Инструкция по охране труда для водителя лесовоза

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. Водителем лесовозного автопоезда могут работать мужчины не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр и признанные годными для данного вида работы, прошедшие инструктаж, обучение и проверку знаний по охране труда, пожарной безопасности, оказанию первой доврачебной помощи и имеющие специальное удостоверение.

1.2. К управлению и обслуживанию лесовозного автопоезда допускаются работники, прошедшие специальную подготовку и получившие в установленном порядке удостоверение на право управления транспортным средством данной категории.

1.3. Закрепление машины за определенными работниками должно оформляться приказом (распоряжением) по цеху или организации.

1.4. Водитель должен знать и выполнять правила внутреннего трудового распорядка организации.

1.5. После зачисления на работу водитель должен принять автомобиль по акту и выполнять только ту работу, для которой машина предназначена, и которая разрешена администрацией. Не разрешается производить работу, не входящую в обязанности водителя, без указания администрации и дополнительного инструктажа по охране труда.

1.6. Водители должны быть обучены безопасным приемам работы и пройти инструктаж по охране труда, ремонту и техническому обслуживанию автомобиля.

1.7. Во время работы водитель должен пользоваться средствами индивидуальной защиты (спецодежда, спецобувь, рукавицы и др.), выдаваемыми в соответствии с отраслевыми нормами.

1.8. При работе с этилированным бензином водитель должен выполнять «Инструкцию по мерам безопасности при хранении, перевозке и применении этилированного бензина».

1.9. На территории автотранспортного цеха (во дворе, в здании, на подъездных путях) необходимо соблюдать следующие правила:

быть внимательным к сигналам водителей движущегося транспорта;

ходить по тротуарам, дорожкам, мостам для пешеходов, придерживаясь правой стороны;

переходить через транспортеры только по переходным мостикам;

не заходить без разрешения за ограждения.

1.10. Не разрешается:

прикасаться к электрооборудованию, клеммам и электропроводам, арматуре общего освещения и открывать двери электрошкафов;

включать и останавливать (кроме аварийных случаев) машины, станки и механизмы, работа на которых не поручена администрацией цеха (организации);

работать при ремонте автомобиля неисправным инструментом или на неисправном оборудовании.

1.11. Инструмент и приспособления использовать только по назначению.

1.12. Перед проведением технического ухода или ремонта лесовозного автопоезда, оснащенного гидроманипулятором, манипулятор должен быть опущен на землю или на подставку, а привод насоса отключен.

1.13. Водители, пользующиеся для проезда на работу и с работы транспортом, предоставляемым организацией, обязаны знать и строго выполнять правила перевозки пассажиров. Проезд к месту работы и обратно на необорудованном для этих целей транспорте запрещается.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Водитель должен пройти предрейсовый медицинский осмотр в здравпункте организации. После осмотра в путевых листах ставится штамп «Допущен к рейсу».

Штамп не ставится при выявлении признаков временной нетрудоспособности и при положительной пробе на алкоголь в выдыхаемом воздухе.

2.2. Водитель должен иметь при себе удостоверение на право управления, талон технического паспорта, путевой (маршрутный) лист.

2.3. Перед выездом из гаража (при приеме автопоезда от сменщика на линии) водитель должен проверить исправность лесовозного автомобиля, роспуска, прицепа, полуприцепа, а также следить за их техническим состоянием в пути.

На лесовозном автопоезде, оснащенном гидроманипулятором, необходимо проверить исправность гидроманипулятора.

2.4. Перед выездом проверке подлежат: тормоза, рулевое управление, колеса и шины, двигатель и трансмиссия, внешние световые приборы, кабина, ее ограждение и дополнительное оборудование.

Не разрешается эксплуатация лесовозного автопоезда, если имеет место хотя бы одно из условий, при которых согласно Правилам дорожного движения, утвержденным МВД России, запрещается эксплуатация транспортных средств.

До выезда из гаража все обнаруженные неисправности должны быть устранены силами водителя и ремонтных служб.

2.5. Перед выездом на линию водитель должен получить подтверждение механика о технической исправности лесовозного автопоезда, о чем делается запись в путевой лист. Без этого выезжать в рейс не разрешается.

2.6. Заправку автомобиля топливом следует производить при неработающем двигателе.

2.7. Перед пуском двигателя рычаг коробки передач необходимо поставить в нейтральное положение.

2.8. При заводке двигателя пусковой рукояткой необходимо выполнять следующие требования:

накладывать ладонь на ручку пусковой рукоятки, не отделяя большой палец от других пальцев (не в обхват);

движение пусковой рукоятки выполнять только снизу вверх рывками;

заводку осуществлять только при исправном храповике коленчатого вала.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Работник должен выполнять только ту работу, которая поручена ему непосредственным руководителем.

3.2. Водители должны осуществлять движение лесовозных автопоездов по лесовозным дорогам, веткам и усам в соответствии с требованиями Правил дорожного движения и Правил технической эксплуатации автомобильных лесовозных дорог.

3.3. Перед началом движения водитель должен убедиться в безопасности окружающих, затем подать сигнал световым указателем поворота соответствующего направления, подать звуковой сигнал. Начинать движение следует плавно, без рывков, на низшей передаче.

3.4. При выезде из гаража или с другой территории на дорогу водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по ней, и пропустить пешеходов.

3.5. Перед началом движения от места стоянки или остановки перед перестроением и любым другим изменением направления движения (поворот, разворот) следует подать сигнал световым указателем поворота соответствующего направления и убедиться, что своим маневром он не создаст помех для движения.

3.6. Скорость движения на лесовозных дорогах следует выбирать с учетом дорожных условий, т.е. в зависимости от типа лесовозной дороги, ширины и состояния проезжей части, видимости в направлении движения, атмосферных условий, рельефа местности. Скорость движения зависит также от перевозимого груза (хлысты, деревья, сортименты).

3.7. Особую осторожность водитель должен соблюдать при движении с места задним ходом. При плохом обзоре или видимости следует воспользоваться помощью другого работника. Движение задним ходом не разрешается на перекрестках и ближе 20 м от них, а также на пешеходных переходах.

3.8. Водитель должен принять меры к снижению скорости или к полной остановке перед любым препятствием, которое он может предвидеть.

3.9. Максимальная скорость движения по лесовозной дороге устанавливается приказом начальника дороги; на отдельных участках ограничивается знаками «Ограничение скорости». Во всех случаях скорость движения не должна быть выше скорости, определенной технической характеристикой для конкретного типа автопоезда.

3.10. В населенных пунктах движение лесовозных автопоездов разрешается со скоростью не более 60 км/ч. Водителю запрещается превышать скорость, указанную на дорожных знаках, а также на специальном знаке, устанавливаемом на автомобиле по предписанию Госавтоинспекции.

3.11. Во время движения лесовозного автопоезда водителю не разрешается резко тормозить, если это не требуется для обеспечения безопасности движения.

3.12. В зависимости от скорости движения водитель должен выбрать такую дистанцию, чтобы избежать столкновения в случае торможения движущегося впереди транспортного средства.

3.13. При движении лесовозного автопоезда по организованным в соответствии с правилами охраны труда ледяным переправам водители должны соблюдать дистанцию между двумя движущимися автопоездами не менее 50 м для порожних и не менее 100 м для груженых автопоездов.

3.14. Водитель должен вести лесовозный автопоезд по возможности ближе к правому краю проезжей части дороги. Выезжать влево за пределы крайней правой полосы движения разрешается только для обгона, объезда, перестроения, для поворота налево или разворота.

3.15. На участках дороги, обозначенных дорожными знаками «Крутой спуск», где встречный разъезд затруднен, водитель лесовозного автопоезда, движущегося под уклон, должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся на подъем.

Короткие крутые подъемы и спуски следует преодолевать после того, как впереди идущий автомобиль закончит движение на них.

3.16. Короткие подъемы различной крутизны зимой необходимо преодолевать сходу на одной из высших передач с максимально допустимой скоростью движения (водитель должен определить, на какой передаче он может преодолеть подъем).

Крутой затяжной подъем нужно преодолевать на одной из низших передач, обеспечивающих движение без переключения передачи и остановки автомобиля.

3.17. При крутых затяжных спусках зимой необходимо соблюдать следующие требования:

закрывать жалюзи или клапан утеплителя;

вести автомобиль на низших передачах с включенным передним мостом, поддерживая средние обороты двигателя;

тормозить плавно, не выключая сцепления;

тормоза лесовозного автопоезда должны быть отрегулированы так, чтобы роспуск тормозил раньше автомобиля.

3.18. Во избежание буксования и сползания автомобиля в гололедицу или по заснеженной дороге водитель обязан применять цепи противоскольжения. Если на скользком спуске начинается занос, необходимо немедленно освободить педаль тормоза и, поворачивая колеса в сторону заноса, выровнять автомобиль.

3.19. Двигаться на спусках с выключенным сцеплением и передачей запрещается.

3.20. Во избежание заноса и потери управления на крутых спусках необходимо применять одновременное торможение двигателя и тормоза.

3.21. Приближаясь к закрытому повороту или перевалу, водитель должен снизить скорость, занять крайнее правое положение и подать звуковой сигнал.

3.22. Проезд по льду разрешается при следующих соотношениях между массой лесовозного автопоезда и толщиной льда:

    масса автопоезда, т      5   10   15   20   25   30   35   40

    наименьшая толщина

    плотного слоя льда, см  35   40   50   65   70   75   85   90.

3.23. Во время движения по льду в кабине должен быть только водитель; обе дверцы должны быть открыты.

3.24. По льду следует двигаться без резких поворотов, торможений, переключения передач и даже кратковременной остановки.

3.25. При вынужденном переезде реки вброд нужно обследовать русло, определить глубину и твердость грунта. Проверив брод, следует установить вешки для указания направления движения.

3.26. Допустимая глубина преодолеваемого брода в зависимости от типа транспорта должна быть не более: ГАЗ-51А — 0,65 м; ГАЗ-63, ГАЗ-66, ЗШТ-130 — 0,8 м; ЗИЛ-133 — 0,85 м; МАЗ-5434, КрАЗ-255Л, КрАЗ-6437, МАЗ-509А — 1 м.

3.27. Водные рубежи следует преодолевать поочередно, дожидаясь пока впереди идущий автомобиль проедет препятствие.

3.28. Преодолевать брод нужно наискось по течению реки на первой передаче при больших оборотах двигателя, не останавливаясь и не снижая оборотов.

3.29. После преодоления водной преграды необходимо просушить тормозные колодки и проверить надежность действия тормозов.

3.30. Не разрешается перевозить людей вне кабины. В кабине лесовозного автомобиля допускается перевозить лиц, указанных в путевом листе или имеющих на это разрешение.

3.31. Прибыв на место погрузки, водитель должен проверить правильность установки машины по отношению к штабелю хлыстов, исправность крепления дышла, крестовой сцепки, замков стоек, коников прицепа и машины и дать сигнал машинисту-крановщику.

На лесовозном автопоезде, оснащенном гидроманипулятором, необходимо проверить исправность гидроманипулятора.

3.32. Во время погрузки лесовозного автопоезда водитель должен следить за правильностью размещения груза и не допускать перегруза автопоезда.

Во время погрузки запрещается находиться:

на кабине автомобиля;

на погружаемом подвижном составе;

на штабеле хлыстов;

в зоне работающего погрузчика;

около машины со стороны, противоположной погрузке, на расстоянии менее 10 м.

3.33. Запрещается перевозка хлыстов, деревьев, лесоматериалов, погруженных выше стоек.

3.34. По окончании погрузки автопоезда водитель должен проверить исправность сцепных устройств, соблюдение габаритов автопоезда, видимость световых сигналов и опознавательных знаков. После этого следует увязать погруженные хлысты (деревья) между передним и задним кониками одним или двумя специальными увязочными приспособлениями. Лесоматериалы (сортименты) увязываются по стойкам. Допускается увязывать лесоматериалы (сортименты) увязочным приспособлением между стойками, если их транспортирование осуществляется на территории нижнего склада.

Увязку воза следует выполнять со стороны, противоположной выгрузке, осуществляемой с помощью разгрузочно-растаскивающих устройств, и со стороны рабочего места водителя при выгрузке с помощью кранов.

3.35. На лесовозных дорогах максимальная ширина лесовозного автопоезда измеряется по конику, а максимальная высота — по величине заводских стоек коника автомобиля.

3.36. Водитель должен обозначить хлысты и деревья, выступающие за габариты автопоезда, сигнальными щитками или флажками размером 400 x 400 мм с нанесенными по диагонали чередующимися красными и белыми полосами шириной 50 мм.

3.37. При движении с грузом водитель должен наблюдать за его состоянием через зеркала заднего вида. При обнаружении неисправностей следует остановиться и принять меры к их устранению.

3.38. При движении автопоезда по скользкой дороге необходимо плавно изменять режимы движения, не допуская больших ускорений. При этом повороты рулевого колеса, разгон автомобиля и торможение следует производить плавно.

3.39. На участках пути с ограниченной видимостью необходимо снижать скорость до минимальной, подавать предупредительные сигналы и двигаться с осторожностью.

3.40. Во избежание столкновения при движении во время тумана следует подавать звуковые сигналы и отвечать на сигналы других водителей.

3.41. При подъезде к повороту водитель должен быть особенно внимательным, так как при переходе с прямой на кривую роспуск отклоняется от траектории движения автомобиля во внешнюю сторону, в результате чего при правом повороте концы хлыстов (задний свес) заходят на левую сторону и могут перекрыть проезжую часть дороги. Поэтому при выходе на кривую водитель должен убедиться, что свисающие концы хлыстов не заденут за какие-либо препятствия или встречную автомашину. При невозможности проезда встречного транспорта водитель должен занять до поворота крайнее правое положение, остановиться и пропустить груженый автопоезд. Перед такими местами должны быть установлены соответствующие предупредительные знаки и надписи.

3.42. Перед изменением направления движения или перед остановкой лесовозного автопоезда водитель обязан подать предупредительный сигнал, а останавливаться только на обочине лесовозной дороги.

3.43. Выходя из кабины автомобиля на проезжую часть дороги, водитель должен предварительно убедиться в отсутствии движения в попутном и встречном направлениях.

3.44. Оставлять автомобиль разрешается только после принятия мер, исключающих возможность его движения во время отсутствия водителя.

3.45. При остановке и стоянке в темное время суток или при тумане, дожде, снегопаде на автомобиле должны быть включены габаритные или стояночные огни.

3.46. Водителю лесовозного автопоезда запрещается:

управлять автомобилем в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотических средств;

выезжать в рейс в болезненном состоянии или при такой степени утомления, которая может повлиять на безопасность движения;

при стоянке автомобиля спать и отдыхать в кабине при работающем двигателе;

передавать управление автомобилем лицам, за которыми не закреплена данная машина, или посторонним лицам;

ездить ближе, чем в 60 м от места валки леса;

производить техническое обслуживание и ремонт автопоезда во время погрузки или разгрузки леса;

подогревать двигатель открытым пламенем (паяльными лампами и др.);

пользоваться открытым огнем при определении и устранении неисправностей механизмов;

курить в непосредственной близости от системы питания двигателя и топливных баков, а также при протирке двигателя ветошью, смоченной бензином;

проезжать под поднятой пачкой леса;

сталкивать с проезжей части дороги бревна, лежни, хлысты и другие предметы колесами автомобиля;

использовать автомобиль в личных целях без разрешения администрации.

3.47. Во время выгрузки древесины с лесовозного автопоезда следует открывать сначала замки стоек переднего коника, затем заднего. При использовании двух и более комплектных автопоездов водитель должен передвигаться от кабины к последнему роспуску, а не наоборот.

3.48. Водитель должен:

при нарушениях Правил дорожного движения или настоящей Инструкции другим водителем предупредить нарушителя и принять необходимые меры к обеспечению безопасности;

оказывать, в случае необходимости, техническую и иную помощь другим водителям;

немедленно остановиться по сигналу работников милиции, инспекторов Госавтоинспекции и предоставить им для проверки водительское удостоверение, путевой лист, регистрационные документы на автомобиль и документы на перевозимый лесоматериал;

остановиться и предоставить автомобиль:

медицинским работникам, следующим в попутном направлении для оказания медицинской помощи;

независимо от направления движения врачам и среднему медицинскому персоналу для проезда к больному в случаях, угрожающих его жизни, или для транспортировки такого больного в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение;

работникам милиции для выполнения неотложных служебных заданий;

работникам милиции, автоинспекторам, внештатным сотрудникам Госавтоинспекции для доставки в ближайшее лечебное учреждение лиц, нуждающихся в безотлагательной медицинской помощи;

работникам государственной лесной охраны для проезда в попутном направлении к местам лесных пожаров или для возвращения из таких мест.

3.49. На лесовозном автопоезде, оснащенном гидроманипулятором, при работе гидроманипулятора запрещается:

находиться в опасной зоне в радиусе 25 м от оси вращения манипулятора;

осуществлять какие-либо ремонтные работы, а также регулировку отдельных сборочных единиц;

поворачивать стрелу, когда рабочий орган заглублен в погружаемые деревья, хлысты, лесоматериалы;

выполнять длительные переезды без перевода рабочих органов манипулятора в транспортное положение;

находиться на рабочем месте управления гидроманипулятором без застегнутого предохранительного пояса, если он предусмотрен;

при перерывах оставлять стрелу манипулятора в поднятом положении;

передавать управление другому лицу;

грузить древесину при скорости ветра свыше 8,5 м/с.

После разгрузки манипулятором или другими грузоподъемными средствами манипулятор следует установить в транспортное положение.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. При показаниях приборов, оповещающих о недостаточном давлении масла в двигателе или повышенной температуре охлаждающей жидкости, необходимо немедленно остановить машину и выключить двигатель. После охлаждения двигателя следует измерить уровень масла, осмотреть систему маслопровода и устранить выявленные дефекты.

Открывать крышку радиатора для контроля уровня охлаждающей жидкости необходимо с особой осторожностью, остерегаясь ожогов. Вначале следует ослабить ее, выпустив пар, а затем снять крышку с горловины. Работать при этом нужно только в рукавицах.

При необходимости устранения возникшей неисправности в процессе работы и проведения технического обслуживания следует выключить двигатель машины.

4.2. При вынужденной остановке лесовозного автопоезда на дороге (по причине неисправности) необходимо выставить сзади автопоезда знак аварийной остановки и принять меры к устранению неисправности. В необходимых случаях следует прибегнуть к помощи других водителей и, если неисправность устранить не удалось, следовать в гараж с соблюдением мер предосторожности. В случаях, когда не работают тормоза, повреждены детали рулевого управления, подтекает топливо из системы питания, поврежден карданный вал, неисправно тягово-сцепное устройство, а также в случае съезда автопоезда с колейного покрытия или в кювет и невозможности самостоятельно выехать водитель должен информировать механика или руководителя работ.

4.3. Водитель обязан выполнять решения механика (руководителя работ) о разгрузке автопоезда для дальнейшей его буксировки или о буксировке в груженом состоянии на небольшое расстояние до выхода автопоезда на лесовозную дорогу.

4.4. Запрещается использовать в качества буксира груженый лесовозный автопоезд, а также буксировать неисправный груженый автопоезд.

На лесовозном автопоезде, оснащенном гидроманипулятором, запрещается использовать гидроманипулятор как буксировочное средство или для других целей, кроме прямого назначения.

4.5. Не разрешается производить сцепку и находиться между сцепляемыми транспортными средствами до полной их остановки.

4.6. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, должен:

без промедления остановиться и не трогать с места лесовозный автопоезд, а также другие предметы, имеющие отношение к происшествию;

если невозможно движение других транспортных средств, освободить проезжую часть, предварительно зафиксировав положение лесовозного автопоезда и относящихся к дорожно-транспортному происшествию предметов и следов;

при необходимости оказать пострадавшим доврачебную помощь;

сообщить о случившемся в милицию и в организацию, записать фамилии и адреса очевидцев происшествия и ожидать прибытия комиссии по расследованию дорожно-транспортных происшествий, работников Госавтоинспекции и следственных органов.

4.7. Каждый работник должен уметь оказывать первую доврачебную помощь. Помощь необходимо оказывать немедленно непосредственно на месте происшествия. Первым делом нужно устранить источник травмирования (выключить двигатель, остановить механизм, извлечь пострадавшего из-под хлыста и др.). Оказание помощи надо начинать с самого существенного, что угрожает здоровью или жизни человека: при сильном кровотечении наложить жгут, а затем перевязать рану; при подозрении на закрытый перелом наложить шину; при открытых переломах сначала следует перевязать рану, а затем наложить шину; при ожогах наложить сухую повязку; при обморожении пораженный участок осторожно растереть, используя мягкие или пушистые ткани.

При подозрении на повреждения позвоночника транспортировать пострадавшего можно только в положении лежа на жестком основании.

После оказания доврачебной помощи пострадавший должен быть направлен в ближайшее лечебное учреждение.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. По возвращении с линии проверить лесовозный автопоезд. В случае необходимости составить заявку на текущий ремонт с перечнем неисправностей, подлежащих устранению. При подготовке автопоезда, направляемого на техническое обслуживание или ремонт, вымыть его и очистить от грязи и льда.

5.2. Если автопоезд технически исправен, провести ежедневное техническое обслуживание, подготовленный автопоезд поставить на место стоянки.

5.3. При безгаражном хранении без пароподогрева в зимнее время слить воду из радиатора и двигателя, затянуть рычаг стояночной тормозной системы.

5.4. Об имевших место недостатках в области охраны труда необходимо известить своего непосредственного руководителя.

УТВЕРЖДАЮ
Первый заместитель Министра
труда и социального развития
Российской Федерации
В.А.ЯНВАРЕВ
11 мая 2004 года

ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ РАЗГРУЗКЕ ЛЕСОВОЗНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА УСТАНОВКАМИ ЛТ-10 (РРУ-10М) И ЧЕЛЮСТНЫМИ ЛЕСОПОГРУЗЧИКАМИ

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

Общие требования охраны труда изложены в Инструкции «Общие требования по охране труда для работников, занятых на лесоскладских работах».

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Перед началом работы необходимо:

осмотреть лесопогрузчик и лебедки, челночные захваты, натяжной и грузовой туеры, пульт дистанционного управления;

проверить состояние тяговых канатов, их натяжение и надежность крепления к барабану лебедки и челночным захватам;

проверить надежность крепления грузового туера, который воспринимает значительные нагрузки во время работы установки;

проверить исправность заземления и ограждения лебедок, звуковой сигнализации;

осмотреть тормоза лебедок;

закрыть боковины капота, закрепив их замками;

убедиться в отсутствии на гусеницах, колесах и под трактором посторонних предметов;

убедиться в отсутствии людей на пути движения трактора и стаскиваемых хлыстов;

дать предупредительный сигнал.

2.2. Если на лебедке разгрузочно-растаскивающей установки ненадежно работают тормоза, а также неисправен звуковой сигнал, разгрузка лесовозного транспорта запрещается.

2.3. Убедившись в исправности всех механизмов установки, следует проверить работу челночных захватов на холостом ходу.

2.4. Об обнаруженных во время осмотра и пробной работы установки неисправностях при невозможности их устранения своими силами следует доложить мастеру или механику.

2.5. Работать на неисправном оборудовании запрещается.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Работник должен выполнять только ту работу, которая поручена ему непосредственным руководителем.

3.2. Во время работы необходимо быть внимательным и не отвлекаться от своих прямых обязанностей.

3.3. Перед подачей лесовозного подвижного состава под разгрузку необходимо осмотреть и привести в порядок участок лесовозного пути против разгрузочной площадки, очистив его от остатков древесины, снега и льда. Челночные захваты необходимо переместить в исходное положение к краю разгрузочной эстакады.

3.4. Лесовозный подвижной состав для разгрузки устанавливается по указанию и сигналу работника с таким расчетом, чтобы при разгрузке с помощью ЛТ-10 были равномерно загружены обе ветви тяговых канатов установки.

3.5. Во избежание опрокидывания лесовозного подвижного состава во время разгрузки методом стаскивания концы коников могут крепиться заякоренными цепями или тросами со стороны, противоположной разгрузочной площадке.

3.6. До начала разгрузки лесовозного подвижного состава необходимо убедиться в исправности и целости замков, стоек, принять меры против произвольного раскатывания разгружаемого груза.

3.7. Автопоезда с неисправными стойками или замковыми устройствами должны разгружаться в присутствии мастера с применением дополнительных механизмов или устройств, исключающих произвольное раскатывание груза с разгружаемого состава.

3.8. Поставленные под разгрузку автомашины должны затормаживаться ручными тормозами. Использовать для этой цели ваги и поленья запрещается.

3.9. Застропка пачки хлыстов должна выполняться при закрытых стойках коников. После застропки пачки хлыстов необходимо натянуть всю систему разгрузочных тросов и только после этого открывать замки.

3.10. При открывании стоечных замков необходимо находиться с противоположной от разгрузки стороны.

3.11. Перед началом стаскивания пачки хлыстов или их перекидывании следует убедиться, что на пути движения пачки нет людей, и дать сигнал о включении установки или лесопогрузчика в работу.

Перед разгрузкой лесовозного подвижного состава необходимо предупредить водителя о необходимости отойти в безопасное место от перемещаемого груза.

3.12. При выполнении разгрузочных операций необходимо:

перемещать пачку хлыстов с коников лесовозного подвижного состава плавно, без рывков, не допуская перегруза одной из ветвей тягового каната установки;

не допускать одновременного перемещения по разгрузочной площадке нескольких пачек хлыстов;

при перемещении пачки хлыстов с помощью разгрузочных стропов рабочие упоры челночных захватов должны быть утоплены и закрыты запирающими устройствами.

3.13. В процессе разгрузки работник должен находиться на расстоянии не менее 5 м от торцов разгружаемой пачки хлыстов.

3.14. При выполнении разгрузочных работ запрещается:

допускать посторонних лиц в зону работы разгрузочно-растаскивающей установки лесопогрузчика;

передавать управление установкой и лесопогрузчиком посторонним лицам;

допускать к застропке груза лиц, не имеющих прав стропальщика;

выполнять разгрузку лесовозного подвижного состава, если в кабине автомобиля находится водитель или посторонние лица;

работать при износе тягового каната больше допустимого по нормам;

оставлять свисающие с разгрузочной площадки хлысты (деревья);

работать на неосвещенной площадке.

3.15. В случае надвигания одного из концов хлыста транспортер должен быть немедленно остановлен, а рубильник отключен. После этого следует приступить к выравниванию хлыста.

3.16. При разгрузке (перегрузке) подвижного состава челюстным лесопогрузчиком могут применяться два метода: выгрузка хлыстов (деревьев) в порядке, обратном погрузке, без раскрывания замков стоек коников; разгрузка подвижного состава с открыванием замков стоек коников.

Если выгрузка древесины осуществляется в обратном погрузке порядке без раскрывания замков стоек коников, машинист должен руководствоваться требованиями «Инструкции по охране труда для машиниста челюстного лесопогрузчика».

При разгрузке подвижного состава с открыванием замков стоек коников необходимо соблюдать следующие требования:

челюстной лесопогрузчик должен находиться на противоположной разгрузке стороне, упираясь рабочим органом в пачку хлыстов. Только после этого водитель должен открывать замки стоек коников, передвигаясь от передней стойки к задней;

надвигая лесопогрузчик на пачку хлыстов для сталкивания ее с коников, машинист должен следить, чтобы не повредить подвижной состав;

в случае необходимости следует объехать подвижной состав и осуществить перекидку древесины со стороны выгрузки.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. При возникновении или обнаружении неисправностей (при обрыве прядей у тяговых канатов, отказе в действии конечного выключателя, звукового сигнала, повреждении гибкого подвесного кабеля и кнопочной станции управления, неправильного наматывания каната на барабан лебедки, при поломке блоков натяжного и грузового туеров) необходимо немедленно прекратить работу установки.

4.2. При показаниях приборов погрузчика, оповещающих о недостаточном давлении масла в двигателе или повышенной температуре охлаждающей жидкости, необходимо немедленно остановить трактор и выключить двигатель. Далее необходимо выявить неисправность и принять меры к ее устранению.

Открывать крышку радиатора для контроля уровня охлаждающей жидкости необходимо с особой осторожностью, остерегаясь ожогов. Вначале следует ослабить ее, выпустив пар, а затем снять крышку с горловины. Работать при этом нужно только в рукавицах.

4.3. При возникновении пожара для тушения пламени необходимо использовать огнетушитель.

4.4. При заклинивании входной дверцы погрузчика необходимо выдавить или выбить лобовое стекло и покинуть кабину.

4.5. По сигналу «стоп» следует немедленно остановить установку или погрузчик независимо от того, кем этот сигнал был подан.

4.6. При необходимости устранения возникшей неисправности в процессе работы и проведения технического обслуживания следует выключить двигатель установки или погрузчика.

4.7. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец должен известить мастера или соответствующего руководителя работ.

4.8. Каждый работник должен уметь оказывать первую доврачебную помощь. Помощь необходимо оказывать немедленно непосредственно на месте происшествия. Первым делом нужно устранить источник травмирования (выключить двигатель, остановить механизм, извлечь пострадавшего из-под хлыста и др.). Оказание помощи надо начинать с самого существенного, что угрожает здоровью или жизни человека: при сильном кровотечении наложить жгут, а затем перевязать рану; при подозрении на закрытый перелом наложить шину; при открытых переломах сначала следует перевязать рану, а затем наложить шину; при ожогах наложить сухую повязку; при обморожении пораженный участок осторожно растереть, используя мягкие или пушистые ткани.

При подозрении на повреждения позвоночника транспортировать пострадавшего можно только в положении лежа на жестком основании.

После оказания доврачебной помощи пострадавший должен быть направлен в ближайшее лечебное учреждение.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. По окончании работы следует:

передвинуть челюстные захваты в исходное положение, чтобы они не находились под пачкой хлыстов и были хорошо видны;

выключить рубильник;

осмотреть лебедки и канатно-блочное оборудование.

5.2. Машинист должен:

очистить лесопогрузчик от грязи;

поставить его в отведенное для стоянки место;

опустить стрелу; затормозить лесопогрузчик;

поставить рычаги в нейтральное положение;

при минусовых температурах воздуха слить воду из систем охлаждения;

закрыть кабину трактора.

5.3. Совместно с другими работниками нижнего склада убрать упавшие во время разгрузки мелкие хлысты, обрезки, сучья и очистить подъездные пути от мусора и отходов лесозаготовок.

5.4. Об имевших место недостатках в области охраны труда необходимо известить мастера или соответствующего руководителя работ.

Сохраните этот документ у себя в удобном формате. Это бесплатно.

Утверждена Приказом Рослесхоза от 23 декабря 1998 г. N 213

Согласована письмом ЦК профсоюза работников лесных отраслей Российской Федерации от 23 сентября 1998 г. N 3-11

Вводится в действие с 1 января 1999 года

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ

ПО ОХРАНЕ ТРУДА

ВЫВОЗКА ДРЕВЕСИНЫ АВТОЛЕСОВОЗАМИ

ТОИ Р-07-019-98

1. Общие требования безопасности

Раздел излагается самостоятельно на основании Типовой инструкции «Общие требования безопасности для профессий и видов работ, выполняемых в полевых условиях» ТОИ Р-07-001-98 с учетом специфики конкретного лесхоза.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Водитель лесовозного автопоезда должен пройти предрейсовый медицинский осмотр, производимый медицинским персоналом, после чего в путевом листе ставится штамп «Допущен к рейсу».

Штамп не ставится:

при выявлении признаков временной нетрудоспособности;

при положительной пробе на алкоголь.

2.2. Водитель обязан иметь при себе удостоверение на право управления, технический паспорт, путевой (маршрутный) лист, оформленный в установленном порядке.

2.3. Перед выездом из гаража (при приеме автопоезда от сменщика на линии) водитель обязан проверить исправность лесовозного автомобиля, прицепного оборудования, а также следить за их техническим состоянием в пути. Проверке в первую очередь подлежат: тормоза, рулевое управление, колеса и шины (протектор, давление, крепление), двигатель и трансмиссия, внешние световые приборы, звуковой сигнал, ограждение кабины и дополнительное оборудование, зеркало заднего вида, стеклоочиститель. С перечисленными неисправностями выезд автолесовоза запрещен.

2.4. Лесовоз должен быть укомплектован дополнительно: указателем габарита хлыстов (щиток с красно — белыми полосами — в светлое время, выносная фара — в темное время); увязочным комплектом, тормозными башмаками, аптечкой, огнетушителем, знаком аварийной остановки.

До выезда из гаража все обнаруженные неисправности должны быть устранены силами водителя и ремонтных рабочих, проверено наличие и исправность инструмента и инвентаря.

2.5. Перед выездом на линию водитель должен получить подтверждение механика о технической исправности лесовозного автопоезда записью в путевом листе, без чего выезд не разрешается.

2.6. Заправку автомобиля топливом следует производить при неработающем двигателе и заторможенном автомобиле.

2.7. Перед пуском автомобиля необходимо рычаг коробки передач поставить в нейтральное положение.

2.8. При запуске двигателя пусковой рукояткой необходимо: накладывать ладонь на ручку пусковой рукоятки, не отдаляя большой палец от других пальцев (не в обхват); движение пусковой рукоятки производить только снизу вверх рывками; заводку производить при исправных храповике коленчатого вала и пусковой рукоятке.

2.9. При трогании с места еще раз проверить работу тормоза, сигнального поворота, осветительных приборов, звукового сигнала, рулевого управления.

3. Требования безопасности во время работы

3.1. Водитель должен осуществлять движение автопоезда по лесовозным дорогам, веткам и усам, выполняя Правила дорожного движения и Правила технической эксплуатации автомобильных лесовозных дорог.

3.2. Перед началом движения водитель должен убедиться в безопасности окружающих, затем подать сигнал световым указателем поворота соответствующего направления, при необходимости подать звуковой сигнал. Начинать движение следует плавно, без рывков, на низкой передаче.

3.3. При выезде из гаража или с другой территории на дорогу водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по ней, и пропустить пешеходов. Не превышать допустимую скорость при движении по территории гаража, лесхоза.

3.4. Перед началом движения от места стоянки или остановки перед перестроением и всяким изменением направления движения (поворотом, разворотом) водитель обязан подать сигнал световым указателем поворота соответствующего направления и убедиться в том, что своим маневром он не создает помех для движения.

3.5. При выезде нагруженного лесовоза с лесосеки проверить: качество укладки леса (сучья допустимой высоты за габариты по ширине и длине, допустимая высота погрузки); обвязку леса по коникам и посредине воза дополнительным тросом; обозначение габаритов выносными знаками.

3.6. Скорость движения на лесовозных дорогах водитель должен выбирать с учетом дорожных условий, т.е. в зависимости от типа лесовозной дороги, ширины и состояния проезжей части, видимости в направлении движения, атмосферных условий, рельефа местности. Скорость движения зависит также от перевозимого груза (хлысты, деревья, сортименты). При работе в стесненных условиях (зимняя вывозка леса) при встречном движении использовать разъезды дорог.

3.7. Особую осторожность водитель должен соблюдать при движении с места задним ходом. При плохой обзорности или видимости следует воспользоваться помощью дополнительного сигнальщика. Движение задним ходом не разрешается на перекрестках и ближе 20 м от них, а также на пешеходных переходах.

3.8. Скорость движения по лесовозной дороге устанавливается приказом директора лесхоза по согласованию с ГИБДД. Во всех случаях скорость движения не должна быть выше скорости, определенной технической характеристикой для конкретного индекса автопоезда. Режим и характер движения должны соответствовать дорожным знакам.

3.9. Обгон допустим при условии соблюдения Правил ДД, при хорошей видимости и свободном пути, отсутствии помех для других водителей, обгон — с левой стороны с подачей сигнала. Запрещен обгон: в гололедицу, при снегопаде, густом тумане, ливне (видимость менее 20 м); на железнодорожных переездах и ближе 100 м от них, на перекрестках и пеших переходах, по информации дорожных знаков; автомашины, подавшей сигнал об обгоне (повороте). Нельзя препятствовать обгону, увеличивая скорость.

3.10. Проезд по льду разрешается, если соблюдаются следующие соответствия между массой лесовозного автопоезда и толщиной льда:

-----------------------------T----T----T----T----T----T----T----T----¬
¦Масса автопоезда, т         ¦  5 ¦ 10 ¦ 15 ¦ 20 ¦ 25 ¦ 30 ¦ 35 ¦ 40 ¦
+----------------------------+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦Наименьшая толщина          ¦ 35 ¦ 45 ¦ 55 ¦ 65 ¦ 75 ¦ 85 ¦ 90 ¦100 ¦
¦плотного слоя льда, см      ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
L----------------------------+----+----+----+----+----+----+----+-----

Во время движения по льду в кабине должен быть только водитель, обе дверцы должны быть открыты.

3.11. По льду нужно двигаться без резких поворотов, торможений, переключения передач и даже кратковременной остановки.

3.12. При вынужденном переезде реки вброд нужно обследовать русло, определить глубину и твердость грунта. Проверив брод, следует установить вешки для ориентировки направления движения.

3.13. Допустимая глубина преодолеваемого брода в зависимости от типа транспорта должна быть не более следующих величин (в метрах) — для ГАЗ-51А — 0,65; ГАЗ-63, ГАЗ-66, ЗИЛ-130 — 0,80; ЗИЛ-133 — 0,85; МАЗ-5434, КрАЗ-255Л, КрАЗ-6437, МАЗ-509А — 1,0.

3.14. Водителю лесовозного автопоезда запрещается:

управлять автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, под воздействием наркотических средств;

выезжать в рейс в болезненном состоянии или при такой степени утомления, которая может повлиять на безопасность движения;

отдыхать при работающем двигателе; передавать управление автомобилем лицам, за которыми не закреплена данная машина, или посторонним лицам;

допускать проезд людей в лесовозном автопоезде, кроме лиц, имеющих на это право;

въезжать в опасную зону валки леса;

производить техническое обслуживание автопоезда во время погрузки или разгрузки леса;

подогревать двигатель открытым пламенем (паяльными лампами и др.);

пользоваться открытым огнем при определении и устранении неисправностей механизмов;

курить в непосредственной близости от системы питания двигателя и топливных баков;

проезжать под поднятой пачкой леса;

отталкивать с проезжей части дороги бревна, лежни, хлысты и другие предметы колесами автомобиля; использовать автомобиль в личных целях без разрешения администрации.

3.15. Водитель лесовозного автопоезда обязан:

заметив нарушение правил дорожного движения или инструкции другим водителем, создающее опасность для окружающих, предупредить нарушителя и принять необходимые меры к обеспечению безопасности;

оказать техническую и другую помощь водителям в случае необходимости или возникновения опасности для движения;

остановиться по требованию работников Государственной инспекции БДД, милиции, общественных инспекторов и предоставить им возможность проверки документов, автомашины и груза;

разрешить проезд в автомобиле: медицинским работникам, следующим в попутном направлении для оказания медицинской помощи, а также независимо от направления движении врачам и среднему медицинскому персоналу для проезда к больному в случаях, угрожающих его жизни, или для транспортировки такого больного в ближайшее лечебно — профилактическое учреждение;

для выполнения неотложных служебных заданий государственным инспекторам БДД, работникам милиции, дружинникам, общественным автоинспекторам и сотрудникам прокуратуры; работникам государственной лесной охраны для проезда в попутном направлении к местам лесных пожаров или для возвращения из этих мест, в других экстренных случаях;

включить внешние световые приборы с наступлением темноты и при плохой видимости днем, дальний свет используется на неосвещенных дорогах, он переключается на ближний не менее чем за 150 м до встречного транспорта и в случае возможного ослепления водителем встречного транспорта.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При показании приборов, оповещающих о нарушении работы приборов освещения, о недостаточном давлении масла в двигателе или повышенной температуре охлаждающей жидкости, при стуках в двигателе необходимо немедленно остановить автомобиль и выключить двигатель. Далее принять меры к устранению выявленных неисправностей, включив аварийную сигнализацию и выставив на дороге аварийный знак. Автолесовоз останавливается также при ослеплении водителя.

После охлаждения двигателя измерить уровень масла, осмотреть систему маслопровода и устранить выявленные дефекты; открыть крышку радиатора без резкого ее откручивания, остерегаясь сильного выхода горячих паров (руки должны быть защищены рукавицами), и залить охлаждающую жидкость. Не продолжать движения до устранения неисправности.

При необходимости устранения возникшей неисправности в процессе работы и проведения технического обслуживания водитель обязан выключить двигатель автомобиля, остановить и затормозить автомашину.

4.2. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:

без промедления остановиться и не трогать с места лесовозный автопоезд, а также предметы, имеющие отношение к происшествию;

если перекрыто движение других транспортных средств, освободить проезжую часть, предварительно зафиксировав положение лесовозного автопоезда и относящихся к дорожно-транспортному происшествию предметов и следов на схеме;

при необходимости оказать доврачебную помощь и доставить пострадавшего в медицинское учреждение.

4.3. Сообщить о случившемся в Государственную инспекцию БДД и на предприятие, записать фамилии и адреса очевидцев происшествия и ожидать прибытия комиссии по расследованию дорожно-транспортного происшествия.

4.4. При возникновении пожара на автолесовозе для его тушения необходимо использовать огнетушитель, находящийся в автомашине.

4.3. При возгорании леса принять меры к его тушению собственными силами, при возможности дать информацию в лесхоз, лесничество либо иную организацию, предприятие, населению. При невозможности затушить пожар — принять меры личной безопасности и покинуть место возгорания.

Аналогичным образом поступить при любой иной опасности (экологической, стихийном бедствии, радиационной, химической опасности), угрожающей жизни людей.

4.6. При экстремальной остановке лесовоза с необходимостью покинуть кабину и разместиться во время грозы в лесу: занять безопасное место на поляне, участке лиственного молодняка, между деревьями, растущими на расстоянии 20 м друг от друга, в горах и холмистой местности ближе к середине склона, по возможности расположиться на изолирующем материале (сухой валежник, мох, береста), удалить от себя металлические предметы и механизмы.

Запрещается во время грозы прятаться под деревьями, прислоняться к их стволам, находиться возле и под ЛЭП, подходить ближе 10 м к отдельно стоящим деревьям, столбам, вышкам, молниеотводам, высоким камням и т.п., находиться на вершине возвышенности, а также находиться ближе 10 м от машин и механизмов.

4.7. При необходимости оставить в случае аварии или поломки лесовоз на дороге на продолжительное время, поставить его на обочине дороги или разъезде, заглушить двигатель, поставить на ручной тормоз (при уклоне дороги — дополнительно под колеса подложить башмаки), слить воду (в зимний период), включить аварийную сигнализацию и поставить на дороге переносные аварийные знаки. Об аварии и оставленной машине сообщить администрации.

5. Требования безопасности по окончании работы

5.1. После возвращения с последнего рейса совместно с механиком проверить лесовозный автопоезд. В случае необходимости составить заявку на текущий ремонт с перечнем неисправностей, подлежащих устранению. При подготовке автопоезда, направляемого на техническое обслуживание или ремонт, вымыть его и очистить от грязи и льда.

5.2. Если автопоезд технически исправен, провести ежедневное техническое обслуживание и подготовленный к следующей смене автопоезд поставить на место стоянки.

5.3. При безгаражном хранении и без подогрева в зимнее время, проявляя осторожность, слить воду из радиатора и двигателя, затянуть рычаг стояночной тормозной системы.

5.4. О всех неисправностях сообщить механику. Снять спецодежду, обувь, очистить их от пыли и грязи и поместить на хранение.

5.5. Выполнить гигиенические процедуры, убедиться в отсутствии клещей, при наличии — удалить.

5.6. Замечания по работе занести в журнал административно-общественного контроля по охране труда.

Сохраните этот документ сейчас. Пригодится.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Пеницилламин таблетки инструкция по применению цена
  • Джосет для ингаляций инструкция по применению
  • Методическое руководство по изучению инженерно геологических условий рудных месторождений при их разведки
  • Руководство департамента охраны ленинского района
  • Эллигамин инструкция по применению цена отзывы уколы