Инструкция по охране труда это локальный нормативный акт или нет

  • Главная
  • Правовые ресурсы
  • Подборки материалов
  • Инструкция по охране труда это локальный нормативный акт

Инструкция по охране труда это локальный нормативный акт

Подборка наиболее важных документов по запросу Инструкция по охране труда это локальный нормативный акт (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Внутренние документы организации
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Так, совместно с работниками работодателем принимается коллективный договор (ст. 40 ТК РФ), а с учетом мнения работников — графики сменности, графики отпусков, форма расчетного листка, правила внутреннего трудового распорядка, правила и инструкции по охране труда и другие локальные нормативные акты (ст. ст. 103, 123, 136, 190, 212, 372 ТК РФ);

Актуальная консультация: Как составить инструкцию по охране труда?

19.01.2017 10:05:00

Инструкция по охране труда – это локальный нормативный акт, регламентирующий основные требования безопасного выполнения работ, предназначенный для проведения инструктажей по охране труда на рабочих местах. Требования инструкций являются обязательными для работников. Невыполнение этих требований должно рассматриваться как нарушение трудовой дисциплины, за которое работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения.

Инструкция по охране труда – это локальный нормативный акт, регламентирующий основные требования безопасного выполнения работ, предназначенный для проведения инструктажей по охране труда на рабочих местах. Требования инструкций являются обязательными для работников. Невыполнение этих требований должно рассматриваться как нарушение трудовой дисциплины, за которое работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения.

 
Так, согласно ст. 81 ТК РФ работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор в случае однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей, а именно нарушения требований по охране труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий. Ниже мы расскажем об основных требованиях к составлению и оформлению инструкций.
 

ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ ИНСТРУКЦИЙ

 
Порядок разработки и утверждения инструкций по охране труда, а также требования к их содержанию регламентируются Методическими рекомендациями по разработке государственных требований охраны труда, утв. Постановлением Минтруда России от 17.12.2002 г. № 80 (далее – Методические рекомендации).
 

Инструкции по охране труда могут разрабатываться как для работников отдельных профессий (должностей), так и на отдельные виды работ. Инструкции для работников разрабатываются на основе межотраслевой или отраслевой типовой инструкции, а при ее отсутствии – на основе межотраслевых или отраслевых правил по охране труда, требований безопасности, изложенных в технической документации организации – изготовителя оборудования, с учетом конкретных условий производства.

 
Разработка инструкции по охране труда для работников осуществляется на основании приказа работодателя и Перечня профессий и видов работ, для которых разрабатываются инструкции (Перечень определяется на основании штатного расписания организации). В инструкции должны быть указаны конкретные требования по безопасной эксплуатации оборудования, безопасному выполнению технологических процессов и по общим вопросам условий труда, определены безопасные методы и приемы труда, а также последовательность их выполнения.

Инструкции по охране труда для работников разрабатываются руководителями соответствующих структурных подразделений и утверждаются работодателем по согласованию с соответствующим профсоюзным или иным представительным органом.

А КАК У ВАС?

 
Редакция портала www.kadrovik.ru провела опрос инспекторов по охране труда ГИТ разных регионов. Нас интересовала практика проверок: требуют ли они от работодателя наличия инструкций по охране труда для всех работающих без исключения или только для отдельных категорий, обращают ли внимание на содержание инструкций, а также каковы типичные нарушения в этой области.

 
Вот какие ответы были получены:

Инструкции по охране труда должны быть по всем профессиям и по всем видам работ. Работодатель обязан обеспечить разработку инструкций и ознакомить с ними работника. Отсутствие инструкции – типичное и наказуемое нарушение, встречающееся на практике. Подобное нарушение зачастую допускается не только работодателями – юридическими лицами, но и индивидуальными предпринимателями.

 
Если в результате проверки организации по соблюдению трудового законодательства по охране труда государственным инспектором труда выявлено нарушение в виде отсутствия инструкции по охране труда, то инспектор обязан выдать работодателю обязательное для исполнения предписание, составить соответствующий акт проверки. С момента выявления правонарушения составляется протокол об административном правонарушении, на основании которого работодатель привлекается к административной ответственности в соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ по выданному постановлению о назначении административного наказания.

Начальник отдела – главный
государственный инспектор труда
(по охране труда) в Республике Коми
Т. З. Сатдаров

В пункте 2.1.4 постановления Минтруда и Минобразования России от 13.01.2003 г. № 1/29 сказано, что работники, не связанные с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, хранением и применением сырья и материалов, могут освобождаться от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте.

 
Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте, утверждается работодателем. Таким образом, для этой категории работников очевидно отсутствие инструкций по охране труда. При этом необходимо иметь в виду, что при проведении расследований несчастных случаев на производстве, за которые установлена уголовная ответственность по ст. 143 УК РФ, проводится анализ документов, и инструкций в том числе, для определения лиц, допустивших нарушения требований охраны труда.

 
Очень часто инструкции по охране труда в точности копируют типовые инструкции, без учета специфики производственного оборудования, технологических процессов, сырья и материалов, используемых непосредственно на данном предприятии.

 
Несоответствие инструкций по охране труда соответствующим законодательным и иным нормативным правовым актам РФ либо их отсутствие может расцениваться как нарушение законодательства о труде и об охране труда, за которое работодатели (как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели) и должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ.

Руководитель ГИТ – главный
государственный инспектор
труда в Тамбовской области
А. В. Артамонов

Инструкции для работников по профессиям и на отдельные виды работ разрабатываются в соответствии с перечнем, который составляется специалистом по охране труда или лицом, на которое возложены эти обязанности, при участии руководителей структурных подразделений и специалистов организации.

Перечень разрабатывается на основе утвержденного в организации штатного расписания и не включает в обязательном порядке всех работников организации. Инспектор при проверке обращает внимание на наличие перечней, утвержденных руководителем в соответствии со штатным расписанием.

И.о. руководителя ГИТ в Москве
Г. И. Помогаев

Отсутствие инструкции по охране труда является нарушением трудового законодательства, т. к. каждый работник в соответствии со ст. 219 ТК РФ имеет право на обучение безопасным методам и приемам ведения работ. При нарушении должностным лицом требований законодательства об охране труда госинспектор труда вправе привлекать его к административной ответственности.

Заместитель руководителя ГИТ
– заместитель главного государственного
инспектора труда в Омской области
М. К. Сумерский

В том случае если работа управленческого персонала (бухгалтер, секретарь, экономист и др.) связана с работой непосредственно на оборудовании, потребляющем электроэнергию, инструкции по охране труда для определенной должности не разрабатываются, а проводится инструктаж на рабочем месте по безопасным методам работы на ПЭВМ и других видах оргтехники по инструкциям, разработанным для определенного вида работ.

Главный государственный инспектор
труда ГИТ в Амурской области
А. И. Щеглов

Как видим, мнения инспекторов расходятся. При проверке ГИТ ответственному за охрану труда в организации (у индивидуального предпринимателя) могут предъявить требование представить инструкции для отдельных категорий трудящихся или для всех без исключения. Если во время последнего визита государственный инспектор проверял у вас наличие инструкций только для тех, кто работает с вредными и (или) опасными условиями труда, это не значит, что при следующей проверке другой инспектор не потребует составить инструкции по охране труда для всех работников. И он имеет на это право!

Мнение экспертов редакции портала www.kadrovik.ru: инструкции по охране труда должны быть составлены для всех работников, т.к. Трудовой кодекс РФ не предусматривает каких-либо исключений.

На оборотной стороне инструкции оформляются следующие визы: разработчика инструкции, руководителя службы охраны труда, заинтересованных лиц (главного механика, главного энергетика, главного технолога и т. д.).

 
Инструкция для работников вводится в действие, начиная со дня ее утверждения.

 
Каждой инструкции присваивается наименование и номер. В наименовании следует кратко указать, для какой профессии или вида работ она предназначена.

 

ПРОДЛЕНИЕ И ПЕРЕСМОТР ИНСТРУКЦИЙ

Пересмотр инструкций по охране труда для работников должен производиться не реже одного раза в 5 лет. Эта норма установлена Методическими рекомендациями. Если в течение срока действия инструкции условия труда не изменились, то приказом работодателя ее действие продлевается на следующий срок. Форма приказа приведена в Приложении 1 к данному материалу (см. ниже).

 
На первой странице продленной инструкции по охране труда ставятся:

 
– текущая дата;
– штамп «Пересмотрено»;
– подпись лица, ответственного за пересмотр инструкции, наименование его должности и расшифровка подписи;
– указывается срок продления инструкции.

 
Инструкции по охране труда для работников пересматриваются досрочно в следующих случаях:

 
– при пересмотре межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;
– при изменении условий труда работников;
– при внедрении новой техники и технологии;
– по результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
– по требованию представителей органов по труду субъектов РФ или органов федеральных надзоров России.

 
Специалист по охране труда (или иное лицо, ответственное за охрану труда) организации осуществляет контроль за своевременной разработкой, проверкой, пересмотром и утверждением инструкций по охране труда для работников.

CОДЕРЖАНИЕ ИНСТРУКЦИИ
 

 

Инструкция по охране труда должна содержать следующие разделы:

1. Общие требования охраны труда.
2. Требования охраны труда перед началом работы.
3. Требования охраны труда во время работы.
4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях.
5. Требования охраны труда по окончании работы.

 
В раздел «Общие требования охраны труда» рекомендуется включать:

 
– условия допуска работников к самостоятельной работе по соответствующей профессии или к выполнению соответствующего вида работ (возраст, пол, состояние здоровья, проведение инструктажей и т. п.);
– указания о необходимости соблюдения правил внутреннего трудового распорядка;
– требования по выполнению режимов труда и отдыха;
– перечень опасных и вредных производственных факторов, которые могут воздействовать на работника в процессе работы;
– перечень спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, выдаваемых в соответствии с установленными нормами, с указанием обозначений государственных, отраслевых стандартов или технических условий на них;
– требования по обеспечению пожаро- и взрывобезопасности;
– порядок уведомления работодателя о случаях травмирования работника, о неисправности оборудования, приспособлений и инструмента;
– указания по оказанию первой (доврачебной) помощи;
– правила личной гигиены, которые должен знать и соблюдать работник при выполнении работы.

 
В раздел «Требования охраны труда перед началом работы» рекомендуется включать:

 
– порядок подготовки рабочего места, средств индивидуальной защиты;
– порядок проверки исправности оборудования, приспособлений и инструмента, ограждений, сигнализации, блокировочных и других устройств, защитного заземления, вентиляции, местного освещения и т. п.;
– порядок проверки исходных материалов (заготовки, полуфабрикаты);
– порядок приема и передачи смены в случае непрерывного технологического процесса и работы оборудования.

 
В раздел «Требования охраны труда во время работы» рекомендуется включать:

 
– способы и приемы безопасного выполнения работ, использования технологического оборудования, транспортных средств, грузоподъемных механизмов, приспособлений и инструментов;
– требования безопасного обращения с исходными материалами (сырье, заготовки, полуфабрикаты);
– указания по безопасному содержанию рабочего места;
– действия, направленные на предотвращение аварийных ситуаций;
– требования, предъявляемые к использованию средств индивидуальной защиты работников.

 
В раздел «Требования охраны труда в аварийных ситуациях» рекомендуется включать:

 
– перечень основных возможных аварийных ситуаций и причины, их вызывающие;
– действия работников при возникновении аварий и ситуаций, которые могут привести к нежелательным последствиям;
– действия по оказанию первой помощи пострадавшим при травмировании, отравлении и внезапном заболевании.

 
В раздел «Требования охраны труда по окончании работ» рекомендуется включать:

 
– порядок отключения, остановки, разборки, очистки и смазки оборудования, приспособлений, машин, механизмов и аппаратуры;
– порядок уборки отходов, образующихся в ходе производственной деятельности;
– требования соблюдения личной гигиены;
– порядок извещения руководителя работ о недостатках, влияющих на безопасность труда, обнаруженных во время работы.
– ознакомление работников с инструкциями и их учет.

 
У каждого руководителя структурного подразделения организации должен храниться комплект действующих в подразделении инструкций по охране труда для работников данного подразделения. Местонахождение инструкций определяет руководитель структурного подразделения с тем, чтобы была обеспечена доступность и удобство ознакомления с ними.

 
Инструкции по охране труда для работников могут быть выданы им на руки для изучения при первичном инструктаже либо вывешены на рабочих местах, они также могут храниться в ином месте, доступном для работников.

 
Учет инструкций по охране труда для работников осуществляется службой охраны труда (специалистом по охране труда либо иным лицом, ответственным за охрану труда) организации.

 
Примерные формы «Журнала учета инструкций по охране труда для работников» и «Журнала учета выдачи инструкций по охране труда для работников» предложены Методическими рекомендациями. Журналы должны быть пронумерованы, прошнурованы, подписаны лицом, ответственным за их ведение, и скреплены печатью организации.

 
Образец титульного листа инструкции по охране труда для работников приведен в приложении 2 к настоящему материалу; «Журнала учета инструкций по охране труда для работников» – в приложении 3, «Журнала учета выдачи инструкций по охране труда для работников» – в приложении 4.

        Приложение 1. Пример приказа о продлении срока действия инструкции по охране труда

       

        Приложение 2. Пример титульного листа инструкции по охране труда для работников

        Приложение 3. Примерная форма Журнала учета инструкций по охране труда для работников

       

        Приложение 4. Примерная форма Журнала учета выдачи инструкций по охране труда для работников

Автор публикации:

Гущина И.А.,
преподаватель Государственного университета управления

Источник публикации:

www.kadrovik.ru.

 АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО ПО ТЕМЕ:

Лекция «Основы охраны труда»

 

Источник видеоматериала:

Департамент дополнительного образования КИОУТ.

Все публикации

Работодатель разрабатывает инструкции по охране труда (ИОТ) по требованиям ст. 214 ТК РФ. От этой обязанности освобождены только работодатели-физические лица без статуса ИП. Микропредприятия и некоммерческие организации также издают ИОТ, если не включили их положения в трудовой договор с работником. 

Роструд на сайте «Онлайнинспекция.рф» разъяснил, что освобождение от разработки локальных нормативных актов по ст. 309.2 ТК РФ не распространяется на выполнение требований охраны труда.

Инструкция по охране труда — локальный нормативный акт, содержащий требования по безопасному выполнению работ для сотрудника. Роструд считает, что ИОТ должна быть на каждую должность в штатном расписании, даже если компания не занимается производством, а оказывает юридические или финансовые услуги.

Это не означает, что для каждого сотрудника следует выпустить персональный документ, например «Инструкция по охране труда слесаря Иванова И.И.». Локальные нормативные акты имеют обезличенный характер и действуют в отношении работников данного работодателя независимо от места их выполняемой работы (ст. 13 ТК РФ).

Инструкции по охране труда бывают трех видов (п. 18 Основных требований по Приказу Минтруда России № 772н):

  1. По должности или профессии. Работодатель разрабатывает локальный акт по позициям в штатном расписании. Если работники выполняют похожие трудовые функции, а на их рабочих местах имеются схожие опасности и условия труда, то можно издать один документ для аналогичных должностей. Например, ИОТ юрисконсульта может распространяться на юрисконсульта, главного юрисконсульта и начальника юридического отдела, которые работают в одном кабинете и делают примерно одинаковую работу.

  2. По виду выполняемых работ. В этом случае составляют инструкцию с требованиями безопасности при выполнении конкретной деятельности, например, ИОТ при работе с копировально-множительной техникой. Один локальный акт может распространяться на сотрудников разных должностей и профессий, если они выполняют указанные работы.

  3. По направлению трудовой деятельности. Работодатель разрабатывает документ для аналогичных условий труда и опасностей, которая может распространяться на сотрудников разных должностей и профессий. Например, ИОТ для работников столовой или ИОТ офисного работника административного здания по адресу: г. Екатеринбург, ул. Ленина, д. 7.

Работодатель самостоятельно определяет перечень инструкций, которые ему нужны (п. 4 Основных требований № 772н). Он также имеет право выпустить временные ИОТ для новых производств, чтобы обеспечить безопасность работ. Инструкции будут действовать до приемки объектов в эксплуатацию (п. 27 Основных требований № 772н). 

ИОТ не разрабатываются для лиц, которые не заключили с работодателем трудовой договор: членов Совета директоров, самого ИП-работодателя, исполнителей по договорам ГПХ (ст. 11 ТК РФ).

Сотрудники «на удаленке» трудятся вне территории работодателя. Для них охрана труда имеет свои особенности. Работодатель обязан ознакомить дистанционных работников с требованиями безопасности при работе с оборудованием или средствами, которые он сам им выдал или рекомендовал (ст. 312.7 ТК РФ). Например, компания предоставила удаленному бухгалтеру ноутбук для выполнения трудовой функции.

Если же дистанционный работник использует собственное имущество, то ответственности за безопасность работ работодатель не несет и ИОТ для этого случая не разрабатывает. Но и здесь есть исключения.

Дистанционный работник может чередовать труд дома с работой в офисе. Если ему выделяется стационарное рабочее место у работодателя, то работника нужно ознакомить с правилами безопасной работы на нем.

Работодатель может сам распространить действие ИОТ на дистанционных сотрудников, указав это условие в коллективном договоре, локальном нормативном акте или в трудовом договоре (ст. 312.7 ТК РФ).

До 1 января 2021 года работодатели разрабатывали ИОТ на основании Типовых инструкций по охране труда. Но «регуляторная гильотина» отменила действие 178 таких документов (Приказ Минтруда России от 11.08.2020 № 495).

С 1 января 2023 года инструкции составляют на основании:

  • правил по охране труда работодателя, если они есть;
  • государственных нормативных требований, например, Приказа Минтруда России от 15.12.2020 № 903н;
  • анализа трудовой функции работников по профессии, должности, составу и виду работ;
  • результатов специальной оценки условий труда (СОУТ) и оценки профессиональных рисков (ОПР) на конкретных рабочих местах;
  • анализа требований профстандартов — в них указана трудовая функция и особые условия допуска к ней, если они есть;
  • определения безопасных методов и приемов выполнения отдельных работ;
  • анализа результатов расследования несчастных случаев и профессиональных заболеваний, их типичных причин.

extern

Сдавайте ЕФС-1 через Экстерн. В сервисе всегда актуальные формы и встроенные проверки

Попробовать

 

Работодатель также учитывает в ИОТ требования безопасности из руководств по эксплуатации оборудования, ремонтной документации от завода-изготовителя применительно к должности или профессии сотрудника, виду работ (п. 19 Основных требований № 772н). 

Например, инструкция по эксплуатации к принтеру Canon i-SENSYS LBP312x содержит меры предосторожности:

  • не помещать на аппарат браслеты, металлические предметы, емкости с водой;
  • при подключении к принтеру других устройств предварительно выключить аппарат, отсоединить все шнуры и кабели, чтобы не вызвать пожар или удар электротоком при их повреждении;
  • не устанавливать оборудование в неустойчивых местах или местах с вибрацией и т.д.

Этот документ можно использовать для составления ИОТ для сотрудника, который использует такой принтер, или ИОТ при работе с офисной техникой.

В Приказе № 772н приведены обязательные разделы, которые должны быть в инструкции (п. 21-26 Основных требований № 772н). Рекомендуем также использовать при составлении документа правила делопроизводства и управления документацией, принятые в вашей организации, или правила Росархива (п. 3.1-3.14 приложения к Приказу от 11.04.2018 № 44).

Таблица. Примерная структура и содержание ИОТ

Название элемента инструкции

Краткое содержание

Титульный лист

Наименование организации

Гриф утверждения

Гриф согласования с профсоюзом (если он есть в компании)

Название и регистрационный номер инструкции

Город издания

Основные положения

Для кого разработана инструкция и в каких целях

Порядок изменения, пересмотра, отмены ИОТ

Нормативные ссылки

(можно оформить приложением)

Список документов, на основании которых составлена инструкция

Общие требования охраны труда

п. 22 Основных требований № 772н

Требования охраны труда перед началом работы

п. 23 Основных требований № 772н

Требования охраны труда во время работы

п. 24 Основных требований № 772н

Требования охраны труда в аварийной ситуации

п. 25 Основных требований № 772н

Требования охраны труда при окончании работ

п. 26 Основных требований № 772н

Приложения

Таблицы, списки. Например, перечень выдаваемых СИЗ

Лист согласования

Таблица для сбора подписей лиц, участвующих в согласовании

Лист ознакомления работников

Ф.И.О., должность, подпись, дата

Приведенная в таблице структура ИОТ — рекомендуемая. Обязательными являются только разделы из Основных требований № 772н. Разработчик может включать в документ дополнительные требования безопасности, если они не противоречат государственным нормативным требованиям (п. 2 Основных требований № 772н).

Повторим, что ИОТ — локальный нормативный акт. Локальный акт принимается с учетом мотивированного мнения профсоюза (ст. 372 ТК РФ, п. 3 Основных требований № 772н).

ИОТ утверждается руководителем компании или уполномоченным им лицом. На практике это обычно делегируется главному инженеру или заместителю директора, ответственному за охрану труда на предприятии.

После утверждения ИОТ до сотрудников доводят ее требования:

  • проводят внеплановый инструктаж с проверкой знаний (п. 16 «в» Правил обучения охране труда по Постановлению Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464);
  • получают личную подпись работника в листе ознакомления (ст. 22 ТК РФ).

В последующем требования ИОТ напоминают сотрудникам раз в полгода в ходе повторных инструктажей по охране труда (п. 13 Правил № 2464).

При приеме на работу нового сотрудника ему разъясняют содержание инструкции при первичном инструктаже на рабочем месте. Если работник от него освобожден, то правила безопасности включают в программу вводного инструктажа. В любом случае ознакомить сотрудника с ИОТ нужно до допуска его к самостоятельной работе (п. 13 Правил № 2464).

extern

Отчитывайтесь по сотрудникам через Экстерн. В сервисе всегда актуальные формы и встроенные проверки

Отчитаться

 

В Приказе 772н нет требования о ведении Журналов учета инструкций по охране труда и выдачи ИОТ. Напомним, что такая практика существовала по рекомендациям Минтруда от 13.05.2044. Работодатель сам решает, будет ли он применять ее дальше. Также руководитель самостоятельно определяет, сколько экземпляров ИОТ нужно предприятию, и где они будут храниться.

Мы рекомендуем следующую схему:

  • один оригинал ИОТ вместе с перечнем ИОТ хранится в службе охраны труда — так будет легче представить документы на проверку ГИТ;
  • второй экземпляр инструкции находится в подразделении по месту работы сотрудника для проведения инструктажей и оперативного ознакомления с изменениями документа;
  • работнику выдается копия ИОТ, которая должна быть на его рабочем месте.

Инструкции по охране труда хранятся постоянно (п. 8 Перечня типовых документов в редакции Приказа Росархива от 20.12.2019 № 236). Это означает, что организация после минования надобности в ИОТ передает их в государственный или муниципальный архив. Если компания архивный фонд не комплектует, то инструкции хранятся у нее не меньше 10 лет.

Автор сталкивался с практикой, что организации используют ИОТ как должностные инструкции для рабочих. А у таких документов срок хранения не может быть менее 50 лет. Но ИОТ и должностная инструкция — два разных по назначению документа, поэтому лучше их не объединять.

Работодатель сам решает и закрепляет в локальных актах (правилах делопроизводства), в какой срок он будет актуализировать инструкции по охране труда. Например, планово пересматривать их можно раз в три года, как производственные инструкции по Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей.

Внеочередная актуализации ИОТ проводится (п. 30 Основных требований № 772н):

  • при изменении условий труда работника, например, при новой СОУТ изменен их класс;
  • при внедрении новой техники и технологии;
  • по результатам анализа материалов расследований несчастных случаев, профзаболеваний, аварий;
  • по требованию трудовой инспекции или надзорных органов в области охраны труда региона.

В компании могут происходить организационные изменения: например, в названиях должностей или отделов. Если условия труда для работника при этом остаются прежними, то пересматривать ИОТ не нужно. Достаточно внести в документ соответствующие изменения.

extern

Удобный сервис для подготовки и сдачи отчетов через интернет. Дарим доступ в Экстерн на 14 дней!

Попробовать

С 1 января 2023 года появился новый вид локального нормативного акта — Правила (стандарты) по охране труда работодателя. По содержанию это адаптированные под организацию государственные нормативные требования — например, ПОТЭЭ № 903н.

Отличия правил от ИОТ:

  • стандарт организации распространяется на всех или большинство работников, а инструкция содержит требования безопасности для отдельной должности, вида или направления деятельности;
  • ИОТ могут быть разработаны на основе правил;
  • стандарты по охране труда организации содержат контрольные и организационные меры по обеспечению безопасной работы, а инструкция — набор конкретных действий исполнителя.

По сути правила по охране труда — это документ верхнего уровня по отношению к ИОТ.

Инспектор ГИТ при проверке работодателя запросит ИОТ, чтобы убедиться в ознакомлении с ней работников. Также на основании инструкций по охране труда проводятся инструктажи на рабочем месте. ИОТ нужны при расследовании несчастных случаев и профзаболеваний.

Отсутствие инструкций по охране труда или их несвоевременный пересмотр относится к нарушениям государственных нормативных требований охраны труда. Работодателя привлекут к административной ответственности. Это предупреждение или штраф для ИП, должностных лиц — от 2 000 до 5 000 рублей; для юрлиц — от 50 000 до 80 000 рублей (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Новая организация или работодатель, у которого не создана эффективная система управления охраной труда, в какой-то момент столкнется с необходимостью разработать минимум необходимых документов, чтобы не нарушить требования закона. Попробуем разобраться, с чего начать

Как с нуля начать вести документы по охране труда

При разработке локальных нормативных актов работодатель должен руководствоваться прежде всего требованиями Трудового кодекса РФ и Примерного положения о системе управления охраной труда (Приказ Минтруда от 29.10.2021 № 776н).

Начните подготовку с разработки Положения о системе управления охраной труда с опорой на Приказ № 776н.

Положение — это основной локальный нормативный акт, который регламентирует все процедуры по охране труда в организации. Все остальные документы по охране труда тесно взаимосвязаны с процедурами, отраженными в Положении о СУОТ.

Пример. Нельзя издать приказ о выдаче средств индивидуальной защиты, закупить их и выдать сотрудникам, если условия труда не предполагают выдачу СИЗ и в Положении о СУОТ это мероприятие не упоминается.

Приказ — это не локальный нормативный акт (ЛНА), это организационно-распорядительный документ (ОРД), поэтому он может утверждать состав комиссий или план мероприятий, положения о которых были упомянуты в регламентирующем документе — в Положении о СУОТ.Положение о СУОТ — единый документ, под крылом которого организуются все мероприятия по охране труда. Именно в Положении будет расписано, как происходит их планирование, функционирование и контроль исполнения.

Какие типы документов по ОТ бывают

Необходимо помнить, что система управления охраной труда — это единство:

  • структуры управления организации, которая предусматривает в том числе обязанности и ответственность в области охраны труда на всех уровнях управления;
  • мероприятий, обеспечивающих функционирование СУОТ и контроль за эффективностью работы в области охраны труда;
  • документированной информации, включая локальные нормативные акты, организационно-распорядительные и контрольно-учетные документы.

К регламентирующим документам по охране труда относятся документы, определяющие процедуры из раздела «Функционирование» Положения о СУОТ. Например, в этом разделе должно быть точно прописано, как должен проводиться медосмотр.

Второй тип документов — организационно-распорядительные. Например, при организации медосмотров таким документов будет приказ о назначении ответственного за поименный список и выдачу направлений. Назначенный сотрудник будет выполнять часть своих обязанностей, которая прописана в разделе «Функционирование» в подразделе «Проведение медицинских осмотров и освидетельствований работников».

Есть еще и контрольно-учетные документы. Для медосмотров это будет Журнал учета выдачи направлений, который разрабатывает работодатель. Здесь и учет направлений, и возможность контролировать, чтобы каждому соискателю или работнику документ был выдан под подпись.

Что должно войти в Положение о СУОТ

Структура документа может выглядеть следующим образом:

Полезный вебинар

Внутренние документы: как не упустить главного и не делать лишнего

Смотреть запись

I. Общие положения

II. Разработка и внедрение СУОТ

III. Планирование

3.1. Политика (стратегия) в области охраны труда

IV. Обеспечение функционирования СУОТ

V. Функционирование, в том числе:

5.1. Как проводится в организации специальная оценка условий труда и оценка профессиональных рисков

5.2. Как организовано проведение медицинских осмотров и освидетельствований работников

5.3. Как организовано обучение и проверка знаний по охране труда

5.4. Как происходит обеспечение работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами, а именно: нормы выдачи, порядок выдачи, хранения, ухода, заключения договора на стирку и ремонт, порядок действий при износе, порядок списания и утилизации

5.5. Как обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий и сооружений

5.6. Как обеспечить безопасность работников при эксплуатации оборудования

5.7. Как обеспечить безопасность при осуществлении технологических процессов

5.8. Как обеспечить безопасность работников при эксплуатации применяемых инструментов

5.9. Как обеспечить безопасность работников при применении сырья и материалов

5.10. Как обеспечить безопасность работников подрядных организаций

5.10. Как организовать санитарно-бытовое обеспечение работников

5.11. Как происходит в организации выдача работникам молока или других равноценных пищевых продуктов или ЛПП

5.12. Как именно обеспечиваются режимы труда и отдыха

5.13. Как реализовано обеспечение социального страхования работников и возмещение средств из ФСС на предупредительные меры

5.14. Как происходит взаимодействие с государственными надзорными органами, органами исполнительной власти и профсоюзного контроля

5.15. Как в организации обеспечено реагирование на аварийные ситуации, как расследуются несчастные случаи, профессиональные заболевания, микротравмы, как они фиксируются

VI. Оценка результатов деятельности

VII. Улучшение функционирования СУОТ

Приложение № 1. Перечень опасностей и мер по управлению ими в рамках СУОТ

Приложение № 2. Перечень работ повышенной опасности, к которым предъявляются отдельные требования по организации работ и обучению работников

Что проверит инспектор ГИТ: как не плодить лишнее

Важнейшая особенность мероприятий по охране труда состоит в необходимости подтверждать их документально. При этом перечень обязательных документов, подлежащих проверке надзорных органов, не сформирован. Многое зависит от численности работающих, условий труда, уровней профессиональных рисков и пр.

Во время плановой проверки или выездного рейда инспектор ГИТ проверит документы по чек-листу.

Разработке локальных нормативных актов по охране труда уделяется особое внимание: они не должны быть лишними и отнимать время у специалиста по охране труда, ведь это отвлекает его от главной задачи — предотвращать производственный травматизм. К сожалению, многие об этом забывают.

Все внутренние документы по охране труда должны отвечать следующим требованиям:

  • не противоречат нормативным правовым актам и не ухудшают положение работников;
  • не содержат избыточную информацию;
  • актуальны;
  • при наличии представительного органа (например, профсоюза) согласованы с ним;
  • утверждены работодателем;
  • доведены до сведения работников под подпись;
  • хранятся соответствующий срок, доступны для проверяющих.

Неисполнение одного из этих требований может привести к претензиям инспекторов по труду.

Итак, чтобы все нужные документы на проверке были, а лишних не было, откройте чек-листы Роструда. Они утверждены Приказом Роструда № 20 от 01.02.2022.

В шпаргалке ниже вы найдете чек-лист № 22, регламентирующий выдачу СИЗ.

В конце статьи есть шпаргалка

Проверив себя по чек-листу, вы убедитесь, что документов по таким важным мероприятиям, как выдача СИЗ и уход за ними, немного. Из них можно выделить:

  • регламентирующие — это подраздел «Порядок выдачи СИЗ» в Положении о СУОТ;
  • организационно-распорядительные — приказ о назначении ответственных за выдачу СИЗ;
  • контрольно-учетные — платежные поручения, журналы содержания СИЗ, договоры, акты, копии сертификатов.

Потратьте больше времени на старте, создайте единую систему в документах. Так будет гораздо проще организовывать и контролировать обязательные мероприятия, и вы сможете без штрафов пройти проверку со стороны ГИТ.

Что следует скорректировать в действующих документах, какие новые локальные акты придется составить и какие внутренние документы по охране труда разработать в связи с изменениями с 1 марта 2022 года, мы рассказывали на «Внутренние документы по охране труда‑2022: как не упустить главного и не делать лишнего». Вы можете посмотреть запись прямого эфира

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Чек‑лист № 22 по СИЗ
    406.5 КБ

Скачать

Сдавайте годовую отчетность без штрафов


Пройдите новый курс повышения квалификации «Годовая отчетность за 2022 год: Клерк. Аттестация». После курса сможете:

✔︎ Формировать годовую отчетность по новым правилам,
✔︎ Знать все изменения в налогах и бухучете.
✔︎ Использовать все новые шесть ФСБУ.
✔︎ Избежать типичных ошибок.

Торопитесь — скоро стартует первый поток!

Записаться

Источник: Журнал «Отдел кадров коммерческой организации»

В каждой организации – в одной меньше, в другой больше – существуют свои локальные нормативные акты. Это различные положения, инструкции, правила и т. п. При этом есть общеустановленные локальные акты, обязательные для всех организаций без исключения, а есть принятые на усмотрение работодателя. Так или иначе, любой локальный акт обязателен и для работников, и для работодателя – если только не противоречит законодательству. Что относится к локальным нормативным актам? В каком порядке они утверждаются? С кем согласовываются? На кого распространяются? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в этой статье.

Что такое локальный акт?

Согласно ст. 5 ТК РФ трудовые и другие непосредственно связанные с ними отношения регулируются трудовым законодательством, включая законодательство об охране труда, иными актами, содержащими нормы трудового права, а также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Работодатели, за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями (ч. 1 ст. 8 ТК РФ).

При этом Трудовой кодекс не содержит ни определения локального акта, ни перечня документов, которые можно считать локальными актами.

Некоторые специалисты определяют локальные нормативные акты как акты, принимаемые работодателем и содержащие правила поведения, рассчитанные на неоднократное применение к неопределенному кругу лиц. Но данная формулировка достаточно узка, поскольку к основным документам, содержащим правила поведения, можно отнести, например, Правила внутреннего трудового распорядка или инструкции по охране труда. Понятие локального нормативного акта несколько шире. Для его определения лучше воспользоваться положениями ст. 8 ТК РФ: локальный нормативный акт – документ, содержащий нормы трудового права, который принимается работодателем в пределах его компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.

А вот по поводу того, какие акты следует отнести к локальным, мнений достаточно много. Бесспорно, локальными актами являются Правила внутреннего трудового распорядка, различные положения (о персональных данных, об оплате труда, об аттестации), инструкции по охране труда и т. п. Некоторые специалисты относят к локальным актам также штатное расписание и график отпусков, а некоторые – и приказы руководителя.

Мы не можем согласиться с тем, что приказы являются локальными нормативными актами. Они относятся к организационно-распорядительным документам, как и табели учета рабочего времени, графики сменности и др.

Что касается штатного расписания и графика отпусков, Роструд, например, неоднократно относил их к локальным нормативным актам (см., например, письма Роструда от 22.03.2012 №428‑6‑1, от 31.10.2007 №4414‑6).

Не относятся к локальным нормативным актам коллективные договоры и соглашения.

А в Письме Роструда от 15.05.2014 №ПГ/4653‑6‑1указывается, что штатное расписание является локальным нормативным актом организации, но непосредственно не связанным с трудовой деятельностью. Поэтому работодатель не обязан знакомить с ним новичка при приеме на работу. Перед заключением трудового договора работники должны быть
ознакомлены только с локальными нормативными актами, связанными с трудовой деятельностью.

В любом случае, независимо от того, относятся ли штатное расписание и график отпусков к локальным нормативным актам, они должны быть в каждой организации.

Классификация локальных актов

Локальные нормативные акты, несмотря на общие требования, которые к ним установлены, могут различаться по некоторым признакам.

К основным общим требованиям можно отнести следующие:

  • локальный нормативный акт принимается работодателем единолично или с учетом мнения представительного органа работников (в случаях, установленных Трудовым кодексом);
  • нормы локальных нормативных актов не должны ухудшать положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями (ч. 4 ст. 8 ТК РФ);
  • локальные нормативные акты должны быть доведены до сведения работника под роспись;
  • локальные нормативные акты носят обязательный характер. За неисполнение их положений работника можно привлечь к дисциплинарной ответственности, а работодателя – к административной.

Локальные нормативные акты можно разделить на обязательные (наличие которых в организации установлено законодательством) и необязательные (которые работодатель принимает по своему усмотрению). К обязательным, в частности, относятся: документ, устанавливающий порядок обработки и защиты персональных данных, например Положение о персональных данных (п. 8 ст. 86 ТК РФ); документ, устанавливающий систему оплаты труда, например Положение об оплате труда (ч. 4 ст. 135 ТК РФ); правила внутреннего трудового распорядка (ч. 4 ст. 189 ТК РФ); правила и инструкции по охране труда (ч. 2 ст. 212 ТК РФ); документ, определяющий порядок аттестации (ч. 2 ст. 81 ТК РФ).

К необязательным локальным актам можно отнести положения о персонале, о добровольном медицинском страховании, должностные инструкции и т. д.

По сфере действия локальные нормативные акты могут быть общего характера, которые распространяются на всех работников организации (правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда и т. д.), и специального (положения о направлении в командировки, о вахтовом методе работы и др.).

И наконец, по способу принятия локальные акты можно разделить на:

  • принимаемые работодателем единолично;
  • принимаемые с учетом мнения представительного органа работников в порядке ст. 372 ТК РФ (при наличии такого).

К сведению

Локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного ст. 372 ТК РФпорядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (ч. 4 ст. 8 ТК РФ).

С учетом мнения представительного органа работников принимаются, например, локальные акты о порядке аттестации сотрудников (ч. 2 ст. 81 ТК РФ), о системе оплаты труда в организации (ст. 135 ТК РФ), правила внутреннего трудового распорядка (ст. 190 ТК РФ), документы, устанавливающие формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников (ст. 196 ТК РФ), нормы бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной защиты (ст. 221 ТК РФ).

Кроме этого, принятие иных локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников может быть установлено коллективным договором, соглашениями.

Порядок принятия локальных актов

Создание каждого локального нормативного акта проходит несколько этапов: разработка, согласование, утверждение, введение в действие. Данный порядок может быть, в свою очередь, установлен локальным актом, например положением о порядке принятия локальных нормативных актов организации.

Разработка локальных актов осуществляется созданной на основании приказа работодателя рабочей группой или назначенным работником-исполнителем. В зависимости от назначения локального акта такое задание может поручаться кадровому работнику (например, разработка проекта правил внутреннего трудового распорядка), главному бухгалтеру (создание положения о системе оплаты труда), руководителям структурных подразделений (разработка должностных инструкций) и т. д.

При этом, как правило, каждый разработанный локальный нормативный акт проходит процедуру согласования со специалистами других служб – бухгалтерии, отдела кадров, юридического отдела и т. д.

Свое несогласие или замечания по проекту документа визирующие работники могут излагать на отдельном листе согласования. После окончательного согласования локальный акт передается на утверждение руководителю.

В случаях, предусмотренных Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения работодатель согласно ст. 372 ТК РФ направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников (представительный орган работников). Данный орган не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта акта направляет работодателю мотивированное мнение по нему в письменной форме.

В случае, если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.

При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Выборный орган также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном настоящим ТК РФ.

Обратите внимание

При получении жалобы (заявления) выборного органа первичной профсоюзной организации ГИТ обязана в течение одного месяца провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.

Если согласие достигнуто, акт утверждается руководителем организации или иным уполномоченный лицом.

Локальный нормативный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем либо со дня, указанного в этом локальном нормативном акте, и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.

После утверждения локальный нормативный акт следует зарегистрировать в соответствующем журнале.

Кроме этого, в соответствии с ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан ознакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью. С лицами, принимаемыми на работу, сделать это нужно до подписания трудового договора.

Каким способом ознакомить работника с локальными актами, определяет работодатель. Это может быть лист ознакомления, оформленный как приложение к локальному акту или к трудовому договору, а может быть отдельная учетная форма.

Оформление локального нормативного акта

При составлении локального нормативного акта нужно уделять внимание не только его содержанию, которое основывается на нормативных правовых актах, но и форме. При оформлении можно воспользоваться положениями ГОСТ Р 6.30‑2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2003 №65‑ст).

Согласно данному ГОСТу для изготовления любых видов документов, кроме писем, используется бланк, который включает в себя:

  • наименование организации. Указывается оно в строгом соответствии с учредительными документами, включая полное и сокращенное наименование, в том числе на иностранном языке;
  • наименование вида документа. Указывается после наименования организации прописными буквами (ПОЛОЖЕНИЕ, ИНСТРУКЦИЯ и т. д.);
  • дату регистрации (утверждения) и регистрационный номер документа;
  • место составления документа.

Страницы документа нумеруют со второй страницы. Номера страниц проставляют посередине верхнего поля листа.

Что касается структуры локального акта, он, как правило, состоит из трех разделов: общие положения, основная часть и заключительные положения. Согласно п. 4.7 Методических рекомендаций по внедрению ГОСТ Р 6.30‑2003«Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов», утвержденных Росархивом, тексты документов, регулирующих деятельность организации (таких как положение, должностная инструкция), состоят из разделов, пунктов и подпунктов. Каждый раздел должен иметь соответствующий номер и заголовок.

Приведем пример структуры некоторых документов.

Положение об организации или о ее подразделении Должностная инструкция
1. Общие положения 1. Общие положения
2. Задачи 2. Должностные обязанности
3. Функции 3. Права
4. Обязанности 4. Ответственность
5. Права 5. Связи по должности
6. Ответственность
7. Взаимоотношения с другими подразделениями

Локальные нормативные акты могут содержать приложения. В этом случае делается отметка о наличии приложения. Сделать такую отметку можно в конце документа, например: «Приложение: лист ознакомления работников с Положением на 10 л. в 1 экз.». На самом приложении в правом верхнем углу делается отметка, указывающая на связь с основным документом, например: «Приложение № 1 к Положению о структурном подразделении от 13.01.2014».

Локальный акт подписывается работником, его разработавшим. Реквизит «Подпись» включает наименование должности, личную подпись и расшифровку подписи. Кроме этого, если документ проходил согласование с другими должностными лицами, оформляется виза согласования, включающая подпись и должность визирующего, расшифровку подписи и дату подписания.

На подлиннике документа визы проставляют в нижней части оборотной стороны последнего листа. Возможно оформление виз документа на отдельном листе согласования.

Документ прошивается, пронумеровывается и скрепляется печатью организации.

Если локальный нормативный акт принимается с учетом мнения представительного органа работников, факт учета этого мнения оформляется с помощью специального грифа, который проставляется в левом верхнем углу и выглядит следующим образом.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

профсоюзного комитета

от 13.01.2014 № 1

При оформлении локальных нормативных актов обязателен реквизит «Гриф утверждения», который ставится в правом верхнем углу. Утверждаться акт может приказом работодателя и отметка будет такая:

УТВЕРЖДЕНО

приказом ООО «Юпитер»

от 15.01.2014 № 1

Акт может утверждаться посредством проставления на документе грифа утверждения с личной подписью руководителя организации или уполномоченного им лица. См. образец:

УТВЕРЖДАЮ

Директор ООО «Юпитер»

Марсов,       А. В. Марсов

15.01.2014

Гриф утверждения с личной подписью руководителя должен быть заверен печатью организации.

Изменение, отмена и хранение локальных актов

В случае изменения законодательства, акта, содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения работодатель должен внести изменения в соответствующие локальные нормативные акты. Возможно внесение изменений и по желанию работодателя, но важно, чтобы такие изменения не ухудшали положение работников по сравнению с нормами, установленными трудовым законодательством, коллективными договорами, соглашениями.

Изменения вносятся в том же порядке, в котором локальный нормативный акт разрабатывался и утверждался. При этом в случае, когда изменения касаются определенных сторонами условий трудового договора, необходимо согласие работника (ст. 72 ТК РФ). Изменять условия трудового договора в одностороннем порядке работодатель может только из‑за организационных или технологических изменений условий труда, предупредив об этом работника за два месяца (ст. 74 ТК РФ).

В любом случае изменение локального акта осуществляется на основании приказа работодателя с указанием причин, повлекших изменения.

В статье 12 ТК РФ перечислены случаи, когда локальный нормативный акт либо отдельные его положения прекращают свое действие:

  • истечение срока действия. Такая ситуация возможна, если при разработке локального нормативного акта был определен период его действия. При наступлении указанного срока локальный нормативный акт автоматически утрачивает силу;
  • отмена (признание утратившими силу) данного локального нормативного акта либо отдельных его положений другим локальным нормативным актом. Такая ситуация возникает, например, при изменениях в законодательстве. В данном случае в новом документе необходимо указать, что локальный нормативный акт, ранее регулировавший правоотношения, прекращает действие полностью или в части отдельных положений;
  • вступление в силу закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения (когда указанные акты устанавливают более высокий уровень гарантий работникам по сравнению с установленным локальным нормативным актом).

Отмену локального акта также следует оформить приказом, за исключением случаев, когда срок действия такого акта истек автоматически.

Обратите внимание

В соответствии со ст. 190 ТК РФ правила внутреннего трудового распорядка организации обычно являются приложением к коллективному договору, который заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором (ст. 43 ТК РФ). Поэтому если в организации существует коллективный договор, срок действия правил внутреннего трудового распорядка не может превышать трех лет со дня его подписания либо со дня, установленного коллективным договором. Если коллективный договор в организации отсутствует, срок действия правил внутреннего трудового распорядка не ограничен.

Оригиналы действующих локальных нормативных актов обычно хранятся в одном месте – в канцелярии, отделе кадров или другом подразделении. А подразделениям, которые руководствуются положениями того или иного локального акта, необходимо иметь его копию. В любом случае у работника всегда должна быть возможность при необходимости ознакомиться с локальным актом, связанным с его трудовой деятельностью.

Работодатель также обязан хранить недействующие локальные нормативные акты организации. Сроки хранения установлены Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденным Приказом Минкультуры РФ от 25.08.2010 №558. В соответствии с этим перечнем практически все локальные нормативные акты хранятся в организации, в которой они были разработаны и утверждены, постоянно.

* * *

В заключение обратим внимание на следующее: несмотря на довольно разнообразное количество образцов локальных нормативных актов, не стоит торопиться применять их для своей организации. Лучше подойти к процессу разработки таких документов творчески, применяя при этом не только нормы трудового законодательства, но и действующие в организации коллективные договоры, соглашения и другие нормативные акты.  

Локальный нормативный акт

Основание

Общие документы по охране труда

Положение о системе управления охраной труда

Статья 209 ТК

Раздел «Охрана труда» в коллективном договоре или соглашении (при наличии)

Глава 7 ТК

Акт проверки выполнения соглашения по охране труда

Статья 218 ТК

Положение о комитете (комиссии) по охране труда

Статья 218 ТК, приказ Минтруда от 24.06.2014 № 412н

Служба охраны труда

Положение о службе охраны труда

Постановление Минтруда от 08.02.2000 № 14

Приказ о назначении специалиста по охране труда

Статья 217 ТК

Приказ о возложении обязанностей специалиста по охране труда на одного из специалистов организации или договор о привлечении специалистов (организации), оказывающих услуги в области охраны труда

Статья 217 ТК

Акты проверки состояния охраны труда

Приложение к Рекомендациям, утвержденным постановлением Минтруда от 08.02.2000 № 14

Предписание специалиста службы охраны труда

Журнал учета проверок состояния охраны труда

Обучение по охране труда

Программа проведения вводного инструктажа

Пункт 2.1.2 постановления Минтруда и Минобразования от 13.01.2003 № 1/29

Журнал регистрации вводного инструктажа

Пункт 2.1.3 постановления Минтруда и Минобразования от 13.01.2003 № 1/29.

Форма журнала – в приложении А. Форма А.4 к ГОСТ 12.0.004- 2015

Инструкции по охране труда для работников по должностям, профессиям и видам работ

Абзац 22 статьи 212 ТК, Методические рекомендации, утвержденные Минтрудом 13.05.2004

Приказ об утверждении инструкций по охране труда

Методические рекомендации, утвержденные Минтрудом 13.05.2004

Приказ о продлении срока действия инструкций по охране труда

Пункт 8 Методических рекомендаций, утвержденных Минтрудом 13.05.2004

Приказ об отмене действия инструкции по охране труда

Методические рекомендации, утвержденные Минтрудом 13.05.2004

Программа проведения первичного инструктажа на рабочем месте

Пункт 2.1.4 постановления Минтруда и Минобразования от 13.01.2003 № 1/29

Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте

Пункт 2.1.4 постановления Минтруда и Минобразования от 13.01.2003 № 1/29

Журнал учета инструкций по охране труда для работников

Приложение № 2 к Методическим рекомендациям, утвержденным Минтрудом 13.05.2004

Журнал учета выдачи инструкций по охране труда для работников

Приложение № 3 к Методическим рекомендациям, утвержденным Минтрудом 13.05.2004

Журнал регистрации инструктажа на рабочем месте

Пункт 2.1.3 постановления Минтруда и Минобразования от 13.01.2003 № 1/29.

Форма журнала – в приложении А. Форма А.5 к ГОСТ 12.0.004- 2015

Журнал регистрации целевого инструктажа

Пункт 2.1.3 постановления Минтруда и Минобразования от 13.01.2003 № 1/29.

Форма журнала – в приложении А. Форма А.6 к ГОСТ 12.0.004- 2015

Положение о проведении стажировки на рабочем месте

Пункт 2.2.2 постановления Минтруда и Минобразования от 13.01.2003 № 1/29

Распоряжение о допуске к самостоятельной работе (после прохождения стажировки)

Пункт 2.2.2 постановления Минтруда и Минобразования от 13.01.2003 № 1/29

Приказ (распоряжение) руководителя организации о создании постоянно действующей комиссии по проверке знаний требований охраны труда

Пункт 3.4 постановления Минтруда и Минобразования от 13.01.2003 № 1/29

Приказ об организации обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда

Пункты 2.2.1, 2.3.1 постановления Минтруда и Минобразования от 13.01.2003 № 1/29

Приказ о проведении проверки знаний требований охраны труда работников

Постановление Минтруда и Минобразования от 13.01.2003

№ 1/29

Протокол заседания комиссии по проверке знаний по безопасности труда

Приложение 1 к постановлению Минтруда и Минобразования от 13.01.2003 № 1/29,

приложение А. Форма А.1 к ГОСТ 12.0.004-2015

Удостоверения о проверке знаний требований охраны труда

Приложение 2 к постановлению Минтруда и Минобразования от 13.01.2003 № 1/29, приложение А. Форма A.3 к ГОСТ 12.0.004-2015

Программы обучения по охране труда по должностям, профессиям

Пункт 2.3.2 постановления Минтруда и Минобразования от 13.01.2003 № 1/29

Программа обучения работников организации оказанию первой помощи пострадавшим на производстве

Пункт 2.2.4 постановления Минтруда и Минобразования от 13.01.2003 № 1/29

Медицинские осмотры

Список контингента работников, подлежащих периодическим медицинским осмотрам

Пункт 19 приказа Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н

Поименные списки лиц, подлежащих периодическому медицинскому осмотру

Пункт 22 приказа Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н

Журнал учета выдачи направлений на предварительный медицинский осмотр

Пункт 8 приказа Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н

Приказ о проведении предсменных (предрейсовых) медицинских осмотров работников

Приказ Минздрава от 15.12.2014

№ 835н,

абзац 6 пункта 1 статьи 20 Закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ

Журнал регистрации предрейсовых, предсменных медицинских осмотров, журнал регистрации послерейсовых, послесменных медицинских осмотров

Письмо Минздрава от 21.08.2003

№ 2510/9468-03-32

Положение об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств

Письмо Минздрава от 21.08.2003

№ 2510/9468-03-32

Бесплатное профилактическое питание

Перечень должностей и профессий работников, которым по условиям труда выдается бесплатное профилактическое питание (молоко, соки и т. д.)

Статья 222 ТК, постановление Правительства РФ от 13.03.2008

№ 168,

приказ Минздравсоцразвития от 16.02.2009 № 45н,

приказ Минздравсоцразвития от 16.02.2009 № 46н

Приказ о замене выдачи молока денежной компенсацией

Статья 222 ТК, приложение № 2 к приказу Минздравсоцразвития от 16.02.2009 № 45н

Заявление о замене выдачи молока денежной компенсацией

Статья 222 ТК, приложение № 2 к приказу Минздравсоцразвития от 16.02.2009 № 45н

Заявление о согласии на замену выдачи молока выдачей равноценных пищевых продуктов

Статья 222 ТК, приложение № 2 к приказу Минздравсоцразвития от 16.02.2009 № 45н

Смывающие и обезвреживающие средства

Перечень рабочих мест и список работников, для которых необходима выдача смывающих и обезвреживающих средств

Приказ Минздравсоцразвития от 17.12.2010 № 1122н

Приказ об организации бесплатной выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств работникам

Приказ Минздравсоцразвития от 17.12.2010 № 1122н

Приказ об утверждении норм бесплатной выдачи работникам смывающих и обезвреживающих средств

Приказ Минздравсоцразвития от 17.12.2010 № 1122н

Приказ об утверждении перечня рабочих мест и списка работников, для которых обеспечивается постоянное наличие в санитарно-бытовых помещениях мыла или дозаторов с жидким смывающим веществом

Приказ Минздравсоцразвития от 17.12.2010 № 1122н

Личная карточка учета выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств

Приказ Минздравсоцразвития от 17.12.2010 № 1122н

Средства индивидуальной защиты

Перечень профессий и должностей, которым выдаются бесплатная спецодежда, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты

Приказ Минздравсоцразвития от 01.06.2009 № 290н

Положение об обеспечении работников средствами индивидуальной защиты

Приказ Минздравсоцразвития от 01.06.2009 № 290н

Приказ об утверждении норм бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты

Приказ Минздравсоцразвития от 01.06.2009 № 290н

Заверенные копии сертификатов и деклараций соответствия на СИЗ

Абзац 6 статьи 212, статья 221 ТК

Личные карточки учета выдачи средств индивидуальной защиты

Приказ Минздравсоцразвития от 01.06.2009 № 290н

Расследование несчастного случая

Запрос в лечебное учреждение о тяжести травмы

Постановление Минтруда от 24.10.2002 № 73

Сообщение о происшедшем несчастном случае в ФСС России

Извещение в государственную инспекцию труда, в прокуратуру по месту происшествия несчастного случая, в территориальное объединение организации профсоюзов, в федеральный орган исполнительной власти по ведомственной принадлежности и т. д.

Заключение о тяжести производственной травмы

Приказ о создании комиссии по расследованию несчастного случая

Протокол осмотра места несчастного случая

Протокол опроса пострадавшего при несчастном случае

Протокол опроса очевидцев несчастного случая

Протокол опроса должностного лица

Копии инструкции по охране труда, должностной инструкции, в случае необходимости – чертежи, фотографии и т. д.

Акт о расследовании группового несчастного случая (тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом)

Акт расследования несчастного случая по форме № Н-1

Сообщение о последствиях производственной травмы в ФСС России и государственную инспекцию труда после того, как пострадавший принесет закрытый больничный листок

Журнал регистрации несчастных случаев на производстве

Спецоценка условий труда

Приказ о создании комиссии по проведению СОУТ

Статья 9 Закона от 28.12.2013

№ 426-ФЗ.

Приказ Минтруда от 24.01.2014

№ 33н

Приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда

Перечень подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов

Оформление результатов проведения специальной оценки условий труда

Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

Акт об отсутствии оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда в связи с переименованием должности

Мероприятия по охране труда

Программа действий по улучшению условий и охраны труда

Статья 226 ТК

Приказ о подготовке плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда

Эксплуатация электроустановок

Перечень должностей и профессий, требующих присвоения персоналу группы I по электробезопасности

Пункт 1.4.4 Правил от 13.01.2003

№ 6

Журнал учета присвоения группы I по электробезопасности неэлектротехническому персоналу

Пункт 1.4.4 Правил от 13.01.2003

№ 6

Приказ о назначении лица, ответственного за присвоение неэлектротехническому персоналу I группы по электробезопасности

Пункт 1.4.4 Правил от 13.01.2003

№ 6

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мазь аквапилинг для ног инструкция по применению
  • Мотилиум суспензия инструкция по применению таблетки взрослым
  • Примаспан из финляндии инструкция по применению
  • Пиразинамид инструкция побочные действия у взрослых
  • Капли тауфон для глаз цена инструкция по применению взрослым отзывы