Инструкция по технике безопасности при проведении огэ по химии

Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории и с веществами (А13):

  • В лаборатории можно знакомиться с запахом. При определении запаха вещества пробирку с веществом нельзя близко подносить к носу и глубоко вдыхать (нужно ладонью руки сделать движение от отверстия сосуда к носу).

  • Не все газообразные вещества в лаборатории необходимо получать с использованием вытяжного шкафа.

  • Перегонка является физическим способом разделения смесей.

  • Очистить водопроводную воду от растворённых в ней примесей нельзя с помощью фильтрования.

  • При работе с жидкими чистящими препаратами для ванн и раковин рекомендуется использовать резиновые перчатки.

  • Столовый уксус нельзя хранить вместе с препаратами бытовой химии.

  • Разделить стальные и древесные опилки можно с помощью магнита.

  • Смесь воды и нефти можно разделить с помощью делительной воронки.

  • Гранит не является чистым веществом.

  • Смесь растительного масла и воды является неоднородной смесью.

  • При приготовлении раствора серной кислоты концентрированную кислоту необходимо добавлять в воду (кислоту в воду! а не наоборот).

  • При нагревании жидкости нельзя закрывать пробирку пробкой.

  • Раствор медного купороса, используемый для опрыскивания садовых деревьев, не следует хранить в оцинкованном ведре.

  • При работе с растворами едких веществ необходимо надевать защитные перчатки и очки.

  • Воспламенившийся бензин и натрий нельзя тушить водой.

  • Столовый уксус можно хранить вместе с другими продуктами питания.

  • Для осуществления процесса фильтрования необязательно всегда использовать штатив.

  • Для проведения реакций между твердыми веществами можно использовать пробирку.

  • При нагревании пробирки с реактивами пробиркодержатель нельзя закреплять в центре пробирки.

  • Для нагревания жидкости используют колбу.

  • Для измерения объёма жидкостей используют мензурку (но нагревать в ней воду нельзя).

  • Разбитый ртутный термометр и вытекшую из него ртуть нельзя выбрасывать в мусорное ведро.

  • Красками, содержащими соединения свинца, не рекомендуется покрывать детские игрушки и посуду.

  • Мерный цилиндр нельзя использовать для нагревания раствора кислот.

  • В лаборатории нельзя работать одному.

  • При попадании раствора щёлочи на кожу рук его надо смыть водой, а затем обработать раствором борной кислоты.

  • Прежде, чем поджечь водород, его необходимо проверить на чистоту.

  • Получаемый из бертолетовой соли хлор нельзя определять по запаху.

  • Углекислый газ можно собрать в сосуд способом вытеснения воздуха.

  • Кислород можно собрать в сосуд и способом вытеснения воздуха, и способом вытеснения воды.

  • Метан образует взрывчатые смеси с воздухом.

  • Калий хранят под слоем керосина.

  • При хранении витаминов необходимо строго соблюдать указанные в инструкции правила.

  • Кисломолочные продукты в герметичной упаковке нельзя хранить при любом температурном режиме.


  • Подборка по базе: Договор о практической подготовке 2023.docx, отчет по производственой практической подготовке 3.docx, Методический план по метод. подготовке.doc, 5.5. Приложение № 5 Пример приказа о присвоении юношеского спорт, СПРАВОЧНИК по подготовке к ОГЭ-2021 по русскому языку.docx, СПРАВОЧНИК по подготовке к ОГЭ-2021 по русскому языку.pdf, ТЕМА № 13.4 «Отработка упражнений и нормативов по физической под, Тема № 6 Занятие по отработке упражнений по «профессиональной по, эффективные практики в подготовке к гиа 2019.docx, Ежемесячный отчет Приложение 3 2022 год-1.pdf


    Подготовка индивидуальных комплектов участников ОГЭ по химии осуществляется в пункте проведения экзамена специалистами, ответственными за подготовку индивидуальных комплектов участников ОГЭ по химии. Минимальный набор оборудования в ППЭ, необходимый для подготовки индивидуальных комплектов участников ОГЭ по химии, указан в таблице 4.

    Таблица 4

    Оборудование Количество из расчета на одну аудиторию
    1. Весы лабораторные электронные до 200 г 1
    2. Спиртовка лабораторная2 1
    3. Воронка коническая 1
    4. Стеклянная палочка 1
    5. Пробирка ПХ-14 10
    6. Стакан высокий с носиком ВН-50 с меткой 2
    7. Цилиндр измерительный 2-50-2 1
    8. Штатив (подставка) для пробирок на 10 гнёзд 1
    9. Держатель для пробирок 1
    10. Шпатель (ложечка для забора веществ) 2
    11. Раздаточный лоток 1
    12. Набор флаконов для хранения растворов и реактивов 15 комплектов по 6 штук
    13. Цилиндр измерительный с носиком 1-500 2
    14. Стакан высокий 500 мл 3
    15. Набор ершей для мытья посуды 3
    16. Халат 2
    17. Резиновые перчатки 2
    18. Защитные очки 1
    19. Спирт этиловый 20 мл на одну спиртовку (на 1 раз)
    20. Бумага фильтровальная 1 на один эксперимент
    21. Комплект(ы) реактивов

    Приложение № 2
    Расписка родителей (законных представителей) учащихся о возможности участника проводить эксперимент по химии

    Я,________________________________________________________________________, (Ф.И.О. родителя, законного представителя)

    являюсь родителем (законным представителем)

    ___________________________________________________________________________

    (Ф.И.О. ребенка)

    __________________________________________________________________________,

    (данные документа, удостоверяющего личность)

    учащегося 9 « » класса ________________________________________________

    (название образовательной организации, № при наличии), например МОУ СОШ №__ и т.д.

    ___________________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________________

    муниципального района (городского округа)

    настоящим подтверждаю, что мой ребенок не имеет медицинских противопоказаний, связанных с использованием химических веществ, перечисленных в общем перечне веществ, используемых для составления комплектов реактивов, необходимых для проведения химического эксперимента на экзамене по химии в форме ОГЭ и может принимать участие в экспериментальной части экзамена. Аллергических реакций на химические вещества ранее не возникало.

    Приложение: общей перечень веществ, используемых для составления комплектов реактивов.

    «__»_____________2022 г. ______________/___________________
    (дата) (подпись) (Ф.И.О)

    Приложение № 3

    ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ

    при обращении с лабораторным оборудованием и реактивами при выполнении химического эксперимента для участников ОГЭ по химии

    Данная инструкция должна быть напечатана и размещена на рабочем месте для проведения выполнения задания 24.

    Уважаемые участники экзамена!

    Будьте внимательны и дисциплинированны, точно выполняйте указания специалиста по проведению инструктажа и обеспечению лабораторных работ по химии.

    Не приступайте к выполнению работы без разрешения специалиста по проведению инструктажа и обеспечению лабораторных работ по химии.

    1. Во время работы необходимо соблюдать чистоту, тишину и порядок.

    2. Категорически запрещается в аудитории принимать пищу, пить воду и пробовать вещества на вкус.

    3. Нельзя приступать к работе, пока не пройден инструктаж по технике безопасности.

    4. При проведении работы можно пользоваться только теми склянками, банками и т.п., на которых имеются четкие надписи на этикетках.

    5. Склянки с веществами или растворами необходимо брать одной рукой за горлышко, а другой – поддерживать снизу за дно.

    6. При переливании реактивов не наклоняйтесь над сосудами во избежание попадания капель жидкостей на кожу, глаза или одежду.

    7. Для переноса жидкости из одной емкости в другую рекомендуется использовать склянки с пипеткой.

    8. Сосуды с реактивами после использования необходимо закрывать пробками и ставить на соответствующие места.

    9. Смешивая растворы, необходимо стремиться, чтобы общий объём смеси не превышал 1/2 объёма пробирки (не более 3–4 мл).

    10. Запрещается брать твердые вещества руками: используйте для этого шпатель или ложечку для отбора сухих веществ.

    11. Для определения запаха вещества следует осторожно, не наклоняясь над сосудом и не вдыхая глубоко, направлять легким движением руки на себя выделяющийся газ (пары вещества).

    12. Перемешивая содержимое пробирки, запрещается закрывать ее отверстие пальцем руки: используйте для этого пробку или перемешайте, слегка постукивая пальцем по нижней части пробирки.

    13. В случае разлива жидкости или рассыпания твердого вещества сообщите об этом эксперту или специалисту по проведению инструктажа и обеспечению лабораторных работ по химии.

    14. В случае ухудшения самочувствия сообщите об этом специалисту по проведению инструктажа и обеспечению лабораторных работ по химии или организатору в аудитории.
    Инструктаж закончен. Сейчас к вам подойдет специалист по проведению инструктажа и обеспечению лабораторных работ и даст расписаться в ведомости проведения инструктажа по технике безопасности при обращении с лабораторным оборудованием и реактивами.

    Приложение № 4

    Инструкция по выполнению задания 24
    Внимание: в случае ухудшения самочувствия перед началом опытов

    или во время их выполнения обязательно сообщите об этом

    организатору в аудитории.

    1. Вы приступаете к выполнению задания 24. Для этого получите лоток с лабораторным оборудованием и реактивами у специалиста по обеспечению лабораторных работ в аудитории.

    2. Прочтите ещё раз перечень веществ, приведённый в тексте к заданиям 23 и 24, и убедитесь (по формулам на этикетках) в том, что на выданном лотке находится шесть указанных в перечне веществ (или их растворов). При обнаружении несоответствия набора веществ на лотке перечню веществ в условии задания сообщите об этом организатору в аудитории.

    3. Перед началом выполнения эксперимента осмотрите ёмкости с реактивами и продумайте способ работы с ними. При этом обратите внимание на рекомендации, которым Вы должны следовать.

    3.1 В склянке находится пипетка. Это означает, что отбор жидкости и переливание её в пробирку для проведения реакции необходимо проводить только с помощью пипетки. Для проведения опытов отбирают 7–10 капель реактива.

    3.2 Пипетка в склянке с жидкостью отсутствует. В этом случае переливание раствора осуществляют через край склянки, которую располагают так, чтобы при её наклоне этикетка оказалась сверху («этикетку – в ладонь!»). Склянку медленно наклоняют над пробиркой, пока нужный объём раствора не перельётся в неё. Объём перелитого раствора должен составлять 1–2 мл (1–2 см по высоте пробирки).

    3.3 Для проведения опыта требуется порошкообразное (сыпучее) вещество. Отбор порошкообразного вещества из ёмкости осуществляют только с помощью ложечки или шпателя.

    3.4 При отборе исходного реактива взят его излишек. Возврат излишка реактива в исходную ёмкость категорически запрещён. Его помещают в отдельную, резервную пробирку.

    3.5 Сосуд с исходным реактивом (жидкостью или порошком) обязательно закрывается крышкой (пробкой) от этой же ёмкости.

    3.6 При растворении в воде порошкообразного вещества или при перемешивании реактивов следует слегка ударять пальцем по дну пробирки.

    3.7 Для определения запаха вещества следует взмахом руки над горлышком сосуда направлять на себя пары этого вещества.

    3.8 Если реактив попал на рабочий стол, кожу или одежду, необходимо незамедлительно обратиться за помощью к специалисту по обеспечению лабораторных работ в аудитории.

    4. Вы готовы к выполнению эксперимента. Поднимите руку и попросите организатора в аудитории пригласить экспертов для оценивания проводимого Вами эксперимента.

    5. Начинайте выполнять опыт. После проведения каждой реакции или обоих опытов записывайте в черновик свои наблюдения за изменениями, происходящими с веществами.

    6. Вы завершили эксперимент. Проверьте, соответствуют ли результаты опытов записям решения задания 23. При необходимости скорректируйте ответ на задание 23, используя записи в черновике, которые сделаны при выполнении задания 24.
    Приложение № 5

    Типовая инструкция по охране труда при работе в кабинете химии

    (для специалиста по проведению инструктажи и лабораторной работе)

    ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    1. Соблюдение требований настоящей инструкции обязательно для всех лиц, работающих в кабинете химии.
    2. К работе в кабинете химии допускаются лица в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
    3. Лица, допущенные к работе в кабинете химии, должны соблюдать правила внутреннего распорядка образовательной организации.
    4. При работе в кабинете химии на работающих и обучающихся возможно воздействие опасных и вредных производственных факторов с такими последствиями, как:
    • химические ожоги при попадании на кожу или в глаза едких химических веществ;
    • термические ожоги при неаккуратном пользовании спиртовками и нагревании веществ в пробирках, колбах и т.п.;
    • порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой;
    • отравление парами и газами высокотоксичных химических веществ;
    • ожоги от возникшего пожара при неаккуратном обращении с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями;
    • поражение электрическим током при нарушении правил пользования электроприборами.
    1. Участники могут находиться в кабинете химии только в присутствии организаторов: пребывание участников в помещении лаборантской запрещается.
    2. Участники не допускаются к выполнению обязанностей лаборанта.
    3. Запрещается пить, есть и класть продукты на рабочие столы в кабинете химии и лаборантской, принимать пищу в спецодежде.
    4. Кабинет химии должен быть оборудован вытяжным шкафом.
    5. Всем лицам, работающим в кабинете химии, необходимо применять индивидуальные средства защиты, а также соблюдать правила личной гигиены. Администрация школы обязана обеспечить лаборанта спецодеждой и средствами индивидуальной защиты (хлопчатобумажный халат, защитные очки, фартук из химически стойкого материала, резиновые перчатки; халат должен застёгиваться только спереди, манжеты рукавов должны быть на пуговицах, длина халата — ниже колен).
    6. Кабинет химии должен быть оснащен первичными средствами пожаротушения: двумя огнетушителями, ящиком с песком, накидками из огнезащитной ткани размером 1,2 м х 1,8 м и 0,5 м х 0,5 м.
    7. В кабинете химии (в лаборантской) должна быть аптечка первой медицинской помощи, укомплектованная в соответствии с перечнем медикаментов, разработанным для школьных кабинетов химии.
    8. Каждый работающий в кабинете химии должен знать местонахождение средств противопожарной защиты и аптечки первой медицинской помощи.
    9. В каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить руководителю ппэ.
    10. Работающие в кабинете химии должны соблюдать правила техники безопасности и пожарной безопасности, выполнять требования инструкций по безопасному обращению с реактивами, лабораторным оборудованием и электроприборами, содержать в чистоте рабочее место.
    11. На видном месте в кабинете химии должен быть Уголок техники безопасности, где необходимо разместить конкретные инструкции с условиями безопасной работы и правила поведения в химическом кабинете.
    12. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

    ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

    1. Проверить исправность и работу вентиляции вытяжного шкафа.
    2. Тщательно проветрить помещение кабинета химии и лаборантской.
    3. Надеть спецодежду. При работе с токсичными и агрессивными веществами подготовить к использованию средства индивидуальной защиты.
    4. Подготовить к работе необходимое оборудование, лабораторную посуду, реактивы, приборы.

    ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

    1. Во время работы в кабинете химии необходимо соблюдать чистоту, тишину и порядок на рабочем месте.
    2. Запрещается пробовать на вкус любые вещества. Нюхать вещества можно, лишь осторожно направляя на себя пары или газы лёгким движением руки, а не наклоняясь к сосуду и не вдыхая полной грудью.
    3. В процессе работы необходимо следить, чтобы вещества не попадали на кожу лица и рук, так как многие вещества вызывают раздражение кожи и слизистых оболочек.
    4. Опыты нужно проводить только в чистой посуде.
    5. На всех банках, склянках и другой посуде, где хранятся реактивы, должны быть этикетки с указанием названия вещества.

    Запрещается хранить реактивы в емкостях без этикеток или с надписями, сделанными карандашом по стеклу, растворы щелочей — в склянках с притёртыми пробками, а легковоспламеняющиеся и горючие жидкости — в сосудах из полимерных материалов.

    1. Склянки с веществами или растворами необходимо брать одной рукой за горлышко, а другой снизу поддерживать за дно.
    2. Растворы необходимо наливать из сосудов так, чтобы при наклоне этикетка оказывалась сверху (этикетку — в ладонь!). Каплю, оставшуюся на горлышке сосуда, снимают верхним краем той посуды, куда наливается жидкость.
    3. При пользовании пипеткой категорически запрещается втягивать жидкость ртом.
    4. Твёрдые сыпучие реактивы разрешается брать из склянок только с помощью совочков, ложечек, шпателей, пробирок.
    5. При нагревании жидких и твёрдых веществ в пробирках и колбах нельзя направлять их отверстия на себя и соседей. Нельзя также заглядывать сверху в открыто нагреваемые сосуды во избежание возможного поражения в результате химической реакции.
    6. Категорически запрещается выливать в раковины концентрированные растворы кислот и щелочей, а также различные органические растворители, сильно пахнущие и огнеопасные вещества. Все отходы нужно сливать в специальную стеклянную тару ёмкостью не менее 3 л с крышкой (для последующего обезвреживания).
    7. Запрещается использовать в работе самодельные приборы и нагревательные приборы с открытой спиралью.
    8. Не допускается совместное хранение реактивов, отличающихся по химической природе.
    9. Выдача учащимся реактивов для опытов производится в массах и объемах, не превышающих их необходимое количество для данного эксперимента, а растворов — концентрацией не выше 5-10%.

    ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

    1. Привести в порядок рабочее место, убрать все химреактивы на свои места в лаборантскую в специальные шкафы и сейфы.
    2. Отработанные растворы реактивов слить в специальную стеклянную тару с крышкой, ёмкостью не менее 3 л (для последующего обезвреживания и уничтожения).
    3. Выключить вентиляцию вытяжного шкафа.
    4. Снять спецодежду и средства индивидуальной защиты.
    5. Тщательно вымыть руки с мылом.
    6. Тщательно проветрить помещение кабинета химии и лаборантской.

    ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

    1.В случаях с разбитой лабораторной посудой, не собирать её осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.

    2.Уборку разлитых и рассыпанных реактивов производить, руководствуясь требованиями инструкции по безопасной работе с соответствующими химическими реактивами.

    3.В случае с разлитой легковоспламеняющейся жидкостью и ее загоранием немедленно сообщить в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания первичными средствами пожаротушения.

    4.При получении травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации школы, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

    1 При раздаче ИК кладется на край стола.

    2 При проведении ОГЭ в 2022 г. задания, требующие проведения химических экспериментов с использованием участниками экзамена спиртовки м/или вытяжного шкафа, не будут включены в контрольные измерительные материалы.

    13 задание ОГЭ по химии посвящено понятиям чистые вещества и смеси, правилам работы в школьной лаборатории и химической посуде и оборудованию.

    Теория к заданию №13 ОГЭ по химии

    Чистые вещества

    Чистые вещества (или индивидуальные вещества) — вещества, которые состоят из молекул или атомов одного вида.

    Смеси

    Смеси — системы, состоящие из двух и более веществ.

    На многих сайтах и общеобразовательных порталах, даже на википедии до моей правки, смеси определяют как вещество, состоящее из нескольких веществ. Это в корне не верно. Вещество само по себе чистое вещество. А система из нескольких веществ называется смесью. Мои слова подтверждаются в англоязычной литературе и интернете, а на российских ресурсах возникает путаница.

    Правила работы в школьной лаборатории

    Общие правила:
    1. Работать в лаборатории необходимо в халате, а при проведении опытов с особо опасными веществами использовать респиратор, защитные очки и перчатки. Волосы должны быть убраны. (последний пункт особенно актуален для девушек)
    2. Учащиеся могут находиться в химическом кабинете только в присутствии учителя.
    3. Пребывание учащихся в помещении лаборантской запрещается.
    4. Присутствие посторонних лиц в кабинете химии во время эксперимента допускается только с разрешения учителя.
    5. Не допускается нахождение учащихся в кабинете химии во время его проветривания. (так как его проветривают от вредных газов!
      )
    6. Учащимся запрещается бегать по кабинету, шуметь и устраивать игры.
    7. Перед работой необходимо внимательно выслушать инструктаж учителя.
    8. В кабинете химии запрещается принимать пищу и напитки.
    9. Учащимся запрещается бегать самостоятельно проводить опыты, не предусмотренные в работе.
    10. Запрещается самостоятельно устранять неполадки в оборудовании.
    11. По окончании практической работы учащиеся должны помыть руки с мылом.
    Требования при работе с веществами:
    1. Щелочь и кислота моментально прожгут одежду и кожу.
    2. Наливать и насыпать вещества нужно только над столом.
    3. Наливать и насыпать вещества можно через воронку, кончик воронки должен касаться стенки пробирки.
    4. Твердые сыпучие реактивы запрещено брать руками. Их измельчение производится с помощью пестика в ступке.
    5. Химические вещества нельзя пробовать на вкус.
    6. При определении запаха запрещается наклоняться над пробиркой. Нужно легкими движениями руки направить пар или газ к носу и осторожно вдыхать.
    7. При разбавлении концентрированных кислот и щелочей небольшими порциями приливать кислоту
      (или концентрированный раствор щелочи) в воду
      , а не наоборот.
    8. При встряхивании пробирки ее отверстие нельзя закрывать пальцем.
    9. Перед нагреванием заполнять пробирку жидкостью более чем на 1/3 часть. Необходимо начинать со слабого нагревания сосуда. Пробирку нагревайте сначала всю, а только затем ту часть, где находится вещество.
    10. Отверстие пробирки при нагревании направлять от себя и других
      .
    11. В ходе нагревания запрещается заглядывать в сосуд и наклоняться над ним.
    12. Запрещается вносить в кабинет и выносить из кабинета вещества и оборудование.
    13. Запрещается излишек реактива ссыпать (выливать) обратно в банку (склянку).
    14. Запрещается выливать в канализацию отработанные растворы. Остатки собираются в специально предназначенную посуду.
    Требования при работе с нагревательными элементами:
    1. Гасить спиртовку необходимо только накрывая пламя колпачком или крышкой.
    2. Запрещается зажигать одну спиртовку от другой.
    3. Запрещается передавать зажженную спиртовку.
    4. Запрещается оставлять без присмотра нагревательные приборы.

    Лабораторная посуда

    • пробирки (проведение опытов)
    • конические колбы (проведение опытов и хранение растворов веществ)
    • круглодонные колбы (перегонка жидкостей)
    • воронки (фильтрование неоднородных растворов)
    • аппарат Киппа (собирание газов)
    • колба Вюрца (отделение жидкостей с различной температурой кипения)
    • кристаллизатор (охлаждение веществ)
    • эксикатор (хранение токсичных или «влаголюбивых» веществ)

    1

    А26. Правила работы в лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности при работе с едкими Научные методы исследования химических веществ и превращений. Методы разделения смесей и очистки веществ. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы. Идентификация органических соединений.

    1. Правила работы в лаборатории.
    1. Работать одному в лаборатории категорически запрещается, так как в ситуации несчастного случая некому будет оказать помощь пострадавшему и ликвидировать последствия аварии.
    2. Во время работы в лаборатории необходимо соблюдать чистоту, тишину, порядок и правила техники безопасности, так как поспешность и небрежность часто приводят к несчастным случаям с тяжелыми последствиями.
    3. Каждый работающий должен знать, где находятся в лаборатории средства противопожарной защиты и аптечка, содержащая все необходимое для оказания первой помощи.
    4. Категорически запрещается в лаборатории курить , принимать пищу, пить воду.
    5. Нельзя приступать к работе, пока учащиеся не усвоят всей техники ее выполнения.
    6. Опыты нужно проводить только в чистой химической посуде. После окончания эксперимента посуду сразу же следует мыть.
    7. В процессе работы необходимо соблюдать чистоту и аккуратность, следить, чтобы вещества не попадали на кожу лица и рук, так как многие вещества вызывают раздражение кожи и слизистых оболочек.
    8. Никакие вещества в лаборатории нельзя пробовать на вкус. Нюхать вещества можно, лишь осторожно направляя на себя пары или газы легким движением руки, а не наклоняясь к сосуду и не вдыхая полной грудью.
    9. На любой посуде , где хранятся реактивы, должны быть этикетки с указанием названия веществ.
    10. Сосуды с веществами или растворами необходимо брать одной рукой за горлышко, а другой снизу поддерживать за дно.
    11. Категорически запрещается затягивать ртом в пипетки органически вещества и их растворы.
    12. Во время нагревания жидких и твердых веществ в пробирках и колбах нельзя направлять их отверстия на себя и соседей. Нельзя также заглядывать сверху в открыто нагреваемые сосуды во избежание возможного поражения при выбросе горячей массы.
    13. После окончания работы необходимо выключить газ, воду, электроэнергию.
    14. Категорически запрещается выливать в раковины концентрированные растворы кислот и щелочей, а также различные органические растворители, сильно пахнущие и огнеопасные вещества. Все эти отходы нужно сливать в специальные бутыли.
    15. В каждой лаборатории обязательно должны быть защитные маски , очки.
    16. В каждом помещении лаборатории необходимо иметь средства противопожарной защиты: ящик с просеянным песком и совком для него, противопожарное одеяло (асбестовое или толстое войлочное), заряженные огнетушители.
    1. Правила безопасности при работе с едкими , горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии.
    1. Для ускорения растворения твёрдых веществ в пробирке нельзя закрывать её отверстие пальцем при встряхивании.
    2. Растворение щелочи следует производить в фарфоровой посуде путём прибавления к воде небольших порций вещества, при непрерывном перемешивании.
    3. При определении запаха вещества нельзя наклоняться над ним, вдыхать пары или выделяющийся газ. Нужно лёгким движением руки над горлом сосуда направить пар или газ к носу и вдыхать осторожно.
    4. Пролитую кислоту или щёлочь следует засыпать чистым сухим песком и перемешивать его до полного впитывания всей жидкости. Влажный песок убрать совком в широкий стеклянный сосуд для последующей промывки и нейтрализации.
    5. Растворы из реактивных склянок необходимо наливать так , чтобы при наклоне этикетка оказывалась сверху (этикетка — в ладонь). При попадании на кожу растворов щелочей или кислот необходимо смыть их после стряхивания видимых капель сильной струёй холодной воды, а затем обработать нейтрализующим раствором (2% раствором уксусной кислоты или 2% раствором гидрокарбоната натрия) и ополоснуть водой.
    1. Методы разделения смесей и очистки веществ.
      Чистые вещества и смеси веществ.

    Смесь
    — материал, состоящий из двух или нескольких веществ, хаотично чередующихся друг с другом в пространстве.
    Чистое вещество
    — физически и химически однородный материал, обладающий определенным комплексом постоянных свойств. Содержание примесей в препаратах особой чистоты измеряется миллионными и миллиардными долями процента.

    Сравнительная характеристика смеси и чистого вещества

    Смеси
    Однородные (гомогенные) Неоднородные (гетерогенные)
    Однородными называют такие смеси, частицы в которых нельзя обнаружить ни визуально , ни с помощью оптических приборов, поскольку вещества находятся в раздробленном состоянии на микроуровне Неоднородными называют смеси, в которых частицы можно обнаружить либо визуально, либо с помощью оптических приборов. Причём эти вещества находятся в разных агрегатных состояниях (фазах)
    Примеры смесей
    Истинные растворы (поваренная соль + вода, раствор спирта в воде) Суспензии (твёрдое + жидкость), например вода + песок
    Твёрдые растворы, сплавы, например,латунь, бронза. Эмульсии (жидкость + жидкость), например вода + жир
    Газовые растворы (смеси любых количеств и любого числа газов) Аэрозоли (газ + жидкость), например туман

    Каждый компонент смеси сохраняет набор своих характеристик , поэтому разные вещества можно выделить из смеси.

    Отстаивание
    – это способ, основанный на различной плотности веществ.

    Например, смесь растительного масла и воды можно разделить на масло и воду, дав смеси просто отстояться.

    Фильтрование
    – это способ, основанный на различной способности фильтра пропускать вещества, из которых состоит смесь. Например, с помощь фильтра можно отделить твердые примеси от жидкости.

    Выпаривание

    это выделение нелетучих твердых веществ из раствора в летучем растворителе – в частности в воде. Например, чтобы выделить соль, растворенную в воде , надо просто выпарить воду. Вода испарится, а соль останется.

    1. Качественные реакции на ионы в растворе.

    На катионы:

    Катион Реактив Наблюдаемая реакция
    Li + пламя Карминово-красное окрашивание
    Na + пламя Желтое окрашивание
    К + пламя Фиолетовое окрашивание
    Са 2+ пламя Кирпично-красное окрашивание
    Sr 2+ пламя Карминово-красное окрашивание
    Ва 2+ пламя
    SО 4 2-
    Желто-зеленое окрашивание
    Выпадение белого осадка , не растворимого в кислотах: Ва 2+ + SО 4 2- → BaSО 4
    Сu 2+ ОН — Выпадение осадка синего цвета:

    Сu 2+ + 2ОН — → Сu(ОН) 2

    РЬ 2+ S 2- Выпадение черного осадка: Pb 2+ + S 2- → PbS
    Аg+ Cl — Выпадение белого осадка; не растворимого в HNO 3 , но растворимого в конц. NH 3 Н 2 О:
    Аg + +Cl — →AgCl
    Fe 2+
    1. гексациано-феррат (III) калия (красная кровяная соль), K 3
    1. Выпадение светло-зелёного осадка:

    Fe 2+ + 2ОН — → Fe (ОН) 2

    1. Выпадение синего осадка:

    К + + Fe 2+ + 3- → KFe 4

    Fe 3+ 1) ОН —

    2) гексацианоферрат (II) калия (желтая
    кровяная соль)
    K 4
    3) роданид-ион SCN —

    1. Выпадение бурого осадка:

    Fe 3+ + 3ОН — → Fe (ОН) 3

    1. Выпадение синего осадка:

    К + + Fe 3+ + 4- → KFe

    3) Появление ярко-красного окрашивания за счет образования комплексных ионов Fe(SCN) 2+ , Fe(SCN) + 2

    Al 3+ щелочь (амфотерные свойства гидроксида) Выпадение осадка гидроксида алюминия при приливании первых порций щелочи и его растворение при дальнейшем приливании
    NH 4 + щелочь, нагрев Запах аммиака: NH 4 + + ОН — → NH 3 + Н 2 О
    Н +
    (кислая среда)
    индикаторы:

    лакмус, метиловый оранжевый

    красное окрашивание
    красное окрашивание

    На анионы:

    Анион Реактив Наблюдаемая реакция
    SО 4 2- Ва 2+ Выпадение белого осадка , нерастворимого в кислотах: Ва 2+ + SО 4 2- BaSО 4
    NО 3 — Добавить конц. H 2 SO 4 и Си, нагреть Образование голубого раствора, содержащего ионы Сu 2+ , выделение газа бурого цвета (NO 2)
    РО 4 3- ионы Ag + Выпадение светло-желтого осадка в нейтральной среде: ЗАg+ + РО 4 3- Аg 3 РО 4
    S 2- ионы РЬ 2+ Выпадение черного осадка: Pb 2+ + S 2- PbS
    СО 3 2- ионы Са 2+ Выпадение белого осадка , растворимого в
    кислотах: Са 2+ + СО 3 2- = СаСОз
    CO 2 известковая вода Са(ОН) 2 Са(ОН) 2 + СО 2 СаСО 3 + Н 2 О,

    СаСО 3 + СО 2 + Н 2 О Са(НСО 3) 2

    Выпадение белого осадка и его растворение при пропускании СО 2

    SO 3 2- ионы Н + Появление характерного запаха SО 2:

    2Н + + SO 3 2- Н 2 О + SО 2

    F — ионы Са 2+ Выпадение белого осадка: Са 2+ + 2F — CaF 2
    Cl — ионы Аg + Выпадение белого осадка, не растворимого в HNО 3 , но растворимого в конц. NH 3 Н 2 О:

    Аg + +CI — AgCl
    AgCI + 2(NH 3 Н 2 О) + + CI — +2Н 2 О

    Br — ионы Аg + Выпадение светло-желтого осадка, не растворимого в HNО 3:

    Ag + + Br — = AgBr осадок темнеет на свету

    I — ионы Аg + Выпадение желтого осадка, не растворимого в HNO 3 и NH 3 конц.: Аg + + I — АgI осадок темнеет на свету
    ОН — (щелочная среда) индикаторы: лакмус
    фенолфталеин
    синее окрашивание

    малиновое окрашивание

    Идентификация органических соединений

    Соединение Реактив Наблюдаемая реакция
    Алканы Пламя

    Низшие алканы горят голубоватым пламенем

    Алкены С=С 1) Бромная вода
    2) р-р КМпО 4
    3) Горение
    Обесцвечивание раствора.
    Обесцвечивание раствора, выпадение бурого осадка МnО 2

    Горят — слегка желтоватым пламенем (частицы углерода).

    Бензол Горение Обычно определяют путем исключения.
    Горит коптящим пламенем.
    Фенол 1) Бромная вода
    2) р-р Na 2 СО 3
    3) FeCI 3
    Обесцвечивание, выпадение белого осадка трибромфенола
    Выделение углекислого газа.
    Фиолетовое окрашивание.
    Спирты 1) Na
    2) Горение
    3) Прокаленная Сu-проволока
    Выделение водорода.
    Горят светлым голубоватым пламенем.
    Восстановление красной окраски у прокаленной горячей медной проволоки.
    Многоатомные спирты Сu(ОН) 2 + NaOH Синее окрашивание — образование глицератов и др.
    Амины 1) Лакмус
    2) HHal
    В водном растворе — синее окрашивание.
    Образуют соли с галогеноводородами — после выпаривания твердый осадок.
    Анилин 1) Бромная вода

    2) HHal

    Обесцвечивание бромной воды, выпадение осадка триброманилина.
    После упаривания твердый осадок — соль гидрогалогенида анилина.
    Альдегиды 1) Ag 2 О
    2) Сu(ОН) 2
    Реакция серебряного зеркала

    Выпадение красного осадка Cu 2 О

    Карбоновые кислоты Лакмус Красное окрашивание
    Муравьиная — реакция серебряного зеркала
    Олеиновая — обесцвечивание бромной воды
    Крахмал Раствор l 2 в KI или спиртовой раствор иода соломенно-жёлтого цвета Синее окрашивание
    Белки 1) конц. HNO 3

    2) Сu(ОН) 2

    Желтое
    • Правила работы в лаборатории.
    • Лабораторная посуда и оборудование.
    • Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии.
    • Научные методы исследования химических веществ и превращений. Методы разделения смесей и очистки веществ.

    Правила работы в лаборатории

    Работать одному в лаборатории категорически запрещается, так как в ситуации несчастного случая некому будет оказать помощь пострадавшему и ликвидировать последствия аварии.

    Во время работы в лаборатории необходимо соблюдать чисто­ту, тишину, порядок и правила техники безопасности, так как поспешность и небрежность часто приводят к несчастным случаям с тяжелыми последствиями.

    Каждый работающий должен знать, где находятся в лабора­тории средства противопожарной защиты и аптечка, содержа­щая все необходимое для оказания первой помощи.

    Нельзя приступать к работе, пока учащиеся не усвоят всей техники ее выполнения.

    Опыты нужно проводить только в чистой химической посуде. После окончания эксперимента посуду сразу же следует мыть.

    В процессе работы необходимо соблюдать чистоту и аккурат­ность, следить, чтобы вещества не попадали на кожу лица и рук, так как многие вещества вызывают раздражение кожи и слизистых оболочек.

    Никакие вещества в лаборатории нельзя пробовать на вкус. Нюхать вещества можно, лишь осторожно направляя на себя пары или газы легким движением руки, а не наклоняясь к сосуду и не вдыхая полной грудью.

    На любой посуде, где хранятся реактивы, должны быть эти­кетки с указанием названия веществ.

    Сосуды с веществами или растворами необходимо брать одной рукой за горлышко, а другой снизу поддерживать за дно.

    Во время нагревания жидких и твердых веществ в пробирках и колбах нельзя направлять их отверстия на себя и соседей. Нельзя также заглядывать сверху в открыто нагреваемые со­суды во избежание возможного поражения при выбросе горя­чей массы.

    После окончания работы необходимо выключить газ, воду, электроэнергию.

    Категорически запрещается выливать в раковины концентри­рованные растворы кислот и щелочей, а также различные орга­нические растворители, сильно пахнущие и огнеопасные ве­щества. Все эти отходы нужно сливать в специальные буты­ли.

    В каждой лаборатории обязательно должны быть защитные маски, очки.

    В каждом помещении лаборатории необходимо иметь средства противопожарной защиты: ящик с просеянным песком и со­вком для него, противопожарное одеяло (асбестовое или толс­тое войлочное), заряженные огнетушители.

    Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии

    Для ускорения растворения твёрдых веществ в пробирке нельзя закрывать её отверстие пальцем при встряхивании.

    Растворение щелочи следует производить в фарфоровой посуде путём прибавления к воде небольших порций вещества, при непрерывном перемешивании.

    При определении запаха вещества нельзя наклоняться над ним, вдыхать пары или выделяющийся газ. Нужно лёгким движением руки над горлом сосуда направить пар или газ к носу и вдыхать осторожно.

    Пролитую кислоту или щёлочь следует засыпать чистым сухим песком и перемешивать его до полного впитывания всей жидкости. Влажный песок убрать совком в широкий стеклянный сосуд для последующей промывки и нейтрализации.

    Растворы из реактивных склянок необходимо наливать так, чтобы при наклоне этикетка оказывалась сверху (этикетка — в ладонь). При попадании на кожу растворов щелочей или кислот необходимо смыть их после встряхивания видимых капель сильной струёй холодной воды, а затем обработать нейтрализующим раствором (2% раствором уксусной кислоты или 2% раствором гидрокарбоната натрия) и ополоснуть водой.

    Методы разделения смесей и очистки веществ. Чистые вещества и смеси
    веществ

    Смесь — материал, состоящий из двух или нескольких веществ, хаотично чередующихся друг с другом в пространстве.

    Чистое вещество — физически и химически однородный материал, обладающий определенным комплексом постоянных свойств. Содержание примесей в препаратах особой чистоты измеряется миллионными и миллиардными долями процента.

    Смеси

    Однородные (гомогенные) Неоднородные (гетерогенные)
    Однородными называют такие смеси, частицы в которых нельзя обнаружить ни визуально, ни с помощью оптических приборов, поскольку вещества находятся в раздробленном состоянии на микроуровне Неоднородными называют смеси, в которых частицы можно обнаружить либо визуально, либо с помощью оптических приборов. Причём эти вещества находятся в разных агрегатных состояниях (фазах)
    Примеры смесей
    Истинные растворы (поваренная соль + вода, раствор спирта в воде) Суспензии (твёрдое + жидкость), например вода + песок
    Твёрдые растворы, сплавы, например,латунь, бронза. Эмульсии (жидкость + жидкость), например вода + жир
    Газовые растворы (смеси любых количеств и любого числа газов) Аэрозоли (газ + жидкость), например туман

    Отстаивание – это способ, основанный на различной плотности веществ.

    Например, смесь растительного масла и воды можно разделить на масло и воду, дав смеси просто отстояться.

    Фильтрование – это способ, основанный на различной способности фильтра пропускать вещества, из которых состоит смесь. Например, с помощь фильтра можно отделить твердые примеси от жидкости.

    Выпаривание – это выделение нелетучих твердых веществ из раствора в летучем растворителе – в частности в воде. Например, чтобы выделить соль, растворенную в воде, надо просто выпарить воду. Вода испарится, а соль останется.

    Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории и с веществами (А13):

      В лаборатории можно знакомиться с запахом. При определении запаха вещества пробирку с веществом нельзя близко подносить к носу и глубоко вдыхать (нужно ладонью руки сделать движение от отверстия сосуда к носу).

      Не все газообразные вещества в лаборатории необходимо получать с использованием вытяжного шкафа.

      Перегонка является физическим способом разделения смесей.

      Очистить водопроводную воду от растворённых в ней примесей нельзя с помощью фильтрования.

      При работе с жидкими чистящими препаратами для ванн и раковин рекомендуется использовать резиновые перчатки.

      Столовый уксус нельзя хранить вместе с препаратами бытовой химии.

      Разделить стальные и древесные опилки можно с помощью магнита.

      Смесь воды и нефти можно разделить с помощью делительной воронки.

      Гранит не является чистым веществом.

      Смесь растительного масла и воды является неоднородной смесью.

      При приготовлении раствора серной кислоты концентрированную кислоту необходимо добавлять в воду (кислоту в воду! а не наоборот
      ).

      При нагревании жидкости нельзя закрывать пробирку пробкой.

      Раствор медного купороса, используемый для опрыскивания садовых деревьев, не следует хранить в оцинкованном ведре.

      При работе с растворами едких веществ необходимо надевать защитные перчатки и очки.

      Воспламенившийся бензин и натрий нельзя тушить водой.

      Столовый уксус можно хранить вместе с другими продуктами питания.

      Для осуществления процесса фильтрования необязательно всегда использовать штатив.

      Для проведения реакций между твердыми веществами можно использовать пробирку.

      При нагревании пробирки с реактивами пробиркодержатель нельзя закреплять в центре пробирки.

      Для нагревания жидкости используют колбу.

      Для измерения объёма жидкостей используют мензурку (но нагревать в ней воду нельзя).

      Разбитый ртутный термометр и вытекшую из него ртуть нельзя выбрасывать в мусорное ведро.

      Мерный цилиндр нельзя использовать для нагревания раствора кислот.

      В лаборатории нельзя работать одному.

      При попадании раствора щёлочи на кожу рук его надо смыть водой, а затем обработать раствором борной кислоты.

      Прежде, чем поджечь водород, его необходимо проверить на чистоту.

      Получаемый из бертолетовой соли хлор нельзя определять по запаху.

      Углекислый газ можно собрать в сосуд способом вытеснения воздуха.

      Кислород можно собрать в сосуд и способом вытеснения воздуха, и способом вытеснения воды.

      Метан образует взрывчатые смеси с воздухом.

      Калий хранят под слоем керосина.

      При хранении витаминов необходимо строго соблюдать указанные в инструкции правила.

      Кисломолочные продукты в герметичной упаковке нельзя хранить при любом температурном режиме.

    Тема № 13.

    Чистые вещества и смеси. Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.


    Чистые вещества и смеси
    Методы разделения и очистки веществ
    Разделение смесей веществ
    Техника безопасности в кабинете химии
    Техника безопасности в химической лаборатории

    Общие свойства растворов

    Лабораторная посуда

    Теоретический материал

    В жизни редко встречаются чистые вещества, чаще — смеси веществ. Воздух – это смесь азота, кислорода и других газов, морская вода – смесь воды и растворенных солей.

    Чистое вещество

    имеет определенный постоянный состав или структуру (соль, сахар).
    Чистое вещество может быть элементом или соединением.
    Смеси

    — это физические сочетания чистых веществ, не имеющие определенного или чистого состава.
    Смеси могут быть однородными и неоднородными.

    Однородными


    (гомогенными)


    называют такие смеси, частицы в которых нельзя обнаружить ни визуально, ни с помощью оптических приборов, поскольку вещества находятся в раздробленном состоянии на микроуровне.

    Примеры однородных (гомогенных) смесей


    Истинные растворы (поваренная соль + вода, раствор спирта в воде)
    Твёрдые растворы, сплавы, например, латунь, бронза.
    Газовые растворы (смеси любых количеств и любого числа газов)

    Способы разделения однородных (гомогенных) смесей


    Дистилляция (лат. distillatio — стекание каплями) — перегонка, испарение жидкости с последующим охлаждением и конденсацией паров
    (вода-поваренная соль).

    Кристаллизация — процесс фазового перехода вещества из жидкого состояния в твёрдое кристаллическое с образованием кристаллов
    (вода-сахар).

    Выпаривание – это выделение нелетучих твердых веществ из раствора в летучем растворителе – в частности в воде (вода-поваренная соль).

    Перегонка — способ разделения или очистки веществ, основанный на различных температурах кипения (нефть)

    Неоднородными


    (гетерогенными)


    называют смеси, в которых частицы можно обнаружить либо визуально, либо с помощью оптических приборов. Причём эти вещества находятся в разных агрегатных состояниях (фазах).

    Примеры неоднородных (гетерогенных) смесей


    Суспензии (твёрдое+жидкость), например вода+песок
    Эмульсии (жидкость+жидкость), например вода +жир
    Аэрозоли (газ+жидкость), например туман

    Способы разделения неоднородных (гетерогенных) смесей


    Фильтрование – это способ, основанный на различной способности фильтра пропускать вещества, из которых состоит смесь (вода-песок).

    Отстаивание – это способ, основанный на различной плотности веществ (вода-мел).

    Центрифугирование (вода-мел).

    Магнитная сепарация (железо-медь) .

    Правила поведения в химической лаборатории (шуточные)

    1.

    Если вы откупорили что-либо — закупорьте!

    2.

    Если в руках у вас жидкое — не разлейте, порошок — не рассыпьте, газообразное — не выпустите наружу!

    3.

    Если включили — выключите!

    4.

    Если открыли — закройте!

    5.

    Если разобрали — соберите!

    6.

    Если не можете собрать — позовите на помощь!

    7.

    Если не разбирали, то и не вздумайте собирать!

    8.

    Если одолжили что-нибудь — верните!

    9.

    Если пользуетесь чем-нибудь — держите в чистоте!

    10.

    Если сдвинули что-нибудь — верните на место!

    11.

    Если не знаете, как это действует, не трогайте!

    12.

    Если не можете понять что-либо — почешите в затылке!

    13.

    Если все же не поймете, то и не пытайтесь!

    14.

    Если что-либо взорвалось, проверьте: осмотрите себя и убедитесь, что помощь не нужна!

    Если вы не усвоили этих правил, не входите в лабораторию!


    Правила работы в химической лаборатории

    Школьная химическая лаборатория оборудована самым простым оборудованием и наиболее безопасными реактивами, поэтому в качестве основных и самых необходимых правил поведения можно выделить следующие.
    1.

    Работать в лаборатории необходимо в специальной одежде (халате), а при проведении опытов с особо опасными веществами использовать респиратор, защитные очки, перчатки. Волосы должны быть убраны.
    2.

    В лаборатории следует вести себя аккуратно, не бегать, не размахивать руками. На лабораторном столе во время работы не должно быть посторонних предметов.
    3.

    Работа должна быть предварительно спланирована учащимся и одобрена преподавателем. Постарайтесь ограничить самодеятельность — это опасно! В любой экстренной ситуации обращайтесь к учителю!
    4.

    Работать нужно аккуратно, результат опыта зависит от чистоты проведения эксперимента.
    5.

    Строго запрещается принимать в лаборатории пищу и напитки. После проведения опытов необходимо тщательно вымыть руки.. Запрещается пробовать вещества на вкус.
    6.

    Все опыты с ядовитыми и пахучими веществами
    выполнять в вытяжном шкафу.
    7.

    Химические реактивы брать только шпателем, пинцетом или ложечкой (не руками!).
    8.

    Неизрасходованные реактивы не высыпать и не выливать обратно в те сосуды, откуда они были взяты.
    9.

    Опасные продукты реакции сливать только в соответствующие банки в вытяжном шкафу.
    10.

    Жидкости переливать через химические воронки. Склянку, из которой переливают жидкость, необходимо держать этикеткой к руке во избежание ее порчи.
    11.

    При нагревании растворов и веществ в пробирке необходимо использовать держатель. Отверстие пробирки должно быть направлено в сторону от себя и других работающих.
    12.

    Нельзя наклоняться над сосудом, в котором происходит нагревание или кипячение жидкости.
    13.

    При необходимости определить запах выделяющихся при реакции газов нужно легким движением ладони направить струю газа от горлышка сосуда к себе и осторожно вдохнуть.
    14.

    При разбавлении концентрированных кислот и щелочей небольшими порциями приливать кислоту (или концентрированный раствор щелочи) в воду, а не наоборот.

    Вещества бывают разные:

    Едкие и взрывоопасные

    Бывает, что они сами воспламеняются

    А есть, такие, которыми отравляются.

    Если ты не хочешь получить ожог

    Или надышаться ртутными парами,

    Эти правила безопасности внимательно прочитай

    И в химическом кабинете их никогда не забывай!

    1.

    При работе с веществами не берите их руками

    И не пробуйте на вкус,

    Реактивы не арбуз:

    Слезет кожа с языка

    И отвалится рука

    2.

    Задавай себе вопрос,

    Но не суй в пробирку нос:

    Будешь плакать и чихать,

    Слёзы градом проливать.

    Помаши рукой ты к носу –

    Вот ответ на все вопросы

    3.

    С веществами неизвестными

    Не проводи смешивания неуместные:

    Незнакомые растворы ты друг с другом не сливай

    Не ссыпай в одну посуду, не мешай, не поджигай!

    4.

    Если ты работаешь с твёрдым веществом,

    Не бери его лопатой и не вздумай брать ковшом.

    Ты возьми его немножко –

    Одну восьмую чайной ложки.

    При работе с жидкостью каждый должен знать:

    Мерить надо в каплях, ведром не наливать.

    5.

    Если на руку тебе кислота или щёлочь попала,

    Руку быстро промой водой из-под крана

    И, чтоб осложнений себе не доставить,

    Не забудь учителя в известность поставить.

    6.

    В кислоту не лей ты воду, а совсем наоборот

    Тонкой струйкой подливая,

    Осторожненько мешая,

    Лей в водичку кислоту –

    Так отвадишь ты беду.

    Далее материал нужно скачать с сервера …

    Отложенные задания (86)

    Отложенные задания (86)
    Стр. 1 из 22 02.01.2016 19:35 Отложенные задания (86) Верны ли суждения о чистых веществах и смесях? А. Водный раствор поваренной соли является однородной смесью. Б. Сталь является чистым веществом. Верны

    Подробнее

    Задания А26 по химии

    Задания А26 по химии
    Задания А26 по химии 1. Верны ли следующие суждения о правилах обращения с веществами? А. Вещества в лаборатории запрещается пробовать на вкус. Б. С солями ртути следует обращаться особо осторожно ввиду

    Подробнее

    «Экспериментальное решение задач по химии»

    «Экспериментальное решение задач по химии»
    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 2 Принято с пролонгацией: Педагогическим советом Протокол 1 от «30» августа 2016 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебный предмет

    Подробнее

    Планируемые изменения КИМ ГИА по химии

    Планируемые изменения КИМ ГИА по химии
    ОГЭ-2016 химия Планируемые изменения КИМ ГИА по химии На выбор органов управления образованием субъектов РФ предложены две модели экзаменационной работы по химии, принципиальное различие которых заключается

    Подробнее

    с. Веселая Лопань, 2015 год

    с. Веселая Лопань, 2015 год
    Муниципальное общеобразовательное учреждение «Веселолопанская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области» Контрольное тестирование по химии 9 класс (промежуточный контроль)

    Подробнее

    КАЧЕСТВЕННЫЕ ЗАДАЧИ Неорганическая химия

    КАЧЕСТВЕННЫЕ ЗАДАЧИ Неорганическая химия
    КАЧЕСТВЕННЫЕ ЗАДАЧИ Неорганическая химия МАОУ «СОШ 40» г. Старый Оскол учитель химии Баштрыков П.М. 1. Приливание избытка раствора карбоната натрия к раствору, полученному при взаимодействии металла А

    Подробнее

    СБОРНИК ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ПО ХИМИИ

    СБОРНИК ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ПО ХИМИИ
    НАЧАЛЬНОЕ И СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Ю.М.ЕРОХИН СБОРНИК ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ПО ХИМИИ Рекомендовано Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования»

    Подробнее

    Оборудование лаборатории химии

    Оборудование лаборатории химии
    Оборудование лаборатории химии Оборудование Наименования Количество ОБОРУДОВАНИЕ СЕЙФЫ ЛАБОРАТОРНАЯ ПОСУДА, ПРИБОРЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ДЕМОНСТРАЦИЙ Мойка для мытья химической посуды Лабораторные столы

    Подробнее

    Банк заданий 11 класс химия

    Банк заданий 11 класс химия
    Банк заданий 11 класс химия 1. Электронная конфигурация соответствует иону: 2. Одинаковую кофигурацию имеют частицы и и и и 3. Сходную конфигурацию внешнего энергетического уровня имеют атомы магния и

    Подробнее

    Тематическое планирование по химии 8 класс

    Тематическое планирование по химии 8 класс
    Тематическое планирование по химии 8 класс 2 ч в неделю, всего 68 ч; из них 2 ч резервное время Темы уроков Дата Основное содержание по темам Введение (3 ч) 1. 1. Предмет и задачи химии 2. 2. Методы химии.

    Подробнее

    Химические свойства оснований и кислот

    Химические свойства оснований и кислот
    Химические свойства оснований и кислот 1. В реакцию с раствором гидроксида калия вступает 2. Раствор серной кислоты реагирует с раствором 3. Раствор серной кислоты не реагирует 4. Гидроксид меди(ii) реагирует

    Подробнее

    Пояснительная записка.

    Пояснительная записка.
    Пояснительная записка. Пропедевтический курс может быть реализован за счет компонента образовательного учреждения с 7 класса в объеме 1 час в неделю. Для пропедевтического курса химии (7 класс) в настоящее

    Подробнее

    Демонстрационный вариант

    Демонстрационный вариант
    Проект Проект Государственная (итоговая) аттестация 2010 года (в новой форме) по ХИМИИ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов

    Подробнее

    Правила техники безопасности по химии огэ
    Элементы IА и IIА подгруппы 1. 8. 9. 2. 10. 11. 3. 4. 12. 5. 13. 14. 6. 7. 15. 16. 1 17. 26. 18. 27. 19. 28. 20. 21. 29. 22. 23. 30. 24. 31. 25. 32. 2 33. 39. Взаимодействие оксида кальция с водой относится

    Подробнее

    Демонстрационный вариант

    Демонстрационный вариант
    Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2011 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по ХИМИИ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные

    Подробнее

    Задание 31 ЕГЭ по химии

    Задание 31 ЕГЭ по химии
    Верное решение задания 31 должно содержать уравнения четырёх За верную запись каждого уравнения реакции можно получить 1 балл. Максимально за выполнение этого задания можно получить 4 балла. Каждое верное

    Подробнее

    Реакции образования хлора

    Реакции образования хлора
    Рабочая тетрадь по теме: «ГАЛОГЕНЫ-1 (Получение и свойства хлора)» — 1 — Опыты с галогенами проводите только в вытяжном шкафу, в маске или очках и с разрешения преподавателя. Опыты с бромом выполняйте

    Подробнее

    Рабочая программа по химии

    Рабочая программа по химии
    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Н.И.Пирогова Министерства здравоохранения РФ

    Подробнее

    Диагностическая работа 1 по ХИМИИ

    Диагностическая работа 1 по ХИМИИ
    Район Город (населенный пункт) Школа Класс Фамилия Имя Отчество Диагностическая работа 1 по ХИМИИ 21 ноября 2011 года 9 класс Вариант 1 Химия. 9 класс. Вариант 1 2 Инструкция по выполнению работы На выполнение

    Подробнее

    III. Требования безопасности во время работы.

    III. Требования безопасности во время работы.
    I. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ 1.1. К работе в кабинете химии с концентрированными кислотами допускаются лица в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний

    Подробнее

    ЗАДАНИЯ теоретического тура 11 класс

    ЗАДАНИЯ теоретического тура 11 класс
    ЗАДАНИЯ теоретического тура 11 класс Задача 1. В химии в качестве осушителей применяются такие вещества как оксиды кальция и бария, едкое кали, металлический кальций, безводные сульфаты магния и натрия,

    Подробнее

    Демонстрационный вариант

    Демонстрационный вариант
    Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2011 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по ХИМИИ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные

    Подробнее

    правила заполнения бланков ответов участников экзамена.

    Экзамен по химии проводится в кабинетах, отвечающие требованиям безопасного труда при выполнении моделей экспериментальных заданий экзаменационной работы.

    К обеспечению проведения лабораторных работ привлекается соответствующий специалист, владеющий определенными умениями и навыками проведения лабораторных работ по химии.

    Задание 23 в экзаменационной работе реальный химический эксперименткоторый выполняется участником с использованием лабораторного оборудования.

    На этапе выполнения экспериментального задания участники используют лабораторное оборудование.

    Выдача лабораторного оборудования осуществляется специалистом по обеспечению лабораторных работ.

    Лабораторное оборудование размещается в аудитории на специально выделенном столе. Рекомендуется разделить зоны выполнения заданий части 1 и реального химического эксперимента в рамках одной аудитории.

    Выбор лабораторного оборудования, необходимого для выполнения экспериментального задания, каждый участник осуществляет самостоятельно, исходя из содержания экспериментального задания выполняемого им КИМ.

    В аудитории, в которой проводится ОГЭ по химии, должно быть установлено не менее двух раковин с подводкой воды: одна — в аудитории, другая — в лаборантском помещении.

    Лаборантское помещение должно иметь два выхода (запирающиеся двери): в лабораторию и обязательный дополнительный выход в коридор (рекреацию). Аудитория и лаборантское помещение должны быть обеспечены отоплением и приточно-вытяжной вентиляцией. Аудитория и лаборантское помещение должны быть обеспечены средствами пожаротушения: огнетушитель, кошма (противопожарное полотно), песок. Лаборантское помещения должно иметь мебель для организации работы лаборанта (подготовки ученического эксперимента).

    Лаборантское помещение должно быть обеспечено аптечкой скорой помощи, сейфом для хранения ядовитых веществ, шкафами для хранения реактивов и оборудования.

    В оформлении аудитории должны присутствовать Периодическая система Д.И. Менделеева, таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде и электрохимический ряд напряжения металлов.

    Специалист по обеспечению лабораторных работ до проведения экзамена подбирает необходимый комплект реактивов и оборудования; подбирает емкости-склянки объемом 20-50 мл с твердыми веществами или растворами веществ.

    На склянках должны быть наклеены этикетки с формулами веществ, и знаки опасности.

    В день проведения экзамена, подготовленные оборудование и реактивы располагаются в лаборантской.

    Комплекты лабораторного оборудования для выполнения экспериментальных заданий формируются заблаговременно, за один-два дня до проведения экзамена.

    Каждый комплект оборудования должен быть помещен в собственный лоток.

    Для приема экзамена назначается комиссия, состоящая из экспертов-экзаменаторов, оценивающих технику выполнения химического эксперимента и ответственный за выдачу экзаменуемым лабораторного оборудования. Выполнение химического эксперимента каждым экзаменуемым оценивается двумя экспертами-экзаменаторами.

    Перед началом экзамена все учащиеся под расписку должны быть ознакомлены с правилами техники безопасности при работе в химической лаборатории (Приложение 1), а также при работе с веществами и лабораторным оборудованием. Учащиеся, нарушившие эти правила, удаляются с экзамена.

    На экзамене участникам разрешается пользоваться Периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева, таблицей растворимости солей, кислот и оснований в воде, электрохимическим рядом напряжений металлов и непрограммируемым калькулятором (непрограммируемые калькуляторы приносят с собой самостоятельно).

    Ø явиться в ППЭ не позднее, чем за один час тридцать минут до начала экзамена и зарегистрироваться у руководителя ППЭ;

    Ø получить у руководителя ППЭ информацию о назначении ответственных организаторов в аудитории и распределении по аудиториям ППЭ и информацию о сроках ознакомления участников ОГЭ с результатами и сроках подачи и рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами;

    Ø получить у руководителя ППЭ:

    краткую инструкцию для участников экзамена,

    ножницы для вскрытия пакета с ЭМ,

    возвратные спецпакеты,

    возвратный пакет для КИМ,

    ведомости и протоколы, заполняемые в аудитории.

    Ø не позднее чем за 45 минут до начала экзамена пройти в свою аудиторию, проверить ее готовность к экзамену и приступить к выполнению обязанностей организатора в аудитории;

    Ø раздать на рабочие места участников экзамена черновики (минимальное количество — два листа) на каждого участника экзамена;

    Ø подготовить на доске необходимую информацию для заполнения регистрационных полей в бланках ответов;

    Ø прикрепить к двери аудитории один экземпляр списка участников экзамена.

    Специалисту по обеспечению лабораторных работ необходимо:

    Ø явиться в ППЭ не позднее, чем за один час тридцать минут до начала экзамена и зарегистрироваться у руководителя ППЭ;

    Ø получить у руководителя ППЭ информацию о назначении специалистов по обеспечению лабораторных работ в аудитории и распределении по аудиториям ППЭ;

    Ø пройти инструктаж у руководителя ППЭ по процедуре проведения экзамена;

    Ø получить у руководителя ППЭ инструкцию по правилам безопасности труда участника ОГЭ при проведении экзамена по химии;

    Ø проверить готовность аудитории и лаборантского помещения к проведению экзамена: соблюдение условий безопасного труда, наличие комплектов оборудования.

    Контрольные измерительные материалы ОГЭ по химии содержат реальный химический эксперимент – задание 23 части 2, которые выполняются участниками с использованием реального лабораторного оборудования.

    Комплекты оборудования для каждого дня проведения экзамена готовятся исходя из численности участников с некоторым превышением числа комплектов.

    Комплекты лабораторного оборудования для выполнения экспериментальных заданий формируются заблаговременно, за один-два дня до проведения экзамена.

    Каждый комплект оборудования должен быть помещен в собственный лоток.

    Проведение экзамена

    Организатору запрещается иметь при себе мобильные телефоны, иные средства связи и электронно-вычислительную технику.

    Вход участников экзамена в аудиторию.

    Ответственный организатор при входе участников экзамена в аудиторию должен:

    Ø провести идентификацию личности по документу, удостоверяющему личность участника экзамена;

    Ø сообщить участнику экзамена номер его места в аудитории;

    Ø указать место, где участник экзамена может оставить свои личные вещи[1]. Если участник экзамена принес свой непрограммируемый калькулятор, организатор проверяет его на отсутствие дополнительных функций и т.д.

    Организатор должен:

    Ø помочь участнику экзамена быстро занять отведенное ему место, при этом следить, чтобы участники экзамена не переговаривались и не менялись местами;

    Ø напомнить участникам экзамена о запрете иметь при себе во время проведения экзамена мобильные телефоны, иные средства связи, электронно-вычислительную технику;

    Ø проверить, что гелевая ручка участника экзамена пишет неразрывной черной линией (при необходимости заменить ручку).

    Выдача экзаменационных материалов.

    Не позднее чем за 15 минут до начала экзамена ответственный организатор принимает у руководителя ППЭ ЭМ участников экзамена.

    Ответственный организатор в аудитории должен:

    Ø продемонстрировать участникам экзамена целостность упаковки доставочного спец-пакета с ИК;

    Ø вскрыть доставочный спец-пакет с ИК;

    Ø раздать всем участникам экзамена ИК в произвольном порядке[2];

    Ø зачитать краткую инструкцию для участников экзамена, в процессе чтения краткой инструкции дать указание участникам экзамена вскрыть конверт с ИК и проверить его содержимое;

    Ø по указанию ответственного организатора участники экзамена заполняют регистрационные поля бланков ответов №1 и № 2;

    Ø после проведения краткого инструктажа по технике безопасности труда и правилам выполнения реального химического эксперимента специалистом по обеспечению лабораторных работ, организатор в аудитории подходит к каждому участнику экзамена в аудитории с «Ведомостью ознакомления с инструкцией по технике безопасности труда и правилам выполнения реального химического эксперимента для участников ОГЭ при проведении экзамена по химии» (Приложение 1).

    Ø после заполнения всеми участниками регистрационных полей бланков ответов №1 и № 2 объявить начало экзамена, продолжительность и время окончания экзамена и зафиксировать на доске время начала и окончания экзамена;

    Специалист по обеспечению лабораторных работ в аудитории должен:

    Ø провести краткий инструктаж по технике безопасности труда и правилам выполнения реального химического эксперимента.

    Начало экзамена

    Во время экзамена организатор в аудитории должен:

    Ø проверить правильность заполнения регистрационных полей на всех бланках у каждого участника и соответствие данных участника экзамена (ФИО, серии и номера документа, удостоверяющего личность) в бланке ответов № 1 и документе, удостоверяющем личность[3].

    Ø следить за порядком в аудитории и не допускать:

    разговоров участников экзамена между собой;

    обмена любыми материалами и предметами между участниками экзамена;

    использования мобильных телефонов, иных средств связи и электронно-вычислительной техники; фото-, аудио- и видеоаппаратуры, справочных материалов, письменных заметок и иные средства хранения и передачи информации.

    хождения по ППЭ во время экзамена без сопровождения организатора вне аудитории;

    Ø в том случае, если участник экзамена предъявил претензию по содержанию задания своего КИМ, необходимо зафиксировать суть претензии в служебной записке и передать ее руководителю ППЭ (служебная записка должна содержать информацию об уникальном номере КИМ, задании и содержании замечания).

    Ø по мере готовности участников экзамена к практическому заданию организатор в аудитории подходит к участнику, готовому приступить к выполнению экспериментального задания(участник поднимает руку, сообщает о готовности приступить к практическому заданию), выясняет номер варианта КИМ. Номер варианта организатор в аудитории сообщает специалисту по обеспечению лабораторных работ и эксперту-экзаменатору.

    Во время экзамена специалист по обеспечению лабораторных работ в аудитории должен:

    Ø по мере готовности участников экзамена к практическому заданию специалист по обеспечению лабораторных работ должен выдает ему на стол индивидуальный комплект оборудования в соответствии с заданием его варианта.

    Ø В процессе экзамена специалист по обеспечению лабораторных работ следит за соблюдением участниками экзамена правил безопасности труда. В случае нарушения участником экзамена правил безопасного труда при выполнении экспериментального задания специалист имеет право удалить его с экзамена (приглашается руководитель ППЭ). Организатор в аудитории фиксирует факт удаления в акте удаления с экзамена.

    Ø Оценивание выполнения практического задания 23 части 2 экспертами:

    · Выполнение практического задания 23 части 2 оценивается двумя экспертами одновременно;

    · Эксперты осуществляют оценку выполнения задания на основании критериев (передача из РЦОИ на муниципальный уровень по защищенному каналу);

    · При оценке выполнения задания эксперта проставляют баллы в черновик;

    · После оценки выполнения задания первого участника экзамена, при отсутствии других участников ожидающих выполнения задания, эксперты выходят из аудитории проведения ОГЭ и ожидают приглашения для оценки выполнения задания следующим участником в коридоре ППЭ в непосредственной близости к соответствующей аудитории проведения ОГЭ.

    · Проставления баллов за задания 23 части 2 в бланки ответов №1 участников ОГЭ производится по завершении экзамена по химии в аудитории ППЭ, в присутствии участников экзамена.

    Выдача дополнительных бланков

    В том случае, если участник экзамена полностью заполнил бланк ответов № 2, организатор должен:

    Ø убедиться, чтобы обе стороны основного бланка ответов № 2 были полностью заполнены, в противном случае ответы, внесенные на дополнительный бланк ответов №2, оцениваться не будут;

    Ø выдать по просьбе участника экзамена дополнительный бланк ответов № 2;

    Ø заполнить поля в дополнительном бланке (код региона, код предмета, название предмета, номер варианта, номер КИМ, в поле «Лист №» вписывается следующий по порядку номер бланка, т.е. 2, 3 и т.д.).

    Завершение экзамена и организация сбора экзаменационных материалов у участников экзамена.

    За 30 минут и за 5 минут до окончания экзамена уведомить об этом участников ОГЭ и напомнить о временных рамках экзамена.

    За 15 минут до окончания экзамена:

    пересчитать лишние ИК в аудитории.

    По окончании экзамена организатор должен:

    Ø объявить, что экзамен окончен;

    Ø записать на доске время окончания экзамена;

    Ø принять у участников экзамена в организованном порядке:

    Ø бланки ответов №1, бланки ответов №2, дополнительные бланки ответов № 2;

    Ø вариант КИМ, вложенный обратно в конверт,

    Ø черновики;

    Ø поставить прочерк «Z» на полях бланков ответов №2, предназначенных для записи ответов в свободной форме, но оставшихся незаполненными (в том числе и на его оборотной стороне), а также в выданных дополнительных бланках ответов № 2;

    Ø пересчитать бланки ОГЭ и запечатать их в возвратный доставочный пакет (в возвратный доставочный пакет вкладываются две стопки – бланки ответов №1, а за ними бланки ответов №2 с привязанными к ним дополнительными бланками ответом, дополнительные бланки ответов должны быть уложены за каждым бланком ответов №2 этого номера КИМ).

    Собранные бланки ответов участников экзамена организаторы упаковывают в возвратный доставочный пакет. На каждом пакете организаторы отмечают наименование, адрес и номер ППЭ, номер аудитории, наименование учебного предмета, по которому проводился экзамен, и количество материалов в пакете, фамилию, имя, отчество (при наличии) организаторов.

    При этом запрещается:

    использовать какие-либо иные пакеты вместо выданных возвратных доставочных пакетов,

    вкладывать вместе с бланками какие-либо другие материалы,

    скреплять бланки (скрепками, степлером и т.п.),

    менять ориентацию бланков в пакете (верх-низ, лицевая-оборотная сторона);

    Организатор обязан сложить и сдать руководителю ППЭ собранные у участников экзамена материалы:

    Ø запечатанный возвратный доставочный пакет с бланками ответов (напакете организаторы отмечают наименование, адрес и номер ППЭ, номер аудитории, наименование учебного предмета, по которому проводился экзамен, и количество материалов в пакете, фамилию, имя, отчество (при наличии) организаторов).

    Ø конверты с использованными КИМ в секъюрпаке ;

    Ø черновики;

    Ø неиспользованные, бракованные, испорченные КИМ;

    Ø заполненные в аудитории ведомости, протоколы и др.

    Специалисту по обеспечению лабораторных работ необходимо убрать лабораторное оборудование.

    Организаторы (в т.ч. специалисты по обеспечению лабораторных работ) покидают ППЭ после передачи всех материалов, уборки лабораторного оборудования, оформления соответствующего протокола и только по разрешению руководителя ППЭ.

    Бланк ответов №1,

    Бланк ответов №2 и КИМ.

    Приложение 1

    ИНСТРУКЦИЯ

    Приложение 2

    ХИМИЯ

    Организаторы должны знать:

    нормативные правовые документы, регламентирующие проведение ОГЭ;

    инструкции, определяющие порядок работы организатора в аудитории;

    правила заполнения бланков ответов участников экзамена.

    Особенности экзамена по химии

    Экзамен по химии проводится в кабинетах, отвечающие требованиям безопасного труда при выполнении моделей экспериментальных заданий экзаменационной работы.

    К обеспечению проведения лабораторных работ привлекается соответствующий специалист, владеющий определенными умениями и навыками проведения лабораторных работ по химии.

    Задание 23 в экзаменационной работе реальный химический эксперименткоторый выполняется участником с использованием лабораторного оборудования.

    На этапе выполнения экспериментального задания участники используют лабораторное оборудование.

    Выдача лабораторного оборудования осуществляется специалистом по обеспечению лабораторных работ.

    Лабораторное оборудование размещается в аудитории на специально выделенном столе. Рекомендуется разделить зоны выполнения заданий части 1 и реального химического эксперимента в рамках одной аудитории.

    Выбор лабораторного оборудования, необходимого для выполнения экспериментального задания, каждый участник осуществляет самостоятельно, исходя из содержания экспериментального задания выполняемого им КИМ.

    В аудитории, в которой проводится ОГЭ по химии, должно быть установлено не менее двух раковин с подводкой воды: одна — в аудитории, другая — в лаборантском помещении.

    Лаборантское помещение должно иметь два выхода (запирающиеся двери): в лабораторию и обязательный дополнительный выход в коридор (рекреацию). Аудитория и лаборантское помещение должны быть обеспечены отоплением и приточно-вытяжной вентиляцией. Аудитория и лаборантское помещение должны быть обеспечены средствами пожаротушения: огнетушитель, кошма (противопожарное полотно), песок. Лаборантское помещения должно иметь мебель для организации работы лаборанта (подготовки ученического эксперимента).

    Лаборантское помещение должно быть обеспечено аптечкой скорой помощи, сейфом для хранения ядовитых веществ, шкафами для хранения реактивов и оборудования.

    В оформлении аудитории должны присутствовать Периодическая система Д.И. Менделеева, таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде и электрохимический ряд напряжения металлов.

    Специалист по обеспечению лабораторных работ до проведения экзамена подбирает необходимый комплект реактивов и оборудования; подбирает емкости-склянки объемом 20-50 мл с твердыми веществами или растворами веществ.

    На склянках должны быть наклеены этикетки с формулами веществ, и знаки опасности.

    В день проведения экзамена, подготовленные оборудование и реактивы располагаются в лаборантской.

    Комплекты лабораторного оборудования для выполнения экспериментальных заданий формируются заблаговременно, за один-два дня до проведения экзамена.

    Читайте также:

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Для чего мазь эритромицин для наружного применения инструкция
  • Инструкция по охране труда для специалиста по охране труда 2022
  • Пароварка скарлет 1143 инструкция по применению
  • Mastech m266 инструкция на русском языке
  • Данадим пауэр инсектицид инструкция по применению цена