Инструкция при направлении в командировку или дальний рейс

По охране труда для водителей, выезжающих в командировку (дальние рейсы) или на работу в отрыве от организации

1.Общие требования безопасности.

1.1. В длительные командировки (дальние рейсы) или на работу в отрыве от организации подбираются наиболее дисциплинированные водители, имеющие опыт и стаж работы на данных категориях транспортных средств, своевременно прошедшие медицинское переосвидетельствование, инструктажи по технике безопасности и охране труда, стажировку и проверку знаний требований техники безопасности и охраны труда.

1.2. При направлении в командировку двух и более водителей автотранспортных средств для совместной работы на срок более двух суток — приказом руководителя организации назначается работник, ответственный за охрану труда. Выполнение требований этого работника обязательно для всех водителей этой группы.

1.3. При остановке на отдых или ремонт вне населенных пунктов работник, ответственный за охрану труда, должен контролировать соблюдение правил охраны труда и пожарной безопасности.

1.4. Водитель должен знать, что наиболее опасными факторами, которые могут действовать на него в процессе выполнения работ, является:

  • вывешенный автомобиль, или агрегаты;
  • горячая вода и пар;
  • легковоспламеняющиеся вещества;
  • газы и другие токсичные вещества и химикаты;
  • этилированный бензин;
  • оборудование, инструмент, приспособления;
  • падение водителя в результате его неосторожных действий при выходе из автомобиля.

1.5. Каждый водитель должен пройти обучение и уметь оказывать первую доврачебную медицинскую помощь.

1.6. Никто не имеет право принуждать водителя выезжать в рейс если до выезда водитель не имел достаточного времени для отдыха, которое предусмотрено действующими нормативными правовыми актами.

1.7. За невыполнение требований данной инструкции водитель несет ответственность согласно действующему законодательству.

2.Требования безопасности перед началом работ.

2.1 Водитель, выезжающий в командировку, обязан:

  • иметь при себе следующие документы: водительское удостоверение, регистрационные документы на транспортное средство, путевой лист, документы на перевозимый груз, кроме этого командировочное предписание, паспорт, доверенность на право получения груза;
  • пройти предрейсовый медицинский осмотр, о чем делается запись в журнале предрейсового медицинского осмотра и ставится отметка в путевом листе о его прохождении медосмотра и о допуске водителя в рейс;
  • получить инструктаж о маршруте и графике движения, местах отдыха, местах смены водителей (если в рейс отправляется 2 водителя), о чем делается запись в путевом листе;
  • получить инструктаж о правилах перевозки груза, людей, о метеорологической обстановке, о дорожных условиях и режимах работы на маршруте;
  • получить инструктаж о времени прибытия в пункт назначения и возвращения;
  • при выезде из города водитель совместно с ответственным за техническое состояние должен проверить техническое состояние и оборудование транспортных средств, согласно «Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», и обратить особое внимание на отсутствие утечек топлива из системы, состояние шин и колесных дисков, приборов освещения, сигнализации, работу стеклоочистителя и стеклоомывателя, устройств обогрева и обдува стекол, спидометра, наличие аптечки, огнетушителя, знака аварийной остановки, инструментов, противооткатных приспособлении, заправку топливом, маслом, тормозной жидкостью, электролитом в аккумуляторных батареях, а также проверить его плотность.

2.2. Водитель расписывается в путевом листе о принятии автомобиля в технически исправном состоянии.

2.3. В случаях выявленных неисправностях автомобиля выезд в рейс запрещен.

3. Требования безопасности во время работы.

3.1. Во время работы водитель обязан выполнять требования «Правил дорожного движения», следить за техническим состоянием транспортного средства, контролировать размещение, крепление и состояние груза во избежание его падения, создание помех для движения.

3.2 Водителю запрещается:

  • управлять транспортным средством в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения;
  • передавать управление транспортным средством лицам, находящимся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, а также лицам, не имеющим при себе водительское удостоверение на право управления транспортным средством данной категории;
  • отклоняться, самовольно изменять маршрут, если это не связано с ухудшением дорожных или климатических условий, обо всех отклонениях от маршрута в путевом листе должна быть сделана отметка;
  • нарушать режимы труда и отдыха установленные заданием, графиком движения (при суммированном учете рабочего времени продолжительность работы не должна превышать в течений дня 10 ч, в случае, когда при осуществлении междугородней перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего место отдыха, продолжительность ежедневной работы может быть увеличена до 12 часов, продолжительность ежедневного отдыха должна быть не менее 12 часов в сутки, сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя в течении двух дней подряд четырех часов);
  • категорически запрещается спать в кабине при работающем двигателе;
  • перевозить людей в кузове грузового автомобиля;
  • открывать двери транспортного средства, если это создает помехи другим участникам дорожного движения;
  • нарушать скоростной режим;
  • резко тормозить, если это не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия;
  • пересекать организованные (в т. ч. пешие) колоны и занимать место в них;
  • проводить разворот на пешеходных переходах, в тоннелях, на мостах путепроводах эстакадах и под ними, на железнодорожных переездах, в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м, в местах расположения остановочных пунктах, на автомагистралях и дорог обозначенных знаком 5,3 (дорога для автомобилей);
  • проводить обгон на регулируемых перекрестах с выездом на полосу встречного движения н на нерегулируемых перекрестах при движении по дороге не являющейся главной (за исключением обгона на перекрестках с круговым движением, обгона двухколесного транспортного средства без бокового прицепа, разрешенного обгона справа), на пешеходных переходах при наличии на них пешеходов, на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними, в конце подъем и др. участков дорог с ограниченной видимостью с выездом на полосу встречного движения;
  • перевозить груз, если он затрудняет управление, нарушает устойчивость транспортного средства, закрывает внешние световые приборы и световозвращатели, регистрационные и опознавательные знаки, создают шум, пылит, загрязняют дорогу и окружающую среду. Если состояние и размещение груза не удовлетворяют установленным требованиям, безопасной перевозки, водитель обязан принять меры к устранению перечисленных причин либо прекратить дальнейшее движение;
  • выезжать на железнодорожный переезд при закрытом или начинающем закрываться шлагбауме (независимо от сигнала светофора), при запрещающем сигнале светофора (независимо от положения и наличия шлагбаума), при запрещающем сигнале дежурного по переезду, если за переездом образовался затор, если к переезду в пределах видимости приближается поезд (локомотив, дрезина), самовольно открывать шлагбаум, объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед переездом транспортные средства.

3.3 Стоянка с целью длительного отдыха, ночлега вне населенного пункта разрешается только на предусмотренных для этого площадках или за пределами дороги.

3.4. При вынужденной остановке в месте, где остановка запрещена, водитель должен принять все возможные меры для удаления транспортного средства из этого места (если это не возможно — включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановке на расстояние не менее чем за 15 м. в населенном пункте и не менее чем 30 м. вне населенного пункта).

3.5. Запрещается движение транспортных средств при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), не горящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях на дорогах без искусственного освещения в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада.

4. Требования безопасности при возникновении аварийной ситуации.

4.1. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему обязан: немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки (мигающий красный фонарь) на расстоянии обеспечивающем в конкретной обстановке своевременное предупреждение других водителей об опасности. Не перемещать предметы, имеющие отношения к происшествию; принять возможные меры для оказания доврачебной мед. помощи пострадавшим, вызвать «Скорую мед. помощь». А в экстренных случаях отправить пострадавших на попутной автомашине, а если это не возможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства с предъявлением документа, удостоверяющего личность и возвратиться к месту происшествия, освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно.

4.2. При необходимости освобождения проезжей части или доставки пострадавших на своем транспортном средстве в лечебное учреждение предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей: положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия; сообщить о случившемся в милицию и в свою организацию.

4.3. При буксировке на гибкой сцепке должно быть обеспечено расстояние между буксируемым транспортными средствами в пределах 4-6 м (причем на гибкой сцепке должны быть предупредительные устройства (не менее двух) флажки или щитки в виде флажков (200 х 200 мм) с нанесенными по диагонали красными и белыми чередующимися полосами), а при буксировке на жесткой сцепке не более 4 м.

4.4. Буксировка запрещается:

  • транспортных средств, у которых не действует рулевое управление;
  • двух и более транспортных средств;
  • транспортных средств с недействующей тормозной системой, если их фактическая масса более половины фактической массы буксирующего транспортного средства.

4.5. При меньшей фактической массе буксировка таких транспортных средств допускается только на жесткой сцепке.

5. Требования безопасности по окончании работ.

5.1. После окончания работы (командировки) водитель обязан:

5.1.1. После постановки автомобиля на ночную или дневную стоянку закрыть расходные вентили (для сжатого газа) или магистральный вентиль (для сжиженного газа), выработать газ из системы питания, после чего выключить зажигание и отключить «массу».

5.1.2. О недостатках, обнаруженных во время работы (командировки), известить руководителя отдела эксплуатации транспорта.

Безопасность движения и техника безопасности для водителей, направленных в командировки и дальние рейсы

Общие требования безопасности.

В длительные командировки, дальние рейсы подбираются наиболее дисциплинированные водители, имеющие опыт и стаж работы на данных категориях транспортных средств, своевременно прошедших медицинский осмотр и инструктажи.

Требования безопасности перед выездом в командировку.

Водитель, выезжающий в командировку, обязан:

  • иметь при себе документы: водительское удостоверение, регистрационные документы на транспортное средство, путевой лист, паспорт;
  • в полном объеме изучить данную инструкцию;
  • пройти предрейсовый медицинский осмотр, о чем делается запись в журнале предрейсового медицинского осмотра и ставится отметка в путевом листе о его прохождении медосмотра и о допуске водителя к рейсу;
  • получить инструктаж о маршруте движения, расписания (график) движения, местах отдыха, месте и времени смены водителей (если в рейс отправляется 2 водителя), о чем делается запись в путевом листе;
  • о правилах перевозки груза, людей, об изменении метеорологических, дорожных и других условиях и режимах работы на маршруте;
  • о времени прибытия в пункт назначения (оборота) и возвращения в офис;
  • при выезде со стоянки водитель совместно с ответственным за техническое состояние должен проверить техническое состояние и оборудование транспортных средств, согласно «Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения». Следует обратить особое внимание на отсутствие подтеков топлива из системы, состояние колес и шин, приборов освещения, сигнализации, работу стеклоочистителя и стеклоомывателя, устройств обогрева и обдува стекол, спидометра, тахографа (если он установлен), противоугонные устройства, наличие аптечки, огнетушителя, инструментов, противооткатных приспособлении, знака аварийной остановки, заправку топливом, маслом, тормозной жидкостью, электролитом в аккумуляторных батареях, а также проверить его плотность.

Водитель расписывается в путевом листе о принятии автомобиля. В случае выявления технических неисправностей никто не имеет право принуждать водителя выезжать в рейс.

Требования безопасности во время работы.

Во время работы водитель обязан выполнять требования «Правил дорожного движения», следить за техническим состоянием транспортного средства, контролировать размещение, крепление и состояние груза во избежание его падения, создание помех для движения.

Водителю запрещается:

  • управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения: передавать управление транспортным средством лицам, находящимся в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, а также лицам, не имеющим при себе водительское удостоверение на право управления транспортным средством данной категории; пересекать организованные (в т. ч. пешие) колоны и занимать место в них;
  • отклоняться, самовольно изменять маршрут, если это не связано с ухудшением дорожных или климатических условий (обо всех отклонениях от маршрута в путевом листе должна быть сделана отметка);
  • перевозить людей в кузове грузового автомобиля;
  • нарушать режимы труда и отдыха установленные заданием, графиком движения (при суммированном учете рабочего времени продолжительность работы не должна превышать в течений дня 10 ч, в случае, когда при осуществлении междугородней перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего место отдыха, продолжительность ежедневной работы может быть увеличена до 12 часов, продолжительность ежедневного отдыха должна быть не менее 12 часов в сутки, сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя в течении двух дней подряд четырех часов);
  • категорически запрещается спать в кабине при работающем двигателе (это опасно для жизни);
  • открывать двери транспортного средства, если это создает помехи другим участникам дорожного движения;
  • нарушать скоростной режим, установленный ПДД;
  • резко тормозить, если это не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия;
  • проводить разворот на пешеходных переходах, в тоннелях, на мостах путепроводах эстакадах и под ними, на железнодорожных переездах, в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м, в местах расположения остановочных пунктах, на автомагистралях и дорог, обозначенных знаком 5,3 (дорога для автомобилей);
  • проводить обгон на регулируемых перекрестах с выездом на полосу встречного движения н на нерегулируемых перекрестах при движении по дороге не являющейся главной (за исключением обгона на перекрестках с круговым движением, обгона двухколесного транспортного средства без бокового прицепа н разрешенного обгона справа), на пешеходных переходах при наличии на них пешеходов, на железнодорожных переездах и ближе чем за 100м. перед ними транспортного средства производящего обгон или объезд, в конце подъем и др. участков дорог с ограниченной видимостью с выездом на полосу встречного движения;
  • перевозить груз, если он затрудняет управление, нарушает устойчивость транспортного средства, закрывает внешние световые приборы и световозвращатели, регистрационные и опознавательные знаки, создают шум, пылит, загрязняют дорогу и окружающую среду. Если состояние и размещение груза не удовлетворяют установленным требованиям, безопасной перевозки, водитель обязан принять меры к устранению перечисленных причин либо прекратить дальнейшее движение;
  • выезжать на железнодорожный переезд при закрытом или начинающем закрываться шлагбауме (независимо от сигнала светофора), при запрещающем сигнале светофора (независимо от положения и наличия шлагбаума, при запрещающем сигнале дежурного по переезду, если за переездом образовался затор, если к переезду в пределах видимости приближается поезд (локомотив, дрезина), самовольно открывать шлагбаум, объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед переездом транспортные средства.

Стоянка с целью длительного отдыха, ночлега вне населенного пункта разрешается только на предусмотренных для этого площадках или за пределами дороги. При вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена, водитель должен принять все возможные меры для отвода транспортного средства из этих мест (если это не возможно — включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановке на расстояние чем за 15 м. в населенном пункте и не менее 30 м. вне населенного пункта).

Запрещается движение транспортных средств при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), не горящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях на дорогах без искусственного освещения в темное время суток или в условиях не достаточной видимости, не действующем со стороны водителя стеклоочистителя во время дождя или снегопада.

Требования безопасности при возникновении аварийной ситуации.

При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему обязан: немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки на расстоянии, обеспечивающем в конкретной обстановке своевременное предупреждение других водителей об опасности. Не перемещать предметы, имеющие отношения к происшествию; принять возможные меры для оказания доврачебной мед. помощи пострадавшим, вызвать «Скорую мед. помощь». А в экстренных случаях отправить пострадавших на попутной автомашине, а если это не возможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства с предъявлением документа, удостоверяющего личность и возвратиться к месту происшествия, освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно.

При необходимости освобождения проезжей части или доставки, пострадавших на своем транспортном средстве в лечебное учреждение предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей: положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия; сообщить о случившемся в милицию и в свою организацию.

При буксировке на гибкой сцепке должно быть обеспечено расстояние между буксируемым транспортными средствами в пределах 4-6 м (причем на гибкой сцепке должны быть предупредительные устройства (не менее двух) флажки или щитки в виде флажков (200 х 200 мм) с нанесенными по диагонали красными и белыми чередующимися полосами), а при буксировке на жесткой сцепке не более 4 м.

Буксировка запрещается:

  • транспортных средств, у которых не работает рулевое управление;
  • двух и более транспортных средств;
  • транспортных средств с нерабочей тормозной системой, если их фактическая масса более половины фактической массы буксирующего транспортного средства, при меньшей фактической массе буксировка таких транспортных средств допускается только на жесткой сцепке.

Требования безопасности по окончании работ.

После окончания работы (командировки) водитель обязан:

  • о недостатках, обнаруженных во время работы (командировки), известить начальника Транспортного отдела и своего непосредственного руководителя.

Оформление командировки в 2023 году: пошаговая инструкция

Иллюстрация: pressfoto/freepik

Что такое служебная командировка

Основные правила, гарантии и требования при организации служебных командировок, содержатся в гл. 24 ТК.

Простым языком, служебная командировка – это поездка сотрудника по распоряжению работодателя на заранее определенный срок для выполнения служебного задания вне места постоянной работы.

Для оформления поездки в качестве служебной командировки необходимо:

  • чтобы поездка носила производственный характер;

  • сотрудник был устроен по трудовому договору и никак иначе;

  • сотруднику не введен трудовым договором разъездной характер работы (как, например, у курьеров, экспедиторов и пр.), т.е. за ним закреплено стационарное рабочее место;

  • длительность командировки выбрана целесообразно (например, поездка на полгода в другой регион для организации деятельности филиала скорее похожа на временный перевод, а не командировку).

Общие правила направления сотрудников в командировку

По общему правилу, если работодатель направляет сотрудника в командировку, то отказаться от поездки тот права не имеет.

Такие действия расцениваются как уклонение от своих служебных обязанностей, что может закончиться дисциплинарным взысканием или привести к увольнению. Но, не всегда.

Например, если работник находится в отпуске, на больничном или поездка приходится на его официальный выходной, то отказ правомерен. Тут сотрудник сам может решить – ехать ему или нет.

При этом отпуск сотрудника придется переносить или отменять вообще, делать перерасчет.

А вот, если сотрудник решит поехать в командировку, находясь на больничном, он нарушит режим – одновременно болеть и работать нельзя. В этом случае он рискует потерей выплат по больничному листу или существенному их сокращению.

Кого нельзя отправлять в командировки или можно, но с ограничениями

Не каждого сотрудника компания может обязать поехать в командировку.

Есть некоторые категории работников, которые могут от нее отказаться на законных основаниях, а некоторых нельзя отправить даже если они сами согласны.

  1. Беременных женщин – без каких-либо «но» нельзя направлять в командировки. Их права защищает ст. 259 ТК.

  2. Несовершеннолетних детей можно отправлять в командировку, но только если они являются спортсменами или творческими работниками. Данное правило закреплено в ст. 268 ТК.

  3. Работников, трудоустроенных по ученическому договору, в обычную командировку отправлять нельзя. Они могут ехать только в командировку, связанную с ученичеством (ст. 203 ТК). Например, для сдачи экзаменов или на сессию.

  4. Сотрудников с ограниченными физическими возможностями можно направлять в командировки, но только если это не противоречит индивидуальной программе реабилитации (ст. 23 закона № 181-ФЗ).

Кроме того, статьи 259 и 264 ТК говорят о том, что, необходимо получить письменное согласие следующих сотрудников, направляя их в командировку:

  • женщин, имеющих детей до 3 лет;

  • отцов, матерей или опекунов, единолично воспитывающих детей до 14 лет;

  • родителей детей с ограниченными физическими возможностями;

  • одного из родителей ребенка до 14 лет, если второй родитель работает вахтовым методом;

  • многодетных родителей (трое и более детей до 18 лет), пока младшему не исполнится 14 лет;

  • сотрудников на больничном по уходу за членами семьи;

  • кандидатов в депутаты в период выборов.

Вот примерный образец бланка на согласование командировки:

ООО «РАССВЕТ»

УВЕДОМЛЕНИЕ
о направлении в командировку

Уважаемый(-ая) ____________________________________________________

Уведомляя о направлении в служебную командировку сроком на _______, просим дать согласие на направление в служебную командировку с ______________________ по _______________________ в _________________ для ___________________________________________________________.

Разъясняем, что согласно ст. 259 ТК РФ Вы имеете право отказаться от направления в служебную командировку в связи с тем, что _________________
Ответ ожидается не позднее _____________ 20… г.

«…» ………………. 20… года /……………….

С ведением электронного кадрового оборота в программе 1С поможет разобраться этот вебинар. Узнаете, как работает обмен, подписание, контроль, хранение и регистрация всех документов внутри программы. Бесплатно для подписчиков Клерк.Премиум.

Командировка сотрудника-иностранца

Если работодатель намерен направить в командировку иностранных работников, то следует иметь в виду, что такая возможность зависит от профессии, должности и статуса иностранного работника.

Особенности командирования иностранных сотрудников мы собрали в отдельной таблице.

Статус пребывания иностранного работника в РФ

Ограничение по должностям

Ограничение по сроку командирования

Временно пребывающий в безвизовом порядке (патент)

нет

ограничен сроком дополнительного патента в регионе командирования

Пребывающий на основании визы (разрешение на работу)

Должность или профессия должны попадать в перечень (п. 1 Приложения к приказу Минздравсоцразвития от 28.07.2010 № 564н)

  • не более 10 календарных дней (за весь период действия разрешения);

  • не более 60 дней (за весь период действия разрешения), если работа имеет разъездной характер.

Временно проживающие

Должность или профессия должны попадать в перечень (п. 2 Приложения к приказу Минздравсоцразвития от 28.07.2010 № 564н)

  • не более 40 календарных дней (за весь период действия разрешения);

  • не более 90 дней (за весь период действия разрешения), если работа имеет разъездной характер.

Высококвалифицированные специалисты с видом на жительство

нет

нет

Высококвалифицированные специалисты с разрешением на работу или временным проживанием

нет

  • не более 30 календарных дней в году;

  • без ограничений при разъездном характере работы.

Граждане ЕАЭС, постоянно проживающие и работающие в РФ

нет

нет

Временно пребывающий в безвизовом порядке иностранец получает патент.

Приезжающий по визе – разрешение на работу.

В обоих случаях свобода передвижения иностранца ограничена субъектом РФ, выдавшим ему разрешение или патент.

Если работодатель хочет занять работой иностранного сотрудника в двух и более субъектах РФ, то ему придется оформить патент на каждый из них.

При этом срок нахождения работника в другом субъекте будет строго ограничен сроком действия доппатента, который, в свою очередь, не должен превышать срок ранее полученного основного патента.

С иностранцем, имеющим разрешение на работу, немного проще. Он может ехать в командировку на срок не более 10 календарных дней (за весь период действия разрешения) или на 60 дней, если его работа имеет разъездной характер и это закреплено в трудовом договоре.

Туда попадают такие рабочие профессии как: каменщик, машинист, механик и пр. и творческие – артист, ведущий программ, аккомпаниатор. Должности, состоя на которых иностранец может ехать в командировку – руководители учреждений, функциональных и специализированных служб.

Иностранные сотрудники, имеющие статус временно проживающих должны работать в регионе, где им выдали разрешение.

Командировать можно только представителей рабочих и творческих профессий, а также руководящих должностей. Полный перечень содержится в п. 2 Приложения к приказу № 564н.

Общий срок пребывания временно проживающих иностранцев в служебных командировках не должен превышать 40 календарных дней за весь период действия разрешения и не более 90 календарных дней при разъездном характере работы.

Если иностранный работник признается высококвалифицированным специалистом и имеет вид на жительство, то его спокойно можно отправлять в командировки без каких-либо ограничений по профессиям и должностям.

При наличии у такого специалиста разрешения на работу или на временное проживание, он не может находиться в командировке более 30 календарных дней в году.

А вот если закрепить в его трудовом договоре разъездной характер работы, то срок нахождения в командировке будет не органичен.

Граждане ЕАЭС, постоянно проживающие и работающие в РФ, могут на любой период быть направлены в служебную командировку. На них действует тот же порядок, что и для российских граждан.

Срок командировки

  • Сроком служебной командировки принято считать период со дня выезда сотрудника по день его возвращения, включительно. Этот срок определяет сам работодатель.

  • Важно, чтобы руководитель установил ее конечный срок еще до начала командировки. Сотрудник должен четко понимать когда он вернется, а бухгалтерия должна рассчитать авансовые суммы перед поездкой и правильно расставить отметки в табеле рабочего времени.

Согласование командировки и заявление на выплату аванса

Закон не предусматривает проведения дополнительного согласования служебной командировки. Более того, у работодателя нет обязанности предупреждать о ней сотрудника заранее.

Однако, организации вправе разработать образец служебной записки, позволяющей согласовать служебную поездку и уточнить сопутствующие траты.

На практике, такую служебную записку составляет руководитель направляемого в командировку сотрудника.

В документе указывают ФИО и должность сотрудника, срок командировки, а также расшифровываются основные предстоящие расходы.

Генеральному директору ООО «СТИЛЬ»
Петрову И.И.
От руководителя отдела маркетинга
Иванова В. В.

Уважаемый Иван Иванович!

В связи с возникшей необходимостью осуществления переговоров с крупным потенциальным клиентом, который не имеет возможности посетить Санкт-Петербург, прошу командировать заместителя начальника отдела маркетинга Смирнова Д.С. в город Ростов-на-Дону. Предполагаемая длительность командировки: с 16 апреля по 21 апреля 2023 года.

Прошу дать указание о выдаче командировочных средств главному бухгалтеру в размере:

– 20 000 на проживание в гостинице.
– 6 000 на питание.
– 15 000 на транспорт.

Подпись

«__» ___________________ 2023 г.

Во многих компаниях процесс согласования командировок, как и документооборот в целом автоматизирован.

Сотрудник создает онлайн заявку, подписывает и согласовывает с руководством. Далее она уходит к ответственным сотрудникам смежных подразделений.

После того, как служебная записка согласована, работнику надо написать заявление на перечисление аванса, для покупки билетов и предварительной брони жилья, если эти хлопоты не берет на себя сама компания.

Конкретного расчета данных сумм нет. Достаточно знать приблизительную стоимость аренды жилья и расходов на проезд.

При этом, категория как самой гостиницы, так и номера должны совпадать с условиями, прописанными в Положении о командировках для конкретной должности.

Также можноограничить и класс поездки. Например, рядовые сотрудники могут ездить только в плацкарте на поезде и летать эконом-классом в самолете, а руководство – в купе и бизнес-классе соответственно.

В авансовый платеж, помимо указанных расходов, включаются суточные. Размер суточных не ограничен. Но по НК не облагаются налогом только суточные в пределах 700 рублей по России и 2 500 рублей (эквивалент в валюте) за границей.

Учитесь на вебинарах с Клерк.Премиум, задавайте вопросы лекторам, получайте сертификаты. 500+ часов обучающего контента для бухгалтеров, кадровиков, ИП.

Приказ о командировке

Каждая командировка начинается с оформления приказа.

С 1 января 2013 года применять унифицированные формы документов не является обязанностью.

Законодатель позволил компаниям самостоятельно разработать бланк приказа, утвердив его в своей учетной политике.

Главное чтобы в нем были все данные, предусмотренные ФСБУ 27/2021, позволяющие идентифицировать:

  • ФИО сотрудника, направляемого в командировку, должность и подразделение;

  • куда оформлена командировка;

  • в какие даты и на сколько календарных дней;

  • цель поездки;

  • кто финансирует поездку (работодатель).

Но и использование уже имеющихся унифицированных форм допустимо:

  • Т-9, при условии, что в командировку едет один сотрудник;

  • Т-9а, если командированных несколько.

Ранее, помимо приказа, необходимо было оформить служебное задание и командировочное удостоверение.

Постановление Правительства № 1595 сделало их применение необязательным. Хотя есть и такие компании, которые используют эти документы и сейчас. Это не запрещено.

Если работник будет находиться в пути в выходной или праздничный день либо, будучи в командировке, в такие дни он будет занят работой (при условии, что это не предусмотрено его обычным графиком), обязательно следует взять от работника письменное согласие на работу в выходной и издать соответствующий приказ.

Если в выходной или праздник командированный будет отдыхать, эти бумаги не понадобятся.

Бронирование жилья и билетов

Эту часть оформления командировки организация полностью устанавливает сама.

Кому-то удобно назначить в отделе кадров ответственного, который будет бронировать гостиницы и приобретать билеты на общественный транспорт.

Кто-то доверяет это своим сотрудникам, отправляющимся в командировку. Они из выданного им аванса оплачивают и жилье, и проезд.

Некоторые сотрудники получают разрешение ехать на личном или служебном авто. В данном случае им оформляются путевые листы, форму которых организация вправе утвердить сама.

Для подтверждения расходов в таком случае потребуются чеки на топливо, которое будет оплачивать сотрудник во время поездки.

Выплата суточных

Суточные должны быть выплачены заранее, перед командировкой. Размер суточных работодатель устанавливает самостоятельно и закрепляет его в Положении о командировках или Коллективном договоре.

Единственное ограничение, которое есть по суточным – их не выплачивают тем, кто едет в однодневную командировку (п. 11 постановления № 749).

Если однодневная командировка является заграничной, то выплата суточных производится в размере 50% от установленной работодателем для них нормы (ст. 168 ТК, п. 20 постановления № 749).

Лимит по суточным также не регламентирован. Организация вправе установить совершенно любой размер, закрепив его во внутренних документах.

Многие предприятия стараются указать суточные для командировок по России в размере 700 рублей. Выбор логичен. Именно такая сумма не подлежит обложению НДФЛ (п. 3 ст. 217 НК). Для загранкомандировок необлагаемый НДФЛ размер суточных – 2 500 рублей.

Суточные сверх указанных лимитов облагаются еще и страховыми взносами. Но взносы «на травматизм» с суточных платить не нужно.

Например. Иванов И.И. пробыл в командировке 4 дня и получил суточные в размере 1500 рублей в день. За дни командировки он получил 6 000 рублей. Не облагаются взносами и НДФЛ только 2 800 рублей (4 * 700 руб.). Получается, что с разницы 6 000 – 2 800 = 3200 рублей нужно удержать НДФЛ и заплатить страховые взносы.

Следует также иметь ввиду, что если место командировки недалеко от фактического места проживания командированного и у него есть возможность каждый вечер возвращаться домой, то суточные ему не выплачиваются (п. 11 постановления № 749) .

Отчет о командировочных расходах (авансовый отчет)

Основная задача работника, находящегося в командировке – сохранять все документы:

  • посадочные талоны;

  • билеты;

  • чеки;

  • документы, подтверждающие расходы на проживание;

  • другие документы по произведенным затратам (чеки на купленные канцтовары, материалы, оплату провоза багажа и др.).

Правительство уточнило перечень документов для подтверждения срока пребывания в командировке без проездных документов.

Например, если сотрудник едет на собственном авто. С 10 марта 2023 года работники, которых направили в командировку, смогут подтвердить проживание в гостинице если у них отсутствуют проездные документы:

  • договором на оказание гостиничных услуг по месту командирования;

  • кассовым чеком;

  • документом, оформленным на бланке строгой отчётности, подтверждающим предоставление гостиничных услуг по месту командирования (БСО).

После того, как работник вернулся из командировки, ему необходимо будет в течении 3 дней отчитаться о потраченных суммах:

  • собрать все сохраненные расходные документы;

  • заполнить авансовый отчет, указав сколько денег на командировку получено и сколько израсходовано, уточнить есть ли остаток или перерасход;

  • если сотрудник потерял какой-либо документ, то ему нужно составить служебную записку на возмещение потраченных средств (но, надо иметь в виду, что руководитель вправе отказать в компенсации соответствующего расхода).

После того, как бухгалтерия получит все документы, рассмотрит их и сверит затраты с размером аванса, будет произведён перерасчёт.

Если после командировки еще остались непотраченные средства, то их придется вернуть.

Если трат оказалось больше, при условии, что это не противоречит положению о командировках, оставшиеся средства перечислят на счёт командированного или выдадут из кассы.

Особенности командировок на территорию ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей

В 2022 году официально разрешили направлять работников в командировку в новые регионы для восстановления коммуникаций и налаживания бизнес-процессов.

Также были разработаны Правила командирования на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей (постановление Правительства от 28.10.2022 № 1915) для следующих категорий сотрудников:

  • работников организаций и учреждений, подведомственных федеральным государственным органам;

  • работников других организаций, которые участвуют в выполнении работ (оказании услуг) по обеспечению жизнедеятельности населения и (или) восстановлению объектов инфраструктуры.

В период их нахождения на указанных территориях им положены:

  • выплата среднего заработка в двойном размере. Он рассчитывается в соответствии с постановлением № 922;

  • суточные в размере 8 480 рублей за каждый день пребывания в командировке;

  • выплаты по безотчетным суммам в целях возмещения дополнительных расходов, связанных с командировками.

Отправляя сотрудника в командировку, работодатель должен учитывать разные детали. Разберемся, чем командировка отличается от выполнения работы в другой местности, какие сотрудники вправе отказаться от нее и что нужно предусмотреть при подготовке документов.

Содержание:

  • Что такое командировка
  • Служебная командировка или выполнение работы в другой местности?
  • Кого можно и кого нельзя отправлять в командировку
  • Как оформить командировку: необходимые документы

Ключевые правила, раскрывающие специфику служебных командировок, содержатся в ст. 166 ТК РФ. В ней говорится, что служебная командировка — это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

Из ст. 166 ТК РФ следует, что:

  • Служебная командировка должна нести производственный характер.
  • Направить в служебную командировку можно только тех лиц, которые оформлены по трудовому договору, а не по договору гражданско-правового характера.
  • Не признаются командировками служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер. Такой характер работы прописан в трудовом договоре.
  • Длительность служебной командировки должна быть целесообразной. В Письме Минфина России от 28.04.2010 № 03-03-06/1/304 говорится, что «в случае если большую часть рабочего времени и большую часть трудовых обязанностей, предусмотренных трудовым договором, работники выполняют в иностранном государстве, фактическое место работы сотрудников будет находиться в иностранном государстве и такие работники не могут считаться находящимися в командировке».

В Письме Минтруда от 09.06.2017 № 14-2/ООГ-4733 даются уточнения относительно дистанционных работников: «Поездка работника, направляемого в командировку на основании письменного решения работодателя в обособленное подразделение командирующей организации (представительство, филиал), находящееся вне места постоянной работы, также признается командировкой». Следовательно, поездка дистанционного работника в головной офис работодателя является служебной командировкой.

Факт того, что сотрудник работает дистанционно, должен быть зафиксирован в трудовом договоре как место работы (ст. 57 ТК РФ).

Поездка в филиал организации за пределы постоянной работы тоже расценивается как командировка. На это указывает п. 3 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749). В этом случае работники направляются в командировки на основании письменного решения работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

Согласно п.4 Постановления Правительства РФ от 13.10.2008 № 749, срок командировки определяется работодателем с учетом объема, сложности и других особенностей служебного поручения. Как в данном случае разграничивать понятия «служебная командировка» и «выполнение работы в другой местности в течение длительного времени»? 

Разъяснения по этому вопросу дает Письмо Минфина России от 28.04.2010 № 03-03-06/1/304: если в течение длительного времени значительную часть своих функций работник выполняет вне места постоянной работы (за границей, например), то служебную поездку нельзя считать командировкой. В данном случае лучше заключить дополнительное соглашение к трудовому договору о переводе работника на определенный период времени на работу в другой местности.

Нельзя Можно при наличии письменного согласия и если нет медицинского запрета
  • беременные женщины
  • работники в возрасте до 18 лет
  • женщины, имеющие детей в возрасте до 3-х лет (ч. 2 ст. 259 ТК РФ)
  • инвалиды (ч. 2 ст. 167 ТК РФ)
  • матери и отцы, воспитывающие без супруга (супруги) детей в возрасте до 14 лет (ч. 3 ст. 259 ТК РФ)
  • работники, имеющие детей-инвалидов (ч. 3 ст. 259 ТК РФ)
  • работники, осуществляющие уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением (ч. 2 ст. 259 ТК РФ)
  • мужчины, воспитывающие несовершеннолетних детей без матерей, а также опекуны и попечители несовершеннолетних (ст. 264 ТК РФ)
  • работники, с которыми подписан ученический договор, если поездка ему не соответствует (ч. 3 ст. 203 ТК РФ)

Данных работников следует в письменной форме ознакомить с правом отказаться от направления в командировку!

Прежде всего компании, которые направляют своих сотрудников в служебные командировки, должны иметь Положение о командировках. В этом локальном нормативном акте прописываются размер суточных, размер компенсации расходов и другие важные детали.

travel

Ранее в комплект обязательных командировочных документов входили служебные задания и командировочные удостоверения. Но с 8 января 2015 года эти документы упразднены (п. 2 Постановления Правительства РФ от 29.12.2014 № 1595). Теперь направление работника в служебную командировку производится на основании правового акта (приказа, распоряжения) работодателя.

Обязательные документы Необязательные документы
Приказ о направлении в командировку Служебное задание
Приказ о привлечении к работе в выходной (праздничный) день (при необходимости) Отчет о выполнении служебного задания
Авансовый отчет Командировочное удостоверение
Служебная записка (если поездка осуществляется на личном или служебном транспорте)  

Приказ о направлении в командировку

Работник направляются в командировку на определенный срок на основании письменного решения работодателя. Поэтому обязательно издается приказ, в котором отражается основная информация: кто направляется, в какие сроки и куда, с какой целью. Если сотрудник едет в командировку на служебном или личном транспорте, рекомендуется упомянуть это в приказе.

Поскольку унифицированной формы нет, придется разработать форму приказа самостоятельно. За основу можно взять форму Т-9 или форму Т-9А при направлении в командировку нескольких сотрудников.
Сотрудник знакомится с приказом под подпись.

Служебное задание

Действующее законодательство не предусматривает обязательное оформление этого документа. Но если ваш документооборот его предусматривает, то его придется оформлять. 

Служебное задание содержит перечень задач командированного сотрудника. Унифицированной формы нет, поэтому ее нужно разрабатывать самостоятельно.

Где указывать цель командировки, если нет служебного задания?

Достаточно приказа о направлении в командировку, в котором и будет указана эта цель. Несмотря на изменения, некоторые работодатели по-прежнему продолжают оформлять служебное задание и командировочное удостоверение. Поскольку запрета нет, можно действовать по старой схеме, но это нужно отразить в локальном нормативном акте, утвердить форму документа и порядок его составления.

Что должно быть в приказе, если не применяется командировочное удостоверение и служебное задание? 

В приказе о направлении в командировку следует указать:

  • наименование работодателя;
  • ФИО и должность работника;
  • структурное подразделение, в котором работает работник;
  • место, срок и цель командировки;
  • основание издания приказа.

Отчет о выполнении служебного задания

Этот документ не является обязательным. Тем не менее для работодателей он служит подтверждением производственного характера поездки. 

В отчете сотрудники описывают, что они сделали за период нахождения в командировке. 

Авансовый отчет

По возвращении из командировки работник передает работодателю авансовый отчет (форма N АО-1) об израсходованных суммах, на основании которого производится окончательный расчет.

К авансовому отчету прилагаются фактические расходы по проезду, расходы на проживание и документы об иных расходах, связанных с командировкой. 

travel

С Контур.Тревел сотрудники сами заполнят авансовые отчеты, а дальше они автоматически появятся в 1С вместе с билетами

Подробнее

С указанной даты фактический срок пребывания работника в командировке определяется по проездным билетам, представляемым им по возвращении.

Авансовый отчет предоставляется в течение трех дней с момента возвращения из командировки. 

Служебная записка

Этот документ потребуется, если сотрудник едет в командировку на служебном или личном транспорте. Согласно Постановлению Правительства РФ от 13.10.2008 № 749, в этом случае фактический срок пребывания в командировке указывается в служебной записке, к которой прикладываются документы, подтверждающие использование транспорта для проезда к месту командирования и обратно: путевой лист, маршрутный лист, счета, квитанции, кассовые чеки и иные документы. 

В Письме Минфина России от 26.05.2015 № 03-03-05/30168 уточняется, что «подтверждением фактического срока пребывания работника в служебной командировке могут являться любые первичные документы, оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, которые свидетельствуют о факте нахождения работника в пути к месту командирования и обратно».

В служебной записке указываются дата и время убытия в командировку, а также дата и время прибытия из нее.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство по ремонту мазда капелла
  • Милдронат инструкция по применению таблетки до еды или после еды
  • Фотоаппарат кэнон 1200 д инструкция по применению
  • Инструкция по эксплуатации духового шкафа электролюкс ezb52430ax
  • Как пить таблетки пропротен 100 инструкция