Инструкция по эвакуации людей при угрозе террористического акта в гостинице

30 сентября 2016

НАЦИОНАЛЬНЫЙ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ КОМИТЕТ

ОПЕРАТИВНЫЙ ШТАБ В ЯРОСЛАВСКОЙ  ОБЛАСТИ

МЕДОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

«О порядке действий персонала отеля (гостиницы)
при  возникновении угрозы или совершении

 террористического акта»

г. Ярославль — 2016

Содержание:

1. Общие положения ……………………………………………………..стр. 3.

2. Порядок действий сотрудников отеля (гостиницы) при возникновении угрозы или совершении  террорисического акта…… ………………………………………………………………….стр. 4.

I.Общие положения

Термины и определения:

1. Эвакуация —  вынужденный процесс движения людей из зоны, где имеется возможность воздействия на них опасных факторов.

2. Террористический акт — совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба, либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций, либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях (ст. 205 УК РФ).

3. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма — заведомо ложное сообщение о готовящихся взрывах, поджогах или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба, либо наступления иных общественно опасных последствий (ст. 207 УК РФ).

4. Самодельное взрывное устройство (далее — СВУ) —  это кустарно (самостоятельно) изготовленное и готовое к применению устройство, состоящее из взрывчатого вещества, в том числе изготовленное с использованием имитационных и пиротехнических средств, горючих составов, не имеющих ограничений со стороны разрешительной системы МВД (например, использование спичечной массы или паров бензина в качестве заряда взрывчатого вещества) и средств инициирования. К разряду СВУ также относится любое взрывное устройство промышленного или военного назначения, содержащее в себе элементы кустарного (самостоятельного) изготовления.

5. Паника —  результат, как индивидуального, так и массового приступа страха, приводящего к многочисленным проблемам, многие из которых, вполне могут закончиться совершенно нелепой смертью.

На любых объектах массового пребывания людей должен быть разработан план оповещения руководящего состава при чрезвычайных ситуациях. При этом персонал рабочей смены объекта должен иметь необходимую свободу принятия решений и действий. С этой целью приказом руководителя объекта должен быть определен список работников, которым предоставлено право объявления сигнала об эвакуации с территории объекта в случае угрозы террористического акта или иной экстренной ситуации. Указанные сотрудники не могут быть привлечены к ответственности за принятое решение об эвакуации в случае не подтверждения информации об обнаружении взрывных устройств.

Террористические акты, к сожалению, происходят часто в современном мире. Очень важно выработать правильное отношение к ним, понять их суть и правильно определить цели и средства для противодействия:

1. Террористический акт или угроза его совершения это жестокое преступление, которому нет и не может быть никаких оправданий.

2. Террористы, совершая террористические акты, всегда нацелены на максимальное количество жертв, в том числе среди мирного населения, и им нужен максимальный общественный резонанс в форме страха и волнений.

3. Террористы постоянно совершенствуют свою тактику. К примеру, участились случаи, когда на месте преступления закладывается не одно, а несколько взрывных устройств, одно из которых устанавливается в местах сбора людей при эвакуации. Это делается для увеличения числа жертв.

4. Основная цель (в рамках компетенции) всех служб отеля, спасательных и правоохранительных органов при возникновении террористической угрозы — ЗАЩИТА И СПАСЕНИЕ ЛЮДЕЙ.

II. Порядок действий сотрудников отеля (гостиницы) при  возникновении угрозы совершения или совершении террорисического акта 

Информация о террористической угрозе может быть получена из разных источников, к примеру:

1. Телефонный звонок с сообщением о заложенном взрывном устройстве.

2. Записка с угрозой совершения террористического акта.

3. Сообщение по электронной почте или через социальные сети о заложенном взрывном устройстве.

4. От сотрудников или посетителей организации, которые обнаружили подозрительный предмет.

На все эти сообщение необходимо правильно и максимально серьезно реагировать.

При телефонном звонке с угрозой о взрыве необходимо правильно записать полученную информацию. Обычно такие звонки происходят на общеизвестные (публичные) телефоны организации. Для того, чтобы правильно принять звонок оператор должен всегда иметь под рукой «Лист сообщения об угрозе террористического акта по телефону» и заполнить его при получении такого сообщения. Например:


Перечень вопросов звонящему:

— куда, кому, по какому телефону звонит этот человек?

— какие конкретные требования он (она) выдвигает?

— выдвигает требования он (она) лично, выступает в роли посредника или представляет какую-либо группу лиц?

— на каких условиях он (она) или они согласны отказаться от задуманного?

— как и когда с ним (с ней) можно связаться?

— кому вы можете или должны сообщить об этом звонке?

— когда может быть проведен взрыв?

— где заложено взрывное устройство?

— что оно из себя представляет?

— как оно выглядит внешне?

— есть ли еще где-нибудь взрывное устройство?

— для чего заложено взрывное устройство?

— каковы ваши требования?

— вы один или с вами есть еще кто-либо?

Следует понимать, что оператор, скорее всего, не сможет получить ответы на все вопросы, которые указаны в данном листе, но если ему удастся записать разговор преступника или услышать дополнительную информацию, которая представлена в нижней части опросного листа, то это сильно упростит дальнейшее расследование. В пункте № 6 Листа сообщения об акте терроризма необходимо указать телефонные номера полиции и ФСБ. Их можно получить на сайтах указанных ведомств.

Порядок действий оператора при принятии звонка с угрозой террористического акта: СОХРАНЯЙТЕ СПОКОЙСТВИЕ

 1. Незамедлительно сообщить на пост охраны по телефону, используя коды кризисных ситуаций (см. ниже по тексту).

2. Активировать (включить) запись телефонного разговора (если возможно).

3. Записать текст сообщения в «Лист сообщения об угрозе террористического акта» (возможность автоматической записи телефонного звонка не означает, что данное сообщение можно не записывать, так как чтобы прослушать данное сообщение требуется время, однако электронная запись сообщения поможет при дальнейшем расследовании). 

4. Указать дату, время сообщения.

5. Задать вопросы, указанные в вышеуказанном Листе и записать полученные ответы.

6. Заполненный лист отксерокопировать (если есть возможность). Оригинал передать охране (старшему смены), копию хранить при себе.

 7. В случае эвакуации отвечать на звонки гостей отеля (гостиницы) и подтверждать необходимость выхода из здания отеля (гостиницы) к точке сбора.

8. Покинуть рабочее место в случае угрозы жизни и здоровья или по команде старшего смены отеля (гостиницы).

Правила общения оператора:

1. Будьте спокойны, вежливы, внимательно выслушайте звонящего.

2. Не перебивайте и не угрожайте звонящему.

3. Говорите ровным, спокойным голосом.

4. Сдерживайте эмоции, даже если Вам будут угрожать и оскорблять. Позвольте звонящему закончить свое заявление.

5. Объясните, что в результате теракта могут погибнуть люди.

ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ ЗАПИСКИ С УГРОЗОЙ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА необходимо:

1. Немедленно доложить старшему смены охраны и передать ему записку.

2. Внимательно изучить особенности почерка и содержания: детский/недетский; наличие орфографических ошибок; манера изложения материала.

3. Сообщить руководству организации.

4. Сообщить в полицию и ФСБ.

ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ ПРИ ПОЛУЧЕНИИ ЭЛЕКТРОННОГО ПИСЬМА С УГРОЗОЙ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА

Сотрудник, который получил электронное письмо с угрозой, обязан:

1. Не удалять письмо!

2. Незамедлительно сообщить по телефону:  менеджеру по безопасности дежурному менеджеру.

3. Распечатать письмо.

4. По возможности распечатать служебные заголовки к письму.

5. Передать их на пост охраны в диспетчерской комнате.

6. Руководитель службы безопасности обязан сообщить о происшествии в полицию и/или ФСБ.

Часто террористические акты выполняются в форме закладки взрывного устройства. Обнаружить эти закладки чрезвычайно сложно, еще опаснее их исследовать на месте, что категорически запрещено делать всем, кроме специально обученных сотрудников правоохранительных органов. При обнаружении подозрительных предметов возможен только их визуальный осмотр безопасном расстоянии.

Признаки подозрительного предмета: 

Подозрительный предмет находится в непосредственной близости или прямо в зоне массового пребывания или движения людей.

У подозрительного предмета визуально различимы провода, антенны, изоляционная лента, поражающие элементы (металлические шарики, гайки, гвозди, контейнеры с легко воспламеняющимися — горючими жидкостями).

К корпусу подозрительного предмета прикреплены такие предметы, как рация, мобильный телефон.

К корпусу прикреплены растяжки из проволоки, веревки, нитки.

Присутствуют посторонние шумы.

Первичные действия персонала отеля при обнаружении подозрительного предмета:

1. Не подходите к предмету, не трогайте его и не сдвигайте его с места
(вы можете спровоцировать взрыв).

2. Отведите находящихся в непосредственной близости людей на безопасное расстояние под благовидным предлогом (к примеру, неисправность электропроводки или сплинклерных оросителей системы водяного пожаротушения). Важно не вызвать паники.

3. Незамедлительно позвоните на пост охраны по  проводному телефону и сообщите о подозрительном предмете, используя соответствующий код
(см. ниже). На объектах массового пребывания людей должна быть разработана система кодов для экстренных сообщений с целью не вызвать паники.

4. Сотрудники охраны обязаны сообщить в полицию по факту обнаружения подозрительного предмета и оповестить руководство компании.

5. Запомните и запишите время обнаружения подозрительного предмета.

6. НЕ ПОЛЬЗУЙТЕСЬ РАДИОСВЯЗЬЮ И МОБИЛЬНЫМИ ТЕЛЕФОНАМИ НА РАССТОЯНИИ МЕНЕЕ10 МЕТРОВОТ ПОДОЗРИТЕЛЬНОГО ПРЕДМЕТА.

7. При подготовке к эвакуации необходимо перекрыть доступ в зону, где был обнаружен подозрительный предмет, быстро спланировать и проверить маршруты эвакуации и проверить точку сбора на предмет дополнительных подозрительных предметов и машин.

Здесь нужно понимать, что у персонала отеля (гостиницы) или иной организации с массовым пребыванием людей, где был обнаружен подозрительный предмет:

1. Очень мало времени для эвакуации.

2. Нет специалистов — взрывотехников.

3. Никто не вправе дать указание на изучение подозрительного предмета! (Это работа специалистов органов внутренних дел).

Поэтому сотрудники отеля (гостиницы) не занимаются поиском и идентификацией бомбы, они проверяют маршруты эвакуации на отсутствие подозрительных предметов и выводят людей к точке сбора. Их основная задача — спастись вместе с остальными гостями и посетителями.

Также, взрывные устройства или сильно действующие ядовитые вещества могут быть обнаружены в посылках.

Общие признаки подозрительной посылки:

1. Самодельные упаковки (разрезанные или комбинированные коробки и пакеты) для посылок и бандеролей, а также, конверты для писем, позволяющие злоумышленнику компактно разместить и надежно спрятать элементы взрывного устройства.

2. Наличие выступающих проводов или проколов от них на упаковке (конверте), алюминиевой фольги, необычного запаха и видимых масляных пятен, которые чаще всего ассоциируются с пластиковой взрывчаткой.

3. Письма могут быть жесткими на ощупь и казаться неровными, иметь неравномерные утолщения по плоскости конверта, значительный для его размера вес (свыше15 г) и толщину (более 2-3 мм), тщательную заделку конвертов (заклейка липкой лентой, дополнительным клеем).

4. Посылки и бандероли упакованы непрофессионально, с использованием легко доступных клеящих лент (скотч, электроизоляционная лента) или прочного шпагата для укрепления упаковки. Они могут иметь необычную форму, мягкие на ощупь места или выпуклости, быть необычно тяжелыми для их размеров.

 5. Вес и форма взрывчатого (воспламеняющего) вещества могут сделать конверт или упаковку неравномерно заполненными, сместив его основной вес (центр тяжести) на одну сторону.

Особенности в оформлении почтовых отправлений, содержащих взрывные устройства:

1. Наличие надписи-указания типа «Лично», «Вскрывать здесь», «Конфиденциально» и т.п.

2. Отсутствие обратного адреса отправителя, а при его наличии — несовпадение с местом отправки (календарным штемпелем) или же наличие несуществующего календарного штемпеля.

3. Надписи на почтовых отправлениях написаны печатными буквами от руки или могут быть сделаны на изготовленных кустарным способом наклеек или из вырезанных и наклеенных букв.

4. Наличие избыточного количества наклеенных почтовых марок, чтобы компенсировать возможный избыточный вес почтового отправления и тем самым не привлекать внимания почтовых работников.

Особенности  содержания  (вложения)  почтовых отправлений, подозрительных на наличие в них взрывных устройств:

1. В письмах: наличие свободно перемещающихся предметов, порошкообразных или сыпучих веществ, которые выявляются при осторожном переворачивании почтового отправления. Присутствие металлических предметов, проводов, а также вложений по форме и размерам напоминающих спичку, не большой цилиндр или диск, которые могут являться элементами взрывного устройства.

2. В посылках и бандеролях: наличие свободно перемещающихся предметов, сыпучих веществ или переливающейся жидкости, которые выявляются при осторожном переворачивании почтового отправления. Наличие тикающего или иного звука внутри почтового отправления. Присутствие металлических предметов, проводов и иных изделий и электрических схем, напоминающих элементы взрывных устройств, которые видны при просмотре почтового отправления на свет.

Если подозрительный конверт был вскрыт:

1. Не вдыхать находящееся в нем вещество (порошок).

2. Не прикасаться к нему и не пробовать его на вкус.

3. Оставить подозрительный конверт (посылку) и ВСЕМ покинуть помещение, плотно закрыв дверь.

4. Сообщить на пост охраны.

5. До приезда соответствующих специалистов и осмотра ими помещений не прикасаться к остальным письмам и посылкам, поступившим в вашу организацию.

В случае обнаружения пострадавшего, рядом с которым находится конверт необходимо:

— соблюдать меры личной безопасности;

— эвакуировать его из помещения;

— плотно закрыть дверь в помещение, где находится подозрительный конверт (посылка);

— сообщить на пост охраны;

— вызвать экстренные службы (скорую помощь, полицию, ФСБ).

Меры личной безопасности: 

— не прикасаться к пострадавшему без защитного халата с капюшоном, перчаток и респиратора;

— не прикасаться к конверту (посылке);

— не прикасаться к предметам, за которые мог держаться потерпевший (категорически запрещается прикасаться к телефонным аппаратам в помещении, где был обнаружен потерпевший);

— при первых признаках ухудшения самочувствия незамедлительно покинуть опасную зону;

— отключить вентиляцию в помещении, где был обнаружен потерпевший.

К наиболее вероятным зонам установки взрывных устройств в отелях (гостиницах) следует отнести следующие зоны:

1. Зона центрального входа в отель (гостиницу).

2. Парковка.

3. Зона лобби: бар, стойка приема и размещения гостей.

4. Центральные гостевые лестницы.

5. Комната хранения багажа.

6. Лифтовые холлы.

7. Конференц — залы.

8. Ресторан.

9. Зоны пляжного отдыха и бассейн, если они есть и являются открытыми для свободного доступа.

Примерные зоны поражения при использовании взрывных устройств:

В последние годы одним из наиболее распространенных способов совершения террористических актов стал самоподрыв террористов-смертников, которые под видом обычных посетителей (гостей) проникают в наиболее людные места и приводят в действие находящиеся при них взрывные устройства. Как правило, взрывные устройства могут находиться под одеждой, в ручной клади или багаже. С учетом изложенного, в отелях (гостиницах) должен быть организован контроль за прибывающими (входящими) лицами, с целью выявления террористов-смертников, при этом персонал объекта должен знать типичные особенности поведения и психологического состояния указанной категории лиц.

Признаки, характеризующие внешний вид террориста- смертника:

1. В целях маскировки взрывного устройства (ВУ), закрепленного на теле, обычно используется неестественно свободная одежда, в результате чего возникают визуальные диспропорции между размерами головы и тела.

2. Одежда, явно не соответствующая погоде (например, пальто в жаркий день).

3. Пуговицы (молнии) курток, плащей или пальто, наглухо застегнуты.

4. У одежды нет ярких, заметных деталей.

5. Зачастую, среди элементов одежды (брюки, платок, пиджак и т.п.) присутствует белый цвет, который в соответствии с мусульманскими традициями свидетельствует о том, что человек идет на «Самопожертвование».

 6. Попытки изменения внешности, в том числе с помощью грима, накладных усов, париков, повязок, частая, немотивированная смена верхней одежды, приобретение необходимых аксессуаров для изменения внешности.

Признаки, характеризующие психологическое состояние террориста- смертника:

К видимым признакам относятся:

— отрешенный, неподвижный взгляд;

— поверхностное дыхание;

— напряжение лицевых мышц;

— отсутствие реакции на окружающих.

Если смертник находится в состоянии гипнотического транса, то внешние признаки, по мнению специалистов, будут другими:

— неадекватное поведение;

— расширенные зрачки;

— неподвижный взгляд;

— замедление рефлексов мигания и сглатывания;

— расплывчатые черты лица из-за снижения мышечного тонуса.

Со стороны террорист будет напоминать человека, который спит наяву.

Как было обозначено выше для передачи экстренных сообщений лучше всего использовать коды. К примеру:

Наименование чрезвычайной ситуации

КОД

Пожар

01

Захват заложников

20

Обнаружен подозрительный предмет

30

Подозрительный предмет не обнаружен

35

Эвакуация

40

Если на объекте предусмотрена система оповещения персонала, то для подготовки эвакуации можно использовать кодированное сообщение: «Администрация просит сверить время».

Лучше всего разработать и использовать свои собственные кодированные сообщения. Основная их цельпредотвратить панику и мобилизовать сотрудников для эвакуации гостей и посетителей объекта. После введения кода «сверка времени» и завершения подготовки к эвакуации (проверки эвакуационных маршрутов, точки сбора и территории, прилегающей к объекту, определения порядка и последовательности эвакуации) для начала массовой эвакуации необходимо  использовать громкую связь и/или сигнал пожарной тревоги. При этом необходимо озвучить порядок, последовательность и пути  вывода граждан. Все сотрудники должны сохранять спокойствие и уверенность, вежливо помогая посетителям и гостям эвакуироваться из здания в безопасное место (точку сбора).

Алгоритм действий каждого сотрудника при организации эвакуации разрабатывается исходя из специфики работы отеля (гостиницы) или иного объекта массового пребывания людей индивидуально и количества дежурного персонала. На каждом этаже должны быть назначены лица, ответственные за осуществление оповещения граждан и проведение эвакуационных мероприятий. Следует отметить, что наибольшая нагрузка ложится на плечи дежурных служб, в том числе и сотрудников охраны. Их количество должно быть достаточным для организации эвакуации, в том числе с учетом такого риска как угроза террористического акта.

При возникновении чрезвычайных ситуаций незамедлительно создается группа по взаимодействию с гостями. Данная группа (не менее 3-х человек) назначается дежурным менеджером из числа наиболее подготовленных сотрудников отеля (гостиницы).

Основные задачи группы:

1. Пересчитать эвакуированных гостей отеля (гостиницы) согласно полученным спискам.

2. Оказать первую помощь пострадавшим.

3. До прибытия специалистов оказать психологическую помощь нуждающимся.

4. Не допускать никого обратно в отель до получения разрешения от сотрудников полиции.

5. Регистрировать заявления гостей о фактах оставления документов и ценных предметов в отеле (гостинице).

6. Незамедлительно сообщать дежурному менеджеру о гостях, которые по различным причинам отказались покинуть отель (гостиницу) в момент эвакуации.

7. Обеспечить посадку и регистрацию эвакуированных гостей в автобусы в случае необходимости их транспортировки в другой отель (гостиницу). Передать списки дежурному менеджеру.

8. Докладывать всю полученную информацию дежурному менеджеру (иному назначенному лицу).

ПРИ ЗАХВАТЕ ЗАЛОЖНИКОВ ТЕРОРИСТАМИ.

Предупредительные меры (меры профилактики)

Захват всегда происходит неожиданно. Вместе с тем, выполнение мер предупредительного характера (ужесточение пропускного режима при входе и въезде на территорию, установка систем сигнализации, аудио- и видеозаписи, проведение более тщательного подбора и проверки кадров, организация и проведение совместно с сотрудниками правоохранительных органов инструктажей и практических занятий по действиям при чрезвычайных происшествиях) поможет снизить вероятность захвата людей на объекте.

Действия персонала при захвате заложников:

— немедленно сообщить о происшествии в правоохранительные органы:

1. УМВД России по Ярославской области — 72-88-11, 02, 102 (мобильная связь).

2. УФСБ России по Ярославской области — 20-00-30, 20-00-40.

— используя систему оповещения передать кодированное сообщение персоналу с указанием № сектора (места происшествия), перевести систему видеонаблюдения объекта в режим записи;

— с целью исключения захвата, надежно заблокировать вход в комнату, из которой осуществляется мониторинг системы видеонаблюдения (комната охраны, серверная);

— обеспечить скрытную эвакуацию персонала и гостей, оказавшихся вне места захвата заложников (опасной зоны);

— по телефону предупредить работников (гостей), находящихся в кабинетах (номерах) в опасной зоне (непосредственной близости от места захвата заложников), и не имеющих возможности скрытно, без риска для жизни и здоровья их покинуть, о необходимости с использованием подручных средств (мебели) надежно заблокировать изнутри входные двери в кабинет (номер) и укрыться в безопасном месте (подальше от дверей и окон), соблюдать спокойствие, тишину и не демонстрировать признаков своего присутствия;

— прекратить доступ на объект людей и проезд автотранспорта;

— по своей инициативе в переговоры с террористами не вступать;

— при необходимости выполнять требования захватчиков, если это не связано с причинением ущерба жизни и здоровью людей, не противоречить террористам, не рисковать жизнью окружающих и своей собственной;

— не провоцировать действия, могущие повлечь за собой применение террористами оружия;

— обеспечить беспрепятственный проезд (проход) к месту происшествия сотрудников соответствующих органов силовых структур;

— по прибытии спецподразделений ФСБ России и МВД России предоставить им всю необходимую информацию: схемы объекта, поэтажные планы, расположение систем видеонаблюдения, вентиляции, электроснабжения и др.;

Для отработки действий в чрезвычайных ситуациях террористического характера необходимо периодически проводить практические тренировки с персоналом объекта.

При обучении персонала следует обращать их внимание на следующие рекомендации специалистов:

— любой человек по стечению обстоятельств может оказаться заложником у террористов и бандитов, при этом жизнь заложников становиться предметом торга: политического или корыстного;

 — постараться избежать попадания в их число, немедленно покинуть опасную зону или спрятаться;

 — спрятавшись, дождаться ухода террористов, при первой возможности покинуть убежище и удалиться;

 — исключением являются ситуации, когда кто-либо из потенциальных заложников оказался в поле зрения террористов или при высокой вероятности встречи с ними.

Оказавшись в заложниках, следует придерживаться следующих правил:

— необходимо стойко и сдержанно переносить лишения и оскорбления террористов, не смотреть в глаза преступникам, не вести себя вызывающе;

— не допускать действий, которые могут спровоцировать преступников к применению физической силы или оружия;

— выполнять требования преступников, не противоречить им, не допускать истерик и паники;

— спрашивать разрешение у захватчиков на совершение любых действий: сесть, встать, попить, сходить в туалет и др;

— при ранении, постараться самостоятельно оказать себе первую помощь;

— при наличии возможности, пользуясь любым доступным способом связи, без риска для жизни, проявляя осторожность, попытаться сообщить о произошедшем в правоохранительные органы, подразделение безопасности или службу охраны объекта, родственникам или знакомым.

При проведении сотрудниками спецподразделений операции по освобождению заложников необходимо соблюдать следующие требования:

— лечь на пол лицом вниз, по возможности прижавшись к стене, голову закрыть руками и не двигаться;

— ни в коем случае не бежать навстречу сотрудникам спецслужб или от них, так как они могут принять бегущего за преступника;

— если есть возможность, необходимо держаться подальше от проёмов дверей и окон;

— не возмущаться, если при штурме и захвате с пострадавшим могут поначалу (до установления личности) поступить несколько некорректно, как с вероятным преступником, освобожденного заложника могут обыскать, заковать в наручники, связать, нанести эмоциональную или физическую травму, подвергнуть допросу, необходимо к этому отнестись с пониманием, т.к. в подобных ситуациях такие действия штурмующих (до окончательной идентификации всех лиц и выявления истинных преступников) оправданы;

— необходимо постараться фиксировать в памяти все события, которые сопровождают захват, эта информация будет очень важна для правоохранительных органов;

— главное — не паниковать, даже если бандиты перестали себя контролировать.

Телефоны оперативных служб:

— УМВД России по Ярославской области — 72-88-11, 02, 102 (мобильная связь);

— УФСБ России по Ярославской области — 20-00-30, 20-00-40;

— ГУ МЧС России по Ярославской области (единая служба спасения) — 01, 112 (мобильная связь);

— скорая медицинская помощь — 03, 112 (мобильная связь).

Дата создания: 30-09-2016
Дата последнего изменения: 30-09-2016


ИНСТРУКЦИЯ ПО ДЕЙСТВИЯМ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРИ УГРОЗЕ
ИЛИ ПРОВЕДЕНИИ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА

А. При обнаружении предмета, похожего на взрывное устройство

а) Предупредительные меры (меры профилактики):
— ужесточить режим пропуска на территорию учреждения (в том числе путем установки систем аудио – видеонаблюдения и сигнализации);
— ежедневно осуществлять обход и осмотр территории и помещений с целью обнаружения подозрительных предметов;
— тщательно проверять поступающее имущество, товары, оборудование по количеству предметов, состоянию упаковки и т. д.;
— проводить тщательный подбор сотрудников, особенно в подразделения охраны и безопасности, обслуживающего персонала (дежурных, ремонтников, уборщиков и др.);
— разработать план эвакуации персонала и пострадавших;
— подготовить средства оповещения;
— определить (уточнить) задачи местной охраны, ВОХРа или службы безопасности учреждения при эвакуации;
— четко определить функции администрации при сдаче помещений (территории) в аренду другим организациям на проверку состояния сдаваемых помещений и номенклатуры складируемых товаров по усмотрению администрации учреждения;
— организовать подготовку сотрудников учреждений совместно с правоохранительными органами, путем практических занятий по действиям в условиях проявления терроризма;
— организовать места парковки автомобилей не ближе 50 м от мест скопления людей;
— подготовить необходимое количество планов осмотра объекта, в которых указать пожароопасные места, порядок и сроки контрольных проверок мест временного складирования, контейнеров-мусоросборников, урн и т.п.;
— освободить от лишних предметов служебные помещения, где расположены технические установки;
— обеспечить регулярное удаление из здания отходов, освободить территорию от строительных лесов и металлического мусора,
— контейнеры-мусоросборники по возможности установить за пределами зданий объекта;
— довести до всего персонала учреждения номера телефонов, по которым необходимо поставить в известность определенные органы при обнаружении подозрительных предметов или признаков угрозы проведения террористического акта.

б)  Действия при обнаружении предмета, похожего на взрывное устройство (ВУ)

Признаки, которые могут указывать на наличие ВУ:

— наличие на обнаруженном предмете проводов, веревок, изоленты;
— подозрительные звуки, щелчки, тиканье часов, издаваемые предметом;
— от предмета исходит характерный запах миндаля или другой необычный запах.

Причины, служащие поводом для опасения:

— нахождение подозрительных лиц до обнаружения этого предмета;
— угрозы лично, по телефону или в почтовых отправлениях.

Действия:

1. Не трогать, не подходить, не передвигать обнаруженный подозрительный предмет! Не курить, воздержаться от использования средств радиосвязи, в том числе и мобильных, вблизи данного предмета.
Немедленно сообщить об обнаружении подозрительно предмета в правоохранительные органы по указанным телефонам.
2. Зафиксировать время и место обнаружения.
3. Освободить от людей опасную зону в радиусе не менее 100 м.
4. По возможности обеспечить охрану подозрительного предмета и опасной зоны.
5. Необходимо обеспечить (помочь обеспечить) организованную эвакуацию людей с территории, прилегающей к опасной зоне.
6. Дождаться прибытия представителей правоохранительных органов, указать место расположения подозрительного предмета, время и обстоятельства обнаружения.
7. Далее действовать по указанию представителей правоохранительных органов.
8. Не сообщать об угрозе взрыва никому, кроме тех, кому необходимо знать о случившемся, чтобы не создавать панику.
9. Выделить необходимое количество персонала для осуществления осмотра учреждения и проинструктировать его о правилах поведения (на что обращать внимание и как действовать при обнаружении опасных предметов или опасностей).
10. Проинструктировать персонал учреждения о том, что разрешается принимать на хранение от посторонних лиц какие-либо предметы и вещи.
11. Быть готовым описать внешний вид предмета, похожего на взрывное устройство.

Предмет может иметь любой вид: сумка, сверток, пакет и т.п., находящиеся бесхозно в месте возможного присутствия большого количества людей, вблизи взрыво- и пожароопасных мест, расположения различного рода коммуникаций. Также по своему внешнему виду он может быть похож на взрывное устройство (гранату, мину, снаряд и т. п.); могут торчать проводки, веревочки, изолента скотч; возможно тиканье часового механизма, механическое жужжание, другие звуки; иметь запах миндаля или другой незнакомый запах.

При охране подозрительного предмета находиться, по возможности, за предметами, обеспечивающими защиту (угол здания, колонна, толстое дерево, автомашина и т. д.), и вести наблюдение.

Б. При поступлении угрозы террористического акта по телефону

а) Предупредительные меры (меры профилактики):

— инструктировать персонал о порядке приема телефонных сообщений с угрозами террористического акта.

После сообщения по телефону об угрозе взрыва, о наличии взрывного устройства не вдаваться в панику. Быть выдержанными и вежливыми, не прерывать говорящего. При наличии магнитофона надо поднести его к телефону, записать разговор, Постараться сразу дать знать об этой угрозе своему коллеге, по возможности одновременно с разговором он должен по другому аппарату сообщить оперативному дежурному полиции и дежурному по отделу ФСБ о поступившей угрозе и номер телефона, по которому позвонил предполагаемый террорист.

При поступлении угрозы по телефону необходимо действовать в соответствии с «Порядком приема телефонного сообщения с угрозами террористического характера» (приложение 2);

— своевременно оснащать телефоны организации устройствами АОН и звукозаписью телефонного сообщения.

б) Действия при получении телефонного сообщения:

— реагировать на каждый поступивший телефонный звонок;
— сообщить в правоохранительные органы о поступившем телефонном звонке;
— при необходимости эвакуировать посетителей и работников согласно плану эвакуации;
— обеспечить беспрепятственную работу оперативно-следственной группы, кинологов и т. д.;
— обеспечить немедленную передачу полученной по телефону информации в правоохранительные органы и руководителю организации.

Примерная форма действий при принятии сообщения об угрозе взрыва

Будьте спокойны, вежливы, не прерывайте говорящего. Включите магнитофон (если он подключен к телефону). Сошлитесь на некачественную работу аппарата, чтобы полностью записать разговор.

Не вешайте телефонную трубку по окончании разговора.

Примерные вопросы:

  1. Когда может быть проведен взрыв?
  2. Где заложено взрывное устройство?
  3. Что оно из себя представляет?
  4. Как оно выглядит внешне?
  5. Есть ли еще где-нибудь взрывное устройство?
  6. Для чего заложено взрывное устройство?
  7. Каковы ваши требования?
  8. Вы один или с вами есть еще кто-либо?

В. При поступлении угрозы террористического акта в письменном виде

Угрозы в письменной форме могут поступить в учреждение, как по почтовому каналу, так и в результате обнаружения различного рода анонимных материалов (записки, надписи, информация, записанная на дискете, и др.).

а) Предупредительные меры (меры профилактики):

— тщательный просмотр в экспедиции и секретариате (секретарями) всей поступающей письменной продукции, прослушивание магнитных лент, просмотр дискет;
— особое внимание необходимо обращать на бандероли, посылки, крупные упаковки, футляры-упаковки и т. п., в том числе и рекламные проспекты.

Цель проверки — не пропустить возможное сообщение об угрозе террористического акта.

Г. При захвате террористами заложников

а)  Предупредительные меры (меры профилактики)

Данные меры носят общий характер и направлены на повышение бдительности строгий режим пропуска, установление систем наблюдения и сигнализации различного назначения.

Кроме этого, персонал учреждения должен быть проинструктирован и обучен действиям в подобных ситуациях. Все это поможет в какой то степени снизить вероятность захвата заложников на территории и в расположении учреждения.

б)  Действия при захвате заложников:

— о случившемся немедленно сообщить в нужную инстанцию и руководителю органа управления по указанным телефонам;
— по своей инициативе в переговоры с террористами не вступать;
— при необходимости выполнять требования захватчиков, если это не связано с причинением ущерба жизни и здоровью людей, не противоречить террористам, не рисковать жизнью окружающих и своей собственной;
— не провоцировать действия, могущие повлечь за собой применение террористами оружия;
— обеспечить беспрепятственный проезд (проход) к месту происшествия сотрудников соответствующих органов силовых структур;
— с прибытием бойцов спецподразделений ФСБ и МВД подробно ответить на вопросы их командиров и обеспечить их работу.

Для обеспечения привития знаний и навыков сотрудникам учреждений по вопросам профилактики и действиям в условиях угрозы проведения террористических актов с учетом особенностей размещения, территории и характере деятельности учреждения руководителем учреждения совместно с местными органами ФСБ и МВД разрабатываются Инструкции, План действий… по обеспечению безопасности сотрудников учреждения.

Приложение 1

Рекомендуемые зоны эвакуации и оцепления при обнаружении взрывного устройства или предмета,
похожего на взрывное устройство

Граната РГД-5

не менее 50 м

Граната Ф-1

не менее 200 м

Тротиловая шашка массой 200 г

45 м

Тротиловая шашка массой 400 г

55 м

Пивная банка 0,33 л

60 м

Мина МОН-50

85 м

Чемодан (кейс)

230 м

Дорожный чемодан

350 м

Автомобиль типа «Жигули»

460 м

Автомобиль типа «Волга»

580 м

Микроавтобус

920 м

Г рузовая автомашина (фургон)

1240м

Приложение 2

О порядке приема сообщений, содержащих сведения террористического характера, по телефону

Правоохранительным органам значительно помогут для предотвращения совершения преступлений и розыска преступников следующие ваши действия.

Постарайтесь дословно запомнить разговор и зафиксировать его на бумаге.

По ходу разговора отметьте пол, возраста звонившего и особенности его (ее) речи:

— голос: громкий (тихий), низкий (высокий);
— темп речи: быстрая (медленная);
— произношение: отчетливое, искаженное, с заиканием, шепелявое, с акцентом или диалектом;
— манера речи: развязная, с издевкой, с нецензурными выражениями.

Обязательно отметьте звуковой фон (шум автомашин или железнодорожного транспорта, звуки теле – или радиоаппаратуры, голоса, другое).

Отметьте характер звонка (городской или междугородный).

Обязательно зафиксируйте точное время начала разговора и его продолжительность.

В любом случае постарайтесь в ходе разговора получить ответы на следующие вопросы:

— куда, кому, по какому телефону звонит этот человек?
— какие конкретные требования он (она) выдвигает?
— выдвигает требования он (она) лично, выступает в роли посредника или представляет какую-либо группу лиц?
— на каких условиях он (она) или они согласны отказаться от задуманного?
— как и когда с ним (с ней) можно связаться?
— кому вы можете или должны сообщить об этом звонке?

Постарайтесь добиться от звонящего максимально возможного промежутка времени для принятия вами и вашим руководством решений или совершения каких-либо действий.

Если возможно, еще в процессе разговора сообщите о нем руководству объекта, если нет – немедленно по его окончании.

Не распространяйтесь о факте разговора и его содержании. Максимально ограничьте число людей, владеющих полученной информацией.

При наличии автоматического определителя номера (АОН) запишите определившийся номер телефона в тетрадь, что позволит избежать его случайной утраты.

При использовании звукозаписывающей аппаратуры сразу же извлеките кассету (мини-диск) с записью разговора и примите меры к ее сохранности. Обязательно установите на ее место другую.

Приложение 3

Правила обращения с анонимными материалами, содержащими угрозы террористического характера

При получении анонимного материала, содержащего угрозы террористического характера, обращайтесь с ним максимально осторожно, уберите его в чистый плотно закрываемый полиэтиленовый пакет и поместите в отдельную жесткую папку.

Постарайтесь не оставлять на нем отпечатков своих пальцев.

Сохраняйте все: сам документ с текстом, любые вложения, конверт и упаковку ничего не выбрасывайте.

Не расширяйте круг лиц, знакомившихся с содержанием документа.

Анонимные материалы направьте в правоохранительные органы с сопроводительным письмом, в котором должны быть указаны конкретные признаки анонимных материалов (вид, количество, каким способом и на чем исполнены, с каких слов начинается и какими заканчивается текст, наличие подписи и т. п.), а также обстоятельства, связанные с их распространением, обнаружением или получением.

Анонимные материалы не должны сшиваться, склеиваться, на них не разрешаться делать подписи, подчеркивать или обводить отдельные места в тексте, писать резолюции и указания, также запрещается их мять и сгибать.

При исполнении резолюции и других надписей на сопроводительных документах не должно оставаться давленных следов на анонимных материалах.

Регистрационный штамп проставляется только на сопроводительных письмах организации и заявлениях граждан, передавших анонимные материалы в инстанции.


Главная


Актуальные темы


Как обеспечить антитеррористическую защищенность гостиниц и иных средств размещения

Обеспечение антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения (независимо от форм собственности и организационно-правовой формы) является обязанностью собственников или владельцев данных объектов, направленной на безопасную работу объектов, сведение к минимуму вероятности совершения в отношении данных объектов террористических актов и минимизацию их последствий.

Гостиница — средство размещения, в котором предоставляются гостиничные услуги и которое относится к одному из видов гостиниц, предусмотренных положением о классификации гостиниц.

Средство размещения — имущественный комплекс, включающий в себя здание или часть здания, помещения, оборудование и иное имущество и используемый для временного размещения и обеспечения временного проживания физических лиц.

(ст. 1 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»)[1]

Правовые акты, регламентирующие вопрос обеспечения антитеррористической безопасности гостиниц:

  1. Федеральный закон № 35-ФЗ от 06.03.06 «О противодействии терроризму»;
  2. Постановление Правительства РФ от 25.12.2013 № 1244 «Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)»;
  3. Постановление Правительства РФ от 14.04.2017 № 447 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения и формы паспорта безопасности этих объектов»
  4. Указ Президента РФ от 14.06.2012 № 851 «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства»

(полный перечень содержится в ссылке https://atk.tomsk.gov.ru/antiterroristicheskaja-zaschischennost-obektov)

Антитеррористические мероприятия

Антитеррористическая безопасность гостиниц включает комплекс антитеррористических мероприятий, исполнение которых является обязательным:

  1. категорирование объекта, обеспечение инженерно-технической защищенности гостиниц;
  2. разработка паспорта безопасности гостиницы
  3. контроль за выполнением антитеррористических требований;
  4. готовность персонала к действиям при установлении уровней террористической опасности.

!!!За несоблюдение антитеррористических мероприятий ст. 20.35 КоАП РФ (Нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и объектов (территорий) религиозных организаций) установлена административная ответственность в виде штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию; на юридических лиц — штраф от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Срок для завершения выполнения антитеррористических мероприятий составляет 1 год со дня утверждения акта обследования и категорирования гостиницы.

  1. Категорирование гостиниц

Для определения комплекса необходимых мер к обеспечению антитеррористической защищенности гостиниц необходимо установить, к какой категории относится конкретная гостиница. Данное требование относится как эксплуатируемым объектам, так и вводимым в эксплуатацию. Также категорирование необходимо в случае внесения изменений в характеристики гостиницы, которые могут повлиять на ранее присвоенную категорию (например, изменился перечень оказываемых услуг, что привело к увеличению количества клиентов и др.).

Постановление Правительства РФ от 14.04.2017 № 447 предусмотрено 4 категории опасности гостиниц, исходя из прогнозируемого количества пострадавших и (или) максимального материального ущерба по балансовой стоимости в случае совершения террористического акта (п. 12 Постановления):

Гостиницы 1 категории опасности – прогнозируемое количество пострадавших составляет более 1000 человек и (или) прогнозируемый прогнозируемый размер экономического ущерба составит более — более 800 млн. рублей;

Гостиницы 2 категории опасности — прогнозируемое количество пострадавших составляет от 200 до 1000 человек и (или) прогнозируемый размер экономического ущерба составит от 150 до 800 млн. рублей;

Гостиницы 3 категории опасности — прогнозируемое количество пострадавших составляет от 50 до 200 человек и (или) прогнозируемый размер экономического ущерба составит от 50 до 150 млн. рублей;

Гостиницы 4 категории опасности — прогнозируемое количество пострадавших составляет менее 50 человек и (или) прогнозируемый размер экономического ущерба составит менее 50 млн. рублей.

 

Этапы категорирования гостиниц

1 этап:формировании специальной комиссии  

руководитель организации должен принять решение о формировании специальной комиссии (в течение 4 месяцев со дня ввода объекта в эксплуатацию или принятия решения об актуализации паспорта объекта), на которую возложена обязанность определить категорию объекта спорта не позднее чем за один месяц со дня ее создания.

В состав комиссии могут входить:

— представители правообладателя гостиницы (собственники, арендаторы объекта и др.);

— сотрудники медицинской организации;

— — представитель УФСБ России по Томской области (необходимо написать письмо с просьбой направить специалиста для участия в комиссии);

— представитель ФГКУ «УВО ВНГ России по Томской области» (необходимо написать письмо с просьбой направить специалиста для участия в комиссии);

— представитель ГУ МЧС России по Томской области (ФГКУ «5 отряд ФПС по Томской области») (необходимо написать письмо с просьбой направить специалиста для участия в комиссии).

По решению руководителя организации к работе комиссии могут привлекаться иные лица (проектировщики, специалисты эксплуатирующих организаций и др.). Комиссию возглавляет руководитель организации

Скрытое содержимое

 2 этап: работа комиссии

Комиссия в ходе своей работы:

— изучает характеристики гостиницы, действующие меры по обеспечению безопасности гостиницы;

-определяет степень угрозы совершения террористического акта на объекте и возможные последствия;

— определяет потенциально опасные участки гостиницы;

— определяет категорию опасности гостиницы или подтверждает (изменяет) ранее присвоенную;

— определяет мероприятия, необходимые для приведения антитеррористической защищенности гостиницы в соответствие с действующими требованиями.

Результаты работы комиссии оформляются Актом обследования и категорирования, который подписывается всеми членами комиссии и утверждаются руководителем организации. Акт составляется в 1 экземпляре, подписывается всеми членами комиссии и хранится вместе с первым экземпляром паспорта безопасности гостиницы. (форма Акта обследования и категорирования по гиперссылке)

Скрытое содержимое

 3 этап: определение перечня антитеррористических мероприятий

Антитеррористические мероприятия для каждой категории опасности гостиниц включают:

а) Организационные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности гостиницы

— разработка организационно-распорядительных документов по организации охраны, пропускного режима на территории гостиницы;

— определение должностных лиц, ответственных за антитеррористическую защищенность гостиницы и ее потенциально опасных участков (критических элементов);

-обеспечение подготовки работников гостиницы к действиям при угрозе совершения и при совершении террористического акта на территории гостиницы;

— организация взаимодействия с территориальным органом безопасности по месту нахождения гостиницы;

б) проведение мониторинга обстановки, складывающейся в районе расположения гостиницы;

в) оборудование гостиницы необходимыми инженерно-техническими средствами охраны;

г) применение современных информационно-коммуникационных технологий для обеспечения безопасности гостиницы;

д) осуществление контроля за соблюдением лицами, находящимися на территории гостиницы, требований к обеспечению антитеррористической защищенности гостиницы;

е) осуществление мероприятий по защите информации;

ж) оперативное оповещение и проведение эвакуации посетителей, персонала и должностных лиц гостиницы в случае угрозы совершения или совершения террористического акта на территории гостиницы;

з) проведение мероприятий по минимизации возможных последствий совершения террористического акта на территории гостиницы и ликвидации угрозы совершения террористического акта на территории гостиницы;

и) своевременное информирование территориального органа безопасности об угрозе совершения или о совершении террористического акта на территории гостиницы.

Скрытое содержимое

 4 этап: оборудование гостиниц инженерно-техническими средствами охраны:

С учетом категории опасности гостиницы для обеспечения необходимой степени антитеррористической безопасности гостиницы оборудуются следующими инженерно-техническими средствами охраны:

  1. Инженерно-технические средства для гостиниц 4 категории опасности (п. 18 Постановления):

а) система видеонаблюдения (должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на территории гостиницы, архивирование и хранение данных в течение 30 дней);

б) система экстренного оповещения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (должна обеспечивать оперативное информирование работников и посетителей гостиницы об опасностях, а также иметь возможность подключения к региональной автоматизированной системе централизованного оповещения населения);

в) система охранного освещения;

г) система пожарной безопасности;

д) средства тревожной сигнализации (кнопкой экстренного вызова наряда полиции);

  1. II. Инженерно-технические средства для гостиниц 3 категории опасности (п. 18, 23 Постановления):

а) система видеонаблюдения (должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на территории гостиницы, архивирование и хранение данных в течение 30 дней);

б) система экстренного оповещения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (должна обеспечивать оперативное информирование работников и посетителей гостиницы об опасностях, а также иметь возможность подключения к региональной автоматизированной системе централизованного оповещения населения);

в) система охранного освещения;

г) система пожарной безопасности;

д) средства тревожной сигнализации (кнопкой экстренного вызова наряда полиции);

е) обеспечение стационарными или ручными металлообнаружителями;

ж) периодический обход и осмотр территории гостиницы;

з) поддержание в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, оснащение гостиницы бесперебойной и устойчивой системой связи;

и) обучение работников гостиницы способам защиты и действиям при угрозе совершения террористического акта или при его совершении.

III.   Инженерно-технические средства для гостиниц 2 категории опасности (п. 18, 23 Постановления):

а) система видеонаблюдения (должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на территории гостиницы, архивирование и хранение данных в течение 30 дней);

б) система экстренного оповещения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (должна обеспечивать оперативное информирование работников и посетителей гостиницы об опасностях, а также иметь возможность подключения к региональной автоматизированной системе централизованного оповещения населения);

в) система охранного освещения;

г) система пожарной безопасности;

д) средства тревожной сигнализации (кнопкой экстренного вызова наряда полиции);

е) обеспечение стационарными или ручными металлообнаружителями;

ж)оборудование потенциально опасных участков (критических элементов) гостиницы системой сигнализации;

з) периодический обход и осмотр территории гостиницы, ее помещений, систем подземных коммуникаций и стоянок автотранспорта;

и) поддержание в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, оснащение гостиницы бесперебойной и устойчивой системой связи;

к) обучение работников гостиницы способам защиты и действиям при угрозе совершения террористического акта или при его совершении.

  1. Инженерно-технические средства для гостиниц 1 категории опасности (п. 18, 23 Постановления):

а) система видеонаблюдения (должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на территории гостиницы, архивирование и хранение данных в течение 30 дней);

б) система экстренного оповещения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (должна обеспечивать оперативное информирование работников и посетителей гостиницы об опасностях, а также иметь возможность подключения к региональной автоматизированной системе централизованного оповещения населения);

в) система охранного освещения;

г) система пожарной безопасности;

д) средства тревожной сигнализации (кнопкой экстренного вызова наряда полиции);

е )оборудование контрольно-пропускных пунктов (постов);

ж) обеспечение контрольно-пропускных пунктов (постов) стационарными и ручными металлообнаружителями;

з) оборудование потенциально опасных участков (критических элементов) гостиницы системой охранного телевидения, обеспечивающей при необходимости передачу визуальной информации о состоянии периметра и территории гостиницы;

и) обеспечение охраны территории гостиницы путем привлечения сотрудников охранных организаций;

к) периодический обход и осмотр территории гостиницы, ее помещений, систем подземных коммуникаций, стоянок автотранспорта;

л) поддержание в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны гостиницы, оснащение бесперебойной и устойчивой системой связи;

м) обучение работников гостиницы способам защиты и действиям при угрозе совершения террористического акта или при его совершении.

Скрытое содержимое

  1. Разработка паспорта безопасности гостиницы

На каждую гостиницу в соответствии с актом обследования и категорирования объекта, должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте, разрабатывается паспорт безопасности гостиницы (раздел VI Постановления).

Форма паспорта безопасности гостиницы утверждена Постановление Правительства РФ от 14.04.2017 N 447 (гиперссылка на форму паспорта).

Паспорт безопасности гостиницы является информационно-справочным документом, содержащим служебную информацию ограниченного распространения, и имеет пометку «Для служебного пользования».

Паспорт гостиницы можно изготовить самостоятельно или обратиться в коммерческие организации, оказывающие услуги по изготовлению паспортов безопасности объектов.  

Паспорт содержит следующую информацию:

— общие сведения: адрес, контактные данные, вид деятельности, площадь, категория опасности, данные руководителя;

— о режиме работы, количестве сотрудников и посетителей, которые могут одновременно находится на объекте;

— уязвимые зоны, вероятные места проникновения злоумышленников, которые нуждаются в дополнительной защите;

— наиболее возможные способы теракта, вероятные последствия; список мер по предотвращению терактов и снижению их урона: усиление охраны, введение контрольно-пропускного режима, установка видеонаблюдения, пожарной сигнализации, системы оповещения, привлечение сил нацгвардии и др.

Паспорт должен быть изготовлен в 3 экземплярах (один экземпляр передается ответственному лицу, другие экземпляры передаются в органы безопасности по месту нахождения гостиницы) и согласован со следующими структурами (в течение 20 дней со дня его разработки):

— УФСБ России по Томской области;

— ФГКУ «УВО ВНГ России по Томской области».

Указанным структурам передаются на хранение копии (электронные копии) паспорта.

Срок действия паспорта — до пяти лет.

Не реже одного раза в пять лет должна проводиться актуализация информации. Если объект поменял профиль, размеры и границы или рядом построили другие объекты; при смене вероятности угроз атак террористов, паспорт подлежит корректировке. Актуальный документ необходимо согласовать по вышеуказанной схеме.

Изменения вносятся во все экземпляры паспорта безопасности объекта (территории) с указанием причин и дат их внесения. При этом утративший силу паспорт безопасности объекта хранится на объекте в течение 5 лет.

  1. Контроль за выполнением антитеррористических требований.

Контроль за выполнением требований к антитеррористической защищенности гостиниц осуществляется собственником гостиницы или уполномоченными ими лицами в виде проверок (комплексные и экстренные).

  1. Комплексная проверка антитеррористической защищенности гостиницы проводится на основании решений ответственных лиц в форме документарного контроля и (или) выездного обследования гостиниц на предмет определения состояния их антитеррористической защищённости с периодичностью:

а) в отношении гостиниц первой категории опасности — не реже 1 раза в год;

б) в отношении гостиниц второй и третьей категории опасности — не реже 1 раза в 3 года;

в) в отношении гостиниц четвертой категории опасности — периодичность устанавливается ответственным лицом с учетом степени угрозы совершения террористического акта на территории гостиницы.

Продолжительность комплексной проверки объекта спорта не должна превышать 3 рабочих дня.

  1. Экстренная проверка проводится при необходимости по решению ответственного лица в форме документарного контроля или выездного обследования гостиницы в следующих случаях:

а) обеспечение контроля устранения недостатков, выявленных в ходе комплексной проверки;

б) повышение уровня террористической опасности,

в) возникновение угрозы совершения или совершение террористического акта в районе расположения гостиницы;

г) возникновение чрезвычайной ситуации в районе расположения гостиницы;

д) поступление информации о несоблюдении требований к антитеррористической защищенности гостиницы и бездействии должностных лиц, органов и организаций в отношении обеспечения антитеррористической защищенности гостиницы.

Продолжительность экстренной проверки гостиницы не должна превышать 3 рабочих дня.

  1. Готовность персонала к действиям при установлении уровней террористической опасности

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации
от 14.06.2012 № 851 «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер
по обеспечению безопасности личности, общества и государства» могут устанавливаться уровни террористической опасности:

-повышенный («синий»): при наличии требующей подтверждения информации о реальной возможности совершения террористического акта;

-высокий («желтый»): при наличии подтвержденной информации о реальной возможности совершения террористического акта;

-критический («красный»): при наличии информации о совершенном террористическом акте либо о совершении действий, создающих непосредственную угрозу террористического акта.

В случае установления указанных уровней руководителям (собственникам) потенциальных объектов террористических посягательств необходимо выполнить следующие мероприятия:

  1. При установлении повышенного («синего») уровня террористической опасности:

Довести до работников организации и сотрудников охраны об установлении уровня террористической опасности. Провести дополнительные инструктажи по порядку действий при угрозе совершения или совершении террористического акта (в том числе по действиям при обнаружении подозрительных предметов).

Ужесточить пропускной режим, досмотровые мероприятия в отношении работников, посетителей, транспорта. В случае противоправного проникновения в здание организации неизвестных лиц, незамедлительно информировать об этом правоохранительные органы.

Провести проверки технологического и иного оборудования, а также организовать периодический (каждые 2 часа) осмотр прилегающей к зданию территории, на которой находится организация. Особое внимание уделить состоянию критических элементов и потенциально опасных участков, местам хранения пожаро-, взрывоопасных материалов на предмет выявления возможных мест закладки взрывных устройств. При обнаружении подозрительных предметов, которые могут быть использованы как взрывные устройства, не трогать и не вскрывать их. Незамедлительно сообщить о находке в правоохранительные органы, при необходимости организовать эвакуацию работников и посетителей на безопасное расстояние, исключить доступ к обнаруженному предмету на расстоянии не менее 100 метров.

Следить за дальнейшей информацией. При отмене (изменении) уровня террористической опасности, информировать об этом работников организации и сотрудников охраны.

  1. При установлении высокого («желтого») уровня террористической опасности:

Выполнять мероприятия, предусмотренные при установлении повышенного («синего») уровня террористической опасности.

Уточнить расчет имеющихся сил и средств, предназначенных для ликвидации последствий террористического акта или иного чрезвычайного происшествия связанного с ним, а также технических средств и специального оборудования для проведения спасательных работ.

Проверить готовность работников организации, осуществляющих функции по локализации кризисных ситуаций, отработать их совместные действия по возможному пресечению террористического акта и спасению людей.

Провести дополнительные тренировки с работниками организации по практическому применению сил и средств, привлекаемых в случае возникновения угрозы террористического акта или чрезвычайного происшествия.

Уточнить возможные маршруты эвакуации людей в случае возникновения чрезвычайной ситуации, вызванной, в том числе, совершением террористического акта.

Определить места, пригодные для временного размещения работников организации, эвакуированных с объекта в случае введения правового режима контртеррористической операции.

В соответствии с предоставленными полномочиями оказывать содействие правоохранительным органам в реализации ими поисковых мероприятий на объектах транспортной инфраструктуры, на наиболее вероятных объектах террористических посягательств и каналах миграции.

III. При установлении критического («красного») уровня террористической опасности:

Выполнять мероприятия, предусмотренные при введении повышенного («синего») и высокого («желтого») уровней террористической опасности.

Усилить охрану уязвимых критических элементов и потенциально опасных участков.

Принять неотложные меры по спасению людей, охране имущества, оставшегося без присмотра, содействовать бесперебойной работе спасательных служб.

Создать пункт временного размещения людей, удаленных с отдельных участков местности и объектов, в случае введения правового режима контртеррористической операции.

Привести в состояние готовности имеющиеся транспортные средства для эвакуации людей.

Обеспечить эвакуацию персонала с объекта в случае введения на нем режима контртеррористической операции.

Содействовать приведению в состояние готовности группировки сил и средств, созданной для проведения контртеррористической операции.

Рекомендуемый Департаментом защиты населения и территории Томской области перечень документов в области антитеррористической защиты  (далее – АТЗ) >>

  1. Нормативные правовые акты в области АТЗ.
  2. Приказ о назначении ответственных лиц за АТЗ в организации (с указанием функциональных обязанностей), либо должностная инструкция, в т.ч. ответственных за проведение инструктажей по АТЗ.
  3. Приказ, распоряжение об осуществлении пропускного и внутриобъектового режимов на объекте (территорию) организации, положение об организации пропускного и внутриобъектового режима (при его наличии).
  4. Перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта.
  5. План взаимодействия с территориальными подразделениями ФСБ России, УМВД России, МЧС России, Росгвардии (порядок информирования об угрозе совершения террористического акта).
  6. Журнал учета проведения инструктажей по АТЗ.
  7. Инструкция персоналу по действиям при обнаружении предмета, похожего на взрывное устройство (рекомендуемые зоны эвакуации и оцепления при обнаружении взрывного устройства или подозрительного предмета, который может оказаться взрывным устройством).
  8. Инструкция директору по действиям при захвате террористами заложников.
  9. Инструкция персоналу по действиям при захвате террористами заложников.
  10. Инструкция (памятка) директору учреждения о первоочередных действиях при угрозе террористического акта.
  11. Инструкция (памятка) дежурному администратору о первоочередных действиях при угрозе террористического акта(при его наличии).
  12. Инструкция по ведению телефонного разговора при угрозе террористического акта.
  13. Журнал учета посетителей.
  14. Журнал приема, сдачи дежурств, обхода территории, помещений подразделениями охраны, сторожами (вахтерами) (при его наличии).
  15. Список автотранспортных средств, имеющих право въезда на территорию учреждения.
  16. Паспорт безопасности учреждения, приказ, распоряжение о назначении ответственного лица за хранение паспорта безопасности.
  17. Планы и порядок эвакуации работников и посетителей учреждения при пожаре, в случае получения информации об угрозе совершения террористического акта, и иных чрезвычайных ситуаций.
  18. Приказ, распоряжение о проведении учений, тренировок по безопасной и своевременной эвакуации работников и посетителей объекта (территории) из зданий (сооружений), с графиком проведения тренировок
  19. Акты (справки) о проведенных учениях, тренировках по безопасной и своевременной эвакуации работников и посетителей объекта (территории) из зданий (сооружений).
  20. Программы, конспекты, планы-графики, протоколы обучения работников учреждения способам защиты и действиям при угрозе совершения террористического акта или при его совершении.
  21. Договоры на физическую охрану организации (копии лицензий организации, осуществляющей охранную деятельность, копии личных карточек охранников), обслуживание систем охранной сигнализации, видеонаблюдения, кнопок тревожной сигнализации.
  22. Инструкция, рекомендации по действиям руководителей (собственников) потенциальных объектов террористических посягательств при установлении уровней террористической опасности. План (алгоритм) действий при установлении уровней террористической опасности.
  23. Схема оповещения сотрудников учреждения при установлении уровней террористической опасности.

[1] Далее по тексту понятие «гостиницы» применяется в значении «гостиницы и иные средства размещения».

Скрытое содержимое

 Акт категорирования скачать 

Форма паспорта безопасности объекта скачать

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Стиральная машина bosch serie 4 инструкция ошибки
  • Руководство настройка модема
  • Scan tool pro black edition инструкция по применению
  • Индезит с вертикальной загрузкой инструкция панель управления
  • Эйместат для цыплят инструкция по применению