Инструкция по охране труда для водителя автобуса 2022

Инструкция по охране труда для водителя школьного автобуса

Инструкция
по охране труда для водителя школьного автобуса

1. Общие требования охраны труда

1.1. Настоящая инструкция по охране труда для водителя школьного автобуса разработана на основании Приказа Минтруда России от 29 октября 2021 года N 772н «Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда», вступившим в силу 1 марта 2022 года; Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Постановления Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090 «О правилах дорожного движения», с учетом Постановления Правительства РФ от 23 сентября 2020 года № 1527 «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами», ГОСТ 33552-2015 «Автобусы для перевозки детей», Письма Минобразования России от 29.07.2014 № 08-988 «О направлении методических рекомендаций «Об организации перевозок обучающихся в образовательные организации», раздела X «Охрана труда» Трудового кодекса Российской Федерации.
1.2. Данная инструкция устанавливает требования охраны труда для водителя школьного автобуса перед началом, во время и по окончании работы, определяет меры безопасности при перевозке детей (обучающихся школы), а также порядок действий водителя и требования охраны труда в опасных и аварийных ситуациях.
1.3. Инструкция по охране труда составлена в целях обеспечения безопасности труда и сохранения жизни и здоровья водителя школьного автобуса при выполнении им своих трудовых обязанностей и функций в общеобразовательной организации.
1.4. К выполнению обязанностей водителя школьного автобуса допускаются лица соответствующие требованиям, касающимся прохождения предварительного (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (освидетельствований) водителей, обязательного психиатрического освидетельствования (не реже 1 раз в 5 лет), профессиональной гигиенической подготовки и аттестации (при приеме на работу и далее не реже 1 раза в 2 года), вакцинации и имеющие личную медицинскую книжку с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе.
1.5. Принимаемый на работу водитель обязан пройти в установленном порядке вводный инструктаж, первичный инструктаж на рабочем месте до начала самостоятельной работы, проходить повторные инструктажи не реже одного раза в шесть месяцев, а также внеплановые и целевые в случаях, установленных Порядком обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда.
1.6. Водитель школьного автобуса должен изучить настоящую инструкцию, пройти обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда, стажировку, обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим, обучение правилам пожарной безопасности и электробезопасности и проверку знаний правил в объеме должностных обязанностей с присвоением I квалификационной группы допуска по электробезопасности, быть ознакомлен о спасательных мерах при авариях.
1.7. К управлению школьным автобусом, осуществляющим перевозку обучающихся, допускаются водители:

  • имеющие на дату начала перевозки детей стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории «D» не менее одного года из последних 2 лет;
  • прошедшие предрейсовый инструктаж в соответствии с правилами обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Министерством транспорта Российской Федерации;
  • не привлекавшиеся в течение одного года до начала перевозки детей к административной ответственности в виде лишения права управления транспортным средством или административного ареста за административные правонарушения в области дорожного движения;
  • проходящие регулярные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей.

1.8. В процессе работы возможно воздействие на водителя автобуса следующих опасных и (или) вредных производственных факторов:

  • напряженность трудового процесса: длительность сосредоточенного наблюдения, плотность сигналов (световых, звуковых);
  • виброакустические факторы: шум;
  • тяжесть трудового процесса: рабочая поза.

Факторы признаются вредными, если это подтверждено результатами СОУТ.
1.9. Перечень профессиональных рисков и опасностей при работе водителем школьного автобуса:

  • ухудшение общего состояния организма вследствие переутомления, связанного с продолжительностью поездки;
  • отравляющее воздействие угарного газа при нахождении в школьном автобусе с работающим двигателем во время длительных стоянок или при возникновении неисправности системы выпуска отработавших газов;
  • отравляющее воздействие паров бензина при подтекании топлива вследствие неисправности системы питания двигателя;
  • травмирование вследствие резкого торможения школьного автобуса, дорожно-транспортного происшествия;
  • воздействие высокой температуры и продуктов горения при возникновении пожара в салоне или кабине водителя;
  • наезд проходящего транспортного средства при выходе на проезжую часть дороги;
  • повышенное психоэмоциональное напряжение;
  • шум, вибрация, тряска.

1.10. Водитель в целях соблюдения требований охраны труда и обеспечения безопасной перевозки детей школьным автобусом обязан:

  • соблюдать правила дорожного движения;
  • соблюдать правила безопасности при перевозке детей школьным автобусом;
  • знать требования безопасности при перевозке детей в автотранспортном средстве;
  • заботиться о личной безопасности и личном здоровье, а также о безопасности детей во время посадки, высадки и движения школьного автобуса;
  • знать месторасположение первичных средств пожаротушения в школьном автобусе, уметь ими пользоваться;
  • знать месторасположение аптечек и уметь оказывать первую помощь пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
  • знать порядок действий при возникновении ДТП, задымления или возгорания в школьном автобусе;
  • соблюдать правила личной гигиены;
  • соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка и Устав общеобразовательной организации;
  • соблюдать установленные режимы труда и отдыха, трудовую дисциплину;
  • соблюдать должностную инструкцию водителя школьного автобуса.

1.11. Водитель соблюдает требования к индивидуальным средствам защиты: костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий – 1 шт., перчатки с точечным покрытием – 12 пар, перчатки резиновые или из полимерных материалов – дежурные.
1.12. Школьный автобус, используемый для осуществления перевозок обучающихся, должен соответствовать требованиям:

  • ГОСТ 33552-2015 «Автобусы для перевозки детей»;
  • по своевременному проведению технического осмотра, обслуживания и ремонта автобуса для перевозки обучающихся в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами;
  • по проведению ежедневного предрейсового контроля технического состояния автобуса с соответствующими отметками в путевом листе;
  • техническое состояние автобуса должно отвечать требованиям основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации.

1.13. В случае травмирования уведомить непосредственного руководителя любым доступным способом в ближайшее время. При обнаружении неисправностей, недостатков в школьном автобусе, влияющих на безопасность перевозок, сообщить непосредственному руководителю и не использовать автотранспортное средство до полного устранения всех выявленных недостатков.
1.14. В целях соблюдения правил личной гигиены и эпидемиологических норм водитель автобуса должен:

  • мыть руки с мылом, использовать кожные антисептики после соприкосновения с загрязненными предметами, перед началом работы, после посещения туалета, перед приемом пищи и по окончании работы;
  • не допускать приема пищи в школьном автобусе;
  • соблюдать требования СП 2.4.3648-20, СанПиН 1.2.3685-21, СП 3.1/2.4.3598-20.

1.15. Водитель, допустивший нарушение или невыполнение требований настоящей инструкции, может быть привлечён к дисциплинарной ответственности и прохождению внеочередной проверки знаний требований охраны труда, а в зависимости от последствий — и к уголовной; если нарушение повлекло материальный ущерб — к материальной ответственности в установленном порядке.

2. Требования охраны труда перед началом работы

2.1. Водитель школьного автобуса должен приходить на работу в чистой, опрятной одежде, перед началом работы вымыть руки. Прибыть на работу заблаговременно для исключения спешки и, как следствие, падения и получения травмы.
2.2. Водитель перед выездом должен в установленном порядке пройти медицинский осмотр с отметкой в путевом листе и соответствующей записью в журнале предрейсовых медицинских осмотров, а также регулярный предрейсовый регистрируемый инструктаж, включающий сведения:

  • об условиях движения и наличии опасных участков, мест концентрации дорожно-транспортных происшествий на маршруте;
  • о состоянии погодных условий;
  • о режимах движения, организации труда, отдыха и приема пищи;
  • о порядке стоянки и охраны транспортных средств;
  • о расположении пунктов медицинской и технической помощи;
  • об изменениях в организации перевозок;
  • о порядке проезда железнодорожных переездов и путепроводов;
  • об особенностях перевозки детей;
  • об особенностях обеспечения безопасности движения и эксплуатации автобуса при сезонных изменениях погодных и дорожных условий;
  • об изменениях в нормативно-правовых документах, регулирующих права, обязанности, ответственность водителей по обеспечению безопасности дорожного движения.

2.3. Водителю в установленном порядке необходимо представить автобус на технический осмотр перед выходом в рейс.
2.4. Водителю необходимо лично убедиться:

  • в технической исправности школьного автобуса (исправность тормозной системы, рулевого управления, приборов освещения и сигнализации, стеклоочистителей, зеркал, чистота и видимость номерных знаков, а также отсутствие подтекания топлива, масла, давление воздуха в шинах);
  • в заправке автобуса топливом, маслом, тормозной жидкостью, антифризом, в уровне электролита в аккумуляторной батарее;
  • в наличии запасного колеса, буксирного троса, домкрата, необходимых инструментов;
  • в наличии спереди и сзади на кузове автобуса предупреждающего знака «Дети», цветографических знаков безопасности;
  • в наличии двух исправных огнетушителей, сроке их пригодности и доступности;
  • в наличии укомплектованных медицинских аптечек;
  • в наличии и исправности поясов безопасности на каждом пассажирском месте;
  • в целостности стекол и исправности сидений;
  • в исправности приводов управления дверьми;
  • в чистоте салона автобуса и своего рабочего места;
  • в свободности выходов из школьного автобуса, проходов;
  • в наличии противооткатных упоров для подкладывания под колеса.

2.5. Проверять техническое состояние автобуса и его агрегатов необходимо при заторможенных колесах. Исключение из этого правила составляют случаи опробования тормозов.
2.6. Проверить наличие следующих документов:

  • водительское удостоверение категории «D» на право управления транспортным средством;
  • регистрационные документы на данное транспортное средство;
  • путевой лист и правильность его оформления, лицензионную карточку;
  • страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства;
  • маршрут перевозки;
  • график движения на маршруте с указанием времени и мест остановок;
  • схема маршрута с указанием опасных участков, информацией об условиях движения и других необходимых путевых документов.

2.7. У водителя в обязательном порядке должен иметься мобильный телефон.
2.8. Запрещается осуществлять перевозку обучающихся:

  • без специально назначенных приказом директора школы сопровождающих лиц;
  • в болезненном, утомленном состоянии, под действием лекарственных препаратов, влияющих на быстроту реакции;
  • на технически неисправном школьном автобусе.

2.9. Осуществлять выезд разрешается после выполнения подготовительных мероприятий и устранения всех недостатков и неисправностей.

3. Требования охраны труда во время работы

3.1. Заправку школьного автобуса производить в соответствии с требованиями безопасности, без наличия в салоне автобуса школьников.
3.2. При осуществлении проверки, ремонта автобуса использовать средства индивидуальной защиты.
3.3. В случае задержки выхода автобуса уведомить об этом непосредственного руководителя (ответственного лица за организацию перевозки обучающихся школьным автобусом).
3.4. Осуществляя перевозку обучающихся, водитель должен иметь опрятный вид, быть вежливым и внимательным к пассажирам.
3.5. Обеспечить безопасную посадку и высадку обучающихся на специально оборудованных посадочных площадках со стороны тротуара и только после полной остановки автобуса, чтобы исключить внезапный выход ребенка (детей) на дорогу.
3.6. Во время посадки и высадки детей автобус должен быть заторможен стояночным тормозом.
3.7. Не выходить из кабины школьного автобуса при посадке и высадке детей, не допускать движение автобуса задним ходом.
3.8. Начинать движение только с закрытыми дверями и не открывать их до полной остановки.
3.9. Во время движения соблюдать правила дорожного движения, не выполнять маневров, которые способны привести к аварийной ситуации.
3.10. В процессе работы соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила личной гигиены.
3.11. Не оставлять автобус или покидать свое место, если в салоне автобуса находятся дети.
3.12. Количество пассажиров автобуса для перевозки обучающихся не должно превышать числа посадочных мест. Не разрешается допускать перевозку пассажиров, стоящих в проходах между сиденьями школьного автобуса.
3.13. Во время движения быть пристегнутым и не перевозить обучающихся, не пристегнутых ремнями безопасности.
3.14. Движение школьного автобуса должно осуществляться без резких толчков, с плавным разгоном, а при остановке не допускается резкое торможение, за исключением случаев экстренной остановки.
3.15. Скорость движения автобуса при перевозке детей выбирается в соответствии с требованиями правил дорожного движения (далее — ПДД) и не должна превышать 60 км/ч.
3.16. В автобусе для перевозки обучающихся запрещается перевозить иных пассажиров, кроме обучающихся и сопровождающих лиц.
3.17. Запрещается перевозить в салоне автобуса, в котором находятся дети, любой груз, багаж или инвентарь, кроме ручной клади и личных вещей детей.
3.18. В пути следования водителю запрещается:

  • отклоняться от графика и заданного маршрута движения школьного автобуса;
  • отвлекаться от управления автобусом;
  • курить, принимать пищу, вести разговоры;
  • пользоваться мобильным телефоном без специальной гарнитуры.

3.19. Не разрешается перевозить обучающихся в темное время суток, в гололед и в условиях ограниченной видимости.
3.20. Не допускать нахождение обучающихся в буксируемом школьном автобусе.
3.21. При перевозке детей включать проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета, обеспечивающий угол видимости в горизонтальной плоскости, равный 360 градусам.
3.22. Во избежание отравления угарным газом запрещаются длительные стоянки школьного автобуса с работающим двигателем.
3.23. Не допускать курение или использование открытого огня в кабине школьного автобуса.
3.24. Поддерживать порядок в кабине водителя, соблюдать настоящую инструкцию по охране труда для водителя школьного автобуса, инструкцию по охране жизни и здоровья обучающихся школы, а также инструкции при выполнении работ и использовании инструмента.
3.25. Не допускать перевозку в автотранспортном средстве запрещенных к перевозке предметов и веществ (баллонов с газом, легковоспламеняющихся жидкостей, пиротехнических изделий, взрывоопасных веществ и т.п.).
3.26. Водителю школьного автобуса запрещается:

  • движение школьного автобуса при нахождении обучающихся на подножках, бамперах, а также с незакрытой дверью;
  • выпрыгивать из кабины автобуса на ходу;
  • движение через нерегулируемые железнодорожные переезды, ледовые переправы;
  • отдыхать или спать в кабине, салоне на стоянке при работающем двигателе;
  • покидать свое место или оставлять автобус, если им не приняты меры, исключающие самопроизвольное движение транспортного средства или использование его в отсутствие водителя;
  • движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада;
  • устанавливать домкрат на случайные предметы;
  • использовать в качестве подставки под вывешенный автобус случайные предметы;
  • садиться и облокачиваться на случайные предметы и ограждения;
  • управлять автобусом в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии;
  • передавать управление школьным автобусом лицам, не указанным в путевом листе, находящимся в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, в болезненном или утомленном состоянии, а также лицам, не имеющим при себе водительского удостоверения на право управления автобусом для перевозки детей;
  • пересекать организованные (в том числе и пешие) колонны и занимать место в них;
  • употреблять алкогольные напитки, наркотические, психотропные или иные одурманивающие вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как автобус был остановлен по требованию сотрудника полиции, до проведения освидетельствования с целью установления состояния опьянения или до принятия решения об освобождении от проведения такого освидетельствования;
  • управлять транспортным средством с нарушением режима труда и отдыха, установленного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
  • опасное вождение, выражающееся в неоднократном совершении одного или совершении нескольких следующих друг за другом действий, заключающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия, несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства, несоблюдении бокового интервала, резком торможении, если такое торможение не требуется для предотвращения ДТП, препятствовании обгону, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба.

3.27. Не применять в работе неисправное оборудование и неисправные рабочие инструменты.
3.28. В помещениях, предназначенных для стоянки автобуса, а также на стоянках под навесом запрещается:

  • курить, пользоваться открытым огнем;
  • оставлять открытым горловину топливного бака автобуса;
  • подзаряжать аккумуляторные батареи в помещениях;
  • мыть или протирать бензином автобус, детали или агрегаты, руки и одежду;
  • хранить топливо, за исключением топлива в баке автобуса;
  • сливать топливо из бака;
  • пуск двигателя для любых целей, кроме выезда школьного автобуса из помещения.

3.29. Придерживаться правил передвижения в помещениях и на территории:

  • во время ходьбы быть внимательным и контролировать изменение окружающей обстановки;
  • ходить по коридорам и лестничным маршам, придерживаясь правой стороны;
  • не ходить по мокрому полу;
  • при передвижении по лестничным пролетам соблюдать осторожность, не наклоняться за перила, не перешагивать и не перепрыгивать через ступеньки;
  • обращать внимание на неровности в помещениях и на территории, обходить их;
  • не проходить ближе 1,5 метра от стен зданий и сооружений.

3.30. Принимать пищу следует в оборудованных помещениях (столовой, буфете, комнате для приема пищи).
3.31. Требования, предъявляемые к правильному использованию (применению) средств индивидуальной защиты водителем автобуса:

  • костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий должен быть застегнут на все пуговицы, полностью закрывать туловище и руки до запястья, не содержать в карманах острые и бьющиеся предметы;
  • перчатки должны соответствовать размеру рук и не сползать с них.

3.32. При наличии каких-либо замечаний (недостатков) по организации дорожного движения, в состоянии автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, паромных переправ, их обустройства, угрожающих безопасности дорожного движения, сообщить непосредственному руководителю.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1. Не допускается водителю школьного автобуса приступать к работе при плохом самочувствии или внезапной болезни.
4.2. Перечень основных возможных аварий и аварийных ситуаций, причины их вызывающие:

  • дорожно-транспортное происшествие при нарушении ПДД водителем школьного автобуса или иным транспортным средством;
  • ослепление водителя светом фар при использовании встречным транспортным средством дальнего света фар в непредназначенных для этого случаях;
  • дорожные или метеорологические условия, представляющие угрозу безопасности перевозок детей (разрушение дорог и дорожных сооружений, вызванное стихийными явлениями, аварии на тепловых, газовых, электрических и других коммуникациях);
  • возникновении технической неисправностей школьного автобуса;
  • резкое ухудшение здоровья водителя;
  • задымление или возгорание в салоне или кабине водителя.

4.3. Водитель автобуса обязан известить непосредственного руководителя или директора школы:

  • о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью обучающихся и сопровождающих;
  • о дорожно-транспортном происшествии;
  • о каждом произошедшем несчастном случае;
  • об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления).

4.4. Включить аварийную сигнализацию в случаях:

  • при дорожно-транспортном происшествии;
  • при вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена;
  • при ослеплении водителя светом фар, при этом, не меняя полосу движения, снизить скорость и остановиться;
  • при буксировке (на буксируемом механическом транспортном средстве);
  • при посадке детей в школьный автобус и высадке из него.

4.5. Прекратить автобусное движение в случаях, не терпящих отлагательства, когда дорожные или метеорологические условия представляют угрозу безопасности перевозок детей (разрушение дорог и дорожных сооружений, вызванное стихийными явлениями, аварии на тепловых, газовых, электрических и других коммуникациях).
4.6. При возникновении неисправностей школьного автобуса следует принять вправо, съехать на обочину дороги, остановить автобус в безопасном месте, высадить обучающихся, не допуская их выхода на проезжую часть дороги, и, в соответствии с требованием ПДД включить аварийную сигнализацию, выставить аварийные знаки безопасности. Движение продолжать только после устранения возникшей неисправности.
4.7. При резком ухудшении здоровья во время движения необходимо принять вправо, съехать на обочину дороги, остановить автобус в безопасном месте, включить аварийную сигнализацию, сообщить об ухудшении здоровья сопровождающему, воспользоваться аптечкой первой помощи, при необходимости вызвать скорую помощь, высадить обучающихся, не допуская их выхода на проезжую часть дороги.
4.8. В случае задымления или возгорания в салоне или кабине водителя, съехать на обочину дороги, остановить автобус, открыть двери для эвакуации всех детей из автотранспортного средства и размещения их на безопасном расстоянии от школьного автобуса и проезжей части. При условии отсутствия угрозы жизни и здоровью людей принять меры к ликвидации пожара в начальной стадии с помощью первичных средств пожаротушения.
4.9. В случае ДТП немедленно остановить (не трогать с места) автобус, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки. При нахождении на проезжей части соблюдать меры предосторожности. При возгорании автотранспортного средства или падения в воду эвакуировать детей из салона. Сообщить о ДТП в ГИБДД. Если в автобусе есть пострадавшие, сообщить в Единую службу спасения по телефону 112 (вызвать скорую медицинскую помощь по телефону 103), выяснить состояние детей, оказать первую помощь, воспользовавшись аптечкой. Обучающиеся, которые не пострадали, выводятся из школьного автобуса. Не стоит эвакуировать пострадавших детей из школьного автобуса до проведения необходимых обследований и оказания первой помощи, так как можно нанести им дополнительные травмы. Сообщить о происшествии директору общеобразовательной организации.

5. Требования охраны труда по окончании работы

5.1. По окончании движения по маршруту осмотреть салон школьного автобуса. При обнаружении в салоне личных вещей детей передать их сопровождающему.
5.2. Удостовериться, что огнетушители находятся в установленных местах. При окончании срока эксплуатации огнетушителя передать его лицу, ответственному за пожарную безопасность в школе, для последующей перезарядки. Установить новый огнетушитель.
5.3. Довести до сведения непосредственного руководителя информацию о завершении подвоза обучающихся в общеобразовательную организацию, о завершении развоза детей по местам проживания.
5.4. Вымыть руки и лицо теплой водой с мылом или аналогичными по действию моющими средствами.
5.5. В установленном порядке пройти послерейсовый медицинский осмотр.
5.6. После выполнения ремонтных работ снять и привести в порядок спецодежду и другие средства индивидуальной защиты, осмотреть их и убрать в установленное для хранения место.
5.7. Сообщить непосредственному руководителю о готовности автобуса к следующей перевозке обучающихся общеобразовательной организации.

При выполнении обязанностей рабочего: инструкцию по охране труда рабочего по зданию

Инструкцию разработал: ____________ /_______________________/

С инструкцией ознакомлен (а)
«___»________202__г. ____________ /_______________________/

Рекомендуем перейти к:
Технике безопасности для технического персонала

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Настоящая инструкция по охране труда для водителя автобуса (микроавтобуса) доступна для бесплатного просмотра и скачивания.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. К самостоятельной работе в качестве водителя автобуса допускаются лица, прошедшие:
— вводный инструктаж;
— инструктаж по пожарной безопасности;
— первичный инструктаж на рабочем месте;
— обучение безопасным методам и приемам труда не менее чем по 10 часовой программе (для работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности — 20 часовой программе);
— инструктаж по электробезопасности на рабочем месте и проверку усвоения его содержания с присвоением квалификационной группы I.
Для выполнения обязанностей водителя автобуса (микроавтобуса) допускаются лица, имеющие удостоверение на право управления данной категорией транспорта, не имеющие медицинских противопоказаний для данной профессии, достигшие 20 летнего возраста.
1.2. Водитель автобуса должен проходить:
— повторный инструктаж по безопасности труда на рабочем месте не реже, чем через каждые три месяца;
— внеплановый инструктаж: при изменении технологического процесса или правил по охране труда, замене или модернизации производственного оборудования, приспособлений и инструмента, изменении условий и организации труда, при нарушениях инструкций по охране труда, перерывах в работе более чем на 60 календарных дней (для работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности — 30 календарных дней);
— медицинский осмотр согласно приказу № 302н от 12.04.11 г.
1.3. Водитель автобуса обязан:
— соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные на предприятии;
— соблюдать требования настоящей инструкции, инструкции о мерах пожарной безопасности, инструкции по электробезопасности;
— соблюдать требования к эксплуатации оборудования;
— использовать по назначению и бережно относиться к выданным средствам индивидуальной защиты.
1.4. Водитель автобуса должен:
— уметь оказывать первую (доврачебную) помощь пострадавшему при несчастном случае;
— знать местоположение средств оказания доврачебной помощи, первичных средств пожаротушения, главных и запасных выходов, путей эвакуации в случае аварии или пожара;
— выполнять правила дорожного движения ПОТ РО-200-01;
— выполнять только порученную работу и не передавать ее другим без разрешения мастера или начальника цеха;
— во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других, не допускать на рабочее место лиц, не имеющих отношения к работе;
— содержать рабочее место в чистоте и порядке.
1.5. Водитель автобуса должен знать и соблюдать правила личной гигиены. Принимать пищу, курить, отдыхать только в специально отведенных для этого помещениях и местах. Пить воду только из специально предназначенных для этого установок.
1.6. При обнаружении неисправностей оборудования, приспособлений, инструментов и других недостатках или опасностях на рабочем месте немедленно сообщить мастеру или начальнику цеха. Приступить к работе можно только с их разрешения после устранения всех недостатков.
1.7. При обнаружении загорания или в случае пожара:
— остановить автобус и вывести на безопасное расстояние пассажиров;
— сообщить в пожарную охрану и администрации;
— приступить к тушению пожара имеющимися в цехе первичными средствами пожаротушения в соответствии с инструкцией по пожарной безопасности.
1.8. При несчастном случае оказать пострадавшему первую (доврачебную) помощь, немедленно сообщить о случившемся мастеру или начальнику цеха, принять меры к сохранению обстановки происшествия (состояние оборудования), если это не создает опасности для окружающих.
1.9. За невыполнение требований безопасности, изложенных в настоящей инструкции, рабочий несет ответственность согласно действующему законодательству.
1.10. Основными опасными и вредными и производственными факторами при определенных обстоятельствах могут быть:
— движущиеся и вращающиеся детали и узлы автобуса (микроавтобуса);
— горячие поверхности двигателя, системы охлаждения, глушителя и т.п.;
— отработанные газы в результате сгорания горюче-смазочных материалов;
— столкновение с другим транспортным средством или наезд на людей;
— повышенный шум и вибрация в автобусе.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Убедиться в исправности одежды, застегнув ее на все пуговицы, волосы убрать под головной убор. Перед началом работы водитель обязан пройти предрейсовый медицинский осмотр.
2.2. Внешним осмотром убедиться в полной исправности автобуса (микроавтобуса) и проверить:
— техническое состояние автобуса, обращая особое внимание на исправность шин, тормозной системы, рулевого управления, сцепных устройств, приборов освещения и сигнализации, стеклоочистители, на правильную установку зеркала заднего вида, чистоту и видимость номерных знаков и надписей, а также отсутствие подтекания топлива, масла и воды, а у газобаллонных автобусов на герметичность газовой аппаратуры и магистралей;
— давление воздуха в шинах в соответствии с нормами;
— наличие инструмента и приспособлений, а также огнетушителя, мед. аптечки, упоров под колеса, знаков аварийной остановки;
— заправку автобуса (микроавтобуса) топливом, маслом, водой, тормозной жидкостью и уровень электролита в аккумуляторной батарее.
2.3. Пуск двигателя производить только при нейтральном положении рычага коробки передач. При пуске двигателя с помощью пусковой рукоятки, брать ее в обхват или применять какие-либо предметы, действующие на нее не допускается. Запрещается пуск двигателя буксированием с помощью других транспортных средств.
2.4. После запуска и прогрева двигателя необходимо проверить на ходу работу рулевого управления и тормозов, работу «СТОП» сигнала, поворотов, освещения, а также звуковой сигнал.
2.5. В случае обнаружения неисправностей на линию не выезжать до полного их устранения и сообщить об этом администрации транспортного отдела.
2.6. Заправку автобуса (микроавтобуса) топливом производить после остановки двигателя. Во время заправки машины топливом пассажирам находиться в салоне автобуса (микроавтобуса) запрещается. На территории автозаправочной станции не допускается: курить, производить какие-либо ремонтно-регулировочные работы, заливать топливо в посторонние емкости, открывать крышки бензобака металлическими предметами.
2.7. При работе автобуса на этилированном бензине соблюдать следующие правила:
— операции по приемке, заправке автобуса (микроавтобуса) и перекачке этилированного бензина производить механизированным способом, находясь с наветренной стороны автобуса (микроавтобуса);
— продувку бензосистемы производить насосом;
— использовать этилированный бензин разрешается только в качестве топлива;
— при попадании этилированного бензин на кожу немедленно смыть керосином, а затем теплой водой с мылом;
— в случае попадания этилированного бензина в глаза немедленно обратиться за медицинской помощью;
— при заправке автобуса (микроавтобуса) этилированным бензином необходимо пользоваться прорезиненными фартуками и резиновыми перчатками.
2.8. Открывать крышку радиатора следует при охлажденном двигателе, оберегая руки и лицо от ожогов. Снимать и надевать шланг нормоподогрева, только при закрытом вентиле нормоподогрева.
2.9. При обслуживании газобаллонных автобусов водитель обязан произвести осмотр машины с целью обнаружения возможных утечек газа и неисправности газовой аппаратуры, запорной арматуры, проверить крепление газовых баллонов.
2.10. Перед запуском двигателя после длительной стоянки следует открыть капот и в течение некоторого времени держать его открытым, убедиться в герметичности газовой аппаратуры, трубопроводов и их соединений. Магистральный и расходный вентили на баллонах следует открывать медленно во избежание гидравлических ударов.
2.11. Водитель, принимающий участие в техническом обслуживании и ремонте газобаллонных автобусов и газовой аппаратуры должен пройти специальную подготовку, сдать экзамен квалификационной комиссии и получить удостоверение установленного образца.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Прежде чем начать движение с места остановки (стоянки) или выехать из гаража, убедиться, что это безопасно для рабочих и других посторонних лиц и подать предупредительный сигнал.
3.2. Быть внимательным и осторожным при движении с места задним ходом. При недостаточной обзорности или видимости следует воспользоваться помощью другого лица.
3.3. Скорость движения выбирать с учетом дорожных условий, видимости и обзорности, интенсивности и характера движения транспортных средств и пешеходов, особенностей и состояния автобуса (микроавтобуса).
3.4. При перевозке детей:
— должен быть дополнительно оборудован спереди и сзади предупреждающем знаком «Дети», а также 2-мя огнетушителями;
— детей должны сопровождать двое взрослых;
— во время движения запрещается стоять и ходить по салону;
— скорость движения не выше 60 км в час.
— перевозку осуществлять только в светлое время суток.
3.5. Выполнять требования безопасности движения и указания регулировщиков дорожного движения в соответствии с Правилами дорожного движения.
3.6. Оставлять автобус разрешается только после принятия мер, исключающих возможность его движения во время отсутствия водителя.
3.7. При ремонте автобуса (микроавтобуса) на линии соблюдать меры предосторожности: съехать на обочину дороги, включить задний свет при плохой видимости, остановить автобус (микроавтобус) с помощью стояночной тормозной системы, включить первую передачу, подложить под колеса упоры. При работе на обочине под машиной находиться с противоположной стороны проезжей части. Не допускать к ремонту автобуса (микроавтобуса) лиц, не имеющих на это право (сопровождающих, пассажиров и т.д.).
3.8. Водителю автобуса не разрешается:
— управлять автобусом в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотических средств;
— выезжать в рейс (на линию) в болезненном состоянии или при такой степени утомления, которая может повлиять на безопасность движения;
— передавать управление автобусом другим лицам;
— выполнять буксировку автобуса с целью пуска двигателя, а также с пассажирами в салоне автобуса (микроавтобуса);
— подогревать двигатель открытым пламенем при определении и устранении неисправностей механизмов;
— протирать двигатель ветошью смоченной бензином и курить в непосредственной близости от системы питания двигателя и топливных баков.
3.9. При передвижении и постановке автобуса на пост технического обслуживания необходимо следить за правильным положением колес относительно направляющих ребер осмотровой канавы, эстакады. Установленный на пост автобус надежно затормозить стояночным тормозом и поставить под колеса упоры, а на автобусе с механической коробкой передач, кроме того, включить нижнюю передачу.
3.10. При работе под автобусом выключить двигатель и на рулевое колесо вывесить табличку «Двигатель не включать! Работают люди!» При смене рессор разгрузить их путем поднятия кузова подъемным механизмом с последующей подставкой под кузов козелков. При выполнении работ внизу автобуса вне осмотровой канавы, эстакады применять лежаки.
3.11. При ремонте автобуса содержать рабочее место в чистоте и не загромождать посторонними предметами. Сливать масло и воду только в специальную тару.
3.12. Подъем автобуса домкратом производить без перекоса (домкрат должен стоять вертикально, опираться на грунт всей плоскостью подошвы, головка домкрата должна упираться всей плоскостью в ось или в специально фиксированное место, при мягком грунте под домкрат подложить доску); под остальные колеса подложить упоры.
3.13. Для снятия и постановки тяжелых узлов и агрегатов пользоваться подъемно-транспортными средствами, не превышая их максимальную грузоподъемность.
3.14. На разборочно-сборочных работах применять только исправные приспособления и инструмент. Трудноотвертываемые гайки смочить керосином, а потом отвернуть ключом.
3.15. Проверять совпадение отверстий ушков рессоры и серьги только при помощи бородка.
3.16. Подтягивать ремень вентилятора, проверять крепление водяного насоса и подтягивать сальники только после полной остановки двигателя.
3.17. Работы, связанные с заменой и перестановкой шин, рессор, выполнять только после того, как автобус будет установлен на козелки.
3.18. Демонтаж шины с диска колеса осуществлять при помощи съемника, накачивать шины в предохранительном устройстве. При накачке шин на линии колесо укладывать замочным кольцом к земле.
3.19. Подкачка шин без демонтажа допускается, если давление воздуха в ней снизилось не боле, чем на 40 процентов от нормы и при условии, что из-за уменьшения давления не нарушилась правильность монтажа шины.
3.20. При выполнении работ с аккумуляторными батареями нужно соблюдать следующие меры безопасности:
— при снятии, транспортировке и обслуживании аккумуляторных батарей следует остерегаться попадания электролита на кожу и одежду. Если это произошло, немедленно обмыть пораженное место содовым 10-процентным раствором или при отсутствии его теплой водой, нельзя обтирать сухой ветошью пораженное место;
— пользоваться специальными тележками с гнездами по размерам батарей при их транспортировании;
— для определения степени зарядки аккумуляторных батарей пользоваться нагрузочной вилкой.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. При появлении неисправности в работе двигателя, принять вправо, съехать на обочину дороги и остановить автобус. Движение продолжить только после устранения возникшей неисправности.
4.2. Водитель причастный к дорожно-транспортному происшествию, вызвавшего несчастный случай (наезд на людей или столкновение с другим транспортным средством) должен немедленно сообщить в органы ГИБДД, начальнику транспортного отдела или диспетчеру, оказать пострадавшему первую (доврачебную) помощь, принять меры к сохранению обстановки происшествия (аварии) до прибытия инспектора ГИБДД, если это не создает опасности для окружающих.
4.3. Неисправную машину брать на буксир при помощи специальных приспособлений можно только после разрешения инспектора ГИБДД.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. После возвращения с линии совместно с механиком транспортного отдела проверить автобус (микроавтобус). В случае необходимости составить заявку на текущий ремонт с перечнем неисправностей, подлежащих устранению.
5.2. Автобус (микроавтобус) очистить от грязи и пыли, поставить в установленное место, убедиться в том, что нет возможности возникновения пожара и затянуть рычаг стояночной тормозной системы.
5.3. Сдать путевой (маршрутный) лист диспетчеру или ответственному лицу.
5.4. После окончания работы руки и лицо вымыть теплой водой с мылом, по возможности принять душ. Применять для мытья химические вещества запрещается.

За эту инструкцию по охране труда благодарите Сергея 😉

Скачать Инструкцию

1. Общие требования безопасности

1.1. Водитель автобуса (транспортного средства имеющего более 8 сидячих мест, кроме сиденья водителя) обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные на предприятии; соблюдать требования настоящей инструкции, инструкции о мерах пожарной безопасности, инструкции по электробезопасности; соблюдать требования к эксплуатации оборудования; использовать по назначению и бережно относиться к выданным средствам индивидуальной защиты.

1.2. Водитель автобуса должен:

  • уметь оказывать первую помощь пострадавшему при несчастном случае;
  • знать местоположение средств оказания первой помощи, первичных средств пожаротушения, главных и запасных выходов, путей эвакуации в случае аварии или пожара;
  • выполнять правила дорожного движения;
  • выполнять только порученную работу и не передавать ее другим без разрешения мастера или начальника цеха;
  • во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других, не допускать на рабочее место лиц, не имеющих отношения к работе; содержать рабочее место в чистоте и порядке.

1.3. Водитель автобуса должен знать и соблюдать правила личной гигиены. Принимать пищу, курить, отдыхать только в специально отведенных для этого помещениях и местах. Пить воду только из специально предназначенных для этого ёмкостей или установок.

1.4. При обнаружении неисправностей оборудования, приспособлений, инструментов и других недостатках или опасностях на рабочем месте немедленно сообщить мастеру или начальнику цеха. Приступить к работе можно только с их разрешения после устранения всех выявленных недостатков.

1.5. При обнаружении возгорания или в случае пожара: немедленно остановить автобус и вывести на безопасное расстояние пассажиров; сообщить в пожарную охрану и администрации; приступить к тушению пожара имеющимися в цехе первичными средствами пожаротушения в соответствии с инструкцией по пожарной безопасности.

1.6. При несчастном случае оказать пострадавшему первую помощь, сообщить о случившемся мастеру или начальнику цеха, принять меры к сохранению обстановки происшествия (состояние оборудования), если это не создает опасности для окружающих.

1.7. За невыполнение требований безопасности, изложенных в настоящей инструкции, рабочий несет ответственность согласно действующему законодательству.

1.8. Основными опасными и вредными и производственными факторами при определенных обстоятельствах могут быть:

  • движущиеся и вращающиеся детали и узлы автобуса;
  • горячие поверхности двигателя, системы охлаждения, глушителя и т.п.;
  • отработанные газы в результате сгорания горюче-смазочных материалов;
  • столкновение с другим транспортным средством или наезд на людей;
  • повышенный шум и вибрация в автобусе.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Убедиться в исправности одежды, застегнув ее на все пуговицы, волосы убрать под головной убор. Перед началом работы водитель обязан пройти предрейсовый медицинский осмотр.

2.2. Внешним осмотром убедиться в полной исправности автобуса и проверить:

  • техническое состояние автобуса, обращая особое внимание на исправность шин, тормозной системы, рулевого управления, сцепных устройств, приборов освещения и сигнализации, стеклоочистители, на правильную установку зеркала заднего вида, чистоту и видимость номерных знаков и надписей, а также отсутствие подтекания топлива, масла и воды, а у газобаллонных автобусов на герметичность газовой аппаратуры и магистралей;
  • давление воздуха в шинах в соответствии с нормами;
  • наличие инструмента и приспособлений, а также огнетушителя, мед.аптечки, упоров под колеса, знаков аварийной остановки;
  • заправку автобуса топливом, маслом, водой, тормозной жидкостью и уровень электролита в аккумуляторной батарее.

2.3. Пуск двигателя производить только при нейтральном положении рычага коробки передач. При пуске двигателя с помощью пусковой рукоятки, брать ее в обхват или применять какие-либо предметы, действующие на нее не допускается. Запрещается пуск двигателя буксированием с помощью других транспортных средств.

2.4. После запуска и прогрева двигателя необходимо проверить на ходу работу рулевого управления и тормозов, работу «СТОП» сигнала, поворотов, освещения, а также звуковой сигнал.

2.5. В случае обнаружения неисправностей на линию не выезжать до полного их устранения и сообщить об этом руководителю.

2.6. Заправку автобуса топливом производить после остановки двигателя. Во время заправки машины топливом пассажирам находиться в салоне автобуса запрещается. На территории автозаправочной станции не допускается: курить, производить какие-либо ремонтно-регулировочные работы, заливать топливо в посторонние емкости, открывать крышки бензобака металлическими предметами.

2.7. При работе автобуса на этилированном бензине соблюдать следующие правила:

  • операции по приемке, заправке автобуса и перекачке этилированного бензина производить механизированным способом, находясь с наветренной стороны автобуса;
  • продувку бензосистемы производить насосом;
  • использовать этилированный бензин разрешается только в качестве топлива;
  • при попадании этилированного бензин на кожу немедленно смыть керосином, а затем теплой водой с мылом;
  • в случае попадания этилированного бензина в глаза немедленно обратиться за медицинской помощью;
  • при заправке автобуса этилированным бензином необходимо пользоваться прорезиненными фартуками и резиновыми перчатками.

2.8. Открывать крышку радиатора следует при охлажденном двигателе, оберегая руки и лицо от ожогов. Снимать и надевать шланг нормоподогрева, только при закрытом вентиле нормоподогрева.

2.9. При обслуживании газобаллонных автобусов водитель обязан произвести осмотр машины с целью обнаружения возможных утечек газа и неисправности газовой аппаратуры, запорной арматуры, проверить крепление газовых баллонов.

2.10. Перед запуском двигателя после длительной стоянки следует открыть капот и в течение некоторого времени держать его открытым, убедиться в герметичности газовой аппаратуры, трубопроводов и их соединений. Магистральный и расходный вентили на баллонах следует открывать медленно во избежание гидравлических ударов.

2.11. Водитель, принимающий участие в техническом обслуживании и ремонте газобаллонных автобусов и газовой аппаратуры должен пройти специальную подготовку, сдать экзамен квалификационной комиссии и получить удостоверение установленного образца.

3. Требования безопасности во время работы

3.1. Прежде чем начать движение с места остановки (стоянки) или выехать из гаража, убедиться, что это безопасно для рабочих и других посторонних лиц и подать предупредительный сигнал.

3.2. Быть внимательным и осторожным при движении с места задним ходом. При недостаточной обзорности или видимости следует воспользоваться помощью другого лица.

3.3. Скорость движения выбирать с учетом дорожных условий, видимости и обзорности, интенсивности и характера движения транспортных средств и пешеходов, особенностей и состояния автобуса.

3.4. При перевозке детей автобус должен быть дополнительно оборудован спереди и сзади предупреждающем знаком «Дети», а также 2-мя огнетушителями;

  • детей должны сопровождать двое взрослых;
  • во время движения запрещается стоять и ходить по салону;
  • скорость движения не выше 60 км в час;
  • перевозку осуществлять только в светлое время суток.

3.5. Выполнять требования безопасности движения и указания регулировщиков дорожного движения в соответствии с Правилами дорожного движения.

3.6. Оставлять автобус разрешается только после принятия мер, исключающих возможность его движения во время отсутствия водителя.

3.7. При ремонте автобуса на линии соблюдать меры предосторожности: съехать на обочину дороги, включить задний свет при плохой видимости, остановить автобус с помощью стояночной тормозной системы, включить первую передачу, подложить под колеса упоры. При работе на обочине под машиной находиться с противоположной стороны проезжей части. Не допускать к ремонту автобуса лиц, не имеющих на это право (сопровождающих, пассажиров и т.д.).

3.8. Водителю автобуса не разрешается:

  • управлять автобусом в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотических средств;
  • выезжать в рейс (на линию) в болезненном состоянии или при такой степени утомления, которая может повлиять на безопасность движения;
  • передавать управление автобусом другим лицам;
  • выполнять буксировку автобуса с целью пуска двигателя, а также с пассажирами в салоне автобуса;
  • подогревать двигатель открытым пламенем при определении и устранении неисправностей механизмов;
  • протирать двигатель ветошью смоченной бензином и курить в непосредственной близости от системы питания двигателя и топливных баков.

3.9. При передвижении и постановке автобуса на пост технического обслуживания необходимо следить за правильным положением колес относительно направляющих ребер осмотровой канавы, эстакады. Установленный на пост автобус надежно затормозить стояночным тормозом и поставить под колеса упоры, а на автобусе с механической коробкой передач, кроме того, включить нижнюю передачу.

3.10. При работе под автобусом выключить двигатель и на рулевое колесо вывесить табличку «Двигатель не включать! Работают люди!» При смене рессор разгрузить их путем поднятия кузова подъемным механизмом с последующей подставкой под кузов козелков. При выполнении работ внизу автобуса вне осмотровой канавы, эстакады применять лежаки.

3.11. При ремонте автобуса содержать рабочее место в чистоте и не загромождать посторонними предметами. Сливать масло и воду только в специальную тару.

3.12. Подъем автобуса домкратом производить без перекоса (домкрат должен стоять вертикально, опираться на грунт всей плоскостью подошвы, головка домкрата должна упираться всей плоскостью в ось или в специально фиксированное место, при мягком грунте под домкрат подложить доску); под остальные колеса подложить упоры.

3.13. Для снятия и постановки тяжелых узлов и агрегатов пользоваться подъемно-транспортными средствами, не превышая их максимальную грузоподъемность.

3.14. На разборочно-сборочных работах применять только исправные приспособления и инструмент. Трудноотвертываемые гайки смочить керосином, а потом отвернуть ключом.

3.15. Проверять совпадение отверстий ушков рессоры и серьги только при помощи бородка.

3.16. Подтягивать ремень вентилятора, проверять крепление водяного насоса и подтягивать сальники только после полной остановки двигателя.

3.17. Работы, связанные с заменой и перестановкой шин, рессор, выполнять только после того, как автобус будет установлен на козелки.

3.18. Демонтаж шины с диска колеса осуществлять при помощи съемника, накачивать шины в предохранительном устройстве. При накачке шин на линии колесо укладывать замочным кольцом к земле.

3.19. Подкачка шин без демонтажа допускается, если давление воздуха в ней снизилось не боле, чем на 40 процентов от нормы и при условии, что из-за уменьшения давления не нарушилась правильность монтажа шины.

3.20. При выполнении работ с аккумуляторными батареями нужно соблюдать следующие меры безопасности:

  • при снятии, транспортировке и обслуживании аккумуляторных батарей следует остерегаться попадания электролита на кожу и одежду. Если это произошло, немедленно обмыть пораженное место содовым 10-процентным раствором или при отсутствии его теплой водой, нельзя обтирать сухой ветошью пораженное место;
  • пользоваться специальными тележками с гнездами по размерам батарей при их транспортировании;
  • для определения степени зарядки аккумуляторных батарей пользоваться нагрузочной вилкой.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При появлении неисправности в работе двигателя, принять вправо, съехать на обочину дороги и остановить автобус. Движение продолжить только после устранения возникшей неисправности.

4.2. Водитель причастный к дорожно-транспортному происшествию, вызвавшего несчастный случай (наезд на людей или столкновение с другим транспортным средством) должен немедленно сообщить в органы ГИБДД, начальнику транспортного отдела или диспетчеру, оказать пострадавшему первую помощь, принять меры к сохранению обстановки происшествия (аварии) до прибытия инспектора ГИБДД, если это не создает опасности для окружающих.

4.3. Неисправную машину брать на буксир при помощи специальных приспособлений можно только после разрешения инспектора ГИБДД.

5. Требования безопасности по окончании работы

5.1. После возвращения с линии совместно с механиком транспортного отдела проверить автобус. В случае необходимости составить заявку на текущий ремонт с перечнем неисправностей, подлежащих устранению.

5.2. Автобус очистить от грязи и пыли, поставить в установленное место, убедиться в том, что нет возможности возникновения пожара и затянуть рычаг стояночной тормозной системы.

5.3. Сдать путевой (маршрутный) лист диспетчеру или ответственному лицу.

5.4. После окончания работы руки и лицо вымыть теплой водой с мылом, по возможности принять душ. Применять для мытья химические вещества запрещается.

Напоминаем что на сайте, в разделе «Документы БДД», можно найти образцы документов необходимых для организации работы по безопасности дорожного движения.

Так же на сайте www.trans-otdel.ru можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2500 рублей.

Все документы представлены в формате Word и Excel. Для того чтобы получить все перечисленные документы достаточно написать на электронную почту, указанную в разделе «Контакты», и с Вами свяжутся в течение дня. Документы в электронном виде будут направлены на указанный Вами адрес электронной почты после подтверждения оплаты.

Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим

Обязательно ли составлять инструкцию по охране труда для водителя?

Обязанность по разработке внутрикорпоративных инструкций по охране труда для всех сотрудников, независимо от их специализации, установлена для российских работодателей положениями ст. 214 ТК РФ.

В свою очередь, ст. 212 ТК РФ  требует от российских работодателей соблюдать государственные нормативные требования в сфере охраны труда. В соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 27.12.2010 № 1160 к нормативным актам, в которых содержатся государственные нормативные требования по охране труда, относятся и типовые инструкции по охране труда.

С 1 марта 2022 года Трудовой кодекс и многие другие нормативы, регулирующие охрану труда, действуют в обновленной редакции. О ключевых новшествах читайте здесь.

Соответствующие типовые инструкции должны использоваться фирмами в качестве основы для разработки внутрикорпоративных инструкций для работников, в том числе и для водителей (п. 3 Методрекомендаций, утвержденных Минтрудом России 13.05.2004).

Разработка инструкций — лишь часть необходимых действий работодателя в целях обеспечения функционирования системы охраны труда. Есть много других обязанностей — например, составление локального положения об охране труда на предприятии.

Особенности разработки инструкций по охране труда

Инструкция по охране труда для работника разрабатывается с учетом специфики производственных процессов в фирме, особенностей трудовых функций работника и условий труда. Положения документа должны пересматриваться не реже чем один раз в пять лет. Внеплановый пересмотр инструкций возможен, если:

  • были изменены положения типовых инструкций, на основе которых разработан внутрикорпоративный документ;
  • изменились условия работы сотрудников;
  • изменились технологические процессы на производстве;
  • были получены предписания о пересмотре инструкций от государственных органов;
  • расследование аварии или инцидента на производстве показало, что необходим пересмотр инструкции.

Инструкции по охране труда могут выдаваться работникам фирмы на руки после прохождения первичного инструктажа, располагаться в непосредственном доступе на рабочих местах либо в иных местах, удобных для работников.

В установленном порядке работодатель проводит для работников первичные инструктажи на рабочем месте.

На предприятии ведутся журналы учета:

  • инструкций;
  • их выдачи.

Факт ознакомления с инструкцией работник удостоверяет подписью в журнале учета выдачи инструкций.

Эксперты «КонсультантПлюс» рассказали о ключевых особенностях составления инструкций по охране труда. Получите бесплатный пробный доступ к материалу на данную тему.

Существует типовая инструкция по охране труда для водителя автомобиля (ТОИ Р-200-01-95), утвержденная приказом департамента автотранспорта при Минтрансе РФ от 27.02.1996 № 16 (согласованная к моменту утверждения с компетентными профсоюзными организациями). В соответствии с приказом Минтранса России от 14.08.2020 № 308 она отменена. Но многим фирмам данная форма инструкции привычна, и целесообразно продолжение ее использования. На практике заниматься составлением инструкций для работников, как следует из положений рассматриваемой типовой инструкции, должны руководители подразделений.

При этом работодатель должен согласовать разработанную инструкцию по охране труда:

  • с профсоюзом или иной организацией, представляющей интересы сотрудников, если таковые учреждены и функционируют (ст. 214 ТК РФ, п. 4Методрекомендаций Минтруда);
  • инженером службы охраны труда предприятия (как следует из рекомендаций по применению типовых инструкций, содержащиеся в ТОИ Р-200-01-95).

Структура типовой инструкции для водителей

Типовая инструкция включает:

  • введение;
  • раздел, регламентирующий общие требования по безопасности;
  • разделы, регламентирующие требования по безопасности перед началом работ, в процессе их выполнения, по окончании работ, а также в аварийных ситуациях.

Изучим, какие формулировки должны содержаться в перечисленных разделах внутрикорпоративных инструкций по охране труда для водителя.

Пример инструкции по охране труда для водителя легкового автомобиля приведен в «КонсультантПлюс». Оформите пробный бесплатный доступ к К+ и прочитайте актуальный материал.

Введение к инструкции

В данный раздел документа могут включаться положения, устанавливающие:

  • для кого предназначена инструкция;
  • какие еще инструкции по охране могут использоваться водителем наряду с основной (с указанием ссылок на соответствующие документы);
  • обязанность водителя участвовать в контроле за соблюдением норм безопасности труда другими работниками, оказывать первую помощь пострадавшим при инцидентах;
  • обязанность водителя исполнять распоряжения комиссии по охране труда фирмы или представителей профсоюза;
  • что водитель, прежде чем начинать какую-то непрофильную работу, должен пройти целевой инструктаж.

Работодатель компенсирует работнику расходы на эксплуатацию личного автомобиля в корпоративных целях. Эксперты «КонсультантПлюс» разъяснили, как именно это происходит. Получите пробный доступ к материалу на данную тему.

Общие требования по безопасности

В данном разделе следует привести формулировки:

  • регламентирующие допуск водителей предприятия к автомобилям;
  • регламентирующие допуск водителей к работе;
  • закрепляющие обязанность водителя следовать правилам трудового распорядка;
  • устанавливающие длительность рабочего времени водителя (в неделю, день, по специальным графикам);
  • устанавливающие перечень опасных факторов, которые могут воздействовать на водителя в процессе работы и о которых он должен знать;
  • разъясняющие, в связи с чем соответствующие факторы опасны и как они могут влиять на организм;
  • устанавливающие запрет на использование водителем оборудования, порядок эксплуатации которого не изучен им в ходе инструктажа;
  • устанавливающие порядок выдачи водителю спецодежды, обуви и средств защиты;
  • обязывающие водителя соблюдать правила пожарной безопасности;
  • устанавливающие порядок устранения неисправностей автомобиля, обнаруживаемых водителем в ходе работы;
  • устанавливающие порядок координации совместной работы водителя, получившего инструкцию, с другими водителями и специалистами фирмы;
  • регламентирующие особенности эксплуатации газобаллонных автомобилей;
  • устанавливающие базовые нормы личной гигиены водителя;
  • устанавливающие порядок ответственности водителя за несоблюдение положений инструкции и иных связанных с ней источников норм.

Работодатель обязан уделять пристальное внимание технике безопасности на рабочих местах, осуществлять документирование работы в данном направлении. Подробности — в специальном материале.

Безопасность перед началом работ

В данном разделе инструкции следует зафиксировать положения, устанавливающие:

  • необходимость прохождения водителем предрейсового медосмотра, получения путевого листа, а также сведений о работе на линии и перевозимом грузе;
  • необходимость проверки вместе с механиком КПП технической исправности автомобиля, а также регламентирующие основные критерии определения его исправности;
  • необходимость ежедневного осмотра газобаллонных автомобилей на предмет герметичности топливного оборудования, а также обязывающие устранять выявляемые неисправности на специализированных постах или в мастерских;
  • порядок действий водителя перед пуском двигателя;
  • порядок действий водителя в процессе пуска двигателя;
  • перечень запрещенных действий водителя, связанных с пуском двигателя, управлением различными агрегатами автомобиля и иными нюансами эксплуатации транспортного средства.

Существует ряд предписаний для водителей в ситуации, когда рабочий автомобиль оказывается неисправен. Эксперты «КонсультантПлюс» разъяснили их специфику, а также рассказали о последствиях использования неисправной машины. Получите пробный доступ к материалу на данную тему бесплатно.

Безопасность во время работ

В данном разделе инструкции рекомендуется выделить несколько тематических блоков, которые включали бы формулировки, регламентирующие:

  • осуществление водителем основных действий, связанных с эксплуатацией автомобиля в процессе работы на линии;
  • отдельные нюансы управления автомобилем на линии;
  • отдельные нюансы заправки автомобиля, диагностики неисправностей топливных, охлаждающих систем;
  • процедуру прохождения дополнительных инструктажей, необходимых в целях обеспечения безопасности труда в нетипичных для водителя условиях работы;
  • отдельные нюансы заправки газобаллонных автомобилей;
  • перевозку пассажиров;
  • перевозку грузов;
  • порядок остановки автомобиля в различных ситуациях;
  • отдельные нюансы диагностики и ремонта автомобиля;
  • порядок эксплуатации автокранов, подъемников и иных механизмов, которыми оснащен автомобиль;
  • перечень запрещенных действий водителя автомобиля в процессе работы на линии.

Безопасность по завершении работ

В данный раздел инструкции следует включить положения:

  • отражающие тот факт, что по завершении работы водитель должен осуществить необходимые процедуры в рамках следования требованиям безопасности, а также устанавливающие перечень данных процедур;
  • регламентирующие порядок завершения работы на газобаллонных автомобилях;
  • обязывающие водителя удостовериться в отсутствии утечки автомобильного топлива перед постановкой транспортного средства на стоянку с подогревом;
  • обязывающие водителя провести необходимые гигиенические процедуры по завершении работы;
  • обязывающие водителя информировать своего руководителя о неисправностях автомобиля, обнаруженных им в ходе работы.

Безопасность при аварийных ситуациях

В данном разделе следует отразить формулировки:

  • обязывающие водителя оперативно информировать работодателя об аварийных ситуациях и иных инцидентах, свидетелем которых он стал;
  • обязывающие водителя оказывать пострадавшим первую помощь в соответствии с установленными правилами, содействовать доставке пострадавшего в лечебное учреждение, вызывать человеку скорую помощь либо обращаться за помощью к медработникам организации;
  • устанавливающие порядок реагирования водителя на обнаружение неисправностей в газовой системе;
  • устанавливающие порядок реагирования водителя на обнаружение утечки газа из топливного баллона;
  • регламентирующие порядок управления газовыми вентилями, устанавливающие требования по безопасности управления вентилями;
  • устанавливающие запрет на осуществление определенных действий по управлению газовым оборудованием при работающем двигателе либо активированном зажигании, а также при расположении автомобиля около стоянки, источников огня либо мест нахождения граждан.

Инструкцию по охране труда водителя грузовика вы найдете в «КонсультантПлюс». Оформите пробный бесплатный доступ к системе и скачайте образец инструкции.

Нюансы оформления инструкции

Приказ № 16 предусматривает составление инструкций по охране труда с учетом установленных требований к структуре обложки, первой и последней страниц соответствующих документов. Данные требования содержатся в приложениях 1, 2 и 3 к данному приказу.

В приложении 1 к приказу № 16 зафиксирована структура обложки инструкции по охране труда. Она предполагает несколько блоков:

  • наименование фирмы-работодателя;
  • наименование должности, для которой составляется инструкция;
  • место и год составления инструкции.

В приложении 2 к приказу № 16 приведена структура первой страницы документа. Она предполагает наличие полей, в которых приводятся:

  • наименование предприятия;
  • отметки об утверждении инструкции руководителем фирмы и представителем профсоюза;
  • наименование должности, для которой составляется инструкция.

В приложении 3 к приказу № 16 отражена структура последней страницы документа. Она предполагает наличие:

  • блока с Ф. И. О. руководителя подразделения, в котором разработана инструкция, а также его подписью;
  • блока с Ф. И. О. начальника службы охраны труда, с которым согласована инструкция, а также его подписью.

В целях более эффективного усвоения водителями норм безопасности труда, формирования у них последовательных установок на осуществление необходимых действий в нештатных ситуациях на производстве рекомендуется дополнять инструкции по охране труда документами, раскрывающими ее отдельные положения и демонстрирующими их более наглядно. Это могут быть, к примеру, памятки, схемы, плакаты. Нюансы инструкций можно также разъяснять посредством показа сотрудникам тематических фильмов, презентаций, иных мультимедийных продуктов и т. д.

Работодатель обязан хранить инструкции по охране труда в течение установленного срока. Подробнее читайте в специальном материале, размещенном в системе «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к нему бесплатно.

Итоги

Инструкция по охране труда для водителя автомобиля — документ, который работодатель обязан составлять в силу требований ТК РФ. Алгоритм составления и утверждения данной инструкции регламентируется положениями федеральных и ведомственных нормативных источников.

Ознакомиться с иными аспектами обеспечения безопасности труда на предприятиях вы можете в статьях:

  • «Как проводится вводный инструктаж по охране труда»;
  • «Как провести инструктаж по технике безопасности (нюансы)».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Форд транзит 2018 руководство по эксплуатации
  • Proficy machine edition руководство на русском
  • Calcimed d3 200 инструкция по применению
  • Мануал хонда аккорд 5 поколения на русском
  • Нпк микрофор руководство