Инструкция по охране труда при работе на погрузчике jcb

Утверждаю
Заместитель Министра труда
и социального развития
Российской Федерации
В.А.ЯНВАРЕВ
17 марта 2000 года

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОПОГРУЗЧИКОВ

ТИ Р М-009-2000

1. Общие требования безопасности

1.1. К самостоятельному управлению автопогрузчиками допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие теоретическое и практическое обучение, сдавшие экзамен, и имеющие удостоверение на право управления погрузчиком.

1.2. Перед допуском к работе водители автопогрузчиков должны пройти медицинское освидетельствование, вводный инструктаж по безопасности труда, первичный инструктаж на рабочем месте, овладеть практическими навыками безопасного выполнения работ при управлении погрузчиками при подъеме, перевозке и укладке грузов.

Результаты проверки знаний и навыков, полученных при инструктаже, должны оформляться записью в журналах регистрации вводного инструктажа и инструктажа на рабочем месте.

1.3. Выполнение других работ водителям погрузчика допускается при условии наличия допуска (удостоверения), дающего право проведения конкретных видов работ.

1.4. При временном или постоянном переводе на другую работу водители обязаны пройти дополнительный инструктаж по безопасности труда на рабочем месте, ознакомиться с условиями труда и правилами внутреннего распорядка, с конструкцией нового оборудования, приспособлений и методами безопасной работы на них.

1.5. При противопоказаниях выполнения прежней работы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением водитель погрузчика переводится на другую работу.

1.6. В процессе работы на водителя возможно воздействие следующих опасных и вредных производственных факторов:

— движущиеся машины и механизмы;

— перемещаемые и складируемые грузы;

— повышенная запыленность воздуха рабочей зоны;

— пониженная температура воздуха рабочей зоны;

— недостаточная освещенность рабочей зоны;

— острые кромки, заусенцы на поверхностях оборудования, инструмента.

1.7. Водители автопогрузчиков, в зависимости от условий работы, должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты:

— комбинезоном хлопчатобумажным;

— сапогами резиновыми;

— рукавицами комбинированными.

На наружных работах зимой дополнительно:

— курткой и брюками хлопчатобумажными на утепляющей прокладке.

1.8. Водители погрузчиков обязаны выполнять только ту работу, которая поручена администрацией и входит в их обязанности.

1.9. При выполнении погрузочно — разгрузочных работ, транспортировке грузов необходимо придерживаться принятой технологии переработки груза. Не допускается применять способы, ускоряющие выполнение технологических операций, но ведущие к нарушению требований безопасности.

1.10. В случае возникновения в процессе работ каких-либо вопросов, связанных с ее безопасным выполнением, водитель погрузчика обязан немедленно обратиться к лицу, ответственному за безопасное производство работ на данном участке.

1.11. Не допускается эксплуатировать неисправные погрузчики. За работу на неисправном погрузчике ответственность несут водитель и лицо, ответственное за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии.

1.12. Погрузчик всегда должен быть чистым, в кабине не должно быть посторонних предметов, инструмент и необходимые детали должны находиться в специально отведенных местах.

1.13. В зимнее время необходимо следить за тем, чтобы территория, на которой производится работа, была очищена ото льда и снега.

1.14. С наступлением темноты, при отсутствии достаточного искусственного освещения проездов зоны складирования, приемки грузов и т.д. водитель должен прекратить работу и сообщить об этом лицу, ответственному за безопасное производство работ на данном участке. В случае замеченной порчи лампы светильника сообщить дежурному электромонтеру.

1.15. Переезд погрузчиком рельсовых путей допускается при наличии настила на уровне головки рельса.

1.16. Водители должны следить за периодичностью технического обслуживания погрузчика и, в случае необходимости, сообщить об этом лицу, ответственному за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии.

1.17. В течение рабочей смены следует соблюдать правильный режим питания, труда и отдыха. Отдыхать и курить следует только в специально отведенных местах.

1.18. При получении травмы следует немедленно прекратить работу, известить об этом администрацию предприятия и обратиться за медицинской помощью.

1.19. Погрузчики должны содержаться и эксплуатироваться в соответствии с паспортом, инструкцией завода — изготовителя и Инструкцией по эксплуатации погрузочно — разгрузочных машин.

1.20. При проезде по территории предприятия необходимо пользоваться только установленными проездами. Скорость движения по территории не должна превышать 10 км/ч, а в закрытых помещениях — 5 км/ч.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Перед началом работы водители автопогрузчиков должны:

— проверить исправность средств индивидуальной защиты, если по условиям работы требуется их применение;

— осмотреть дороги, проезды, по которым предстоит перевозить груз, если некоторые участки пути скользкие (облиты водой, машинным маслом и т.д.), необходимо принять меры к устранению загрязнений. В зимнее время дороги должны быть очищены от снега, а при гололеде — посыпаны песком или шлаком.

2.2. Проверить исправность грузоподъемника; убедиться в отсутствии повреждений цепей и исправности крепления их к раме и каретке грузоподъемника, проверить внешним осмотром сварные швы верхних кронштейнов, цепи, надежность крепления пальцев, шарниров рычагов, а также действие всех механизмов автопогрузчика.

2.3. Проверить состояние шин и давления в них.

2.4. Осмотреть двигатель; проверить, не подтекает ли горючее из бака, насоса и кранов, проверить наличие и уровень тормозной жидкости в главном цилиндре, а также не повреждены ли гибкие шланги.

2.5. Проверить действие ножного и ручного тормозов, в случае необходимости произвести их регулировку.

2.6. Проверить величину люфта и исправность работы усилителя рулевого управления, соединения рулевых рычагов и тяг, а также шаровых пальцев усилителя.

2.7. Убедиться в исправном действии звукового сигнала, стоп — сигнала и фонарей поворотов, переключателей света фар, заднего фонаря.

2.8. Проверить работу механизмов подъема и наклона рамы грузоподъемника.

3. Требования безопасности во время работы

3.1. Перед выполнением погрузочно — разгрузочных работ и транспортировкой груза необходимо установить ширину вил погрузчика в соответствии с габаритами данного груза. Относительно вертикальной рамы вилы должны быть расположены симметрично, а нижние концы их находиться в одной плоскости.

3.2. Не допускается поднимать и транспортировать груз, превышающий грузоподъемность погрузчика. Нарушение этих условий может привести к потере управления и продольной неустойчивости.

3.3. Запрещается превышать скорость движения погрузчика на поворотах, при выезде из-за углов зданий, переезде через железнодорожные пути, перекрестки и в узких местах. Скорость в этом случае должна быть не более 3 км/ч.

3.4. Не допускается в зоне работы погрузчика одновременно производить погрузочно — разгрузочные работы, ручную переноску и перевозку грузов. При нахождении в зоне работы погрузчика людей, водитель должен прекратить выполнение работ и сообщить об этом лицу, ответственному за безопасное производство работ на данном участке.

3.5. Подъем груза следует производить плавно, без рывков, медленным передвижением рычага золотникового распределителя.

3.6. Наклон рамы грузоподъемника вперед с поднятым грузом следует производить осторожно и только при наличии опор под вилами. Не допускается поднимать каретку и наклонять раму до крайних положений, так как это может создать резкое увеличение давления в гидравлической системе. При срабатывании редукционного клапана рукоятку золотникового распределителя следует немедленно поставить в нейтральное положение.

3.7. Подъем (опускание) груза необходимо производить во время остановки погрузчика. При движении как с грузом, так и без груза, раму погрузчика следует устанавливать в транспортное положение, при котором вилы должны быть подняты на 200 — 300 мм от земли, а рама — полностью отклонена назад.

3.8. Перемещение грузов больших размеров, заслоняющих дорогу, водитель погрузчика должен производить только при наличии сопровождающего погрузчик лица, который указывает дорогу и подает сигналы.

3.9. Водитель погрузчика должен соблюдать особую осторожность при наклоне рамы грузоподъемника с поднятым грузом, не допускать резкого перемещения рычага управления цилиндра наклона и резкого торможения. Резкое торможение при наклоне рамы грузоподъемника может привести к опрокидыванию погрузчика или выпадению груза.

3.10. Опускание груза осуществляется рычагом подъема и спуска, установленным в положении спуска.

Рычаг золотникового распределителя необходимо удерживать рукой в течение всего времени спуска или подъема, в противном случае рычаг может не удержаться и автоматически установиться в нейтральное положение, при котором произойдет отключение электродвигателя насоса.

3.11. Водитель погрузчика обязан подавать звуковой сигнал в местах скопления людей, в проходах, при проезде мимо дверей и через ворота, при поворотах, трогании с места и заднем ходе.

3.12. При движении погрузчика по узким проходам следует соблюдать особую осторожность, чтобы не задевать штабели грузов.

3.13. В случае потери погрузчиком устойчивого положения (отрыв от грунта задних колес) необходимо опустить груз вниз.

3.14. Наклон грузоподъемника с поднятым грузом вперед допускается только после подъезда погрузчика вплотную к штабелю.

3.15. При движении погрузчика не допускаются резкое торможение, крутые повороты с грузом.

3.16. Водитель погрузчика должен производить транспортировку груза только тогда, когда он поставлен вплотную к вертикальной раме грузоподъемника и равномерно расположен относительно правой и левой вил.

3.17. Подъезжать к месту погрузки (разгрузки) водитель должен только на низшей передаче. Не допускается резкое торможение погрузчика при гололеде, мокрой и скользкой дороге, так как это может привести к аварии и опрокидыванию погрузчика.

3.18. При переработке тарно — штучных грузов водитель погрузчика должен соблюдать выполнение следующих требований:

— переработке должны подлежать тарно — штучные грузы, уложенные на поддоны или бруски, дающие возможность свободно подводить вилы под груз;

— переработка мелкого штучного груза должна осуществляться в специальной таре, предохраняющей его от падения во время транспортировки;

— при выполнении погрузочно — разгрузочных работ с тарно — штучными грузами должны применяться захваты, обусловленные как видом перемещаемого груза, так и особенностями самого процесса;

— переработка крупногабаритных грузов массой, не превышающей грузоподъемность погрузчиков, должна осуществляться вилочными погрузчиками с применением специальных удлинителей, надеваемых на стандартные вилы погрузчика;

— для освобождения вил от штучного груза, путем сталкивания его при укладке в штабель без поддона или подкладок, необходимо применять сталкиватель;

— при переработке грузов круглой формы (рулонов бумаги, бочек, барабанов и т.п.) в качестве грузозахватного приспособления следует применять универсальный захват — кантователь;

— переработка грузов со сквозным отверстием (рулонов, бухт проволоки, барабанов, шин) должна осуществляться погрузчиками со штыревыми захватами;

— для переработки грузов в мешках, стандартных бочках, рулонов, уложенных горизонтально, а также других легких грузов, имеющих отверстия для ввода штырей, следует применять погрузчики с многоштыревыми захватами;

— при выполнении погрузочно — разгрузочных и транспортных работ со штучными грузами в стесненных условиях (складах, крытых железнодорожных вагонах, контейнерах), где затруднено маневрирование, следует применять каретки с поперечным перемещением вил влево или вправо относительно продольной оси погрузчика.

3.19. Для переработки длинномерных грузов и сложной конфигурации, которые возможно укладывать на поддон, следует использовать погрузчики с (безблочной) крановой стрелой.

3.20. При работе с безблочной стрелой груз следует сначала поднять, а затем перемещать.

3.21. Подъем и перемещение грузов погрузчиком с безблочной стрелой в опасных для работы местах, необходимо производить только в присутствии лица, ответственного за безопасное производство работ.

3.22. При проведении погрузочно — разгрузочных работ необходимо следить за положением стрелы, не поднимать и не опускать груз массой, более предусмотренной для данного наклона стрелы погрузчика (предельная грузоподъемность погрузчика в зависимости от наклона стрелы должна быть обозначена на специальном указателе у подножия стрелы).

3.23. Не выдвигать стрелу для увеличения ее вылета. Помните, что Вы являетесь ответственным за наличие пломбы на вилке, закрепляющей длину стрелы!

3.24. Во время работы погрузчика не допускать нахождения людей под стрелой.

3.25. При наличии груза на крюке погрузчика не допускается переключать механизм подъема из положения «Подъем крюка» в положение «Подъем стрелы» и обратно.

3.26. Перед включением механизма движения погрузчика установить стрелу по центральной оси самого погрузчика и закрепить ее в этом положении.

3.27. Не пользоваться открытым огнем (спичками или факелом) и не курить при проверке уровня горючего в баке.

3.28. Не оставлять автопогрузчик вблизи легковоспламеняющихся материалов во избежание загорания от выхлопной трубы автопогрузчика.

3.29. Не оставлять без присмотра машину с работающим двигателем, не покидать пост управления при поднятом грузе.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При возникновении неисправностей автопогрузчика (отказ тормоза, рулевого управления и т.п., посторонние шум или стук в работе автопогрузчика) необходимо прекратить работу и поставить в известность лицо, ответственное за безопасное производство работ, или механика.

4.2. При возникновении на автопогрузчике пожара водитель должен немедленно приступить к тушению пожара имеющимися на автопогрузчике средствами. Одновременно вызвать пожарную охрану и сообщить администрации предприятия.

4.3. При несчастном случае немедленно прекратить работу, обратиться в медицинский пункт и одновременно сообщить администрации предприятия.

5. Требования безопасности по окончании работы

5.1. В конце смены водитель автопогрузчика должен:

— очистить погрузчик от грязи и при необходимости вымыть его, протереть пыль с платформы и аккумуляторных батарей;

— провести внешний осмотр погрузчика с целью выявления возможных деформаций, трещин, забоин, вмятин;

— проверить, не подтекает ли масло из гидросистемы, картера, механизма передвижения, гидравлического тормозного устройства;

— при необходимости поставить погрузчик для подзарядки аккумуляторных батарей;

— в зимнее время слить воду из системы охлаждения автопогрузчика.

5.2. Обо всех замеченных неисправностях необходимо сделать соответствующую запись в журнале о техническом состоянии машины, сообщить лицу, ответственному за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, и принять меры по устранению неисправностей.

5.3. После окончания всех работ водитель погрузчика должен вымыть теплой водой руки и по возможности принять душ.

Проверка техники перед началом работ

Невзирая на свой стаж и опыт работы на других типах погрузчиков, оператор должен внимательно изучить инструкцию по эксплуатации новой модели. После этого следует ознакомиться с интерфейсом панели управления, расположением всех рычагов и прочих органов управления. Важно определиться, подходит ли функционал и возможности экскаватора для выполнения поставленной задачи.

Управлять экскаватором машинист может в двух положениях:

  • лицом вперед. Доступны органы управления, как и в любом другом тракторе: руль, сцепление, тормоза, рычаг переключения передач и т.д.;
  • лицом назад. Для использования доступны элементы управления ковшом, стрелой, стабилизаторами и т.п.

следует также обратить внимание на дополнительный функционал модели. Сюда относится система вентиляции, кондиционирования, управления полным приводом, длиной стрелы и другие возможности. После этого можно приступить к проверке безопасности оператора: страховочные ремни, функциональность защиты от опрокидывания. Сюда же относится аудит целостности гидравлических шлангов, соответствие давления в шинах нормативам, наличие огнетушителя и других средств зашиты.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. К выполнению работы на экскаваторе допускается работник не моложе 18 лет, имеющий удостоверение на право управления экскаватором, прошедший медицинский осмотр, не имеющий противопоказаний по состоянию здоровья, имеющий необходимую теоретическую и практическую подготовку, прошедший вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда и обучение по программе для подготовки машиниста экскаватора, аттестованный квалификационной комиссией и получивший удостоверение. 1.2. Работник, эксплуатирующий экскаватор (далее – работник), должен пройти специальный инструктаж и получить группу I по электробезопасности. 1.3. Работник имеет право работать только на том типе и конструкции экскаватора, который указан в удостоверении. 1.4. При переводе работника с одной модели или конструкции экскаватора на другую, он перед назначением на должность должен пройти обучение и аттестацию. 1.5. Работник, имеющий на руках удостоверение на право работы на экскаваторе и допущенный к самостоятельной работе, должен знать: руководство по эксплуатации экскаватора. Правила дорожного движения. Порядок производства работ экскаватором вблизи линии электропередачи. Правила, нормы и инструкции по охране труда и пожарной безопасности. Правила пользования первичными средствами пожаротушения. Способы оказания первой помощи при несчастных случаях. Правила внутреннего трудового распорядка организации. 1.6. Работник, независимо от квалификации и стажа работы, не реже одного раза в три месяца должен проходить повторный инструктаж по охране труда. 1.7. Работник, направленный для участия в несвойственных его профессии работах, должен пройти целевой инструктаж по безопасному выполнению предстоящих работ. 1.8. Работнику запрещается выполнять работы, к которым он не допущен в установленном порядке, а также пользоваться инструментом и оборудованием, с которыми он не имеет навыков безопасного обращения. 1.9. Во время работы на работника могут оказывать неблагоприятное воздействие, в основном, следующие опасные и вредные производственные факторы: — потеря устойчивости и опрокидывание экскаватора (например, при обрушении грунта выемки); — нахождение рабочего места на значительной высоте от земли (кабина машиниста экскаватора); — электрический ток, случайное замыкание которого может пройти через тело человека, например, при работе в зоне линии электропередачи; — высокое нервно-эмоциональное напряжение при управлении экскаватором; — острые кромки, заусенцы, шероховатости на поверхностях деталей и узлов экскаватора и инструмента; — неблагоприятный микроклимат в кабине экскаватора; — повышенный уровень шума и вибрации при работе экскаватора; — недостаточная освещенность рабочего места и рабочей зоны; — повышенная загазованность воздуха отработанными газами двигателя экскаватора. 1.10. Работник должен пользоваться спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов. 1.11. В случае заболевания, плохого самочувствия, недостаточного отдыха работник обязан сообщить о своем состоянии непосредственному руководителю и обратиться за медицинской помощью. 1.12. Если с кем-либо из работников произошел несчастный случай, то пострадавшему необходимо оказать первую помощь, вызвать врача или доставить пострадавшего к врачу, сообщить о случившемся руководителю и сохранить обстановку происшествия, если это не создает угрозу жизни и здоровью окружающих. 1.13. Работник должен уметь оказать первую помощь, пользоваться медицинской аптечкой. 1.14. Работник должен соблюдать установленный для него режим рабочего времени и времени отдыха. 1.15. Для предупреждения возможности возникновения пожара работник должен соблюдать требования пожарной безопасности сам и не допускать нарушений со стороны других работников. 1.16. Курить и принимать пищу разрешается только в специально отведенных для этой цели местах. Перед едой необходимо тщательно вымыть руки с мылом. 1.17. Не допускается выполнять работу, находясь в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, а также распивать спиртные напитки, употреблять наркотические средства, психотропные, токсические или другие одурманивающие вещества на рабочем месте или в рабочее время. 1.18. Работник, допустивший нарушение или невыполнение требований инструкции по охране труда, рассматривается, как нарушитель производственной дисциплины и может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, а в зависимости от последствий — и к уголовной; если нарушение связано с причинением материального ущерба, то виновный может привлекаться к материальной ответственности в установленном порядке.

Тестовая эксплуатация

Заняв сидение оператора, следует пристегнуться ремнями безопасности. После этого можно запустить двигатель и дать ему прогреться. Стела, ковш и стабилизаторы в это время должны быть не земле.

Сидя лицом вперед, нужно выбрать рычаг управления основным ковшом. Пользоваться им несложно. Если подать его на себя, то ковш поднимется. Чтобы опустить, нужно отодвинуть рычаг – ковш переместится вниз. Перемещение рычага управления вправо заставит ковш зачерпнуть землю, а в противоположную сторону – отодвинуть грунт или породу.

Пробное копание

Перед началом движения необходимо освободить ручник и включить первую передаче. После того, как трактор будет подогнан к месту выполнения работы, нужно проверить клиренс. С помощью дроссельной заслонки фиксируется оптимальное число оборотов двигателя: 850. Следующий шаг заключается в выставлении стабилизаторов. После выполнения перечисленных манипуляций можно открыть ковш.

Управление экскаватором-погрузчиком JCB при копании выполняется в такой последовательности. Основной рабочий орган подводится к тому месту, где предстоит выкопать яму. При помощи левого рычага ковши опускается на землю, а правый позволяет зачерпнуть грунт ковшом. В закрытом положении он подымается вверх. Далее ковш перемещается к месту отвала почвы и открывается при помощи правого рычага. Для продолжения работы стрела поворачивается в начальное положение.

Гидравлическая система

Тщательно проработанное расположение элементов гидравлики обеспечивает производительность. Основные насосы, регулировочные клапаны и бак имеют блочное расположение, что уменьшает протяженность трубок гидросистемы и соединений, а также положительно сказывается на потере давления. Радиатор установлен на поворотной платформе, это позволяет осуществлять забор воздуха со стороны оператора, а вывод расположить с противоположной от него части. Также положительно это сказывается на снижении шумности в салоне. Демпферы используются для улучшения данного эффекта, они смонтированы в стреловом оборудовании и рукояти.

Для использования навесного гидрооборудования высокой мощности предусматривается стандартная установка распределителя.

Система сенсорного контроля работы гидравлики Caterpillar 336 использует насосы на полную мощность при любых условиях работы. Это сокращает длительность рабочего цикла и увеличивает эффективность выполнения работ. Такую же роль играет контур рекуперации энергии рукояти и стрелового механизма, который не позволяет расходовать мощность на опускание и втягивание агрегатов. Кроме того, такое решение повышает КПД и экономичность, уменьшает потери давления. Совокупная вместимость гидравлической системы составляет 410 литров.

Органы управления экскаватора-погрузчика

В моделях с упрощенной системой управления для манипулирования лопатой используется один рычаг (на рисунке обозначен буквой А). На рукоятке есть кнопка В, которая моментально отсоединяет трансмиссию от силовой установки после нажатия. Благодаря этому вся мощность двигателя будет перенаправлена на работу погрузчика.

Поднятие, опускание стрелы; откат вперед или назад инициируется одни рычагом по стандартной для этих случаев схеме управления «+». Можно выбрать комбинацию конкретных манипуляций. Для этого рычаг перемещается между четырьмя основными направлениями. К примеру, для того чтобы поднять лопату, рычаг нужно переместить назад. В это же время, если отодвинуть его влево, то обеспечивается откат лопаты назад.

То есть, в случаях, когда рычаг управления перемещается по направлению влево-назад, то лопата приподымается и откатывается. Скорость манипуляций напрямую зависит от амплитуды перемещения рычага: чем больше – тем быстрее. Сам рычаг укомплектован пружиной, позволяющей ему вернуться в исходное положение. Погрузчик будет зафиксирован в выбранном положении до тех пор, пока не рычагом управления не будет дана команда на выполнение каких-либо операций.

Рядом с органом управления находится бирка, которая дает полную информацию о зависимости перемещений рычага и ответной реакции рабочих органов. О них поговорим ниже.

Удобство эксплуатации и обслуживания

Пальцы рычажного механизма имеют большие размеры по сравнению с предыдущими версиями. Механизмы, устанавливаемые в передней части, покрываются толстым слоем хрома, что обеспечивает устойчивость к коррозии и износу. Напорный элемент отвечает за увеличение длительности эксплуатации, способности оперировать большими грузами, простоту работы.

Конструктивные особенности гарантируют простоту доступа к основным точкам обслуживания. Для этого предусматривается доступ с уровня земли и блочное расположение элементов. Чтобы добраться до радиатора, необходимо открыть дверцу с левой стороны на поворотной платформе. Здесь же сосредоточены фильтры, система охлаждения, бачок и спускной кран. При засорении фильтров на экране в салоне появляется соответствующее уведомление.

Основная точка смазки передней части Caterpillar 336D находится на стреловом механизме, что обеспечивает удобство ежедневного ухода.

Возврат в положение «копание»

Функция необходима для того, чтобы быстро перейти в режим копания из положения откатки вперед. Если выбирается данный режим, то выключатель перекроет давление масла автоматически в тот момент, когда лопата займет нужной для копания положение.

Для того, чтобы воспользоваться функционалом, следует переключатель «активации возврата к копанию» (обозначен на схеме А) перевести в положение «включен». После того, как включится индикация переключателя, потянуть рычаг управления до упора влево. При прохождении положения «откатывание назад» оператор почувствует небольшое сопротивление. Рычаг нужно отпустить. Он останется в таком положении до того момента, пока ковш не займет нужное положение. И только после этого он автоматически станет в нейтральную позицию.

Если использование функции больше не требуется, то достаточно выключить соответствующий переключатель. Его индикация погаснет.

Система Easy Controls

На моделях, оснащенных системой Easy Controls, рабочий орган погрузчика управляется одним рычагом (А). На его рукоятке предусмотрена кнопка быстрого сброса трансмиссии (В). Благодаря этому можно быстро освободить силовую установку от дополнительной нагрузки и всю мощность направить на выполнение работы.

Индивидуальные движения – опускание, поднятие, откатывания – активируются по стандартной схеме «+». Комбинация разных движений достигается за счет перемещения рычага управления с удержанием по соответствующему направлению. Например, чтобы откатить вперед и опустить лопату, нужно передвинуть управление вправо и вперед. И наоборот, если передвинуть рычаг по диагонали влево-назад, то лопата откатит назад с одновременным подъемом.

Особенности и преимущества

К особенностям машины относятся:

  • возможность установки разнообразного рабочего оборудования, в том числе гидравлического;
  • три вида стрелового оборудования и восемь видов рукоятей;
  • прочность и долговечность составляющих;
  • высокая скорость проведения сервисных работ, простота доступа к основным агрегатам и механизмам;
  • диагностика состояния в автоматическом режиме с помощью электроники, вывод данных на монитор в салоне;
  • просторная и эргономичная кабина с удобными элементами управления;
  • надежность и простота управления за счет установки современной гидросистемы;
  • опциональная установка системы быстрой замены оборудования.

Технические характеристики и габариты

К основным техническим характеристикам Cat 336 DL относятся:

вместительность бака для горючего 620 л
скоростной режим 0-5 км/ч
частота вращения платформы 10 оборотов в минуту
вес Cat 336DL 33,75-35,02 т

Система Easy Controls расширенная

На ряде машин устанавливается расширенная система Easy Controls. У них для управления работой используется правый рычаг в том случае, если режим работы выбирался посредством кулисного переключателя. Если сидение обращено вперед, активировать рычаг управления А можно при помощи кнопки С. Для этого ее нужно нажать и отпустить. А чтобы отключить, достаточно поставить тумблер в центральное положение. Повторное нажатие кнопки С приведет к быстрому отключению трансмиссии.

Когда сидение обращено назад, то следует перевести тумблер Е в положение погрузки. Для управления работой погрузчика следует нажать и удерживать переключатель С, расположенный на правом рычаге. В это время будет звучать предупреждающий сигнал. Если отпустить переключатель, то управление погрузчиком отключается, а сигнал предупреждения прекращается.

Рычагом управления можно давать как раздельные команды по схеме «+», так и комбинированные в том же порядке, как было описано выше.

Система управления

Удобство управления Катерпиллер 336 DL посредством джойстиковой системы обеспечивается за счет комфортного положения рук оператора. Оптимизированный ход элемента управления снижает усталость на протяжении длительной рабочей смены. Такими же параметрами характеризуется консоль, все элементы ее расположены эргономично, к ним не нужно тянуться. Обе консоли имеют подлокотниками с регулировкой высоты.

Согласовано

Председатель профсоюза

________[Ф.И.О.]

“____” __________ 201_ г.

Утверждаю

Директор

________[Ф.И.О.]

“____” _________201_ г.

ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда для водителя погрузчика

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1.  Для выполнения обязанностей водителя погрузчика, могут быть приняты лица не моложе 18-летнего возраста, годные по состоянию здоровья и прошедшие:

—     вводный инструктаж;

—     вводный инструктаж по пожарной безопасности;

—     первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте;

—     обучение безопасным методам и приемам труда;

—     проверку знаний требований охраны труда;

—     обучение и проверку знаний по электробезопасности на соответствующую группу, в качестве оперативно – ремонтного персонала при выполнении работ, связанных с эксплуатацией электрооборудования;

—     обучение по пожарно – техническому минимуму.

1.2.  Водитель погрузчика должен проходить:

—     повторный инструктаж по охране труда на рабочем месте не реже, чем через каждые 3 месяца;

—     стажировку от 2 до 14 смен;

—     внеплановый и целевой инструктажи: при изменении технологического процесса или правил по охране труда, замене или модернизации производственного оборудования, приспособлений и инструмента, изменении условий и организации труда, при нарушениях инструкций по охране труда, перерывах в работе более чем на 60 календарных дней (для работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности — 30 календарных дней);

—     периодический медицинский осмотр.

1.3.  Водитель погрузчика обязан:

—     соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные на предприятии;

—     соблюдать требования настоящей инструкции, инструкции о мерах пожарной безопасности, инструкции по электробезопасности;

—     соблюдать требования безопасного выполнения работ при эксплуатации оборудования;

—     использовать по назначению и бережно относиться к выданным средствам индивидуальной и коллективной защиты;

—     незамедлительно сообщать непосредственному руководителю о произошедших с ним или другими работниками несчастных случаях, травмах, неисправностях оборудования и т.д.

1.4.    Водитель погрузчика должен:

—     уметь оказывать первую (доврачебную) помощь пострадавшему при несчастном случае;

—     знать местоположение средств оказания доврачебной помощи, первичных средств пожаротушения, главных и запасных выходов, путей эвакуации в случае аварии или пожара;

—     применять в процессе своей работы оборудование, инструменты и средства малой механизации по назначению, в соответствии с инструкциями завода – изготовителя;

—     выполнять только порученную непосредственным руководителем работу и не передавать ее другим без разрешения непосредственного руководителя;

—     во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других, не допускать присутствие на рабочем месте лиц, не имеющих отношения к работе;

—     содержать рабочее место, в том числе и проходы к рабочим местам в чистоте и порядке, при обнаружении захламления рабочей зоны – необходимо обеспечить ее уборку.

1.5.  Водитель погрузчика должен знать и соблюдать правила личной гигиены. Принимать пищу, курить, отдыхать разрешается только в специально отведенных для этого помещениях и местах. Пить воду только из специально предназначенных для этого установок (кулеров).

1.6.  Водитель погрузчика обязан выполнять свою работу в соответствии с трудовым договором, должностной инструкции. В своей работе необходимо неукоснительно действовать с установленными правилами внутреннего распорядка дня. Запрещается оставаться на территории предприятия по окончании продолжительности рабочей смены.

1.7.  Основными опасными производственными факторами при выполнении работ могут быть:

—     управление трактором и другими самоходными машинами;

—     физические перегрузки;

—     локальная вибрация;

—     общая вибрация;

—     производственный шум;

—     метан, этан, пропан, парафины, этилен, пропилен, ацетилен, циклогексан;

—     углерод оксид;

—     вдыхание паров продуктов сгорания при работе двигателя;

—     опасный уровень напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

—     перемещаемые, перевозимые и складируемые грузы;

—     повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;

—     пониженная температура воздуха в производственных помещениях и сооружениях;

—     повышенная температура воздуха в производственных помещениях и сооружениях.

1.8.  На основании п. 4, приложения № 1 к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 22.06.2009 N 357н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением» – водителю погрузчика положены следующие СИЗ:

—     Костюм х/б для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или костюм из смешанных тканей для защиты от общих производственных загрязнений и механический воздействий – 1 шт. 1 на 1 г.;

—     Ботинки кожаные с жестким подноском или сапоги кожаные с жестким подноском – 1 пара на 1 г.;

—     Перчатки трикотажные с полимерным покрытием – 12 пара на 1 г.;

—     Каска защитная – 1 на 3 г.;

—     Подшлемник под каску – 1 шт на 1 г.;

—     Очки защитные – до износа;

—     Вкладыши противошумные – до износа;

—     Жилет сигнальный 2 класса защиты – 1 шт. на 1 г.

—     Зимой дополнительно:

—     Костюм на утепляющей прокладке – 1 шт. на 2,5 г.;

—     Валенки с резиновым низом или ботинки кожаные утепленные с жестким подноском – 1 пара на 3 г.;

—     Подшлемник утепленный (с однослойным или трехслойным утеплителем) – 1 шт. на 1 г.;

—     Перчатки с защитным покрытием, морозостойкие с шерстяными вкладышами – 1 пара на 1 г.;

—     Жилет сигнальный 2 класса защиты – 1 шт. на 1 г.

1.9.       В случае получение травмы работником, ему в обязательном порядке оказывается первая помощь, а в последующем организовывается доставка пострадавшего работника в медицинское учреждение.

1.10.   Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции о охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии законодательством РФ и с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

1.11.   Контроль за выполнением мероприятий, изложенных в настоящей инструкции работником осуществляет непосредственный руководитель.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТ

2.1.  Надеть спецодежду, спецобувь. Застегнуть спецодежду на все пуговицы, не допуская свисающих концов одежды, убрать волосы под головной убор. Проверить отсутствие в одежде острых, колющих и режущих предметов. Надеть специальную обувь и другие СИЗ.

2.2.  Пройти предрейсовый медицинский осмотр, с целью определения состояния здоровья и отсутствия в организме алкоголя и наркотических средств, получить путевой лист. Осмотреть маршруты дороги, проездов, по которым предстоит перевозить груз на предмет отсутствия препятствий для движения (ямы, кочки, выбоины, посторонние предметы);

2.3.  Перед началом работы водитель погрузчика должен провести осмотр погрузчика  и проверить:

—     крепление рычагов управления;

—     состояние и натяжение ремня привода вентилятора;

—     исправность контрольных измерительных приборов и диагностической системы (электронная система управления);

—     наличие и исправность плавких предохранителей;

—     исправность грузоподъемного механизма в движении без груза (отсутствие повреждений цепей, правильность их крепления к раме и каретке грузоподъемника, осмотреть сварные швы верхних кронштейнов, цепи, надежность крепления пальцев, шарниров рычагов, а также действие всех механизмов погрузчика (бульдозера);

—     уровень электролита в аккумуляторной батарее на электрических погрузчиках;

—     исправность аккумуляторов и не допускать их разрядки ниже допустимой нормы;

—     исправность стеклоочистителя;

—     действие ножного и стояночного тормоза (в случае необходимости произвести их регулировку);

—     величину люфта и исправность работы усилителя рулевого управления, соединения рулевых рычагов и тяг, а также шаровых пальцев усилителя;

—     исправность действия освещения, стоп-сигнала и фонарей поворотов, переключателей света фар, заднего фонаря, а также звукового сигнала;

—     крепление колес, состояние шин и давление в них.

2.4.  После осмотра погрузчика водитель погрузчика в случае выявления неисправности должен произвести соответствующую запись в журнале учета результатов осмотра технического обслуживания и ремонта погрузочно-разгрузочных машин, проинформировать о неисправностях непосредственного руководителя.

2.5.  Перед началом работы водитель погрузчика  должен произвести заправку автопогрузчика топливом, и при необходимости, маслом, охлаждающей и тормозной жидкостями, проверить отсутствие утечки воды, масла и топлива из бака, насоса и кранов, проверить наличие и уровень тормозной жидкости в главном цилиндре, а также целостность гибких шлангов.

2.6.  Заправку автопогрузчика топливом водитель погрузчика должен производить при выключенном двигателе, засасывать топливо ртом через шланг запрещается.

2.7.  При накачивании шин следует проверить правильность установки шины на ободе колеса, при этом следует осуществлять двойную проверку правильности установки стопорного кольца. В случае неправильного расположения шины или стопорного кольца или же в случае обнаружения, какой-либо другой неисправности необходимо прекратить накачку и устранить неисправность.

2.8.  Накачка шин автопогрузчика для переработки крупнотоннажных контейнеров производится из защищенного места и во время накачки категорически запрещается нахождение людей в непосредственной близости от колеса.

2.9.  Водитель погрузчика не имеет права приступать к работе:

—     при наличии треска, скрежета в гидросистеме, двигателе и механизмах;

—     без огнетушителя (порошкового), аптечки первой медицинской помощи, знака аварийной остановки;

—     с поврежденным сиденьем и спинкой сиденья (наличие рваных мест, выступающих пружин, провалов и острых углов),

—     с отсутствующим или поврежденным (с порезами, трещинами) диэлектрическим ковриком на полу кабины при работе на электропогрузчике;

—     без зеркала заднего вида и в случае установки шин, запрещенных инструкцией о эксплуатации автопогрузчика для переработки крупнотоннажных контейнеров;

—     без исправной системы подачи звукового сигнала и систем освещения.

2.10.   Обо всех обнаруженных недостатках в работе водитель погрузчика обязан сообщить непосредственному руководителю работ.  

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1.  Передвижение погрузчика по территории предприятия должно производиться согласно установленной схеме маршрута, в любое время суток должны быть включены габаритные огни на погрузчике. При движении по рампе склада водитель погрузчика должен не допускать, чтобы погрузчик заезжал за ограничительную линию рампы.

3.2.  В зависимости от состояния дорожного покрытия и характера выполняемой работы скорость движения погрузчика по территории предприятия должна быть не более 5 км/час. В местах пересечения пешеходных дорожек, у выходов и входов в производственные помещения, при выезде из-за углов зданий, при движении мимо ворот, дверей, штабелей, при переезде через пути и по рампе склада — не более 3 км/час.

3.3.  Водитель погрузчика обязан всегда смотреть в направлении движения погрузчика и соблюдать осторожность в местах возможного появления людей, транспортных средств и вблизи подъездных путей. Если груз ограничивает видимость, то водитель погрузчика должен осуществлять движение задним ходом.

3.4.  Перед началом движения, подъемом и опусканием груза, а также во всех случаях, когда возникает опасность травмирования или наезда на работников, водитель погрузчика обязан подавать предупредительный звуковой сигнал.

3.5.  При встрече с работниками по пути движения водитель погрузчика должен предупреждать их сигналом, находясь на расстоянии не менее 5 м; если работники не сходят с дороги — остановить погрузчик.

3.6.  Во избежание столкновения при внезапной остановке впереди идущего автомобиля, водитель погрузчика при движении должен соблюдать дистанцию. Расстояние до впереди идущего автомобиля должно быть на горизонтальных площадках не менее 10 м, на уклонах — не менее 20 м.

3.7.  При движении погрузчика по территории железнодорожных станций необходимо держаться правой стороны. Расстояние между погрузчиком и встречным автомобилем должно быть не менее 2 м.

3.8.  Передвижение погрузчика под проводами линий электропередач (далее — ЛЭП) допускается только в транспортном положении (не менее 2 м от крайней ближайшей точки металлоконструкции погрузчика.

3.9.  Работать на погрузчике непосредственно под проводами ЛЭП на расстоянии менее 30 м без наличия наряда-допуска не разрешается.

3.10.   Водителю погрузчика (запрещается работать на электрифицированных участках под контактным проводом без снятия напряжения.

3.11.   При движении погрузчика без груза, грузоподъемный механизм должен быть установлен в транспортное положение (поднят на 0,2 — 0,3 м от земли), а рама погрузчика полностью отклонена назад.

3.12.   Для обеспечения устойчивости погрузчика при движении перемещаемый груз или контейнер необходимо поднять на высоту 500 мм от опорной поверхности, после чего переместить его вплотную к раме погрузчика, а раму отклонить назад.

3.13.   В случае потери погрузчиком устойчивого положения (когда задние колеса начнут отрываться от грунта), водитель погрузчика должен немедленно опустить груз.

3.14.   Водителю погрузчика, при движении через ворота, двери склада, между штабелями грузов следует соблюдать особую осторожность.

3.15.   Перемещение грузов, затрудняющих обзор дороги, должно производиться с участием лица, сопровождающего погрузчик, подающего необходимые сигналы водителю погрузчика и предупреждающего других работников об опасности.

3.16.   Водителю погрузчика перед погрузкой и выгрузкой груза необходимо тщательно проверить тару. При обнаружении неисправности тары следует прекратить работу и сообщить об этом руководителю работ.

3.17.   Не допускается перевозить ящики вверх дном, на боковых или торцовых стенках.

3.18.   Не допускается поднимать и транспортировать груз с неуказанной массой, массой, превышающей грузоподъемность погрузчика, а также применять дополнительные противовесы.

3.19.   Груз, примерзший к земле или засыпанный снегом, необходимо предварительно освободить от снега, а затем поднимать.

3.20.   Перед подъемом и опусканием груза необходимо предварительно осмотреть место, откуда будет подниматься груз и куда его будут помещать, а также следить за тем, чтобы под грузом не находились люди.

3.21.   При формировании штабелей водитель погрузчика должен оставлять проходы для рабочих шириной не менее 1 м и проезды для погрузчика шириной не менее 3 м.

3.22.   При складировании грузов около пути водитель погрузчика должен соблюдать габарит приближения строений. Груз, расположенный на высоте до 1,2 м, следует укладывать на расстоянии не менее 2 м от наружной грани головки крайнего рельса, при большей высоте — на расстоянии не менее 2,5 м.

3.23.   Водителю погрузчика запрещается:

—     опускать груз на газо- и паропроводы открытого исполнения, электрические кабели, временные перекрытия;

—     производить погрузку и выгрузку груза из автомобиля, пока в кабине или в кузове автомобиля находятся люди;

—     прикасаться к неизолированным, поврежденным проводам и электрораспределительным устройствам, наезжать на электрические провода, лежащие на земле;

—     открывать и закрывать двери вагона при помощи грузоподъемных механизмов погрузчика;

—     самостоятельно осуществлять ремонт транспортного средства.

—     3.24. При работе на электропогрузчике.

—     3.24.1. Водителю электропогрузчика во время работы запрещается:

—     работать на машине со снятым щитком, закрывающим панель с электроаппаратурой, снятой крышкой аккумуляторного ящика;

—     допускать, чтобы кран укладывал груз непосредственно на захватное устройство электропогрузчика;

—     производить подъем и перемещение груза при помощи только одной вилки вилочного захвата электропогрузчика.

3.24.2. Если по какой-либо причине каретка подвижного механизма перестает двигаться (не опускается и не поднимается) по склизам вилочного захвата, водитель электропогрузчика должен прекратить работу и сообщить об этом руководителю работ. Водителю электропогрузчика устранять эти неисправности самому запрещается.

3.24.3. Перед подъемом и опусканием груза водитель электропогрузчика должен выполнять следующие требования:

—     установить вилы электропогрузчика перпендикулярно относительно вертикальной рамы и параллельно горизонтальной плоскости;

—     подхватывать и оставлять груз следует осторожно, только при обеспеченном просвете под грузом, позволяющем свободный вход и выход вилочного захвата;

—     производить захват груза грузоподъемным механизмом медленно при наклоне рамы «от себя», поднимать груз при наклоне рамы «на себя», плавно перемещая рычаг управления;

—     убедиться, что груз установлен вплотную к раме, равномерно распределен на вилах, не выходит за пределы вил электропогрузчика свыше 1/3 их длины, и при необходимости закрепить груз на вилах увязочной проволокой;

—     убедиться, что верхняя часть груза не выступает над кареткой более чем на 1/3 его высоты. Верхняя кромка крупногабаритных грузов может выступать выше каретки более чем на 1/3 своей высоты, но в таком случае допускается перевозить за один раз не более одного места;

—     убедиться, что груз на поддоне сформирован в устойчивый и плотный пакет, размеры которого не выходят за пределы поддона более чем на 20 мм с каждой стороны.

3.24.4. К месту погрузки (выгрузки) груза водитель электропогрузчика должен подъезжать на первой передаче, пока вилы электропогрузчика не подойдут под груз (поддон), подлежащий подъему. Водитель электропогрузчика не должен тормозить резко при гололеде и на мокрой, скользкой дороге, а также допускать крутые повороты с грузом.

3.24.5. На стоянке или при погрузке (выгрузке) груза, водитель электропогрузчика должен поставить электропогрузчик на стояночный тормоз.

3.24.6. При транспортировке груза водитель электропогрузчика должен выполнять следующие требования:

—     поднять груз от опорной поверхности на высоту 0,2 — 0,3 м;

—     во избежание соскальзывания груза с вил электропогрузчика, его раму установить параллельно опорной поверхности или отклонить назад;

—     начинать движение на первой скорости;

—     повороты электропогрузчика производить плавно;

—     не допускать поперечных наклонов электропогрузчика;

—     перемещать нагруженный электропогрузчик при спуске под уклон свыше 30 градусов только задним ходом (грузом назад) и с малой скоростью;

—     перемещать нагруженный электропогрузчик грузом вперед только на площадках с уклоном не более 7 градусов.

3.24.7. Если на пути перемещения электропогрузчика имеются выступы, пороги и ямки, их необходимо перекрывать настилами (мостиками).

3.24.8. Для въезда электропогрузчика в вагон между рампой склада и открытым дверным проемом вагона необходимо устанавливать специальный трап (рифленое железо). Трап должен быть проверен на грузоподъемность, и иметь боковую окантовку.

3.24.9. При укладке в вагонах груза во второй и третий ярус подъем груза или каретки грузоподъемника до упора в элементы крыши вагона не допускается. Минимальный зазор от элементов крыши вагона должен составлять не менее 0,1 м.

3.24.10. При работе внутри вагона водитель электропогрузчика должен следить, чтобы в рабочей зоне электропогрузчика (вагоне, междверном пространстве, зоне разворота) не находились люди.

3.24.11. При работе на электропогрузчике во избежание коротких замыканий водителю электропогрузчика нельзя класть провода аккумулятора на корпус электропогрузчика. Водитель электропогрузчика не должен прикасаться руками или через токопроводяшие предметы к токоведущим частям (клеммам аккумуляторной батареи). В случае отказа в работе приборов электрооборудования (короткое замыкание) водитель электропогрузчика обязан выключить аккумуляторную батарею.

3.25.   При работе на автопогрузчиках с вилочным захватом и крановой стрелой.

3.26.   При работе на автопогрузчике с вилочным захватом его водитель должен выполнять требования безопасности аналогичные тем, что и при работе на электропогрузчике.

3.27.   При работе на автопогрузчике с крановой стрелой его водитель должен перед подъемом груза или контейнера установить крюк в положение, соответствующее весу груза или контейнера, а раму грузоподъемника установить в вертикальное положение.

3.28.   При работе автопогрузчика с крановой стрелой груз следует сначала поднять, а затем перемещать.

3.29.   Подъем и перемещение грузов автопогрузчиком с крановой стрелой в опасных для работы местах необходимо производить только по сигналам стропальщика или в присутствии руководителя работ.

3.30.   Во избежание опрокидывания автопогрузчика с крановой стрелой не допускается подтаскивать груз, находящийся вне пределов стрелы.

3.31.   Не допускается выдвигать стрелу для увеличения ее вылета. Водитель автопогрузчика с крановой стрелой является ответственным за сохранность пломбы на вилке, закрепляющей длину стрелы.

3.32.   Поднимать груз или контейнер необходимо с захватом за все предусмотренные конструкцией монтажные петли или кольца.

3.33.   Если монтажные петли груза или кольца контейнера неисправны, то нужно груз или контейнер поднимать стропами с применением угловых прокладок между стропами и гранями груза или контейнера.

3.34.   При погрузке, выгрузке и перемещении груза водитель автопогрузчика с крановой стрелой обязан контролировать принимаемые стропальщиками меры по исключению раскачивания и кручения груза.

3.35.   Для проверки правильности строповки груза, груз следует предварительно поднять на высоту 0,2 — 0,3 м и проверить равномерность натяжения стропов, а также убедиться, что груз надежно обвязан и не может выпасть или рассыпаться во время транспортировки. При необходимости исправления строповки груз следует опустить.

3.36.   При наличии груза на крюке автопогрузчика с крановой стрелой не допускается переключать грузоподъемный механизм из положения «Подъем крюка» в положение «Подъем стрелы» и обратно.

3.37.   Перед движением автопогрузчика с крановой стрелой водителю необходимо установить крановую стрелу по центральной оси автопогрузчика и закрепить ее в этом положении.

3.38.   Во время работы автопогрузчика с крановой стрелой не допускается нахождение людей под стрелой.

3.39.   При работе на автопогрузчике для переработки крупнотоннажных контейнеров.

3.39.1. Во время работы водитель автопогрузчика для переработки крупнотоннажных контейнеров должен постоянно следить за приборами, отражающими состояние электронной системы управления, гидросистемы, тормозной системы, уровня топлива, давления масла, рулевого управления и давления воздуха в шинах колес.

3.39.2. Если сигнальные лампочки электронной системы управления не работают, то водитель автопогрузчика для переработки крупнотоннажных контейнеров должен немедленно прекратить работу и сообщить о случившемся руководителю работ.

3.39.3. Не допускается передвижение автопогрузчика для переработки крупнотоннажных контейнеров с высоко поднятой стрелой или с высоко поднятым грузом, так как в этом случае автопогрузчик может перевернуться. Перевозку любого груза следует осуществлять в крайнем нижнем положении, при этом мачта должна быть максимально наклонена назад.

3.39.4. Не допускается подъем контейнера при горящей красной лампе «кантовательные замки открыты» или при не горящей любой из желтых лампочек «кантовательные замки закрыты» или «выравнивание».

3.39.5. Не допускается выполнение каких-либо работ на стреле или на навесном оборудовании автопогрузчика для переработки крупнотоннажных контейнеров при работающем двигателе.

3.39.6. Не допускается работа автопогрузчика для переработки крупнотоннажных контейнеров на площадках с уклоном более 8 градусов, а также с глубокими выбоинами и буграми.

3.39.7. В случае опрокидывания автопогрузчика для переработки крупнотоннажных контейнеров водителю необходимо оставаться в кабине и крепко держаться за рулевое колесо. Ни в коем случае не следует выпрыгивать из кабины.

3.39.8. Запрещается проводить погрузочно-разгрузочные работы при силе ветра свыше 12 м/с.

3.39.9. Запрещается прикасаться к находящимся под давлением трубопроводам и шлангам дизельного топлива, масла и гидравлической жидкости.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1.  В случае появления задымления или возгорания немедленно прекратить работу, отключить электрооборудование, вызвать пожарную охрану, сообщить непосредственному руководителю и администрации организации, принять меры к эвакуации из помещения. При ликвидации загорания необходимо использовать первичные средства пожаротушения, принять участие в эвакуации людей. При загорании электрооборудования применять только углекислотные огнетушители или порошковые.

4.2.  В случае получения травмы работник обязан прекратить работу, поставить в известность непосредственного руководителя и вызвать скорую медицинскую помощь или обратиться в медицинское учреждение.

4.3.  Если на металлических частях оборудования обнаружено напряжение (ощущение тока), электродвигатель оборудования гудит, в случае появления вибраций или повышенного уровня шума, при резком нагревании и плавлении электропроводов, искрении электрооборудования, обрыве заземляющего провода, то необходимо остановить работу оборудования, доложить о случившемся непосредственному руководителю. Без указаний руководителя к работе приступать запрещено.

4.4.  Во всех случаях отправления предоставить пострадавшему покой и как можно скорее обратиться за медицинской помощью.

4.5.  При попадании вредных веществ через дыхательные пути необходимо удалить пострадавшего из зоны заражения на свежий воздух, уложить его, желательно в теплом месте, расстегнуть одежду, пояс.

4.6.  При попадании вредных веществ на кожу снять зараженную одежду, тщательно обмыть загрязненные участки кожи большим количеством воды. При попадании в глаза тщательно и обильно промыть струей проточной воды.

4.7.  При попадании вредных веществ в желудочно – кишечный тракт дать выпить несколько стаканов теплой воды, или 2% раствора пищевой соды.

4.8.  При поражении электрическим током необходимо освободить пострадавшего от действия тока путем немедленного отключения электроустановки рубильником или выключателем. Если отключить электроустановку достаточно быстро нельзя, необходимо пострадавшего освободить с помощью диэлектрических перчаток или сухого деревянного предмета, при этом необходимо следить и за тем, чтобы самому не оказаться под напряжением. После освобождения пострадавшего от действия тока необходимо оценить его состояние, вызвать скорую медицинскую помощь и до прибытия врача оказывать первую доврачебную помощь.

4.9.  В случае поломки или неисправности погрузчика (его тормоза, рулевого управления или звукового сигнала), угрожающих безопасности водителя погрузчика или безопасности окружающих людей, водитель погрузчика немедленно прекратить работу и сообщить о случившемся руководителю работ.

4.10.   При возникновении пожара на погрузчике водитель погрузчика должен немедленно его остановить, заглушить двигатель, перекрыть бензобак на машине с двигателем внутреннего сгорания, отсоединить аккумулятор и немедленно приступить к тушению пожара, имеющимися на погрузчике средствами пожаротушения: огнетушителем, кошмой, песком или землей. Затем вызвать пожарную охрану и сообщить о случившемся руководителю работ.

4.11.   При возникновении пожара вблизи контактной сети водитель погрузчика должен немедленно сообщить о случившемся непосредственному руководителю работ.

4.12.   Тушить горящие предметы, находящиеся на расстоянии менее 2 м от контактной сети, разрешается только углекислотными и порошковыми огнетушителями. При пользовании углекислотным огнетушителем не следует браться за раструб огнетушителя и подносить раструб огнетушителя ближе 1 м к контактной сети и пламени. Тушить горящие предметы водой, химическими, пенными и воздушно-пенными огнетушителями можно только после указания руководителя работ или другого ответственного лица о том что напряжение с контактной сети снято, и она заземлена.

4.13.   Тушение горящих предметов, расположенных на расстоянии более 7 м от контактной сети, находящейся под напряжением, может быть допущено без снятия напряжения. При этом необходимо следить, чтобы струя воды или пены не касалась контактной сети, находящейся под напряжением.

4.14.   При случайном соприкосновении грузоподъемного механизма погрузчика с проводами ЛЭП, находящейся под напряжением, или возникновении между погрузчиком и проводом электрического разряда, водителю погрузчика запрещается до снятия напряжения с ЛЭП прикасаться, стоя на земле, к погрузчику, сходить с погрузчика на землю или подниматься на погрузчик.

4.1.       Если в результате соприкосновения погрузчика с проводами ЛЭП, и при возникновении электрического разряда между погрузчиком) и проводом контактной сети, произойдет загорание погрузчика, водитель погрузчика  должен, не держась руками за части погрузчика спрыгнуть на землю на обе ноги с плотно сомкнутыми коленями и не касаться руками земли. Удаляться от погрузчика до снятия напряжения с линии можно только прыжками на одной ноге, либо мелкими шагами, не превышающими длину стопы.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТ

5.1.  По окончании работы водитель погрузчика обязан:

—     поставить погрузчик в отведенное для него место;

—     опустить в нижнее положение грузоподъемный механизм погрузчика или сменить его;

—     затормозить ведущие колеса погрузчика стояночным тормозом;

—     установить все рычаги управления погрузчика в нейтральное положение;

—     заглушить двигатель погрузчика;

—     закрыть дверцу кабины погрузчика на ключ;

—     установить упоры под колеса погрузчика;

—     очистить погрузчик от грязи;

—     обо всех замеченных неисправностях и недостатках в работе погрузчика (бульдозера) водитель погрузчика (машинист бульдозера) должен сделать соответствующую запись в журнале учета результатов осмотра технического обслуживания и ремонта погрузочно-разгрузочных машин и сообщить непосредственному руководителю;

—     обеспечить убрать инструменты и приспособления в отведенные места, привести в порядок рабочее место, очистить проходы, эвакуационные выходы;

—     сдать рабочие места непосредственному руководителю. Сообщить ему о выполненных задачах, а также обо всех замеченных в ходе работ неисправностях;

—     снять рабочую одежду, обувь, убрать их в предназначенные для хранения места;

—     вымыть руки и лицо с мылом, по возможности принять душ;

—     покинуть территорию.

Настоящая инструкция по охране труда разработана с учетом требований законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда, Правил по охране труда на автомобильном транспорте, Правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов и предназначена для водителя погрузчика.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. К самостоятельной работе водителем погрузчика допускается работник не моложе 18 лет, имеющий водительское удостоверение, прошедший обязательное психиатрическое освидетельствование, предварительный (при поступлении на работу) и периодический (в течение трудовой деятельности) медицинский осмотр, обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке.

1.2. Водитель погрузчика обязан проходить повторный инструктаж на рабочем месте не реже 1 раза в 3 месяца, проверку знаний требований охраны труда не реже 1 раза в 12 месяцев.

1.3. Водитель погрузчика обязан:

— соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;

— выполнять только ту работу, которую поручили;

— соблюдать требования охраны труда и пожарной безопасности;

— знать местонахождение и уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения, не загромождать доступ к противопожарному инвентарю, гидрантам и запасным выходам;

— знать Правила дорожного движения Российской Федерации, нормативные правовые акты в области обеспечения безопасности дорожного движения;

— применять средства индивидуальной защиты;

— во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.

1.4. На водителя погрузчика возможно воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов, в том числе:

— движущихся машин и механизмов, подвижных частей технологического оборудования, инструмента, перемещаемых изделий, заготовок, материалов;

— острых кромок, заусенцев и шероховатостей на поверхности технологического оборудования, инструмента;

— повышенной запыленности и загазованности воздуха рабочей зоны;

— повышенного уровня шума на рабочем месте;

— повышенного уровня вибрации;

— недостаточной освещенности рабочей зоны;

— нервно-психических перегрузок.

1.5. Для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий водители погрузчиков обязаны использовать предоставляемые работодателем бесплатно спецодежду, спецобувь, выдаваемые по нормам.

Комбинезон хлопчатобумажный для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или Костюм из смешанных тканей для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий 1
Ботинки кожаные или Сапоги резиновые 1 пара
Рукавицы комбинированные или Перчатки с полимерным покрытием 6 пар
Наушники противошумные (с креплением на каску) или Вкладыши противошумные до износа
Жилет сигнальный 2 класса защиты 1
На наружных работах зимой дополнительно:  
Куртка на утепляющей прокладке Брюки на утепляющей прокладке или Костюм для защиты от пониженных температур из смешанной или шерстяной ткани по поясам
Валенки с резиновым низом или Ботинки кожаные утепленные с жестким подноском по поясам
Перчатки с защитным покрытием, морозостойкие, с шерстяными вкладышами 3 пары
Жилет сигнальный 2 класса защиты 1

1.6. Спецодежда должна содержаться в исправном состоянии, при выполнении работ должна быть застегнута. В карманах не должно быть колющих и режущих предметов.

1.7. К работе не допускаются водители находящиеся в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ.

1.8. Прием пищи проводится в специально отведенных помещениях, на рабочем месте принимать пищу запрещено.

1.9. Курение в помещениях, предназначенных для стоянки транспортных средств, а также на стоянках под навесом или на площадках запрещается, разрешается только в местах, специально отведенных для  курения, обозначенных знаком «Место курения».

1.10. Погрузчик всегда должен быть чистым, в кабине не должно быть посторонних предметов, инструмент и необходимые детали должны находиться в специально отведенных местах.

1.11. Водитель погрузчика не допускается к управлению погрузчика в случае:

— истечения срока действия водительского удостоверения;

— выявленного в результате обязательного медицинского освидетельствования медицинских противопоказаний;

— лишении права на управление транспортными средствами.

1.12. Запрещается эксплуатировать неисправный погрузчик.

1.13. При проезде по территории предприятия необходимо пользоваться только установленными проездам. Скорость движения по территории не должна превышать 10 км/ч, а в помещениях – 5 км/ч.

1.14. Работники обязаны немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя работ о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о появлении острого профессионального заболевания (отравления).

1.15. Лица, не выполняющие настоящую Инструкцию, привлекаются к ответственности согласно действующему законодательству.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТ

2.1. Перед началом работы водители автопогрузчиков должны:

— проверить исправность средств индивидуальной защиты, если по условиям работы требуется их применение;

— осмотреть дороги, проезды, по которым предстоит перевозить груз, если некоторые участки пути скользкие (облиты водой, машинным маслом и т.д.), необходимо принять меры к устранению загрязнений. В зимнее время дороги должны быть очищены от снега, а при гололеде — посыпаны песком или шлаком.

2.2. Проверить исправность грузоподъемника; убедиться в отсутствии повреждений цепей и исправности крепления их к раме и каретке грузоподъемника, проверить внешним осмотром сварные швы верхних кронштейнов, цепи, надежность крепления пальцев, шарниров рычагов, а также действие всех механизмов автопогрузчика.

2.3. Проверить состояние шин и давления в них.

2.4. Осмотреть двигатель; проверить, не подтекает ли горючее из бака, насоса и кранов, проверить наличие и уровень тормозной жидкости в главном цилиндре, а также не повреждены ли гибкие шланги.

2.5. Проверить действие ножного и ручного тормозов, в случае необходимости произвести их регулировку.

2.6. Проверить величину люфта и исправность работы усилителя рулевого управления, соединения рулевых рычагов и тяг, а также шаровых пальцев усилителя.

2.7. Убедиться в исправном действии звукового сигнала, стоп-сигнала и фонарей поворотов, переключателей света фар, заднего фонаря.

2.8. Проверить работу механизмов подъема и наклона рамы грузоподъемника.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Перед началом движения, подъемом и опусканием груза, а также во всех случаях, когда возникает опасность травмирования или наезда на работников, водитель погрузчика обязан подавать предупредительный звуковой сигнал.

3.2. При встрече с работниками по пути движения водитель погрузчика должен предупреждать их сигналом, находясь на расстоянии не менее 5 м; если работники не сходят с дороги — остановить погрузчик.

3.3. Не допускается в зоне работы погрузчика одновременно производить погрузочно-разгрузочные работы, ручную переноску и перевозку грузов. При нахождении в зоне работы

3.4 Во время работы водитель погрузчика должен:

— быть внимательным, не отвлекаться от выполнения своих обязанностей;

— во время движения избегать резких торможений и поворотов, если они не вызваны обстановкой на дороге, соображениями безопасности;

— подавать звуковой сигнал в местах скопления людей, в проходах, при проезде мимо дверей и через ворота, при поворотах, трогании с места и заднем ходе;

— при работающем двигателе находится в кабине погрузчик;

— при приближении к месту погрузки (разгрузки) снижать скорость;

— приближаться к транспортному средству для производства погрузо-разгрузочных работ только после его остановки и выключения двигателя;

— производить подъем груза плавно, без рывков, медленным передвижением рычага;

— производить подъем (опускание) груза во время остановки погрузчика;

— соблюдать особую осторожность при движении погрузчика по узким проездам (проходам);

— погрузку сыпучего материала производить по всему фронту штабеля или забоя, не углубляясь внутрь штабеля по одному следу;

— очищать ковш от налипшего грунта или материала в опущенном положении лопатой или скребком;

— не допускать приближения к краю обрыва;

— не допускать контакта ковша с кузовом самосвала или со склоном канала. При перемещении грунта через край обрыва или когда машина достигает вершины склона, нагрузка внезапно снижается, и имеется опасность внезапного увеличения скорости движения. В этом случае необходимо обязательно снизить скорость;

— при неполной загрузке ковша никогда не осуществлять резкого старта, поворота или остановки машины;

— при разгрузке в самосвал убедиться в отсутствии людей в рабочей зоне и уменьшить ударную силу при разгрузке.

3.5. При переездах погрузчика рабочее оборудование должно быть зафиксировано в транспортном положении.

3.6. Перед подъемом и опусканием груза необходимо предварительно осмотреть место, откуда будет подниматься груз и куда его будут помещать, а также следить за тем, чтобы под грузом не находились люди.

3.7. В случае потери погрузчиком устойчивого положения (когда задние колеса начнут отрываться от грунта) водитель автопогрузчика должен немедленно опустить груз.

3.8.  Не допускается поднимать и транспортировать груз с неуказанной массой, массой, превышающей грузоподъемность погрузчика, а также применять дополнительные противовесы.

3.9. Груз, примерзший к земле или засыпанный снегом, необходимо предварительно освободить от снега, а затем поднимать.

3.10. Перемещение грузов, затрудняющих обзор дороги, должно производиться с участием лица, сопровождающего погрузчик, подающего необходимые сигналы водителю погрузчика и предупреждающего других работников об опасности.

3.11. Водителю погрузчика запрещается:

— опускать груз на газо- и паропроводы открытого исполнения, электрические кабели, временные перекрытия;

— производить погрузку и выгрузку груза из автомобиля, пока в кабине или в кузове автомобиля находятся люди;

— наполнять ковш погрузчика путем врезания в штабель сыпучих и мелкокусковых материалов с разгона. Смерзшиеся грузы для восстановления сыпучести и обеспечения разгрузки подвергаются рыхлению;

— прикасаться к неизолированным, поврежденным проводам и электрораспределительным устройствам, наезжать на электрические провода, лежащие на земле.

3.12. В зимнее время запрещается:

— подогревать (разогревать) двигатель, другие агрегаты погрузчика, а также оборудование топливной системы открытым пламенем;

— работать на погрузчике с неисправным устройством для обогрева кабины;

— прикасаться к металлическим предметам, деталям и инструменту без применения СИЗ рук;

— выполнять работы, лежа под погрузчиком без применения утепленного мата.

3.13. При работе по уборке снега необходимо обращать особое внимание на скрытые под снегом обочины и прочие опасности.

3.14. При работе погрузчика с крановой стрелой груз следует сначала поднять, а затем перемещать.

3.15. Подъем и перемещение грузов погрузчиком с крановой стрелой в опасных для работы местах необходимо производить только по сигналам стропальщика или в присутствии руководителя работ.

3.16. Во избежание опрокидывания погрузчика с крановой стрелой не допускается подтаскивать груз, находящийся вне пределов стрелы.

3.17. Не допускается выдвигать стрелу для увеличения ее вылета. Водитель погрузчика с крановой стрелой является ответственным за сохранность пломбы на вилке, закрепляющей длину стрелы.

3.18. Поднимать груз или контейнер необходимо с захватом за все предусмотренные конструкцией монтажные петли или кольца.

Если монтажные петли груза или кольца контейнера неисправны, то нужно груз или контейнер поднимать стропами с применением угловых прокладок между стропами и гранями груза или контейнера.

3.19. При погрузке, выгрузке и перемещении груза водитель погрузчика с крановой стрелой обязан контролировать принимаемые стропальщиками меры по исключению раскачивания и кручения груза.

3.20. Во время работы погрузчика с крановой стрелой не допускается нахождение людей под стрелой.

3.21. Производить погрузочно-разгрузочные работы в охранной зоне действующей воздушной линии электропередачи водитель обязан под непосредственным руководством инженерно-технического работника, ответственного за безопасное производство работ, при наличии письменного разрешения организации-владельца ЛЭП и получении наряда-допуска, определяющего безопасные условия работ.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. При несчастном случае:

— немедленно организовать первую помощь пострадавшему, при необходимости вызвать бригаду скорой помощи по телефону 103 или доставить его в медицинскую организацию.

4.2. При обнаружении пожара или признаков горения (задымленность, запах гари и т. п.) необходимо:

— приступить к тушению пожара с помощью первичных средств пожаротушения;

— при невозможности самостоятельной ликвидации пожара немедленно сообщить о пожаре по телефону 101 или 112 (назвать адрес объекта, место возникновения пожара, свою фамилию), а также своему непосредственному руководителю.

4.3. В случае технической неисправности механизмов (отказ тормоза, рулевого управления и т.д., посторонний шум или стук в работе погрузчика), которые могут привести к травме необходимо прекратить работу и поставить в известность непосредственного руководителя.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТ

5.1. По окончании работы:

— привести в порядок погрузчик, очистить от пыли и грязи, поставить его в установленное место, выключить зажигание, затормозить стояночным тормозом, установить рычаг переключения передач в нейтральное положение;

— снять спецодежду и другие средства индивидуальной защиты и убрать их в установленное место хранения;

—  вымыть руки тёплой водой с мылом, при необходимости принять душ;

— обо всех замеченных в процессе работы неполадках и неисправностях, а также о других нарушениях требований охраны труда следует сообщить своему непосредственному руководителю.

Поделиться ссылкой:

Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 10.08.2021 по делу N 88-10933/2021, 2-412/2020
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании компенсации морального вреда; 2) О восстановлении на работе; 3) О признании незаконным увольнения в связи с неоднократным неисполнением работником без уважительных причин трудовых обязанностей.
Обстоятельства: Истец считает, что в его действиях отсутствует состав дисциплинарного проступка, а причиной увольнения является дискриминация работника, так как ранее истец уже был восстановлен на работе на основании решения суда.
Решение: 1) — 3) Отказано.Довод кассационной жалобы о том, что после восстановления на работе категория работника не изменилась, не требуется проведение инструктажей с работником, восстановленным на работе по решению суда, поскольку правовые отношения между работником и работодателем восстанавливаются на дату увольнения, пройденные до увольнения инструктажи по охране труда, аттестации остаются действительными, он не относится к категории водителей погрузчика, указанной в пункте 1.3 Положения о проведении стажировки на рабочем месте, утвержденного приказом директора от 13 декабря 2019 года N 317, повторное проведение стажировки после восстановления на работе не требуется, является субъективным мнением В.А.ПА. и не принимается судебной коллегией как основанный на ошибочном толковании норм материального права, положений пункта 1.3 Положения о проведении стажировки на рабочем месте от 13 февраля 2019 года N 317, не свидетельствует о незаконности судебных постановлений.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Вяжем свитер йорку спицами с пошаговой инструкцией
  • Стилями руководства не является
  • Инструкция по охране труда для преподавателя вуза
  • Руководства по эксплуатации ваз 2194
  • Кракелюр cadence 2 х шаговый инструкция по применению