Инструкция по технике безопасности для клиента сто

РАСПОРЯЖЕНИЕ

О ПОРЯДКЕ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВИЛ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ НАХОЖДЕНИИ НА ТЕРРИТОРИИ СТО ООО «ИРА»

ДЛЯ КЛИЕНТОВ

  1. Обслуживание автомобилей производится при наличии правильно оформленного заказ-наряда
  2. Въезд на территорию СТО осуществляется лицом (доверенным лицом), оформленным в пропуске
  3. Скорость передвижения на территории СТО не более 5 км/ч

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

  1. Въезд и выезд на подъемное устройство без сопровождения мастера или слесаря
  2. Нахождение в зоне работующего подъемного устройства
  3. Самовольное включение двигателя автомобиля, электроприборов, пневмо инструмента
  4. Производство самостоятельного ремонта автомобиля
  5. Курение в помещениях СТО

На форумах и в журналах нередко задают вопросы из серии: «Можно ли допускать клиента в ремонтную зону? Как правильно вести себя, если клиент хочет присутствовать при ремонте?». Вопрос этот актуален, как для начинающих «сервисменов», так и для тех, кто уже не первый год работает в этом бизнесе. В связи с этим Автомобильная сервисная ассоциация и решила провести вебинар «Клиент в ремонтной зоне. Правила доступа», автором которого является бизнес-консультант Владислав Волгин.

Для клиента автомобиль – это самая дорогая собственность, после жилья. Именно поэтому он и настаивает на своем присутствии в ремонтной зоне. У большинства автовладельцев есть сомнения в том, что работа будет выполнена качественно. Многие автомобилисты, считающие себя специалистами, рассчитывают самостоятельно оценить состояние деталей, которые в собранном состоянии какого-либо узла не видны. Кроме того, клиенты, считающие себя мастерами авторемонта, рассчитывают обнаружить в процессе ремонта недоделки (недозакрученные гайки, неакчественно установленные детали), либо наоборот лишние работы, за которые его обязывают заплатить. Настороженность клиента объясняется тем, что случаи некачественного обслуживания в российской практике обслуживания автомобилей не так уж и редки и они довольно часто являются достоянием гласности. То, что «на автосервисе, разводят на бабки», для многих автовладельцев является уже аксиомой – отсюда и желание, контролировать весь процесс ремонта самостоятельно или, до тех пор, пока владелец автомобиля не убедится в компетентности и относительной честности мастеров.

«Как правило, клиент настаивает на том, чтобы его допустили в ремонтную зону во время диагностики. Если этот этап работы выполняется качественно, и соответствует ожиданиям клиента, то он успокаивается и как правило адекватно реагирует на просьбу – покинуть ремзону. – отмечает Владислав Волгин. – соответственно, если вы не хотите отказывать своему клиенту в его просьбе, то уделите пристальное внимание организации приемки автомобиля, чтобы у ваших посетителей не возникало желания контролировать вас на всех этапах ремонта».

Стоит заметить, что даже в процессе диагностики с клиентом может произойти несчастный случай. Именно по этой самой причине автосервисы и неохотно допускают автовладельцев в ремзону. По существующим правилам ответственность за безопасность людей, находящихся на производстве, несет руководитель предприятия. Однако и отказать ему он не имеет никакого права, поскольку в «Правилах оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей» от 11.04.2001, черным по белому написано, что потребитель вправе в любой момент проверить качество оказания услуг, не вмешиваясь в работу атомеханика. В том же пункте 31 данных Правил указано, что «Исполнитель обязан обеспечить возможность нахождения клиента на производстве, с учетом правил техники противопожарной безопасности и производственной санитарии». Исключением из этого правила является только ремонт, который выполняется по гарантии, либо по страховому случаю – дело в том, что гарантийные работы регулируются совсем другими документами, в случае страхового ремонта заказчиком работ является не автовладелец, а страховая компания.

Для небольших автосервисов, описываемая проблема, возможно, стоит и не столь остро. Проследить за 2-3 людьми в ремзоне не сложно. А вот для крупных СТО этот вопрос чрезвычайно болезненный. Данную проблему легче решить на станциях кузовного ремонта. Автомалярное производство наносит большой вред здоровью и в таких ситуациях руководитель предприятия обязан прежде всего руководствоваться требованием обеспечить безопасность клиента, а не требованием предоставления доступа клиента на автосервис. Безопасность превыше всего. Так что отказ в посещении покрасочной зоны будет вполне обоснованным. Правда и в этом случае отказ должен быть сформулирован таким образом, чтобы клиент не остался недовольным.

Как правильно допускать клиента на автосервис?

«Вы должны знать, что соблюдение требования Правил оказания услуг по техническому обслуживанию вовсе не накладывает на ваших автомехаников обязанности общаться с клиентом и отвечать на его вопросы. – отмечает Владислав Волгин, — Есть определенная категория автовладельцев, которая любит задавать вопросы, тем самым сильно отвлекая сотрудника от его непосредственных обязанностей. Так вот, автомеханик может с полным правом предложить клиенту адресовать все его вопросы мастеру приемщику, ведь именно этот человек, подписывающий заказ-наряд, и является единственным официальным лицом, представляющим интересы СТО в данных взаимоотношениях». Соответственно, если по результатам ремонта возникает, какая-то спорная ситуация в ходе которое клиент апеллирует к информации, которую ему предоставил автослесарь, то для судебных органов такая апелляция не будет иметь ровным счетом никакого значения. Более того, рабочим ремонтной зоны просто необходимо запретить общаться с клиентом, поскольку это может привести к срыву сроков ремонта, либо ошибкам в работе из-за недостаточной концентрации. «При этом и клиенту следует объяснить, что на вашем предприятии запрещено отвлекать автомеханика от работы. Об этом клиент должен быть предупрежден заранее, чтобы он не чувствовал себя обиженным натолкнувшись на нежелание автослесаря общаться с ним» — советует В. Волгин.

Вновь вернемся к «Правилам», которые уже были процитированы выше. В них содержится требование – допустить клиента в ремзону для того, чтобы он мог проконтролировать ход работ. Однако там вовсе не сказано, что клиент может находиться в цеху в течение всего срока ремонта.  Следовательно, нахождение клиента в ремонтной зоне можно ограничить по времени, а на время его посещения приставлять к нему специального сотрудника: помощник приемщика, который будет сопровождать автовладельца по станции. Чтобы все эти правила соблюдались, необходимо разработать специальный регламент нахождения клиентов в ремонтной зоне. Каждый клиент обязан расписываться в том, что с ним проведен инструктаж по правилам поведения в ремонтной зоне и берет ответственность за свою безопасность на себя.  Автор вебинара продемонстрировал типовую форму такого регламента и все необходимые документы, которые клиент обязан подписывать при допуске в ремзону. Для того чтобы обеспечить безопасность клиента, необходимо предоставить ему спецодежду, в которой он будет перемещаться по ремзоне. Это может быть халат или спецовка. Важно, чтобы по цвету эта одежда отличалась от той, в которой ходят ваши сотрудники. Это необходимо для того, чтобы они издалека видели чужака и действовали с максимальной осторожностью. В опасных зонах следует наносить соответствующую разметку.  Помещения с опасными жидкостями и агрессивными материалами должны быть отделены от цеха.

«Чтобы клиент не возмущался тем, что сроки его пребывания в ремонтной зоне так сильно ограничены, следует создать все условия для того, чтобы он мог наблюдать за ходом ремонта за пределами цеха. – порекомендовал В. Волгин, — Если комната отдыха расположена в непосредственной близости от ремонтной зоны, то смежную стену следует сделать прозрачной. Если это невозможно, то необходимо разместить в ключевых местах автосервиса ремонтной зоны видеокамеры, с трансляцией изображения в комнату для клиентов».

Дотошный клиент – не враг.

Не надо бояться клиентов, которые хотят побывать в ремонтной зоне. Привлечение этой категории клиентов на свою сторону выгодно любому автосервису. Как правило, присутствовать при ремонте хотят те автомобилисты, которые разбираются в вопросах ремонта. Они могут стать отличными проводниками вашего бизнеса в автомобильной среде, поэтому ваша задача – вызывать их симпатию. С мнением такого клиента, как правило, считаются их знакомые. Кроме того, на таких клиентах имеет смысл «обкатывать» новые услуги. Реакция технически продвинутой категории автомобилистов позволит в целом судить о том, как отреагирует на неё весь рынок. Понравиться клиенту довольно просто. Надо сделать так, чтобы клиенту было очень легко пожаловаться. Любая жалоба – это неприятно, но не получая жалоб, вы не сможете отладить свою работу. Все жалобы должны рассматриваться, либо на месте (если это возможно), либо в другие понятные и обоснованные сроки. Чтобы решать конфликты на стадии зарождения, желательно найти в коллективе человека, который умеет находить общий язык с людьми и назначить его конфликт-менеджером. Разрешение конфликтов, естественно, не будет его основной обязанностью, но может стать постоянным дополнительным источником дохода, и самовыражения.

Не давайте ему скучать!

Люди готовы присутствовать на ремонте только в том случае, если время ремонта не превышает 1,5 часов. Если ремонт длится дольше, то клиент, как правило оставляет автомобиль.  Не стоит оставлять клиентов даже в эти 1,5 часа один на один с самим собой. Лучше в этот момент предложить ему новую информацию относительно технологий ремонта, либо о специальных акциях. Опросы показывают, что большинство клиентов положительно относятся к подобным инициативам, поскольку они явно не знают, куда деть себя в это время.

Правила движения.

Некоторые станции доходят до того, что забирают у клиента автомобиль ещё у самых дверей СТО. Будет лучше, если клиент самостоятельно подъедет к посту обслуживания. Особенно, если свободного пространства в вашей ремзоне  недостаточно, а автомобиль — дорогой. Ваши автомеханики вовсе не обязаны быть мастерами вождения, поэтому будет лучше, если ответственность за сохранность автомобиля до его установки на подъемник, возьмет на себя его владелец.

Одна из важных задач предпринимателя — обеспечить безопасные условия для работы сотрудников СТО. За безопасность персонала на предприятии отвечает охрана труда — комплекс правил и мероприятий, формирующих систему сохранения здоровья сотрудников в момент трудовой деятельности.

Несоблюдение правил по охране труда повышает риск травматизма на станции технического обслуживания, а также влечет за собой штрафы или уголовную ответственность для предприятия.
Определим, какие инструкции по технике безопасности должны быть в автомастерской и как организовать работу предприятия, чтобы предупредить травматизм и сократить риск негативных социально-экономических последствий.

Требования охраны труда при ремонте и обслуживании автомобилей

Требования охраны труда при ремонте и обслуживании автомобилей

Правила по охране труда на СТО регламентируются Роспотребнадзором, СЭС, МЧС и Пожарной инспекцией. Дополнительно мероприятия по охране труда могут требовать согласования архитекторов города, ГИБДД и экологов — обычно если затрагивается перепланировка зданий СТО или прилегающей территории к автосервису.

Правовая система, формирующая охрану труда на предприятии

Охрана труда на станциях технического обслуживания начинается с проработки правовой системы, регламентирующей стандарты по организации безопасных и здоровых условий труда для персонала. Система разрабатывается на основе законов Конституции РФ, с учетом требований СЭС и МЧС, а также внутренних актов предприятия.

В правовой системе прописываются мероприятия по охране труда в автомастерских, формирующих безопасные условия для работы сотрудников. Дополнительно составляется перечень должностных инструкций, регламентирующих работу с инструментами и оборудованием, а также система допусков в зависимости от квалификации персонала.

Сформированная правовая система регулярно проверяется надзорными органами — отклонение от стандартов СНиП, ГОСТ и законов РФ наказуемо административной или уголовной ответственностью для предпринимателя.

Санитарно-технические требования к работе на СТО

Особое внимание охрана труда уделяет санитарно-гигиеническим требованиям на предприятии. Автомастерские относятся к отраслям с повышенной опасностью для экологии и здоровья человека — основная задача по охране труда заключается в минимизации ущерба окружающей среды и сотрудникам СТО в момент трудовой деятельности.

Охрана труда предъявляет повышенные требования к инженерным системам и коммуникациям:

  • Вентиляция — для помещений от 50 м2 регламентирована установка приточно-вытяжной системы вентиляции с дополнительным забором воздуха из смотровых ям. Для крупных цехов в автомастерских также требуется установка системы индивидуального забора выхлопных газов от автомобилей и стружкоотсосов рабочего оборудования. В среднем для классического СТО с площадью ремонтной зоны в 100 м2 требуется установка приточно-вытяжной вентиляции, обеспечивающей 20–40-кратный обмен воздуха. Температура атмосферного воздуха, подаваемого к вентиляции, должна составлять от 16 до 24 °C, в противном случае проводится его нагрев или охлаждение системой кондиционирования.
  • Система очистки воздуха — для крупных СТО дополнительно накладываются требования, контролирующие чистоту атмосферного воздуха на предприятии. При работах с токсичными материалами или при больших объемах металлообработки регламентирована установка систем очистки воздуха от тяжелых частиц и отравляющих газов.
  • Освещение — требования к освещению жестко регламентированы в СНиП. В рабочей зоне автосервиса обязательно наличие локального и общего освещения, рассчитанного с учетом коэффициента рассеивания света от облицовочных покрытий. Для установки в ремонтной зоне допускаются только светодиодные или галогенные светильники с мощностью 75 Лк в смотровых камерах и 300 Лк — на поверхности верстаков и станков.
  • Водоснабжение — правила охраны труда в автомастерской требуют наличие душевых кабин и моечных камер с технической водой, у которой химический и биологический составы не превышают нормы ПДК. Также регламентированы поставки свежей питьевой воды для сотрудников СТО в зону отдыха — для этого здание подключается к скважине, устанавливается система очистки водопроводной воды или кулеры.
  • Отопление — здание автосервиса должно иметь центральное отопление или собственную котельную. Надзорными органами регламентирована поддержка плюсовой температуры в здании СТО без строгих требований. Для комфортной работы рекомендован прогрев помещения до отметки в +18 °C.

Дополнительно Минприроды и СЭС предъявляют повышенные требования к хранению и утилизации твердых бытовых отходов и технических жидкостей на СТО. Все отходы должны храниться в закрытых тарах вдали от клиентской и ремонтной зоны автомастерской, а также утилизироваться согласно установленным правилам.

Организационно-гигиенические требования по охране труда

За формирование безопасных условий на предприятии также отвечает перечень требований, регламентирующий права сотрудников СТО. Охрана труда в автомастерских также учитывает:

  • Медицинский контроль — для всех работников автосервиса регламентирован ежегодный профосмотр. Также медицинский осмотр проводится при приеме сотрудника на работу — требования к состоянию здоровья работников автосервиса прописаны в СНиП и СанПиНу.
  • Наличие зоны для отдыха персонала — для территории СТО требуется размещение гардеробных и комнаты для приема пищи. Сотрудники автосервиса должны иметь возможность отдохнуть во время обеденного перерыва в комфортных условиях. Минимальная площадь гардеробных и зоны отдыха для СТО составляет 3 м2, место для хранения личных вещей сотрудников — не менее 0,03 м2.
  • Уровень шума на предприятии — допустимая громкость шума в ремонтной зоне СТО составляет 85 дБ. При работе с оборудованием, превышающим допустимый звуковой порог, сотрудникам автосервиса выдаются защитные наушники, а в помещениях клиентской зоны и комнаты отдыха дополнительно проводится звукоизоляция.

Сотрудникам автосервиса выдается полный комплект средств индивидуальной защиты с учетом их специфики работы. В перечень обязательного оснащения включаются дыхательные маски и респираторы для работы в окрасочных камерах или металлообработки, рабочие комбинезоны и защитные перчатки для всех сотрудников ремонтной зоны. Для сварщиков и при работе с электроинструментом выдаются средства для защиты глаз — ударопрочные щитки, сварочные маски или защитные очки.

Пожарная безопасность и охрана труда

В надзорных органах согласовываются план помещения и прилегающей территории к СТО, расположение инженерных коммуникаций. Параллельно к требованиям охраны труда уделяется внимание пожарной безопасности автомастерской. Владелец СТО должен создать все условия для безопасного труда с минимальными рисками травматизма — проработать маршруты эвакуации, оборудовать места для курения, определить порядок обесточивания электроинструмента при возникновении пожара.

Кто-то курит, а кто-то работает?

В АвтоДилер Онлайн вы сможете рассчитать зарплату сотрудников исходя из фактической выработки или отработанных нормочасов!

В охрану труда включается комплекс мероприятий по обучению сотрудников пожарной безопасности. В рамках программы освещаются правила пользования огнетушителями и пожароопасным оборудованием, отрабатываются действия персонала при пожаре на территории СТО.

Отдельное внимание уделяется пожарным требованиям на СТО — владельцу автосервиса требуется контролировать состояние системы пожаротушения и пожарной сигнализации, а также вести учет средств пожаротушения и график по инструктажу сотрудников.

Правила безопасности в автосервисе

Техника безопасности в автомастерской необходима для предотвращения травматизма сотрудников при работе. Рассмотрим основные правила безопасности, которые должны соблюдаться на СТО.

Инструкция по приемке и диагностике автомобилей

Инструкция по приемке и диагностике автомобилей

Риск травматизма возможен уже на этапе приемки или диагностике транспортного средства из-за нарушения требований по безопасности автосервиса. Основные требования к диагностам на СТО:

  • Диагностика автомобиля производится только после полной фиксации машины на подъемнике или смотровой яме. При использовании домкратов обязательно используются дополнительные стойки и противооткатные упоры.
  • Запуск двигателя на автомобиле, поднятом на домкратах или подъемнике, запрещен. Для проверки работоспособности транспортное средство должно быть спущено на пол и зафиксировано противооткатными упорами.
  • При использовании подъемника гидравлический плунжер должен фиксироваться стальным упором или ограничителем, исключающим самопроизвольное опускание автомобиля.
  • Мойка автомобиля или демонтированного оборудования производится только в моющих камерах. При этом сотрудник должен находиться во влагонепроницаемом костюме.

После инспекции автомобиля диагност вносит все данные в диагностический лист и передает документ на согласование клиенту СТО. Использование диагностического листа упрощает фиксацию неисправностей на автомобиле и исключает задействование дополнительных операций при диагностике, что сокращает риск травматизма.

Хотите увеличить лояльность клиентов и поднять средний чек?

В «АвтоДилер Онлайн» вы всегда можете посмотреть историю ремонтов и диагностики, чтобы допродать услуги вашим клиентам!

Правила безопасности СТО при ремонте авто

Правила безопасности СТО при ремонте авто

При ремонте на территории автосервиса не допускается наличие посторонних людей — клиенты и обслуживающий персонал мастерской должны покинуть ремонтную зону. Демонтаж, ТО или ремонт комплектующих на автомобиле должны проводиться с учетом всех правил безопасности на СТО:

  • Следы технических жидкостей засыпаются влаговпитывающим порошком с абразивной крошкой и сразу убираются с рабочей поверхности или пола автосервиса.
  • При длительном обслуживании автомобиля с заведенным двигателем выхлопная система транспортного средства должна быть подключена к системе забора воздуха.
  • Любые слесарные, сварочные работы, ремонт топливной системы или электроники автомобиля производятся только после обесточивания бортовой сети транспортного средства.
  • Для демонтажа закисших деталей на автомобиле запрещается работа с газовыми или бензиновыми горелками. Весь крепеж на машине подготавливается к демонтажу только с помощью индукционных нагревателей.
  • При подъеме навесного оборудования лебедкой или при работе стапеля не допускается присутствие работников в зоне отбора троса.

Для безопасной работы сотрудников на складе все запчасти и расходники должны быть приведены к единой номенклатуре и храниться на закрепленных в каталоге местах. Для повышения удобства и безопасности при складской работе формируется единая база данных с комплектующими и отслеживаются дубли для организации порядка на складе.

Маркетинг в соцсетях (SMM)

Маркетинг социальных сетей предполагает прямой постоянный контакт с аудиторией автосервиса. Ведение официальных соцсетей автосервиса позволяет получать быстрый фидбек от постоянных клиентов СТО, а также повышает уровень доверия к компании.
Из достоинств продвижения автосервиса через соцсети:

  • Экспертный контент и грамотные креативы могут завируситься в сети и принести дополнительный трафик и охват для бренда.
  • Большой охват и умеренная конкуренция между брендами в соцсетях гарантирует низкую стоимость привлечения клиентов.
  • Социальный маркетинг работает эффективнее чем прямая реклама — прямой контакт с аудиторией и живое общение повышает лояльность к бренду, благодаря чему рекламный контент в SMM более результативный.

Контакт через социальные сети позволяет быстро наладить взаимопонимание с клиентами СТО, уведомить аудиторию об акциях или выходе новой услуги, а также отработать негативные отзывы. SMM редко используется как единственный инструмент для продвижения бренда в сети, однако позволяет укрепить результат от SEO и сформировать положительный имидж у компании на рынке.

Правила при работе со специнструментом

Правила при работе со специнструментом

Наибольший риск травматизма возникает при работе со станками и электроинструментом. Для безопасной работы с электрооборудованием в автосервисе важно ввести следующие правила:

  • Сварочные работы производятся после обесточивания бортовой сети автомобиля, а также локального отключения топливопроводов при необходимости.
  • Работа с горелками и автогенами допускается только при полностью исправном состоянии редукторов и магистралей газовых баллонов.
  • Для корректной и безопасной работы все станки на СТО должны калиброваться перед началом работы и очищаться по ее завершению. Работа на станках, загрязненных шламовой крошкой или абразивной пылью недопустима.
  • Персонал должен находиться в стороне от направления движения вращающегося круга УШМ или заточного станка. Запуск УШМ с кругом на себя недопустим по требованиям правил безопасности.
  • Работа на заточных, фрезерных и токарных станках допускается только при наличии защитной экипировки. Перед запуском станков стационарные защитные щитки должны быть переведены в рабочее состояние.

Ремонт автомобиля регламентируется нормами времени, которые рассчитывают продолжительность работы с учетом требования безопасности на СТО. Не допускается игнорирование или сокращение норм для ускорения работы — для безопасного ремонта можно использовать готовые нормы TecRMI.

В зависимости от должностных полномочий для безопасности персонала СТО разрабатываются дополнительные инструкции и правила. В рамках мероприятий по охране труда обязательно проводятся инструктажи и обучение сотрудников обращению с оборудованием и специнструментом, а допуск к работе возможен только после сдачи экзаменов по безопасности.

АвтобурУм

Что говорит закон?

Многие автосервисы на просьбу клиента о нахождении в ремзоне отвечают нет, а если он начинает настаивать, отвечают, мол, по закону не положено. Если взглянуть на эту ситуацию с законодательной точки зрения, то сервис ссылается на положение о техническом обслуживании и ремонте транспорта, в котором сказано, что присутствие заказчика без разрешения руководства запрещено. Существует также постановление правительства №290 о правилах оказания услуг и ремонта транспортных средств, так в нем все изложено наоборот, потребитель может присутствовать, но при этом не должен вмешиваться в ход работ. Также исполнитель обязан выполнить условия для безопасного нахождения потребителя в зоне ремонта и провести инструктаж. Второй пункт является более веским и имеет большую юридическую силу. Вывод: законодательно разрешено находиться клиенту в ремзоне.

Кругом обман

В первую очередь автолюбитель хочет попасть в ремзону для того, чтобы лично убедиться в необходимости проведения ремонта, замены узла или агрегата. Также нечистые на руку автосервисы дополняют заказ-наряд выдуманными запчастями и работами. В самом худшем случае исправные детали заменят неисправными.
Сам недавно столкнулся с таким на одном из сервисов. Приехал поменять колеса на летние и попросил проверить подвеску, хотя сам знал наверняка что звук исходит от задней стойки стабилизатора. Про стойку мастер все подтвердил, но потом долго ковырялся в передней подвеске и выдвинул вердикт – требуется замена рулевой тяги. Для тех кто не знает, при проблемах с рулевой все неровности с дороги отдаются в руль, не почувствовать просто нельзя. У меня же все было в порядке, потом я даже поднял машину на подъемнике и перепроверил лично.

Весь подвох заключался в том, чтобы срубить денег на услуге схода-развала, который требуется после процедуры замены рулевой тяги, а он находился в соседнем боксе. Таким образом, имея опыт в ремонте авто и находясь в ремзоне лично, я чуть не попался на уловки мошенников. Также вспоминаю слова знакомого механика с официального сервиса «Субару», — масло литр сливаем и литр заливаем, масляный фильтр просто протираем тряпочкой, свечи и тормозную жидкость не меняем. Поэтому делать ТО у официалов не панацея, зачастую чем красивее обертка, тем более страшные вещи происходят внутри.

С точки зрения руководства автосервиса, клиента лучше пускать в ремзону. Первый раз присутствуя при ремонте авто и убедившись что все в порядке, вряд ли клиент еще раз будет проситься в ремзону, а вместо этого он просто оставит ключи и дождется звонка по окончании ремонта. Такой вариант, к сожалению, используется и честными сервисами, которым нечего скрывать от клиента, и недобросовестными, которые воспользуются отсутствием клиента в свою пользу.

Правила для клиента

Для начала необходимо провести небольшой инструктаж для клиента, что можно делать, а что нельзя. Запрещено находиться в автомобиле во время ремонта и стоять под подъемником с авто. Все вопросы необходимо задавать сопровождающему, им может быть мастер цеха или мастер-приемщик, а не механику, дабы не отвлекать его от работы. А если и есть вопросы непосредственно к механику, проводившему работы, то стоит задать их по окончанию работы. На многих сервисах перед подъемниками проведена линия, за которую заходить клиенту нельзя по технике безопасности. Каски и халаты не предусмотрены, хотя на некоторых сервисах их наличие на посетителе причисляют к обязательным требованиям. Их раскраска очень яркая и направлены они не на защиту потребителя, а на то чтобы он представил себя «белой вороной», расхаживающей по сервису, и у него отпало желание находиться в ремзоне.

Плюсы и минусы

Главным плюсом нахождения клиента автосервиса в ремзоне является тот факт, что он может самостоятельно убедиться в качестве предоставляемых услуг и сделает для себя выводы о работе автосервиса. В ходе ремонта клиент может вспомнить о других связанных с ремонтом поломках и попросит устранить их, что принесет дополнительную прибыль сервису. Также если сервис не авторизованный, то клиент может дать мастеру полезную информацию, которая ускорит процесс ремонта. Зачастую клиент обрабатывает массу информации в интернете перед приездом на станцию, его знания вполне позволяют выполнить работу, но у него есть проблема в отсутствии принадлежностей для ремонта или места для его реализации.

Если не вводить правила для клиентов, то это все сразу выльется в минусы от его присутствия. Назойливый клиент может отвлекать мастера и в итоге все закончится незатянутыми гайками или лишними деталями. Не пройдя инструктаж по технике безопасности, клиент может сунуть пальцы куда не надо, а отвечать будет руководство сервиса. Также на сервисе находится дорогостоящее оборудование, которое может прикарманить недобросовестный автовладелец. Если на осмотр авто приехало несколько человек, то в ремзону лучше пускать только одного из них, так будет легче следить.

Решение

Чтобы клиент мог наблюдать за происходящей над его автомобилем работой, самым простым вариантом будет остекление перегородки между ремзоной и клиентской зоной. Далее следует вариант с выводом изображения с камер, находящихся в сервисе на монитор в зоне отдыха клиентов. Оба этих варианта дают лишь общую картину, но нюансов клиенту не разглядеть. Чтобы напрочь убить желание клиента находиться у автомобиля, можно оснастить каждый подъемник камерой и выводить картинку с четким разрешением на индивидуальный для каждого клиента монитор.

В Европе набирает популярность функция онлайн-трансляции видео с камер, расположенных в ремзоне. Таким образом, автовладелец может в любую секунду увидеть, что же происходит с его «железным конем» во время ремонта, используя смартфон, планшет, ноутбук или стационарный ПК. Возможность видеть что происходит с авто во время ремонта, положительно влияет на доверие клиента к автосервису, а также заставляет мастеров делать свою работу качественно.

Общие сведения

СТО – станция технического обслуживания. На таких станциях оценивается техническое состояние автомобилей, их узлов и агрегатов, выполняются ремонтные работы, замена жидкостей и расходных комплектующих (например, тормозные диски и колодки).

Проверка технического состояния автомобиля и его агрегатов включает:

  • контроль уровня и качества технических жидкостей (масло в двигателе и коробке передач, антифриз, фреон в системе кондиционирования, тормозная жидкость);
  • визуальный осмотр двигателя, подкапотного пространства, днища автомобиля на предмет потеков техжидкостей;
  • диагностику подвески, развала-схождения колес;
  • тестирование состояния тормозной системы;
  • осмотр приводных ремней;
  • компьютерную диагностику, считывание ошибок из блоков двигателя, бортового компьютера;
  • проверку работы световых приборов, бортовых систем, кондиционера, органов управления;
  • контроль шин на наличие проколов;
  • тест балансировки дисков.
     

Диагностика автомобиля подразумевает получение всей информации о его техническом состоянии. По результатам проведенной оценки составляется план ремонтных работ.


Опасности работы

При диагностических или ремонтных работах специалист станции техобслуживания может получить вред здоровью или стать участником несчастного случая.

Источники опасности на СТО:

  • автомобили, оставленные без стопорных башмаков и стояночного тормоза;
  • движущиеся узлы, элементы, приспособления используемых станков и оборудования;
  • скользкие остатки горюче-смазочных материалов на полу;
  • горячие поверхности неостывшего двигателя;
  • пары охлаждающей жидкости (антифриз, тосол);
  • загазованность и запыленность воздуха;
  • токсичные пары этилированного топлива;
  • нарушения микроклиматических условий в гаражных боксах;
  • плохая освещенность рабочих зон;
  • контакты с вредными веществами, входящими в состав масел, топлива, электролита, тормозной жидкости;
  • неправильная развесовка при поднятии автомобиля на подъемнике;
  • острые кромки поврежденных деталей;
  • физические перегрузки из-за длительной работы в неудобном положении.
     

Причины несчастных случаев на СТО чаще всего связаны с нарушениями требований техники безопасности при использовании электрооборудования:

  • кузовные сварочные работы проводятся без отключения аккумулятора от бортовой сети авто;
  • сварочные и слесарные работы, резка металла углошлифовальными машинами с абразивными дисками проходят без отключения топливных шлангов в зоне ремонта;
  • использование горелок для газовой резки, подключенных к баллонам с неисправными редукторами, поврежденными шлангами;
  • использование некалиброванного, неисправного оборудования (например, поломки станков для балансировки дисков чреваты вылетом балансируемого колеса с посадочного места);
  • работа с инструментом и оборудованием, загрязненным остатками смазки;
  • использование углошлифовальных машин со снятым кожухом, который защищает рабочего от осколков абразивного диска;
  • допуск к использованию фрезерных, токарных, шлифовальных станков операторов, не имеющих соответствующего образования;
  • выполнение задач на станках со снятыми защитными экранами.
     

Сотрудники станции технического обслуживания могут получить такие травмы:

  • ожоги разной степени при возгораниях, касаниях к горячим поверхностям двигателя;
  • электротравмы при неправильной работе с оборудованием и инструментом;
  • отравления парами топлива, химических жидкостей (растворители, смывки для автоэмали);
  • механические травмы при эксплуатации станков, использовании инструмента, от падений из-за разлитого масла.


Допуск к работе

Требования к специалистам по техобслуживанию автомобилей содержатся в типовой инструкции ТОИ Р-15-041-97 «Для слесарей, занятых на ремонте и обслуживании машин и оборудования».

Работать на станции техобслуживания автотранспорта могут сотрудники:

  • старше 18 лет;
  • имеющие на руках заключение о пройденном медицинском осмотре;
  • без противопоказаний к выполняемым работам;
  • прошедшие профессиональное обучение и получившие соответствующее удостоверение;
  • которые прошли вводные инструктажи по охране труда, пожарной и электробезопасности.
     

Перед началом работы мастер СТО обязан:

  • пройти обучение и стажировку;
  • прослушать первичный и целевой инструктаж по ОТ на рабочем месте;
  • получить допуск от руководителя.
     

Работник СТО должен знать:

  • содержание инструкции по охране труда при выполнении диагностики или ремонта автотранспорта;
  • требования ОТ на рабочем месте;
  • правила оказания первой медицинской помощи;
  • правила использования огнетушителей при пожаре;
  • устройство автомобилей различных марок и моделей;
  • порядок проведения ремонта различных узлов и механизмов авто;
  • нормы техники безопасности при диагностике и ремонте автомобилей;
  • методы безопасного монтажа и демонтажа узлов и механизмов, снятия и разборки приборов и агрегатов;
  • порядок использования оборудования и инструментов, используемых на СТО.
     

Специалист на СТО должен пройти:

  • ежегодное обучение и проверку знаний по охране труда;
  • каждые три месяца повторные инструктажи по ОТ;
  • целевой инструктаж по безопасному выполнению предстоящих задач.
     

Специалист, не прошедший обучение по вопросам охраны труда, электро- и пожаробезопасности, не допускается к работе.

Работник, выполняющий ремонт автомобилей, должен:

  • соблюдать правила внутреннего трудового рас­порядка;
  • соблюдать установленные режимы труда и отдыха;
  • не допускать посторонних лиц на свое рабочее место;
  • пользоваться спецодеждой;
  • содержать рабочее место в чистоте;
  • курить только в местах, предназначенных для этого;
  • помнить, что нельзя находиться на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического опьянения;
  • принимать пищу только в специально отведенном месте.

На заметку. Механик на СТО не может использовать инструмент, станки, приспособления, если не обучен безопасному обращению с ними.


Условия работы

При проведении ТО и ремонта легковых автомобилей на СТО должны соблюдаться требования безопасности согласно стандартам:

  • ГОСТ 12.3.017–79 «ССБТ. Ремонт и техническое обслуживание автомобилей»;
  • ГОСТ 12.1.004–85 «ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования»;
  • ГОСТ 12.1.019–79 «ССБТ. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты»;
  • ГОСТ 12.3.005–75 «ССБТ. Работы окрасочные. Общие требования безопасности»;
  • ГОСТ 12.3.009–76 «ССБТ. Работы погрузочно-разгрузочные»;
  • ГОСТ 12.3.002–75 «ССБТ. Процессы производственные. Общие требования безопасности»;
  • ГОСТ 12.3.017–79 «ССБТ. Ремонт и техническое обслуживание автомобилей. Общие требования безопасности»;
  • ГОСТ 12.1.005–76 «ССБТ. Воздух рабочей зоны. Общие санитарно-гигиенические требования».
     

Основные требования, касающиеся условий работы сотрудников СТО, приводятся в типовой инструкции по охране труда и технике безопасности на предприятиях системы автотехобслуживания.

Одно из требований инструкции касается средств индивидуальной защиты. Сотрудники станций по ремонту транспорта должны надевать СИЗ в зависимости от видов ремонта:

  1. При разборке двигателей, транспортировке, переноске и промывке деталей двигателей, работающих на этилированном бензине:
    — костюм защитный;
    — фартук резиновый;
    — сапоги резиновые;
    — перчатки резиновые или силиконовые.
  2. При ремонте и техническом обслуживании других узлов и агрегатов авто:
    — костюм защитный (вискозно-лавсановый);
    — рукавицы комбинированные.
  3. При работе с этилированным бензином, горючими и химическими жидкостями дополнительно надевают:
    — фартук прорезиненный, полиэтиленовый;
    — перчатки резиновые.
  4. Если ремонт проходит на улице:
    — куртка с утеплителем;
    — брюки либо полукомбинезон утепленные.
     

Работнику необходимо помнить о токсичности химических веществ, входящих в состав топлива, масел, тормозной жидкости, соблюдать правила личной гигиены.


Санитарные и гигиенические требования

Мастерские по ремонту транспорта относятся к опасным для экологии и человека предприятиям. Поэтому мероприятия по охране труда, проводимые на СТО, направлены на снижение негативного влияния на окружающую среду и здоровье сотрудников мастерской.

Санитарные и гигиенические требования, предъявляемые к станциям техобслуживания, приведены в таблице.

Показатель

Требования

Вентиляция

Приточно-вытяжная с подводом каналов к смотровым ямам, обеспечивающая полную смену воздуха в помещении до 40 раз за смену

Температура в помещении

От 16 до 24 градусов, поддерживается системами кондиционирования или подогрева

Очистка воздуха

Приборы улавливания угарных газов от автомобилей в виде специальных насадок на выхлопные трубы. Станки и оборудование оснащаются специальными стружкоотсосами, которые улавливают металлическую стружку, пыль, абразивные отходы. В помещениях, где используются или хранятся токсичные вещества, монтируются установки очистки воздуха от газов и тяжелых частиц.

Освещение

Мастерские должны оснащаться светильниками для общего освещения и локальной подсветки в рабочих зон

Водоснабжение

В зоне отдыха сотрудников должен быть доступ к питьевой воде (кулеры, фильтрация водопроводной воды, собственная скважина), организуются душевые. Рабочие помещения оснащаются моечными камерами, если на СТО применяются токсичные химические составы (например, для снятия краски, очистки кузовов перед покраской, мойки двигателей).

Хранение отходов

Остатки технических жидкостей, отходы после ремонта, сломанные детали, собранный мусор в рабочих помещениях запрещено сливать в канализацию, выбрасывать в мусорные баки для бытовых отходов. Для хранения собранных отходов должны использоваться отдельные мусорные баки или емкости, которые вывозятся на соответствующие полигоны.

Уровень шума

Уровень шума, допустимый в рабочих помещениях, не должен превышать 85 Дб (для сравнения: уровень шума в офисном помещении обычно составляет 55–60 Дб). При более высоких показателях шумности сотрудники должны пользоваться защитными наушниками, изолирующими затычками.

Медицинский контроль

Все работники автомастерских должны проходить ежегодный медицинский осмотр для контроля состояния здоровья

Зона отдыха

На территории СТО организуются гардеробные для персонала, места для хранения личных вещей, комната отдыха и приема пищи


Общие требования безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобилей

К общим требованиям техники безопасности во время ремонта или диагностики транспорта на СТО относятся такие правила:

  • не работать под автомобилем, который приподнят на домкрате, но не установлен на подпорки;
  • не смотреть на сварочную дугу без защитных затемняющих очков или маски сварщика;
  • поддерживать порядок на рабочем месте, класть инструмент, расходные материалы, приспособления на свои места после использования;
  • не отступать от правил охраны труда, чтобы быстрее выполнить поставленную задачу;
  • перед поднятием автомобиля на платформе убедиться в исправности подъемного устройства, правильном распределении баланса машины между передними и задними опорами;
  • не использовать подъемник, если паспортный вес автомобиля больше, чем грузоподъемность оборудования;
  • подает автомобиль на смотровую яму только сотрудник СТО совместно с помощником, контролирующим процесс;
  • для защиты от скатывания машины с подставок, домкрата используется стояночный тормоз транспорта и дополнительные противооткатные башмаки;
  • не перепрыгивать смотровые ямы, переходить только в местах укладки специальных настилов;
  • пятна масла, отработанных жидкостей засыпают древесными опилками для впитывания;
  • запрещается курение, использование открытого огня в помещении и на территориях автомастерской;
  • запрещено выполнять ремонт в подкапотном пространстве с запущенным двигателем авто, кроме тех случаев, когда это нужно для устранения неисправности;
  • если работы проводятся с запущенным двигателем, на выхлопную трубу следует надеть патрубок вытяжки для отвода продуктов горения;
  • перед разбортировкой колес из них спускается воздух.


При уборке и мойке автомобилей, агрегатов и деталей

Правила техники безопасности, которые должны выполняться сотрудниками СТО на этапе очистки кузова и отдельных узлов автомобиля, при уборке салона:

  1. Мойка осуществляется в специальных зонах на территории автомастерской, где есть канализация для стоков грязной воды. Пост для ручной мойки и очистки располагается в местах, изолированных или отдаленных от проложенной проводки, электрооборудования и станков (нельзя в одном помещении сваривать элементы кузова и мыть машины).
  2. Светильники, проводка, электродвигатели в зоне мойки герметизируются, отделяются защитными элементам, препятствующими попаданию воды на предметы под напряжением.
  3. Дорожки и настилы в зоне мойки не должны быть скользкими, чтобы исключить падение мойщика в процессе работы.
  4. Если автомастерская оснащена механизированной или автоматизированной моечной установкой, пост оператора располагается в кабине, защищенной от влаги.
  5. Концентрация растворов для мойки должна быть такой, чтобы при попадании на открытые участки тела мойщика, вдыхании водяной пыли, попадании ее в глаза, не возникали раздражение и химические ожоги.
  6. Узлы двигателей, работающие на этилированном топливе, обрабатываются деактиваторами тетраэтилсвинца – токсичного вещества, образующегося после сгорания бензина с этиленом. Для деактивации можно использовать керосин или специализированные жидкости.
  7. Если для мойки используются щелочные растворы, очищенные детали или узлы повторно промываются горячей водой.
  8. Очищать загрязненные поверхности растворителями, бензином, спиртом или другими горючими веществами запрещено, так как это нарушение пожарной безопасности.
  9. Если мойка осуществляется с использованием синтетических моющих жидкостей, специалист должен использовать дополнительные СИЗ: очки, респираторы, резиновые перчатки. Кроме того, руки до локтя нужно обрабатывать защитным кремом или пастой (например, ИЭР-2).
  10. По окончании работы мойщик должен вымыть руки с мылом, принять душ.


Техника безопасности для работников станций технического обслуживания автомобилей

Общие требования охраны труда, которые относятся ко всем сотрудникам авторемонтных станций:

  • работать на станции техобслуживания могут квалифицированные рабочие;
  • сотрудники инструктируются по вопросам техники безопасности, пожарной и электробезопасности;
  • руководство автомастерской должно обеспечить безопасные условия труда персоналу согласно действующему законодательству;
  • ответственность за обеспечение безопасных условий труда в мастерской лежит на руководстве, за соблюдение установленных на станции техобслуживания правил ОТ – на сотрудниках;
  • несовершеннолетним сотрудникам и беременным женщинам не разрешается работать с химическими веществами, сваркой, электроинструментами, пневматическими приспособлениями, подъемными устройствами;
  • ремонтные и диагностические работы проводятся в специальной одежде соответствующего размера.

 
Правила работы

Правила охраны труда в автосервисе делятся на несколько основных категорий:

  • техника безопасности при работе под автомобилем;
  • техника безопасности при ремонте автомобиля;
  • работа ручным слесарно-монтажным инструментом и приспособлениями;
  • как безопасно поднимать автомобиль домкратами.
     

Требования техники безопасности, разделенные на категории, прописываются в инструкции по охране труда сотрудника СТО.


Техника безопасности при работе под автомобилем

Механики и мастера диагностики должны придерживаться такого порядка действий, чтобы безопасно работать под автомобилем:

  1. Необходимо убедиться в устойчивости транспортного средства. После подъема домкратом, цепью мостового крана поставить под ребра жесткости опорные узлы рычагов, поддомкратники, страховочные опоры.Машина должна быть поднята на такую высоту, чтобы проводить ремонт или диагностику было удобно.
  2. Не заходить под автомобиль, не забираться под него, если он установлен на домкрате и не зафиксирован.
  3. Если обслуживание проводится без смотровой ямы и подъемника, мастер размещается в пространстве между колесами.
  4. Выбираться из-под автомобиля следует со стороны, противоположной от проездов и проходов.
     

Меры техники безопасности при работе под автомобилем:

  • технические жидкости сливать в специально подготовленную тару;
  • при демонтаже крупных узлов и механизмов авто, вывешивании двигателя (например, для ремонта коробки передач) использовать специальные опорные подставки;
  • использовать портативные светильники для освещения рабочей зоны;
  • не допускать проливания масла, тормозной жидкости на пол, чтобы рабочий не поскользнулся и не травмировался;
  • не запускать двигатель машины, поднятой на подъемнике;
  • работы проводить только в защитных очках, чтобы исключить попадание грязи, капель технических жидкостей в глаза мастеру.


Техника безопасности при ремонте автомобиля

При обслуживании автотранспорта слесарь и другие специалисты должны соблюдать такие требования техники безопасности:

  • перед началом любых работ рядом с ремонтируемым ТС поставить предупреждающую табличку «Не запускать двигатель!»;
  • при ремонте систем охлаждения надевать защитные резиновые перчатки, чтобы исключить попадание антифриза на руки;
  • при обслуживании грузовой техники с откидывающимся кузовом использовать упорные проставки, защищающие механика от непроизвольного опускания кузова (например, при ремонте подъемной гидравлической системы, разгерметизация которой приводит к тому, что кузов опускается на опорную площадку рамы авто);
  • не класть инструменты, приспособления, запчасти, крепежные болты и гайки на подножки, раму авто;
  • не курить, не пользоваться открытым огнем при ремонте;
  • монтаж и демонтаж колес проводится в зонах, где риск причинения вреда здоровью мастерам и посетителям СТО будет минимален при случайном взрыве шины;
  • накачивать воздухом колеса грузовой техники следует в специально отведенном месте;
  • работу тормозной системы после ремонта проверять на закрытой площадке, где исключен наезд на пешеходов или столкновение с другим транспортом;
  • обслуживание топливных магистралей, бензиновых и дизельных баков, баллонов газового оборудования проводится с учетом требований пожарной безопасности;
  • при попадании этилированного, содержащего тетраэтилсвинец (ядовитое вещество) бензина на кожу – промыть зону поражения керосином, затем водой;
  • пролитые масла, горюче-смазочные материалы, тормозную жидкость нужно засыпать опилками или песком, сразу убрать, чтобы исключить возгорание;
  • фонари местного освещения располагают так, чтобы не слепить мастера, но обеспечить хорошее освещение рабочей зоны;
  • не использовать трубы или другие подручные средства для увеличения плеча силы при откручивании закисших гаек и болтов;
  • не проверять соосность собираемых деталей пальцами, чтобы не получить травму при срыве детали;
  • для выставления соосности отверстий использовать специальные бородки, монтажные инструменты, отвертки;
  • не использовать слесарный инструмент с трещинами на рукоятках, обломанными рабочими поверхностями;
  • при сборке и разборке узлов и механизмов использовать ключи и головки подходящего размера, чтобы не повредить грани болтов, гаек.


Работа ручным слесарно-монтажным инструментом и приспособлениями

При ремонтных работах на станциях технического обслуживания используется разный слесарный инструмент, который может быть небезопасен при неправильном обращении. Нормы техники безопасности при использовании слесарно-монтажного инструмента и приспособлений:

  • работать можно только исправным, целым инструментом;
  • слесарные приспособления используются только по назначению;
  • если нужно срубить часть металла, заклепку зубилом, следует использовать защитные очки и рабочие перчатки;
  • металлическая стружка, части металла убирают специальной щеткой или скребком;
  • сметать рабочий мусор, пыль, стружку голыми руками запрещено;
  • мелкие узлы, детали, части кузова при резке и шлифовке нужно придерживать щипцами, зажимами, плоскогубцами;
  • острые края металла зачищаются от заусенцев;
  • внутреннюю поверхность гаечных головок нужно очищать от посторонних предметов и загрязнений, чтобы исключить срыв инструмента при откручивании болтов или гаек;
  • не ударять по ключам и вороткам молотком, не использовать для откручивания дополнительные рычаги, чтобы не сломать инструмент;
  • для откручивания закисших или ржавых соединений использовать специальные ключи с удлиненными рукоятками;
  • рожки ключа или накидной головки должны полностью охватывать болт;
  • раздвижные ключи настраиваются так, чтобы плотно прилегать к граням гайки без риска срыва инструмента и травмирования мастера;
  • при сверлении отверстий не проверять выход сверла с другой стороны детали рукой;
  • при установке и снятии стопорных колец щипцами следить, чтобы носики щипцов не были погнутыми и полностью входили в установочные отверстия колец;
  • съемники подшипников, рулевых наконечников должны зажиматься на деталях без люфтов;
  • при снятии пружин амортизаторов использовать специальные съемники, защищающие пружину от раскрытия и травмирования рабочего;
  • промывку деталей проводить в защитных резиновых перчатках и респираторе в вентилируемом помещении или на открытом воздухе;
  • класть на свои места используемые инструменты, не загромождать ими проходы и рабочие поверхности верстаков.


Как безопасно поднимать автомобиль домкратами

Прежде всего, нужно убедиться, что подъемные механизмы функционируют исправно. Поднимать авто лучше с помощью нескольких домкратов. Делается это в специально обозначенных местах, а если таковых нет, то нужно выбрать подходящие участки, обеспечивающие равномерное распределение веса. В случае, если используется несколько домкратов, нужно поднимать их равномерно.

Правила поднятия авто:

  • для подъема машины нужно использовать домкрат соответствующей грузоподъемности;
  • домкрат должен быть исправен, без повреждений корпуса и подвижных частей;
  • на гидравлическом домкрате не должно быть трещин на корпусе, течи масла;
  • поднимать транспорт можно только на ровной твердой поверхности;
  • если работы проводятся на выезде, под опорную часть подъемного устройства подкладывается кирпич, доска или другой ровный и прочный предмет;
  • в качестве поверхностей автомобиля, куда упирается домкрат, используются ребра жесткости порогов, опоры рычагов колес, опоры разрезных и неразрезных мостов, места крепления передних и задних опор;
  • поднимать автомобиль с упором в кузовные элементы, коробку передач, двигатель, корпуса редукторов запрещено;
  • после подъема положение машины должно фиксироваться страховочными упорами;

  • если планируется замена колес, перед поднятием ТС отпускаются колесные болты или гайки;
  • шевелить, смещать, качать авто, установленное на домкрат или подставки, запрещено.


ИОТ

Правила техники безопасности, которые должны выполнять сотрудники СТО, прописывают в специальном документе – инструкции по охране труда (ИОТ). Инструкции разрабатываются на основе типовых документов, с учетом особенностей условий труда на станциях техобслуживания.

Разработанный документ используется, чтобы ознакомить сотрудников с правилами охраны труда, действующими в мастерской, правами персонала, обязанностями директора по обеспечению безопасных условий работы в автомастерской. Текст ИОТ также берется за основу при составлении программ для вводных, первичных, периодических и целевых инструктажей.

Инструкция по охране труда на станциях техобслуживания автомобилей должна включать несколько основных разделов:

  • общие требования;
  • перед началом работы;
  • во время работы;
  • в аварийных ситуациях;
  • в конце смены.
     

Если в автомастерской утверждается единая ИОТ, включающая правила безопасности при проведении всех видов ремонта и диагностики, документ дополняется разделами, учитывающими специфику деятельности СТО. Например, правила охраны труда при:

  • монтировке шин;
  • электрогазосварке;
  • покраске авто;
  • вулканизации шин;
  • кузовных работах;
  • смазке отдельных узлов и механизмов.
     

Документ по желанию руководства может быть дополнен разделами:

  • электрическая безопасность;
  • пожарная безопасность;
  • оказание первой медицинской помощи.


Разработка

Порядок составления ИОТ приводится в «Методических рекомендациях по разработке инструкций по охране труда». Документ был утвержден Министерством труда РФ 13.05.2004 г. 

Основой для разработки разделов инструкции могут быть:

  • типовые ИОТ;
  • отраслевые документы, касающиеся техники безопасности;
  • руководство оператора к станкам;
  • техническая документация по ремонту оборудования;
  • приказы, нормативные акты, утвержденные руководством предприятия.
     

Так, инструкции по технике безопасности для персонала СТО разрабатывается на основе таких типовых документов:

  • ТОИ Р-15-041-97 «Для слесарей, занятых на ремонте и обслуживании машин и оборудования»;
  • ТОИ Р-66-54-95 «Для слесарей по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов»;
  • ТОИ Р-200-02-95 «Для слесарей по ремонту и техническому обслуживанию автомобиля»;
  • ТОИ Р-200-04-95 «Для смазчика автомобиля»;
  • ТОИ Р-200-05-95 «Для монтировщика шин»;
  • ТОИ Р-200-06-95 «Для вулканизаторщика»;
  • ТОИ Р-200-07-95 «Для аккумуляторщика»;
  • ТОИ Р-200-08-95 «Для жестянщика»;
  • ТОИ Р-200-09-95 «Для электросварщика»;
  • ТОИ Р-200-10-95 «Для газосварщика»;
  • ТОИ Р-200-12-95 «Для маляра по окраске автомобиля»;
  • ТОИ Р-200-03-95 «Для слесаря по ремонту топливной аппаратуры автомобиля»;
  • СТО 43.99.90-018-2011 «Инструкция по охране труда при работе с зачистным инструментом»;
  • СТО 43.99.90- 016-2011 «Инструкция по охране труда при работе с ручным пневматическим инструментом»;
  • ТОИ Р-200-17-95 «Типовая инструкция по охране труда при вывешивании автомобиля и работе под ним»;
  • ТОИ Р-200-18-95 «Типовая инструкция по охране труда при снятии и установке колес автомобиля»;
  • ТОИ Р-200-19-95 «Типовая инструкция по охране труда при буксировке, сцепке и расцепке автомобилей или автомобиля и прицепа (полуприцепа)»;
  • ТОИ Р-200-23-95 «Типовая инструкция по предупреждению пожаров и предотвращению ожогов на автомобильном транспорте».
     

Типовые документы можно найти в открытом доступе на государственных порталах или сайтах-справочниках, где все виды инструкций можно скачать для дальнейшего редактирования.

На больших авторемонтных предприятиях разработкой ИОТ занимаются отдельные ответственные специалисты или инженеры по охране труда. В небольших компаниях ответственность за подготовку документации лежит на директоре СТО либо одном из ответственных сотрудников.


Общие требования

В разделе ИОТ с общими требованиями прописываются:

  • порядок допуска сотрудников к работе;
  • требования к мастерам, работающим на СТО;
  • обязанности персонала;
  • список вредных и опасных факторов, которые могут воздействовать на специалиста во время работы;
  • порядок прохождения ежегодных медосмотров;
  • порядок проведения работнику инструктажей по охране труда, пожарной и электробезопасности;
  • порядок обеспечения мастера средствами индивидуальной защиты.


Перед началом работы

Раздел включает информацию о подготовительных мероприятиях, которые должен выполнить автослесарь перед началом смены:

  • надеть спецодежду, заправить ее так, чтобы не оставалось свисающих концов;
  • надеть головной убор, убрать под него волосы;
  • подготовить резиновые сапоги и перчатки, если предполагается работа с этилированным бензином;
  • проверить исправность и наличие необходимого ручного, электрического, пневматического инструмента, страховочных подставок, пустых емкостей для слива технических жидкостей;
  • оценить состояние кабелей электроинструмента на отсутствие повреждений изоляции;
  • осмотреть пневматические шланги, идущие от компрессора к инструменту, работающему на сжатом воздухе;
  • проверить, на сколько надежно крепятся щитки безопасности, ограждения;
  • проконтролировать состояние заземления;
  • подготовить дополнительные осветительные приборы;
  • привести в порядок зону проведения ремонта, убрать посторонние предметы.

Обратите внимание! Токарям запрещается работать в перчатках. Это одна из мер безопасности, чтобы уберечь руки оператора от травм.


Во время работы

В этот раздел инструкции включают правила безопасности, которые должны соблюдать мастера СТО при работе:

  • ТБ при демонтаже двигателя;
  • порядок демонтажа ГБО;
  • правила ОТ при работах с топливными магистралями, при демонтаже топливного бака;
  • технику безопасности при обслуживании грузового транспорта, специальной техники;
  • ТБ при очистке деталей, узлов химическими жидкостями;
  • безопасность при использовании станочного оборудования при сверлении, шлифовке, сверловке, прессовке;
  • порядок использования подъемных механизмов, подпорок при снятии крупных деталей, габаритных узлов;
  • выполнять ремонт, диагностику, замену узлов и механизмов, шин в специально отведенных местах;
  • ремонтировать автомобиль только после мойки и чистки;
  • поставить машину на стояночный тормоз, отключить зажигание, поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение, перекрыть клапан на баллоне газового оборудования, поставить под колеса противооткатные упоры;
  • использовать предупреждающие таблички «Двигатель не пускать!», «Не опускать автомобиль!»;
  • пользоваться подкатной тележкой под днищем авто;
  • переходить смотровые ямы по переходным мостикам;
  • не спрыгивать в смотровую яму – использовать лестницы.


В аварийных ситуациях

Раздел содержит информацию о том, что нужно делать сотрудникам ремонтного сервиса при различных чрезвычайных ситуациях:

  • список ответственных лиц, которых нужно предупредить об аварии;
  • порядок действий при возгорании, задымлении, возникновении пожара;
  • первая помощь при электротравмах, механических травмах, ушибах, переломах;
  • действия персонала при несчастном случае на территории автосервиса.


По окончании работ

Раздел, содержащий порядок действий в конце рабочей смены, включает:

  • порядок отключения электрооборудования, станков, местной вентиляции, осветительных приборов;
  • правила уборки рабочей зоны, очистки пола и поверхностей столов от грязи, масла, стружки;
  • требования по уборке приспособлений, распределению использованного инструмента по своим местам;
  • контроль устойчивости автомобиля, который остается на подъемнике, подставках;
  • требование по хранению и очистке СИЗ, спецодежды, специальной обуви;
  • правила гигиены в конце смены.


Утверждение и ознакомление

Инструкции, разработанные для авторемонтной мастерской, утверждаются приказом руководства.

Персонал СТО знакомится с текстом ИОТ на одном из инструктажей по охране труда. По результатам прослушанного инструктажа должны быть проставлены отметки в соответствующем журнале учета. Оригинал документа хранится у директора организации. Копии инструкций, плакаты по технике безопасности размещаются на стендах по охране труда, стенах мастерской на видных местах.

Также копии инструкций могут храниться на рабочих местах мастеров, чтобы была возможность ознакомиться с правилами безопасности при необходимости.


Срок действия и пересмотр

Утвержденная инструкция не имеет ограниченного срока действия. Однако, текст документа должен пересматриваться и обновляться не реже чем раз в пять лет. ИОТ должна содержать актуальные правила охраны труда, соответствующие последним изменениям в законодательстве.

Инструкции по ОТ обновляются в таких случаях:

  • изменения в типовой документации, на основании которой составлена инструкция по ОТ на СТО;
  • изменения условий труда в мастерской;
  • установка нового оборудования, станков, обновление используемого инструмента;
  • выявление новых факторов опасности, создающих угрозу здоровью персонала;
  • несчастный случай в автосервисе из-за нарушений техники безопасности.
     

Пересмотр инструкции по охране труда осуществляется по инициативе руководителя.


Наказание при несоблюдении требований ОТ

Работники организаций всех видов должны соблюдать правила охраны труда. Это требование содержится в абзаце 6 ч. 2 ст. 21 Трудового кодекса РФ. Персонал станций техобслуживания автомобилей – не исключение.

За нарушение правил охраны труда во время работы для сотрудников СТО предусматриваются такие виды ответственности:

  1. Выговоры, увольнения по статье 192 ТК РФ.
  2. Штрафы в сумме до одной месячной зарплаты по статье 243 ТК РФ за умышленные нарушения ТБ или не в свою смену, работу в состоянии алкогольного или токсического опьянения.
  3. Уголовная ответственность по ст. 143, 216, 217 Уголовног<

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Элюфор таблетки для чего инструкция по применению взрослым
  • Амоксициллин 500 мг инструкция до еды или после еды
  • Видеорегистратор всб 4 lte инструкция по применению
  • Регулакс пикосульфат капли инструкция по применению взрослым
  • Хофитол цена в саратове таблетки инструкция