Инструкция по охране труда в слесарной мастерской школы

Инструкция по охране труда в слесарной мастерской

Инструкция
по охране труда в слесарной учебной мастерской

1. Общие требования охраны труда

1.1. Настоящая инструкция по охране труда при проведении занятий в слесарной мастерской по обработке металлов разработана в соответствии с Приказами Минтруда России: от 29 октября 2021 года № 772н «Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда», вступившим в силу 1 марта 2022 года, от 27 ноября 2020 года №835н «Об утверждении Правил по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями»; СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» и СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; разделом Х Трудового Кодекса Российской Федерации.
1.2. Данная инструкция по охране труда в слесарной мастерской школы устанавливает требования охраны труда перед началом, во время и по окончании осуществления образовательной деятельности в учебной мастерской по обработке металлов, обозначает безопасные методы и приемы работ, а также требования охраны труда в возможных аварийных ситуациях в помещении кабинета.
1.3. К самостоятельной работе в слесарной мастерской могут быть допущены лица:

  • не моложе 18 лет, соответствующие требованиям Профстандарта (ЕКС) по должности «Учитель», касающимся прохождения предварительного (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации (при приеме на работу и далее не реже 1 раза в 2 года), вакцинации и имеющие личную медицинскую книжку с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе;
  • прошедшие обязательное психиатрическое освидетельствование;
  • прошедшие вводный и первичный инструктаж на рабочем месте до начала самостоятельной работы, обучение и проверку знания требований охраны труда, обучение приемам оказания первой помощи пострадавшим, правилам пожарной безопасности и электробезопасности;
  • имеющие III группу допуска по электробезопасности;
  • ознакомившиеся с инструкциями по эксплуатации станков, электроинструментов и иного электрооборудования слесарной мастерской.

1.4. Ответственным за соблюдение норм и требований охраны труда в слесарной мастерской является учитель технологии, непосредственно проводящий занятия в данном помещении и соблюдающий инструкцию по охране труда для учителя технологии.
1.5. График работы слесарной мастерской определяется утвержденным в соответствующем порядке расписанием учебных занятий.
1.6. В целях соблюдения требований охраны труда в слесарной мастерской необходимо:

  • соблюдать требования охраны труда и производственной санитарии, инструкции по охране труда, инструкцию по охране жизни и здоровья обучающихся;
  • обеспечивать режим соблюдения норм и правил по охране труда и пожарной безопасности во время организации образовательной деятельности;
  • соблюдать правила личной гигиены;
  • знать порядок действий при возникновении пожара или иной чрезвычайной ситуации и эвакуации, сигналы оповещения о пожаре;
  • уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения;
  • знать месторасположение аптечки;
  • соблюдать инструкцию по пожарной безопасности в учебной мастерской.
  • соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка, Правила внутреннего распорядка обучающихся, Устав общеобразовательной организации;
  • придерживаться установленных режимов труда и отдыха.

1.7. Объектами повышенной опасности в слесарной мастерской являются:

  • металлообрабатывающие станки;
  • заточный станок;
  • распределительный электрощиток.

1.8. Перечень профессиональных рисков и опасностей при работе в слесарной учебной мастерской:

  • нарушение остроты зрения при недостаточной освещённости рабочего места;
  • порезы при неаккуратном обращение с режущими и пилящими инструментами;
  • травмирование при неаккуратном обращении с ручными инструментами, а также с неисправными инструментами;
  • травмирование острыми кромками, заусеницами на поверхностях инструмента, приспособлений, оборудования и заготовок;
  • травмирование при неаккуратной работе на станках, без использования средств индивидуальной защиты, при использовании некачественных материалов, заготовок, поломке электрооборудования;
  • термические ожоги при прикосновении к только что обработанным заготовкам, к резцам, сверлам;
  • попадание вредных веществ, выделяющихся при обработке металлов, в дыхательную систему;
  • поражение током при отсутствии заземления, прикосновении к токоведущим частям оборудования и кабелям с нарушенной изоляцией, работе мокрыми руками и стоя на влажном полу без использования диэлектрического коврика.
  • травмирование глаз отлетающей металлической стружкой при выполнении работ без использования защитных экранов и защитных очков;
  • травмирование головы недостаточно закрепленной деталью, а также при работе без защитного экрана на станке;
  • травмирование при применении неправильных приемов труда;
  • травмирование в результате падения при захламленности рабочего места.

1.9. Для обеспечения пожарной безопасности в слесарной мастерской в месте, близком к выходу, должны быть размещены первичные средства пожаротушения (огнетушители), иметься аптечка первой помощи.
1.10. В слесарной мастерской применяются следующие индивидуальные средства защиты для учителя и обучающихся: халат хлопчатобумажный или фартук с нарукавниками, берет, защитные очки, рукавицы (перчатки).
1.11. В мастерской применяются следующие коллективные средства защиты: защитные приспособления на оборудовании (предохранительные сетки, стекла), диэлектрические коврики на полу (если покрытие пола выполнено из токопроводящего материала).
1.12. Для организации трудового обучения слесарная мастерская обеспечивается необходимым оборудованием и инструментом со специальными приспособлениями, учитывающими особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
1.13. В случае травмирования уведомить непосредственного руководителя любым доступным способом в ближайшее время. При неисправности мебели, слесарных верстаков и станков, электроинструментов, вытяжной вентиляции сообщить заместителю директора по административно-хозяйственной части и не использовать до устранения всех недостатков и получения разрешения.
1.14. В целях соблюдения правил личной гигиены и эпидемиологических норм в слесарной мастерской необходимо:

  • оставлять верхнюю одежду в предназначенных для этого местах;
  • мыть руки с мылом, использовать кожные антисептики после соприкосновения с загрязненными предметами, перед началом работы и после каждого занятия, после посещения туалета;
  • осуществлять проветривание слесарной мастерской согласно СанПин;
  • соблюдать требования СП 2.4.3648-20, СанПиН 1.2.3685-21, СП 3.1/2.4.3598-20.

1.15. В помещении на видном месте должна быть размещена данная инструкция по охране труда в слесарной мастерской, а также инструкция для учащихся по правилам безопасности при выполнении работ в слесарной школьной мастерской, правила безопасной работы с имеющимися станками, электроинструментом. Возле каждого станка размещается выдержка из производственной инструкции по работе на данном виде оборудования.
1.16. Педагогические работники, осуществляющие деятельность в слесарной мастерской, допустившие нарушение или невыполнение требований настоящей инструкции по охране труда, рассматриваются, как нарушители производственной дисциплины и могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности и прохождению внеочередной проверки знаний требований охраны труда, а в зависимости от последствий — и к уголовной; если нарушение повлекло материальный ущерб — к материальной ответственности в установленном порядке.

2. Требования охраны труда перед началом занятий в слесарной мастерской

2.1. В слесарной мастерской перед началом образовательной деятельности необходимо оценить состояние электрооборудования:

  • осветительные приборы должны быть исправны и надежно подвешены к потолку, иметь целостную светорассеивающую конструкцию и не содержать следов загрязнений;
  • уровень искусственной освещенности в слесарной мастерской (мастерской по обработке металлов) должен составлять не менее 300 люкс;
  • коммутационные коробки должны быть закрыты крышками, корпуса выключателей и розеток не должны иметь трещин и сколов, а также оголенных контактов.

2.2. Удостовериться в наличии первичных средств пожаротушения, срока их пригодности и доступности, в наличии аптечки первой помощи и укомплектованности ее медикаментами.
2.3. Убедиться в свободности выходов из слесарной мастерской, проходов.
2.4. Надеть спецодежду, застегнуть ее на все пуговицы и застегнуть обшлага рукавов.
2.5. Проверить, как организованы рабочие места для учащихся, а именно: соответствие нормам по охране труда и безопасности труда, производственной санитарии, а также возрастным особенностям обучающихся.
2.6. Проверить на устойчивость и исправность мебель, верстаки, слесарные столы, оценить покрытие столешниц и стульев, которое не должно иметь дефектов и повреждений.
2.7. Проверить состояние отключающих устройств и устройств заземления, надёжность закрепления защитного заземления к корпусу станков.
2.8. У слесарных верстаков (столов) должны находиться подставки для ног, соответствующие росту обучающихся.
2.9. Убедиться в присутствии и целостности защитных средств (предохранительные сетки, стекла), проверить исправность пусковых устройств и работу станков на холостом ходу.
2.10. Должно присутствовать в исправном состоянии местное освещение станков.
2.11. Проверить наличие и состояние диэлектрических ковриков на полу, если покрытие пола выполнено из токопроводящего материала.
2.12. Проверить исправность и работу тисков слесарных.
2.13. Проверить исправность электроинструмента, отсутствие повреждений изоляции шнуров питания.
2.14. Удостовериться в исправности ручного инструмента и в соответствии его состояния следующим требованиям безопасности:

  • у инструмента отсутствуют травмоопасные признаки;
  • инструменты соответствующим образом заточены;
  • бойки молотков имеют гладкую, слегка выпуклую поверхность без наличия скосов, сколов и выбоин, трещин и заусенцев;
  • рукоятки молотков прочные, гладкие, без трещин и заусениц, овального сечения, с утолщениями к их свободным концам;
  • на хвостовики напильников и других инструментов должны быть прочно насажены ручки, стянутые металлическими кольцами, предотвращающими раскалывание;
  • длина ручек должна соответствовать инструменту;
  • отвертки имеют исправные рукоятки, ровный стержень, рабочая часть — прямые плоские боковые грани, без сколов и видимых повреждений;
  • инструменты ударного действия (зубила, бородки, просечки, керны и др.) гладкие, их затылочная часть без видимых трещин, заусенцев, наклепа и сколов;
  • рабочие поверхности гаечных ключей не имеют дефектов в виде трещин, забоин и скосов.

2.15. Удостовериться в правильной закрепленности полотен ножовок по металлу.
2.16. Проверить исправность тисков и убедиться в том, что:

  • стальные сменные плоские губки тисков имеют несработанную перекрестную насечку на рабочей поверхности с шагом 2 – 3 мм и глубиной 0,5 – 1 мм;
  • подвижные части тисков перемещаются легко, без заеданий, рывков и надежно фиксируются в требуемом для работы положении;
  • на рукоятке тисков отсутствуют забоины и заусенцы;
  • тиски оборудованы устройством, предотвращающим полное вывинчивание ходового винта из гайки;
  • отверстие головки винта имеет с двух сторон округления для защиты рук от возможного защемления.

2.17. Подготовить и осмотреть на безопасность и качество заготовки для выполнения работ обучающимися по теме урока.
2.18. В отсутствии обучающихся произвести сквозное проветривание слесарной мастерской в соответствии с показателями продолжительности по СанПиН 1.2.3685-21, а именно:

Температура наружного
воздуха, °С
Длительность проветривания помещений, мин.
Учебные кабинеты
в малые перемены, мин
Учебные кабинеты
в большие перемены, мин
от +10 до +6 4-10 25-35
от +5 до 0 3-7 20-30
от 0 до -5 2-5 15-25
от -5 до -10 1-3 10-15
ниже -10 1-1,5 5-10

2.19. Температура воздуха в слесарной мастерской должна соответствовать требуемым санитарным нормам 18-20°С, в теплый период года не более 28°С.
2.20. Приступать к образовательной деятельности в школьной слесарной мастерской разрешается при соответствии мастерской гигиеническим нормативам, после выполнения подготовительных мероприятий и устранения всех недостатков и неисправностей.

3. Требования охраны труда во время занятий в слесарной мастерской

3.1. Запрещается использовать слесарную мастерскую в качестве учебного кабинета для занятий по другим предметам, а также размещения групп продленного дня.
3.2. Допустимое количество рабочих мест в слесарной мастерской должно соответствовать норме из расчета 6 м2/рабочее место.
3.3. Учебные доски, для работы с которыми используется мел, должны иметь темное антибликовое покрытие и должны быть оборудованными дополнительными источниками искусственного освещения, направленного непосредственно на рабочее поле.
При использовании маркерной доски в слесарной мастерской цвет маркера должен быть контрастного цвета по отношению к цвету доски.
3.4. В целях обеспечения необходимой естественной освещенности мастерской на подоконниках не размещаются цветы, учебники, заготовки, инструменты и иные предметы.
3.5. В слесарной мастерской запрещено хранение любого оборудования на шкафах.
3.6. Обучающиеся рассаживаются с учетом наличия заболеваний органов дыхания, слуха и зрения. Дети со значительным снижением слуха рабочие места отводятся за первыми и вторыми столами (верстаками). Учащимся с пониженной остротой зрения места отводятся ближе к окну за первыми столами. Обучающимся с ревматическими заболеваниями, склонными к частым ангинам и острым воспалениям верхних дыхательных путей, рабочие места отводятся дальше от окон. При расположении столов, используемых при организации обучения и воспитания, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, следует учитывать особенности физического развития обучающихся.
3.7. Слесарные верстаки или слесарные столы должны соответствовать росту учащихся и оснащаться подставками для ног.
3.8. Станки, оборудование, инструменты, рычаги управления, рабочая мебель по своим параметрам должны соответствовать эргономическим требованиям с учетом роста и физического развития обучающихся.
3.9. Все работы в слесарной мастерской учитель технологии и обучающиеся выполняют в специальной одежде и (или) с использованием средств индивидуальной защиты.
3.10. Сверлильные, точильные и другие станки в слесарной мастерской должны быть установлены на фундаменте (кроме настольно-сверлильных и настольно-точильных) и оборудованы предохранительными сетками, стеклами и местным освещением.
3.11. В начале года педагогом проводится вводный инструктаж по технологии для обучающихся, повторные и первичные инструктажи с внесением записей в журнал инструктажа обучающихся, а также текущие инструктажи перед практическими работами и работой с электроинструментами, на станках, с ручными инструментами впервые, при этом акцентируется внимание на опасных факторах, которые могут возникнуть при выполнении работ.
3.12. Во время занятий в слесарной мастерской должна выполняться только та работа, которая предусмотрена расписанием и планом урока.
3.13. Не допускать складирование посторонних предметов на рабочих местах, захламление рабочей зоны и проходов, а также выходов из помещения и подходов к первичным средствам пожаротушения.
3.14. Необходимо поддерживать дисциплину и порядок во время занятий, не разрешать обучающимся самовольно уходить из слесарной мастерской без разрешения учителя технологии, не оставлять обучающихся одних без контроля.
3.15. В слесарной мастерской учителем технологии обеспечивается:

  • контроль расположения рабочего инструмента на рабочих местах обучающихся, для предупреждения возможности его скатывания или падения;
  • контроль выполнения обучающимися требований по применению средств индивидуальной и коллективной защиты в процессе выполнения работ, применения защитных очков, защитных стекол и т.д.;
  • контроль прочности закрепления учащимися обрабатываемой детали или металлической заготовки в тисках при ручной обработке;
  • контроль прочности закрепления обучающимися обрабатываемой заготовки на станке;
  • контроль исправности и качества заточки рабочего инструмента обучающихся;
  • контроль соблюдения обучающимися требований соответствующих инструкций по правилам безопасного выполнения работ в слесарной мастерской, при работе с использованием различных станков и инструментов;
  • соблюдение установленного в общеобразовательной организации режима занятий, выполнение обучающимися рекомендованных физических разминок с учетом их возрастных особенностей.

3.16. Оборудование, станки, верстаки и тиски использовать только в исправном состоянии, соблюдая правила безопасности и технические руководства по эксплуатации.
3.17. Электроинструменты и ручные слесарные инструменты, наглядные пособия применять только в исправном состоянии, соблюдая правила безопасности труда.
3.18. При использовании режущих и колющих инструментов соблюдать осторожность, не направлять их заостренные части на себя и окружающих.
3.19. Не производить резку, правку листового металла без применения рукавиц для защиты рук от травмирования острыми кромками металлических листов или стружкой.
3.20. При работах зубилом и подобными инструментами применять защитные очки.
3.21. При ручной работе с металлом обучающимся необходимо соблюдать инструкцию по правилам безопасности при ручной обработке металла.
3.22. Перед включением станков следует встать на диэлектрический коврик на полу (если покрытие пола выполнено из токопроводящего материала) и убедиться, что его пуск никому не угрожает.
3.23. Во время работы на станке следить за тем, чтобы металлическая стружка не травмировала окружающих. Для этих целей использовать защитный экран, защитные очки.
3.24. Для уборки стружки использовать только крючок или щетку, не сдувать и не собирать стружку руками.
3.25. Запрещается тормозить станок рукой, нажимом на патрон или инструментом.
3.26. Запрещается снимать ограждения вращающихся частей работающих электродвигателя и механизма.
3.27. При использовании станков и иного электрооборудования в слесарной мастерской запрещается:

  • включать в электросеть и отключать от неё электрооборудование мокрыми и влажными руками;
  • вытирать влажной тряпкой рубильники и другие выключатели тока;
  • нарушать последовательность включения и выключения, технологические процессы;
  • размещать на электрооборудовании предметы (бумагу, тряпки, вещи и т.п.);
  • выполнять работы на станках и ином электрооборудовании в случае его неисправности, возникновения искрения, задымления, нарушения изоляции или заземления;
  • разбирать включенные в электросеть приборы, электроинструменты, станки;
  • прикасаться к оголенным или с поврежденной изоляцией кабелям питания;
  • сгибать и защемлять кабели питания;
  • оставлять без присмотра включенное электрооборудование.

3.28. В процессе работы на станке строго запрещается:

  • смазывать и чистить станок на ходу;
  • производить регулировку или наладку станка на ходу;
  • работать в рукавицах;
  • касаться вращающихся частей рукавами;
  • сверлить незакрепленные детали;
  • убирать стружку руками;
  • осуществлять уборку над и под работающим оборудованием или в непосредственной близости от движущихся механизмов и деталей станка;
  • использовать инструмент и станки не по прямому назначению.

3.29. Не собирайте упавшую стружку руками, используйте для этой цели щетку и совок.
3.30. В слесарной мастерской запрещено собирать вместе в один ящик тряпки, отходы и промасленную ветошь (для каждого вида отходов должен быть отведен отдельный ящик).
3.31. Запрещено очищать поверхности с применением кислот и щелочей.
3.32. Запрещено использование в помещении мастерской переносных отопительных приборов с инфракрасным излучением, а также кипятильников, плиток, не сертифицированных удлинителей.
3.33. В середине занятия организовывается перерыв для проведения физкультминутки, содержащей комплекс упражнений для профилактики зрительного утомления, повышения активности центральной нервной системы, снятия напряжения с мышц шеи и плечевого пояса, с мышц туловища, для укрепления мышц и связок нижних конечностей.
3.34. В слесарной мастерской после каждого урока проводится сквозное проветривание. Конструкция окон должна обеспечивать возможность проведения проветривания помещения в любое время года. Проветривание в присутствии детей не проводится.
3.35. Строго запрещено сидеть или вставать на подоконник, для предупреждения выпадений из окна, а также ранения стеклом.
3.36. Требования, предъявляемые к правильному использованию (применению) средств индивидуальной и коллективной защиты в слесарной мастерской:

  • халат должен быть застегнут на все пуговицы, полностью закрывать туловище и руки до запястья, не содержать в карманах острые и бьющиеся предметы;
  • при использовании защитных очков или щитка лицевого регулировать прилегание;
  • перчатки (рукавицы) должны соответствовать размеру рук и не соскальзывать с них;
  • диэлектрические коврики должны быть испытаны и без повреждений, находиться перед электрооборудованием;
  • при неисправности СИЗ заменить на исправные.

3.37. Не допускается нарушать настоящую инструкцию по охране труда в слесарной мастерской, иные инструкции по охране труда при выполнении работ и работе на станках, с электроинструментом, ручным инструментом, нарушать установленный режим рабочего времени и времени отдыха.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1. Не начинайте работу в случае плохого самочувствия или внезапной болезни.
4.2. Перечень основных возможных аварий и аварийных ситуаций в слесарной мастерской, причины их вызывающие:

  • возникновение неполадок в работе электроинструмента, станка или иного электрооборудования, коротком замыкании, ощущении действия тока, появлении искр, дыма и запаха тлеющей изоляции электропроводки;
  • пожар, возгорание, задымление вследствие неисправности электрооборудования, кабелей питания;
  • травмирование при неаккуратном обращении и нарушении правил безопасности при работе с ручными инструментами и электроинструментами, на станке;
  • поражение электрическим током при прикосновении к токоведущим частям электрооборудования, кабелям питания с поврежденной изоляцией, при отсутствии заземления;
  • прорыв системы отопления, водоснабжения, канализации из-за износа труб;
  • террористический акт или угроза его совершения.

4.3. При возникновении перегрева двигателя станка необходимо выключить станок и дать ему возможность остыть. Охлаждать двигатель с помощью воды строго запрещено.
4.4. При возникновении неполадок в работе станка, электроинструмента или иного электрооборудования, коротком замыкании, ощущении действия тока, появлении искр, дыма и запаха гари, возникновения посторонних звуков в работе, появления тестовых сигналов незамедлительно обесточить данное электрооборудование (отключить от электрической сети), отключить в распределительном щитке, изъять или ограничить к нему доступ. Сообщить об этом заместителю директора по административно-хозяйственной части. Работу с электрооборудованием можно продолжать только после устранения возникших неполадок, замене новым и получения разрешения на использование.
4.5. В случае появления задымления или возгорания в слесарной мастерской необходимо немедленно прекратить работу, отключить в распределительном щитке питание на розетки (на электрооборудование), принять меры к эвакуации обучающихся в безопасное место, оповестить голосом о пожаре и вручную задействовать АПС, вызвать пожарную охрану по телефону 101 (112), сообщить директору школы. При условии отсутствия угрозы жизни и здоровью людей принять меры к ликвидации пожара в начальной стадии с помощью первичных средств пожаротушения. При использовании огнетушителей не направлять в сторону людей струю углекислоты и порошка. При пользовании углекислотным огнетушителем во избежание обморожения не браться рукой за раструб огнетушителя.
4.6. При получении травмы обучающимся в слесарной мастерской необходимо устранить травмирующий фактор (отключить станок, обесточить электрооборудование), оказать ему первую помощь, воспользовавшись аптечкой. Вызвать медицинского работника общеобразовательной организации, при необходимости, вызвать скорую медицинскую помощь по телефону 103 и сообщить о происшествии директору общеобразовательной организации. Обеспечить до начала расследования сохранность обстановки на месте происшествия, а если это невозможно (существует угроза жизни и здоровью окружающих) – фиксирование обстановки составлением протокола, фотографирования, иным методом.
4.7. При аварии (прорыве) в системе отопления, водоснабжения или канализации необходимо вывести обучающихся из помещения слесарной мастерской, оперативно сообщить о происшедшем заместителю директора по административно-хозяйственной части общеобразовательной организации.
4.8. В случае угрозы или возникновения очага опасного воздействия техногенного характера, угрозы или приведения в исполнение террористического акта следует руководствоваться Планом эвакуации, инструкцией о порядке действий в случае угрозы и возникновении ЧС террористического характера.

5. Требования охраны труда по окончании занятий в слесарной мастерской

5.1. После завершения занятия в слесарной мастерской необходимо:

  • отключить все станки, электроинструменты от электросети;
  • отключить питание на розетки в распределительном щитке;
  • принять от обучающихся выданные им для работы инструменты, заготовки, сверить их количество и убрать в места хранения;
  • принять от обучающихся и расположить в отведенное место индивидуальные средства защиты;
  • проконтролировать уборку обучающимися своих рабочих мест;
  • обеспечить организованный выход всех учеников из помещения мастерской.

5.2. Очистить и привести в порядок станки.
5.3. Внимательно осмотреть помещение мастерской. Убрать учебные и наглядные пособия, методические пособия и раздаточный материал в места хранения.
5.4. Осуществить сквозное проветривание слесарной мастерской.
5.5. Удостовериться в противопожарной безопасности помещения. Удостовериться, что противопожарные правила в помещении соблюдены, огнетушители находятся в установленных местах. При окончании срока эксплуатации огнетушителя передать его лицу, ответственному за пожарную безопасность в школе, для последующей перезарядки. Установить в помещении новый огнетушитель.
5.6. Проконтролировать проведение влажной уборки, а также вынос мусора из помещения слесарной мастерской.
5.7. Закрыть окна, снять спецодежду.
5.8. Вымыть руки с мылом, перекрыть воду и выключить свет.
5.9. Обо всех неисправностях электрооборудования, о поломках в водопроводной, канализационной и вентиляционной системе, о недостатках, влияющих на безопасность и охрану труда, пожарную и электробезопасность, замеченных во время проведения занятий, сообщить непосредственно заместителю директора по административно-хозяйственной работе (при отсутствии – иному должностному лицу)
5.10. При отсутствии недостатков закрыть слесарную мастерскую на ключ.

Инструкцию разработал: ____________ /_____________________/

СОГЛАСОВАНО
Специалист по охране труда ____________ /_____________________/
«___»__________202_г.

С инструкцией ознакомлен (а)
«___»__________202_г. ____________ /_____________________/

Рекомендуем перейти к:
Технике безопасности в мастерских

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

1.
Общие требования охраны труда в слесарной мастерской

1.1.
Действие данной инструкции по охране труда в слесарной мастерской
распространяется на всех работников общеобразовательного учреждения, проводящих
занятия с учениками в помещении слесарной мастерской (инструктора по труду,
учителей технологии, педагогов дополнительного образования и т.д.).

1.2.
К самостоятельной работе в слесарной мастерской могут быть допущены лица: не
моложе 18 лет, которые прошли обязательный периодический медицинский осмотр и
не имеющие медицинских противопоказаний по его результатам для работы в
слесарной мастерской; имеющие, как правило, высшее или среднее специальное
образование в этой области; прошедшие вводный инструктаж по
электробезопасности, проверку знаний правил и норм по охране труда с
присвоением III группы допуска по электробезопасности; ознакомившиеся с
инструкциями по эксплуатации станков и механизмов, расположенных в слесарной
мастерской школы, настоящей инструкцией по технике безопасности в слесарной
мастерской учреждения.

1.3.
Учитель технологии в слесарной мастерской обязан неукоснительно соблюдать
Правила внутреннего трудового распорядка, инструкцию по охране труда в
слесарной мастерской и установленный режим работы школы. График работы
определяется расписанием занятий, утвержденным директором общеобразовательного
учреждения.

1.4.
Учитель технологии в слесарной мастерской должен знать и соблюдать: —
инструкцию по охране труда на сверлильном станке; — инструкцию по охране труда
на фрезерном станке по металлу; — инструкцию по охране труда на заточном
станке.

1.5.
Факторы, которые могут причинить вред здоровью педагога в слесарной мастерской,
являются: физические факторы (высокое напряжение в электрической сети;
движущиеся части машин и механизмов; острые кромки, заусенцы на поверхностях
металлических заготовок, инструмента, приспособлений и оборудования; шум;
вибрация; повышенная температура заготовок и поверхностей оборудования;
неисправная система вентиляции; неаккуратное обращение с режущими, пилящими,
колющими инструментами и деталями); химические факторы (пыль; вредные
химические вещества, выделяющиеся при обработке металлов); психофизиологические
факторы (напряжение внимания и снижение его концентрации)

1.6.
При выполнении работ в слесарной мастерской следует использовать следующую
специальную одежду и индивидуальные средства защиты: — халат хлопчатобумажный;
— рукавицы комбинированные; — очки защитные.

1.7.
Обо всех обнаруженных неисправностях электропроводки, оборудования и
механизмов, сантехнического оборудования, мебели и целостности оконных стекол
преподаватель в слесарной мастерской должен незамедлительно сообщить
заместителю директора по АХР, а в случае их отсутствия – дежурному
администратору школы, сделать запись в журнале заявок для дальнейшего
проведения ремонта.

1.8.
Слесарная мастерская должна быть обеспечена следующими первичными средствами
пожаротушения для устранения возгораний: огнетушителем химическим пенным,
огнетушителем углекислотным или порошковым и ящиком с песком.

1.9.
Для оказания первой помощи получившим травмы в легкодоступном месте должна
находиться обновляемая медицинская аптечка.

1.10.
В слесарной мастерской на видном месте должны быть вывешены инструкции по
технике безопасности для учащихся. Возле каждого станка следует размещать
выдержку из производственной инструкции по работе на данном виде оборудования.

1.11.
Недопустимо хранить любое оборудование на шкафах слесарной мастерской.

1.12.
В начале каждого учебного года следует проводить с учащимися инструктаж
(отдельный урок по плану) по технике безопасности с записью в соответствующем
журнале. Далее в течение года перед переходом на новый вид работ с
использованием новых станков и инструментов, необходимо проводить с учащимися
инструктаж по технике безопасности о работе на данных видах станков с записью в
соответствующем журнале регистрации инструктажей учащихся.

1.13.
В случае получения травмы школьником в слесарной мастерской, учитель технологии
обязан немедленно оказать первую помощь, обратиться к медицинской сестре школы,
сообщить о произошедшем случае директору школы (при отсутствии – иному
должностному лицу).

1.14.
При возникновении несоблюдения требований техники безопасности кем-либо из
учеников со всеми учащимися обязательно проводится внеплановый инструктаж, с
его регистрацией в соответствующем журнале инструктажей.

1.15.
Все окна слесарной мастерской либо должны быть не зарешечены, либо иметь
распашные решетки, ключи от которых хранятся в легкодоступном месте.

1.16.
За отступление в своей работе от требований данной инструкции по охране труда в
слесарной мастерской, учитель технологии несет персональную ответственность в
соответствии с действующим законодательством.

2.
Требования охраны труда перед началом работы в слесарной мастерской

2.1.
Перед началом работы в слесарной мастерской следует надеть специальную одежду и
проверить на отсутствие видимых повреждений средства индивидуальной защиты
(защитные очки, перчатки, коврики диэлектрические).

2.2.
Осмотреть свое рабочее место, убрать лишние и мешающие предметы, особо обратив
внимание на достаточность освещения, наличие на положенных местах ограждений
вращающихся частей станков и механизмов.

2.3.
Убедиться в отсутствии внешних повреждений станков, оборудования и механизмов,
наличие и исправность тумблеров, переключателей и т.п.

2.4.
Оценить целостность крышек электрических розеток и выключателей, электрических
вилок и подводящего электрического кабеля.

2.5.
Убедиться в наличии и отсутствии повреждений заземляющих проводников корпусов
станков, оборудования.

2.6.
Пристальное внимание следует обратить на исправность рабочих мест учащихся.

2.7.
Проверить (визуальным осмотром) исправность сантехнического оборудования,
мебели, целостность оконных стекол.

2.8.
Проверить, как оборудованы верстаки: их поверхность должна быть горизонтальной,
обита листовой сталью, должны отсутствовать выбоины и заусенцы. Убедиться в
целостности защитных экранов, проверить соответствуют ли они требованиям
безопасности (высота – не менее 1 м, сплошной или из сетки с ячейками не более
3 мм).

2.9.
Проверить исправность тисков и убедиться в том, что: стальные сменные плоские
губки тисков имеют несработанную перекрестную насечку на рабочей поверхности с
шагом 2 – 3 мм и глубиной 0,5 – 1 мм; подвижные части тисков перемещаются
легко, без заеданий, рывков и надежно фиксируются в требуемом для работы
положении; на рукоятке тисков отсутствуют забоины и заусенцы; тиски оборудованы
устройством, предотвращающим полное вывинчивание ходового винта из гайки;
отверстие головки винта имеет с двух сторон округления для защиты рук от
возможного защемления.

2.10.
Проверить исправность ручного слесарного инструмента и убедиться в том, что его
состояние соответствует следующим требованиям безопасности:

·       
бойки молотков имеют гладкую, слегка
выпуклую поверхность без наличия скосов, сколов, выбоин, трещин и заусенцев;

·       
рукоятки молотков и другого инструмента
ударного действия выполнены из сухой древесины твердых лиственных пород без
сучков и косослоя или из синтетических материалов, обеспечивающих
эксплуатационную прочность и надежность в работе;

·       
рукоятки молотков должны быть гладкие, без
трещин, иметь по всей длине в сечении овальную форму; к свободному концу
рукоятка молотка должна быть несколько утолщенная, чтобы предотвратить
выпадение ее из руки при взмахах и ударах инструментом;

·       
оси рукояток молотков перпендикулярны осям
молотков. Клинья для закрепления молотка выполнены из мягкой стали и имеют
насечки (ерши);

·       
рукоятки напильников, шаберов, ножовок
имеют специальные стягивающие металлические бандажные кольца;

·       
отвертки имеют исправные рукоятки, ровный
стержень, рабочая часть — прямые плоские боковые грани, без сколов и видимых
повреждений;

·       
инструмент ударного действия (зубила,
крейцмейсели, бородки, просечки, керны и др.) гладкий, его затылочная часть –
без видимых трещин, заусенцев, наклепа и сколов;

·       
на рабочей части нет повреждений, длина
инструмента должна быть не менее 150 мм;

·       
средняя часть зубила имеет овальное или
многогранное сечение без острых ребер и заусенцев на боковых гранях, ударная
часть – форму усеченного конуса;

·       
рабочие поверхности гаечных ключей не
должны иметь никаких дефектов в виде трещин, забоин, скосов, а рукоятки –
заусенцев;

·       
ручные рычажные ножницы следует надежно
закреплять на специальной стойке, в любой части ножей категорически не допускается
наличие вмятин, повреждений или трещин, режущие кромки ножей острые и плотно
соприкасаются.

2.11.
В случае обнаружения дефектов или неисправности оборудования, станков,
инструментов преподаватель технологии, работающий в слесарной мастерской, обязан
немедленно поставить в известность заместителя директора по АХР, а при его
отсутствии – дежурного администратора и зафиксировать соответствующую запись в
журнале заявок.

2.12.
Перед включением станков в электрическую сеть следует встать на диэлектрический
коврик на полу (если покрытие пола выполнено из токопроводящего материала).

2.13.
Категорически запрещается включать оборудование, станки в электрическую сеть
мокрыми или влажными руками.

2.14.
Перед началом выполнения работ необходимо проконтролировать наличие у учащихся
спецодежды.

2.15.
Перед началом работ в слесарной мастерской с каждым видом оборудования,
станками, приспособлениями и инструментами необходимо ознакомить учащихся с
правилами их эксплуатации, безопасными правилами выполнения работ, правилами
подготовки рабочего места, инструментов и материалов.

2.16.
Перед каждым занятием следует обязательно проводить инструктаж с учениками по
технике безопасности и охране труда с соответствующей записью в журнал
регистрации инструктажей.

2.17.
В случае обнаружения несоответствия рабочих мест учащихся школы установленным в
данном разделе инструкции по охране труда в слесарной мастерской требованиям, а
также при невозможности выполнить указанные в данном разделе подготовительные к
работе действия необходимо категорически запретить школьникам приступать к
выполнению работы.

3.
Требования охраны труда во время работы в слесарной мастерской

3.1.
Во время работы необходимо неукоснительно соблюдать требования настоящей
инструкции по охране труда в слесарной мастерской школы, правила эксплуатации
оборудования, станков и инструментов, не подвергать их механическим ударам, не
допускать падений.

3.2.
Уровень напряжения в сети проверять только исправным указателем напряжения.

3.3.
Необходимо следить за исправной работой всех станков, оборудования, механизмов,
целостностью изоляции и заземления.

3.4.
Учитель технологии, работающий в слесарной мастерской, обязан обеспечить:
поддержание порядка и чистоты на своем рабочем месте и рабочих местах учеников;
контроль расположения рабочего инструмента на рабочих местах школьников, чтобы
обеспечить отсутствие возможности его скатывания или падения; применение
защитных очков учениками при работе с инструментом ударного действия и на
станках;

·       
контроль прочного закрепления учащимися
обрабатываемой детали в тисках при ручной резке металлов ножовкой;

·       
выполнение работы только исправным и
хорошо заточенным инструментом;

·       
контроль исправности и качества заточки
рабочего инструмента учащихся;

·       
контроль правильности регулировки
натяжения ножовочного полотна;

·       
соблюдение учителем инструкции по охране
труда учителя технологии в мастерских;

·       
строгое соблюдение школьниками требований
соответствующих инструкций по технике безопасности на занятиях по технологии,
при работе с использованием различных станков, механизмов и инструментов в
слесарной мастерской;

·       
соблюдение требований и норм техники
безопасности на рабочих местах учеников; соблюдение установленных в школе
режимом рабочего времени регламентированных перерывов в работе, выполнение
учениками рекомендованных физических упражнений с учетом их возрастных
особенностей.

3.5.
Во время работы в слесарной мастерской строго запрещается:

·       
производить переключения электрических
разъемов при включенном питании; прикасаться к проводам и другим токоведущим
частям, находящимся под напряжением;

·       
выполнять работы на станках, оборудовании
и механизмах в случае их неисправности, возникновения искрения, задымления,
нарушения изоляции или заземления;

·       
производить резку, правку листового
металла без применения рукавиц для защиты рук от травмирования острыми кромками
металлических листов или стружкой;

·       
накрывать оборудование, станки и механизмы
бумагой, тряпками и другими посторонними предметами; допускать складирование
посторонних предметов на рабочих местах;

·       
осуществлять самостоятельно вскрытие и
ремонт оборудования, станков и механизмов;

·       
оставлять без присмотра включенное оборудование,
станки и приспособления;

·       
сдувать оставшуюся стружку со станков или
убирать ее руками (следует использовать веник или щетку и совок);

·       
очищать поверхности с применением кислот и
щелочей;

·       
осуществлять уборку над и под работающим
оборудованием или в непосредственной близости от движущихся механизмов и
деталей станка;

·       
оставлять на электрооборудовании и
нагревательных устройствах посторонние предметы; вытирать рубильники и другие
выключатели тока;

·       
заходить и просовывать руки за ограждения
как действующего, так и бездействующего в данный момент оборудования;

·       
собирать вместе в один ящик тряпки, отходы
бумаги и промасленную ветошь (для каждого вида отходов должен быть отведен
отдельный ящик);

·       
использовать инструмент и станки не по
прямому назначению;

·       
оставлять учеников в помещении слесарной
мастерской без присмотра.

3.6.
При открывании окон необходимо проследить, чтобы не возникало сквозняков,
которые могут вызвать повреждения стекол (разбитие, появление трещин)

4.
Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1.
В случае возникновения аварийных ситуаций (замыкание электрической проводки,
прорыв водопроводных труб и отопительной системы, задымление, возгорание и
т.п.), которые могут привести к получению травм учащимися, учитель технологии слесарной
мастерской обязан отключить неисправное оборудование и немедленно вывести из
мастерской всех учащихся. В этом случае школьники выходят из мастерской по
маршруту утвержденной схемы эвакуации, соблюдая при этом порядок. О факте
аварийной ситуации необходимо сообщить специалисту по охране труда и
заместителю директора по АХР, а в случае их отсутствия – дежурному
администратору и директору учебного заведения.

4.2.
При обнаружении обрыва проводов электропитания или нарушения целости их
изоляции, неисправности заземления и других повреждений электрооборудования,
ощущения запаха гари, возникновения посторонних звуков в работе оборудования,
станков и механизмов, появления тестовых сигналов, сообщающих об их
неисправности, следует немедленно прекратить работу, обеспечить прекращение
работы всеми учащимися и отключить электросеть.

4.3.
При возникновении перегрева двигателей станков необходимо срочно остановить их
и дать им возможность остыть. Охлаждать двигатель с помощью воды или снега
строго запрещено.

4.4.
При поражении школьников электрическим током необходимо принять меры по их
освобождению от действия тока путем отключения электропитания, оказать
потерпевшим первую помощь и обратиться к медицинской сестре, при необходимости,
вызвать «скорую помощь». В случае наличия пострадавших от других факторов среди
учащихся учитель технологии также обязан оказать первую помощь согласно
инструкции по оказанию помощи пострадавшему и обратиться к школьной медицинской
сестре.

4.5.
При возникновении возгорания оборудования необходимо отключить электропитание,
эвакуировать учащихся из слесарной мастерской, сообщить в пожарную охрану по
телефону 101 и директору школы (при отсутствии – иному должностному лицу),
после чего приступить к тушению пожара имеющимися средствами.

5.
Требования охраны труда по окончании работы

5.1.
Отключить электропитание станков и электроинструментов в последовательности,
установленной инструкциями по эксплуатации, учитывая характер выполняемых
работ.

5.2.
Проконтролировать процесс наведение порядка школьниками на своих рабочих
местах.

5.3.
Принять инструменты, заготовки, материалы от учащихся и сложить их в места
хранения.

5.4.
Принять от учащихся и расположить в отведенное место индивидуальные средства
защиты.

5.5.
Обеспечить организованный выход учащихся из помещения слесарной мастерской.

5.6.
Тщательно проветрить помещение мастерской, выключить вентиляцию.

5.7.
Отключить освещение, перекрыть краны, закрыть окна и дверь.

5.8.
При обнаружении неисправности мебели, оборудования, станков, нарушения
целостности окон следует проинформировать об этом заместителя директора по АХР,
а при его отсутствии – дежурного администратора и сделать запись в журнале
заявок.

6.
Заключительные положения инструкции

6.1.
Проверка и пересмотр настоящей инструкции по охране труда в слесарной
мастерской должны осуществляться не реже одного раза в 5 лет.

6.2.
Инструкцию следует досрочно пересмотреть в следующих случаях: при пересмотре
или внесении изменений в межотраслевые и отраслевые правила и типовые
инструкции по охране труда; при изменении условий труда в слесарной мастерской;
при внедрении новой техники и (или) технологий работы в мастерской; по
результатам анализа материалов расследования произошедших аварий в мастерской,
несчастных случаев и профессиональных заболеваний; по требованию представителей
органов по труду субъектов Российской Федерации или органов федеральной
инспекции труда.

6.3.
В случае, если в течение 5 лет со дня утверждения инструкции условия труда в
слесарной мастерской не менялись, действие данной инструкции автоматически
продлевается на следующие 5 лет.

6.4.
Ответственность за своевременное внесение изменений и дополнений в настоящую
инструкцию по охране труда, а также её пересмотр возлагается на ответственного
по охране труда (инженера по ОТ) общеобразовательного учреждения.

Представляем вашему вниманию инструкции по технике безопасности для учащихся при работе в слесарной и столярной мастерских. Каждая из них содержит перечень общих требований безопасности, которые следует соблюдать в конкретном помещении, требования безопасности перед началом, в процессе проведения и после завершения занятия, а также требования безопасности в аварийных ситуациях, которые могут возникнуть в данной мастерской.

 

Инструкция по технике безопасности в слесарной мастерской

1. Общие требования безопасности

1.1. К занятиям в слесарной мастерской допускаются учащиеся 5–11-х классов:

• не имеющие медицинских противопоказаний для занятий в слесарной мастерской;

• прошедшие инструктаж по технике безопасности;

• ознакомленные с инструкциями по эксплуатации оборудования и приспособлений.

1.2. Опасными факторами в слесарной мастерской являются:

• физические (опасное напряжение в электрической сети, движущиеся части машин и механизмов, острые кромки, заусенцы на поверхностях заготовок, инструментов, приспособлений и оборудования, шум, вибрация, повышенная температура заготовок и поверхностей оборудования, система вентиляции, режущие, пилящие, колющие инструменты, технические средства обучения (ТСО), неисправная или не соответствующая требованиям СанПиН 2.4.2.1178-02 мебель);

• химические (пыль, вредные химические вещества, выделяемые при обработке металлов);

• психофизиологические (напряжение внимания).

1.3. При работе в слесарной мастерской должна использоваться следующая спецодежда и средства индивидуальной защиты: халат хлопчатобумажный и берет, рукавицы, защитные очки.

1.4. Учащиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения, место нахождения аптечки и уметь оказывать первую доврачебную помощь.

1.5. Рабочие места и рабочие зоны должны иметь достаточное освещение, при этом свет не должен слепить глаза.

1.6. Для смены и очистки рабочих приспособлений и механизмов, уборки рабочих мест необходимо использовать вспомогательные инструменты (ключ, крючок, щетка, скребок и т.п.).

1.7. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец обязан немедленно сообщить учителю или иному лицу, проводящему занятия.

1.8. Учащимся запрещается без разрешения учителя или иного лица, проводящего занятия, подходить к имеющемуся в мастерской оборудованию и пользоваться им, трогать электрические разъемы.

1.9. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение настоящей инструкции, привлекаются к ответственности в соответствии с положением о поощрениях и взысканиях для учащихся.

2. Требования безопасности перед началом занятий

2.1. Перед началом занятий учащийся должен:

• изучить содержание настоящей инструкции;

• надеть спецодежду, заправить волосы под головной убор, приготовить средства индивидуальной защиты;

• подготовить рабочее место, убрав все лишнее с верстаков, а портфель или сумку в специально отведенное место;

• используемые инструменты и приспособления, заготовки разместить таким образом, чтобы исключить их падение и опрокидывание;

• проверить состояние верстаков: их поверхность должна быть горизонтальной, обита листовой сталью, без выбоин и заусенцев;

• убедиться в исправности защитных экранов;

• проверить исправность тисков и убедиться в том, что:

— подвижные части тисков перемещаются без заеданий, рывков и надежно фиксируются в требуемом положении;

— на рукоятке тисков не имеется забоин и заусенцев;

— тиски оснащены устройством, предотвращающим полное вывинчивание ходового винта из гайки;

• проверить исправность необходимого для работы ручного слесарного инструмента и убедиться в том, что его состояние соответствует следующим требованиям безопасности:

— бойки молотков имеют гладкую поверхность без скоса, сколов, выбоин, трещин и заусенцев;

— рукоятки молотков и другого инструмента ударного действия гладкие, без трещин;

— отвертки имеют исправные рукоятки, прямой стержень, их рабочая часть — ровные плоские боковые грани, без сколов и повреждений.

2.2. Обо всех замеченных нарушениях, неисправностях и поломках учащийся должен немедленно доложить учителю или иному лицу, проводящему занятия.

2.3. Запрещается приступать к работе в случае обнаружения несоответствия рабочего места.

3. Требования безопасности во время занятий

3.1. Во время занятий необходимо соблюдать настоящую инструкцию, правила эксплуатации оборудования, механизмов и инструментов, не подвергать их механическим ударам, не допускать падений.

3.2. При работе учащийся обязан:

• поддерживать порядок и чистоту на своем рабочем месте;

• использовать защитные очки при работе инструментом ударного действия;

• прочно закреплять обрабатываемую деталь в тисках при ручной резке металлов ножовкой;

• контролировать правильность регулировки натяжения ножовочного полотна;

• при работе напильником держать пальцы рук на его поверхности.

• использовать рабочий инструмент только по прямому назначению;

3.3. Учащимся запрещается:

• производить резку, правку листового металла без рукавиц во избежание травм рук острыми кромками металлических листов;

• закрывать оборудование и механизмы бумагами и посторонними предметами;

• допускать скапливание посторонних предметов на рабочем месте;

• сдувать стружку и опилки или убирать их руками;

• производить уборку над и под работающим оборудованием или в непосредственной близости от движущихся механизмов;

• вытирать рубильники и другие выключатели тока;

• выполнять какие-либо действия без разрешения учителя (иного лица, проводящего занятия);

• выносить из мастерской и вносить в нее любые предметы, приборы и оборудование без разрешения учителя;

3.4. Обо всех неполадках в работе оборудования и механизмов необходимо ставить в известность учителя или иное лицо, проводящее занятия.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При возникновении чрезвычайной ситуации (появлении посторонних запахов, задымлении, возгорании), обнаружении обрыва проводов питания или нарушения целости их изоляции, неисправности заземления и других повреждений электрооборудования, появлении запаха гари, посторонних звуков в работе оборудования и механизмов немедленно прекратить работу, сообщить об этом учителю.

4.2. При получении травмы сообщить об этом учителю или иному лицу, проводящему занятия.

4.3. При необходимости помочь учителю или иному лицу, проводящему занятия, оказать пострадавшему первую помощь и оказать содействие в отправке пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

5. Требования безопасности по окончании занятий

По окончании занятия учащийся обязан:

5.1. привести в порядок рабочее место только при отключении всех токонесущих устройств;

5.2. убрать с помощью щетки-сметки стружку и опилки с рабочего места;

5.3. привести в порядок использованное в работе оборудование и приспособления;

5.4. убрать в отведенное место инструменты;

5.5. тщательно вымыть руки с мылом;

5.6. при обнаружении неисправности оборудования, приспособлений и инструментов проинформировать об этом учителя или иное лицо, проводящее занятия;

5.7. покинуть мастерскую только с разрешения учителя или иного лица, проводящего занятия.

Просмотр содержимого документа

«Инструкция по технике безопасности в слесарной мастерской. Общие требования безопасности.»

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

В СЛЕСАРНОЙ МАСТЕРСКОЙ

1.ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

Действие настоящей инструкции распространяется на всех работников образовательного учреждения, которые проводят занятия с учащимися в слесарной мастерской (инструктора по труду, учителей, педагогов дополнительного образования и т.д.).

К самостоятельной работе в слесарной мастерской допускаются лица:

не моложе 18 лет, прошедшие обязательный периодический медицинский осмотр и не имеющие медицинских противопоказаний для работы в слесарной мастерской;

имеющие, как правило, специальное образование или соответствующий опыт работы;

прошедшие вводный инструктаж по электробезопасности с присвоением IV группы допуска;

ознакомленные с инструкциями по эксплуатации станков и механизмов, которыми оснащена мастерская.

Работающий в слесарной мастерской обязан соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка и режим работы школы. График работы в слесарной мастерской определяется расписанием занятий, утвержденным директором школы.

Опасными факторами при работе в слесарной мастерской являются:

физические (опасное напряжение в электрической сети; движущиеся части машин и механизмов; острые кромки, заусенцы на поверхностях заготовок, инструмента, приспособлений и оборудования; шум; вибрация; повышенная температура заготовок и поверхностей оборудования; система вентиляции; режущие, пилящие, колющие инструменты);

химические (пыль; вредные химические вещества, выделяемые при обработке металлов);

психофизиологические (напряжение внимания).

При работе в слесарной мастерской должна использоваться следующая спецодежда и индивидуальные средства защиты:

-халат хлопчатобумажный,

— рукавицы комбинированные,

— очки защитные.

Обо всех неисправностях электропроводки, оборудования и механизмов, сантехнического оборудования, мебели и целостности оконных стекол, работник слесарной мастерской обязан немедленно проинформировать заместителя директора по АХР, а в случае их отсутствия – дежурного администратора, сделать запись в тетради заявок.

Мастерская должна быть обеспечена первичными средствами пожаротушения: огнетушителем химическим пенным, огнетушителем углекислотным или порошковым и ящиком с песком.

Для оказания доврачебной помощи в легкодоступном месте должна находиться аптечка.

В слесарной мастерской на видном месте должны быть вывешены инструкции по технике безопасности для учащихся.

Запрещается хранить любое оборудование на шкафах.

В начале каждого учебного года необходимо провести с учащимися инструктаж (отдельный урок по плану) по технике безопасности с записью в соответствующем журнале.

Перед переходом на новый вид работ с использованием новых станков и инструментов необходимо провести с учащимися инструктаж по технике безопасности с записью в соответствующем журнале.

В случае травмирования учащихся работник слесарной мастерской обязан немедленно проинформировать о случившемся дежурного администратора и школьную медицинскую сестру. При необходимости оказать доврачебную помощь.

В случае нарушения кем-либо из учащихся техники безопасности со всеми учащимися необходимо провести внеплановый инструктаж по технике безопасности, с его регистрацией в соответствующем журнале.

Все окна кабинета либо должны быть не зарешечены, либо иметь распашные решетки, ключи от которых хранятся в легкодоступном месте.

За виновное нарушение данной инструкции, работник слесарной мастерской несет персональную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

Надеть спецодежду и проверить средства индивидуальной защиты (защитные очки, перчатки резиновые; коврики диэлектрические).

Осмотреть рабочее место, убрать лишние и мешающие предметы, обратив внимание на достаточность освещения, наличие ограждений вращающихся частей машин и механизмов.

Проверить отсутствие внешних повреждений станков, оборудования и механизмов, наличие и исправность контрольных, измерительных и сигнальных приборов, тумблеров, переключателей и т.п.

Убедиться в целостности крышек электророзеток и выключателей, электровилки и подводящего электрокабеля.

Убедиться в наличии и целостности заземляющих проводников корпусов станков, оборудования и механизмов.

Особое внимание следует обратить на исправность электропроводки, подключенной к рабочим местам учащихся.

Проверить (визуально) исправность сантехнического оборудования, мебели; целостность оконных стекол.

Проверить состояние верстаков: их поверхность должна быть горизонтальной, обита листовой сталью, без выбоин и заусенцев. Убедиться в исправности защитных экранов (высота – не менее 1 м, сплошной или из сетки с ячейками не более 3 мм).

Проверить исправность тисков и убедиться в том, что:

стальные сменные плоские губки тисков имеют несработанную перекрестную насечку на рабочей поверхности с шагом 2 – 3 мм и глубиной 0,5 – 1 мм;

подвижные части тисков перемещаются без заеданий, рывков и надежно фиксируются в требуемом положении;

на рукоятке тисков не имеется забоин и заусенцев;

тиски оснащены устройством, предотвращающим полное вывинчивание ходового винта из гайки;

отверстие головки винта имеет с двух сторон округления для предохранения рук от защемления.

Проверить исправность ручного слесарного инструмента и убедиться в том, что его состояние соответствует следующим требованиям безопасности:

бойки молотков имеют гладкую, слегка выпуклую поверхность без скоса, сколов, выбоин, трещин и заусенцев;

рукоятки молотков и другого инструмента ударного действия изготовлены из сухой древесины твердых лиственных пород без сучков и косослоя или из синтетических материалов, обеспечивающих эксплуатационную прочность и надежность в работе. Рукоятки гладкие, без трещин, имеют по всей длине в сечении овальную форму;

к свободному концу рукоятка несколько утолщенная во избежание выскальзывания ее из руки при взмахах и ударах инструментом;

оси рукояток молотков перпендикулярны осям молотков. Клинья для закрепления молотка выполнены из мягкой стали и имеют насечки (ерши);

рукоятки напильников, шаберов, ножовок стянуты металлическими бандажными кольцами;

отвертки имеют исправные рукоятки, прямой стержень, рабочая часть — ровные плоские боковые грани, без сколов и повреждений;

инструмент ударного действия (зубила, крейцмейсели, бородки, просечки, керны и др.) гладкий, его затылочная часть – без трещин, заусенцев, наклепа и сколов. На рабочей части нет повреждений, длина инструмента – не менее 150 мм. Средняя часть зубила имеет овальное или многогранное сечение без острых ребер и заусенцев на боковых гранях, ударная часть – форму усеченного конуса;

рабочие поверхности гаечных ключей не имеют трещин, забоин, скосов, а рукоятки – заусенцев;

ручные рычажные ножницы надежно закреплены на специальной стойке, в любой части ножей не допускается наличие вмятин, повреждений или трещин, режущие кромки ножей острые и плотно соприкасаются.

В случае обнаружения неисправности оборудования, станков, инструментов работник в слесарной мастерской обязан немедленно поставить в известность заместителя директора по АХР, а при его отсутствии – дежурного администратора и сделать соответствующую запись в тетради заявок.

Перед включением станков, оборудования и механизмов в электрическую сеть, при необходимости, встать на диэлектрический коврик (если покрытие пола выполнено из токопроводящего материала).

Не включать оборудование, станки и механизмы в электрическую сеть мокрыми и влажными руками.

Проконтролировать наличие у учащихся спецодежды (халатов, беретов).

Перед началом работ с каждым видом оборудования, станков, приспособлений и инструментов ознакомить учащихся с правилами эксплуатации оборудования и инструментов, безопасными правилами работы, правилами подготовки рабочего места, инструментов и материалов.

Перед каждым занятием необходимо провести инструктаж учащихся по технике безопасности с соответствующей записью в журнал.

Запретить учащимся приступать к работе в случае обнаружения несоответствия их рабочих мест установленным в данном разделе требованиям, а также при невозможности выполнить указанные в данном разделе подготовительные к работе действия.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

Во время работы необходимо соблюдать настоящую инструкцию, правила эксплуатации оборудования, станков, механизмов и инструментов, не подвергать их механическим ударам, не допускать падений.

Наличие напряжения в сети проверять только указателем напряжения.

Следить за исправной работой станков, оборудования, станков и механизмов целостностью изоляции и заземления.

Работник слесарной мастерской обязан обеспечить:

поддержание порядка и чистоты на своем рабочем месте и рабочих местах учащихся;

контроль за расположением рабочего инструмент на рабочих местах учащихся таким образом, чтобы исключалась возможность его скатывания или падения;

использование защитных очков учащимися при работе инструментом ударного действия и на станках;

контроль за прочным закреплением учащимися обрабатываемой детали в тисках при ручной резке металлов ножовкой;

выполнение работы только исправным хорошо заточенным инструментом;

контроль за исправностью и качеством заточки рабочего инструмента учащихся;

контроль за правильностью регулировки натяжения ножовочного полотна;

соблюдение учащимися требований соответствующих инструкций по технике безопасности при занятиях в слесарной мастерской, при работе с использованием станков, механизмов и инструментов;

соблюдение требований (СанПиН 2.4.2.1178-02) на рабочих местах учащихся;

соблюдение установленных режимом рабочего времени регламентированных перерывов в работе, выполнение рекомендованных физических упражнений с учетом возрастных особенностей учащихся (СанПиН 2.4.2.1178-02).

Во время работы запрещается:

переключать электрические разъемы при включенном питании;

касаться проводов и других токоведущих частей, находящихся под напряжением;

работать на станках, оборудовании и механизмах в случае их неисправности, искрения, нарушения изоляции и заземления;

производить резку, правку листового металла без рукавиц для защиты рук от травмирования острыми кромками металлических листов;

закрывать оборудование, станки и механизмы бумагами и посторонними предметами;

допускать скапливание посторонних предметов на рабочих местах;

производить самостоятельно вскрытие и ремонт оборудования, станков и механизмов;

оставлять без присмотра включенное оборудование, станки и приспособления;

сдувать стружку и опилки со станков ртом или убирать их руками;

производить очистку поверхности с применением кислот и щелочей;

производить уборку над и под работающим оборудованием или в непосредственной близости от движущихся механизмов;

класть на электрооборудование и нагревательные устройства посторонние предметы;

вытирать рубильники и другие выключатели тока;

заходить и протягивать руки за ограждения как действующего, так и бездействующего в данный момент оборудования;

собирать в один ящик тряпки, отходы бумаги и промасленной ветоши (для каждого вида отходов должен быть отдельный ящик);

слив в канализацию кислот, щелочей и их растворов;

использование инструмента не по прямому назначению;

оставлять учащихся без присмотра.

При открывании окон необходимо проследить за отсутствием сквозняков, могущих повлечь разбитие стекол.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

В случае возникновения аварийных ситуаций (замыкание электропроводки, прорыв водопроводных труб, задымление и т.п.), могущих повлечь за собой травмирование и (или) отравление учащихся, работник слесарной мастерской обязан, при возможности, отключить неисправное оборудование, немедленно вывести из мастерской учащихся, руководствуясь схемой эвакуации и соблюдая при этом порядок; сообщить об этом инженеру по охране труда и заместителю директора по АХР, а в случае их отсутствия – дежурному администратору и главному инженеру.

При обнаружении обрыва проводов питания или нарушения целости их изоляции, неисправности заземления и других повреждений электрооборудования, появления запаха гари, посторонних звуков в работе оборудования, станков и механизмов и тестовых сигналов, индицирующих о их неисправности, немедленно прекратить работу, обеспечить прекращение работы учащимися и отключить питание.

При перегреве двигателей станков необходимо остановить их и дать возможность охладиться. Охлаждать двигатель водой или снегом запрещается.

При поражении учащихся электрическим током принять меры по их освобождению от действия тока путем отключения электропитания, обратиться к медицинской сестре и, при необходимости, оказать потерпевшим доврачебную помощь.

В случае наличия пострадавших среди учащихся работник слесарной мастерской обязан обратиться к школьной медицинской сестре, а при необходимости оказать доврачебную помощь.

В случае возгорания оборудования отключить питание, сообщить в пожарную охрану и непосредственному руководителю, после чего приступить к тушению пожара имеющимися средствами.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

После окончания работы работник слесарной мастерской обязан:

отключить электропитание станков и инструментов в последовательности, установленной инструкциями по эксплуатации с учетом характера выполняемых работ;

при приведении в порядок рабочих мест учащихся, работник слесарной мастерской обязан обеспечить отключение всех токонесущих устройств и проконтролировать этот процесс;

обеспечить организованный выход учащихся из мастерской;

убрать в отведенное место средства индивидуальной защиты.

Отключить освещение, перекрыть краны, закрыть окна.

При обнаружении неисправности мебели, оборудования, станков и механизмов, нарушения целостности окон проинформировать об этом заместителя директора по АХР, а при его отсутствии – дежурного администратора и сделать запись в тетради заявок.

6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Проверка и пересмотр настоящей инструкции осуществляются не реже одного раза в 5 лет.

Инструкция должна быть досрочно пересмотрена в следующих случаях:

при пересмотре межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;

при изменении условий труда в конкретной мастерской;

при внедрении новой техники и (или) технологий;

по результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний;

по требованию представителей органов по труду или органов инспекции труда.

Если в течение 5 лет со дня утверждения (введения в действие) настоящей инструкции условия труда не изменяются, то ее действие продлевается на следующие 5 лет.

Ответственность за своевременное внесение изменений и дополнений, а также пересмотр настоящей инструкции возлагается на ответственного по охране труда.

Разработано учителем трудового обучения _____________ А.А. Куликов

5

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Дезсредство люир хлор люкс инструкция по применению
  • Как могут уравниваться маркшейдерские измерения согласно маркшейдерской инструкции
  • Фрезубин крем инструкция по применению цена
  • Лориста инструкция по применению цена 50мг таблетки
  • Mikrotik hap ac инструкция на русском pdf