Инструкция повторного выполнения инструкция которая появляется только в предложении

Повторение вычислений

Повторение вычислений

Инструкция повторного выполнения рассматривалась при обсуждении исключительных ситуаций (лекция 12). Она появляется только в предложении rescue, повторно запуская тело подпрограммы, работа которой была прервана.

Читайте также

2.2. Повторение (операторы цикла)

2.2. Повторение (операторы цикла)
Циклом называется группа операторов, которая выполняется повторно. После каждого повторения проверяется условие, называемое условием окончания цикла, по которому принимается решение продолжать повторение или закончить

20. Квадратный трехчлен, или Пакет Для Алгебраических Вычислений

20.
Квадратный трехчлен,
или Пакет Для Алгебраических Вычислений
Основная трудность, с которой сталкивается программист в большинстве языков программирования, — необходимость при записи вычислений разбивать свои уравнения на мелкие части. Так, если требуется

Выполнение вычислений в запросах

Выполнение вычислений в запросах
В строках запроса допускается выполнение вычислений. Для этого нужно просто заменить имя поля в предложении SELECT именем арифметического выражения. Допустим, вам нужно создать запрос для вычисления налога с продаж для складских запасов

Повторение с помощью циклов

Повторение с помощью циклов
Управляющие структуры типа «цикл» используются тогда, когда необходимо повторить выполнение некоторого блока программного кода несколько раз. Повторение одного или нескольких операторов является главным средством выполнения многих

Повторение под управлением циклов For…Next

Повторение под управлением циклов For…Next
Если уже перед выполнением цикла известно, сколько раз он должен выполняться, используйте цикл For. . . Next. Число проходов цикла задается значениями начало и коней, которые могут быть целыми числами, переменными и даже сложными

12. Кодирование параллельных вычислений

12. Кодирование параллельных вычислений
РезюмеЕсли ваше приложение использует несколько потоков или процессов, следует минимизировать количество совместно используемых объектов, где это только можно (см. рекомендацию 10), и аккуратно работать с

31. Не пишите код, который зависит от порядка вычислений аргументов функции

31. Не пишите код, который зависит от порядка вычислений аргументов функции
РезюмеПорядок вычисления аргументов функции не определен, поэтому никогда не полагайтесь на то, что аргументы будут вычисляться в той или иной очередности.ОбсуждениеНа начальных этапах развития

5.3. Выполнение вычислений с датами и временем

5.3. Выполнение вычислений с датами и временем
ПроблемаТребуется узнать количество времени, прошедшего между двумя точками даты/времени.РешениеЕсли обе временные точки находятся между 1970 и 2038 годами, то используйте тип time_t и функцию difftime, определенную в заголовочном

Повторение и свобода

Повторение и свобода
Работайте итерационноНе ожидайте того, что будете все понимать и делать правильно с первого раза. Пусть приложение растет и общается с вами. Позвольте ему трансформироваться и эволюционировать.Нет никакой необходимости отправлять веб-программы в

Повторение пройденного

Повторение пройденного
Примеры доступа к объектам Pocket Outlook рассматривались применительно к карманным компьютерам. Но теперь надо воссоздать их, опираясь уже на смартфоны. Сам код примеров останется практически неизменным. Но при этом изменится логика управления

Отмена и повторение изменений

Отмена и повторение изменений
Многие действия, произведенные над проектом, можно отменить. Выполняется это с помощью команды меню Монтаж ? Отменить <действие>. Вместо <действие> после слова Отменить в названии пункта меню записано, какое конкретно действие будет

27 Повторение и вознаграждение

27
Повторение и вознаграждение
Многие вещи, начиная от сумок для покупок и заканчивая картриджами, мы используем повторно. Почему бы тогда не попробовать применять повторно код? Почему бы не использовать повторно макеты и модели вместо того, чтобы создавать их заново?

Повторение

Повторение
Вполне возможно, что из 20 кадров прекрасной водяной белой лилии у вас как минимум 15 соответствуют всем требуемым стандартам и вы можете сократить число снимков, в которые влюблены, максимум до 10. Ну и пусть ракурс практически везде одинаковый, она ведь такая

Объектно-ориентированный стиль вычислений

Объектно-ориентированный стиль вычислений
Обратимся теперь к фундаментальным свойствам класса POINT и попытаемся понять, как устроено типичное тело подпрограммы и составляющие его инструкции. Далее выясним, каким образом класс и его компоненты могут использоваться

Повторение программы, толерантной к неисправностям

Повторение программы, толерантной к неисправностям
Предположим, вы написали текстовый редактор, и к вашему стыду нет уверенности, что он полностью свободен от жучков. Но вам хочется передать эту версию некоторым пользователям для получения обратной связи. Нашлись

Инструкция действует так: если значение e равно значению vi (это может быть только для одного из них), выполняются инструкции соответствующей ветви; иначе, выполняются инструкции в ветви else, если они есть.

Если отсутствует else, и значение e не соответствует ни одному vi, то возникает исключительная ситуация («Некорректно проверяемое значение»). Это решение может вызвать удивление, поскольку соответствующая условная инструкция в этом случае ничего не делает. Но оно характеризует специфику инструкции множественного выбора. Когда вы пишете inspect с набором значений vi, нужно включить ветвь else, даже пустую, если вы понимаете, что во время выполнения значения e могут не соответствовать никаким vi. Если вы не включаете else, то это эквивалентно явному утверждению: «значение e всегда является одним из vi«. Проверяя это утверждение и создавая исключительную ситуацию при его нарушении, реализация оказывает нам услугу. Бездействие в данной ситуации — означает ошибку — в любом случае, ее необходимо устранить как можно раньше.

Одно из частых приложений инструкции множественного выбора — анализ символа, введенного пользователем13.4):

inspect

first_input_letter

when 'D' then

"Удалить строку"

when 'I' then

"Вставить строку"

...

else

message ("Неопознанная команда; введите H для получения справки")

end

Когда значения vi целые, то они могут быть определены как уникальные (unique values), концепция которых рассмотрена в следующей лекции. Это делает возможным в объявлении определить несколько абстрактных констант, например, Do, Re, Mi, Fa, Sol, La, Si: INTEGER is unique, и затем анализировать их в инструкции: inspect note when Do then…when Re then…end.

Как и условные инструкции, инструкции множественного выбора не должны использоваться для замены неявного выбора, основанного на динамическом связывании.

Циклы

Синтаксис циклов описан при обсуждении Проектирования по Контракту (лекция 11):

from

initialization_instructions

invariant

invariant

variant

variant

until

exit_condition

loop

loop_instructions

end

Предложения invariant и variant факультативны. Предложение from требуется, хотя и может быть пустым. Оно задает инициализацию параметров цикла. Не рассматривая сейчас факультативные предложения, выполнение цикла можно описать следующим образом. Вначале происходит инициализация, и выполняются initialization_instructions. Затем следует «циклический процесс», определяемый так: если exit_condition верно, то циклический процесс — пустая инструкция (null instruction); если условие неверно, то циклический процесс — это выполнение loop_instructions, затем следует (рекурсивно) повторение циклического процесса.

Проверка

Инструкция проверки рассматривалась при обсуждении утверждений (лекция 11). Она говорит, что определенные утверждения должны удовлетворяться в определенных точках:

check

assertion -- Одно или больше предложений

end

Отладка

Инструкция отладки является средством условной компиляции. Она записывается так:

debug instruction; instruction; ... end

В файле управления (Ace-файле) для каждого класса можно включить или отключить параметр debug. При его включении все инструкции отладки данного класса выполняются, при отключении — они не влияют на выполнение.

Эту инструкцию можно использовать для включения специальных действий, выполняющихся только в режиме отладки, например, печати некоторых величин.

Повторение вычислений

Инструкция повторного выполнения рассматривалась при обсуждении исключительных ситуаций (лекция 12). Она появляется только в предложении rescue, повторно запуская тело подпрограммы, работа которой была прервана.

Выражения

Выражение задает вычисление, вырабатывающее значение, — объект или ссылку на объект. Выражениями являются:

[x]. неименованные (манифестные) константы;

[x]. сущности (атрибуты, локальные сущности, формальные аргументы, Result);

[x]. вызовы функций;

[x]. выражения с операторами (технически — это специальный случай вызова функций);

[x]. Current.

Манифестные константы

Неименованная или манифестная константа задается значением, синтаксис которого позволяет определить и тип этого значения, например, целое 0. Этим она отличается от символьной константы, чье имя не зависит от значения.

Булевых констант две, — True и False. Целые константы имеют обычную форму, например:

453 -678 +66623

В записи вещественных (real) констант присутствует десятичная точка. Целая, либо дробная часть может отсутствовать. Может присутствовать знак и экспонента, например:

52.5 -54.44 +45.01 .983 -897. 999.e12

Символьные константы состоят из одного символа в одинарных кавычках, например, ‘A’. Для цепочек из нескольких символов используется библиотечный класс STRING, описанный ниже.

Вызовы функций

Вызовы функций имеют такой же синтаксис, как и вызовы процедур. Они могут быть квалифицированные и неквалифицированные: в первом случае используется нотация с многоточием. При соответствующих объявлениях класса и функций, они, например, таковы:

b.f

b.g(x, y, ...)

b.h(u, v).i.j(x, y, ...)

Правило квалифицированного вызова, приведенное для процедур, применимо также к вызовам функций.

Текущий объект

Зарезервированное слово Current означает текущий экземпляр класса и может использоваться в выражении. Само Current — тоже выражение, а не сущность, допускающая запись. Значит присваивание Current, например, Current := some_value будет синтаксически неверным.

вернуться

анализ символа, введенного пользователеманализ символа, введенного пользователем 13.4

Инструкции

ОО-нотация, разработанная в этой книге, императивна: вычисления специфицируются через команды (commands), также называемые инструкциями (instructions). (Мы избегаем обычно применимого термина оператор (предложение) (statement), поскольку в слове есть оттенок выражения, описывающего факты, а хотелось подчеркнуть императивный характер команды.)

Для имеющих опыт работы с современными языками инструкции выглядят как хорошие знакомые. Исключение составляют некоторые специальные свойства циклов, облегчающие их верификацию. Вот список инструкций: Вызов процедуры, Присваивание, Условие, Множественный выбор, Цикл, Проверка, Отладка, Повторное выполнение, Попытка присваивания.

Вызов процедуры

При вызове указывается имя подпрограммы, возможно, с фактическими аргументами. В инструкции вызова подпрограмма должна быть процедурой. Вызов функции является выражением. Хотя сейчас нас интересуют инструкции, следующие правила применимы в обоих случаях.

Вызов может быть квалифицированным или неквалифицированным. Для неквалифицированного вызова подпрограммы из включающего класса в качестве цели используется текущий экземпляр класса. Этот вызов имеет вид:

r (без аргументов), или

r (x, y, …) (с аргументами)

Квалифицированный вызов явно называет свою цель, заданную некоторым выражением. Если a — выражение некоторого типа, C — базовый класс этого типа, а — q одна из программ C, то квалифицированный вызов имеет форму a.q. Опять же, за q может следовать список фактических аргументов; a может быть неквалифицированным вызовом функции с аргументами, как в p (m).q (n), где p(m) — это цель. В качестве цели можно также использовать более сложное выражение при условии заключения его в скобки, как в (vector1 + vector2).count.

Также разрешаются квалифицированные вызовы с многоточием в форме: a.q1q2 …qn, где a, так же, как и qi, может включать список фактических аргументов.

Экспорт управляет применением квалифицированных вызовов. Напомним, что компонент f, объявленный в классе B, доступен в классе A ( экспортирован классу ), если предложение feature, объявляющее f, начинается с feature (без дальнейшего уточнения) или feature {X, Y,… }, где один из элементов списка {X, Y,…} является A или предком A. Имеет место:

Правило Квалифицированного Вызова

Квалифицированный вызов вида b.q1. q2…. qn, появляющийся в классе C корректен, только если он удовлетворяет следующим условиям:

  1. Компонент, стоящий после первой точки, q1, должен быть доступен в классе C.
  2. В вызове с многоточием, каждый компонент после второй точки, то есть каждое qi для i > 1, должен быть доступен в классе C.

Чтобы понять причину существования второго правила, отметим, что a.q.r.s — краткая запись для

которая верна только, если q, r и s доступны классу C, в котором появляется этот фрагмент. Не имеет значения, доступно ли r базовому классу типа q, и доступно ли s базовому классу типа r.

Вызовы могут иметь инфиксную или префиксную форму. Выражение a + b, записанное в инфиксной форме, может быть переписано в префиксной форме: a.plus (b). Для обеих форм действуют одинаковые правила применимости.

Присваивание (Assignment)

Инструкция присваивания записывается в виде:

где x — сущность, допускающая запись (writable), а e — выражение совместимого типа. Такая сущность может быть:

  • неконстантным атрибутом включающего класса;
  • локальной сущностью включающей подпрограммы. Для функции допустима сущность Result.

Сущности, не допускающие запись, включают константные атрибуты и формальные аргументы программы — которым, как мы видели, подпрограмма не может присваивать новое значение.

Создание (Creation)

Инструкция создания изучалась в предыдущих лекциях3См. «Инструкция создания» и «Процедуры создания»,
«Динамические структуры: объекты»
. Один из вариантов рассмотрен в «Полиморфное создание»,
«Введение в наследование»
.
в двух ее формах: без процедуры создания, как в create x, и с процедурой создания, как в create x.p (…). В обоих случаях x должна быть сущностью, допускающей запись.

Условная Инструкция (Conditional)

Эта инструкция задает различные формы обработки в зависимости от выполнения определенных условий. Основная форма:

if boolean_expression then
   instruction; instruction; ...
else
   instruction; instruction; ...
end

где каждая ветвь может иметь произвольное число инструкций (а возможно и не иметь их).

Будут выполняться инструкции первой ветви, если boolean_expression верно, а иначе — второй ветви. Можно опустить часть else, если второй список инструкций пуст, что дает:

if boolean_expression then
   instruction; instruction; ...
end

Когда есть более двух возможных случаев, можно избежать вложения (nesting) условных команд в частях else, используя одну или более ветвей elseif, как в:

if c1 then
   instruction; instruction; ...
elseif c2 then
   instruction; instruction; ...
elseif c3 then
   instruction; instruction; ...
...
else
   instruction; instruction; ...
end

где часть else остается факультативной. Это дает возможность избежать вложения

if c1 then
   instruction; instruction; ...
else
   if c2 then
      instruction; instruction; ...
   else
      if c3 then
         instruction; instruction; ...
...
      else
         instruction; instruction; ...
      end
   end
end

Когда необходим множественный разбор случаев, более удобна инструкция множественного выбора inspect, обсуждаемая ниже.

ОО-метод, благодаря полиморфизму и динамическому связыванию, уменьшает необходимость явных условных инструкций и множественного выбора, поддерживая неявную форму выбора. Когда объект применяет некоторый компонент, имеющий несколько вариантов, то во время выполнения нужный вариант выбирается автоматически в соответствии с типом объекта. Этот неявный стиль выбора обычно предпочтительнее, но, конечно, инструкции явного выбора остаются необходимыми.

Множественный выбор

Инструкция множественного выбора (также известная, как инструкция Case ) производит разбор вариантов, имеющих форму: e = vi, где e — выражение, а vi — константы того же типа. Хотя условная инструкция (if e = v1 then …elseif e = v2 then…) работает, есть две причины, оправдывающие применение специальной инструкции, что является исключением из обычного правила: «если нотация дает хороший способ сделать что-то, нет необходимости вводить другой способ». Вот эти причины:

  • Разбор случаев настолько распространен, что заслуживает особого синтаксиса, увеличивающего ясность, позволяя избежать бесполезного повторения » e = «.
  • Компиляторы могут использовать особенно эффективную технику реализации, — таблицу переходов ( jump table ), — неприменимую к общим условным инструкциям и избегающую явных проверок.

Что касается типа анализируемых величин (тип e и vi ), то инструкции множественного выбора достаточно поддерживать только целые и булевы значения. Согласно правилу, они фактически должны объявляться либо все как INTEGER, либо как CHARACTER. Общая форма инструкции такова:

inspect
   e
when v1 then
   instruction; instruction; ...
when v2 then
   instruction; instruction; ...
...
else
   instruction; instruction; ...
end

Все значения vi должны быть различными; часть else факультативна; каждая из ветвей может иметь произвольное число инструкций или не иметь их.

Инструкция действует так: если значение e равно значению vi (это может быть только для одного из них), выполняются инструкции соответствующей ветви; иначе, выполняются инструкции в ветви else, если они есть.

Если отсутствует else, и значение e не соответствует ни одному vi, то возникает исключительная ситуация («Некорректно проверяемое значение»). Это решение может вызвать удивление, поскольку соответствующая условная инструкция в этом случае ничего не делает. Но оно характеризует специфику инструкции множественного выбора. Когда вы пишете inspect с набором значений vi, нужно включить ветвь else, даже пустую, если вы понимаете, что во время выполнения значения e могут не соответствовать никаким vi. Если вы не включаете else, то это эквивалентно явному утверждению: «значение e всегда является одним из vi «. Проверяя это утверждение и создавая исключительную ситуацию при его нарушении, реализация оказывает нам услугу. Бездействие в данной ситуации — означает ошибку — в любом случае, ее необходимо устранить как можно раньше.

Одно из частых приложений инструкции множественного выбора — анализ символа, введенного пользователем4Это элементарная схема. О более сложных технических приемах обработки пользовательских команд см. лекцию 3 курса «Основы объектно-ориентированного проектирования«.
:

inspect
   first_input_letter
when 'D' then
   "Удалить строку"
when 'I' then
   "Вставить строку"
...
else
   message ("Неопознанная команда; введите H для получения справки")
end

Когда значения vi целые, то они могут быть определены как уникальные (unique values), концепция которых рассмотрена в следующей лекции. Это делает возможным в объявлении определить несколько абстрактных констант, например, Do, Re, Mi, Fa, Sol, La, Si: INTEGER is unique, и затем анализировать их в инструкции: inspect note when Do then…when Re then…end.

Как и условные инструкции, инструкции множественного выбора не должны использоваться для замены неявного выбора, основанного на динамическом связывании.

Циклы

Синтаксис циклов описан при обсуждении Проектирования по Контракту (
«Проектирование по контракту: построение надежного ПО»
):

from
   initialization_instructions
invariant
   invariant
variant
   variant
until
   exit_condition
loop
   loop_instructions
end

Предложения invariant и variant факультативны. Предложение from требуется, хотя и может быть пустым. Оно задает инициализацию параметров цикла. Не рассматривая сейчас факультативные предложения, выполнение цикла можно описать следующим образом. Вначале происходит инициализация, и выполняются initialization_instructions. Затем следует «циклический процесс», определяемый так: если exit_condition верно, то циклический процесс — пустая инструкция ( null instruction ); если условие неверно, то циклический процесс — это выполнение loop_instructions, затем следует (рекурсивно) повторение циклического процесса.

Проверка

Инструкция проверки рассматривалась при обсуждении утверждений (
«Проектирование по контракту: построение надежного ПО»
). Она говорит, что определенные утверждения должны удовлетворяться в определенных точках:

check
   assertion -- Одно или больше предложений
end

Отладка

Инструкция отладки является средством условной компиляции. Она записывается так:

debug instruction; instruction; ... end

В файле управления (Ace-файле) для каждого класса можно включить или отключить параметр debug. При его включении все инструкции отладки данного класса выполняются, при отключении — они не влияют на выполнение.

Эту инструкцию можно использовать для включения специальных действий, выполняющихся только в режиме отладки, например, печати некоторых величин.

Повторение вычислений

Инструкция повторного выполнения рассматривалась при обсуждении исключительных ситуаций (
«Когда контракт нарушается: обработка исключений»
). Она появляется только в предложении rescue, повторно запуская тело подпрограммы, работа которой была прервана.

Когда значения vi целые, то они могут быть определены как уникальные (unique values), концепция которых рассмотрена в следующей лекции. Это делает возможным в объявлении определить несколько абстрактных констант, например, Do, Re, Mi, Fa, Sol, La, Si: INTEGER is unique, и затем анализировать их в инструкции: inspect note when Do then…when Re then…end.

Как и условные инструкции, инструкции множественного выбора не должны использоваться для замены неявного выбора, основанного на динамическом связывании.

Циклы

Синтаксис циклов описан при обсуждении Проектирования по Контракту (лекция 11):

from initialization_instructions invariant

invariant variant variant until

exit_condition loop loop_instructions end

Предложения invariant и variant факультативны. Предложение from требуется, хотя и может быть пустым. Оно задает инициализацию параметров цикла. Не рассматривая сейчас факультативные предложения, выполнение цикла можно описать следующим образом. Вначале происходит инициализация, и выполняются initialization_instructions. Затем следует «циклический процесс», определяемый так: если exit_condition верно, то циклический процесс — пустая инструкция ( null instruction ); если условие неверно, то циклический процесс — это выполнение loop_instructions, затем следует (рекурсивно) повторение циклического процесса.

Проверка

Инструкция проверки рассматривалась при обсуждении утверждений (лекция 11). Она говорит, что определенные утверждения должны удовлетворяться в определенных точках:

check

assertion — Одно или больше предложений end

Отладка

Инструкция отладки является средством условной компиляции. Она записывается так:

debug instruction; instruction; … end

В файле управления (Ace-файле) для каждого класса можно включить или отключить параметр debug. При его включении все инструкции отладки данного класса выполняются, при

отключении — они не влияют на выполнение.

Эту инструкцию можно использовать для включения специальных действий, выполняющихся только в режиме отладки, например, печати некоторых величин.

Повторение вычислений

Инструкция повторного выполнения рассматривалась при обсуждении исключительных ситуаций (лекция 12). Она появляется только в предложении rescue, повторно запуская тело подпрограммы, работа которой была прервана.

Соседние файлы в папке books

  • #
  • #
  • #

Цикл for/in

Еще одной важной инструкцией языка Python является цикл for/in, который можно смело назвать универсальным
итератором последовательностей, поскольку он позволяет выполнять обход элементов в любых объектах, поддерживающих возможность совершения итераций. При этом сюда относятся как встроенные объекты, например, строки,
списки или словари, так и объекты, создаваемые с помощью классов (о них чуть позже).

В общем виде для цикла for используется следующий синтаксис:

 for <Переменная> in <Итерируемый объект>:
    <Тело цикла>
 else:
    <Дополнительный блок инструкций> 

В ходе выполнения цикла for интерпретатор один за другим присваивает переменной заголовка элементы итерируемого объекта и выполняет для них инструкции
тела цикла (см. пример №1). Если цикл нужно прервать, используется ключевое слово break, которое передает управление
инструкции, следующей сразу за циклом. Кроме того, в цикле for разрешается использовать необязательный блок else,
набор инструкций которого выполняется только после удачного завершения цикла (т.е. при отсутствии ошибки или прерывания за счет использования инструкции
break).

# Формируем список.
li = [2, 5, 9, 4]
    
# Задаем начальную сумму.
sum = 0

# Запускаем цикл по элементам списка.
for elem in li:
    
    # Если сумма чисел меньше 8,
    if sum < 8:
        # наращиваем ее.    
        sum += elem
        # Выводим для наглядности на экран.
        print(sum)
    # Иначе
    else:    
        # выводим предупреждение и
        print("Превышен лимит суммы эл-тов!")                 
        # прерываем цикл.
        break
        
# Если цикл не был прерван.
else:
    # Выводим итоговое сообщение.
    print("Сумма эл-тов равна:", sum)
	
# Выводим сообщение о завершении проверки.
print("Проверка списка завершена!")
2
7
16
Превышен лимит суммы эл-тов!
Проверка списка завершена!






















		
			

Пример №1. Использование цикла for (часть 1).

В примере с помощью инструкции цикла for список проверяется на превышение лимита суммы его элементов. Для этого используется знакомая нам вложенная
условная инструкция if/else, которая и проверяет сумму на достижение лимита. Если в ходе очередной итерации цикла сумма не достигает указанного предела,
значение счетчика суммы sum увеличивается на значение переменной заголовка цикла elem, т.е.
sum += elem. После этого цикл переходит к следующей итерации и присваивает переменной elem значение следующего элемента
списка. И так до тех пор, пока не будет завершен обход всех элементов списка или не будет достигнут лимит суммы. Если лимит суммы достигнут не будет, сработает набор инструкций блока
else цикла, т.е. итоговая сумма будет выведена на экран. После этого будет выполнена инструкция, следующая за циклом. В случае достижения лимита,
сработает набор инструкций блока else условной инструкции if, т.е. будет выведено предупреждение, а цикл будет
прерван инструкцией break, которая передаст управление инструкции, опять же, следующей за циклом.

Обратите внимание, что в нашем примере были использованы два блока else: один принадлежит условной инструкции if,
а другой – инструкции цикла for/in. Отличить их легко по уровню отступов. Оба блока не являются обязательными в своих конструкциях, но в нашем
случае конструкция for/else, позволяет выводить итоговое сообщение не всегда, а только в случае успешного завершения цикла.

Также стоит помнить, что значение переменной заголовка цикла elem при каждой новой итерации обновляется, поэтому после завершения цикла в ней
будет храниться значение, присвоенное в ходе последней итерации.

Давайте рассмотрим еще несколько наглядных вариаций цикла for/in, чтобы увидеть, как он используется на практике (см. пример
№2).

# Выводим символы строки.
name = 'Григорий'
for s in name: print(s, end=' ')
print('', end='nn')

# Используем функцию range(a, b, step).
for n in range(1, len(name), 2): 
    # Выводим каждую вторую букву имени. 
    print(name[n], end=' ')         
print('', end='nn')        

# Выводим ключи и значения словаря.
d = {'one': 1, 'two': 2}
for key in d: print(key, '->', d[key])                
print('', end='n')        

# Используем распаковывание кортежей.
d = [(1, 2), (3, 4), (5, 6)]
for x, y in d: print(x + y, end=' ')                
print('', end='nn')        

# А здесь расширенный синтаксис распаковывания.
d = [(1, 2, 3), (4, 5, 6)]
for x, *y in d: print(x, y, end=' ')
Г р и г о р и й 

р г р й 

one -> 1
two -> 2

3 7 11 

1 [2, 3] 4 [5, 6] 












		
			

Пример №2. Использование цикла for (часть 2).

Как видим, инструкция цикла for в Python действительно имеет весьма простой синтаксис и с легкостью позволяет
совершать обход элементов в любых итерируемых объектах, в особенности внутри упорядоченных последовательностей вроде строк или списков, в которых обход осуществляется поочередно
в порядке возрастания индексов их элементов.

Цикл while

Инструкция цикла while представляет собой универсальный цикл общего назначения. Он служит для повторного выполнения кода, расположенного в его теле,
до тех пор, пока условие цикла остается истинным, т.е. имеет значение True. В общем случае синтаксис цикла while в
Python можно представить в следующем виде:

 while <Условное выражение>:
    <Тело цикла>
 else:
    <Дополнительный блок инструкций> 

Работает цикл while следующим образом: каждый раз перед выполнением новой итерации, т.е. перед очередным выполнением блока инструкций в теле
цикла, происходит проверка его условия и, если результат будет иметь значение True, код в теле цикла выполняется; далее интерпретатор возвращается в начало цикла
и снова проверяет его условие, повторяя все процедуры заново до тех пор, пока условие цикла не вернет значение False; в этом случае интерпретатор прерывает
выполнение цикла и, пропустив блок инструкций в его теле, передает управление либо необязательному ключевому слову else, выполняя дополнительный блок
инструкций, либо инструкции, следующей за циклом. При этом следует иметь в виду, что набор инструкций блока else выполняется только тогда, когда выход из
цикла производится не инструкцией break (см. пример №3).

# Формируем список.
li = [2, 5, 9, 4]
    
# Задаем начальную сумму.
sum = 0

# Устанавливаем счетчик итераций.
k = 0
# Запускаем цикл по элементам списка.
while k < len(li):
    
    # Если сумма чисел меньше 8,
    if sum < 8:
        # наращиваем ее.    
        sum += li[k]
        # Отслеживаем показания счетчика и суммы.
        print(k, ':', sum)                
        # Счетчик увеличиваем на 1.
        k += 1
    # Иначе
    else:    
        # выводим предупреждение и
        print("Превышен лимит суммы эл-тов!")                 
        # прерываем цикл.
        break
        
# Если цикл не был прерван.
else:
    # Выводим итоговое сообщение.
    print("Сумма эл-тов равна:", sum)
    
# Выводим сообщение о завершении проверки.
print("Проверка списка завершена!")
0 : 2
1 : 7
2 : 16
Превышен лимит суммы эл-тов!
Проверка списка завершена!


























		
			

Пример №3. Использование цикла while (часть 1).

В нашем примере цикл совершил три итерации. На первых двух итерациях сумма элементов списка наращивалась, но не достигла допустимого предела. В результате этого цикл пошел на третий виток,
где сумма элементов все-таки превысила лимит. Это привело к тому, что цикл был прерван инструкцией break, а интерпретатор начал обрабатывать выражение
вызова функции print(), следующее за циклом. Если бы общая сумма всех элементов списка оказалась меньше допустимого лимита, цикл продолжил бы работу до
тех пор, пока переменная счетчика не стала бы равной четырем, а условие цикла не вернуло бы False. Далее интерпретатор пропустил бы блок инструкций тела
цикла и стал бы обрабатывать дополнительный набор инструкций его блока else. Попробуйте уменьшить значение элементов списка и убедитесь в этом.

Стоит заметить, что в языке Python отсутствует цикл do/while, имеющийся в других языках программирования. Однако его
можно имитировать, добавив в конец тела цикла условную инструкцию одновременно с инструкцией break (см. пример №4).

# Устанавливаем счетчик.
k = 1

# Запускаем бесконечный цикл.
while True:
    
    # Выводим номер итерации.
    print(k, end=' ')               
    # Счетчик увеличиваем на 1.
    k += 1
                
    # Имитируем условную часть цикла do/while.
    if k > 5: break
1 2 3 4 5 












Пример №4. Использование цикла while (часть 2).

Как видим, в данной имитации тело цикла при любом значении счетчика будет выполнено как минимум один раз, что является побочным эффектом проверки условия в конце цикла свойственного
реальной конструкции do/while.

Кстати, обратите внимание, что при использовании счетчиков в наших примерах мы инициализировали их вне циклов. Это нужно для того, чтобы при каждой новой итерации их значения не сбрасывались
циклом в первоначальное состояние.

Инструкции break и continue

Инструкции break и continue используются только внутри циклов и выполняют примерно те же функции, что и
в других языках программирования: break прерывает объемлющий цикл и передает управление следующей за циклом инструкции, а continue
прерывает только текущую итерацию и производит переход в начало цикла, т.е. в строку заголовка. При этом обе инструкции могут появляться в любом месте внутри тела цикла, но как правило,
их используют во вложенных в цикл условных инструкциях if, чтобы выполнить необходимое действие в ответ на некоторое условие (см. пример
№5).

# Устанавливаем счетчик.
k = 1

# Запускаем бесконечный цикл.
while True:
    
    # Задаем условие прерывания цикла.
    if k > 10: 
        # Прерываем цикл и идем дальше.
        break            
                
    # Отсеиваем четные числа.
    if k%2 == 0: 
        # Счетчик обязательно увеличиваем.
        k += 1
        # Пропускаем дальнейшие инструкции
        # и возвращаемся в заголовок цикла.
        continue
    
    # Выводим нечетные числа на экран.
    print(k, end=' ')               
    # Счетчик увеличиваем на 1.
    k += 1                        
      
# Инструкция после цикла.
print('nВывод нечетных чисел окончен!n')       


        
# Допустим, что имеется список чисел от 1 до 20.
li = list(range(1, 21))

# Запускаем цикл по элементам списка.
for k in li:
    
    # Задаем условие прерывания цикла.
    if k > 10: 
        # Прерываем цикл и идем дальше.
        break            
                
    # Отсеиваем четные числа.
    if k%2 == 0: 
        # Счетчик обязательно увеличиваем.
        k += 1
        # Пропускаем дальнейшие инструкции
        # и возвращаемся в заголовок цикла.
        continue
    
    # Выводим нечетные числа на экран.
    print(k, end=' ')               
    # Счетчик увеличиваем на 1.
    k += 1                        
      
# Инструкция после цикла.
print('nВывод нечетных чисел окончен!')
1 3 5 7 9 
Вывод нечетных чисел окончен!

1 3 5 7 9 
Вывод нечетных чисел окончен!
















































		
			

Пример №5. Использование инструкций break и continue (часть 1).

Здесь хотелось бы обратить внимание на то, что все виды циклов в Python могут иметь другие вложенные циклы и условные инструкции, позволяя нужным образом
изменять дальнейший ход выполнения программы. Но дело в том, что каждая отдельная инструкция break или continue
относится только к одному ближайшему объемлющему циклу. Поэтому, например, выйти сразу из всех внешних циклов при помощи всего лишь одной инструкции break
расположенной в самом глубоком вложенном цикле не получится, нужно использовать инструкцию во всех циклах текущей иерархии (см. пример №6).

# Задаем стартовое значение счетчика.
y = 1                   
 
# Внешний цикл.
for x in range(1, 11):

    # Умножение на 1 пропускаем.
    if x == 1:          
        # Переходим в начало цикла for.
        continue 
  
    # Внутренний цикл.
    while True:         
        
        # Умножение на 1 пропускаем.
        if y == 1:          
            # Увеличиваем счетчик на единицу.
            y += 1    
            # Переходим в начало цикла while.
            continue                                     
                                      
        # Выводим произведение чисел.
        print('{} x {} = {}'.format(x, y, x*y))
        
        # При достижении значения y == 5.
        if y == 5:          
            # Переходим на новую строку.
            print()                     
            # Сбрасываем значение счетчика.
            y = 2                     
            # А внутренний цикл прерываем (внешний нет).
            break        
        
        # Увеличиваем счетчик на единицу.
        y += 1              
    
    # При достижении значения x == 5.
    if x == 5:          
        # Прерываем и внешний цикл.
        break            
  
# Выводим сообщение о завершении циклов.
print('Таблица умножения от 2 до 5 распечатана!')
2 x 2 = 4
2 x 3 = 6
2 x 4 = 8
2 x 5 = 10

3 x 2 = 6
3 x 3 = 9
3 x 4 = 12
3 x 5 = 15

4 x 2 = 8
4 x 3 = 12
4 x 4 = 16
4 x 5 = 20

5 x 2 = 10
5 x 3 = 15
5 x 4 = 20
5 x 5 = 25

Таблица умножения от 2 до 5 распечатана!




















		
			

Пример №6. Использование инструкций break и continue (часть 2).

В Python отсутствует возможность использования конструкций вида break n или continue n,
где n указывало бы на количество прерываний внешних циклов. Вместо этого необходимо использовать собственные инструкции для каждого из
n циклов по отдельности.

Краткие итоги параграфа

  • Для обхода элементов в любых объектах, поддерживающих возможность совершения итераций, в Python предназначен цикл
    for/in. В ходе выполнения этого цикла интерпретатор один за другим присваивает переменной заголовка элементы итерируемого объекта и выполняет для них
    инструкции тела цикла.
  • Для многократного повторного выполнения кода (не только обхода элементов) служит универсальный цикл общего назначения while, который выполняет блок
    инструкций, расположенный в его теле, до тех пор, пока условие цикла остается истинным, т.е. имеет значение True.
  • При необходимости в циклах for и while разрешается использовать необязательный блок
    else, набор инструкций которого выполняется только после удачного завершения цикла (т.е. при отсутствии ошибки или прерывания за счет использования
    инструкции break).
  • При использовании счетчиков следует инициализировать их вне циклов, чтобы при каждой новой итерации их значения не сбрасывались циклом в первоначальное состояние.
  • Для прерывания циклов в Python используется инструкция break, которая прерывает объемлющий цикл и передает управление
    следующей за циклом инструкции. Если нужно прервать только текущую итерацию, необходимо использовать инструкцию continue, которая после прерывания
    итерации производит переход в начало цикла, т.е. в строку заголовка. Обе инструкции могут появляться в любом месте внутри тела цикла, но как правило, их используют во вложенных
    в цикл условных инструкциях if, чтобы выполнить необходимое действие в ответ на некоторое условие.
  • Следует помнить, что в Python разрешается использовать многоуровневые вложенные циклы, однако при этом отсутствует возможность использования конструкций
    вида break n или continue n, где n указывало бы на количество прерываний внешних
    циклов. Вместо этого необходимо использовать собственные инструкции для каждого из n циклов по отдельности.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Для чего в программировании используются циклы? Какие виды циклов присутствуют в арсенале языка Python?

Показать решение.

Ответ. Циклы в программировании используются для организации многократного исполнения набора инструкций. В языке
Python циклы представлены конструкциями for/in и while: основным предназначением
цикла for является обход элементов итерируемого объекта, а while представляет собой универсальный цикл общего назначения.
Стоит заметить, что с помощью инструкции while можно сымитировать в том числе и счетный цикл for, однако программный код,
как хорошо видно из наших примеров выше, получится менее компактным и может выполняться медленнее.

2. Допустимо ли в Python использование вложенных друг в друга циклов?

Показать решение.

Ответ. В Python разрешается использовать как вложенные циклы, так и вложенные условные инструкции
if.

3. Обязательно ли использование блока else в циклах? При каких условиях он выполняется?

Показать решение.

Ответ. Блок инструкций оператора else в циклах не является обязательным, а его инструкции выполняются только
после удачного завершения цикла (т.е. при отсутствии ошибки или прерывания за счет использования оператора break).

4. В чем заключается основное отличие инструкции break от инструкции continue?

Показать решение.

Ответ. Инструкция break полностью прерывает объемлющий цикл и передает управление следующей за циклом
инструкции, в то время как инструкция continue прерывает только текущую итерацию и производит переход в начало цикла, т.е. в строку его заголовка.

5. Выведите все элементы списка [10, 20, 30] на экран сперва при помощи цикла for, а
затем и цикла while.

Показать решение.

# Сохраняем список в переменной.
li = [10, 20, 30]                   
 
# Организуем цикл по эл-там списка.
for elem in li:
    # Выводим значения на экран.
    print(elem, end=' ')              

# Сделаем отступ для цикла while.
print() 
              
# Инициализируем счетчик для цикла.  
k = 0
# Узнаем требуемое количество итераций.  
i = len(li)        

# Организуем цикл по эл-там списка.
while k < i:
    # Выводим значения на экран.
    print(li[k], end=' ')
    # Наращиваем значение счетчика.
    k += 1	
10 20 30 
10 20 30



















			

6. Дополнительные упражнения и задачи по теме расположены в разделе
«Циклы for и while»
нашего сборника задач и упражнений по языку программирования Python.

Быстрый переход к другим страницам

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство управы ховрино
  • Обязан ли работодатель предоставить должностную инструкцию
  • Сигнализация centurion x line инструкция скачать
  • Кветиапин 200 мг инструкция по применению цена
  • Детская швейная машинка ладушка инструкция по применению