Инструкция по охране труда при работе со стеклянной лабораторной посудой

Инструкция
по охране труда при работе со стеклянной лабораторной посудой и другими изделиями из стекла

1. Общие требования безопасности при работе со стеклянной лабораторной посудой

1.1. К практическим работам со стеклянной лабораторной посудой и другими изделиями из стекла допускаются учащиеся, знающие инструкцию по охране труда при работе со стеклянной лабораторной посудой, прошедшие инструктаж по безопасным методам работы.
1.2. Проведение инструктажа и проверка знаний проходит в границах учебной программы и оформляется в журнале регистрации инструктажей.
1.3. Выполнение данной инструкции необходимо тем учащимся, которые выполняют практические работы по химии, физики, биологии.
1.4. Выполнять работы, не связанные с заданием или указаниями учителя, запрещается.

2. Требования безопасности перед началом работы со стеклянной лабораторной посудой во время практических занятий

2.1. Освободите рабочее место от ненужных для работы предметов и материалов.
2.2. Четко определите последовательность и правила безопасности проведения данной практической работы.
2.3. Проверьте наличие и надежность стеклянной посуды, его целостность.
2.4. Начинайте выполнять задание только после разрешения учителя.

3. Требования безопасности во время работы с лабораторным стеклом

3.1. Нагревая жидкость в пробирке или колбе, необходимо крепить ее так, чтобы отверстие пробирки или горлышко колбы были направлены от себя и соседей, при этом сосуд наполняют жидкостью не более, чем на треть объема. В течение всего процесса нагревания запрещается наклоняться над сосудом и заглядывать в него.
3.2. При нагревании химических веществ в пробирке или колбе запрещается держать их руками, необходимо предварительно закрепить их в держателе для пробирок или лапке штатива.
3.3. Закрывать тонкостенный сосуд резиновой пробкой необходимо держа сосуд за верхнюю часть горлышка и легонько покручивать пробку, руки при этом защищают полотенцем.
3.4. Нельзя нагревать на пламени горелки или спиртовки — фильтруемые воронки, цилиндры, разные мензурки, толстостенную посуду (кристаллизаторы, чашки Петри, эксикаторы).
3.5. При разламывании надрезанных стеклянных трубочек или палочек надо пытаться разламывать их так, будто разрываешь трубочку, чтобы не порезать руку краями стекла.
3.6. Во время мытья стеклянной посуды надо помнить, что стекло хрупкое, легко ломается, бьется и трескается от ударов и резкого изменения температуры. Мыть посуду «ершами» нужно осторожно, не стуча дно пробирки, чтобы его не разбить.
3.7. Для предостережения пореза рук концы стеклянных трубочек и палочек, которые используются для размешивания растворов и других целей, должны быть слегка оплавлены.
3.8. Запрещается пользоваться стеклянной посудой или приборами, которые имеют хотя бы небольшие трещины или сколотые края.
3.9. Запрещается нагревать пробирку только снизу, старайтесь равномерно нагревать всю пробирку, все ее содержимое.

4. Требования безопасности после окончания работы со стеклянной лабораторной посудой

4.1. Сдайте лабораторное оборудование лаборанту.
4.2. Приведите в порядок свое рабочее место.
4.3. Тщательно вымойте руки с мылом.
4.4. По указанию учителя покиньте кабинет.

5. Требования безопасности в аварийных ситуациях при работе со стеклянной посудой в кабинетах химии, биологии и физики

5.1. При незначительных порезах рану обработайте йодом и наложите марлевую повязку (бинт), которая защитит рану от микробов и будет способствовать быстрому обращению крови.
5.2. В случае пореза стеклом или другим предметом:

  • рану промыть большим количеством дистиллированной воды или тампоном, смоченным в этиловом спирте;
  • осторожно вынуть осколки и повторно промыть рану этиловым спиртом.

Если рана загрязнилась, грязь удалить только вокруг пореза, ни в коем случае не удаляйте из глубинных слоев раны. Кожу вокруг раны необходимо обработать йодом или раствором зеленки, перевязать и обратиться к медицинскому работнику в медицинский пункт школы.
5.3. При значительном порезе и сильном кровотечении необходимо срочно наложить жгут выше раны, накрыть рану стерильной марлей и немедленно вызвать врача.

Инструкцию разработал: __________ /________________/

СОГЛАСОВАНО
Cпециалист по охране труда __________ /________________/
«___»__________202__г.

С инструкцией ознакомлен (а)
«___»_________202___г. __________ /________________/

Рекомендуем перейти к:
Инструкциям в кабинете биологии
Инструкциям классного руководителя
Инструкциям для кабинета физики школы

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Инструкция по безопасной работе со стеклянной посудой

1.​ При сборке изделий из стекла применять повышенные усилия запрещается.

2.​ Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины или отбитые края.

3.​ Нельзя допускать нагревания жидкостей в закрытых колбах или приборах, не имеющих сообщения с атмосферой, даже в тех случаях, когда температура нагрева не превышает температуру кипения жидкости.

4.​ Работы, при проведении которых возможно бурное течение процесса, перегрев стеклянного прибора или его поломка с разбрызгиванием горячих или едких продуктов должны выполняться в вытяжных шкафах на противнях; по месту работ следует устанавливать прозрачные щитки, работающий должен надеть защитные очки или маску, перчатки и резиновый фартук.

5.​ При смешивании или разбавлении веществ, сопровождающемся выделением тепла, следует пользоваться термостойкой или фарфоровой посудой.

6.​ Стеклянную посуду (тонкостенные химические стаканы и колбы из обычного стекла) запрещается нагревать на открытом огне без асбестированной сетки.

7.​ При переносе сосудов с горячей жидкостью следует пользоваться полотенцем или другими материалами, сосуд при этом необходимо держать обеими руками: одной – за горловину, другой – за дно. Большие химические стаканы с жидкостью нужно поднимать только двумя руками так, чтобы отогнутые края стакана опирались на указательные пальцы.

8.​ Нагревая жидкость в пробирке, необходимо держать последнюю так, чтобы отверстие было направлено в сторону от себя и соседей по работе.

9.​ Недопустимо убирать осколки разбитой посуды незащищенными руками! Осколки необходимо убирать с помощью щетки и совка.

10.​ Стеклянные приборы или посуду больших размеров можно переносить только двумя руками. Крупные бутыли с жидкостями переносят вдвоем в специальных корзинах или ящиках с ручками. Поднимать крупные бутыли за горло запрещается.

11.​ При резании стеклянных трубок, сборке и разборке приборов и узлов, изготовленных из стекла, необходимо:

-​ ломать стеклянные трубки небольшого диаметра после надрезки их напильником или специальным ножом для резки стекла, предварительно защитив руки какой-либо тканью;

-​ просверленная пробка, в которую вставляют стеклянную трубку, не должна упираться в ладонь, ее следует держать за боковую поверхность; стеклянная трубка при этом должна быть предварительно смазана глицерином или смочена водой;

-​ нельзя сильно сжимать трубку, ее необходимо держать как можно ближе к вставленному в пробку концу.

12.​ Колбу или другой тонкостенный сосуд, в который вставляют пробку, следует держать за горлышко по возможности ближе к устанавливаемой пробке, защищая при этом руку какой-либо тканью.

13.​ Тонкостенную посуду следует укреплять в лапках лабораторного штатива осторожно, слегка поворачивая вокруг вертикальной оси или перемещая вверх-вниз.

14.​ Для нагревания жидкости пробирку запрещается наполнять более чем на треть. Недопустимо нагревать сосуд выше уровня жидкости, а также пустые сосуды с каплями влаги внутри!

15.​ При нагревании стеклянных пластинок необходимо сначала равномерно прогреть весь предмет, а затем проводить местный нагрев.

16.​ Обезвреживание и удаление остатков веществ их химической посуды необходимо производить по возможности сразу же после освобождения посуды. При обезвреживании и мытье посуды необходимо надевать защитные очки, перчатки, фартук. Посуду следует обезвреживать в вытяжном шкафу.

17.​ При мытье посуды щетками (ершами) следует направлять дно сосуда только от себя или вниз.

18.​ Нельзя нагревать сосуды с горячей или легковоспламеняющейся жидкостью.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШИРОКОВСКАЯ
ШКОЛА»

СИМФЕРОПОЛЬСКОГО
РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

СОГЛАСОВАНО

Председатель
ППО

________Е.В
Тещаева

Протокол
№ 01 от 03.02.2020г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор
МБОУ «Широковская школа»

 _______Н.С.
Ходова

Приказ №
68-о от 10.02.2020г.

И Н С Т Р У К Ц И
Я

по технике
безопасности

при
работе со стеклянной

лабораторной
посудой и спиртовкой

ИТБ-020-2020

с.
Широкое

2020г.

И Н С Т Р
У К Ц И Я

по
технике безопасности при работе со стеклянной

лабораторной
посудой и спиртовкой

ИТБ-020-2020

1.     
ОБЩИЕ
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

1.1. Настоящая
инструкция распространяется на всех учащихся МБОУ «Широковская школа».

1.2. К работе со
стеклянной лабораторной посудой и спиртовкой допускаются:

       
Учащиеся
5-11х классов, не имеющие медицинских противопоказаний для занятий в
образовательной организации данного типа;

       
Прошедшие
инструктаж по технике безопасности;

       
Ознакомленные
с инструкциями по эксплуатации лабораторного оборудования.

1.3.  Инструкция
разработана в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке
государственных
нормативных требований охраны труда, утвержденных
постановлением Минтруда РФ от 17.12.02 № 80.

1.4.Инструкция
действует на протяжении 5 лет с момента утверждения.

1.5.Опасными и
вредными факторами при работе
со стеклянной лабораторной посудой
и спиртовкой являются:

·        
физические
(повышенная температура; ионизация воздуха; опасное напряжение в электрической
сети; технические средства обучения (ТСО); лабораторное оборудование;
неисправная или не соответствующая требованиям мебель; система вентиляции;
режущие и колющие инструменты);

·        
химические (пыль;
вредные химические вещества, выделяемые при работе оборудования и используемые
при проведении демонстрационных опытов);

·        
Стекло — хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Примене­ние физической силы при работе со стеклянными деталями связано с опасностью их поломки. Вероятность ранения рук пропорциональна усилию, приложенному к стеклянной детали. Острые края стеклянных трубок следует
немедленно оплавить в пламени
горелки. Неоплавленные края стеклянных трубок
опасны не только как источник
травм —
со временем они перерезают надетые на них резино­
вые шланги, особенно  тонкостенные,  что может послужить причиной аварии.

1.6.Выполнять
работы, не связанные с заданием или указаниями учителя, запрещается.

1.7.Учащиеся,
допустившие невыполнение или нарушение настоящей Инструкции, привлекаются к
ответственности в соответствии с Правилами внутреннего распорядка обучающихся.

2.      ТРЕБОВАНИЯ
БЕЗОПАСНОСТИ  ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Соблюдение
настоящей инструкции обязательно для всех учащихся,
при работе со стеклянной
посудой и спиртовкой.

2.2.
Освободите 
рабочее место от ненужных для работы предметов и материалов.

2.3.
Четко
определите порядок и правила безопасного проведения работы.

2.4.
Проверьте
наличие и надежность посуды, приборов, необходимых для выполнения задания
.

2.5.
Тщательно
заправьте волосы.

2.6.
Прежде
чем зажечь спиртовку, проверьте, есть ли в ней спирт и хорош ли фитиль.

2.7.
Прежде
чем зажечь сухое горючее, проверьте устойчивость огнеупорной подставки и
наличие колпака для ее тушения.

2.8.
Не
зажигайте спиртовку (сухое горючее)  без разрешения учителя.

3.      ТРЕБОВАНИЯ
БЕЗОПАСНОСТИ
ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Во время работы
стеклянной посудой нужно помнить, что стекло хрупкое, легко ломается и трескается
от ударов, резкого изменения температуры.

3.2. Запрещается
пользоваться стеклянной посудой или приборами, имеющими хотя бы небольшие
трещины и отбитые края. В случае обнаружения трещин в посуде необходимо
сообщить учителю или лаборанту.

3.3. Стеклянную посуду (тонкостенные химические стаканы и
колбы
из обычного стекла) запрещается нагревать на
открытом огне
без асбестированной сетки.

3.4. При переносе сосудов с горячей жидкостью следует пользо­ваться полотенцем или другими материалами, сосуд при этом
необходимо держать обеими руками: одной — за горловину, а другой — за дно. Большие химические стаканы с
жидкостью
нужно поднимать только двумя
руками так, чтобы отогнутые
края
стакана опирались на указательные пальцы.

3.5. Нагревая жидкость
в пробирке или колбе, необходимо крепить ее так, чтобы отверстие пробирки или
горлышко колбы были направлены от себя и соседей по работе. На протяжении всего
процесса  нагревания не разрешается наклоняться над сосудом и заглядывать в
него.

3.6. Чтобы избежать травмирования при резании стеклянных тру­бок, сборке и разборке приборов и узлов, изготовленных из
стекла, необходимо соблюдать следующие меры
безопасности:

·        
ломать стеклянные трубки небольшого диаметра
после над
резки их напильником или специальным ножом
для резки
стекла, предварительно защитив руки какой-либо
тканью
(не использовать полотенце!);

·        
просверленная пробка,  в которую вставляют
стеклянную
трубку, не должна упираться в ладонь, ее
следует держать
за боковую поверхность; стеклянная трубка при этом должна быть
предварительно смазана глицерином или смочена водой;

·        
нельзя сильно сжимать трубку, ее необходимо держать как можно
ближе к вставляемому в пробку концу.

3.7. Колбу
или другой тонкостенный сосуд, в который вставляют пробку, следует держать за
горлышко по возможности ближе к устанавливаемой пробке, защищая при этом руку
какой-либо тканью.

3.8. Тонкостенную
посуду (колбы, пробирки) следует укреплять в лапках лабораторного штатива
осторожно,  слегка поворачивая вокруг вертикальной оси или перемещая вверх-
вниз.

3.9. Для
нагревания жидкости пробирку запрещается наполнять более чем на треть.
Недопустимо нагревать сосуды выше уровня жидкости, а также пустые сосуды с
каплями влаги внутри!

3.10. Недопустимо
нагревать сосуды выше уровня жидкости, а также пустые сосуды с каплями влаги
внутри!

3.11. При
нагревании стеклянных пластинок необходимо сначала равномерно прогреть весь 
предмет, а затем проводить местный нагрев.

3.12. Нельзя
нагревать на пламени горелки или спиртовки – воронки для фильтрования,
цилиндры, толстостенную посуду (кристаллизаторы, эксикаторы, чашки Петри).

3.13.  Работа
со спиртовкой:

3.13.1. 
Перед зажиганием спиртовки следует произвести внешний осмотр и
удостовериться, что корпус ее исправен, фитиль вытащен на требуемую высоту и
достаточно распушен, а горловина и держатель фитиля совершенно сухие. Если
спиртом смочены держатель фитиля и горловина спиртовки, почти неизбежно
произойдет взрыв паров внутри, следствием чего может быть нарушение целостности
корпуса, выброс держателя, растекание спирта и пожар. Поэтому ни в коем случае
нельзя зажигать спиртовку с остатками жидкости, а следует выждать некоторое
время и дать ей обсохнуть.

3.13.2. 
Фитиль должен плотно входить в направляющую трубу держателя, иначе
не исключена возможность вспышки паров внутри спиртовки.

3.13.3. 
Зажженную спиртовку нельзя переносить с места на место, нельзя
также зажигать одну спиртовку непосредственно от другой. Для зажигания
спиртовки пользуйтесь спичками.

3.13.4. 
Гасить спиртовку можно только одним способом — накрыть пламя
фитиля колпачком. Колпачок должен находиться всегда: под рукой.

3.13.5. 
Заполняются спиртовки только этиловым спиртом. В самом крайнем
случае можно заливать в спиртовки керосин (но не бензин, не метанол!).

3.13.6. 
В нерабочем состоянии спиртовки хранят в металлических ящиках для
ЛВЖ или под тягой (в изолированном от других реактивов отсеке).

3.14.      Сухое
горючее:

3.14.1. 
Зажигать таблетки сухого горючего надо спичками, а тушить — с
помощью колпачка от спиртовок, керамическими тигелькам, накрыв таблетку сверху.

3.14.2. 
 Недогоревшие таблетки издают доводы неприятный запах, поэтому их
лучше сжигать до конца или сразу же убирать в вытяжной шкаф.

3.15.      Запрещается:

·       
зажигать
сухое горючее от другого сухого горючего, спиртовку от другой спиртовки, так
как может пролиться спирт и возникнуть пожар;

·       
переносить
по кабинету горящую спиртовку (сухое горючее);

·       
передавать 
горящую спиртовку (сухое горючее);

·       
наклоняться
низко над горящей спиртовкой (сухим горючим);

·       
держать
в руках пробирки при нагревании химических веществ, пользуйтесь
пробиркодержателями.

·       
оставлять
без присмотра горящие спиртовки (сухое горючее).

4.      ТРЕБОВАНИЯ
БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. В случае
возникновения аварийной ситуации и несчастного случая учащиеся обязаны
немедленно прекратить работу и сообщить об этом учителю, действовать в соответствии
с его указаниями.

4.2.  В случае если
разбилась лабораторная посуда, не собирать ее осколки незащищенными руками, а
использовать для этой цели щетку и совок.

4.3. При
разливе легковоспламеняющихся жидкостей погасить открытый огонь спиртовки

и проветрить помещение.

4.4.  При получении
травмы сообщить об этом учителю.

4.5.  При необходимости
помочь учителю оказать пострадавшему первую помощь и оказать содействие в
отправке пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

4.6.  При возгорании
принять меры к тушению средствами первичного пожаротушения. При невозможности
потушить самостоятельно, по команде учителя, быстро, но не бегом, соблюдая меры
безопасности эвакуироваться в безопасное, заранее определённое место.
Запрещается возвращаться в горящее помещение.

5.      ТРЕБОВАНИЯ
БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИЮ РАБОТЫ

5.1. После окончания
выполнения опытов приведите свое рабочее место в порядок.

5.2. Погасить пламя
спиртовки (сухого горючего), следует закрыть ее колпачком (колпаком), поднося
его сбоку, не задувать пламя ртом, а также не гасить его пальцами.

5.3. Сдать учителю использованное
оборудование, приспособления и стеклянную посуду.

5.4. Снять спецодежду,
средства индивидуальной защиты и тщательно вымыть руки с мылом.

5.5. С разрешения
учителя организованно покинуть кабинет

Учитель биологии                                                                                                         К.В.
Шипко

СОГЛАСОВАНО:

Зам. по УВР                                                                                                                   Л.Е.
Горова

Специалист по охране труда                                                                                        И.А.
Николаева

3.4. Требования охраны труда
при работе со стеклянной химической посудой и приборами

3.4.1. Марка стекла, из которого изготовлена химическая посуда (далее — посуда), должна строго соответствовать характеру выполняемой работы.

3.4.2. Посуду из нетермостойкого стекла следует использовать преимущественно для работ, не требующих нагревания. Допускается равномерное, без резких перепадов температуры нагревание нетермостойкой посуды примерно до 100 °C.

3.4.3. Работы, связанные с необходимостью прокаливания веществ при температурах свыше 300 °C, следует проводить в фарфоровой или кварцевой посуде.

3.4.4. Толстостенные стеклянные изделия (эксикаторы, колбы Бунзена, склянки Тищенко, Вульфа, мерные цилиндры) не следует подвергать неравномерному нагреванию. Их нельзя мыть горячей водой, помещать в разогретый сушильный шкаф, наливать в них горячие жидкости.

3.4.5. Сушить толстостенную посуду рекомендуется на наклонных колышках. При необходимости сушки в сушильном шкафу посуду следует класть в холодный шкаф и только затем включать обогрев. Вынутую из шкафа горячую посуду нельзя сразу ставить на холодные, а тем более мокрые поверхности. Для этого следует использовать лист асбестового картона.

3.4.6. При получении новой стеклянной посуды ее необходимо тщательно осмотреть. Стеклянную посуду, имеющую царапины, мельчайшие трещины и другие дефекты, нельзя использовать для работ, связанных с нагреванием.

3.4.7. Запрещается использовать стеклянную посуду, имеющую трещины или отбитые края. Острые края стеклянных трубок следует оплавить в пламени горелки. В качестве временной меры допускается зачистка краев трубок на мелкозернистом наждачном камне.

3.4.8. Осколки разбитой стеклянной посуды следует убирать с помощью щетки и совка, но ни в коем случае не руками.

3.4.9. Переносить стеклянные приборы и посуду больших размеров следует только двумя руками. Бутыли емкостью более 5 л с жидкостями следует переносить вдвоем в специальных корзинах или ящиках с ручками. Поднимать бутыли за горло запрещается.

3.4.10. Грязную стеклянную посуду следует аккуратно складывать в специальные кюветы или противни. Не следует складывать стеклянную посуду в общую лабораторную раковину, оставлять в беспорядке на рабочем столе или в вытяжном шкафу.

3.4.11. При сборке приборов или отдельных их частей из стеклянной посуды следует применять эластичные соединения и прокладки.

3.4.12. При перемешивании химического раствора стеклянной палочкой на кончик палочки следует надеть кусок резиновой трубки (в случае водных растворов) или укрепить кусок тефлона.

3.4.13. Запрещается в тонкостенной стеклянной посуде хранить растворы щелочей и концентрированных кислот.

3.4.14. Надевать каучуковые трубки на стеклянные трубки или палочки, а также вставлять стеклянные трубки в отверстия резиновых трубок следует после предварительного смачивания концов трубок водой, глицерином или вазелиновым маслом, удерживая трубку полотенцем ближе к отверстию.

3.4.15. Стеклянные трубки следует ломать только после надреза их напильником или специальным ножом для резки стекла. Концы трубок для предохранения рук от порезов обернуть полотенцем или надеть перчатки.

Острые края стеклянных трубок оплавить или сгладить напильником. Во избежание попадания осколков стекла в глаза следует применять защитные очки.

3.4.16. Перед обезвреживанием и мытьем химической посуды необходимо надеть защитные очки, резиновые перчатки и прорезиненный фартук.

3.4.17. Обезвреживать посуду следует в вытяжном шкафу.

3.4.18. На мойку следует направлять посуду, свободную от остатков веществ.

Запрещается мыть посуду бензином, бензолом, эфиром, изопропиловым спиртом.

3.4.19. Для механического удаления приставших к стенкам сосуда загрязнений и увеличения эффективности моющих средств следует применять различной формы ерши и щетки с мягкой щетиной.

3.4.20. При мытье посуды с узким горлышком необходимо осторожно вынимать ерш во избежание разбрызгивания содержимого сосуда.

___________Сластухина Г.В. __________Е.Е.Кузнецова

«____» ноябрь 2016 г. «____» ноябрь 2016 г.

  • Стекло — хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Примене­ние физической силы при работе со стеклянными деталями связано с опасностью их поломки. Особенно велико бывает искушение применить усилие при разъединении заклинивших шлифов, вынимании пробок, насаживании резиновых шлан­гов на отверстия большего диаметра. Однако во всех этих случаях лучше недооценить прочность стеклянной детали, чем переоценить ее. Вероятность ранения рук пропорциональна уси­лию, приложенному к стеклянной детали.

  • Ни при каких обстоятельствах нельзя допускать нагревания жидкостей в закрытых колбах или приборах, не имеющих сообщения с атмосферой, даже в тех случаях, когда темпера­тура нагрева не превышает температуру кипения жидкости.

  • Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины или отбитые края. Острые края стеклянных трубок следует немедленно оплавить в пламени горелки. Неоплавлен­ные края стеклянных трубок опасны не только как источник травм — со временем они перерезают надетые на них резино­вые шланги, особенно тонкостенные, что может послужить причиной аварии.

  • Работы, при проведении которых возможно бурное течение процесса, перегрев стеклянного прибора или его поломка с разбрызгиванием горячих или едких продуктов, должны вы­полняться в вытяжных шкафах на противнях; по месту работ следует устанавливать прозрачные предохранительные щит­ки. Работающий должен надеть защитные очки или маску, перчатки и резиновый фартук.

  • При смешивании, разбавлении веществ, сопровождающем­ся выделением тепла, следует пользоваться термостойкой или фарфоровой посудой.

  • Стеклянную посуду (тонкостенные химические стаканы и колбы из обычного стекла) запрещается нагревать на открытом огне без асбестированной сетки.

  • При переносе сосудов с горячей жидкостью следует пользо­ваться полотенцем или другими материалами, сосуд при этом необходимо держать обеими руками: одной — за горловину, а другой — за дно. Большие химические стаканы с жидкостью нужно поднимать только двумя руками так, чтобы отогнутые края стакана опирались на указательные пальцы.

  • Нагревая жидкость в пробирке, необходимо держать после­днюю так, чтобы отверстие было направлено в сторону от себя и соседей по работе.

  • Посуда, хранящаяся в рабочем столе или шкафу, должна со­держаться в порядке, мелкие детали — в неглубоких короб­ках в один слой на вате. При выдвижении ящиков стола посу­да не должна ударяться друг о друга. Если посуда не имеет своего постоянного места, хранится неаккуратно, в тесноте, она неизбежно бьется, что повышает вероятность травм.

  • Недопустимо убирать осколки разбитой посуды незащищен­ными руками! Осколки необходимо убирать с помощью щетки и совка.

  • Стеклянные приборы и посуду больших размеров можно пере­носить только двумя руками. Крупные (более 5 л) бутыли с жидкостями переносят вдвоем в специальных корзинах или ящиках с ручками. Поднимать крупные бутыли за горло зап­рещается.

  • Запаянную ампулу вскрывают только после охлаждения ниже температуры кипения запаянного вещества: после охлажде­ния ампулу заворачивают в какую-либо ткань (не использо­вать полотенце!), затем делают надрез ножом или напильни­ком на капилляре и отламывают его.

  • Все операции с ампулами до их вскрытия следует проводить не вынимая их из защитной оболочки в вытяжном шкафу, надев защитные очки или маску.

  • Колбу или другой тонкостенный сосуд, в который вставляют пробку, следует держать за горлышко по возможности ближе к устанавливаемой пробке, защищая при этом руку какой-либо тканью.

  • Тонкостенную посуду (колбы, пробирки) следует укреплять в лапках лабораторного штатива осторожно, слегка поворачи­вая вокруг вертикальной оси или перемещая вверх-вниз.

  • Для нагревания жидкости пробирку запрещается наполнять более чем на треть. Недопустимо нагревать сосуды выше уров­ня жидкости, а также пустые сосуды с каплями влаги внутри!

  • При нагревании стеклянных пластинок необходимо сначала равномерно прогреть весь предмет, а затем проводить местный нагрев.

  • Обезвреживание и удаление остатков веществ из химической посуды необходимо производить по возможности сразу же пос­ле освобождения посуды. При обезвреживании и мытье посу­ды необходимо надевать защитные очки, перчатки, фартук. Посуду следует обезвреживать в вытяжном шкафу.

  • При мытье посуды надо обязательно надевать резиновые пер­чатки, а в случае использования агрессивных жидкостей — защитные очки или маску, фартук из химически стойкого ма­териала.

  • При мытье посуды щетками (ершами) следует направлять дно сосуда только от себя или вниз.

  • С точки зрения техники безопасности, шлифы, безусловно, предпочтительнее резиновых пробок. В то же время заклини­вание конусных шлифов — сравнительно частое явление. Разъединение же заклинивших шлифов с применением физи­ческой силы — опасная процедура, нередко приводящая к по­ломке деталей и, как следствие, к травмам. Чтобы разъединить шлифованное соединение или вынуть плот­но притертую пробку рекомендуется осторожно нагреть вне­шний шлиф над пламенем спиртовки так, чтобы внутренний шлиф не успел прогреться. Внутренний шлиф осторожно по­качивают в разные стороны, прилагая основное усилие вдоль оси шлифа. Руки при этой операции обязательно защищают полотенцем, пальцы держат по возможности ближе к шлифу. Нельзя прилагать усилие к изогнутым частям разъединяемых деталей. Если результат не достигнут с первого раза, после охлаждения шлифов операцию следует повторить. Нельзя при­бегать к нагреванию, если сосуд содержит горючую или легко­воспламеняющуюся жидкость! Если шлиф заклинило в ре­зультате кристаллизации попавшего на его поверхность веще­ства, рекомендуется замочить шлиф на несколько часов в жидкости, хорошо растворяющей данное вещество. После того как жидкость проникнет в зазор между шлифами, соединение тщательно обтирают снаружи и, если оно не разъединяется обычным способом, прибегают к нагреванию.

  • Практика показывает, что гораздо проще и безопаснее заранее предотвратить заклинивание шлифов, чем заниматься разъе­динением деталей. Залог безотказной работы шлифованных соединений — использование только хорошо притертых шлифов и правильное применение смазки.

    Зав.кабинетом ____________Елизарова Г.И.

    Зав. кабинетом химии

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Тви 024 руководство по юстировке
  • Нужна ли производственная инструкция для электромонтера
  • Атенолол инструкция по применению при каком давлении отзывы цена
  • Руководство режимными играми
  • Компливит актив жевательный для детей инструкция по применению