Инструкция об организации прокурорского надзора за соблюдением международных договоров

Приказ Генпрокуратуры России от 02.08.2022 N 421
«О внесении изменений в приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 N 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», а также о признании утратившим силу приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 21.06.2013 N 252 «О совершенствовании прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства органами государственной власти, местного самоуправления, иными органами и организациями»

Этот документ в некоммерческой версии КонсультантПлюс доступен
по расписанию:

  • по рабочим дням с 20-00 до 24-00 (время московское)
  • в выходные и праздничные дни в любое время

Вы можете заказать документ на e-mail

Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина

ГЕНЕРАЛЬНАЯ

ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИиИ

ПРИКАЗ

07.12.2007 № 195

Москва

Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина

В связи с произошедшими изменениями в законодательстве и структуре органов прокуратуры, в целях совершенствования надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, приведения его в соответствие с новыми правовыми и социально-экономическими реалиями, руководствуясь п. 1 ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур в полной мере использовать предоставленные федеральным и региональным законодательством полномочия для укрепления правовых основ российской государственности, обеспечения верховенства закона и единства законности.

Основными направлениями надзорной деятельности считать надзор за законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, надзор в сфере экономики и экологической безопасности, предупреждение преступных проявлений.

2. В надзорных действиях руководствоваться положением о высшей юридической силе Конституции Российской Федерации, прямом ее действии и применении на всей территории России, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

3. Надзор за законностью правовых актов, издаваемых федеральными органами исполнительными власти, законодательными (представительными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля, их должностными лицами, осуществлять независимо от поступления информации о нарушениях законности.

Использовать для этого право участия в заседаниях законодательных (представительных), исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, периодические проверки.

4. Обеспечить надзор за соответствием конституций республик, уставов, законов, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, а также уставов муниципальных образований Конституции Российской Федерации и федеральным законам. При этом прежде всего исходить из установленного распределения полномочий между Российской Федерацией, составляющими ее субъектами и органами местного самоуправления.

4.1. В целях предотвращения принятия законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации законов и иных нормативных актов, противоречащих Конституции Федерации и федеральному законодательству, наладить необходимое взаимодействие органов прокуратуры с представительными органами, обеспечить непосредственное участие прокуратуры в процессе (разработка законопроектов, имеющих принципиальное значение, подготовка заключений на законопроекты, выступления на заседаниях и др.).

4.2. При выборе форм реагирования на выявленные незаконные правовые акты руководствоваться тем, что прокурор обязан безотлагательно принести протест на незаконный правовой акт, в случае его отклонения – в установленном порядке обратиться с заявлением в суд.

5. Установить постоянный надзор за исполнением действующих на территории Российской Федерации законов, включая не противоречащие федеральному законодательству законы субъектов Российской Федерации. О наиболее серьезных нарушениях законности и возникающих проблемах в осуществлении прокурорского надзора информировать Генеральную прокуратуру Российской Федерации.

6. Проверки исполнения законов проводить на основании поступившей в органы прокуратуры информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т.п.), а также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий, в первую очередь – для защиты общезначимых или государственных интересов, прав и законных интересов групп населения, трудовых коллективов, репрессированных лиц, малочисленных народов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой защите.

В качестве повода для прокурорских проверок рассматривать материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, а также другие материалы, содержащие достаточные данные о нарушениях закона.

При рассмотрении сигналов о правонарушениях в сферах, на которые распространяется действие законодательства о банковской, налоговой и иной тайне, руководствоваться порядком, установленным для таких случаев законом.

7. Конкретными и систематическими действиями реализовывать приоритетное направление прокурорского надзора — соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, законодательными (представительными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, воинскими частями и учреждениями, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (предприятий, хозяйственных товариществ и обществ, производственных и потребительских кооперативов, общественных объединений, благотворительных и иных фондов).

7.1. Акцентировать внимание на защите закрепленных в Конституции Российской Федерации прав на охрану здоровья и медицинскую помощь, социальное обеспечение, трудовых, жилищных, избирательных и иных социальных и политических прав и свобод человека и гражданина.

7.2. При проверках исполнения работодателями трудового законодательства анализировать выполнение ими обязанностей по созданию работникам безопасных условий труда, своевременной выплате заработной платы, при этом особое внимание уделять организациям-должникам, в отношении которых применены процедуры банкротства, а также градообразующим предприятиям. Принимать меры к повышению ответственности руководителей предприятий за несоблюдение трудовых прав граждан.

7.3. В период проведения избирательных кампаний федерального, регионального и муниципального уровней повышенное внимание уделять вопросам соблюдения законодательства о выборах и о проведении публичных мероприятий, обеспечить должное взаимодействие с избирательными комиссиями и правоохранительными органами.

7.4. Решительно пресекать факты незаконного применения к гражданам административного задержания, штрафов и иных мер административной ответственности. Активнее использовать предоставленное ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» право освобождать своим постановлением лиц, необоснованно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов.

8. В сфере экономики сосредоточить усилия на надзоре за исполнением законов о собственности, земле, предпринимательской деятельности, бюджетного, налогового, банковского, таможенного, антимонопольного законодательства.

8.1. Обеспечить надлежащее взаимодействие с уполномоченными контролирующими органами в целях предупреждения, выявления и пресечения правона рушений экономической направленности, в первую очередь – со Счетной палатой Российской Федерации, контрольно-счетными палатами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

8.2. Особое внимание уделять вопросам исполнениям законодательства при реализации приоритетных национальных проектов, законности распоряжения государственным имуществом, выявления и пресечения фактов легализации преступных доходов, противодействию коррупции.

8.3. Максимально использовать потенциал прокурорской системы, имеющиеся права и полномочия в целях защиты интересов государства, общества и участников экономической деятельности. Оперативно реагировать на выявленные факты незаконного завладения собственностью и криминальные захваты предприятий.

8.4. При осуществлении прокурорского надзора не допускать необоснованного вмешательства в экономическую деятельность предприятий и организаций и вовлечения органов прокуратуры в хозяйственные споры между коммерческими структурами. Исключить факты приостановления деятельности производств и строительства объектов по инициативе прокуроров, кроме случаев угрозы безопасности граждан. Не допускать использования полномочий прокуроров для создания препятствий правомерной предпринимательской деятельности участников экономических отношений.

9. С учетом экологической обстановки в каждом регионе наладить эффективный надзор за исполнением законов об охране природы и рациональном использовании ее ресурсов.

По каждому факту экологического правонарушения принципиально ставить вопросы об ответственности виновных лиц и взыскании причиненного материального ущерба.

10. В надзоре за исполнением законов контролирующими органами первостепенное значение придавать выполнению ими обязанностей по выявлению и пресечению правонарушений. Требовать в необходимых случаях выделения специалистов для выяснения возникших вопросов. Проверять законность и полноту принятых этими органами мер по устранению нарушений и привлечению виновных к ответственности.

В случае бездействия органов контроля ставить вопрос об ответственности их руководителей.

11. При осуществлении надзора за исполнением законов должностными лицами федеральных, региональных, местных органов власти в обязательном порядке оценивать правомерность принимаемых в отношении граждан решений по жалобам на действия подчиненных организаций.

12. В случаях выявления нарушений прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным уважительным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы, активно использовать полномочия, установленные ст. 45 ГПК РФ.

Учитывать, что при разрешении экономических споров обращение в арбитражный суд возможно лишь с соблюдением требований ст. 52 АПК РФ.

13. При внесении актов реагирования оценивать возможные негативные последствия исполнения требований прокурора, имея в виду, что акты реагирования должны быть направлены не на разрушение существующих правоотношений, а на их корректировку и приведение в соответствие с действующим законодательством.

14. Обеспечить профилактическую направленность прокурорского надзора. Систематически проверять исполнение законов о занятости населения, о борьбе с наркоманией, пьянством, нарушением порядка приобретения и использования оружия.

Стремиться к соединению надзорных действий с мерами по укреплению правопорядка, предпринимаемыми со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов, органов местного самоуправления. Шире использовать в профилактических целях материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел.

15. При проведении плановых, внеплановых проверок исключить случаи истребования излишних материалов, документов и сведений, которые могут быть получены прокурорами непосредственно в ходе проверки с выходом на место.

Не допускать факты возложения на контролирующие и иные органы (статистики и др.), а также организации и их должностных лиц обязанности по представлению в органы прокуратуры сведений, не относящихся к предмету проверки либо выходящих за ее пределы, а также не предусмотренных законодательством статистических данных.

16. В документах прокурорского реагирования излагать правовую сущность, а также негативные последствия нарушений закона, причины и условия, которые этому способствовали, ставить вопрос об их устранении и ответственности виновных лиц. При необходимости принимать участие в рассмотрении внесенных актов прокурорского реагирования. Контролировать фактическое устранение нарушений законов, принципиально реагировать на неисполнение требований прокурора.

17. Исключить случаи внесения прокурорами субъектов Российской Федерации актов реагирования непосредственно руководителям федеральных органов исполнительной власти, имея в виду, что надзор за их деятельностью осуществляется Генеральной прокуратурой Российской Федерации; проект акта прокурорского реагирования и копии документов, подтверждающих его обоснованность, представлять в соответствующее подразделение Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

18. Для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений в соответствии с положениями п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ выносить мотивированное постановление о направлении материалов общенадзорной проверки в следственный орган или орган дознания.

19. Прокурорский надзор осуществлять гласно. Гражданам, общественным организациям, средствам массовой информации предоставлять возможность получения в предусмотренных законом пределах сведений о деятельности прокуратуры, состоянии законности и правопорядка. Регулярно информировать об этом органы законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, а также население.

20. При обнаружении пробелов и противоречий в действующем законодательстве вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативных правовых актов.

В случае выявления несоответствия постановлений Правительства Российской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам, несовершенства федерального законодательства представлять материалы Генеральному прокурору Российской Федерации.

21. Деятельность прокуроров по надзору за исполнением законов, законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина оценивать исходя из правомерности и своевременности вмешательства, полноты использования предоставленных им полномочий, принципиальности и настойчивости в устранении нарушений закона, восстановлении нарушенных прав, привлечении виновных к ответственности.

22. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур обеспечить должную организацию прокурорского надзора подчиненными им органами и контроль за их работой, оказывать им необходимую методическую и практическую помощь. Создать эффективную систему изучения действующего законодательства и повышения профессионального уровня подчиненных работников.

Направлять в Генеральную прокуратуру Российской Федерации копии документов прокурорского реагирования по наиболее актуальным вопросам, в том числе по результатам проверок сообщений о массовых, грубых нарушениях закона, вызвавших общественный резонанс и критические выступления в СМИ, информировать ее о возникающих проблемах, имеющих общегосударственное значение и требующих разрешения на федеральном уровне.

23. Главному управлению по надзору за исполнением федерального законодательства, Гл авной военной прокуратуре:

осуществлять надзор за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, военного управления, их должностными лицами, соблюдением законов общероссийскими общественными объединениями по предметам их ведения;

систематически анализировать состояние законности, изучать прокурорскую и правоприменительную практику, определять актуальные проблемы, вносить предложения по их разрешению;

оказывать практическую и методическую помощь нижестоящим прокурорам в организации прокурорского надзора, осуществлять руководство и контроль за их деятельностью;

наладить взаимодействие всех звеньев органов прокуратуры, используя при этом предметный принцип организации работы. Установить тесную координацию надзорных действий территориальных, транспортных, военных прокуроров, прокуроров иных специализированных прокуратур;

совместно с Академией Генеральной прокуратуры Российской Федерации разрабатывать нормативно-методические основы прокурорского надзора, распространять положительный опыт работы прокуроров.

24. Считать утратившим силу приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 22.05.1996 № 30 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина».

25. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации согласно распределению обязанностей.

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным, к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур.

Генеральный прокурор

Российской Федерации

действительный государственный

советник юстиции                                                                                        Ю.Я. Чайка

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 31 августа 2021 г. N 508

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ

В ПРИКАЗ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОТ 07.12.2007 N 195 «ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО

НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ, СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ

И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА»

В связи с принятием Федерального закона от 01.07.2021 N 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», руководствуясь статьями 17, 39.1 и 39.2 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказываю:

1. Внести в приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 N 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» изменение, дополнив его пунктом 7.6 следующего содержания:

«7.6. Акцентировать внимание на приоритетности задач по оперативному устранению допущенных нарушений законов, прав и свобод человека и гражданина, а также прав организаций, гарантированных Конституцией Российской Федерации и международными договорами, участником которых является Российская Федерация, их причин и условий, им способствующих, повлекших обоснованное обращение названных лиц в Европейский Суд по правам человека и иные инстанции, перечисленные в пункте 1 статьи 39.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».».

2. Настоящий приказ опубликовать в журнале «Законность» и разместить на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в информационно-коммуникационной сети «Интернет».

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации.

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, советникам Генерального прокурора Российской Федерации, старшим помощникам Генерального прокурора Российской Федерации по особым поручениям, помощникам заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по особым поручениям, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ректору Университета прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам, прокурору комплекса «Байконур», которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Генеральный прокурор

Российской Федерации

действительный государственный

советник юстиции

И.В.КРАСНОВ

Еще документы:

«Об утверждении национального стандарта Российской Федерации»

«О внесении изменения в приказ Минэкономразвития России от 31 августа 2020 г. N 563 «Об утверждении Перечня отдаленных и труднодоступных территорий и сроков проведения в них Всероссийской переписи населения 2020 года» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.09.2021 N 64891)

«О размерах окладов по нетиповым воинским должностям военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, проходящих военную службу по контракту» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.09.2021 N 64882)

«О введении в действие межгосударственного стандарта»

Публикации:

  • 14 марта 2023
    Образец штатного расписания на 2023 год
  • 27 февраля 2023
    Бухучет ИП на УСН
  • 3 ноября 2022
    Кто оформляет факт хозяйственной жизни
  • 2 ноября 2022
    Кто заполняет отчет о целевом использовании средств
  • 13 мая 2022
    Задолженность по зарплате: как оформить справку и получить деньги
  • 27 февраля 2020
    Инструкция: как правильно составить ведомость по зарплате
  • 30 декабря 2019
    Изменение первой части Налогового кодекса РФ с 1 января 2020 года
  • 23 декабря 2019
    Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ
  • 9 апреля 2018
    Организация бухгалтерского учета
  • 11 сентября 2015
    Первичные учётные документы и учётная политика (продолжение)

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 5 мая 2022 г. N 259

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ПРИКАЗ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 02.11.2018 N 723 «ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО
НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ В СФЕРЕ
ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА»

В целях совершенствования организации прокурорского надзора за исполнением законов в сфере оборонно-промышленного комплекса, руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказываю:

1. Внести в приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 02.11.2018 N 723 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в сфере оборонно-промышленного комплекса» (далее — приказ) следующие изменения:

1.1. Подпункт 2.4.1 приказа изложить в следующей редакции:

«2.4.1. При проведении проверок уделять особое внимание вопросам исполнения требований законодательства:

о государственном оборонном заказе;

о закупках товаров, работ, услуг в целях обеспечения обороны Российской Федерации и при реализации федеральных целевых программ (далее — ФЦП) в области обороны и безопасности для обеспечения нужд организаций ОПК;

об акционерных обществах, унитарных предприятиях, в том числе в части законности и обоснованности распоряжения их имуществом, о ценных бумагах в отношении предприятий ОПК;

о несостоятельности (банкротстве) в отношении предприятий ОПК, а также при их реорганизации, влекущей ликвидацию либо перепрофилирование производства;

о реализации мероприятий федеральных целевых и государственных программ в области обороны и безопасности страны;

об интеллектуальной собственности при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, а также о распределении, закреплении и об учете прав на результаты интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения;

о запрете использования контрафактных изделий, соблюдении требований, предъявляемых к качеству используемых материалов, а также изготавливаемой продукции, оформлению сертификатов и паспортов на комплектующие материалы при исполнении ГОЗ;

об импортозамещении в сфере ОПК;

о разработке, производстве, хранении боеприпасов, иного вооружения и военной техники (за исключением находящегося в гражданском обороте), об их утилизации, а также обороте и уничтожении химического оружия;

при приобретении продукции военного и двойного назначения с целью своевременного пресечения фактов ее незаконного перемещения (продажи) за границу;

об определении и изменении начальной цены на продукцию, поставляемую в рамках ГОЗ, проводимые работы по модернизации ОПК, фактических затрат, связанных с выполнением работ или поставкой такой продукции;

о соблюдении требований и ограничений в отношении организаций, привлекаемых к исполнению ГОЗ и ФЦП в области обороны и безопасности для обеспечения нужд организаций ОПК;

об обязанностях головного исполнителя, исполнителя вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности и открывать отдельные счета для осуществления операций в рамках исполнения ГОЗ;

об обязанностях государственного заказчика, головного исполнителя, исполнителя по контролю за сроками выполнения государственных контрактов в рамках исполнения ГОЗ и ФЦП в области обороны и безопасности для обеспечения нужд организаций ОПК;

о диверсификации производства ОПК;

о формировании, размещении, хранении, об использовании, о пополнении и об освежении запасов государственного материального резерва;

об обеспечении готовности защитных сооружений гражданской обороны.»;

1.2. Подпункт 2.4.3 приказа изложить в следующей редакции:

«2.4.3. Во взаимодействии с органами Росфинмониторинга, ФНС России, ФАС России, Федерального казначейства, МВД России и ФСБ России, а также уполномоченными банками выявлять возможные схемы хищений денежных средств, предназначенных для исполнения ГОЗ и ФЦП, наличие среди контрагентов организаций, не имеющих производственных мощностей для выполнения работ или изготовления продукции, фирм-однодневок и номинальных посредников, аффилированных с заказчиком юридических и физических лиц. В случае выявления в составе кооперации головного исполнителя таких субъектов предпринимательской деятельности с привлечением уполномоченных органов принимать меры к пресечению их деятельности вплоть до принудительной ликвидации и привлечению лиц, совершивших соответствующие незаконные действия, к установленной законом ответственности.»;

1.3. В подпункте 2.4.5 приказа слово «государству» заменить словами «Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям», а также дополнить его абзацем третьим следующего содержания:

«Обеспечить контроль за фактическим исполнением судебных решений, вынесенных в сфере ОПК и затрагивающих публичные интересы, в том числе в ходе осуществления надзора за ФССП России и его территориальными органами.»;

1.4. Абзац второй подпункта 2.4.6 приказа изложить в следующей редакции:

«Координировать деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью в сфере ОПК. Принять меры к активизации работы по выявлению и пресечению преступлений, предусмотренных статьями 201.1 и 285.4 Уголовного кодекса Российской Федерации.»;

1.5. Пункт 3.5 приказа после слов «в том числе на заседаниях межведомственной рабочей группы» дополнить словами «и экспертной группы»;

1.6. Пункт 3.6 приказа после слов «на Координационном совещании руководителей правоохранительных органов Российской Федерации» дополнить словами «или межведомственном совещании»;

1.7. Пункт 5.4 приказа изложить в следующей редакции:

«5.4. Организовывать проверки в отношении предприятий, включенных в сводный реестр организаций ОПК, утвержденный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также хозяйствующих субъектов, привлекаемых для выполнения заданий ГОЗ и мероприятий ФЦП (организаций кооперации), основываясь на принципе комплексности и изучая исполнение всех отраслей федерального законодательства (результаты отражать в таблице согласно приложению N 4 к настоящему приказу).

К проведению проверочных мероприятий привлекать органы государственного контроля (надзора) и специалистов.»;

1.8. Пункт 5.5 приказа изложить в следующей редакции:

«5.5. Обеспечить ведение:

перечня головных исполнителей (исполнителей) ГОЗ с указанием их наименования, ИНН, местонахождения, количества и общей суммы заключенных государственных контрактов (контрактов) в рамках ГОЗ, среднесписочной численности работников, доли государственного участия, а также количества находящихся на исполнении проектов реконструкции и технического перевооружения;

реестра либо при необходимости реестров (приложение N 3 к настоящему приказу) находящихся на исполнении государственных контрактов (контрактов) в рамках ГОЗ, заключенных:

государственными заказчиками с головными исполнителями;

головными исполнителями с государственными заказчиками, а также при наличии заключенных в целях их исполнения контрактов с исполнителями;

предприятиями как исполнителями с головными исполнителями и исполнителями предшествующего уровня кооперации, а также при наличии заключенных в целях их исполнения контрактов с исполнителями последующего уровня кооперации;

реестра исполнителей мероприятий ФЦП и государственных программ в области обороны и безопасности государства (приложение N 3 к настоящему приказу).

Сведения актуализировать по мере необходимости, но не реже, чем раз в полугодие, используя в приоритетном порядке данные информационных баз и общедоступных источников и не допуская избыточной административной нагрузки на предприятия ОПК.

При ведении перечня и реестров принять меры к обеспечению соблюдения требований по защите информации ограниченного доступа.»;

1.9. Пункт 5.8 приказа изложить в следующей редакции:

«5.8. При наличии в структуре прокуратур субъектов Российской Федерации прокуратур ЗАТО и (или) прокуратур по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах организовать их деятельность с учетом приоритетности надзора за исполнением законов в сфере ОПК.»;

1.10. Приложение N 3 к приказу изложить в новой редакции (прилагается).

2. Настоящий приказ опубликовать в журнале «Законность» и разместить на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, советникам Генерального прокурора Российской Федерации, старшим помощникам Генерального прокурора Российской Федерации по особым поручениям, помощникам заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по особым поручениям, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ректору Университета прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам, прокурору комплекса «Байконур», которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
И.В.КРАСНОВ

N п/п

Наименование государственного заказчика

Наименование головного исполнителя, исполнителя

ИНН головного исполнителя, исполнителя

Наименование контрагента (предшествующего уровня кооперации)

ИНН контрагента

Наименование контрагента (последующего уровня кооперации)

ИНН контрагента

Дата государственного контракта (контракта)

Предмет государственного контракта (контракта), его номер

Цена государственного контракта (контракта)

Сроки авансирования

Размер авансирования

Сроки проведения окончательного расчета

Дата расчетов по государственному контракту (контракту), включая авансирование и окончательный расчет

Сумма перечисленных средств

Срок исполнения обязательств в целом, а также по каждому этапу

Дата приемки работ, в том числе по каждому этапу

Результаты надзорных мероприятий с указанием принятых мер прокурорского реагирования

Иные сведения (при наличии необходимости)

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УКАЗАНИЕ

от 11 марта 2022 г. N 140/20

ОБ УСИЛЕНИИ

ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ, СОБЛЮДЕНИЕМ

ПРАВ ГРАЖДАН В СВЯЗИ С ПРИНИМАЕМЫМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МЕРАМИ ПО ПОДДЕРЖКЕ ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ, А ТАКЖЕ

В СВЯЗИ С ВВЕДЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ

ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ И ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В целях организации работы органов прокуратуры Российской Федерации в условиях неблагоприятных внешнеполитических и экономических факторов, связанных с недружественными действиями ряда государств в отношении российских граждан, предприятий и организаций, а также в целях обеспечения законности при реализации принимаемых органами государственной власти Российской Федерации мер по преодолению последствий указанных действий, руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», обязываю:

1. Заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, начальников главных управлений, управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуроров, прокуроров городов, районов, приравненных к ним территориальных и специализированных прокуроров, прокурора комплекса «Байконур» (в пределах компетенции):

1.1. Принять безотлагательные меры по организации прокурорского надзора за исполнением Федерального закона от 8 марта 2022 г. N 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 46-ФЗ), иных нормативных правовых актов, нацеленных на обеспечение экономической и финансовой устойчивости, общественной безопасности, защиту прав и свобод граждан в условиях применения санкций и иных недружественных действий иностранных государств и международных организаций.

1.2. Работе на данном направлении придавать приоритетное значение. Наладить систему оперативного мониторинга складывающейся ситуации и конструктивное взаимодействие с уполномоченными органами.

1.3. Обеспечить упреждающий характер надзора, основанный на анализе всех доступных источников информации о нарушениях законности и прав граждан. Оценивать возможные негативные социальные и экономические последствия прокурорского вмешательства.

2. Прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним транспортных, природоохранных и военных прокуроров, прокурора комплекса «Байконур» в соответствии с компетенцией:

2.1. Первостепенное внимание уделять надзору за исполнением законов в сферах трудовых отношений, здравоохранения, ценообразования на продукты питания, лекарственные средства, медицинские изделия и иную социально значимую продукцию, оборота государственной и муниципальной собственности, использования бюджетных средств, импортозамещения.

2.2. Принимать действенные меры к недопущению:

невыполнения запланированных программных мероприятий социально-экономической направленности;

ценовых сговоров и иных злоупотреблений, в том числе связанных с завышением цен и тарифов, на продовольственном и других социально значимых потребительских рынках;

нарушений при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, в том числе у единственного поставщика, изменении существенных условий контрактов, исполнении договорных обязательств, обратив особое внимание на закупки лекарственных препаратов, медицинских изделий и расходных материалов, технических средств реабилитации;

преднамеренных и фиктивных банкротств предприятий, прежде всего градо- и системообразующих, а также кредитных учреждений;

неправомерного расходования бюджетных средств, особенно предназначенных для реализации национальных проектов, а также для финансовой поддержки граждан и предпринимателей;

случаев несоблюдения публичных интересов при использовании государственного и муниципального имущества, в том числе земель, его неправомерного отчуждения;

распространения заведомо недостоверной информации, оказывающей дестабилизирующее воздействие на социальную и экономическую сферу.

2.3. Организовать при участии контролирующих органов действенный надзор за исполнением филиалами, представительствами и дочерними компаниями иностранных юридических лиц, объявивших о прекращении либо о приостановлении деятельности в Российской Федерации, предусмотренных трудовым, налоговым и иным законодательством обязанностей, недопущением злоупотреблений, связанных с односторонним отказом от исполнения договорных, гарантийных и иных обязательств перед потребителями, добросовестными контрагентами, а также перед бюджетной системой.

2.4. Обеспечить незамедлительный прием и рассмотрение в кратчайшие сроки обращений граждан, права которых нарушены в результате прекращения или приостановления деятельности указанных организаций.

Принять дополнительные меры, направленные на предупреждение и пресечение ущемления прав работников, в первую очередь — задержек заработной платы, ее выплаты не в полном объеме, нарушения порядка увольнения работников и сокращения их штатной численности.

В целях предотвращения роста безработицы усилить надзор в области содействия занятости населения, уделив особое внимание полноте реализации своих функций центрами занятости.

2.5. Сосредоточить усилия на соблюдении законодательства при выплате пенсий, осуществлении иных выплат по обязательному социальному страхованию, оказании государственной социальной помощи и осуществлении социальной защиты отдельных категорий граждан, предоставлении социальных услуг, гарантий, компенсационных и иных выплат, в том числе в рамках реализуемых Правительством Российской Федерации, региональными органами власти новых мер по поддержке населения.

2.6. Оперативно организовывать проверочные мероприятия при наличии сведений о нарушениях прав граждан, прежде всего льготных категорий, в сфере обеспечения лекарственными средствами и медицинскими изделиями на всех стадиях — от назначения до фактического их получения. Добиваться от уполномоченных органов и организаций надлежащего планирования и осуществления закупок лекарственных средств и медицинских изделий.

2.7. Средствами прокурорского надзора обеспечить соблюдение прав граждан в сфере потребительского и ипотечного кредитования в части возможности изменения условий кредитных договоров, договоров займа, реализации прав на направление кредитору требования о предоставлении льготного периода, недопустимости ухудшения положения заемщиков.

2.8. Обеспечить надежную защиту прав и законных интересов несовершеннолетних. Особое внимание уделять вопросам реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, семей, имеющих детей, на получение мер социальной поддержки.

2.9. Организовать надлежащее взаимодействие органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления при приеме, перемещении, временном размещении лиц, эвакуированных на территорию Российской Федерации.

Обеспечить благоприятные условия пребывания в пунктах временного размещения, включая меры санитарно-эпидемиологической и противопожарной безопасности, медицинское обеспечение, оказание содействия в трудоустройстве, оформлении документов, необходимых для получения установленных выплат.

Особое внимание уделять защите прав несовершеннолетних, в том числе оставшихся без попечения родителей и находящихся в иной трудной ситуации, на получение образования, медицинского обслуживания, социального обеспечения.

2.10. На постоянной основе осуществлять надзор за исполнением миграционного законодательства, законодательства о гражданстве, о беженцах и вынужденных переселенцах, сосредоточив внимание на надлежащем учете лиц, обратившихся за получением соответствующего статуса, своевременном рассмотрении их ходатайств и принятии по ним законных решений.

2.11. Обеспечить работу мобильных приемных в пунктах временного размещения, непрерывно осуществлять личный прием граждан, принимать исчерпывающие меры по восстановлению нарушенных прав, а также оказывать необходимую правовую помощь.

2.12. Анализировать соблюдение прав граждан, вынужденно прекративших обучение за рубежом, с учетом особенностей приема на обучение по образовательным программам, программам подготовки научных и научно-педагогических кадров, проведения итоговой аттестации, а также признания в Российской Федерации образования или квалификации, полученных в иностранном государстве.

2.13. Оперативно отслеживать и учитывать при организации прокурорского надзора вводимые Правительством Российской Федерации в рамках предоставленных полномочий особенности правового регулирования вопросов лицензирования, аккредитации, аттестации, государственной регистрации, других разрешительных режимов, реализации проектов импортозамещения, осуществления внешнеэкономической, инвестиционной, градостроительной, страховой и иной деятельности.

2.14. Не снижать наступательности в надзоре за соблюдением прав предпринимателей, обратив особое внимание на обоснованность изменения ставок по ранее выданным кредитам, предоставление отсрочек по их выплате и других преференций. Средствами прокурорского надзора обеспечить поддержание нормальных условий для работы бизнеса, дальнейшую реализацию инвестиционных проектов, гарантировать законность при оказании хозяйствующим субъектам государственных и муниципальных услуг, в том числе по выдаче лицензий и разрешений.

Обеспечить своевременную отмену (завершение) поднадзорными контролирующими органами плановых проверок и иных контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении которых введен мораторий, а также соблюдение ими установленных Законом N 46-ФЗ и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации ограничений на проведение внеплановых проверок и контрольных (надзорных) мероприятий, выдачу предписаний.

2.15. Не допускать проведения прокурорами и контролирующими органами проверок в отношении организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, за исключением случаев наличия сведений о грубых нарушениях ими законов, влекущих причинение вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, вреда обороне страны и безопасности государства или угрозу их причинения, возникновения чрезвычайных ситуаций.

2.16. Вступать в порядке статей 51, 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в дела о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц, в том числе с иностранным участием, имеющие особую экономическую и социальную значимость, а также в иные судебные процессы, затрагивающие права и экономические интересы государства, субъектов малого и среднего бизнеса, трудовых коллективов. Сосредоточить усилия на сохранности инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства, активов градообразующих предприятий, функционирующих в моногородах.

2.17. Организовать действенный прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность и предварительное расследование. Использовать предоставленные законодательством полномочия для исключения давления на бизнес в ходе уголовного судопроизводства, необоснованного вмешательства в деятельность хозяйствующих и иных субъектов экономической деятельности, а также при наличии данных о гражданско-правовых спорах.

Незамедлительно пресекать факты проведения проверок в отношении субъектов экономической деятельности при отсутствии на то оснований, незаконного продления срока процессуальных проверок и длительного удержания изъятого имущества. Исключить возбуждение уголовных дел с целью вмешательства в предпринимательскую деятельность.

В случаях, сопряженных с нарушением прав и законных интересов широкого круга лиц, в том числе в финансово-хозяйственной и социальной сферах, лично контролировать ход и результаты процессуальных проверок, законность и обоснованность принятых по их итогам решений.

Обеспечить надлежащий контроль за законностью и обоснованностью избрания и продления следователями и дознавателями мер пресечения и иных мер процессуального принуждения в отношении хозяйствующих субъектов.

В кратчайшие сроки рассматривать жалобы субъектов финансово-хозяйственной деятельности на действия (бездействие) и решения должностных лиц органов предварительного расследования и прокуроров, обеспечивать объективное разрешение таких обращений, а также своевременное принятие мер к восстановлению нарушенных прав.

Наладить оперативное поступление в аппараты прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним специализированных прокуратур информации о проведении правоохранительными органами в отношении предпринимателей оперативно-розыскных мероприятий, связанных с изъятием документов, предметов и материалов, в течение суток с момента их проведения, а также о принятых решениях о продлении срока процессуальных проверок до 30 суток и об отмене постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела — в течение 5 суток. На системной основе анализировать поступающую информацию в целях выработки дополнительных мер по предотвращению нарушений законности и прав субъектов предпринимательской деятельности.

2.18. Требовать от правоохранительных органов своевременного выявления и пресечения фактов невыплаты заработной платы, преднамеренного и фиктивного банкротства и принятия законных процессуальных решений по результатам проверок сообщений о таких преступлениях.

Дополнительно ориентировать уполномоченные органы на оперативное выявление и пресечение фактов незаконных банковских операций.

Принципиально реагировать на случаи использования и производства контрафактных, фальсифицированных, недоброкачественных медицинских изделий и оборудования, лекарственных препаратов, пищевой и иной социально значимой продукции.

2.19. В целях обеспечения защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства обеспечить квалифицированное участие прокуроров в рассмотрении судами уголовных дел.

Особое внимание обращать на разрешение вопросов, связанных с возмещением причиненного преступлением материального ущерба и конфискацией имущества.

При наличии оснований инициировать принятие мер по обеспечению возмещения вреда, причиненного преступлением, конфискации имущества, в том числе в отношении активов, находящихся за рубежом. Своевременно оспаривать неправосудные судебные решения.

2.20. При осуществлении надзорных полномочий в сфере оборонно-промышленного комплекса сосредоточить усилия на выявлении наиболее существенных нарушений законодательства, ставящих под угрозу надлежащее выполнение государственного оборонного заказа, не допуская чрезмерного и необоснованного вмешательства в хозяйственную деятельность предприятий.

Принять дополнительные меры, в том числе межведомственного характера, по пресечению использования контрафактных материалов, комплектующих деталей и оборудования.

Нацелить уполномоченные органы прежде всего на сохранение экономической устойчивости и финансовое оздоровление предприятий оборонно-промышленного комплекса.

2.21. Осуществлять постоянный мониторинг средств массовой информации и сети «Интернет» на предмет выявления сведений о нарушениях прав и законных интересов граждан и предпринимателей в связи с принимаемыми мерами по поддержке экономики и социальной сферы, а также в связи с введением ограничений на осуществление финансово-хозяйственной и иной деятельности.

2.22. В рамках работы по правовому просвещению во взаимодействии со средствами массовой информации разъяснять правовые аспекты сложившейся ситуации, порядок получения средств государственной поддержки, механизмы защиты прав граждан.

Продолжить работу по преданию гласности результатов прокурорской деятельности по восстановлению прав граждан, в том числе социально уязвимых групп населения, в сферах здравоохранения, образования, соблюдения трудового, жилищного законодательства, защиты прав предпринимателей.

3. Транспортных прокуроров:

3.1. Активизировать надзор за соблюдением законодательства в сфере обеспечения бесперебойного и безаварийного функционирования транспортного комплекса, его антитеррористической защищенности, а также за соблюдением прав пассажиров.

3.2. Обеспечить надзорное сопровождение принимаемых Правительством Российской Федерации мер по поддержке предприятий транспортной отрасли. Организовать мониторинг их финансово-экономического состояния.

3.3. Давать принципиальную оценку соблюдению требований законодательства о применении специальных экономических мер в сфере внешнеэкономической деятельности.

При этом особое внимание обращать на запреты и ограничения на вывоз из Российской Федерации и ввоз на ее территорию продукции и сырья, введенные Правительством Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 марта 2022 г. N 100 «О применении в целях обеспечения безопасности Российской Федерации специальных экономических мер в сфере внешнеэкономической деятельности».

3.4. Учитывать установленные ограничения и запреты на осуществление валютных операций, связанных с предоставлением резидентами в пользу нерезидентов иностранной валюты по договорам займа, а также на вывоз из Российской Федерации наличной иностранной валюты.

3.5. Усилить надзор за соблюдением законодательства при таможенном оформлении медицинских изделий и лекарственных средств, особое внимание уделять исполнению решений Правительства Российской Федерации об установлении ограничений на вывоз медицинских изделий, ранее ввезенных с территорий иностранных государств, принявших решение о введении в отношении России ограничительных мер экономического характера.

4. Начальников главного управления и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации по федеральным округам, прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним природоохранных, транспортных и военных прокуроров об исполнении настоящего указания информировать соответствующие подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации в части их компетенции ежемесячно, до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, начиная с 15 апреля 2022 г.

Оперативно информировать Генеральную прокуратуру Российской Федерации о системных проблемах, обусловленных введением санкций и иными недружественными действиями в отношении российских компаний, требующих принятия дополнительных мер, в том числе законодательного характера.

5. Указание опубликовать в журнале «Законность» и разместить на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет».

6. Контроль за исполнением настоящего указания возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Указание направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам, прокурору комплекса «Байконур», которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Генеральный прокурор

Российской Федерации

действительный государственный

советник юстиции

И.В.КРАСНОВ

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Hp laserjet p1006 инструкция по эксплуатации
  • Спираль мирена инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Бывшее руководство россетей
  • Руководство прокуратуры хмао югры
  • Подразделение руководство или администрация