Инструкция по правилам обращения с отходами в школе

Инструкция

о порядке обращения
с твёрдыми бытовыми отходами

в МОБУ
«Краснооктябрьская СОШ» Медведевского  муниципального района Республики Марий
Эл

1. ОБЩИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Инструкция
о порядке обращения с твёрдыми бытовыми отходами (далее — Правила) направлена
на совершенствование управления и контроля в сфере обращения с отходами,
соблюдения чистоты и порядка на территории МОБУ «Краснооктябрьская СОШ»
Медведевского  муниципального района Республики Марий Эл  (далее – МОБУ
«Краснооктябрьская СОШ»).

Инструкция
разработана в соответствии с Федеральными законами от 24 июня 1998
г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон
№ 89 — ФЗ), от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», от 10 января 2002
г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 06 октября 2003
г.
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации», Постановлением Правительства Республики
Марий Эл от 27 июля 2007 г. № 185 «Об утверждении временного порядка обращения
с отходами производства и потребления на территории Республики Марий Эл».

1.2.
Правила устанавливают порядок обращения с отходами (сбор, вывоз, утилизация и
переработка бытовых и промышленных отходов).

1.3.
Правила не регламентируют обращение с опасными отходами (радиоактивными,
биологическими и т.п.), которое регулируется соответствующим законодательством
Российской Федерации.

1.4.
Правила обязательны для физических лиц, индивидуальных
предпринимателей и юридических лиц всех организационно-правовых форм.

2. СБОР,
ВЫВОЗ, УТИЛИЗАЦИЯ И ПЕРЕРАБОТКА

БЫТОВЫХ И
ПРОМЫШЛЕННЫХ ОТХОДОВ

2.1. Сбор
отходов в МОБУ «Краснооктябрьская СОШ»
производится в:

контейнеры-накопители
мусоропроводов;

контейнеры
для отходов, установленные на оборудованных контейнерных площадках;

специальный
автотранспорт, работающий по установленному графику
либо по вызову в случаях, предусмотренных договором;

бункер,
установленный на оборудованных площадках;

специально
оборудованные места для сбора КГМ, строительного мусора, тары, упаковки и
других отходов.

На каждой
контейнерной площадке, контейнере для отходов, бункере
и других специально оборудованных для сбора отходов местах
их владельцами должна размещаться информация с указанием полного наименования
владельца и места его расположения, а также время вывоза мусора.

2.2.
Запрещается:

складировать
в контейнеры для отходов крупногабаритный, строительный мусор, листву, ветки;

сжигать
мусор внутри контейнеров для отходов, бункеров и других,
специально оборудованных для сбора отходов местах и вблизи контейнерных площадок;

выливать
жидкие отходы и воду в контейнеры для отходов, бункеры
и другие, специально оборудованные для сбора отходов места.

2.3.
Площадки, указанные в п. 2.1, 2.2., располагаются
на расстоянии не менее 20 м от окон жилых зданий, детских площадок
и других мест постоянного пребывания людей, но не более 100
м от наиболее
удаленного входа в жилое здание. Площадки для сбора КГМ целесообразно
располагать рядом с площадками для сбора ТБО.

Допускается
сокращение расстояния при невозможности соблюдения
санитарных разрывов в установленном порядке на территориях сложившейся
застройки при условии, что бункеры и контейнеры на контейнерных площадках имеют
крышки.

2.4.
Размещение и обустройство площадок для сбора твердых бытовых отходов
хозяйствующим субъектом производится в соответствии
с проектом благоустройства, согласованным в установленном порядке
с заинтересованными службами.

2.5. Сбор
использованных люминесцентных ламп, ртутьсодержащих приборов и других опасных
отходов, образующихся в МОБУ «Краснооктябрьская СОШ», осуществляется в
специальную тару для накопления транспортных партий и с последующей передачей
специализированным предприятиям для обезвреживания.

2.6.
Периодичность вывоза отходов: не реже 1 раза в 3 суток
в холодное время года (при t = + 5 град. C и ниже) и ежедневно в теплое время
(при t = +5 град. C и выше).

2.7.
Ответственность за организацию сбора и своевременного удаления отходов с
контейнерных площадок в соответствии с настоящими Правилами, надлежащее
санитарное состояние контейнерных площадок несет организация (предприятие) или руководитель
образовательного учреждения.

3.
ТРАНСПОРТИРОВКА ОТХОДОВ

3.1.
Транспортировка отходов производится организациями
или индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию
на обращение с отходами, специальным транспортом или приспособленным для этих
целей транспортом с закрывающим кузов пологом.

3.2.
Прием-передача отходов на транспортировку оформляется документами, в которых
указывается вид, класс опасности
(для промышленных отходов), вес (объем) отходов, дата отгрузки, место
назначения, наименование отправителя и транспортировщика отходов.

3.3. Обязательным
условием при заключении договоров
на транспортировку отходов является  согласование  между сторонами места сбора
отходов.

3.4. Транспортирование отходов должно осуществляться
при следующих условиях:

наличие паспорта отходов;

наличие специально оборудованных и снабженных
специальными знаками транспортных средств;

соблюдение требований безопасности к транспортированию
отходов
на транспортных средствах;

наличие документации для транспортирования и передачи
отходов
с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их
транспортирования.

Порядок
транспортирования отходов I — IV классов опасности, предусматривающий
дифференцированные требования в зависимости
от вида отходов и класса опасности отходов, требования
к обеспечению экологической безопасности и пожарной безопасности, устанавливается
федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию
с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное
регулирование в области охраны окружающей среды.

4.
КОНТРОЛЬ ЗА ОБРАЩЕНИЕМ С ОТХОДАМИ

4.1.
Соблюдение требований по сбору, вывозу, утилизации
и переработке отходов обязаны обеспечить хозяйствующие субъекты и иные
организации, осуществляющие данную деятельность.

4.2.
Контроль за соблюдением Правил осуществляет администрация МОБУ «Краснооктябрьская
СОШ» в соответствии с действующим законодательством.

5.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАСТОЯЩИХ ПРАВИЛ

5.1. Лица
виновные в нарушении настоящих правил привлекаются
к административной ответственности в соответствии с действующим
законодательством.

5.2.
Привлечение к ответственности не освобождает виновника
от обязанности устранить допущенное нарушение.

Обновлено: 22.04.2023

Журнал учета движения отходов является одним и важных документов, которые должны присутствовать на предприятии, деятельность которого связана с формированием отходов. В 2021-ом году появились новые правки и введены требования относительно обращения с отходами, о которых важно знать, чтобы не нарушать законодательство. Далее рассмотрим все нововведения более подробно.

Порядок учета в области обращения с отходами

Если предприятие функционирует и в процессе формируется мусор, и даже опасные отходы, необходимо в обязательном порядке вести их учет и документировать всю информацию, которая фиксируется в журнале.

Ключевые моменты, которые важно знать каждому предприятию:

абсолютно все отходы без исключения должны учитываться в журнале;

данный документ обязаны вести не только юридические лица, но ИП, а также частные субъекты хозяйственной деятельности;

исключением среди отходов, которые не записываются в журнал, являются следующие: биологические, радиоактивные, медицинские;

выбросы опасных веществ в атмосферу, отходы в сточных водах и элементы, разрушающие озоновый слой, не вносятся в учет по журналу движения отходов;

если объекты относятся к 1-4 категории , тогда учитывается каждый тип отдельно;

в журнал записываются фактические данные по количеству;

документ ведется в режиме реального времени по мере того, как формируются отходы или следует их дальнейшая обработка, утилизация и т.д.;

годовые итоги по журналу должны быть подведены на 1-ое января или не позднее 25-го января следующего за отчетным годом;

журнал может создаваться в бумажной форме или в виде электронного документа, при этом каждый из них имеет равноценную юридическую силу.

Согласно положениям Приказа Минприроды России № 1028 от 08.12.2020, описывается порядок организации учета всех отходов:

Обобщение данных учета в области обращения с отходами

Для общения данных учета по всем отходам на предприятии используются записи из журнала, которые формируются в единый документ

Ответственность за неведение журнала по отходам, за недостоверный учет в области обращения с отходами

Все индивидуальные предприниматели и предприятия в форме юридических объектов должны полноценно, непрерывно и достоверно отображать данные в журнале по ведению отходов. Административная ответственность и наложение штрафных санкций имеет место не только за отсутствие журнала или невнесение в него данных, но и за то, что учет ведется недостоверный.

Под последним подразумеваются такие явления:

в журнале отображены не все именования отходов по классам или типам, которые образуются в процессе деятельности предприятия;

объем переданных отходов на переработку или количество актов по выполнению работ не соответствует с информацией, указанной в журнале;

в процессе ревизии обнаружены накопления мусора, которые не отображены в журнале.

В ст. 8.2 КоАП РФ внесены определенные изменения и административная ответственность за нарушение законодательства по учету мусорных объектов выражается в следующей форме:

должностные лица штрафуются на сумму 20-40 тысяч рублей;

индивидуальные предприниматели должны заплатить 40-60 тысяч рублей или останавливается деятельность на 90 дней;

штраф для юридических лиц составляет 200-350 тысяч рублей или останавливается деятельность на 90 дней.

Как заполнять журнал учета в области обращения с отходами (журнал по отходам)

С 1-го января текущего года боше не действует Приказ Минприроды №721 от 01.09.2011, поэтому главным регламентирующим документом является Приказ №1028 от 08.12.2020.

В таблицу необходимо заносить следующие данные:

происхождение – определяется с помощью выявления, к какому процессу производства или виду продукции они относятся;

агрегатное состояние – для обозначения используется Приказ Минприроды №792;

состав отходов – химический или компонентный состав, согласно имеющимся регламентам;

фактическое количество отходов.

Учет и заполнение журнал осуществляется по мере того, как формируется, обрабатывается и утилизируется мусор. За предприятием остается полное право выбирать, в каком виде он будет создавать документ – бумажном или электронном.

Документация должна храниться не менее 5-ти лет.

Образец журнала учета отходов — 2021

Далее представлен образец журнала.

4.jpg

Отходы учитываются не только в целом по предприятию, но и по каждому типу объекта, который является негативным для влияния на окружающую среду.

Заранее вносить данные нельзя, только по факту образования мусора и дальнейших проведенных с ними утилизационных манипуляций.

Заключение

Для точного и грамотного ведения журнала с учетом новых требований по действующему законодательству вы можете обратиться к специалистам компании ЭкоЦентрПроект. Мы предлагаем полный комплекс услуг по ведению документации на предприятии, избавляя вас от необходимости вникать в тонкости законов.

Прямо сейчас вы можете обратиться к нашим менеджерам, чтобы получить консультацию и ответы на все вопросы. Если вы готовы заказать услугу, оставляйте заявку на сайте и наши специалисты перезвонят вам для уточнения всех деталей по обслуживанию.

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 8 декабря 2020 года N 1028

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

в Министерстве юстиции

24 декабря 2020 года,

регистрационный N 61782

УТВЕРЖДЕН
приказом Минприроды России
от 8 декабря 2020 года N 1028

Порядок учета в области обращения с отходами

1. Порядок учета в области обращения с отходами (далее — Порядок) устанавливает требования к организации и ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

2. Действие настоящего Порядка не распространяется на ведение учета в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, с выбросами вредных веществ в атмосферу, со сбросами вредных веществ в составе сточных вод в водные объекты, с веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства).

3. Учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, I-IV категории (далее — объекты НВОС), и (или) по юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в целом.

4. Учету в области обращения с отходами подлежат:

все виды отходов I-V классов опасности, которые образуют юридические лица, индивидуальные предприниматели;

все виды отходов I-V классов опасности, которые получают юридические лица, индивидуальные предприниматели от других лиц с целью их накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

5. Материалы учета являются информацией в области обращения с отходами и используются при:

обосновании нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;

подготовке отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля;

заполнении формы федерального статистического наблюдения в области обращения с отходами;

расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов).

6. Организация учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов обеспечивается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами и включает в себя учет образующихся отходов, в том числе в местах (на площадках) накопления, на объектах капитального строительства и (или) других объектах или их совокупности, на которых осуществляется обработка, утилизация, обезвреживание отходов, на объектах размещения отходов, переданных другим лицам или полученных от других лиц.

7. При организации учета образующихся отходов индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами:

выявляются вещества, материалы, которые образовались при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, в том числе при газоочистке, очистке сточных и оборотных вод, очистке оборудования, территории, ликвидации загрязнений;

выявляются изделия, которые утратили потребительские свойства при их использовании для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг;

проводятся паспортизация отходов и отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке подтверждения отнесения отходов I-V классов опасности к конкретному классу опасности, установленном Минприроды России.

По результатам учета отходов формируется состав образующихся видов отходов, подлежащих учету, который включает в себя:

наименование вида отхода;

класс опасности вида отхода;

происхождение и условия образования вида отхода;

агрегатное состояние и физическую форму вида отхода;

химический и (или) компонентный состав вида отхода.

Рекомендуемый образец состава образующихся видов отходов, подлежащих учету, приведен в приложении N 1 к настоящему Порядку.

При оформлении состава образующихся видов отходов, подлежащих учету:

в столбцах 2 и 3 приложения N 1 (таблица 1) к настоящему Порядку указываются наименование вида отходов и код в соответствии с ФККО. Для отходов, не включенных в ФККО, указывается класс опасности, определенный в соответствии с порядком отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности, устанавливаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также реквизиты письма хозяйствующего субъекта, направленного в территориальный орган Росприроднадзора для подтверждения отнесения вида отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды;

в столбце 5 приложения N 1 (таблица 1) к настоящему Порядку указывается происхождение или условия образования отходов производства, которые определяются по принадлежности к определенному производству, технологическому процессу: происхождение отходов потребления определяется по принадлежности к продукции, в результате утраты потребительских свойств которой они произошли.

в столбце 7 приложения N 1 (таблица 1) к настоящему Порядку указывается химический и (или) компонентный состав отходов, который устанавливается на основании сведений, содержащихся в технологических регламентах, технических условиях, стандартах, проектной документации. В случае отсутствия сведений о химическом и (или) компетентном составе отходов в указанной документации, химический и (или) компонентный состав вида отходов устанавливается по результатам количественных химических анализов, выполняемых с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям и средствам измерений. Допускается использование одновременно обоих способов для определения состава отходов.

8. Учет в области обращения с отходами ведется на основании измерений фактического количества образованных, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

В случае отсутствия средств для проведения измерения фактического количества образованных, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, учет ведется с использованием расчетного метода, в котором используются сведения из технической и технологической документации, данные учета рабочего времени, результаты бухгалтерского учета, показатели нормативов образования отходов, вместимость мест (площадок) накопления отходов, мощности объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и их загрузка, иные данные, характеризующие деятельность, связанную с образованием и обращением с отходами, на основании которых может быть рассчитано количество образованных, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Документами, подтверждающими количество переданных другим лицам или полученных от других лиц отходов, являются договоры, акты приема-передачи и акты выполненных работ, а также другие документы, подтверждающие проведение сделки об отчуждении отходов.

9. Учет образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов осуществляется по мере образования, обработки, утилизации, обезвреживания отходов, передачи отходов другим лицам или получения отходов от других лиц, а также размещения отходов.

Учет ведется в электронном виде или на бумажном носителе. Ведение учета в электронном виде осуществляется при условии, что все содержащиеся в нем учетные записи в целях обеспечения их сохранности продублированы на электронных носителях информации, и имеется возможность для выведения этих записей на бумажный носитель.

10. Все значения количества отходов учитываются по массе отходов в тоннах и округляются:

с точностью до одного знака после запятой — для отходов IV и V классов опасности;

с точностью до трех знаков после запятой — для отходов I, II и III классов опасности.

11. Данные учета обобщаются по итогам очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 25 января года, следующего за отчетным периодом. Обобщение данных учета осуществляется отдельно по каждому объекту НВОС, и (или) по юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в целом в табличной форме.

Рекомендуемые образцы обобщенных данных учета в области обращения с отходами и данных учета переданных другим лицам или полученных от других лиц отходов приведены в приложениях N 2 и N 3 к настоящему Порядку.

12. Обобщенные данные учета в области обращения с отходами по итогам календарного года включают в себя:

Считается, что законодательство, регламентирующее деятельность в области обращения с отходами актуально только для промышленных предприятий и производственных объектов. Однако это не так, — ведь отходы образуются при любой деятельности повсеместно. Очень актуальным является соблюдение законодательных требований в детских образовательных учреждениях, которые не всегда осведомлены о подобных правилах – школах и детсадах.

В первую очередь стоит отметить, что правовые отношения в области, взаимосвязанной с обращением с отходами, регулируются Законом №89-ФЗ от 24.06.1998 г. Согласно данному закону, документами, необходимыми для контроля и нормирования образующихся отходов во всех организациях и на предприятиях выступают проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) и паспорта отходов.

При этом проект по отходам квалифицируется как экологический документ, содержащий данные о наименованиях образующихся в организациях (в том числе и образовательных) отходов, способах дальнейшего и рекомендуемого обращения с ними и установленных расчетным путем лимитах на размещение отходов. Паспорта же главным образом служат для идентификации отходов, отнесения их к определенной группе отходов и классу опасности, в зависимости от степени их воздействия на окружающую природную среду (1- 5 классы).

Таким образом, разработка экологического паспорта для школ, детских садов, лагерей означает разработку:

Первый этап: Паспортов отходов 1-4 классов опасности и сведений на отходы 5 класса опасности.

Второй этап: На основании их разработка и согласование проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Виды отходов, образующихся в детских образовательных учреждениях. Законодательные требования, предъявляемые к ним.

Если опираться на содержание ст.1 Закона №89-ФЗ, то под отходами подразумеваются, образовавшиеся в производственных процессах, в процессах потребления или оказания услуг предметы или вещества, которые подлежат дальнейшему удалению.

Что касается детских образовательных учреждений, то основную часть отходов, образующихся в них, составляют:

  • ртутные лампы (1 класс);
  • мусор бытовых и офисных помещений (4 класс);
  • пищевые отходы (5 класс);
  • смет с территории (5 класс);
  • отходы от бумаги (5 класс).

При наличии на территории образовательного учреждения контейнеров для накопления отходов, заключения ими договором со спецорганизациями на вывоз отходов, деятельность организации можно классифицировать согласно ст.1 Закона №89-ФЗ, как процесс обращения с отходами, а значит, она подпадает под законодательные требования ст. 11, 14, 18 и 19 того же закона. Еще одним документом, регламентирующим законодательные требования в данной области, является постановление Правительства РФ № 681 от 3.09.2010 г.

Какие меры необходимо принять образовательной организации для соблюдения требований законодательства по отходам?

Для урегулирования правовых отношений в сфере обращения с отходами детским образовательным учреждениям предварительно необходимо провести инвентаризацию всех образующихся отходов. В дальнейшем инвентаризация понадобится для оформления всех видов экологической документации, касающихся деятельности организации, связанной с отходами.

После выявления в процессе инвентаризации всех наименований имеющихся в организации отходов для каждого из них требуется присвоение определенного класса опасности. Это делается согласно ФККО, утвержденного приказом Росприроднадзора №445 от 18.07.2014 г. Критерии, по которым отходы относят к тому или иному классу определены в приказе Минприроды №536 от 04.12.2014 г.

Обязательной процедурой является подтверждение класса опасности, что производится посредством проведения химического анализа состава отхода или методом биотестирования.

Разработка паспортов отходов.

Собранные данные по классам опасности отходов в дальнейшем необходимо отобразить в паспортах отходов. Разработка паспорта необходима для всех видов образующихся в детском образовательном учреждении отходов, которые были отнесены к 1-4 классам опасности. Так, например, обязательная разработка паспорта необходима при образовании ртутных (люминесцентных) ламп, используемых для освещения помещений. Сейчас повсеместно наблюдается переход на светодиодные лампы. Такие отходы относятся к 4 классу опасности, поэтому на них также требуется паспорт.

Форма паспорта утверждена законодательно. Для этого существует Постановление правительства РФ №712 от 16.08.2013 г.

В составе паспорта отображаются следующие данные об образующихся отходах:

  • их код, согласно ФККО,
  • класс опасности, агрегатный,
  • компонентный и химический состав,
  • опасные свойства.

Также в составе паспорта указываются юридические сведения о самой организации: наименование, реквизиты, контакты и адреса.

Разработанные паспорта утверждаются руководителем организации, а их заверенные копии в обязательном порядке направляются в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения исследуемого объекта. Преимущество паспортов по новой форме (после 2014 года) заключается в том, что они действуют бессрочно и должны пересматриваться только при изменении реквизитов организации или способов образования отходов, способных повлиять на его класс опасности.

Разработка экологического паспорта.

Разработанные паспорта отходов в дальнейшем входят, в виде отдельного раздела, в состав проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, иначе, экологического паспорта. Это многостраничный документ, который в обязательном порядке должен согласовываться в органах Росприроднадзора.

Разработка нормативов требуется для всех видов образующихся отходов согласно приказу Минприроды №50 от 25.02.2010 г. При разработке проекта следует руководствоваться Методическими указаниями, утвержденными на основании приказа Минприроды №349 от 05.08.2014 г.

В состав проекта войдут данные инвентаризации, проведенной ранее – перечень образующихся отходов, места их образования и накопления. Также в проекте отображаются:

  • сведения о предприятии – вид деятельности, данные уставных документов, юридические реквизиты;
  • краткое описание деятельности исследуемой организации;
  • способы, используемые для дальнейшего управления отходами;
  • данные о сторонних организациях, задействованных в дальнейших операциях с отходами;
  • расчеты нормативов образования отходов;
  • рекомендации по уменьшению воздействия отходов на экологическую обстановку.

Проект в дальнейшем согласуется в отделении Росприроднадзора, территориально соответствующему расположению образовательной организации. Срок – 30 рабочих дней. При получении положительного заключения на проект и утверждения предложенных нормативов, действует в организации в течение пяти лет. Единственное, о чем не стоит забывать в этот период, это о том, что данные проекта должны быть ежегодно подтверждены отчетом о неизменности технических процессов.

Что еще необходимо сделать для управления процессами обращения с отходами?

Последнее, что предстоит сделать детским образовательным учреждениям в области управления отходами – это организовать их учет и периодически сдавать соответствующую отчетность (2ТП-отходы) в уполномоченные контролирующие организации.

Кто может разработать экологическую документацию?

Как правило, в образовательных учреждениях отсутствует свой специалист, способный качественно разработать и согласовать всю необходимую документацию по отходам. Для этого детские сады и школы обращаются к услугам специализированных компаний. При этом стоимость разработки проекта по отходам может составлять от 29900 рублей, а один паспорт отходов обойдется в сумму 5900 рублей. Сроки разработки проекта могут составить в среднем около 30 дней. Для разработки же паспорта может потребоваться всего несколько дней.

Перечень документов, необходимых для разработки проекта по отходам и паспортов отходов.

При обращении в экологическую спецорганизацию, детское образовательное учреждение должно передать разработчику комплект необходимых ему документов, без которого невозможна разработка экологических проектов. Так, например, для разработки ПНООЛР в их состав войдут:

  • юридические данные образовательной организации – правоустанавливающие документы, ОКПО, ОКВЭД, ОКАТО, ОКТМО, ОКПФ, ОКФС, ЕГРЮЛ, ИНН;
  • краткое описание осуществляемой организацией деятельности, при наличии необходимо также предоставить Устав;
  • сведения о структуре организации и наличии подразделений;
  • количество сотрудников для каждой площадки организации;
  • количество образующихся ртутных ламп – для каждой площадки с указанием марок;
  • количество блюд в столовой;
  • площадь убираемой территории;
  • приказ организации о назначении в ней лица, ответственного за вопросы охраны окружающей среды;
  • материалы, свидетельствующие о передаче отходов специализированным организациям – договора на передачу, талоны и т.п. При этом стоит учесть, что принимающая организация должна иметь действующую лицензию, дающую право на обращение с отходами — их сбор, транспортировку, обезвреживание.
  • документацию, подтверждающую определенный для каждого вида отходов класс опасности – письмо Департамента Росприроднадзора.

Для разработки паспортов, потребуются также юридические данные организации, перечень образующихся отходов, свидетельства о присвоении им класса опасности или результаты лабораторного определения состава отходов.

Ответственность при отсутствии необходимой документации.

При несоблюдении требований всех перечисленных ранее законодательных актов, организация может получить значительный штраф согласно статье 8.2 КоАП. При этом размер штрафа, взимаемого с юридического лица составит до 250 тысяч рублей, с должностного — до 30 тысяч.

Конкретного списка документов по экологической безопасности для школ законодательно не установлено. При этом существует ряд природоохранных требований, которые распространяются в том числе и на образовательные учреждения. Рассмотрим их подробнее.

Во-первых, приказом образовательного учреждения должен быть назначен сотрудник, ответственный за охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. И этот сотрудник должен пройти соответствующее обучение.

Воспользуйтесь нашим онлайн-сервисом по созданию комплектов документов по пожарной безопасности. Выберите в каталоге тип своего объекта, заполните анкету и внесите оплату. Скачайте готовый комплект в формате .docx в личном кабинете. Это просто, убедитесь сами!

В образовательных учреждениях образуются различные отходы, такие как отработанные люминесцентные лампы, списанная оргтехника, макулатура, твердые коммунальные и другие отходы. И целый ряд требований по экологической безопасности в школе связан именно с обращением с отходами.

Согласно ст. 19 вышеуказанного закона организации должны вести учет отходов, а также ежегодно предоставлять статистическую отчетность по форме №2-ТП (отходы). Порядок учета утвержден Приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1028.

С учетом изложенного в образовательных организациях, в частности в школах, должны быть в наличии следующие документы по экологической безопасности:

Читайте также:

      

  • Настольный театр по пдд в детском саду
  •   

  • Краткое содержание анатомия любви
  •   

  • Интересные факты о почве для детей начальной школы
  •   

  • Перечень кабинетов повышенной опасности в школе
  •   

  • След человека читать краткое содержание

В процессе деятельности образовательных учреждений образуются различные отходы, которые необходимо своевременно утилизировать. Люминесцентные лампы, списанная оргтехника, расходные материалы, отходы медицинского блока, использованная пластиковая тара — эти и другие отходы при утилизации несут риск загрязнения окружающей среды и нанесения ущерба людям. Поэтому все операции с отходами должны осуществляться в определённом порядке, который определяется различными нормативными актами.

Что относится к отходам образовательного учреждения?
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон об отходах) под отходами понимаются вещества или предметы, образовавшиеся в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным законом.

В большинстве образовательных учреждений образуются следующие виды отходов:
1) пищевые отходов пищеблоков (как правило, несортированные);
2) медицинские отходы (одноразовые шприцы, бинты, вата, одноразовые латексные перчатки и др.);
3) твердые коммунальные отходы;
4) отработанные (или бракованные) ртутные, люминесцентные лампы и электрические лампы накаливания;
5) смёт с территории;
6) крупногабаритный мусор от бытовых помещений (сломанная мебель, пришедшее в негодность оборудование и т. п.).

Однако в законодательстве не используется деление отходов на различные виды в зависимости от содержания и источников их образования — в правовом регулировании данного вопроса используются другие критерии классификации отходов.

Все отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются на пять классов опасности:
I класс – чрезвычайно опасные отходы;
II класс – высокоопасные отходы;
III класс – умеренно опасные отходы;
IV класс – малоопасные отходы;
V класс – практически неопасные отходы.

Должно ли образовательное учреждение соблюдать требования законодательства об обращении с отходами?
Если образовательное учреждение имеет площадку с контейнером для отходов, которые по мере заполнения контейнера вывозятся специализированной организацией в соответствии с заключённым договором, то такая деятельность образовательного учреждения называется «накопление отходов» (ст. 1 Закона об отходах). Отсюда можно сделать вывод, что деятельность школы, детского сада, детского дома связана с обращением с отходами. Поэтому руководителю образовательной организации необходимо знать основные требования, которые предъявляются органами, осуществляющими контроль в этой сфере.

В соответствии со статьями 11, 14, 18, 19 Закона об отходах и постановлением Правительства РФ от 3 сентября 2010 г. № 681 в образовательной организации должны быть организованы следующие мероприятия:
– проведена инвентаризация образующихся отходов и объектов их размещения;
– подтверждено отнесение образующихся отходов к конкретному классу опасности, составлены паспорта на отходы I — IV класса опасности (с 01.08.2014 юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I – IV класса опасности, обязаны составить и утвердить паспорт на данные отходы в порядке, установленном постановлением Правительства РФ № 712.);
– представлена отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов;
– проведён учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам отходов;
– разработана инструкция по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп, назначено ответственное лицо за обращение с указанными отходами, создано специально выделенное помещение для хранения отработанных ртутьсодержащих ламп.

Алгоритм действий образовательного учреждения по документационному обеспечению обращения с отходами

1) Инвентаризируем образующиеся в школе (любой другой образовательной организации) отходы и определяем, к какому классу опасности они относятся.

Чтобы определить, к какому классу опасности относятся отходы, образующиеся в образовательном учреждении, нужно воспользоваться Федеральным классификационным каталогом отходов (утв. приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445) (далее — ФККО), который включает перечень видов отходов, находящихся в обращении в Российской Федерации (данный каталог можно найти на следующих сайтах: fkko.ru, rpn.gov.ru/node/852, clevereco.ru). – см. дополнение в конце статьи!.

Конкретные виды отходов представлены в ФККО по наименованиям, а их классификационные признаки и классы опасности — в кодифицированной форме по 11-значной системе, в которой одиннадцатый знак указывает на класс опасности вида; 1 – I-й класс опасности; 2 – II-й класс и т.д.

Например, использованные книги, брошюры, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, печатная продукция с черно-белой печатью, утратившая потребительские свойства, относятся к V классу (последняя цифра кода — 5), а лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства, относятся к I классу опасности (код 47110101521), то есть к чрезвычайно опасным отходам.

Если вдруг вы не нашли нужный вам вид отхода в ФККО, то вам потребуется определить и подтвердить класс опасности отходов (с 1 января 2016 г. класс опасности подтверждается в Росприроднадзоре). На эту процедуру даётся 90 дней с того дня, с которого у образовательной организации появились такие отходы.

Критерии отнесения отходов к тому или иному классу опасности (далее — Критерии) установлены приказом Минприроды России от 04.12.2014 № 536 (необходимо учитывать, что данный приказ не распространяется на биологические и медицинские отходы). Таких критериев всего два:
– степень опасности отхода для окружающей среды (далее по тексту — Критерий 1);
– кратность разведения водной вытяжки из отхода, при которой вредное воздействие на гидробионты (водные организмы) отсутствует (в лаборатории исследуется вредное воздействие водной вытяжки из отходов на животных и растений, приспособленных к обитанию в воде — чем больше нужно воды, чтобы вытяжка стала безопасной, тем выше класс опасности) (далее по тексту — Критерий 2).

Степень опасности отхода для окружающей среды определяется по сумме степеней опасности веществ, составляющих отход для окружающей среды (для этого используются специальные формулы). Перечень компонентов отхода и их количественное содержание устанавливаются на основании сведений, содержащихся в технологических регламентах, технических условиях, стандартах, проектной документации, либо по результатам количественных химических анализов.

В случае, если на основании применения Критерия 1 получен V класс опасности («практически неопасные отходы), для его подтверждения проводится проверка с применением Критерия 2.

Если в оперативном управлении образовательной организации закреплена котельная и среди отходов имеются зола, шлак, золошлаковые смеси, то для отнесения подобных отходов к классу опасности используется Критерий 2.

Вывод. Если вид отхода имеется в ФККО, то класс опасности подтверждать не нужно (в соответствии с решением Верховного Суда РФ от 01.07.2016 № АКПИ16-453 «О признании недействующими отдельных положений Приказа Минприроды России от 05.12.2014 N 541» признаны недействующими абзац второй пункта 5, подпункт «е» пункта 6, абзац второй пункта 13, пункт 15, абзацы второй и третий пункта 19 Порядка отнесения отходов I – IV классов опасности к конкретному классу опасности, утвержденного Приказом Минприроды России от 05.12.2014 № 541, поскольку данные положения, вопреки пункту 2 ст. 14 Закона об отходах, устанавливают обязанность подтверждения отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в ФККО.)

Медицинские отходы классифицируются несколько иначе и распределяются по следующим классам:
– класс «А» — эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам (сломанная мебель, различный мусор — всё, что не содержит инфицированные элементы);
– класс «Б» — эпидемиологически опасные отходы (имели контакт с биологическими жидкостями, например, с кровью);
– класс «В» — чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;
– класс «Г» — токсикологические опасные отходы, приближенные по составу к промышленным (например, ртутные термометры сюда же относятся лекарства с истёкшим сроком хранения);
– класс «Д» — радиоактивные отходы.

2) Составляем паспорта на отходы

На отходы I — IV классов опасности (например, люминесцентные лампы) необходимо разработать паспорт (пункт 3 ст. 14 Закона об отходах). Паспорт составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок составления паспорта, а также типовая форма паспорта определены постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712.
Копии заполненных надлежащим образом паспортов отходов необходимо передать в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту нахождения образовательной организации (заказным письмом или непосредственно).

Паспорт составляется один раз и действует бессрочно.

Кстати, несортированный мусор от офисных и бытовых помещений относится к IV классу, т.е. данный вид отходов требует паспортизации.

Несоблюдение требования о паспортизации грозит образовательному учреждению административной ответственностью по статье 8.2 КоАП РФ.

3) Разрабатываем проекты нормативов образования отходов.

Для отходов всех классов опасности предусмотрена обязательная разработка и согласование с территориальными органами Росприроднадзора нормативов образования отходов (приказ Минприроды России от 25.02.2010 № 50 «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»). В случае наличия у образовательной организации филиала проект нормативов образования отходов может по усмотрению организации разрабатываться отдельно для филиала. Проекты нормативов образования отходов разрабатываются на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов и служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов.

По своей сути проект — это комплект документов, материалов и расчётов, на основании которых он разрабатывался. При разработке проекта рекомендуется воспользоваться Методическими указаниями, утвержденными приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349.

Разработанный проект передаётся (вместе с соответствующим заявлением, подписанным руководителем образовательного учреждения) на утверждение в территориальный орган Росприроднадзора.

Нормативы образования отходов утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления технического отчета по обращению с отходами, т.е. подтверждения соблюдения установленных нормативов (отчёт нужно представить в течение десяти рабочих дней с момента истечения очередного года с даты утверждения лимитов).

4) Организуем учёт образующихся отходов

Учёт образовательным учреждением образующихся отходов осуществляется в порядке, который утверждён приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 (не распространяется на ведение учета в области обращения с биологическими отходами, медицинскими отходами, выбросами вредных веществ в атмосферу и некоторыми другими отходами).

Процедура учёта — это измерение всех образовавшихся отходов (в том числе, переданных третьим лицам) всех классов опасности. Если невозможно фактически измерить отходы, то допускается вести учёт на основании:
– технической и технологической документации;
– бухгалтерской документации;
– актов приема-передачи;
– договоров (государственных (муниципальных) контрактов).

Все значения количества отходов учитываются по массе отходов в тоннах и округляются в зависимости от класса опасности; люминесцентные лампы отражаются по массе изделия.
Данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10-го числа месяца, следующего за указанным периодом. Таблицы данных учета и учетные документы хранятся в электронном и/или письменном виде в течение пяти лет.

Учёт отходов обычно осуществляют посредством внесения соответствующих записей в журнал учёта отходов. Форма такого журнала, а также порядок его заполнения официально не утверждены. Поэтому образовательное учреждение должно самостоятельно разработать форму и порядок ведения журнала учёта отходов и назначить работника, ответственного за заполнение журнала.

Для учёта медицинских отходов предусмотрен особый порядок. Учет и контроль движения отходов классов «А» (классификацию медицинских отходов см. выше по тексту), «Г» (по Закону об отходах соответствуют отходам I — IV классов опасности) осуществляется в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.7.2790-10.

Для учета медицинских отходов классов «Б» и «В» используются следующие документы:
– технологический журнал учета отходов классов «Б» и «В» (в журнале указывается количество единиц упаковки каждого вида отходов);
– технологический журнал учета медицинских отходов образовательной организации (в журнале указываются количество вывозимых единиц упаковки и/или вес отходов, а также сведения об их вывозе с указанием организации, производящей вывоз);
– документы, подтверждающие вывоз и обезвреживание отходов, выданные специализированными организациями, осуществляющими транспортирование и обезвреживание отходов..

5) Представляем отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов

Образовательным организациям необходимо ежегодно предоставлять в территориальный орган Росстата статистическую отчетность по форме № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» (утверждена приказом Росстата от 28.01.2011 № 17).

Необходимо отметить, что органы Росприроднадзора формируют перечень юридических лиц, которые должны отчитываться по форме № 2-ТП (отходы) на соответствующей территории. Однако невключение образовательного учреждения в указанный перечень не освобождает его от обязанности предоставить отчётность, т.к. перечень носит конкретизирующий характер и не ограничивает сферу действия приказа Росстата (письмо Росприроднадзора от 09.02.2015 № АА-03-04-36/1764).

Все сведения об отходах в форме № 2-ТП (отходы) отражаются отдельно по каждому виду отхода с указанием кода по ФККО в последовательности начиная с I класса опасности по V класс опасности.

Годовой отчет по форме № 2-ТП (отходы) необходимо предоставлять и в том случае, если в образовательном учреждении образуются отходы только V класса опасности.

Осуществление образовательными учреждениями хозяйственных операций с отходами
Помимо документационного оформления обращения с отходами образовательная организация должна правильно собрать отходы и обеспечить их вывоз для дальнейшей утилизации. При обращении с некоторыми видами отходов необходимо учитывать особенности, которые имеются в различных нормативных актах, некоторые из которых приняты исполнительными органами Советского Союза и продолжают действовать в настоящее время. Например, порядок сбора и вывоза пищевых отходов регламентирован Методическими рекомендациями, которые утверждены Минжилкомхозом РСФСР 20.01.1974.

Если образовательная организация наряду с основной осуществляет еще и медицинскую деятельность, неизбежно появление медицинских отходов в виде лекарств с истекшим сроком хранения, использованных медицинских изделий и т.д. Порядок обращения с такими отходами регламентирован СанПиН 2.1.7.2790–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 № 163 (далее — СанПиН 2.1.7.2790–10).

Чтобы выполнить требования СанПиН 2.1.7.2790–10, необходимо разработать схему обращения с медицинскими отходами, в которой должно быть прописан порядок сбора, временного хранения и вывоза медицинских отходов. Необходимо учитывать, что отходы классов «Б» и «В» (о классификации см. выше по тексту) должны быть предварительно обеззаражены.

С целью соблюдения требований законодательства РФ в области обращения с медицинскими отходами в образовательной организации должен осуществляться производственный контроль (надзирающие органы потребуют соответствующее положение, утверждённое руководителем организации), который включает следующие виды проверок:
– визуальную (один раз в месяц);
– документальную (один раз в месяц);
– лабораторно-инструментальную (один раз в год).

Несколько слов необходимо сказать о твердых коммунальных отходах образовательного учреждения (далее по тексту — ТКО). Согласно ст. 1 Закона об отходах к ТКО юридических лиц относятся отходы, которые подобны по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (например, полиэтиленовые пакеты и мешки, картон и бумага). ТКО вывозятся и утилизируются специализированной организацией. Сжигать их, как и любой другой мусор, на территории образовательной организации запрещено.

Особый вид отходов — это ртутьсодержащие лампы. В их отношении принят специальный нормативный акт — Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде (утверждены постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 № 681) (далее — Правила).

В соответствии с Правилами образовательная организация имеет право только на одно действие с лампами — обеспечение хранения в специально отведенном для этого месте, исключающем проникновение посторонних лиц, а также случайное повреждение ламп, до передачи их специализированной организации. То есть просто выбрасывать лампы в мусорный контейнер запрещается.

Накопление отработанных ртутьсодержащих ламп производится отдельно от других видов отходов и в специальной таре (например, в неповрежденной таре из-под новых ртутьсодержащих ламп) — в любом случае тара должна обеспечить сохранность ламп при погрузо-разгрузочных работах и транспортировании.

Нельзя бесконечно копить лампы. Предельное количество отработанных ламп должно быть согласовано в установленном порядке (о согласовании проекта нормативов образования отходов см. выше по тексту).

Заключение образовательным учреждением договора на вывоз отходов
На выполнение работ по вывозу и утилизации отходов со специализированной организацией заключается договор возмездного оказания услуг. Согласно части 1 ст. 779 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту — ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель (специализированная организация) обязуется по заданию заказчика (образовательная организация) оказать услуги, а заказчик обязуется их оплатить. При заключении такого договора необходимо проверить наличие у специализированной организации соответствующей лицензии (согласно ст. 9 Закона об отходах деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов подлежит лицензированию).

В договоре необходимо указать:
– точные данные об объемах и качестве оказываемых услуг или выполняемых работ;
– сведения о разграничении зон обслуживания;
– согласованные тарифы;
– сроки и способы оплаты услуг;
– права, обязанности каждой из сторон;
– конкретные гарантии качества услуг и санкции за нарушение договорных обязательств.

При составлении договора можно воспользоваться типовой формой договора, которая приведена в Положении о формировании договорных отношений в  жилищно-коммунальном хозяйстве (утв. приказом Минстроя России от 20.08.1996 № 17–113).

Ответственность за несоблюдение требований в сфере обращения с отходами
Статья 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административное наказание за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления:
– на должностных лиц — штраф в размере от 10 до 30 тыс. руб.;
– на юридических лиц — штраф в размере от 100 до 250 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Основные нормативные правовое акты, регулирующие отношения в сфере обращения с отходами
Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Постановление Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I — IV классов опасности».
Постановление Правительства РФ от 04.07.2012 № 681 «Об утверждении критериев разделения медицинских отходов на классы по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания».
Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденные постановлением        Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2010 г. № 681.
Приказ Минприроды России от 04.12.2014 № 536 «Об утверждении Критериев отнесения отходов к I — V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду».
Приказ Минприроды России от 05.08.2014 N 349 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».
Приказ Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами».
Приказ Минприроды России от 25.02.2010 № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».
Приказ Минприроды России от 30.09.2011 № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов».
Приказ Росстата от 28.01.2011 № 17 «Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления».
Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (утв. Минсельхозпродом России 04.12.1995 № 13-7-2/469).
Приказ Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов».
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09 .12. 2010 № 163 «Об утверждении СанПиН 2.1.7.2790-10 “Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы».
Методические рекомендации по организации сбора и вывоза пищевых отходов (утв. Минжилкомхозом РСФСР 20.01.1974).

P.S. Внимание! Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 мая 2017 г. № 242  утверждён новый Федеральный классификационный каталог отходов, который дополнили видами отходов и изменили регистрационные номера некоторых отходов. Новый ФККО дополнили видами отходов и изменили регистрационные номера некоторых отходов.

В 2022 году в жизнь воплощена давняя идея регулировать сферу обращения с отходами I и II классов опасности. Рассказываем, что это значит и чего ждать предприятиям

Еще в 2018 году на основании поручений Президента РФ был сформирован отдельный федеральный проект «Инфраструктура для обращения с отходами I и II классов». Его основные мероприятия:

  • старт эксплуатации федеральной государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (ФГИС ОПВК);
  • разработка федеральной схемы для обращения с отходами I–II классов;
  • создание базовой инфраструктуры, которая позволит перерабатывать эти отходы, — сети экотехнопарков.

Очевидно, что для эффективной работы необходимо было определить ключевой элемент системы обращения с отходами I–II классов, позволяющей решить существующую в стране экологическую проблему и навести порядок в этой сфере. То есть назначить управляющего оператора федерального уровня, который сможет работать со всеми участниками по принципу одного окна. Им стала госкорпорация «Росатом» — ФГУП «Федеральный экологический оператор» (Распоряжение Правительства РФ от 14.11.2019 № 2684-р).

С 1 марта 2022 года федеральный экологический оператор (ФЭО) организует и контролирует сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов I и II классов опасности (абз. 2 п. 2 ст. 14. Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998). Он может делать это самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с отходами I и II классов опасности на основании соответствующих договоров.

Об этапах создания единой системы управления и контроля сферы обращения с отходами I–II классов вы узнаете из нашей традиционной шпаргалки.

В конце статьи есть шпаргалка

Как работает цифровая платформа по управлению отходами I и II классов опасности

В начале декабря 2021 года была запущена Федеральная государственная информационная система учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности — ФГИС ОПВК. Ее работу также регулирует Закон № 89-ФЗ.

ФГИС ОПВК — это программный продукт, который позволит:

  • контролировать движение отходов от места их образования до места обработки, обезвреживания, утилизации или размещения;
  • вести их учет;
  • выявлять нарушения;
  • выстраивать оптимальную логистику и моделировать лучшее размещение инфраструктуры.

Отдельный модуль предназначен для организации централизованной договорной работы.

Платформа позволяет организовать взаимодействие всех участников рынка в режиме онлайн. Здесь можно выбрать экономически обоснованный и прозрачный тариф, логистику, которая удешевляет процесс работы с различными видами отходов, а также вести договорную работу.

Можно сказать, что ФГИС ОПВК — торговая интернет-площадка. Все ее участники (образователи отходов, перевозчики, переработчики) получают понятную и прозрачную систему взаимоотношений. ФГИС ОПВК также станет базой реальных данных о фактическом количестве образующихся отходов I и II классов, об их переработке, накоплении и размещении.

Больше актуальной информации и рекомендации экспертов по работе с отходами I–IV классов >>>

Также данные ФГИС ОПВК позволяют формировать федеральную схему обращения с отходами I–II классов, соблюдение которой — обязательное условие деятельности по обращению с отходами I и II классов для всех участников рынка (п. 4 ст. 14.2 Закона № 89-ФЗ).

Новые правила по обращению с отходами I и II классов

В новой схеме обращения с отходами три типа участников:

  1. Федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности. В старой схеме ФЭО не было.
  2. Операторы по переработке отходов I и II классов опасности. Это компании, которые в обязательном порядке заключают договор с ФЭО и оказывают услуги по транспортировке и переработке некоторых видов отходов.
  3. Хозяйствующие субъекты, деятельность которых приводит к возникновению отходов, — отходообразователи. К ним относятся юрлица, ИП и региональные операторы по обращению с ТКО.

Информация ГК«Росатом» — ФГУП «Федеральный экологический оператор»

Варианты управления отходами:

  1. Отходообразователи утилизируют отходы самостоятельно. Для этого они оформляют в Росприроднадзоре лицензии, которые подтверждают, что у предприятия обустроена площадка для переработки, есть соответствующие мощности, персонал, система мониторинга и пр.
  2. Отходообразователи заключают договор с ФЭО, если нет желания или возможности управлять отходами. Далее федеральный оператор самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с отходами I и II классов опасности обеспечит их обезвреживание, утилизацию и безопасное размещение.

Тарифы федерального оператора

Услуги ФЭО платные, тарифы определяет ФАС. До 31 декабря 2026 года цена обработки, использования, утилизации и размещения отходов составит:

  • для отходов I класса опасности — 222 907 руб. за тонну;
  • для отходов II класса опасности — 62 468 руб. за тонну.
  • Эти тарифы утверждены Приказом ФАС № 220122 от 18.03.2022.

Накапливать отходы можно в течение 11 месяцев, более длительный срок расценивается как размещение.

Закон определяет размещение как хранение для последующей утилизации, поэтому каждое предприятие должно понимать, как оно будет перерабатывать отходы, и планировать эту деятельность заранее.

С 1 марта 2022 года отходообразователи могут заключать договоры только с ФГУП «ФЭО». Правительство утвердило формы типовых договоров на услуги по обращению с отходами I и II классов опасности (Постановление Правительства РФ № 1363 от 24.10.2019), но стороны вправе дополнять их условиями, которые не противоречат действующему законодательству.

Как начать работу с информационной системой

Для работы в ФГИС ОПВК необходимо пройти регистрацию, после чего система сформирует личный кабинет организации.

Регистрация происходит в единой системе идентификации и аутентификации (ФГИС ЕСИА). Для входа в систему достаточно планшета, смартфона или компьютера с доступом в интернет и учетной записи на портале «Госуслуги».

  • Для операторов по обращению с отходами разработано еще и мобильное приложение.

Для удобства ФГИС ОПВК интегрирована с информационными системами Росприроднадзора, порталом «Госуслуги», сервисами ФНС, АИС «Налог-3», публичной кадастровой картой Росреестра, ПТК «Госконтроль» и другими системами. Благодаря этому информация о юридическом лице или ИП и выданных лицензиях будет интегрироваться автоматически. Пользователям не придется повторно вносить сведения, которые уже есть в других информационных системах.

Если предприятие планирует самостоятельно перерабатывать отходы, оно обязано вносить во ФГИС ОПВК информацию о них на всех этапах: с момента образования до утилизации, обезвреживания или размещения.

Если у отходообразователя нет возможностей утилизировать или перерабатывать отходы, он должен зайти в личный кабинет ФГИС и создать заявку на оказание услуг по обращению с отходами с федеральным оператором. Далее оформляется договор.

  • Чтобы подписывать документы в информационной системе, сторонам потребуется усиленная квалификационная электронная подпись.

Договорная работа в системе состоит из следующих этапов:

  1. Организация или ИП регистрируется во ФГИС ОПВК с помощью единой системы идентификации и аутентификации (ФГИС ЕСИА) для формирования личного кабинета отходообразователя (ЛК).
  2. Отходообразователь сообщает вид, наименование и количество отходов I и II классов опасности, которые возникают в ходе его деятельности. Прикрепляет паспорта на отходы, формирует заявку на заключение договора.

С 1 марта 2022 года направлять заявку на заключение договора на обращение с отходами
I и II классов опасности надо через ЛК ФГИС ОПВК.

Обучение экологической безопасности

Повышение квалификации. Удостоверения

Расписание курсов

  1. После проверки заявки ФЭО формирует проект договора на оказание услуг.
  2. При возникновении потребности вывезти отходы отходообразователь сообщает вид, наименование и количество отходов и формирует в ЛК заявку уже на их вывоз.
  3. ФЭО подбирает операторов по транспортированию и переработке с учетом логистики и необходимых технологий.
  4. Система формирует индивидуальный QR-код, который отходообразователь наносит на каждую тару.
  5. По каждой заявке отходообразователя оператор по транспортированию и оператор по переработке считывают QR-код с помощью мобильного приложения.
  6. Благодаря трекерам, подключенным к ГЛОНАСС, в транспортных средствах передвижение отходов можно отслеживать онлайн.
  7. После поступления тары на объект переработки оператор сверяет по QR-кодам количество загруженных и принятых отходов.
  8. Стороны подписывают сопутствующие документы с помощью УКЭП, все изменения фиксируются в системе.
  9. Оператор вносит в ФГИС данные о переработке или размещении отходов.

Какова ответственность за нарушения

Пока наказания за непредставление данных об отходах во ФГИС ОПВК не предусмотрено. Но за несоблюдение экологических требований при обращении с отходами предусмотрены штрафы:

  • на граждан в размере от 1 000 до 2 000 руб.;
  • на должностных лиц — от 10 000 до 30 000 руб.;
  • на ИП — от 30 000 до 50 000 руб. или приостановление деятельности организации на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 100 000 до 250 000 руб.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Этапы создания единой системы по обращению с отходами 1 и 2 класса опасности
    389.4 КБ

Скачать

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководства по эксплуатации пантера
  • Десо с9 дезинфицирующее средство инструкция по применению
  • Руководство по смайлам
  • Руководство по эксплуатации memmert
  • Руководство по эксплуатации автобуса паз 320405 04