Инструкция по работе с микроскопом для школьников

ПРАВИЛА РАБОТЫ С МИКРОСКОПОМ

1. Микроскоп поставьте штативом к себе на расстоянии 5-10 см от края стола. Приведите микроскоп в рабочее положение, наклонив верхнюю часть штатива на 45 градусов. В отверстие предметного столика при помощи зеркала направьте свет.
2. Приготовленный препарат поместите на предметный столик и закрепите предметное стекло зажимами.
3. Пользуясь винтом, плавно опустите тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1-2 мм от препарата.
4. В окуляр смотрите одним глазом, не закрывая и не зажмуривая другой. Глядя в окуляр, при помощи винтов медленно поднимайте тубус, пока не появится чёткое изображение объекта исследования.
5. При смене объектива совершайте переключение плавно, чтобы не оцарапать линзы. Для четкой настройки изображения пользуйтесь винтом.
6. После работы при помощи винтов поднимите тубус. Проверьте, чтобы в отверстие предметного столика был направлен объектив с самым маленьким увеличением. Снимите препарат с предметного столика. Микроскоп приведите в нерабочее положение.
Микроскоп — хрупкий и дорогой прибор: работать с ним надо аккуратно, строго следуя правилам.

Опарина Ольга Олеговна

Данная инструкция предназначена для учащихся  при выполнении в кабинете биологии лабораторных работ, связанных с использованием микроскопа

Скачать:

Предварительный просмотр:

Общие положения

Данная инструкция предназначена для учащихся  при выполнении в кабинете биологии лабораторных работ, связанных с использованием микроскопа.

Опасности в работе:

  • уколы частей тела при небрежном обращении с препаравальными иглами;
  • порезы рук при небрежном обращении с предметами и покровными стёклами.

 Требования безопасности перед началом работы

  1. Ученик внимательно изучает содержание и порядок выполнения лабораторной работы, и безопасные приёмы её выполнения.     
  2. Перед началом каждой лабораторной работы, учитель биологии  проводит инструктаж учащихся, обучает безопасным правилам поведения при проведении лабораторной работы, экспериментов. Не оставляет учащихся без присмотра на перемене и во время учебно-воспитательного процесса.
  3. Ученик освобождает рабочее место от посторонних предметов.
  4. Ученик ознакамливается с устройством микроскопа и в его исправности, с правилами работы с микроскопом.
  5. Ученик должен точно выполнять все указания учителя биологии.
  6. Ученик не загромождает проходы портфелями и сумками.

Требования безопасности во время работы

  1. Ученик точно выполняет указания учителя биологии при работе с микроскопом в отношении соблюдения порядка действий.  
  2. Ученик соблюдает осторожность при работе с препаравальными иглами, предметными и покровными стёклами.                  
  3. Ученик приступает к работе только тогда, когда убедился в исправности микроскопа.
  4. Ученик перед работой с микроскопом знакомится с правилами.
  5. Учащийся не берёт без разрешения учителя биологии микроскоп, препараты и другое оборудование с других рабочих мест, не встаёт с рабочего места и не ходит по кабинету во время эксперимента.
  6. Учащийся не выносит из кабинета микроскоп, предметные и покровные стёкла, препаравальные иглы и пинцеты.

Требования безопасности после окончания работы 

  1. По окончании работы ученик собирает предметные и покровные стёкла, препаравальные иглы, пинцеты, протирает салфеткой и укладывает в предназначенные для этого футляры. Затем сдаёт всё учителю биологии на хранение. Протирает объектив и окуляр микроскопа салфеткой, выводит микроскоп из рабочего состояния, зачехляет его и сдаёт учителю биологии на хранение.                           
  2. По окончании работы ученик приводит своё рабочее место в порядок.     
  3. После окончания работы обязательно тщательно вымойте руки с мылом.
  4. Не выходите из кабинета (класса) без разрешения учителя.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

  1. В случае выявления неисправностей в приборах, установках немедленно остановите работу и оповестите учителя.
  2. В случае травмы или ожога сразу же обратитесь к учителю.  
  3. При возникновении аварийной ситуации:
  • сообщить администрации, директору УРЦ;
  • сообщить пожарной охране;
  • принять меры по эвакуации учащихся из помещения;
  • отключить электросеть.

Требования по оказанию первой помощи

  1. При ранении стеклом, надо удалить осколки из ранки (если они в ней остались) и, убедившись, что их больше нет, смазать края раны йодом и наложить стерильную повязку.
  2. При ранениях препаравальной иглой, необходимо приложить к месту ранения дезинфицирующую повязку и в случае, если препаравальная игла имела ржавчину на поверхности, или соприкасалась во время работы с лабораторным материалом, обратиться в медпункт (во избежание столбнячной инфекции).

При более серьёзных травмах доложить администр

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

  • Мне нравится 

 

Правила работы с микроскопом

1. Чтобы подготовить микроскоп к работе, его надо вынуть из футляра, осторожно поставить на стол (нельзя «везти» по столу!) на расстоянии 7-10 см от края стола, «штативом к себе».

2. Перед работой окуляр, объектив и зеркало микроскопа осторожно протереть специальной салфеткой.

3. Работают с микроскопом спокойно, не делая резких движений.

4. Смотреть в окуляр нужно левым глазом, не закрывая при этом правый глаз и наоборот.

5. При ярком солнечном свете микропрепарат освещают, пользуясь плоской стороной зеркала, а при слабом освещении – вогнутой его стороной.

6. Наводить на резкость нужно вращением винта в направлении «от себя».

7. Опускать тубус микроскопа нужно осторожно, не допуская касания объективом микропрепарата.

8. Закончив работу с микроскопом, надо протереть штатив и тубус салфеткой и убрать микроскоп в футляр или накрыть чехлом из полиэтилена.

9. Увеличение объектива под микроскопом определяют умножением показателя увеличения окуляра на увеличение линзы объектива:

Увеличение объектива

Х 10

Х 8

Х 80

Х 20

Х 15

Х 300

1 (4).png

Рис. (1). Микроскоп

Чтобы успешно работать с микроскопом, необходимо соблюдать порядок работы.

1. Включить свет.

2. На предметный столик поместить препарат так, чтобы луч света просвечивал его, и прикрепить зажимами.

3. Смотря в микроскоп, макровинт поворачивать в сторону от себя, чтобы предметный столик отдалялся от объектива, пока не появится чёткое изображение предмета (Если вращать винт в противоположном направлении, то можно повредить препарат или

объектив).

4. Рассматривая на малом увеличении (увеличение объектива (4х)), найти место, где образец является наиболее тонким, т. е. где клетки расположены в один слой.

5. Поставить большее увеличение объектива ((10x)) и рассмотреть препарат. Чёткость изображения настраивается микровинтом.

6. Поставить большее увеличение объектива ((40x)), рассмотреть препарат и зарисовать его.

7. После просмотра убрать препарат. Микроскоп поставить малым объективом вниз, выключить свет.

Рисуя препарат, надо соблюдать требования к биологическому рисунку.

Пример:

клетка листа лилии.

Увеличение микроскопа: (400) раз ((400х)).

Šūna_zīmējums.png

1. Цитоплазма.

2. Хлоропласты.

3. Ядро.

4. Вакуоль.

5. Клеточная стенка.

• У рисунка есть название.
• Указано используемое увеличение.

• На рисунке показана форма клетки, форма составных частей, размеры соответствуют видимым в микроскоп.
• На рисунке есть обозначения.
• Длина клетки на рисунке равна хотя бы (3) см.

Источники:

Рис. 1. Микроскоп https://www.shutterstock.com/ru/image-vector/modern-electronic-powerful-lab-microscope-parts-418659865

Рис. 2. Рисунок микропрепарата © ЯКласс

1. Микроскоп поставьте штативом к себе на расстоянии 5-10 см от края стола. Приведите микроскоп в рабочее положение, наклонив верхнюю часть штатива на 45 градусов. В отверстие предметного столика при помощи зеркала направьте свет.
2. Приготовленный препарат поместите на предметный столик и закрепите предметное стекло зажимами.
3. Пользуясь винтом, плавно опустите тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1-2 мм от препарата.
4. В окуляр смотрите одним глазом, не закрывая и не зажмуривая другой. Глядя в окуляр, при помощи винтов медленно поднимайте тубус, пока не появится чёткое изображение объекта исследования.
5. При смене объектива совершайте переключение плавно, чтобы не оцарапать линзы. Для четкой настройки изображения пользуйтесь винтом.
6. После работы при помощи винтов поднимите тубус. Проверьте, чтобы в отверстие предметного столика был направлен объектив с самым маленьким увеличением. Снимите препарат с предметного столика. Микроскоп приведите в нерабочее положение.
Микроскоп — хрупкий и дорогой прибор: работать с ним надо аккуратно, строго следуя правилам.

Инструкция по охране труда при выполнении лабораторных работ по биологии с помощью микроскопа

1. Общие положения инструкции при работе с микроскопом

1.1. Данная инструкция по охране труда при работе с микроскопом в кабинете биологии разработана для учащихся кабинета биологии школы, выполняющих лабораторные работы, с целью недопущения случаев травмирования при обращении с микроскопом, покровными стеклами.
1.2. К выполнению лабораторных работ в кабинете биологии с помощью микроскопа допускаются учащиеся, прошедшие инструктаж по охране труда, изучившие безопасные методы выполнения лабораторной работы.
1.3. Соблюдение требований настоящей инструкции по охране труда обязательно для всех обучающихся, выполняющих лабораторные работы в кабинете биологии с помощью микроскопа.
1.4. Опасности при работе с микроскопом:

  • уколы частей тела при небрежном обращении с препаравальными иглами;
  • порезы рук при небрежном обращении с предметами и покровными стёклами.

1.5. Запрещено школьникам приносить посторонние предметы в кабинет биологии.
1.6. Кабинет биологии должен быть укомплектован медицинской аптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи при травмах.
1.7. Учащиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения.
1.8. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю (преподавателю), который сообщает администрации учреждения. При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить об этом учителю (преподавателю).
1.9. В процессе работы учащиеся должны соблюдать порядок проведения лабораторных и практических работ, правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.
1.10. При работе с микроскопом, пробирками, другими изделиями из стекла учащимся следует также соблюдать требования инструкции по охране труда при работе со стеклянной лабораторной посудой и другими изделиями из стекла с целью предостережения травмирования стеклом.
1.11. В случае не соблюдения кем-либо из учащихся техники безопасности при работе с помощью микроскопа, со всеми учащимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда, с его обязательной регистрацией в соответствующем журнале.

2. Требования безопасности перед началом работы с микроскопом.

2.1. Учащийся внимательно изучает содержание и порядок выполнения лабораторной работы и безопасные приёмы её выполнения.
2.2. Перед началом каждой лабораторной работы, учитель биологии проводит инструктаж учащихся, обучает безопасным правилам поведения лабораторных работ, экспериментов. Не оставляет учащихся без присмотра на перемене перед уроком.
2.3. Учащийся освобождает рабочее место от посторонних предметов. Необходимые учебники, пособия и используемое оборудование, приспособления и инструменты разместить таким образом, чтобы исключить их падение и опрокидывание.
2.4. Учащийся ознакамливается с устройством микроскопа и его исправностью, с правилами работы микроскопа.
2.5. Учащийся должен точно выполнять все указания учителя биологии.
2.6. Не загромождать проходы сумками и портфелями.
2.7. Обо всех замеченных нарушениях, неисправностях и поломках немедленно доложить учителю или лаборанту.
2.8. Запрещается самостоятельное устранение любых неисправностей используемого оборудования и приспособлений.

3. Требования безопасности во время работы с микроскопом.

3.1. Учащийся точно выполняет указания учителя биологии по охране труда при работе с микроскопом в кабинете биологии в отношении соблюдения порядка действий.
3.2. Учащийся соблюдает осторожность при работе с препаравальными иглами, предметными и покровными стеклами.
3.3. Учащийся не берёт без разрешения учителя биологии микроскоп, препараты и другое оборудование с других рабочих мест, не встаёт с рабочего места и не ходит по кабинету во время эксперимента.
3.4. При изучении препаратов под микроскопом, если учащийся носит очки, необходимо снимать очки.
3.5. Не делать резких поворотов головой вблизи тубуса микроскопа, чтобы не повредить глаза, лицо.
3.6. Чтобы не травмировать пальцы, предметные стекла брать за торцовую часть (ребро), не надавливая на них.
3.7. Чтобы не раздавить покровное стекло, объектив следует опускать под контролем зрения.
3.8. Не использовать зеркало для наведения «солнечных зайчиков», а после работы зеркало необходимо поворачивать так, чтобы в нем не отражалось солнце.
3.9. При необходимости, с указания учителя, переносить микроскоп надо так, чтобы одна рука снизу поддерживала ножку (башмак), а другая удерживала тубусодержатель.
3.10. Учащийся не выносит из кабинета микроскоп, предметные и покровные стёкла, препаравальные иглы, пинцеты.
3.11. Учитель биологии не допускает во время проведения лабораторной работы посторонних лиц.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях при работе с микроскопом.

4.1. При возникновении аварийных ситуаций при работе с микроскопом:

  • остановить выполнение работы;
  • сообщить о случившемся учителю биологии.

4.2. При ранениях стеклом, нужно удалить осколки из ранки (если в ней остались) и, убедившись, что их больше нет, смазать края ранки йодом и наложить стерильную повязку.
4.3. При ранениях препаравальной иглой, необходимо приложить к месту ранения дезинфицирующую повязку и в случае, если препаравальная игла имела ржавчину на поверхности, или соприкасалась во время работы с лабораторным материалом, обратиться в медпункт (во избежание столбнячных инфекций).
4.4. При обнаружении неисправности в работе оборудования (нагревании, появлении искрения, запаха горелой изоляции, появлении посторонних звуков и т.п.) немедленно прекратить работу и сообщить об этом учителю или лаборанту и действовать в соответствии с его указаниями.

5. Требования безопасности по окончании работы с микроскопом.

5.1. По окончании работы обучающиеся собирают предметные и покровные стёкла, препаравальные иглы, пинцеты, протирают салфеткой и укладывают в предназначенные для них футляры. Затем сдают всё учителю биологии или лаборанту кабинета биологии на хранение.
5.2. Протирают объектив и окуляр салфеткой, выводят микроскоп из рабочего состояния, зачехляют и сдают на хранение учителю биологии или лаборанту кабинета биологии.
5.3. Учащиеся приводят свои рабочие места в порядок.
5.4. Моют руки с мылом и организованно выходят из кабинета биологии общеобразовательного учреждения.

Инструкцию разработал: ______________ /_______________________/

С инструкцией ознакомлен (а)
«___»_____20___г. ______________ /_______________________/

Рекомендуем перейти к:
Инструкциям в кабинете биологии
Инструкциям классного руководителя

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сигнализация megaforcer инструкция по брелку автозапуск
  • Фундамент для бани из блоков своими руками пошаговая инструкция
  • Мегафон для клубники инструкция по применению
  • Мастиет форте инструкция по применению для коров шприц
  • Отинум инструкция по применению детям с 3 лет