Инструкция по работе в аис налог 3

С 1 января 2024 года все компании-участники налогового мониторинга должны будут полностью перейти на взаимодействие с налоговым органом через систему АИС «Налог-3». При этом, к 2023 году компаниям необходимо подготовить учетную систему, что это значит, читайте ниже.

Новый формат взаимодействия в рамках налогового мониторинга регулируется Приказом ФНС России от 23.12.2021 № ЕД-7-23/1142@.

Налоговый мониторинг – это форма налогового контроля, при которой традиционные проверки заменяет онлайн-взаимодействие на основе удаленного доступа к информационным системам налогоплательщика и его бухгалтерской, налоговой отчетности и регистрам.

Давайте разберемся, чем отличается взаимодействие налогового органа и организации через АИС «Налог-3» от вариантов, используемых в настоящее время.

Варианты взаимодействия

Какие варианты взаимодействия используются сейчас в 2022 году:

— Информационная база (либо копия базы) организации – инспектору предоставляется доступ в базу с возможностью анализировать отчеты, регистры и первичные документы. В информационной базе должна быть реализована запросная система налогового мониторинга. Функционал включен в решения 1С:

  • 1С:Налоговый мониторинг. Бухгалтерия КОРП МСФО,

  • 1С:Управление холдингом,

  • 1С:ERP. Управление холдингом.

— Аналитическая витрина данных – как правило, инспектору предоставляется доступ к сервису витрины данных через веб-интерфейс. Данные регламентированных отчетов и регистров информационной системы организации публикуются посредством витрины данных.

— Обмен через ТКС – в качестве запросной системы используются возможности оператора для сдачи электронной отчетности. Данный способ применяется до 1 января 2024 года.

АИС «Налог-3»

Здесь всё гораздо интереснее! Инспектор будет работать в привычной для него программе АИС «Налог-3» без необходимости подключаться к информационным базам и витринам налогоплательщиков. В данном случае экономятся ресурсы на обучение инспектора работе в различных интерфейсах, на настройку доступа в информационные базы и витрины для каждого инспектора и проверку службой безопасности организации.

Автоматизированная информационная система «Налог-3» – это система, в которой работает федеральная налоговая служба России.

Разработчик – АО «ГНИВЦ»

1_СхемаИБО-АИСНалог-3.jpg

Схема информационного обмена с АИС «Налог-3»

Обмен с АИС «Налог-3» может быть настроен как напрямую с рабочей базой (копией базы) организации, так и с витриной данных.

Как это работает? В АИС «Налог-3» будет загружаться реестр документов из системы налогоплательщика. Встречные проверки будут производиться автоматически благодаря настройке доступа в электронный архив налогоплательщика со скан-копиями документов. Проверка налоговых деклараций будет производиться автоматически с расшифровкой до первичного документа по принципу Drill-down. Автоматизацию контролей планируют реализовать по всем строкам деклараций. При этом, если инспектору потребуется, он может сделать запрос на доразмещение документов. Ранее истребованные документы будут помечены и повторный запрос исключается.

Анализ Drill-down – метод анализа, при котором производится последовательное увеличение уровня подробности рассматриваемых данных с целью выявления причин отклонений или неудовлетворительных результатов. Например, расшифровка строки декларации до отчета, затем до первичного документа.

2_АнализDrill-down.jpg

Анализ Drill-down на примере декларации по налогу на прибыль, приложение 2 к листу 02

Переход на взаимодействие через АИС «Налог-3» – это не право, а обязанность участников налогового мониторинга.

Как упомянуто в начале статьи, компании обязаны перейти на взаимодействие с налоговым органом через АИС «Налог-3» с 1 января 2024 года. Но не всё так просто! На самом деле, подготовить учетную систему к интеграции с АИС «Налог-3» необходимо уже к 2023 году и к 2024 году завершить интеграцию. Что это значит?

С 2023 года необходимо внедрить интеграцию 9 сервисов:

  1. Доступность информационной системы;

  2. Планируемая недоступность информационной системы;

  3. Файловый обмен;

  4. Запрос на представление реестра документов;

  5. Запрос на просмотр документа;

  6. Запрос на доразмещение;

  7. Запрос получения отчета о работе в запросной системе;

  8. Запрос на получение протокола операций;

  9. Запрос получения сводного протокола операций.

Реализованные контроли налога на прибыль:

  • Доходы от реализации;

  • Внереализационные доходы.

С 2024 года планируется расширение автоматических контролей налога на прибыль:

  • Нормирование расходов;

  • Амортизация имущества;

  • Ценные бумаги;

  • Дивиденды;

  • Проценты по кредитам и займам.

Дальнейшие планы по развитию обмена:

  • Запрос и предоставление мотивированного мнения;

  • Автоматизация проверки по налогу на добычу полезных ископаемых;

И тому подобное.

3_РазвитиеНалоговогоМониторинга.jpg

Планы по развитию налогового мониторинга

 

Как перейти на обмен с АИС «Налог-3»

Настроить интеграцию с АИС «Налог-3» организация может следующими способами:

1. Разработать обмен силами внутреннего ИТ-отдела или с помощью подрядчика. Для этого требуются API, которые можно свободно скачать с сайта ФНС России в разделе Налоговый мониторинг – Расширенное информационное взаимодействие;

2. Приобрести модуль «ГНИВЦ: Налоговый мониторинг» (версия 2023 г.). Данный модуль является дополнением к конфигурациям:

  • 1С:Налоговый мониторинг. Бухгалтерия КОРП МСФО;

  • 1С:ERP. Управление холдингом;

  • 1С:Управление холдингом 8.

В программном продукте реализованы следующие возможности:

  • Автоматическое получение запросов от АИС «Налог-3»;

  • Проверки соответствия XML документа XSD схеме;

  • Контроля за обращениями к системе со стороны налогового органа;

  • Механизм организации прозрачного бизнес-процесса для обработки запросов ФНС;

  • Контроля сроков исполнения запросов налогового органа;

  • Возможность отслеживания этапов взаимодействия и просмотр xml-пакетов в пользовательском режиме;

  • Удобный интерфейс для работы с запросами налогового инспектора;

  • Проверки работы электронных сервисов без непосредственного обмена с АИС «Налог-3»;

  • Хранение дополнительной информации, необходимой для взаимодействия с АИС «Налог-3» по первичным документам, размещенных в электронном архиве;

  • Классификации первичных документов, размещенных в электронном архиве организации по «Справочнику документов, возможных к истребованию у налогоплательщиков по ст.93, ст.93.1, ст.105.29 НК РФ» ФНС России.

Для сервисов 2024 года будет разработано отдельное дополнение. Как и отдельные API, которые потребуется внедрять, в случае самостоятельной разработки интеграции.

Стоимость модуля «ГНИВЦ: Налоговый мониторинг» (версия 2023 г.) – 1 800 000 руб. для одного юридического лица (источник – информационное письмо для пользователей и партнеров фирмы «1С» № 29339 от 14.04.2022).

Подпишитесь на дайджест!

Подпишитесь на дайджест, и получайте ежемесячно подборку полезных статей.

Рабочая группа по интеграции с АИС «Налог-3»

ФНС России совместно с АО «ГНИВЦ» проводит рабочие группы в рамках проекта «Интеграция АИС «Налог-3» с информационными системами организаций — участников налогового мониторинга». Участие в рабочих группах не является обязательным.

Участие в рабочей группе – это тестирование сценариев информационного обмена между участниками налогового мониторинга и АИС «Налог 3» с участием АО «ГНИВЦ» и специалистов ФНС. Вступление в рабочую группу позволит компании в комфортном режиме подготовить информационные системы к интеграции с АИС «Налог-3».

В мае 2022 года стартовал прием заявок на участие в третьем этапе рабочей группы с 1 июля по 1 октября 2022. Вступить в рабочую группу могут только действующие участники налогового мониторинга, но ФНС планирует провести рабочую группу и для организаций, подавших документы на вступление в налоговый мониторинг с 2023 года. Информация о новых этапах публикуется на официальном портале налогового мониторинга.

Для вступления в третий этап рабочей группы необходимо подать заявку до 20 июня 2022 года.

Требования к организации

1. Быть действующим участником налогового мониторинга;

2. Выделить руководителя проекта;

3. Организовать работу команды рабочей группы;

4. Обеспечить использование СКЗИ из разрешенного перечня;

5. Обладать техническим, финансовыми и трудовыми ресурсами для реализации плана мероприятия.

Перечень работ

1. Настройка СКЗИ (Обмен данными по внешним IP и ключами);

2. Настройка тестового контура:

  • Разработка технического проекта;

  • Настройка WEB-сервера;

  • HTTP соединения;

  • Аутентификации RSA сертификат;

  • Настройка клиента VIPNet;

  • Установка ЭЦП;

3. Настройка модуля «ГНИВЦ: Налоговый мониторинг»;

4. Тестирование:

  • Подготовка программы;

  • Тестирование. При готовности к тестированию, проводится совместное тестирование с ГНИВЦ;

  • Оформление документации.

Тестовые сертификаты подготавливает и предоставляет ГНИВЦ.

Организационная часть проекта рабочей группы

Участники:

  • Отдел информационной безопасности;

  • Отдел информационных технологий;

  • Бизнес-пользователи;

  • Специалисты по настройке СКЗИ;

  • ФНС России;

  • АО «ГНИВЦ» (обеспечение тестирования).

Результаты:

  • Технический проект

  • Развернут защищенный канал связи

  • Реализованные API

  • Протокол тестирования

  • Пользовательские инструкции

  • Параметры доступа в систему

Плюсы и минусы участия в рабочей группе

Плюсы:

1. Скидка 50% на модуль «ГНИВЦ: Налоговый мониторинг» (версия 2023 г.) для юридического лица, участвующего в рабочей группе (не распространяется на дочерние компании или компании группы);

2. ГНИВЦ предоставляет ресурсы для тестирования. Тестировать можно как самостоятельно, так и с участием специалистов ГНИВЦ;

3. Доступ к документации в закрытой группе;

4. Статус-встречи рабочей группы с участием ФНС.

Минусы:

1. Временные затраты на участие в еженедельных встречах группы и подготовке отчетной документации по определенным форматам в соответствующие сроки;

2. Коммуникации между руководителем проекта организации и руководителем проекта ГНИВЦ происходят по электронной почте, что выглядит не таким оперативным способом, как, например, по телефону.

Выводы

У участников налогового мониторинга нет выбора, переходить на обмен с АИС «Налог-3» или нет. Но есть выбор каким путём пойти. Чтобы принять решение, какой вариант будет оптимальным для вашей организации, оцените следующее:

  • Какая информационная система используется в качестве учетной, входит ли в неё типовой функционал налогового мониторинга?

  • Готовы ли вы перейти на одно из трёх тиражных решений 1С?

  • Каков объем доработок вашей текущей системы?

  • Достаточно ли штата вашего ИТ-отдела для самостоятельного внедрения/перехода на новую учетную систему?

Если ответ на первый и второй вопрос – да, то рекомендуется приобрести модуль ГНИВЦ, это минимизирует ресурсы на настройку обмена и обеспечит получение обновлений, без необходимости самостоятельной доработки, как в случае разработки обменов по API собственными силами.

Если текущая система не входит в перечень трёх тиражных решений, описанных выше, обращайтесь к нам за консультацией, мы поможем выбрать оптимальный вариант внедрения налогового мониторинга.

Как стать участником налогового мониторинга

Если ваша организация всё ещё не стала участником налогового мониторинга, пора проверить попадает ли она под критерии. И если попадает, то вы успеваете подготовить комплект документов для перехода, а также настроить обмен с АИС «Налог-3». Узнайте больше о всех этапах автоматизации и непрерывном сопровождении участников Налогового мониторинга на странице.

Оценка суммовых критериев организации

Критерии регламентированы Пунктом 3 статьи 105.26 НК РФ.

Оценивается год, предшествующий году подачи заявления о переходе на налоговый мониторинг.

Необходимо одновременное соблюдение трёх критериев:

  1. Сумма всех налогов* >100 млн. рублей;

  2. Сумма доходов >1 млрд. рублей;

  3. Активов на балансе >1 млрд. рублей.

*Перечень налогов, учитываемых при оценке критериев:

  • Налог на прибыль организаций;

  • Налог на добавленную стоимость;

  • Акцизы;

  • Налог на добычу полезных ископаемых;

  • Налог на доходы физических лиц;

  • Страховые взносы.

Учитываются суммы налогов, подлежащих уплате за оцениваемый год.

Подготовка пакета документов

Срок подачи комплекта документов для перехода на налоговый мониторинг – 1 сентября года, предшествующего переходу (п. 1 ст. 105.27 НК РФ). Документы подаются только в электронном виде.

Перечень документов и требования утверждены Приказом ФНС России № ЕД-7-23/476@ от 11.05.2021:

1. Заявление
о проведении налогового мониторинга (форма по КНД 1110301);

2. Регламент информационного взаимодействия (форма по КНД 1110304);

3. Информация об организациях, о физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в организации, представляющей заявление о проведении налогового мониторинга, и при этом доля такого участия составляет более 25 процентов (форма по КНД 1110302);

4. Учетная политика для целей налогообложения организации, действующая в календарном году, в котором представлено заявление о проведении налогового мониторинга (форма по КНД 1125332);

5. Документы, регламентирующие систему внутреннего контроля (перечень документов и требования утверждены Приказом ФНС России № ЕД-7-23/518@ от 25.05.2021).

Решение о проведении налогового мониторинга принимается налоговым органом до 1 ноября.

Для доступа специалистов налоговых органов к «ЛК ЮЛ» в ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России развернут портал «ЛК ЮЛ», который доступен только во внутренней сети ФНС России (далее — портал инспектора).

Доступ к порталу инспектора осуществляется в соответствии с «Регламентом предоставления доступа пользователям АИС «Налог-3″ с использованием централизованной системы управления доступом». Для доступа инспектора к порталу должна быть оформлена Заявка на предоставление прав доступа к подсистемам АИС «Налог-3», в поле «Наименование подсистемы АИС «Налог-3» необходимо указать «LK3», в поле «Перечень прав доступа к функциям подсистем АИС «Налог-3″ (перечень ролей)» — «ОтвМониторингЛК3».

Доступ осуществляется по адресу http://lk3-usr.tax.nalog.ru/ (кроме ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России; для них доступ осуществляется по адресу http://m9965-app446.tax.nalog.ru) с использованием своего логина и пароля ЕСК ФНС России (т.е. доменный пароль рабочего компьютера).

ВНИМАНИЕ: Пароль не должен содержать русских символов!

Перед использованием необходимо адрес портала инспектора добавить в зону «Местная интрасеть» в настройках безопасности Internet Explorer. Также необходимо наличие следующих надстроек в браузере:

1) Сервис -> Свойства обозревателя -> Безопасность -> Местная интрасеть -> Другой -> Проверка подлинности пользователя -> Вход -> Автоматический вход в сеть только в зоне интрасети (должен быть обязательно выделен этот пункт!)

2) Сервис -> Свойства обозревателя -> Дополнительно -> Безопасность -> Разрешить встроенную проверку подлинности Windows» (должен стоять флажок)

В случае проблем с доступом к порталу инспектора можно попробовать ввести логин/пароль в формате login@DOMAIN (имя домена должно быть указано полностью, причем заглавными буквами)

(Пример: 1685-00-693@REGIONS.TAX.NALOG.RU)

Доступ специалистов Инспекций ФНС России (за исключением ЕЦР) к данным налогоплательщика в «ЛК ЮЛ» предоставляется при одновременном выполнении следующих условий: налогоплательщик стоит на учете в данной инспекции по какому-либо основанию и налогоплательщик зарегистрирован в «ЛК ЮЛ» (т.е. подписано Соглашение об открытии доступа в «ЛК ЮЛ» для организации).

Доступ специалистов ЕЦР к данным налогоплательщика в «ЛК ЮЛ» предоставляется при одновременном выполнении следующих условий: налогоплательщик зарегистрирован в данном ЕЦР, и налогоплательщик зарегистрирован в «ЛК ЮЛ» (т.е. подписано Соглашение об открытии доступа в «ЛК ЮЛ» для организации).

Доступ к «ЛК ЮЛ» предоставляется в виде того же интерфейса, что и налогоплательщику, но со следующими ограничениями: специалисту Инспекции ФНС России предоставляется возможность просмотреть сведения по налогоплательщику, просмотреть (скачать) документы, сформированные налогоплательщиком в «ЛК ЮЛ» и полученные по ним ответы налогового органа, но не предоставляется возможность формирования заявлений и запросов (в т.ч. запрос на предоставление информационной услуги, запрос выписки из ЕГРЮЛ, ЕГРН).

Для получения доступа к данным налогоплательщика специалист ИФНС (УФНС/ФНС) должен ввести следующие реквизиты налогоплательщика: ОГРН, КПП (должно быть указано КПП по месту нахождения организации либо КПП обособленного подразделения). Специалист ЕЦР вводит только ОГРН.

Далее проводится проверка условий доступа.

Если условия выполнены, специалисту ИФНС предоставляется следующая информация:

— При входе с КПП по месту нахождения организации:

— если налогоплательщик стоит на учете в инспекции по месту нахождения организации (или в качестве крупнейшего), то отображаются все сведения по налогоплательщику из всех налоговых органов, где он стоит на учете.

— если налогоплательщик не стоит на учете в данной инспекции по месту нахождения организации (или в качестве крупнейшего), но поставлен на учет по другой причине, то отображаются сведения по налогоплательщику, которые существуют в данной инспекции.

— При входе с КПП обособленного подразделения:

— если налогоплательщик стоит на учете в инспекции по месту нахождения филиала, представительства или иного обособленного подразделения, то отображаются сведения данного обособленного подразделения.

Если условия выполнены, специалисту ФНС предоставляется следующая информация:

— При входе с КПП по месту нахождения организации:

— отображаются все сведения по налогоплательщику из всех налоговых органов, где он стоит на учете.

— При входе с КПП обособленного подразделения:

— отображаются сведения данного обособленного подразделения.

Если условия выполнены, специалисту УФНС предоставляется следующая информация:

— При входе с КПП по месту нахождения организации:

— если налогоплательщик стоит на учете в подведомственной инспекции по месту нахождения организации (или в качестве крупнейшего), то отображаются все сведения по налогоплательщику из всех налоговых органов, где он стоит на учете.

— если налогоплательщик не стоит на учете в подведомственной инспекции по месту нахождения организации (или в качестве крупнейшего), но поставлен на учет по другой причине, то специалисту УФНС предлагается выбрать код ИФНС из списка, в которых налогоплательщик стоит на учете по иным основаниям и нажать кнопку «Вход», тогда отображаются сведения по налогоплательщику, которые существуют в данной инспекции. Посмотреть список инспекций, в которых налогоплательщик стоит на учете, можно нажав на ссылку «Сведения из ЕГРН о постановке и снятии с учета в НО». При этом происходит переход на страницу «Перечень налоговых органов, в которых юридическое лицо стоит на учете (по сведениям ФБД ЕГРН)».

— При входе с КПП обособленного подразделения:

— если налогоплательщик стоит на учете в подведомственной инспекции по месту нахождения филиала, представительства или иного обособленного подразделения, то отображаются сведения данного обособленного подразделения.

При вводе ОГРН сотрудником ЕЦР проверяется, зарегистрирован ли налогоплательщик с указанным ОГРН в данном ЕЦР.

Через портал инспектора сотрудники УФНС/ИФНС/ФНС получают доступ к странице портала «ЛК ЮЛ» «Мониторинг работы», содержащий вкладки «Статистика работы пользователей в ЛК», «Статистика выгрузки сведений по налогоплательщикам в ЛК» и «Статистика по услугам, оказанным в ЛК», а также «Мониторинг загрузок файлов от инспекций».

Сотрудники ЕЦР получают доступ к вкладке «Статистика по услугам, оказанным в ЛК».

На странице «Статистика работы пользователей в ЛК» реализовано отслеживание следующих показателей:

— Количество налогоплательщиков (юридических лиц), заключивших соглашение об открытии доступа к «ЛК ЮЛ»

— Количество налогоплательщиков (юридических лиц), получивших доступ к «ЛК ЮЛ»

— Количество налогоплательщиков (юридических лиц), временно не имеющих активированных пользователей

— Количество входов в «ЛК ЮЛ»

— Количество поданных через «ЛК ЮЛ» документов на получение услуг

— Количество обработанных документов, поданных через «ЛК ЮЛ»

— Количество ответов, просмотренных пользователями

— Количество пользователей, получивших доступ к «ЛК ЮЛ».

На странице «Статистика выгрузки сведений по налогоплательщикам в ЛК» отображаются сведения по выгрузке сведений из налоговых органов о налогоплательщике:

— Количество налогоплательщиков, по которым данные из налоговых органов не выгружены, всего

— Количество налогоплательщиков, подключенных к «ЛК ЮЛ», для которых сведения из налогового органа по месту нахождения не выгружены

— Количество налогоплательщиков, ожидающих подключения к «ЛК ЮЛ», для которых сведения из налогового органа по месту нахождения не выгружены

— Количество налогоплательщиков, подключенных к «ЛК ЮЛ», для которых сведения не выгружены из налогового органа, где налогоплательщик стоит на учете по прочим основаниям (не по месту нахождения);

На странице «Статистика по услугам, оказанным в ЛК» отслеживаются следующие показатели:

— Количество поданных через «ЛК ЮЛ» документов на получение услуг

— Количество обработанных документов, поданных через «ЛК ЮЛ»

— Количество документов в работе

— Количество документов в работе, по которым срок оказания услуги нарушен.

На странице «Мониторинг загрузок файлов от инспекций» отслеживаются следующие показатели на выбранную дату:

— Количество файлов в статусе «не выгружен»

— Количество файлов в статусе «выгружен»

— Количество файлов в статусе «доставлен в ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России»

— Количество файлов в статусе «загружен в витрину ЛК».

Подробно порядок работы с Порталом инспектора изложен в Руководстве инспектора по работе на портале «Личный кабинет налогоплательщика юридического лица», которое можно скачать на стартовой странице Портала инспектора.

При возникновении проблем при получении доступа к порталу инспектора необходимо обращаться на Сайт технической поддержки АИС «Налог-3», вкладка «Личный кабинет налогоплательщика» (ЮЛ).

Как соответствовать требованиям ФНС России при переходе на налоговый мониторинг: последние изменения

С 2024 года обязательное условие для участия в налоговом мониторинге — интеграция с АИС «Налог-3» ФНС России. Правила ввели на основании ФЗ-470.  

Компаниям, которые уже вступили в налоговый мониторинг или только планируют, необходимо подготовить информационные системы, чтобы они соответствовали требованиям ФНС России. 

В статье разбираем, почему требуется интеграция с АИС «Налог-3» и как ее реализовать.    

 *Информация в статье актуальна на октябрь 2022 года

Почему необходима интеграция с АИС «Налог-3»  

АИС «Налог-3» — единая информационная система ФНС России, с ее помощью обеспечивают автоматизацию деятельности налоговой службы. Благодаря интеграции с данной системой проведение проверок ускоряется, а точность прогнозирования налоговых поступлений повышается.

Так выглядит схема взаимодействия между компанией и ФНС России после интеграции с АИС «Налог-3»   

В конце 2021 года для взаимодействия в рамках налогового мониторинга ФНС России издала приказ «Об утверждении порядка получения доступа налоговых органов к информационным системам организации.»

Согласно документу, обеспечить интеграцию с АИС «Налог-3» необходимо до конца 2022 года. Технические требования к системам опубликованы на сайте ФНС России.

АИС «Налог-3» можно интегрировать как напрямую с учетными системами организации, так и с аналитической витриной данных. Но вне зависимости от выбранного способа передачи данных необходимо заблаговременно протестировать подключение и работу девяти базовых сценариев. Среди них, например, получение реестра документов, запрос дополнительных документов и информирование о размещении запрошенного документа.

Подключение и тестирование можно выполнить самостоятельно, но возможны сложности: отлажены еще не все процессы. Интеграцию комфортнее выполнить, если стать участником рабочей группы по реализации пилотного проекта. 

Как вступить в рабочую группу по интеграции с АИС «Налог-3»    

Эксперты ФНС России и АО «ГНИВЦ» (разработчик АИС «Налог-3») помогают участникам рабочей группы разобраться с техническими тонкостями и протестировать систему. 

Вступить в рабочую группу можно, если вы уже участник налогового мониторинга  и соответствуете следующим критериям:

  • взаимодействуете с ФНС России через прямой доступ к учетным системам или через аналитическую витрину данных;

  • для реализации проекта у вас есть технические и финансовые возможности, а также сотрудники. Подробные требования для вступления в рабочую группу можно узнать в налоговой инспекции.

Если же компания пока не вступила в налоговый мониторинг, но планирует с 2023 года, для нее тоже есть отдельные рабочие группы. Подать заявку на вступление в рабочую группу можно на сайте.

Как уведомить налоговый орган о технической готовности систем  

Если все в порядке и техническая возможность у компании есть, нужно сообщить об этом в ФНС России — для этого заполняют приложение 1 из приказа ФНС России. 

Если ваша компания уже участвует в налоговом мониторинге, это нужно сделать не позднее одного месяца с того момента, когда техническая возможность появилась. Организациям, которые собираются перейти на режим налогового мониторинга со следующего года, — в течение пяти рабочих дней после положительного ответа от налоговой инспекции.

Как выбрать ИТ-решения для взаимодействия с ФНС России

Чаще всего компании, которые переходят на налоговый мониторинг, выбирают аналитическую витрину данных. Это удобно, поскольку на витрину из информационных систем компании выгружаются только те сведения, которые нужны налоговым инспекторам.

Сотрудникам налоговой при этом не нужно собирать информацию из нескольких учетных систем, разбираться в разных интерфейсах, а на информационные системы компании нет повышенной нагрузки из-за сторонних пользователей.

Поскольку с 2024 года для проведения налогового мониторинга необходима интеграция с АИС «Налог-3», важно сразу выбрать продукт, в котором такая интеграция реализована.

VK Tax Compliance — платформа для организации онлайн-взаимодействия с ФНС России. Решение соответствует всем законодательным требованиям и уже интегрировано с АСИ «Налог-3». Эксперты VK помогают вам на всех этапах перехода на режим налогового мониторинга.

Что необходимо знать об интеграции с АИС «Налог-3»

  1. Благодаря интеграции АИС «Налог-3» проведение проверок ускоряется, а точность прогнозирования налоговых поступлений повышается.

  2. До конца 2022 года всем участникам налогового мониторинга необходимо настроить интеграцию с АИС «Налог-3». 

  3. Чтобы интеграция прошла комфортно, можно вступить в специальную рабочую группу, организованную ФНС России.

  4. Когда технические системы готовы, необходимо подать уведомление в ФНС России.

  5. Если ваша компания только планирует переход на режим налогового мониторинга, можно выбрать витрину данных, уже интегрированную с АИС «Налог-3», например VK Tax Compliance.     

Организация системы внутреннего контроля — позиция ФНС

В июле стартовал новый этап проекта ФНС по интеграции АИС «Налог-3» с информационными система организаций — участников налогового мониторинга. Не секрет, что эта система контроля может стать обязательной. Одна из фаз подготовки — организация системы внутреннего контроля (СВК). Мы провели вебинар, на котором рассказали — какой видит СВК налоговая служба.

Организация системы внутреннего контроля — позиция ФНС

Налоговый мониторинг — это нововведение ФНС. Вместо привычных для бизнеса камеральных и выездных проверок взаимодействие с налогоплательщиками происходит удаленно. Компании предоставляют доступ к внутренним системам, из которых ФНС получает необходимую информацию. Не только документы и отчетность, но и связанные с ними данные. Например сведения об оценке рисков по тем или иным операциям.

Налоговый мониторинг позволяет ФНС и налогоплательщику взаимодействовать более тесно, согласовывать позиции по по налогообложению планируемых и уже состоявшихся операций. Это позволяет существенно снизить риски для организации по начислениям, штрафам, претензиям налоговиков.

Для перехода на систему налогового мониторинга необходимо до 1 сентября года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг подать заявление. Причем нужно соблюдать ряд критериев:

  • Сумма налогов к уплате за предыдущий год — не менее 100 млн рублей.
  • Сумма доходов по данным бухгалтерской отчетности за предыдущий год — не менее 1 млрд рублей. Аналогичное требование предъявляется к активам — их стоимость также должна быть не менее 1 млрд рублей.

Но перед этим придется провести большую работу по организации и автоматизации бизнес-процессов. В частности особые требования предъявляются к внутреннему контролю в компании.

Именно ему мы посвятили вебинар, который прошел 24 июня 2022 года.

Лектор вебинара — Еремина Светлана, руководитель комплексных проектов департамента финансового консультирования, аудита и МСФО в КСК Групп, эксперт по налоговому мониторингу.

О чем мы рассказали на вебинаре

  • Что такое внутренний контроль.
  • Схема системы внутреннего контроля (СВК). Приказ ФНС от 25.05.21 № ЕД-7-23/518@ — требования к организации СВК.
  • Цели СВК по мнению Минфина и ФНС. Налоговый мониторинг.
  • Критерии оценки СВК.
  • Разделение функций. Нельзя возложить весь контроль на бухгалтерию.
  • Оценка, система управления и контроль рисков.
  • Информационные системы. Требования 518 приказа ФНС. Аудит, защита, контроль.
  • Интеграция информационной системы с АИС Налог-3.
  • Мониторинг и оценка СВК.

💍❌ Ювелирам запретят АУСН

С 2023 года ювелирный бизнес не может применять УСН и ПСН. Теперь их лишают права и на автоматизированную упрощенку.

Как ИП правильно пройти регистрацию в качестве работодателя

Для того чтобы вести бизнес законно, нанимать персонал и платить зарплату – предприниматель должен зарегистрироваться в качестве работодателя. Не всегда понятно, как пройти эту процедуру, особенно если ИП делает это впервые или не знает о последних изменениях законодательства. В статье вы найдете подробную памятку о том, как правильно встать на учет.

Как ИП правильно пройти регистрацию в качестве работодателя

Мы месяц тестировали GPT: 5 полезных вещей, которые нужно знать заранее

Про ChatGPT сейчас не высказался только тот, у кого интернета нет. Тем не менее это интересный инструмент для быстрого создания контента, но со своими особенностями. Мы в «Финансисте» тоже решили найти ему применение. В этой статье расскажем, с какими проблемами можно столкнуться и дадим несколько советов по использованию сервиса.

Мы месяц тестировали GPT: 5 полезных вещей, которые нужно знать заранее

17 Августа 2021 09:15
17 Авг 2021 09:15

|

Как устроена АИС, на которой работает вся система налогообложения в России

ФНС России по праву считается одним из самых технологичных федеральных ведомств. В основе ее работы лежит автоматизированная информационная система «Налог-3». Ее создатель —ГНИВЦ — занимается развитием и поддержкой решения. На сегодняшний день с помощью АИС «Налог-3» автоматизировано 442 процесса.

Главная налоговая система

ФНС России — одно из самых «продвинутых» российских ведомств. Все люди, так или иначе взаимодействующие с налоговыми органами, на собственном опыте ощутили, как изменилось общение за последние годы. На место сбора справок и стояния в очередях пришли личный кабинет и отправка документов в электронном виде, быстрое решение возникающих вопросов в удаленном формате и множество других удобных сервисов.

Как же организована работа ФНС с точки зрения технологий? Базовым технологическим компонентом является АИС «Налог 3». Именно с ее помощью ведомство принимает, обрабатывает, предоставляет различную информацию, анализирует данные, формирует отчеты.

Разработчиком системы является Главный научно-инновационный внедренческий центр (ГНИВЦ). Более 40 лет компания занимается разработкой программных комплексов, которые используются налоговыми органами и налогоплательщиками, а также поддерживают технологические процессы налогового администрирования, внутренние процессы ФНС России и растущее взаимодействие с внешними информационными системами и пользователями. Последняя модернизация АИС была проведена в 2011-2019 гг. В результате появилась современная версия «Налог-3» — полностью централизованное решение.

Немного истории

Проект по созданию АИС «Налог-3» стартовал в 2010 году. К этому моменту архитектура основного программного комплекса — системы электронной обработки документов (ПК СЭОД) — не модернизировалась более 10 лет. Это была децентрализованная система, в то время как все новые подсистемы создавались уже в централизованной архитектуре на базе современных технологий. В результате в АИС «Налог» использовались совершенно разные продукты: от устаревших СУБД Access до современных J2EE. Это существенно усложняло ее сопровождение и техническую поддержку — нужны были специалисты широкого профиля, причем во всех региональных отделениях ФНС. Непросто было и управлять изменениями.

Понятно, что стоимость владения системой была очень высокой. Кроме того, за время существования ПК СЭОД изменилась нормативная база, налоговое администрирование, появились электронные услуги, которые требовали объединения данных и сервисов. Стало ясно, что надо менять всю архитектуру системы.

Рождение АИС «Налог-3»

Начало работы над новой АИС «Налог-3» стало частью процесса модернизации всех налоговых органов, глобального реинжиниринга бизнес-процессов ФНС России и создания системы ЦОДов Минфина.

В 2010 – 2014 гг. началось проектирование системы, разработка архитектуры и ПО промежуточного слоя. Также создавались механизмы конвертации данных из унаследованных систем в АИС «Налог-3» и взаимодействия АИС «Налог-3» с унаследованными системами в переходный период. Было разработано и передано сначала в опытную, а затем в промышленную эксплуатацию программное обеспечение для функционального блока №1. Оно предназначалось для государственной регистрации и учета налогоплательщиков, а также внешнего информационного обмена в соответствии со ст.85 НК. К нему подключились 25 тыс. пользователей во всех подразделениях налоговой службы.

В 2014 – 2015 гг. было разработано и передано сначала в опытную, а затем в промышленную эксплуатацию программное обеспечение для функционального блока №2, предназначенного для автоматизации налогообложения имущества физических лиц. Все данные из унаследованных систем после конвертации были переданы в АИС «Налог-3». Число пользователей этого блока составило 55 тыс. человек.

В 2015-2019 гг. были посвящены работе над функциональным блоком №3. Он включал все функции налогового администрирования физических лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. После передачи в промышленную эксплуатацию к нему подключились около 150 тыс. пользователей во всех подразделениях ФНС.

Все эти годы велась работа над изменением налогового законодательства. А значит, в АИС «Налог-3» появлялись новые функции, например, трансфертное ценообразование, создание консолидированных групп налогоплательщиков, налоговый мониторинг, досудебное урегулирование налоговых споров, администрирование торгового и утилизационного сбора, расширение международного информационного обмена и состава данных, передаваемых внешним потребителям через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), интеграция с единым порталом государственных услуг (ЕПГУ), контроль возмещения НДС, введение онлайн-касс, TaxFree и т.д.

Архитектура АИС «Налог-3»

Современная АИС «Налог-3» — это полностью централизованная система на основе единой базы данных, необходимых для работы ФНС. Она позволяет организовать единое рабочее пространство для всех территориально и организационно распределенных пользователей, создавать центры компетенций и обеспечивать обслуживание системы по всей стране.

АИС «Налог-3» реализована на базе трехзвенной архитектуры: единая централизованная СУБД, централизованные сервера приложений и распределенные клиентские приложения (толстый клиент).

Еще в 2007 году в качестве базовых платформ для создания системы были выбраны Microsoft (сервера приложений и клиентские места), в 2010 году — Oracle Exadata (СУБД транзакционного сегмента) и Teradata (СУБД аналитического сегмента). На тот момент они были признанными лидерами в своих сегментах, а значит, гарантировали устойчивость системы.

При выборе платформ проводились их углубленное тестирование, которое включало создание архитектурного прототипа с базовыми функциями налогового администрирования и проведение нагрузочных тестов на наборе данных, сопоставимом с промышленными объемами. Помимо этого, в расчет принимался фактор максимального сохранения инвестиций: более 90% специализированного программного обеспечения ФНС России создавалось на платформах Microsoft и Oracle, был накоплен огромный опыт в части не только разработки, но и управления ими.

При проектировании АИС «Налог-3» был выделен набор общесистемных компонент, упрощающих и стандартизирующих применение процессного подхода при автоматизации налогового администрирования. Этот набор получил название «Компоненты прикладной инфраструктуры» (КПИ) и стал основой системы, позволяющим реализовать бизнес-процессы любой сложности распределенными командами программистов. КПИ является собственной разработкой ФНС России.

Слой КПИ разработан в GRID – архитектуре, что позволяет разбивать сервера приложений по группам прикладных функций и ролям (сервера интерактивной или автоматической работы). Использование заложенных в КПИ/ЕКП архитектурных возможностей позволяет проводить горизонтальное масштабирование системы за счет добавления новых вычислительных ресурсов.

При этом доступно несколько возможностей масштабирования. Первая — на уровне серверов приложений за счет выделения функционала в изолированные серверные группы, наращивания этих групп дополнительными серверами и настройки параметров обработки операций внутри них. В настоящее время в рамках АИС «Налог-3» выделено более 20 таких групп.

Вторая — путем сегментирования нагрузки на СУБД за счет сервисов подключения. Сервис подключения используется соответствующим набором прикладных и общесистемных функций. В рамках сервиса подключения задаются, в том числе, ноды Oracle Exadata, на которых могут исполняться прикладные функции. Это позволяет проводить изоляцию нагрузки по вычислительным узлам, сегментируя ее и уменьшая межкластерное взаимодействие.

Технологии импортозамещения

С 2014 года, в связи с началом действия санкций западных стран и появившимися рисками их влияния на устойчивую работу АИС «Налог-3», развитие архитектуры стало двигаться в направлении открытого ПО. Все новые проекты (АСК НДС, АСК ККТ, Налог на профессиональную деятельность) создавались с использованием программных продуктов экосистемы Hadoop и СУБД с открытыми кодами (MongoDB, PostgreSQL).

В итоге разработан полноценный фреймворк, позволяющий создавать высоконагруженные приложения и включающий в себя более 100 позиций СПО. В настоящее время данные компоненты сведены в единую программно-аппаратную платформу Arenаdata, на которой строятся типовые решения. Программное обеспечение, построенное на этом стеке технологий, обеспечивает прием и обработку почти 12 млрд сведений из книг покупок-продаж ежегодно, более 120 млн чеков ежесуточно. По открытому API ежедневно обрабатывается более 2 млн запросов к сведениям о чеках и более 1 млн запросов к сведениям о самозанятых.

Добавить в «Нужное»

АСК НДС

Расскажем в нашем материале об АИС «Налог-3» и программном обеспечении АСК НДС расскажем в нашем материале.

Автоматизированная информационная система (АИС) «Налог-3» – это единая информационная система ФНС, которая обеспечивает автоматизацию деятельности налогового ведомства по всем выполняемым им функциям, определяемым Положением о ФНС (утв. Постановлением Правительства от 30.09.2004 № 506). Сюда относятся в том числе прием, обработка, предоставление данных и анализ информации, формирование информационных ресурсов налоговых органов, статистических данных, сведений, необходимых для обеспечения поддержки принятия управленческих решений в сфере полномочий ФНС и предоставления информации внешним потребителям (п. 2 Положения, утв. Приказом ФНС от 14.03.2016 № ММВ-7-12/134@).

Цель разработки АИС «Налог-3» — повышение эффективности работы ФНС (п. 3 Положения, утв. Приказом ФНС от 14.03.2016 № ММВ-7-12/134@).

Пользователями информационных ресурсов АИС «Налог-3» являются (п. 5 Положения, утв. Приказом ФНС от 14.03.2016 № ММВ-7-12/134@):

  • центральный аппарат ФНС, территориальные налоговые органы;
  • организации, подведомственные ФНС.

Пользователями информации и сведений АИС «Налог-3» являются также федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и налогоплательщики.

АСК НДС-2

АСК НДС-2 – это программное обеспечение, являющееся одним из компонентов АИС «Налог-3», которое обеспечивает автоматизацию перекрестных проверок налоговых деклараций по НДС на основе сведений из книг покупок, книг продаж и журналов учета выставленных и полученных счетов-фактур.

Получается, что сведения из АСК НДС-2 представляют собой совокупность показателей из разделов 8-12 налоговых деклараций по НДС, показанных во взаимосвязи с аналогичными показателями налоговых деклараций по НДС контрагентов налогоплательщика.

Опытная эксплуатация АСК НДС-2 проводилась в 7 региональных УФНС в соответствии с Приказом ФНС от 13.02.2015 № ММВ-7-6/68@.

В промышленную эксплуатацию ПО АСК НДС-2 было введено на основании Приказа ФНС от 10.02.2017 № ММВ-7-15/176@.

В состав компонентов АСК НДС-2 входят, в частности, следующие:

  • прием налоговой декларации по НДС по ТКС;
  • камеральная налоговая проверка налоговых деклараций по НДС на основе сведений из книг покупок, книг продаж и журналов учета выставленных и полученных счетов-фактур;
  • сопоставление сведений об операциях контрагентов, подлежащих отражению в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость.

АСК НДС-2 включает в себя также подсистему управления рисками СУР АСК НДС-2, которая в автоматическом режиме распределяет налогоплательщиков-организаций, представивших декларации по НДС, на 3 группы налогового риска: высокий, средний, низкий. По результатам оценки рисков принимаются решения в том числе о возмещении НДС или о проведении выездной проверки.

По сути, когда налогоплательщику направляется требование о представлении пояснений по НДС (по форме, утв. Приказом ФНС от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@), это передается выписка, сформированная в АСК НДС-2.

Используются выводы АСК НДС-2, в частности, и при составлении акта выездной налоговой проверки.

АСК НДС-3, как предполагается, придет на смену АСК НДС-2 и будет обладать расширенным функционалом. В частности, новый программный комплекс позволит контролировать движение денежных средств между счетами организаций и физлиц.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция по эксплуатации вепрь 12 молот
  • Причины бунта под руководством разина
  • Как создать карточку товара на вайлдберриз пошаговая инструкция видео
  • Мексемедин таблетки инструкция по применению взрослым
  • Полидекса с фенилэфрином инструкция по применению для детей после года