Инструкция для сопровождающего в школьном автобусе при перевозке учащихся

Инструкция о соблюдении мер обеспечения безопасности для сопровождающего лица при перевозке учащихся школьным автобусом

СОГЛАСОВАНО

         УТВЕРЖДЕНО

Протокол заседания

профсоюзного комитета

от 29.08.2022 № 15

         Приказ от 29.08.2022 № 274

Инструкция о соблюдении мер обеспечения безопасности для сопровождающего лица при перевозке учащихся школьным автобусом

1.      ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

1.1. Инструкция по соблюдению мер безопасности для сопровождающего лица при перевозке учащихся школьным автобусом разработана на основании статьи 47 Кодекса Республики Беларусь об образовании, Положения о порядке организации бесплатной перевозки обучающихся, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.08.2022 № 540.

1.2. Сопровождающий назначается директором учреждения из числа                      пе­дагогических работников.

1.3. К сопровождению учащихся допускаются лица не моложе            18 лет, имеющие педагогическое образование, прошедшие медицинский осмотр, обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда, а также инструктаж до начала работы.

1.4. Сопровождающий подчиняется непосредственно директору учреждения.

1.5. В своей деятельности сопровождающий руководствуется настоящей инструкцией, нормативными документами, направленными на обеспечение безопасных условий перевозки детей, распоряжениями директора учреждения.

1.6. Сопровождающий работает по утвержденному графику перевозки детей в автобусе в тесном контакте с водителем автобуса, классными руководителями, воспитателями.

1.7. Сопровождающий во время перевозки учащихся школьным автобусом несет ответственность за жизнь и здоровье учащихся. 

1.8. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин законных распоряжений директора учреждения, локальных нормативных актов по организации и осуществлению безопасной перевозки детей, обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе за неиспользование предоставленных прав,  сопровождающий несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством;

1.9. За виновное причинение ущерба здоровью детям, подлежащим перевозке, в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей, сопровождающий несет ответственность в порядке и в пределах, установленных законодательством Республики Беларусь.

2. ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

ПЕРЕД НАЧАЛОМ ПЕРЕВОЗКИ

Сопровождающий обязан:

2.1. иметь при себе список перевозимых детей;

2.2. организовать посадку и высадку учащихся;

2.3. не допускать в салон автобуса для перевозки посторонних;

2.4. контролировать размещение ручной клади в салоне автобуса;

2.5. проверить, чтобы все дети пристегнулись ремнями безопасности.

2.4. каждый учащийся и сопровождающий обеспечиваются отдельным посадочным местом.

3. ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

ВО ВРЕМЯ ПЕРЕВОЗКИ

Сопровождающий должен:

3.1. обеспечить дисциплину и поведение учащихся в соответствии с правилами перевозки пассажиров;

3.2. следить, чтобы во время движения автобуса школьники не ходили по салону, не открывали окна и не мусорили;  

3.3. оказывать при необходимости учащимся   первую медицинскую помощь или вызвать скорую медицинскую помощь, либо принять меры по доставке ребенка в ближайшее лечебное учреждение;

3.4. знать расположение остановочных пунктов маршрута, а также пунктов оказания медицинской помощи;

3.5. ежедневно проводить обучение   учащихся правилам безопасного поведения на дороге, в автобусе, на остановочных пунктах;

3.6. оказывать помощь учащимся при необходимости пересечения им проезжей части дороги после высадки (для посадки);

3.7. при высадке из автобуса сопровождающий выходит первым, ожидает, пока выйдет последний учащихся;

3.8. быть вежливым, доброжелательным и тактичным с учащимися;

3.9. контролировать соблюдение водителем установленной скорости и Правил дорожного движения;

3.10. следить за соблюдением водителем установленного маршрута движения.

3.11. следить за тем, чтобы количество перевозимых в автобусе учащихся вместе с сопровождающим не превыша­ло числа оборудованных для сидения мест.

4. ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

ПО ОКОНЧАНИИ ПЕРЕВОЗКИ

4.1.  Посадка (высадка) детей осуществляется после остановки автобуса, его движение начинается после размещения детей по посадочным местам и закрытия дверей;

4.2. Первым из школьного автобуса выходит сопровождающий. Во время остановок высадка детей из транспорта осуществляется только через переднюю дверь.

4.3.  Учащиеся должны выходить из автобуса только с разрешения сопровождающего в сторону тротуара или обочины дороги. Запрещается выходить на проезжую часть и перебегать дорогу.

5. ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

5.1. При получении учащимся  травмы оказать доврачебную помощь пострадавшему, при необходимости доставить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом руководству учреждения образования.

5.2. В случае дорожно-транспортного происшествия эвакуировать детей с места ДТП, оказать доврачебную помощь пострадавшим, при необходимости отправить в ближайшее лечебное учреждение, сообщить о происшествии с помощью мобильной связи в органы ГАИ, скорую медицинскую помощь и руководству учреждения образования.

5.3. При загорании двигателя или ходовой части немедленно требовать от водителя остановить автобус, эвакуировать детей на безопасное расстояние и сообщить о происшествии с помощью мобильной связи в ближайшую пожарную часть и руководству учреждения образования.

5.4. При возникновении в пути следования технических неисправностей школьного автобуса, угрожающих безопасности движения, а также при ухудшения состояния здоровья водителя запрещается дальнейшее движение школьного автобуса до устранения обстоятельств, препятствующих безопасному движению.

Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение Сосновская средняя общеобразовательная школа №1

СОГЛАСОВАНО:

Председатель профсоюзного

коми­тета школы

______________ О.Н. Гордиенко

«____»______________ 20____ г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор
школы ______________

О.П.
Утробкина

Приказ
№____ от _________________ г.

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ СОПРОВОЖДАЮЩЕГО ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ
ОБУЧАЮЩИХСЯ «ШКОЛЬНЫМ АВТОБУСОМ»

ИОТ-№-200-2021

р.п. Сосновка Сосновского
района Тамбовской области

1.Общие требования
безопасности.

1.1. В целях
безопасности обучающихся при перевозке школьным автобусом приказом по школе из
числа педагогических работников назначается лицо для сопровождения.
1.2. Сопровождающий во время подвоза несет ответственность за жизнь и безопасность
обучающихся во время поездки.

1.3. Автобус,  предназначенный
для перевозки обучающихся должен быть оборудован спереди и сзади предупреждающем
знаком «Дети», а также огнетушителем и медицинской аптечкой с набором необходимых
медикаментов и перевязочных средств.

1.4. При перевозке
обучающихся необходимо соблюдать установленный порядок перевозки, маршрут
следования и правила личной гигиены.

1.5. Не разрешается
перевозить обучающихся в темное время суток, в гололед, в условиях ограниченной
видимости.

1.6. Скорость движения
автобуса при перевозке детей не должна превышать 60
км/ч.
1.7. При перевозке школьным автобусом возможно воздействие на обучающихся
следующих опасных факторов:

— травмирование
проходящим транспортом при выходе на проезжую часть при посадке и высадке из
автобуса;

— травмирование при
резком торможении автобуса.

1.8. В случае
дорожно-транспортного происшествия с травмированием детей сопровождающий
сообщает из ближайшего пункта связи, с сотового телефона или с помощью
проезжающих водителей о происшествии администрации школы, в органы ГИБДД и
медицинское учреждение.

1.9. Сопровождающий
обязан знать и уметь оказывать первую медицинскую помощь лицам, пострадавшим от
несчастных случаев или в результате дорожно-транспортного происшествия.
1.10. Сопровождающий обязан соблюдать правила и нормы охраны труда, техники
безопасности и противопожарной безопасности; выполнять правила внутреннего
трудового распорядка.
1.11. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда,
привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами
внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергаются
внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

2.
Требования безопасности при организации подвоза обучающихся.

2.1. Подвоз обучающихся,
воспитанников осуществляется по письменному приказу директора школы.

2.2. С обучающимися
ежемесячно должен проводиться инструктаж по технике безопасности и Правилам
поведения в автобусе во время поездки с записью в журнале регистрации инструктажа.

2.3. Сопровождающий перед началом каждой поездки должен:

    2.3.1. убедиться в
технической исправности автобуса по путевому листку и путем внешнего осмотра;

    2.3.2. проверить
наличие на автобусе спереди и сзади предупреждающего знака «Дети», а также
огнетушителя и медицинской аптечки;

    2.3.4. проверить по
списку наличие обучающихся.

2.4. Посадку обучающихся
в в автобус производить со стороны тротуара или обочины дороги на остановках,
предусмотренных маршрутом, строго по количеству посадочных мест. Стоять в
проходах между сидениями не разрешается.

3.
Требования безопасности во время перевозки.

3.1. Во время поездки
сопровождающий:

    3.1.1. контролирует
соблюдение дисциплины и выполнение всех указаний обучающимися;
    3.1.2. не разрешает обучающимся стоять и ходить по салону автобуса,
запрещает им в высовываться из окна и выставлять в окно руки.

    3.1.3. во избежание
травм при резком торможении автобуса объясняет обучающимся, необходимость
упираться ногами в пол кузова автобуса и руками держаться за поручень впереди
расположенного сидения.

4.
Требования безопасности в аварийных ситуациях.

4.1. При появлении
неисправности в работе двигателя и систем автобуса рекомендовать водителю
принять вправо, съехать на обочину дороги и остановить автобус. Движение
продолжать только после устранения возникшей неисправности.

4.2. При получении
обучающимся травмы оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости
доставить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации школы.


5. Требования безопасности по окончании перевозки.

5.1. Подъехать к
остановке и остановить автобус.

5.2. Обучающимся
выходить из автобуса только с разрешения сопровождающего в сторону тротуара или
обочины дороги.

5.3. Проверить по списку
наличие обучающихся.

Ознакомлен:

____________________

«СОГЛАСОВАНО»

Ответственный за
охрану труда

и тех­нику
безопасности

______________________________

Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение Сосновская средняя общеобразовательная школа №1

СОГЛАСОВАНО:

Председатель профсоюзного

коми­тета школы

______________ О.Н. Гордиенко

«____»______________ 20____ г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор
школы ______________

О.П.
Утробкина

Приказ
№____ от _________________ г.

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ
АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ 

ИОТ-№-201-2021

р.п. Сосновка Сосновского
района Тамбовской области

1.1. При организации и осуществлении организованной
перевозки группы детей автомобильным транспортом необходимо руководствоваться
Правилами организованной перевозки группы детей автобусами (утвержденными
постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2020 г. N 1527) и настоящей
инструкцией.

1.2. К перевозке учащихся автомобильным транспортом
допускаются лица в возрасте не моложе 20 лет, прошедшие инструктаж по охране
труда, предрейсовый медицинский осмотр, не имеющие противопоказаний по
состоянию здоровью, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя не
менее трех последних лет.

К управлению автобусами, осуществляющими
организованную перевозку группы детей, допускаются водители, имеющие
непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории
«D» не менее 1 года и не подвергавшиеся в течение последнего года
административному наказанию в виде лишения права управления транспортным
средством либо административного ареста за совершение административного
правонарушения в области дорожного движения.

1.3. Для осуществления организованной перевозки группы
детей используется автобус, с года выпуска которого прошло не более 10 лет,
который соответствует по назначению и конструкции техническим требованиям к
перевозкам пассажиров, допущен в установленном порядке к участию в дорожном
движении и оснащен в установленном порядке тахографом, а также аппаратурой
спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

1.4. Включение детей возрастом до 7 лет в группу детей
для организованной перевозки автобусами при их нахождении в пути следования
согласно графику движения более 4 часов не допускается.

1.5. При организованной перевозке детей автобусом в
междугородном сообщении в течение более 3 часов, учащихся сопровождает
медицинский работник.

1.6. Учащихся при перевозке автомобильным транспортом
должны сопровождать двое взрослых.

При перевозке автобусом количество сопровождающих на 1
автобус назначается из расчета их нахождения у каждой двери автобуса, при этом
один из сопровождающих является ответственным за организованную перевозку
группы детей по соответствующему автобусу и осуществляет координацию действий
водителя (водителей) и других сопровождающих в указанном автобусе.

Если для перевозки группы детей используется 2 и более
автобуса, директор или должностное лицо МБОУ назначает старшего ответственного
за организованную перевозку группы детей и координацию действий водителей и
ответственных по автобусам, осуществляющим такую перевозку.

1.7. Медицинский работник и старший ответственный за
организованную перевозку группы детей должны находиться в автобусе, замыкающем
колонну.

1.8. При перевозке автомобильным транспортом возможно
воздействие на обучающихся, воспитанников следующих опасных факторов:

— травмирование проходящим транспортом при выходе на
проезжую часть при посадке или высадке из автобуса;

— травмы при резком торможении автобуса;

— травмы в дорожно-транспортных происшествиях при
нарушении правил дорожного движения или при эксплуатации технически неисправных
транспортных средств.

1.9. Автобус, предназначенный для перевозки учащихся
должен быть оборудован спереди и сзади предупреждающим знаком «Дети», а также
огнетушителем и медаптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных
средств.

1.10. В случае дорожно-транспортного происшествия с
травмированием детей ответственный за перевозку сообщает с ближайшего пункта
связи или с помощью проезжающих водителей о происшествии в органы ГИБДД,
медицинское учреждение  и  администрации учреждения.

1.11. В случае нахождения детей в пути следования
согласно графику движения более 3 часов в каждом автобусе учащиеся
обеспечиваются наборами пищевых продуктов (сухих пайков, бутилированной воды)
из ассортимента, установленного Федеральной службой по надзору в сфере защиты
прав потребителей и благополучия человека или ее территориальным управлением.

1.12. В ночное время (с 23 часов до 6 часов)
допускается только организованная перевозка группы детей к железнодорожным
вокзалам, аэропортам и от них, а также завершение организованной перевозки
группы детей (доставка до конечного пункта назначения, определенного графиком
движения, или до места ночлега) при незапланированном отклонении от графика
движения (при задержке в пути). При этом после 23 часов расстояние перевозки не
должно превышать 50 километров.

1.13. При перевозке учащихся соблюдать установленный
порядок перевозки и правила личной гигиены.

1.14. Лица, допустившие невыполнение или нарушение
инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в
соот­ветствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необ­ходимости,
подвергаются внеочередной проверке знаний норм и пра­вил охраны труда. 

2. Требования безопасности перед
началом перевозки
 

2.1. Перевозка учащихся разрешается только
по письменному приказу руководителя учреждения.

2.2. Для осуществления организованной перевозки группы
детей автобусом необходимо наличие следующих документов:

а) договор фрахтования, в случае осуществления
организованной перевозки группы детей по договору фрахтования;

б) документ, содержащий сведения о медицинском
работнике (фамилия, имя, отчество, должность), копия лицензии на осуществление
медицинской деятельности или копия договора с медицинской организацией или
индивидуальным предпринимателем, имеющими соответствующую лицензию;

в) решение о назначении сопровождения автобусов
автомобилем (автомобилями) подразделения Государственной инспекции безопасности
дорожного движения территориального органа Министерства внутренних дел
Российской Федерации (далее — подразделение Госавтоинспекции) или уведомление о
принятии отрицательного решения по результатам рассмотрения заявки на такое
сопровождение;

г) список набора пищевых продуктов (сухих пайков,
бутилированной воды) согласно ассортименту, установленному Федеральной службой
по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или ее
территориальным управлением, — в случае, предусмотренном пунктом 1.11 настоящей
инструкции;

д) список назначенных сопровождающих (с указанием
фамилии, имени, отчества каждого сопровождающего, его телефона), список детей
(с указанием фамилии, имени, отчества и возраста каждого ребенка);

е) документ, содержащий сведения о водителе
(водителях) (с указанием фамилии, имени, отчества водителя, его телефона);

ж) настоящая инструкция и протокол  прохождения
инструктажа учащимися;

з) график движения, включающий в себя расчетное время
перевозки с указанием мест и времени остановок для отдыха и питания (далее —
график движения), и схема маршрута.

Оригиналы документов, указанных в пункте 4 настоящих
Правил, хранятся в МБОУ  в течение 3 лет после осуществления каждой
организованной перевозки группы детей.

2.3. Провести инструктаж учащихся по
правилам поведения во время перевозки с записью в журнале регистрации инст­руктажа.

2.4. Убедиться в технической исправности
автобуса по путевому ли­стку и путем внешнего осмотра.

2.5. Проверить наличие на автобусе спереди
и сзади предупрежда­ющего знака «Дети», а также огнетушителя и медаптечки.

2.6. Посадку учащихся в автобус производить
со стороны тротуара или обочины дороги строго по количеству посадоч­ных мест.
Стоять в проходах между сидениями не разрешается. 

3. Требования безопасности во время перевозки
 

3.1. При перевозке учащимся соблюдать
дисцип­лину и выполнять все указания сопровождающих.

3.2. Во время движения не разрешается
стоять и ходить по салону автобуса, не высовываться из окна и не выставлять в
окно руки.

3.3. Скорость движения автобуса при
перевозке обучающихся, вос­питанников не должна превышать 60 км/ч.

3.4. Во избежание травм при резком
торможении автобуса необхо­димо упираться ногами в пол кузова автобуса и руками
держаться за поручень впереди расположенного сидения.

3.5. Не разрешается перевозить
обучающихся, воспитанников в тем­ное время суток, в гололед, в условиях
ограниченной видимости.

3.6. Перед неохраняемым железнодорожным
переездом остановить автобус, убедиться в безопасности проезда через железную
дорогу и затем продолжить движение. 

3.7. При неблагоприятном изменении дорожных условий
(ограничение движения, появление временных препятствий и др.) и (или) иных
обстоятельствах, влекущих изменение времени отправления, директор или
должностное лицо, ответственное за обеспечение безопасности дорожного движения,
обеспечивает принятие мер по своевременному оповещению родителей (законных
представителей) детей, сопровождающих, медицинского работника (при наличии
медицинского сопровождения) и соответствующее подразделение Госавтоинспекции
(при сопровождении автомобилем (автомобилями) подразделения Госавтоинспекции).

4. Требования безопасности в
аварийных ситуациях  

4.1. При появлении неисправности в работе
двигателя и систем автобуса, принять вправо, съехать на обочину дороги и
остановить автобус. Движение продолжать только после устранения возникшей неисправности.

4.2. При получении обучающимся травмы
оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости доставить его в
ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения. 

5. Требования безопасности по
окончании перевозки
 

5.1. Съехать на обочину дороги или
подъехать к тротуару и остановить автобус.

5.2. Учащимся выходить из автобуса только
с разрешения старшего в сторону тротуара или обочины дороги. Запрещается
выходить на проезжую часть и перебегать дорогу.

5.3. Проверить по списку наличие учащихся.

Ознакомлен:

____________________

«СОГЛАСОВАНО»

Ответственный за
охрану труда

и тех­нику
безопасности

______________________________

Приложение А. Проект должностных обязанностей руководителя образовательной организации по обеспечению безопасности перевозок обучающихся школьным автобусом (если перевозка осуществляется школьным автобусом, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании образовательной организации)

1. Для обеспечения профессиональной надежности водителей школьных автобусов в процессе их профессиональной деятельности руководитель образовательной организации обязан:

1.1. Осуществлять прием на работу и допуск к осуществлению перевозок обучающихся водителей, имеющих стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории «D» не менее одного года из последних двух лет, и не привлекавшиеся в течение одного года до начала организованной перевозки группы детей к административной ответственности в виде лишения права управления транспортным средством или административного ареста за административные правонарушения в области дорожного движения.

1.2. Обеспечивать проведение в установленные сроки медицинского освидетельствования водителей; обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств проводится в связи с заменой водительского удостоверения после истечения срока его действия; обязательное медицинское освидетельствование проводится за счет средств водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств).

1.3. Организовывать проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;

организовывать регулярное проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей.

Примечание: обязательные предварительные медицинские осмотры проводятся в отношении лиц, принимаемых на работу в качестве водителей транспортных средств; обязательные периодические медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства; обязательные медицинские осмотры, указанные в пункте 1.3, проводятся за счет средств работодателя.

1.4. Обеспечивать соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей.

1.5. Осуществлять регулярное обеспечение водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте путем проведения регистрируемых инструктажей, включающих следующие сведения:

состояние погодных условий;

протяженность маршрута, дорожные условия, наличие опасных участков и мест концентрации ДТП, особенности организации дорожного движения;

конечные, промежуточные пункты маршрута, места отдыха, приема пищи, смены водителей (при необходимости), стоянки транспортных средств;

расположение на маршруте пунктов медицинской и технической помощи, постов Госавтоинспекции, диспетчерских пунктов, автовокзалов и автостанций;

условия работы водителя при увеличении интенсивности движения транспортных и пешеходных потоков;

информация об изменениях в организации перевозок, об особенностях проезда железнодорожных переездов, путепроводов и других искусственных сооружений, пользования паромными переправами и наплавными мостами;

меры предосторожности при преодолении затяжных спусков и подъемов;

действия водителя в ситуациях, связанных с несоблюдением графика движения транспортного средства по независящим от него причинам;

особенности посадки, высадки и перевозки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья или инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, применительно к конкретному маршруту движения;

особенности подачи школьного автобуса к месту посадки и высадки детей;

особенности посадки и высадки детей, их перевозки, взаимодействия водителя с сопровождающими лицами.

1.6. Организовывать контроль за соблюдением водителями требований по обеспечению безопасности перевозок обучающихся.

1.7. Проходить обучение по программам дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) по организации перевозок обучающихся.

1.8. Организовывать прохождение сопровождающими лицами, ответственными за перевозку обучающихся по школьному автобусу, и старшими ответственными за организованную перевозку группы детей обучения по организации перевозок обучающихся.

2. Для содержания школьных автобусов в технически исправном состоянии, предупреждения неисправностей, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, руководитель образовательной организации обязан:

2.1. Обеспечивать проведение технического осмотра, обслуживания и ремонта школьных автобусов в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами.

2.2. Организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта; для проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств назначается контролер технического состояния автотранспортных средств в соответствиями с требованиями действующего законодательства.

2.3. Обеспечить охрану школьных автобусов для исключения возможности самовольного их использования водителями, а также посторонними лицами или причинения школьным автобусам каких-либо повреждений.

3. Для организации обеспечения безопасных дорожных условий организованной перевозки группы детей руководитель образовательной организации обязан:

3.1. Немедленно сообщать в органы исполнительной власти муниципального образования, дорожные, коммунальные и иные организации, в ведении которых находятся автомобильные дороги, улицы, железнодорожные переезды, паромные переправы, а также в органы Госавтоинспекции о выявленных в процессе эксплуатации маршрутов недостатках в состоянии автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, паромных переправ, их обустройства, угрожающих безопасности движения, а также о внезапных неблагоприятных изменениях дорожно-климатических условий, стихийных явлениях; принимать необходимые предупредительные меры (организация движения с пониженными скоростями, изменение маршрута движения, информирование водителей, временное прекращение движения школьных автобусов) в соответствии с действующими нормативными документами.

3.2. Участвовать в комиссионном обследовании школьных автобусных маршрутов перед их открытием и в процессе эксплуатации не реже двух раз в год (к осенне-зимнему и весенне-летнему периоду) в порядке, определяемом действующими законодательными и иными нормативными правовыми документами с оформлением результатов обследования актом, в котором дается заключение комиссии о возможности эксплуатации школьных автобусных маршрутов.

3.3. Осуществлять постоянное взаимодействие с органами Госавтоинспекции для оперативного получения информации о неблагоприятных изменениях дорожно-климатических условий, параметров дорожных, метеорологических и иных условий, при которых временно прекращается или ограничивается движение на маршруте перевозок обучающихся образовательных организаций школьными автобусами.

3.4. Прекратить автобусное движение в случаях, не терпящих отлагательства, когда дорожные или метеорологические условия представляют угрозу безопасности перевозок детей (разрушение дорог и дорожных сооружений, вызванное стихийными явлениями, аварии на тепловых, газовых, электрических и других коммуникациях и пр.).

4. Для организации перевозочного процесса по технологии, обеспечивающей безопасные условия перевозок детей, руководитель образовательной организации обязан:

4.1. Для обеспечения сопровождения перевозок групп детей назначить:

сопровождающих лиц в каждый школьный автобус на весь период поездки. Если группа включает более 20 детей, минимальное количество сопровождающих лиц определяется из расчета их нахождения у каждой предназначенной для посадки (высадки) детей двери школьного автобуса. Допускается назначение одного сопровождающего лица, если группа включает 20 и менее детей и если посадка (высадка) детей осуществляется через одну дверь школьного автобуса;

ответственного за перевозку обучающихся при нахождении в школьном автобусе нескольких сопровождающих лиц;

ответственного за перевозку обучающихся с использованием 2 и более школьных автобусов.

4.2. Обеспечивать проведение предрейсовых инструктажей водителей, сопровождающих лиц и детей о технике безопасности во время поездки на школьном автобусе для перевозки обучающихся.

4.3. Обеспечивать каждого водителя школьного автобуса для регулярной перевозки обучающихся:

путевым листом;

расписанием (графиком) движения по школьному автобусному маршруту регулярных перевозок;

схемой школьного автобусного маршрута с указанием опасных участков;

другими необходимыми путевыми документами.

В случае специальной перевозки обучающихся обеспечить каждого водителя автобуса (в том числе школьного автобуса):

путевым листом;

документом, составленным в произвольной форме, содержащим сведения о маршруте перевозки, в том числе о:

а) пункте отправления;

б) промежуточных остановках школьного автобуса для посадки и высадки детей и иных лиц, участвующих в организованной перевозке группы детей;

в) пункте назначения;

г) местах остановок для приема пищи, кратковременного отдыха, ночного отдыха (при многодневных поездках) – в случае организованной перевозки группы детей в междугородном сообщении.

4.4. В случае регулярной перевозки обучающихся обеспечить ответственного за перевозку обучающихся по школьному автобусу или старшего ответственного за организованную перевозку группы детей в школьном автобусе:

списком лиц, помимо водителя (водителей), которым разрешается находиться в школьном автобусе в процессе перевозки, включающим в том числе:

а) детей, включенных в состав группы, с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии), возраста или даты рождения каждого ребенка, а также номеров контактных телефонов его родителей (законных представителей);

б) сопровождающих лиц с указанием их фамилии, имени, отчества (при наличии) и номера контактного телефона.

В случае специальной перевозки обучающихся обеспечить ответственного за перевозку обучающихся по автобусу (в том числе школьному автобусу) или старшего ответственного за организованную перевозку группы детей в автобусе (в том числе школьном автобусе):

списком лиц, которым разрешается находиться в автобусе (в том числе школьном автобусе) в процессе перевозки, помимо водителя (водителей), включающим в том числе:

а) данные детей, включенных в состав группы, с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии), возраста или даты рождения каждого ребенка, а также номеров контактных телефонов его родителей (законных представителей);

б) данные сопровождающих лиц с указанием их фамилии, имени, отчества (при наличии) и номера контактного телефона;

в) данные медицинского работника с указанием его фамилии, имени, отчества (при наличии) и номера контактного телефона (если продолжительность организованной перевозки группы детей превышает 12 часов и для ее осуществления используется 3 автобуса и более).

Примечание: В случае неявки обучающегося или иного лица, включенного в список, сведения о нем исключаются из списка. Нахождение в автобусе (в том числе школьном автобусе), помимо водителя (водителей), иных лиц, кроме тех, которые указаны в списках, не допускается.

Список, содержащий корректировки, считается действительным, если он заверен подписью лица, назначенного: ответственным за организованную перевозку группы детей, если для осуществления организованной перевозки группы детей используется 1 автобус (в том числе школьный автобус); старшим ответственным за организованную перевозку группы детей, если для осуществления организованной перевозки группы детей используются 2 автобуса (в том числе школьных автобуса) и более.

копией уведомления о принятии отрицательного решения по результатам рассмотрения заявки на сопровождение автобусов (в том числе школьных автобусов) автомобилем (автомобилями) подразделения Госавтоинспекции (при принятии такого решения) или уведомления об организованной перевозке группы детей;

списком набора пищевых продуктов (сухих пайков) (в случае нахождения обучающихся в пути следования согласно графику движения до 4 часов) и бутилированной питьевой (негазированной) водой промышленного производства, дневной запас которой должен составлять не менее 1,5 литра на одного обучающегося (в случае нахождения обучающихся в пути следования согласно графику движения более 2 часов);

Примечание: в случае нахождения обучающихся в пути следования согласно графику движения свыше 4 часов (за исключением ночного времени с 23.00 до 7.00) – должно быть организовано горячее питание.

документом, содержащим сведения о водителе (водителях) (с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) водителя, его телефона), кроме случая, если в составе документов есть копия уведомления об организованной перевозке группы детей, содержащего такие сведения;

Примечание: в случае отсутствия сопровождающих лиц регулярная и специальная перевозки обучающихся не допускаются.

4.5. Организовывать контроль за соблюдением маршрутов и графиков (расписаний) движения, количеством перевозимых обучающихся, не превышающим число мест для сидения.

4.6. В случае, если организованная перевозка группы детей осуществляется 1 автобусом или 2 автобусами, перед началом осуществления такой перевозки в подразделение Госавтоинспекции на районном уровне по месту начала организованной перевозки группы детей подавать уведомление об организованной перевозке группы детей.

4.7. В случае, если указанная перевозка осуществляется 3 автобусами и более, перед началом осуществления такой перевозки подать заявку на сопровождение автобусов патрульным автомобилем (патрульными автомобилями) подразделения Госавтоинспекции:

при необходимости организации сопровождения по дорогам общего пользования, расположенным на территории нескольких муниципальных образований в пределах субъекта Российской Федерации, закрытых административно-территориальных образований, нескольких субъектов Российской Федерации, – в подразделение Госавтоинспекции на региональном уровне по месту начала организованной перевозки группы детей либо Центр специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации;

при необходимости организации сопровождения по дорогам общего пользования, расположенным в пределах районов, городов и иных муниципальных образований, закрытых административно-территориальных образований, комплекса «Байконур», – в подразделение Госавтоинспекции на районном уровне по месту начала организованной перевозки группы детей.

Подача уведомления осуществляется не позднее 48 часов до начала перевозки в междугородном сообщении и не позднее 24 часов до начала перевозок в городском и пригородном сообщениях. Форма уведомления установлена приказом МВД России от 23 июня 2021 г. № 469 «Об утверждении формы уведомления об организованной перевозке группы детей автобусами».

4.8. Если продолжительность организованной перевозки группы детей превышает 12 часов и для ее осуществления используется 3 автобуса (в том числе школьных автобуса) и более, организатор перевозки обеспечивает сопровождение такой группы детей медицинским работником. В указанном случае организованная перевозка группы детей без медицинского работника не допускается.

4.9. Составлять необходимые документы в соответствии с Инструкцией по предупреждению и учету ДТП и в установленные сроки направлять их в вышестоящие организации.

4.10. В случае невозможности осуществления или продолжения осуществления перевозки обучающихся вследствие ДТП, технической неисправности автобуса (в том числе школьного автобуса), болезни (травмы) водителя, возникших в процессе такой перевозки, либо выявления факта несоответствия школьного автобуса установленным требованиям, либо выявления факта несоответствия водителя требованиям, руководитель образовательной организации обязан принять меры по замене автобуса (в том числе школьного автобуса) и (или) водителя.

Примечание: Оригиналы документов хранятся организатором перевозки (руководителем образовательной организации) в течение 3 лет со дня завершения каждой организованной перевозки группы детей, во время которой произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которого пострадали дети, в иных случаях – в течение 90 календарных дней.

Приложение Б. Проект должностных обязанностей руководителя образовательной организации по обеспечению безопасности перевозок обучающихся школьным автобусом (если перевозка осуществляется по договору фрахтования)

1. Для обеспечения профессиональной надежности водителей школьных автобусов в процессе их профессиональной деятельности руководитель образовательной организации обязан осуществлять регулярное обеспечение водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте путем проведения регистрируемых инструктажей, включающих следующие сведения:

конечные, промежуточные пункты маршрута, места отдыха, приема пищи, смены водителей (при необходимости), стоянки транспортных средств;

действия водителя в ситуациях, связанных с несоблюдением графика движения транспортного средства по независящим от него причинам;

особенности подачи школьного автобуса к месту посадки и высадки детей;

особенности посадки и высадки детей, их перевозки, взаимодействия водителя с лицами, сопровождающими обучающихся.

2. Для организации обеспечения безопасных дорожных условий организованной перевозки группы детей руководитель образовательной организации обязан:

2.1. Немедленно сообщать в органы исполнительной власти муниципального образования, дорожные, коммунальные и иные организации, в ведении которых находятся автомобильные дороги, улицы, железнодорожные переезды, паромные переправы, а также в органы Госавтоинспекции о выявленных в процессе эксплуатации маршрутов недостатках в состоянии автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, паромных переправ, их обустройства, угрожающих безопасности движения, а также о внезапных неблагоприятных изменениях дорожно-климатических условий, стихийных явлениях; принимать необходимые предупредительные меры (организация движения с пониженными скоростями, изменение маршрута движения, информирование водителей, временное прекращение движения автобусов) в соответствии с действующими нормативными документами.

2.2. Участвовать в комиссионном обследовании школьных автобусных маршрутов перед их открытием и в процессе эксплуатации не реже двух раз в год (к осенне-зимнему и весенне-летнему периоду) в порядке, определяемом действующими законодательными и иными нормативными правовыми документами с оформлением результатов обследования актом, в котором дается заключение комиссии о возможности эксплуатации школьных автобусных маршрутов.

3. Для организации перевозочного процесса по технологии, обеспечивающей безопасные условия перевозок детей, руководитель образовательной организации обязан:

3.1. Для обеспечения сопровождения перевозок групп детей назначить:

сопровождающих лиц в каждый школьный автобус на весь период поездки (если группа включает более 20 детей, минимальное количество сопровождающих лиц определяется из расчета их нахождения у каждой предназначенной для посадки (высадки) детей двери школьного автобуса. Допускается назначение одного сопровождающего лица, если группа включает 20 и менее детей и если посадка (высадка) детей осуществляется через одну дверь школьного автобуса);

ответственного за перевозку обучающихся при нахождении в школьном автобусе нескольких сопровождающих лиц;

ответственного за перевозку обучающихся с использованием 2 и более школьных автобусов.

3.2. Обеспечивать проведение предрейсовых инструктажей водителей, сопровождающих лиц и детей о технике безопасности во время поездки на школьном автобусе для перевозки обучающихся.

3.3. Обеспечивать каждого водителя школьного автобуса для регулярной перевозки обучающихся:

расписанием (графиком) движения по школьному автобусному маршруту регулярных перевозок;

договором фрахтования;

схемой школьного автобусного маршрута с указанием опасных участков;

другими необходимыми путевыми документами.

В случае специальной перевозки обучающихся обеспечить каждого водителя автобуса (в том числе школьного автобуса):

договором фрахтования;

документом, составленным в произвольной форме, содержащим сведения о маршруте перевозки, в том числе о:

а) пункте отправления;

б) промежуточных пунктах посадки (высадки) (если имеются) детей и иных лиц, участвующих в организованной перевозке группы детей;

в) пункте назначения;

г) местах остановок для приема пищи, кратковременного отдыха, ночного отдыха (при многодневных поездках) – в случае организованной перевозки группы детей в междугородном сообщении.

3.4. В случае регулярной перевозки обучающихся обеспечить ответственного за перевозку обучающихся по школьному автобусу или старшего ответственного за организованную перевозку группы детей в школьном автобусе списком лиц, помимо водителя (водителей), которым разрешается находиться в школьном автобусе в процессе перевозки, включающем в том числе:

а) детей, включенных в состав группы, с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии), возраста или даты рождения каждого ребенка, а также номеров контактных телефонов его родителей (законных представителей);

б) сопровождающих лиц с указанием их фамилии, имени, отчества (при наличии) и номера контактного телефона.

В случае специальной перевозки обучающихся обеспечить ответственного за перевозку обучающихся по автобусу (в том числе школьному автобусу) или старшего ответственного за организованную перевозку группы детей в автобусе (в том числе школьном автобусе):

списком лиц, помимо водителя (водителей), которым разрешается находиться в автобусе (в том числе школьном автобусе) в процессе перевозки, включающем в том числе:

а) данные детей, включенных в состав группы, с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии), возраста или даты рождения каждого ребенка, а также номеров контактных телефонов его родителей (законных представителей);

б) данные сопровождающих лиц с указанием их фамилии, имени, отчества (при наличии) и номера контактного телефона;

в) данные медицинского работника с указанием его фамилии, имени, отчества (при наличии) и номера контактного телефона (медицинский работник привлекается, если продолжительность организованной перевозки группы детей превышает 12 часов и для ее осуществления используется 3 автобуса (в том числе школьных автобуса) и более).

Примечание: В случае неявки обучающегося или иного лица, включенного в список, сведения о нем вычеркиваются из списка. Нахождение в автобусе (в том числе школьном автобусе), помимо водителя (водителей), иных лиц, кроме тех, которые указаны в списках, не допускается.

Список, содержащий корректировки, считается действительным, если он заверен подписью лица, назначенного: ответственным за организованную перевозку группы детей, если для осуществления организованной перевозки группы детей используется 1 автобус (в том числе школьный автобус); старшим ответственным за организованную перевозку группы детей, если для осуществления организованной перевозки группы детей используются 2 автобуса (в том числе школьных автобуса) и более.

списком набора пищевых продуктов (сухих пайков) (в случае нахождения обучающихся в пути следования согласно графику движения до 4 часов) и бутилированной питьевой (негазированной) водой промышленного производства, дневной запас которой должен составлять не менее 1,5 литра на одного обучающегося (в случае нахождения обучающихся в пути следования согласно графику движения более 2 часов);

Примечание: в случае нахождения обучающихся в пути следования согласно графику движения свыше 4 часов (за исключением ночного времени с 23.00 до 7.00) – должно быть организовано горячее питание.

документом, содержащим сведения о водителе (водителях) (с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) водителя, его телефона), кроме случая, если в составе документов есть копия уведомления об организованной перевозке группы детей, содержащего такие сведения.

Примечание: в случае отсутствия сопровождающих лиц регулярная и специальная перевозки обучающихся не допускаются.

3.5. Проходить обучение по программам дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) по организации перевозок обучающихся.

3.6. Организовывать прохождение сопровождающими лицами, ответственными за перевозку обучающихся по школьному автобусу, и старшими ответственными за организованную перевозку группы детей обучения по организации перевозок обучающихся.

3.7. Организовывать контроль за соблюдением маршрутов и графиков (расписаний) движения, количеством перевозимых обучающихся, не превышающим число мест для сидения.

3.8. Обеспечивать сопровождение детей, перевозимых колонной автобусов (в том числе школьных автобусов), медицинскими работниками, если в колонне 3 и более автобуса.

Приложение В. Нормативные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при организации перевозки обучающихся. особенности перевозки детей

Общие мероприятия по обеспечению безопасных условий

Обеспечение безопасности дорожного движения – деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения ДТП, снижение тяжести их последствий.

Законодательно установлены основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения:

при эксплуатации транспортных средств;

при техническом обслуживании и ремонте транспортных средств;

при осуществлении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств.

К основным мероприятиям по обеспечению безопасных условий перевозки обучающихся при организации перевозочного процесса относятся:

разработка и утверждение владельцами школьных автобусов на каждый маршрут автобусных перевозок схемы маршрута с указанием опасных участков;

разработка владельцами школьных автобусов графиков (расписания) движения на основе определения нормативных значений скоростей движения школьных автобусов на маршруте и отдельных его участках между остановками школьного автобуса с учетом соблюдения режимов труда и отдыха водителей, регламентируемых действующими нормативными документами;

обеспечение владельцами школьных автобусов каждого водителя, выполняющего автобусные перевозки, графиком движения на маршруте с указанием времени и мест остановок в пути на отдых, обед и ночлег, схемой маршрута с указанием опасных участков (в случае рейсов большой протяженности);

выбор владельцами школьных автобусов типа и марки автобусов в зависимости от вида перевозок с учетом дорожных и погодно-климатических условий, установление графиков выпуска школьных автобусов на линию с учетом изменения пассажиропотоков по дням недели и часам суток в целях обеспечения перевозок обучающихся без нарушения норм вместимости;

организация владельцами школьных автобусов контроля за соблюдением графиков (расписаний) движения, норм вместимости школьных автобусов, маршрутов движения.

При организации перевозки детей, кроме вышеуказанных, должны выполняться следующие основные мероприятия:

к управлению школьными автобусами допускаются водители, имеющие стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории «D» не менее одного года из последних двух лет, и не привлекавшиеся в течение одного года до начала организованной перевозки группы детей к административной ответственности в виде лишения права управления транспортным средством или административного ареста за административные правонарушения в области дорожного движения;

в светлое время суток перевозка детей школьными автобусами должна осуществляться с включенным ближним светом фар; скорость движения выбирается водителем в зависимости от дорожных, метеорологических и других условий, но при этом скорость не должна превышать 60 км/ч;

уведомление подразделения Госавтоинспекции территориального органа МВД России по месту начала маршрута, в том числе при прохождении маршрута по территории нескольких субъектов Российской Федерации, об организации перевозки обучающихся образовательных организаций автобусами;

перевозка детей осуществляется при условии сопровождения группы сопровождающими лицами; если группа включает более 20 детей, минимальное количество сопровождающих лиц определяется из расчета их нахождения у каждой предназначенной для посадки (высадки) детей двери школьного автобуса; если группа включает 20 и менее детей и посадка (высадка) детей осуществляется через одну дверь школьного автобуса, допускается назначение одного сопровождающего лица;

сиденья, предназначенные для детей, должны быть обращены вперед по ходу автобуса. Сиденья для детей оборудуются удерживающими системами для детей, включающими в себя ремни безопасности. Перевозка детей возрастом до 7 лет допускается при планируемой длительности перевозки до 4 часов и комплектации школьного автобуса сиденьями для детей и/или сиденьями, предназначенными для размещения детских удерживающих устройств;

перевозки обучающихся образовательных организаций по маршруту, не совпадающему с маршрутами перевозок, осуществляются после проверки соответствия дорожных условий на маршруте требованиям безопасности (см. пп. 3.2, 3.3 Приложения А).

Требования к перевозчику

Особенности лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами указаны в ст. 3.2 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и Постановлении Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 г. № 1616 «О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами» (далее – Постановление Правительства № 1616).

Согласно п. 8 Постановления Правительства № 1616 лицензиат обязан выполнять следующие лицензионные требования:

а) использовать для осуществления лицензируемой деятельности автобусы, принадлежащие лицензиату на праве собственности или ином законном основании (за исключением аренды автобусов с экипажем);

б) осуществлять деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения посредством исполнения должностных обязанностей работником, назначенным приказом лицензиата ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшим в установленном порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон о безопасности дорожного движения), аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, или в случае, если лицензиат является индивидуальным предпринимателем и прошел указанную аттестацию, посредством исполнения соответствующих обязанностей;

в) заключить в отношении коммерческих перевозок договор (договоры) обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров в соответствии с Федеральным законом от 14 июня 2012 г. № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном»;

г) заполнять путевые листы в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»;

д) допускать к лицензируемому виду деятельности автобусы лицензиата, прошедшие в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Закона о безопасности дорожного движения, предрейсовый или предсменный контроль их технического состояния и оснащенные в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, тахографами (контрольными устройствами (тахографами) регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств), а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;

Примечание: Аппаратура спутниковой навигации должна отвечать следующим требованиям: обеспечивать определение по сигналам не менее 2 действующих глобальных навигационных спутниковых систем, одной из которых является глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС, передачу информации о географической широте и долготе местоположения транспортного средства, его путевом угле и скорости движения, времени и дате фиксации местоположения транспортного средства с интервалом передачи не более 3 секунд через Государственную автоматизированную систему «ЭРА-ГЛОНАСС». Вся информация передается в обязательном порядке в Федеральную службу по надзору за транспортом, а также, по решению собственника транспортного средства и при наличии технической возможности такой передачи, в региональные, муниципальные и другие информационные системы.

е) осуществлять техническое обслуживание автобусов лицензиата в сроки, предусмотренные документацией заводов-изготовителей этих транспортных средств;

ж) обеспечивать стоянку автобусов лицензиата на территории городских поселений, городских округов, гг. Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по возвращении их из рейсов и окончании смены водителя на парковках (парковочных местах), соответствующих требованиям, установленным Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Закона о безопасности дорожного движения;

з) передавать сведения о пассажирах и персонале (об экипаже) автобуса лицензиата в автоматизированную централизованную базу персональных данных о пассажирах и персонале (об экипаже) автобусов лицензиата в случаях и в порядке, которые предусмотрены статьей 11 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»;

и) допускать к управлению автобусами лицензиата водителей, состоящих в трудовых отношениях с лицензиатом в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (далее – ТК РФ), которые имеют российское национальное водительское удостоверение на право управления автомобилями категории «D» или иностранное водительское удостоверение на право управления автомобилями категории «D» – для водителей, являющихся гражданами Киргизской Республики, а также гражданами государств, законодательство которых закрепляет использование русского языка в качестве официального языка, а в случае организованной перевозки группы детей – водителей, которые соответствуют также требованиям правил организованной перевозки группы детей автобусами, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Закона о безопасности дорожного движения;

к) соблюдать установленные Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 329 ТК РФ особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей;

л) осуществлять предусмотренные правилами обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со ст. 20 Закона о безопасности дорожного движения, инструктаж водителя автобуса лицензиата, планирование мероприятий по предупреждению ДТП, анализ ДТП с участием автобусов лицензиата и правонарушений, совершенных водителями при управлении ими;

м) проводить стажировки водителей автобусов лицензиата, предусмотренные утвержденным Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 328 ТК РФ порядком прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта;

н) обеспечивать проведение медицинских осмотров (предрейсовых, послерейсовых) водителей или в случае, если лицензиат является индивидуальным предпринимателем и непосредственно выполняет обязанности водителя, – проходить медицинские осмотры (предрейсовые, послерейсовые) в порядке, утвержденном Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Приложение Г. Проект инструкции для обучающихся по технике безопасности при поездках в школьном автобусе

1. Общие мероприятия по соблюдению безопасности.

1.1. Соблюдение данной инструкции обязательно для всех обучающихся, пользующихся автобусными перевозками, организуемыми образовательными организациями.

1.2. К поездкам допускаются обучающиеся, прошедшие инструктаж по технике безопасности.

1.3. Обучающиеся обязаны выполнять требования сопровождающих лиц по соблюдению порядка и правил проезда в школьном автобусе для перевозки обучающихся.

2. Мероприятия по соблюдению безопасности перед началом поездки.

Перед началом поездки обучающиеся обязаны:

пройти инструктаж по технике безопасности при поездках;

ожидать подхода школьного автобуса в месте остановки школьного автобуса, не выходя на проезжую часть дороги;

соблюдая дисциплину и порядок, собраться у места посадки;

по распоряжению сопровождающего пройти проверку наличия участников поездки;

не выходить навстречу приближающемуся автобусу;

после полной остановки школьного автобуса по команде сопровождающего войти в салон, занять место для сидения. Первыми в салон школьного автобуса входят старшие обучающиеся. Они занимают места в дальней от водителя части салона;

отрегулировать ремень безопасности и пристегнуться им.

3. Мероприятия по соблюдению безопасности во время поездки.

3.1. Во время поездки обучающиеся обязаны соблюдать дисциплину и порядок. Обо всех недостатках, отмеченных во время поездки, они должны сообщать сопровождающему лицу.

3.2. Обучающимся запрещается:

загромождать проходы сумками, портфелями и другими вещами;

отстегивать ремень безопасности;

вставать со своего места, отвлекать водителя разговорами и криком;

без необходимости нажимать на сигнальную кнопку;

самостоятельно открывать окна, форточки и вентиляционные люки;

мусорить и пачкать оборудование автобуса.

4. Мероприятия по соблюдению безопасности в аварийных ситуациях.

4.1. При плохом самочувствии, внезапном заболевании или в случае травматизма обучающийся обязан сообщить об этом сопровождающему лицу (при необходимости подать сигнал при помощи специальной кнопки).

4.2. При возникновении аварийных, иных чрезвычайных ситуаций (технической неисправности, пожара и т. п.) после остановки школьного автобуса по указанию водителя дети должны под руководством сопровождающего лица быстро и без паники покинуть школьный автобус и удалиться на безопасное расстояние, не выходя при этом на проезжую часть дороги.

5. Мероприятия по соблюдению безопасности по окончании поездки.

По окончании поездки обучающийся обязан:

после полной остановки школьного автобуса и с разрешения сопровождающего лица выйти из транспортного средства. При этом первыми выходят обучающиеся, занимающие места у выхода из салона;

по распоряжению сопровождающего лица пройти проверку наличия участников поездки;

не покидать место высадки до отъезда школьного автобуса.

Приложение Д. Проект памятки водителю школьного автобуса по обеспечению безопасности перевозки обучающихся

1. Общие мероприятия по соблюдению безопасности.

1.1. К управлению школьными автобусами допускаются водители, имеющие стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории «D» не менее одного года из последних двух лет и не привлекавшиеся в течение одного года до начала организованной перевозки группы детей к административной ответственности в виде лишения права управления транспортным средством или административного ареста за административные правонарушения в области дорожного движения.

1.2. Выезжая в рейс, водитель должен иметь опрятный вид, быть вежливым и внимательным к пассажирам.

1.3. Руководитель образовательной организации назначает в каждый школьный автобус сопровождающих лиц. Если группа включает более 20 детей, минимальное количество сопровождающих лиц определяется из расчета их нахождения у каждой предназначенной для посадки (высадки) детей двери школьного автобуса. Если группа включает 20 и менее детей и если посадка (высадка) детей осуществляется через одну дверь школьного автобуса, допускается назначение одного сопровождающего лица.

1.4. Школьный автобус должен быть оборудован:

ремнями безопасности для каждого пассажира;

кнопками подачи сигнала водителю;

средствами громкоговорящей связи,

двумя легкосъемными огнетушителями емкостью не менее двух литров каждый (один – в кабине водителя, другой – в пассажирском салоне школьного автобуса);

двумя аптечками первой помощи (автомобильными);

двумя противооткатными упорами;

знаком аварийной остановки;

исправным маячком желтого или оранжевого цвета, установленным на крыше автобуса или над ней, обеспечивающим угол видимости в горизонтальной плоскости, равный 360 градусам.

На транспортных средствах должны быть установлены опознавательные знаки:

«Перевозка детей» – в виде квадрата желтого цвета с каймой красного цвета (ширина каймы – 1/10 стороны), с черным изображением символа дорожного знака 1.23 (сторона квадрата опознавательного знака, расположенного спереди транспортного средства, должна быть не менее 250 мм, сзади – 400 мм);

«Ограничение скорости» – в виде уменьшенного цветного изображения дорожного знака с указанием разрешенной скорости (диаметр знака – не менее 160 мм, ширина каймы – 1/10 диаметра) – на задней стороне кузова слева у механических транспортных средств, осуществляющих организованные перевозки групп детей.

1.5. Водителю запрещается:

управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения;

передавать управление транспортным средством лицам, находящимся в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, в болезненном или утомленном состоянии, а также лицам, не имеющим при себе водительского удостоверения на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории;

пересекать организованные (в том числе и пешие) колонны и занимать место в них;

употреблять алкогольные напитки, наркотические, психотропные или иные одурманивающие вещества после ДТП, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника полиции, до проведения освидетельствования с целью установления состояния опьянения или до принятия решения об освобождении от проведения такого освидетельствования;

управлять транспортным средством с нарушением режима труда и отдыха, установленного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а при осуществлении международных автомобильных перевозок – международными договорами Российской Федерации;

пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук;

применять маневры опасного вождения, выражающегося в неоднократном совершении одного или нескольких следующих друг за другом действий, заключающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия, несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства, несоблюдении бокового интервала, резком торможении, если такое торможение не требуется для предотвращения ДТП, препятствовании обгону, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба;

следовать со скоростью более 60 км/час;

изменять маршрут следования;

перевозить в салоне школьного автобуса любой груз, багаж или инвентарь, кроме ручной клади и личных вещей детей, производить обгон впереди идущего автобуса (при следовании в автомобильной колонне);

выходить из кабины школьного автобуса при наличии детей в автобусе, в том числе при посадке и высадке детей;

осуществлять движение школьного автобуса при посадке и высадке пассажиров;

покидать свое место или оставлять транспортное средство, если им не приняты меры, исключающие самопроизвольное движение транспортного средства или использование его в отсутствие водителя.

2. Мероприятия по соблюдению безопасности перед началом перевозки.

2.1. Водитель перед выездом в рейс должен в установленном порядке пройти медицинский осмотр с отметкой в путевом листе и соответствующей записью в журнале предрейсовых медицинских осмотров, а также инструктаж по охране труда.

2.2. Водитель обязан лично убедиться:

в технической исправности школьного автобуса;

в наличии необходимой путевой документации;

в правильности оформления путевого листа;

в наличии спереди и сзади на кузове школьного автобуса предупреждающего знака «Перевозка детей»;

в наличии двух исправных огнетушителей и двух укомплектованных медицинских аптечек;

в наличии и исправности ремней безопасности на каждом пассажирском месте;

в чистоте салона школьного автобуса и своего рабочего места.

2.3. Водитель в установленном порядке обязан представлять автобус на предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств в соответствии с действующим законодательством.

2.4. Водитель обязан обеспечить безопасную посадку обучающихся в автобус только после полной остановки автобуса.

2.5. Во время посадки и высадки пассажиров автобус должен быть заторможен стояночным тормозом. Движение автобуса не допускается.

2.6. Количество пассажиров автобуса для перевозки обучающихся не должно превышать числа посадочных мест.

Примечание: Перед отправлением школьного автобуса в рейс водитель (при движении колонной – старший ответственный за организованную перевозку группы детей) должен лично убедиться в соответствии количества отъезжающих детей и сопровождающих лиц количеству посадочных мест для сидения, в отсутствии вещей и инвентаря в проходах, на накопительных площадках (перед дверьми), в включении ближнего света фар. На верхних полках могут находиться легкие личные вещи.

2.7. В школьном автобусе для перевозки обучающихся разрешается перевозить только обучающихся согласно утвержденному списку и лиц, их сопровождающих, назначенных соответствующим приказом.

2.8. Не разрешается допускать перевозку обучающихся и сопровождающих лиц, стоящих в проходах между сиденьями школьного автобуса.

2.9. Запрещается выезжать в рейс без специально назначенных приказом по образовательной организации сопровождающих лиц.

3. Мероприятия по соблюдению безопасности во время перевозки.

3.1. Движение школьного автобуса должно осуществляться без резких толчков, с плавным разгоном, а при остановке не допускается резкое торможение, за исключением случаев экстренной остановки.

3.2. Не рекомендуется перевозить обучающихся в темное время суток, в гололедицу и в условиях ограниченной видимости. Организатор перевозки осуществляет регулярное обеспечение водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте путем проведения регистрируемых инструктажей, включающих состояние погодных условий.

Примечание: В ночное время (с 23 часов до 6 часов) допускается организованная перевозка группы детей к железнодорожным вокзалам, аэропортам и от них, завершение организованной перевозки группы детей (доставка до конечного пункта назначения, определенного графиком движения, или до места ночного отдыха) при незапланированном отклонении от графика движения (при задержке в пути), а также организованная перевозка группы детей, осуществляемая на основании правовых актов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом после 23 часов расстояние перевозки не должно превышать 100 километров.

3.3. При подъезде к железнодорожному переезду водитель школьного автобуса обязан руководствоваться требованиями дорожных знаков, светофоров, разметки, положением шлагбаума и указаниями дежурного по переезду и убедиться в отсутствии приближающегося поезда (локомотива, дрезины).

3.4. При движении автобуса, осуществляющего организованную перевозку группы детей, на его крыше или над ней должен быть включен исправный маячок желтого или оранжевого цвета, установленный на крыше автобуса или над ней, обеспечивающий угол видимости в горизонтальной плоскости, равный 360 градусам.

4. Мероприятия по соблюдению безопасности в аварийных ситуациях.

4.1. Водитель обязан включить аварийную сигнализацию:

при ДТП;

при вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена;

при ослеплении водителя светом фар;

при буксировке (на буксируемом механическом транспортном средстве);

при посадке детей в транспортное средство, имеющее опознавательные знаки «Перевозка детей», и высадке из него.

Водитель должен включать аварийную сигнализацию и в других случаях для предупреждения участников движения об опасности, которую может создать транспортное средство.

При остановке транспортного средства и включении аварийной сигнализации, а также при ее неисправности или отсутствии знак аварийной остановки должен быть незамедлительно выставлен:

при ДТП;

при вынужденной остановке в местах, где она запрещена, и там, где с учетом условий видимости транспортное средство не может быть своевременно замечено другими водителями.

Этот знак устанавливается на расстоянии, обеспечивающем в конкретной обстановке своевременное предупреждение других водителей об опасности. Однако это расстояние должно быть не менее 15 м от транспортного средства в населенных пунктах и 30 м – вне населенных пунктов.

4.2. Нахождение обучающихся в буксируемом школьном автобусе не допускается.

4.3. В случае получения обучающимся в пути следования травмы, наступления внезапного заболевания, кровотечения, обморока и пр., водитель школьного автобуса должен немедленно принять меры по доставке обучающегося в ближайший медицинский пункт (учреждение, больницу) для оказания ему квалифицированной медицинской помощи или с помощью проезжающих водителей сообщить о происшествии руководству образовательной организации, в Госавтоинспекцию и вызвать скорую медицинскую помощь. До прибытия скорой медицинской помощи оказать пострадавшему при необходимости первую помощь.

5. Мероприятия по соблюдению безопасности по окончании перевозки.

5.1. По прибытию из рейса водитель обязан:

сообщить руководителю образовательной организации о результатах поездки;

установленным порядком пройти послерейсовый медицинский осмотр;

провести техническое обслуживание школьного автобуса и устранить все выявленные неисправности;

сообщить руководителю образовательной организации о готовности к следующему рейсу.

По прибытии к пункту высадки детей из школьного автобуса водитель должен осмотреть салон автобуса. При обнаружении в салоне личных вещей детей передать их сопровождающему лицу.

5.2. При техническом обслуживании школьного автобуса водитель обязан руководствоваться требованием ГОСТ 33552-2015 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования и методы испытаний» о двойном сокращении периодичности осмотра, регулировок и технического обслуживания механизмов, узлов и деталей, определяющих безопасность эксплуатации автобуса (рулевое управление, тормозная система, шины, огнетушители, механизмы управления аварийными выходами и др.), по сравнению с автобусом, на базе которого изготовлен автобус для перевозки обучающихся.

Приложение Е. Проект памятки для сопровождающего лица в школьном автобусе при перевозке обучающихся

1. Перед поездкой сопровождающее лицо проходит инструктаж по безопасности перевозки обучающихся, отметки о котором заносятся в книгу учета инструктажей.

2. Во время движения школьного автобуса хотя бы одно сопровождающее лицо должно находиться на передней площадке салона.

3. Осуществляет контроль явки/неявки заявленных по списку лиц. В случае неявки обучающегося или иного лица, включенного в список, сопровождающее лицо вычеркивает сведения о нем из списка.

4. Сопровождающее лицо должно знать, где в салоне школьного автобуса находятся предметы пожаротушения, должно уметь пользоваться ими, а также должно быть ознакомлено о спасательных мерах при ДТП.

5. Посадка и высадка обучающихся производится после полной остановки школьного автобуса под руководством сопровождающего лица.

6. Перед началом движения сопровождающее лицо должно убедиться, что количество обучающихся не превышает число посадочных мест, все пассажиры пристегнуты ремнями безопасности, и подать команду на закрытие дверей.

7. Во время движения сопровождающее лицо обеспечивает порядок в салоне, не допускает подъем обучающихся с мест и перемещение по салону.

8. При высадке сопровождающее лицо выходит первым и направляет обучающихся за пределы проезжей части дороги.

9. Сопровождающее лицо должно знать и выполнять:

порядок подачи школьного автобуса к месту посадки, правила посадки и высадки детей;

порядок взаимодействия сопровождающих лиц и водителя;

правила поведения детей в местах сбора, посадки и высадки, при нахождении в салоне школьного автобуса;

правила пользования оборудованием салона: вентиляционными люками, форточками, сигналами требования остановки школьного автобуса;

порядок контроля за детьми;

порядок действий при чрезвычайных ситуациях;

порядок действий при попытке совершения или совершении акта незаконного вмешательства;

порядок экстренной эвакуации детей из салона школьного автобуса;

порядок использования аварийных выходов из школьного автобуса;

правила пользования огнетушителями;

порядок действий по оказанию первой помощи пострадавшим;

ответственность сопровождающих лиц;

порядок своевременного оповещения родителей (законных представителей) и детей при отмене перевозки школьным автобусом, а также организации безопасной доставки обучающихся к месту учебы и обратно до закрепленных в установленном порядке остановок школьного автобуса.

10. В ночное время (с 23 часов до 6 часов) допускается организованная перевозка группы детей к железнодорожным вокзалам, аэропортам и от них, завершение организованной перевозки группы детей (доставка до конечного пункта назначения, определенного графиком движения, или до места ночного отдыха) при незапланированном отклонении от графика движения (при задержке в пути), а также организованная перевозка группы детей, осуществляемая на основании правовых актов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом после 23 часов расстояние перевозки не должно превышать 100 километров.

Приложение Ж. Проект памятки руководителю образовательной организации о порядке действий по организации сопровождения автобусов, перевозящих группы детей, с применением автомобилей государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской федЕрации

1. Основными задачами сопровождения транспортных средств автомобилями Госавтоинспекции являются: реализация дополнительных мер по предупреждению дорожно-транспортных происшествий с участием сопровождаемых транспортных средств по маршруту следования, а также обеспечение приоритетного передвижения сопровождаемых транспортных средств по маршруту следования.

2. Основанием для рассмотрения вопроса о назначении сопровождения является заявка на сопровождение транспортных средств патрульным автомобилем Госавтоинспекции, подаваемая заинтересованными физическими или юридическими лицами в случае, если указанная перевозка осуществляется в составе не менее 3 автобусов.

Рекомендуемый образец заявки приведен в приложении № 1 к Порядку осуществления сопровождения транспортных средств с применением автомобилей Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденному приказом МВД России от 22 марта 2019 г. № 177.

3. Заявка на сопровождение транспортного средства может подаваться при личном обращении в подразделение Госавтоинспекции либо направляться посредством официального сайта Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.gibdd.ru; гибдд.рф), или почтового отправления.

3.1. При необходимости организации сопровождения по дорогам общего пользования, расположенным на территории нескольких муниципальных образований в пределах субъекта Российской Федерации, закрытых административно-территориальных образований, нескольких субъектов Российской Федерации, – в подразделение Госавтоинспекции территориального органа МВД России на региональном уровне по месту начала сопровождения либо Центр специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

3.2. При необходимости организации сопровождения по дорогам общего пользования, расположенным в пределах районов, городов и иных муниципальных образований, закрытых административно-территориальных образований, комплекса «Байконур», – в подразделение Госавтоинспекции территориального органа МВД России на районном уровне по месту начала сопровождения.

4. Заявка на сопровождение подается не менее чем за десять календарных дней до планируемой перевозки и рассматривается в пятидневный срок с даты ее поступления в подразделение Госавтоинспекции. Исходя из конкретной обстановки при наличии объективных обстоятельств, не позволяющих подать заявку в указанный срок, сроки подачи и рассмотрения заявки могут быть сокращены.

5. К заявке на сопровождение должны прилагаться копии:

5.1. Договора фрахтования (если организованная перевозка группы детей осуществляется по договору фрахтования).

5.2. Документа, составленного в произвольной форме, содержащего сведения о маршруте перевозки, в том числе о:

а) пункте отправления;

б) промежуточных пунктах посадки (высадки) (если имеются) детей и иных лиц, участвующих в организованной перевозке группы детей;

в) пункте назначения;

г) местах остановок для приема пищи, кратковременного отдыха, ночного отдыха (при многодневных поездках) – в случае организованной перевозки группы детей в междугородном сообщении.

5.3. Лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.

6. Об отказе в назначении сопровождения лицу, подавшему заявку на сопровождение, руководителем подразделения Госавтоинспекции направляется мотивированный ответ. Решение об отказе в сопровождении может быть обжаловано в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. В случае возникновения обстоятельств, препятствующих дальнейшему осуществлению перевозки (дорожно-транспортное происшествие, техническая неисправность автобуса, ночное время, неблагоприятные погодные условия, перекрытие движения и т. п.), принять меры по обеспечению экстренного размещения детей, в том числе для ночного отдыха.

Приложение З. Условное обозначение знака школьного автобуса

Размер знака должен соответствовать размеру знака № 5.16 – 900 на 600 мм. «ГОСТ Р 52290-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования» (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2004 г. № 121-ст) (в редакции от 20 декабря 2019 г.)

Приложение И. Проект памятки для обучающихся по технике безопасности при поездках в школьном автобусе

Выполняй требования сопровождающих лиц!

ПЕРЕД НАЧАЛОМ ПОЕЗДКИ

Подойди к сопровождающему и отметься.

Не выходи на проезжую часть.

Не выходи навстречу приближающемуся автобусу.

ВО ВРЕМЯ ПОЕЗДКИ

Первыми в автобус входят старшие обучающиеся и занимают места в дальней части салона.

Пристегнись ремнем безопасности.

Соблюдай дисциплину.

О проблемах сообщай сопровождающему (подай сигнал при помощи специальной кнопки).

НЕ оставляй вещи в проходах.

НЕ отстегивай ремень безопасности.

НЕ вставай со своего места.

НЕ ходи по салону.

НЕ отвлекай водителя разговорами и криком.

НЕ открывай самостоятельно окна и вентиляционные люки.

НЕ мусори и НЕ пачкай салон автобуса.

В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Быстро покинь автобус.

Отойди на безопасное расстояние.

Не выходи на проезжую часть.

ПО ОКОНЧАНИИ ПОЕЗДКИ

Дождись полной остановки автобуса.

Следуй инструкциям сопровождающего.

Дождись разрешения и выйди из автобуса.

Выходи спокойно, но не задерживаясь при выходе.

Подойди к сопровождающему и отметься.

Дождись, пока автобус уедет.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сигер диона автокресло инструкция по установке
  • Vertex standard vx 231 инструкция на русском
  • Препарат пульмикорт для ингаляций детям инструкция по применению
  • Телевизор сони bravia инструкция по применению
  • Руководство по эксплуатации утюг tefal