Инструкция по охране труда при проведении демонстрационных опытов по биологии

Инструкция по охране труда
при проведении демонстрационных опытов по биологии

1. Общие требования охраны труда

1.1. Настоящая инструкция по охране труда при проведении демонстрационных опытов по биологии разработана для учителя в соответствии с Приказом Минтруда России от 29 октября 2021 года N 772н «Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда», вступившим в силу 1 марта 2022 года, разделом Х Трудового кодекса Российской Федерации; с учетом СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» и СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» и иных нормативных правовых актов по охране труда.
1.2. Данная инструкция устанавливает требования охраны труда перед началом, во время и по окончании демонстрационных опытов в кабинете биологии школы, обозначает безопасные методы и приемы выполнения работ учителем биологии, а также требования охраны труда в возможных аварийных ситуациях при проведении экспериментов.
1.3. К проведению демонстрационных опытов по биологии допускаются учителя биологии, которые:

  • прошли медицинский осмотр, профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию и имеющие личную медицинскую книжку с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе;
  • прошли вводный инструктаж, первичный инструктаж на рабочем месте (если профессия и должность не входит в утвержденный директором Перечень освобожденных от прохождения инструктажа профессий и должностей);
  • изучили настоящую инструкцию по охране труда, безопасные способы проведения демонстрационных опытов по биологии.

1.4. Перечень профессиональных рисков и опасностей при проведении опытов по биологии:

  • порезы рук при неаккуратном использовании стеклянной лабораторной посуды, а также при работе с колющими и режущими инструментами;
  • повреждения кожи (химические ожоги) при работе с различными растворами без средств индивидуальной защиты;
  • поражение электрическим током при использовании неисправных электроприборов;
  • ожоги вследствие возгорания пролитых горючих и легковоспламеняющихся жидкостей.

1.5. Учителю биологии необходимо знать характеристику основных опасных и вредных веществ (опасных факторов для данного вида опытов) и их влияние на человека:

  • о кислотах и щелочах и вызываемых ими химические ожоги;
  • о легковоспламеняющихся веществах и термических ожогах;
  • об уколах, порезах лабораторными принадлежностями;
  • о ядовитых растениях и грибах, и связанными с ними отравлениями.

1.6. При проведении демонстрационных опытов по биологии устанавливаются требования к спецодежде и индивидуальным средствам защиты учителя: халат хлопчатобумажный, фартук из химически стойкого материала, перчатки, защитные очки, защитный экран.
1.7. Для устранения очага возгорания при проведении демонстрационных опытов по биологии необходимо иметь в доступном месте первичные средства пожаротушения (песок, покрывало для изоляции очага возгорания, огнетушитель), для оказания первой помощи – медицинскую аптечку.
1.8. Запрещается учителю биологии выполнять демонстрационные опыты по биологии, находясь в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ. К проведению демонстрационных опытов не допускаются обучающиеся.
1.9. Учитель биологии, допустивший нарушение или невыполнение требований настоящей инструкции по охране труда при проведении демонстрационных опытов, рассматривается, как нарушитель производственной дисциплины и может быть привлечён к дисциплинарной ответственности и прохождению внеочередной проверки знаний требований охраны труда, а в зависимости от последствий — и к уголовной; если нарушение повлекло материальный ущерб — к материальной ответственности в установленном порядке.

2. Требования охраны труда перед началом демонстрационных опытов

2.1. Убедиться в наличии первичных средств пожаротушения, аптечки первой помощи.
2.2. Убедиться в исправности и работе вытяжного шкафа.
2.3. Воспользоваться индивидуальными средствами защиты (халат хлопчатобумажный белый, фартук прорезиненный с нагрудником, перчатки резиновые, защитные очки).
2.4. Проверить собранность оборудования, целостность лабораторного оборудования и его наличие, наличие необходимых препаратов и реактивов, соответствие этикеток на склянках с химическими реактивами.
2.5. Подготовить демонстрационный стол, убрать посторонние предметы, бумагу и все, что может препятствовать безопасному проведению демонстрационных опытов и создать дополнительную опасность.
2.6. Устойчиво расположить лабораторное оборудование в необходимом порядке.

3. Требования охраны труда во время демонстрационных опытов по биологии

3.1. Соблюдать осторожность при проведении демонстрационных опытов с использованием лабораторной посуды и приборов из стекла. Тонкостенную лабораторную посуду необходимо закреплять в зажимах штативов осторожно, слегка поворачивая вокруг вертикальной оси или перемещая вверх-вниз.
3.2. Предметные покровные стекла брать за края легко во избежание порезов пальцев.
3.3. При использовании режущих и колющих инструментов необходимо соблюдать осторожность, аккуратно брать инструменты только за ручки, недопустимо направлять их заостренные части на себя и обучающихся.
3.4. Не допускать попадания растворов кислот и щелочей на кожу, в глаза и на одежду.
3.5. При пользовании спиртовкой или сухим горючим для нагревания жидкостей беречь руки от ожогов. Процесс нагревания жидкостей необходимо производить только в тонкостенных сосудах (пробирках, колбах и пр.). Отверстие пробирки или горлышко колбы при их нагревании запрещается направлять на себя и обучающихся.
3.6. При нагревании стеклянных пластинок необходимо сначала равномерно прогреть всю пластинку, а затем вести местный нагрев.
3.7. При нагревании жидкостей не наклоняться над сосудами и не заглядывать в них.
3.8. Кипячение горючих жидкостей на открытом огне строго запрещается.
3.9. При работе с химическими реактивами запрещается брать их руками, твердые реактивы из склянок следует набирать специальными ложечками, шпателями.
3.10. Использовать для сбора отработанных растворов химических реактивов стеклянную тару с крышкой вместимостью не менее 3 литров.
3.11. Запрещается сливать отработанные растворы химических реактивов в канализацию.
3.12. Во время проведения демонстрационных опытов по биологии необходимо строго соблюдать данную инструкцию по охране труда, поддерживать порядок на рабочем месте, не загромождать демонстрационный стол, соблюдать правила пожарной безопасности.
3.13. Требования, предъявляемые к правильному использованию (применению) средств индивидуальной защиты при проведении опытов:

  • халат должен быть застегнут на все пуговицы, полностью закрывать туловище и руки до запястья, не содержать в карманах острые и бьющиеся предметы;
  • фартук должен облегать;
  • перчатки должны соответствовать размеру рук и не сползать с них;
  • при использовании защитных очков или щитка лицевого регулировать прилегание.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1. Перечень основных возможных аварий и аварийных ситуаций при проведении демонстрационных опытов по биологии, причины их вызывающие:

  • повреждение стеклянной лабораторной посуды вследствие нарушения правил обращения со стеклянной посудой и ее использования при проведении опытов;
  • появление резкого и (или) неприятного запаха, вызывающего кашель, вследствие поломки вытяжного шкафа, разгерметизации влажных препаратов;
  • возникновение возгорания, вследствие небрежного обращения со спиртовкой и сухим горючим, легковоспламеняющимися веществами и жидкостями, неисправности электроприбора или иного электрооборудования.

4.2. Если при проведении демонстрационных опытов (экспериментов) разбилась лабораторная посуда, запрещено собирать осколки незащищенными руками, необходимо использовать для этой цели щетку и совок.
4.3. Средства и действия, направленные на ликвидацию неприятного запаха:

  • срочно эвакуировать обучающихся из кабинета биологии в безопасное место;
  • проветрить помещение, открыв окна, чтобы улетучился запах;
  • обезопасить объект, ставший причиной распространения запаха.

4.4. Средства и действия, направленные на ликвидацию возгорания, возникшего вследствие небрежного обращения со спиртовкой или сухим горючим, возгорания легковоспламеняющихся жидкостей, короткого замыкания в электроприборе:

  • прекратить доступ кислорода, воздуха, закрыв спиртовку или таблетку сухого горючего специальным колпачком;
  • при проливе и возгорании горючих и легковоспламеняющихся жидкостей — прекратить доступ кислорода с применением листового асбеста, песка, покрывала для изоляции очага возгорания, огнетушителя;
  • обесточить электроприбор, воспользоваться огнетушителем.

4.5. В случае появления задымления или возгорания немедленно прекратить проведение демонстрационного опыта, вывести детей из кабинета биологии – опасной зоны, вызвать пожарную охрану по телефону 01 (101 – с мобильного), оповестить голосом о пожаре и вручную задействовать АПС, сообщить директору школы. При условии отсутствия угрозы жизни и здоровью людей принять меры к ликвидации пожара в начальной стадии с помощью первичных средств пожаротушения.
4.6. В случае получения травмы учитель биологии обязан прекратить работу, позвать на помощь, воспользоваться аптечкой первой помощи, поставить в известность директора школы (при отсутствии иное должностное лицо) и обратиться в медицинский пункт. При получении травмы обучающимся необходимо оказать ему первую помощь. Вызвать медицинского работника общеобразовательной организации, при необходимости, вызвать скорую медицинскую помощь по телефону 103 и сообщить о происшествии директору общеобразовательной организации.

5. Требования охраны труда по окончании демонстрационных опытов

5.1. Для оказания помощи привлечь лаборанта кабинета биологии.
5.2. Собрать отработанные остатки растворов, реактивов и поместить их в специально приготовленный закрывающийся стеклянный сосуд вместимостью не менее 3-х литров для последующего нейтрализации.
5.3. Привести в порядок демонстрационный стол, убрать в лаборантскую комнату лабораторное оборудование, приборы, инструменты, препараты.
5.4. Тщательно вымыть руки с мылом.
5.5. По завершению урока биологии в отсутствии детей проветрить помещение кабинета биологии.

Инструкцию разработал: ____________ /_______________________/

С инструкцией ознакомлен (а)
«___»____________202___г. ____________ /_______________________/

Рекомендуем перейти к:
Инструкциям в кабинете биологии
Инструкциям классного руководителя

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШИРОКОВСКАЯ
ШКОЛА»

СИМФЕРОПОЛЬСКОГО
РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

СОГЛАСОВАНО

Председатель
ППО

________Е.В
Тещаева

Протокол
№01 от 03.02.2020г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор
МБОУ «Широковская школа»

 _______Н.С.Ходова

Приказ №68-о
от 10.02.2020г.

И Н С Т Р У К Ц И
Я

по охране труда

при проведении демонстрационных опытов по биологии

ИОТ-013-2020

с.
Широкое

2020г.

И Н С Т Р
У К Ц И Я

по охране
при проведении демонстрационных опытов по биологии

ИОТ-013-2020

1.     
ОБЩИЕ
ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1.
Настоящая инструкция распространяется на учителя
биологии МБОУ «Широковская школа» при проведении демонстрационных опытов по
биологии и является нормативным актом об охране труда, содержит обязательные
для соблюдения работниками требования при выполнении им работ.

1.2. 
Инструкция действует на протяжении 5 лет с
момента утверждения.

1.3.  К
проведению демонстрационных опытов по биологии
допускаются педагогические работники
, не моложе 18 лет, имеющие
соответствующее образование, прошедшие медосмотр(1 раз в год), имея допуск к
работе в санитарной книжке, обучение и проверку знаний по вопросам охраны
труда, а также инструктаж до начала работы.

1.4.  Учащиеся
к подготовке и проведению демонстрационных опытов по биологии не допускаются.

1.5.  Лица,
допущенные к проведению демонстрационных опытов по биологии, должны соблюдать
правила внутреннего трудового распорядка, расписание учебных занятий,
установленные режимы труда и отдыха.

1.6.  При
проведении демонстрационных опытов по биологии возможно воздействие на
работающих следующих опасных и вредных производственных факторов:

       химические ожоги при попадании на кожу и в глаза растворов кис­лот,
щелочей и других едких веществ;

       термические ожоги при неаккуратном обращении со спиртовками;

       порезы и уколы рук при небрежном обращении с лабораторной по­судой,
режущим и колющим инструментом;

       отравления ядовитыми растениями и ядовитыми веществами грибов.

1.7.  Кабинет
биологии должен быть укомплектован медицинской аптечкой с набором необходимых
медикаментов и перевязочных средств. В аптечке должны быть опись медикаментов и
инструкция по оказанию первой помощи при травмах.

1.8.  В
процессе работы учитель биологии должен соблюдать правила пользования
средствами индивидуальной и коллектив­ной защиты, соблюдать правила личной
гигиены, содержать в чистоте рабочее место.

1.9.  При проведении демонстрационных опытов по биологии
соблюдать правила пожарной безопаснос­ти, знать места расположения первичных
средств пожаротушения.

1.10.   В
случае травмирования учащихся учитель в кабинете биологии обязан немедленно
проинформировать о случившемся дежурного администратора и школьную медицинскую
сестру. При необходимости – оказать доврачебную помощь.
При неисправности
оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить
администрации учреждения.

1.11.   Учитель
имеет право отказаться от порученной работы, если сложилась ситуация, опасная
для его здоровья или для людей, которые его окружают, окружающей среды.

1.12.   Невыполнение
требований инструкции по охране труда и производственной санитарии является
нарушением трудовой дисциплины, за что виновный работник может быть привлечен к
дисциплинарной, административной, уголовной ответственности согласно
законодательству в зависимости от тяжести и последствий допущенных нарушений
(ст.ст. 81, 192 ТК РФ).

2.        
ТРЕБОВАНИЯ
ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. 
Подготовить к работе необходимое
оборудование, инструменты препараты, проверить их исправность, убедиться в
целостности лабораторной посуды и приборов из стекла.

2.2. 
Тщательно проветрить помещение кабинета
биологии.

2.3. 
Подготовить рабочее место, убрать
посторонние предметы и все, что может препятствовать безопасному проведению
демонстрационных опытов и создать дополнительную опасность

3.        
ТРЕБОВАНИЯ
ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1.  Соблюдать
личную безопасность и требования настоящей инструкции.

3.2. 
При использовании режущих и колющих
инструментов (скальпелей, ножниц, препаровальных игл и пр.) соблюдать
осторожность, во избежание порезов и уколов брать инструмент только за ручки,
не направлять их заостренные части на себя и на учащихся.

3.3. 
Соблюдать осторожность при
работе с лабораторной посудой приборами из стекла. Тонкостенную лабораторную
посуду следует укреплять в зажимах штативов осторожно, слегка поворачивая
вокруг вертикальной оси или перемещая вверх-вниз. Брать предметные стекла за
края легко во избежание пореза пальцев.

3.4. 
При пользовании спиртовкой для
нагревания жидкостей беречь руки от ожогов. Нагревание жидкостей следует
производить только в тонкостенных сосудах (пробирках, колбах и пр.). Отверстие
пробирки или горлышко колбы при их нагревании не направлять на себя и на учащихся.
При нагревании жидкостей не наклоняться над сосудами и не заглядывать в них.

3.5. 
При нагревании стеклянных
пластинок необходимо сначала равномерно прогреть всю пластинку, а затем вести
местный нагрев.

3.6. 
Кипячение горючих жидкостей на
открытом огне запрещается.

3.7. 
Соблюдать осторожность при
работе с влажными и сухими препаратами, не давать учащимся трогать руками и
нюхать ядовитые растения грибы и колючие растения.

3.8. 
При работе с химреактивами не
брать их руками, твердые реактивы из склянок набирать специальными ложечками,
шпателями.

3.9. 
Поддерживать порядок на рабочем
месте, не загромождать стол посторонними предметами.

4.        
ТРЕБОВАНИЯ
ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1.Аварийные ситуации могут
возникнуть при:

­ 
нарушении правил электробезопасности;

­ 
коротком замыкании в электросети;

­ 
поломке электро– и другого оборудования;

­ 
при неисправности коммунальных систем
водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции;

­ 
нарушении правил пожаробезопасности;

­ 
пожаре;

­ 
аварийном состоянии стен, пола, потолка,
фрамуг;

­ 
стихийных бедствиях .

4.2. В аварийных ситуациях
необходимо:

­ 
вывести из кабинета учащихся,
руководствуясь схемой эвакуации;

­  поставить
в известность администрацию;

­  принять
меры по исключению доступа посторонних лиц к местам пожара (аварии);

­  принять
меры в ликвидации пожара (аварии).

Если имеются потерпевшие, необходимо
оказать им доврачебную медицинскую помощь, а при необходимости вызвать “скорую
медицинскую помощь”.

4.3. В
случае если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать их
осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.

5.        
ТРЕБОВАНИЯ
ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИЮ РАБОТЫ

5.1.  По
окончанию работы в кабинете биологии необходимо проконтролировать приведение в
порядок рабочих мест учащихся.

5.2.  Привести
в порядок рабочее место, убрать оборудование, приборы, инструменты,
препараты, химреактивы
в шкафы.

5.3.  Отработанные водные растворы реактивов слить в закрывающийся
стеклянный сосуд вместимостью не менее 3
л крышкой для их последу­ющего уничтожения.

5.4.  Проветрить помещение кабинета и тщательно вымыть руки с мылом.

Зам. по УВР                                                                                                        Л.Е.
Горова

СОГЛАСОВАНО:

Специалист по охране труда                                                                            И.А.
Николаева

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «КСОШ №1»

_____________Н.Г. Жихарева

«___»_________2008 г.

Инструкция

по охране труда при проведении демонстрационных опытов по  биологии

ИОТ-012-2004

1. Общие требования безопасности

            1.1. К проведению демонстрационных опытов по биологии допускаются педагогические работники в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Учащиеся к подготовке и проведению демонстрационных опытов по биологии не допускаются.

1.2. лица, допущенные к проведению демонстрационных опытов по биологии, должны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.

1.3. При проведении демонстрационных опытов по биологии возможно воздействие на работающих следующих опасных и вредных производственных факторов:

— химические ожоги при попадании на кожу или в глаза растворов кислот, щелочек и других едких веществ;

— термические ожоги при неаккуратном пользовании спиртовками;

— порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой, режущим и колющим инструментом;

— отравление ядовитыми растениями и ядовитыми веществами грибов.

1.4. Кабинет биологии должен быть укомплектован  медаптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств.

1.5. При работе в кабинете биологии соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Кабинет биологии должен быть оснащен первичными средствами пожаротушения: огнетушителем пенным и углекислотным, ящиком с песком.

1.6. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить администрации учреждения. При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить администрации учреждения.

1.7. В процессе работы соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.

1.8. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости. Подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

2.Требования безопасности перед началом работы

2.1. Подготовить к работе необходимое оборудование, инструменты, препараты, проверить их исправность, целостность лабораторной посуды и приборов из стекла.

2.3. Тщательно проветрить помещение кабинета биологии.

3. Требования безопасности во время работы

3.1. При использовании режущих и колющих инструментов (скальпелей. Ножниц, препаровальных игл и пр.) соблюдать осторожность, не направлять их заостренные части на себя и на учащихся.

3.2. Соблюдать осторожность при работе с лабораторной посудой и приборами из стекла. Тонкостенную лабораторную посуду следует укреплять в зажимах штативов, слегка поворачивая вокруг вертикальной оси или перемещая вверх-вниз. Брать предметные стекла  за края легко во избежании пореза пальцев.

3.3. При пользовании спиртовкой для нагревания жидкостей беречь руки от ожогов. Нагревание жидкостей производить только в тонкостенных сосудах (пробирках, колбах и пр.). Отверстие пробирки или горлышко колбы при нагревании не направлять на себя и на учащихся. При нагревании жидкостей не наклоняться над сосудами и не заглядывать в них.

3.4. При нагревании стеклянных пластинок необходимо сначала равномерно прогреть всю пластинку, а затем вести медленный нагрев.

3.5. Кипячение горючих жидкостей на открытом огне запрещается.

3.6. Соблюдать осторожность при работе с влажными и сухими препаратами, не давать учащимся трогать и нюхать ядовитые растения, грибы и колючие растения.

3.7. При работе с химреактивами не брать их руками, твердые реактивы из склянок набирать специальными ложечками, шпателями.

3.8. Поддерживать порядок на рабочем месте, не загромождать стол посторонними предметами.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях.

4.1. При разливе легковоспламеняющейся жидкости и ее воспламенении эвакуировать учащихся из кабинета биологии, сообщить о пожаре администрации учреждения и в ближайшую пожарную часть, приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.

4.2. В случае, если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать их осколки незащищенными руками. А использовать для этой цели щетку или совок.

4.3. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему и сообщить администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

5. Требования безопасности по окончании работы

5.1. Привести в прядок рабочее место, убрать в лаборантскую в шкафы оборудование, приборы, инструменты, препараты, химреактивы.

5.2. отработанные водные растворы реактивов слить в закрывающийся крышкой стеклянный сосуд вместимостью не менее 3 л с крышкой для их последующего уничтожения.

5.3. Проветрить помещение и тщательно вымыть руки с мылом.

Источник: журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях»

1. Общие требования безопасности

1.1. К проведению демонстрационных опытов по биологии допускаются учителя (преподаватели) или лаборанты, не имею­щие медицинских противопоказаний к работе в кабинете биологии.

При приеме на работу учителя (преподаватели), лаборанты должны пройти предварительный медицинский осмотр, вводный инструктаж по охране труда, первичный инструктаж на рабочем месте, а в дальнейшем каждые шесть месяцев – повторный инструктаж, о чем должны быть сделаны записи в журналах установленной формы. В случае необходимости должны быть проведены целевой и внеплановый инструктажи.

1.2. Обучающиеся к подготовке и проведению демонстрационных опытов по биологии не допускаются.

1.3. При проведении демонстрационных опытов по биологии учителя (преподаватели) и лаборанты должны соблюдать следующие правила внутреннего распорядка:

— не являться на занятия в тяжелой верхней одежде (ее необходимо сдавать в гардероб);

— исключить пребывание обучающихся в лаборантской;

— не входить в кабинет биологии с продуктами питания, напитками, жевательной резинкой;

— соблюдать правила личной гигиены.

1.4. Опасные и вредные производственные факторы, характерные для кабинета биологии:

— наличие химических веществ;

— повышенная температура (при пользовании спиртовками или смешивании ряда химреактивов);

— стеклянная лабораторная посуда;

— высокое психофизиологическое напряжение;

— длительные статические физические нагрузки.

1.5. Обучающиеся не допускаются к выполнению обязанностей лаборанта кабинета биологии.

1.6. В кабинете биологии запрещается работа:

— с возбудителями инфекционных заболеваний, инфицированными материалами и материалами, зараженными гельминтами, работы с кровью и лабораторные работы по изучению опухолей;

— ядовитыми и сильнодействующими растениями и лекарственным сырьем.

1.7. В кабинете биологии не должно быть растений, содержащих ядовитые вещества (олеандр, молочай и др.), а также колючих растений.

1.8. Запрещается иметь и использовать в работе электронагревательные приборы с открытой спиралью.

1.9. При получении травм при работе в кабинете биологии пострадавшему должны быть оказана первая доврачебная помощь в соответствии с инструкцией по первой доврачебной помощи, утвержденной руководителем образовательного учреждения.

1.10. Требования к обеспечению пожаро- и взрывобезопасности должны быть изложены в инструкции по пожарной безопасности, утвержденной руководителем образовательного учреждения, и во время инструктажа доведены до учителя (преподавателя), лаборанта и обучающихся, работающих в кабинете биологии.

1.11. При обнаружении любых нарушений нормального хода занятий обучающийся обязан сообщить учителю (преподавателю) или лаборанту.

1.12. За невыполнение требований настоящий Инструкции виновные привлекаются к ответственности в соответствии с установленным законодательством порядке.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Учитель (преподаватель) и учебно-вспомогательный персонал должны явиться за 30 мин до начала занятий и подготовить кабинет к работе.

2.2. Перед началом работы учитель (преподаватель) должен проверить:

— целостность мебели на рабочих местах;

— исправность электрооборудования в помещении (провода, розетки, выключатели и т. д.);

— исправность оборудования и инструментов на рабочем месте в соответствии с технической документацией;

— наличие и исправность первичных средств пожаротушения;

— укомплектованность аптечки необходимыми медикаментами.

2.3. Учитель (преподаватель) должен подготовить к выполнению демонстрационного опыта рабочее место, убрать все лишнее, проверить целостность приборов и лабораторной посуды.

Приборы и оборудование разместить таким образом, чтобы исключить их падение и опрокидывание.

2.4. Обучающиеся должны:

— являться на занятия без опоздания в назначенное учителем (препо­давателем) или расписанием время;

— убрать с проходов портфели и сумки;

— изучить содержание и порядок проведения занятия;

— проверить исправность своего рабочего места.

При обнаружении неисправности до начала работы обучающийся обязан сообщить учителю (преподавателю) или лаборанту и до устранения неисправности к работе не приступать.

3. Требования безопасности во время работы

3.1. Для оказания помощи в подготовке и проведении демонстрационных опытов по биологии разрешается привлекать лаборанта; обучающихся привлекать для этих целей запрещается.

3.2. При использовании режущих и колющих инструментов (скаль­пелей, ножниц, препаровальных игл и пр.) соблюдать осторожность, брать инструменты только за ручки, не направлять их заостренные части на себя и на коллег.

3.3. Необходимо соблюдать осторожность при работе с лабораторной посудой и приборами. Тонкостенную лабораторную посуду следует укреплять в зажимах штативов осторожно слегка поворачивая вокруг вертикальной оси или перемещая вверх-вниз. Брать предметные стекла за края легко во избежание порезов пальцев.

3.4. При пользовании спиртовкой для нагревания жидкостей беречь руки от ожогов. Нагревание жидкостей следует производить только в тонкостенных сосудах (пробирках, колбах и пр.). Отверстие пробирки или горлышко колбы при их нагревании запрещается направлять на себя и на коллег. При нагревании жидкостей запрещается наклонятся над сосудами и заглядывать в них.

3.5. При нагревании стеклянных пластинок необходимо сначала равномерно прогреть всю пластинку, а затем вести местный нагрев.

3.6. При работе с химреактивами не следует брать их руками, твердые реактивы из склянок необходимо набирать специальными ложечками, шпателями.

3.7. Необходимо поддерживать порядок на рабочем месте, не загромождать демонстрационный стол посторонними предметами.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При угрозе возникновения пожара учитель (преподаватель) должен собрать всех обучающихся и, действуя в соответствии с инструкцией по пожарной безопасности, утвержденной руководителем образовательного учреждения, вывести всех в безопасное место.

4.2. При возникновении признаков какой-либо другой чрезвычайной ситуации учитель (преподаватель) должен собрать всех обучающихся) по списку, вывести в безопасное место и либо находиться вместе с ними до момента прекращения чрезвычайной ситуации, либо до того момента, когда по распоряжению руководителя образовательного учреждения обучающиеся будут отпущены по домам.

4.3. При получении обучающимся травмы в ходе чрезвычайной ситуации немедленно оказать первую помощь пострадавшему в соответствии с инструкцией по первой доврачебной помощи, утвержденной руководителем образовательного учреждения. При необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения, а также родителям.

5. Требования безопасности по окончании работы

5.1. После окончания работы обучающийся обязан:

— привести в порядок рабочее место, убрать накопившийся мусор;

— с разрешения учителя (преподавателя ) спокойно покинуть помещение.

5.2. После окончания работы учитель (преподаватель) обязан:

— проследить за тем, как обучающиеся убирают рабочие места;

— убедиться в целостности оставленного рабочего оборудования, инструмента, приспособлений.

5.3. После окончания работы лаборант обязан:

— убрать отработанные химреактивы;

— вымыть посуду;

— убрать оборудование, инструменты, приспособления.

5.4. После окончания работы в кабинете биологии учителю (преподавателю) и лаборанту необходимо тщательно вымыть руки с мылом.

Другие статьи по теме

СОГЛАСОВАНО                                                                               УТВЕРЖДАЮ
Председатель профкома                                                                 Директор МБОУ «Оборонинская сош»
___________С.П.Гудухин                                                                                _________ В.А. Шевченко
«_01__».09. 2013г.                                                                                                 «_01__».09. 2013г.

Инструкция по охране труда при проведении лабораторных и практических работ по биологии.
1. Общие требования охраны труда
1.1 К проведению лабораторных и практических работ по биологии допускаются учащиеся с 6-го класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
1.2 Учащиеся должны соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.
1.3 При проведении лабораторных и практических работ по биологии возможно воздействие на учащихся следующих опасных и вредных производственных факторов:
— химические ожоги при работе с химреактивами;
— термические ожоги при неаккуратном пользовании спиртовками;
— порезы и уколы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой, режущим и колющим инструментом.
1.4. Кабинет биологии должен быть укомплектован медаптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств в соответствии с Приложением 5 Правил для оказания первой помощи при травмах.
1.5. Учащиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Кабинет биологии должен быть оснащен первичными средствами пожаротушения: огнетушителями химическим пенным и углекислотным, ящиком с песком.
1.6. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю (преподавателю), который сообщает администрации учреждения. При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить об этом учителю (преподавателю).
1.7. В процессе работы учащиеся должны соблюдать порядок проведения лабораторных и практических работ, правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.
1.8. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности, и со всеми учащимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.
2. Требования охраны труда перед началом работы
2.1. Внимательно изучить содержание и порядок выполнения работы, а также безопасные приемы ее выполнения.
2.2. Подготовить к работе рабочее место, убрать посторонние предметы.
2.3. Проверить исправность оборудования, инструмента, целостность лабораторной посуды.
3. Требования охраны труда во время работы
3.1. Точно выполнять все указания учителя (преподавателя) при проведении работы, без его разрешения не выполнять самостоятельно никаких работ.
3.2. При использовании режущих и колющих инструментов (скальпелей, ножниц, препаровальных игл и др.) брать их только за ручки, не направлять их заостренные части на себя и на своих товарищей, класть их на рабочее место заостренными концами от себя.
3.3. При работе со спиртовкой беречь одежду и волосы от воспламенения, не зажигать одну спиртовку от другой, не извлекать из горящей спиртовки горелку с фитилем, не задувать пламя спиртовки ртом, а гасить его, накрывая специальным колпачком.
3.4. При нагревание жидкости в пробирке или колбе использовать специальные держатели (штативы), отверстие пробирки или горлышко колбы не направлять на себя и на своих товарищей, не наклоняться над сосудами и не заглядывать в них.
3.5. Соблюдать осторожность при обращении с лабораторной посудой и приборами из стекла, не бросать, не ронять и не ударять их.
3.6. Изготавливая препараты для рассматривания их под микроскопом, осторожно брать покровное стекло большим и указа тельным пальцами за края и аккуратно опускать на предметное стекло, чтобы оно свободно легло на препарат.
3.7. При использовании растворов кислот и щелочей, наливать их только в посуду из стекла, не допускать попадания их на кожу, глаза и одежду.
3.8. При работе с твердыми химреактивами не брать их незащищенными руками, ни в коем случае не пробовать на вкус, набирать для опыта специальными ложечками (не металлическими).
3.9. Во избежание отравлений и аллергических реакций, не нюхать растения и грибы, не пробовать их на вкус.
4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях
4.1. При разливе легковоспламеняющихся жидкостей или органических веществ немедленно погасить открытый огонь спиртовки и сообщить об этом учителю(преподавателю), не убирать самостоятельно разлитые вещества.
4.2. В случае, если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать их осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.
4.3. При получении травмы сообщить об этом учителю (преподавателю), которому оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
5. Требования охраны труда по окончании работы
5.1. Привести в порядок рабочее место, сдать учителю (преподавателю) оборудование, приборы, инструменты, препараты, химреактивы.
5.2. Отработанные водные растворы реактивов не сливать в канализацию, а в закрывающийся стеклянный сосуд вместимостью не менее З л. с крышкой для их последующего уничтожения.
5.3. Проветрить помещение кабинета и тщательно вымыть руки с мылом.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Методическое руководство деятельностью работника
  • Ватсап инструкция для чайников на андроиде
  • 70mai smart dash cam 1s midrive d06 инструкция
  • Телорам антивирусное лекарство цена инструкция по применению взрослым
  • Покупка квартиры в сданном доме от застройщика пошаговая инструкция