Инструкция по производству судебных экспертиз в минюсте

Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 января 2003 г. N 4093


МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 20 декабря 2002 г. N 347

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ В СУДЕБНО — ЭКСПЕРТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В целях укрепления правовой основы и принципов организации государственной судебно — экспертной деятельности в Российской Федерации и совершенствования действующих норм, регламентирующих судебно — экспертную деятельность, приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по организации производства судебных экспертиз в государственных судебно — экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации.

2. Контроль за исполнением Приказа возложить на заместителя министра Ю.И. Калинина.

Министр
Ю.Я.ЧАЙКА

Приложение
к Приказу Министерства юстиции
Российской Федерации
от 20.12.2002 N 347

ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ СУДЕБНО — ЭКСПЕРТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция определяет условия и порядок организации производства судебных экспертиз в государственных судебно — экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации (далее — СЭУ) в соответствии с требованиями Уголовно — процессуального кодекса Российской Федерации <1> (далее — УПК), Гражданского процессуального кодекса РСФСР <2> (далее — ГПК), Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации <3> (далее — АПК), Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <4> (далее — КоАП), Таможенного кодекса Российской Федерации <5> (далее — ТК), Налогового кодекса Российской Федерации <6> (далее — НК), Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно — экспертной деятельности в Российской Федерации» <7> (далее — Федеральный закон), других федеральных законов, а также нормативных правовых актов Министерства юстиции Российской Федерации, регулирующих организацию и производство судебных экспертиз.

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 24.12.2001, N 53, ст. 4921.

<2> Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1964, N 24, ст. 407.

<3> Собрание законодательства Российской Федерации, 29.07.2002, N 30, ст. 3012.

<4> Собрание законодательства Российской Федерации, 07.01.2002, N 1 (I), ст. 3.

<5> Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 31, ст. 1224.

<6> Собрание законодательства Российской Федерации, 03.08.1998, N 31, ст. 3824 и 07.08.2000, N 32, ст. 3340.

<7> Собрание законодательства Российской Федерации, 04.06.2001, N 23, ст. 2291.

2. Судебные экспертизы в СЭУ системы Минюста России производятся для судов, органов дознания, следствия и прокуроров.

3. В СЭУ судебные экспертизы производятся в соответствии с перечнем видов экспертиз (профилем) и территорией обслуживания, которые устанавливаются для каждого учреждения Министерством юстиции Российской Федерации.

В случае невозможности производства судебной экспертизы в СЭУ, обслуживающем закрепленную за ним территорию, в связи с отсутствием эксперта конкретной специальности, необходимой материально — технической базы либо специальных условий для проведения исследований судебная экспертиза для органов дознания, органов предварительного следствия и судов может быть произведена в СЭУ, обслуживающем другую территорию.

4. Судебные экспертизы в СЭУ производятся экспертами этих учреждений, которые являются гражданами Российской Федерации, имеют высшее профессиональное образование, прошли последующую подготовку по конкретной экспертной специальности и аттестованы на право самостоятельного производства судебной экспертизы в соответствии с Положением об аттестации работников на право самостоятельного производства судебной экспертизы в судебно — экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации.

5. Судебный эксперт дает заключение от своего имени на основании проведенных исследований в соответствии со специальными знаниями и несет за него ответственность.

6. Судебные экспертизы производятся, как правило, в помещении СЭУ, а при необходимости — в суде.

II. Обязанности и права руководителя государственного судебно — экспертного учреждения

7. Руководитель СЭУ организует работу по качественному и своевременному производству судебных экспертиз на современном научно — техническом уровне. В соответствии со ст. 15 Федерального закона руководитель СЭУ вправе передать часть своих обязанностей и прав, связанных с организацией и производством судебных экспертиз, своему заместителю, а также руководителю структурного подразделения учреждения, которое он возглавляет.

8. Руководитель СЭУ обязан:

— по получении постановления или определения о назначении судебной экспертизы проверить правильность оформления материалов, поручить ее производство конкретному эксперту или комиссии экспертов данного учреждения, при необходимости определить ведущее подразделение или эксперта — организатора. При этом поручение оформляется в письменной форме с определением сроков производства экспертизы;

— в случае обнаружения руководителем СЭУ недостатков в оформлении материалов, делающих невозможным производство судебной экспертизы, письменно уведомить об этом орган или лицо, ее назначившее, и предложить устранить данные недостатки. Если по истечении 30 календарных дней недостатки не устранены, материалы могут быть возвращены без производства судебной экспертизы;

— разъяснить эксперту или комиссии экспертов их права и обязанности, по поручению органа или лица, которые назначили судебную экспертизу, предупредить их об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения и взять соответствующую подписку, направляемую вместе с заключением в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу;

— обеспечить контроль за соблюдением сроков производства судебных экспертиз, полнотой и качеством проведенных исследований, не нарушая принцип независимости эксперта;

— по окончании производства экспертизы проверить полноту и качество проведенных исследований, направить заключение, объекты исследований и материалы дела в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу;

— обеспечить условия, необходимые для сохранения конфиденциальности исследований и их результатов;

— обеспечить соблюдение правил техники безопасности и производственной санитарии; сохранность представленных объектов исследований и материалов дела;

— не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с организацией и производством судебной экспертизы, в том числе сведения, которые могут ограничить конституционные права граждан, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.

9. Руководитель СЭУ не вправе:

— истребовать без постановления или определения о назначении судебной экспертизы объекты исследований и материалы дела, необходимые для производства судебной экспертизы;

— самостоятельно, без согласования с органом или лицом, назначившим судебную экспертизу, привлекать к ее производству лиц, не работающих в данном учреждении;

— давать эксперту указания, предрешающие содержание выводов по конкретной судебной экспертизе.

10. Руководитель СЭУ вправе:

— возвратить без исполнения постановление или определение о назначении судебной экспертизы, представленные для ее производства объекты исследований и материалы дела, если в данном учреждении нет эксперта конкретной специальности, необходимой материально — технической базы либо специальных условий для проведения исследований, указав мотивы, по которым производится возврат;

— ходатайствовать перед органом или лицом, которые назначили судебную экспертизу, о включении в состав комиссии экспертов лиц, не работающих в данном учреждении, если их специальные знания необходимы для дачи заключения;

— организовать производство судебной экспертизы с участием других учреждений, указанных в постановлении или определении о назначении судебной экспертизы.

11. Руководитель СЭУ может выступать в качестве эксперта в соответствии с присвоенной ему экспертной квалификацией.

III. Обязанности и права эксперта государственного судебно — экспертного учреждения

12. Эксперт СЭУ обязан:

— принять к производству порученную ему руководителем СЭУ судебную экспертизу;

— заявить о наличии предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации оснований для отвода в качестве эксперта руководителю государственного СЭУ, а затем в орган или лицу, назначившему судебную экспертизу;

— провести полное исследование представленных ему объектов и материалов дела, дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам;

— составить мотивированное письменное сообщение о невозможности дать заключение и направить его в орган или лицу, которые назначили экспертизу, если поставленные вопросы выходят за пределы его специальных знаний, представленные объекты исследований и материалы дела непригодны или недостаточны для проведения исследований и дачи заключения и эксперту отказано в их дополнении, современный уровень развития науки не позволяет ответить на поставленные вопросы;

— не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с производством судебной экспертизы, в том числе сведения, которые могут ограничить конституционные права граждан, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;

— обеспечить сохранность представленных объектов исследований и материалов дела;

— явиться по вызову суда, судьи, дознавателя, следователя или прокурора; дать показания в суде, на предварительном следствии и дознании по вопросам, связанным с проведенными исследованиями и данным заключением.

13. Эксперт СЭУ не вправе:

— принимать поручение о производстве судебной экспертизы непосредственно от каких-либо органов или лиц, за исключением руководителя СЭУ;

— осуществлять судебно — экспертную деятельность в качестве негосударственного эксперта;

— вступать в личные контакты с участниками процесса, если это ставит под сомнение его незаинтересованность в исходе дела;

— самостоятельно собирать материалы для производства судебной экспертизы;

— сообщать кому-либо о результатах судебной экспертизы, за исключением органа или лица, ее назначившего;

— проводить без разрешения органа или лица, которые назначили судебную экспертизу, исследования, которые могут повлечь полное или частичное уничтожение объектов либо изменение их внешнего вида или основных свойств. Разрешение оформляется в письменном виде;

— давать заведомо ложное заключение.

14. Эксперт СЭУ имеет право:

— знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету судебной экспертизы;

— ходатайствовать перед органом или лицом, которые назначили судебную экспертизу, о проведении осмотра исследуемого объекта по месту его нахождения, предоставлении дополнительных объектов или материалов дела, необходимых для дачи заключения;

— ходатайствовать перед руководителем СЭУ о привлечении к производству судебной экспертизы других экспертов, если это необходимо для проведения исследований и дачи заключения;

— участвовать с разрешения дознавателя, следователя, прокурора и суда в процессуальных действиях, задавать вопросы, относящиеся к предмету судебной экспертизы;

— делать подлежащие занесению в протокол следственного действия или судебного заседания заявления по поводу неправильного истолкования участниками процесса его заключения или показаний;

— давать заключение в пределах своей компетенции, в том числе по вопросам, хотя и не поставленным в постановлении или определении о назначении судебной экспертизы, но имеющим значение для дела и отношение к предмету экспертного исследования;

— обжаловать в установленном законом порядке действия органа или лица, назначившего судебную экспертизу, если они нарушают права эксперта.

15. За неисполнение или ненадлежащее исполнение работником СЭУ по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, в том числе нарушение порядка производства судебной экспертизы и иное недобросовестное отношение к обязанностям эксперта, руководитель СЭУ имеет право применить к нему дисциплинарное взыскание.

IV. Производство судебных экспертиз

16. Основаниями производства судебной экспертизы в СЭУ являются: определения и постановления суда, судьи, органа дознания, лица, производящего дознание, следователя или прокурора.

17. Орган или лицо, назначившее судебную экспертизу, предоставляет в СЭУ объекты исследований и материалы дела, необходимые для проведения исследований и дачи заключения эксперта.

В необходимых случаях орган или лицо, назначившее судебную экспертизу, представляет образцы для сравнительного исследования, а также документы, содержащие сведения, относящиеся к предмету судебной экспертизы (протоколы осмотров, допросов и других процессуальных действий, справки, выписки, схемы мест происшествия, фотоснимки и т.п.).

В случае, если транспортировка объекта исследований в СЭУ невозможна, орган или лицо, которые назначили судебную экспертизу, обеспечивает эксперту беспрепятственный доступ к объекту и возможность его исследования.

18. В случае невозможности проведения судебной экспертизы в данном учреждении либо несоблюдения правил оформления материалов руководитель действует в соответствии с пунктами 8, 10 настоящей Инструкции.

19. Поступившее в СЭУ постановление (определение) о назначении судебной экспертизы в течение суток рассматривается руководителем СЭУ и регистрируется в журнале регистрации экспертиз.

При назначении судебной экспертизы, для производства которой требуется решение вопросов, относящихся к разным экспертным специальностям (в отношении разных объектов или одного и того же объекта), регистрируется каждое отдельное исследование, заканчивающееся самостоятельным заключением. При этом порядок исследований должен обеспечить сохранность объекта для последующей судебной экспертизы.

Судебная экспертиза, назначенная и проведенная в суде, регистрируется в указанном выше порядке после передачи экспертом заключения и копии определения (постановления) суда в СЭУ.

20. Дополнительная и повторная судебные экспертизы назначаются по основаниям, предусмотренным процессуальным законодательством.

Производство дополнительной судебной экспертизы поручается тому же или другому эксперту (другим экспертам).

Производство повторной судебной экспертизы поручается другому эксперту или другой комиссии экспертов.

21. Производство комиссионной или комплексной судебных экспертиз может быть поручено органом или лицом, которые их назначили, нескольким учреждениям (межведомственная комиссионная или межведомственная комплексная судебные экспертизы). Организация и производство указанных судебных экспертиз возлагаются на руководителя СЭУ либо на руководителей нескольких судебно — экспертных учреждений.

Руководитель СЭУ, организующий ее деятельность, может передать часть обязанностей и прав, связанных с организацией и производством комиссионной или комплексной судебных экспертиз, одному из членов комиссии экспертов, процессуальные функции которого не отличаются от функций остальных экспертов.

22. В случае необходимости осмотра исследуемого объекта по месту его нахождения, представления дополнительных объектов, в том числе образцов или материалов дела, эксперт заявляет об этом письменное ходатайство органу или лицу, которые назначили экспертизу.

Если ходатайство не удовлетворяется в течение 30 календарных дней, поставленные вопросы решаются в той мере, в какой позволяют это имеющиеся в распоряжении эксперта материалы.

23. На основании проведенных исследований с учетом их результатов эксперт от своего имени или комиссия экспертов дают письменное заключение и подписывают его. Подписи эксперта или комиссии экспертов удостоверяются печатью СЭУ. При этом необходимо оформлять заключение на бланке и постранично его визировать.

Нормативно-правовая база обеспечения деятельности
по производству судебных экспертиз в РФЦСЭ при Минюсте России

Щелкните по ссылке в таблице для того, чтобы прочесть соответствующую статью законодательства.

Сводная таблица основных норм процессуального права, относящихся к организации производства судебных экспертиз

НПА Понятие, права и обязанности государственного эксперта Права и обязанности руководителя ГСЭУ Понятие доказа-
тельств
Допустимые (недопустимые) доказательства Основания и порядок назначения экспертизы Ответствен-
ность эксперта
Порядок производства экспертизы
УПК РФ ст. 57 ст. 74 ст. ст. 17,
75,
80,
88
ст. 195 ст. 57 ст. 283
ГПК РФ ст. 85   ст. 55 ст. ст. 59,
60,
67
ст. ст. 79,
80
ст. 80 ст. 84
АПК РФ ст. 55   ст. 64 ст. ст. 67,
68,
71,
162
ст. 82 ст. 55 ст. 83
КоАП ст. 25.9   ст. 26.2 ст. 26.11 ст. 26.4 ст. 25.9  
КАС РФ ст. ст. 49, 151, 155   ст. 59 ст. 84 ст. ст. 77, 78 ст. 49 ст. 79
УК РФ           ст. ст. 307,
310,
285,
286,
290
 
ФЗ
ГСЭД
ст. ст. 12,
13,
16,
17
ст. ст. 14,
15
    ст. 19   ст. 19

Сводная таблица основных норм процессуального права, относящихся к организации производства судебных экспертиз (окончание)

Нормативно-правовой акт Назначение повторной (дополнительной) экспертизы Комиссионная экспертиза Комплексная экспертиза Заявление ходатайств лицами, участвующими в деле Заключение эксперта Вызов эксперта в суд Отвод эксперта
УПК РФ ст. 207 ст. 200 ст. 201 ст. ст. 119,
120,
121,
122
ст. ст. 80,
204,
206
ст. ст. 205,
282
ст. ст. 62,
70
ГПК РФ ст. 87 ст. 83 ст. 82 ст. 35 ст. 86 ст. 187 ст. ст. 16,
21
АПК РФ ст. 87 ст. 84 ст. 85 ст. ст. 8,
159
ст. 86 ст. ст. 74,
86,
157
ст. ст. 8,
23,
24,
25,
26
КоАП       ст. 24.4 ст. 26.4 ст. 25.9 ст. ст. 25.12,
25.13
КАС РФ ст. ст. 83, 168 ст. 80 ст. 81 ст. 79 ст. ст. 82, 168 ст. 82 ст. ст. 33, 34
УК РФ              
ФЗ ГСЭД ст. 20 ст. ст. 21,
22
ст. 23   ст. 25   ст. 18

Перечень основных нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность РФЦСЭ при Минюсте России

  1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, УПК РФ (см. таблицу)
  2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, ГПК РФ (см. таблицу)
  3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, АПК РФ (см. таблицу)
  4. Кодекс об административных правонарушениях, КоАП (см. таблицу)
  5. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, КАС РФ (см. таблицу)
  6. Уголовный кодекс Российской Федерации, УК РФ (см. таблицу)
  7. Федеральный закон от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (ФЗ ГСЭД).
  8. Устав ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России
  9. Инструкция по организации производства судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации (Приказ Минюста России от 20.12.2002 №347)
  10. Методические рекомендации по производству судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации (Приказ Минюста России от 20.12.2002 №346)
  11. Перечень родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, и Перечень экспертных специальностей, по которым представляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России (Приказ Минюста России от 27.12.2012 № 237, Приказ от 29.06.2016 № 150, Приказ от 19.09.2017 № 169, Приказ от 13.09.2018 № 187, Приказ от 17.05.2021 № 77 и Приказ от 28.12.2021 № 266)
  12. Положение об Ученом совете ФБУ РФЦСЭ при Министерстве юстиции Российской Федерации (приказ ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России от 26 декабря 2022 года № 265/1-1) )
  13. Положение о Научно-методическом совете ФБУ РФЦСЭ при Министерстве юстиции Российской Федерации (приказ ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России от 26 декабря 2022 года № 266/1-1)
  14. Положение о дополнительном профессиональном образовании работников федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации (Приказ ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России от 16.12.2014 № 239/1-1)
  15. Порядок получения дополнительного профессионального образования работниками федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации (утвержден Приказом Минюста России от 12.11.2019 № 258)
  16. Положение об аттестации на право самостоятельного производства судебной экспертизы экспертов федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации (Приказ Минюста России от 27 января 2023 г. № 11)
  17. Об установлении территориальных сфер экспертного обслуживания федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждений Минюста России и утверждении Перечня курируемых федеральным бюджетным учреждением Российским федеральным центром судебной экспертизы при Минюсте России и федеральными бюджетными учреждениями региональными центрами судебной экспертизы Минюста России федеральных бюджетных учреждений лабораторий судебной экспертизы Минюста России» (Приказ Минюста России от 30.08.2021 № 151)
  18. Политика в области обработки и защиты персональных данных в ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России (Приказ ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России от 20 декабря 2016 г. № 236/1-1)
  19. О специальной оценке условий труда (Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ) (Сводная ведомость результатов проведения специальной оценки условий труда от 02.02.2018; Результаты проведения специальной оценки условий труда от 08.05.2019)
  20. Основные положения учетной политики для целей бухгалтерского учета
  21. Положение о системе управления охраной труда
  22. Приказ о соответствии программ

Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 января 2003 г. N 4093


МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 20 декабря 2002 г. N 347

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ В СУДЕБНО — ЭКСПЕРТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В целях укрепления правовой основы и принципов организации государственной судебно — экспертной деятельности в Российской Федерации и совершенствования действующих норм, регламентирующих судебно — экспертную деятельность, приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по организации производства судебных экспертиз в государственных судебно — экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации.

2. Контроль за исполнением Приказа возложить на заместителя министра Ю.И. Калинина.

Министр
Ю.Я.ЧАЙКА

Приложение
к Приказу Министерства юстиции
Российской Федерации
от 20.12.2002 N 347

ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ СУДЕБНО — ЭКСПЕРТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция определяет условия и порядок организации производства судебных экспертиз в государственных судебно — экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации (далее — СЭУ) в соответствии с требованиями Уголовно — процессуального кодекса Российской Федерации <1> (далее — УПК), Гражданского процессуального кодекса РСФСР <2> (далее — ГПК), Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации <3> (далее — АПК), Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <4> (далее — КоАП), Таможенного кодекса Российской Федерации <5> (далее — ТК), Налогового кодекса Российской Федерации <6> (далее — НК), Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно — экспертной деятельности в Российской Федерации» <7> (далее — Федеральный закон), других федеральных законов, а также нормативных правовых актов Министерства юстиции Российской Федерации, регулирующих организацию и производство судебных экспертиз.

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 24.12.2001, N 53, ст. 4921.

<2> Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1964, N 24, ст. 407.

<3> Собрание законодательства Российской Федерации, 29.07.2002, N 30, ст. 3012.

<4> Собрание законодательства Российской Федерации, 07.01.2002, N 1 (I), ст. 3.

<5> Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 31, ст. 1224.

<6> Собрание законодательства Российской Федерации, 03.08.1998, N 31, ст. 3824 и 07.08.2000, N 32, ст. 3340.

<7> Собрание законодательства Российской Федерации, 04.06.2001, N 23, ст. 2291.

2. Судебные экспертизы в СЭУ системы Минюста России производятся для судов, органов дознания, следствия и прокуроров.

3. В СЭУ судебные экспертизы производятся в соответствии с перечнем видов экспертиз (профилем) и территорией обслуживания, которые устанавливаются для каждого учреждения Министерством юстиции Российской Федерации.

В случае невозможности производства судебной экспертизы в СЭУ, обслуживающем закрепленную за ним территорию, в связи с отсутствием эксперта конкретной специальности, необходимой материально — технической базы либо специальных условий для проведения исследований судебная экспертиза для органов дознания, органов предварительного следствия и судов может быть произведена в СЭУ, обслуживающем другую территорию.

4. Судебные экспертизы в СЭУ производятся экспертами этих учреждений, которые являются гражданами Российской Федерации, имеют высшее профессиональное образование, прошли последующую подготовку по конкретной экспертной специальности и аттестованы на право самостоятельного производства судебной экспертизы в соответствии с Положением об аттестации работников на право самостоятельного производства судебной экспертизы в судебно — экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации.

5. Судебный эксперт дает заключение от своего имени на основании проведенных исследований в соответствии со специальными знаниями и несет за него ответственность.

6. Судебные экспертизы производятся, как правило, в помещении СЭУ, а при необходимости — в суде.

II. Обязанности и права руководителя государственного судебно — экспертного учреждения

7. Руководитель СЭУ организует работу по качественному и своевременному производству судебных экспертиз на современном научно — техническом уровне. В соответствии со ст. 15 Федерального закона руководитель СЭУ вправе передать часть своих обязанностей и прав, связанных с организацией и производством судебных экспертиз, своему заместителю, а также руководителю структурного подразделения учреждения, которое он возглавляет.

8. Руководитель СЭУ обязан:

— по получении постановления или определения о назначении судебной экспертизы проверить правильность оформления материалов, поручить ее производство конкретному эксперту или комиссии экспертов данного учреждения, при необходимости определить ведущее подразделение или эксперта — организатора. При этом поручение оформляется в письменной форме с определением сроков производства экспертизы;

— в случае обнаружения руководителем СЭУ недостатков в оформлении материалов, делающих невозможным производство судебной экспертизы, письменно уведомить об этом орган или лицо, ее назначившее, и предложить устранить данные недостатки. Если по истечении 30 календарных дней недостатки не устранены, материалы могут быть возвращены без производства судебной экспертизы;

— разъяснить эксперту или комиссии экспертов их права и обязанности, по поручению органа или лица, которые назначили судебную экспертизу, предупредить их об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения и взять соответствующую подписку, направляемую вместе с заключением в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу;

— обеспечить контроль за соблюдением сроков производства судебных экспертиз, полнотой и качеством проведенных исследований, не нарушая принцип независимости эксперта;

— по окончании производства экспертизы проверить полноту и качество проведенных исследований, направить заключение, объекты исследований и материалы дела в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу;

— обеспечить условия, необходимые для сохранения конфиденциальности исследований и их результатов;

— обеспечить соблюдение правил техники безопасности и производственной санитарии; сохранность представленных объектов исследований и материалов дела;

— не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с организацией и производством судебной экспертизы, в том числе сведения, которые могут ограничить конституционные права граждан, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.

9. Руководитель СЭУ не вправе:

— истребовать без постановления или определения о назначении судебной экспертизы объекты исследований и материалы дела, необходимые для производства судебной экспертизы;

— самостоятельно, без согласования с органом или лицом, назначившим судебную экспертизу, привлекать к ее производству лиц, не работающих в данном учреждении;

— давать эксперту указания, предрешающие содержание выводов по конкретной судебной экспертизе.

10. Руководитель СЭУ вправе:

— возвратить без исполнения постановление или определение о назначении судебной экспертизы, представленные для ее производства объекты исследований и материалы дела, если в данном учреждении нет эксперта конкретной специальности, необходимой материально — технической базы либо специальных условий для проведения исследований, указав мотивы, по которым производится возврат;

— ходатайствовать перед органом или лицом, которые назначили судебную экспертизу, о включении в состав комиссии экспертов лиц, не работающих в данном учреждении, если их специальные знания необходимы для дачи заключения;

— организовать производство судебной экспертизы с участием других учреждений, указанных в постановлении или определении о назначении судебной экспертизы.

11. Руководитель СЭУ может выступать в качестве эксперта в соответствии с присвоенной ему экспертной квалификацией.

III. Обязанности и права эксперта государственного судебно — экспертного учреждения

12. Эксперт СЭУ обязан:

— принять к производству порученную ему руководителем СЭУ судебную экспертизу;

— заявить о наличии предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации оснований для отвода в качестве эксперта руководителю государственного СЭУ, а затем в орган или лицу, назначившему судебную экспертизу;

— провести полное исследование представленных ему объектов и материалов дела, дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам;

— составить мотивированное письменное сообщение о невозможности дать заключение и направить его в орган или лицу, которые назначили экспертизу, если поставленные вопросы выходят за пределы его специальных знаний, представленные объекты исследований и материалы дела непригодны или недостаточны для проведения исследований и дачи заключения и эксперту отказано в их дополнении, современный уровень развития науки не позволяет ответить на поставленные вопросы;

— не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с производством судебной экспертизы, в том числе сведения, которые могут ограничить конституционные права граждан, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;

— обеспечить сохранность представленных объектов исследований и материалов дела;

— явиться по вызову суда, судьи, дознавателя, следователя или прокурора; дать показания в суде, на предварительном следствии и дознании по вопросам, связанным с проведенными исследованиями и данным заключением.

13. Эксперт СЭУ не вправе:

— принимать поручение о производстве судебной экспертизы непосредственно от каких-либо органов или лиц, за исключением руководителя СЭУ;

— осуществлять судебно — экспертную деятельность в качестве негосударственного эксперта;

— вступать в личные контакты с участниками процесса, если это ставит под сомнение его незаинтересованность в исходе дела;

— самостоятельно собирать материалы для производства судебной экспертизы;

— сообщать кому-либо о результатах судебной экспертизы, за исключением органа или лица, ее назначившего;

— проводить без разрешения органа или лица, которые назначили судебную экспертизу, исследования, которые могут повлечь полное или частичное уничтожение объектов либо изменение их внешнего вида или основных свойств. Разрешение оформляется в письменном виде;

— давать заведомо ложное заключение.

14. Эксперт СЭУ имеет право:

— знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету судебной экспертизы;

— ходатайствовать перед органом или лицом, которые назначили судебную экспертизу, о проведении осмотра исследуемого объекта по месту его нахождения, предоставлении дополнительных объектов или материалов дела, необходимых для дачи заключения;

— ходатайствовать перед руководителем СЭУ о привлечении к производству судебной экспертизы других экспертов, если это необходимо для проведения исследований и дачи заключения;

— участвовать с разрешения дознавателя, следователя, прокурора и суда в процессуальных действиях, задавать вопросы, относящиеся к предмету судебной экспертизы;

— делать подлежащие занесению в протокол следственного действия или судебного заседания заявления по поводу неправильного истолкования участниками процесса его заключения или показаний;

— давать заключение в пределах своей компетенции, в том числе по вопросам, хотя и не поставленным в постановлении или определении о назначении судебной экспертизы, но имеющим значение для дела и отношение к предмету экспертного исследования;

— обжаловать в установленном законом порядке действия органа или лица, назначившего судебную экспертизу, если они нарушают права эксперта.

15. За неисполнение или ненадлежащее исполнение работником СЭУ по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, в том числе нарушение порядка производства судебной экспертизы и иное недобросовестное отношение к обязанностям эксперта, руководитель СЭУ имеет право применить к нему дисциплинарное взыскание.

IV. Производство судебных экспертиз

16. Основаниями производства судебной экспертизы в СЭУ являются: определения и постановления суда, судьи, органа дознания, лица, производящего дознание, следователя или прокурора.

17. Орган или лицо, назначившее судебную экспертизу, предоставляет в СЭУ объекты исследований и материалы дела, необходимые для проведения исследований и дачи заключения эксперта.

В необходимых случаях орган или лицо, назначившее судебную экспертизу, представляет образцы для сравнительного исследования, а также документы, содержащие сведения, относящиеся к предмету судебной экспертизы (протоколы осмотров, допросов и других процессуальных действий, справки, выписки, схемы мест происшествия, фотоснимки и т.п.).

В случае, если транспортировка объекта исследований в СЭУ невозможна, орган или лицо, которые назначили судебную экспертизу, обеспечивает эксперту беспрепятственный доступ к объекту и возможность его исследования.

18. В случае невозможности проведения судебной экспертизы в данном учреждении либо несоблюдения правил оформления материалов руководитель действует в соответствии с пунктами 8, 10 настоящей Инструкции.

19. Поступившее в СЭУ постановление (определение) о назначении судебной экспертизы в течение суток рассматривается руководителем СЭУ и регистрируется в журнале регистрации экспертиз.

При назначении судебной экспертизы, для производства которой требуется решение вопросов, относящихся к разным экспертным специальностям (в отношении разных объектов или одного и того же объекта), регистрируется каждое отдельное исследование, заканчивающееся самостоятельным заключением. При этом порядок исследований должен обеспечить сохранность объекта для последующей судебной экспертизы.

Судебная экспертиза, назначенная и проведенная в суде, регистрируется в указанном выше порядке после передачи экспертом заключения и копии определения (постановления) суда в СЭУ.

20. Дополнительная и повторная судебные экспертизы назначаются по основаниям, предусмотренным процессуальным законодательством.

Производство дополнительной судебной экспертизы поручается тому же или другому эксперту (другим экспертам).

Производство повторной судебной экспертизы поручается другому эксперту или другой комиссии экспертов.

21. Производство комиссионной или комплексной судебных экспертиз может быть поручено органом или лицом, которые их назначили, нескольким учреждениям (межведомственная комиссионная или межведомственная комплексная судебные экспертизы). Организация и производство указанных судебных экспертиз возлагаются на руководителя СЭУ либо на руководителей нескольких судебно — экспертных учреждений.

Руководитель СЭУ, организующий ее деятельность, может передать часть обязанностей и прав, связанных с организацией и производством комиссионной или комплексной судебных экспертиз, одному из членов комиссии экспертов, процессуальные функции которого не отличаются от функций остальных экспертов.

22. В случае необходимости осмотра исследуемого объекта по месту его нахождения, представления дополнительных объектов, в том числе образцов или материалов дела, эксперт заявляет об этом письменное ходатайство органу или лицу, которые назначили экспертизу.

Если ходатайство не удовлетворяется в течение 30 календарных дней, поставленные вопросы решаются в той мере, в какой позволяют это имеющиеся в распоряжении эксперта материалы.

23. На основании проведенных исследований с учетом их результатов эксперт от своего имени или комиссия экспертов дают письменное заключение и подписывают его. Подписи эксперта или комиссии экспертов удостоверяются печатью СЭУ. При этом необходимо оформлять заключение на бланке и постранично его визировать.

Зарегистрировано
в Минюсте РФ 5 января 2003 г. N 4093

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 20 декабря 2002 г. N 347

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА СУДЕБНЫХ
ЭКСПЕРТИЗ

В СУДЕБНО — ЭКСПЕРТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
СИСТЕМЫ

МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ

В целях укрепления правовой основы и
принципов организации государственной
судебно — экспертной деятельности в
Российской Федерации и совершенствования
действующих норм, регламентирующих
судебно — экспертную деятельность,
приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по
организации производства судебных
экспертиз в государственных судебно —
экспертных учреждениях Министерства
юстиции Российской Федерации.

2. Контроль за исполнением Приказа
возложить на заместителя министра Ю.И.
Калинина.

Министр

Ю.Я.ЧАЙКА

Приложение

к Приказу Министерства юстиции

Российской Федерации

от 20.12.2002 N 347

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА СУДЕБНЫХ
ЭКСПЕРТИЗ

В ГОСУДАРСТВЕННЫХ СУДЕБНО — ЭКСПЕРТНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ

СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ

1. Настоящая Инструкция определяет
условия и порядок организации производства
судебных экспертиз в государственных
судебно — экспертных учреждениях системы
Министерства юстиции Российской
Федерации (далее — СЭУ) в соответствии
с требованиями Уголовно — процессуального
кодекса Российской Федерации <1>
(далее — УПК), Гражданского процессуального
кодекса РСФСР <2> (далее — ГПК),
Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации <3> (далее — АПК),
Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях <4>
(далее — КоАП), Таможенного кодекса
Российской Федерации <5> (далее — ТК),
Налогового кодекса Российской Федерации
<6> (далее — НК), Федерального закона
от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной
судебно — экспертной деятельности в
Российской Федерации» <7> (далее —
Федеральный закон), других федеральных
законов, а также нормативных правовых
актов Министерства юстиции Российской
Федерации, регулирующих организацию и
производство судебных экспертиз.

———————————

<1> Собрание законодательства
Российской Федерации, 24.12.2001, N 53, ст.
4921.

<2> Ведомости Верховного Совета РСФСР,
1964, N 24, ст. 407.

<3> Собрание законодательства
Российской Федерации, 29.07.2002, N 30, ст.
3012.

<4> Собрание законодательства
Российской Федерации, 07.01.2002, N 1 (I), ст.
3.

<5> Ведомости Съезда народных депутатов
Российской Федерации и Верховного
Совета Российской Федерации, 1993, N 31, ст.
1224.

<6> Собрание законодательства
Российской Федерации, 03.08.1998, N 31, ст. 3824
и 07.08.2000, N 32, ст. 3340.

<7> Собрание законодательства
Российской Федерации, 04.06.2001, N 23, ст.
2291.

2. Судебные экспертизы в СЭУ системы
Минюста России производятся для судов,
органов дознания, следствия и прокуроров.

3. В СЭУ судебные экспертизы производятся
в соответствии с перечнем видов экспертиз
(профилем) и территорией обслуживания,
которые устанавливаются для каждого
учреждения Министерством юстиции
Российской Федерации.

В случае невозможности производства
судебной экспертизы в СЭУ, обслуживающем
закрепленную за ним территорию, в связи
с отсутствием эксперта конкретной
специальности, необходимой материально
— технической базы либо специальных
условий для проведения исследований
судебная экспертиза для органов дознания,
органов предварительного следствия и
судов может быть произведена в СЭУ,
обслуживающем другую территорию.

4. Судебные экспертизы в СЭУ производятся
экспертами этих учреждений, которые
являются гражданами Российской Федерации,
имеют высшее профессиональное образование,
прошли последующую подготовку по
конкретной экспертной специальности
и аттестованы на право самостоятельного
производства судебной экспертизы в
соответствии с Положением об аттестации
работников на право самостоятельного
производства судебной экспертизы в
судебно — экспертных учреждениях
Министерства юстиции Российской
Федерации.

5. Судебный эксперт дает заключение от
своего имени на основании проведенных
исследований в соответствии со
специальными знаниями и несет за него
ответственность.

6. Судебные экспертизы производятся,
как правило, в помещении СЭУ, а при
необходимости — в суде.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Перечень основных нормативно­правовых актов, регулирующих деятельность РФЦСЭ при Минюсте России:

1.Уголовно­процессуальный кодекс Российской Федерации, УПК РФ (см. таблицу)

2.Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, ГПК РФ (см. таблицу)

3.Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, АПК РФ (см. таблицу)

4.Кодекс об административных правонарушениях, КоАП (см. таблицу)

5.Уголовный кодекс Российской Федерации, УК РФ (см. таблицу)

 Сводная таблица основных норм процессуального права, относящихся к организации производства судебных экспертиз

НПА

Понятие, права и обязанности государственного эксперта

Права и обязанности руководителя ГСЭУ

Понятие доказательств

Допустимые (недопустимые) доказательства

Основания и порядок назначения экспертизы

Ответственность эксперта

Порядок производства экспертизы

УПК РФ

ст. 57

ст. 74

ст. ст. 17, 75, 80, 88

ст. 195

ст. 57

ст. 283

ГПК РФ

ст. 85

ст. 55

ст. ст. 59, 60, 67

ст. ст. 79, 80

ст. 80

ст. 84

АПК РФ

ст. 55

ст. 64

ст. ст. 67, 68, 71, 162

ст. 82

ст. 55

ст. 83

КоАП

ст. 25.9 

ст. 26.2 

ст. 26.11 

ст. 26.4 

ст. 25.9

УК РФ

ст. ст. 307310285286290 

ФЗ ГСЭД 

ст. ст. 12131617 

ст. ст. 1415 

ст. 19 

ст. 19 

Сводная таблица основных норм процессуального права, относящихся к организации производства судебных экспертиз (окончание) 

НПА

Назначение повторной (дополнительной) экспертизы

Комиссионная экспертиза

Комплексная экспертиза

Заявление ходатайств лицами, участвующими в деле

Заключение эксперта

Вызов эксперта в суд

Отвод эксперта

УПК РФ

ст. 207

ст. 200

ст. 201

ст. ст. 119, 120, 121, 122

ст. ст. 80, 204, 206

ст. ст. 205, 282

ст. ст. 62, 70

ГПК РФ

ст. 87

ст. 83

ст. 82

ст. 35

ст. 86

ст. 187

ст. ст. 16, 21

АПК РФ

ст. 87

ст. 84

ст. 85

ст. ст. 8, 159

ст. 86

ст. ст. 74, 86, 157

ст. ст. 8, 23, 24, 25, 26

КоАП

ст. 24.4

ст. 26.4

ст. 25.9

ст. ст. 25.12, 25.13

УК РФ

ФЗ ГСЭД

ст. 20

ст. ст. 21, 22

ст. 23

ст. 25

ст. 18

6.Федеральный закон от 31.05.2001 г. № 73­ФЗ «О государственной судебно­экспертной деятельности в Российской Федерации» (ФЗ ГСЭД).

7.Устав РФЦСЭ при Минюсте России (приказ Минюста России от 31.03.2014 № 49, приказ Минюста России от 21.01.2016 № 10)

8.Инструкция по организации производства судебных экспертиз в судебно­экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации (приказ Минюста России от 20.12.2002 №347)

9.Методические рекомендации по производству судебных экспертиз в государственных судебно­экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации (приказ Минюста России от 20.12.2002 №346)

10.Перечень родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно­экспертных учреждениях Минюста России, и Перечень экспертных специальностей, по которым представляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно­экспертных учреждениях Минюста России (приказ Минюста России от 24.03.2014 № 57/1­1)

11.Положение об аттестации на право самостоятельного производства судебной экспертизы экспертов федеральных бюджетных судебно­экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации (Приказ Минюста России от 07.10.2014 № 207)

12 Основные положения учетной политики ФБУ Омская ЛСЭ Минюста России 

13.Об установлении территориальных сфер экспертного обслуживания федеральных бюджетных судебно­экспертных учреждений Минюста России и утверждении Перечня курируемых федеральным бюджетным учреждением Российским федеральным центром судебной экспертизы при Минюсте России и федеральными бюджетными учреждениями региональными центрами судебной экспертизы Минюста России федеральных бюджетных учреждений лабораторий судебной экспертизы Минюста России» (Приказ Минюста России от 03.02.2012 № 14 с приложениями)  

Перечень основных нормативных правовых документов,

регламентирующих деятельность

судебно-экспертных учреждений Минюста России

— Федеральный закон от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

— Приказ Минюста России от 27.12.2012 № 237 «Об утверждении Перечня родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, и Перечня экспертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России».

— Приказ Минюста России от 30.08.2021 № 151 «Об установлении территориальных сфер экспертного обслуживания федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждений Минюста России и утверждении Перечня курируемых федеральным бюджетным учреждением Российским федеральным центром судебной экспертизы при Минюсте России и федеральными бюджетными учреждениями региональными центрами судебной экспертизы Минюста России федеральных бюджетных учреждений лабораторий судебной экспертизы Минюста России».

— Приказ Минюста России от 20.12.2002 № 347 «Об утверждении Инструкции по организации производства судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации».

— Приказ Минюста России от 20.12.2002 № 346 «Об утверждении Методических рекомендаций по производству судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации».

— Приказ Минюста России от 15.09.2021 № 169 «Об утверждении размера затрат времени на производство судебных экспертиз и экспертных исследований в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации и Порядка применения размера затрат времени на производство судебных экспертиз и экспертных исследований в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации».

Указанные выше нормативно-правовые документы находятся в открытом доступе, в том числе в различных информационных правовых системах.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Цветы из пластилина для детей 6 7 пошаговая инструкция
  • Аналоги пирацетама инструкция по применению цена
  • Новапорт холдинг руководство
  • Инвестиционные решения руководства компании
  • Лил солид от айкос инструкция по применению