Адрес299703, Севастополь, Балаклавский, Инкерман, Малиновского, 34
Инструктажи по технике безопасности для детей (учащихся) школы
Очень важно для учителя и классного руководителя вовремя проводить инструктажи по технике безопасности для учащихся школы. Инструктажи проводятся со школьниками перед различными мероприятиями, поездками, при выполнении определенной работы в школе.
Но обезопасить учащихся педагоги должны не только на время пребывания в школе, но и во время пребывания детей на улице, в лесу, на воде, дома и т.д.
Для этого необходимо на внеклассных мероприятиях проводить целевые инструктажи по технике безопасности для детей, изучать с детьми правила поведения, технику безопасности и охрану труда.
Перед выполнением определенной общественной работы проводятся инструктажи по охране труда с учащимися школы.
Инструктажи по технике безопасности для учащихся
Предлагаем скачать вводные инструктажи по технике безопасности для школьников в кабинетах физики, химии, биологии, информатики, технологии, учебной мастерской, а также на уроках физкультуры и в раздевалках спортивного зала.
- Правила поведения учащихся в школе
- Вводный инструктаж для учащихся в школе
- Вводный инструктаж в кабинете физики
- Вводный инструктаж в кабинете химии
- Вводный инструктаж в кабинете биологии
- Вводный инструктаж в кабинете информатики
- Вводный инструктаж в кабинете технологии
- Вводный инструктаж для учащихся в учебных мастерских
- Вводный инструктаж для учащихся на уроке физкультуры
- Инструкция по охране труда в раздевалках спортивного зала
- Правила безопасности при работе на уроках технологии в начальных классах
- Инструкция по охране труда для учащихся в кабинете биологии (вводный инструктаж)
- Инструкция по охране труда для учащихся в кабинете химии (вводный инструктаж)
Классному руководителю необходимо проводить инструктажи по охране труда для учащихся перед летними и зимними каникулами, во время планирования поездок с одноклассниками и перед посещением музеев, библиотек, театра. Информирование учащихся поможет снизить риск возникновения чрезвычайных ситуаций во время мероприятия.
Инструктажи по технике безопасности для детей
Также рекомендуем просмотреть инструктажи по правилам безопасного поведения детей при общественно-полезном труде, генеральной уборке, уборке территории, пришкольного участка и выполнении функций дежурного класса.
- Инструкция по охране труда для дежурного по школе класса
- Инструкция по охране труда для учащихся при проведении массовых мероприятиях на базе других учреждений
- Правила поведения детей в театре и музее
- Правила поведения для учащихся в библиотеке
- Правила поведения учащихся на каникулах
- Инструкция по правилам поведения на зимних каникулах
- Инструктаж для учащихся на летние каникулы
- Инструкция по правилам безопасности для обучающихся при выполнении общественно-полезного труда
- Инструкция по охране труда для учащихся при проведении генеральной уборке кабинетов
- Инструкция по охране труда для учащихся при уборке пришкольной территории
- Инструкция по технике безопасности при работе на пришкольном участке
Проведение детям инструктажа по технике безопасности никогда не бывает лишним. Учащиеся могут знать правила поведения при нахождении в том или ином месте, однако напомнить еще раз перед посещением необходимо. Рекомендуется, например, в процессе экскурсии делать кратковременные остановки и напоминать правила перехода улицы, движения, перед посещением театра или музея.
Рекомендуем просмотреть:
Инструкции по охране труда для учащихся школы
Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:
МБОУ «Сылгы-Ытарская средняя общеобразовательная школа им. А.Н.
Явловского»
Инструкция по ТБ и ПБ для учащихся в кабинете биологии и химии.
Заведующий учебным кабинетом
Кычкина А.К. _______________
2020г
Инструкция по охране труда при работе в кабинете химии и биологии.
Ι. Общие
положения
1. Соблюдение требований настоящей
инструкции обязательно для всех лиц, работающих в кабинете химии.
2. К работе в кабинете химии допускаются учащиеся,
прошедшие инструктаж ТБ, ПБ и по охране труда.
3. Лица, допущенные к работе в кабинете
химии и биологии, должны соблюдать правила внутреннего распорядка, расписание
учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.
4. При работе в кабинете химии и
биологии на работающих и обучающихся возможно воздействие опасных и вредных
производственных факторов с такими последствиями, как:
— химические ожоги при попадании на кожу или в глаза едких
химических веществ;
— термические ожоги при неаккуратном пользовании спиртовками
и нагревании веществ в пробирках, колбах и т. п.;
— порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой;
— отравление парами и газами высокотоксичных химических
веществ;
— ожоги от возникшего пожара при неаккуратном обращении с
легковоспламеняющимися и горючими жидкостями;
— поражение электрическим током при нарушении правил пользования
электроприборами.
5. Учащиеся могут находиться в кабинете
химии только в присутствии учителя: пребывание учащихся в помещении
лаборантской запрещается.
6. Учащиеся не допускаются к выполнению
обязанностей лаборанта.
7. Запрещается использовать кабинет химии и
биологии в качестве классных комнат для проведения развлекательных мероприятий.
8. В кабинете химии из числа внеурочных
мероприятий разрешатся проводить только занятия химического кружка и
факультатива по химии.
9. Запрещается пить, есть и класть
продукты на рабочие столы в кабинете химии и биологии, принимать пищу в
спецодежде.
10. Кабинет химии должен быть оборудован
вытяжным шкафом.
11. Всем лицам, работающим в кабинете химии,
необходимо применять индивидуальные средства защиты, а также соблюдать правила
личной гигиены. Администрация школы обязана обеспечить учителя химии и
лаборанта спецодеждой и средствами индивидуальной защиты (хлопчатобумажный
халат, защитные очки, фартук из химически стойкого материала, резиновые
перчатки; халат должен застегиваться только спереди, манжеты рукавов
должны быть на пуговицах, длина халата — ниже колен). Стирать
халат, испачканный химическими реактивами, необходимо отдельно от остального
нательного белья.
12. Кабинет химии должен быть оснащен
первичными средствами пожаротушения: двумя огнетушителями, ящиком с
песком, накидками из огнезащитной ткани размером 1,2 мх 1,8 м и 0,5 м х 0,5 м.
13. В кабинете химии (в лаборантской) должна
быть аптечка первой медицинской помощи, укомплектованная в соответствии с
перечнем медикаментов, разработанным для школьных кабинетов химии.
14. Каждый работающий в кабинете химии
должен знать местонахождение средств противопожарной защиты и аптечки первой медицинской
помощи.
15. В каждом несчастном случае пострадавший
или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить администрации школы.
16. Работающие в кабинете химии должны
соблюдать правила техники безопасности и пожарной безопасности, выполнять
требования инструкций по безопасному обращению с реактивами, лабораторным
оборудованием и электроприборами, содержать в чистоте рабочее место.
17. На видном месте в кабинете химии должен
быть Уголок техники безопасности, где необходимо разместить конкретные
инструкции с условиями безопасной работы и правила поведения в химическом
кабинете.
18. Лица, допустившие невыполнение или
нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной
ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и,
при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил
охраны труда.
ΙΙ. Требования
безопасности перед началом работы
1. Тщательно проветрить помещение кабинета
химии и биологии.
2. Надеть спецодежду. При работе с
токсичными и агрессивными веществами подготовить к использованию средства
индивидуальной защиты.
3. Подготовить к работе необходимое
оборудование, лабораторную посуду, реактивы, приборы.
III. Требования
безопасности во время работы
1. Во время работы в кабинете химии
необходимо соблюдать чистоту, тишину и порядок на рабочем месте.
2. Запрещается пробовать на вкус любые
вещества. Нюхать вещества можно, лишь осторожно направляя на себя пары или газы
легким движением руки, а не наклоняясь к сосуду и не вдыхая полной грудью.
3. В процессе работы необходимо следить,
чтобы вещества не попадали на кожу лица и рук, так как многие вещества
вызывают раздражение кожи и слизистых оболочек.
4. Опыты нужно проводить только в чистой
посуде.
5. На всех банках, склянках и другой
посуде, где хранятся реактивы, должны быть этикетки с указанием названия
вещества. Запрещается хранить реактивы в емкостях без этикеток или с надписями,
сделанными карандашом по стеклу, растворы щелочей — в склянках с притертыми
пробками, а легковоспламеняющиеся и горючие жидкости — в сосудах из полимерных
материалов.
6. Склянки с веществами или
растворами необходимо брать одной рукой за горлышко, а другой снизу
поддерживать за дно.
7. Растворы необходимо наливать из
сосудов так, чтобы при наклоне этикетка оказывалась сверху (этикетку — в
ладонь!). Каплю, оставшуюся на горлышке сосуда, снимают верхним краем той
посуды, куда наливается жидкость.
8. При пользовании пипеткой категорически
запрещается втягивать жидкость ртом.
9. Твердые сыпучие реактивы разрешается
брать из склянок только с помощью совочков, ложечек, шпателей, пробирок.
10. При нагревании жидких и твердых веществ
в пробирках и колбах нельзя направлять их отверстия на себя и соседей. Нельзя
также заглядывать сверху в открыто нагреваемые сосуды во избежание возможного
поражения в результате химической реакции.
11. Категорически запрещается выливать в
раковины концентрированные растворы кислот и щелочей, а также различные
органические растворители, сильно пахнущие и огнеопасные вещества. Все отходы
нужно сливать в специальную стеклянную тару емкостью не менее Зле крышкой (для
последующего обезвреживания).
12. Запрещается использовать в работе
самодельные приборы и нагревательные приборы с открытой спиралью.
13. Не допускается совместное хранение
реактивов, отличающихся по химической природе.
14. Выдача учащимся реактивов для опытов
производится в массах и объемах, не превышающих их необходимое количество для
данного эх «перимента, а растворов — концентрацией не выше 5%. На рабочих
местах для постоянного размещения допускаются только реактивы и растворы набора
типа, утвержденного Министерством просвещения РФ.
IV. Требования
безопасности по окончании работы
1. Привести в порядок рабочее место, убрать
все химреактивы на свои места в лаборантскую в специальные шкафы и сейфы.
2. Отработанные растворы реактивов слить в
специальную стеклянную тару с крышкой, емкостью не менее 3 л (для последующего
обезвреживания и уничтожения).
3. Снять спецодежду и средства
индивидуальной защиты.
4. Тщательно вымыть руки с мылом.
5. Тщательно проветрить помещение кабинета
химии и лаборантской.
V. Требования
безопасности в аварийных ситуациях
1. В случаях с разбитой лабораторной
посудой, не собирать ее осколки незащищенными руками, а использовать для этой
цели щетку и совок.
2. Уборку разлитых и рассыпанных реактивов
производить, руководствуясь требованиями инструкции по безопасной работе с
соответствующими химическими реактивами.
3. В случае с разлитой
легковоспламеняющейся жидкостью и ее загоранием немедленно сообщить в ближайшую
пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания первичными средствами
пожаротушения.
4. При получении травмы немедленно оказать
первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации школы, при необходимости
отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
План пожаротушения в кабинете химии и биологии.
№ п/п |
Наименование действия |
Последовательность действий |
Должность исполнителя |
1 |
Сообщение о пожаре |
Вызвать пожарную команду по телефону 01 или с посыльным, Отключить электроэнергию, выключить вентиляцию, приготовиться Привести в готовность первичные средства |
Учитель |
2 |
Эвакуация учащихся из загоревшегося помещения |
Успокоить учащихся и предотвратить панику. Вывести учащихся по коридорам и лестницам в соответствии с |
Учитель |
3 |
Проверка полноты эвакуации |
Проверить учащихся по численности и по списку |
Учитель химии |
4 |
Размещение эвакуированных учащихся |
В летнее время разместить на улице |
Администрация школы |
5 |
Организация тушения пожара первичными средствами |
Организовать оцепление горящих помещений. Тушение пожара с Выделение посыльных для встречи пожарной команды и указания |
Администрация школы, учитель химии, Сотрудники школы |
6 |
Участие в тушении пожара по прибытии пожарной команды |
Указать представителям пожарной охраны кратчайшие пути к очагу Указать пожарным помещения, где могут находиться люди. А так же |
Учитель, администрация школы |
Заведующий учебным кабинетом Кычкина
А.К.:________________________
Дата:_________________________________
Ф.И. инструктируемого |
Дата инструктажа |
Класс |
Содержание и вид инструктажа с указанием названия |
Ф.И.О. проводившего инструктаж |
Подпись проводившего инструктаж |
Подпись инструктируемого |
Оказание первой доврачебной помощи
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ – это простейшие срочные меры, необходимые для спасения жизни и здоровья пострадавшим при повреждениях, несчастных случаях и внезапных заболеваниях.
1. Легкие травмы
1.1. Успокоить пострадавшего. При ушибе – положить холод на место ушиба и наложить тугую повязку. При растяжении (больно совершать движения в суставах) – наложить фиксирующую повязку, положить холод.
1.2. Вызвать медицинского работника, сообщить родителям и доставить пострадавшего в медицинское учреждение для оказания квалифицированной медицинской помощи.
2. Переломы (образуется выступ или впадина)
2.1. Зафиксировать конечность (два сустава, а при переломе левой и бедренной кости – три).
2.2. Вызвать медицинского работника, сообщить родителям и доставить пострадавшего в медицинское учреждение для оказания квалифицированной медицинской помощи.
3. Перелом открытый
3.1.При переломе открытом, относится к нему сначала как к ране, только потом как к перелому — это основа первой доврачебной помощи при травмах.
3.2. Наложить стерильную повязку и зафиксировать конечность.
3.3. Вызвать медицинского работника и доставить пострадавшего в медицинское учреждение для оказания квалифицированной медицинской помощи.
Следует помнить следующие правила оказания помощи при травмах (п. 2 и 3.):
· фиксировать деформированную конечность необходимо в том положении, в котором она находится, чтобы не навредить ещё больше;
· при наложении шины, необходимо проследить за тем, что бы сустав был зафиксирован до и после перелома;
· использовать все возможные в данной ситуации подручные средства;
· перелом фиксируем, не изменяя его положения;
· вправлять ничего не нужно, фиксируем как перелом;
· большая кровопотеря не исключена;
· можно применить холод к месту травмы или перелома, чтобы уменьшить боль; при этом лёд к голому телу не прикладывается, его необходимо обернуть.
· Симптомов перелома или травмы может быть несколько:
· кровь;
· неестественное положение конечности;
· нарушение подвижности конечности;
· боль;
· опухоль;
· оголенная кость в ране при открытом переломе.
В любом случае не зависимо от типа травмы не пытайтесь самостоятельно придать конечности естественное положение.
4. Электротравмы
4.1. Прекратить контакт с источником тока. Отключить ток или, если не удается, отодвинуть пострадавшего от источника тока.
4.2. При отсутствии дыхания и пульса – провести реанимационные мероприятия (непрямой массаж сердца и искусственное дыхание).
4.3. Вызвать скорую помощь.
4.4. Реанимацию проводить до прибытия скорой помощи или до появления пульса и самостоятельного дыхания.
5. Ожоги (открытым огнем или горячей жидкостью)
5.1. Ожоги – повреждение тканей, возникающее под действием высокой температуры, электрического тока, кислот, щелочей или ионизирующего излучения. Соответственно различают термические, электрические, химические и лучевые ожоги. Термические ожоги встречаются наиболее часто, на них приходится 90-95% всех ожогов.
5.2. Если ожог небольшой обожженный участок подержать под холодной водой и наложить стерильную повязку.
5.3. При сильных ожогах наложить стерильную повязку.
5.4.Для местного лечения ожогов лучше применять многокомпонентные аэрозоли (левовинизоль, олазоль, ливиан, пантенол).
5.5. При тяжелых (обширных) поражениях вызвать скорую помощь и доставить пострадавшего в медицинское учреждение для оказания квалифицированной медицинской помощи.
6. Помощь при порезах и ушибах
6.1. В первую очередь необходимо остановить кровотечение (жгут, пережатие сосуда, давящая повязка).
6.2. Если рана загрязнена, грязь удаляется только вокруг, но ни в коем случае не из глубинных слоев раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени и обращаются в медпункт.
6.3. Если после наложения жгута кровотечение продолжается, на рану накладывают стерильный тампон, смоченный 3-процентным раствором перекиси водорода, затем стерильную салфетку и туго бинтуют. Если повязка намокает от поступающей крови, новую накладывают поверх старой.
6.4. Первая помощь при ушибах — покой поврежденному органу. На область ушиба накладывают давящую повязку и холод (например, лед в полиэтиленовом мешочке, холодный металлический предмет и др. источники холода). Ушибленному органу придают возвышенное положение.
6.5. При ушибах головы пострадавшему обеспечивают полный покой и вызывают скорую помощь.
6.6. Инородные тела, попавшие в глаз, разрешается удалить влажным ватным или марлевым тампоном. Затем промывают глаз водой из фонтанчика не менее 7 — 10 минут. Для подачи воды допускается также пользоваться чайником или лабораторной промывалкой.
6.7. При попадании в глаз едких жидкостей промывают его водой, как указано выше, затем раствором борной кислоты или гидрокарбоната натрия, в зависимости от характера попавшего вещества.
6.8. После заключительного ополаскивания глаза чистой водой под веки необходимо ввести 2 — 3 капли 30-процентного раствора альбуцида и направить пострадавшего в медпункт.
7.Обморок
7.1. Обморок – внезапная кратковременная потеря сознания, сопровождающаяся ослаблением деятельности сердца и дыхания. Возникает при быстро развивающемся малокровии головного мозга и продолжается от нескольких секунд до 5-10 минут и более.
7.2. Признаки. Обморок выражается во внезапно наступающей дурноте, головокружении, слабости и потере сознания, сопровождается побледнением и похолоданием кожных покровов. Дыхание замедленное, поверхностное, слабый и редкий пульс (до 40-50 ударов в минуту).
7.3. Первая помощь. Пострадавшего уложить на спину так, чтобы голова была несколько опущена, а ноги приподняты. Для облегчения дыхания освободить шею и грудь от стесняющей одежды. Тепло укройте пострадавшего, положите грелку к его ногам. Натрите нашатырным спиртом виски больного и поднесите к носу ватку, смоченную нашатырем, а лицо обрызгайте холодной водой. При затянувшемся обмороке показано искусственное дыхание. После прихода в сознание дайте ему горячий кофе.
8. Кровотечение
8.1. Кровотечением называют излияние крови из поврежденных кровеносных сосудов. Оно является одним из частых и опасных последствий ранений, травм и ожогов. В зависимости от вида поврежденного сосуда различают: артериальное, капиллярное и венозное кровотечения.
8.2. Атериальное кровотечение возникает при повреждении артерий и является наиболее опасным.
Признаки: из раны сильной пульсирующей струей бьет кровь алого цвета.
Первая помощь направлена на остановку кровотечения, которая может быть осуществлена путем придания кровоточащей области приподнятого положения, наложения давящей повязки, максимального сгибания конечности в суставе и сдавливания при этом проходящих в данной области сосудов, пальцевое прижатие, наложение жгута. Прижатие сосуда осуществляется выше раны, в определенных анатомических точках, там, где менее выражена мышечная масса, сосуд проходит поверхностно и может быть прижат к подлежащей кости. Прижимать лучше не одним, а несколькими пальцами одной или обеих рук.
8.3. Венозное кровотечение возникает при повреждении стенок вен.
Признаки: из раны медленной непрерывной струей вытекает темная кровь.
Первая помощь заключается в остановке кровотечения, для чего достаточно придать приподнятое положение конечности, максимально согнуть ее в суставе или наложить давящую повязку. Такое положение придается конечности лишь после наложения давящей повязки. При сильном венозном кровотечении прибегают к прижатию сосуда. Поврежденный сосуд прижимают к кости ниже раны. Этот способ удобен тем, что может быть выполнен немедленно и не требует никаких приспособлений.
8.4. Капилярное кровотечение является следствием повреждения мельчайших кровеносных сосудов (капилляров).
Признаки: кровоточит вся раневая поверхность.
Первая помощь заключается в наложении давящей повязки. На кровоточащий участок накладывают бинт (марлю), можно использовать чистый носовой платок или отбеленную ткань.
9 Обморожение
9.1. Признаки обморожения — онемение поврежденной части тела, побледнение, а затем посинение кожи и отечность. Боль вначале не ощущается, но при отогревании обмороженного участка появляется резкая боль.
9.2. При оказании помощи необходимо внести пострадавшего в теплое помещение; водкой или разведенным спиртом необходимо растереть побелевшие места до появления чувствительности кожи, а затем наложить повязку с вазелином. Пострадавшего нужно напоить горячим чаем.
9.3. Если кожа в месте обморожения отекла и приняла красно-синюшный оттенок, растирать его нельзя. Необходимо протереть теми же растворами и наложить сухую стерильную повязку.
9.4. Признаками замерзания являются сонливость, ослабление памяти, исчезновения сознания, расстройство дыхания и сердечной деятельности. Замерзшего следует внести в теплое помещение, растереть и поместить в ванну с температурой воды 30-320С, а после погружения — довести до З4-ЗЗ0. Если пострадавший в сознании, следует дать ему горячую пишу и питье; если он не дышит, следует делать искусственное дыхание.
10. Солнечный и тепловой улар.
2.10.1. При солнечном и тепловом ударе пострадавший ощущает жажду, чувствует усталость, лицо краснеет, а затем покрывается бледностью, повышается температура, наступают судороги, потеря сознания.
10.2. Для оказания первой помощи при солнечном или тепловом ударе необходимо перенести пострадавшего в прохладное место, снять с него одежду, облить водой положить холод на голову и грудь, обтереть тело холодной водой. Если отсутствует дыхание, следует начать делать его искусственно.
11. Утопление.
После извлечения пострадавшего из воды необходимо быстро очистить ему полость рта и вытащить язык, чтобы он не западал в гортань. Став на правое колено, положить пострадавшего вниз лицом на левое бедро, упираясь им в нижнюю часть грудной клетки. В области нижних ребер надавить на спину, чтобы освободить от проглоченной воды. Затем положить пострадавшего на спину, чтобы голова была запрокинута, на твердую поверхность и начать искусственное дыхание способом «изо рта в рот». Вместе с искусственным дыханием осуществляют согревание путем растирания тела.
ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда при проведении демонстрационных
опытов по химии
ИОТ – 004 — 2018
-
Общие требования безопасности.
1.1.К проведению демонстрационных опытов по химии допускаются педагогические работники в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Учащиеся к подготовке и проведению демонстрационных опытов по химии не попускаются.
1.2.Лица, допущенные к проведению демонстрационных опытов по химии, должны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.
1.3.При проведении демонстрационных опытов по химии возможно воздействие на работающих и обучающихся следующих опасных и вредных производственных факторов.:
— химические ожоги при попадании на кожу или в глаза едких химических веществ при работе с химреактивами без средств индивидуальной защиты;
— термические ожоги при неаккуратном пользовании спиртовками и нагревании жидкостей;
— порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой;
— отравление парами и газами высокотоксичных химических веществ при проведении опытов в неисправном вытяжном шкафу;
— возникновении пожара при неаккуратном обращении с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.
1.4. При проведении демонстрационных опытов по химии должна использоваться следующая спецодежда и средства индивидуальной защиты: халат хлопчатобумажный, фартук прорезиненный, очки защитные, перчатки резиновые.
1.5.Кабинет химии должен быть укомплектован медаптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств в соответствии с Положением 5 Правил для оказания первой помощи при травмах.
1.6. Для проведения демонстрационных опытов кабинет химии должен быть оборудован вытяжным шкафом.
1.7.Персонал обязан соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Кабинет химии должен быть оснащен первичными средствами пожаротушения: двумя огнетушителями, ящиком с песком и двумя накидками из огнезащитной ткани.
1.8.О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить администрации учреждения. При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить администрации учреждения.
1.9.В процессе работы персонал должен соблюдать правила ношения спецодежды, пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты, соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.
1.10. Лица допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.
-
Требования безопасности перед началом работы.
2.1.Надеть спецодежду, при работе со щелочными металлами, кальцием, кислотами и щелочами подготовить к использованию средства индивидуальной защиты.
2.2.Подготовить к работе и проверить исправность оборудования, приборов, лабораторной посуды.
2.3.Перед проведением демонстрационных опытов, при которых возможно загрязнение атмосферы учебных помещений токсичными парами и газами, проверить исправную работу вытяжного шкафа.
2.4. Тщательно проветрить помещение кабинета химии.
-
Требования безопасности во время работы.
3.1.Для оказания помощи в подготовке и проведении демонстрационных опытов по химии разрешается привлекать лаборанта, учащихся привлекать для этих целей запрещается.
3.2.Демонстрационные опыты по химии, при которых возможно загрязнение атмосферы учебных помещений токсичными парами и газами, необходимо проводить в исправном вытяжном шкафу с включенной вентиляцией.
3.3Приготавливать растворы из твердых щелочей и концентрированных кислот разрешается только учителю ( преподавателю), используя фарфоровую лабораторную посуду, заполнив ее наполовину холодной водой, и затем добавить небольшими дозами вещество.
3.4. При пользовании пипеткой запрещается засасывать жидкость ртом.
3.5.Взятие навески твердой щелочи разрешается пластмассовой или фарфоровой ложечкой. Запрещается использовать металлические ложечки и насыпать щелочи из склянок через край.
3.6. Тонкостенную лабораторную посуду следует укреплять в зажимах штативов осторожно, слегка поворачивая вокруг вертикальной оси или перемещая вверх-вниз.
3.7.Для нагревания жидкостей разрешается использовать только тонкостенные сосуды. Пробирки перед нагреванием запрещается наполнять жидкостью более чем на треть. Горлышко сосудов при их нагревании следует направлять в сторону от учащихся.
3.8. При нагревании жидкостей запрещается наклоняться над сосудами и заглядывать в них. При нагревании стеклянных пластинок необходимо сначала равномерно прогреть всю пластинку, а затем вести местный нагрев.
3.9.Демонстрировать взаимодействие щелочных металлов и кальция с водой необходимо в химических стаканах типа ВН-600, наполненных не более чем на 0,05л.
3.10.Растворы необходимо наливать из сосудов так, чтобы при наклоне этикетка оказывалась сверху. Каплю, оставшуюся на горлышке, снимать краем той посуды, куда наливается жидкость.
-
Требования безопасности в аварийных ситуациях.
4.1.Разлитый водный раствор кислоты или щелочи засыпать сухим песком, совком переместить адсорбент от краев разлива к середине, собрать в полиэтиленовый мешочек и плотно завязать. Место разлива обработать нейтрализирующим раствором, а затем промыть водой.
4.2.При разливе лекговоспламеняющихся жидкостей или органических веществ объемом до 0,05 л. погасить отрытый огонь спиртовки и проветрить помещение. Если разлито более 0,1л. удалить учащихся из учебного помещения, погасить открытый огонь спиртовки и отключить систему электроснабжения помещения устройством извне комнаты. Разлитую жидкость засыпать сухим песком или опилками, влажный адсорбент собрать деревянным совком в закрывающуюся тару и проветрить помещение до полного исчезновения запаха.
4.3.При разливе легковоспламеняющихся жидкостей и их загорании, немедленно эвакуировать учащихся из помещения, сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания первичными средствами пожаротушения.
4.4.В случае, если разбилась лабораторная посуда, не собирать ее осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.
4.5.При получении травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
-
Требования безопасности по окончании работы.
5.1.Установки, приборы, в которых использовались или образовывались вещества 1, 2 и 3 класса опасности, оставить в вытяжном шкафу с работающей вентиляцией до конца занятий. После окончания которых учитель (преподаватель) лично производит демонтаж установки, прибора.
5.2.Отработанные водные растворы слить в закрывающийся стеклянный сосуд вместимостью не менее 3 л. для последующего их уничтожения.
5.3.Привести в порядок рабочее место, убрать все химреактивы в лаборантскую в закрывающиеся на замки шкафы и сейфы.
5.4.Снять спецодежду, средства индивидуальной защиты и тщательно вымыть руки с мылом.
5.5.Тщательно проветрить помещение кабинета химии.
С инструкцией ознакомлен (а):
«____»________________200__г. ________________(________________)
подпись расшифровка подпись
ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда при работе в кабинете химии
ИОТ – 003- 2018
-
Общие требования безопасности.
1.1.К работе в кабинете химии допускаются лица в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
1.2. Лица, допущенные к работе в кабинете химии, должны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.
1.3.При работе в кабинете химии возможно воздействие на работающих и обучающихся следующих опасных и вредных производственных факторов:
-химические ожоги при попадании на кожу или в глаза едких химических веществ;
-термические ожоги при неаккуратном пользовании спиртовками и нагревании жидкостей;
-порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой;
— отравление парами и газами высокотоксичных химических веществ;
-возникновение пожара при неаккуратном обращении с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.
1.4.При работе в кабинете химии должна использоваться следующая спецодежда и средства индивидуальной защиты: хата хлопчатобумажный, фартук прорезиненный, очки защитные, перчатки, перчатки резиновые.
1.5.Кабинет химии должен быть укомплектован медаптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств в соответствии с Приложение 5 Правил для оказания первой помощи при травмах.
1.6.Кабинет химии должен быть оборудован вытяжным шкафом для проведения демонстрационных опытов.
1.7.Персонал обязан соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Кабинет химии должен быть оснащен первичными средствами пожаротушения: двумя огнетушителями, ящиком с песком и двумя накидками из огнезащитной ткани.
1.8.О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить администрации учреждения. При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить администрации учреждения.
1.9.В процессе работы персонал должен соблюдать правила ношения спецодежды, пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты, соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.
1.10. Лица допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.
-
Требования безопасности перед началом работы.
2.1.Надеть спецодежду, при работе с токсичными и агрессивными веществами подготовить к использованию средства индивидуальной защиты.
2.2.Проверить исправность и работу вентиляции вытяжного шкафа.
2.3.Подготовить к работе необходимое оборудование и приспособления.
-
Требования безопасности во время работы.
3.1.Запрещается использовать кабинет химии в качестве классной комнаты для занятий по другим предметам и групп продленного дня.
3.2.Пребывание учащихся в лаборантской запрещается, а в помещении кабинета химии разрешается только в присутствии учителя (преподавателя).
3.3. Учащиеся не допускаются к выполнению обязанностей лаборанта кабинета химии.
3.4.Запрещается пробовать на вкус любые реактивы и растворы, принимать пищу и пить напитки в кабинете химии.
3.5.Запрещается использовать в работе самодельные приборы и нагревательные приборы с открытой спиралью.
3.6. Не допускается совместное хранение реактивов, отличающихся по химической природе.
3.7.Запрещается хранить реактивы и растворы в таре без этикеток, растворы щелочей в склянках с притертыми пробками, а легковоспламеняющиеся и горючие жидкости в сосудах из полимерных материалов.
3.8.выдачи учащимся реактивов для проведения лабораторных и практических работ производится в массах и объемах, не превышающих необходимые для данного эксперимента, а растворов концентрацией не выше 5%.
3.9.Не допускается выбрасывать в канализацию реактивы, сливать в нее растворы, Легковоспламеняющиеся и горючие жидкости. Их необходимо собирать для последующего обезвреживания в стеклянную тару с крышкой емкостью не менее 3л.
3.10. Запрещается хранить любое оборудование на шкафах и в непосредственной близости от реактивов и растворов.
3.11.Приготавливать растворы из твердых щелочей, концентрированных кислот и водного раствора аммиака разрешается только с использованием средств индивидуальной защиты в вытяжном шкафу с включенной вентиляцией в фарфоровой лабораторной посуде. Причем жидкость большей плоскости следует вливать в жидкость меньшей плотности.
3.12.Твердые сыпучие реактивы разрешается брать из склянок только с помощью совочков, ложечек, шпателей, пробирок.
-
Требования безопасности в аварийных ситуациях.
4.1.Разлитый водный раствор кислоты или щелочи засыпать сухим песком, совком переместить адсорбент от краев разлива к середине, собрать в полиэтиленовый мешочек и плотно завязать. Место разлива обработать нейтрализующим раствором, а затем промыть водой.
4.2.При разливе легковоспламеняющихся жидкостей или органических веществ объемом до 0,05л. погасить открытый огонь спиртовки и проветрить помещение. Если разлито более 0,1л. удалить учащихся из учебного помещения, погасить открытый огонь спиртовки и отключить систему электроснабжения помещения устройством извне комнаты. Разлитую жидкость засыпать сухим песком или опилками, влажный адсорбент собрать деревянным совком в закрывающуюся тару и проветрить помещение до полного исчезновения запаха.
4.3.При разливе легковоспламеняющейся жидкости и е загорании немедленно сообщить в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания первичными средствами пожаротушения.
4.4. В случае, если разбилась лабораторная посуда, не собирать ее осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.
4.5.При получении травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
-
Требования безопасности по окончании работы.
5.1.Привести в порядок рабочее место, убрать все химреактивы на свои места в лаборантскую в закрывающиеся на замки шкафы и сейфы.
5.2.Отработанные растворы реактивов слить в стеклянную тару с крышкой емкостью не менее 3л. для последующего уничтожения.
5.3.выключить вентиляцию вытяжного шкафа.
5.4.Снять спецодежду, средства индивидуальной защиты и тщательно вымыть руки с мылом.
С инструкцией ознакомлен (а):
«____»________________200__г. ________________(________________)
подпись расшифровка подпись
ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда при проведении лабораторных
и практических занятий по химии
ИОТ – 005- 20
-
Общие требования безопасности.
1.1.К проведению лабораторных опытов и практических занятий по химии допускаются учащиеся 8-го класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
1.2. Учащиеся должны соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.
1.3.При проведении лабораторных опытов и практических занятий по химии возможно воздействие на учащихся следующих опасных и вредных производственных факторов:
— химические ожоги при попадании на кожу или в глаза едких химических веществ;
-термические ожоги при неаккуратном пользовании спиртовками и нагревании жидкостей;
-порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой;
-отравления парами и газами высокотоксичных химических веществ;
— возникновение пожара при неаккуратном обращении с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.
1.4.Кабинет химии должен быть оснащен медаптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств в соответствии с Приложением 5 Правил для оказания первой медицинской помощи при травмах.
1.5.Учащиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Кабинет химии должен быть оснащен первичными средствами пожаротушения: двумя огнетушителями, ящиком с песком и двумя накидками из огнезащитной ткани.
1.6.О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю (преподавателю). При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить об этом учителю (преподавателю).
1.7.В процессе работы учащиеся должны соблюдать порядок проведения лабораторных опытов и практических занятий, правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.
1.8.Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности и со всеми учащимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.
-
Требования безопасности перед началом работы.
2.1.Изучить содержание и порядок проведения лабораторного опыта или практического занятия, а также безопасные приемы его выполнения.
2.2.При проведении работы, связанной с нагреванием жидкостей до температуры кипения, использованием разъедающих растворов, подготовить защитные очки.
2.3.Подготовить к работе рабочее место, убрать все лишнее, убрать с проходов портфели и сумки.
2.4.Проверить исправность оборудования, приборов, целостность лабораторной посуды.
-
Требования безопасности во время работы.
3.1.Соблюдать все указания учителя (преподавателя) по безопасному обращению с реактивами и растворами, порядку выполнения работы.
3.2.Подготовленный к работе прибор, установку показать учителю (преподавателю) или лаборанту.
3.3.Запрещается самостоятельно проводить любые опыты, не предусмотренные данной работой.
3.4.Запрещается выносить из кабинета и вносить в него любые вещества без разрешения учителя (преподавателя).
3.5.Постоянно поддерживать порядок на рабочем месте, обо всех разливах
растворов, а также о рассыпанных твердых реактивов немедленно сообщить учителю (преподавателю) или лаборанту. Самостоятельно убирать любые химреактивы запрещается.
3.6.Обо всех неполадках в работе оборудования необходимо ставить в известность учителя (преподавателя) или лаборанта, устранять самостоятельно неисправности запрещается.
3.7.Перед проведение работы с нагреванием жидкости, использованием едких растворов надеть защитные очки. Не оставлять без присмотра работающие нагревательные приборы.
3.8.Для нагревания жидкостей использовать только тонкостенные сосуды, наполненные жидкостью не более чем на треть. В процессе нагревания не направлять горлышко сосудов на себя и на своих товарищей, не наклоняться над сосудами и не заглядывать в них.
3.9. Запрещается пробовать любые растворы и реактивы на вкус, а также принимать пищу и напитки в кабинете химии.
-
Требования безопасности в аварийных ситуациях.
4.1.При разливе водного раствора кислоты или щелочи, а также при рассыпании твердых реактивов немедленно сообщить об этом учителю (преподавателю) или лаборанту. Не убирать самостоятельно любые вещества.
4.2.при разливе легковоспламеняющихся жидкостей или органических веществ немедленно погасить отрытый огонь спиртовки и сообщить об этом учителю (преподавателю) или лаборанту.
4.3.При разливе легковоспламеняющейся жидкости и ее воспламенении немедленно сообщить об этом учителю (преподавателю) и по его указанию покинуть помещение.
4.4.В случае, если разбилась лабораторная посуда, не собирать ее осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.
4.5.При получении травмы сообщить об этом учителю (преподавателю), которому немедленно оказать первую помощь пострадавшему и сообщить администрации учреждения.
-
Требования безопасности по окончании работы.
5.1.Погасить спиртовку специальным колпаком, не задувать пламя спиртовки ртом, а также не гасить его пальцами.
5.2.Привести в порядок рабочее место, сдать все оборудование, приборы, реактивы учителю (преподавателю) или лаборанту, отработанные водные растворы слить в стеклянный сосуд вместимостью не менее 3л.
5.3. Проветрить помещение и тщательно вымыть руки с мылом.
С инструкцией ознакомлен (а):
«____»________________200__г. ________________(________________)
подпись расшифровка подпись
ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда при работе в кабинете биологии
ИОТ – 009 — 2018
-
Общие требования безопасности.
1.1.К работе в кабинете биологии допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
1.2.Лица, допущенные к работе в кабинете биологии, должны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.
1.3.При работе в кабинет биологии возможно воздействие на работающих следующих опасных и вредных производственных факторов:
— химические ожоги при попадании на кожу или в глаза растворов кислот, щелочей и других едких веществ;
— термические ожоги при неаккуратном пользовании спиртовками;
— порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой, режущим и колющим инструментом;
— отравления ядовитыми растениями и ядовитыми веществами грибов.
1.4.Кабинет биологии должен быть укомплектован медаптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств в соответствии с Приложением 5 Правил для оказания первой помощи при травмах.
1.5.При работе в кабинете биологии соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Кабинет биологии должен быть оснащен первичными средствами пожаротушения: огнетушителем пенным и углекислотным, ящиком с песком.
1.6.О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить администрации учреждения. При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить администрации учреждения.
1.7.В процессе работы соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.
1.8.Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.
-
Требования безопасности перед началом работы.
2.1.Подготовить к работе необходимое оборудование, инструменты, препараты, проверить их исправность, целостность лабораторной посуды и приборов из стекла.
2.2.Тщательно проветрить помещение кабинета биологии.
-
Требования безопасности во время работы.
3.1.Пребывание учащихся в помещении кабинета биологии и в лаборантской допускается только в присутствии учителя (преподавателя) биологии.
3.2.Обеспечить безопасное состояние рабочих мест для учащихся, приборов, оборудования, инструментов, хранение химреактивов.
3.3.Стеклянная посуда, колющие и режущие инструменты, химреактивы должны храниться в лаборантской в закрывающихся на замки шкафах с глухими створками без стекол.
3.4.В кабинете на видном месте должны быть вывешены инструкции по охране труда для учащихся при выполнении лабораторных и практических работ, при работе на учебно-опытном участке и при проведении экскурсий по биологии.
3.5.В кабинете не должно быть растений, содержащих ядовитые вещества (олеандр, молочай и др.), а также колючих растений.
3.6.Запрещается иметь и использовать в работе электронагревательные приборы с открытой спиралью.
3.7.При работе с лабораторной посудой, приборами из стекла соблюдать осторожность, не нажимать сильно пальцами на хрупкие стенки пробирок, колб. Брать предметные и покровные стекла за края легко во избежание порезов пальцев.
3.8.При работе с твердыми химреактивами набирать их из баночек специальными пластмассовыми или фарфоровыми ложечками, не допускать попадания растворов кислот и щелочей на кожу, в глаза и на одежду.
3.9.Не сливать отработанные растворы химреактивов в канализацию, использовать для их сбора стеклянную тару с крышкой вместимостью не менее 3л.
3.10.Не мыть лабораторную посуду с мылом, так как она становится скользкой и ее легко уронить и разбить.
3.11.Запрещается использование в кабинете инсектицидов для борьбы с насекомыми – вредителями комнатных растений.
-
Требования безопасности в аварийных ситуациях.
4.1.При разливе легковоспламеняющейся жидкости и ее воспламенении эвакуировать учащихся из кабинета биологии, сообщить о пожаре администрации учреждения и в ближайшую пожарную часть, приступить к тушению очага возгарания с помощью первичных средств пожаротушения.
4.2. В случае, если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать их осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.
4.3. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему и сообщить администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждения.
-
Требования безопасности по окончании работы.
5.1.Привести в порядок рабочее место, убрать в лаборантскую в шкафы оборудование, приборы, инструменты, препараты, химреактивы.
5.2.Отработанные водные растворы реактивов слить в закрывающийся стеклянный сосуд вместимостью не менее 3л. с крышкой для их последующего уничтожения.
5.3.Проветрить помещение и тщательно вымыть руки с мылом.
С инструкцией ознакомлен (а):
«____»________________200__г. ________________(________________)
подпись расшифровка подпись
ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда при проведении демонстрационных
опытов по биологии.
ИОТ – 010 — 20
-
Общие требования безопасности.
1.1.К проведению демонстрационных опытов по биологии допускаются педагогические работники в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Учащиеся к подготовке и проведению демонстрационных опытов по биологии не допускаются.
1.2.Лица, допущенные к проведению демонстрационных опытов по биологии, должны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.
1.3.При проведении демонстрационных опытов по биологии возможно воздействие на работающих следующих опасных производственных факторов:
— химические ожоги при попадании на кожу и в глаза растворов кислот, щелочей и других едких веществ;
— термические ожоги при неаккуратном обращении со спиртовками;
— порезы и уколы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой, режущим и колючим инструментом;
— отравления ядовитыми растениями и ядовитыми веществами грибов.
1.4.Кабинет биологии должен быть укомплектован медаптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств в соответствии с Приложением 5 Правил для оказания первой помощи при травмах.
1.5.При проведении демонстрационных опытов по биологии соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Кабинет биологии должен быть оснащен первичными средствами пожаротушения: огнетушителем пенным и углекислотным, ящиком с песком.
1.6.О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить администрации учреждения. При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить администрации учреждения.
1.7.В процессе работы соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.
1.8.Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.
-
Требования безопасности перед началом работы.
2.1.Подготовить к работе необходимое оборудование, инструменты, препараты, проверить их исправность, убедиться в целостности лабораторной посуды и приборов из стекла.
2.2.Тщательно проветрить помещение кабинета биологии.
-
Требования безопасности во время работы.
3.1.При использовании режущих и колющих инструментов (скальпелей, ножниц, препаровальных игл и пр.) соблюдать осторожность, во избежание порезов и уколов брать инструмент только за ручки, не направлять их заостренные части на себя и на учащихся.
3.2.Соблюдать осторожность при работе с лабораторной посудой и приборами из стекла. Тонкостенную лабораторную посуду следует укреплять в зажимах штативов осторожно, слегка поворачивая вокруг вертикальной оси или перемещая вверх-вниз. Брать предметные стекла за края легко во избежание пореза пальцев.
3.3.При пользовании спиртовкой для нагревания жидкостей беречь руки от ожогов. Нагревание жидкостей следует производить только в тонкостенных сосудах (пробирках, колбах и пр.). Отверстие пробирки или горлышко колбы их нагревании не направлять на себя и на учащихся. При нагревании жидкостей не наклоняться над сосудами и не заглядывать в них.
3.4. При нагревании стеклянных пластинок необходимо сначала равномерно прогреть всю пластинку, а затем вести местный нагрев.
3.5.Кипячение горючих жидкостей на открытом огне запрещается.
3.6. Соблюдать осторожность при работе с влажными и сухими препаратами, не давать учащимся трогать руками и нюхать ядовитые растения, грибы и колючие растения.
3.7.При работе с химреактивами не брать их руками, твердые реактивы из склянок набирать специальными ложечками, шпателями.
3.8.Поддерживать порядок на рабочем месте, не загромождать стол посторонними предметами.
-
Требования безопасности в аварийных ситуациях.
4.1.При разливе легковоспламеняющейся жидкости и ее воспламенении немедленно удалить учащихся из кабинета, сообщить о пожаре администрации учреждения и в ближайшую пожарную часть, приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.
4.2.В случае, если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать их осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.
4.3.При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему и сообщить администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
-
Требования безопасности по окончании работы.
5.1.Привести в порядок рабочее место, убрать в лаборантскую в шкафы оборудование, приборы, инструменты, препараты, химреактивы.
5.2.Отработанные водные растворы реактивов слить в закрывающийся стеклянный сосуд вместимостью не менее 3л. с крышкой для их последующего уничтожения.
5.3.Проверить помещение кабинета и тщательно вымыть руки с мылом.
С инструкцией ознакомлен (а):
«____»________________200__г. ________________(________________)
подпись расшифровка подпись
ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда при проведении лабораторных и
практических занятий по биологии.
ИОТ – 011 — 20
-
Общие требования безопасности.
1.1.К проведению лабораторных и практических работ по биологии допускаются учащиеся с 6-го класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
1.2.Учащиеся должны соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.
1.3.При проведении лабораторных и практических работ по биологии возможно воздействие на учащихся следующих опасных и вредных производственных факторов:
-химические ожоги при работе с химреактивами;
— термические ожоги при неаккуратном пользовании спиртовками;
— порезы и уколы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой, режущим и колющим инструментом.
1.4.кабинет биологии должен быть укомплектован медаптечкой с набором необходимых и перевязочных средств в соответствии с Приложение 5 правил для оказания первой помощи при травмах.
1.5.Учащиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Кабинет биологии должен быть оснащен первичными средствами пожаротушения: огнетушителями химическим пенным и углекислотным, ящиком с песком.
1.6.О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю (преподавателю), который сообщает администрации учреждения. При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить об этом учителю (преподавателю).
1.7.В процессе работы учащиеся должны соблюдать порядок проведения лабораторных и практических работ, правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.
1.8.Учащиеся, допустившие невыполнения или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности и со всеми учащимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.
-
Требования безопасности перед началом работы.
2.1.Внимательно изучить содержание и порядок выполнения работы, а также безопасные приемы ее выполнения.
2.2.Подготовить к работе рабочее место, убрать посторонние предметы.
2.3.Проверить исправность оборудования, инструмента, целостность лабораторной посуды.
-
Требования безопасности во время работы.
3.1.Точно выполнять все указания учителя (преподавателя) при проведении работы, без его разрешения не выполнять самостоятельно никаких работ.
3.2.При использовании режущих и колющих инструментов (скальпелей, ножниц, препаровальных игл и др.) брать их только за ручки, не направлять их заостренные части на себя и на своих товарищей, класть их на рабочее место заостренными концами от себя.
3.3.При работе со спиртовкой беречь одежду и волосы от воспламенении, не зажигать одну спиртовку от другой, не извлекать из горящей спиртовки горелку с фитилем, не задувать пламя спиртовки ртом, а гасить его, накрывая специальным колпаком.
3.4.При нагревании жидкости в пробирке или колбе использовать специальные держатели (штативы), отверстие пробирки или горлышко колбы не направлять на себя и на своих товарищей, не наклоняться над сосудами и не заглядывать в них.
3.5.Соблюдать осторожность при обращении с лабораторной посудой и приборами из стекла, не бросать, не ронять и не ударять их.
3.6.Изготавливая препараты для рассмотрения их под микроскопом, осторожно брать покровное стекло большим и указательным пальцами за края и аккуратно опускать на предметное стекло, чтобы оно свободно легло на препарат.
3.7.При использовании растворов кислот и щелочей, наливать их только в посуду из стекла, не допускать попадания их на кожу, глаза и одежду.
3.8.При работе с твердыми химреактивами не брать их незащищенными руками, ни в коем случае не пробовать на вкус, набирать для опыта специальными ложечками (не металлическими).
3.9.Во избежание отравлений и аллергических реакций, не нюхать растения и грибы, не пробовать их на вкус.
-
Требования безопасности в аварийных ситуациях.
4.1.При разливе легковоспламеняющихся жидкостей или органических веществ немедленно погасить открытый огонь спиртовки и сообщить об этом учителю (преподавателю), не убирать самостоятельно разлитые вещества.
4.2.В случае, если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать их осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.
4.3.При получении травмы сообщить об этом учителю (преподавателю), которому оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
-
Требования безопасности по окончании работы.
5.1.Принести а порядок рабочее место, сдать учителю (преподавателю) оборудование, приборы, инструменты. препараты, химреактивы.
5.2.Отработанные водные растворы реактивов не сливать в канализацию, а в закрывающийся стеклянный сосуд вместимостью не менее 3л. с крышкой для их последующего уничтожения.
5.3.Проверить помещение кабинета и тщательно вымыть руки с мылом.
С инструкцией ознакомлен (а):
«____»________________200__г. ________________(________________)
подпись расшифровка подпись
ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда при проведении экскурсий по биологии
ИОТ – 013 — 20
-
Общие требования безопасности.
1.1.К участию в экскурсиях по биологии допускаются учащиеся с 6-го класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
1.2.При проведении экскурсии по биологии возможно воздействие на учащихся следующих опасных и вредных факторов:
— травмирование ног при передвижении без обуви, а также без брюк или чулок;
— укусы ядовитыми животными и пресмыкающимися (змеи, паукообразные, многоногие и пр.);
— заражение инфекционными болезнями при укусе их переносчиками (грызуны, клещи, насекомые и пр.);
— отравления ядовитыми растениями, плодами и грибами;
— заражение желудочно-кишечными болезнями при употреблении воды из открытых непроверенных водоемов.
1.3.При проведении экскурсии по биологии обязательно иметь аптечку с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи при травмах.
1.4.Учащиеся во время экскурсии по биологии соблюдать правила пожарной безопасности. Не разводить костры и не пользоваться открытым огнем в лесу.
1.5.При проведении экскурсии по биологии группу учащихся должны сопровождать двое взрослых.
1.6.О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить руководителю экскурсии, которому оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить администрации учреждения.
1.7.Во время экскурсии по биологии учащиеся должны соблюдать правила поведения, не нарушать установленный порядок проведения экскурсии, соблюдать правила личной гигиены.
1.8.Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности и со всеми учащимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.
-
Требования безопасности перед проведением экскурсии.
2.1.Перед проведением экскурсии по биологии ее руководитель обязан тщательно обследовать тот участок местности, куда будут выведены учащиеся, выбирая места, где отсутствуют опасности для детей, а также безопасные маршруты передвижения.
2.2.Ознакомиться по плакатам с местными ядовитыми и опасными животными, пресмыкающимися, насекомыми, растениями, плодами и грибами.
2.3.Надеть соответствующую сезону одежду и обувь. Для предотвращения травм и укусов ног надеть брюки или чулки. Чтобы избежать натирания ног обувь должна быть подобрана по размеру.
2.4. Убедиться в наличии аптечки и ее укомплектованности необходимыми медикаментами и перевязочными средствами.
-
Требования безопасности во время экскурсии.
3.1.При передвижении не снимать обувь и не ходить босиком во избежание травм и укусов пресмыкающимися и насекомыми.
3.2.При изучении флоры и фауны водоема избегать глубоких мест, не входить в воду. Для ознакомления с живыми объектами водоема использовать сачки на длинных ручках. Использование лодок или мостиков не разрешается.
3.3.Во избежание лесных пожаров и ожогов не разводить костры.
3.4.запрещается использовать ядовитые вещества (хлороформ, серный эфир и др.) для замаривания насекомых.
3.5.Во избежание отравлений не пробовать на вкус какие-либо растения, плоды и грибы.
3.6.Во избежание укусов и травм не трогать руками ядовитых и опасных пресмыкающихся, животных, насекомых, растений и грибов, а также колючих кустарников и растений.
3.7.Не выкапывать растения из грунта незащищенными руками, использовать для этой цели лопатки, рыхлители и др.
3.8.Во избежание заражения желудочно-кишечными болезнями не пить воду из открытых непроверенных водоемов, для этого использовать воду из фляжки, которую необходимо брать с собой.
-
Требования безопасности в аварийных ситуациях.
4.1.При укусе ядовитыми животными, пресмыкающимися, насекомыми немедленно отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения.
4.2.При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения.
-
Требования безопасности по окончании экскурсии.
5.1.Проверить по списку наличие всех учащихся.
5.2.Сдать руководителю экскурсии инвентарь и собранные образцы .
5.3. Тщательно вымыть руки с мылом.
С инструкцией ознакомлен (а):
«____»________________200__г. ________________(________________)
подпись расшифровка подпись
Библиотека
Дополнительное образование
Кабинет биологии
Кабинет информатики
Кабинет основ безопасности жизнедеятельности
Кабинет технологии (швейная, кулинария)
Кабинет физики
Кабинет химии
Классный руководитель
Обслуживающий персонал
Общие инструкции
Пищеблок
Учебно — вспомогательный персонал
Учебные мастерские
Учителя
Физкультура
Этот сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс.Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», 119021, Россия, Москва, ул. Л. Толстого, 16 (далее — Яндекс).
Сервис Яндекс.Метрика использует технологию «cookie» — небольшие текстовые файлы, размещаемые на компьютере пользователей с целью анализа их пользовательской активности.
Собранная при помощи cookie информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Информация об использовании вами данного сайта, собранная при помощи cookie, будет передаваться Яндексу и храниться на сервере Яндекса в ЕС и Российской Федерации. Яндекс будет обрабатывать эту информацию для оценки использования вами сайта, составления для нас отчетов о деятельности нашего сайта, и предоставления других услуг. Яндекс обрабатывает эту информацию в порядке, установленном в условиях использования сервиса Яндекс.Метрика.
Вы можете отказаться от использования cookies, выбрав соответствующие настройки в браузере. Также вы можете использовать инструмент — https://yandex.ru/support/metrika/general/opt-out.html. Однако это может повлиять на работу некоторых функций сайта. Используя этот сайт, вы соглашаетесь на обработку данных о вас Яндексом в порядке и целях, указанных выше.
Обеспечение пожарной безопасности в кабинетах школы (лицея, колледжа и др. учебных заведений) – это непреложное правило. Как весь персонал, так и учащиеся должны соблюдать «Правила противопожарного режима в РФ».
Правила противопожарного режима в РФ:
- в учебных классах и кабинетах следует размещать только необходимую для обеспечения учебного процесса мебель, а также приборы, модели, принадлежности, пособия и другие предметы, которые хранятся в шкафах, на стеллажах или стационарно установленных стойках (п.102);
- запрещается увеличивать по отношению к количеству, предусмотренному проектом, по которому построено здание, число парт (столов) в учебных классах и кабинетах (п.103);
- руководитель образовательной организации организует проведение с учащимися и студентами занятия (беседы) по изучению соответствующих требований пожарной безопасности (п.104);
Кабинет информатики
Преподаватели, персонал, занятый хозяйственными работами, допускаются к работе в школе только после прохождения инструктажа по пожарной безопасности, а руководящий состав среднего учебного учреждения – после обучения пожарно-техническому минимуму (ПТМ).
Учащиеся получают необходимые знания о соблюдении противопожарных требований на уроках ОБЖ, а также в ходе дополнительных инструктажей в кабинетах химии, физики, технологии, так как это пожароопасные помещения.
Для того чтобы их обеспечить в любом кабинете, как и во всех остальных помещениях учреждения, приказом директора должны быть назначены ответственные за пожарную безопасность. Это прежде всего члены педагогического коллектива, в частности в кабинетах химии, физики, информатики, производственных мастерских, называемых кабинетами технологии, учителя, преподающие эти учебные дисциплины.
Требования пожарной безопасности в кабинетах, конечно, несколько отличаются в связи с их разным назначением, и пожарной нагрузкой, зависящей от этого. Поэтому стоит рассмотреть требования норм к ним.
В кабинете информатики
Пожарная опасность такого учебного помещения прежде всего характеризуется наличием:
- большого количества оргтехники – прежде всего персональных компьютеров, суммарно потребляющих немалую электрическую мощность, что всегда представляет опасность, как электрическую, с точки зрения возможного выхода из строя, так и пожарную в результате воспламенения оборудования, аппаратуры;
- электрических розеток, сетевых фильтров, переходников, проводов/кабелей, без которых невозможно подключить компьютерную технику к сети электроснабжения.
В результате такой комплекс оборудования неизбежно потенциально опасен плохими электрическими контактами, механическими повреждениями изоляции, переходными сопротивлениями, искрением в местах соединений, что может привести к пожару.
Правила пожарной, электробезопасности по этим проблемам требуют следующих решений:
- использовать только сертифицированную, исправную аппаратуру автоматической защиты электрических сетей;
- проводить ее регулярную проверку;
- сократить до необходимого минимума количество проводов, кабелей, сетевых фильтров для подключения компьютеров, другой оргтехники, используемой в кабинете информатики;
- исключить механическое повреждение электропроводной продукции как путем ее защиты, прокладки в кабель-каналах, так и инструктажем с учащимися по мерам пожарной, электрической безопасности, с этой уже давно привычной, но по-прежнему опасной техникой; ведь пожары, связанные с ней еще не редкость.
Инструкция о мерах пожарной безопасности в кабинете информатики должна содержать все эти вопросы. Кабинет должен быть оборудован порошковыми или углекислотными огнетушителями, которыми можно безопасно ликвидировать возгорание компьютерной техники, предварительно отключив ее от сети электроснабжения.
В кабинете химии и физики
Кабинет химии
Такие помещения в средних образовательных учреждениях считаются наравне с производственными столярными, механическими мастерскими наиболее опасными. Но если последние, как правило, размещают в отдельных зданиях, не связанных непосредственно со школой; то химию и физику преподают в ней, что повышает требования к таким учебным кабинетам.
Причины этого очевидны:
- Наличие горючих жидкостей и легковоспламеняющихся веществ, что уже достаточно, чтобы всерьез относиться к таким помещениям, как имеющим категорию по взрывопожарной опасности.
- Если добавить к такой основе для возможных причин пожара наличие лабораторных спиртовок, электрических нагревательных плиток/печей, газовых горелок, то картина становится вовсе, на первый взгляд, неприглядной.
Конечно, на самом деле, не все так страшно, ведь кабинеты химии и физики существуют в средней школе десятилетиями; а чрезвычайные происшествия в них далеко не всегда связаны с пожарами; особенно если вспомнить еще и о наличии в них сильных кислот, щелочей, возможности получения электрических травм.
С точки зрения пожарной безопасности, для того чтобы минимизировать возможность возгораний, а также создать условия для оперативной, безопасной эвакуации из кабинетов химии, физики выполняются следующие обязательные условия:
- Лабораторные столы, тумбы, шкафы и другое вспомогательное оборудование размещают, используют с таким расчетом, чтобы между ними всегда были свободными проходы для эвакуации.
- Количество ЛВЖ, ГЖ, а также сильных окислителей/восстановителей, активных металлов, способных самовоспламеняться, бурно реагировать при взаимодействии с водой, О2 или друг с другом, в помещениях учебных кабинетов весьма ограничено.
- Они хранятся раздельно, в специальной химической посуде, внутри помещения склада реактивов/лаборантской. На каждой бутыли, емкости или контейнере должны иметься наклейка/этикетка со знаком опасности.
- Для проведения опытов учащимся выдаются их по заранее составленному списку в минимально необходимых количествах.
- При обращении с эфирами, спиртами, другими опасными материалами или оборудованием для физических опытов учителя, лаборанты обязательно дополнительно проводят инструктаж учащихся о порядке обращения, работы с ними.
- Перед началом занятий с опасными в пожарном отношении веществами преподаватели/лаборанты должны проверить наличие средств тушения пожаров, включить системы вытяжной лабораторной вентиляции.
- Запрещено разрешать учащимся самостоятельно заправлять нагревательные приборы с использованием ГЖ, а также пользоваться в отсутствии преподавателя любыми нагревательными приборами, другим лабораторным оборудованием.
Для тушения возможных пожаров розливов горючих, легковоспламеняющихся материалов, ошибке при опытах с активными, щелочными металлами, возгорании лабораторного оборудования кабинеты химии, физики укомплектовываются как воздушно-пенными, хладоновыми, воздушно-эмульсионными огнетушителями, так и противопожарным полотном (кошмой), пожарным ящиком для песка; переносными средствами пожаротушения с использованием углекислоты, огнетушащих порошков.
В целях безопасности также строго запрещена уборка лабораторной мебели, оборудования, полов в кабинетах химии, физики с использованием любых горючих материалов, для этих целей должны применяться только безопасные вещества на водной основе.
Лабораторные кабинеты:
- руководитель организации по окончании рабочего дня организует сбор в специальную закрытую тару и удаление из лаборатории для дальнейшей утилизации отработанных легковоспламеняющихся и горючих жидкостей. Запрещается сливать легковоспламеняющиеся и горючие жидкости в канализацию (п.100);
- запрещается проводить работы на опытных (экспериментальных) установках, связанных с применением пожаровзрывоопасных и пожароопасных веществ и материалов, не принятых в эксплуатацию в установленном порядке руководителем организации (п.96);
- руководитель (ответственный исполнитель) экспериментальных исследований обязан принять необходимые меры пожарной безопасности при их проведении, предусмотренные инструкцией (п.97);
- в помещениях, предназначенных для проведения опытов (экспериментов) с применением легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, допускается их хранение в количествах, не превышающих сменную потребность, в соответствии с нормами потребления для конкретных установок. Доставка указанных жидкостей в помещения производится в закрытой таре (п.98);
- запрещается проводить работы в вытяжном шкафу, если в нем находятся вещества, материалы и оборудование, не относящиеся к выполняемым операциям, а также при его неисправности и отключенной системе вентиляции. Бортики, предотвращающие стекание жидкостей со столов, должны быть исправными (п.99).
В кабинете технологии
Кабинет технологии
Столярные, механические, швейные школьные мастерские – это раньше объединено называли учебными кабинетами труда, теперь технологии. С точки зрения вопросов обеспечения ПБ, требования остались неименными, ведь опасность пожарной нагрузки в них, т.е. суммарного количества сгораемых по-прежнему велико; и при беспечном отношении может легко и быстро привести к их возгоранию.
Поэтому только строгое соблюдение противопожарного режима в них является определенной гарантией, что этого не случится, для чего предпринимаются следующие шаги:
- Разрабатывается инструкция по пожарной безопасности в кабинете, с которой знакомятся все ученики, получая сведения о технических характеристиках и опасности технологического, электрического оборудования, установленного в школьных производственных мастерских; материалов.
- Так как древесные опилки, стружка, промасленная ветошь, обрывки ниток, куски тканей являются легкой питательной средой для возникновения очага возгорания, то такие отходы и другой производственный мусор убирают ежедневно после занятий.
- Чтобы не увеличивать запас сгораемых материалов – досок, фанеры, других материалов из древесины в помещениях школьных производственных мастерских их количество не должно превышать требуемого для проведения ежедневных занятий, а запас храниться на складе.
- В целях обеспечения безопасности запрещено окрашивать полученные на уроке технологии готовые изделия нитрокрасками, проводить сушку древесины, заготовок из нее в печах.
- Запрещается снимать штатные защитные плафоны с электрических светильников, использовать самодельные рассеиватели, прежде всего из горючих материалов, так это проверенный путь к причине возникновения пожара.
И, конечно, в порядке должно быть все технологическое оборудование, системы местных отсосов от него для удаления летучих горючих отходов, имеющиеся установки тушения пожаров, сигнализации; а все помещения укомплектованы пожарным инвентарем, инструментом, что позволит предупредить, вовремя обнаружить, ликвидировать очаг возгорания.
Говоря о пожарной безопасности в учебных кабинетах, не следует забывать и о важной составляющей безопасности учащихся, преподавателей – создании условий для грамотной эвакуации не только из них; но и, в конечном итоге из здания школы, что является основной задачей. Для этого должны быть выполнены, проведены следующие противопожарные мероприятия:
- Разработаны и вывешены на всех этажах школы, в том числе возле пожароопасных помещений, планы эвакуации при пожаре, отвечающие реальной планировке здания, с указанием всех эвакуационных путей, выходов; средств пожаротушения.
- Должны регулярно – не меньше двух раз в году проводиться практические тренировки по эвакуации всех находящихся в здании школы, для отработки навыков действий при пожаре; появления уверенности в грамотности своих поступков как у преподавателей, так и у учащихся, что немаловажно для поведения в условиях чрезвычайной ситуации.
- При этом преподаватели должны подготовить учащихся к эвакуации, прекратив занятия; объявить порядок, направления движения; открыть двери учебных кабинетов, дверей коридоров, ведущих на лестничные клетки; сотрудники охраны, дежурный персонал – распахнуть двери основных эвакуационных выходов из здания.
- Вывести учащихся, пересчитать их, доложив полученные данные директору/завучу школы, начальнику прибывшего пожарного подразделения.
Для того чтобы эвакуация прошла быстро и успешно требуются не только организационные усилия со стороны педагогического коллектива, прежде всего ответственных за ПБ учебных кабинетов, других помещений, предназначенных для проведения процесса образования; но техническая обеспеченность здания средней школы системами, установками, оборудованием автоматической противопожарной защиты:
- Автоматической пожарной сигнализацией, совмещенной с системой оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ), предназначенной для звукового/речевого оповещения в зависимости от размеров здания учебного учреждения, количества учащихся, управления эвакуационными потоками людей.
- Дверями, оборудованными противопожарной фурнитурой – ручками-защелками, нажимными планками «антипаника», что позволяют открывать двери изнутри помещений, здания без помощи ключей.
Современные школы большой площади, этажности также оборудуют системами противодымной защиты, стационарными системами пожаротушения, но в любом здании, построенном в прошлом веке или недавно, все системы противопожарной защиты должны быть в исправном состоянии; для чего необходимо заключать договоры со специализированными предприятиями, оказывающими такие услуги.