известность дежурного по УО, диспетчера соответствующей аварийной службы, с указанием:

— точного адреса и наиболее коротком пути следования к учреждению;

— полное наименование учреждения, с указанием точного расположения места аварии;

— характер и возможные последствия происшедшего

3. Произвести запись в дежурный журнал о происшествии и предпринятых действиях с указанием:

— точного времени возникновения нештатной (аварийной) ситуации в системе жизнеобеспечения учреждения,

— времени и указанием номера телефона, точных данных дежурного диспетчера вызываемой службы,

— принятых мерах администрацией учреждения по ликвидации последствий,

— времени прибытия представителей спасательных и аварийных служб, с указанием фамилии старшего команды, общим количеством аварийных или спасательных команд, времени убытия и т.д.

— точного времени окончания работ по ликвидации последствий нештатной (аварийной) ситуации в системе жизнеобеспечения учреждения, нанесенном ущербе.

— времени доклада в УО об окончании работ по ликвидации последствий нештатной (аварийной) ситуации в системе жизнеобеспечения учреждения, нанесенном ущербе.

4. Постоянно поддерживать связь с учреждениями, аварийными службами и ответственным дежурным по управлению образования до полной ликвидации последствий или происшествия.

5. Принять меры к ликвидации последствий нештатной (аварийной) ситуации в системе жизнеобеспечения учреждения имеющими средствами и силами, согласно утвержденной Инструкции и плана работы в нештатной (аварийной) ситуации в системе жизнеобеспечения учреждения.

IV. Руководитель учреждения обязан:

После ликвидации последствий нештатной (аварийной) ситуации в системе

жизнеобеспечения учреждения.

1. Доложить по телефону об итогах ликвидации последствий возникшей нештатной (аварийной) ситуации в системе жизнеобеспечения учреждения после окончания ликвидационных работ и итогах ликвидации в УО.

2. В течении суток после ликвидации последствий письменно — докладной, с указанием причин, нанесенном ущербе, принятых мерах, планируемых мероприятиях по ликвидации причин и последствий нештатной (аварийной) ситуации.

3. Произвести разбор причин возникновения нештатной (аварийной) ситуации в системе жизнеобеспечения учреждения с должностными лицами, педагогами (воспитателями).

4. Принять меры для предотвращения повторения причин возникновения нештатной (аварийной) ситуации в системе жизнеобеспечения учреждения.

V. Обязанности взаимодействующих органов в части, касающихся

безопасности УО (милиция, пожарная охрана)

Субъектами, непосредственно осуществляющими обеспечение безопасности сотрудников и воспитанников УО при чрезвычайных ситуациях в пределах своей компетенции, являются: пожарная охрана, РОВД.

В случае пожара:

— немедленное оповещение пожарной охраны о возгорании передается посредством Автоматической пожарной сигнализации (АС) или по тел. 101;

— по прибытию пожарной частью принимаются меры по локализации пожара, используя при этом соответствующие средства;

— оказывают помощь по эвакуации людей, находящихся на объекте;

— не подвергать опасности жизнь и здоровье людей

При возникновении чрезвычайной ситуации:

— немедленно сообщить обо всех выявленных фактах в территориальные органы

МВД, МЧС, отдел образования;

— по прибытию на место оперативной группы (группы быстрого реагирования) действовать в соответствии с указаниями старшего группы;

— представителями правоохранительных органов осуществляется комплекс оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выявление и пресечение деятельности преступных (террористических) групп;

— оказывается помощь по эвакуации людей, находящихся на объекте;

— не подвергать опасности жизнь и здоровье людей.

VI. Алгоритмы действий при ЧС природного характера. Землетрясения.

Алгоритм действий при внезапном проявлении землетрясения

Для обучающихся

1. По сигналу тревоги сохраняйте спокойствие и не делайте ничего, что может дезорганизовать окружающих (не кричите, не мечитесь).

2. Немедленно возьмите необходимые вещи и постройтесь для организованного выхода из класса (если находитесь в классе на уроке).

3. В организованном порядке через запасные выходы покиньте здание.

4. Если находитесь в здании школы на перемене, через ближайший запасный выход покиньте помещение.

5. После выхода из здания постройтесь в отведённом безопасном месте, пройти перекличку.

6. Если покинуть здание невозможно, займите положение вдоль капительной стены в классе или коридоре.

7. Если вы оказались в завале, не поддавайтесь панике, постарайтесь определиться в пространстве и подавайте сигналы о себе (стучите железом о железо, камушками по плитам, трубам и т. п.).

8. Помните, что первые толчки самые сильные (от 5 до 40 секунд). После чего может наступить временное затишье, а потом новый толчок.

9. При необходимости эвакуации из зоны бедствия и отсутствии телефонной связи не уходите домой и в другие места, пройдите перекличку и выполняйте дальнейшее по указанию руководителей школы, осуществляющих массовую эвакуацию обучающихся из школы.

10. Помните, что ваши родители будут эвакуироваться из зоны бедствия на своих предприятиях и своими силами.

11. После прибытия на место эвакуации пройдите регистрацию, для того чтобы родители и родственники могли отыскать вас.

Для учителей

1. После получения сигнала тревоги немедленно организуйте эвакуацию учащихся из здания школы. Взять классный журнал и через запасный выход покинуть здание школы.

2. Постройте обучающихся в безопасном месте, сделайте перекличку и доложите о присутствующих и отсутствующих.

3. Если здание покинуть невозможно (при сильных толчках), построить обучающихся вдоль капитальной стены, в углах, дверных проёмах.

4. Эвакуируйтесь из здания только после разрешения администрации школы по обследованным безопасным выходам.

5. Эвакуацию обучающихся из здания школы осуществляет учитель- предметник, ведущий урок.

6. При необходимости эвакуации из зоны бедствия передать обучающихся классному руководителю, а при его отсутствии взять функции классного руководителя на себя.

7. После регистрации обучающихся проведите с ними инструктаж во время передвижения и эвакуируйтесь вместе с обучающимися класса в безопасную зону.

8. Прибыв на место эвакуации, проведите перерегистрацию обучающихся, доложите о прибывших.

9. Организуйте проживание обучающихся, помня о том, что каждый учитель несёт ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся с ним в опасной и безопасной зоне.

VII. Наводнение. Алгоритм действий при поступлении сообщения о

наводнении и начале эвакуации

Для обучающихся

1. Оденьтесь и подготовьте необходимые вещи, обувь, запас продуктов и аптечку. Завернуть в полиэтиленовый пакет документы, деньги, ценности.

2. Отключите газ, электричество, электроприборы.

3. Покиньте опасную зону пешком или на транспорте, захватить с собой документы, ценности, необходимые вещи и запас продуктов.

4. Если не смогли эвакуироваться, то при опасном повышении уровня воды поднимитесь на чердак или на крышу дома, подавать сигналы бедствия.

5. При подходе спасателей на плавсредстве переходите в него с соблюдением правил предосторожности и неукоснительно соблюдайте требования спасателей.

6. При массовой эвакуации из опасной зоны пройдите регистрацию на сборно- эвакуационном пункте.

7. По возможности телефонной связи сообщите родителям о местонахождении.

8. По прибытии на место эвакуации пройдите повторную регистрацию, для того чтобы родители могли найти вас.

Для учителей

1. При внезапном затоплении школы возьмите журнал и переведите детей в безопасное место: верхние этажи, крышу школы.

2. Посчитайте количество детей и доложите администрации.

3. Не допускайте массовой паники школьников.

4. При эвакуации в безопасное место соблюдайте вместе с учениками правила предосторожности при переходе на спасательное средство.

5. По прибытии в безопасную зону проведите регистрацию обучающихся, окажите им помощь в обустройстве, помня о том, что учитель несёт ответственность за жизнь и здоровье детей в опасной и безопасной зоне, пока они находятся рядом с ним.

VIII. Ураган. Алгоритм действий людей в помещении при внезапном

возникновении урагана

Для обучающихся

1. Отойти от окон, заняв места на партах возле стены или встав в нишах стен.

Можно перейти в глухие коридоры.

2. По окончании уроков, если ураган не стихает, старшеклассникам передвигаться домой группами, держась подальше от деревьев, рекламных щитов, линий электропередач. Обучающихся младших и средних классов вывозить на транспорте в сопровождении учителя или родителей. Одних детей не отпускать!

3. Если буря закончилась, соблюдайте меры предосторожности при возвращении домой. Не дотрагивайтесь до оборванных проводов.

Для учителей

1. Во время урагана соберите детей в безопасном месте, подальше от окон.

2. Не допускайте, чтобы дети самостоятельно покидали школу.

3. С обучающимися проведите инструктаж по правилам поведения во время урагана.

4. Обучающихся старших классов отпускать домой по месту проживания группами.

5. Обучающихся младших и средних классов доставлять домой на транспорте в сопровождении родителей или учителей.

IX. Алгоритм действий при ЧС техногенного характера. Пожары

Для обучающихся

1. При получении сигнала оповещения при пожаре организованно выйти из школы, взяв необходимые вещи и одежду.

2. Не допускать паники и столпотворений на лестничных пролётах.

3. При сильном задымлении помещения закрыть дыхательные пути (рот, нос) плотно свёрнутыми предметами одежды (шарф, шапка, кофта, пиджак и т. д.) и, пригнувшись, бежать к выходу из школы.

4. Выйти из школы по безопасным путям, указанным администрацией школы.

5. При невозможности забрать верхнюю одежду из гардероба покидать школу без неё.

6. По выходу из школы в тёплое время построиться для переклички, в холодное и зимнее время укрыться в подъездах близлежащих домов, в детских садах.

Для учителей

1. При получении сигнала оповещения о пожаре в школе немедленно организовать детей для эвакуации из здания школы.

2. Взять классный журнал и вместе с детьми покинуть по безопасным выходам здание школы.

3. В тёплое время года эвакуироваться без верхней одежды в безопасное место, подальше от горящего здания, сделать перекличку.

4. В холодное время и зимой надеть верхнюю одежду, а при сильном задымлении взять одежду с собой либо покинуть помещение без одежды и укрыться в подъездах близлежащих домов, детских садах.

5. Во время передвижения пресекать возможные столпотворения и панику

6. После эвакуации из здания школы в зимнее время найти детей, которые укрылись в ближайших зданиях, и сделать перекличку.

7. В горящее здание школы не возвращаться. Это очень опасно!

X. Аварии с выбросом опасных химических веществ

Для обучающихся

1. После получения сигнала тревоги с сообщениями о выбросе в атмосферу опасного химического вещества не покидать здание школы до приказа администрации школы.

2. Надеть индивидуальные средства защиты (респираторы, противогазы); при их отсутствии — ватно-марлевые повязки или другие подручные изделия из ткани, намочив их водой.

3. Закрыть окна, форточки.

4. Перед выходом из здания школы максимально защитите кожные покровы (лицо, руки и др. части тела).

5. Эвакуироваться быстро, но без паники.

6. Слушать указания учителя о дальнейших действиях.

7. При передвижении по зараженной территории необходимо соблюдать следующие правила:

— передвигаться быстро, но не бежать; стараться не поднимать пыли;

— обходить стороной туманно подобные образования;

— не касаться окружающих предметов, ни к чему не прислоняться;

— не наступать на капли жидкости или порошкообразные россыпи;

— при обнаружении следов химических веществ на коже, одежде, обуви удалить их подручными средствами (бинтом, носовым платком, тряпочкой) и промыть это место по возможности водой или другой чистой жидкостью;

— не снимать средств индивидуальной защиты до соответствующих распоряжений.

8. По прибытии в безопасную зону необходимо пройти регистрацию и санитарную обработку.

Для учителей

1. При получении сигнала тревоги с сообщением о выбросе в атмосферу опасного химического вещества закрыть все окна и форточки в школе.

2. Обеспечить обучающихся индивидуальными средствами защиты или использовать подручные средства из ткани, которые необходимо смочить водой. Слушать дальнейшие указания.

3. Организовать детей для выхода из помещения и передвижения к месту эвакуации. Взять классный журнал.

4. Провести инструктаж: передвигаться по зараженной местности перпендикулярно направлению ветра.

5. Эвакуироваться вместе с детьми в безопасную зону.

6. По прибытии в район размещения провести регистрацию детей.

7. Организовать санитарную обработку и размещение детей.

Для родителей

1. Помните о том, что эвакуация детей в безопасную зону лучше проходит коллективно.

2. Если вы не работаете или находитесь в это время дома, подготовьте всё необходимое и эвакуируйтесь вместе с детьми по месту проживания или с коллективом школы.

3. При наличии личного транспорта можете с разрешения администрации забрать детей и передвигаться к месту дислокации самостоятельно.

4. Перед эвакуацией отключите все электроприборы, сделайте запас воды и продуктов. Возьмите документы, ценные вещи, запасные и тёплые вещи.

5. Изготовьте подручные средства индивидуальной защиты из плотной ткани для себя и ваших детей.

XI. Аварии с выбросом радиоактивных веществ

Для обучающихся

1. При получении сигнала тревоги с сообщением о выбросе радиоактивных веществ необходимо защитить органы дыхания средствами индивидуальной защиты: надеть противогазы, респираторы, ватно-марлевые повязки или применить средства — платки, шарфы, другие тканые изделия.

2. Занять место вдали от окон.

3. Закрыть все форточки.

4. Подготовиться к организованной эвакуации. Не паниковать, слушать указания учителя.

5. После выхода из школы на заражённую территорию необходимо соблюдать следующие правила:

— не снимать на открытой местности средства индивидуальной защиты;

— избегать поднимания пыли при передвижении;

— без надобности не садиться и не прикасаться к посторонним предметам;

— не пить, не принимать пищу, не курить;

— периодически обтирать открытые участки тела тряпочкой или носовым платком.

6. Прибыв в район размещения, эвакуированным необходимо зарегистрироваться.

7. Пройти полную санитарную обработку.

8. Промыть глаза чистой водой, прополоскать рот и горло.

Для учителей

1. При получении сигнала тревоги с сообщением о радиационном загрязнении организовать защиту дыхательных путей себе и обучающимся. Выдать ватно- марлевые повязки, респираторы и, если имеются, противогазы.

2. Закрыть форточки в классе. Отсадить детей от окон.

3. Подготовиться к организованной эвакуации. Взять классный журнал.

4. Провести инструктаж по безопасному передвижению по заражённой местности.

5. Прибыв на предписанный сборно-эвакуационный пункт, необходимо зарегистрироваться.

6. Эвакуироваться вместе с детьми в безопасную зону.

7. По прибытии в район размещения провести регистрацию детей.

8. Организовать санитарную обработку и размещение.

Для родителей

1. Помните о том, что эвакуация в безопасную зону лучше проводится коллективно.

2. Если вы не работаете или находитесь в это время дома, подготовьте всё необходимое и эвакуируйтесь вместе с детьми по месту проживания или с коллективом школы.

3. При наличии личного транспорта можете с разрешения администрации забрать детей и передвигаться к месту дислокации самостоятельно.

4. Перед эвакуацией отключите все электроприборы, сделайте запас воды и продуктов. Возьмите документы, ценные вещи, запасные и тёплые вещи.

5. Изготовьте подручные средства индивидуальной защиты из плотной ткани для себя и ваших детей.

XII. Мероприятия по эвакуации из помещений УО при ЧС.

1. Эвакуация производится по сигналу, подаваемому звонковой сигнализацией: короткие прерывистые звонки — пауза 10 сек. — короткие прерывистые звонки — пауза 10 сек. (будет повторяться 4-5 раз). Дублирующий сигнал голосом: «Внимание всем! Покинуть здание школы!»

2. Эвакуируются все обучающиеся, в том числе находящиеся на экзаменах и все сотрудники.

3. Преподавателям в начале занятий, после проверки по классному журналу присутствующих и отсутствующих, доводить до сведения обучающихся номер запасного выхода, через который производится эвакуация из данного класса (кабинета).

4. Преподаватель руководит эвакуацией: осуществляет организованный проход обучающихся в колонне по 2 через соответствующий выход.

5. Эвакуация должна происходить организованно: без разговоров, без шума, суеты и без шалостей, строго и серьезно. Команды подает и делает замечания только руководитель занятия (преподаватель).

6. При эвакуации обучающиеся следуют к месту построения (например, сквер напротив здания учреждения), строятся по группам в колонну по 3, в заранее определенной последовательности.

7. После проверки по журналу наличия обучающихся преподаватель докладывает начальнику штаба ГО учреждения о списочном составе группы, количестве в строю, об отсутствующих и причинах отсутствия.

8. Начальник штаба ГО докладывает директору учреждения — начальнику ГО объекта о результатах эвакуации.

9. У каждого из выходов контроль организованности эвакуации осуществляют заместители директора учреждения — должностные лица ГО и ЧС.

10. Заместителю директора учреждения по АХЧ — заместителю начальника ГО объекта по тылу — обеспечить готовность запасных выходов из здания учреждения.

XIII. Обязанности охраны в УО

XIII-I.Принимая смену очередной охранник (сторож) обязан:

— уточнить обстановку на охраняемом объекте у сменяемого сотрудника охраны, наличие и характер замечаний в адрес л/с предыдущей смены;

— проверить наличие и исправность принимаемого имущества и документации, работоспособность средств связи, оповещения и охранной сигнализации;

— произвести осмотр объекта снаружи и изнутри.

О результатах приема-сдачи смены сделать запись в «Журнале приема — сдачи дежурства» с указанием недостатков и изменений в состоянии охраняемого объекта.

XIII-II В ходе несения службы охранник (сторож) обязан обеспечить:

— контроль за соблюдением внутри объектового порядка, мер безопасности и пропускного режима внутри здания;

— сохранность и целостность имущества и помещений, сданных под охрану.

Контроль осуществляется путем визуального наблюдения и прослушивания с места

— несения службы и в процессе обхода объекта. Порядок и периодичность обхода объекта согласовывается с администрацией объекта.

— Выход за пределы объекта в ночное время и в период ограниченной видимости запрещен. Результаты обхода записываются в Журнал. В случае обнаружения нарушений или неисправностей немедленно докладывать в Дежурную Часть.

— В свой работе руководствоваться требованиями действующего законодательства, условиями государственного договора с «Заказчиком», положениями настоящей инструкциями, в части касающейся охраны и безопасности объекта, распоряжениями прямых начальников охранного предприятия.

— Знать расположение и оборудование объекта, территорию и границы поста, маршруты контроля состояния объекта, маршруты эвакуации персонала и обучающихся, порядок взаимодействия с полицией, номера телефонов дежурных служб РОВД, МЧС, должностных лиц образовательного учреждения.

— Быть вежливым и тактичным в общении с персоналом «Заказчика», детьми и посетителями, иметь постоянно при себе удостоверение охранника, быть по форме одетыми и экипированным, иметь опрятный вид. Свои требования и замечания излагать в понятной, тактичной и корректной форме, учитывая особенности детского контингента.

— Не допускать проникновения (проход, проезд) на объект посторонних лиц и автотранспорта.

— В зависимости от складывающейся обстановки своевременно и решительно принимать меры по предупреждению и пресечению правонарушений, оперативно извещая милицию, дежурную службу, используя помощь персонала учреждения, не подвергая опасности жизни и здоровье детей и сотрудников.

-Знать и уметь пользоваться техническими и охранно-пожарными средствами, вспомогательным инвентарем, средствами связи, находящимся на объекте, в случаях возникших чрезвычайных ситуаций.

— При необходимости кратковременно отлучиться с места несения службы на посту, предварительно согласовать вопрос о замещении себя с ответственным администратором (дежурным) по образовательному учреждению.

XIII-II. Действия охранника при возникновении нештатных ситуаций.

а) При обнаружении взрывоопасных предметов (взрывных устройств) охраннику необходимо:

1. если этот предмет представляет бесхозную вещь, необходимо срочно установить, чья она и кто мог её оставить, если хозяин вещи не установлен, приступить к принятию конкретных мер;

2. ни в коем случае не нарушать целостность обнаруженных предметов (не вскрывать, не перемещать их);

3. зафиксировать время обнаружения находки, другие обстоятельства произошедшего;

4. следует быстро определить зону опасности и обеспечить ее изоляцию (ограждение), не допускать в нее людей и транспорт;

5. доложить о происшествии немедленно руководству образовательного учреждения, службу «102» дежурной части РОВД убедиться в том, что доклад сделан в эти службы руководством учреждения. При этом сообщить: время, место, обстоятельства обнаружения взрывоопасного предмета, его внешние признаки, наличие и количество людей на месте обнаружения (на объекте), опасную близость для государственных, жилых, промышленных зданий, возможные последствия в случае взрыва, принимаемые меры;

6. при необходимости, следует срочно принять меры к эвакуации людей по безопасному маршруту (в безопасное место);

7. поддерживать постоянную связь с дежурной частью РОВД, руководством объекта и докладывать о принимаемых мерах и складывающейся на месте происшествия обстановке;

8. по прибытии на место происшествия сил РОВД, МЧС проинформировать их о сложившейся ситуации и действовать в соответствии с указаниями ответственного оперативного руководителя, не ослабляя внимания за сохранностью имущества и ситуацией на территории поста;

9. при получении сообщения от граждан об обнаружении ими взрывоопасных предметов, помимо перечисленных действий, необходимо дополнительно выяснить сведения о сообщивших, обстоятельства, при которых обнаружен взрывоопасный предмет, по возможности установить ещё свидетелей и очевидцев

10. следует четко помнить: не предпринимать самостоятельно никаких действий с подозрительными находками, которые могут оказаться взрывными устройствами — это может привести к их взрыву, вашей гибели, многочисленным жертвам и разрушениям!

11. сотрудники охраны должны продолжать обеспечивать охрану объекта с границы безопасной зоны наблюдением за прилегающей территорией, не допуская проникновения на объект посторонних лиц не имеющих отношения к устранению угрозы.

б) При угрозе нападения (нападении):

1. путем наблюдения установить реальность преступных намерений со стороны подозреваемых лиц, степень опасности их действий, возможные последствия;

2. зафиксировать внешние приметы нападающих, их вооружение, одежду, отличительные черты лица, средства передвижения и др. особенности;

3. о случившемся немедленно сообщить в МВД об угрозе нападения (нападении) передачей тревожного сигнала с использованием кнопки экстренного вызова милиции, доложить оперативному дежурному, в дежурную часть местного

МВД и руководству объекта;

4. в зависимости от вооруженности нападающих, организовать отражение нападения (защиту от нападения), действуя в рамках требований Закона и условий обстановки на объекте;

5. принять меры к задержанию нападающих (правонарушителей), но, не провоцируя их на применение оружия, что может повлечь за собой человеческие жертвы.

6. при задержании нарушителей, их следует немедленно передать правоохранительным органам, при этом можно использовать помощь сотрудников учреждения и общественности, но — не рискуя их жизнью;

7. принять меры по охране места происшествия для сохранения следов и вещественных доказательств.

8. при появлении на объекте охраны неизвестных лиц в период производственной деятельности (рабочего времени) охранник обязан проверить у них документы, удостоверяющие личность и документы, дающие право находиться на охраняемом объекте. В случае отсутствия документов, сомнении в их подлинности или неподчинении этих лиц требованиям охранника, нарушители задерживаются и передаются сотрудникам органа внутренних дел.

В дальнейшем, после доклада руководству частного охранного предприятия и объекта, охранник продолжает выполнять свои обязанности или действует по их указанию для принятия мер по сохранности материальных ценностей, обеспечении безопасности на объекте.

в) при захвате людей на объекте (всего объекта) в заложники:

Помните, что захват в заложники всегда организуется скрытно и происходит неожиданно. Но вместе с тем постоянная бдительность на посту, анализ проявления подозрительных действии или появления подозрительных лиц, помогут снизить вероятность и внезапность захвата или упредить его своевременными контр действиями.

Если вам стало известно о готовящемся захвате или совершении другого преступления, если вы располагаете фактами, немедленно сообщите об этом в органы МВД используя для этого технические средства экстренного вызова милиции.

Если захват произошел:

1) не допускать действий, которые могут спровоцировать напавших к применению оружия, подрыву устройства, применению отравляющих веществ и привести к человеческим жертвам;

2) постарайтесь немедленно сообщить дежурному МВД (служба 102 и включение кнопки экстренного вызова милиции) в другие дежурные службы о нападении и захвате заложников;

3) без раздражений и замечаний переносите оскорбления и унижения, не смотрите в глаза преступникам, не ведите себя вызывающе и в тоже время — следите за всем происходящим вокруг вас;

4) при необходимости выполняйте требования преступников (не причиняя вреда жизни и здоровью мирных граждан), не противоречьте им, не рискуйте жизнью окружающих и собственной, не допускайте паники и истерик;

5) на совершение необходимых действий для оказания помощи себе, другим, сходить в туалет и т. п., спрашивайте разрешения;

6) помните ваша цель стараться помочь попавшим в заложники людям любыми способами сохранить жизнь, подготовить возможность для их освобождения;

7) будьте внимательны, запомните приметы преступников, их имена, клички, татуировки, шрамы, другие особенности и манеры поведения, тематику разговоров и др. особенности;

8) продумайте свои действия на период проведения операции спецслужбами по вашему освобождению, но лучше выполнять требования приемлемые для всех заложников, а именно:

9) лечь на пол лицом вниз, не делать движений, перемещений, голову закрыть руками, посоветовать это сделать другим;

10) если есть возможность, держитесь подальше от дверей и окон, т. к. они в первую очередь могут быть использованы как спецслужбами для проникновения в помещения, так и преступниками для отражения этих действий;

11) ни в коем случае не бегите навстречу сотрудникам спецслужб или не убегайте от них, т. к. они могут принять вас за преступника;

г) В случае пожара или аварийной ситуации на объекте:

1) оценить обстановку и немедленно оповестить руководство охраняемого объекта и соответствующие службы, доложить оперативному дежурному (101) оповестить нештатную пожарную группу объекта о возгорании и ответственных за открытие запасных входов о подготовке их к эвакуации людей;

2) принять меры к локализации пожара или аварии, используя при этом имеющиеся на объекте соответствующие противопожарные средства и оборудование;

3) не подвергать опасности здоровье и жизнь людей;

4) оказать помощь по эвакуации людей, находящихся на объекте, спасения имущества, согласно плану эвакуации. Не допустить загораживания проходов и путей эвакуации людей, особое внимание уделить эвакуации и размещению в безопасном месте детей (согласно плану эвакуации);

5) организовать встречу и допуск пожарных и аварийных расчетов, стараться контролировать их действия при проведении работ, эвакуации (выносу) материальных средств;

6) о ликвидации пожара или аварийных ситуаций доложить оперативному дежурному.

XIV. Инструкция о пропускном и внутри объектовом режиме УО

1. Пропускать в здание УО сотрудников только по документу, удостоверяющему личность

2. Пропускать в здание УО родителей воспитанников по спискам, предоставленным администрацией и документу, удостоверяющему личность

3. При пропуске на территорию УО автотранспортных средств, проверять соответствующие документы и характер ввозимых грузов

4. Особое внимание уделять проверке документов и цели прибытия лиц из других организаций, посещающих УО по служебным делам, делать соответствующие записи к книге регистрации посетителей

5. Ограничить пропуск в здание УО родственников и знакомых воспитанников, пропускать только по разрешению руководителя УО, делать соответствующие записи к книге регистрации посетителей

6. Держать входные двери здания УО для входов и выхода во время массового прибытия сотрудников и детей на работу и занятия и убытия их после окончания работы и занятий открытыми

7. В остальное время суток входные двери должны находиться в запертом состоянии и открываться охранником по звонку прибывшего

8. После окончания рабочего дня регулярно обходить и проверять внутренние помещения УО и каждые два часа обходить территорию УО

9. Обращать внимание на посторонние и подозрительные предметы

10. Обо всех обнаруженных нарушениях немедленно докладывать руководителю учреждения.

I. Алгоритм действий учителя при возникновении (угрозе возникновения)

чрезвычайной ситуации в здании школы

1. Немедленно сообщить о возникновении (угрозе возникновения) чрезвычайной ситуации администрации школы.

2. Организовать экстренную эвакуацию учащихся из здания школы, согласно схемы эвакуации. Учитель, во время всей эвакуации, находится с учащимися.

3. При завершении эвакуации проверить наличие учащихся. О результатах проверки доложить администрации школы.

4. Обеспечить порядок на месте расположения учащихся и их безопасность.

5. Действовать согласно распоряжений администрации школы.

6. При получении сообщения об угрозе теракта по телефону, ни в коем случае не класть телефонную трубку на аппарат. Сообщить о звонке по телефонам 101, 102.

II. Общие требования и правила поведения учителя и учащихся при угрозе ЧС

Общие правила поведения учителя:

1. действия учителя при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях должны основываться на инструкциях памятках, разработанных службами ГО и ЧС в соответствии с местными условиями;

2. в каждом классе, кабинете, учебной мастерской на видном месте должен находиться план эвакуации из конкретного помещения. Если по плану эвакуации предусмотрено использование запасного выхода, то он должен быть свободен, не загроможден разными предметами. Если дверь запасного выхода по условиям охраны здания запирается на замок, то в плане эвакуации необходимо указать, где находится ключ от запасного выхода;

3. в каждом кабинете, классе, учебной мастерской должны обязательно находиться средства пожаротушения в виде универсального или порошкового огнетушителя;

4. во всех помещениях образовательного учреждения обязательно должны иметься медицинские аптечки с набором основных средств первой медицинской помощи: йода, бинтов, перевязочных резиновых жгутов, водного раствора аммиака;

5. во всех общеобразовательных учреждениях должна иметься местная или собственная радиоточка, радиосеть, по которой в случае чрезвычайных ситуаций будут передаваться сообщения, оповещения, предупреждения или указания учителям о необходимых действиях;

6. учителю ни в коем случае нельзя терять самообладания, паниковать самому и не допускать паники среди учащихся. Покидать помещение при возникшей чрезвычайной ситуации можно только в организованном порядке. Учителю нужно помнить, что паника обычно создает толчею, давку, причем эвакуация значительно затрудняется, увеличивается угроза жизни учащихся;

7. чтобы облегчить учителю его действия во время чрезвычайной ситуации, необходимо периодически проводить учения определенной направленности с эвакуацией из здания;

8. чтобы аварии не были неожиданностью, учителю необходимо знать, какие предприятия находятся вблизи образовательного учреждения и каковы могут быть аварии (взрывы, выбросы ядовитых газов, пожары с выделением токсических веществ и т.д.). Нужно всегда помнить о том, что многие предприятия находятся в настоящее время в предаварийном состоянии из за сильной изношенности основного оборудования и очистных систем. В связи с этим могут быть залповые выбросы в атмосферу или в систему стоков вредных и опасных для жизни веществ;

9. учителю необходимо также знать его дальнейшие действия после эвакуации из здания и местонахождение безопасных укрытий. Обычно при крупномасштабных ЧС местные службы ГО и ЧС оповещают население и сообщают, какие действия необходимо предпринимать. На эти оповещения и сообщения учителю необходимо ориентироваться.

Учителю надо помнить о том, что эвакуация в безопасное место образовательных учреждений, их учащихся и персонала производится в первую очередь.

В настоящее время в образовательных учреждениях участились случаи пожаров с трагическими последствиями, поэтому нужно быть предельно внимательным и осторожным в обращении с электроприборами, не перегружать электросеть включением нескольких электроприборов большой мощности.

В обязательном порядке периодически необходимо приглашать в образовательные учреждения специалистов ГО и ЧС для ознакомления учителей и персонала со складывающейся обстановкой в районе нахождения этого учреждения.

III. Действия персонала и администрации при попытке незаконного

проникновения на объект; при пожаре, стихийном бедствии; при попытке

совершения (совершении) террористического акта

При возникновении нештатной (аварийной) ситуации.

1. Установить максимально точно характер нештатной (аварийной) ситуации, возможные ее последствия.

2. Немедленно поставить в известность дежурного по УО, диспетчера соответствующей аварийной службы, с указанием:

— точного адреса и наиболее коротком пути следования к учреждению;

— полное наименование учреждения, с указанием точного расположения места аварии;

— характер и возможные последствия происшедшего

3. Произвести запись в дежурный журнал о происшествии и предпринятых действиях с указанием:

— точного времени возникновения нештатной (аварийной) ситуации в системе жизнеобеспечения учреждения,

— времени и указанием номера телефона, точных данных дежурного диспетчера вызываемой службы,

— принятых мерах администрацией учреждения по ликвидации последствий,

— времени прибытия представителей спасательных и аварийных служб, с указанием фамилии старшего команды, общим количеством аварийных или спасательных команд, времени убытия и т.д.

— точного времени окончания работ по ликвидации последствий нештатной (аварийной) ситуации в системе жизнеобеспечения учреждения, нанесенном ущербе.

— времени доклада в УО об окончании работ по ликвидации последствий нештатной (аварийной) ситуации в системе жизнеобеспечения учреждения, нанесенном ущербе.

4. Постоянно поддерживать связь с учреждениями, аварийными службами и ответственным дежурным по управлению образования до полной ликвидации последствий или происшествия.

5. Принять меры к ликвидации последствий нештатной (аварийной) ситуации в системе жизнеобеспечения учреждения имеющими средствами и силами, согласно утвержденной Инструкции и плана работы в нештатной (аварийной) ситуации в системе жизнеобеспечения учреждения.

IV. Руководитель учреждения обязан:

После ликвидации последствий нештатной (аварийной) ситуации в системе

жизнеобеспечения учреждения.

1. Доложить по телефону об итогах ликвидации последствий возникшей нештатной (аварийной) ситуации в системе жизнеобеспечения учреждения после окончания ликвидационных работ и итогах ликвидации в УО.

2. В течении суток после ликвидации последствий письменно — докладной, с указанием причин, нанесенном ущербе, принятых мерах, планируемых мероприятиях по ликвидации причин и последствий нештатной (аварийной) ситуации.

3. Произвести разбор причин возникновения нештатной (аварийной) ситуации в системе жизнеобеспечения учреждения с должностными лицами, педагогами (воспитателями).

4. Принять меры для предотвращения повторения причин возникновения нештатной (аварийной) ситуации в системе жизнеобеспечения учреждения.

V. Обязанности взаимодействующих органов в части, касающихся

безопасности УО (милиция, пожарная охрана)

Субъектами, непосредственно осуществляющими обеспечение безопасности сотрудников и воспитанников УО при чрезвычайных ситуациях в пределах своей компетенции, являются: пожарная охрана, РОВД.

В случае пожара:

— немедленное оповещение пожарной охраны о возгорании передается посредством Автоматической пожарной сигнализации (АС) или по тел. 101;

— по прибытию пожарной частью принимаются меры по локализации пожара, используя при этом соответствующие средства;

— оказывают помощь по эвакуации людей, находящихся на объекте;

— не подвергать опасности жизнь и здоровье людей

При возникновении чрезвычайной ситуации:

— немедленно сообщить обо всех выявленных фактах в территориальные органы

МВД, МЧС, отдел образования;

— по прибытию на место оперативной группы (группы быстрого реагирования) действовать в соответствии с указаниями старшего группы;

— представителями правоохранительных органов осуществляется комплекс оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выявление и пресечение деятельности преступных (террористических) групп;

— оказывается помощь по эвакуации людей, находящихся на объекте;

— не подвергать опасности жизнь и здоровье людей.

VI. Алгоритм действий при ЧС техногенного характера. Пожары

Для обучающихся

1. При получении сигнала оповещения при пожаре организованно выйти из школы, взяв необходимые вещи и одежду.

2. Не допускать паники и столпотворений на лестничных пролётах.

3. При сильном задымлении помещения закрыть дыхательные пути (рот, нос) плотно свёрнутыми предметами одежды (шарф, шапка, кофта, пиджак и т. д.) и, пригнувшись, бежать к выходу из школы.

4. Выйти из школы по безопасным путям, указанным администрацией школы.

5. При невозможности забрать верхнюю одежду из гардероба покидать школу без неё.

6. По выходу из школы в тёплое время построиться для переклички, в холодное и зимнее время укрыться в подъездах близлежащих домов, в детских садах.

Для учителей

1. При получении сигнала оповещения о пожаре в школе немедленно организовать детей для эвакуации из здания школы.

2. Взять классный журнал и вместе с детьми покинуть по безопасным выходам здание школы.

3. В тёплое время года эвакуироваться без верхней одежды в безопасное место, подальше от горящего здания, сделать перекличку.

4. В холодное время и зимой надеть верхнюю одежду, а при сильном задымлении взять одежду с собой либо покинуть помещение без одежды и укрыться в подъездах близлежащих домов, детских садах.

5. Во время передвижения пресекать возможные столпотворения и панику

6. После эвакуации из здания школы в зимнее время найти детей, которые укрылись в ближайших зданиях, и сделать перекличку.

7. В горящее здание школы не возвращаться. Это очень опасно!

VII. Аварии с выбросом опасных химических веществ

Для обучающихся

1. После получения сигнала тревоги с сообщениями о выбросе в атмосферу опасного химического вещества не покидать здание школы до приказа администрации школы.

2. Надеть индивидуальные средства защиты (респираторы, противогазы); при их отсутствии — ватно-марлевые повязки или другие подручные изделия из ткани, намочив их водой.

3. Закрыть окна, форточки.

4. Перед выходом из здания школы максимально защитите кожные покровы (лицо, руки и др. части тела).

5. Эвакуироваться быстро, но без паники.

6. Слушать указания учителя о дальнейших действиях.

7. При передвижении по зараженной территории необходимо соблюдать следующие правила:

— передвигаться быстро, но не бежать; стараться не поднимать пыли;

— обходить стороной туманно подобные образования;

— не касаться окружающих предметов, ни к чему не прислоняться;

— не наступать на капли жидкости или порошкообразные россыпи;

— при обнаружении следов химических веществ на коже, одежде, обуви удалить их подручными средствами (бинтом, носовым платком, тряпочкой) и промыть это место по возможности водой или другой чистой жидкостью;

— не снимать средств индивидуальной защиты до соответствующих распоряжений.

8. По прибытии в безопасную зону необходимо пройти регистрацию и санитарную обработку.

Для учителей

1. При получении сигнала тревоги с сообщением о выбросе в атмосферу опасного химического вещества закрыть все окна и форточки в школе.

2. Обеспечить обучающихся индивидуальными средствами защиты или использовать подручные средства из ткани, которые необходимо смочить водой. Слушать дальнейшие указания.

3. Организовать детей для выхода из помещения и передвижения к месту эвакуации. Взять классный журнал.

4. Провести инструктаж: передвигаться по зараженной местности перпендикулярно направлению ветра.

5. Эвакуироваться вместе с детьми в безопасную зону.

6. По прибытии в район размещения провести регистрацию детей.

7. Организовать санитарную обработку и размещение детей.

Для родителей

1. Помните о том, что эвакуация детей в безопасную зону лучше проходит коллективно.

2. Если вы не работаете или находитесь в это время дома, подготовьте всё необходимое и эвакуируйтесь вместе с детьми по месту проживания или с коллективом школы.

3. При наличии личного транспорта можете с разрешения администрации забрать детей и передвигаться к месту дислокации самостоятельно.

4. Перед эвакуацией отключите все электроприборы, сделайте запас воды и продуктов. Возьмите документы, ценные вещи, запасные и тёплые вещи.

5. Изготовьте подручные средства индивидуальной защиты из плотной ткани для себя и ваших детей.

VIII. Аварии с выбросом радиоактивных веществ

Для обучающихся

1. При получении сигнала тревоги с сообщением о выбросе радиоактивных веществ необходимо защитить органы дыхания средствами индивидуальной защиты: надеть противогазы, респираторы, ватно-марлевые повязки или применить средства — платки, шарфы, другие тканые изделия.

2. Занять место вдали от окон.

3. Закрыть все форточки.

4. Подготовиться к организованной эвакуации. Не паниковать, слушать указания учителя.

5. После выхода из школы на заражённую территорию необходимо соблюдать следующие правила:

— не снимать на открытой местности средства индивидуальной защиты;

— избегать поднимания пыли при передвижении;

— без надобности не садиться и не прикасаться к посторонним предметам;

— не пить, не принимать пищу, не курить;

— периодически обтирать открытые участки тела тряпочкой или носовым платком.

6. Прибыв в район размещения, эвакуированным необходимо зарегистрироваться.

7. Пройти полную санитарную обработку.

8. Промыть глаза чистой водой, прополоскать рот и горло.

Для учителей

1. При получении сигнала тревоги с сообщением о радиационном загрязнении организовать защиту дыхательных путей себе и обучающимся. Выдать ватно- марлевые повязки, респираторы и, если имеются, противогазы.

2. Закрыть форточки в классе. Отсадить детей от окон.

3. Подготовиться к организованной эвакуации. Взять классный журнал.

4. Провести инструктаж по безопасному передвижению по заражённой местности.

5. Прибыв на предписанный сборно-эвакуационный пункт, необходимо зарегистрироваться.

6. Эвакуироваться вместе с детьми в безопасную зону.

7. По прибытии в район размещения провести регистрацию детей.

8. Организовать санитарную обработку и размещение.

Для родителей

1. Помните о том, что эвакуация в безопасную зону лучше проводится коллективно.

2. Если вы не работаете или находитесь в это время дома, подготовьте всё необходимое и эвакуируйтесь вместе с детьми по месту проживания или с коллективом школы.

3. При наличии личного транспорта можете с разрешения администрации забрать детей и передвигаться к месту дислокации самостоятельно.

4. Перед эвакуацией отключите все электроприборы, сделайте запас воды и продуктов. Возьмите документы, ценные вещи, запасные и тёплые вещи.

5. Изготовьте подручные средства индивидуальной защиты из плотной ткани для себя и ваших детей.

Инструкция действий работников и обучающихся ОУ в случае возникновения ЧС


Локальные акты

Рассмотрена и принята

на заседании

педагогического совета школы

протокол № 2 от 28.10.2013   г.

Утверждено

Приказ № 1-298 от 05.11.2013   г.

Директор школы____________И.А.Урывко

ИНСТРУКЦИЯ

ДЕЙСТВИЙ РАБОТНИКОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ ОУ В СЛУЧАЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧС

В случае возникновения чрезвычайной ситуации (ЧС) на территории образовательного учреждения (ОУ), связанного с обнаружением подозрительного предмета, взрывного устройства или другой ЧС, связанной с угрозой жизни или здоровью людей:

  • Немедленно сообщить обо всех выявленных фактах в правоохранительные органы, в территориальные органы МЧС, ФСБ, органы Управления образованием.
  • Зафиксировать время передачи информации и данные о лице, принявшем информацию.
  • До прибытия представителей правоохранительных органов, в территориальных органов МЧС, ФСБ обеспечить вывод всех людей из ОУ на безопасное расстояние.
  • Не трогать обнаруженный предмет, не принимать никаких самостоятельных действий с ним.
  • Выставить на безопасном расстоянии оцепление из лиц администрации с целью не допустить приближение к нему на опасное расстояние людей.
  • Обеспечить возможность беспрепятственного проезда спецмашин и прохода представителей правоохранительных органов, в территориальных органов МЧС, ФСБ к месту ЧС.

При получении информации о необходимости проведения эвакуации с территории образовательного учреждения:

  • Получив сообщение от представителей властей или правоохранительных органов о начале эвакуации в связи с возникновением ЧС, необходимо обеспечить спокойствие и четкое выполнение команд.
  • Отключить электроэнергию, газ, отопление и перекрыть воду.
  • Не допускать паники, истерики и спешки.

При поступлении угрозы по телефону:

  • Не оставлять без внимания ни одного подобного сигнала.
  • Необходимо дословно запомнить разговор или зафиксировать его на бумаге.
  • По ходу разговора отметить пол, примерный возраст звонившего и особенности его речи (громкий или тихий голос, особенности произношения – шепелявое, с заиканием, с акцентом, диалектом и пр., манеру речи – развязная, с издевкой, темп речи — быстрый, медленный), обязательно отметьте звуковой фон – шум автомашин, городской шум, голоса, другое.
  • Отметьте характер звонка – городской или междугородний.
  • Обязательно зафиксировать точное время начала разговора и его продолжительность.
  • Постарайтесь добиться от звонившего максимально возможного промежутка времени для принятия вами решения по «удовлетворению его требований» или совершения каких – либо других действий.
  • Не бойтесь запугивания преступников – по окончании разговора обязательно сообщите в правоохранительные органы.

При поступлении угрозы в письменной форме:

  • Обеспечьте четкое соблюдение правил обращения с анонимными материалами – обращайтесь с запиской или письмом максимально осторожно, постарайтесь не оставлять на нем своих отпечатков пальцев, не мните документ, не делайте на нем никаких пометок.
  • По возможности уберите его в чистый плотно закрываемый полиэтиленовый пакет и поместите в отдельную жесткую папку.
  • Не расширяйте круг лиц, знакомых с содержанием документа.

Захват людей в заложники:

  • О сложившейся ситуации немедленно сообщите в правоохранительные органы.
  • Не вступайте в переговоры с террористами по собственной инициативе.
  • Примите меры к беспрепятственному проезду, проходу сотрудников ОВД, МЧС, ФСБ, медицинских сотрудников к месту происшествия.
  • Оказываете максимальную помощь в сборе необходимой информации сотрудниками спецподразделений ФСБ и МВД.
  • При необходимости выполняйте требования террористов, если это не связано с причинением ущерба здоровью и жизни заложников, не противоречьте террористам, не рискуйте жизнью окружающих и своей собственной.
  • Стойко переносите лишения, оскорбления и унижения, не смотрите в глаза преступникам, не видите себя вызывающе.
  • Не допускайте действий, которые могут спровоцировать нападающих к применению оружия и привести к человеческим жертвам.
  • При необходимости выполняйте требования преступников. Старайтесь не допускать истерики и паники.
  • На совершение любых действий (сесть, встать, попить, сходить в туалет) спрашивайте разрешение.
  • Будьте внимательны, постарайтесь запомнить приметы преступников, отличительные черты их лиц, одежду, имена, клички, возможные шрамы и татуировки, особенности речи, поведения, тематику разговоров и пр.
  • Помните, что получив сообщение о вашем захвате, спецслужбы уже начали действовать и предпримут все необходимое для вашего освобождения.
  • Во время проведения спецслужбами операции по вашему освобождению неукоснительно соблюдайте следующие требования: лежите на полу лицом вниз, закройте голову руками и не двигайтесь, ни в коем случае не бегите навстречу сотрудникам спецслужб или от них, так как они могут принять вас за преступников, если есть возможность, держитесь подальше от проемов дверей и окон.
  • Объявление об эвакуации

    Не надо кричать «Пожар». Известны случаи, когда крик «Пожар» вызывал панику с человеческими жертвами, хотя никакой угрозы для жизни людей не было. Способов объявления об эвакуации может быть несколько: оповещение голосом, подачей тревоги с помощью ручных или электрических звонков, при оборудовании здания громкоговорящей системой оповещения включением трансляции по всему зданию заранее подготовленного текста.

  • Проведение эвакуации

    Каждый преподаватель и ученик должны быть готовы к действиям в экстремальной ситуации. В первую очередь необходимо провести эвакуацию людей из школы.

  • Возникновение пожара в школе

    Администрация школы заранее разрабатывает план эвакуации людей на случай пожара, изучает его с персоналом школы и периодически отрабатывает действия с детьми. При возникновении пожара в школе необходимо по команде учителя построится в колонну по двое. Эвакуацию осуществлять по заранее определенным путям под руководством классных руководителей или педагогов, проводящих занятия в классе. При этом учителю необходимо взять с собой учебный журнал для проверки наличия учащихся. Замыкающими ставят наиболее физически подготовленных мальчиков. Двигаться быстрым шагом, но не бежать. При нахождении дыма на путях эвакуации необходимо прикрыть органы дыхания платком и передвигаться согнувшись.

  • Основные пути эвакуации

    Основными путями эвакуации являются лестничные клетки и стационарные пожарные лестницы. Иногда для вывода детей из задымленных помещений в безопасное место используют незадымленные помещения, расположенные в противоположной части здания, с последующим их выводом из здания. Старшеклассники могут оказать помощь педагогам в эвакуации детей начальной школы (помочь одеться, отвести в теплое помещение и т.д.).

  • Сбор эвакуируемых детей

    Сбор эвакуируемых детей осуществляется в заранее определенном месте. Обычно это школьный двор. Не разбегайтесь после выхода из школы на свежий воздух. Постройтесь по классам. Вас проверят по журналам и в случае отсутствия кого-либо из учащихся сообщат об этом сотрудникам пожарной охраны и организуют поиск. Школьников размещают, особенно в зимний период, в ближайших тёплых помещениях, которые должны быть предусмотрены заранее.

  • Если основные пути эвакуации отрезаны огнем или дымом, а вы находитесь в верхних этажах здания школы

    Не паникуйте. Не пытайтесь проскочить. Зайдите в класс или в другое любое помещение с окнами, где нет дыма. Необходимо позаботиться об изоляции помещения, в котором вы находитесь, от проникновения в него дыма и огня. Закройте дверь и законопатьте тряпками все щели в двери и вентиляционной решетке. Тряпки лучше сначала смочить. В качестве ткани можно использовать занавески с окон, детали одежды.

  • Не открывайте окна

    Это может усилить тягу и приток дыма. Если в помещение попал дым, приоткройте окно и лягте на пол. Примерно в 15-ти сантиметрах от пола есть пространство с чистым воздухом. Дышать лучше через мокрую ткань или закрыв органы дыхания одеждой.

  • Самое главное — не паниковать

    Вас обязательно спасут. Норматив времени прибытия пожарных подразделений в Москве составляет не более 10 минут. Пожарные по прибытии на пожар в первую очередь выявляют отрезанных огнем и дымом людей, направляют все силы и средства на их спасение.
    При приезде пожарных необходимо открыть окно и позвать на помощь голосом и взмахами рук. Из горящих и отрезанных дымом помещений пожарные спасают учащихся через окна по ручным пожарным лестницам, спасательным рукавам, с помощью спасательных верёвок. Могут применяться пневматические спасательные устройства и натяжные полотна.

  • Тушение пожара подручными средствами

    Ликвидировать горение можно попытаться самостоятельно с помощью подачи воды от пожарного крана или первичных средств пожаротушения. Самостоятельное тушение пожара оправдано только в том случае, если не представляет угрозы для жизни и здоровья человека — очаг возгорания (пламя) виден, к нему можно безопасно подойти на длину огнетушащей струи, то есть на начальном этапе горения. В противном случае необходимо предпринять меры к изоляции горящего помещения от поступления в него свежего воздуха (необходимо закрыть все окна и двери), отключить электроэнергию и немедленно покинуть помещение. Снижение кислорода в воздухе до 17% приводит к прекращению горения.

  • Меры безопасности при пожаре в школе

    Если на уроке в школе вы слышите 2 коротких + 1 длинный звонок или сигнал сирены с голосовым оповещением, это значит, что в здании возник пожар. Необходима эвакуация. Цель эвакуации – спасти людей.

  • Ваши действия при эвакуации:

    главное: сохраняйте спокойствие и слушайте преподавателя (учителя), именно он поможет быстро эвакуироваться из помещения: пересчитает всех детей, назначит замыкающего, возьмет журнал и построит вас;
    если вокруг много дыма, закройте лицо мокрым полотенцем, носовым платком или ватно-марлевой повязкой и в определенном порядке, без паники, всей группой идите к выходу в безопасную зону;
    если количество дыма увеличивается, то необходимо передвигаться по помещению, пригнувшись или ползком;
    на улице учитель еще раз пересчитает вас, сообщит руководству, а пожарные точно узнают, есть ли еще в помещении люди.

  • Если рядом с вами нет взрослого:

    • звоните в пожарную охрану по телефону «01» и сообщите: адрес, что и где горит, фамилию и номер телефона;
    • не бойтесь, зовите на помощь взрослых, даже если пожар произошел по вашей вине;
    • не прячьтесь, иначе пожарные могут вас не найти;
    • по возможности, немедленно, покиньте помещение через входную дверь;
    • если путь к главной двери отрезан огнем и дымом, выходите на балкон. Не прыгайте! Громко зовите на помощь. Не забудьте плотно закрыть за собой балконную дверь;
    • еще один путь спасения – окно! Прежде, чем открыть окно, закройте и уплотните дверь в помещение любыми тряпками или мебелью. Зовите на помощь, а когда призыв о помощи будет услышан, ложитесь на пол, где меньше дыма. Закройте нос и рот влажной тряпкой, ждите пожарных. Вас обязательно спасут!

  • Главное:

    Cлушайте педагога, не теряйте спокойствия и будьте готовы к действиям!

  • Правила для персонала образовательных учреждений:

    Необходимо помнить, что в учебных классах общеобразовательных учреждений пожар распространяется со скоростью 1-1,5 метра в минуту, в коридорах – 4-5 м/мин. При горении мебели и бумаги в учебных помещениях в воздухе скапливается оксид углерода, который при вдыхании его в течение 5-10 минут становится смертельным. Вот почему при пожаре в школе нужно действовать быстро, решительно и грамотно, в соответствии с разработанными ранее планами эвакуации и практическими отработками на случай пожара.

  • Порядок действий учителя при пожаре:

    1. Не поддаваться панике самому и успокоить детей.
    2. В первую очередь эвакуировать детей из тех помещений, где находиться опасно для жизни, а также с верхних этажей, причем первыми выводят учеников младших классов.
    3. Уточнить обстановку: нет ли задымления в коридоре, возможны ли вывод и эвакуация обучающихся.
    4. Если выход из класса безопасен, построить учащихся. Портфели, одежду оставить на местах. Если есть, надеть на детей марлевые повязки для защиты органов дыхания. Взять классный журнал.
    5. Выводить учащихся из здания школы по наиболее безопасному и кратчайшему пути.
    6. Учитель при этом должен идти впереди, а конце цепочки детей поставить самых рослых и физически развитых мальчиков, чтобы в случае необходимости они смогли оказать помощь более слабым.
    7. По окончании эвакуации, в заранее определенном безопасном месте сбора, провести перекличку всех детей по спискам.
    8. Учитель должен неотлучно находиться рядом обучающимися, выведенными из здания.
    9. Если коридор задымлен и выход из класса небезопасен, нужно закрыть входную дверь, уплотнить ее подручной тканью, посадить детей на пол и слегка приоткрыть окно для проветривания.
    10. Если на окнах металлические решетки, их необходимо тут же открыть. Как только услышите шум подъехавших пожарных машин, подайте сигнал, чтобы пожарные немедленно приступили к эвакуации детей через окна. Учитель в таком случае покидает класс последним.

В первую очередь при обнаружении пожара необходимо сообщить об этом педагогическим работникам, службе охраны, любому взрослому в школе. Вызвать пожарную охрану по городскому телефону 101 или мобильному телефону по номеру 112. Перед звонком необходимо успокоится. Вам обязательно ответят и внимательно выслушают.

Услышав ответ диспетчера: «Пожарная охрана», необходимо сообщить следующие сведения:
•адрес пожара, номер школы;
•наличие и характер опасности жизни и здоровью людей, особенно школьникам;
•место возникновения (на каком этаже возник пожар, в каком помещении и т.д.);
•что горит или характер ЧС, другого происшествия;
•сведения о пожаре, которые могут повлиять на успешное выполнение задачи по его тушению;
•назвать фамилию, имя, отчество (в том числе свой номер телефона).

Не торопитесь выключить телефон. Будьте готовы ответить на поставленные дежурным диспетчером дополнительные вопросы. Опрос заявителя диспетчер заканчивает фразой: «Пожарные машины выехали – встречайте!», после чего вы можете закончить разговор. По возможности организуйте встречу подразделений пожарной охраны и окажите помощь в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара.

Другие статьи

Эта статья полезна?

87,8% посетителей считают статью полезной

Фефилова Татьяна Юрьевна

Скачать:

Предварительный просмотр:

Алгоритмы

действий при ЧС природного характера

  1. По сигналу тревоги сохраняйте спокойствие и не делайте ничего, что может дезорганизовать окружающих (не кричите, не мечитесь).
  2. Немедленно возьмите необходимые вещи и постройтесь для организованного выхода из класса (если находитесь в классе на уроке).
  3. В организованном порядке через запасные выходы покиньте здание.
  4. Если находитесь в здании школы на перемене, через ближайший запасный выход покиньте помещение.
  5. После выхода из здания постройтесь в отведённом безопасном месте, пройти перекличку.
  6. Если покинуть здание невозможно, займите положение вдоль капительной стены в классе или коридоре.
  7. Если вы оказались в завале, не поддавайтесь панике, постарайтесь определиться в пространстве и подавайте сигналы о себе (стучите железом о железо, камушками по плитам, трубам  и т.п.).
  8. Помните, что первые толчки самые сильные (от 5 до 40 секунд). После чего может наступить временное затишье, а потом новый толчок.
  9. При необходимости эвакуации из зоны бедствия и отсутствии телефонной связи не уходите домой и в другие места, пройдите перекличку и выполняйте дальнейшее по указанию руководителей школы, осуществляющих массовую эвакуацию обучающихся из школы.
  10. Помните, что ваши родители будут эвакуироваться из зоны бедствия на своих предприятиях и своими силами.
  11. После прибытия на место эвакуации пройдите регистрацию, для того чтобы родители и родственники могли отыскать вас.

Наводнение

  1. Оденьтесь и подготовьте необходимые вещи, обувь, запас продуктов и аптечку. Завернуть в полиэтиленовый пакет документы, деньги, ценности.
  2. Отключите газ, электричество, электроприборы.
  3. Покиньте опасную зону пешком или на транспорте, захватить с собой документы, ценности, необходимые вещи и запас продуктов.
  4. Если не смогли эвакуироваться, то при опасном повышении уровня воды поднимитесь на чердак или на крышу дома, подавать сигналы бедствия.
  5. При подходе спасателей на плавсредстве переходите в него с соблюдением правил предосторожности и неукоснительно соблюдайте требования спасателей.
  6. При массовой эвакуации из опасной зоны пройдите регистрацию на сборно-эвакуационном пункте.
  7. По возможности телефонной связи сообщите родителям о местонахождении.
  8. По прибытии на место эвакуации пройдите повторную регистрацию, для того чтобы родители могли найти вас.

Ураган

  1. Отойти от окон, заняв места на партах возле стены или встав в нишах стен. Можно перейти в глухие коридоры.
  2. По окончании уроков, если ураган не стихает, старшеклассникам передвигаться домой группами, держась подальше от деревьев, рекламных щитов, линий электропередач. Обучающихся младших и средних классов вывозить на транспорте в сопровождении учителя или родителей. Одних детей не отпускать!
  3. Если буря закончилась, соблюдайте меры предосторожности при возвращении домой. Не дотрагивайтесь до оборванных проводов.

Лесные пожары

Правила безопасного поведения в лесу

  1. Не бросать в сухую траву горящие спички и окурки.
  2. Не разводить костров в местах с сухой травой, в хвойных молодняках.
  3. Не зажигать траву под деревьями, на лесных полянах.
  4. Не оставлять в лесу бутылки и осколки стекла.
  5. Не оставлять в лесу легко воспламеняющийся промасленный обтирочный материал.
  6. Не использовать в лесу автомашину или мотоцикл с неисправной системой питания.
  7. При необходимости развести в лесу костёр примите меры пожарной безопасности, исключающие попадание искр на сухую траву.
  8. Возникший небольшой низовой пожар в лесу постарайтесь сбить ветками или забросать грунтом.
  9. Если вы попали в зону пожара, выходите из опасной зоны перпендикулярно направлению движения огня навстречу ветру.
  10. Если воздух сильно задымлен, дышите через мокрый платок, шарф. Помните: у земли задымление меньше.
  11. Нельзя бежать в загоревшейся одежде. Лучше сбросить её или загасить огонь, катаясь по земле.

Пожары

  1. При получении сигнала оповещения при пожаре организованно выйти из школы, взяв необходимые вещи и одежду.
  2. Не допускать паники и столпотворений на лестничных пролётах.
  3. При сильном задымлении помещения закрыть дыхательные пути (рот, нос) плотно свёрнутыми предметами одежды (шарф, шапка, кофта, пиджак и т.д.) и, пригнувшись, бежать к выходу из школы.
  4. Выйти  из школы по безопасным путям, указанным администрацией школы.
  5. При невозможности забрать верхнюю одежду из гардероба покидать школу без неё.
  6. По выходу из школы в тёплое время построиться для переклички, в холодное и зимнее время укрыться в подъездах близлежащих домов, в детских садах.

Если пожар возник дома или в ином помещении

  1. Не звони из помещений, где уже возник пожар, выберись в безопасное место и позвони в службу «01».
  2. Не стой в горящем помещении – пригнись, закрой плотно свернутой тканью лицо и нос и пробирайся к выходу.
  3. Не трать время на поиски документов, денег, не рискуй, уходи из дома. Не возвращайся в горящее помещение, какие бы причины тебя не побуждали к этому.
  4. Уходя из горящих комнат, закрой за собой дверь, это уменьшит риск распространения пожара.
  5. Если нет путей эвакуации, находись у окна (не открывай его), чтобы тебя могли увидеть с улицы.
  6. Будь терпелив, не паникуй.
  7. При пожаре в здании не пользуйся лифтом, он может отключиться в любую минуту.

Терроризм

  1. Заметив бесхозную вещь, не прикасайтесь к находке и не подпускайте к ней других людей, немедленно обратитесь к  работнику милиции. Признаками взрывоопасных предметов являются: неизвестная деталь в машине, в подъезде, во дворе дома, остатки различных материалов, не типичных для данного места, натянутая проволока, шнур, чужая сумка, пакет, коробка, игрушки, телефоны.
  2. Запрещается поднимать с земли различные предметы, особенно игрушки, телефоны, красочные вещи.

Захват заложников

  1. Ограничить любые контакты с преступниками, не вызывать у них агрессии своими действиями или словами.
  2. Постараться запомнить характерные приметы преступников: рост, одежду, обувь, особенности поведения, речи и т.д.
  3. Не реагировать на провокационные действия террористов, не задавать им вопросов и стараться не смотреть им в глаза.
  4. Выполнять требования террористов и спрашивать у них разрешения на любые действия.
  5. При штурме спецподразделением отойти от входных дверей, окон, упасть на пол, укрыться под столом, креслом и т.п., прикрыть своё тело от пуль подручными средствами. В момент штурма не брать оружие у бандитов в руки, так как вас могут принять за бандитов и открыть по вам огонь на поражение.
  6. При освобождении разбегаться из здания в разные стороны.

Телефонный терроризм

  1. Не пытайтесь по телефону даже в шутку сообщить в школу о заминировании. Вас всё равно обнаружат и вашим родителям придётся отвечать за ваши действия.
  2. При получении по телефону от кого-либо сообщения о террористическом акте в школе не кладите телефонную трубку, а с другого телефона свяжитесь с милицией «02» для определения, откуда раздался звонок.
  3. После разговора письменно зафиксируйте следующие детали:
  • сразу начал угрожать или представился;
  • уточнил, с кем говорит;
  • медленно или быстро;
  • внятно ли произносит слова;
  • дефекты речи (заикание, акцент и др.);
  • тембр голоса (высокий, низкий и др.);
  • впечатление: трезв или нетрезв;
  • манера разговора (спокойная, уверенная, невнятная, бессвязная, вежливая, грубая);
  • озлобленность или равнодушие;
  • наличие посторонних шумов или тишина.
  1. Поставить в известность администрацию школы

Аварии с выбросом опасных химических веществ

  1. После получения сигнала тревоги с сообщениями о выбросе в атмосферу опасного химического вещества не покидать здание школы до приказа администрации школы.
  2. Надеть индивидуальные средства защиты (респираторы, противогазы); при их отсутствии – ватно-марлевые повязки или другие подручные изделия из ткани, намочив их водой.
  3. Закрыть окна, форточки.
  4. Перед выходом из здания школы  максимально защитите кожные покровы (лицо, руки и др. части тела).
  5. Эвакуироваться быстро, но без паники.
  6. Слушать указания учителя о дальнейших действиях.
  7. При передвижении по зараженной территории необходимо соблюдать следующие правила:
  • передвигаться быстро, но не бежать; стараться не поднимать пыли;
  • обходить стороной туманоподобные образования;
  • не касаться окружающих предметов, ни к чему не прислоняться;
  • не наступать на капли жидкости или порошкообразные россыпи;
  • при обнаружении следов химических веществ на коже, одежде, обуви удалить их подручными средствами (бинтом, носовым платком, тряпочкой) и промыть это место по возможности водой или другой чистой жидкостью;
  • не снимать средств индивидуальной защиты до соответствующих распоряжений.
  1. По прибытии в безопасную зону необходимо пройти регистрацию и санитарную обработку.

Аварии с выбросом радиоактивных веществ

  1. При получении сигнала тревоги с сообщением о выбросе радиоактивных веществ необходимо защитить органы дыхания средствами индивидуальной защиты: надеть противогазы, респираторы, ватно-марлевые повязки или применить подручные средства – платки, шарфы, другие тканные изделия.
  2. Занять место вдали от окон.
  3. Закрыть все форточки.
  4. Подготовиться к организованной эвакуации. Не паниковать, слушать указания учителя.
  5. После выхода из школы на заражённую территорию необходимо соблюдать следующие правила:
  • не снимать на открытой местности средства индивидуальной защиты;
  • избегать поднимания пыли при передвижении;
  • без надобности не садиться и не прикасаться к посторонним предметам;
  • не пить, не принимать пищу, не курить;
  • периодически обтирать открытые участки тела тряпочкой или носовым платком.
  1. Прибыв в район размещения, эвакуированным необходимо зарегистрироваться.
  2. Пройти полную санитарную обработку.
  3. Промыть глаза чистой водой, прополоскать рот и горло.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

  • Мне нравится 

 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Lozione per capelli hair lotion розовый инструкция по применению
  • Java shield полное руководство
  • Парсун руководства по ремонту
  • Инструкция 45 гпк рф рассмотрение обращений
  • Стиральная машина dexp wm f610dsh wb инструкция