Инструкция по профилактике детского травматизма в доу

1. Общие требования дорожно-транспортной безопасности

1.1. Сопровождающие детей воспитатели обязаны знать и строго придерживаться правил дорожного движения, подавать детям пример дисциплинированности на улице.

1.2. Направляясь на прогулку по городским улицам, сопровождающие воспитатели должны знать точное количество детей, которых они берут с собой, и выбрать безопасный маршрут.

1.3. Внимательно следить за тем, чтобы дети в группах шли организованно парами, не отлучаясь из строя.

1.4. Группу детей всегда должны сопровождать не менее двух взрослых: один – впереди, другой – сзади.

1.5. Сопровождающим воспитателям необходимо брать с собой красные флажки для подачи сигнала водителям, чтобы они остановились и пропустили детей.

1.6. Чтобы не нарушить правила дорожного движения, воспитателям следует организовывать выход детей к месту проведения мероприятий (посещение кинотеатра, бассейна и т.д.) заранее, чтобы при спокойной ходьбе иметь запас времени.

2. Мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

2.1. К причинам детского дорожно-транспортного травматизма относятся:

  • неумение наблюдать;
  • невнимательность;
  • недостаточный контроль взрослых над поведением детей.

2.2. Воспитателям отрядов следует регулярно проводить с детьми беседы и инструктажи по соблюдению ПДД, с обязательной регистрацией в журнале по ТБ. Занятия проводятся в форме живой беседы с использованием наглядности.

2.3. Параллельно с изучением основных правил дорожного движения целесообразно организовывать чтение рассказов; проведение развлечений; увлекательные подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические игры; практическую деятельность (изо, ручной труд). 

2.4. Необходимо организовывать практические занятия по изучению ПДД: экскурсии по городским улицам; просматривать обучающие фильмы; вовлекать детей в агитбригады ЮИД (Юные инспекторы движения) РФ.

2.5. Беседуя с детьми, не нужно говорить о тяжелых последствиях несчастных случаев. Дети должны понимать опасности, связанные с дорожным движением, но не должны бояться улицы, потому что чувство страха мешает сосредоточиться, снижает находчивость в момент фактической угрозы.

2.6. В освоении детьми правил движения значительную роль играет конкретная, четкая речь воспитателя. 

2.7. Проводить информационно-профилактические работы с родителями (беседы, составление памяток) по предотвращению детского дорожно-транспортного травматизма.

3. Порядок организации и построения группы детей для следования

3.1. При проведении прогулок или экскурсий с детьми по улицам, тротуарам и дорогам, при общем количестве воспитанников в группе свыше 15 человек, должно быть не менее двух взрослых сопровождающих.

3.2. Один из сопровождающих назначается старшим и ответственным за всю группу. Старший сопровождающий идет впереди группы, а второй – замыкающий позади. В случае, когда сопровождающий один, он должен находиться позади группы детей, чтобы постоянно их видеть.

3.3. Дети должны построиться в колонну по два и взять друг друга за руки. Необходимо следить, чтобы во время движения колонны в руках у них не было посторонних предметов и игрушек.

3.4.  Каждый из сопровождающих должен иметь при себе красный флажок.

4. Порядок следования по тротуарам и обочинам дорог

4.1. Группа воспитанников, построенных в колонну по два, при движении шагом по тротуару или пешеходной дорожке, придерживается правой стороны.

4.2. Сопровождающие воспитатели обязаны находиться со стороны проезжей части впереди и позади колонны и не позволять детям выходить на проезжую часть.

4.3. Если вдоль дороги тротуар или пешеходная дорожка отсутствует, разрешается вести колонну детей по левой обочине дороги навстречу движению транспортных средств, но только лишь в светлое время суток.

4.4. При движении по обочине дороги, независимо от количества детей в группе, должно быть два сопровождающих. При этом они несут два красных флажка: один в голове группы, другой – позади колонны.

4.5. Вести детей следует продуманным маршрутом, чтобы по пути было как можно меньше переходов через проезжую часть дороги или улицы.

4.6. Сопровождающие воспитатели обязаны внимательно следить за выездом машин со дворов и примыкающих улиц.

5. Порядок перехода проезжей части улицы и дороги

5.1. Переходить проезжую часть дороги разрешается в местах с наличием разметки или дорожного знака «пешеходный переход», а если их нет – на перекрестках по линии тротуаров.

5.2. На регулируемых перекрестках проезжей части переходить группе можно только при разрешающем сигнале светофора или регулировщика.

5.3. Вне населенных пунктов  при отсутствии пешеходных переходов дорогу следует переходить только под прямым углом в местах, где она хорошо просматривается в обе стороны, и только после того, как  воспитатель убедиться в отсутствии приближающегося транспортного средства. Переход улиц и дорог с группой детей в зоне ограниченной видимости, когда существует возможность внезапного появления транспорта,  строго запрещен!

5.4. При переходе нерегулируемых перекрестков и загородных дорог, а также перекрестков оборудованных светофором или с регулировщиком, сопровождающие должны иметь наготове красные флажки.

5.5. Перед  началом  перехода  улицы или дороги ответственному сопровождающему необходимо остановить  направляющую  пару детей,  с целью группирования растянувшегося строя.

5.6. Перед началом перехода дороги сопровождающий должен оценить дорожную обстановку, выйти на проезжую часть с поднятым красным флажком, чтобы привлечь внимание водителей, и только убедившись, что его заметили можно начинать переход колонны детей через дорогу.

5.7. Во время перехода через проезжую часть:

  • переводить детей через улицу строго в местах, где есть знаки пешеходного перехода, по пешеходным дорожкам на зеленый сигнал светофора, даже при отсутствии машин;
  • переводить детей через улицу не торопясь, спокойным ровным шагом прямо, а не наискось;
  • строго следить за тем, чтобы дети не отвлекались на разговоры между собой и по телефону, не толкали друг друга и не устраивали игр;
  • запрещено выводить детей на проезжую часть из-за транспорта или кустов, которые заграждают видимость дороги;
  • следует убедиться в том, что все автомобили уступают вам дорогу.

5.8. Если группа не успела закончить переход проезжей части к моменту появления транспорта на близком расстоянии, сопровождающий группы дополнительно предупреждает водителя поднятием красного флажка, развернувшись лицом к приближающемуся транспортному средству.

6. Требования безопасности при перевозке детей

6.1. Перевозка детей возрастом до 16 лет разрешается только в автобусах. Категорически запрещается перевозка детей в кузове грузового автомобиля!

6.2. Автобус, предназначенный для перевозки детей, должен быть соответствующим образом подготовлен, исправлен, чисто вымыт, салон убран. Автобус накануне поездки должен пройти  обязательную проверку районной Госавтоинспекции.

6.3. К управлению автобусом допускается только опытный водитель со стажем вождения, прошедший специальный инструктаж и отлично знающий маршрут движения.

6.4. На каждый автобус, в котором перевозятся дети, назначается старший сопровождающий, ответственный за соблюдение всех правил безопасности при перевозке детей. Старший сопровождающий назначается приказом директора школы, с которым он должен ознакомиться под подпись. Сопровождающий обязан следить за соблюдением порядка в салоне автобуса во время движения и не допускать выхода детей во время остановок.

6.5. Водитель автобуса должен быть в обязательном порядке проинструктирован администрацией школы о том, что начинать движение можно только с разрешения руководителя перевозки детей. Сопровождающий группы должны лично убедиться в том, что двери автобуса закрыты.

6.6. Количество детей в автобусе не должно превышать количества оборудованных для сидения мест, установленного технической характеристикой автобуса.

6.7. При перевозке детей необходимо, чтобы в автобусе находилось не менее двух взрослых человек.

6.8. Посадка и высадка детей производится  только по команде старшего сопровождающего. Высаживать детей из автобуса со стороны проезжей части категорически запрещено!

6.9. Перевозка детей запрещена в сложных метеорологических условиях (метель, сильный дождь, туман, гололед и т.п.). При внезапном возникновении перечисленных погодных условий в пути следования автобуса решение о продолжении движения принимается лицом, ответственным за перевозку детей.

6.10. Каждый автобус перевозящий детей должен быть оборудован двумя легкосъемными огнетушителями емкостью не менее 2-х литров (один — в кабине водителя, другой – в салоне), спереди  и сзади на автобусе должен находиться знак «ДЕТИ». Также, автобус должен быть укомплектован знаком  аварийной остановки и медицинской аптечкой.

6.11. При передвижении детей в общественном транспорте, необходимо выполнять правила входа и выхода из данного транспорта. О входе и выходе ответственный сопровождающий должен предупредить водителя.

Санкт-Петербургское государственное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 125 комбинированного вида

Выборгского района Санкт-Петербурга»

Правила профилактики детского травматизма в группе

Материал подготовила

воспитатель Осипова О.А.

Что такое травма? Травма определяется как «физическое повреждение, возникающее, когда человеческое тело внезапно подвергается воздействию энергии такого уровня, который превышает порог физиологической переносимости, или же является результатом нехватки одного или более жизненно-важных элементов, например, кислорода».

            Детский травматизм — одна из серьезных социальных проблем, которая не только угрожает здоровью детей, но и влечет проблемы для родителей. Чаще травмы возникают  дома и на улице; реже травмы связаны с городским транспортом, со случаями в  школе, во время занятий спортом еще реже наблюдаются утопления  и отравления.

Наиболее опасны три вида травм: бытовые, транспортные и утопление. 

Что делает ребенка особенно подверженным травмам?

Дети – это не маленькие взрослые. Их способности и поведение иные, чем у взрослых. Физические и умственные способности детей, степень зависимости, тип активности и рискованность поведения существенно изменяются по мере того как они становятся старше. Но пока дети развиваются, их любопытство и потребность в экспериментировании не всегда соответствуют их способности к пониманию или реагированию на опасность, что ставит их под угрозу получения травмы. Таким образом, детский травматизм сильно связан с типом их активности, а это в свою очередь связано с возрастом и стадией развития.

Детский травматизм

Основные черты, характеризующие детский травматизм, – распределение по полу и возрасту, видам травматизма – остаются постоянными на протяжении последних 20-30 лет. В целом у мальчиков травмы возникают в 2 раза чаще, чем у девочек.

В структуре детского травматизма преобладают  бытовые травмы (60–68%). Причем у детей до 7 лет они составляют около 80% всех повреждений. При этом 78% травм дети получают во дворах, на улицах и только 22% – в помещениях.

Причины детского травматизма:

1. На первое место по частоте встречаемости вышли следующие травмы: порезы, уколы разбитым стеклом или льдом, сухими ветками, сучками на деревьях, кустарниках, занозы от палок, деревянных лопаток и игрушек, досок, ушибы при катании на велосипедах, самокатах, качелях и каруселях, лыжах, салазках, ледянках; травмирование при катании на ногах с ледяных горок, на санках, во время перемещения в гололедицу по скользким дорожкам, наружным ступенькам, площадкам, не очищенным от снега и льда и не посыпанным спец.составом;

2. На второе место по частоте встречаемости – травмирование во время игр на неочищенных от снега и льда площадках; торчащими из земли металлическими или деревянными предметами, невысокими пеньками сломанных деревьев на площадках для подвижных игр, а так же при наличии ямок и выбоин на участке;

3. На третьем месте – травмы при прикосновении в морозный день к металлическим конструкциям лицом, руками, языком; падение с горок, «шведских стенок» в случае отсутствия страховки воспитателя; травмирование от падающих с крыш сосульках, свисающими глыбами снега в период оттепели;

4. На четвертом месте – травмирование от неприкрепленной мебели в группах; травмирование при ДТП. Нередки и электротравмы.

Основной причиной несчастных случаев остается недосмотр взрослых.

Каждой возрастной группе присущи свои наиболее типичные причины повреждений и травмогенные ситуации.

Так, различные колющие и режущие предметы (ножницы, остро отточенные карандаши, вилки) при неумелом их использовании причиняют серьезные травмы детям всех возрастов.

Для малышей до 4-летнего возраста наиболее опасны мелкие предметы, которые взрослые оставляют на виду или, что еще хуже, дают их детям поиграть. Яркие бусинки, разноцветные пуговицы могут причинить большой вред, если ребенок засунет их в рот, нос, уши…

Для детей дошкольного возраста (4–6 лет) характерно расширение круга деятельности, активность, самостоятельность, «фрагментированное» внимание. Основное содержание этого возрастного периода – появление начальных форм самосознания. Дети проявляют, с одной стороны, стремление действовать без помощи взрослых, а с другой – активно участвовать в их жизни. Травмы в этом возрасте обусловлены тем, что дети берутся выполнять слишком сложные для них действия, которыми полностью еще не овладели. У дошкольников, в отличие от детей раннего возраста, основным местом происшествия становится двор.

В зимний период, из-за гололеда, ранения острыми предметами (торчащими из под снега ветками, льдом, невидимыми под снегом осколками стекла и других острых предметов), удары твердыми предметами и о твердые предметы, обморожения, травмы при прикосновении в морозный день к металлическим конструкциям лицом, языком, травмирование при катании с горок. Увлекаясь, дети теряют над собой контроль. Именно поэтому наиболее часто они получают травмы в игровых ситуациях.

Работа по предупреждению детского травматизма.

Большое внимание мы уделяем ознакомлению педагогов не только со статистикой травмирования детей, но и проводим тщательный анализ причин травм воспитанников характерных для всех сезонов года (при организации прогулок, труда в природе и т.д.)

Работа по предупреждению несчастных случаев с детьми в нашем детском саду предусматривает решение многих вопросов, среди которых два наиболее важных:

1) Направленное воспитание у детей и окружающих их взрослых умения распознавать травмоопасные ситуации и избегать их;

2) Устранение неблагоприятных условий среды, в которой протекает жизнь ребенка.

Организовать работу по обеспечению здоровых и безопасных условий труда и обучения в образовательном учреждении на должном уровне не представляется возможным без соответствующей подготовки и отсутствия организационно-распорядительной и нормативной правовой документации. В своей работе по профилактике травматизма у детей мы руководствуемся следующими нормативными документами: Федеральным законом «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении ,инструкцией по охране жизни и здоровья детей, планом работы учреждения по предупреждению травматизма. В целях предупреждения детского травматизма в учреждении и вне детского сада, предупреждения дорожно-транспортного травматизма, с использованием современных педагогических технологий в детском саду создана система профилактической работы по предупреждению травматизма с участием всех субъектов образовательного процесса (педагоги, дети, родители). Генеральная цель этой работы – создание условий для предупреждения детского травматизма.

В детском саду ведется работа с педагогическим составом, медицинским персоналом, воспитанниками и их родителями по профилактике травматизма детей.

Особая нагрузка при этом ложится на педагогов: ведь в любое время года педагог должен выполнять требования по охране жизни и здоровья детей не только в помещениях детского сада, но и во время прогулок и деятельности дошкольников на территории и за пределами учреждения, должен разумно организовать деятельность детей в течение всего дня.

В работе по профилактике детского травматизма наш детский сад придерживается следующей системы:

Профилактические мероприятия в детском саду.

1. В детском саду четко выполняются требования безопасности к оснащению территории детского сада:

* оборудование, расположенное на территории (малые формы, физкультурные пособия и др.) перед началом учебного года и весной в обязательном порядке (при необходимости – чаще) осматриваются на предмет нахождения их в исправном состоянии с обязательным составлением актов проверки. Кроме того, воспитатели и администрация нашего детского сада ежедневно ведут проверку состояния мебели и оборудования групп и прогулочных площадок: они должны быть без острых углов, гвоздей, шероховатостей, выступающих болтов, вся мебель в группах и оборудование на участках должны быть закреплены;

* игровые горки, лесенки должны быть устойчивы и иметь прочные рейки, перила, соответствовать возрасту детей и санитарным нормам.

2. В весеннее-осенний период проводятся мероприятия по устранению перед началом прогулки стоялых вод после дождя; уборке мусора; приведению декоративной обрезки кустарников; вырубки сухих и низких веток деревьев и молодой поросли;

3. В зимний период проводятся мероприятия по очистке перед началом прогулки от снега и сосулек всех построек, дорожек, детских площадок, входов и наружных лестниц от снега и льда.

4. Воспитателями детского сада в целях профилактики травматизма ведется контроль и страховка во время скатывания детей с горки, при проведении игровых занятий, проводится проверка выносного материала (лопаток и т.п.).

5. Инвентарь и игровое оборудование также должны соответствовать требованиям безопасности: детский инвентарь и игровое оборудование должно находиться в исправном состоянии, позволяющим соразмерять двигательную нагрузку в соответствии с сезоном года, возрастом детей 

Мероприятия с персоналом детского сада по профилактике детского травматизма:

1.Проводятся инструктажи по охране жизни и здоровья детей, охране труда и пожарной безопасности;

2. Проводятся целевые инструктажи по охране жизни и здоровья детей во время проведения выездных мероприятий за пределами детского сада;

3. Проводятся мероприятия по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма

4. Составление плана работы учреждения по предупреждению детского травматизма.

5. Создание уголков безопасности в группах 

6. Проведение занятий с воспитанниками по вопросам безопасной жизнедеятельности

Профилактические мероприятия с дошкольниками

Одной из приоритетных задач в работе педагогического коллектива учреждения является формирование навыков и умений поведения детей дошкольного возраста в быту через игровую деятельность.

Для реализации данной задачи в работе учреждения систематизирована работа по таким направлениям, как предвидеть, научить, уберечь: в детском саду имеется методический комплект по обучению детей правилам безопасного поведения.

Работа с родителями по профилактике детского травматизма

Работа с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в детском саду. Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию сотрудничества. Ведь круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Именно предметы домашнего обихода, бытовые ситуации могут стать причиной несчастных случаев. В этой связи родители должны подумать о безопасности. Поэтому необходим тесный контакт с родителями.

Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

Родители для детей всегда являются авторитетом и примером для подражания.

С целью формирования у дошкольников знаний, умений навыков безопасного поведения на улице в детском саду проводятся следующие формы взаимодействия и общения с родителями:

— на родительских собраниях воспитатели рассказывают родителям о проводимых в дошкольном учреждении дидактических занятиях по воспитанию и обучению безопасному поведению на улице;

— ознакомление проводятся через материал, представленный на стендах «уголков безопасности»;

— через проведение бесед с подробным раскрытием причин и условий, приводящих к возникновению дорожно-транспортного происшествия с участием дошкольников в качестве пешеходов и пассажиров;

— показ выставок детских рисунков, поделок, макетов по тематике дорожной безопасности.

Взрослые обязаны предупреждать возможные риски и ограждать детей от них.

Большинство травм дети получают дома; многих из них можно избежать.

Основные виды травм, которые дети могут получить дома, и их причины:

— ожог от горячей плиты, посуды, пищи, кипятка, пара, утюга, других электроприборов и открытого огня;

— падение с кровати, окна, стола и ступенек;

— удушье от мелких предметов (монет, пуговиц, гаек и др.);

— отравление бытовыми химическими веществами (инсектицидами, моющими жидкостями, отбеливателями и др.);

— поражение электрическим током от неисправных электроприборов, обнаженных проводов, от втыкания игл, ножей и других металлических предметов в розетки и настенную проводку.

Ожоги

Ожоги, включая ожоги паром, — наиболее распространенные травмы у детей. Сильные ожоги оставляют шрамы, а иногда могут привести к смертельному исходу.

Ожогов можно избежать, если:

держать детей подальше от горячей плиты, пищи и утюга;

устанавливать плиты достаточно высоко или откручивать ручки конфорок, чтобы дети не могли до них достать;

держать детей подальше от открытого огня, пламени свечи, костров, взрывов петард;

прятать от детей легковоспламеняющиеся жидкости, такие, как бензин, керосин, а также спички, свечи, зажигалки, бенгальские огни, петарды.

Падения

Падение — распространенная причина ушибов, переломов костей и серьезных травм головы. Их можно предотвратить, если:

не разрешать детям лазить в опасных местах;

устанавливать ограждения на ступеньках, окнах и балконах.

Разбитое стекло может стать причиной порезов, потери крови и заражения. Стеклянные бутылки нужно держать подальше от детей и младенцев. Нужно учить маленьких детей не прикасаться к разбитому стеклу.

Ножи, лезвия и ножницы необходимо держать в недоступных для детей местах. Старших детей надо научить осторожному обращению с этими предметами.

Можно избежать многих травм, если объяснять детям, что бросаться камнями и другими острыми предметами, играть с ножами или ножницами очень опасно.

Острые металлические предметы, ржавые банки могут стать источником заражения ран. Таких предметов не должно быть на детских игровых площадках.

Удушье от малых предметов

Маленьким детям не следует давать еду с маленькими косточками или семечками. За детьми всегда нужно присматривать во время еды. Кормите ребенка измельченной пищей.

Кашель, шумное частое дыхание или невозможность издавать звуки — это признаки проблем с дыханием и, возможно, удушья, которое может привести к смерти. Следует убедиться, что с ребенком все обстоит благополучно. Если у него затруднено дыхание, нельзя исключить возможность попадания мелких предметов в дыхательные пути ребенка, даже если никто не видел, как ребенок клал что-нибудь в рот.

Отравление бытовыми химическими веществами

Ядовитые вещества, медикаменты, отбеливатели, кислоты и горючее, например керосин, ни в коем случае нельзя хранить в бутылках для пищевых продуктов — дети могут по ошибке выпить их. Такие вещества следует держать в плотно закрытых маркированных контейнерах, в недоступном для детей месте.

Отбеливатель, яды для крыс и насекомых, керосин, кислоты и щелочные растворы, другие ядовитые вещества могут вызвать тяжелое отравление, поражение мозга, слепоту и смерть. Яд опасен не только при заглатывании, но и при вдыхании, попадании на кожу, в глаза и даже на одежду.

Лекарства, предназначенные для взрослых, могут оказаться смертельными для детей. Медикаменты ребенку нужно давать только по назначению врача и ни в коем случае не давать ему лекарства, предназначенные для взрослых или детей другого возраста. Хранить медикаменты необходимо в местах недоступных для детей.

Неправильное применение и передозировка антибиотиков могут привести у маленьких детей к глухоте.

Дети могут получить серьезные повреждения, воткнув пальцы или другие предметы в электрические розетки; их нужно закрывать, чтобы предотвратить травмирование. Электрические провода должны быть недоступны детям — обнаженные провода представляют для них особую опасность.

Поражение электрическим током

Дети могут получить серьезные повреждения, воткнув пальцы или какие-либо предметы в электрические розетки; их необходимо закрывать, чтобы предотвратить поражение электрическим током. Электрические провода должны быть недоступны детям — обнаженные провода представляют для них особую опасность.

Взрослые должны научить детей правилам поведения на воде и ни на минуту не оставлять ребенка без присмотра вблизи водоемов.

Дети могут утонуть менее чем за две минуты даже в небольшом количестве воды, поэтому их никогда не следует оставлять одних в воде или близ воды.

Нужно закрывать колодцы, ванны, ведра с водой.

Детей нужно учить плавать, начиная с раннего возраста.

Дети должны знать, что нельзя плавать без присмотра взрослых.

Взрослые обязаны обучить ребенка правилам поведения на дороге, в машине и общественном транспорте, а также обеспечить безопасность ребенка в транспорте.

Родители должны знать и помнить, что как только ребенок научился ходить, его нужно обучать правильному поведению на дороге. Малышам до пяти лет особенно опасно находиться на дороге. С ними всегда должны быть взрослые.

Маленькие дети не думают об опасности, когда выбегают на дорогу, поэтому необходимо следить за ними.

Детям нельзя играть возле дороги, особенно с мячом.

Во избежание несчастных случаев детей нужно учить ходить по тротуарам лицом к автомобильному движению.

Дети должны знать и соблюдать следующие правила, когда переходят дорогу:

—  остановиться на обочине;

—   посмотреть в обе стороны;

—   перед тем как переходить дорогу, убедиться, что машин или других транспортных средств на дороге нет;

—   переходя дорогу, держаться за руку взрослого или ребенка старшего возраста;

—   идти, но ни в коем случае не бежать;

—   переходить дорогу только в установленных местах на зеленый сигнал светофора.

Старших детей необходимо научить присматривать за младшими.

Несчастные случаи при езде на велосипеде являются распространенной причиной смерти и травматизма среди детей старшего возраста. Таких случаев можно избежать, если родственники и родители будут учить ребенка безопасному поведению при езде на велосипеде. Детям нужно надевать на голову шлемы и другие приспособления для защиты. Детей нельзя сажать на переднее сидение машины.

При перевозке ребенка в автомобиле, необходимо использовать специальное кресло и ремни безопасности.

ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ

Первая помощь при ожогах

Если одежда ребенка воспламенилась, быстро оберните его одеялом или другой одеждой, чтобы погасить пламя.

Каждый родитель и все члены семьи должны уметь оказать ребенку первую помощь при несчастных случаях.

Сразу охладите место ожога с помощью большого количества чистой холодной воды. Бывает, что полное охлаждение ожога длится полчаса.

Держите место ожога чистым и сухим, закройте его чистой неплотной повязкой. Если ожог больше, чем большая монета или начинает покрываться пузырями, немедленно отвезите ребенка в медицинское учреждение. Не вскрывайте пузыри — они защищают пораженное место.

Не старайтесь оторвать то, что прилипло к месту ожога. Не прикладывайте к месту ожога ничего, кроме холодной воды.

Дайте ребенку выпить фруктового сока или воды.

В домашней аптечке целесообразно иметь специальные средства для наружного применения, предназначенные для самопомощи при ожогах.

Первая помощь при поражении электрическим током

Если ребенок поражен электрическим током или получил ожоги от него, прежде всего, отключите электричество и только после этого оказывайте первую помощь ребенку. Если ребенок без сознания, держите его в тепле и немедленно обратитесь за медицинской помощью.

Если ребенку тяжело дышать или он не дышит, положите его на спину ровно, немного приподняв голову. Закройте ноздри ребенка и энергично вдыхайте ему в рот, чтобы грудь ребенка поднималась. Сосчитайте до трех и повторите процедуру. Повторяйте до тех пор, пока дыхание не восстановится. 

Первая помощь при падениях и несчастных случаях на дороге

Повреждения головы, позвоночника и шеи могут вызвать паралич и представляют серьезную угрозу для жизни. Ограничьте подвижность головы и спины, избегайте любых сгибов позвоночника, чтобы предотвратить дополнительные повреждения, и вызовите скорую медицинскую помощь.

Если ребенок не может двигаться или испытывает острую боль, скорее всего, у него перелом костей. Зафиксируйте место перелома шиной или подручным материалом, после чего вызовите скорую медицинскую помощь.

Если ребенок без сознания, держите его в тепле и вызовите скорую медицинскую помощь.

При ушибах и растяжениях погрузите пораженные места в холодную воду или приложите на 15 минут лед. Лед предварительно положите в целлофановый пакет и оберните махровым полотенцем. При необходимости повторите процедуру, Холод уменьшит боль и снимет отеки. Успокойте ребенка.

Первая помощь при порезах и ранах

При небольших порезах и ранах:

Промойте рану 3%-ной перекисью водорода, а при ее отсутствии — чистой (по возможности кипяченой охлажденной) водой с мылом.

Высушите кожу вокруг раны, обработайте йодом.

Закройте рану чистой марлей и наложите повязку.

При серьезных порезах и ранах:

Если кусочек стекла или другого предмета застрял в ране, не старайтесь удалить его. Это может привести к кровотечению или большому повреждению тканей.

Если у ребенка сильное кровотечение, поднимите пораженное место выше уровня груди и плотно прижмите рану (или место рядом с ней) подушкой или мягким свертком из чистой ткани. Продолжайте держать сверток или подушку, пока кровотечение не прекратится.

Не кладите веществ растительного или животного происхождения на рану, поскольку это может вызвать инфицирование.

Наложите на рану повязку. Повязка не должна быть слишком тугой.

Отвезите ребенка в больницу или вызовите скорую медицинскую помощь. Спросите медицинского работника, надо ли сделать ребенку прививку от столбняка.

Первая помощь при удушье

Если есть подозрение на повреждение шеи или головы, не двигайте голову ребенка.

Если ребенку тяжело дышать или он не дышит, положите его на спину ровно, немного подняв голову. Держите ноздри ребенка закрытыми и вдыхайте ему в рот, делая искусственное дыхание. Повторяйте процедуру, пока ребенок не начнет дышать.

Если ребенок дышит, но находится без сознания, переверните его на бок, чтобы язык не мешал дышать.

Вызовите скорую медицинскую помощь.

Первая помощь при отравлении

Если ребенок проглотил яд, не старайтесь вызвать рвоту, поскольку это может только осложнить положение.

Если яд попал на одежду или кожу ребенка, снимите одежду и промойте большим количеством воды. Несколько раз тщательно промойте кожу ребенка с мылом.

Если яд попал в глаза, промывайте их чистой водой, по меньшей мере, в течение 10 минут.

Немедленно отвезите ребенка в больницу или вызовите скорую медицинскую помощь. Возьмите с собой образец ядовитого вещества или лекарства, которое принял ребенок, или емкость, в которой оно находилось. Ожидая помощи, держите ребенка в покое.

Контроль и руководство работой по профилактике детского травматизма в ДОУ

Директор и медицинский персонал дошкольного учреждения осуществляют контроль и руководство работой по предупреждению травматизма у детей. Директор несет ответственность за обеспечение безопасных условий для жизни и здоровья детей каждой возрастной группы в помещении и на участке, воспитание навыков безопасного поведения детей в окружающей обстановке, повышение роли семьи в деле охраны жизни и здоровья детей, а также организует учет и регистрацию всех несчастных случаев с детьми во вверенном ему дошкольном учреждении.

В целях повышения эффективности профилактической работы в детском саду директор руководствуется соответствующими инструкциями и программно-методическими документами и осуществляет контроль за ее проведением в тесном контакте с медицинским персоналом.

Целенаправленный контроль директор сочетает с ежедневным обходом дошкольного учреждения — с него должен начинаться рабочий день.

Цель ежедневного обхода — проверить соответствие гигиенических и педагогических условий детского сада требованиям безопасности пребывания детей и взрослых, а также подготовку персонала к рабочему дню.

Такой контроль повышает чувство ответственности каждого сотрудника за качество своей работы.

Список литературы

  1. Горлов Н.Н. Система профилактики травматизма у детей: психологические аспекты // Педиатрия. 1991. № 1. С. 59.
  2. Масленников М.М. Организация работы по охране труда в образовательном учреждении. М.: АРКТИ, 2004. 128 с.
  3. Михайлов Л.А. Безопасность жизнедеятельности. СПб.: Питер, 2007. 302 с.
  4. Муравьев В.А., Созинова Н.А. Техника безопасности на уроках физической культуры. М.: СпортАкадемПресс, 2001. 96 с.
  5. Немсадзе В.П., Амбернади Г. Детский травматизм. М.: Аист, 2005. 102 с.

Инструкция
по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма

1. Общие требования

1.1. Настоящая инструкция по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма составлена в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» с изменениями на 2 июля 2021 года; Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2020 года № 1527 «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами», с учетом Постановления Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020г №28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; согласно разделу Х Трудового кодекса Российской Федерации.
1.2. Данная инструкция разработана с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ, школе, лагере и иных детских организациях, устанавливает порядок построения, следования и перехода проезжей части, требования безопасности при перевозке детей, определяет мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
1.3. Сотрудник, включенный в приказ в качестве сопровождающего детей или ответственного, должен изучить инструкцию по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, пройти целевой инструктаж по правилам сопровождения детей с записью в журнале регистрации инструктажей по охране труда, обучение приемам оказания первой помощи пострадавшим.
1.4. Сопровождающие детей сотрудники обязаны знать и строго придерживаться правил дорожного движения, подавать детям пример дисциплинированности на улице.
1.5. Перед началом пешей экскурсии или организованной перевозки детей сопровождающие ответственные лица должны провести с детьми инструктаж с записью в журнале регистрации инструктажей обучающихся (воспитанников).
1.6. Группу детей всегда должны сопровождать не менее двух взрослых: один – впереди, другой – сзади.
1.7. Сопровождающим необходимо брать с собой красные флажки для подачи сигнала водителям, чтобы они останавливались и пропускали детей.
1.8. Лица, сопровождающие детей, должны знать точное количество вышедших детей, вернувшихся детей, выбрать безопасный маршрут движения.
1.9. Чтобы не нарушить правила дорожного движения, требования инструкции по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, сопровождающим из школы, детского сада или лагеря следует организовывать выход детей заранее, чтобы при спокойной ходьбе иметь запас необходимого времени.

2. Мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

2.1. К причинам детского дорожно-транспортного травматизма относятся:

  • неумение наблюдать;
  • невнимательность;
  • недостаточный контроль сопровождающих над поведением детей;
  • нарушение правил дорожного движения.

2.2. Сопровождающим педагогическим работникам следует регулярно проводить с детьми беседы и инструктажи по соблюдению ПДД, с обязательной регистрацией в журнале. Занятия проводятся в форме беседы с использованием наглядности.
2.3. Параллельно с изучением основных правил дорожного движения целесообразно:

  • организовывать конкурсы плакатов;
  • использовать наглядность;
  • осуществлять показ видеоматериалов;
  • проводить увлекательные подвижные, сюжетно-ролевые и дидактические игры;
  • осуществлять практическую деятельность (рисование, лепка);
  • организовывать театральные тематические постановки;
  • знакомить детей с правилами поведения в транспорте;
  • организовать уголок по обучению правилам дорожного движения (брошюры, иллюстрации, детские книги, настольно-печатные и дидактические игры, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, макеты, карточки — задания и т.п.).

2.4. Следует организовывать практические занятия по изучению ПДД:

  • экскурсии по улицам;
  • просматривать обучающие фильмы;
  • вовлекать детей в агитбригады ЮИД;
  • знакомить детей с работой ГИББД;
  • в летний период организовывать на участке игры по обучению правилам дорожного движения.

2.5. Беседуя с детьми, не следует говорить о тяжелых последствиях несчастных случаев. Дети должны понимать опасности, связанные с дорожным движением, но не бояться улицы, потому что чувство страха мешает сосредоточиться, снижает находчивость в момент фактической угрозы.
2.6. В освоении детьми правил дорожного движения значительную роль играет конкретная, четкая речь педагога.
2.7. Целесообразным является разработка и составление памяток по предотвращению детского дорожно-транспортного травматизма.

3. Порядок организации и построения детей для следования

3.1. Во время прогулок и экскурсий, связанных с необходимостью перехода проезжей части, детей должны сопровождать не менее двух взрослых, заранее прошедших инструктаж о мерах безопасности на дороге. Один из сопровождающих назначается ответственным за всю группу детей.
3.2. Ответственный сопровождающий проводит инструктаж детей по требованиям безопасности и правилам поведения детей на дороге.
3.3. Дети должны построиться в колонну по два, желательно взять друг друга за руки.
3.4. Ответственный сопровождающий идет впереди группы, а второй замыкающий сопровождающий позади.
3.5. Каждый из сопровождающих должен иметь при себе красный флажок.
3.6. Следует следить, чтобы во время движения колонны в руках у детей не было посторонних отвлекающих предметов.

4. Порядок следования по тротуарам и обочинам дорог

4.1. Группа детей, построенных в колонну по два, при движении шагом по тротуару или пешеходной дорожке придерживается правой стороны.
4.2. Если вдоль дороги тротуар или пешеходная дорожка отсутствует, разрешается вести колонну детей по левой обочине дороги навстречу движению транспортных средств, но только лишь в светлое время суток.
4.2. Сопровождающие обязаны находиться со стороны проезжей части впереди и позади колонны и не позволять детям выходить на проезжую часть.
4.4. При движении по обочинам пешеходам следует иметь жилеты со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.
4.5. При движении по обочине дороги должно быть два сопровождающих в группе. При этом они несут два красных флажка: один в голове группы, другой – позади колонны.
4.6. Вести детей следует продуманным маршрутом, чтобы по пути было как можно меньше переходов через проезжую часть дороги или улицы.
4.7. Сопровождающие детей обязаны внимательно следить за выездом машин со дворов и примыкающих улиц.
4.8. Следует внимательно следить за тем, чтобы дети шли организованно парами и не отлучались из строя.

5. Порядок перехода проезжей части улицы и дороги

5.1. Переходить проезжую часть дороги разрешается в местах с наличием разметки или дорожного знака «пешеходный переход», а если их нет – на перекрестках по линии тротуаров.
5.2. На регулируемых перекрестках проезжей части переходить можно только при разрешающем сигнале светофора или регулировщика.
5.3. Вне населенных пунктов при отсутствии пешеходных переходов дорогу следует переходить только под прямым углом в местах, где она хорошо просматривается в обе стороны, и только после того, как сопровождающий убедится в отсутствии приближающегося транспортного средства.
5.4. Переход улиц и дорог с группой детей в зоне ограниченной видимости, когда существует возможность внезапного появления транспорта, строго запрещен.
5.5. При переходе нерегулируемых перекрестков и загородных дорог, а также перекрестков оборудованных светофором или с регулировщиком, сопровождающие должны иметь красные флажки.
5.6. Перед началом перехода улицы или дороги ответственному сопровождающему необходимо остановить направляющую пару детей с целью группирования растянувшегося строя.
5.7. Перед началом перехода дороги сопровождающий должен оценить дорожную обстановку, выйти на проезжую часть с поднятым красным флажком, чтобы привлечь внимание водителей, и только убедившись, что его заметили можно начинать переход колонны детей через дорогу.
5.8. Во время перехода через проезжую часть:

  • переводить детей группы через улицу строго в местах, где есть знаки пешеходного перехода, по пешеходным дорожкам на зеленый сигнал светофора, даже при отсутствии машин;
  • переводить детей через улицу не торопясь, спокойным ровным шагом прямо, а не наискось;
  • строго следить за тем, чтобы дети не отвлекались на разговоры между собой и по телефону, не толкали друг друга и не устраивали игр;
  • запрещено выводить детей на проезжую часть из-за транспорта или кустов, которые заграждают видимость дороги;
  • следует убедиться в том, что все автомобили уступают вам дорогу.

5.9. Если отряд детей не успел закончить переход проезжей части к моменту появления транспорта на близком расстоянии, сопровождающий дополнительно предупреждает водителя поднятием красного флажка, развернувшись лицом к приближающемуся транспортному средству.
5.10. При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета (синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода дороги.

6. Требования безопасности при перевозке детей

6.1. Педагогический работник, включенный в приказ в качестве ответственного за организованную перевозку детей, сопровождающие лица должны пройти целевой инструктаж по правилам сопровождения детей с записью в журнале регистрации инструктажей по охране труда, быть ознакомлены о спасательных мерах при авариях, а также с инструкцией для сопровождающих при перевозке детей автобусом.
6.2. Перед началом перевозки группы детей лицом, планирующим организованную перевозку группы детей (организатором перевозки), в том числе фрахтователем или фрахтовщиком, должно быть подано уведомление в подразделение Госавтоинспекции на районном уровне не позднее 48 часов до начала перевозки в междугородном сообщении и не позднее 24 часов до начала перевозок в городском и пригородном сообщениях.
6.3. Автобусы, используемые для осуществления перевозок групп детей, должны соответствовать ГОСТ 33552-2015 «Автобусы для перевозки детей». Проходят обязательный технический осмотр перед выходом.
6.4. Водитель перед выездом должен пройти медицинский осмотр с отметкой в путевом листе и соответствующей записью в журнале предрейсовых медицинских осмотров, а также регулярный предрейсовый регистрируемый инструктаж.
6.5. В состав группы не допускается включение детей возрастом до 7 лет, если согласно графику движения время следования автобуса при организованной перевозке группы детей превышает 4 часа.
6.6. Допускается организованная перевозка группы детей в ночное время (с 23 часов до 6 часов) к железнодорожным вокзалам, аэропортам и от них, завершение организованной перевозки группы детей при незапланированном отклонении от графика движения, а также организованная перевозка детей, осуществляемая на основании правовых актов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом после 23 часов расстояние перевозки не должно превышать 100 километров.
6.7. У ответственных за организованную перевозку детей должны иметься:

  • средства мобильной связи;
  • сигнальные флажки для движения групп после высадки с автобуса.

6.8. Осуществление поездки не допускается в следующих случаях:

  • при наличии недостатков в организации перевозки детей, влияющих на безопасность, которые могут создать угрозу жизни и здоровью детей;
  • при недостаточной подготовленности автотранспортного средства, отсутствии ремней безопасности, первичных средств пожаротушения, аптечки первой помощи, знаков и маячков, предупреждающих о перевозке детей;
  • при наличии признаков алкогольного опьянения у водителя автобуса либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ.

6.9. Посадка детей в автотранспортное средство должна осуществляться по количеству посадочных мест на посадочных площадках, со стороны тротуара и только после его полной остановки.
6.10. Все дети должны быть пристегнуты к креслам ремнями безопасности, отрегулированными в соответствии с руководством по эксплуатации транспортного средства.
6.11. Во время поездки необходимо:

  • соблюдать порядок в салоне автобуса, не захламлять вещами проход и выходы;
  • не отвлекать водителя от управления автобусом во время его движения;
  • не допускать во время движения действий детей, которые потенциально способны привести к несчастному случаю (вставание с места, хождение по салону, сидение в непредназначенных для поездки позах, высовывание рук из окна, использование острых предметов и т.д.);
  • закрывать окна в салоне автобуса при движении.

6.12. Контролировать состояние детей во время поездки, при необходимости дать воду, оказать первую помощь.
6.13. Не допускается нахождение детей в буксируемом автобусе.
6.14. Во время остановки или стоянки автобуса следует руководствоваться требованиями к безопасности высадки детей, исключить выход детей на проезжую часть дороги.
6.15. При передвижении детей детского сада, школы или лагеря общественным транспортом, необходимо выполнять правила входа и выхода из данного транспорта. О входе и выходе предупреждается водитель общественного транспорта.

Инструкцию разработал: __________ /________________/

СОГЛАСОВАНО
Специалист по охране труда __________ /________________/
«___»__________202__г.

С инструкцией ознакомлен (а)
«___»_________202__г. ___________ /________________/

Рекомендуем перейти к:
Правилам дорожного движения для детей

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Предупреждение детского травматизма
в учреждении дошкольного образования

На протяжении многих лет педагогами нашего учреждения  ведется работа по оздоровлению воспитанников и по предупреждению детского травматизма. Профилактические мероприятия, направленные на предупреждение и снижение детского травматизма, у проводятся целенаправленно.

По статистике для каждой возрастной группы присущи свои наиболее типичные причины травм и травмоопасные ситуации.
Для малышей наиболее опасны мелкие предметы, основные двигательные навыки у них еще недостаточно сформированы, поэтому травмы в этом возрасте обусловлены падениями. У малышей необходимо развить двигательные навыки и умения ориентироваться в окружающей обстановке, играть с игрушками. С возрастом характер повреждений изменяется: увеличивается доля ран, ушибов, растяжений. Для детей дошкольного возраста характерно активное участие в окружающей жизни, основным местом происшествия для них становится двор. Увлекаясь, они теряют над собой контроль и поэтому наиболее часто получают травмы в игровых ситуациях А различные колющие и режущие предметы при неумелом их использовании причиняют серьезные травмы детям всех возрастов.

Основной причиной несчастных случаев с воспитанниками является слабый контроль со стороны взрослых. В целях предупреждения детского травматизма в нашем учреждении создана система профилактической работы по предупреждению травматизма с участием всех субъектов образовательного процесса: педагогов, воспитанников и законных представителей.

Главная цель этой работы – формирование у воспитанников осознанного умения распознавать  травмоопасные ситуации и избегать их.

Особая нагрузка при этом ложится на педагогов УДО. В любое время года педагог должен выполнять требования по охране жизни и здоровья детей не только в помещениях детского сада, но и во время прогулок и деятельности дошкольников на территории учреждения, должен разумно организовать деятельность детей в течение дня, согласно требованиям СанПиН к организации режима дня; в тоже время должен научить малышей быть осторожными, вести себя грамотно в любой ситуации.

В работе по профилактике детского травматизма наше учреждение образования  придерживается следующей  системы:

I. Организационно-профилактические мероприятия
В УДО четко выполняются требования безопасности к оснащению территории учреждения:
• Оборудование, расположенное на территории, дважды в год осматривается на предмет нахождения в исправном состоянии с составлением дефектных актов.
• Воспитатели и администрация ежедневно ведут проверку состояния мебели и оборудования групп и игровых площадок.
• Постоянно проводятся мероприятия по уборке мусора, декоративной обрезки кустарников, вырубки сухих и низких веток деревьев и молодой поросли.
• В зимний период проводятся мероприятия по очистке от снега и сосулек крыши, дорожек, детских площадок, посыпанию песком.
• Воспитатели постоянно ведут контроль и страховку воспитанников во время игр, содержат выносной материал в исправности и соответствии требованиям безопасности.
• Медицинская сестра принимает участие в занятиях по ОБЖ.
• Руководитель физвоспитания организует физкультурные досуги по ПДД, пожарной безопасности, ОБЖ.
• Музыкальный руководитель организует праздники, развлечения по ПДД, пожарной безопасности, ОБЖ.
• Мероприятия проводятся только после тщательного осмотра места проведения и используемого оборудования.

II. Организационно-профилактические мероприятия с педагогами
•​ Заведующим УДО проводятся инструктажи по охране жизни и здоровья детей.
• Администрацией УДО проводятся целевые инструктажи по охране жизни и здоровья детей во время проведения экскурсий,прогулок.
• Для педагогов проводятся консультации «Методика организации работы с детьми по воспитанию безопасного поведения на улице и дорогах в разных возрастных группах», «Взаимодействие с семьей по предупреждению травматизма у дошкольников». 
•​ В группах составлены картотеки художественной литературы, дидактических игр по ПДД и основам безопасности жизнедеятельности.
• Одним из приоритетных направлений деятельности нашего учреждения образования является формирование у детей бережного и ответственного отношения к здоровью путем целенаправленного закрепления правил безопасного поведения. 

III .Организационно-профилактические мероприятия с воспитанниками
Работа с дошкольниками проводится с использованием различных форм и методов:
• В специально-организованной деятельности по образовательным областям: ребенок и общество, ребенок и природа, развитие речи, искусство. 
•​​ Беседы индивидуальные, подгрупповые («Осторожно Дорога»«Встречи на улице»«Внимание – огонь не игрушка»«Игры во дворе»«Откуда может прийти беда» и т. д.). 
• В группах оформлены «Уголки безопасности».
• Встречи с интересными людьми.
•​ Игры — подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые.
• Праздники, досуги, развлечения, викторины, акции, конкурсы.
• Просмотр презентаций, фильмов, прослушивание аудио записей.

IV. Организационно-профилактическая работа с законными представителями
Работа с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в УДО. Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию сотрудничества. Проблему безопасности ребенка невозможно решить только в рамках учреждения дошкольного образования без участия родителей. Родители для детей всегда являются авторитетом и примером для подражания, а предметы домашнего обихода, бытовые ситуации могут стать причиной несчастных случаев. Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить в семье.

В УДО проводятся следующие формы взаимодействия с родителями:
• Родительские собрания.
• Материал на информационных стендах.
• Проведение бесед индивидуальных, подгрупповых.
• Показ выставок детского творчества.
• Дискуссионные встречи с интересными людьми за «круглым столом».
• Выпуск газет и памяток для родителей.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Томагавк 9010 инструкция индикация экономичного режима питания
  • Руководство пользователя экнис транзас
  • Мультивит плюс минералы инструкция по применению в ветеринарии
  • Цераксон инструкция по применению таблетки детям
  • Светильник настенный на солнечной батарее старт инструкция по применению