У любого промышленного предприятия, достигшего определенного уровня экономического развития, появляется необходимость отправлять и получать грузы по железной дороге. Для этого нужно приобрести путь необщего пользования и оформить ряд документов и договоров с перевозчиком (ОАО «РЖД»).
Технический паспорт пути необщего пользования – основной документ.
В ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и в пункте 1.9. Приказа МПС России от 18.06.2003 г. № 26 «Об утверждении Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования» законодатель указал:
У каждого железнодорожного пути необщего пользования должны быть технический паспорт, план, его продольный профиль, чертежи сооружений.
«Типовой технический паспорт железнодорожного хозяйства организаций (кроме отнесенного к ведению МПС России)» был утвержден распоряжением Минтранса РФ от 30.05.2001 № АН-46-р.
Однако в последующем был издан Приказ Минтранса РФ от 02.08.2005 N 92 «О признании утратившим силу распоряжения Министерства транспорта Российской Федерации от 30 мая 2001 г. N АН-46-р»
В настоящее время новая форма технического паспорта не разработана. Таким образом, распоряжение № АН-46-р от 30.05.2001 остаётся единственным ориентиром при разработке техпаспорта пути необщего пользования.
Инструкция о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования – второй документ т.к. разрабатывается на основе технического паспорта.
В силу пункта 1.7 Приказа МПС России от 18.06.2003 г. № 26 «Об утверждении Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования» на каждый железнодорожный путь необщего пользования по окончании строительства и приема такого пути в эксплуатацию составляется инструкция о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования (далее — инструкция).
Порядок разработки инструкции, ее состав, этапы согласований определены распоряжением ОАО «РЖД» № 2859р от 23.12.2013 «О разработке, согласовании и утверждении в ОАО «РЖД» Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования, а также железнодорожном пути, находящемся в ведении функционального филиала или структурного подразделения ОАО «РЖД».
Инструкция о порядке обслуживания железнодорожного пути необщего пользования разрабатывается и утверждается владельцем железнодорожного пути необщего пользования.
Инструкция проверяется и согласовывается начальником станции примыкания железнодорожного пути необщего пользования, ревизором (движения) участка, начальником дистанции пути, начальником эксплуатационного локомотивного депо, при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом ОАО «РЖД», и передается в отдел по работе со станциями центра организации работы железнодорожных станций, который обеспечивает согласование Инструкции:
— начальником отдела по работе со станциями центра организации работы ж/д станций;
— начальником отдела коммерческой работы в сфере грузовых перевозок центра организации работы железнодорожных станций;
— ревизором по безопасности движения по региону (по хозяйству перевозок);
— начальником центра организации работы железнодорожных станций.
Окончательно согласовывает Инструкцию заместитель начальника железной дороги (по территориальному управлению).
Инструкция составляется в 4 экземплярах, из которых:
— один экземпляр хранится у владельца или пользователя ж/д пути необщего пользования;
— второй — у начальника станции примыкания;
— третий — в отделе по работе со станциями центра организации работы ж/д станций;
— четвертый — в отделе коммерческой работы в сфере грузовых перевозок центра организации работы ж/д станций.
При изменении владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования разрабатывается новая Инструкция.
При изменении технического оснащения железнодорожного пути необщего пользования или железнодорожного пути, находящегося в ведении филиала или структурного подразделения ОАО «РЖД», технологии его работы, порядка обслуживания железнодорожного пути, проведения реконструкции и др., в Инструкцию вносятся соответствующие изменения и дополнения, которые разрабатываются, согласовываются и утверждаются установленным выше порядком.
18. Маневры на станционных железнодорожных путях производятся по указанию только одного работника — дежурного по железнодорожной станции, дежурного станционного поста централизации, маневрового диспетчера, дежурного по сортировочной горке или парку, а на участках, оборудованных диспетчерской централизацией — диспетчера поездного. Распределение обязанностей по распоряжению маневрами указывается в техническо-распорядительном акте, а в случае его отсутствия на железнодорожных путях необщего пользования — в локальном нормативном акте владельца железнодорожных путей необщего пользования.
Порядок производства маневровой работы на железнодорожных путях необщего пользования в пределах пунктов ремонта железнодорожного подвижного состава устанавливается локальным нормативным актом владельца железнодорожных путей необщего пользования.
Движением локомотива (специального самоходного подвижного состава), производящего маневры с вагонами, должен руководить один работник — руководитель маневров, ответственный за правильное их выполнение. Движение маневрового состава на сортировочных горках и путях сортировочного и сортировочно-отправочного парков разрешается производить под руководством дежурного по горке, либо работника, определяемого владельцем инфраструктуры (владельцем железнодорожных путей необщего пользования).
Руководство движением маневрового состава, оборудованного на хвостовом вагоне системой, обеспечивающей дистанционный контроль из кабины управления свободности железнодорожного пути, подаваемых сигналов и положения стрелок по маршруту следования, осуществляется в порядке, установленном локальным нормативным актом владельца инфраструктуры (владельца железнодорожных путей необщего пользования).
Маневровые передвижения локомотива (специального самоходного железнодорожного подвижного состава) без вагонов, мотор-вагонного подвижного состава, не обслуживаемого составительской бригадой или главным кондуктором, производятся по сигналам светофора в соответствии с планом маневровой работы, а случае отсутствия светофоров — по сигналам работника, осуществляющего перевод стрелок.
В железнодорожном подвижном составе, оборудованном в голове и хвосте тяговыми единицами, а также в составе с одним локомотивом, оборудованном кабиной управления на другом конце состава, при производстве маневров без руководителя маневровой работы (главного кондуктора), машинисты согласовывают свои действия друг с другом.
Для руководства маневровыми передвижениями разрешается привлекать начальников железнодорожной станции, их заместителей и работников в порядке, установленном локальным нормативным актом владельца инфраструктуры (владельца железнодорожных путей необщего пользования).
19. Маневровая работа производится составителем поездов, составителем поездов и помощником составителя поездов, главным кондуктором грузовых поездов, главным кондуктором грузовых поездов и кондуктором грузовых поездов. Количество работников, производящих маневры с одним локомотивом (поездом), устанавливается владельцем инфраструктуры (владельцем железнодорожных путей необщего пользования).
Расстановка работников, занятых на маневрах, производится руководителем маневров.
Обслуживание маневрового локомотива машинистом без помощника машиниста разрешается производить по решению владельца инфраструктуры (владельца железнодорожных путей необщего пользования) в зависимости от типа локомотива и местных условий.
20. Руководитель маневров должен получать задание на маневровую работу только от одного лица, распоряжающегося маневрами.
Задание на маневровую работу должно быть доведено руководителем маневров до каждого работника, участвующего в маневрах.
Если в процессе производства маневров возникает необходимость изменить намеченный план работы, то с характером этих изменений работники, участвующие в маневрах, должны быть ознакомлены до реализации измененного плана.
21. Передвижение маневрового локомотива (с вагонами или без вагонов) из одного маневрового района в другой допускается только по разрешению лица, распоряжающегося маневрами, после предварительного согласования с лицом, распоряжающимся маневрами, в районе которого предстоит передвижение, и с руководителем маневров, работающим в этом районе.
22. Порядок производства маневровой работы с использованием автоматически и (или) дистанционно управляемого железнодорожного подвижного состава устанавливается локальным нормативным актом владельца инфраструктуры (владельца железнодорожных путей необщего пользования).
Инструкция по маневровой работе на ж.д. пути
Инструкция на ж.д. путь необщего пользования
Заказать инструкцию подъездного пути: +7 (926) 926-03-03.
Для заключения договора на подачу и уборку вагонов, у предприятия, которое владеет железнодорожными путями необщего пользования, обязательно должна быть официально утвержденная Инструкция о порядке обслуживания и организации движения на этой ж.д. линии.
В разных регионах России этот документ в обиходе называют по-разному: «Инструкция на железнодорожный путь», или же «инструкция по маневровой работе на ж.д. пути», или «Инструкция по обслуживанию железнодорожного пути», но правильное и официальное её название «Инструкция о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования».
Инструкция по маневровой работе – это важный элемент обеспечения безопасности на промышленном железнодорожном транспорте, поскольку она чётко регламентирует работы по взаимодействию сотрудников промышленного предприятия и железнодорожной станции, технологию работы при маневровых погрузо-разгрузочных операциях. Разрабатывается она после того, как сделана геодезическая съемка путей и составлен технический паспорт железнодорожного пути необщего пользования вместе с масштабным планом и продольным профилем тупика или ветки.
Первый раздел «Общая характеристика железнодорожного пути необщего пользования» маневровой Инструкции содержит информацию о предприятии-владельце пути, данные о локомотивах и маневровых бригадах, сведения о границе железнодорожного пути необщего пользования и путевом хозяйстве предприятия в целом, способы связи с владельцем подъездного пути и с железнодорожной станцией, точные измерения расстояний до мест погрузки-выгрузки.
Второй раздел Инструкции по маневровой работе на ж.д., которую составляет наша проектно-изыскательская фирма, – «Порядок подачи-уборки вагонов со станции на железнодорожный путь необщего пользования» описывает операции по согласованию выезда состава с приёмо-сдаточных путей станции, порядок следования по маршруту движения и порядок въезда на подъездной путь предприятия.
Третий раздел, «Маневровая работа на железнодорожном пути необщего пользования», регламентирует все операции при маневрах: перевод стрелок (ведомость стрелочных переводов включена в техпаспорт пути), расстановку и закрепление вагонов по грузовым фронтам, способы маневровой работы и скорости движения.
Четвёртый раздел Инструкции о порядке обслуживания и организации движения описывает нормы закрепления вагонов (профиль ж/д ветки влияет на нормы закрепления), регламент операций по установке и изъятию тормозных башмаков, сведения о месте хранения тормозных башмаков.
Пятый раздел Инструкции на железнодорожный путь необщего пользования, «Техника безопасности», посвящён ведомственным нормативам, которые должны знать причастные лица, местным особенностям на железнодорожном пути, сведениям об ответственности за погрузку-выгрузку и содержание территории предприятия-ветвевладельца.
Инструкция о порядке обслуживания и организации движения содержит в себе ряд обязательных приложений: ведомость железнодорожных путей, ведомость стрелочных переводов, план железнодорожного пути, продольный профиль трассы пути, ведомость негабаритных мест, порядок и нормы закрепления подвижного состава тормозными башмаками и расчёт весовой нормы на локомотив. На стоимость маневровой инструкции влияют индексы на проектные работы, которые действуют в настоящий момент времени.
© Геодезическая служба «Скорая геодезическая помощь», Москва, Российская Федерация.
Заказать инструкцию по маневровой работе или узнать стоимость её составления можно через пункт меню «Есть вопрос?», который расположен вверху с левой стороны, или по телефонам (9:00-21:00 по Москве): +7 (926) 926-03-03 («Мегафон») и +7 (962) 962-03-03 («Билайн»).
Ещё из раздела «транспортная геодезия»: составление паспорта пути. Кроме того, геодезия на транспорте в своей работе использует различные виды геодезических съемок для широкого круга задач. Мы будем очень признательны, если Вы добавите эту страничку к себе в социальные сети с помощью вот этих самых кнопочек внизу: