Инструкция по охране труда для учителя биологии

Инструкция по охране труда для учителя биологии

Инструкция
по охране труда для учителя биологии

1. Общие требования охраны труда

1.1. Настоящая инструкция по охране труда для учителя биологии в школе разработана в соответствии с Приказом Минтруда России от 29 октября 2021 года N 772н «Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда», вступившим в силу 1 марта 2022 года; Постановлениями Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020г №28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» и от 28.01.2021г №2 «Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; разделом Х Трудового кодекса Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами по охране труда.
1.2. Данная инструкция по охране труда для учителя биологии устанавливает требования охраны труда перед началом, во время и по окончании работы сотрудника, выполняющего обязанности учителя биологии в школе, требования охраны труда в аварийных ситуациях, определяет безопасные методы и приемы работ на рабочем месте.
1.3. Инструкция по охране труда составлена в целях обеспечения безопасности труда и сохранения жизни и здоровья учителя биологии при выполнении им своих трудовых обязанностей и функций в общеобразовательной организации.
1.4. К выполнению обязанностей учителя биологии в общеобразовательной организации допускаются лица:

  • имеющие образование, соответствующие требованиям к квалификации (профстандарта) по своей должности;
  • соответствующие требованиям, касающимся прохождения предварительного и периодических медицинских осмотров, внеочередных медицинских осмотров по направлению директора, обязательного психиатрического освидетельствования (не реже 1 раз в 5 лет), профессиональной гигиенической подготовки и аттестации (при приеме на работу и далее не реже 1 раза в 2 года), вакцинации, наличия личной медицинской книжки с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе.

1.5. Принимаемый на работу учитель биологии обязан пройти в установленном порядке вводный инструктаж, первичный инструктаж на рабочем месте до начала самостоятельной работы (если его профессия и должность не входит в утвержденный директором Перечень освобожденных от прохождения инструктажа профессий и должностей), проходить повторные инструктажи не реже одного раза в шесть месяцев, а также внеплановые и целевые в случаях, установленных Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда.

1.6. Учитель биологии должен изучить настоящую инструкцию, пройти обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда, обучение приемам оказания первой помощи пострадавшим, обучение правилам пожарной безопасности и электробезопасности и проверку знаний правил в объеме должностных обязанностей с присвоением I квалификационной группы допуска по электробезопасности.
1.7. Учитель биологии в целях соблюдения требований охраны труда обязан:

  • соблюдать требования охраны труда и производственной санитарии, инструкции по охране труда, охране жизни и здоровья обучающихся;
  • обеспечивать режим соблюдения норм и правил по охране труда и пожарной безопасности во время организации образовательной деятельности;
  • соблюдать правила личной гигиены;
  • знать порядок действий при возникновении пожара или иной чрезвычайной ситуации и эвакуации, сигналы оповещения о пожаре;
  • уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения (огнетушителями, песком, покрывалом для изоляции очага возгорания);
  • знать месторасположение аптечки и уметь оказывать первую помощь пострадавшему;
  • соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка и Устав общеобразовательной организации;
  • соблюдать установленные режимы труда и отдыха;
  • соблюдать должностную инструкцию учителя биологии;
  • соблюдать инструкцию по охране труда в кабинете биологии школы.

1.8. В процессе работы возможно воздействие на учителя биологии следующих опасных и (или) вредных производственных факторов:

  • напряженность трудового процесса: нагрузка на голосовой аппарат;
  • тяжесть трудового процесса: рабочая поза (длительное нахождение в положении «стоя» в течение рабочего дня).

Факторы признаются вредными, если это подтверждено результатами СОУТ.
1.9. Перечень профессиональных рисков и опасностей при работе учителем биологии:

  • нарушение остроты зрения при недостаточной освещённости рабочего места, при длительной работе с документами, тетрадями;
  • порезы рук при неаккуратном использовании стеклянной лабораторной посуды, а также при работе с колющими и режущими инструментами;
  • повреждения кожи при работе с различными растворами без средств индивидуальной защиты;
  • поражение электрическим током при прикосновении к токоведущим частям электрооборудования и электроприборов с нарушенной изоляцией (при включении или выключении электроприборов и (или) освещения в помещениях);
  • повышенное психоэмоциональное напряжение;
  • перенапряжение голосового анализатора;
  • высокая плотность эпидемиологических контактов.

1.10. Учитель биологии соблюдает требования к спецодежде и индивидуальным средствам защиты:

  • халат хлопчатобумажный;
  • фартук из химически стойкого материала;
  • перчатки, защитные очки и (или) защитный щиток лицевой при выполнении экспериментов и практических работ;
  • защитный экран при проведении экспериментов с повышенной опасностью.

1.11. В случае травмирования уведомить заместителя директора по УВР любым доступным способом в ближайшее время. При неисправности мебели, лабораторного оборудования, микроскопов, ЭСО и иных электроприборов сообщить заместителю директора по административно-хозяйственной части и не использовать до устранения всех недостатков.
1.12. В целях соблюдения правил личной гигиены и эпидемиологических норм учитель биологии должен:

  • оставлять верхнюю одежду, обувь в предназначенных для этого местах;
  • мыть руки с мылом, использовать кожные антисептики после соприкосновения с загрязненными предметами, химическими реактивами, препаратами, перед началом работы, после посещения туалета, перед приемом пищи;
  • не допускать приема пищи в учебном кабинете биологии;
  • осуществлять проветривание учебного кабинета;
  • соблюдать требования СП 2.4.3648-20, СанПиН 1.2.3685-21, СП 3.1/2.4.3598-20.

1.13. Запрещается выполнять работу, находясь в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, а также распивать спиртные напитки, употреблять наркотические средства, психотропные, токсические или другие одурманивающие вещества на рабочем месте или в рабочее время.
1.14. При заведовании учебным кабинетом биологии необходимо соблюдать инструкцию по охране труда для заведующего учебным кабинетом общеобразовательной организации, при замене уроков использовать инструкцию по охране труда для учителя на замене.
1.15. Учитель биологии, допустивший нарушение или невыполнение требований настоящей инструкции по охране труда, рассматривается, как нарушитель производственной дисциплины и может быть привлечён к дисциплинарной ответственности и прохождению внеочередной проверки знаний требований охраны труда, а в зависимости от последствий — и к уголовной; если нарушение повлекло материальный ущерб — к материальной ответственности в установленном порядке.

2. Требования охраны труда перед началом работы

2.1. Учитель биологии общеобразовательной организации должен приходить на работу в чистой, опрятной одежде, перед началом работы вымыть руки. Прибыть на работу заблаговременно для исключения спешки и, как следствие, падения и получения травмы.
2.2. Визуально оценить состояние выключателей, включить полностью освещение в кабинете биологии и убедиться в исправности электрооборудования:

  • осветительные приборы должны быть исправны и надежно подвешены к потолку, иметь целостную светорассеивающую конструкцию и не содержать следов загрязнений;
  • уровень искусственной освещенности в кабинете биологии должен составлять не менее 300 люкс, в лаборантской — не менее 400 люкс;
  • коммутационные коробки должны быть закрыты крышками, корпуса выключателей и розеток не должны иметь трещин и сколов, а также оголенных контактов.

2.3. Проверить окна на наличие трещин и иное нарушение целостности стекол.
2.4. Удостовериться в наличии первичных средств пожаротушения, срока их пригодности и доступности, в наличии аптечки первой помощи и укомплектованности ее медикаментами.
2.5. Провести осмотр санитарного состояния кабинета биологии.
2.6. Произвести сквозное проветривание учебного кабинета, открыв окна с ограничителями и двери.
2.7. Убедиться в свободности выхода из кабинета биологии, проходов и соответственно в правильной расстановке мебели в учебном кабинете:

  • между столами и стенами (светонесущей и противоположной светонесущей), а также между рядами столов – не менее 50см;
  • от учебной доски до первого ряда столов – не менее 240 см;
  • удаленность от учебной доски до последнего ряда столов — не более 860 см;
  • парты (столы) расставлены в следующем порядке: меньшие по размеру — ближе к доске, большие по размеру — дальше от доски, цветовая маркировка присутствует.

2.8. Убедиться в безопасности рабочего места, проверить на устойчивость и исправность мебель в кабинете биологии, оценить покрытие столов и стульев, которое не должно иметь дефектов и повреждений.
2.9. Проверить исправность и работу вентиляции вытяжного шкафа.
2.10. Убедиться в отсутствии в кабинете биологии растений ядовитых и вызывающих аллергию.
2.11. Убедиться в целостности лабораторного оборудования, наличии необходимых препаратов и реактивов.
2.12. Проконтролировать наличие и исправное состояние наглядных пособий, моделей, микроскопов.
2.13. Удостовериться, что температура воздуха в помещении кабинета соответствует требуемым санитарным нормам 18-24°С, в теплый период года не более 28°С.
2.14. Провести проверку работоспособности и удостовериться в исправности ЭСО и оргтехники, иных электроприборов в кабинете биологии.
2.15. Подготовить и проверить средства индивидуальной защиты, надеть перед выполнением экспериментов, лабораторных и практических работ. Подготовить защитный экран с целью безопасного проведения демонстрационных опытов по биологии для обучающихся.
2.16. Приступать к работе разрешается после выполнения подготовительных мероприятий и устранения всех недостатков и неисправностей.

3. Требования охраны труда во время работы

3.1. Во время работы необходимо соблюдать порядок в учебном кабинете, где проводятся занятия по биологии, не загромождать свое рабочее место и места обучающихся, а также выход из кабинета и подходы к первичным средствам пожаротушения.
3.2. В целях обеспечения необходимой естественной освещенности учебного кабинета биологии не ставить на подоконники цветы, не располагать тетради, учебники и иные предметы.
3.3. Поддерживать дисциплину и порядок во время занятий, не разрешать ученикам самовольно уходить из кабинета без разрешения учителя, не оставлять обучающихся одних без контроля.
3.4. Наглядные пособия, учебные модели, микроскопы, лабораторное оборудование применять только в исправном состоянии, соблюдая правила безопасности и утверждённые методики.
3.5. При проведении лабораторных работ, практических работ на местности, экскурсий по биологии провести с детьми соответствующие инструктажи с записью в журнале регистрации инструктажей обучающихся.
3.6. При работе со стеклянной лабораторной посудой, приборами из стекла соблюдать осторожность, не нажимать сильно пальцами на хрупкие стенки пробирок, стенки колб.
3.7. Брать предметные покровные стекла за края легко во избежание порезов пальцев.
3.8. При работе с твердыми химическими реактивами не брать их руками, набирать из баночек специальными пластмассовыми или фарфоровыми ложечками, совочками, шпателями не допускать попадания растворов кислот и щелочей на кожу, в глаза и на одежду.
3.9. Для оказания помощи в подготовке и проведении демонстрационных опытов по биологии привлекать лаборанта.
3.10. При использовании режущих и колющих инструментов соблюдать осторожность, брать инструменты только за ручки, не направлять их заостренные части на себя и на обучающихся.
3.11. При пользовании спиртовки или сухого горючего для нагревания жидкостей беречь руки от ожогов. Отверстие пробирки или горлышко колбы при их нагревании не направлять на себя и обучающихся.
3.12. При нагревании жидкостей не наклоняться над сосудами и не заглядывать в них.
3.13. Не использовать растворы и реактивы из тары без соответствующих этикеток.
3.14. Интерактивные доски, сенсорные экраны, информационные панели и иные средства отображения информации, а также компьютеры, ноутбуки, планшеты, моноблоки, иные электронные средства обучения (ЭСО) необходимо использовать в соответствии с инструкцией по эксплуатации и (или) техническим паспортом.
3.15. При использовании ЭСО выполнять мероприятия, предотвращающие неравномерность освещения и появление бликов на экране. Выключать или переводить в режим ожидания интерактивную доску и другие ЭСО, когда их использование приостановлено или завершено.
3.16. При использовании электронного оборудования, в том числе сенсорного экрана, клавиатуры и мыши, интерактивного маркера ежедневно дезинфицировать их в соответствии с рекомендациями производителя либо с использованием растворов или салфеток на спиртовой основе, содержащих не менее 70% спирта.
3.17. Не использовать в помещении кабинета биологии переносные отопительные приборы с инфракрасным излучением, а также кипятильники, плитки, электрочайники, не сертифицированные удлинители.
3.18. При использовании ЭСО и оргтехники учителю биологии запрещается:

  • смотреть прямо на луч света исходящий из проектора, прежде чем повернуться к классу лицом, необходимо отступить от интерактивной доски в сторону;
  • прикасаться к работающему или только что выключенному мультимедийному проектору, необходимо дать ему остыть;
  • включать в электросеть и отключать от неё приборы, подключать комплектующие составляющие приборов мокрыми и влажными руками;
  • нарушать последовательность включения и выключения ЭСО, оргтехники и иных электроприборов, технологические процессы;
  • размещать на электроприборах предметы (бумагу, ткань, вещи и т.п.);
  • разбирать включенные в электросеть приборы;
  • прикасаться к оголенным или с поврежденной изоляцией проводам;
  • сгибать и защемлять кабели питания;
  • оставлять без присмотра включенные электроприборы.

3.19. Во время перерывов между занятиями в отсутствии обучающихся проветривать кабинет биологии, при этом оконные рамы фиксировать в открытом положении. Руководствоваться показателями продолжительности, указанными в СанПиН 1.2.3685-21:

Температура наружного
воздуха, °С
Длительность проветривания помещений, мин.
Учебные кабинеты
в малые перемены, мин
Учебные кабинеты
в большие перемены, мин
от +10 до +6 4-10 25-35
от +5 до 0 3-7 20-30
от 0 до -5 2-5 15-25
от -5 до -10 1-3 10-15
ниже -10 1-1,5 5-10

3.20. Учителю биологии необходимо соблюдать правила передвижения в помещениях и на территории школы:

  • во время ходьбы быть внимательным и контролировать изменение окружающей обстановки;
  • ходить по коридорам и лестничным маршам, придерживаясь правой стороны;
  • при передвижении по лестничным пролетам следует соблюдать осторожность и внимательность, не перепрыгивать через ступеньки, не перевешиваться через перила, ходить осторожно и не спеша;
  • не проходить ближе 1,5 метра от стен здания общеобразовательной организации.

3.21. Во избежание падения из окна, а также ранения стеклом, не вставать на подоконник.
3.22. Соблюдать во время работы настоящую инструкцию по охране труда для учителя биологии, иные инструкции по охране труда при выполнении работ и работе с оборудованием, установленный режим рабочего времени и времени отдыха.
3.23. Требования, предъявляемые к правильному использованию (применению) средств индивидуальной защиты:

  • халат должен быть застегнут на все пуговицы, полностью закрывать туловище и руки до запястья, не содержать в карманах острые и бьющиеся предметы;
  • фартук должен облегать;
  • перчатки должны соответствовать размеру рук и не сползать с них;
  • при использовании защитных очков или щитка лицевого регулировать прилегание;
  • при неисправности СИЗ заменить на исправные.

3.24. При длительной работе с документами, тетрадями, за компьютером (ноутбуком) с целью снижения утомления зрительного анализатора, предотвращения развития познотонического утомления через час работы делать перерыв на 10-15 минут, во время которого следует выполнять комплекс упражнений для глаз, физкультурные паузы.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1. Перечень основных возможных аварий и аварийных ситуаций, причины их вызывающие:

  • повреждение стеклянной лабораторной посуды вследствие нарушения правил обращения со стеклянной посудой и ее использования при проведении опытов;
  • появление резкого и (или) неприятного запаха, вызывающего кашель, вследствие поломки вытяжного шкафа, разгерметизации влажных препаратов;
  • возникновение возгорания, вследствие небрежного обращения со спиртовкой и сухим горючим, легковоспламеняющимися веществами и жидкостями, неисправности электроприбора или иного электрооборудования;
  • прорыв системы отопления, водоснабжения, канализации из-за износа труб;
  • террористический акт или угроза его совершения.

4.2. Учитель биологии обязан немедленно известить заместителя директора по УВР или директора школы:

  • о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью обучающихся и работников общеобразовательной организации;
  • о факте возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний;
  • о каждом несчастном случае, произошедшем в школе;
  • об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления).

4.1. В случае, если разбилась лабораторная посуда, не собирать ее осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.
4.3. Средства и действия, направленные на ликвидацию неприятного запаха:

  • срочно эвакуировать обучающихся из кабинета биологии в безопасное место;
  • проветрить помещение, открыв окна, чтобы улетучился запах;
  • обезопасить объект, ставший причиной распространения запаха.

4.4. Средства и действия, направленные на ликвидацию возгорания, возникшего вследствие небрежного обращения со спиртовкой или сухим горючим, возгорания легковоспламеняющихся жидкостей, короткого замыкания в электроприборе:

  • прекратить доступ кислорода, воздуха, закрыв спиртовку или сухое горючее специальным колпачком;
  • при проливе и возгорании горючих и легковоспламеняющихся жидкостей — прекратить доступ кислорода с применением листового асбеста, песка, кошмы, покрывала для изоляции очага возгорания, огнетушителя;
  • обесточить электроприбор, воспользоваться огнетушителем.

4.7. В случае появления задымления или возгорания в учебном кабинете, учитель биологии обязан немедленно прекратить работу, вывести детей из кабинета – опасной зоны, вызвать пожарную охрану по телефону 01 (101 – с мобильного), оповестить голосом о пожаре и вручную задействовать АПС, сообщить директору школы. При условии отсутствия угрозы жизни и здоровью людей принять меры к ликвидации пожара в начальной стадии с помощью первичных средств пожаротушения. При использовании огнетушителей не направлять в сторону людей струю углекислоты или порошка. При пользовании углекислотным огнетушителем во избежание обморожения не браться рукой за раструб.
4.6. В случае получения травмы учитель биологии обязан прекратить работу, позвать на помощь, воспользоваться аптечкой первой помощи, поставить в известность директора школы (при отсутствии иное должностное лицо) и обратиться в медицинский пункт. При получении травмы иным работником или обучающимся необходимо оказать ему первую помощь. Вызвать медицинского работника общеобразовательной организации, при необходимости, вызвать скорую медицинскую помощь по телефону 03 (103) и сообщить о происшествии директору общеобразовательной организации. Обеспечить до начала расследования сохранность обстановки на месте происшествия, а если это невозможно (существует угроза жизни и здоровью окружающих) – фиксирование обстановки путем составления схемы, протокола, фотографирования или иным методом.
4.8. При аварии (прорыве) в системе отопления, водоснабжения и канализации в кабинете биологии необходимо вывести обучающихся из помещения, оперативно сообщить о происшедшем заместителю директора по административно-хозяйственной части общеобразовательной организации.
4.9. В случае угрозы или возникновения очага опасного воздействия техногенного характера, угрозы или приведения в исполнение террористического акта следует руководствоваться Планом эвакуации, инструкцией о порядке действий в случае угрозы и возникновении ЧС террористического характера.

5. Требования охраны труда по окончании работы

5.1. Отключить ЭСО и оргтехнику, другие имеющиеся электроприборы от электросети.
5.2. Собрать у обучающихся остатки растворов, реактивов и поместить их в специальную посуду для последующей нейтрализации. Собрать лабораторную посуду, воспользоваться помощью лаборанта кабинета биологии.
5.3. Собрать гербарии у обучающихся и уложить в специальные коробки для хранения. Влажные препараты собрать и разместить на хранение, убедившись в их целостности и герметичности.
5.4. Микроскопы и микропрепараты, разместить в места хранения, убедившись в их исправности.
5.5. Внимательно осмотреть учебный кабинет биологии. Убрать учебные и наглядные пособия, методические пособия и раздаточный материал в места хранения.
5.6. Проветрить учебный кабинет биологии.
5.7. Удостовериться в противопожарной безопасности помещения. Удостовериться, что противопожарные правила в помещении соблюдены, огнетушители находятся в установленных местах. При окончании срока эксплуатации огнетушителя передать его лицу, ответственному за пожарную безопасность в школе, для последующей перезарядки. Установить в помещении новый огнетушитель.
5.8. Проконтролировать проведение влажной уборки, а также вынос мусора из помещения учебного кабинета биологии.
5.9. Закрыть окна, вымыть руки, перекрыть воду и выключить свет.
5.10. Сообщить непосредственному руководителю о недостатках, влияющих на безопасность труда, пожарную безопасность, обнаруженных во время работы.
5.11. При отсутствии недостатков закрыть учебный кабинет биологии на ключ.

Инструкцию разработал: ___________ /______________________/

С инструкцией ознакомлен (а)
«___»___________202__г. ___________ /______________________/

Рекомендуем перейти к:
Инструкциям в кабинете биологии
Инструкциям классного руководителя

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШИРОКОВСКАЯ
ШКОЛА»

СИМФЕРОПОЛЬСКОГО
РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

СОГЛАСОВАНО

Председатель
ППО

________Е.В
Тещаева

Протокол
№01 от 03.02.2020г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор
МБОУ «Широковская школа»

 _______Н.С.Ходова

Приказ №68-о
от 10.02.2020г.

И Н С Т Р У К Ц И
Я

по охране труда

для
учителя биологии

ИОТ-012-2020

с.
Широкое

2020г.

И Н С Т Р
У К Ц И Я

по охране
труда для учителя биологии

ИОТ-012-2020

1.      ОБЩИЕ
ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. Настоящая
инструкция распространяется на учителя биологии МБОУ «Широковская школа» и является
нормативным актом об охране труда, содержит обязательные для соблюдения
работниками требования при выполнении им работ.

1.2. Инструкция
разработана на основе Методических рекомендаций по разработке государственных
требований охраны труда, утвержденных постановлением Минтруда России от
17.12.02 № 80.

1.3.  Инструкция
действует на протяжении 5 лет с момента утверждения.

1.4. По данной
инструкции учитель биологии инструктируется перед началом работы (первичный
инструктаж), а потом через каждые 6 месяцев (повторный инструктаж).

1.5.  К работе
допускаются учителя, не моложе 18 лет, имеющие соответствующее образование,
прошедшие медосмотр (1 раз в год), имея допуск к работе в санитарной книжке, обучение
и проверку знаний по вопросам охраны труда, а также инструктаж до начала
работы.

1.6.  Режим работы
учителя устанавливается Правилами внутреннего трудового распорядка, согласно
расписанию уроков, утвержденным директором школы.

1.7.  Учитель должен:

·  Знать специфику работы школы, расположение отдельных объектов, участков
и пр.;

· 
Соблюдать
правила пожарной безопасности;

· 
Знать
номера телефонов вызова пожарной части
(101), полиции (102), «скорой помощи» (103);

· 
Уметь
оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим от несчастных случаев;

·  
Выполнять
правила внутреннего трудового распорядка и в частности: не касаться
электропроводов, арматуры, общего освещения;

·  
На
территории школы передвигаться только по дорожкам, тротуарам, переходам,
специально предназначенным для этого, держась правой стороны;

·  
Быть
внимательным во время работы, не заниматься посторонними делами.

1.8.  Опасные и вредные
производственные факторы:

·  физические
(повышенная температура; опасное напряжение в электрической сети; технические
средства обучения (ТСО); система вентиляции; лабораторное оборудование);

·  химические (пыль;
вредные и едкие химические вещества, используемые при проведении
демонстрационных опытов, лабораторных и практических работ, влажные препараты);

·  биологические
(микроорганизмы,
содержащиеся во влажных препаратах и  биологических культурах);

·  психофизиологические
(напряжение внимания; интеллектуальные и эмоциональные нагрузки).

1.9.      Кабинет биологии
должен быть укомплектован аптечкой с набором необходимых медикаментов и
перевязочными средствами.

1.10.  В кабинете на
видном месте должна быть вывешена инструкция по технике безопасности для
учащихся.

1.11.  Перед проведением
каждой лабораторной и практической работы необходимо провести с учащимися
инструктаж по технике безопасности с записью в соответствующем журнале.

1.12.  В процессе работы
учитель биологии должен соблюдать правила пользования средствами индивидуальной
и коллектив­ной защиты, соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте
рабочее место.

1.13.  Учитель обязан
соблюдать правила пожарной безопаснос­ти, знать места расположения первичных
средств пожаротушения.

1.14. 
В
случае травмирования учащихся учитель в кабинете биологии обязан немедленно
проинформировать о случившемся дежурного администратора и школьную медицинскую
сестру. При необходимости – оказать доврачебную помощь.

1.15.   На рабочем месте
запрещается распивать спиртные напитки, курить.

1.16.   Учитель имеет
право отказаться от порученной работы, если сложилась ситуация, опасная для его
здоровья или для людей, которые его окружают, окружающей среды.

1.17.   Невыполнение
требований инструкции по охране труда и производственной санитарии является
нарушением трудовой дисциплины, за что виновный работник может быть привлечен к
дисциплинарной, административной, уголовной ответственности согласно
законодательству в зависимости от тяжести и последствий допущенных нарушений
(ст.ст. 81, 192 ТК РФ).

2.        
ТРЕБОВАНИЯ
ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1.  Проверить
освещение, осмотреть кабинет, обратить внимание на исправность электрических
розеток, выключателей, канализационной системы, центрального отопления.

2.2.  Проверить
исправность школьной мебели, ТСО, прочность крепления школьной доски, цветочных
газонов; целостность оконных стекол и сохранность реактивов.

2.3.  В случае
обнаружения неисправности приборов и оборудования учитель биологии обязан
немедленно поставить в известность администрацию и сделать соответствующую
запись в тетради заявок, не преступать к работе до их исправления.

2.4.  Во время движения
к работе и с работы соблюдать осторожность,   правила дорожного движения,
учитывать погодные условия и качество дорог и дорожных покрытий.

3.        
ТРЕБОВАНИЯ
ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. 
Соблюдать личную безопасность и требования настоящей
инструкции.

3.2. 
Не оставлять учащихся без присмотра во время
лабораторных и практических работ, учебно-воспитательного процесса в кабинете биологии.
Следить за соблюдением дисциплины учащимися на своих рабочих местах.

3.3. 
Следить, чтобы учащиеся не приносили в кабинет биологии
посторонние предметы и не

использовали их в
эксперименте.

3.4.  В кабинете не
должно быть растений, содержащих ядовитые вещества (олеандр, молочай и др.), а
также колючих растений.

3.5.  Запрещается иметь
и использовать в работе электронагревательные приборы с открытой спиралью.

3.6.  При работе с
лабораторной посудой, приборами из стекла соблюдать осторожность, не нажимать
сильно пальцами на хрупкие стены пробирок, колб. Брать предметы и покровные
стекла за края легко во избежание порезов пальцев.

3.7.  При работе с твердыми
химреактивами набирать их из  баночек специальными пластмассовыми или
фарфоровыми  ложечками, не допускать попадания растворов кислот и щелочей на
кожу, в глаза и на одежду.

3.8.  Не сливать
отработанные растворы химреактивов в канализацию, использовать для их сбора
стеклянную тару  с крышкой вместимостью не менее 3
л.

3.9.  Не мыть
лабораторную посуду с мылом, так как она становится скользкой и ее легко
уронить и разбить.

3.10.   Запрещается
использование в кабинете инсектицидов для борьбы с насекомыми- вредителями комнатных
растений.

3.11.   При переходе из
кабинета в кабинет, переходе на другой этаж, перемещении по школе и её
территории соблюдать осторожность, учитывать покрытие полов, перемещаться
спокойным ровным шагом, на лестнице придерживаться за перила. Необходимо помнить,
что во время уроков технический персонал проводит влажную уборку полов  и при
передвижении по влажным полам рекреации  (особенно 1-ый и 2-ой этаж) надо быть
предельно внимательным.

3.12.   Учитывая покрытие
крыльца школы в холодное и сырое  время года быть особенно осторожным при
перемещении.

3.13.   Находясь в школе
соблюдать санитарно-гигиенические требования и личную гигиену.

3.14.   Необходимо всегда
надевать соответствующую верхнюю одежду и обувь в зависимости от времени года и
состояния погоды. Обувь должна быть прочной, устойчивой, на удобном низком
каблуке. Одежда не должна мешать свободному передвижению. Во время нахождения в
школе верхнюю одежду необходимо снять.

3.15.   Выполнять
необходимо только ту работу, которая предусмотрена вашей должностной
инструкцией.

3.16.   Запрещается производить
самостоятельно вскрытие и ремонт оборудования.

3.17.   При использовании
хозяйственного инвентаря соблюдать правила безопасности.

3.18.   При получении
травмы немедленно обратиться к медсестре, доложить администрации школы.

4.        
ТРЕБОВАНИЯ
ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1.Аварийные
ситуации могут возникнуть при:

­  нарушении правил
электробезопасности;

­  коротком замыкании
в электросети;

­  поломке электро– и
другого оборудования;

­  при неисправности
коммунальных систем водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции;

­  нарушении правил
пожаробезопасности;

­  пожаре;

­  аварийном
состоянии стен, пола, потолка, фрамуг;

­  стихийных
бедствиях .

4.2. В
аварийных ситуациях необходимо:

­  вывести из
кабинета учащихся, руководствуясь схемой эвакуации;

­  поставить в
известность администрацию;

­  принять меры по
исключению доступа посторонних лиц к местам пожара (аварии);

­  принять меры в
ликвидации пожара (аварии).

Если
имеются потерпевшие, необходимо оказать им доврачебную медицинскую помощь, а
при необходимости вызвать “скорую медицинскую помощь”.

4.3.
При разливе легковоспламеняющейся жидкости и ее воспламенении эвакуировать
учащихся из кабинета биологии, сообщить о пожаре администрации школы и в
ближайшую пожарную часть, приступить к тушению очага возгорания с помощью
первичных средств пожаротушения.

4.4.
В случае если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать
их осколки незащищенным руками, а использовать для этой цели щетку и совок.

5.        
ТРЕБОВАНИЯ
ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИЮ РАБОТЫ

5.1. 
 Проконтролировать
приведение в порядок рабочих мест учащихся.

5.2.  Все использованное
оборудование в чистом виде сложить на место. Убрать используемые препараты в
специальные места, предназначенные для их хранения (влажные препараты – в шкафы);

5.3.  Проверить
отключение электроприборов, освещения, закрыть окна;

5.4.  Привести в порядок
свое рабочее место.

5.5.  При обнаружении
неисправности доложить администрации школы.

5.6. 
Выходя
из кабинета, закрыть двери  на ключ.

Зам. по УВР                                                                                                             Л.Е.
Горова

СОГЛАСОВАНО:

Специалист
по охране труда                                                                                 И.А.
Николаева

«Утверждаю»

Директор школы

__________

«__» ____________201

Инструкция

по охране труда при работе в кабинете биологии

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ.

К работе в кабинете биологии допускаются лица, достигшие
16-летнего возраста, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по ох­

ране труда.

Опасные производственные факторы:

химические ожоги при попадании на кожу и в глаза растворов
кислот, щелочей и других едких веществ;

термические ожоги при неаккуратном обращении со спиртовка­
ми;

порезы и уколы рук при небрежном обращении’ с лабораторной
посудой, режущим и колющим инструментом;

отравления ядовитыми растениями и ядовитыми веществами
грибов.

Для тушения очага возгорания кабинет биологии должен быть
обеспечен первичными средствами пожаротушения: огнетушитель пенный и

углекислый ящик с песком;

При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему,
сообщить об атом администрации учреждения, при необходимости отправить
пострадавшего
в ближайшее лечебное учреждение.

После окончания работ тщательно вымыть руки с мылом.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ.

Подготовить к работе необходимое оборудование, инструменты,
препараты, проверить их правильность, целостность лабораторной посуды
и приборов из стекла.

Убедится в наличии и исправности первичных средств пожароту­шения, а также укомплектованности медицинской аптечки необходимыми медикамен­тами
и перевязочными средствами.

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ.

Обеспечить безопасное состояние рабочих мест для учащихся,
приборов, оборудования, инструментов, хранение химреактивов.

В кабинете биологии не должно быть растений, содержащих ядовитые ­
вещества (олеандр, молочай и др.), а также колючих растений.

Пребывание учащихся в помещении кабинета биологии и в лаборантской ­
допускается только в присутствии учителя (преподавателя) био­логии
.

Стеклянная посуда, колющие и режущие инструменты, химреактивы должны храниться в лаборантской в закрывающихся на замки шкафах с глухими дверными створками без стекол.

В кабинете на видном месте должны быть вывешены инструкции
по охране труда для учащихся при выполнении лабораторных и практических ­
работ, во время работы на учебно-опытном участке при проведении

экскурсий биологии.

Запрещается иметь и использовать в работе электронагревательные ­
приборы с открытой спиралью.

При работе с лабораторной посудой, приборами из стекла соб­людает
особую осторожность, не нажимать сильно пальцами на хрупкие
стенки пробирок, колб, брать предметные и покровные стекла за края легко,­

во избежание порезов пальцев.

При работе с твердыми химреактивами набирать их из баночек
специальными пластмассовыми или фарфоровыми ложечками, не допускать
попадания растворов кислот и щелочей на кожу, глаза и одежду.

Запрещается использование инсектицидов для борьбы с насеко­мыми-
вредителями комнатных растений.

Не сливать отработанные растворы химреактивов в канализа­цию, использовать для их сбора стеклянную тару с крышкой вместимостью
не менее Зл.

Не мыть лабораторную посуду мылом, так как она становится скользкой и ее легко уронить и разбить.

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.

4. 1. При разливе легко воспламеняющихся жидкостей или ее воспла­менения эвакуировать учащихся из кабинета биологии, сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.

4.8. В случае, если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать их осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.

4.3. При получении травмы сообщить оказать первую помощь постра­давшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИЮ РАБОТЫ.

Привести в порядок рабочее место. Убрать в лаборантскую в
шкаф оборудование, приборы, инструменты, препараты.

Отработанные водные растворы реактивов слить в закрывающийся стеклянный сосуд вместимостью не менее З л для последующего уничтоже­ния.
 

Тщательно вымыть руки с мылом.

«Утверждаю»

Директор школы

__________

«__» ____________201

Инструкция

по охране труда для учащихся при выполнении лабораторных и практических работ

с использованием микроскопа

Общие положения.

Данная инструкция предназначена для учащихся при выполнении в кабинете биологии лабораторных работ, связанных с использованием микроскопа. Опасности в работе:

уколы частей тела при небрежном обращении с препаравальными иглами;

порезы рук при небрежном обращении с предметами и покровными стёклами.

Требования безопасности перед началом работы.

Ученик внимательно изучает содержание и порядок выполнения лабораторной работы, и безопасные приёмы её выполнения.

Перед началом каждой лабораторной работы, учитель биологии проводит инструктаж учащихся, обучает безопасным правилам поведения при проведении лабораторной работы, экспериментов. Не оставляет учащихся без присмотра на перемене и во время учебно-воспитательного процесса.

Ученик освобождает рабочее место от посторонних предметов.

Ученик знакомится с устройством микроскопа и в его исправности, с правилами работы с микроскопом.

Ученик должен точно выполнять все указания учителя биологии.

Ученик не загромождает проходы портфелями и сумками.

Требования безопасности во время работы.

Ученик точно выполняет указания учителя биологии при работе с микроскопом в отношении соблюдения порядка действий.

Ученик соблюдает осторожность при работе с препаравальными иглами, предметными и покровными стёклами.

Ученик приступает к работе только тогда, когда убедился в исправности микроскопа.

Ученик перед работой с микроскопом знакомится с правилами.

Учащийся не берёт без разрешения учителя биологии микроскоп, препараты и другое оборудование с других рабочих мест, не встаёт с рабочего места и не ходит по кабинету во время эксперимента.

Учащийся не выносит из кабинета микроскоп, предметные и покровные стёкла, препаравальные иглы и пинцеты.

Требования безопасности после окончания работы.

По окончании работы ученик собирает предметные и покровные стёкла, препаравальные иглы, пинцеты, протирает салфеткой и укладывает в предназначенные для этого футляры. Затем сдаёт всё учителю биологии на хранение. Протирает объектив и окуляр микроскопа салфеткой, выводит микроскоп из рабочего состояния, зачехляет его и сдаёт учителю биологии на хранение.

По окончании работы ученик приводит своё рабочее место в порядок.

После окончания работы обязательно тщательно вымойте руки с мылом.

Не выходите из кабинета (класса) без разрешения учителя.

Требования безопасности в аварийных ситуациях.

В случае выявления неисправностей в приборах, установках немедленно остановите работу и оповестите.

«Утверждаю»

Директор школы

__________

«__» ____________201

Инструкция

по охране труда для учащихся при выполнении практических и лабораторных работ, связанных с гербарным материалом в кабинете биологии

Общие положения.

Данная инструкция предназначена для учащихся при выполнении в кабинете биологии лабораторных работ, связанных с гербарным материалом.

Опасности в работе:

аллергические реакции на сухой гербарный материал;

уколы шипами, колючками гербарных растений при небрежном обращении с ними;

попадание частичек гербарного материала в глаза и слизистую носоглотки с повреждённых гербариев.

Требования безопасности перед началом работы.

Ученик внимательно изучает содержание и порядок выполнения лабораторной работы и безопасные приёмы её выполнения.

Перед началом каждой лабораторной работы, учитель биологии проводит инструктаж учащихся, обучает безопасным правилам поведения при проведении лабораторной работы, экспериментов.

Ученик освобождает рабочее место от посторонних предметов.

Ученик проверяет наличие и целостность гербарного материала, применяемого в лабораторной работе.

Ученик должен точно выполнять все указания учителя биологии.

Ученик не загромождает проходы портфелями и сумками.

Требования безопасности во время работы

Ученик точно выполняет указания учителя биологии при работе с гербарным материалом.

Ученик заблаговременно сообщает учителю о предрасположенности к аллергии на пыль, на частички сухого гербарного материала.

Ученик приступает к работе только тогда, когда убедился в целостности гербарного материала.

Учитывая хрупкость сухих растений (гербариев) – ученик соблюдает осторожность в работе с ними во избежание засорения глаз и попадания в дыхательные пути частичек гербария.

Не передавать гербарии друг другу. Работать с тем гербарием, который выдал учитель биологии.

Требования безопасности после окончания работы.

По окончании работы ученик сдаёт гербарный материал учителю биологии на хранение.

По окончании работы ученик приводит своё рабочее место в порядок.

После окончания работы обязательно тщательно вымойте руки с мылом.

Не выходите из кабинета (класса) без разрешения учителя.

Требования безопасности в аварийных ситуациях.

В случае выявления неисправностей в приборах, установках немедленно остановите их работу, сообщите об этом учителю.

«Утверждаю»

Директор школы

__________

«__» ____________201

Инструкция

по технике безопасности для учащихся при проведении лабораторных занятий, практических работ и демонстрационных опытов в кабинете биологии

Учащиеся должны приобрести прочный навык брать инструменты только за ручки, не направляйте их заострённые части на себя и соседей (при изготовлении микропрепаратов учащимися 6,8,10 классов; черенковании комнатных растений — 6 классов).

Категорически запрещается иметь в кабинете биологии электронагревательные приборы с открытой спиралью. При демонстрационных опытах допустимо использование электронагревательных приборов с закрытой спиралью.

Перед выполнением лабораторных работ, в процессe которых проводится нагревание жидкости в пробирках, учитель обязан сообщить правила нагревания пробирки (держать её необходимо отверстием от себя), необходимо показать как правильно закрепляются пробирки в зажимах штативов. Категорически запрещается придерживание пробирок бумажными полосками.

Инструктаж надлежит сопровождать показом правильных приемов ра­боты, (проводится при выполнении лабораторных работ действие слюны на крахмал и желудочного сока на белок).

При выполнении лабораторной работы – сфикированными в формалине материалами его необходимо накануне извлечь и тщательно промыть под струей холодной воды.

При проведении лабораторной работы — получение вытяжки xлорофила из зелёного листа, необходима проинструктировать учащихся как работать с хрупкой стеклянном посудой: химическими стаканами, пробиркой, предметными стеклами и т.д.

При демонстрации опытов, связанных с использованием кислот, щелочей и других химических реактивов, не допускать попадания этих веществ на одежду, необходимо проинструктировать школьников как работать с серной кислотой.

В кабинете биологии запрещается использование инсектицидов для борьбы с насекомыми- вредителями растений. Допускается обработка растений мыльным раствором, раствором мочевины, табачным настоем.

При использовании технических средств обучения принимаются меры предосторожности, установленные в общем порядке для всех учебных предметов.

Для оказания первой помощи при травмах в кабинете биологии обязательно надо иметь аптечку, в которой должны находиться: бинт, вата, йод, растворы соды, перманганата калия, нашатырный спирт, зелёнка.

«Утверждаю»

Директор школы

__________

«__» ____________201

Инструкция

по охране труда для учащихся при выполнении лабораторных работ с влажными препаратами в кабинете биологии

Общие положения.

Данная инструкция предназначена для учащихся в кабинете биологии лабораторных работ, связанных с влажными препаратами.

Опасности в работе:

отравление вредными испарениями при небрежном обращении с влажными препаратами и их разгерметизации при этом;

порезы рук при небрежном обращении со стеклянной поверхностью влажных препаратов.

Требования безопасности перед началом работы.

Ученик внимательно изучает содержание и порядок выполнения лабораторной работы, и безопасные приёмы её выполнения.

Перед началом каждой лабораторной работы, учитель биологии проводит инструктаж учащихся, обучает безопасным правилам поведения при проведении лабораторной работы, экспериментов. Не оставляет учащихся без присмотра на перемене и во время учебно-воспитательного процесса.

Ученик освобождает рабочее место от посторонних предметов.

Ученик проверяет наличие и целостность влажных препаратов, применяемых в лабораторной работе.

Ученик должен точно выполнять все указания учителя биологии.

Ученик не загромождает проходы портфелями и сумками.

Требования безопасности во время работы.

Ученик точно выполняет указания учителя биологии при работе с влажными препаратами.

Ученик соблюдает осторожность при работе с влажными препаратами, без надобности не переставляет с места на место, не передаёт друг другу и не берёт влажные препараты с других столов.

Ученик приступает к работе только тогда, когда убедился в герметичности влажных препаратов.

Ученик перед работой с влажными препаратами знакомится с правилами.

Учащийся соблюдает осторожность при работе с влажными препаратами во избежание повреждения, так как можно порезаться осколками стекла или отравиться вредными испарениями формалинового раствора, в котором находится изучаемый объект.

Требования безопасности после окончания работы.

По окончании работы ученик сдаёт влажные препараты учителю биологии на хранение.

По окончании работы ученик приводит своё рабочее место в порядок.

После окончания работы обязательно тщательно вымойте руки с мылом.

Не выходите из кабинета (класса) без разрешения учителя.

Требования безопасности в аварийных ситуациях.

В случае выявления неисправностей в приборах, установках немедленно остановите работу и оповестите учителя.

В случае травмы или ожога сразу же обратитесь к учителю.

При возникновении аварийной ситуации:

сообщить администрации, директору;

сообщить пожарной охране;

принять меры по эвакуации учащихся из помещения;

отключить электросеть.

Требования по оказанию первой помощи.

Если произошло повреждение влажного препарата, и при этом произошла утечка вредных испарений и раствора, необходимо, во избежание отравлений и аллергических реакций, вывести учащихся из кабинета, нейтрализовать раствор, убрать его остатки и проветрить кабинет.

Если при этом наблюдается наличие порезов осколками стекла, необходимо смазать края раны йодом и наложить стерильную повязку, при необходимости отправить учащегося в медицинский пункт.

«Утверждаю»

Директор школы

__________

«__» ____________201

Инструкция

по правилам безопасности для учащихся на пришкольном участке.

I. Общие требования безопасности

Соблюдение данной инструкции обязательно для всех работающих на участке учащихся.

Работать на учебном участке в халатах или перчатках.

Пользоваться соответствующими возрасту сельскохозяйственными орудиями.

Не переносить тяжести с помощью носилок, вёдер до достижения 15 лет.

Пользоваться лейками вместимостью не более 4-х литров.

Учащиеся 4-5 классов работают на участке 2 часа, через каждые 20 минут работы 10 минутный перерыв, 7-8 классы работают 3-4 часа с 10 минутными перерывами через каждые 30 минут.

Нельзя работать с ядохимикатами, инсектицидами и гербицидами.

Все работы выполнять после указания учителя, руководителя трудовой практики.

Не производить прополку руками, только рыхлителями, мотыгами и в перчатках.

Травмоопасность на учебном участке:

солнечный удар;

порезы и ушибы при работе с инвентарём;

отравление ядохимикатами и т.п. веществами.

II. Требования безопасности перед началом занятий

Пройти инструктаж по ТБ при выполнении любого вида работ.

Надеть рабочую одежду и защитные перчатки.

Получить, соответствующие своему росту лопату, мотыгу и др. орудия труда.

Получить конкретное задание на ближайшие 20 — 30 минут от учителя — руководителя работ.

При наличии порезов кисти, пальцев рук учащийся освобождается от работы с землёй.

III. Требования безопасности во время занятий

Приступить к работе после указания учителя.

Лопату, грабли, вилы, мотыгу переносить только рабочей частью вниз.

Работу по обработке земли производить в защитных перчатках.

Прополку вести только инвентарём, но не руками.

Очищать почву от камней, осколков стекла, обломков металла проводить граблями, лопатой и т.д.

Соблюдать порядок и дисциплину во время работы.

Защитить голову от солнечных лучей платком, косынкой, кепкой.

Проводить 10 минутный отдых в тени.

IV. Требования безопасности в аварийных ситуациях

В случае возникновения аварийных ситуаций (буря, ураган, пожар и т.п.) покинуть участок по указанию учителя или руководителя работ.

При травматизме обратиться за помощью к учителю.

При плохом самочувствии, внезапном заболевании сообщить учителю.

V. Требования безопасности по окончании занятий

Сдать рабочий инструмент и инвентарь учителю.

Снять рабочую одежду и защитные перчатки, сдать учителю.

Вымыть тщательно с мылом руки, лицо.

О всех недостатках, замеченных во время работы на участке, сообщить учителю.

«Утверждаю»

Директор школы

__________

«__» ____________201

Инструкция

по охране труда при проведении демонстрационных опытов по биологии

Общие требования безопасности.

1.К проведению демонстрационных опытов по биологии допускаются педагогические работники в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Учащиеся к подготовке и проведению демонстрационных опытов не допускаются.

2. Лица, допущенные к проведению демонстрационных опытов по биологии, должны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.

3. При проведении демонстрационных опытов по биологии возможно воздействие следующих опасных и вредных поизводственных факторов:

— химические ожоги при попадании на кожу и в глаза растворов кислот, щелочей и других едких веществ;

— термические ожоги при неаккуратном обращении со спиртовками;

— порезы и уколы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой, режущим и колющим инструментом;

— отравления ядовитыми растениями и ядовитыми веществами грибов.

4.Кабинет биологии должен быть укомплектован медаптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств в соответствии с Приложением 5 Правил для оказания первой помощи при травмах.

5. При проведении демонстрационных опытов по биологии соблюдать правила пожарной безопасности, знать расположение первичных средств пожаротушения. Кабинет биологии должен быть оснащен первичными средствами пожаротушения: огнетушителем пенным и углекислотным, ящиком с песком.

6. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить администрации учреждения. При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить администрации учреждения.

7. В процессе работы соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.

8. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

Требования безопасности перед началом работы.

Подготовить к работе необходимое оборудование , инструменты, препараты, проверить их исправность, убедиться в целостности лабораторной посуды и приборов из стекла.

Требования безопасности во время работы.

1. Пребывание учащихся в помещение кабинета биологии и в лаборантской допускается только в присутствии учмиеля.

2. Обеспечить безопасное состояние рабочих мест для учащихся, приборов, оборудования, инструментов, хранение химреактовов.

3. Стеклянная посуда, колющие и режущие инструменты, химреактивы должны храниться в лаборантской в закрывающихся на замки шкафах с глухими створками без стекол.

4. В кабинете на видном месте должны быть вывешены инструкции по охране труда для учащихся при выполнении лабораторных работ и практических работ, на учебно-опытном участке и при поведении экскурсий по биологии.

5. В кабинете не должно быть растений, содержащих ядовитые вещества ( олеандр, молочай и др.) а также колючих растений.

6. Запрещается иметь и использовать в работе электронагревательные приборы с открытой спиралью.

7. При работе с лабораторной посудой, приборами из стекла соблюдать осторожность, не нажимать сильно пальцами на хрупкие стенки пробирок, колб. Брать предметные и покровные стекла за края легко во избежание порезов пальцев.

8. При работе с твердыми химреактивами набирать из баночек специальными пластмассовыми или фарфоровыми ложечками, не допускать попадания растворов кислот и щелочей на кожу, в глаза и на одежду.

9. Не сливать отработанные растворы химреактивов в канализацию, использовать для их сбора стеклянную тару с крышкой вместимостью не менее 3 литров.

10. Не мыть лабораторную посуду с мылом, так как она становится скользкой и ее легко уронить и разбить.

11. Запрещается использование в кабинете инсектицидов для борьбы с насекомыми – вредителями комнатных растений.

Требования безопасности по окончании работы.

1. Привести в порядок рабочее место, убрать в лаборантскую в шкафы оборудование, приборы, инструменты, препараты, химреактивы.

2. Отработанные водные растворы реактивов слить в закрывающийся стеклянный сосуд вместимостью неменее 3 литров с крышкой для их последующего уничтожения.

3. Проветрить помещение и тщательно вымыть руки.

«Утверждаю»

Директор школы

__________

«__» ____________201

Инструктаж

для учащихся школы

по охране труда при проведении экскурсий по биологии

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ.

1.1. К участию в экскурсиях по биологии допускаются учащиеся с 6-ro класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

1.2. При проведении экскурсии по биологии возможно воздействие на учащихся следующих опасных и вредных факторов:

— травмирование ног при передвижении без обуви, а также без брюк или чулок;

— укусы ядовитыми животными и пресмыкающимися (змеи, паукообразные, многоногие и пр.);

— заражение инфекционными болезнями при укусе их переносчиками (грызуны, клещи, насекомые и пр.);

— отравления ядовитыми растениями, плодами и грибами;

— заражение желудочно-кишечными болезнями при употреблении воды из открытых непроверенных водоемов.

1.3. При проведении экскурсии по биологии обязательно иметь аптечку с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи при травмах.

1.4. Учащиеся обязаны во время экскурсии по биологии соблюдать правила пожарной безопасности, не разводить костры и не пользоваться открытым огнем в лесу.

1.5. При проведении экскурсии по биологии группу учащихся должны сопровождать двое взрослых.

1.6. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить руководителю экскурсии, которому оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить администрации учреждения.

1.7. Во время экскурсии по биологии учащиеся должны соблюдать правила поведения, не нарушать установленный порядок проведения экскурсии, соблюдать правила личной гигиены.

1.8. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности и со всеми учащимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД ПРОВЕДЕНИЕМ ЭКСКУРСИИ.

2.1. Перед проведением экскурсии по биологии ее руководитель обязан тщательно обследовать тот участок местности, куда будут выведены учащиеся, выбирая места, где отсутствуют опасности для детей, а также безопасные маршруты передвижения.

2.2. Ознакомиться по плакатам с местными ядовитыми и опасными животными, пресмыкающимися, насекомыми, растениями, плодами и грибами.

2.3. Надеть соответствующую сезону и погоде одежду и обувь. Для предотвращения травм и укусов ног надеть брюки или чулки. Чтобы избежать натирания ног обувь должна быть подобрана по размеру.

2.4. Убедиться в наличии аптечки и ее укомплектованности необходимыми медикаментами и перевязочными средствами.

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ЭКСКУРСИИ.

3.1. При передвижении не снимать обувь и не ходить босиком во избежание травм и укусов пресмыкающимися и насекомыми.

3.2. При изучении флоры и фауны водоема избегать глубоких мест, не входить в воду. Для ознакомления с живыми объектами водоема использовать сачки на длинных ручках. Использование лодок или мостков не разрешается.

3.3. Во избежание лесных пожаров и ожогов не разводить костры.

3.4. Запрещается использовать ядовитые вещества (хлороформ, серный эфир и др.) для замаривания насекомых.

3.5. Во избежание отравлений не пробовать на вкус какие-либо растения, плода и грибы.

3.6. Во избежание укусов и травм не трогать руками ядовитых и опасных пресмыкающихся, животных, насекомых, растений и грибов, а также колючих кустарников и растений.

3.7. Не выкапывать растения из грунта незащищенными руками, использовать для этой цели лопатки, рыхлители и др.

3.8. Во избежание заражения желудочно-кишечными болезнями не пить воду из открытых непроверенных водоемов, для этого использовать воду из фляжки, которую необходимо брать с собой.

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.

4.1. При укусе ядовитыми животными, пресмыкающимися, насекомыми немедленно отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения.

4.2. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения.

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ ЭКСКУРСИИ.

5.1. Проверить по списку наличие всех учащихся.

5.2. Сдать руководителю экскурсии инвентарь и собранные образцы.

5.3. Тщательно вымыть руки с мылом.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Spacerail 233 5g инструкция по сборке на русском языке
  • Пульт гал инструкция по настройке коды
  • Ибупрофен 600 инструкция по применению таблетки взрослым от чего помогает
  • Может ли руководство сократить рабочий день
  • Может ли работодатель поменять должностную инструкцию без согласия работника