Инструкция по охране труда для учителя обж

Инструкция по охране труда для учителя ОБЖ

Инструкция
по охране труда для учителя основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)

1. Общие требования охраны труда

1.1. Настоящая инструкция по охране труда для учителя основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) в школе разработана в соответствии с Приказом Минтруда России от 29 октября 2021 года N 772н «Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда», вступившим в силу 1 марта 2022 года; Постановлениями Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020г №28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» и от 28.01.2021г №2 «Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; разделом Х Трудового кодекса Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами по охране труда.
1.2. Данная инструкция по охране труда для учителя ОБЖ устанавливает требования охраны труда перед началом, во время и по окончании работы сотрудника, выполняющего обязанности учителя основ безопасности жизнедеятельности в школе, требования охраны труда в аварийных ситуациях, определяет безопасные методы и приемы работ на рабочем месте.
1.3. Инструкция по охране труда составлена в целях обеспечения безопасности труда и сохранения жизни и здоровья учителя ОБЖ при выполнении им своих трудовых обязанностей и функций в общеобразовательной организации.
1.4. К выполнению обязанностей учителя ОБЖ в общеобразовательной организации допускаются лица:

  • имеющие образование, соответствующие требованиям к квалификации (профстандарта) по своей должности;
  • соответствующие требованиям, касающимся прохождения предварительного и периодических медицинских осмотров, внеочередных медицинских осмотров по направлению директора, обязательного психиатрического освидетельствования (не реже 1 раз в 5 лет), профессиональной гигиенической подготовки и аттестации (при приеме на работу и далее не реже 1 раза в 2 года), вакцинации, наличия личной медицинской книжки с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе.

1.5. Принимаемый на работу учитель ОБЖ обязан пройти в установленном порядке вводный инструктаж, первичный инструктаж на рабочем месте до начала самостоятельной работы (если его профессия и должность не входит в утвержденный директором Перечень освобожденных от прохождения инструктажа профессий и должностей), проходить повторные инструктажи не реже одного раза в шесть месяцев, а также внеплановые и целевые в случаях, установленных Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда.
1.6. Учитель ОБЖ должен изучить настоящую инструкцию, пройти обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда, обучение приемам оказания первой помощи пострадавшим, обучение правилам пожарной безопасности и электробезопасности и проверку знаний правил в объеме должностных обязанностей с присвоением I квалификационной группы допуска по электробезопасности.

1.7. Учитель ОБЖ в целях соблюдения требований охраны труда обязан:

  • соблюдать требования охраны труда и производственной санитарии, инструкции по охране труда, охране жизни и здоровья обучающихся;
  • обеспечивать режим соблюдения норм и правил по охране труда и пожарной безопасности во время организации образовательной деятельности;
  • иметь четкое представление об опасных и вредных факторах, связанных с выполнением работ и знать основные способы защиты от их воздействия;
  • соблюдать правила личной гигиены;
  • знать порядок действий при возникновении пожара или иной чрезвычайной ситуации и эвакуации, сигналы оповещения о пожаре;
  • уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения;
  • знать месторасположение аптечки и уметь оказывать первую помощь пострадавшему;
  • соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка и Устав общеобразовательной организации;
  • соблюдать установленные режимы труда и отдыха;
  • соблюдать должностную инструкцию учителя ОБЖ;
  • соблюдать инструкцию по охране труда в кабинете ОБЖ школы.

1.8. В процессе работы возможно воздействие на учителя ОБЖ следующих опасных и (или) вредных производственных факторов:

  • напряженность трудового процесса: нагрузка на голосовой аппарат;
  • тяжесть трудового процесса: рабочая поза (длительное нахождение в положении «стоя» в течение рабочего дня).

Факторы признаются вредными, если это подтверждено результатами СОУТ.
1.9. Перечень профессиональных рисков и опасностей при работе учителем ОБЖ:

  • нарушение остроты зрения при недостаточной освещённости рабочего места;
  • перенапряжение зрительного и голосового анализаторов;
  • зрительное утомление при длительной работе с документами, тетрадями;
  • поражение электрическим током при прикосновении к токоведущим частям электрооборудования и электроприборов с нарушенной или поврежденной изоляцией (при включении или выключении электроприборов и (или) освещения в помещениях);
  • повышенное психоэмоциональное напряжение;
  • повышенный уровень шума;
  • получение различного рода травм в ходе образовательной деятельности ввиду нарушения правил охраны труда и безопасности при обращении с используемыми наглядными пособиями (включая макеты оружия, средства индивидуальной защиты, приборы, приспособления, расходный материал и т.п.), а также в случае нарушения утверждённых методик;
  • высокая плотность эпидемиологических контактов.

1.10. В случае травмирования уведомить заместителя директора по УВР любым доступным способом в ближайшее время. При неисправности оборудования, мебели, ЭСО и иной оргтехники сообщить заместителю директора по административно-хозяйственной части и не использовать до устранения всех недостатков и получения разрешения.
1.11. В целях соблюдения правил личной гигиены и эпидемиологических норм учитель ОБЖ должен:

  • оставлять верхнюю одежду, обувь в предназначенных для этого местах;
  • мыть руки с мылом, использовать кожные антисептики после соприкосновения с загрязненными предметами, перед началом работы, после посещения туалета, перед приемом пищи;
  • не допускать приема пищи в кабинете основ безопасности жизнедеятельности;
  • осуществлять проветривание учебного кабинета ОБЖ;
  • соблюдать требования СП 2.4.3648-20, СанПиН 1.2.3685-21, СП 3.1/2.4.3598-20.

1.12. Запрещается выполнять работу, находясь в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, а также распивать спиртные напитки, употреблять наркотические средства, психотропные, токсические или другие одурманивающие вещества на рабочем месте или в рабочее время.
1.13. Учитель ОБЖ, допустивший нарушение или невыполнение требований настоящей инструкции по охране труда, рассматривается, как нарушитель производственной дисциплины и может быть привлечён к дисциплинарной ответственности и прохождению внеочередной проверки знаний требований охраны труда, а в зависимости от последствий — и к уголовной; если нарушение повлекло материальный ущерб — к материальной ответственности в установленном порядке.

2. Требования охраны труда перед началом работы

2.1. Учитель ОБЖ общеобразовательной организации должен приходить на работу в чистой, опрятной одежде, перед началом работы вымыть руки. Прибыть на работу заблаговременно для исключения спешки и, как следствие, падения и получения травмы.
2.2. Визуально оценить состояние выключателей, включить полностью освещение в кабинете ОБЖ и убедиться в исправности электрооборудования:

  • осветительные приборы должны быть исправны и надежно подвешены к потолку, иметь целостную светорассеивающую конструкцию и не содержать следов загрязнений;
  • уровень искусственной освещенности в учебном кабинете должен составлять не менее 300 люкс;
  • коммутационные коробки должны быть закрыты крышками, корпуса выключателей и розеток не должны иметь трещин и сколов, а также оголенных контактов.

2.3. Проверить окна на наличие трещин и иное нарушение целостности стекол.
2.4. Удостовериться в наличии первичных средств пожаротушения, срока их пригодности и доступности, в наличии аптечки первой помощи и укомплектованности ее медикаментами.
2.5. Убедиться в свободности выхода из кабинета ОБЖ, проходов и соответственно в правильной расстановке мебели в учебном кабинете:

  • между столами и стенами (светонесущей и противоположной светонесущей), а также между рядами столов – 50см;
  • от учебной доски до первого ряда столов — 240 см;
  • удаленность от учебной доски до последнего ряда столов — не более 860 см;
  • парты (столы) расставлены в следующем порядке: меньшие по размеру — ближе к доске, большие по размеру — дальше от доски, цветовая маркировка присутствует.

2.6. Убедиться в безопасности рабочего места, проверить на устойчивость и исправность мебель в кабинете, стенды, убедиться в устойчивости находящихся в сгруппированном виде методических материалов и тетрадей.
2.7. Провести осмотр санитарного состояния кабинета ОБЖ. Подготовить для работы требуемый учебный материал и оборудование, электронные средства обучения.
2.8. Произвести сквозное проветривание учебного кабинета, открыв окна или форточки и двери. Окна в открытом положении зафиксировать крючками, а форточки должны быть с ограничителями.
2.9. Удостовериться, что температура воздуха в учебном кабинете соответствует требуемым санитарным нормам 18-24°С, в теплый период года не более 28°С.
2.10. Проконтролировать наличие и исправное состояние наглядных пособий, включая макеты оружия, средства индивидуальной защиты, приборы и приспособления, а также расходный материал и т.п.
2.11. Перед проведением массовых мероприятий на тематику ОБЖ и гражданской обороны, объектовых тренировок с участием детей проверить (организовать проверку) территории проведения мероприятия, зоны размещения эвакуируемых на отсутствие травмирующих факторов (металлические предметы, стекла).
2.12. Провести проверку работоспособности персонального компьютера, удостовериться в исправности ЭСО, оргтехники, мультимедийного проектора в кабинете основ безопасности жизнедеятельности.
2.13. Приступать к работе учителю ОБЖ разрешается после выполнения подготовительных мероприятий и устранения всех недостатков и неисправностей.

3. Требования охраны труда во время работы

3.1. Во время работы необходимо соблюдать порядок в учебном кабинете или помещении, где проводятся занятия по ОБЖ, тренировки, практические занятия, не загромождать свое рабочее место и места обучающихся, а также выход из помещения и подходы к первичным средствам пожаротушения.
3.2. В целях обеспечения необходимой естественной освещенности кабинета основ безопасности жизнедеятельности не ставить на подоконники цветы, не располагать тетради, учебники и иные предметы.
3.3. Поддерживать дисциплину и порядок во время занятий, требования настоящей инструкции по охране труда, не разрешать ученикам школы самовольно уходить с места проведения занятий, включая территорию школы, без разрешения учителя ОБЖ общеобразовательной организации.
3.4. Во время перерывов между занятиями в отсутствии обучающихся проветривать помещение в соответствии с показателями продолжительности, указанными в СанПиН 1.2.3685-21, при этом оконные рамы фиксировать в открытом положении.
3.5. Соблюдать правила использования спортивных снарядов, спортивного инвентаря (включая инвентарь для метания), учитывая их конструктивные особенности. Использовать только по прямому назначению, в строгом соответствии с инструкциями по эксплуатации.
3.6. Учителю ОБЖ в процессе работы запрещается:

  • курить в помещениях и на территории школы;
  • приносить взрыво- и пожароопасные вещества и предметы, оружие и патроны, а также разбирать и использовать их.

3.7. При работе в кабинете ОБЖ соблюдать инструкцию по охране труда в учебном кабинете.
3.8. Все используемые в учебном кабинете демонстрационные электрические приборы должны быть исправны и иметь заземление / зануление.
3.9. Интерактивные доски, сенсорные экраны, информационные панели и иные средства отображения информации, а также компьютеры, ноутбуки, планшеты, моноблоки, иные электронные средства обучения (ЭСО) необходимо использовать в соответствии с инструкцией по эксплуатации и (или) техническим паспортом.
3.10. При использовании ЭСО выполнять мероприятия, предотвращающие неравномерность освещения и появление бликов на экране. Выключать или переводить в режим ожидания интерактивную доску и другие ЭСО, когда их использование приостановлено или завершено. Расстояние от ближайшего места просмотра телевизионной аппаратуры до экрана соблюдать не менее 2 метров.
3.11. При использовании электронного оборудования, в том числе сенсорного экрана, клавиатуры и мыши, интерактивного маркера ежедневно дезинфицировать их в соответствии с рекомендациями производителя либо с использованием растворов или салфеток на спиртовой основе, содержащих не менее 70% спирта.
3.12. Не использовать в помещении кабинета ОБЖ переносные отопительные приборы с инфракрасным излучением, а также кипятильники, плитки, электрочайники, не сертифицированные удлинители.
3.13. Во избежание падения из окна, а также ранения стеклом, не вставать на подоконник.
3.14. Учителю ОБЖ необходимо придерживаться правил передвижения в помещениях и на территории школы:

  • во время ходьбы быть внимательным и контролировать изменение окружающей обстановки;
  • ходить по коридорам и лестничным маршам, придерживаясь правой стороны;
  • при передвижении по лестничным пролетам следует соблюдать осторожность и внимательность, не перешагивать и не перепрыгивать через ступеньки, ходить осторожно и не спеша;
  • не проходить ближе 1,5 метра от стен здания общеобразовательной организации.

3.15. При использовании ЭСО и оргтехники учителю ОБЖ запрещается:

  • смотреть прямо на луч света исходящий из проектора, прежде чем повернуться к классу лицом, необходимо отступить от интерактивной доски в сторону;
  • включать в электросеть и отключать от неё приборы, подключать комплектующие составляющие приборов мокрыми и влажными руками;
  • нарушать последовательность включения и выключения, технологические процессы;
  • размещать на электроприборах предметы (бумагу, ткань, вещи и т.п.);
  • разбирать включенные в электросеть приборы;
  • прикасаться к оголенным или с поврежденной изоляцией проводам;
  • сгибать и защемлять кабели питания;
  • прикасаться к работающему или только что выключенному мультимедийному проектору, необходимо дать ему остыть;
  • допускать обучающихся к переноске и самостоятельному включению ЭСО;
  • оставлять без присмотра включенные электроприборы.

3.16. Следить за выполнением учителями и классными руководителями требований охраны труда при проведении массовых мероприятий, эвакуационных тренировочных мероприятий по гражданской обороне.
3.17. С целью исключения несчастных случаев, аварий и катастроф на тренировке по гражданской обороне запрещается:

  • эксплуатировать неисправное оборудование, неисправные индивидуальные средства защиты и первичные средства пожаротушения;
  • пользоваться неисправными имитационными средствами;
  • сжигать имитационные дымовые гранаты (шашки) на расстоянии 50 метров от мест нахождения людей и легковоспламеняющихся материалов;
  • размещать личный состав формирований в местах движения автомобилей и работы техники;
  • находиться и выполнять задачи личному составу формирований в изолирующей защитной одежде сверх установленных норм времени;
  • осуществлять показательную эвакуацию, используя оконные проемы.

3.18. Соблюдать во время работы настоящую инструкцию по охране труда для учителя ОБЖ, иные инструкции по охране труда при выполнении работ и работе с оборудованием, установленный режим рабочего времени и времени отдыха.
3.19. При длительной работе с документами, тетрадями, за компьютером (ноутбуком) с целью снижения утомления зрительного анализатора, предотвращения развития познотонического утомления через час работы делать перерыв на 10-15 минут, во время которого следует выполнять комплекс упражнений для глаз, физкультурные паузы.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1. Перечень основных возможных аварий и аварийных ситуаций, причины их вызывающие:

  • пожар, возгорание, задымление, поражение электрическим током вследствие неисправности ЭСО и иной оргтехники, шнуров питания;
  • неисправность ЭСО и иной оргтехники;
  • прорыв системы отопления, водоснабжения, канализации из-за износа труб;
  • террористический акт или угроза его совершения.

4.2. Учитель ОБЖ школы обязан немедленно известить заместителя директора по УВР или директора школы:

  • о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью обучающихся и работников общеобразовательной организации;
  • о факте возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний;
  • о каждом несчастном случае, произошедшем в школе;
  • об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления).

4.3. В случае получения травмы учитель ОБЖ обязан прекратить работу, позвать на помощь, воспользоваться аптечкой первой помощи, поставить в известность директора школы (при отсутствии иное должностное лицо) и обратиться в медицинский пункт. При получении травмы иным работником или обучающимся необходимо оказать ему первую помощь. Вызвать медицинского работника общеобразовательной организации, при необходимости, вызвать скорую медицинскую помощь по телефону 103 и сообщить о происшествии директору общеобразовательной организации. Обеспечить до начала расследования сохранность обстановки на месте происшествия, а если это невозможно (существует угроза жизни и здоровью окружающих) – фиксирование обстановки путем составления схемы, протокола, фотографирования или иным методом.
4.4. В случае появления задымления или возгорания в учебном кабинете, учитель ОБЖ обязан немедленно прекратить работу, вывести детей из кабинета – опасной зоны, вызвать пожарную охрану по телефону 01 (101 – с мобильного), оповестить голосом о пожаре и вручную задействовать АПС, сообщить директору школы. При условии отсутствия угрозы жизни и здоровью людей принять меры к ликвидации пожара в начальной стадии с помощью первичных средств пожаротушения. При использовании огнетушителей не направлять в сторону людей струю углекислоты или порошка.
4.5. При аварии (прорыве) в системе отопления, водоснабжения и канализации в учебном кабинете ОБЖ необходимо вывести обучающихся из помещения, оперативно сообщить о происшедшем заместителю директора по административно-хозяйственной части общеобразовательной организации.
4.6. При возникновении неисправности в оргтехнике, ЭСО или ином электроприборе необходимо прекратить с ним работу и обесточить, сообщить заместителю директора по административно-хозяйственной части и использовать только после выполнения ремонта (получения нового) и получения разрешения.
4.7. В случае угрозы или возникновения очага опасного воздействия техногенного характера, угрозы или приведения в исполнение террористического акта следует руководствоваться Планом эвакуации, инструкцией о порядке действий в случае угрозы и возникновении ЧС террористического характера.

5. Требования охраны труда по окончании работы

5.1. Внимательно осмотреть кабинет ОБЖ. Убрать учебные и наглядные пособия, учебный инвентарь и макеты, методические пособия и раздаточный материал, которые использовались на занятиях, в места хранения.
5.2. Отключить ЭСО и оргтехнику, другие имеющиеся электроприборы от электросети.
5.3. Проветрить учебный кабинет основ безопасности жизнедеятельности.
5.4. Удостовериться в противопожарной безопасности помещения. Удостовериться, что противопожарные правила в помещении соблюдены, огнетушители находятся в установленных местах. При окончании срока эксплуатации огнетушителя передать его лицу, ответственному за пожарную безопасность в школе, для последующей перезарядки. Установить в помещении новый огнетушитель.
5.5. Проконтролировать проведение влажной уборки, а также вынос мусора из помещения.
5.6. Закрыть окна, вымыть руки, перекрыть воду и выключить свет.
5.7. Сообщить непосредственному руководителю о недостатках, влияющих на безопасность труда, пожарную безопасность, обнаруженных во время работы.
5.8. При отсутствии недостатков закрыть кабинет ОБЖ и подсобные помещения на ключ.

Инструкцию разработал: ______________ /_______________________/

С инструкцией ознакомлен (а)
«___»___________202__г. ______________ /_______________________/

Рекомендуем перейти к разделу:
Охрана труда в кабинете ОБЖ

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тяжинская средняя общеобразовательная школа №2»

ИНСТРУКЦИЯ

 ПО ОХРАНЕ ТРУДА

для учителя ОБЖ

___________ИОТ-019-20____________

(обозначение, номер)

ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда для учителя ОБЖ

ИОТ-019-20

  1. Общие требования безопасности

1.1. Настоящая инструкция по охране труда для учителя ОБЖ разработана в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации № 12-1077 от 25 августа 2015 года «Рекомендации по созданию и функционированию системы управления охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность»; Трудовым Кодексом Российской Федерации и иными нормативно правовыми актами по охране труда.

1.2. Настоящая инструкция предназначена для учителей ОБЖ школы, работающих в кабинете ОБЖ.

1.3. К работе учителя ОБЖ допускаются лица обоего пола, достигшие 18 лет, имеющие педагогическое образование или военное образование, прошедшие медицинский осмотр, прошедшие обучение и проверку знаний требований охраны труда.

1.3. Учитель ОБЖ должен знать свои должностные обязанности, настоящую инструкцию по охране труда, а также:

  • инструкцию по охране труда в учебном кабинете школы;
  • инструкции по охране труда при использовании технических средств обучения (далее – ТСО);
  • инструкцию по пожарной безопасности;
  • пройти вводный инструктаж и инструктаж на рабочем месте;
  • руководствоваться в работе правилами внутреннего распорядка.

1.4. Режим труда и отдыха определяется графиком работы учителя ОБЖ.

1.5. При работе возможно воздействие на него следующих вредных производственных факторов:

  • поражение электрическим током при включении электроосвещения, использовании неисправных электрических приборов (телевизора, магнитофона, компьютера, ксерокса, сканера и пр.);
  • поражение током при включении и пользовании аппаратурой ТСО (технических средств обучения);
  • нарушение правил личной безопасности и охраны труда;
  • нарушение остроты зрения при недостаточной освещенности рабочего места, а также зрительное утомление при длительной работе с документами и на компьютере;
  • ионизирующие, неионизирующие излучения и электромагнитные поля при работе с компьютером;
  • эмоциональное перенапряжение;
  • получение травм вследствие неосторожного обращения с канцелярскими принадлежностями либо ввиду использования их не по прямому назначению;
  • получение физических и (или) психических травм в связи с незаконными действиями

работников, учащихся (воспитанников), родителей (лиц, их заменяющих), иных лиц, вошедших в прямой контакт с учителем для номинального решения тех или иных вопросов производственного характера.

1.6. Учитель ОБЖ обо всех случаях травматизма должен немедленно сообщить администрации школы.

1.7. Учитель ОБЖ обязан соблюдать требования пожарной безопасности и требования охраны труда на рабочем месте.

1.8. Учитель ОБЖ относится к не электротехническому персоналу и должен иметь 1-ю квалификационную группу допуска по электробезопасности.

1.9. Учителю ОБЖ запрещено самостоятельно заниматься ремонтом электроприборов, розеток выключателей и т.п.

1.10. Учитель ОБЖ должен хранить аппаратуру ТСО только в предусмотренных местах, в лаборантской (при наличии).

1.11. Учитель ОБЖ должен пройти обучение и иметь навыки оказания первой помощи пострадавшим, знать порядок действий при возникновении пожара или иной ЧС и эвакуации.

1.12. Учитель ОБЖ обязан соблюдать правила пожарной безопасности, знать сигналы оповещения о пожаре, места расположения средств пожаротушения и уметь пользоваться ими.

1.13. Учитель ОБЖ, который допустил невыполнение или нарушение настоящей инструкции по охране труда, привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии с Уставом, Правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым законодательством РФ и, при необходимости, подвергается внеочередной проверке знаний установленных норм и правил охраны труда.

  1. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Проверить готовность учебного кабинета ОБЖ к занятиям.

2.2. Перед началом работы учителю необходимо включить полностью освещение в учебном кабинете истории и убедиться в исправной работе всех светильников. Наименьшая освещенность рабочего места должна составлять: при люминесцентных лампах – не менее 300 лк (20 Вт/кв.м).

2.3. Провести осмотр санитарного состояния кабинета ОБЖ и проветрить его. Приготовить для работы требуемый наглядный и методический материал и оборудование.

2.4. Убедиться, что электрические распределительные (коммутационные) коробки закрыты, электрические розетки и выключатели без повреждений (трещин и сколов), а также без оголенных контактов.

2.5. Провести проверку работоспособности персонального компьютера, ТСО, оргтехники (при наличии).

2.6. Убедиться в безопасности рабочего места, проверить на устойчивость и исправность мебель, убедиться в устойчивости находящихся в сгруппированном виде документов, а также проверить наличие в требуемом количестве и исправность канцелярских принадлежностей. Убедиться в надежности крепления навесного оборудования (классная доска, арматура светильников и т.п.).

2.7. Удостовериться, что температура воздуха в помещении соответствует требуемым санитарным нормам.

2.8. Не допустить начала работ учащимися в случае выявления несоответствия их рабочих мест установленным в представленном разделе требованиям, а также при невозможности выполнить указанные в данном разделе подготовительные к работе действия.

2.9. При обнаружении недостатков в работе оборудования или поломок мебели сообщить завхозу и не использовать данное оборудование и мебель в помещении до полного устранения всех выявленных недостатков.

  1. Требования безопасности во время работы

3.1. Во время работы следует соблюдать порядок в помещении кабинета ОБЖ, не загромождать свое рабочее место и места учащихся, проходы между рядами и эвакуационные выходы.

3.2. Выполняя работу, не допускать применения неисправного электрического освещения, не рабочего персонального компьютера, принтера, ксерокса (при наличии), другого электрического оборудования, находящегося в кабинете.

3.3. Соблюдать меры безопасности от поражения электрическим током:

  • не включать (отключать) освещение мокрыми или влажными руками;
  • не подключать к электрической сети и не отключать от нее компьютерное оборудование, оргтехнику, приборы мокрыми или влажными руками;
  • соблюдать последовательность включения и выключения компьютера, оргтехники, ТСО;
  • не располагать на оборудовании бумагу, вещи, иные предметы;
  • не оставлять включенными в электрическую сеть без присмотра компьютерное оборудование, мультимедийный проектор, принтер, иную оргтехнику.

3.4. Содержать в чистоте и порядке рабочее место, не заваливать его бумагами, книгами.

3.5. В целях обеспечения необходимой естественной освещенности кабинета не ставить на подоконники цветы, не располагать тетради, учебники и иные предметы.

3.6. Наглядные пособия применять только в исправном состоянии, соблюдая правила техники безопасности и утверждённые методики.

3.7. Поддерживать дисциплину и порядок на уроках, следить за тем, чтобы учащиеся школы выполняли все указания учителя.

3.8. Не оставлять учеников в кабинете без контроля, усаживать детей за столы следует в соответствии с их ростом.

3.9. Во время перерывов между уроками при отсутствии учащихся периодически проветривать кабинет (согласно графика проветривания), при этом оконные блоки в открытом положении должны быть зафиксированы.  

3.10. Не использовать в помещении кабинета электронагревательные приборы: кипятильники, плитки, электрочайники, плойки, не сертифицированные удлинители и т.д.

3.11. В процессе выполнения должностных обязанностей строго соблюдать данную инструкцию, быть внимательным к учащимся, не отвлекаться, строго следить за соблюдением санитарно-гигиенических правил, требований пожарной безопасности в учебном кабинете.

3.12. При возникновении неисправностей в работе оборудования, опасной или аварийной ситуации прекратить работу и сообщить об этом завхозу или дежурному администратору школы.

  1. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. Не начинать работу в случае плохого самочувствия или внезапной болезни.

4.2. При возникновении аварийных ситуаций в кабинете (прорыве водопроводной системы или системы отопления) вывести детей из помещения учебного кабинета в безопасное место и доложить о происшествии дежурному администратору школы или завхозу и далее действовать согласно полученным указаниям.

4.3. При возникновении неполадок в работе электрооборудования, появлении искр, дыма и запаха гари незамедлительно отключить оборудование от электрической сети и доложить об этом дежурному администратору школы или завхозу. Работу можно продолжать только после устранения возникших неполадок.

4.4. В случае возникновения пожара необходимо в первую очередь эвакуировать учащихся из кабинета (руководствуясь планом эвакуации из помещения) в безопасное место, задействовать систему оповещения о пожаре, сообщить в пожарную службу по телефону 01 (101), доложить администрации школы. При отсутствии явной угрозы жизни приступить к тушению очага возгорания при помощи первичных средств пожаротушения.

4.5. В случае получения травмы позвать на помощь, воспользоваться аптечкой первой помощи, обратиться за медицинской помощью в медпункт школы и поставить в известность об этом директора школы (при отсутствии – иное должностное лицо).

4.6. В случае получения травмы учениками оказать пострадавшему первую помощь, вызвать школьную медсестру (или доставить в медпункт), в случае необходимости, вызвать «скорую медицинскую помощь» по телефону 03 (103), доложить о случившемся директору школы (при отсутствии – иному должностному лицу).

4.7. При внезапном заболевании учащегося вызвать школьную медсестру (или доставить в медпункт), сообщить классному руководителю, администрации школы.

4.8. В случае угрозы или возникновения очага опасного воздействия техногенного характера, террористического акта действовать в соответствии с Планом эвакуации, инструкцией о порядке действий в случае угрозы и возникновении ЧС террористического характера.

  1. Требования безопасности по окончании работы

5.1. Отключить от электросети аппаратуру ТСО.

5.2. Убрать аппаратуру в места постоянного хранения, убрать рабочий стол учителя.

5.3. Проверить чистоту в кабинете и порядок на рабочих местах учеников, проконтролировать вынос мусора из кабинета.

5.4. Проветрить кабинет.

5.5. Удостовериться в противопожарной безопасности помещения.

5.6. Закрыть окна, перекрыть воду, выключить электроосвещение, закрыть кабинет на ключ.

5.7. Ключ от кабинета сдать дежурному администратору в методический кабинет.

5.8. Обо всех недостатках по организации охраны труда и пожарной безопасности в кабинете, обнаруженных во время занятий, сообщить администрации школы и сделать соответствующую запись в Журнале административно-общественного контроля.

Инструкцию разработал(а):                                 ______________ /В.А. Афанасьев/

С инструкцией ознакомлен (а)

«___»_____20___г.                                             ______________ /_______________________/

Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 8
города Евпатории Республики Крым»

                                                                                                                                                   
« Утверждаю»

                                                                                              
                       Директор ЕУВК Гимназии № 8

                                                                                                                                                       
Л.Л. Лыкова

                                                                                                                   «_____» 
_____________   2015г.

Инструкция

по охране труда для учителя ОБЖ 

I.
Общие требования безопасности 

1.      
К работе допускаются лица обоего пола достигшие 18 лет, имеющие
педагогическое образование и прошедшие медицинский осмотр .
2. Учитель должен : 
-знать свои должностные обязанности и инструкции по ОТ (охране труда) ;
-пройти вводный инструктаж и инструктаж на рабочем месте ;
-руководствоваться в работе правилами внутреннего распорядка ;
-режим труда и отдыха определяется графиком работы учителя ;
3. Опасные факторы в кабинете : 
-при включении электроприборов, аппаратуры ТСО (поражение электротоком от
неисправного прибора, оголённых проводов, неисправной розетки или негативного
излучения от работающего прибора);
-при проведении занятий по стрельбе (при неправильном обращении с оружием
могут быть механические повреждения целостности кожи ,неожиданные выстрелы и
т.п.);
-при использовании дозиметрических приборов (негативное воздействие излучения на
окружающую среду).  
4. О случаях травматизма сообщать администрации школы .
5. Соблюдать технику безопасности труда. 
6. Учитель ОБЖ относится к электротехническому персоналу и должен иметь 3-ю
квалификационную группу допуска по электробезопасности .
7. Не заниматься самостоятельно ремонтом приборов электроосвещения .
8. Хранить аппаратуру ТСО , дозиметрические приборы  в лаборантской;

— оружие должно храниться в специально оборудованной комнате в
железном шкафу.
9. Не привлекать учащихся к переноске приборов и оборудования в учебный
кабинет .
10. Учитель несет ответственность (административную, материальную, уголовную)
за нарушение инструкций по охране труда. 

II. Требования безопасности перед началом работы 

Учитель
должен:

— проверить
готовность учебного кабинета к занятиям ;
-проверить исправность электроосвещения; 
-приготовить необходимое оборудование; 
-проверить его исправность, готовность к эксплуатации . 

III. Требования безопасности во время работы 

-обеспечить
безопасное использование учебного оборудования в кабинете;
-обеспечить устойчивую дисциплину в кабинете; 
-выполнять санитарно-гигиенические требования по режиму проветривания ,
температуре  и освещения в кабинете;
-не допускать учащихся к самостоятельному включению аппаратуры ТСО; 
-не оставлять учащихся без присмотра во время занятий; 

-при
открытии окон или фрамуги должны быть ограничители  или крючки, во избежание
несчастных  случаев;

-обеспечить
выполнение правил охраны труда учащимися при работе в кабинете.

IV. Требования безопасности в аварийных ситуациях 

Учитель
должен:

-при
возникновении аварийных ситуаций принять меры к эвакуации учащихся; 
-сообщить о происшедшем администрации гимназии , при пожаре известить службу 101 ;
-оказать первую помощь пострадавшим в случае травматизма; 
-при внезапном заболевании учащегося вызвать медработника, сообщить
администрации гимназии ; 

V. Требования безопасности по окончании работы 

-отключить
от электросети аппаратуру ТСО; 
-убрать в лаборантскую дозиметрические приборы и другое оборудование; 

-оружие
поставить в железный ящик и закрыть решётку;

-проверить
наличие открытых окон;

-выключить
электроосвещение, закрыть кабинет на ключ и сдать под роспись ;
-о всех недостатках, обнаруженных во время работы, сообщить администрации
гимназии. 

Инструкцию
разработал учитель ОБЖ    :                            Е.Г. Самошкин

Согласовано.
Руководитель СОТ  :                                       Е.В .Семёнова

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тёшинская средняя школа»

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

Председатель профкома Директором

_____________/_______________/ МБОУ «Тёшинская средняя школа»

протокол№_____от «____»______20__г ____________________Н.Г.Вагина

Приказ№____от «___»_____20___

Инструкция
по охране труда для учителя ОБЖ

1. Общие требования инструкции по охране труда учителя ОБЖ

1.1. Настоящая инструкция по охране труда для учителя ОБЖ разработана в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации № 12-1077 от 25 августа 2015 года «Рекомендации по созданию и функционированию системы управления охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность»; Трудовым Кодексом Российской Федерации и иными нормативно правовыми актами по охране труда.
1.2. Настоящая инструкция по охране труда для учителя ОБЖ устанавливает требования охраны труда перед началом, во время и по окончанию работы учителя ОБЖ, а также порядок его действий и требования по охране труда в аварийных ситуациях.
1.3. К работе учителем ОБЖ в школе допускаются лица обоего пола, достигшие 18 лет, имеющие педагогическое образование и прошедшие медицинский осмотр, прошедшие обучение и проверку знаний по охране труда, изучившие настоящую инструкцию по охране труда.
1.4. Учитель ОБЖ должен:

  • знать свою должностную инструкцию учителя ОБЖ;

  • пройти вводный инструктаж и инструктаж на рабочем месте;

  • знать инструкцию по охране труда для кабинета ОБЖ;

  • требования по пожарной безопасности в кабинете ОБЖ;

  • руководствоваться в работе правилами внутреннего трудового распорядка общеобразовательного учреждения;

  • режим труда и отдыха учителя основ безопасности жизнедеятельности определяется его графиком работы;

  • заботиться о личной безопасности и личном здоровье, а также о безопасности окружающих в процессе выполнения работ либо во время нахождения на территории школы;

  • знать требования электро- и пожаробезопасности и уметь пользоваться средствами пожаротушения;

  • уметь оказывать первую помощь пострадавшему;

  • выполнять режимы труда и отдыха, установленные в общеобразовательном учреждении.

Учитель также обязан знать инструкцию по охране труда учителя ОБЖ и иные инструкции по технике безопасности в кабинете ОБЖ при выполнении работ и работе с демонстрационным оборудованием.
1.5. Травмоопасность в кабинете ОБЖ:

  • при нарушении правил личной безопасности;

  • при включении электроприборов (проигрывателей, мультимедийных проекторов, компьютеров и других технических средств обучения) – поражение электрическим током.

1.6. О случаях травматизма в кабинете ОБЖ сообщать администрации школы.
1.7. Соблюдать технику безопасности труда.
1.8. Учитель ОБЖ относится не к электротехническому персоналу и должен иметь 1-ю квалификационную группу допуска по электробезопасности.
1.9. Не заниматься самостоятельно ремонтом электроприборов, выключателей, розеток и т.п.
1.10. Хранить учебную аппаратуру ТСО в лаборантской.
1.11. Учитель ОБЖ должен пройти обучение и иметь навыки оказания первой помощи пострадавшим, знать порядок действий при возникновении пожара или иной ЧС и эвакуации.
1.12. В случае невыполнения или нарушения настоящей инструкции по охране труда, педагог привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии с Уставом, Правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым законодательством РФ и, при необходимости, подвергнется внеочередной проверке знаний установленных норм и правил охраны труда.

2. Требования безопасности для учителя ОБЖ перед началом работы

2.1. Проверить готовность учебного кабинета ОБЖ к занятиям.
2.2. Проверить исправность электроосвещения в кабинете ОБЖ. Перед началом работы учителю необходимо включить полностью освещение в учебном кабинете и убедиться в исправной работе всех светильников. Наименьшая освещенность рабочего места должна составлять: при люминесцентных лампах – не менее 300 лк (20 Вт/кв.м).
2.3. Удостовериться в наличии первичных средств пожаротушения и срока их пригодности, в наличии аптечки первой помощи и укомплектованности всеми необходимыми медикаментами.
2.4. Провести осмотр санитарного состояния кабинета и проветрить его. Приготовить для работы требуемый материал и оборудование.
Убедиться в безопасности рабочего места, проверить на устойчивость и исправность мебель, убедиться в устойчивости находящихся в сгруппированном виде документов, а также проверить наличие в требуемом количестве и исправность канцелярских принадлежностей.
2.5. Удостовериться, что температура воздуха в помещении соответствует требуемым санитарным нормам.
2.6. Проконтролировать наличие и исправное состояние наглядных пособий.
2.7. Не допустить начала работ учащимися в случае выявления несоответствия их рабочих мест установленным в представленном разделе требованиям, а также при невозможности выполнить указанные в данном разделе подготовительные к работе действия.
2.8. При обнаружении недостатков в работе оборудования или поломок мебели сообщить заместителю директора по административно-хозяйственной работе (завхозу) и не использовать данное оборудование и мебель в помещении до полного устранения всех выявленных недостатков.
2.9. Перед проведением учебно-полевых сборов учителю ОБЖ необходимо ознакомить учащихся с инструкцией по охране труда при проведении учебных сборов школьников.

3. Требования безопасности во время работы учителя ОБЖ

3.1. Во время работы следует соблюдать порядок в помещении, не загромождать свое рабочее место и места учащихся, эвакуационные выходы из учебного кабинета.
3.2. Не оставлять учеников в кабинете без контроля, усаживать за столы учащихся следует в соответствии с их ростом.
3.3. В целях обеспечения необходимой естественной освещенности кабинета не ставить на подоконники цветы, не располагать тетради, учебники и иные предметы.
3.4. Во время перерывов между занятиями при отсутствии учащихся периодически проветривать кабинет, при этом оконные рамы зафиксировать в открытом положении крючками.
3.5. Наглядные пособия применять только в исправном состоянии, соблюдая правила техники безопасности и утверждённые методики.
3.6. Поддерживать дисциплину и порядок на уроках, следить за тем, чтобы обучающиеся общеобразовательного учреждения выполняли все указания педагога.
3.7. Не использовать в помещении кабинета электронагревательные приборы: кипятильники, плитки, электрочайники, плойки, не сертифицированные удлинители и.д.
3.8. Соблюдать правила по охране труда и противопожарной безопасности.
3.9. В процессе выполнения должностных обязанностей строго соблюдать данную инструкцию по охране труда, быть внимательным к учащимся, не отвлекаться, строго следить за соблюдением санитарно-гигиенических правил в учебном кабинете.
3.10. Не допускать учащихся к переноске аппаратуры ТСО.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. Не начинать работу в случае плохого самочувствия или внезапной болезни.
4.2. При возникновении аварийных ситуаций (прорыве водопроводной системы или системы отопления) вывести детей из помещения учебного кабинета и доложить о происшествии заместителю директора по административно-хозяйственной работе (при отсутствии – иному должностному лицу) и далее действовать согласно полученным указаниям.
4.3. При возникновении неполадок в работе электрооборудования, появлении искр, дыма и запаха гари незамедлительно отключить оборудование от электрической сети и доложить об этом заместителю директора по административно-хозяйственной работе (завхозу). Работу можно продолжать только после устранения возникших неполадок.
4.4. В случае возникновения пожара необходимо в первую очередь эвакуировать учащихся из кабинета (руководствуясь планом эвакуации из помещения) в безопасное место, задействовать систему оповещения о пожаре, сообщить в пожарную службу по телефону 01 (101), доложить администрации школы. При отсутствии явной угрозы жизни приступить к тушению очага возгорания при помощи первичных средств пожаротушения.
4.5. В случае получения травмы позвать на помощь, воспользоваться аптечкой первой помощи, обратиться за медицинской помощью в медпункт общеобразовательного учреждения и поставить в известность об этом директора школы (при отсутствии – иное должностное лицо).
4.6. В случае получения травмы учениками оказать пострадавшему первую помощь, вызвать школьную медсестру (или доставить в медпункт), в случае необходимости, вызвать «скорую медицинскую помощь», доложить о случившемся директору школы (при отсутствии – иному должностному лицу).
4.7. В случае угрозы или возникновения очага опасного воздействия техногенного характера, террористического акта действовать в соответствии с Планом эвакуации, инструкцией о порядке действий в случае угрозы и возникновении ЧС террористического характера.

5. Требования безопасности по окончании работы учителя ОБЖ

5.1. Отключить от электросети всю мультимедийную аппаратуру, технические средства обучения.
5.2. Убрать аппаратуру в места хранения.
5.3. Проверить чистоту в своем кабинете и порядок на рабочих местах учащихся.
5.4. Проветрить кабинет основ безопасности жизнедеятельности.
5.5. Закрыть окна, перекрыть воду, выключить электроосвещение и закрыть кабинет основ безопасности жизнедеятельности на ключ.
5.6. Обо всех недостатках, обнаруженных во время уроков в кабинете ОБЖ, сообщить администрации общеобразовательного учреждения.

Инструкцию разработал: ______________ /_______________________/

С инструкцией ознакомлен (а)

«___»__________20___г. ______________ /_______________________/

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция по мерам безопасности при проверке машин
  • Тирет турбо гель для устранения сложных засоров инструкция по применению
  • Huawei watch gt3 pro инструкция на русском
  • Sabflor sase сафлор на русском языке инструкция
  • Canon g1x инструкция на русском скачать