№
Алгоритм решения
1
Определить
тему вопроса, найти ее в атласе 7 класса. Если вопрос по России, то 8
или 9 класс.
2
По административно-территориальной
карте РФ определяем субъекты, имеющие выход к государственной границе. (8 или
9 класс)
3
1. Освещение. Время,
на которое необходимо включать уличное освещение, зависит от
продолжительности темного времени суток. Летом в РФ день увеличивается, а
продолжительность ночи уменьшается при движении с Юга на Север
2.
Осадки. Осадков
больше там, где есть выход к морю и южнее (район Сочи), меньше всего
(Калмыкия, Астраханская область) атлас 8 класс.
3.
Температура. Температура
зимой понижается к юго-востоку (Якутия), увеличивается к западу; а летом
температура увеличивается от севера к югу.
4. Почвы. Не открывать карту почв России! Открыть карту природных зон (в атласе другое название).
Самые плодородные почвы в степях (черноземы), наименее плодородные на севере
России
4
1. Термальные
источники и гейзеры приурочены к зонам сейсмической активности и Вулканизма
(Камчатка)
2.
Самая
крупная река Европейской части России – Волга.
3.
Дельта
— район устья реки, где река впадает в озеро, море или океан, разветвляясь на
множество рукавов и протоков (Волга, Лена).
4.
Карта
с заповедниками в 8 классе (если нужно найти заповедник в определенной
природной зоне (степи, тундра, тайга и т.д. открываем сначала карту с
природными зонами в 8 классе, только потом карту с заповедниками)
5.
Народы:
·
Оленеводство
и рыболовство, резьба по кости — традиционные занятия жителей Севера
— эвены, эвенки, чукчи, ненцы, энцы, коряки, эскимосы, алеуты (чум)
·
Пашенное
земледелие, вышивка, резьба по дереву, изготовление металлических украшений –
мордва, чуваши, марийцы.
·
Пастбищное
овцеводство, коневодство и верблюдоводство — калмыки
(юрта)
·
Разведение
овец и коз
— традиционное занятие жителей горных и полупустынных пастбищ – карачаевцы,
народы Дагестана
·
Морской
зверобойный промысел — традиционное занятие обитателей
океанского побережья: ненцев — в районе Новой Земли, саамов — на Кольском
п-ове, эвенов, эвенков, негидальцев, нивхов, ульчей, ороков, орочей, чукчей,
коряков, эскимосов.
Чаще всего названия народов созвучны с названиями субъектов.
Вспоминайте и сопоставляйте по карте (мордва – Республика Мордовия, татары –
Республика Татарстан, ненцы – Ненецкий АО, калмыки – Республика Калмыкия и
т.д.)
5
Климатическая
карта:
ЦИКЛОН— низкое
давление (Н),
АНТИЦИКЛОН—
высокое (В).,
находим
на схеме 4 города и соотносим давление
6
Потепление
— теплый
фронт — палочка с полукругами направленная на город из списка,
Похолодание
—
холодный фронт — палочка с треугольниками.
7
Координаты
(широта
определяется по параллели — горизонтальная
линия,
долгота по меридиану — вертикальная линия)
8
Чем
глубже залегает горная порода, тем она старше.
9
Линейкой
измеряем кратчайшее расстояние в см,3,1 см*на
100 м(масштаб в легенде карты) ответ 310
10
Над
первой точкой ставим
+, соединяем. То что нужно найти в перекрестие.
Есть
основные и промежуточные направление.
11
В
легенде плана обратите внимание, через сколько проведены горизонтали
(5м,2,5м). Определите высоты точек А и В по ближайшей подписанной
горизонтали. Соединяем по линейке точки А и В. И смотрим спуск и подъем. Чем ближе расположены горизонтали, тем круче склон.
12
Чем ближе расположены горизонтали, тем круче склон.
Фруктовый
сад:
южный склон, близость дороги, отсутствие кустарников и крупной растительности
(смотрите, что просят в условии)
Футбольное
(волейбольное, хоккейное и т.д.) поле: ровная
поверхность, отсутствие кустарников и крупной растительности.
Катание
на санках: склон, отсутствие кустарников и крупной
растительности.
Ретрансляционная
вышка:
участок расположен выше других, рядом с населенным пунктом или нет
растительности
13
1. Если давление
изменяется на 10 мм рт ст каждые 100 м, то на 1100м оно изменится на 110
мм (1100/100*10). Если на вешине горы давление 640 мм рт ст, то к подножию
оно увеличится на 110 мм . ответ 750
2.
Температура падает с
высотой на 0,6 градуса каждые 100 м. узнаем во сколько раз высота горы больше,
чем 100м и умножим на 0,6 гр. Узнаем как изменялась темп у подножия (вершины)
3. Доля
Все—100%
Доля —-Х %
Х= доля/все*100%
4. Соленость:
(пример: 8*3 = 24 — это ответ)
14
ВЫБИРАЕМ
2 ВАРИАНТА ОТВЕТА
1. Снежные
лавины
— подвержены почти все горные области России: Кавказ, Урал, Алтай, горы
Северовостока Сибири, Прибайкалье, Забайкалье, Дальний Восток.(Ищем субъекты,
которые расположены в горах. Физическая карта 8 класса + карта субъектов 9
класса)
2.
Сель —
грязевой или грязекаменный поток, отличающийся разрушительной силой,
внезапностью возникновения. Сели возникают в горных районах (преимущественно:
Кабардино-Балкарская республика, Дагестан, Северная Осетия, Карачаево-Черкессия
и т.д.)
3.
Многолетняя
мерзлота
характерна для севера Сибири и Дальнего Востока (Ямало-Ненецкий АО,
Красноярский край и др.)
4.
Землетрясения
происходят в сейсмических поясах на границах литосферных плит — Индонезия,
Мексика, Чили, Турция, Исландия, Новая Зеландия, Иран и т.д (7 класс карта
литосферных плит). В России – это горные районы, Камчатка, Курильские
острова, остров Сахалин и т.д.
5.
Вулканы
находятся в сейсмических поясах Земли на границах литосферных плит — Италия, Филиппины,
Исландия, Мексика. В России – вулканизм: (Камчатка, Курильские острова
—Дальний Восток).
6.
Под
угрозой цунами находятся тихоокеанские побережье Евразии и острова
Тихого океана вблизи восточных границ материка (Япония), в России — Камчатка,
Курильские острова, Приморский край, Сахалинская область.
7.
Тропические
циклоны
более всего опасны для стран, расположенных в тропических широтах: между
северным и южным тропиками, восток Евразии (Япония, Бангладеш, Таиланд).
8.
Таяние
ледников – повышение уровня Мирового океана — Из-за таяния
ледников более всего пострадают города на побережье океана (например,
Санкт-Петербург, Калининград, Архангельск).
9.
Наводнения
— Весенние
половодья характерны для рек Европейской части России. В России в летнее
время разливается Амур, во время муссонных дождей.
10.
Пыльные
бури, суховеи — К таким природным зонам мы можем отнести: степи,
полупустыни и пустыни. Волгоградская, Астраханская, Оренбургская области,
Ставропольский край, Республика Калмыкия.
15
Компоненты, на которые производится воздействие |
Примеры |
|
Рационального природопользования |
Нерационального природопользования |
|
Почва |
Мелиорация |
Засоление, |
Внедрение |
Интенсивный выпас скота |
|
Поперечная |
Сведение естественной растительности |
|
Создание |
Усиление |
|
Проведение |
Избыточное |
|
Посев зерновых без предварительной вспашки |
||
Поверхностные |
Строительство |
Загрязнение |
Использование |
Обмеление |
|
Сплав |
||
Ограничение |
Осушение |
|
Рельеф |
Рекультивация |
Добыча |
Комплексное |
Извлечение |
|
Образование |
||
Строительство |
||
Вырубка |
||
Атмосфера |
Использование |
Использование |
Переработка |
Сжигание |
|
Выбросы в |
||
Растительный |
Посадка |
Вырубка |
Внедрение |
Сведение естественной растительности |
|
Интенсивный |
||
Животный |
Создание |
Истребление |
Искусственное |
||
Влияние |
Производство |
Размещение |
Использование |
Производство |
|
Создание системы оборотного водоснабжения |
16
Анализ
таблицы
Графическое
расположение объектов (рисуем сетку координат)
Анализируем
высказывания
17
18
Определяем
полушарие
(линия температуры идет вверх – северное полушарие, линия идет вниз – южное
полушарие)
Если
северное полушарие:
— осадки
в основном летом – муссоны – Восток Евразии
—
осадков летом очень мало – Побережье Средиземного моря (температура
зимой +10-15 оС)
—
Восточная Сибирь – низкие температуры зимой
19
НГ встречают
с Востока на Запад (расставляем субъекты по карте справа налево)
20
Находим
в предложении 1 и 2 ключевые слова, каждому предложению соответствует 1
правильный ответ.Ответ в бланк записываем только цифрами, не меняя их порядок
(например, 14)
21
Воспроизводство населения – смена поколений. Речь пойдет про рождаемость
Естественный прирост – речь
про кол-во родившихся и умерших людей
Урбанизация – речь про жителей городов, городское
насепление
Режим реки – речь про изменение
уровня воды в реке в течение года, ледостав и т.д.
Миграция— перемещение населения
22
Иммиграция- прибывшие,
Эмиграция – выбывшие
Миграционный
прирост
=Иммиграция (прибывшие) – Эмиграция (выбывшие)
Естественный
прирост =Рождаемость -Смертность. Может быть отрицательным, так и записываем
с минусом (например, -459)
Общий прирост = Миграционный прирост + Естественный прирост
23
Работаем
с таблицей, считаем на калькуляторе. Следим за знаками и формулами
24
Чем меньше субъект и чем южнее он расположен, тем плотность
ВЫШЕ
25
По карте
численности населения в 8 или 9 классе находим города и определяем
численность с помощью условных знаков
26
В атласе
9 класса находим нужную отрасль промышленности и накладываем на карту с
субъектами.
27
Работа с
текстом и атласами
28
Работа с
текстом и атласами
29
Работа с
текстом и атласами
30
Выделяем
ключевые слова в тексте и находим подтверждение в картах атласа. Если Россия,
8-9 класс, если мир, то 7 класс.
Содержание
- 1 Особенности экзамена
- 2 Даты ОГЭ по географии
- 3 Структура КИМа
- 4 Оценивание
- 5 Типичные ошибки
- 6 Секреты подготовки
Вам кажется, что ОГЭ по географии – самое простое решение в плане выбору предмета по выбору в 2022 году? Тогда узнайте больше о том, каким будет экзамен в грядущем сезоне, планирует ли ФИПИ вносить изменения в КИМы и какой должна быть эффективная подготовка к ОГЭ по географии 2022 года.
Особенности экзамена
В 2022 году география будет одним из предметов по выбору для девятиклассников, сдающих Обязательный Государственный Экзамен.
Географию, как и другие дисциплины естественнонаучного цикла, выбирают не так часто, как обществознание, английский язык или информатику. Это связано с тем, что для успешного выполнения экзаменационных заданий здесь необходимо применять специальные навыки. Сегодня мы поговорим о том, насколько сложно сдать ОГЭ по географии и как правильно к нему готовиться.
В конце августа 2021 года ФИПИ представил обновленный вариант демонстрационного КИМа, а также спецификации и кодификатор для ОГЭ по географии 2022 года. Главная новость – это отсутствие глобальных изменений в структуре КИМа, количестве и формулировке заданий.
Основная информация:
- на выполнение экзаменационной работы отводится 150 минут;
- разрешается пользоваться линейкой, непрограммируемым калькулятором и географическими атласами для 7–9 классов (любого издательства);
- максимальный первичный балл – 31;
- минимальный первичный балл – 12;
- балл для профиля – 23.
Значительная часть заданий КИМ для ОГЭ по типу аналогична заданиям, используемым в экзаменационной работе ЕГЭ. В отличие от ЕГЭ, в КИМ для ОГЭ большее внимание уделяется достижению требований, направленных на практическое применение географических знаний и умений. Также важной для ОГЭ является проверка сформированности умений извлекать и анализировать данные из различных источников географической информации (карт атласов, статистических материалов, диаграмм, текстов).
Но при этом стоит учитывать, что КИМы были изменены в 2021 году и по сути, массовой апробации этих обновлений в прошлом году не произошло из-за отмены экзаменов по выбору. Поэтому прежде чем приступать к подготовке, стоит детально ознакомиться со структурой КИМа для ОГЭ по географии 2022 года.
Даты ОГЭ по географии
В 2022 году решили не оглашать заранее точных дат испытаний для 9-классников, помня опыт отмены ОГЭ в прошлые годы. Тем не менее, уже сегодня известно, что ГИА-9 пройдет в классическом формате и будет состоять из 3-х блоков:
- Досрочная сессия (март-апрель);
- Основная сессия (май-июнь);
- Сентябрьские пересдачи (сентябрь).
Важно! В 2022 году на ОГЭ осенью можно будет пересдавать любой из предметов (и обязательные, и по выбору) при условии, что неудовлетворительный результат получен по 1 или 2 дисциплинам.
Структура КИМа
Экзаменационная работа состоит из 30 заданий:
- 27 – с коротким ответом;
- 3 – с развернутым ответом.
При этом 15 заданий будут базового уровня сложности, 13 – повышенного и только 2 – высокого.
- Ответы к заданиям 1, 4, 5, 6, 11, 16–18 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа
- Ответы к заданиям 2, 3, 7–10, 13–15, 19–27, 30 записываются в виде числа, слова (словосочетания) или последовательности цифр.
- В задании 23 ответом может быть десятичная дробь.
- Работа содержит 3 задания (12, 28 и 29), на которые следует дать развёрнутый ответ.
Распределение заданий по содержательным разделам курса географии будет следующим:
№ | Раздел | Кол-во заданий |
1 | Источники географической информации | 7 |
2 | Природа Земли и человек | 6 |
3 | Материки, океаны, народы и страны | 2 |
4 | Природопользование и геоэкология | 2 |
5 | География России | 13 |
Оценивание
Оценивание работ на ОГЭ по географии в 2022 году будет максимально простым и понятным. Верное выполнение каждого задания с кратким ответом оценивается 1 баллом. За выполнение задания 12 с развёрнутым ответом в зависимости от полноты и правильности ответа выставляется от 0 до 2 баллов, выполнение заданий 28 и 29 с развёрнутым ответом оценивается 1 баллом.
После завершения проверки работы, все набранные экзаменуемым баллы на ОГЭ по географии суммируются и переводятся в школьную оценку по таблице соответствия, разработанной для 2022 года.
Оценка | Баллы |
5 | 26-31 |
4 | 19-25 |
3 | 12-18 |
2 | 0-11 |
Типичные ошибки
Увы, даже имея твердую пятерку по географии, вы можете написать экзамен вовсе не на те баллы, на которые рассчитывали изначально. Какие досадные ошибки совершают девятиклассники особенно часто?
Неполный ответ
Это происходит из-за невнимательности. Бегло читая задание, не вдумываясь, вы упускаете более 30% информации. В итоге, даете совершенно неправильный ответ, хотя всё знаете. Каждое слово, каждую формулировку следует понимать буквально. В ответе также не должно содержаться слов в переносном значении. Другой момент – пустая трата времени на слишком подробные ответы: если требуется привести два примера, то их и должно быть только два.
Плохое знание карты
Поиски нужного региона или города в атласе, если вы не знаете, где они находятся, отнимают слишком много драгоценного времени. При выполнении тестовых заданий уделяйте больше внимания работе с картой. Обидно терять 10 минут на поиски Братска или Карелии, правда?
Неумение пользоваться атласом
Ответы на большинство заданий содержатся в атласах за 7-9 классы, которыми можно пользоваться на экзамене. Главное – уметь извлечь эту ценную информацию. Покупая атлас, мы рекомендуем обращать внимание на его полноту – чем больше информации, тем лучше. Заранее внимательно ознакомьтесь с ними, чтобы потом не путаться в условных обозначениях и не искать час нужную карту.
Незнание географических терминов
Количество баллов, которое вам поставят за конкретное задание, зависит от того, насколько свободно и грамотно вы оперируете специальными терминами при ответе или обходитесь бытовой логикой.
Какие еще ошибки могут подвести вас? Это, в первую очередь, неумение устанавливать логическую взаимосвязь между географическими особенностями региона и хозяйственной деятельностью человека. На втором месте неверное определение поясного времени. Третья по распространенности ошибка – незнание географических координат, проблемы с нахождением по ним географической точки на карте. Овладеть данными навыками за пару дней невозможно. Начинайте подготовку не за неделю, а как минимум осенью.
Секреты подготовки
Думаю, вы уже поняли, что ОГЭ по географии в 2022 году не так прост, как кажется на первый взгляд, но это вовсе не значит, что к экзамену нельзя подготовиться или что его невозможно сдать на 100 баллов. Если вы твердо решили сдавать именно этот предмет, то для начала откройте сайт ФИПИ и прочтите все документы, которые там представлены. Там можно найти демоверсию ОГЭ по географии 2022 года, актуальную спецификацию и кодификатор. Большую часть важной информации мы передали в данном материале, но все-таки настоятельно рекомендуем не полениться и ознакомиться с полной версией документов.
Наибольшие трудности у школьников вызывают особенности основных отраслей хозяйства России, природохозяйственные зоны и районы. Это объемные и сложные разделы, которые проходят в 9 классе в рамках экономики и хозяйства России. Мне кажется, что эти социально-экономические темы в 9 классе некоторым ребятам еще просто не по возрасту. Они становятся понятными и интересными, когда уже накоплен какой-то жизненный опыт. К самым простым темам можно отнести математическую основу карты — систему координат, масштаб. С темой «Природопользование» у ребят тоже редко возникают сложности.
Также следуйте советам опытных педагогов:
Совет №1 – Учите карты
Чтобы успешно сдать ОГЭ по географии в 9 классе, нужно выучить и карту мира, и карту России. Как физическую, так и политическую. Вы должны не путать столицы и страны, знать, где что находится. Как ни странно, здесь часто теряют баллы. Времени на то, чтобы искать республику Татарстан 20 минут не будет, поэтому важно свободно ориентироваться на карте. Запомнить расположение гор, морей и городов поможет тренировка с контурными картами или картой-пазлом — используйте их при подготовке к ОГЭ по географии.
Совет №2 – Прорабатывайте сложности
При подготовке к ОГЭ по географии уделите внимание географической терминологии, природным процессам и явлениям, а также экономической географии и физико-географическим понятиям. Нужно анализировать графики и таблицы, уметь вычислять масштаб по карте, определять местоположение объекта по широте и долготе, строить поперечный профиль рельефа.
Совет №3 – Пишите пробники
Секрет высокого результата прост – тренироваться как можно больше в решении задач. Во время подготовки необходимо обязательно использовать те атласы, которые ученик потом возьмет на экзамен. Если готовиться по одним атласам, а на экзамен идти с другими, не будет привычного образа. В атласах каких-то изданий может не оказаться определенных карт, и школьник может растеряться. Лучшая стратегия подготовки к ОГЭ по географии — это отработка материала и решение наибольшего количества заданий по разным темам. Пишите пробные экзамены и решайте экзаменационные варианты — как можно больше. Засекайте время, которое уходит на выполнение заданий во время подготовки, чтобы точно успеть выполнить все задания на реальном экзамене.
Часто школьных уроков и подготовки к ОГЭ по географии самостоятельно бывает достаточно , ведь география считается одним из самых лёгких предметов на экзаменах в 9-ом классе. Но от ученика требуется усидчивость и самодисциплина, чтобы в одиночку разбираться в атласах и картах. Круто, если рядом есть профессионал, который всегда поможет. Если это ваш учитель – считайте, что очень повезло. В противном случае, можно обратиться к онлайн репетиторам, записаться на групповые занятия или найти персонального репетитора.
Предлагаем начать подготовку с просмотра полного разбора демоверсии ОГЭ по географии 2022 года.
Читайте также:
- ОГЭ по обществознанию в 2022 году
- Изложение ОГЭ в 2022 году
- ОГЭ по английскому языку в 2022 году
Разбор заданий при подготовке ОГЭ по географии 2022. Консультация в формате онлайн по географии для учащихся 9-х классов. Часть 1.
Учитель : Польщикова Н.К.
МАОУ СОШ №70
г.Тюмень
Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале
- Отметка по пятибалльной шкале «2»
0 — 11
- Отметка по пятибалльной шкале «3»
12 — 19
- Отметка по пятибалльной шкале «4»
20 — 26
- Отметка по пятибалльной шкале «5»
27 – 32
Разбор демонстрационной версии ОГЭ по географии 2022
- Демоверсия: geo-2022-v2.pdf → Спецификация: geo-s2022-v2.pdf → Кодификатор: geo-k2022-v2.pdf → Скачать одним архивом: geo-oge-2022-v2.zipЧитать далее: https://4ege.ru/gia-po-geografii/62592-demoversija-oge-2022-po-geografii.html
Задание 1.
- Что из перечисленного ниже находится в России?
- самая протяжённая река в мире
- самое глубокое озеро в мире
- самая высокая горная вершина в мире
- самый высокий водопад в мире
Разбор задания №1
- Чтобы ответить на такой вопрос, нужно просто знать эти факты из географии:
- Самая протяжённая река в мире – Амазонка.
- Самое глубокое озеро в мире – Байкал.
- Самая высокая гора в мире – Джомолунгма (Эверест).
- Самый высокий водопад в мире — Анхель.
Ответ: 2
Задание 3
- Расположите регионы России по степени уменьшения естественного плодородия почв на их территории. Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.
- Архангельская область
- Смоленская область
- Воронежская область
Разбор задания №3
- Обратите внимание, нам нужно расставить эти области по степени УМЕНЬШЕНИЯ плодородия их почв, значит, будем искать область с самыми плодородными почвами и напишем цифру, под которой она записана первой. Для выполнения задания нам понадобится наложить две карты: «Почвенная карта России» (8 кл) и «Административного устройства Российской Федерации» (9 кл) и будем помнить, что чем севернее расположено место, тем менее плодородны будут там почвы. Увидим, что в Воронежской области почвы чернозёмные, они самые плодородные, а Архангельская область расположена в месте, где формируются малоплодородные подзолистые почвы, в Смоленской области, расположенной в зоне смешанных лесов, почвы дерново-подзолистые.
- Ответ: 321
Задание 4
- Студентам-географам для проведения исследований нужно посетить самый северный участок степи в Европейской части России. Какой из перечисленных заповедников следует посетить студентам?
- Кандалакшский
- Приокско-Террасный
- Таймырский
- Астраханский
- Просто нужно открыть карту «Особо охраняемых природных территорий» и найти все эти заповедники. Поэтому, когда будете выбирать атлас для экзамена, посмотрите, чтобы эта карта у вас была и в нормальном размере. Чтобы определить северный участок степной зоны нам снова нужно наложить карты, второй из них будет карта «Природных зон России».
- Кандалакшский заповедник находится в таёжной зоне
- Приокско-Террасный – в европейской части России, на границе степной и лесной зон
- Таймырский – в тундре
- Астраханский – в полупустыне
Ответ: 2
Задание 4
- Традиционными занятиями какого из перечисленных народов являются оленеводство, рыболовство и промысел морского зверя?
- карелы
- чукчи
- марийцы
- чуваши
Разбор задания №4
- Откроем карту Административно-территориального деления РФ и найдём административные единицы, где живут эти народы, нам нужен народ, обитающий в тундре на побережье океана. Можно наложить эту карту на карту природных зон.
- Карелы — в Карелии, есть выход к морю, тундра. Подходят, но тут мало морского зверя
- Чукчи — в Чукотском автономном округе, тоже тундра, выход к океану, много морского зверя в этих краях – подходит
- Марийцы — республика Марий-Эл, в тайге, далеко от океана
- Чуваши — в Чувашии, тоже далеко от океана
Ответ: 2
Задание 5
Задание 5
- Какой из перечисленных городов, показанных на карте, находится в зоне действия циклона?
- Новороссийск
- Салехард
- Благовещенск
- Тюмень
Разбор задания №5
- Вспомнить материал про циклоны и антициклоны можно тут: https://tvoiklas.ru/zirkuliazia-atmosferi/#Циркуляция_атмосферы_циклоническая_деятельность
- На карте циклоны обозначены буковой «Н» — низкое давление в центре и изолиниями, расходящимися как круги по воде. Находим все города и смотрим, какой из них расположен рядом со знаком циклона:
- Новороссийск — рядом со знаком антициклона — буква «В» — высокое давление в центре, не подходит.
- Салехард — изолинии также указывают на близость антициклона.
- Благовещенск (на реке Амур) — в области циклона — подходит.
- Тюмень расположена там, где по карте в данный момент нет циклональной и антициклональной активности.
Ответ: 3
Задание №5
Задание 6
- Карта погоды составлена на 27 апреля. В каком из перечисленных городов, показанных на карте, на следующий день наиболее вероятно существенное потепление?
- Благовещенск
- Абакан
- Петрозаводск
- Элиста
Разбор задания №6
- Вопрос про атмосферные фронты. Находим на карте обозначение тёплого АФ и смотрим, какой из городов находится на их пути. И видим, что это Благовещенск. Обязательно найдите другие города и проследите, как они расположены по отношению к тёплым фронтам, чтобы в будущем справляться с таким заданием легко.
Ответ: 1
Задание 7
- Определите, какой город, являющийся столицей республики в составе Российской Федерации, имеет географические координаты 62° с.ш. 34° в.д.
Разбор задания №7
- Вопрос на определение географических координат, но в этот раз несколько облегчённый. Здесь дана подсказка, что это столица региона РФ, что сузило нам область определения. Работаем только с одной картой — административно-территориального деления РФ. Если вы забыли как определять географические координаты, то посмотрите тут: https://tvoiklas.ru/gradusn-setca/#Определяем_географические_координаты
Ответ: Петрозаводск
Задание 8
- Во время экскурсии учащиеся сделали схематическую зарисовку залегания горных пород на обрыве в карьере.
Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения их возраста (от самого молодого до самого древнего). Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.
- известняк
- суглинок с валунами
- кварцит
Разбор задания №8
- Нам надо указать слои от САМОГО МОЛОДОГО ДО САМОГО ДРЕВНЕГО. Наиболее древние слои находятся внизу, молодые — вверху. Задание лёгкое, главное не запутаться в цифрах. Самый молодой из данных в списке — суглинок, его цифру пишем первой, далее по возрасту идёт известняк и после кварцит.
Ответ: 213
Задание 9
Задание 9
- Определите по карте расстояние на местности по прямой от родника до церкви. Измерение проводите между центрами условных знаков. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите в виде числа.
- Ответ : ___________________________ м.
Разбор задания №9
- Находим на схеме знаки родника и церкви, прикладываем линейку к центрам этих знаков и получаем 4,4 см. Переводим данные в натуральные величины согласно масштабу, он указан внизу справа — в 1 см — 100 м, для этого умножим 4,4 на 100, получаем 440 м. Округлять тут ничего не нужно, это уже получилось целое число. Если ваш ответ будет больше или меньше на 10 м., то ответ тоже засчитают, так как линейки могут быть нестандартными. Если вы хотите точно измерять и дать методичный ответ, то приобретите металлическую линейку.
Ответ: 440
Задание 10
- Определите по карте, в каком направлении от башни находится родник .
Ответ: ___________________________.
Разбор задания №10
Совместив стрелки розы ветров с направлением от башни к роднику, мы видим, что это Север. Ответ нужно написать чётко: либо просто С, но она не должна быть похожей на О, так как все задания тестовой части проверяет компьютер, можно Север, или чётко ответить на вопрос — в каком направлении от башни находится родник — в северном.
Ответ: С, или Север, или в северном
Используемые источники интернета
- https:// infourok.ru/prezentaciya-po-geografii-na-temu-samie-samie-1023111.html
- https://znanio.ru/media/prezentatsiya-po-proektnoj-deyatelnosti— chudesa-rossii-2519814
- https:// theslide.ru/geografiya/nepal-4
- http:// 900igr.net/prezentacija/geografija/uchitel-geografii-srednej-shkoly-27-zaborskaja-natalja-nikolaevna-227021/vodopad-ankhel-samyj-vysokij-vodopad-mira-25.html
- https:// infourok.ru/prezentaciya-po-geografii-na-temu-vodopadi-3725136.html
- https:// shareslide.ru/geografiya/prezentatsiya-po-geografii-zakonomernosti-rasprostraneniya-pochv
- https:// en.ppt-online.org/883904
- https:// ppt-online.org/37318
- https:// infourok.ru/prezentaciya-vneklassnogo-meropriyatiya-na-temu-po-tropinkam-zapovednikov-rossii-2335809.html
- https://geo-oge.sdamgia.ru/
Подборка по базе: Примеры решения задач по бухучету ВЭД.docx, Алгоритм решения методом интервалов.docx, ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ АЛГОРИТМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ , Управленческие решения Синергия третий семестр.docx, Разработка системы защиты информации ООО «ВЕГАС» (52 ПК, использ, 1. алгоритм уд инородного тела пошаговый.doc, Бланк выполнения задания 4.docx, Бланк выполнения задания 4.docx, графтағы алгоритмдер 10 сынып план.docx, Методические указания по организации выполнения и защиты курсово
№ | Алгоритм решения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Определить тему вопроса, найти ее в атласе 7 класса. Если вопрос по России, то 8 или 9 класс. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | По административно-территориальной карте РФ определяем субъекты, имеющие выход к государственной границе. (8 или 9 класс) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
Чаще всего названия народов созвучны с названиями субъектов. Вспоминайте и сопоставляйте по карте (мордва – Республика Мордовия, татары – Республика Татарстан, ненцы – Ненецкий АО, калмыки – Республика Калмыкия и т.д.) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Климатическая карта:
ЦИКЛОН— низкое давление (Н), АНТИЦИКЛОН— высокое (В)., находим на схеме 4 города и соотносим давление |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Потепление — теплый фронт — палочка с полукругами направленная на город из списка,
Похолодание — холодный фронт — палочка с треугольниками. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Координаты (широта определяется по параллели — горизонтальная линия,
д олгота по меридиану — вертикальная линия) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | Чем глубже залегает горная порода, тем она старше. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | Линейкой измеряем кратчайшее расстояние в см,3,1 см*на 100 м(масштаб в легенде карты) ответ 310 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | Н ад первой точкой ставим +, соединяем. То что нужно найти в перекрестие.
Есть основные и промежуточные направление. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 | В легенде плана обратите внимание, через сколько проведены горизонтали (5м,2,5м). Определите высоты точек А и В по ближайшей подписанной горизонтали. Соединяем по линейке точки А и В. И смотрим спуск и подъем. Чем ближе расположены горизонтали, тем круче склон. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 | Чем ближе расположены горизонтали, тем круче склон.Фруктовый сад: южный склон, близость дороги, отсутствие кустарников и крупной растительности (смотрите, что просят в условии)Футбольное (волейбольное, хоккейное и т.д.) поле: ровная поверхность, отсутствие кустарников и крупной растительности.Катание на санках: склон, отсутствие кустарников и крупной растительности.Ретрансляционная вышка: участок расположен выше других, рядом с населенным пунктом или нет растительности | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 |
Все—100% Доля —-Х % Х= доля/все*100%
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 | ВЫБИРАЕМ 2 ВАРИАНТА ОТВЕТА
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16 | Анализ таблицы
Графическое расположение объектов (рисуем сетку координат) Анализируем высказывания |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18 | Определяем полушарие (линия температуры идет вверх – северное полушарие, линия идет вниз – южное полушарие)
Если северное полушарие: — осадки в основном летом – муссоны – Восток Евразии — осадков летом очень мало – Побережье Средиземного моря (температура зимой +10-15 оС) — Восточная Сибирь – низкие температуры зимой |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19 | НГ встречают с Востока на Запад (расставляем субъекты по карте справа налево) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20 | Находим в предложении 1 и 2 ключевые слова, каждому предложению соответствует 1 правильный ответ.Ответ в бланк записываем только цифрами, не меняя их порядок (например, 14) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21 | Воспроизводство населения – смена поколений. Речь пойдет про рождаемость
Естественный прирост – речь про кол-во родившихся и умерших людей Урбанизация – речь про жителей городов, городское насепление Режим реки – речь про изменение уровня воды в реке в течение года, ледостав и т.д. Миграция— перемещение населения |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22 |
Иммиграция- прибывшие, Эмиграция – выбывшие Естественный прирост =Рождаемость -Смертность. Может быть отрицательным, так и записываем с минусом (например, -459) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23 | Работаем с таблицей, считаем на калькуляторе. Следим за знаками и формулами | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24 | Чем меньше субъект и чем южнее он расположен, тем плотность ВЫШЕ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25 | По карте численности населения в 8 или 9 классе находим города и определяем численность с помощью условных знаков | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26 | В атласе 9 класса находим нужную отрасль промышленности и накладываем на карту с субъектами. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
27 | Работа с текстом и атласами | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28 | Работа с текстом и атласами | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
29 | Работа с текстом и атласами | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30 | Выделяем ключевые слова в тексте и находим подтверждение в картах атласа. Если Россия, 8-9 класс, если мир, то 7 класс. |
Мы начинаем разбор демонстрационной версии ОГЭ по географии 2022. Экзаменационная работа состоит из 30 заданий. На выполнение работы по географии отводится 2,5 часа (150 минут). Максимально возможное количество баллов, которые вы можете набрать, равно 31, минимум надо ориентироваться на 12, за меньшее количество вы получите отметку 2. На экзамен можно взять атласы за 7,8 и 9 классы любого издателя, непрограммируемый калькулятор, линейку и карандаш.
Задание 1
Что из перечисленного ниже находится в России?
- самая протяжённая река в мире
- самое глубокое озеро в мире
- самая высокая горная вершина в мире
- самый высокий водопад в мире
Чтобы ответить на такой вопрос, нужно просто знать эти факты из географии:
- Самая протяжённая река в мире – Амазонка.
- Самое глубокое озеро в мире – Байкал.
- Самая высокая гора в мире – Джомолунгма (Эверест).
- Самый высокий водопад в мире — Анхель.
Ответ: 2
Задание 2
Вставьте название государства на место пропуска. Одним из приграничных субъектов РФ является Смоленская область, которая имеет выход к Государственной границе РФ с _______________.
Здесь нам поможет карта «Административного устройства Российской Федерации» (9 кл). На ней найдём Смоленскую область и посмотрим с какой страной она граничит.
Ответ: Белоруссия, или Беларусь
Задание 3
Расположите регионы России по степени уменьшения естественного плодородия почв на их территории. Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.
- Архангельская область
- Смоленская область
- Воронежская область
Обратите внимание, нам нужно расставить эти области по степени УМЕНЬШЕНИЯ плодородия их почв, значит, будем искать область с самыми плодородными почвами и напишем цифру, под которой она записана первой. Для выполнения задания нам понадобится наложить две карты: «Почвенная карта России» (8 кл) и «Административного устройства Российской Федерации» (9 кл) и будем помнить, что чем севернее расположено место, тем менее плодородны будут там почвы. Увидим, что в Воронежской области почвы чернозёмные, они самые плодородные, а Архангельская область расположена в месте, где формируются малоплодородные подзолистые почвы, в Смоленской области, расположенной в зоне смешанных лесов, почвы дерново-подзолистые.
Ответ: 321
Задание 4, вариант 1
Студентам-географам для проведения исследований нужно посетить самый северный участок степи в Европейской части России. Какой из перечисленных заповедников следует посетить студентам?
- Кандалакшский
- Приокско-Террасный
- Таймырский
- Астраханский
Просто нужно открыть карту «Особо охраняемых природных территорий» и найти все эти заповедники. Поэтому, когда будете выбирать атлас для экзамена, посмотрите, чтобы эта карта у вас была и в нормальном размере. Чтобы определить северный участок степной зоны нам снова нужно наложить карты, второй из них будет карта «Природных зон России».
- Кандалакшский заповедник находится в таёжной зоне
- Приокско-Террасный – в европейской части России, на границе степной и лесной зон
- Таймырский – в тундре
- Астраханский – в полупустыне
Ответ: 2
Задание 4, вариант 2
Традиционными занятиями какого из перечисленных народов являются оленеводство, рыболовство и промысел морского зверя?
- карелы
- чукчи
- марийцы
- чуваши
Откроем карту Административно-территориального деления РФ и найдём административные единицы, где живут эти народы, нам нужен народ, обитающий в тундре на побережье океана. Можно наложить эту карту на карту природных зон.
- Карелы — в Карелии, есть выход к морю, тундра. Подходят, но тут мало морского зверя
- Чукчи — в Чукотском автономном округе, тоже тундра, выход к океану, много морского зверя в этих краях – подходит
- Марийцы — республика Марий-Эл, в тайге, далеко от океана
- Чуваши — в Чувашии, тоже далеко от океана
Ответ: 2
Задание 5
Какой из перечисленных городов, показанных на карте, находится в зоне действия циклона?
- Новороссийск
- Салехард
- Благовещенск
- Тюмень
Вспомнить материал про циклоны и антициклоны можно тут: https://tvoiklas.ru/zirkuliazia-atmosferi/#Циркуляция_атмосферы_циклоническая_деятельность
На карте циклоны обозначены буковой «Н» — низкое давление в центре и изолиниями, расходящимися как круги по воде. Находим все города и смотрим, какой из них расположен рядом со знаком циклона:
- Новороссийск — рядом со знаком антициклона — буква «В» — высокое давление в центре, не подходит.
- Салехард — изолинии также указывают на близость антициклона.
- Благовещенск (на реке Амур) — в области циклона — подходит.
- Тюмень расположена там, где по карте в данный момент нет циклональной и антициклональной активности.
Ответ: 3
Задание 6
Карта погоды составлена на 27 апреля. В каком из перечисленных городов, показанных на карте, на следующий день наиболее вероятно существенное потепление?
- Благовещенск
- Абакан
- Петрозаводск
- Элиста
Вопрос про атмосферные фронты. Находим на карте обозначение тёплого АФ и смотрим, какой из городов находится на их пути. И видим, что это Благовещенск. Обязательно найдите другие города и проследите, как они расположены по отношению к тёплым фронтам, чтобы в будущем справляться с таким заданием легко.
Ответ: 1
Задание 7
Определите, какой город, являющийся столицей республики в составе Российской Федерации, имеет географические координаты 62° с.ш. 34° в.д.
Вопрос на определение географических координат, но в этот раз несколько облегчённый. Здесь дана подсказка, что это столица региона РФ, что сузило нам область определения. Работаем только с одной картой — административно-территориального деления РФ. Если вы забыли как определять географические координаты, то посмотрите тут: https://tvoiklas.ru/gradusn-setca/#Определяем_географические_координаты
Ответ: Петрозаводск
Задание 8
Во время экскурсии учащиеся сделали схематическую зарисовку залегания горных пород на обрыве в карьере.
Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения их возраста (от самого молодого до самого древнего). Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.
- известняк
- суглинок с валунами
- кварцит
Нам надо указать слои от САМОГО МОЛОДОГО ДО САМОГО ДРЕВНЕГО. Наиболее древние слои находятся внизу, молодые — вверху. Задание лёгкое, главное не запутаться в цифрах. Самый молодой из данных в списке — суглинок, его цифру пишем первой, далее по возрасту идёт известняк и после кварцит.
Ответ: 213
Задание 9
Определите по карте расстояние на местности по прямой от родника до церкви. Измерение проводите между центрами условных знаков. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите в виде числа.
Ответ: ___________________________ м.
Находим на схеме знаки родника и церкви, прикладываем линейку к центрам этих знаков и получаем 4,4 см. Переводим данные в натуральные величины согласно масштабу, он указан внизу справа — в 1 см — 100 м, для этого умножим 4,4 на 100, получаем 440 м. Округлять тут ничего не нужно, это уже получилось целое число. Если ваш ответ будет больше или меньше на 10 м., то ответ тоже засчитают, так как линейки могут быть нестандартными. Если вы хотите точно измерять и дать методичный ответ, то приобретите металлическую линейку.
Ответ: 440
Задание 10
Определите по карте, в каком направлении от башни находится родник.
Ответ: ___________________________.
Находим на схеме значки, обозначающие башню и родник. Дорисуем розу ветров, чтобы было нагляднее.
Совместив стрелки розы ветров с направлением от башни к роднику, мы видим, что это Север. Ответ нужно написать чётко: либо просто С, но она не должна быть похожей на О, так как все задания тестовой части проверяет компьютер, можно Север, или чётко ответить на вопрос — в каком направлении от башни находится родник — в северном.
Ответ: С, или Север, или в северном
Задание 11
На рисунках представлены варианты профиля рельефа местности, построенные на основе карты по линии А — В разными учащимися. Какой из профилей построен верно?
Проводим линию от точки А к точке В и смотрим. Ориентируясь на абсолютную высоту точек, мы уже можем найти верный ответ. На схеме даны горизонтали — линии, соединяющие точки с одинаковой высотой, проведены они через 2,5 м друг от друга. Некоторые из них подписаны, другие можно высчитать. Точка В расположена на высоте 107,5 м, уже можем исключить варианты профилей 2 и 3. Река всегда находится в понижении, вариант 2 не подходит ещё и по этой причине.
Точка А расположена на высоте более 102,5 м, но точно не на высоте 110 м как на первом профиле. Значит, подходит только вариант 4. Продолжая смотреть на схему можно увидеть, что от точки А идёт резкое понижение, на это указывает близкое расположение горизонталей друг к другу, а от углубления реки поднятие к точке В плавное, горизонтали расположены дальше. А на профилях 1 и 3 всё наоборот, сначала плавное понижение, затем резкое, их исключаем и по этим признакам.
Ответ: 4
Задание 12
Фермер выбирает участок для закладки нового фруктового сада. Ему нужен участок, на котором весной рано сходит снег, а летом почва лучше всего прогревается солнцем. Он также должен иметь расположение, удобное для вывоза собранного урожая на консервный завод. Определите, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, больше всего отвечает указанным требованиям. Для обоснования Вашего ответа приведите два довода.
Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав сначала номер задания.
Только за это задание можно получить сразу 2 балла, его проверяет эксперт. Вывозить продукцию нужно по шоссе, шоссе расположено рядом с участками 1 и 2, уже исключаем участок 3. Снег быстрее тает на южных склонах холмов и гор. Южный склон смотрит на юг, он обозначен цифрой 2, видно, что горизонтали идут с понижением, обращая склон к югу. Северный же склон чаще расположен в тени и он мало получает солнца.
Ответ: 1) участок 2.
В обосновании приведены следующие доводы:
2) участок находится ближе всего к шоссе;
3) участок находится на склоне южной экспозиции
Задание 13
Средняя солёность поверхностных вод Балтийского моря составляет 8‰. Определите, сколько граммов солей растворено в 3 литрах его воды. Ответ запишите в виде числа.
Ответ: __________________________г.
Солёность 8‰ — это значит, что в 1 л воды растворено 8 г соли. Задание очень простое. Нам нужно узнать сколько растворено солей в 3 литрах морской воды, для этого 8 умножаем на 3, получаем 24 г.
Ответ: 24
Задание 14
Снежные лавины — одно из наиболее грозных и опасных природных явлений. В каких двух из перечисленных регионов России снежные лавины представляют наибольшую опасность? Запишите в таблицу цифры, под которыми указаны выбранные регионы.
- Калининградская область
- Республика Северная Осетия – Алания
- Астраханская область
- Архангельская область
- Камчатский край
Снежные лавины бывают только в горах, нам нужно определить в каких из данных субъектов есть высокие горы. Для выполнения задания нужно наложить карты политико-административную РФ и физическую РФ. Находим субъекты на карте и накладываем их на физическую карту, видим, что в Калининградской области гор нет, Северная Осетия расположена в Кавказских горах, Астраханская область — на низменности, Архангельская — на равнине, Камчатский край имеет в распоряжении высокие горы-вулканы.
Ответ: 25
Задание 15
Какие два из перечисленных видов хозяйственной деятельности человека способствуют предотвращению образования оврагов на склонах холмов в зоне лесостепей и степей? Запишите в таблицу цифры, под которыми указаны выбранные виды хозяйственной деятельности человека.
- высаживание деревьев и кустарников
- выпас скота
- продольная распашка территории
- ограничение использования минеральных удобрений
- террасирование склонов
Овраги возникают на незакреплённых почвах (нет растительности) с уклоном местности, где вода может унести частицы почвы и вымыть яму.
- Высаживание деревьев и кустарников поможет укреплению почвы и предотвратит образование оврагов — подходит
- Скот выедает травы, вытаптывает верхний слой почвы, которая становится незакреплённой и легко вымывается — не подходит
- Продольная распашка склона (сверху вниз) только поможет воде унести частички почвы по распаханным полосам — не подходит
- Минеральные удобрения никак не влияют на образование оврагов — не подходит
- Террасирование — это построение участков с чёткими границами на склоне, для выращивания культур. Эти участки строятся поперёк склона и помогают удержать почву, укрепляют склон — подходит.
Ответ: 15
-
Задание 16
Учащиеся проанализировали собранные данные в целях выявления зависимости между особенностями климата и географическим положением пункта. У всех учащихся выводы получились разные. Кто из учащихся сделал верный вывод на основе представленных данных?
1. Алина: «Чем дальше на юго-восток, тем больше среднегодовое количество атмосферных осадков».
2. Сергей: «Чем дальше на юго-восток, тем больше среднегодовая амплитуда температуры воздуха».
3. Георгий: «Чем севернее, тем ниже температура воздуха в январе».
4. Тамара: «Чем выше над уровнем моря расположен пункт, тем прохладней там в июле».
Нам не нужно находить города на карте, а нужно понять, как они располагаются друг относительно друга. Для этого начертим решётку и подпишем по оси У координаты широты, по оси Х — долготы. Затем отметим города на нашей импровизированной градусной сетке.
Разбор демонстрационной версии ОГЭ по географии 2022
Мы видим, что города смещаются с северо-запада, на юго-восток.
-
-
- Алина решила, что «Чем дальше на юго-восток, тем больше среднегодовое количество атмосферных осадков». Вывод она делала по последнему столбцу таблицы. Но мы видим, что количество осадков не возрастает с перемещением точки на юго-восток, оно изменяется хаотично и чаще уменьшается.
- Сергей: «Чем дальше на юго-восток, тем больше среднегодовая амплитуда температуры воздуха». Данных по амплитуде температур у нас нет, значит их нужно высчитывать. Амплитуда температур — это разница между июльскими и январскими максимумами. В Сортавале: 16,4-(-9,8)=26,2; в Вологде: 17,0-(-11,9)=28,9; в Балахне: 19,0-(-11,6)=30,6; в Уфе: 19,5-(-15,0)=34,5. Амплитуда температур увеличивается с передвижением на юго-восток, Сергей прав.
- Георгий: «Чем севернее, тем ниже температура воздуха в январе». Анализируем пятый столбик таблицы. Самый южный город — Уфа, там температура в январе составляет — 15°С, далее температуры становятся выше, так как на климат влияет тёплое течение и приближение океана. Георгий не прав.
- Тамара: «Чем выше над уровнем моря расположен пункт, тем прохладней там в июле». Смотрим на столбики 3 и 4. Ниже всего над уровнем моря находится Сортавала (17 м), там в июле температура +16,4, далее идёт Балахна (63) и там температура в июле равна +19,0, а это уже не ниже, а выше, значит Тамара не права.
-
Ответ: 2
Задание 17
В каком из перечисленных населённых пунктов 22 июня в полдень по местному солнечному времени угол падения солнечных лучей будет наименьшим?
- Сортавала
- Вологда
- Балахна
- Уфа
22 июня — это день летнего солнцестояния, в этот день Солнце находится в зените над Северным тропиком. Угол солнечных лучей уменьшается при движении от экватора к полюсам, и летом и зимой чем севернее пункт, тем меньше будет угол падения солнечных лучей. Самый северный пункт из данных смотрим по таблице — это Сортавала. В данных типах заданий может быть другая формулировка — о продолжительности светового дня, тогда решение будет зависеть от времени года, но не в данном случае.
Ответ: 1
Задание 18
Проанализируйте климатограмму и определите, какой буквой на карте обозначен пункт, характеристики климата которого отражены в климатограмме.
Как анализировать климатограммы, смотрите тут: https://tvoiklas.ru/klimat/#Чтение_и_анализ_климатограмм
- Отсекаем 2 города, определив о каком полушарии идёт речь — о Северном или Южном. Самый тёплый месяц июль, самый холодный — январь, значит это Северное полушарие, в Южном всё наоборот. Значит оставляем для дальнейшего анализа только пункты А и В.
- Линиями на карте обозначены климатические пояса, их можно высчитать или наложить на карту климатических поясов. Мы видим, что точка А находится в субтропическом климатическом поясе, В — в умеренном.
- Средние минусовые температуры встречаются от умеренных широт и севернее, количество осадков тоже соответствует умеренному поясу так как в Субтропиках лето сухое и жаркое, а зима дождливая и тёплая. Минусовые температуры встречаются иногда и в субтропиках, но не среднегодовые.
Ответ: 2
Задание 19
Расположите регионы России в той последовательности, в которой их жители встречают Новый год. Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.
- Республика Коми
- Омская область
- Хабаровский край
Ищем все регионы на административной карте. Новый год, как и новые сутки, начинается раньше в восточных регионах страны, так как Земля вращается с запада на восток, против часовой стрелки. Суточное вращение Земли: https://tvoiklas.ru/urok-9-sutochnoe-vrashhenie-zemli-i-ego-sledstviya/#Суточное_вращение_Земли
Ответ: 321
Задание 20
Туристические фирмы разных регионов России разработали слоганы (рекламные лозунги) для привлечения туристов в свои регионы. Установите соответствие между слоганами и регионами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
СЛОГАНЫ
А) Здесь можно любоваться бесконечным простором озёр, островами и водопадом Кивач!
Б) Добро пожаловать на Телецкое озеро — горную жемчужину неповторимой красоты!
РЕГИОНЫ
- Республика Карелия
- Краснодарский край
- Республика Алтай
- Самарская область
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Задание для знатоков географии и любителей путешествий по стране. Эти объекты вы должны запомнить, изучив географическую номенклатуру, т. е. перечень объектов, которые просто нужно запомнить и знать их место расположения.
А) Здесь можно любоваться бесконечным простором озёр, островами и водопадом Кивач! Озёрным краем называют Карелию, она расположена рядом со страной тысячи озёр — Финляндией. Тут и расположен крупнейший, но не высочайший водопад России — Кивач.
Б) Добро пожаловать на Телецкое озеро — горную жемчужину неповторимой красоты! Телецкого озера на карте атласа не найти, оно расположено в горах Алтая. Методом исключения тут можно сразу убрать только Саратовскую область, а в Краснодарском крае тоже есть горы, потому где расположено Телецкое озеро — младший брат Байкала, нужно просто знать.
Ответ: 13
Задание 21
В каких двух из приведённых высказываний содержится информация о воспроизводстве населения? Запишите в таблицу цифры, под которыми указаны выбранные высказывания.
- В ХХ в. территории крупных городов России быстро росли, при их слиянии с территориями соседних небольших городов возникали городские агломерации.
- В начале 2019 г. средняя плотность населения в Северо-Кавказском федеральном округе была одной из самых высоких в стране — 58 человек на 1 км².
- В 2018 г. в большинстве регионов России наблюдалась естественная убыль населения.
- В 2018 г. в Северо-Кавказском федеральном округе число родившихся превышало число умерших на 68 453 человека.
- В 2019 г. в РФ на постоянное место жительства из других стран прибыло 701 234 человека, из РФ в другие страны выбыло 416 131 человек.
Статья про воспроизводство населения: https://tvoiklas.ru/cislennost-naseleniia-mira/#Воспроизводство_населения_мира
- Речь идёт о процессе урбанизации
- Это про размещение населения
- Подходит
- Подходит
- О миграциях населения
Ответ: 34
Задание 22
В каком году из показанных на графике на постоянное место жительства в Россию из других стран прибыло наибольшее число людей? Ответ запишите в виде числа.
Ответ: _____________ г.
Нужно знать понятия:
- Эмиграция — выезд из страны на постоянное место жительства.
- Иммиграция — въезд в страну.
Значит, нам нужен график с кружочками.
Ответ: 2019
Задание 23
Определите величину миграционного прироста населения России в 2018 г.
Ответ запишите в виде числа.
Ответ: ___________________________ человек(а).
Миграционный прирост высчитывается путём вычитания от количества прибывших (иммигрантов) количество выбывших (эмигрантов). 565 685 – 440 831 = 124 854
Ответ: 124 854
Задание 24
В каких двух из перечисленных регионов России средняя плотность населения наибольшая? Запишите в таблицу цифры, под которыми указаны эти регионы.
- Камчатский край
- Ростовская область
- Мурманская область
- Республика Карелия
- Омская область
Понадобятся две карты: политико-административная РФ и плотности населения РФ. На первой находим все данные регионы и накладываем их на карту плотности населения. Видим, что Камчатский край, Мурманская область и Республика Карелия находятся в зоне Севера, где крайне низкая плотность населения. Омская и Ростовская области расположены в треугольнике, где живут 99% населения страны.
Ответ: 25
Задание 25
Расположите перечисленные города в порядке увеличения в них численности населения. Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.
- Липецк
- Новосибирск
- Псков
На карте плотности населения находим данные города, они обозначены кружочками разного размера, чем больше кружок, тем больше в них население. Расставить их нужно в порядке УВЕЛИЧЕНИЯ.
Ответ: 312
Задание 26, вариант 1
Какие два из перечисленных городов являются центрами алюминиевой промышленности? Запишите в таблицу цифры, под которыми указаны эти города.
- Красноярск
- Ярославль
- Петрозаводск
- Череповец
- Братск
Берём карту цветной металлургии и находим города, смотрим наличие или отсутствие в них алюминиевого производства.
Ответ: 15
Задание 26, вариант 2
Какие два из перечисленных народов являются коренными жителями Северного Кавказа? Запишите в таблицу цифры, под которыми указаны эти народы.
- буряты
- марийцы
- карачаевцы
- осетины
- тувинцы
Возьмём карту административно-территориального устройства РФ и физическую карту. На второй найдём Кавказские горы.
- Буряты — коренной народ республики Бурятия, она расположена рядом с озером Байкал.
- Марийцы — в респ. Марий-Эл, она ближе к центру европейской части России.
- Карачаевцы — в Карачаево-Черкессии, это республика Северного Кавказа.
- Осетины живут в Осетиях, они на Кавказе.
- Тувинцы в респ. Тыва, что близко к озеру Байкал.
Ответ: 34
Задания 27–29 выполняются с использованием приведённого ниже текста.
Зейская ГЭС
Зейская ГЭС расположена на реке Зее на Дальнем Востоке. Установленная мощность станции составляет 1330 МВт. Решение о строительстве ГЭС было принято ещё в 1964 г. В 1980 г. станция была выведена на проектную мощность – 1290 МВт. Тогда же до проектного уровня было заполнено Зейское водохранилище. Ежегодно в регионе в конце лета – начале осени выпадают обильные дожди, приводящие в отдельные годы к переполнению водохранилища, в результате чего приходится производить холостой сброс воды. Это иногда влечёт затопление ряда территорий ниже по течению реки. Самые массовые сбросы воды были произведены в 2007 и 2013 гг.
Задание 27
Притоком какой реки является Зея, на которой построена ГЭС, о которой говорится в тексте?
Ответ: ___________________________.
На карте Дальнего Востока находим реку Зея и видим, что она впадает в реку Амур.
Ответ: Амур
Задание 28
К какому межотраслевому комплексу относится предприятие, о котором говорится в тексте?
Ответ запишите на бланке ответов № 2, сначала указав номер задания.
Межотраслевой комплекс — это группа связанных между собой предприятий, производящих аналогичную продукцию. Предприятие, о котором говорится в тексте — Зейская ГЭС. Она является частью топливно-энергетического комплекса.
Ответ: ТЭК (топливно-энергетическому комплексу)
Задание 29
Объясните, с чем связано обильное ежегодное выпадение атмосферных осадков в регионе в конце лета — начале осени, периодически приводящих к необходимости производить сбросы воды из Зейского водохранилища, о которых говорится в тексте.
Ответ запишите на бланке ответов № 2, сначала указав номер задания.
Вопрос не про Зейскую ГЭС, а про климат. Дальний Восток находится в зоне муссонов — сезонных ветров, которые летом дуют с океана на сушу и приносят осадки.
Ответ: В ответе говорится о муссонах, приносящих влажные воздушные массы с Тихого океана, ИЛИ об активной циклонической деятельности
Задание 30
Определите регион России по его краткому описанию. Эта область расположена в Европейской части страны и граничит с зарубежными странами. Бóльшая часть её территории расположена за полярным кругом. Большое значение имеет наличие на её территории железных руд и руд цветных металлов. На территории области работает крупная АЭС.
Ответ: ___________________________ область.
Анализируем текст, выделяем ключевые данные для определения региона. Подсказка в тексте — это область, а не республика и не край. Полярный круг — за параллелью 66°. Атомных станций в стране немного, они тоже обозначены на экономических картах.
Ответ: Мурманская