Инструкция по осуществлению производственного контроля в области охраны окружающей среды

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 67

1. Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Программа производственного экологического контроля содержит сведения:

об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;

об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;

об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;

о побочных продуктах производства, в том числе информацию о видах таких продуктов производства, об объемах их образования, о дате их образования, планируемых сроках использования в собственном производстве либо о передаче другим лицам для потребления в качестве сырья или продукции и результатах таких использования либо передачи;

(абзац введен Федеральным законом от 14.07.2022 N 268-ФЗ)

о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;

о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;

о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.

(п. 3 введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

3.1. Программа производственного экологического контроля для объектов I категории, указанных в пункте 9 настоящей статьи, дополнительно содержит программу создания системы автоматического контроля или сведения о наличии системы автоматического контроля, созданной в соответствии с настоящим Федеральным законом.

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 29.07.2018 N 252-ФЗ)

4. Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

(п. 4 введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

5. При осуществлении производственного экологического контроля измерения выбросов, сбросов загрязняющих веществ в обязательном порядке производятся в отношении загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (маркерные вещества).

(п. 5 введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

6. Документация, содержащая сведения о результатах осуществления производственного экологического контроля, включает в себя документированную информацию:

о технологических процессах, технологиях, об оборудовании для производства продукции (товара), о выполненных работах, об оказанных услугах, о применяемых топливе, сырье и материалах, об образовании отходов производства и потребления и побочных продуктов производства;

(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 268-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

о фактических объеме или массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, об уровнях физического воздействия и о методиках (методах) измерений;

об обращении с отходами производства и потребления и побочными продуктами производства;

(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 268-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

о состоянии окружающей среды, местах отбора проб, методиках (методах) измерений.

(п. 6 введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

7. Юридические лица, за исключением юридических лиц, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Юридические лица, подведомственные федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, обязаны представлять в указанный федеральный орган исполнительной власти отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(абзац введен Федеральным законом от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(п. 7 введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

8. Форма отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, методические рекомендации по ее заполнению, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(п. 8 введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

9. На объектах I категории стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, образующихся при эксплуатации технических устройств, оборудования или их совокупности (установок), виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на основании программы создания системы автоматического контроля.

Программой создания системы автоматического контроля определяются стационарные источники и показатели выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, подлежащие автоматическому контролю, места и сроки установки автоматических средств измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также технических средств фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, состав и форма передаваемой информации.

Правила создания и эксплуатации системы автоматического контроля утверждаются Правительством Российской Федерации.

КонсультантПлюс: примечание.

Для юрлиц и ИП, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории и получивших комплексное экологическое разрешение до 01.09.2022, срок создания системы автоматического контроля, установленный п. 9 ст. 67, продлевается на 2 года.

Срок создания системы автоматического контроля не может превышать четыре года со дня получения или пересмотра комплексного экологического разрешения. В случае, если программой повышения экологической эффективности предусмотрены мероприятия, связанные с реконструкцией стационарных источников, подлежащих оснащению автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, сроки оснащения таких стационарных источников определяются с учетом сроков реализации мероприятий программы повышения экологической эффективности.

(п. 9 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 252-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Требования к автоматическим средствам измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также техническим средствам фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

(п. 10 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 252-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Зарегистрировано в Минюсте России 25 февраля 2022 г. N 67461


МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 18 февраля 2022 г. N 109

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ К СОДЕРЖАНИЮ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ, ПОРЯДКА И СРОКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТА ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И О РЕЗУЛЬТАТАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

В соответствии с пунктом 4 статьи 67 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 133; 2014, N 30, ст. 4220) и подпунктом 5.2.42 пункта 5 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 47, ст. 6586), приказываю:

1. Утвердить требования к содержанию программы производственного экологического контроля (далее — Требования) согласно приложению 1 к настоящему приказу.

2. Утвердить порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля согласно приложению 2 к настоящему приказу.

3. Программа производственного экологического контроля, утвержденная до вступления в силу настоящего приказа, является действующей до ее корректировки в случаях, предусмотренных Требованиями.

4. Признать утратившим силу приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28 февраля 2018 г. N 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления, производственного экологического контроля» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 апреля 2018 г., регистрационный N 50598).

5. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2022 г. и действует шесть лет.

Министр
А.А. КОЗЛОВ

Приложение 1
к приказу Минприроды России
от 18.02.2022 N 109

ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

1. Программа производственного экологического контроля (далее — Программа) должна разрабатываться и утверждаться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий <1> (далее — объекты), по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду.

<1> Пункт 2 статьи 67 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 133; 2014, N 30, ст. 4220).

В случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, повлекших за собой изменение качественных характеристик загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, а также изменение установленных объемов выбросов, сбросов загрязняющих веществ более чем на 10%, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий хозяйственную и (или) иную деятельность на данном объекте, должны скорректировать Программу в целях приведения ее в соответствие с настоящими требованиями в течение 60 рабочих дней со дня указанных изменений.

2. Программа должна содержать следующие разделы:

общие положения;

сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;

сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;

сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;

сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;

сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;

сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.

3. Раздел «Общие положения» должен содержать:

полное и сокращенное (при наличии) наименование, организационно-правовую форму и адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица или фамилию, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя с указанием идентификационного номера налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер, адрес регистрации по месту жительства (пребывания) индивидуального предпринимателя;

наименование, категорию, код и адрес места нахождения объекта согласно свидетельству о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, выдаваемому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на указанном объекте <2>;

<2> Статья 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 133; 2021, N 24, ст. 4188).

наименование уполномоченного органа, в который направляется отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, и сведения об ответственном за подготовку данного отчета лице;

дату утверждения Программы.

4. Раздел «Сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников» <3> должен содержать:

<3> Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденный приказом Минприроды России от 19 ноября 2021 г. N 871 (зарегистрирован Минюстом России 30 ноября 2021 г., регистрационный N 66125).

сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее — выбросы) и их источников, ее последней корректировке;

показатель суммарной массы выбросов отдельно по каждому загрязняющему веществу по каждому источнику и по объекту в целом, в том числе с указанием загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте (далее — маркерные вещества);

сроки проведения инвентаризации выбросов и их стационарных источников, корректировки ее данных.

5. Раздел «Сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников» должен содержать:

сведения о заключенных договорах водопользования и (или) выданных решениях о предоставлении водного объекта в пользование;

показатель суммарной массы сброса отдельно по каждому загрязняющему веществу по каждому выпуску и объекту в целом;

показатель суммарного объема сброса сточных вод по каждому отдельному выпуску и по объекту в целом;

сведения о ведении учета сточных вод (производственных, хозяйственно-бытовых, дождевых, талых, поливомоечных, дренажных вод, отводимых с территории объекта) и источников их образования, стационарных источников сбросов загрязняющих веществ в водные объекты или в системы водоотведения, включая очистные сооружения, эксплуатируемые на объекте, имеющем сбросы в водный объект <4>, в том числе сведения о схемах систем водопотребления и водоотведения, о средствах измерения расхода сброса (наименование, погрешность, свидетельство о поверке средств измерений), а также о сроках проведения такого учета.

<4> Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, утвержденный приказом Минприроды России от 9 ноября 2020 г. N 903 (зарегистрирован Минюстом России 18 декабря 2020 г., регистрационный N 61582).

6. Раздел «Сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения» должен содержать:

сведения об отходах, образующихся в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности, в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов <5>;

<5> Глава II Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного приказом Минприроды России от 30 сентября 2011 г. N 792 (зарегистрирован Минюстом России 16 ноября 2011 г., регистрационный N 22313).

сведения об объектах размещения отходов на данном объекте в соответствии с государственным реестром объектов размещения отходов <6>;

<6> Глава III Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного приказом Минприроды России от 30 сентября 2011 г. N 792.

сведения об инвентаризации объектов размещения отходов <7>;

<7> Пункт 6 Правил инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденных приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. N 49 (зарегистрирован Минюстом России 8 июня 2010 г., регистрационный N 17520), с изменениями, внесенными приказом Минприроды России от 9 декабря 2010 г. N 541 (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2011 г., регистрационный N 19685).

сроки проведения инвентаризации объектов размещения отходов <8>.

<8> Пункт 4 Правил инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденных приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. N 49.

7. Раздел «Сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля» должен содержать:

наименования подразделений и (или) фамилии, имени, отчества (при наличии) должностных лиц, их полномочия;

численность сотрудников подразделений и (или) должностных лиц;

сведения о правах и обязанностях руководителей, сотрудников подразделений.

8. Раздел «Сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации» должен содержать:

наименования и адреса собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораторий (центров);

реквизиты аттестатов аккредитации собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораторий (центров) с указанием информации об области их аккредитации.

9. Раздел «Сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений» должен содержать:

подраздел «Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха»;

подраздел «Производственный контроль в области охраны и использования водных объектов»;

подраздел «Производственный контроль в области обращения с отходами».

9.1. Подраздел «Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха» должен содержать:

план-график контроля стационарных источников выбросов (далее — План-график контроля) с указанием номера и наименования структурного подразделения (площадка, цех или другое) в случае их наличия, номера и наименования источников выбросов, загрязняющих веществ, периодичности проведения контроля, мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений, методов контроля (расчетные и инструментальные) загрязняющих веществ в источниках выбросов;

план-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха (далее — План-график наблюдений) с указанием измеряемых загрязняющих веществ, периодичности, мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений для объектов, включенных в перечень, предусмотренный пунктом 3 статьи 23 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2222; 2004, N 35, ст. 3607);

перечень нормативных документов, стандартов организации, регламентирующих требования к методам производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха.

9.1.1. В План-график контроля должны включаться загрязняющие вещества, в том числе маркерные, которые присутствуют в выбросах стационарных источников и в отношении которых установлены технологические нормативы, нормативы допустимых выбросов (предельно допустимые выбросы), временно разрешенные выбросы (лимиты на выбросы) с указанием используемых методов контроля (расчетные и инструментальные) показателей загрязняющих веществ в выбросах стационарных источников, а также периодичность проведения контроля (расчетными и инструментальными методами контроля) в отношении каждого стационарного источника выбросов и выбрасываемого им загрязняющего вещества, включая случаи работы технологического оборудования в измененном режиме более 3-х месяцев или перевода его на новый постоянный режим работы и завершения капитального ремонта или реконструкции установки.

9.1.2. В План-график контроля не включаются источники, выброс от которых по результатам рассеивания не превышает 0,1 ПДКмр загрязняющих веществ на границе земельного участка объекта.

9.1.3. В Плане-графике контроля расчетные методы контроля указываются для определения показателей загрязняющих веществ в выбросах стационарных источников в следующих случаях:

отсутствие аттестованных в установленном законодательством Российской Федерации о единстве измерений порядке методик измерения загрязняющего вещества;

отсутствие практической возможности проведения инструментальных измерений выбросов, в том числе высокая температура газовоздушной смеси, высокая скорость потока отходящих газов, сверхнизкое или сверхвысокое давление внутри газохода, отсутствие доступа к источнику выбросов;

выбросы данного источника по результатам последней инвентаризации выбросов формируют приземные концентрации загрязняющих веществ или групп суммации в атмосферном воздухе на границе территории объекта менее 0,1 доли предельно допустимых концентраций.

9.1.4. План-график контроля должен содержать периодичность проведения контроля (расчетными и инструментальными методами контроля) в отношении каждого стационарного источника выбросов и выбрасываемого им загрязняющего вещества.

9.1.5. План-график наблюдений должен содержать:

адреса (географические координаты) пунктов наблюдений с указанием номера каждого пункта наблюдения;

перечень контролируемых на каждом пункте загрязняющих веществ;

методы определения концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе;

периодичность отбора проб атмосферного воздуха.

9.2. Подраздел «Производственный контроль в области охраны и использования водных объектов» должен содержать:

мероприятия по учету объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, предусмотренные Порядком ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, утвержденным приказом Минприроды России от 9 ноября 2020 г. N 903;

мероприятия по проведению измерений качества сточных, в том числе дренажных, вод <9>;

<9> Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, утвержденный приказом Минприроды России от 9 ноября 2020 г. N 903.

план-график проведения проверок работы очистных сооружений, включая мероприятия по технологическому контролю эффективности работы очистных сооружений на всех этапах и стадиях очистки сточных вод и обработки осадков;

программу ведения наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной, разработанную в соответствии с типовой формой решения о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемого Федеральным агентством водных ресурсов, его территориальным органом, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, утвержденной приказом Минприроды России от 8 июля 2019 г. N 453 (зарегистрирован Минюстом России 6 сентября 2019 г., регистрационный N 55850);

перечень нормативных документов, стандартов организации, регламентирующих требования к методам производственного контроля в области охраны и использования водных объектов.

9.2.1. Мероприятия по проведению измерений качества сточных, в том числе дренажных, вод, предусмотренные абзацем третьим пункта 9.2 настоящих требований, должны содержать перечень определяемых загрязняющих веществ и показателей, соответствующий нормативам допустимого сброса, временным разрешенным сбросам, периодичность отбора и анализа проб сточных вод, места отбора проб, указание аттестованных методик (методов) измерений.

9.2.2. Периодичность отбора и анализа проб сточных вод для объектов I и II категорий при осуществлении сброса сточных вод устанавливается не менее одного раза в месяц, по показателю токсичности — не менее одного раза в квартал.

Периодичность отбора и анализа проб сточных вод для объектов III категории устанавливается не менее одного раза в квартал, по показателю токсичности — не менее одного раза в квартал.

9.2.3. Программа ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохраной зоной предусматривает осуществление наблюдений за качеством поверхностных вод в фоновом и контрольном створах относительно сброса (выпусков) сточных вод в водный объект в основные гидрологические фазы (для водотоков) и основные гидрологические ситуации (для водоемов) согласно перечню измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2020 г. N 1847 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 48, ст. 7719), и законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

Периодичность отбора и анализа проб поверхностных вод в фоновом и контрольном створах водного объекта совмещается со сроками наблюдений за сточными водами для объектов I, II и III категорий, предусмотренными пунктом 9.2.2 настоящих требований.

9.2.4. Периодичность проведения проверок работы очистных сооружений устанавливается не реже двух раз в год.

9.2.5. Программа ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохраной зоной, предусмотренная абзацем пятым пункта 9.2 настоящих требований, содержит перечень определяемых загрязняющих веществ и показателей, соответствующий нормативам допустимого сброса, временным разрешенным сбросам, периодичность отбора и анализа проб поверхностных вод, места отбора проб, указание аттестованных методик (методов) измерений, использованных при проведении наблюдений за водным объектом.

9.3. Подраздел «Производственный контроль в области обращения с отходами» должен содержать:

программу мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденную в соответствии с Порядком проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденным приказом Минприроды России от 8 декабря 2020 г. N 1030 (зарегистрирован Минюстом России 25 декабря 2020 г., регистрационный N 61832), для собственников, владельцев объектов размещения отходов, в случае осуществления ими непосредственной эксплуатации такого объекта, или лиц, в пользовании, эксплуатации которых находится объект размещения отходов;

сроки обобщения данных по учету в области обращения с отходами <10>.

<10> Порядок учета в области обращения с отходами, утвержденный приказом Минприроды России от 8 декабря 2020 г. N 1028 (зарегистрирован Минюстом России 24 декабря 2020 г., регистрационный N 61782).

Приложение 2
к приказу Минприроды России
от 18.02.2022 N 109

ПОРЯДОК И СРОКИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТА ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И О РЕЗУЛЬТАТАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

1. Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (далее — Отчет) представляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (далее — объекты), ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.

2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I категории, а также на объектах II и III категорий, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору), представляют Отчет в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления деятельности, за исключением юридических лиц, подведомственных Федеральной службе безопасности Российской Федерации.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах II и III категорий, подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору), представляют Отчет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный экологический контроль (надзор), по месту осуществления деятельности.

Юридические лица, подведомственные Федеральной службе безопасности Российской Федерации, представляют Отчет в Федеральную службу безопасности Российской Федерации.

3. Отчет оформляется на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя юридического лица (или должностного лица, уполномоченного руководителем юридического лица подписывать Отчет от имени юридического лица) или индивидуального предпринимателя в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст. 2036; 2021, N 27, ст. 5187).

Отчет на бумажном носителе должен быть подписан руководителем юридического лица (или должностным лицом, уполномоченным руководителем юридического лица подписывать Отчет от имени юридического лица), индивидуальным предпринимателем, прошит и заверен печатью (при наличии).

В случае представления документа на бумажном носителе Отчет оформляется в двух экземплярах, один экземпляр которого хранится у юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на данном объекте, а второй экземпляр вместе с копией на электронном носителе представляется непосредственно в соответствующий орган, указанный в пункте 2 настоящего порядка, или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении.

Отчет в Федеральную службу безопасности Российской Федерации представляется на бумажном носителе с учетом требований законодательства Российской Федерации об обращении со сведениями, составляющими государственную и иную охраняемую законом тайну, конфиденциальную и иную информацию, отнесенную в соответствии с законодательством Российской Федерации к информации ограниченного доступа.

Датой представления Отчета на бумажном носителе считается:

при представлении Отчета непосредственно в орган, указанный в пункте 2 настоящего порядка, — отметка территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральной службы безопасности Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о получении Отчета с указанием даты, проставляемой на бумажном носителе;

при направлении Отчета почтовым отправлением — дата почтового отправления.

Датой представления Отчета в электронном виде считается:

для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 настоящего порядка, — дата его размещения через веб-портал приема отчетности Федеральной службы по надзору в сфере природопользования («Личный кабинет природопользователя») на официальных сайтах Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце втором пункта 2 настоящего порядка, — дата его размещения в электронном сервисе (Интернет-ресурсе), определенном для приемки Отчетов указанным в абзаце втором пункта 2 настоящего порядка органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

4. При представлении Отчета в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, дополнительное представление Отчета на бумажном носителе не требуется.

  1. Нормативная база обеспечения охраны окружающей среды
  2. Категоризация объектов, оказывающих отрицательное влияние на экологию

Текущее положение дел в экономике России и всего мира складывается так, что текущая деятельность производственных организаций зачастую наносит серьезный ущерб состоянию окружающей среды. В целях реализации контроля за уровнем такого воздействия и максимального восстановления благоприятной экологии в нашей стране предусмотрены особые надзорные меры.

Нормативная база обеспечения охраны окружающей среды

В роли основного нормативного документа, который устанавливает принципы государственной политики в анализируемой области, с 2002 года выступает федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ, посвященный вопросам охраны окружающей среды. Рассматриваемый закон многократно пересматривался и дополнялся для того, чтобы обеспечить использование наиболее действенных и современных методик и инструментов защиты экологии. В последний раз изменения в текст этого документа были внесены в 2019 году в связи с принятием федеральных законов №№ 450 и 453.

В 2021 году одним из основных требований к работе промышленных предприятий в сфере минимизации отрицательного влияния на окружающую среду становится выполнение непрерывного производственного экологического контроля (ПЭК). Список задач в рамках этой работы должен быть определены специальным планом. Правила составления этого документа зафиксированы в особом приказе Минприроды от 28 февраля 2018 года N 74. Кроме этого, при организации этой работы компаниям необходимо учитывать положения следующих нормативных документов:

  • приказ Минприроды от 16 октября 2018 года N 522, который определяет список важнейших методических рекомендаций, подлежащих учету в ходе заполнения отчетной документации о выполнении ПЭК;
  • национальный стандарт ГОСТ Р 56061-2014, который устанавливает правила выполнения производственного экологического контроля и определяет правила составления программы мероприятий по этому направлению;
  • приказ Минприроды от 14.06.2018 N 261, устанавливающий формы отчетной документации по результатам выполнения ПЭК.

Приведенные нормативные документы устанавливают для производственных предприятий обширный ряд обязанностей по оформлению документации, связанной с характером их воздействия на окружающую среду. Проанализируем правила их составления более предметно.

Категоризация объектов, оказывающих отрицательное влияние на экологию

Производственный контроль в области экологии — это систематическая работа производственных организаций, которая нацелена на обеспечение рационального характера использования природных ресурсов. Ее важными задачами становятся также минимизация отрицательного влияния компаний на экологию и соблюдение актуальных нормативов в сфере природоохраны.

При организации такой деятельности, конечно, необходимо учитывать характер работы предприятия и генерируемого им влияния. Чтобы обеспечить дифференциацию требований по этому признаку, для объектов, которые становятся причиной негативного действия на экологию, в российском законодательстве введено понятие категорий. Правила определения принадлежности к каждой из них приведены в статье 4.2 федерального закона № 7-ФЗ:

  • I – предприятия, имеющие наибольший уровень такого воздействия и обязаны применять самые действенные доступные способы и технологии для его минимизации;
  • II – предприятия с умеренным отрицательным воздействием на окружающую среду;
  • III – компании с незначительным уровнем воздействия;
  • IV – организации с минимальным уровнем воздействия на экологию.

Конкретный список критериев, применяемых для отнесения к каждой категории, определен отдельным постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398. В него входят следующие параметры: характер производственной деятельности, объем вредных выбросов в атмосферу, объем выбросов сточных вод, мощность предприятия и другие.

Производственный экологический контроль в текущем году

Содержание комплекс работы по организации ПЭК на предприятии и требования к нему должны пребывать в прямой зависимости от категории организации по уровню воздействия на экологию. Компании, отнесенные к I, II и III категориям, обязаны составлять отдельный документ, который содержит комплексное описание работы предприятия в этом направлении. Компании IV категории согласно статье 67 федерального закона № 7-ФЗ освобождены от этой обязанности. Такой документ именуют программой ПЭК.

Наиболее опасные предприятия, отнесенные к I категории, обязаны внедрять в своих организациях особую систему автоматизированного контроля за генерируемым отрицательным влиянием на экологию. Правила разработки и эксплуатации такой системы для этой категории компаний определены постановлением Правительства РФ от 13.03.2019 N 262. На ее активацию дается четыре года с момента получения организацией комплексного экологического разрешения.

Итоги работы компаний в рамках разработанной системы экологического контроля подлежат подаче в уполномоченный контролирующий орган в форме отчетной документации установленного образца. Он приведен в приказе Минприроды от 14.06.2018 N 261. Правила заполнения этого документа зафиксированы в приказе ведомства № 522.

Программа ПЭК

Итак, программа ПЭК – это обязательный документ для всех типов организаций, которые согласно действующим методологическим правилам отнесены к предприятиям I, II или III категории по уровню вредоносного действия, оказываемого на окружающую среду. В соответствии с правилами, содержащимися в приказе Минприроды № 74, рассматриваемая программа должна быть составлена с учетом таких параметров компании как особенности применяемых технологических процессов, характера отрицательного воздействия на экологию и присвоенная категория. При этом для всех типов организаций такая программа должна содержать следующие обязательные разделы:

  • общие сведения о компании и принципы организации производственного экологического контроля на предприятии;
  • информация о выполнении инвентаризации источников вредных выбросов в атмосферу и характере таких выбросов;
  • информация о выполнении инвентаризации источников вредных сбросов в окружающую среду и характере таких сбросов;
  • данные о выполнении инвентаризации отходов, получаемых в ходе технологического процесса, и порядке их размещения;
  • информация об уполномоченных лицах и органах, которые отвечают за осуществление плановых мер в компании;
  • сведения об испытательных лабораториях, которые привлекаются к выполнению оценки вредоносного действия предприятия на окружающую среду. такие лаборатории могут входить в состав организации или привлекаться к выполнению требуемых по договору. При этом во всех ситуациях они должны в установленном порядке пройти процедуру аккредитации согласно правилам действующего законодательства;
  • сведения о применяемых правилах выполнения оценки экологического воздействия компании, порядке отбора образцов и проб анализируемых веществ и методиках выполнения необходимых измерений.

Для предприятий, отнесенных к I категории опасности, в дополнение к программе ПЭК разрабатывается особая программа, описывающая порядок внедрения и эксплуатации автоматического контроля за осуществлением выбросов и других типов вредоносного действия на экологию.

Правила разработки программы

Порядок составления и утверждения программы ПЭК описан в национальном стандарте ГОСТ Р 56061-2014. Этот нормативный документ указывает, что такая программа обычно составляется на период, равный одному календарному году. Лица или органы, уполномоченные заниматься ее составлением, утверждаются особым приказом руководителя организации. Ответственные разработчики при составлении программы должны принимать во внимание:

  • актуальные нормативы в области природоохранного законодательства;
  • параметры производственной, хозяйственной и иной деятельности компании;
  • типы вредоносного действия, оказываемого компанией на текущее состояние окружающей среды, и масштабы такого влияния;
  • список уже выполненных операций, целью которых было обеспечение благоприятного состояния экологии в месте работы компании;
  • список запланированных мер, нацеленных на сохранение и поддержание благоприятного состояния экологии;
  • действующие разрешенные параметры вредоносного действия организации на окружающую среду;
  • итоги выполненных действий, осуществленных в рамках системы производственного экологического контроля в предыдущие годы работы компании;
  • полученные организацией предписания, направленные государственными органами, выполняющими контроль и надзор в анализируемой сфере.

При составлении программы ПЭК организация должна выполнить инспекцию всех своих технологических активов и оборудования с точки зрения оценки их реального и потенциального вредоносного действия на экологию. В ходе такой оценки следует принимать во внимание действенность применяемых очистных сооружений, наличие и мощность источников вредных выбросов, характер работы производственных участков, на которых образуются технологические отходы, и другие параметры.

Разработанный документ должен отвечать нормативам ГОСТ Р 56062-2014, который определяет правила выполнения природоохранной деятельности производственными компаниями. Программа ПЭК подлежит утверждению руководством организации либо индивидуальным предпринимателем. Других дополнительных согласований для нее не требуется. Однако отчетность по результатам выполнения параметров программы подлежит передаче в контролирующие государственные органы.

Осуществление ПЭК на предприятии

Согласно нормативам ГОСТ Р 56062-2014 меры, запланированные в программе ПЭК, могут осуществляться следующими способами:

  • инспекционный контроль, то есть текущая проверка параметров производственной активности компании с точки зрения ее воздействия на окружающую среду. Операции в рамках такого контроля могут выполняться в плановом и внеплановом порядке. Внеплановые проверки организуются в случае получения соответствующих предписаний от контролирующих органов или руководства компании, выявлении сбоев в работе организации или превышении допустимых параметров вредоносного действия на экологию, а также появления неблагоприятных природных или метеорологических условий;
  • инструментальный эколого-аналитический контроль на производстве (ПЭАК). Основной целью такой проверки становится контроль уровня вредных выбросов, реализуемых в рамках технологического цикла компании. В большинстве случае она выполняется посредством эксплуатации автоматизированных инструментов, которые используются по утвержденному плану-графику. Однако ПЭАК может входить в состав инспекционного контроля на предприятии;
  • экологический мониторинг на производстве (ПЭМ). Основной задачей такого мониторинга становится контроль за состоянием текущих параметров окружающей среды, которые подвергаются вредоносному влиянию в результате производственной активности комании. Правила выполнения этого вида контроля устанавливаются согласно нормативам национального стандарта РФ ГОСТ Р 56059-2014.

Выполнение контролирующих мер осуществляется под руководством лица, назначенного для этих целей руководителем организации. В крупных компаниях для выполнения этого требования обычно создают обособленное подразделение. Действующий порядок требует, чтобы уполномоченные лица и подразделения были определены в каждом обособленном подразделении организации, включая ее филиалы и представительства.

Ответственное за выполнение предусмотренных мер лицо должно иметь необходимый объем навыков и знаний, а также пройти профильную подготовку. Если ресурсы предприятия не дают возможности выполнить необходимые замеры и исследования своими силами, такое лицо организует реализацию нужных работ с привлечением специализированных организаций. Они должны иметь аккредитацию, соответствующую этому направлению работы.

Основным нормативным документом, который регламентирует правила организации ПЭК на предприятии, становится программа производственного экологического контроля. В дополнение к ней разрабатываются специализированные типы документации:

  • положение о ПЭК;
  • планы-графики организации и выполнения ПЭАК;
  • программа выполнения ПЭМ;
  • должностные инструкции для сотрудников, занятых в выполнении мер, утвержденных программой ПЭК.

Пересмотр программы

По общему правилу программа ПЭК, которая принимается на один календарный год, подлежит регулярному пересмотру. Однако если параметры технологического цикла предприятия и основные характеристики его воздействия на окружающую среду по истечении этого периода времени остались неизменными, содержание программы на следующий год может быть утверждено в том же виде или с незначительными изменениями. Другое дело – если в этом вопросе произошли серьезные корректировки, которые требуют редактирования действующей программы. Согласно разделу I приказа № 74 такое редактирование необходимо в следующих обстоятельствах:

  • изменение характера технологических процессов, применяемых в организации;
  • замена применяемого производственного оборудования;
  • замена типа применяемого сырья;
  • другие существенные изменения.

Пересмотр программы в перечисленных случаях потребуется, если результатом описанных изменений стало существенное усиление или ослабление вредоносного действия производства на данном предприятии на состояние окружающей среды. При этом в качестве существенного рассматривается изменение интересующих параметров более чем на 10%. Если это так, дожидаться очередного пересмотра программы по установленному в организации графику нельзя: произошедшие корректировки необходимо отразить в ней в течение 60 дней после наступления таких обстоятельств.

Отчетность по результатам ПЭК

Как отмечалось ранее, итоги природоохранной работы производственной организации согласно утвержденной программе ПЭК подлежат передаче в контролирующие органы. Руководитель предприятия или индивидуальный предприниматель утверждает содержащуюся в нем информацию личной подписью и печатью организации. Отчетная документация направляется в территориальное подразделение Росприроднадзора не позднее 25 марта года, следующего за отчетным. Отчетная документация оформляется согласно требованиям приказа Минприроды № 261. Место направления отчета устанавливается в зависимости от категории организации:

  • все предприятия I категории, а также компании II и III категорий, за которыми предусматривается федеральный экологический надзор, подают отчетную документацию в территориальное подразделение Росприроднадзора по месту работы компании;
  • остальные компании II и III категорий подают отчетность в орган исполнительной власти региона, на который согласно законодательству субъекта РФ возложены обязанности по выполнению государственного экологического надзора.

Во всех ситуациях отчет составляется в двух экземплярах. Один из них остается у разработчика в качестве доказательства того, что отчетная документация была составлена вовремя и с выполнением действующих правил. Второй экземпляр отчета направляется в уполномоченный контролирующий орган. Его разрешается оформлять в бумажном виде, однако в этой ситуации к отправляемому отчету необходимо приложить электронную версию, сохраненную на магнитном носителе. Можно отправить отчет полностью в электронном формате: его необходимо будет снабдить усиленной электронной цифровой подписью.

Ответственность за невыполнение требований экологического законодательства в части оформления документации

Невыполнение действующих правил в отношении обязательного оформления необходимых документов по производственному экологическому контролю расценивается как административное нарушение. Таким нарушением будет считаться также несоблюдение установленного порядка подачи отчетной документации в контролирующие органы. В этой ситуации к нарушителю будут применены меры ответственности, предусмотренные статьей 8.1 действующего КоАП РФ. Такие меры дифференцируются в зависимости от того, кто выступил в роли лица, допустившего рассматриваемое нарушение:

  • рядовые работники организаций штрафуются на сумму 1-2 тысячи рублей, однако в отдельных ситуациях штраф может быть заменен предупреждением;
  • должностные лица, в обязанности которых входит составление отчетной документации или контроль за организацией этой работы, штрафуются на сумму 2-5 тысяч рублей;
  • юридические лица, допустившие нарушение правил составления документации, связанной с вредоносным действием предприятия на окружающую среду, штрафуются на сумму 20-100 тысяч рублей.

При этом искажение информации, предоставленной в каких-то видах экологической документации, рассматривается как отдельное нарушение. Наказание за него регулируется отдельной статьей 8.5 КоАП РФ. Она предписывает применение следующих типов воздействия на нарушителей:

  • для рядовых работников организаций – штраф в размере 500-1000 рублей;
  • для должностных лиц, уполномоченных следить за достоверностью представляемых сведений, — 3-6 тысяч рублей;
  • для организаций – 20-80 тысяч рублей.

Принимая во внимание серьезные размеры штрафных санкций, предусмотренных действующим законодательством, а также весьма сложные требования к оформлению необходимых документов, многие руководители организаций предпочитают обращаться для их составления к услугам специализированных компаний.

Ключевые вопросы

Производственный экологический контроль

Приказы Минприроды России от 28.02.2018 № 74 и от 18.02.2022 № 109

Сравнение старых и новых требований к содержанию программы ПЭК

Программа ПЭК 

Производственный экологический контроль (далее — ПЭК) производится на каждом предприятии, на котором есть объекты, оказывающие негативное воздействие (далее — объект ОНВ) и относящиеся к I—III категориям (IV категория от этой обязанности освобождена), это указано в ст. 67 Закона № 7-ФЗ[1]. Там же говорится, что для таких предприятий обязательно составление программы ПЭК, следование данной программе и затем предоставление отчета о ПЭК в качестве подтверждения проведения ПЭК.

Программа ПЭК содержит сведения:

• об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;

• инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;

• инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;

• о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление ПЭК;

• собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством РФ об аккредитации в национальной системе аккредитации;

• периодичности и методах осуществления ПЭК, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.

Система автоматического контроля 

Помимо этого, для объектов I категории, подпадающих под критерии Распоряжения Правительства РФ от 13.03.2019 № 428-р[2], программа ПЭК дополнительно должна включать программу создания системы автоматического контроля или сведения о наличии системы автоматического контроля. Такой программой определяются стационарные источники и показатели выбросов и (или) сбросов, подлежащие автоматическому контролю; места и сроки установки автоматических средств измерения и учета, а также технических средств фиксации и передачи информации о показателях выбросов и (или) сбросов в государственный реестр объектов ОНВ; состав и форма передаваемой информации.

Правовое регулирование
Правила создания и эксплуатации системы автоматического контроля утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.03.2019 № 262.

Такая система контроля должна быть создана на объекте в срок не более четырех лет с момента получения комплексного экологического разрешения либо в иной срок с учетом реализации мероприятий по реконструкции источников выбросов, предусмотренных программой повышения экологической эффективности. Требования к автоматическим средствам измерения и учета показателей, а также техническим средствам фиксации и передачи информации о показателях выбросов и (или) сбросов установлены Постановлением Правительства от 13.05.2019 № 263.

Создание такой системы автоматического контроля — дорогостоящий и долгий процесс, поэтому сейчас для объектов, которые обязаны ее создавать, введена отсрочка в связи с экономической ситуацией. В соответствии с Законом № 71-ФЗ[3], для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории и получивших комплексное экологическое разрешение до 01.09.2022, срок создания системы автоматического контроля, установленный п. 9 ст. 67 Закона № 7-ФЗ, продлевается на два года.

ПЭК по выбросам и сбросам обязательно проводится в отношении так называемых маркерных веществ — загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте ОНВ.

Правовое регулирование
Требования к содержанию программы ПЭК, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК на сегодняшний день определяются Приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74 (далее — Требования № 74).

Представление отчета о проведении ПЭК 

В Требованиях № 74 утверждены требования к программе ПЭК и сроки представления отчета: 25 марта года, следующего за отчетным годом.

Отчет по ПЭК, согласно закону, должен включать информацию:

• о технологических процессах, технологиях, об оборудовании для производства продукции (товара), о выполненных работах, об оказанных услугах, о применяемых топливе, сырье и материалах, об образовании отходов производства и потребления;

• фактических объеме или массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, об уровнях физического воздействия и о методиках (методах) измерений;

• состоянии окружающей среды, местах отбора проб, методиках (методах) измерений;

• об обращении с отходами производства и потребления.

Отчеты о проведении ПЭК сдают в Росприроднадзор или иной уполномоченный орган (если предприятие подведомственно ФСБ[4] — то туда и идет отчет[5]) по форме, определенной Приказом Минприроды России от 14.06.2018 № 261 «Об утверждении формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» (в ред. от 23.06.2020; далее — Приказ № 261). Методические рекомендации по ее заполнению содержатся в Приказе Минприроды России от 16.10.2018 № 522 «Об утверждении методических рекомендаций по заполнению формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью».

Новые требования к программе ПЭК 

Как сказано выше, сейчас программа ПЭК составляется по Требованиям № 74. Но недавно был принят Приказ Минприроды России от 18.02.2022 № 109 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» (далее — Требования № 109) — вместо Требований № 74.

Сравним действующие и новые требования и посмотрим, насколько Требования № 109 решают накопившиеся проблемные вопросы в отношении составления и проведения ПЭК.

Примеры недоработанности Требований № 74 

На первый взгляд, программа ПЭК не содержит особых сложностей в составлении, но, начав ее разрабатывать в соответствии с Требованиями № 74, любой специалист поймет, что в них есть много подводных камней.

При этом ответов на возникающие вопросы по составлению нет, и получить их не удастся, т.к. программа не проходит согласование в государственных органах, следовательно, никакого контроля за правильностью программы не проводится, пока на предприятие не придет проверка, которая зафиксирует несоответствие программы требованиям нормативных правовых актов. Помимо этого, недоработанность Требований № 74 очевидна при составлении отчета по ПЭК по форме Приказа № 261. Приведем несколько примеров.

1. Отчет по проведению ПЭК состоит из восьми табличных форм в трех разделах. Раздел 2 «Результаты производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха» включает четыре таблицы. Согласно Требованиям № 74 раздел, касающийся охраны атмосферного воздуха, содержит:


[1] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 26.03.2022).

[2] Распоряжение Правительства РФ от 13.03.2019 № 428-р «Об утверждении видов технических устройств, оборудования или их совокупности (установок) на объектах I категории, стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ которых подлежат оснащению автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду».

[3] Федеральный закон от 26.03.2022 № 71-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[4] Федеральная служба безопасности.

[5] См. Федеральный закон от 11.06.2021 № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»».

М.В. Ламихова, инженер отдела охраны окружающей среды Саратовского филиала ООО «Газпром проектирование»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 6, 2022.

Программа ПЭК

Программа производственного экологического контроля разрабатывается на основании статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и приказа Минприроды РФ от 18.02.2022 № 109 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля».

В состав программы ПЭК входят разделы

ДРУЗЬЯ ДРУЗЬЯ

Если вам необходимо разработать проектную документацию или подготовить годовые отчеты по экологии пишите нам на почту mirecologa@yandex.ru

Дополнительная информация

Информация о том, кто должен разрабатывать программу ПЭК, кем согласуется, а также возможные штрафные санкции за ее отсутствие в статье.

Информация по заполнению отчета по программе ПЭК представлена в статье.

Заполнение раздела «общие положения» в программе ПЭК.

Первый раздел «1. общие положения» содержит краткую информацию о юридическом лице, об объекте негативного воздействия на который разрабатывается программа ПЭК. В обязательном порядке в данном разделе приводится следующая информация:

  • наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилию, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, с указанием идентификационного номера налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер;
  • наименование, категорию, код и адрес места нахождения объекта;
  • наименование уполномоченного органа, в который направляется отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, и сведения об ответственном за подготовку данного отчета должностном лице (отчет направляется в соответствующий орган где вы стоите на учете). Уровень учета можно посмотреть на сайте РПН если в фильтре указать номер объекта НВОС;
  • дату утверждения Программы.

Данный раздел не требует каких-то особых пояснений,  по этому не будем на нем останавливаться.

Запыление раздела 2 «сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников»

  Следующий раздел «2. сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников» должен содержать следующую информацию:

  • сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее — выбросы), ее последней корректировке
  • показатель суммарной массы выбросов отдельно по каждому загрязняющему веществу по каждому источнику и по объекту в целом, в том числе с указанием загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте (далее — маркерные вещества)
  • сроки проведения инвентаризации выбросов и их стационарных источников, корректировки ее данных

И так, в данном разделе приводим информацию о последней проведенной инвентаризации ИЗАВ на объекте НВОС. Какая конкретно информация об инвентаризации должна быть указана в данном разделе кроме сроков её проведения в приказе не описано. Чаще всего приводится информация о сроках проведения инвентаризации, а также информация о результатах проведения данной инвентаризации в виде описания выявленных источников выбросов. Чаще всего в данный раздел практически целиком копируется информация раздела «Краткое описание видов деятельности на объекте ОНВ» тома инвентаризации.

Далее приводятся сводная таблица с перечнем выбрасываемых загрязняющих веществ, а также количеством по каждому веществу. Далее приводим таблицу с информацией о выбросах по каждому источнику,  включая суммарный выброс по каждому источнику,  а также общую массу выброса по объекту.

Ну последним этапом указываем информацию когда должна проводится следующая инвентаризация. Информация о сроках корректировки инвентаризации приведена в разделе IV, Приказа Минприроды России от 19.11.2021 N 871 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки».

Как видите заполнить данный раздел не так и сложно при наличии проекта Инвентаризации выбросов загрязняющих веществ. К сожалению без тома инвентаризации  ИЗАВ разработать программу ПЭК невозможно.

Заполнение раздела 3 «сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников».

Раздел 3 «сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников» должен содержать:

  • сведения о заключенных договорах водопользования и (или) выданных решениях о предоставлении водного объекта в пользование;
  • показатель суммарной массы сброса отдельно по каждому загрязняющему веществу по каждому выпуску и объекту в целом
  • показатель суммарного объема сброса сточных вод по каждому отдельному выпуску и по объекту в целом
  • информацию о ведении учета сточных вод (производственных, хозяйственно-бытовых, дождевых, талых, поливомоечных, дренажных вод, отводимых с территории объекта) и источников их образования, стационарных источников сбросов загрязняющих веществ в водные объекты или в системы водоотведения, включая очистные сооружения, эксплуатируемые на объекте, имеющем сбросы в водный объект, в том числе сведения о схемах систем водопотребления и водоотведения, о средствах измерения расхода сброса (наименование, погрешность, свидетельство о поверке средств измерений), а также о сроках проведения такого учета

 Раздел заполняется при наличие на объекте НВОС сброса загрязняющих веществ в водные объекты. Для предприятий у которых сброс сточных вод осуществляется в систему городской канализации, в данном разделе можно  кратко описать общую ситуацию со сточными водами и реквизиты договора с водоканалом.

 Начинам заполнять раздел с информации о заключенных договорах на водопользование и договорах на предоставление водного объекта в пользование (по сути не имея данных документов вы не можете осуществлять сброс в водный объект). Если договора у нас имеются, то просто переписываем из них номер,  сроки,  объемы забора,  условия забора. Если договора отсутствуют, так и пишем.

 Следующим этапом из проекта/расчета НДС (нормативов допустимых сбросов) переписываем информацию о массе сброса.  Информация указывается по каждому загрязняющему веществу. Отдельно указывается суммарная  информация о сбросе, по каждому источнику сброса и в целом по объекту НВОС (если имеется несколько точек сброса). Чаще всего данная информация также имеется в разрешении на сброс сточных вод.

 Далее переходим к заполнению информации об объеме сточных вод по каждому выпуску и в целом по объекту. Данную информацию также можно найти в договоре водопользования, разрешении на сброс точных вод или проекте нормативов допустимого сброса.

В конце раздела указываем информацию о ведении учета сточных вод. Расписываем основные источники образования сточных вод (хозяйственно-бытовых,  поверхностных,  производственных,  дренажных и т.п.).  Здесь же подробно описываем информацию о стационарных источниках сброса (координаты,  обустройство и т.п.), очистные сооружения (состав очистных, какие виды сточных вод очищают, основные характеристики). Ну и в конце указываем информацию о водомерных счетчиках (марка,  номер, погрешность,  даты поверок).  Ранее в данном разделе требовалось дополнительно указать информацию о схемах водоснабжения и водопотребления разрабатываемых в соответствии с приказом 8 июля 2009 г. N 205 «Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества». На текущий момент приказ от 08.07.2009 г №205 отменен,  а в заменяющем его приказе 09.11.2020 № 903 не содержится требования по разработке и согласованию схемы водоснабжения и водоотведения,  так что её у вас может вполне не быть.  

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция швейной машины веритас 8014 35 немецкая
  • Полководец речи посполитой под руководством которого была проведена осада пскова
  • Руководство предприятия должно стремиться
  • Как класть шифер на крышу пошаговая инструкция
  • Аргомастин инструкция по применению в ветеринарии для крс