Инструкция ответственного за исправное состояние кранов

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ

для лиц, ответственных за содержание

грузоподъемных кранов в  исправном состоянии

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая Типовая инструкция разработана на основе Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (далее–Правила), утвержденных приказом Госнадзорохрантруда Украины от 16.12.93 № 128,  распространяется на все министерства, ведомства, предприятия, организации и граждан, которые являются владельцами кранов.

1.2. Ответственность за содержание в исправном состоянии грузоподъемных кранов возлагается приказом собственника на инженерно-технического работника соответствующей квалификации, в подчинении которого находится персонал (кроме стропальщиков), обслуживающий краны, после проверки у него знаний Правил в установленном порядке, выдачи соответствующего удостоверения и должностной инструкции. Периодическая проверка знаний лица, ответственного за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии проводится каждые 3 года.

1.3. Ответственность за содержание крана в исправном состоянии может быть возложена владельцем только на одно лицо. Если владелец в своем штате имеет самостоятельные службы по обслуживанию механического и электрического оборудования кранов, то лица, ответственные за содержание  кранов в исправном состоянии могут быть назначены раздельно по механической и электрической части.

1.4. Дата и номер приказа о назначении лица, ответственного за содержание кранов в исправном состоянии, а также фамилия, имя, отчество и роспись его должны содержаться в паспорте крана.

Эти сведения заносятся в паспорт крана до его регистрации в инспекциях территориальных управлениях  Госнадзорохрантруда (далее – орган Госнадзорохрантруда), а также каждый раз после назначения нового лица, ответственного за содержание крана в исправном состоянии.

1.5 При передаче крана в аренду, организация, отвечающая за содержание его в исправном состоянии, указывается в договоре на передачу крана.

Если ответственность возложена на арендатора, то он организовывает обслуживание крана в соответствии с Правилами и издает приказ о назначении лица, ответственного за содержание крана в исправном состоянии.

1.6. Если владелец кранов не в состоянии обеспечить содержание их  в исправном состоянии и назначить лицо, ответственное за содержание кранов в исправном состоянии, он заключает договор на техническое обслуживание их с предприятием (организацией), имеющим необходимые условия содержания кранов в исправном состоянии и разрешение органов Госнадзорохрантруда на их эксплуатацию. В соответствии с договором это предприятие (организация) назначает лицо, ответственное за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии. Взаимоотношения между ним и обслуживающим персоналом и ответственными инженерно-техническими работниками владельца определяется договором. Владелец должен создать условия для выполнения этим лицом возложенных на него обязанностей.

1.7. В том случае, когда лицо, ответственное за содержание кранов в исправном состоянии, назначается владельцем, а обслуживающий персонал (крановщики, слесари и электромонтеры) другим предприятием (организацией), указанным в п.1.6., то взаимоотношения между ними оговариваются в договоре между владельцем и этим предприятием (организацией).

1.8. На время отпуска, командировки, болезни и в других случаях отсутствия лица, ответственного за содержание кранов в исправном состоянии, выполнение его обязанностей возлагается приказом на работника, замещающего его по должности (без занесения его  фамилии в паспорт крана).

1.9. Лицо, ответственное за содержание кранов в исправном состоянии, должно знать: устройство грузоподъемного оборудования; Правила; Инструкцию для лиц, ответственных за содержание кранов в исправном состоянии; инструкции заводов-изготовителей по монтажу и эксплуатации кранов; производственные инструкции обслуживающего персонала и руководствоваться при работе содержащимися в них указаниями. Лицо, на которое возложены обязанности ответственного за содержание в исправном состоянии грузоподъемных кранов с электрическим или паровым приводом должно также знать соответственно Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей; Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей в части касающейся электрооборудования кранов или Правила устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов и обеспечивать выполнение их при эксплуатации кранов.

2. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА ЛИЦ, ОТВЕТСТВЕННЫХ

ЗА СОДЕРЖАНИЕ КРАНОВ В ИСПРАВНОМ СОСТОЯНИИ

2.1. Лицо, ответственное за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии обязано обеспечить:

2.1.1. Содержание грузоподъемных кранов, съемных грузозахватных приспособлений, тары  и люлек для подъема людей, крановых путей, если последние также находятся под его надзором, в исправном состоянии путем проведения регулярных осмотров и ремонтов в установленные графиком сроки, систематических проверок за правильным ведением журнала периодических осмотров и своевременного устранения выявленных неисправностей, а также регулярного личного осмотра грузоподъемных машин, съемных грузозахватных приспособлений, тары и люлек для подъема людей.

2.1.2. Обслуживание и ремонт грузоподъемных кранов, люлек для подъема людей обученным и аттестованным персоналом, имеющим необходимые знания и достаточные навыки по выполнению возложенных на них работ, а также периодическую проверку знаний обслуживающего персонала.

2.1.3. Выполнение крановщиками производственных инструкций по обслуживанию грузоподъемных кранов.

2.1.4. Своевременную подготовку к техническому освидетельствованию грузоподъемных машин.

2.1.5. Вывод кранов и ремонт в соответствии с графиком.

2.1.6. Выполнение предписаний органов Госнадзорохрантруда.

2.1.7. Хранение паспортов и технической документации на грузоподъемные краны, съемные грузозахватные приспособления, тару, люльки для подъема людей, а также ведение журналов периодической проверки знаний обслуживающего краны персонала.

2.2. Лицо, ответственное за содержание кранов в исправном состоянии, должно обеспечить обслуживание кранов постоянно закрепленным персоналом и не допускать переход крановщиков для работы с одного крана на другой без его ведома.

При необходимости перевода крановщиков с одного крана на другой того же типа, но другой модели или с другим приводом лицо, ответственное за содержание кранов в исправном состоянии, обязано ознакомить крановщика с особенностями устройства и обслуживания такого крана, а также проверить его практические навыки. Перевод крановщика или его помощника на кран с паровым приводом, если он не имеет удостоверения на обслуживание крана с таким приводом может быть произведен только в порядке предусмотренном Правилами.

Перевод крановщиков с кранов одного типа на краны другого типа (например с башенного на мостовой) допускается только после обучения и аттестации их в порядке, установленном Правилами.

2.3. Лицо, ответственное за содержание в исправном состоянии мостовых кранов, должно установить порядок, при котором крановщик может приступить к работе на кране только после получения ключа или марки на право управления краном, и следить за тем, чтобы при осмотре кранов слесарями, электромонтерами и другими лицами, они забирали у крановщика ключ или марку на период пребывания на кране.

2.4. Лицо, ответственное за содержание кранов в исправном состоянии, должно присутствовать при контрольных проверках (обследованиях) кранов, проводимых инспекторами органов Госнадзорохрантруда (далее – инспектор), и технических освидетельствованиях, проводимых лицами, осуществляющими надзор за грузоподъемными кранами.

2.5. Лицо, ответственное за содержание кранов в исправном состоянии, подготавливает краны к техническому освидетельствованию, при этом проверяется:

2.5.1. Состояние металлоконструкций и их сварных, заклепочных, болтовых соединений (отсутствие трещин, деформаций, утончений стенок вследствие коррозии или ослабления заклепочных и болтовых соединений и других дефектов), а также кабины, лестниц, площадок и ограждений.

2.5.2. Состояние крюка, деталей его подвески (износ и отсутствие трещин в зеве, в нарезной части и других метах).

2.5.3. Состояние канатов и элементов их крепления. Браковка стальных канатов производится согласно приложению № 10 Правил.

2.5.4. Состояние ходовых колес, элементов тормозов, барабанов, блоков, осей деталей их крепления, а также элементов подвески стрелы у стреловых кранов.

2.5.5. Состояние изоляции проводов и заземления электрического крана с определением сопротивления растекания тока.

2.5.6. Соответствие массы противовеса и балласта у стрелового крана значениям, указанным в его паспорте.

2.5.7. Состояние кранового пути и соответствие его требованиям Правил.

2.5.8. Фактическое расстояние между крюковой подвеской и упором при срабатывании концевого выключателя механизма подъема. Работы, предусмотренные пп. 2.5.1, 2.5.2, 2.5.5, 2.5.6 могут проводиться до технического освидетельствования. В этом случае результаты осмотров и проверок оформляются актом, подписанным лицом, производившим осмотр и проверку.

2.6. Лицо, ответственное за содержание кранов в исправном состоянии, может допустить в эксплуатацию вновь зарегистрированный кран или кран, смонтированный на новом месте работ, только после проведения технического освидетельствования его и наличия разрешения, записанного в паспорт крана, а также при наличии обученных крановщиков, стропальщиков (зацепщиков), прошедших в установленном порядке проверку знаний, лиц, ответственных за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами. В указанных случаях разрешение на работу кранов, подлежащих регистрации в органах Госнадзорохрантруда должно быть получено от инспектора, а для кранов нерегистрируемых – от лица, осуществляющего надзор за грузоподъемными кранами на предприятии.

2.7. Лицо, ответственное за содержание кранов в исправном состоянии, должно:

2.7.1. Установить порядок приема и сдачи смены крановщиками, выделить необходимое время крановщикам для осмотра крана и смазки механизмов.

2.7.2. Закрепить за кранами слесарей и электромонтеров для проведения осмотров и текущих ремонтов.

2.7.3. Разработать график периодических осмотров кранов и крановых путей.

2.7.4. Обеспечить проведение периодических осмотров кранов слесарями и электромонтерами в соответствии с графиком.

2.7.5. Обеспечить слесарей и электромонтеров журналом для записей результатов осмотров кранов (журнал периодических осмотров), а крановщиков – вахтенными журналами.

2.7.6. Следить за наличием на рабочих местах схем правильной обвязки и зацепки грузов. Такие схемы могут выдаваться крановщикам и стропальщикам.

2.7.7. Обеспечить на кране обозначения (или табличку с обозначениями) регистрационного номера, грузоподъемности и даты следующего испытания.

2.7.8. Контролировать обеспечение стропальщиков (зацепщиков) испытанными, исправными, маркированными съемными грузозахватными приспособлениями и исправной маркированной тарой.

2.7.9. Контролировать проведение осмотров и нивелировок крановых путей в соответствии с графиком и инструкцией по устройству и содержанию путей.

2.7.10. Не допускать без его разрешения перестановку тупиковых упоров, концевых выключателей и их линеек.

2.7.11. Производить проверку исправности действия ограничителя грузоподъемности или грузового момента башенных и стреловых самоходных кранов с записью в журнал периодических осмотров.

2.7.12. Обеспечивать краны приспособлениями для запирания дверей кабин и контролировать запирание их персоналом.

2.7.13. Обеспечивать запирание и опломбирование дверок защитных панелей.

2.7.14. Не допускать без своего разрешения установку в кабине башенного и других кранов, работающих на открытом воздухе, электрических и других отопительных приборов.

2.7.15. Направлять стреловые самоходные краны на участок производства работ только по заявке, в которой указываются: фамилия лица, ответственного за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами, фамилии стропальщиков и номера их удостоверений с указанием даты проверки знаний, напряжение линии электропередачи и расстояние места производства работ от линии при необходимости выполнения работ вблизи линии электропередачи. Указанные данные вписываются в путевой лист, а при необходимости работы вблизи линии электропередачи, — эти данные записываются в наряде-допуске. В путевом листе указывается, что кран находится в исправном состоянии.

2.7.16. Обеспечивать наличие на стреловых кранах предупредительных надписей («Не стой под стрелой в зоне ее возможного опускания», «Запрещается работа вблизи ЛЭП без наряда-допуска», «Берегись поворота крана»).

2.7.17. Производить осмотр кранов перед выпуском их из гаража и обеспечивать устранение выявленных неисправностей.

2.8. Лицо, ответственное за содержание кранов в исправном состоянии, контролирует выполнение установленного Правилами порядка допуска обслуживающего краны персонала и других рабочих на крановые пути для производства ремонтных и других работ только по наряду-допуску, определяющему условия безопасного производства работ.

2.9. При эксплуатации башенных, козловых и других кранов, работающих на строительстве, лицо, ответственное за содержание кранов в исправном состоянии, должно потребовать наличие на кранах или участке работ таблицы масс строительных деталей (грузов), схем способов безопасной строповки, обвязки и зацепки грузов и предупредительных надписей и плакатов.

2.10. Лицо, ответственное за содержание кранов в исправном состоянии,  не должно допускать к работе и обслуживанию кранов необученных крановщиков, их помощников, слесарей, электромонтеров и не допускать работу кранов при отсутствии обученных и аттестованных стропальщиков (зацепщиков) или лица, ответственного за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами.

2.11. Лицо, ответственное за содержание кранов в исправном состоянии, должно систематически проводить инструктаж слесарей и электромонтеров по вопросам правильного содержания кранов.

2.12. При инструктаже крановщиков, а также слесарей и электромонтеров, обслуживающих мостовые краны, необходимо обращать особое внимание на:

2.12.1. Выполнение установленного на данном предприятии порядка применения «марочной системы» обслуживания кранов.

2.12.2. Опасность выхода и хождения по крановым путям и посадки на кран не через посадочную площадку.

2.12.3. Недопустимость работы крана при неисправном ограничителе высоты подъема груза.

2.13 При инструктаже крановщика автомобильных, гусеничных и пневмоколесных кранов необходимо обращать особое внимание на:

2.13.1. Недопустимость установки кранов для работы ближе 30 м от линии электропередачи без наряда-допуска, определяющего условия безопасного выполнения работ.

2.13.2. Порядок установки крана на дополнительные опоры на уклонах, откосах, на краях траншей и котлованов.

2.13.3. Порядок проверки тормозов механизма подъема груза и изменения вылета стрелы и возможные их неисправности.

2.13.4. Опасность нахождения людей вблизи работающего крана из-за возможности зажатия между неповоротной и поворотной частями крана.

2.14. При инструктаже крановщиков стреловых кранов на железнодорожном ходу необходимо обращать особое внимание на:

2.14.1. Порядок установки кранов на железнодорожных путях в том числе на криволинейных участках и вблизи электрифицированных участков.

2.14.2. Недопустимость работы на неисправных путях.

2.15. При инструктаже крановщиков стреловых самоходных кранов всех типов (автомобильных, пневмоколесных, гусеничных, железнодорожных) обращать внимание на необходимость соблюдения расстояния между поворотной частью крана при любом его положении и габаритами приближения строений или штабелями грузов и другими предметами не менее 1 метра. Лицо, ответственное за содержание кранов в исправном состоянии, должно ознакомить крановщиков этих кранов с указаниями, содержащимися в инструкции завода-изготовителя о возможности совмещения операций при работе крана, а также опускании стрелы с грузом.

2.16. При инструктаже крановщиков башенных кранов необходимо обращать особое внимание на:

2.16.1. Недопустимость работы крана при неисправном ограничителе грузоподъемности (грузового момента) и ограничителе высоты подъема.

2.16.2. Необходимость соблюдения расстояния (не менее 700 мм) между выступающими элементами крана и штабелями грузов, относительно которых кран перемещается.

2.16.3. Недопустимость заклинивания контакторов как из-за неисправности электрических цепей, так и в других случаях (например, при падении напряжения в сети).

2.17. При инструктаже крановщиков магнитных и грейферных кранов необходимо обращать внимание их на недопустимость:

2.17.1. Нахождения людей в зоне производства работ.

2.17.2. Погрузки и разгрузки платформ, полувагонов, автомашин при нахождении в них людей.

2.17.3. Использование грейфера для подъема людей и производства работ, на которые он не рассчитан.

2.18. При инструктаже крановщиков кранов, работающих на открытом воздухе, необходимо обращать особое внимание на:

2.18.1. Необходимость запирания дверей кабины при окончании работ или отлучке с крана.

2.18.2. Недопустимость самовольной установки в кабинах кранов электронагревательных приборов.

2.18.3. Необходимость укрепления противоугонными устройствами за рельсы башенных, козловых и портальных  кранов, при окончании работы на них, при скорости ветра свыше указанного в паспорте крана, а также при приближении грозы.

2.19. Лицо, ответственное за содержание кранов в исправном состоянии,  проводя инструктаж крановщика, должно объяснить ему, в каких случаях при работе крана помимо стропальщика на месте производства работ кранами должен быть также сигнальщик.

2.20. При инструктаже персонала, обслуживающего кран, работа которого возможна только при получении наряда-допуска, лицо, ответственное за содержание кранов в исправном состоянии, обязано систематически объяснять персоналу случаи,  в которых необходимо получить наряд-допуск, его содержание, порядок оформления и значение его для обеспечения безопасности работ.

2.21. Лицо, ответственное за содержание кранов в исправном состоянии, не может оставлять без внимания установленные им случаи нарушения правил производства работ кранами и должно принимать меры к недопущению их в дальнейшем. В случае, если эти нарушения допускаются с ведома лица, ответственного за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами, оно должно приостановить работу крана и поставить об этом в известность руководство предприятия (организации), в подчинении которого находится это лицо.

2.22. При выявлении неисправностей крана, лицо, ответственное за содержание его в исправном состоянии, должно принимать меры к их устранению. В частности, не допускается работа крана до устранения:

2.22.1. Трещин в металлоконструкциях и механизмах крана.

2.22.2. Ослаблений в стыках металлоконструкций или деталей механизмов.

2.22.3. Неисправностей механизмов, недопустимых износов их деталей, канатов, крюков.

2.22.4. Неисправности или отсутствия устройств безопасности и сигнальных устройств (ограничителей, концевых выключателей, указателей и других)

По окончании срока работы, указанного в паспорте крана, он не допускается к работе без разрешения органов Госнадзорохрантруда и лица, осуществляющего надзор за кранами на данном предприятии в случаях, предусмотренных Правилами.

В тех случаях, когда кран останавливается органами Госнадзорохрантруда принудительно с наложением пломбы, она может быть снята только с разрешения этих органов, а сохранность ее с момента постановки до момента снятия возлагается на лицо, ответственное за содержание крана в исправном состоянии.

2.23. Вывод крана в ремонт должен производится лицом, ответственным за содержание крана в исправном состоянии, в соответствии с графиком ремонта. В случае необходимости досрочного проведения ремонта. он должен поставить об этом в известность руководство предприятия, цеха, участка. Дата и время вывода крана в ремонт и фамилия лица, ответственного за его проведение, указываются в распоряжении руководства предприятия, цеха, участка в наряде-допуске и вахтенном (сменном) журнале крановщика. На производство ремонта мостовых и консольных передвижных кранов выдается наряд-допуск. В наряде-допуске  должны быть указаны меры по обеспечению безопасных условий выполнения ремонтных работ. В частности должны быть указаны меры по предупреждению поражения ремонтного персонала током, падения с высоты, наезда работающих кранов на ремонтируемый, и по предупреждению выхода ремонтного персонала на крановые пути действующих кранов. Использование крана во время его ремонта не разрешается.

2.24. После ремонта или замены металлоконструкций кранов (стрелы, моста, портала, башни) лицо, ответственное за содержание их в исправном состоянии обеспечивает хранение документов, подтверждающих качество металла, электродов, сварки, применяемых при ремонте.

2.25. Ввод кранов в эксплуатацию после ремонта производится в порядке, предусмотренном Правилами. Дата и время ввода крана в эксплуатацию записывается в вахтенном журнале крановщиков лицом, ответственным за содержание кранов в исправном состоянии.

3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЦ, ОТВЕТСТВЕННЫХ

ЗА СОДЕРЖАНИЕ КРАНОВ В ИСПРАВНОМ СОСТОЯНИИ

3.1. Лицо, ответственное за содержание кранов в исправном состоянии, несет персональную ответственность за исполнение возложенных на него задач и осуществление им своих функций.

Наверх

  1. В соответствии с «Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» ответственность за обеспечение исправного состояния грузоподъемных кранов предприятия, цеха или участка возлагается приказом руководства организации (предприятия) на инженерно-технического работника соответствующей квалификации.
  2. Ответственность за обеспечение исправного состояния крана может быть возложена только на одно лицо.
  3. Лицом, ответственным за исправное состояние грузоподъемных кранов, назначают инженерно-технического работника, которому подчинен персонал, обслуживающий краны, после проверки его знаний «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» комиссией, вручения ему удостоверения и соответствующей инструкции. Крановщики и стропальщики могут быть в штате производственных бригад.
  4. Приказ о назначении лица, ответственного за исправное состояние кранов, издается их владельцем, т. е. организацией, на балансе которой находятся краны.
  5. Лицо, ответственное за исправное состояние кранов, должно знать устройство кранов, «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», «Типовую инструкцию для лиц, ответственных за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии», инструкции завода-изготовителя по монтажу и эксплуатации кранов, производственные инструкции для обслуживающего персонала и руководствоваться при работе содержащимися в них указаниями.
  6. Руководство организации, владеющей краном, обязано создать условия для выполнения ответственным лицом возложенных на него обязанностей и установить надзор за содержанием кранов в исправном состоянии и безопасной их эксплуатацией.
  7. Лицо, ответственное за исправное состояние грузоподъемных кранов, обязано обеспечить:
    1. содержание грузоподъемных кранов, съемных грузозахватных приспособлений и подкрановых путей в исправном состоянии путем проведения регулярных осмотров и ремонтов в установленные графиком сроки, систематического контроля за правильным ведением журнала, периодических осмотров и своевременного устранения выявленных неисправностей, а также регулярного личного осмотра грузоподъемных кранов, подкрановых путей, съемных грузозахватных приспособлений и тары;
    2. обслуживание и ремонт грузоподъемных кранов обученным и аттестованным персоналом, имеющим необходимые знания и достаточные навыки по выполнению возложенных на них работ, а также прошедших периодическую проверку (не реже чем через 12 месяцев) знаний и систематический инструктаж обслуживающего персонала;
    3. обслуживающий персонал производственными инструкциями и выполнение этим персоналом содержащихся в инструкциях указаний по обслуживанию кранов;
    4.  хранение паспортов и технической документации на грузоподъемные краны, съемные грузозахватные приспособления и тару, а также ведение журналов аттестации и периодической проверки знаний персонала.
  1. Лицо, ответственное за исправное состояние кранов, должно обеспечить обслуживание кранов персоналом, постоянно закрепленным за ними, и не допускать перехода крановщиков для работы с одного крана на другой без соответствующего разрешения. При необходимости перевода крановщика на другой кран того же типа, но другой модели или с другим приводом ответственный за исправное состояние кранов обязан ознакомить крановщика с особенностями устройства и обслуживания такого крана, обеспечить стажировку, а также проверить его практические навыки. Перевод крановщиков с крана одного типа на другой может быть допущен только после обучения и аттестации их в порядке, установленном соответствующими Правилами.
  2. Лицо, ответственное за исправное состояние мостовых кранов, должно установить порядок, при котором крановщик может приступить к работе на кране только после получения ключа или марки на право управления краном.
  3. Лицо, ответственное за исправное состояние крана, может допустить к эксплуатации вновь установленный кран или кран, смонтированный на новом месте работ, только после его технического освидетельствования и разрешения, записанного в паспорт крана, а также при наличии обученных крановщиков, стропальщиков и аттестованных лиц, ответственных за безопасное производство работ по перемещению краном грузов.
  4. Лицо, ответственное за исправное состояние крана, должно:
    1. установить порядок приемки и сдачи смены крановщиками, выделить необходимое время крановщикам для осмотра крана и смазки механизмов;
    2. закрепить за кранами слесарей и электромонтеров для осмотра и текущего ремонта;
    3. разработать график периодических осмотров кранов и подкрановых путей;
    4. обеспечить периодический осмотр кранов слесарями и электромонтерами в соответствии с графиком;
    5. обеспечить слесарей и электромонтеров журналом для записи результатов осмотра крана (журнал периодических осмотров), а крановщиков – вахтенными журналами;
    6. следить за наличием в кабине крана и на месте производства работ перечня грузов, перемещаемых краном с указанием их массы;
    7. обеспечить наличие на кране таблички с указанием регистрационного номера, грузоподъемности и даты следующего испытания, а также предупредительных надписей и плакатов;
    8. контролировать обеспечение стропальщиков исправными, испытанными, маркированными съемными грузозахватными приспособлениями и исправной маркированной тарой;
  1. Лицо, ответственное за исправное состояние кранов, не должно допускать к работе и обслуживанию кранов необученных крановщиков, их помощников, слесарей и электромонтеров и работу кранов при отсутствии обученных стропальщиков или лица, ответственного за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами;
  2. При выявлении неисправностей крана лицо, ответственное за исправное его состояние, должно принять меры по их устранению. Не допускается работа крана до устранения:
    1. трещин в металлоконструкциях и механизмах крана;
    2. ослаблений креплений в стыках металлоконструкции или деталей механизмов;
    3. неисправностей механизмов или при недопустимом износе их деталей, канатов и крюков;
    4. неисправностей ограничителя грузоподъемности, концевых выключателей механизмов подъема стрелы или груза, указателей грузоподъемности, сигнальных приборов.
  1. Ввод кранов в эксплуатацию после ремонта должен производиться в порядке, предусмотренном «Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов». Дату и время ввода в эксплуатацию записывает в вахтенный журнал крановщиков лицо, ответственное за исправное состояние крана.

                                                                              Утверждаю:

Директор «ООО__________»

_______________В.В.Иванов

«__»______________2013 г.

Инструкция для инженерно-технических работников, ответственных за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии.

Настоящая  инструкция разработана в соответствии с Правилами применения технических устройств на опасных производственных объектах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.98 N 1540, Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.99 N 263, Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382-00) , утвержденными Постановлением Госгортехнадзора России от 31.12.99 N 98, и устанавливает должностные обязанности инженерно — технических работников, ответственных за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии.

1. Общие положения

1.1. В соответствии с Правилами руководители организаций и индивидуальные предприниматели — владельцы грузоподъемных кранов назначают инженерно — технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии.

1.2. Ответственным за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии назначается инженерно — технический работник соответствующей квалификации, в подчинении у которого будет находиться персонал (кроме стропальщиков), обслуживающий грузоподъемный кран.

Функции инженерно — технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, должны быть изложены в Положении о производственном контроле на опасном производственном объекте организации.

1.3. Инженерно — технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, назначается после прохождения им проверки знаний Правил его должностной инструкции, производственных инструкций обслуживающего персонала (кроме стропальщиков), другой нормативной документации, касающейся его компетенции, комиссией с участием инспектора госгортехнадзора и выдачи ему соответствующего удостоверения и должностной инструкции. Периодическая проверка знаний ответственного за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии проводится не реже одного раза в 3 года комиссией с участием инспектора госгортехнадзора.

1.4. Номер и дата приказа о назначении инженерно — технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, а также его должность, фамилия, имя, отчество и подпись должны заноситься в паспорт крана до его регистрации в органах госгортехнадзора, а также каждый раз после назначения другого ответственного лица.

1.5. Если владелец не имеет соответствующих специалистов, то по согласованию с органом госгортехнадзора ответственность за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии может быть возложена на работника специализированной организации.

1.6. На время отпуска, командировки, болезни и в других случаях отсутствия инженерно — технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, исполнение его обязанностей должно быть возложено на другого работника в порядке, установленном Правилами.

1.7. Инженерно — технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, должен знать:

1) Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов;

2) Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей (для кранов с электроприводом);

3) настоящую Типовую инструкцию для инженерно — технических работников, ответственных за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, и должностную инструкцию;

4) требования руководств (инструкций) по эксплуатации грузоподъемных кранов, в частности периодичность технического обслуживания и ремонта узлов и механизмов, возможные повреждения металлоконструкций и способы их устранения, периодичность и способы проверки приборов безопасности, способы регулировки тормозов, перечень быстроизнашивающихся деталей и допуски на их износ, критерии предельного состояния кранов для отправки в капитальный ремонт;

5) типовые и производственные инструкции для обслуживающего персонала (крановщиков, слесарей, электромонтеров, наладчиков приборов безопасности);

6) Инструкцию по надзору за изготовлением, ремонтом и монтажом подъемных сооружений;

7) Методические указания по обследованию грузоподъемных кранов, отработавших нормативный срок службы;

8) информационные письма и другие указания органов госгортехнадзора по предупреждению аварий и несчастных случаев при эксплуатации грузоподъемных кранов;

9) устройство грузоподъемных кранов, приборов безопасности, крановых путей и съемных грузозахватных приспособлений;

10) порядок регистрации и снятия с учета грузоподъемных кранов, установки и пуска их в эксплуатацию;

11) порядок направления кранов для работы в другие области (округа) и передачи кранов в аренду другим организациям;

12) систему планово — предупредительного ремонта грузоподъемных кранов, порядок вывода их в ремонт и ввода в эксплуатацию после ремонта;

13) организацию и порядок проведения монтажа, ремонта, реконструкции и технического освидетельствования кранов, а также обследования грузоподъемных кранов, отработавших нормативный срок службы;

14) порядок оформления и выдачи нарядов — допусков в случаях, предусмотренных Правилами;

15) порядок применения марочной системы при работе мостовых кранов;

16) порядок выделения и направления стреловых кранов на объекты;

17) Положение о производственном контроле, организацию надзора и обслуживания грузоподъемных кранов на предприятии;

18) нормы браковки стальных канатов.

2. Обязанности

2.1. Инженерно — технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, обязан обеспечить:

1) содержание грузоподъемных кранов, съемных грузозахватных приспособлений, тары и крановых путей (если содержание последних не возложено на другие службы) в исправном состоянии путем проведения периодических осмотров, технических обслуживаний и ремонтов в установленные графиком сроки, систематического контроля за правильным ведением журнала периодических осмотров и своевременного устранения выявленных неисправностей, а также регулярного личного осмотра грузоподъемных кранов, крановых путей, съемных грузозахватных приспособлений и тары;

2) обслуживание и ремонт грузоподъемных кранов обученным и аттестованным персоналом, имеющим необходимые знания и достаточные навыки для выполнения возложенных на него обязанностей, а также проведение периодической проверки знаний и инструктажей обслуживающего персонала;

3) контроль за выполнением крановщиками и ремонтным персоналом требований производственных инструкций по обслуживанию грузоподъемных кранов;

4) своевременную подготовку грузоподъемных кранов к техническому освидетельствованию, а также подготовку к обследованию кранов, отработавших нормативный срок службы, результаты обследования (диагностирования) заносить в паспорт крана;

5) вывод в ремонт грузоподъемных кранов согласно графику. Сведения о ремонтах, вызывающих необходимость внеочередного полного технического освидетельствования крана, записать в его паспорт;

6) соблюдение марочной системы при эксплуатации мостовых кранов;

7) выполнение установленного порядка допуска обслуживающего персонала и других рабочих на крановые пути мостовых и передвижных консольных кранов для производства ремонтных и других работ;

8) хранение паспортов и технической документации на грузоподъемные краны, съемные грузозахватные приспособления и тару, а также ведение журнала периодической проверки знаний обслуживающего персонала;

9) выполнение предписаний органов госгортехнадзора, работника, ответственного за осуществление производственного контроля, и инженерно — технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов.

2.2. Инженерно — технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, допускает в эксплуатацию вновь установленный кран или кран, смонтированный на новом месте работ, только после проведенного его технического освидетельствования, наличия разрешения на эксплуатацию, записанного в паспорт крана, а также при наличии обученного обслуживающего и ремонтного персонала.

2.3. Инженерно — технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, обнаружив в процессе монтажа или эксплуатации недостатки в их конструкции или изготовлении, а также несоответствие крана требованиям Правил, обязан совместно со службой надзора подготовить предприятию — изготовителю рекламацию, копия которой направляется также органу госгортехнадзора, выдавшему разрешение на изготовление крана.

2.4. При монтаже, ремонте и реконструкции грузоподъемных кранов инженерно — технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, обязан строго соблюдать требования Правил и при этом не допускать выполнение указанных работ предприятиями, не имеющими разрешения (лицензии) органов госгортехнадзора на выполнение этих работ, а также без разработки проектов и технических условий.

2.5. Инженерно — технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, должен присутствовать при технических освидетельствованиях кранов, обследовании кранов, отработавших нормативный срок службы, а также при проверках кранов инспектором госгортехнадзора, работником, ответственным за осуществление производственного контроля, и инженерно — техническим работником по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов.

2.6. Инженерно — технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, должен подготовить кран к техническому освидетельствованию. При этом проверяются в работе его механизмы и электрооборудование, приборы безопасности, тормоза, ходовые колеса, аппараты управления, освещение, сигнализация. Если ответственному за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии поручалось проведение осмотра отдельных узлов и механизмов грузоподъемного крана до его полного технического освидетельствования, то при полном техническом освидетельствовании крана он должен проверить:

1) состояние металлоконструкций, сварных, болтовых, клепаных соединений (отсутствие трещин, деформаций, утонения стенок деталей вследствие коррозии, ослабления болтовых и клепаных соединений и других дефектов), а также состояние кабины, лестниц, площадок и ограждений;

2) состояние крюка, ходовых колес, блоков, барабанов, элементов тормозов. На металлургических предприятиях у грузоподъемных кранов, транспортирующих расплавленный металл и жидкий шлак, у механизмов подъема и кантовки ковша ревизия кованых и штампованных крюков должна производиться лабораторией этого предприятия по специальной инструкции с применением неразрушающего контроля. Заключение лаборатории должно храниться вместе с паспортом крана. При неразрушающем контроле должно быть проверено отсутствие трещин в нарезанной части кованого (штампованного) крюка, отсутствие трещин в нарезанной части вилки пластинчатого крюка и оси его соединения с вилкой или траверсой. Такая проверка должна проводиться не реже одного раза в 12 мес. Необходимость и периодичность проверки других деталей подвески устанавливаются владельцем крана;

3) состояние изоляции проводов и заземления электрического крана;

4) состояние канатов и их крепления;

5) соответствие массы противовеса и балласта у крана стрелового типа значениям, указанным в его паспорте;

6) результаты осмотров и проверок должны оформляться актом, подписанным инженерно — техническим работником, ответственным за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии. Работы, предусмотренные подпунктами 1 — 5, могут быть проведены отдельно, но не ранее чем за 10 дней до технического освидетельствования крана. Результаты осмотров и проверок должны оформляться актом, подписанным инженерно — техническим работником, ответственным за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии.

2.7. При замене изношенных грузовых, стреловых, вантовых, несущих и тяговых канатов инженерно — технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, должен:

1) произвести выбор каната в соответствии с паспортными данными;

2) произвести расчет каната;

3) проверить правильность запасовки и надежность крепления концов каната;

4) произвести обтяжку каната рабочим грузом;

5) занести сведения о выполненных работах в паспорт крана.

2.8. При осмотре приборов безопасности инженерно — технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, обязан проверить:

1) установку концевого выключателя механизма подъема. При этом зазор между грузозахватным органом после его остановки и упором должен составлять для грузоподъемных кранов не менее 200 мм, для электродеталей — не менее 50 мм;

2) установку концевого выключателя механизма передвижения. При этом отключение его двигателя должно происходить на расстоянии до упора, составляющем не менее половины пути торможения механизмов, а у башенных, портальных и козловых кранов и мостовых перегружателей — не менее полного пути торможения. При установке взаимных ограничителей хода механизмов передвижения мостовых и консольных передвижных кранов, работающих на одном пути, указанное расстояние может быть уменьшено до 500 мм. Путь торможения механизма указывается в паспорте крана;

3) действие ограничителя грузоподъемности контрольным грузом. При этом он должен автоматически отключать механизмы подъема груза и изменения вылета в случае подъема груза, масса которого превышает номинальную грузоподъемность стрелового крана более чем на 10% (для башенных кранов с грузовым моментом до 20 т.м и портальных кранов — более чем на 15%, для кранов мостового типа — более чем на 25%). Результаты проверки ограничителя должны быть отражены в журнале периодических осмотров грузоподъемных кранов;

4) правильность установки шкалы указателя грузоподъемности и вылета. При замене шкалы и ее градуировке замер вылета следует производить на горизонтальной площадке с грузом на крюке, соответствующим данному вылету, а нанесение отметки на шкале необходимо производить после снятия груза.

2.9. Если на инженерно — технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, возложены обязанности по содержанию кранового пути в исправном состоянии, то он обязан:

1) проверить соответствие кранового пути проекту и готовность пути к эксплуатации согласно акту;

2) произвести осмотр пути и обеспечить измерение сопротивления его заземления в соответствии с нормативной документацией;

3) обеспечить своевременное проведение инструментальной проверки (нивелировки) кранового пути согласно графику; допуски на размер колеи, прямолинейность и горизонтальность пути не должны превышать требований нормативных документов;

4) произвести своевременный ремонт кранового пути в соответствии с графиком и устранение неисправностей, выявляемых при осмотрах и нивелировке.

2.10. Если на инженерно — технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, возложены обязанности по содержанию в исправном состоянии грузозахватных приспособлений и тары, то он обязан проводить их периодические осмотры в сроки, установленные Правилами, а также их ремонт согласно нормативной документации.

2.11. Инженерно — технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, обязан обеспечить их обслуживание постоянно закрепленным персоналом и не допускать переход крановщиков для работы с одного крана на другой без его ведома.

При необходимости перевода крановщиков с одного крана на другой того же типа, но другой модели или с другим приводом он обязан ознакомить крановщика с особенностями устройства и обслуживания такого крана и обеспечить стажировку, а также проверить его практические навыки.

Перевод крановщиков с кранов одного типа на другой, например, с башенного на мостовой, может быть допущен только после обучения и аттестации их в порядке, установленном Правилами.

2.12. Инженерно — технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, должен установить такой порядок, чтобы лица, на которых возложены обязанности по обслуживанию грузоподъемных кранов (крановщики, их помощники, слесари, электромонтеры, наладчики приборов безопасности), вели наблюдение за порученным им оборудованием путем осмотра и проверки его работоспособности и поддерживали его в исправном состоянии. Крановщики должны производить осмотр грузоподъемных кранов перед началом работы, для чего им должно быть выделено соответствующее время. Результаты осмотра и проверки грузоподъемного крана должны записываться в вахтенный журнал.

Проверка ведения вахтенного журнала инженерно — техническим работником, ответственным за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, должна производиться не реже одного раза в месяц.

2.13. Инженерно — технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, должен систематически проводить инструктажи крановщиков, их помощников, операторов (машинистов), слесарей, электромонтеров по безопасному обслуживанию и ремонту кранов, разбирая допущенные ими нарушения, случаи травматизма и аварий.

2.14. При инструктаже крановщиков до начала работ должно быть обращено особое внимание их на:

1) наличие и исправность ограждений легкодоступных движущихся частей грузоподъемного крана, которые могут быть причиной несчастного случая (барабаны, валы, зубчатые передачи и т.п.), и неизолированных токоведущих частей электрооборудования (выключателей, контакторов, панелей, ящиков сопротивления, троллейных проводов и т.п.);

2) исправность действия устройств и приборов безопасности грузоподъемного крана (концевых выключателей, блокировок, ограничителя грузоподъемности и др.);

3) состояние тормозов, блоков, барабанов, канатов, крановых металлоконструкций;

4) соблюдение установленного порядка приема и сдачи смены;

5) строгое выполнение требований нарядов — допусков в случаях, предусмотренных Правилами;

6) выполнение установленного порядка по применению марочной системы при работе мостовых кранов;

7) опасность хождения по крановым путям мостовых кранов, посадки на кран не через посадочную площадку;

8) недопустимость использования грейфера для подъема людей и производства работ, на которые грейфер не рассчитан;

9) недопустимость погрузки и разгрузки платформ, полувагонов, автомашин при нахождении на них людей;

10) недопустимость перегрузки грузоподъемных кранов;

11) необходимость запирания дверей кабины по окончании работы или уходе с крана;

12) недопустимость самовольной установки в кабинах электронагревательных приборов;

13) недопустимость заклинивания контакторов защитных панелей грузоподъемных кранов;

14) необходимость закрепления всеми противоугонными захватами кранов, передвигающихся по рельсовым путям, по окончании их работы или в перерыве;

15) недопустимость установки стреловых кранов для работы под линией электропередачи, а также ближе 30 м от нее без наряда — допуска;

16) порядок установки стреловых кранов на дополнительные опоры на уклонах, откосах, на краю траншей и котлованов, вблизи строений, штабелей грузов и т.п.;

17) опасность нахождения людей под перемещаемым грузом и вблизи работающего крана;

18) необходимость строгого соблюдения стропальщиками способов строповки грузов и применения соответствующих характеру и массе грузов съемных грузозахватных приспособлений;

19) соблюдение указаний, содержащихся в инструкции предприятия — изготовителя, о возможности совмещения операций при работе крана и условиях опускания стрелы с грузом.

2.15. Инженерно — технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, должен:

1) обеспечить проведение ремонта мостовых и консольных передвижных кранов, выполнение работ с моста крана, при выходе персонала на крановые пути мостовых кранов, производство работ стреловыми кранами вблизи линий электропередачи только по нарядам — допускам;

2) установить порядок, при котором крановщик может приступить к работе на мостовом кране только после получения ключа — марки, и следить за тем, чтобы при осмотре кранов слесарями, электромонтерами и другими лицами они забирали у крановщика ключ — марку на период пребывания их на кране;

3) обеспечить крановщиков вахтенными журналами;

4) обеспечить наличие на кране таблички с указанием регистрационного номера, грузоподъемности и даты следующего испытания, а также предупредительных надписей и плакатов;

5) направлять стреловые краны на участок производства работ только по заявке, в которой должны быть указаны фамилии ответственного за безопасное производство работ кранами и стропальщиков, номера их удостоверений, вид работы, сведения о наличии линий электропередачи. Указанные данные должны быть внесены в путевой лист;

6) произвести осмотр автомобильных кранов перед выпуском их из гаража и обеспечить устранение обнаруженных неисправностей. В путевом листе должно быть указано, что кран находится в исправном состоянии;

7) после получения от заказчика сообщения об окончании работ кранами обеспечить их безопасное состояние в нерабочем положении. При этом электрические краны должны быть отсоединены от источника питания и приняты меры против угона кранов ветром;

8) обеспечить возможность считывания (получения) хранящейся в регистраторе параметров информации и обработки ее с использованием специальных технических средств в целях получения необходимых данных о параметрах работы крана, в том числе наработки в моточасах.

2.16. Инженерно — технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, не должен допускать их работу при:

1) наличии в крановых металлоконструкциях опасных дефектов (трещин, деформаций, утонения стенок и др.);

2) ослаблении креплений в соединениях металлоконструкций или деталей механизмов;

3) неисправности приборов и устройств безопасности;

4) неисправности механизмов и тормозов и недопустимом износе их деталей;

5) обнаружении недопустимых дефектов стальных канатов и их креплений и неисправности крюка и его подвески;

6) выявлении неисправностей кранового пути;

7) истечении срока технического освидетельствования или нормативного срока службы крана;

8) запрещении работы кранов инспектором госгортехнадзора или инженерно — техническим работником по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов. Когда кран остановлен принудительно с опломбированием, пломба может быть снята только с разрешения этих работников, а ответственность за сохранность ее с момента постановки до снятия возлагается на инженерно — технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии.

3. Права

3.1. Инженерно — технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, имеет право:

1) посещать в любое время участки, где работают краны, и проверять их техническое состояние и соблюдение персоналом производственных инструкций;

2) выводить краны из работы для проведения их технических обслуживаний, ремонтов, освидетельствований, специальных обследований и диагностирования;

3) отстранять от обслуживания кранов персонал, нарушающий производственные инструкции;

4) ставить вопрос перед руководством предприятия (владельцем) о наказании персонала за нарушение правил, инструкций при эксплуатации грузоподъемных кранов.

4. Ответственность

4.1. Инженерно — технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, несет ответственность в соответствии с действующим законодательством за:

1) допущенные им нарушения Правил и должностной инструкции независимо от того, привело это к аварии или несчастному случаю или нет;

2) выдачу им подчиненному персоналу указаний или распоряжений, принуждающих его нарушать производственные инструкции;

3) самовольное возобновление работ кранами, остановленными органами госгортехнадзора или инженерно — техническим работником по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов;

4) непринятие им мер по устранению нарушений правил и инструкций при эксплуатации грузоподъемных кранов.

Разработал ________________

Согласовано:

Инженер по охране труда __________________

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Uvedose 100 000 u i инструкция на русском
  • Тсд руководство пользователя
  • Ношпалгин инструкция по применению таблетки для чего
  • Дигидрокверцетин гринвей инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Астралюкс швейная машина инструкция по применению на русском