Инструкция по определению групп потребителей природного газа

ИНСТРУКЦИЯ

по определению групп потребителей природного газа, по которым могут дифференцироваться цены на природный газ

1.Настоящая Инструкция определяет группы потребителей, по которым в Республике Беларусь могут дифференцироваться цены на природный газ, отпускаемый юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям газоснабжающими организациями, входящими в состав государственного производственного объединения по топливу и газификации «Белтопгаз» (далее – газоснабжающие организации).

2.Настоящая Инструкция применяется:

Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь для целей установления цен на природный газ;

Министерством энергетики Республики Беларусь при согласовании в установленном порядке базовых цен на природный газ;

государственным  производственным  объединением  по  топливу  и  газификации

«Белтопгаз», газоснабжающими организациями для целей применения цен на природный газ.

3.Группирование потребителей природного газа производится в зависимости от:

3.1.основного вида экономической деятельности, осуществляемого юридическим лицом,            индивидуальным     предпринимателем  и          определяемого          в          соответствии с общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности», утвержденным постановлением Государственного комитета    по    стандартизации    Республики    Беларусь    от    5 декабря    2011 г.    № 85

«Об утверждении, введении в действие общегосударственного классификатора Республики Беларусь» ;

* Для целей настоящей Инструкции под основным видом экономической деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя понимается вид деятельности, по которому величина показателя, принятого в качестве критерия для определения основного вида экономической деятельности, превосходит его величину по любому другому виду деятельности. В качестве критерия для определения основного вида экономической деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя используется объем производства продукции (работ, услуг).

3.2.целей использования природного газа;

3.3.объемов потребления природного газа в год;

3.4.источников финансирования юридического лица.

4.Цены на природный газ дифференцируются по следующим группам потребителей природного газа:

4.1.группа «Бюджетные организации»;

4.2.группа «Юридические лица системы Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь, оказывающие жилищно-коммунальные услуги, в части использования природного газа для производства тепловой энергии для нужд населения, в том числе проживающего в жилищном фонде, техническое обслуживание которого осуществляется юридическими лицами, не входящими в систему Министерства жилищно- коммунального хозяйства Республики Беларусь»;

4.3.группа «Юридические лица системы Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь, оказывающие жилищно-коммунальные услуги, в части использования природного газа для нужд, не указанных в подпункте 4.2 настоящего пункта»;

4.4.группа «Товарищества собственников, организации застройщиков, оказывающие жилищно-коммунальные услуги, в части использования природного газа для производства тепловой энергии для нужд населения»;

4.5.группа «Юридические лица, индивидуальные предприниматели в части использования природного газа для производства овощей защищенного грунта»;

4.6.при объеме потребления природного газа в год от 500 и свыше млн. куб. м: группа  «Юридические  лица,  индивидуальные  предприниматели,  использующие

природный газ для производства азотных удобрений»; иные группы потребителей природного газа;

4.7.группа «Организации, имеющие общежития, в части использования природного газа проживающими в них гражданами, религиозные организации, организации, использующие природный газ для нужд детских домов семейного типа, детские деревни (городки), детские хосписы»;

4.8.группа «Юридические лица в части объемов природного газа, потребленного сверх объемов, установленных заданиями по замещению природного газа мазутом топочным и (или) местными видами топлива»;

4.9.иные группы потребителей природного газа в зависимости от вида экономической деятельности, являющегося для них основным, и объема потребления природного газа.

5.Отнесение потребителей природного газа к группам  потребителей  природного газа осуществляется газоснабжающей организацией при заключении договора газоснабжения, внесении изменений и (или) дополнений в договор газоснабжения на основании сведений, представляемых потребителями природного газа и подтверждающих обоснованность отнесения потребителей природного газа к соответствующим группам.

6.Отнесение потребителей природного газа к группам  потребителей  природного газа в зависимости от объемов потребления природного газа в год осуществляется газоснабжающей организацией на основании сведений о фактическом потреблении природного газа потребителем природного газа в предыдущем году.

Потребители природного газа, по которым отсутствуют сведения о фактическом потреблении природного газа в предыдущем году, относятся к группам потребителей природного газа в зависимости от объемов потребления природного газа в год на основании сведений о договорных объемах потребления природного газа в текущем году в соответствии с договором газоснабжения, заключенным (заключаемым) между газоснабжающей организацией и потребителем природного газа.

Приложение 1

к Методическим указаниям по

регулированию размера платы за

снабженческо-сбытовые услуги,

оказываемые конечным потребителям

поставщиками газа

КЛАССИФИКАЦИЯ ГРУПП КОНЕЧНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Список изменяющих документов

(в ред. Приказа ФСТ России от 27.10.2011 N 254-э/4)

Группы конечных потребителей

Объемные диапазоны групп конечных потребителей

Коэффициенты удельной сложности оказания снабженческо-сбытовых услуг

1-я группа

свыше 500 млн. м3 в год

0,05 — 0,2

2-я группа

от 100 млн. м3 до 500 млн. м3 в год включительно

0,25 — 0,4

3-я группа

от 10 до 100 млн. м3 в год включительно

0,8

4-я группа

от 1 до 10 млн. м3 в год включительно

1,2

5-я группа

от 0,1 до 1 млн. м3 в год включительно

1,6

6-я группа

от 0,01 до 0,1 млн. м3 в год включительно

2,0

7-я группа

до 0,01 млн. м3 в год включительно

2,5

8-я группа

население

расчетно

Коэффициент удельной сложности оказания снабженческо-сбытовых услуг для 8-й группы конечных потребителей (население) определяется как средневзвешенное значение соответствующих коэффициентов дифференциации розничной цены на газ для различных направлений использования газа (приводятся ниже) через объемы потребления газа по каждому из направлений его использования.

(в ред. Приказа ФСТ России от 27.10.2011 N 254-э/4)

(см. текст в предыдущей редакции)

Данный документ вступает в силу с 01.09.2023 и действует 6 лет со дня его вступления в силу (пункт 5).


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 ноября 2021 г. N 1901

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПОСТАВКИ ГАЗА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, А ТАКЖЕ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ НЕКОТОРЫХ АКТОВ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ АКТОВ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 31.08.2022 N 1520, от 22.02.2023 N 297)

В соответствии со статьей 18 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила поставки газа в Российской Федерации.

2. Пункт 483 перечня нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2467 «Об утверждении перечня нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 2, ст. 471), исключить.

3. Признать утратившими силу акты Правительства Российской Федерации и отдельные положения актов Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.

4. Министерству энергетики Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти внести до 1 марта 2022 г. в Правительство Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающий внесение изменений в законодательство Российской Федерации в части:

наделения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по утверждению графика перевода потребителей на резервные виды топлива при похолодании и графика ограничения снабжения газом покупателей и очередности их отключения в случае нарушения технологического режима работы газотранспортной системы при аварии;

определения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на установление порядка подготовки указаний о введении в действие указанных графиков.

5. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2023 г. и действует 6 лет со дня его вступления в силу. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 31.08.2022 N 1520, от 22.02.2023 N 297)

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. МИШУСТИН

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 1 ноября 2021 г. N 1901

ПРАВИЛА ПОСТАВКИ ГАЗА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют отношения между поставщиками и покупателями газа, в том числе газотранспортными организациями и газораспределительными организациями при поставках газа, и обязательны для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, участвующих в отношениях поставки газа через трубопроводные сети.

2. Положения настоящих Правил не распространяются на отношения, связанные с поставкой газа населению в соответствии с договором о поставке газа.

II. Термины и определения

3. В настоящих Правилах применяются следующие термины и определения:

«броня газопотребления» — минимальный объем потребления газа, необходимый для безаварийной при условии максимального использования резервных видов топлива работы технологического оборудования покупателей, поставки газа которым в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не могут быть прекращены или уменьшены ниже определенного предела;

«газотранспортная система» — имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных магистральных трубопроводов, предназначенных для транспортирования газа, за исключением газораспределительной системы;

«долгосрочный договор поставки газа» — договор поставки газа, заключенный на срок не менее 10 лет;

«невыборка газа» — отбор (получение) покупателем газа в объеме менее суточной нормы поставки газа в случае, если давление газа в месте его передачи давало покупателю возможность отобрать (получить) газ в установленном договором поставки газа объеме;

«перерасход газа» — отбор покупателем газа в объеме более суточной нормы поставки;

«покупатель газа» — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, приобретающие газ для собственных производственных или иных хозяйственных нужд;

«расчетный период» — согласованный сторонами договора поставки газа период, за который должен быть определен объем поставленного газа, произведены взаиморасчеты между поставщиком, газотранспортной, газораспределительной организациями и покупателем за поставленный газ. Расчетный период, согласованный сторонами, указывается в договоре поставки газа;

«среднесуточная норма поставки газа» — объем поставки газа по всем точкам подключения, в которых осуществляется отбор газа покупателем по договору поставки газа, определяемый путем деления месячного объема поставки на количество дней соответствующего месяца поставки, а в случае, если период поставки газа меньше месяца, — на количество дней в периоде поставки;

«суточная норма поставки газа» — среднесуточная норма поставки газа или объем поставки газа, установленный согласованным сторонами договора поставки газа диспетчерским графиком или соглашением сторон договора поставки газа;

«диспетчерский график» — согласованный сторонами договора поставки газа график неравномерности поставки и транспортировки газа по суткам в течение месяца с суммарным объемом, равным договорному месячному объему поставки и транспортировки газа;

«транспортировка газа» — перемещение и передача газа по магистральным трубопроводам, предназначенным для транспортирования газа, и сетям газораспределения;

«коммунально-бытовой потребитель» — организация (покупатель газа), приобретающая газ для его использования в котельных всех типов, на тепловых электростанциях и (или) ином оборудовании для производства тепловой энергии в целях удовлетворения коммунально-бытовых нужд граждан, учреждений, финансируемых из бюджетов всех уровней, казенных предприятий, товариществ собственников жилья, жилищно-строительных, жилищных и иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, если доля поставки тепловой энергии указанным лицам составляет более 75 процентов общего объема тепловой энергии, поставляемой такой организацией;

«производитель энергии» — организация, приобретающая газ для его использования для целей выработки тепловой и (или) электрической энергии, включая генерирующие объекты, осуществляющие деятельность в рамках функционирования Единой энергетической системы России в соответствии с законодательством Российской Федерации;

«возможность поставки газа» — поставка газа по газопроводам с месторождений, введенных в промышленную разработку, а также при наличии необремененных объемов газа договорными обязательствами, которые могут транспортироваться по газотранспортной системе и (или) газораспределительной системе и поставлены покупателю при условии соблюдения технологических режимов с учетом пропускной способности газотранспортной системы и (или) газораспределительной системы.

Иные термины и определения, используемые в настоящих Правилах, соответствуют принятым в Гражданском кодексе Российской Федерации, в Федеральном законе «О газоснабжении в Российской Федерации», а также в иных нормативных правовых актах в области газоснабжения Российской Федерации.

III. Порядок заключения договоров

4. До начала использования газа в качестве топлива покупатель должен выполнить технические условия на технологическое присоединение к магистральным газопроводам и (или) сетям газораспределения.

5. Поставка газа производится на основании договора поставки газа, заключаемого поставщиком и покупателем в соответствии с гражданским законодательством, настоящими Правилами и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации».

Поставка газа лицам, оказывающим услуги по формированию перспективного технологического резерва мощностей по производству электрической энергии, осуществляется на основании договора поставки газа с поставщиком газа, заключенного на срок не менее срока действия договора об оказании услуг по формированию перспективного технологического резерва мощностей по производству электрической энергии, если иное не установлено соглашением сторон.

В случае установления в договоре поставки газа для отдельных покупателей минимального объема потребления ими газа в договоре поставки газа по требованию таких покупателей должен быть определен объем поставки газа не менее этого минимального уровня.

6. Для заключения договора поставки газа (за исключением договоров поставки газа, заключаемых на организованных торгах) заявитель, имеющий намерение выступить покупателем по такому договору (далее — заявитель), вправе обратиться к поставщику с заявкой на приобретение газа (далее — заявка), в которой указываются:

а) реквизиты заявителя (для юридических лиц полное наименование и государственный регистрационный номер записи в Едином государственном реестре юридических лиц, дата ее внесения в реестр, почтовый адрес, контактный номер телефона и факса, реквизиты банковского счета, адрес электронной почты (при наличии), для индивидуальных предпринимателей — государственный регистрационный номер записи в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, дата ее внесения в реестр, почтовый адрес, контактный номер телефона и факса, реквизиты банковского счета, адрес электронной почты (при наличии);

б) предполагаемый период и дата начала поставки газа;

в) количество и расположение (наименование) точек подключения и газоиспользующее оборудование по каждой из них;

г) запрашиваемый к поставке объем газа на весь предполагаемый период действия договора поставки газа (или годовой объем газа) с разбивкой по месяцам и кварталам по каждой или по всем точкам подключения.

7. К заявке прилагаются следующие документы:

а) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя (в случае если заявка подается представителем заявителя);

б) копия документа, подтверждающего право собственности на объект капитального строительства и газоиспользующее оборудование или владение ими на ином предусмотренном законом основании;

в) копии паспортов изготовителя газоиспользующего оборудования;

г) копия акта о подключении (технологическом присоединении), содержащего информацию о разграничении имущественной принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, или акта об осуществлении технологического присоединения строящегося и реконструируемого газопровода, предназначенного для транспортировки газа от магистрального газопровода до объекта капитального строительства, или газопровода, предназначенного для транспортировки газа от месторождений природного газа до магистрального газопровода, либо акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) (в случае если заявка направляется до завершения мероприятий по подключению) (при наличии указанных актов);

д) копия документа, подтверждающего установление брони газопотребления;

е) копии документов, подтверждающих соблюдение заявителем требований в части технического обслуживания сети газораспределения и (или) сети газопотребления, технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, локализации и ликвидации аварийных ситуаций (последствий аварий) (в случае если сеть газопотребления заявителя является опасным производственным объектом или объектом технического регулирования) в отношении принадлежащих заявителю сети газораспределения, сети газопотребления и технических устройств.

8. Копии документов, предусмотренных пунктом 7 настоящих Правил, заверяются лицами, выдавшими (составившими) такие документы, или лицом, уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации на совершение действий по заверению копий таких документов.

9. Заявка и приложенные к ней документы (при условии их соответствия требованиям пунктов 6 и 7 настоящих Правил) рассматриваются поставщиком в течение 30 дней со дня их поступления. В указанный срок поставщик направляет заявителю подписанный проект договора поставки газа или письменный мотивированный отказ в его заключении.

10. Подписанный проект договора поставки газа должен быть направлен поставщику не позднее 30 дней со дня его получения покупателем.

При несогласии с условиями договора поставки газа покупатель обязан направить поставщику не позднее 30 дней со дня получения покупателем проекта договора поставки газа протокол разногласий к нему. В случае неполучения подписанного поставщиком протокола разногласий в 30-дневный срок со дня получения проекта договора поставки газа поставщиком покупатель вправе обратиться в суд и по истечении срока действия договора поставки газа, заключенного на предыдущий период, прекратить отбор газа.

Отбор (продолжение отбора) газа покупателем по истечении 30-дневного срока со дня получения покупателем проекта договора поставки газа и (или) срока действия договора поставки газа, заключенного на предыдущий период, считается согласием покупателя на заключение договора поставки газа на условиях поставщика.

В случае если покупатель обратился в суд, действие договора поставки газа, заключенного на предыдущий период, продлевается до вступления в силу решения суда.

11. Поставка (отбор) газа без договора поставки газа, заключенного (продленного) в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, не допускается. Такой отбор газа является самовольным (несанкционированным).

12. Покупатель или поставщик газа имеет право на его транспортировку в соответствии с положением об обеспечении доступа независимых организаций к газотранспортной системе и (или) положением об обеспечении доступа организаций к газораспределительным сетям, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

13. Порядок и условия транспортировки газа по газотранспортной системе и (или) газораспределительной системе оформляются договором об оказании услуг по транспортировке газа.

14. На покупателей и поставщиков, заключающих договоры поставки газа на организованных торгах, требования, содержащиеся в пункте 10 настоящих Правил, не распространяются.

15. Заключение договоров поставки газа на организованных торгах осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом положений настоящих Правил.

IV. Условия, сроки и порядок исполнения договоров

16. Поставщик обязан поставлять, а покупатель оплатить поставку газа.

17. В договоре поставки газа определяются месячные, квартальные и годовые объемы поставки газа, а также объемы поставки газа в каждом расчетном периоде и (или) порядок их согласования, а также порядок изменения определенных договором объемов поставки газа.

18. Поставщик обязан поставлять, а покупатель получать (отбирать) газ в течение расчетного периода в пределах установленной суточной нормы поставки газа.

Неравномерность поставки газа по суткам в течение месяца допускается в случаях, предусмотренных договором поставки газа.

В договоре поставки газа, которым предусматривается неравномерность поставки газа по суткам в течение месяца, должны быть определены минимальные и максимальные суточные объемы поставки газа. При этом минимальный суточный объем поставки газа не должен быть более чем на 20 процентов ниже, а максимальный суточный объем поставки газа не должен быть более чем на 10 процентов выше среднесуточной нормы поставки газа.

Неравномерность поставки газа по договорам поставки газа, заключенным на организованных торгах, не допускается.

Если иное не предусмотрено соглашением между поставщиком и покупателем, согласованная договором поставки газа неравномерность поставки газа по суткам не влечет за собой соответствующего изменения месячных договорных объемов поставки газа.

Положения настоящего пункта о равномерности и неравномерности (включая минимальный и максимальный суточные объемы) поставки газа не применяются к договорным объемам, установленным диспетчерским графиком.

19. По требованию покупателя неравномерность поставки газа по суткам в течение месяца предусматривается договором поставки газа, заключаемым не на организованных торгах, в следующих случаях:

если поставка газа осуществляется для коммунально-бытового потребителя;

если поставка газа осуществляется для генерирующих объектов поставщиков — участников оптового рынка электрической энергии и мощности.

20. При перерасходе газа покупателем поставщик вправе проводить принудительное ограничение его поставки до установленной суточной нормы поставки газа по истечении 24 часов с момента предупреждения об этом покупателя, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также газотранспортной и (или) газораспределительной организаций.

21. Невыборка газа не дает покупателю право требовать впоследствии увеличения поставок газа свыше суточной нормы.

Коммунально-бытовыми потребителями, а также покупателями, потребляющими до 10 млн. куб. метров газа в год, в соответствии с заключенными договорами поставки газа объем невыбранного газа не оплачивается, санкции за невыборку газа к ним не применяются.

Иное правило в отношении покупателя за невыборку газа по договорам поставки газа, заключенным на организованных торгах, может быть установлено в указанных договорах,

22. Поставщик газа вправе в случае получения соответствующей заявки от покупателя включить в долгосрочный договор поставки газа (при наличии возможности поставки газа в заявленном объеме) совокупный годовой объем поставки газа, составляющий 500 млн. куб. метров и более, условие об оплате газа, в соответствии с которым подавшие заявку покупатели в случае невыборки газа гарантируют поставщику газа оплату стоимости поставленного газа в объеме фактической поставки газа, но не менее его стоимости, определяемой исходя из установленного в соответствии с долгосрочным договором поставки газа объема газа либо его части (доли), за исключением случаев возникновения обстоятельств непреодолимой силы.

В случае отсутствия инициативы (заявки) покупателя на включение в договор поставки газа условия, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта, указанное условие в такой договор не включается.

Указанные в настоящем пункте условия не ограничивают права поставщика по согласованию с покупателем включить в договор поставки газа иные условия в случае невыборки газа.

Положения настоящего пункта не распространяются на производителей энергии.

23. Уменьшение месячного объема отбора газа, определенного договором поставки газа, покупателями, указанными в пункте 22 настоящих Правил, без применения к ним предусмотренного таким пунктом условия оплаты газа допускается при соблюдении следующих условий:

а) такое уменьшение производится в отношении определенного месяца поставки однократно;

б) уменьшение месячного объема не может превышать 20 процентов от ранее согласованного покупателем и поставщиком объема поставки газа;

в) письменное уведомление об уменьшении месячного объема поставки газа направлено покупателем поставщику в срок не позднее чем за 20 дней до начала соответствующего месяца поставки.

24. При перерасходе газа без предварительного согласования с поставщиком, газотранспортной или газораспределительной организацией покупатель оплачивает дополнительно объем отобранного им газа сверх установленного договором поставки газа, стоимость его транспортировки за каждые сутки с применением сезонных коэффициентов:

с 15 апреля по 15 сентября — 1,1;

с 16 сентября по 14 апреля — 1,5.

Абзацы первый — третий настоящего пункта не применяются к объемам газа, израсходованным коммунально-бытовыми потребителями.

Иное правило в отношении покупателя за перерасход газа может быть установлено в договорах поставки газа, заключенных на организованных торгах, или в договорах поставки газа в отношении природного газа, добытого публичным акционерным обществом «Газпром» и его аффилированными лицами и реализуемого организациям для производства газа природного в сжиженном состоянии либо организациям, заключившим договоры поставки газа после 1 ноября 2018 г., предусматривающие начало поставки природного газа после 1 января 2020 г., для производства метанола из газа природного в газообразном состоянии для последующего экспорта.

Обязанность по своевременному представлению поставщику документального подтверждения предусмотренных настоящим пунктом оснований для неприменения коэффициентов к стоимости соответствующих объемов газа и его транспортировки возлагается на покупателя.

25. Предусмотренное договором поставки газа и договором об оказании услуг по транспортировке газа давление газа поддерживается при условии выборки его покупателем в пределах суточной нормы поставки газа.

26. При наличии у покупателя нескольких договоров поставки газа, действующих одновременно в расчетный период, объемы невыборки или перерасхода газа определяются покупателем по каждому договору.

27. На покупателей и поставщиков, заключающих договоры поставки газа на организованных торгах, требования, содержащиеся в пунктах 17, 22 и 23 настоящих Правил, не распространяются.

V. Учет газа

28. Поставка и отбор газа без учета его объема не допускаются.

29. Учет объема газа осуществляется в порядке, утвержденном Министерством энергетики Российской Федерации.

Договором об оказании услуг по транспортировке газа на газотранспортную и газораспределительную организацию могут быть возложены обязанности и полномочия по приему-передаче и обеспечению учета поставляемого газа от имени поставщика (покупателя). Поставщик (покупатель), заключивший договор об оказании услуг по транспортировке газа, уведомляет об этом контрагента.

30. При отсутствии или неисправности средств измерений у передающей стороны или несоответствия требованиям законодательства Российской Федерации объем переданного газа учитывается по средствам измерений принимающей газ стороны, а при их отсутствии, неисправности или несоответствии требованиям законодательства Российской Федерации — по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности или несоответствии средств измерений требованиям законодательства Российской Федерации, или иным методом, предусмотренным договором.

31. Монтаж, эксплуатация и поверка средств измерений производятся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

32. Ответственность за техническое состояние и поверку средств измерений учета газа несут организации, которым принадлежат средства измерений.

33. Каждая из сторон договора поставки газа или договора об оказании услуг по транспортировке газа обязана обеспечить представителю другой стороны возможность проверки в любое время работоспособности средств измерений, наличия действующих свидетельств об их поверке, а также документов об учете и использовании газа покупателем.

В случае возникновения спорных ситуаций, связанных с выявлением несоответствия объемов газа, передаваемого газотранспортной организацией в газораспределительные сети, и объемами, зафиксированными приборами учета потребителя, несогласная сторона имеет право проверки работоспособности средств измерений потребителя.

34. Сторона договора поставки газа или договора об оказании услуг по транспортировке газа, ведущая учет газа, в соответствии с порядком, утвержденным Министерством энергетики Российской Федерации, ежемесячно, до 5-го числа месяца, следующего за расчетным периодом, составляет акт об объеме переданного газа, в котором отражаются ежесуточные объемы приема-передачи газа.

В случае если поставка газа, в том числе с применением технологии по сжижению природного газа и (или) его регазификации, осуществляется по нескольким договорам поставки газа, к учету фактически поставленных объемов принимается в первую очередь объем газа, поставляемый с применением технологии по сжижению природного газа и (или) его регазификации.

35. При наличии у покупателя нескольких договоров поставки газа, действующих одновременно в расчетном периоде, допускается составление единого акта между покупателем и поставщиком с отражением ежесуточных объемов газа в отношении каждого договора.

При несогласии одной из сторон с определением объема переданного газа эта сторона подписывает акт, изложив особое мнение.

При наличии разногласий стороны вправе обратиться в суд.

До принятия решения судом объем переданного газа устанавливается в соответствии с показаниями средств измерений стороны, передающей газ.

VI. Расчеты за газ и его транспортировку

36. Цены на газ с учетом платы за снабженческо-сбытовые услуги и тарифы на его транспортировку с учетом специальной надбавки к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации указываются в соответствующих договорах в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов).

37. Поставка и отбор газа осуществляются исключительно на возмездной основе в соответствии с заключенным договором поставки газа.

Порядок расчетов и сроки платежей определяются договорами поставки газа в соответствии с настоящими Правилами.

38. Условия оплаты услуг по транспортировке газа определяются договором об оказании услуг по транспортировке газа, заключаемым с газотранспортной или газораспределительной организацией. Стоимость услуг по транспортировке газа определяется на основании тарифов на оказание услуг по транспортировке газа, устанавливаемых в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов).

VII. Права и обязанности сторон по договору поставки газа

39. Газораспределительная организация обязана незамедлительно осуществить полное ограничение подачи газа потребителю, сети которого имеют непосредственное присоединение к сетям указанной газораспределительной организации (транспортировщика газа), в случае выявления аварийной ситуации и угрозы жизни и (или) здоровью человека, вызванной неудовлетворительным состоянием газоиспользующего оборудования потребителя.

40. Поставщик имеет право уменьшить или полностью прекратить поставку газа покупателям (но не ниже брони газопотребления) в случае двукратного и более нарушения сроков оплаты за поставленный газ и (или) за его транспортировку, за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Решение о прекращении поставки газа действует до устранения обстоятельств, явившихся основанием для принятия такого решения.

41. Поставщик обязан обеспечить качество газа в соответствии с нормативными требованиями.

42. Одорирование газа производится в соответствии с нормативно-технической документацией.

43. Поставщик, газотранспортная и газораспределительная организации и покупатель несут в установленном порядке ответственность за техническое состояние принадлежащих им объектов газоснабжения и соблюдение оперативно-диспетчерской дисциплины.

44. Поставщик, газотранспортная и газораспределительная организации и покупатель обязаны немедленно сообщать друг другу об авариях и неисправностях на объектах газоснабжения, ведущих к нарушению режима поставки либо приема газа.

45. Газораспределительная организация представляет по запросу поставщика оперативную информацию о режиме газопотребления на объектах поставки (отбора) газа по договору (договорам) с покупателем.

46. Газотранспортная организация представляет по запросу газораспределительной организации оперативную информацию об объемах и режимах поставки газа по каждой газораспределительной станции.

VIII. Порядок определения покупателей, обязанных предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате газа, поставляемого по договору поставки газа, заключенному с поставщиком, и порядок предоставления такого обеспечения

47. Покупатель обязан предоставить поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате газа, поставляемого по договору поставки газа, если покупатель не исполнил или ненадлежащим образом исполнил обязательства по оплате газа поставщику и это привело к образованию задолженности перед поставщиком по оплате газа в размере, равном двойному размеру среднемесячной величины обязательств покупателя по оплате газа или превышающем такой двойной размер.

При определении соответствия покупателя (за исключением теплоснабжающей организации) критерию, установленному абзацем первым настоящего пункта, учитывается задолженность перед поставщиком по оплате газа, подтвержденная вступившим в законную силу решением суда или признанная покупателем.

При определении соответствия покупателя — теплоснабжающей организации критерию, установленному абзацем первым настоящего пункта, учитывается умноженный на коэффициент 0,6 размер задолженности теплоснабжающей организации перед поставщиком по оплате газа, подтвержденный вступившим в законную силу решением суда или признанный теплоснабжающей организацией.

Документами, свидетельствующими о признании покупателем задолженности перед поставщиком, являются документы, в которых содержится явно выраженное согласие покупателя с фактом наличия задолженности перед поставщиком и с размером такой задолженности (соглашение между поставщиком и покупателем, акт сверки взаимных расчетов, письмо, подписанное уполномоченным лицом покупателя, или иной документ).

В целях применения настоящих Правил среднемесячная величина обязательств по оплате газа () определяется поставщиком по формуле:

,

где:

— стоимость газа, указанная в счетах на оплату фактически потребленного газа или в иных платежных документах, выставленных поставщиком покупателю за расчетные периоды, за которые у покупателя образовалась указанная в абзаце первом настоящего пункта задолженность перед поставщиком, подтвержденная вступившим в законную силу решением суда или признанная покупателем;

n — количество месяцев в периоде, за который определена стоимость газа () и за который у покупателя образовалась указанная в абзаце первом настоящего пункта задолженность перед поставщиком, подтвержденная вступившим в законную силу решением суда или признанная покупателем.

48. Поставщик определяет покупателя, соответствующего предусмотренному абзацем первым пункта 47 настоящих Правил критерию, и направляет ему уведомление об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате газа способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения уведомления.

Уведомление об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате газа направляется в срок, не превышающий 6 месяцев со дня возникновения задолженности, при наличии которой в соответствии с пунктом 47 настоящих Правил покупатель обязан предоставить поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате газа.

Указанное уведомление должно содержать следующую информацию:

размер задолженности покупателя, послуживший основанием для предъявления требования о предоставлении обеспечения исполнения обязательств, расчет указанного размера задолженности и среднемесячной величины обязательств покупателя по оплате газа;

величина обеспечения исполнения обязательств по оплате газа, подлежащего предоставлению покупателем поставщику;

срок, на который должно быть предоставлено обеспечение исполнения обязательств по оплате газа;

срок, в течение которого необходимо предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате газа.

49. Величина обеспечения исполнения обязательств по оплате газа, подлежащего предоставлению покупателем, который соответствует предусмотренному абзацем первым пункта 47 настоящих Правил критерию, определяется поставщиком и не может превышать размер задолженности покупателя по оплате газа, послуживший основанием для предъявления к нему требования о предоставлении обеспечения исполнения обязательств.

50. Покупатель, соответствующий предусмотренному абзацем первым пункта 47 настоящих Правил критерию, обязан предоставить поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате газа на срок, определяемый поставщиком. Указанный срок не может превышать 6 месяцев со дня предоставления обеспечения исполнения обязательств.

51. Срок, в течение которого необходимо предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате газа, определяется поставщиком, при этом дата окончания указанного срока не может наступить ранее чем через 60 дней со дня получения покупателем уведомления об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате газа.

52. Обеспечение исполнения обязательств по оплате газа предоставляется покупателем, который соответствует предусмотренному абзацем первым пункта 47 настоящих Правил критерию и определен поставщиком, в виде выдаваемой банком независимой гарантии, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации (далее — банковская гарантия).

Банковская гарантия обеспечивает исполнение возникших после ее выдачи обязанностей по оплате газа, поставляемого по договорам поставки газа.

По согласованию с поставщиком покупателем может быть предоставлена государственная или муниципальная гарантия либо исполнение обязательств по оплате газа может быть обеспечено иными способами, предусмотренными законом или договором.

Предоставление обеспечения исполнения обязательств по оплате газа не требуется, если до истечения срока, предусмотренного абзацем седьмым пункта 48 настоящих Правил, обязательства по оплате газа, неисполнение или ненадлежащее исполнение которых послужило основанием для возникновения у покупателя обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств, исполнены в полном объеме.

53. В случае если представленная покупателем банковская гарантия удовлетворяет требованиям Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» и настоящих Правил или если предоставленное иное обеспечение исполнения обязательств по оплате газа соответствует способу и условиям обеспечения исполнения обязательств, согласованным между поставщиком и покупателем, а также требованиям закона или договора, поставщик не позднее 3 рабочих дней со дня получения банковской гарантии (иного обеспечения исполнения обязательств по оплате газа) направляет покупателю уведомление о ее принятии способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения уведомления.

В случае если предоставленная банковская гарантия не удовлетворяет требованиям Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» и настоящих Правил, поставщик в срок, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта, направляет покупателю уведомление о непринятии предоставленной банковской гарантии с указанием причины непринятия способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения уведомления.

В случае если предоставленное иное обеспечение исполнения обязательств по оплате газа не соответствует способу и условиям обеспечения исполнения обязательств, согласованным между поставщиком и покупателем, а также требованиям закона или договора, поставщик в срок, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта, направляет покупателю уведомление о непринятии предоставленного обеспечения исполнения с указанием причины непринятия способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения уведомления.

54. Поставщик подготавливает предложения для формирования перечня покупателей, в отношении которых поставщиками газа установлена обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате поставляемого газа.

Указанные предложения должны содержать следующие сведения о покупателе:

полное и сокращенное (при наличии) наименования юридического лица, его адрес, идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки юридического лица на учет в налоговом органе в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц;

фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя (физического лица), идентификационный номер налогоплательщика в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (при наличии таких сведений);

дата получения покупателем уведомления об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств.

Указанные предложения поставщик направляет в электронном виде высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), на территории которого такой поставщик осуществляет поставку газа, ежемесячно, не позднее 5-го рабочего дня месяца.

В случае полного погашения покупателем задолженности по оплате газа, послужившей основанием для возникновения обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств, поставщик направляет в электронном виде не позднее 5-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором погашена указанная задолженность, предложение об исключении такого покупателя из перечня покупателей, сформированного в соответствии с пунктом 55 настоящих Правил, высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), на территории которого этот поставщик осуществляет поставку газа.

55. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее 5-го рабочего дня, следующего за днем получения от поставщиков предложений, указанных в пункте 54 настоящих Правил, формирует перечень покупателей газа, в отношении которых поставщиками газа установлена обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате газа, и размещает указанный перечень в открытом доступе на официальном сайте высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Ведение указанного перечня осуществляется в электронном виде путем внесения в него следующих сведений о покупателях:

полное и сокращенное (при наличии) наименования юридического лица;

фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя (физического лица);

адрес юридического лица;

идентификационный номер налогоплательщика;

код причины постановки юридического лица на учет в налоговом органе;

дата получения покупателем уведомления об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств.

Отсутствие в указанном перечне, размещенном в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», сведений о покупателе, соответствующем предусмотренному абзацем первым пункта 49 настоящих Правил критерию, не освобождает такого покупателя от обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате газа по требованию поставщика.

56. В случае неисполнения покупателем, соответствующим предусмотренному абзацем первым пункта 47 настоящих Правил критерию, обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате газа до истечения срока предоставления обеспечения, предусмотренного указанным в пункте 48 настоящих Правил уведомлением, и при наличии у указанного покупателя задолженности перед поставщиком, послужившей основанием для предъявления к нему требования о предоставлении обеспечения исполнения обязательств, поставщик направляет в федеральный орган исполнительной власти, к компетенции которого отнесено рассмотрение дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате газа, сведения, указанные в пункте 54 настоящих Правил, а также следующие информацию и оригиналы документов (заверенные надлежащим образом копии документов):

а) заявление поставщика, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, в том числе информация о размере задолженности покупателя, послужившей основанием для предъявления к нему требования о предоставлении обеспечения исполнения обязательств, а также расчет размера указанной задолженности и среднемесячной величины обязательств по оплате газа;

б) фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, место жительства руководителя и (или) иного должностного лица покупателя (при наличии такой информации);

в) договор, по которому покупателем нарушены обязательства по оплате газа;

г) вступившие в законную силу судебные решения, подтверждающие наличие задолженности покупателя, и (или) документы, подтверждающие признание покупателем задолженности перед поставщиком;

д) счета на оплату газа или иные платежные документы, в связи с неоплатой которых у покупателя имеется задолженность, послужившая основанием для возникновения у него обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств;

е) справка, подписанная уполномоченным лицом поставщика и подтверждающая отсутствие полной оплаты задолженности, послужившей основанием для направления уведомления об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств, и факт непредоставления указанного обеспечения в установленный срок, и (или) иные документы, подтверждающие факт неисполнения покупателем обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате газа;

ж) уведомление об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате газа или информация, содержащаяся в таком уведомлении;

з) документы, подтверждающие факт и дату получения покупателем уведомления об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате газа;

и) документы, подтверждающие полномочия лица на подписание заявления.

IX. Ответственность за нарушение настоящих Правил

57. Поставщик, газотранспортная и газораспределительная организации и покупатель несут ответственность за нарушение настоящих Правил в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

Приложение
к постановлению Правительства
Российской Федерации
от 1 ноября 2021 г. N 1901

ПЕРЕЧЕНЬ
УТРАТИВШИХ СИЛУ АКТОВ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ АКТОВ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 февраля 1998 г. N 162 «Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 6, ст. 770).

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 мая 2010 г. N 311 «О внесении изменений в Правила поставки газа в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 20, ст. 2466).

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2011 г. N 973 «О внесении изменений в Правила поставки газа в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7281).

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 марта 2012 г. N 234 «О внесении изменения в пункт 16 Правил поставки газа в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 14, ст. 1638).

5. Пункт 1 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам газоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 679 «Об изменении и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам газоснабжения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 32, ст. 4328).

6. Пункт 3 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам реализации газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2014 г. N 566 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам реализации газа в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 26, ст. 3566).

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 июля 2015 г. N 741 «О внесении изменений в Правила поставки газа в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 31, ст. 4677).

8. Абзац третий пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2016 г. N 1245 «О порядке ограничения подачи (поставки) и отбора газа, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 49, ст. 6911).

9. Пункт 1 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения исполнения обязательств по оплате энергоресурсов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2017 г. N 139 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения исполнения обязательств по оплате энергоресурсов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 8, ст. 1230).

10. Пункт 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам реализации газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2017 г. N 1663 «О некоторых вопросах реализации газа в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 1, ст. 390).

11. Пункт 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам реализации газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2018 г. N 1282 «О некоторых вопросах реализации газа в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 45, ст. 6942).

12. Пункт 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам государственного регулирования цен на газ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2018 г. N 1442 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам государственного регулирования цен на газ» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 51, ст. 7991).

13. Пункт 1 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2020 г. N 305 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 13, ст. 1919).

  ГОСТ 5542-2022

 МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

 ГАЗ ПРИРОДНЫЙ ПРОМЫШЛЕННОГО И КОММУНАЛЬНО-БЫТОВОГО НАЗНАЧЕНИЯ

 Технические условия

 Natural gas for commercial and domestic use. Specifications

МКС 75.060

Дата введения 2023-01-01

 Предисловие

Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский институт природных газов и газовых технологий — Газпром ВНИИГАЗ» (ООО «Газпром ВНИИГАЗ»)

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 52 «Природный и сжиженные газы»

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 28 февраля 2022 г. N 148-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

ЗАО «Национальный орган по стандартизации и метрологии» Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Молдова

MD

Институт стандартизации Молдовы

Россия

RU

Росстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 апреля 2022 г. N 201-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 5542-2022 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2023 г.

5 ВЗАМЕН ГОСТ 5542-2014

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге «Межгосударственные стандарты»

      1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт распространяется на природный газ, используемый в качестве сырья и/или топлива промышленного и коммунально-бытового назначения, в том числе получаемый при регазификации сжиженного природного газа.

1.2 Настоящий стандарт устанавливает требования к физико-химическим показателям природного газа, указанного в 1.1.

      2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 8.586.5-2005 Государственная система обеспечения единства измерений. Измерение расхода и количества жидкостей и газов с помощью стандартных сужающих устройств. Часть 5. Методика выполнения измерений

ГОСТ 12.1.007 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности

ГОСТ 12.1.044 (ИСО 4589-84) Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения

ГОСТ 10062 Газы природные горючие. Метод определения удельной теплоты сгорания

ГОСТ 17310 Газы. Пикнометрический метод определения плотности

ГОСТ 20060 Газ природный. Определение температуры точки росы по воде

ГОСТ 20061 Газ природный. Определение температуры точки росы по углеводородам

ГОСТ 22387.2 Газ природный. Методы определения сероводорода и меркаптановой серы

ГОСТ 22387.4 Газ для коммунально-бытового потребления. Метод определения содержания смолы и пыли

ГОСТ 22387.5 Газ для коммунально-бытового потребления. Методы определения интенсивности запаха

ГОСТ 27193 Газы горючие природные. Метод определения теплоты сгорания водяным калориметром

ГОСТ 31369-2021 (ИСО 6976:2016) Газ природный. Вычисление теплоты сгорания, плотности, относительной плотности и числа Воббе на основе компонентного состава

ГОСТ 31370 Газ природный. Руководство по отбору проб

ГОСТ 31371.3 (ИСО 6974-3:2000) Газ природный. Определение состава методом газовой хроматографии с оценкой неопределенности. Часть 3. Определение водорода, гелия, кислорода, азота, диоксида углерода и углеводородов до

с использованием двух насадочных колонок

ГОСТ 31371.4 (ИСО 6974-4:2000) Газ природный. Определение состава методом газовой хроматографии с оценкой неопределенности. Часть 4. Определение азота, диоксида углерода и углеводородов

и

в лаборатории и с помощью встроенной измерительной системы с использованием двух колонок

ГОСТ 31371.5 (ИСО 6974-5:2000) Газ природный. Определение состава методом газовой хроматографии с оценкой неопределенности. Часть 5. Определение азота, диоксида углерода и углеводородов

и

в лаборатории и при непрерывном контроле с использованием трех колонок

ГОСТ 31371.6 (ИСО 6974-6:2002) Газ природный. Определение состава методом газовой хроматографии с оценкой неопределенности. Часть 6. Определение водорода, гелия, кислорода, азота, диоксида углерода и углеводородов

с использованием трех капиллярных колонок

ГОСТ 31371.7 Газ природный. Определение состава методом газовой хроматографии с оценкой неопределенности. Часть 7. Методика измерений молярной доли компонентов

ГОСТ 31610.20-1 Взрывоопасные среды. Часть 20-1. Характеристики веществ для классификации газа и пара. Методы испытаний и данные

ГОСТ 34721 Газ природный. Определение плотности пикнометрическим методом

ГОСТ 34723 Газ природный. Определение серосодержащих компонентов методом газовой хроматографии

ГОСТ 34770 Газ природный. Стандартные условия измерения и вычисления физико-химических свойств

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

      3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 природный [горючий] газ: Газообразная смесь, добытая из всех видов месторождений (залежей) углеводородного сырья, состоящая преимущественно из метана и содержащая более тяжелые углеводороды, азот, диоксид углерода, водяные пары, серосодержащие соединения, инертные газы, а также следовые количества других компонентов.

3.2 природный газ промышленного назначения: Природный газ, используемый в качестве сырья и/или топлива на промышленных объектах.

Примечание — К данному виду природного газа относится в том числе природный газ, используемый в качестве топлива в котельных, снабженных системами сигнализации загазованности и аварийными запорными устройствами, расположенных в промышленных зонах вне границ коммунально-бытовых объектов и жилых зон.

3.3 природный газ коммунально-бытового назначения: Природный газ, используемый в качестве топлива на объектах коммунально-бытовой сферы.

3.4 сжиженный природный газ; СПГ: Природный газ, переведенный после специальной подготовки в жидкое состояние с целью его транспортирования, хранения и использования.

3.5 регазификация СПГ: Процесс преобразования СПГ из жидкого состояния в газообразное.

3.6 партия природного газа: Количество газа, сопровождаемое одним документом о качестве (паспортом качества).

3.7 паспорт качества природного газа: Документ, содержащий сведения об организации, его оформляющей, и осуществляющей производство и/или продажу природного газа, а также фактические значения физико-химических показателей природного газа, полученные в результате испытаний.

      4 Технические требования

4.1 По физико-химическим показателям природный газ промышленного и коммунально-бытового назначения должен соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице 1.

Таблица 1 — Физико-химические показатели природного газа промышленного и коммунально-бытового назначения

Наименование показателя

Норма

Метод

не менее

не более

испытания

1 Молярная доля компонентов (компонентный состав), %

Не нормируют, определение обязательно

По 8.1

2 Молярная доля кислорода, %

0,050

По 8.1

3 Молярная доля диоксида углерода, %

2,5

По 8.1

4 Массовая концентрация сероводорода, г/м

0,020

По 8.2

5 Массовая концентрация меркаптановой серы, г/м

0,036

По 8.2

6 Объемная теплота сгорания низшая, МДж/м

(ккал/м

)

31,80 (7600)

По 8.3

7 Число Воббе высшее, МДж/м

(ккал/м

)

41,20 (9840)

54,50 (13020)

По ГОСТ 31369

8 Отклонение числа Воббе от номинального значения, %

5

По 8.4

9 Плотность, кг/м

Не нормируют, определение обязательно

По 8.5

10 Температура точки росы по воде, °С

Ниже температуры газа в точке отбора пробы

По 8.6

11 Температура точки росы по углеводородам, °С

Ниже температуры газа в точке отбора пробы

По 8.7

12 Массовая концентрация механических примесей, г/м

0,001

По ГОСТ 22387.4

13 Интенсивность запаха, балл

3

По ГОСТ 22387.5

Примечания

1 По согласованию с принимающей стороной и при условии обязательного обеспечения нормируемого значения показателя 10 допускается подача природного газа с молярной долей диоксида углерода (показатель 3) до 4% в случае, если природный газ по указанному газопроводу поставляется только данной принимающей стороне.

2 Для природного газа, подлежащего одоризации, показатели 4, 5 и 13 определяют после его одоризации.

3 Нормы показателей 4-7, 12 и значения показателя 9 — при стандартных условиях определения и сгорания по ГОСТ 34770.

4 При расчете показателей 6 и 7 принимают 1 кал равной 4,1868 Дж.

5 Показатели 6-8 распространяются только на природный газ, используемый в качестве топлива.

6 В соглашениях между поставляющей и принимающей сторонами номинальное значение числа Воббе устанавливают в пределах нормы показателя 7 для отдельных газораспределительных систем.

7 Нормы показателей 10 и 11 установлены при давлении в точке отбора пробы.

8 Для природного газа, в котором значение массовой концентрации углеводородов

(вычисляют по 4.2) не превышает 1,0 г/м

, определение показателя 11 не проводят.

9 Норма показателя 13 установлена для газовоздушной смеси, в которой объемная доля природного газа равна 1%.

10 Показатель 13 распространяется только на природный газ коммунально-бытового назначения (в том числе получаемый при регазификации СПГ). Для природного газа промышленного назначения (в том числе получаемого при регазификации СПГ) необходимость его одоризации и нормирования по показателю 13 определяют по согласованию с принимающей стороной.

11 Температуру природного газа в точке отбора пробы измеряют по ГОСТ 8.586.5-2005 (подраздел 6.3). Допускается проводить измерение температуры природного газа в точке отбора пробы в соответствии с требованиями иных применяемых методик измерения расхода газа.

4.2 Вычисление массовой концентрации углеводородов

в природном газе

4.2.1 Вычисление массовой концентрации углеводородов

, г/м

, в природном газе выполняют на основе измеренных значений молярной доли компонентов природного газа по следующей формуле

,                                                    (1)

где 10 — коэффициент пересчета процентов в доли и дм

в м

, дм

/(м

·%);

24,05 — объем 1 моля природного газа (принимаемого идеальным) при стандартных условиях (20,0°С и 101,325 кПа), дм

/моль.

Примечание — Объем моля природного газа в действительности может отклоняться от значения 24,05 дм

/моль, однако данное отклонение является незначимым для вычисления массовой концентрации углеводородов

.

— молярная масса

i

-го компонента природного газа, г/моль;

— молярная доля

i

-го компонента в природном газе, %;

i

— индекс суммирования компонентов природного газа, используемых для вычисления массовой концентрации углеводородов

;

n

— количество компонентов природного газа, используемых для вычисления массовой концентрации углеводородов

.

4.2.2 Измерение молярной доли компонентов природного газа для вычисления массовой концентрации углеводородов

проводят по ГОСТ 31371.3-ГОСТ 31371.7.

Примечание — В случае измерения углеводородных компонентов природного газа до псевдокомпонента

, при вычислении массовой концентрации углеводородов

используют молярные доли пентанов и псевдокомпонента

.

4.2.3 Перечень углеводородных компонентов для вычисления массовой концентрации углеводородов

в природном газе по формуле (1), рекомендуемые значения молярной массы данных компонентов и пример вычисления массовой концентрации углеводородов

в природном газе приведены в приложении А.

В случаях, когда измеренное значение молярной доли компонента ниже нижней границы диапазона определения по ГОСТ 31371.3-ГОСТ 31371.7, содержание данного компонента принимают равным нулю и в расчете массовой концентрации углеводородов

его не учитывают.

4.2.4 Периодичность определения массовой концентрации углеводородов

в природном газе принимают аналогичной периодичности определения компонентного состава для передаваемой партии природного газа, при этом вычисленное значение массовой концентрации углеводородов

действительно до следующего определения компонентного состава (следующей партии природного газа).

4.3 Форма условного обозначения в зависимости от целевого назначения продукции приведена в примерах.

Примеры

1 Газ горючий природный промышленного назначения по ГОСТ 5542-2022.

2 Газ горючий природный промышленного и коммунально-бытового назначения по ГОСТ 5542-2022.

      5 Требования безопасности

5.1 Природный газ является газообразным малотоксичным пожаровзрывоопасным продуктом. По ГОСТ 12.1.044 природный газ относят к горючим газам. По токсикологической характеристике природный газ относят к веществам четвертого класса опасности по ГОСТ 12.1.007, не оказывающим сильного токсикологического действия на организм человека, но его компоненты при концентрациях, снижающих объемную долю кислорода во вдыхаемом воздухе до 16%, вызывают удушье.

5.2 Природный газ образует с воздухом взрывоопасные смеси. Концентрационные пределы воспламенения природного газа в смеси с воздухом, выраженные в процентах объемной доли метана: нижний — 4,4, верхний — 17,0 по ГОСТ 31610.20-1, температура самовоспламенения (по метану) — 600°С по ГОСТ 31610.20-1.

5.3 Категория взрывоопасности и группа взрывоопасных смесей для смеси природного газа с воздухом — IIA и T1 по ГОСТ 31610.20-1.

5.4 Максимальное давление взрыва смеси природного газа с воздухом, находящейся при стандартных условиях определения, равно 0,72 МПа (по метану). Скорость нарастания давления взрыва природного газа определяют по ГОСТ 12.1.044.

5.5 При отборе проб и проведении испытаний природного газа на соответствие его физико-химических показателей требованиям таблицы 1, необходимо соблюдать требования национального законодательства и нормативных документов государств, принявших данный стандарт в качестве национального стандарта, касающиеся вопросов безопасности.

5.6 В настоящем стандарте не предусмотрено рассмотрение всех вопросов безопасности, связанных с его применением.

      6 Требования охраны окружающей среды

6.1 При отборе проб и проведении испытаний природного газа на соответствие его физико-химических показателей требованиям таблицы 1, необходимо соблюдать требования национального законодательства и нормативных документов государств, принявших данный стандарт в качестве национального стандарта, касающиеся вопросов охраны окружающей среды.

6.2 В настоящем стандарте не предусмотрено рассмотрение всех вопросов охраны окружающей среды, связанных с его применением.

      7 Правила приемки

7.1 Природный газ принимают партиями.

7.2 Приемку природного газа проводят при передаче партии природного газа в порядке, установленном в соответствующем соглашении сторон. В ходе приемки проводят периодические испытания (методами в соответствии с таблицей 1 и разделом 8) природного газа с целью оценки соответствия фактических значений физико-химических показателей, установленных в ходе приемки, их нормированным значениям, указанным в таблице 1.

7.3 Оценку соответствия природного газа, полученного в результате регазификации СПГ, требованиям настоящего стандарта, указанным в таблице 1, допускается осуществлять по документу о качестве исходного СПГ для показателей 1-9. Соответствие показателей 10-12 установленным нормам гарантируется технологиями его производства, транспортирования и хранения.

Природный газ для коммунально-бытового потребления, полученный в результате регазификации СПГ, должен быть одорирован и соответствовать нормам показателей 5 и 13 таблицы 1 после одоризации.

7.4 Отбор проб природного газа осуществляют в соответствии с требованиями ГОСТ 31370 и методов испытаний, указанных в таблице 1 и разделе 8. При одоризации природного газа на газораспределительных станциях допускается для определения интенсивности запаха, массовой концентрации сероводорода и меркаптановой серы осуществлять отбор проб на объектах и/или оборудовании газораспределительной организации, поставляющей данный природный газ потребителям.

7.5 Если по результатам периодических испытаний качество природного газа не соответствует требованиям настоящего стандарта, то проводят повторные испытания для физико-химических показателей, по которым получены неудовлетворительные результаты. Результаты повторных испытаний считают окончательными.

7.6 Если для определения физико-химического показателя природного газа существует несколько методов, то при проведении повторных испытаний предпочтение отдают методу, указанному в качестве арбитражного. При этом допускается применение любого указанного в разделе 8 метода испытаний.

7.7 Результаты испытаний распространяют на партию природного газа.

7.8 Результаты испытаний каждой партии природного газа отражают в документе о качестве (паспорте качества) природного газа. В паспорт качества вносят результаты лабораторных испытаний и/или результаты, полученные от потоковых средств измерений.

7.9 Для получаемого при регазификации СПГ природного газа в паспорт качества допускается вносить результаты испытаний исходного СПГ по показателям 1-9 таблицы 1. При проведении одоризации природного газа значения показателей 5 и 13 вносят в паспорт качества по результатам его испытаний после одоризации. В паспорт качества природного газа также вносят информацию, что он изготовлен из СПГ, отмечают показатели качества, значения которых внесены на основании результатов испытаний СПГ и приводят ссылку на документ о качестве исходного СПГ. Показатели 10-12 таблицы 1 в паспорте качества природного газа не указывают, поскольку их соответствие установленным нормам гарантируется технологией производства, транспортирования и хранения СПГ.

7.10 На группы газораспределительных станций, имеющих один источник газа и осуществляющих одоризацию природного газа по установленной документированной процедуре, исполнение которой обеспечивает соответствие одорированного природного газа требованиям по показателям 5 и 13 таблицы 1, может быть выдан единый паспорт качества по всем показателям таблицы 1. Перечень газораспределительных станций, входящих в группу, и место отбора проб для данной группы устанавливают в соответствующем соглашении сторон.

7.11 Порядок устранения разногласий по результатам испытаний природного газа устанавливают в соответствующем соглашении сторон.

      8 Методы испытаний

8.1 Определение компонентного состава (молярной доли компонентов) природного газа, в том числе диоксида углерода и кислорода

_______________

В Российской Федерации определение молярной доли кислорода до 1 января 2026 г. также проводят электрохимическим методом по ГОСТ Р 56834-2015 «Газ горючий природный. Определение содержания кислорода». При возникновении разногласий по значению молярной доли кислорода в Российской Федерации арбитражным является метод, установленный в ГОСТ Р 56834.

Определение компонентного состава (молярной доли компонентов) природного газа, в том числе диоксида углерода, проводят по любому из методов, изложенных в ГОСТ 31371.3-ГОСТ 31371.7. Определение молярной доли кислорода проводят по ГОСТ 31371.6 или ГОСТ 31371.7. При возникновении разногласий по результатам определения компонентного состава газа, в том числе диоксида углерода и кислорода, арбитражным является метод А по ГОСТ 31371.7.

8.2 Определение массовой концентрации сероводорода и меркаптановой серы в природном газе

_______________

В Российской Федерации определение массовой концентрации сероводорода и меркаптановой серы до 1 января 2026 г. также проводят по ГОСТ Р 53367-2009 «Газ горючий природный. Определение серосодержащих компонентов хроматографическим методом». При возникновении разногласий по значениям массовой концентрации сероводорода и меркаптановой серы в Российской Федерации арбитражным является метод, установленный в ГОСТ 34723.

Определение массовой концентрации сероводорода и меркаптановой серы в природном газе проводят по ГОСТ 22387.2 или по ГОСТ 34723. При возникновении разногласий по результатам определения массовой концентрации сероводорода и меркаптановой серы в природном газе арбитражным является метод, изложенный в ГОСТ 34723.

8.3 Определение низшей объемной теплоты сгорания природного газа

_______________

В Российской Федерации определение низшей объемной теплоты сгорания до 1 января 2026 г. также проводят по ГОСТ Р 8.816-2013 «Государственная система обеспечения единства измерений. Газ природный. Объемная теплота сгорания. Методика измерений с применением калориметра сжигания с бомбой». При возникновении разногласий по значению низшей объемной теплоты сгорания в Российской Федерации арбитражным является метод, установленный в ГОСТ 31369.

Определение низшей объемной теплоты сгорания природного газа проводят по ГОСТ 10062, ГОСТ 27193 или ГОСТ 31369. При возникновении разногласий по результатам определения низшей объемной теплоты сгорания природного газа арбитражным является метод, изложенный в ГОСТ 31369.

8.4 Определение отклонения числа Воббе от номинального значения

Отклонение числа Воббе от номинального значения

, %, вычисляют по формуле

,                                                       (2)

где 100 — коэффициент перевода долей в проценты, %;

W

— результат определения высшего числа Воббе, МДж/м

(ккал/м

);

— номинальное значение высшего числа Воббе, МДж/м

(ккал/м

).

8.5 Определение плотности природного газа

Определение плотности природного газа проводят по ГОСТ 17310, ГОСТ 31369 и ГОСТ 34721. При возникновении разногласий по результатам определения плотности природного газа арбитражным является метод, изложенный в ГОСТ 31369.

8.6 Определение температуры точки росы по воде

_______________

В Российской Федерации определение

до 1 января 2026 г. также проводят по ГОСТ Р 53763- 2009 «Газы горючие природные. Определение температуры точки росы по воде». При возникновении разногласий по значению

в Российской Федерации арбитражным является визуальный конденсационный метод, установленный в ГОСТ 20060.

8.6.1 Определение температуры точки росы по воде (

) природного газа проводят по ГОСТ 20060. При возникновении разногласий по измеренным значениям

арбитражным является визуальный конденсационный метод, установленный в ГОСТ 20060.

8.6.2 Качество природного газа соответствует требованиям настоящего стандарта по показателю

в случае, если результат измерения

ниже температуры газа не менее чем на значение

°С, рассчитываемое по формуле

,                                                        (3)

где

— абсолютное значение погрешности (расширенной неопределенности) результата измерений температуры газа, °С;

— абсолютное значение погрешности (расширенной неопределенности) результата измерений ТТРВ, °С.

8.7 Определение температуры точки росы по углеводородам

_______________

В Российской Федерации определение

до 1 января 2026 г. также проводят по ГОСТ Р 53762-2009 «Газы горючие природные. Определение температуры точки росы по углеводородам». При возникновении разногласий по значению

в Российской Федерации арбитражным является визуальный конденсационный метод, установленный в ГОСТ 20061.

8.7.1 Определение температуры точки росы по углеводородам

природного газа проводят по ГОСТ 20061. При возникновении разногласий по измеренным значениям

арбитражным является визуальный конденсационный метод, установленный в ГОСТ 20061.

8.7.2 Качество природного газа соответствует требованиям настоящего стандарта по показателю

в случае, если результат измерения

ниже температуры газа не менее чем на значение

, °С, рассчитываемое по формуле

,                                                  (4)

где

— абсолютное значение погрешности (расширенной неопределенности) результата измерений

, °С.

Примечания

1 Допускается для определения физико-химических показателей природного газа, указанных в таблице 1, применять другие средства измерений (СИ) и методы испытаний, если по метрологическим характеристикам они не уступают методам испытаний, указанным в настоящем разделе и таблице 1.

2 Допускается для определения физико-химических показателей природного газа, указанных в таблице 1, применять автоматические СИ, которые должны проходить обязательную процедуру контроля качества измерений, в случаях, если таковая предусмотрена реализуемой данными СИ методикой испытаний и с периодичностью, указанной в данной методике испытаний.

      9 Транспортирование

9.1 Транспортирование и подачу природного газа потребителям осуществляют по распределительным газопроводам через газораспределительные станции и пункты. Природный газ также может подаваться потребителям непосредственно с установок промысловой подготовки, газоперерабатывающих заводов, регазификационных установок, магистральных газопроводов и подземных хранилищ через газораспределительные станции и пункты.

9.2 Транспортирование и подачу природного газа потребителям осуществляют в соответствии с требованиями соответствующих регламентирующих документов, действующих на территории государств, проголосовавших за принятие настоящего стандарта в качестве национального.

      10 Гарантии поставляющей стороны

Поставляющая сторона гарантирует соответствие качества поставленной партии природного газа требованиям настоящего стандарта по результатам испытаний.

Приложение А

(рекомендуемое)

 Пример вычисления массовой концентрации углеводородов

в природном газе

А.1 Значения молярной массы углеводородных компонентов природного газа (по таблице 1 ГОСТ 31369-2021 для вычисления массовой концентрации углеводородов

в природном газе приведены в таблице А.1.

Таблица А.1 — Значения молярной массы углеводородных компонентов природного газа

Компонент

Химическая формула

Молярная масса M, г/моль

Пентаны

72,14878

Гексаны,

86,17536

Бензол

78,11184

Гептаны

100,20194

Толуол

92,13842

Октаны

114, 22852

А.2 В результате определения компонентного состава природного газа по методу А ГОСТ 31371.7 получены значения молярной доли компонентов

, приведенные в таблице А.2.

Таблица А.2 — Исходные данные для вычисления массовой концентрации углеводородов

в природном газе

Определяемый компонент природного газа

Значение молярной доли компонента

, %

Определяемый компонент природного газа

Значение молярной доли компонента

, %

Изопентан

0,0178

Гептаны

0,0026

н-Пентан

0,0109

Октаны

0,0011

Неопентан

0,0014

Бензол

0,0013

Гексаны

0,0074

Толуол

0,0017

А.3 По формуле (1), используя данные из таблиц А.1 и А.2, вычисляют массовую концентрацию углеводородов

в природном газе:

=10·(72,14878·(0,0178+0,0109+0,0014)+86,17536·0,0074+100,20194·0,0026+114,22852·0,0011+

+78,11184·0,0013+92,13842·0,0017)/24,05=1,436 г/м

.

А.4 Записывают результат вычисления массовой концентрации углеводородов

в природном газе, округленный до первого десятичного знака, в следующем виде:

1,4 г/м

.

УДК 665.723:543.27:006.354

МКС 75.060

Ключевые слова: природный газ, промышленное назначение, коммунально-бытовое назначение, технические условия, технические требования, правила приемки, методы испытаний, транспортирование, гарантии поставляющей стороны

Введение новой группы потребителей природного газа в зависимости от вида экономической деятельности возможно при стоимости газа в затратах на производство и реализацию продукции за предшествующий год по группе потребителей в разрезе основного вида экономической деятельности более 10 процентов.

Соответствующая норма закреплена постановлением МАРТ и Минэнерго от 27 января 2020 г. № 3/4 «Об изменении постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь и Министерства энергетики Республики Беларусь от 26 января 2017 г. № 9/2». Постановление вступило в силу с 13 февраля 2020 г.

Инструкция по определению групп потребителей природного газа, по которым могут дифференцироваться цены на природный газ, утвержденная постановлением МАРТ и Минэнерго Республики Беларусь от 26.01.2017 № 9/2, дополнена формой сведений об осуществляемых видах экономической деятельности. Сведения, представленные по этой форме, будут являться основанием для отнесения субъекта к определенной группе потребителей природного газа.

В случае изменения в текущем году основного вида экономической деятельности отнесение субъекта хозяйствования к соответствующей группе потребителей осуществляется с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором произошло изменение основного вида экономической деятельности.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мальтофер капли для детей инструкция дозировка детям от года
  • Ибп ippon smart winner 1500 инструкция
  • Smart sensor ar907a инструкция по применению
  • Аминовен инструкция по применению взрослым капельница внутривенно
  • Как сделать военную машину из картона своими руками пошаговая инструкция