Инструкция по регулировке крепления горных лыж

Регулируем горнолыжные крепления

Настройка горнолыжных креплений

Казалось бы, зачем это нужно знать? Подавляющее большинство горных лыж продаётся в комплекте с креплениями. Их рабочие характеристики соответствуют лыжам, цвет — тоже, продавец в магазине (если магазин хороший, а продавец не ленивый) отрегулирует крепления под размер ботинка и вес покупателя. Всё? В общем и целом — да.

Но ситуации бывают разные. И жена или спутница может пожаловаться: «…слушай, подожди, у меня лыжи всё время отваливаются…», и продавец может не учесть резко выросших возможностей и отрегулировать крепления не совсем точно. Так что знать о том, как регулируются крепления, совсем невредно. В самом деле: не бежать же при каждом случае в пункт проката или магазин, когда у многих подъёмников есть прикованные тросиком или цепью отвёртки? Настоящий мужчина должен уметь владеть не только клавишами смартфона и компьютерной мышью.

Длина подошвы

Первый шаг — проверить, подходит ли размер подошвы ботинка к установленным креплениям, мало ли что! По большому счёту, вариантов регулировки всего два:

  • передняя головка и пятка креплений двигаются и блокируются раздельно;
  • передняя головка и пятка креплений соединены неким механизмом, который позволяет открытием одного рычага сдвинуть сначала переднюю головку, а затем и пятку (а иногда и одновременно).

Куда двигать? Посмотрите на подошву ботинка с торца — по центру или в области каблука есть цифры — длина подошвы в миллиметрах.

А на платформе креплений есть шкалы, и тоже в миллиметрах.

Раздельная регулировка

Если регулировка положения осуществляется в центре платформы, нужно сдвинуть блокировку (чаще её просто нет), поднять фиксатор и после этого сдвинуть пятку и переднюю головку в требуемое положение. Иногда придётся и винт открутить, но это встречается реже.

После этого проверяем, хорошо ли «попали» в размер. Для этого вставляем носок ботинка в губки передней головки и проверяем, насколько плотно подошва ботинка входит в открытую пятку крепления. Она не должна проваливаться туда свободно или протискиваться с большим усилием. Лучший вариант — плотно входит, отодвигая пятку на 1-2 мм.

Естественно, эту проверку лучше сделать перед первым выходом на склон, и если что-то не получилось — всегда можно заглянуть в пункт проката или мастерскую и попросить проверить-подогнать или показать, как это делается на ваших креплениях.

Регулировка усилий горнолыжных креплений

А вот если «лыжи часто отваливаются» во время катания, придётся регулировать крепления самому: вряд ли ради этого имеет смысл уходить со склонов и спускаться в прокат. Тем более, что это просто: нужно взять отвёртку и слегка сдвинуть метки на шкалах креплений (на всех четырёх: две — на пятках и две на передних головках).

Самый важный фактор в определении «своего» усилия выстёгивания — ваш вес и уровень катания. Для предварительной настройки можно использовать простую формулу — ваш вес/10 — поправка на уровень мастерства. Если вы совсем начинающий, стоит вычесть из полученного значения 1.5, а если у вас небольшой рост, то и 2. Уверенно катающиеся лыжники вычитают 1, эксперты оставляют значение без изменений, ну а профессионалы не спрашивают.

Горнолыжные крепления

Горнолыжные крепления

Для ориентира ещё до выхода на склон можно воспользоваться следующей таблицей расчёта по стандарту ISO 11088 зависимости усилия срабатывания крепления (DIN) от роста, веса, длины подошвы и уровня катания.

Выберите соответствующую вашему росту и весу строку. Если эти параметры находятся на разных строчках, выберите верхнюю. А затем выберите соответствующую длине подошвы ботинка колонку.

Вес, кг Рост, см < 250 мм 251-270 мм 271-290 мм 291-310 мм 311-330 мм > 330 мм
10-13 0.75 0.75
14-17 1 1 0.75
18-21 1.5 1.25 1
22-25 1.75 1.5 1.5 1.25
26-30 2.25 2 1.75 1.5 1.5
31-35 2.75 2.5 2.25 2 1.75 1.75
36-41 3.5 3 2.75 2.5 2.25 2
42-48 < 148 3.5 3 3 2.75 2.5
49-57 149-157 4.5 4 3.5 3.5 3
58-66 158-166 5.5 5 4.5 4 3.5
67-78 167-178 6.5 6 5.5 5 4.5
79-94 179-194 7.5 7 6.5 6 5.5
> 95 > 195 8.5 8 7 6.5
10 9.5 8.5 8
11.5 11 10 9.5

Находящаяся в таблице на пересечении строки и колонки цифра соответствует рекомендованному усилию срабатывания для лыжников, которые катаются аккуратно, на небольших скоростях, на пологих и средних по крутизне склонах.

  • Если вы катаетесь на различных скоростях и по различным склонам, включая и сложные, опуститесь на строку ниже.
  • А если ваш стиль агрессивный, и вы катаетесь на высокой скорости, в основном на средних и крутых склонах — ещё на строчку ниже.
  • Ну а если ваш возраст уже «за 50», после этого поднимитесь на одну строчку.
  • Если на соответствующем пересечении пусто, выберите ближайшее значение, находящееся в выбранной строке правее.

Установите эту цифру на шкалах. Понятно, что это тоже лучше сделать до выхода на склон.

Если крепления срабатывают при обычном катании, увеличьте усилие на 1/2 деления. Не помогло? Тогда ещё на пол деления. Но в любом случае, не переусердствуйте: ноги дороже. Ну а закручивать усилие на 10 и выше имеет смысл только если вы отдаёте себе отчёт о возможных последствиях.

Удачного катания!

Как настроить горнолыжные крепления

Об авторе

— самый горнолыжный журналист, фотограф и независимый эксперт в горнолыжном снаряжении и вопросах горнолыжного отдыха. Создатель целого ряда проектов, связанных с горными лыжами. Работал главным редактором множества тематических изданий: журналов «Горные лыжи», журналов «Русская Зима» Федерации горнолыжного спорта и сноуборда России, «Фристайл» и «Сноуборд» издательства «Панорама», портала ski.ru. Оставил следы своих лыж на склонах десятков курортов в Европе, США и России.

© Спорт-Марафон, 2023 Данная публикация является объектом авторского права.
Запрещается копирование текста на другие сайты и ресурсы в Интернете без предварительного
согласия правообладателя — blog@sport-marafon.ru

Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями
в социальных сетях


Мне нравится

Товары по теме

  • Перейти в каталог «Горнолыжные крепления»
  • Перейти в каталог «Горнолыжные ботинки»
  • Перейти в каталог «Горные лыжи»
  • Перейти в каталог «Аксессуары для горных лыж»

Статьи по теме

Скорость передвижения и безопасность на горном склоне обеспечивается с помощью правильной настройки креплений горных лыж.

Этот элемент представляет собой привод, находящийся между ногой и изделием.

Виды горнолыжных креплений

Существует несколько видов креплений и типов лыж.

Крепежные детали изготавливают для установки на платформу или лыжи. В большинстве случаев их производят совместно с креплением и отверстием для его фиксации.

Все комплектующие рекомендуется покупать у одного производителя, иначе элементы придется подгонять друг под друга.

Деталь разделяется на пластину и 2 части:

  • передняя область предназначена для отделения ботинка в боковом направлении;
  • с помощью задней части проводят отсоединение вверх;
  • пластина над передней областью ботинка обеспечивает низкий уровень трения.

Охват проводят по стандартным размерам, что дает возможность использовать обувь любой марки.

Крепеж может быть:

  • с полуавтоматической или автоматической застежкой;
  • с ручным элементом.

У каждого типа крепления есть недостаток. Автоматические застежки часто ломаются при попадании и замерзании воды. Ручные имеют высокую стоимость.

Общие правила регулировки

До выхода на лыжню необходимо настроить крепления.

Для этого нужно учитывать следующие моменты:

Крепления необходимо настроить полностью под себя.
  1. Шкала настройки присутствует в передней части ботинка. Каждая отметка соответствует весу лыжника. Показатель уменьшен в 10 раз, т.е. если вес человека составляет 50 кг, то выбирают значение 5.
  2. В торцевой области присутствует винт, которым изменяют показатели шкалы. Для его поворота придется приложить усилия.
  3. Задняя часть шкалы на креплении находится под прижимным механизмом. Деталь регулируется винтом.

Горнолыжные крепления можно настраивать по весу вручную и автоматически. Опытные лыжники выбирают первый вариант.

Необходимые инструменты

Чтобы правильно настроить лыжные крепежи, необходимы следующие инструменты:

  • сверло;
  • отвертки;
  • рулетка для измерений;
  • спортинвентарь, ботинки и крепления;
  • шурупы;
  • шуруповерт.

Вам пригодится набор отвёрток.

Комплект инструмента зависит от метода установки: со встроенной платформой или со сверлением.

Настройка усилий горнолыжных креплений

При регулировке креплений учитывают следующие моменты:

  • манеру катания и опыт человека;
  • настройку по весу лыжника.

Настройка проводится так, чтобы во время катания устройство не открепилось. Сначала определяется значение, при котором сработает деталь.

Для этого вес делят на 10. Если человек катается на лыжах не так давно, то от полученной цифры стоит отнять 1,5, а 2 единицы отнимают при небольшом росте.

Максимальный показатель высчитывают по формуле: вес лыжника делят на 10. Погрешность при этом составляет 1-2 пункта.

Показатель усилия нужно подбирать по уровню и возрасту лыжника.

Значение усилия может быть выражено не в единицах, а в килограммах. В этом случае от веса пользователя необходимо отнимать по 30-40 кг.

Чтобы правильно выбрать значение усилия, можно использовать таблицу, которая прилагается в комплекте с крепежной системой.

На первом этапе нужно посмотреть, подходит ли размер ботинка к установленным крепежным элементам.

Затем определяют вариант регулировки. Пятка крепления и передняя головка двигаются и блокируются по отдельности либо имеют совместный механизм, который позволяет настроить части одновременно.

Когда настройка проводится в центре площадки, сдвигают блокировку, поднимая фиксатор, сдвигая пятку или переднюю головку в необходимое положение. В некоторых ситуациях откручивают винт, но это требуется редко.

После проведенных действий осуществляют проверку попадания в размер. Для этого нужно вставить носок ботинка в элементы передней головки и проверить плотность прилегания подошвы ботинка к открытой пятке крепления.

Задняя часть ботинка не должна входить туда свободно или протискиваться внутрь с трудом. Оптимальным вариантом является плотное вхождение и отодвигание пятки на 1-2 мм.

Проверку осуществляют перед использованием. Если что-то не получается, то крепления снимают и устанавливают заново. Если отсутствует опыт настройки, обращаются к специалисту, который проведет регулировку.

Подгонка под размер ботинка

Настройка изделия под размер ботинка проводится просто. Ботинок устанавливают так, чтобы его носок плотно прилегал к головке, а пятка передвигалась по рельсам к его задней области. При правильно выполненных действиях ботинок будет входить с небольшим усилием, а пятка отходить назад.

Чтобы установка прошла без проблем, ботинки должны быть чистыми и сухими, на них не должно быть песка, снега или воды. Правильную подгонку осуществляют, учитывая все рекомендации по регулировке креплений.

Отличается ли регулировка креплений от разных фирм

Изначально установку и настройку горнолыжных крепежей проводят в сервисном центре, используя винты-регуляторы.

Пользователю установят нужное усилие срабатывания и подгонят элементы под длину подошв ботинок, а также отрегулируют смещение крепежной детали при необходимости относительно центральной точки лыжи Marker.

При смещении назад лыжи прибавляют немного в скорости, а при отведении вперед незначительно увеличивается маневренность изделия.

Крепления от разных фирм отличаются внешне, имеют различные технологии усовершенствования и модификации. Фирменные технологические нюансы каждой модели указаны в каталогах компании, но общие принципы функционирования остаются неизменными.

При выборе крепежа не учитывается марка ботинок лыжника. Крепления подходят для любых ботинок, кроме моделей для детей.

В большинстве случаев горные лыжи продаются сразу с крепежными элементами. У некоторых вариантов изделий на лыже есть платформа, которая позволяет крепить модели лишь установленного типа.

Если такая площадка отсутствует, используют любые крепления, фиксирующиеся с помощью шурупов.

Крепежные детали рекомендуется устанавливать в специализированной мастерской или сервисном центре, в котором присутствует оборудование, позволяющее настраивать элементы от разных производителей, в т. ч. Rossignol и Head.

При настройке креплений нужно помнить что силы, действующие на крепление, определяются не только весом спортсмена, но и скоростью, на которой он или она передвигается. Поэтому в спорте мы не используем таблицы по регулировке креплений, которые повсеместно используются в лыжных магазинах.


Содержание:

1. Что нужно помнить при настройке креплений?
2. Правильное регулировка усилия прижима ботинка в продольном направлении.

3. Для  чего предназначены специальные контрольные пластинки, которые подсовываются под ботинок?

Что нужно помнить при настройке креплений?

     

При настройке креплений нужно помнить что силы, действующие на крепление, определяются не только весом спортсмена, но и скоростью, на которой он или она передвигается. Поэтому в спорте мы не используем таблицы по регулировке креплений, которые повсеместно используются в лыжных магазинах. Все эти таблицы учитывают только вес лыжника. Опытные тренеры принимают во внимание все факторы при настройке креплений для конкретного спортсмена.  Так, зачастую крепления подтягиваются на старте разбитой леденистой трассы и ослабляются при быстром свободном катании по ровному склону.    Рекомендую тренерам проверять все установленные в магазине крепления. В большинстве случаев даже детские крепления нуждаются в перенастройке.

Правильное регулировка усилия прижима ботинка в продольном направлении.

Настройка крепления лыж

   

 Важным моментом, которому не уделяют достаточного внимания неопытные тренеры при настройке креплений, является усилие прижима ботинка в продольном направлении. Это давление, с которым ботинок прижат к передней головке и пятке креплений. Правильное срабатывание крепления зависит в большей мере именно от этого давления, а не от установки усилия срабатывания (по шкале DIN).

Как и в случае с лыжами, я бы рекомендовал тренерам работать с креплениями одной, максимум двух систем. Тогда они будут уверенно себя чувствовать в настройке креплений в любых условиях. Автор этих строк не раз наблюдал тренеров, судорожно ищущих нужную отвертку на старте и потом в спешке пытающихся разобраться в том, какой винт нужно крутить на залепленном снегом креплении. Всего этого можно избежать, постоянно работая с креплениями конкретной фирмы.

     Итак, правильная регулировка усилия прижима в продольном направлении. Подчеркну, что на настоящих спортивных креплениях указанных выше фирм-производителей это усилие регулируется маленьким винтом на пяточной части креплений, находящимся между большим винтом установки усилий DIN и лыжей. Этот винт отвечает за смещение пятки креплений в продольном направлении относительно передней головки. Крепления, у которых это смещение регулируется скобой, перемещающейся из ячейки в ячейку, а не при помощи винта, не столь надёжны. Несмотря на то что они называют спортивными и имеют максимальное усилие срабатывания DIN 14, это лишь любительские крепления, которые не рекомендуется использовать старшим юниорам. Малышам же они вполне подойдут. Правильно установить усилие прижима в продольном направлении совсем не сложно. Для этого ботинок должен быть вставлен в крепление. 

     Далее нужно посмотреть на положение регулировочного винта. На креплениях Marker этот винт должен быть закручен практически до предела. Как правило, он будет лишь слегка утоплен за уровень поверхности задней части пятки крепления. Сразу оговорюсь, что это не совсем соответствует инструкциям, прилагаемым к креплениям. Тем не менее именно такое положение регулировочного винта рекомендуют производители для настройки креплений спортсменов. В случае с креплениями Atomic настройка усилия прижима в продольном направлении ещё более проста. Винт просто закручивается до тех пор, как не сработает «трещотка», при этом винт начинает прокручиваться и трещать. Наибольшие сложности, как правило, вызывает настройка креплений Salomon. Как правило, у креплений этой фирмы на металлической скобке под регулировочным винтом сделаны косые штрихи. Если не знать об этом, то их легко можно не заметить. Область, обозначенная штрихами, может занимать примерно от 3 до 5 мм, в зависимости от модели.  В инструкции рекомендуется установить усилие прижима таким образом, чтобы шляпка регулировочного винта находилась над заштрихованной областью. Для скоростных дисциплин и слалома-гиганта рекомендуется сделать ещё несколько оборотов винта, установив его так, чтобы его шляпка была вровень с ближним к пятке краем заштрихованной области.

Для  чего предназначены специальные контрольные пластинки, которые подсовываются под ботинок?

К креплениям Marker это не относится, а вот Atomic и Salomon требуют ещё и настройки высоты губок передней головки крепления. Для этого в магазинах используют специальные контрольные пластинки, которые подсовываются по ботинок. Если пластинку можно вытащить из-под ботинка, считается, что высота правильная. В спорте мы делаем проще. При вставленном в крепление ботинке нужно просто закрутить винт высоты до предела, не затягивая его. Далее нужно открутить винт обратно на полоборота. При такой настройке никакого просвета между ботинком и нижней пластиной головки крепления не будет. Зато и вероятность несвоевременного срабатывания головки будет уменьшена почти до нуля.

     Спортсменам, которые вынуждены использовать ботинки с подточенными подмётками, удобнее использовать крепления, имеющие регулировку высоты передней головки. Усилие прижима в продольном направлении на креплениях, имеющих пятку с тягами типа Look и Rossignol, устанавливается при помощи винтов, регулирующих длину тяг. Это несложно и крепления этого типа тоже вполне надёжны, но я предпочитаю с ними не работать. Крепления не требуют никакого специального ухода. По-настоящему смазывать крепления практически невозможно, так как закрытые части креплений недоступны. Я бы не рекомендовал использовать крепления более 2-х, максимум 3-х сезонов.

Регулировка усилия на пятке крепленияПодгонка крепленияРегулировка усилия на головке крепления

Все люди разные. И катаются на разных горных лыжах и ботинках. Тем не менее, усилие срабатывания креплений рекомендуют выставлять по таблицам, в которые входит вес как основной параметр и поправки. Наверное средняя температура по больнице несет в себе примерно столько же правильной информации. Но так было не всегда 🙂 Раньше, лучше даже сказать очень давно, усилия срабатываний креплений регулировали под индивидуальные особенности лыжника. Странно, что теперь это потерялось, сделал поиск, везде одна и та же общая таблица. Поэтому, на всякий случай напишу как действительно нужно регулировать крепления.

Предупреждение: рекомендации применять под свою ответственность!

Начал опять думать о регулировке креплений и вообще об устройстве креплений после того как полгода назад получил травму колена (подробнее здесь: Травма колена. Ко врачу или самолечение?). Оба раза («пред-травма» и травма) сработал задник крепления, но вопрос: «А не слишком ли поздно?» остался. Честно говоря, не знаю. По-хорошему, после «пред-травмы» нужно было перерегулировать усилие срабатывания под ослабленное колено. Но опасался ложного срабатывания, поскольку просто падение с ослабленным коленом тоже могло привести к травме.

Чем плохо выставлять усилия срабатывания по таблицам? Тем, что усилия срабатывания получаются заниженные. Пока лыжник едет медленно это не важно. Но в горных лыжах очень легко разогнаться. Лыжи для этого и предназначены 🙂  Ложное срабатывание (отщёлкивание креплений «на ровном месте») довольно опасно, в первую очередь из-за неожиданности. Представим, что велосипедист едет с горки и набрал скорость 40 км/ч. И вдруг у него исчезает переднее колесо, или руль, из-за того, что велосипед наехал на микроскопический камушек. Если опять-таки мысленно перенести последствия такого падения в горные лыжи, то при желании (а точнее — юридически) можно утверждать, что крепления ни при чем, поскольку травмы в других местах 🙁

На чем основана методика без (до) таблиц? Конечно, утверждать, что таблиц никогда не было не берусь, как впрочем и все остальное здесь. Насколько читал в доинтернетную+ эпоху, горнолыжные крепления повторяют свойства скелета-связок кратковременно держать довольно большие усилия. Такие импульсные усилия не приводят к открытию креплений (по разному у разных производителей). Более того, величина таких усилий-импульсов не известна. А срабатывание креплений выставляется по медленному, тянущему усилию, которое конкретный лыжник может приложить в направлениях срабатывания.

Перехожу к конкретике.

Прижим

Прижим (тонкая подгонка под размер ботинка) обычно выставляют один раз при установке креплений, поэтому в регулировку креплений как бы и не входит. И вообще про прижим часто забывают. Прижим регулируется отдельным винтом или рычажком, причем шкалы обычно нет, а есть риска или некое правило по тому, как головка винта должна торчать при встёгнутом ботинке. Это очень важная регулировка, обязательно нужно найти в инструкции какой индикатор показывает правильный прижим. Прижим определяет преднатяг пружин, то есть приведение крепления в рабочее состояние. Косвенный признак правильного прижима — перед защелкиванием пятка ботинка касается нижней точки заднего крепления «внатяг», то есть почти отодвигает крепление назад. В моем случае при использовании креплений Tyrolia (на которых написано Fischer), положение не попадает в середину рекомендованной шкалы, причем как-то «совсем». Получается, что либо встёгиваться тяжело (прижим слишком сильный), либо как-то легковато. Заметил, что последующие регулировки открытия (как ни странно) зависят от прижима. Если прижим сильнее, крепление открыть сложнее на том же делении.

Усилие открытия передней части креплений

Нужно надеть горнолыжный ботинок и затянуть его «по-боевому».  Выставить усилие срабатывания заведомо меньше предполагаемого. Положить лыжу на пол, встегнуться. Попросить партнера встать на лыжу перед креплением. Затем проворачиванием носка ботинка «внутрь», подошва строго параллельна полу (то есть, не кантовать лыжу), нужно плавно открыть крепление. Это как бы тренировка движения открытия. Без рывков. Поворот ноги внутрь. Можно и наружу, но внутрь мне проще. Потом нужно увеличивать усилие открытия (по шкале). Остановиться можно, когда открываешь крепления, но «едва-едва». Я останавливаюсь, когда могу только приоткрыть крепление, то есть когда губка крепления смещается наполовину. Увлекаться процессом не нужно, поскольку сильно напрягаются связки, у меня обычно болят еще день.

Понятно, что установленное таким образом усилие срабатывания передней головки не позволит повредить связки на горке. Хотя, конечно, может «дернуть». Цифры в моем случае получаются «плюс 3-4» к таблице.

Подчеркну, что при таком способе тестируется система: связки-ботинок-крепления. Например, ботинок. В более жестком ботинке можешь открыть крепления на большем делении. Понятно, что есть зависимость и от размера ботинка по правилу рычага. Или связки, они могут быть в разном состоянии. В общем, ничего среднего по миру, как это можно подумать, глядя в таблицу: ) . И конечно, никакой зависимости от класса катания 🙂

В принципе, на этом можно остановиться, поскольку крепления спроектированы так, чтобы цифры на носке и пятке совпадали. Но правильнее отрегулировать и задник, хотя это физически сложнее.

Регулировка открытия задника

Теперь партнер встает на лыжу сзади от креплений. Затем нужно подавать колено и(или) ногу вперед, пока крепление не отщёлкнется. Партнера нужно обязательно предупредить, что перед его лицом на высокой скорости пролетит пятка ботинка 🙂  Аналогично предыдущему разделу, нужно найти усилие, когда либо можешь едва-едва открыть, либо приоткрыть. В моем случае получается на единичку (по шкале) меньше, чем на передней части. Так и оставляю, но обычно спустя некоторое время на горке подкручиваю на единичку «вверх». Дело в том, что крепления очень не любят удар снизу под пятку. На трассе это частая ситуация в гиганте на изрытой трассе точно между вешками. Вылетаешь из канавки, и если предыдущие коллеги нарыли ее слегка не под твой стиль, то получаешь тот самый удар. Пятка креплений открывается мгновенно. Бороться с этим никак нельзя, на кубке мира несколько раз за сезон можно наблюдать такую же картину. Но я при таком случае перед следующим спуском прибавляю единичку на шкале задника. Может и не помочь. Тогда больше не прибавляю, а просто перестаю ходить по этой трассе.  А прибавленная «единичка» остается 🙂

Вообще, прибавить единичку на шкале к полученным выше цифрам можно, травмы не будет (тьфу-тьфу-тьфу), но связки могут поболеть день. У меня иногда после выхода из задника остается растяжение в голеностопе, которое кататься не мешает, поскольку при катании нагрузка в противоположную сторону.

Периодический контроль регулировки

Наверное самое простое с периодичностью регулировки у детей. Когда ставил ребенка на лыжи, то приведенным выше способом проверял крепления довольно часто. У ребенка быстро менялся организм, становился крепче и крепче 🙂

Знакомым и родственникам регулировал по одному разу, когда ставил на лыжи. А себе при смене ботинок или креплений. И вообще привык к некоторой цифре, полагая, что шкала примерно одинаковая на разных креплениях. В общем, отталкивался от привычной цифры, причем много лет. Почему? Потому что регулировка креплений приведенным выше способом довольно болезненна и вообще неуместна в доме. Одно дело на горке ботинок надеть, совсем другое — в доме, все как-то некстати 🙂

Пару лет назад двое знакомых, катающихся ГОРАЗДО лучше меня поломали ноги (у верха ботинка), на примерно таких же как у меня делениях на креплениях. После этого сразу убавил 1.5-2 деления, а потом при случае отрегулировал и выяснил, что да, теперь это «мои» деления. Возраст! Так что рекомендую (в первую очередь самому себе) производить регулировку хотя бы раз в сезон, перед началом.

От чего могут предохранить крепления?

Крепления могут предохранить только от тех нагрузок, которым мы подвергали ноги при регулировке усилия открытия. То есть, передняя головка открывается вбок при боковом ударе о носок лыжи, а задник открывается вверх при столкновении носка лыжи с препятствием. И всё. Когда лыжник едет как обычно, и лыжа встречает препятствие, то возможны варианты. Если есть боковая составляющая, то носок лыжи выворачивается в сторону и срабатывает передняя часть креплений. А если лыжник летит носом вперед, срабатывает задник.

Но если представить ту же ситуацию, только лыжник едет задом наперед, то не сработает ни передняя часть, ни задняя. Или если лыжник падает назад. Или если лыжник приземляется на пятки лыж. Или наехал на препятствие боком, ботинком, но не носком, а, например серединой. Крепления не сработают. То есть, если лыжник летит кувырком, то потом сработают, но на первый удар — нет.

Конечно были и продолжаются попытки изменить конструкцию креплений, чтобы передняя головка хотя бы приоткрывалась вверх, а задняя давала возможность пятке хоть чуть-чуть сдвинуться вбок. Есть и крепления с дополнительным регулируемым открытием пятки вбок. Насколько это портит основное свойство креплений — «прикреплять» ботинок к лыже сказать сложно, но в целом можно постулировать, что нововведения либо не прижились, либо не имеют значимого распространения. В общем, конструкция горнолыжных креплений не изменялась несколько десятков лет, поэтому только и остается, что правильно их регулировать 🙂

Добавлено в начале сезона 2020-21

Из-за травмы колена конечно провел регулировку усилий срабатывания креплений перед сезоном. Оказалось, что ноги настолько ослабли за 11 месяцев после травмы, что срабатывание пришлось передвинуть на «минус 2-3», если по таблице! Причем и на здоровой ноге тоже! Пришлось даже перейти на другие крепления, точнее на такие же, но с другой шкалой, на меньшие усилия срабатываний.


Vadim Nikitin DigInfo.ruВадим Никитин

на начало страницы

Как правильно регулировать горнолыжные крепления

Первая компания, предоставившая крепления, которые могли автоматически освобождать ботинок — Marker. Это открыло новые возможности для горнолыжного спорта. С тех пор технология развивалась. Сейчас такие крепления спасают лыжников от получения серьезных травм.

Содержание

  • 1 Как выбирать оборудование
  • 2 Таблица
  • 3 Уровни катания
  • 4 Виды креплений
  • 5 Основные нюансы настройки горнолыжных креплений
  • 6 Сила срабатывания
  • 7 Размер ботинка
  • 8 Инструменты для установки креплений
  • 9 К чему приводит неправильная настройка усилия выстегивания крепления
  • 10 Настройка горнолыжных креплений
  • 11 Рейтинг лучших креплений для лыж

Как выбирать оборудование

При покупке стоит учитывать следующие пункты:

  • производитель — sigma, elan, rossignol, tyrolia, атомик;
  • вид;
  • стиль катания.

Регулировка горнолыжных креплений. Стандарт ISO 11088

Регулировка не будет нужна слишком часто. Но лучше знать, как она выполняется.

Регулировка креплений горных лыж зависит от физических параметров: роста, веса, длины подошвы ботинка. Для удобства был разработан стандарт ISO 11088.

Таблица

Вес, кг Рост, см <250 мм 251-270 мм 271-290 мм 291-310 мм 311-330 мм >330 мм
10-13 0,75 0,75
14-17 1 1 0,75
18-21 1,5 1,25 1
22-25 1,75 1,5 1,5 1,25
26-30 2,25 2 1,75 1,5 1,5
31-35 2,75 2,5 2,25 2 1,75 1,75
36-41 3,5 3 2,75 2,5 2,25 2
42-48 <148 3,5 3 3 2,75 2,5
49-57 149-157 4,5 4 3,5 3,5 3
58-66 158-166 5,5 5 4,5 4 3,5
67-78 167-178 6,5 6 5,5 5 4,5
79-94 179-194 7,5 7 6,5 6 5,5
>95 >195 8,5 8 7 6,5
10 9,5 8,5 8
11,5 11 10 9,5

Если рост и вес не сошлись, нужно выбрать верхнюю строчку. Затем найти свою длину подошвы и посмотреть значение.

Уровни катания

Но получившееся значение — еще не конечный результат. Крепления регулируются и по уровню катания. Всего их 3:

  • 1-й уровень — катание на маленьких скоростях по пологим склонам;
  • 2-й уровень — катание на различных скоростях по различным склонам;
  • 3-й уровень — спортивный или профессиональный.

Регулировка происходит по следующей схеме. Лыжники 1-го уровня выбирают число, которое получилось сразу. Лыжники 2-го уровня спускаются на строчку вниз от получившегося значения. Лыжники 3-го уровня спускаются на 2 строчки. Еще одна условность есть для людей старше пятидесяти лет. Им наоборот нужно подняться на строчку вверх.

Виды креплений

Чаще всего используются 2 вида — NNN и SNS. В конструкции предусмотрены специальные полосы, а на подошве ботинка — желоба. В первом случае полос две, во втором — одна. Например, для системы NNN подойдут ботинки Spain Energy 258/2. Другое различие — по жесткости.

Недавно появившийся вид — NIS или, проще говоря, нордик. Это усовершенствованный вариант системы NNN. Дает возможность продольного сдвига креплений. Пример модели — Rottefella Tourining NIS.

Интересный момент! Для многих перевозка лыж — большая проблема. Некоторые модели креплений позволяют перевозить лыжи на багажнике машины на крыше. Например, модель Ski lock.

Основные нюансы настройки горнолыжных креплений

Головка и пятка конструкции должны не только крепко держать ботинок. Они должны освободить ботинки от лыж при падении. Чтобы это прошло без серьезных последствий, необходима правильная настройка горнолыжных креплений.

Сила срабатывания

Правильные параметры настройки можно определить не только по таблице. Есть еще один способ — деление своего веса на 10. Если у лыжника 1-й уровень катания, нужно уменьшить получившееся число на 30%. Профессионалы это показатель увеличивают.

Размер ботинка

Настроить конструкцию под размер ботинка еще проще. Для этого устанавливается ботинок, его носок должен быть плотно прижат к головке, а пятка передвигается по рельсам к задней его части. Если все сделано правильно, ботинок войдет с небольшим усилием, пятка при этом немного отойдет назад.

Важно! Во время установки ботинок должен быть чистым и сухим. На нем не должно быть воды, снега, а главное — песка.

Инструменты для установки креплений

Существуют 2 вида установки:

  • путем сверления;
  • путем использования встроенных деталей.

Для установки крепежей 1-м способом потребуется опыт, знания, наличие инструмента для монтажа. Новичку будет трудно это сделать. Но он легко справится с установкой 2-м способом, поскольку регулировка и монтаж уже максимально упрощены.

Для регулирования креплений понадобится только отвертка. Чтобы установить необходимое значение, нужно подкрутить винты. Они находятся на головке и пятке. Подкручивая винты, нужно выставить их шкалах креплений.

Можно слегка недотянуть винт, но перетягивать не стоит.

Бывает и такое, что лыжи отстегиваются во время простого катания. В таком случае нужно повышать усилие по 0,25, пока не будет достигнуто нужное значение.

К чему приводит неправильная настройка усилия выстегивания крепления

Если ноги лыжника не отсоединятся от лыж при падении, он может получить травму. Поэтому срабатыванию креплений уделяется большое внимание. Но иногда срабатывание происходит в неподходящий момент. Когда лыжник наезжает на препятствие, возникает натяжение креплений. Иногда проблемы возникают во время карвинга. В этот момент может произойти отстегивание лыж. Это очень опасно и чревато получением травмы. Как раз для того, чтобы этого не случилось, нужно правильно настраивать конструкцию.

Настройка горнолыжных креплений

Здесь необходимо учитывать следующие моменты:

  1. При сильной настройке увеличивается риск получения травмы.
  2. Длина ботинок одного размера может различаться. Поэтому, если лыжник решил поменять ботинки, установленные настройки могут не подойти.
  3. При слабой настройке лыжи будут постоянно соскакивать.

Соблюдение этих пунктов поможет не только получить удовольствие от катания, но и избежать травм.

Рейтинг лучших креплений для лыж

Для беговых лыж:

  • Salomon Prolink Carbon SK2;
  • Fischer RC4 Worldcup SC Pro;
  • Rottefella Xcelerator Pro Classic bulk.

Для горных лыж:

  • Саломон Guardian MNC 16L;
  • Head XC 10;
  • Look HM 10 Demo D105;
  • Marker Motion IPT Recing;
  • ESP 10.0 Track PM;
  • Atomic device 259.

Детские:

  • Фишер XC Junior;
  • Elan EL 4.5 AC.

Для охотничьих лыж:

  • Finngrip Easy

Не только экипировка спасает от травм, но и правильная настройка инвентаря. Не стоит рисковать своим здоровьем. Лучше лишний раз проверить правильность настроенных креплений.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Белодерм лосьон инструкция по применению цена
  • Гравиц боуден руководство по восстановлению скачать
  • Мануалы по двигателю 4g15
  • Администрация ярославской области руководство
  • Гинкоум цена в липецке инструкция по применению